Растения и животные поля. Поле

Сегодня добирался на работу на маршрутке. Привычно и традиционно: толкучка, мало воздуха, открывающиеся и закрывающиеся люки, отдавленные ноги. Уже не удивляюсь этой «душевной» обстановке, да и пассажиры привыкают стоять в пробке на переезде, бурно обсуждать очередные нововведения чиновников, жаловаться на жизнь и редко, но всё-таки иногда уступать места детям и пожилым. В общем, ничего удивительного. Обычное утро. Обычная картина. Необычные в этом случае только мысли, которые эта ситуация мне навеяла, - мысли о солидарности.

- Солидарное общество – это сплочённое общество, объединённое общими позитивными целями, активной созидательной деятельностью на благо региона и Отечества. Оно основывается на таких ключевых понятиях, как единство, духовность, нравственность, патриотизм, доверие, деятельное сочувствие, ответственность... В нём человек не потребитель, не сторонний созерцатель и не объект, он созидатель, строитель, активный субъект общественной жизни, - говорит губернатор Евгений Савченко .

С таким доступным объяснением этого термина невозможно не согласиться, ведь на самом деле сложно найти человека, который стал бы спорить, что нравственность, доверие, ответственность, патриотизм, созидательная деятельность - общенациональные ценности, которые принимаются многими.

Но давайте попробуем разобраться в глаголе «принимают». Понять и принять что-либо довольно просто, но начать действовать - уже совсем другая история. Здесь мы часто сталкиваемся с непониманием и даже отсутствием этого следующего шага: я понимаю, принимаю, но... не действую. Почему так происходит?

Вспомним утренний автобус: люди едут на работу/учёбу, погулять по городу. Людям жарко/холодно, комфортно/дискомфортно, они прижимаются друг к другу в попытке удержаться на резких поворотах и готовы поддержать соседа, когда тот начинает ругать водителя-лихача или проклинать ямы на дорогах. Пассажиры автобуса - это и есть солидарное общество. У каждого из них свои интересы, свои ценности (которые, наверняка, могут пересекаться), но именно сейчас - в этом самом автобусе, стоя спина к спине и нависая друг над другом, - они солидарны, потому что у них есть общая ситуация (читай: проблема), и во взглядах на эту ситуацию они практически не расходятся. Вот в такой атмосфере и способно появиться солидарное общество. Люди, объединённые общей проблемой, начинают общаться и обмениваться мнениями, постепенно начиная чувствовать своё единение (читай: солидарность).

Когда объявлен сбор средств на лечение ребёнка - сердце ёкает практически у каждого второго. Каждый третий задумывается о том, что это действительно беда, которая может коснуться каждого. У каждого четвёртого появляется желание помочь, а каждый пятый - в итоге оказывает посильную помощь. Здесь есть общее дело, есть мнение, которое принимается большинством, есть позыв к действию и есть отклик - вот вам ещё одна солидарная группа людей.

Представим теперь себе, что есть некие «поля солидарности» - круги общих интересов и ценностей, которые у человека могут пересекаться с «полями» окружающих. И так уж устроено общество, что часто сиюминутные ситуации вызывают более заметное пересечение этих «полей», чем общечеловеческие ценности, которые хоть и принимаются людьми, но располагаются на периферии этих «полей», тогда как их ядром может стать любая ситуация, которая сплотила людей именно в этот самый момент (транспорт, благотворительный марафон, пациенты больницы в одной палате и пр.).

Чтобы на «поле солидарности» в будущем мог появиться «урожай», нужно сначала это «поле» подготовить: сделать так, чтобы «почва» была готова принять брошенные в неё «семена», которые не останутся на поверхности, а проникнут вглубь и укрепятся.

Мне сложно представить, что владелец «Лэнд Крузэра» и пассажир городской маршрутки вдруг резко, ни с того ни с сего, станут членами солидарного общества, проявляющими друг к другу «деятельное сочувствие». Солидарность, на мой взгляд, появляется там, где складываются сразу несколько условий: группа людей, общая ситуация (судя по всему, нужный эффект сплочения появляется быстрее, если ситуация имеет негативный контекст), мнение или точка зрения, которая принимается большей частью группы, а её озвучивание в этой группе вполне может стать первым шагом в цепочке действия.

На пересечении «полей солидарности» нескольких собеседников появляется общее ядро солидарности, которое способно для них стать общим центром. И если вслед за ситуацией их объединившей в этой группе будут продолжены взаимодействия уже в других общих ситуациях, ядро солидарности будет разрастаться (увеличиваться), и рано или поздно оно сможет затронуть периферию, где расположились общечеловеческие ценности (патриотизм, единство, созидательная деятельность и др.). В таком случае эта группа не просто согласится с понятием «солидарность», но и начнёт действовать как солидарное общество.

Татьяна Щербак
Конспект НОД по речевому развитию «Предстают поля пред взором.» (Беседа на тему «Полевые растения»).

Группа : старшая.

Задача НОД : Формирование грамматического строя речи.

Тема НОД : «Предстают поля пред взором (Беседа на тему «Полевые растения Рассказывание на тему скороговорок .)

Цель НОД : закрепить знания детей о сельскохозяйственных культурах, лекарственных растениях полевых цветах ; познакомить с сорняками; учить образовывать форму родительного падежа единственного числа существительных; закреплять умение заканчивать предложение подходящим по смыслу словом; закреплять знания детей об обобщающих словах; упражнять в подборе слов с задуманным звуком; закреплять навыки правильного произношения звуков (п, (л, (р) и умении выделять их из связной речи; учить самостоятельно, составлять короткий рассказ на темы скороговорок.

Оборудование НОД : макеты полей с пшеницей , рожью, подсолнечником, кукурузой, горохом, свеклой; полевые цветы из бумаги ; картинки с изображением лекарственных растений и сорняков .

Ход проведения НОД.

На столах расставлены макеты полей : на одном поле пшеница , на другом рожь, подсолнечник, кукуруза, горох, свекла. Вокруг макетов полевые цветы .

С тихим ветром в разговоре

Рожь волнуется, как море.

Необъятное кругом.

А на небе голубом

Солнце весело сияет

Всё живёт и оживает,

Словно глазки из межи

Глазки девочки-малютки

Кротко смотрят незабудки

И среди колосьев ржи,

Где кружатся мотыльки

Да кузнечики играют

Взгляд приветливый бросают

Голубые васильки.

У кого, что получилось представить , когда я читала стихотворение?

У меня получилось представить , как волнуется рожь.

А я представил солнышко и небо

Я увидела незабудки.

А я васильки.

Вам понравилось в поле ?

Что может расти в поле ?

(сельскохозяйственные культуры, травы, лекарственные растения , полевые цветы , сорняки.)

Подойдите сюда. (Дети подходят к макету с полем пшеницы .)

Что растёт на этом поле ?

Пшеница. Много пшеницы.

А как ещё мы можем сказать об этом?

Цело поле пшеницы .

(Подходят к другому макету с полем ржи ) .

Что растёт на этом поле ?

Рожь. Много ржи.

Как ещё можно сказать об этом?

Целое поле ржи .

(Аналогично поле подсолнечника , поле свеклы , поле кукурузы , поле гороха .)

Как вы можете назвать одним словом растения , растущие на этих полях ?

Сельскохозяйственные культуры.

Они выросли сами?

Нет, их посадили люди.

А кто посадил полевые цветы ?

Сами выросли.

Какую пользу приносят полевые цветы ?

(Среди них, есть лекарственные растения . Цветы радуют нас своей красотой.)

-Полевые цветы , кроме пользы приносят вред. Они мешают расти сельскохозяйственным культурам.

Играем в игру «Подскажи слово» .

Белая рубашка

Желтенький платок.

Как зовут?

(Ромашка.)

Цветик-невеличка,

Алый, огонёк.

Как зовут?

(Гвоздичка.)

Желтый сарафанчик,

Прямо как желток!

(Одуванчик.)

Дети, давайте понюхаем полевые цветы . (Глубоко и медленно вдохнуть через нос 3 раза.)

Ребята, а названия лекарственных растений вы знаете ?

Я буду бросать мяч. Тот, кому я бросила - называет лекарственное растение . (Подорожник, пастушья сумка, зверобой.)

Ещё в поле растут сорняки . Они наносят большой вред сельскому хозяйству. Сорняки ухудшают рост и развитие культурных растений . Сейчас я познакомлю вас с некоторыми из них.

(Воспитатель показывает картинки) .

Это – амброзия. (осот, сурепка)

Играем в игру «Назови, одним словом» . Я буду говорить слова, а вы скажите, как можно это назвать одним словом.

Амброзия, осот, сурепка – сорняки.

Подорожник. Пастушья сумка, зверобой – лекарственные растения .

Ромашка, незабудка, василёк – лекарственные растения .

Кукуруза, рожь, горох, свекла – сельскохозяйственные культуры.

Физкультминутка.

Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)

Больше спать - не захотел. (Туловище вперёд, назад)

Шевельнулся, потянулся (Руки вверх, потянуться.)

Взвился вверх и полетел . (Руки вверх, вправо, влево)

Солнце утром лишь проснётся,

Бабочка кружит и вьётся. (Покружиться.)

О чём мы говорили сегодня на занятии?

О поле .

Какой первый звук в слове поле ?

Звук (п) .

Названия, каких растений , растущих в поле , начинаются на звук (п) . (Подорожник, пшеница, подсолнечник.)

Послушайте, я прочитаю вам скороговорку :

«Поле-то не полото ,

Поле- то не полито

Просит полюшко попить

Нужно полюшко полить».

Какие звуки в скороговорке чаще всего встречаются?

(п) и (л) .

Послушайте ещё одну скороговорку :

«В поле полет Фрося просо , сорняки выносит Фрося» .

Какие звуки мы слышим чаще других?

Звуки (п) и (р) .

Составьте маленький рассказ о поле . О чём оно просит?

Кто хочет рассказать?

А кто хочет рассказать о Фросе и сорняках?

Ребята, я приготовила для вас цветы. Сейчас, пожалуйста, выберите себе красные маки те дети, которые хорошо работали на занятии. Ромашки выберите те, у кого что-то не получилось. И синие, если вы считаете,что совсем не справились.

Публикации по теме:

Конспект НОД для подготовительной группы на тему «Деревья и кустарники». Раиса Антонова Конспект НОД для подготовительной группы на тему.

Конспект итогового занятия по речевому развитию в группе раннего возраста с 2 до 3 лет «Лапушка» на тему: «Колобок». Воспитатель: Селезнева.

Конспект НОД по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» на тему: «Комнатные растения» в средне – старшей группе Задачи:.

Тема: «Насекомые». Цель: развитие речи детей, подготовка к обучению грамоте. Задачи: Коррекционно – образовательные: учить детей читать.

Цель: создать условия для развития представлений о домашних животных и их детенышей. Программное содержание: 1. Углубить знание детей о.

Оглядывая бескрайние поля нашей родины, просто дух захватывает от их великолепия. Это огромные участки земли, которые покрыты разнотравьем. И никто даже не догадывается, насколько разнообразной и уникальной может быть экосистема поля. А ведь на этой территории можно обнаружить множество самых разных лекарей – уникальных трав с целебными свойствами. Давайте же на этой странице «Популярно о здоровье» уточним, какие растения можно встретить в поле...

Некоторые растения в поле

Одним из классических полевых растений является адонис. Его высота может достигать сорока сантиметров. Такое растение имеет довольно много листиков, которые по своему внешнему виду похожи на укроп. А цветки адониса могут быть желтыми либо красными. Тычинки выглядят темно-фиолетовыми.

Еще на полях часто встречается белена. Чаще всего она живет не более двух лет, и после прорастания создает прикорневую лиственную розетку. Высота белены может достигать восьмидесяти сантиметров. Такое растение отличается особенно сильной ядовитостью, и источает особенно неприятный запах при цветении.

Одним из самых распространенных и трудноискоренимых полевых растений является бодяк. Это известная всем колючка, которая быстро разрастается по всему полю, и может достигать полутора метров в высоту.

А еще на полях нашей страны встречаются красивейшие ярко-синие цветки – васильки. Они обладают высоким тонким стеблем, поэтому их привлекательную яркую окраску можно увидеть издалека.

Довольно часто на полях встречаются вьюнки. Они также с трудом поддаются искоренению, ведь их корневая система может уходить на пять метров вглубь. Отличительная черта такого растения – тоненький стебелек, который закручивается и легко ползет по другим культурам. Цветки обычно имеют бледно-розовую или ярко-розовую окраску.

Еще на полях могут встречаться красивые небольшие желтые цветки на тонких и прямостоячих стеблях. Это лютики, они могут достигать сорока сантиметров в высоту. Мало кто знает, что лютики ядовиты для животных, они провоцируют сильное отравление, а затем и смерть.

Еще одним распространенным полевым растением является молочай. Это однолетник, который поднимается над землей максимум на сорок сантиметров. Он обладает особенными соцветиями: пять сросшихся прицветников формируют чашевидный околоцветник, в котором находятся нектарники разного вида.

Частенько поля по весне покрываются ярко-красными пятнами. Так цветут маки. Одно растение способно давать до пятидесяти тысяч семян, именно поэтому маки распространяются быстро и масштабно. Такое растение отличается небольшим стеблем, а после того, как цветок отцветает, на нем формируется шишечка, именно в ней и содержится масса крошечных семян.

Кое-где в западинах полей можно встретить привлекательные желтые цветки – это вербейник монетный. Он является травянистым многолетником, длина которого достигает тридцати-шестидесяти сантиметров. Наши предки заваривали его листики и веточки вместо чая, и до сих пор такая культура известна во многих регионах России под названием луговой чай.

Довольно распространенным полевым растением является галинзога мелкоцветковая – невысокий однолетник, весь покрытый коротенькими волосками. А на участках с невысокой растительностью можно встретить растение птичий горец – популярное лекарственное растение, которое относится к однолетним и не превышает высоты в сорок-восемьдесят сантиметров. Такое растение легко узнать – оно обладает небольшими листиками продолговатой формы, часто стелется по земле, в пазухах листиков собраны крошечные цветки розоватого цвета.

Повсеместно на полях можно обнаружить и мышиный горошек. Это многолетник, который в основном цепляется за другие растения либо стелется, длина его достигает тридцати-ста пятидесяти сантиметров. Мышиный горошек легко узнать по цветкам – они небольшие, собранные в пышные боковые кисти, окрашенные в сине-фиолетовые цвета.

Еще одним популярным жителем полей считается донник лекарственный. Это однолетнее растение, которое может вырастать более тридцати сантиметров в высоту. Как понятно из названия, донник широко применяется в нетрадиционной медицине.

Также многими целебными качествами обладает душица, и ее также можно встретить на полях. Душица является травянистым многолетником, ее средняя высота не превышает семидесяти сантиметров. Такое растение отличается прямостоячим стеблем и некрупными бледно-пурпуровыми цветками, собранными в соцветия. Душица является источником уникального эфирного масла с приятным ароматом, именно поэтому она и получила такое название.

Одним из распространенных полевых растений можно назвать зверобой. Такое растение также широко известно в народной медицине. Оно достигает высоты в тридцать-шестьдесят сантиметров, и в середине лета на нем появляются золотисто-желтые цветки среднего размера.

На полях России можно встретить и небольшой травянистый многолетник – зведчатку злаковую. Обычно эта травка имеет ползучие побеги, длина которых достигает десяти-пятнадцати сантиметров. Фермеры считают звездчатку сорняком, но такая травка широко применяется гомеопатами и специалистами народной медицины.

Тем кого интересуют растения встретить на полях удастся не только перечисленные выше экземпляры, ведь мы рассмотрели лишь некоторые из них. На самом деле, их перечень гораздо шире. Берите с собой хороший фотоаппарат, воду, компас, телефон, запас еды и чай, зажигалку, спички, нож и в хороший не жаркий день отправляйтесь в поле!

Урок окружающего мира в 3 классе

Поле

ГБОУ СОШ №840 г. Москва

Цели: сформировать представления учащихся о природном сообществе «Поле»; познакомить с животным и растительным миром полей; показать роль человека – создателя сообщества; развивать познавательный интерес; учить работать с дополнительной литературой, гербарием, применять в работе ранее полученные знания; учить рассуждать и делать выводы.

Оборудование: учебник, карта «Природные зоны мира», иллюстрации – животные и растения поля, гербарий, словарь.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Что представляет собой озеро? (Озеро – это природное сообщество).

Что общего и чем отличаются озера друг от друга? (Общее: озеро – это природный водоем, заполняющий впадину суши и не связанный с морем. Различие: по происхождению – остатки древнего океана и растаявшего ледника; пресноводные и соленые озера.)

Расскажите о природном сообществе «озеро» по плану (по выбору учащегося):

1. Место расположения (климатический пояс).

2. Растительность.

3. Животные.

4. Охрана сообществ.

Дети рассказывают о природном сообществе «Озера» на примере конкретного озера.

III. Постановка проблемы и объявление темы урока.

На протяжении веков люди селятся по берегам озер, так как озера снабжают людей водой. Но люди даже сами создают искусственные озера.

Самое первое искусственное озеро было сделано руками людей в Египте около 4800 лет назад. Оно предназначалось для орошения полей.

Отгадайте загадку:

Сеют на нем зерно,

Станет хлебом оно. (Поле.)

Чем питались наши предки? Был ли их «обеденный стол» таким же, как у нас сейчас? (Ответы детей.)

Белый хлеб пекут из белой пшеничной муки, а черный получается из ржаной муки темно-серого цвета. Пшеница и рожь могут по праву считаться основными кормильцами человека. При раскопках в Иране и Турции были найдены зерна пшеницы, выросшей в 65–60 гг. до н. э. Древние колосья пшеницы находили на территории Армении, Крыма.

На уроке мы должны доказать, что поле является природным сообществом.

IV. Изучение нового материала.

1. Работа с «Толковым словарем».

Какие значения у слова «поле»?

Поле – 1) безлесая равнинная территория;

2) участки пашни, на которые разделена площадь севооборота, и запольные участки;

3) площадка, оборудованная для чего-либо (например футбольное);

4) район боевых действий (например поле битвы);

5) пространство, охватываемое глазом при наблюдении, обозрении
(например поле зрения);

6) основной фон, на котором что-либо изображено;

7) свободная от письма, печати полоса вдоль края листа в тетради, книге и т. д.

Выберите то, которое относится к теме нашего урока.

Где образуются поля? (Поля – это территории, поросшие травянистой растительностью. Поля образуются там, где для деревьев не хватает влаги. Растения, которые растут сами по себе, называют дикими растениями. Такие растения давали человеку плоды и семена, съедобные корни.)

Чем поле отличается от луга? (На лугу растут разные травы, а в поле – выращенные человеком.)

2. Работа по карте «Природные зоны мира».

Определите по карте, где могут располагаться поля? (В степной зоне, так как здесь нет лесов.)

Но человек живет не только в степной зоне, но и в других, как здесь образуются поля? (Ответы детей.)

С того времени как человек стал возделывать земли, он не мог обойтись без расчистки лесных массивов. Новые поля появлялись там, где вырубались и сжигались деревья.

За много лет люди взяли из дикой природы множество диких растений, научились их выращивать. Все растения, выращенные человеком на полях, называются культурными растениями. Поля оказались самыми удобными территориями для земледелия и животноводства, поэтому освоены человеком в давние времена.

Вывод: поля могут возникнуть по желанию человека в разных климатических поясах.

Будут ли климат и погода влиять на растительный и животный мир полей?

3. Растительный мир полей.

Что растет в поле? (Растения.)

Какие? (Культурные , дикорастущие.)

Распределите растения по группам.

(Культурные : пшеница, рожь, овес, ячмень, кукуруза, рис, сахарный тростник, просо; дикорастущие : пырей, овсюг, аистник, житняк, куколь, вьюнок полевой, лисохвост, мятлик, острец, пастушья сумка.)

2) Практическая работа (работа в группах ).

Составьте устно описание 2–3 растений, которые выращивают на полях вашего края. Сначала изучите одно растение, затем второе, потом третье. Каждое последующее растение изучайте в сравнении с предыдущими. Расскажите о растении по следующему плану:

а) Название растения.

б) Культурное это растение или сорняк?

в) Найдите и покажите на растении части: корень, стебель, листья, цветки, плоды, семена. Определив каждую часть, не забудьте ее четко называть и показывать на живом растении или гербарии. Осмотрите внимательно каждую часть. Постарайтесь определить ее форму, окраску.

г) Найдите подземные и надземные части. Рассмотрите их внимательно. Что у них общего и чем они отличаются от других рассматриваемых растений?

д) Что представляет собой по внешнему виду полезная часть растения (форма, окраска, сравнительная величина)? Чем она полезна?

3) Отчет группы.

Культурные растения:

Злаки. Мелкие цветки собраны в простые соцветия – колоски, образующие сложные соцветия – колос, султан, метелку и др. Наибольшее хозяйственное значение имеют зерновые (пшеница, рис, рожь, овес, ячмень, кукуруза, сорго и др.), сахарный тростник.

Ячмень. Возделывают ячмень посевной (озимые и яровые формы) – кормовую (зерно) и продуктовую (крупа, мука, солод для производства пива, суррогат кофе) культуру..

Кукуруза . Зерновая и кормовая культура. Родина кукурузы – Центральная и Южная Америка. В Европу завезена в конце XV века. Из зерна получают крупу, муку, крахмал, спирт, комбикорм; из зародышей – кукурузное масло; из зеленой массы – силос, сено (корм для скота); из сухих стеблей и стержней початков – бумагу, линолеум, вискозу.

Рожь. В культуре с I–II тысячелетия до н. э. возделывают (преимущественно в странах Северного полушария) рожь посевную (культурную) – озимые и яровые сорта; в России – одно из важнейших хлебных растений.

Сахарный тростник. Выращивают сахарный тростник благородный в основном в Индии, Бразилии, на Кубе, в Средней Азии (небольшие плантации). Другие виды используют как салатные овощи, как корм животным, а также для производства бумаги.

Овес. Кормовые травы, сорняки (овсюг), зерновые культуры – овес.

Просо. Кормовые травы, сорняки; возделывают просо обыкновенное, просо мелкое (крупа – пшено, мука, зерновые корма).

Пшеница. Ведущая зерновая культура во многих странах. Возделывают в основном пшеницу мягкую и пшеницу твердую (озимые и яровые формы). В культуре с VII–VI тысячелетия до н. э. Из зерна делают муку, крупу, макароны, крахмал, комбикорм и др.; зеленая масса, сено, солома, зерно, отруби используются как корм для скота.

Не рви меня на поле,

Я только день живу.

Дай наглядеться вволю

На солнце и траву. (Лен.)

В каком виде на полях растет сахар? (Сахарная свекла, а в жарких странах – сахарный тростник.)

Этот цветок был завезен в Европу из Америки как декоративное растение, потом выявилось, что он прекрасный медонос (с него пчелы любят собирать мед), а примерно 200 лет назад оказалось, что из его семян можно получать замечательное масло, которое есть сейчас в каждом доме. Что это за цветок? (Подсолнух.)

Кроме зерновых, на полях выращивают картофель и овощные растения: свеклу, морковь, капусту, лук, чеснок. Картофель называют «вторым хлебом». И действительно, он полезен, питателен и очень вкусен.

Откуда был привезен картофель?

Дикорастущие растения:

Пырей . Многие пыреи – кормовые растения; пырей ползучий – ценное кормовое растение, в посевах – злостный сорняк.

Острец (вострец, волоснец). Острец ветвистый (злостный сорняк) и другие виды используются на корм скоту.

Лисохвост – кормовые растения

Мятлик. Распространен в холодных и умеренных поясах. Выращивают мятлик луговой, мятлик болотный и др. – кормовые культуры).

Аистник (журавельник). Форма плода сходна с головой аиста. Растет в сухих лугах, степях, предгорьях. Аистник цикутовый – обычный сорняк полей и огородов; лекарственное растение.

Житняк. В России около 10 видов. Выращивают житняк сибирский, житняк пустынный и др.

Вырос в поле злой и колкий,

Во все стороны иголки. (Репейник.)

Что в хлебе родится,

А есть не годится? (Василек.)

Овсюг , похож на овес. Этот сорняк приносит большой вред культурным растениям, так как берет из почвы в полтора раза больше воды, чем пшеница.

Вьюнок полевой часто так густо оплетает стебли пшеницы, что та ложится под его тяжестью на землю. Такую пшеницу трудно убирать комбайном.

Куколь – сорняк с крупными темно-розовыми цветами и узкими листьями. Если же хлебное поле засорено было куколем, то при молотьбе ядовитые семена его могут смешаться с зерном. Хлеб, испеченный из такой муки, вызывает у человека отравление.

Какой вред культурным растениям наносят дикорастущие? (Затеняют культурные растения, берут питание из почвы.)

Что делают люди с сорняками для роста культурных растений? (Люди ведут борьбу с сорняками: их выпалывают обязательно с корнем и до того, как они образуют плоды и семена.)

Подумай, почему? Вспомни о размножении растений.

Бахчевые культуры.

Отгадайте, какая ягода самая крупная. (Арбуз.)

Где выращивают арбузы? (На полях.)

Как называются такие поля? (Бахча – от персидского «бахче» – садик (баштан), поле, на котором выращивают бахчевые культуры.)

Что еще выращивают на этих полях? (Дыни.)

Физкультминутка

4. Животный мир полей

Назовите животных – обитателей полей. (Ответы детей.)

Животные

Насекомые

Звери

Птицы

капустная белянка

колорадский жук

жужелица

слизень

божья коровка

мыши

хомяки

суслики

жаба

жаворонок

перепел

канюк

пустельга

грач

сова

Сообщения детей о животном мире в природном сообществе «поля».

Камышевки – мелкие птицы невзрачного серовато-бурого или зеленоватого цвета, обычно с довольно коротким ступенчатым хвостом. Клюв прямой, уплощенный, довольно длинный. Тело несколько удлиненное. Крылья короткие, закругленные. В России распространены повсеместно, кроме тундры. Однако в роде камышевок имеется один вид – садовая камышевка, которую многие считают одним из лучших певцов наших садов и полей.

Амбарные клещи (хлебные, или мучные, клещи). Длина 0,2–0,5 мм. Обитают в почве, норах и гнездах животных, на корнях и зеленых частях растений. При уборке урожая амбарные клещи заносятся с полей на склады, где они повреждают зерно, муку и другие пищевые продукты.

Суслики. Длина тела до 40 см, хвоста – менее ½ длины тела. Уши короткие, мало заметные. Отдельные виды с пышными хвостами, большинство бесхвостые. Волосяной покров желтовато-серый, спинка более темная и может иметь крапинки, пятнышки и полосы. Брюшная сторона обычно грязно-желтая или беловатая. Есть защечные мешки.

На воле живут в глубоких норах (которые используют один сезон) на межах полей, лугах, пастбищах. В результате в местах их обитания возникают многочисленные небольшие холмики (сусликовины, или курганчики). Активны в светлое время суток, особенно рано утром, а в жаркий день устраивают себе «сиесту» («малую спячку», при недостатке кормов). Зимой впадают в длительную спячку. Каждый взрослый зверек занимает свой индивидуальный участок. Настороженный суслик часто становится «столбиком», потревоженный – издает громкий свист или крик, при опасности моментально скрывается в норке.

В России чаще встречаются самые распространенные: крапчатый, большой и малый суслики. Все питаются зелеными частями растений, семенами, некоторые виды также едят насекомых. В некоторых местностях наносят значительный ущерб посевам.

Хомяки нагибают колосок и срезают его своими острыми зубами, зернами набивают рот, прячут их за щеки и переносят в свои норы, создавая там запасы на зиму. Иногда в норах хомяков находят до 30–40 кг отборной пшеницы.

Урожаи картофеля сильно снижает колорадский жук . Он питается листьями этого растения. Колорадские жуки настолько прожорливы, что могут ничего не оставить от куста картофеля. От таких растений урожая ждать не приходится. Есть насекомые, которые вредят хлебным и овощным растениям.

Но не все насекомые приносят вред растениям. Среди насекомых есть много полезных, которые помогают нам сохранить урожай. На полях нетрудно отыскать жужелицу . Хорошо знакома тебе и божья коровка . Эти жуки очень прожорливы. Поедая большое количество вредных насекомых, они оказывают человеку помощь в выращивании урожая.

Растениям поля сильно вредят слизни. Бороться с ними помогают человеку жабы, питающиеся слизнями.

Здесь вьют гнезда жаворонки . Немало посвящено музыки, стихов, прозы этой небольшой птичке, ее переливчатой песне. Птицы, поедая вредителей культурных растений – насекомых, мелких зверей, приносят большую пользу человеку.

Живут на полях мелкие зверьки: мыши, суслики. Эти животные питаются зерном и запасают зерно на зиму.

Среди животных много друзей поля. Это птицы. Особенно большую пользу приносят канюки, совы. Они поедают огромное количество мышей и других грызунов. Одно семейство совы за год сберегает до одной тонны пшеницы.

Почему крупные животные не могут жить в поле? (Крупные животные постоянно не живут в поле. Поле – открытая местность, и здесь трудно скрываться от врагов. Но многие животные приходят сюда кормиться: медведь ест посевы овса, лиса отыскивает здесь мышей, заяц питается молодыми хлебными растениями.)

5. Цепи питания .

Приведите примеры природного сообщества «Поле», опираясь на данную схему:

(Засушливое лето – травы – грызуны; холодная зима – засохшие растения под снегом – спячка, запасы.)

Составьте цепи питания в данном сообществе. Объясните, к чему может привести их нарушение. (Дождевые черви → отмершие части растений; стебли и листья → гусеницы бабочек; кузнечики → птицы (жаворонок); бабочки → нектар цветов; пчелы → нектар и пыльца цветов. Изменение звеньев в цепи питания может привести к изменению сообщества.)

Вывод: человек не имеет права нарушать жизнь поля, так как любое вмешательство в природное сообщество отразится на человеке. Докажите. (Ловля бабочек в поле – не опыляются растения. Ядохимикаты накапливаются в почве, растениях – отравляют людей. Сжигание сухой травы – истощение почвы.)

6. Человек и поле.

Послушайте стихотворение.

«Отчего ты, рожь, золотая?» –

Ветерок спросил, пролетая.

А в ответ колоски шелестят:

«Золотые руки растят».

Почему руки людей, выращивающих хлеб, называются «золотые»?

Рассмотрите орудия труда (с. 56). Какова эволюция плуга? Расскажите.

Наблюдая за трудовой деятельностью людей на полях, ты убедился, что они тщательно обрабатывают почву, старательно ухаживают за посевами и посадками, вовремя убирают урожай. Все это делается для того, чтобы получить хороший урожай растений, чтобы был на нашем столе всегда вкусный хлеб и другие продукты питания.

V. Итог урока.

Что понравилось на уроке?

Кому скажете спасибо?

Блиц опрос (каждый ученик получает анкету «Растения поля», вопросы сформулированы кратко, конкретно, доступно для понимания).

1. Пшеница, просо, ячмень, овес – эти культуры называют…

2. Главная зерновая культура (подчеркни) – рожь, пшеница, овес, ячмень.

3. Овсюг, пырей, вьюнок – это…

4. Почему в поле живет мало зверей? (Выбери главное и подчеркни.)

Мало птиц;

Много врагов;

Открытая местность.

Домашнее задание: подготовиться к обобщающему уроку «Природные сообщества «Озеро», «Луг», «Поле»; с. 59, вопросы, рабочая тетрадь, с. 29, № 59.

Литература

1. . Дмитриева, Н. Я. Окружающий мир: учебник для 3 кл. : в 2 ч. /
Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2009.

2. Детский мир от «А» до «Я»: детская энциклопедия в рассказах и картинках. – М. : Алекс; Таллинн: Скиф, 1993

3. Жадобко, Е. Природные сообщества в познавательных задачах на уроках природоведения / Е. Жадобко // Начальная школа: газ. – 2001. – № 22 ; 23.

Наверное, мало кто знает, что поля или полевой биом занимают около 25% от поверхности нашей планеты. Полевой биом характерен для всех континентов. Бескрайние поля только с виду кажутся пустынными и необитаемыми. На самом деле в них кипит активная жизнь животного мира. Нельзя сказать, что обитатели полей отличаются разнообразием видов, однако каждый из них по своему уникален и имеет свои особенности.

Кто они – обитатели полей

Животный мир полей включает в себя птиц, животных и насекомых. Для животного мира полевого биома очень характерна миграция. Многим видам приходится совершать довольно длинные переходы, чтобы обеспечить себе пищу.

фото:Mick Talbot

Большинство обитателей полей питаются травой и другими растениями, именно поэтому у многих из них широкие зубы с необычной плоской верхней частью. Самые маленькие обитатели полей часто становятся добычей более крупных особей. Учитывая, что поле не может предоставить какую-либо природную защиту от нападения, мелкие животные вырывают норы в земле и там ищут себе убежище. Именно поэтому у всех маленьких обитателей на передних лапах есть длинные когти, которыми легко рыть землю.

Следует отметить, что обитатели полей легко адаптируются к любым условиям. Многие животные легко переносят смену климата, и способны выживать, как в знойное лето, так и в морозную зиму. Кроме того, животный мир полей обладает .

Обитатели полей

На полевом биоме существует достаточно много видов животных. В местах, где поля граничат с небольшими перелесками, материковыми лугами и кустарниковой растительностью, могут встречаться ласка, лисица и даже . Но особенно много на полях обитает грызунов. Самый известный из них – это крот. Он проводит практически все время под землей. И хотя обнаружить его довольно сложно, места, где он рыл свои тоннели легко узнаваемы. Примечательно, что крот разделяет свои ходы. К примеру, одни из них используются только в качестве «троп» охоты, а другие, более углубленные и менее ветвистые, крот использует как место гнездования и логова.


фото:Tristan Martin

Весьма активные обитатели полей – серая полевка, полевая мышь и хомяк. Эти грызуны очень подвижны и осторожны, так как часто являются объектом добычи более крупных хищников. Как правило, полевые грызуны обитают стаями и селятся в норках. Любая из нор обязательно имеет несколько ходов. Внутри нор грызуны обитают днем, а в ночные часы начинают охотиться. Учитывая, что грызуны не покидают полей в зимнее время, они заранее заботятся о запасах, и в течение лета и осени наполняют свои норы припасами. Кроме того, эти виды грызунов очень плодовиты. Потомство грызунов становится самостоятельным уже в возрасте 2 недель.


фото:K Schneider

Птицы, населяющие полевой биом, — это типичные представители отряда воробьиных. Серая мухоловка и жаворонок – самые популярные представители полей. Жаворонки живут исключительно на открытых участках. Этих птиц нельзя не заметить, благодаря красивому и мелодичному пению. Как и жаворонок, серая мухоловка селится на открытых участках. Эта птица примечательна тем, что во время охоты она потряхивает хвостом и крыльями, и лишь потом резко взмывает ввысь за своей добычей. В качестве объекта охоты у серой мухоловки выступают различные виды насекомых.

Кроме того, значительную долю птиц, населяющих поля, составляют представители отряда куриных. Самые известные из них – серая куропатка, перепел и ястреб. Практически все птицы полей улетают на зимовку.

Обитатели полей – истребители или полезные животные?

Многие виды животных, населяющих поля, считают вредителями. Действительно, некоторые из них наносят значительный урон сельскому хозяйству, поедая злаковые растения. Однако польза части представителей животного мира полей – просто неоценима. К примеру, перепел истребляет насекомых-вредителей, а крот качественно изменяет структуру почвы, делая ее рыхлой и насыщенной кислородом.


фото:Brad Wilke

К сожалению, некоторые виды обитателей полей являются объектом браконьерства, поэтому сегодня уделяется особое внимание сохранению этих видов животных и птиц.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: