Животные — обитатели полей. Конспект НОД по речевому развитию «Предстают поля пред взором.» (Беседа на тему «Полевые растения»)

Растениеводство наука о разведении культурных сельскохозяйственных растений, а также само такое разведение. ("Толковый словарь" С.И.Ожегов) Растения , которые человек сам высаживает , ухаживаетза всходами , с обирает урожай , использует в пищу, называют культурными .

Растениеводство делят на несколько основных отраслей: полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство.

Растения поля

Поле - это открытое, безлесное пространство, на котором выращивают культурные растения.

В Пермском крае возделывают на полях зерновые культуры - рожь, пшеницу, ячмень, овес, просо и гречиху; овощные культуры - капусту, морковь, свеклу, огурцы и др.; кормовые культуры - клевер, вику, горох, турнепс, кормовую свеклу и др; технические культуры - лен, картофель.

Ведущее место в полеводстве занимают зерновые культуры. Они являются базой для развития других отраслей сельского хозяйства и промышленности.

Среди зерновых культур первое место по посевам в крае занимает озимая рожь . Ее возделывают на севере, в центральных и южных районах. Она не боится холодов, дает хороший урожай и рано созревает.

Второе место по посевам зерновых растений занимает пшеница - самая ценная хлебная культура. Она любит тепло, поэтому ее возделывают в южной части края.

В северных районах выращивают также ячмень и овес. На юге края - просо .

Ячмень

Овес

Просо

Все эти культурные растения отличаются друг от друга, но в строении их много общего. Все они травянистые растения, корень пучком, стебель - соломина, внутри полый, имеет крупные узлы, что делает его прочным и устойчивым. Листья - узкие, длинные. Мелкие цветочки ржи, пшеницы, ячменя собраны в колосья, а проса и овса - в метелки. Позднее из цветков образуются плоды - зерновки. Такие растения называют зерновыми злаками.

Зерна этих растений отличаются друг от друга. Например, у ржи зерно продолговатое, более темное, у пшеницы - округлое, светлое.

Использование культурных злаков

Название культурного

растения

Что получают

Рожь

Муку ржаную (выпекают ржаной хлеб).

Отруби идут на корм скоту.

Солома идет на подстилку.

Пшеница

Муку пшеничную (выпекают белый хлеб, изготавливают кондитерские изделия, макароны).

Крупу пшеничную.

Крупу манную.

Ячмень

Муку ячневую.

Крупу ячневую.

Крупу перловую.

Овес

Муку овсяную.

Крупу овсяную.

Толокно.

Геркулес.

Просо Крупу пшенную.

Растения, из которых получают хлеб, называют хлебными.

Много времени, сил, средств приходится тратить земледельцам, чтобы вырастить зерновые культуры, собрать урожай и приготовить хлеб. Поэтому его надо беречь!

Овощные растения

На полях выращивают много овощей: капусту, огурцы, помидоры, морковь, свеклу, редиску, редьку, лук и др.

Белокочанную капусту часто называют "королевой овощей".

Капуста очень богата витаминами, она - основа многих блюд. Ее едят сырой в салатах, вареной в щах и борщах, тушеной, квашеной, пекут с ней пироги. Много знаний, труда и времени надо отдать выращиванию этой культуры. Капуста любит тепло и влагу. Ее родиной являются теплые страны. Без подготовки капуста не успеет созреть в течение сравнительно короткого уральского лета. Поэтому ранней весной, когда еще поле отдыхает, люди сажают в теплицы или парники маленькие черноватые круглые семена. Из них вырастают светло-зеленые растения с двумя листочками (рассада).

Когда станет тепло, рассаду высаживают на поля и огороды. Все больше и больше появляется у растений листочков. Все плотнее прижимаются они друг к другу. Так образуется кочан. Внутренние листы становятся сочными и белыми. В кочане их насчитывается 40 - 70, а иногда и более и держатся они крепко, прижимаясь друг к другу. Урожай капусты собирают осенью.

Зеленые огурчики являются любимым овощным растением. Хороши они и зимой маринованные или соленые.

Родиной огурцов является Индия - теплая южная страна. В наших условиях огурцы дают хороший урожай, если их правильно выращивать. Огурцы, как и капусту, и помидоры, сначала высаживают в теплицы или парники, т.е. человек как бы искусственно удлиняет для них лето. Затем, с наступлением теплой погоды, их пересаживают на грядки. Из рассады вырастают низенькие растения со стелющимися хрупкими стеблями, шершавыми листьями, затем зацветают желтые цветы в виде граммофончиков, а из них образуются продолговатые, ярко-зеленые сочные плоды - огурцы.

Весной семена моркови , свеклы , редиса сеют прямо на грядки и тщательно поливают водой. Появляются невысокие растения с зелеными листьями. Корни их разрастаются и становятся все толще и сочнее. В них накапливаются питательные вещества: сахар, крахмал, витамины. Через месяц уже созревает редис, а позднее - морковь и свекла.

Морковь

Свекла

Редис

Растения, у которых в пищу употребляются утолщенные корни, называются корнеплодами .

Лук - ценный продукт питания. Он содержит сахар и различные витамины. Ни одно мясное или рыбное блюдо не обходится без лука. Еще в древности лук применяли как целебное растение от многих болезней. Поэтому народ сложил такую поговорку:"Лук от семи недуг". Наши ученые установили, что лук выделяет летучие вещества (фитонциды), от которых гибнут гнилостные и болезнетворные бактерии. Поэтому употребление лука в пищу имеет целебное значение.

У лука едят зеленые листья и луковицу. Родиной лука являются сухие степи. Растение приспособилось сохранять в сухой период питательные вещества в луковице, которая обладает чудесными свойствами. Многие хранят лук зимой, и он не высыхает. Весной луковица легко прорастает и дает зеленые листья, а в теплицах даже зимой. Она может легко зимовать. Иногда сажают лек на грядки под зиму. Когда начнет таять снег, у лука уже появляются зеленые листочки.

Картофель - ценный продукт питания. Его часто называют "вторым хлебом". Картофель - важная техническая культура. Из него получают крахмал, спирт, патоку.

Весной на полях и огородах края сажают много картофеля. Вырастают травянистые растения в виде кустиков с разветвленными стеблями. Они достигают в высоту 50 - 60 см. В середине лета на них образуются бело-розовые и фиолетовые цветы. Когда-то ради этих цветочков и выращивали картофель для украшения одежды, не зная о свойствах подземных частей этого растения.

Наблюдая за цветами, можно увидеть, что потом из них появляются круглые, зеленые, с мелкими семенами плоды, напоминающие помидоры. Их есть нельзя, они горьки и ядовиты.

В подземной части стебли картофеля выпускают подземные белые ветви, на концах которых образуются утолщения - молодые клубни. Они постепенно увеличиваются и заполняются крахмалом. Осенью обычно собирают богатый урожай клубней картофеля.

Родиной картофеля является Южная Америка. Не сразу картофель был признан в России. В начале по ошибке употребляли в пище не клубни, а горькие плоды. Поэтому многие крестьяне не хотели его сажать. Посадка картофеля распространялась среди населения принудительным путем, а это вызывало в давние времена "картофельные бунты".

Но постепенно люди освоили эту культуру и поняли, что картофель - незаменимый продукт питания. Сейчас у нас выращивают много высокоурожайных сортов картофеля.

Итак, у картофеля употребляют в пищу не плод, а видоизмененную подземную часть стебля, называемую клубнем.

Плодово-ягодные растения

Из-за холодных и продолжительных зим садоводство в Пермском крае развито недостаточно. Но все же садоводы выращивают облепиху, вишню, садовую землянику, смородину, малину, крыжовник, сливу, яблоню и др.

Садовая земляника

Вишня

Малина

Слива

Облепиха

Крыжовник

Яблоня

Смородина

Садоводство сосредоточено на юге края и в пригородах Перми, Чусового, Краснокамска, Оханска и в других населенных пунктах. Но все же большую часть фруктов для населения привозят из других стран и южных районов нашей страны.

Цветоводство

Из года в год наши города и поселки в весенне-летний период украшают цветы. Весной, когда только сойдет снег, появляются на садовых участках первые многолетники: белоснежные нарцисс ы с незабываемым тонким ароматом, красные и желтые тюльпаны , фиолетовые ирисы .

Тюльпаны

Нарциссы

Ирисы

Позднее зацветают пионы . Они восхищают богатством красок и величиной с блюдце цветков: алые, нежно-розовые, белые с приятным запахом.

Затем появляются красные и белые гвоздики , лилии . Зацветают высокие и стройные флоксы : сиреневые, фиолетовые, розовые и белые. Они цветут все лето.

Гвоздики Лилии Флоксы

Во второй половине лета распускаются прекрасные георгины различной окраски и формы и удивительно нарядные гладиолусы .

В скверах, парках и на улицах цветут в основном однолетники: астры , космеи , петуньи , бархатцы , колендулы и многие другие.

Календула Астры Космея Бархатцы

В городе Перми есть предприятие "Цветы Прикамья", где в теплицах круглый год цветут растения, в том числе - прекрасные розы .

Здесь выращивают рассаду однолетников для озеленения и украшения города.

Огромна сила воздействия цветов на чувства людей. Они нас лечат, вдохновляют и улучшают настроение. Ими украшают жилища, улицы, парки и сады. Их вручают на торжественных мероприятиях, дарят на праздники, возлагают на могилы умерших, у обелисков. В День Победы 9 Мая их дарят ветеранам войны.

Глядя на поле, полностью покрытое зелёным покрывалом, многие люди даже не догадываются, сколько различных видов растений они видят. На бескрайних просторах растёт более 40 видов цветов и трав. При этом все растения полей и лугов имеют не только свои названия, но и особенности.

Адонис

Растение является однолетним. Может вырастать в высоту до 40 см. Имеет богатую листву. Больше всего листья адониса напоминают укроп. Поэтому незнающие люди их часто путают. Окрас цветка может быть жёлтым или красным. Тычинки радуют глаз насыщенной тёмно-фиолетовой палитрой.

Белена

В большинстве случаев растение живёт два года, создавая после прорастания прикорневую розетку из листьев. В высоту белена может достигать 80 см. Она очень ядовитая, причем наиболее токсичными являются семена. Когда растение цветёт, оно издаёт неприятный аромат. Даже животные стараются обходить стороной белену.

Бодяк и василёк

Какие ещё существуют растения полей? Конечно же, это бодяк. Это считается сорняковым и одним из самых трудноискоренимых. Заросли бодяка могут разрастись по всему полю. При этом высота каждого из них может достигать полутора метров. Что касается василька, то он, наоборот, очень красивый. Это известен, наверное, каждому человеку с раннего детства. Высокий тонкий стебель и яркий окрас позволяют увидеть растение с далёкого расстояния.

Вьюнок

Рассказывая про растения полей, опишем вьюнок. Подобно бодяку, его трудно искоренить, так как корни способны уйти вглубь земли на 5 метров. Отличительной чертой является тонкий, вьющийся и закручивающийся стебель. Цветки растения могут быть окрашены в бледно-розовый или ярко-розовый цвет.

Горчица и льнянка

Горчица - довольно содержащее в себя вещества, способные губительно воздействовать на микроорганизмы. Размножается оно семенами, которые появляются после цветения ярко-жёлтых, небольших по размеру цветов.

Растения полей часто бывают необычными. Именно такой является льнянка. Такое название растение получило благодаря схожести своих листьев с льняными. Высота у него небольшая. Как правило, это 15 см. Но при имеют очень интересный вид. Внутренняя часть губки окрашена в ярко-оранжевый цвет, а сама чашечка изящно изогнута.

Лютик

Высота растения может достигать 40 см. Стебель тонкий и прямостоящий. Цветки у лютика мелкие. Они окрашены в с зеленоватым оттенком. Растение ядовито для животных. Всего через полчаса после попадания внутрь организма, оно провоцирует сильное отравление, а после и смерть зверька.

Мак и молочай

Возможность одного растения давать до 50 тысяч семян, объясняет столь великое распространение маков. Когда они цветут, то может показаться, что всё поле покрыто красным покрывалом. Стебель у растения тонкий. После цветения на нём образуется шишечка, в которой и находится огромное количество семян.

Какие ещё есть растения полей? Например, молочай. Он живёт один год и поднимается над землёй максимум на 40 см. Соцветие молочая выглядит по-особому. Пять сросшихся между собой прицветников образуют чашевидный околоцветник с нектарниками разного вида.

Осот полевой

Многолетнее и стойкое растение, главный корень которого уходит в землю на 50 см. В высоту же осот может вырасти до 120 см. Его стебель прямо возвышается над полем. Листья у осота голые и крупнозубчатые, а окрашены в жёлтый цвет. Осот, а также мак, василёк, лютик и другие цветы - популярные растения полей и лугов. Фото и названия их в нашей статье вы найдёте. Надеемся, что информация была вам полезна.

Урок окружающего мира в 3 классе

Поле

ГБОУ СОШ №840 г. Москва

Цели: сформировать представления учащихся о природном сообществе «Поле»; познакомить с животным и растительным миром полей; показать роль человека – создателя сообщества; развивать познавательный интерес; учить работать с дополнительной литературой, гербарием, применять в работе ранее полученные знания; учить рассуждать и делать выводы.

Оборудование: учебник, карта «Природные зоны мира», иллюстрации – животные и растения поля, гербарий, словарь.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Что представляет собой озеро? (Озеро – это природное сообщество).

Что общего и чем отличаются озера друг от друга? (Общее: озеро – это природный водоем, заполняющий впадину суши и не связанный с морем. Различие: по происхождению – остатки древнего океана и растаявшего ледника; пресноводные и соленые озера.)

Расскажите о природном сообществе «озеро» по плану (по выбору учащегося):

1. Место расположения (климатический пояс).

2. Растительность.

3. Животные.

4. Охрана сообществ.

Дети рассказывают о природном сообществе «Озера» на примере конкретного озера.

III. Постановка проблемы и объявление темы урока.

На протяжении веков люди селятся по берегам озер, так как озера снабжают людей водой. Но люди даже сами создают искусственные озера.

Самое первое искусственное озеро было сделано руками людей в Египте около 4800 лет назад. Оно предназначалось для орошения полей.

Отгадайте загадку:

Сеют на нем зерно,

Станет хлебом оно. (Поле.)

Чем питались наши предки? Был ли их «обеденный стол» таким же, как у нас сейчас? (Ответы детей.)

Белый хлеб пекут из белой пшеничной муки, а черный получается из ржаной муки темно-серого цвета. Пшеница и рожь могут по праву считаться основными кормильцами человека. При раскопках в Иране и Турции были найдены зерна пшеницы, выросшей в 65–60 гг. до н. э. Древние колосья пшеницы находили на территории Армении, Крыма.

На уроке мы должны доказать, что поле является природным сообществом.

IV. Изучение нового материала.

1. Работа с «Толковым словарем».

Какие значения у слова «поле»?

Поле – 1) безлесая равнинная территория;

2) участки пашни, на которые разделена площадь севооборота, и запольные участки;

3) площадка, оборудованная для чего-либо (например футбольное);

4) район боевых действий (например поле битвы);

5) пространство, охватываемое глазом при наблюдении, обозрении
(например поле зрения);

6) основной фон, на котором что-либо изображено;

7) свободная от письма, печати полоса вдоль края листа в тетради, книге и т. д.

Выберите то, которое относится к теме нашего урока.

Где образуются поля? (Поля – это территории, поросшие травянистой растительностью. Поля образуются там, где для деревьев не хватает влаги. Растения, которые растут сами по себе, называют дикими растениями. Такие растения давали человеку плоды и семена, съедобные корни.)

Чем поле отличается от луга? (На лугу растут разные травы, а в поле – выращенные человеком.)

2. Работа по карте «Природные зоны мира».

Определите по карте, где могут располагаться поля? (В степной зоне, так как здесь нет лесов.)

Но человек живет не только в степной зоне, но и в других, как здесь образуются поля? (Ответы детей.)

С того времени как человек стал возделывать земли, он не мог обойтись без расчистки лесных массивов. Новые поля появлялись там, где вырубались и сжигались деревья.

За много лет люди взяли из дикой природы множество диких растений, научились их выращивать. Все растения, выращенные человеком на полях, называются культурными растениями. Поля оказались самыми удобными территориями для земледелия и животноводства, поэтому освоены человеком в давние времена.

Вывод: поля могут возникнуть по желанию человека в разных климатических поясах.

Будут ли климат и погода влиять на растительный и животный мир полей?

3. Растительный мир полей.

Что растет в поле? (Растения.)

Какие? (Культурные , дикорастущие.)

Распределите растения по группам.

(Культурные : пшеница, рожь, овес, ячмень, кукуруза, рис, сахарный тростник, просо; дикорастущие : пырей, овсюг, аистник, житняк, куколь, вьюнок полевой, лисохвост, мятлик, острец, пастушья сумка.)

2) Практическая работа (работа в группах ).

Составьте устно описание 2–3 растений, которые выращивают на полях вашего края. Сначала изучите одно растение, затем второе, потом третье. Каждое последующее растение изучайте в сравнении с предыдущими. Расскажите о растении по следующему плану:

а) Название растения.

б) Культурное это растение или сорняк?

в) Найдите и покажите на растении части: корень, стебель, листья, цветки, плоды, семена. Определив каждую часть, не забудьте ее четко называть и показывать на живом растении или гербарии. Осмотрите внимательно каждую часть. Постарайтесь определить ее форму, окраску.

г) Найдите подземные и надземные части. Рассмотрите их внимательно. Что у них общего и чем они отличаются от других рассматриваемых растений?

д) Что представляет собой по внешнему виду полезная часть растения (форма, окраска, сравнительная величина)? Чем она полезна?

3) Отчет группы.

Культурные растения:

Злаки. Мелкие цветки собраны в простые соцветия – колоски, образующие сложные соцветия – колос, султан, метелку и др. Наибольшее хозяйственное значение имеют зерновые (пшеница, рис, рожь, овес, ячмень, кукуруза, сорго и др.), сахарный тростник.

Ячмень. Возделывают ячмень посевной (озимые и яровые формы) – кормовую (зерно) и продуктовую (крупа, мука, солод для производства пива, суррогат кофе) культуру..

Кукуруза . Зерновая и кормовая культура. Родина кукурузы – Центральная и Южная Америка. В Европу завезена в конце XV века. Из зерна получают крупу, муку, крахмал, спирт, комбикорм; из зародышей – кукурузное масло; из зеленой массы – силос, сено (корм для скота); из сухих стеблей и стержней початков – бумагу, линолеум, вискозу.

Рожь. В культуре с I–II тысячелетия до н. э. возделывают (преимущественно в странах Северного полушария) рожь посевную (культурную) – озимые и яровые сорта; в России – одно из важнейших хлебных растений.

Сахарный тростник. Выращивают сахарный тростник благородный в основном в Индии, Бразилии, на Кубе, в Средней Азии (небольшие плантации). Другие виды используют как салатные овощи, как корм животным, а также для производства бумаги.

Овес. Кормовые травы, сорняки (овсюг), зерновые культуры – овес.

Просо. Кормовые травы, сорняки; возделывают просо обыкновенное, просо мелкое (крупа – пшено, мука, зерновые корма).

Пшеница. Ведущая зерновая культура во многих странах. Возделывают в основном пшеницу мягкую и пшеницу твердую (озимые и яровые формы). В культуре с VII–VI тысячелетия до н. э. Из зерна делают муку, крупу, макароны, крахмал, комбикорм и др.; зеленая масса, сено, солома, зерно, отруби используются как корм для скота.

Не рви меня на поле,

Я только день живу.

Дай наглядеться вволю

На солнце и траву. (Лен.)

В каком виде на полях растет сахар? (Сахарная свекла, а в жарких странах – сахарный тростник.)

Этот цветок был завезен в Европу из Америки как декоративное растение, потом выявилось, что он прекрасный медонос (с него пчелы любят собирать мед), а примерно 200 лет назад оказалось, что из его семян можно получать замечательное масло, которое есть сейчас в каждом доме. Что это за цветок? (Подсолнух.)

Кроме зерновых, на полях выращивают картофель и овощные растения: свеклу, морковь, капусту, лук, чеснок. Картофель называют «вторым хлебом». И действительно, он полезен, питателен и очень вкусен.

Откуда был привезен картофель?

Дикорастущие растения:

Пырей . Многие пыреи – кормовые растения; пырей ползучий – ценное кормовое растение, в посевах – злостный сорняк.

Острец (вострец, волоснец). Острец ветвистый (злостный сорняк) и другие виды используются на корм скоту.

Лисохвост – кормовые растения

Мятлик. Распространен в холодных и умеренных поясах. Выращивают мятлик луговой, мятлик болотный и др. – кормовые культуры).

Аистник (журавельник). Форма плода сходна с головой аиста. Растет в сухих лугах, степях, предгорьях. Аистник цикутовый – обычный сорняк полей и огородов; лекарственное растение.

Житняк. В России около 10 видов. Выращивают житняк сибирский, житняк пустынный и др.

Вырос в поле злой и колкий,

Во все стороны иголки. (Репейник.)

Что в хлебе родится,

А есть не годится? (Василек.)

Овсюг , похож на овес. Этот сорняк приносит большой вред культурным растениям, так как берет из почвы в полтора раза больше воды, чем пшеница.

Вьюнок полевой часто так густо оплетает стебли пшеницы, что та ложится под его тяжестью на землю. Такую пшеницу трудно убирать комбайном.

Куколь – сорняк с крупными темно-розовыми цветами и узкими листьями. Если же хлебное поле засорено было куколем, то при молотьбе ядовитые семена его могут смешаться с зерном. Хлеб, испеченный из такой муки, вызывает у человека отравление.

Какой вред культурным растениям наносят дикорастущие? (Затеняют культурные растения, берут питание из почвы.)

Что делают люди с сорняками для роста культурных растений? (Люди ведут борьбу с сорняками: их выпалывают обязательно с корнем и до того, как они образуют плоды и семена.)

Подумай, почему? Вспомни о размножении растений.

Бахчевые культуры.

Отгадайте, какая ягода самая крупная. (Арбуз.)

Где выращивают арбузы? (На полях.)

Как называются такие поля? (Бахча – от персидского «бахче» – садик (баштан), поле, на котором выращивают бахчевые культуры.)

Что еще выращивают на этих полях? (Дыни.)

Физкультминутка

4. Животный мир полей

Назовите животных – обитателей полей. (Ответы детей.)

Животные

Насекомые

Звери

Птицы

капустная белянка

колорадский жук

жужелица

слизень

божья коровка

мыши

хомяки

суслики

жаба

жаворонок

перепел

канюк

пустельга

грач

сова

Сообщения детей о животном мире в природном сообществе «поля».

Камышевки – мелкие птицы невзрачного серовато-бурого или зеленоватого цвета, обычно с довольно коротким ступенчатым хвостом. Клюв прямой, уплощенный, довольно длинный. Тело несколько удлиненное. Крылья короткие, закругленные. В России распространены повсеместно, кроме тундры. Однако в роде камышевок имеется один вид – садовая камышевка, которую многие считают одним из лучших певцов наших садов и полей.

Амбарные клещи (хлебные, или мучные, клещи). Длина 0,2–0,5 мм. Обитают в почве, норах и гнездах животных, на корнях и зеленых частях растений. При уборке урожая амбарные клещи заносятся с полей на склады, где они повреждают зерно, муку и другие пищевые продукты.

Суслики. Длина тела до 40 см, хвоста – менее ½ длины тела. Уши короткие, мало заметные. Отдельные виды с пышными хвостами, большинство бесхвостые. Волосяной покров желтовато-серый, спинка более темная и может иметь крапинки, пятнышки и полосы. Брюшная сторона обычно грязно-желтая или беловатая. Есть защечные мешки.

На воле живут в глубоких норах (которые используют один сезон) на межах полей, лугах, пастбищах. В результате в местах их обитания возникают многочисленные небольшие холмики (сусликовины, или курганчики). Активны в светлое время суток, особенно рано утром, а в жаркий день устраивают себе «сиесту» («малую спячку», при недостатке кормов). Зимой впадают в длительную спячку. Каждый взрослый зверек занимает свой индивидуальный участок. Настороженный суслик часто становится «столбиком», потревоженный – издает громкий свист или крик, при опасности моментально скрывается в норке.

В России чаще встречаются самые распространенные: крапчатый, большой и малый суслики. Все питаются зелеными частями растений, семенами, некоторые виды также едят насекомых. В некоторых местностях наносят значительный ущерб посевам.

Хомяки нагибают колосок и срезают его своими острыми зубами, зернами набивают рот, прячут их за щеки и переносят в свои норы, создавая там запасы на зиму. Иногда в норах хомяков находят до 30–40 кг отборной пшеницы.

Урожаи картофеля сильно снижает колорадский жук . Он питается листьями этого растения. Колорадские жуки настолько прожорливы, что могут ничего не оставить от куста картофеля. От таких растений урожая ждать не приходится. Есть насекомые, которые вредят хлебным и овощным растениям.

Но не все насекомые приносят вред растениям. Среди насекомых есть много полезных, которые помогают нам сохранить урожай. На полях нетрудно отыскать жужелицу . Хорошо знакома тебе и божья коровка . Эти жуки очень прожорливы. Поедая большое количество вредных насекомых, они оказывают человеку помощь в выращивании урожая.

Растениям поля сильно вредят слизни. Бороться с ними помогают человеку жабы, питающиеся слизнями.

Здесь вьют гнезда жаворонки . Немало посвящено музыки, стихов, прозы этой небольшой птичке, ее переливчатой песне. Птицы, поедая вредителей культурных растений – насекомых, мелких зверей, приносят большую пользу человеку.

Живут на полях мелкие зверьки: мыши, суслики. Эти животные питаются зерном и запасают зерно на зиму.

Среди животных много друзей поля. Это птицы. Особенно большую пользу приносят канюки, совы. Они поедают огромное количество мышей и других грызунов. Одно семейство совы за год сберегает до одной тонны пшеницы.

Почему крупные животные не могут жить в поле? (Крупные животные постоянно не живут в поле. Поле – открытая местность, и здесь трудно скрываться от врагов. Но многие животные приходят сюда кормиться: медведь ест посевы овса, лиса отыскивает здесь мышей, заяц питается молодыми хлебными растениями.)

5. Цепи питания .

Приведите примеры природного сообщества «Поле», опираясь на данную схему:

(Засушливое лето – травы – грызуны; холодная зима – засохшие растения под снегом – спячка, запасы.)

Составьте цепи питания в данном сообществе. Объясните, к чему может привести их нарушение. (Дождевые черви → отмершие части растений; стебли и листья → гусеницы бабочек; кузнечики → птицы (жаворонок); бабочки → нектар цветов; пчелы → нектар и пыльца цветов. Изменение звеньев в цепи питания может привести к изменению сообщества.)

Вывод: человек не имеет права нарушать жизнь поля, так как любое вмешательство в природное сообщество отразится на человеке. Докажите. (Ловля бабочек в поле – не опыляются растения. Ядохимикаты накапливаются в почве, растениях – отравляют людей. Сжигание сухой травы – истощение почвы.)

6. Человек и поле.

Послушайте стихотворение.

«Отчего ты, рожь, золотая?» –

Ветерок спросил, пролетая.

А в ответ колоски шелестят:

«Золотые руки растят».

Почему руки людей, выращивающих хлеб, называются «золотые»?

Рассмотрите орудия труда (с. 56). Какова эволюция плуга? Расскажите.

Наблюдая за трудовой деятельностью людей на полях, ты убедился, что они тщательно обрабатывают почву, старательно ухаживают за посевами и посадками, вовремя убирают урожай. Все это делается для того, чтобы получить хороший урожай растений, чтобы был на нашем столе всегда вкусный хлеб и другие продукты питания.

V. Итог урока.

Что понравилось на уроке?

Кому скажете спасибо?

Блиц опрос (каждый ученик получает анкету «Растения поля», вопросы сформулированы кратко, конкретно, доступно для понимания).

1. Пшеница, просо, ячмень, овес – эти культуры называют…

2. Главная зерновая культура (подчеркни) – рожь, пшеница, овес, ячмень.

3. Овсюг, пырей, вьюнок – это…

4. Почему в поле живет мало зверей? (Выбери главное и подчеркни.)

Мало птиц;

Много врагов;

Открытая местность.

Домашнее задание: подготовиться к обобщающему уроку «Природные сообщества «Озеро», «Луг», «Поле»; с. 59, вопросы, рабочая тетрадь, с. 29, № 59.

Литература

1. . Дмитриева, Н. Я. Окружающий мир: учебник для 3 кл. : в 2 ч. /
Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2009.

2. Детский мир от «А» до «Я»: детская энциклопедия в рассказах и картинках. – М. : Алекс; Таллинн: Скиф, 1993

3. Жадобко, Е. Природные сообщества в познавательных задачах на уроках природоведения / Е. Жадобко // Начальная школа: газ. – 2001. – № 22 ; 23.

На данном уроке будет рассмотрена тема «Культурные растения. Зерновые культуры». В ходе урока мы познакомимся с важнейшими культурными растениями. Охарактеризуем зерновые культуры, которые человек выращивает на полях.

Плодовые - это растения, которые выращиваются в садах.

Декоративные - эти растения выращивают для красоты парков на клумбах.

Прядильные - эти растения используются для изготовления ткани. К прядильным культурам относится лен. Из стеблей льна прядут нити. Из них ткут разные ткани.

На рисунке 4 изображен хлопчатник . Внутри коробочки находится белое пушистое волокно, которое также идет на изготовление ткани и ваты. Из хлопчатобумажных и льняных тканей шьют одежду, постельное белье, скатерти и полотенца.

И последняя группа - это зерновые культуры . Название «зерновые» произошло от слова «зерно». В пищу человек употребляет семена этих растений - зерна. Второе название - злаки. Зерновые или злаковые культуры выращивают на полях.

Какие зерновые культуры человек выращивает, и как он их использует? Пшеница, рожь, овес, просо, ячмень, гречиха, кукуруза, подсолнечник.

Подсолнечник получил свое название, потому что цветок поворачивается вслед за солнцем. Из семян подсолнечника делают растительное масло.

Кукуруза считается одним из самых древних растений. Из зерен кукурузы делают крупу, масло и многое другое.

Пословицы про кашу:

Что за обед, коль каши нет?

Щи да каша - пища наша.

Каша - мать наша.

А какая же каша без крупы? Человек производит культурные зерновые растения с целью получения зерна, из которого изготавливают крупы.

Из гречихи получают гречневую крупу.

Ячмень дает нам два вида круп: перловую - это целое зерно, и ячневую - дробленое зерно.

Просо идет для производства пшена.

В Древнегреческой мифологии есть герой по имени Геракл. О его двенадцати подвигах написаны целые легенды. А знаете ли вы, что Геракл был еще известен под именем Геркулес? Так теперь называется каша, которую он очень любил. А из какого растения его получают? Овсяные хлопья или геркулес получают из овса , а ещё из него делают овсяные хлопья или печенье. Овсяная каша - очень полезная, она сделает вас очень сильными и здоровыми.

Когда наши предки научились выращивать зерновые культуры, то свежие зерна ели, а сухие и твёрдые перетирали, делали муку, варили кашу.

А вот печь хлеб люди научились гораздо позже. Представьте себе, что первый хлеб люди пекли из растертых желудей. Прошло время, люди научились печь тонкие сухие лепешки. Таким был хлеб, пока в тесто не попали мельчайшие грибки - дрожжи. Представьте, какой ужас испытали древние люди, когда увидели, что тесто в горшке начало подниматься, как живое. В ужасе люди бросили горшок в огонь, чтобы избавиться от наваждений. Тесто испеклось, и получилась душистая, вкусная, ароматная лепешка. Это было настоящее открытие.

Пословицы о хлебе:

Хлеб - всему голова.

Худ обед, коль хлеба нет.

А какой хлеб едят в вашей семье? Давайте узнаем, почему один хлеб белый, а другой черный? Черный хлеб делают из ржаной муки. Ее получают из зерен ржи. Рожь - это хлебная зерновая культура. Белый хлеб делают из пшеничной муки. Ее получают из зерен пшеницы. Пшеница - вторая хлебная зерновая культура. Манную кашу тоже делают из пшеницы.

Хлебушек душистый.

Вот он - теплый, золотистый.

В каждый дом,

На каждый стол

Он пожаловал-пришел.

Чтобы хлеб попал к нам на стол, он проделал долгий путь. Сколько труда вложено в него. К хлебу нужно относиться бережно, брать столько, сколько ты можешь съесть. Если каждый ученик в школе будет выбрасывать кусочек хлеба весом 30 гр, то в день мы будем выбрасывать 15 кг хлеба.

Мальчик,
Ногою пинающий хлеб,
Мальчик,
Голодных не знающий лет,
Помни,
Что были лихие года,
Хлеб -
Это жизнь, а не просто еда.

Хлебом клялись,
За хлеб умирали
Не для того,
Чтоб в футбол им играли.

В слове
Народная мудрость таится,
Вот что
В народе у нас говорится:

"Если ты хлеб ценить перестал,
Ты человеком быть перестал".

На этом уроке мы познакомились с культурными растениями. Узнали, что среди них есть зерновые культуры.

На следующем уроке будет рассмотрена тема «Осенний урожай. Обобщающий урок». В ходе занятия мы познакомимся с основными культурными растениями.

1. Самкова В.А., Романова Н.И. Окружающий мир 1. - М.: Русское слово.

2. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир 1. - М.: Просвещение.

3. Гин А.А., Фаер С.А., Андржеевская И.Ю. Окружающий мир 1. - М.: ВИТА-ПРЕСС.

1. Какие группы растений вы знаете?

2. Расскажите, какие вам известны зерновые культуры.

3. Кто хочет узнать о культурных растениях, которые человек выращивает для других нужд, прочитайте рассказ А. Ивина «Как твою рубашку сшили».


Поле — это экосистема, созданная человеком.

Значит, поле — это искусственная экосистема. Подумайте, чем оно отличается от природных экосистем?

Отличием будет являться — небольшое число видов растений. Например, на поле растёт пшеница и растут несколько видов сорняков.

Мы знаем, что обитатели экосистемы всё, что им нужно получают друг от друга. На поле человек выращивает только один вид растений. Кто же поможет полю?

Представьте поле ржи. Осенью созреет рожь. Справятся ли разрушители с соломой на поле? Ведь на следующий год она будет мешать взойти многим новым проросткам. А те, что взойдут, не дадут колоса: ведь запас минеральных веществ истощился, его никто не восполнил.

Птиц нет, а значит кто будет бороться с болезнями и вредителями ржи?

Так кто помогает полю?…….. Верно, человек.

Если не ухаживать за полем, оно со временем превратиться в природную экосистему. Как ухаживает человек за полем?

  • удобряет землю
  • вспахивают землю
  • пропалывают от сорняков — избавляются от сорняков

Кстати, вы знаете, что для облегчения борьбы с сорняками и непрошеными потребителями урожая (насекомыми и грызунами) человек изобрёл особые ядовитые вещества — ядохимикаты.

Да вот беда, эти яды не только убивают насекомых- вредителей,

Зачем человеку ухаживать за полем? На поле он выращивает культурные растения .

Культурные растения — это растения, выращиваемые человеком для получения пищевых продуктов, кормов в сельском хозяйстве, лекарств и других целей.

Все культурные растения можно разделить на:

  • Декоративные (роза);
  • Зерновые и хлебные злаки (рис, кукуруза, пшеница);
  • Бобовые (фасоль, соя);
  • Крахмалоносные (бататы, картофель);
  • Сахароносные (сахарная свёкла);
  • Масличные (подсолнух);
  • Волокнистые;
  • Бахчевые (арбузы);
  • Овощные (томаты,огурцы, укроп);
  • Плодовые растения (ананасы, кокосы);
  • Стимулирующие (чай, кофе).

Среди полевых культур наиболее важны злаки. Зерна этих злаков содержат главнейшие питательные вещества.

К ним относятся:

пшеница

Применяют для изготовления пшеничного «белого» хлеба.

рожь

Применяют для изготовления ржаного хлеба — «чёрного хлеба». Именно ржаной чёрный хлеб и приготовленный из него квас и были основной пищей русских крестьян. В ржаном хлебе есть всё, необходимое человеку для жизни.


овес

Во многих странах овсяная каша остаётся традиционной утренней пищей, здоровой и полезной.
В России из овса готовили кисель. Именно о нём — слова о «молочных реках и кисельных берегах» из сказок и пословиц (остывший, он такой плотный, что его можно резать ножом). В отличие от сладких фруктовых киселей он, дей­ствительно, кислый (отсюда и «кисель»). От него пошло и общее название всех прочих киселей.


ячмень

Кое-где в гор­ных районах из него пекут хлеб, который, правда, быстро черствеет. Более известны ячневая и перловая (из ячменя в виде ровных круглых зёрен) крупы, а также пиво. Пиво — очень древний напиток.

кукуруза

Древние жители Америки выращивали кукурузу более 7 тыс. лет. Она служила им основной пищей. Ей поклонялись как священному растению.


просо

Родина проса — Китай, где его выращивают около 5 тыс. лет. На территории России просо выращивает­ся уже более тысячелетия. Просо даёт пшённую крупу, а из его муки можно печь блины и лепёшки.


рис

Рис зовут «вторым хлебом чело­вечества», «кормильцем Востока». А вот рисовую солому используют для плетения шляп, циновок, производства писчей бумаги высшего ка­чества.


А вы знаете, что рис выращивают в воде…


Самый сладкий злак — сахарный тростник

Один из полководцев Александра Македонского писал: «В Индии есть тростник, который без пчёл дает мёд». А в начале на­шей эры путешественники в Индии пробовали уже на­стоящий сахар — «каменный мёд», «белый и похожий на соль, но очень сладкий». Сейчас две трети сахара в мире делается из тростника. Это могучий злак до 6 м высотой. Срубают стебель одним ударом с помощью тяжёлого тесака, чтобы не вытек сладкий сок. Измельчённые стебли (багасо) служат топливом для сахарных фабрик. Делают из них и бумагу.


Сбор сахарного тростника

А вот поля декоративными растениями — с тюльпанами

Поле с лавандой

Масленичное поле с подсолнухом

Поле с ананасами

Поле с арбузами называется бахча

Бахча с дынями


чайные плантации

Овощное поле с капустой

Поле с картофелем

На полях встречаются и сорные растения . Прочтите сказку Э. Шима «Кто работает зимой»:

Росли на поле злые сорняки — мохнатый Чертополох, серая Лебеда, жгучая Крапива.

Росли и воевали с культурными растениями. Растолка­ли всех, лучшие места себе захватили, соки из земли тя­нут. Совсем развеселились!
Пришли колхозники, стали их пропалывать. А сорняки хитрые — их сразу не выведешь!
Чертополох говорит:
Меня с поля сгонят, а я под забор! Там и схоронюсь. Лебеда говорит:
Меня сгонят, а я — в канаву. Там и уцелею. Крапива говорит:
Меня сгонят, а я — в кусты. Там и продержусь.
Много раз пропалывали поле колхозники, осенью ло­патами перекопали, всю землю перевернули. А сорняки-то — вон они! Выжили! Кто в придорожной канаве сидит, кто под забором схоронился, кто в кустах спрятался. А одна серая Лебеда на крышу сарая забралась. Растет, цветет! Посмеивается — всех вокруг листика обвела.
Осенью созрели у сорняков семена — великое мно­жество. У Чертополоха, наверное, тыщи, у Крапивы — ты­сячи тысяч, а у Лебеды и вовсе тьма тьмущая!
Обрадовались сорняки, загордились!
Чертополох говорит:
Весною рассею семена, все грядки заполоню! Уж тогда-то со мною никто не справится.
Крапива говорит:
Весною рассею семена, все огороды заполоню. Уж тогда-то со мною никто не справится!
Лебеда говорит:
Весною рассею семена, все поля, дороги и тропин­ки заполоню. Уж тогда-то со мною никто не справится!
Да только — не вышло.
Едва первый снег землю укрыл, появились на полях и огородах новые работники. А ну пропалывать сорняки! Ни одного не пропускают! Повыдергали семена и у Чертопо­лоха, который под заб ором сидел, и у Крапивы, что в кустах пряталась. И даже Лебеду, что на крыше росла, и ту обчис­тили до зернышка.
Не расти теперь сорнякам, не засорять землю! Доб­рый будет в новом году урожай.
А кто помог?
Да птички-невелички: щеглы, снегири, чечетки. Ведь они и зимой на полях трудятся.

Пырей — трудно истребимый сорняк. У него длинное ползучее корневище, небольшая часть которого способна давать новое растение.

Не­легко искоренить сурепицу: одно растение дает до 10 000 семян.

Вьюнок, или березка, оплетает рожь так, что ей трудно расти. В таком случае она хуже разви­вается, ее труднее убирать.

Сорняк куколь имеет ядови­тые семена. Хлеб, испеченный из зерна, засоренного куко­лем, может вызвать у человека отравление.

Какие животные встречаются на поле?

На пол­ях поселяются звери и птицы, которые кормятся семенами и зелеными частями культурных растений, сорняками, мелки­ми насекомыми. Среди них и враги, и друзья человека.

Суслик . Суслик живёт в поле. Длина тела 40 см. Суслик повреждает зерновые культуры, поедая и запасая много зерна.

Хомяк. Хомяк грызун. Длина тела от 5 до 36 см. Хвост короткий. Тоже вредитель хлебных растений.

Полевая мышь или полёвка . Тоже вредитель поля, так как питается зерном.

Крот. Под землей у крота гнездо, выстланное мягкими листьями, соло­мой. Питается насекомыми, червями, слизнями. Очень про­жорливое животное. Зрение у крота плохое, но слух и обоняние прекрасные. Он не впадает в зимнюю спячку.

Крот полезен тем, что истребляет личинок многих вредных жуков, и в то же время вреден, так как поедает в огромном количестве полезных дождевых червей, портит корни растений. В подземной кладовой крот держит про запас 100 — 300 дождевых червей. Вот почему в сказках его изображают сытым, скупым богатеем.

Птицы оказывают неоценимую помощь людям в деле защиты полей от вредителей. Птицы на полях только кормятся, а гнездятся редко из-за частых агротехнических мероприятий.

Весной и в начале лета на полях обитают и размножа­ются жаворонок, полевой конек, серая куропатка, перепел, полевой лунь. Зато с созреванием урожая и особенно после его уборки сюда летят кормиться многие виды лесных, болотных и луговых птиц. Зимой на поле птицы питаются сорняками, торчащими из-под снега. Совы и сычи круглый год унич­тожают здесь мышей и других вредных грызунов.

Грач – полезная птица. Грач поедает много вредных насекомых и тем самым способствует сохранению урожая хлебных растений.

Жаворонки являются типичными обитателями по­лей. Увидеть пти­цу близко трудно. Гнездится на земле. Питается насеко­мыми и семенами растений. Полевой жаворонок — перелетная птица, на зимовку улетает в сентябре — октябре, возвращается в марте.

Серая куропатка на полях выращивает потомство. Она похожа на курицу, кормится семенами сорных расте­ний, опавшими зернами хлебов, зелеными растениями. Когда семян еще нет, поедает насекомых, уничтожая злос­тного вредителя картофеля — колорадского жука, чем приносит большую пользу. Осенью куропатки собираются в стаи по 15 — 30 особей и так зимуют.

Конечно, на полях больше всего обитают насекомых. Тля — очень мелкие, обычно 2—3 мм длиной, насе­комые-вредители. Живут колониями, быстро размножа­ются. Они угнетают и ослабляют растения.


С тлей нужно вести активную борьбу. Установлено, что, если бы вся тля выживала, она облепила бы сплошным слоем весь земной шар всего за один год.

Божья коровка и ее личинки приносят большую пользу, уничтожая тлю, листоблошек и других растительноядных насекомых.


Жуки-щелкуны живут на поле и в саду. Стоит жука повернуть на спину, как он тут же резко изгиба­ется, издает короткий щелчок, напоминающий выстрел из детского пистолета, и снова становится на свои шесть ла­пок. Личинки и жуки питаются растениями. Они многоядны, повреждают зерновые злаки, овощные, плодовые и другие культурные растения.


На поле, где растут зерновые злаки, много вредите­лей. Прежде всего это хлебные жуки. Особенно опасным является жук-кузька.

Их личинки питаются перегноем и мелкими корнями различных растений, а сами жуки могут повреждать всхо­ды злаков, свеклы и др., перегрызая корни и другие под­земные части растений.

Колорадский жук опасный вредитель картофе­ля, томатов, баклажанов, перца.


Много лет назад жук жил на западе Северной Америки в штате Колорадо. Но однажды человек распахал поле и посадил рядом с местом обитания жука картофель. Тот попробовал новую пищу и сразу оценил ее. С тех пор он водится только на картофельных полях.
Зимуют жуки в земле. Весной, когда почва прогрева­ется до 14 — 15 °С, они выбираются на поверхность.
Может ли поле превратиться в другую экосистему?….. Да. Если за культурными растениями не ухаживать поле может превратиться в луг.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: