Насилие и ненасилие в политике, экономике, образовании. Проблема насилия и ненасилия в общественной жизни

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный технический университет»

кафедра «История и философия»

Реферат по дисциплине «Философия»

«Проблема насилия и ненасилия в жизни общества»

Выполнила студентка 1 курса

группы БЭК 11

И. О. Жукова

Проверил

к.и.н., доцент К.В. Самохин

Тамбов 2012

Введение______________________ ______________________________ 3

Глава 1. ПОНЯТИЕ НАСИЛИЯ И НЕНАСИЛИЯ__________________4

Глава 2. НАСИЛИЕ В ИСТОРИИ_____________ __________________6

    1. Насилие и священное_____________________ ___________7
    2. Справедливая война_________________________ ______8

Глава 3. НЕНАСИЛЬСТВЕННЫЕ ОПЫТЫ XX ВЕКА___________11

    1. М.-Л. Кинг и борьба за гражданские права афроамериканцев_______________ ____________________________14

Глава 4. СОВРЕМЕННЫЕ НЕНАСИЛЬСТВЕННЫЕ ПРАКТИКИ_17

Заключение____________________ ___________________________19

Список литературы_____________ _____________________________ 20

Введение.

Любую проблему философия начинает решать с анализа взаимоотношений объективного и субъективного в пределах существования данного явления; даёт нам аппараты исследования – с помощью диалектического и метафизического подходов. И мы должны решить основной вопрос философии, отнеся данное явление к одному из предельно широких множеств: материального или идеального. И тогда полученные знания формируют и изменяют наше мировоззрение и методы исследования и преобразования мира. Актуальность темы, выбранной мной, заключается в том, что она всегда будет актуальной из-за отсутствия своей соизмеримости и как следствие этого – её решаемость. Что касается степени изученности, то данная проблема начала решатся ещё до нашей эры - примером может служить освобождения своего народа Моисеем (около 1200 лет до н.э.) - и продолжается, по сей день. Поэтому цель реферата: выработать осмысленное личное отношение к этике ненасилия и навык аргументированного рассуждения о допустимости насилия во благо. Задачи работы:

  1. Научиться логически корректно пользоваться понятиями насилия и ненасилия и точно описывать проблемное поле их соотношения.

Глава 1. Понятие насилия и ненасилия.

В определении понятия насилия существуют два подхода, один из которых можно назвать абсолютистским: насилие несет четко выраженную негативную оценочную нагрузку, употребляется в очень широком значении, включающем все формы физического, психологического, экономического подавления и соответствующих им душевных качеств, оно прямо отождествляется со злом вообще. При таком подходе возникают, как минимум, две трудности: во-первых, снимается проблема оправдания насилия, возможности его конструктивного использования; само понятие как бы предрешает проблему, с самого начала содержит в себе ответ на вопрос, который подлежит обсуждению. Во-вторых, отрицание насилия выглядит как сугубо моральная программа, вступающая в непримиримую конфронтацию с реальной жизнью. Не случайно, например, Л. Н. Толстой, который наиболее последовательно придерживался этой интеллектуально-духовной традиции, вкладывая в понятие насилия сугубо негативный и предельно широкий смысл, был одновременно радикальным критиком современной цивилизации, всех свойственных ей форм эгоизма и принуждения; для него, в частности, в плане отношения к насилию не было большого различия между разбойниками с большой дороги и законными монархами, а если и было, то никак не в пользу вторых. Другой подход – прагматический. Прагматический подход ориентируется на ценностно-нейтральное и объективное определение насилия и отождествляет его с физическим и экономическим ущербом, который люди наносят друг другу; насилием считается то, что, очевидно, является насилием - убийство, ограбление и прочее. Такая интерпретация позволяет ставить вопрос об оправданности насилия, возможности его использования в определенных ситуациях, но при этом отсутствует критерий для его решения.

Ненасилие в отличие от насилия является не особым случаем иерархической связанности человеческих воль, а перспективой их солидарного слияния. Его координаты - не вертикаль властных отношений, а горизонталь дружеского общения, понимая при этом дружбу в широком аристотелевском смысле. Ненасилие исходит из убеждения в самоценности каждого человека как свободного существа и одновременно взаимной связанности всех людей в добре и зле. Одно из часто повторяемых возражений против ненасилия как исторической программы состоит в том, что оно исходит из слишком благостного и потому реалистического представления о человеке. В действительности это не так. В основе ненасилия лежит концепция, согласно которой человеческая душа является ареной борьбы добра и зла, как писал Мартин Лютер Кинг, «даже в наихудших из нас есть частица добра, и в лучших из нас есть частица зла». Считать человека радикально злым - значит незаслуженно клеветать на него. Считать человека бесконечно добрым - значит откровенно льстить ему. Ему воздается тогда, когда признается моральная амбивалентность человека.

Глава 2. Насилие в истории.

Во всем мире насилие используется как инструмент манипуляций ещё с давних времён. Значение насилие может варьироваться от споров между двумя людьми до войны и геноцида, в результате которых могут умирать миллионы людей. Причины агрессивного поведения людей - частые темы исследований психологов и социологов, над ним размышляли философы и известные писатели, такие как Толстой, Ганди и другие. Учёные согласны с тем, что насилие присуще людям изначально. Есть археологические свидетельства, что миролюбие и насилие были первичными характеристиками доисторических людей.

    1. Право на насилие: от талиона к государству.

Возмездие, равное преступлению – так называют насилие в первобытном обществе, то есть талион. Это было ограничение неурегулированной межплеменной вражды. Являлся нормативной системой, проводился в результате спонтанных действий заинтересованных лиц. Впервые встречается в законах Хаммурапи, постулируется Ветхим заветом, он живет, в умах цивилизованного человека и по сей день. В то время насилие являлось делом всего рода. Право кровной мести всеми признавался, и каждый сородич в соответствии с определенным обычаем и очередностью воспринимал ее как свою неотъемлемую обязанность. Имея в себе разрушительную логику, он постепенно сменяется государственной монополией на насилие. С появлением государства безопасность делается обязанностью особой структуры, которая является монопольным держателем права на насилие. В государстве институционализируется насилие. Принцип «не убий», рассмотренный в конкретном историческом содержании, как раз был направлен на то, чтобы изъять право насилия у самого населения и передать его государству. Он, прежде всего, был призван блокировать действия требующих справедливого возмездия людей, гарантировать в обмен то, что государство накажет и защитит. Отношение к государственному насилию может быть и иным, если рассматривать его в историческом развитии и учитывать, что в отношении к насилию был догосударственный период и будет постгосударственный. Государственное насилие, как и предшествовавший ему талион, не является формой насилия, а становится лишь формой ограничения насилия, этапом на пути его преодоления. Монополия на насилие ограничивает его источник до размеров, которые дают возможность обществу осуществлять целенаправленный контроль над ним. Институционализация насилия включает его в пространство действий, законность которых сходится с разумной обоснованностью. Косвенные формы насилия - свидетельство того, что оно в своей эффективности может быть замещено другими средствами. Государственное насилие является не просто ограничением насилия. Это такое его ограничение, которое создает предпосылки для решительного преодоления и перехода к принципиально ненасильственному общественному устройству.

    1. Насилие и священное.

Рене Жирар известность получил в 70-е годы как философ и антрополог. Его антропологическая концепция была впервые развернуто изложена в книге "Насилие и священное" (1972). В основе его рассуждений лежит идея укорененности насилия в человеческой природе, постоянном присутствии его в общественной жизни. Он устанавливает родственные связи между жертвоприношением и убийством, выделяя в жертвоприношении два аспекта: "весьма святое дело" и грех. "Убить жертву преступно, поскольку она священна,… но жертва не будет священной, если ее не убить". Если насилие не удовлетворено, то оно продолжает накапливаться, "пока не перельется через край и не распространится с самыми ужасающими последствиями" (ритуальное детоубийство, совершенное Медеей). Неутоленное насилие находит себе заместительную жертву в виде жертвы жертвоприношения и теряет первоначально намеченный объект: "Вызвавшее ярость существо вдруг заменяется на другое, ничем не заслужившее ударов насильника, кроме как своей уязвимостью и досягаемостью". Так совершается процесс замещения или жертвенного переноса. Цель замещения предотвратить возможную месть, "порочный круг которой тяготеет над первобытными обществами". В данном аспекте жертвоприношение играет роль профилактического средства против насилия. Насилие, совершаемое в рамках жертвоприношения – очистительное насилие, за его рамками просто убийство. Если различие между нечистым и очистительным насилием утрачивается, то наступает жертвенный кризис: кризис социального порядка. В результате фокусирования насилия внутри группы происходит разрушение принципа социального бытия – "социальное самоубийство". Таким образом, делает заключение Р. Жирар, "насилие и священное неразделимы": "Религиозное и моральное поведение стремится обеспечить ненасилие непосредственным образом в повседневной жизни и – часто – опосредованным образом в жизни ритуальной, через парадоксальное посредничество насилия. Жертвоприношение, в конечном счете, включается в общий состав моральной и религиозной жизни… жертвоприношение, чтобы сохранить эффективность, должно совершаться в духе благочестия, характерном для всех аспектов религиозной жизни. Оно предстает актом одновременно и греховным, и самым священным; насилием и незаконным, и законным".

    1. Справедливая война.

Справедливая война - морально допустимая война, которая соответствует определенным критериям. Теория справедливой войны оформилась в рамках средневековой католической теологии к XIII веку в трудах Августина и Фомы Аквинских. Она допускает войну лишь в определенных случаях, занимая промежуточное положение между милитаризмом и пацифизмом. Главный парадокс этический справедливой войны - санкция на убийство во имя прекращения убийства.

Плеханов указывал: „Чернышевский прямо ставит, между прочим, и вопрос о насилии. Он спрашивает: «пагубна или благотворна война?…все зависит от обстоятельств, времени и места. Для диких народов вред войны менее чувствителен, польза ощутительнее; для образованных народов война приносит обыкновенно менее пользы и более вреда. Но, например, война 1812 года была спасительна для русского народа, марафонская битва была благодетельнейшим событием в истории человечества»“

«Законная декларация»: война должна быть объявлена, носить оборонительный характер, защищать национальный суверенитет и территориальную целостность. Целью её должен быть мир, победитель должен проявлять великодушие к побежденным, война должна быть последним средством, не вовлечение гражданских лиц, отказ от свержения правительства или разорения враждебной страны. На этих основаниях некоторые христианские богословы считают, что ядерная война не может быть справедливой, однако иеговисты полагают, что Армагеддон с участием оружия массового поражения может иметь черты справедливой войны, поскольку это будет последняя война и Бог не допустит гибели праведников.

    1. Ненасилие сквозь призму исторической социологии и этики.

Применение насилия – метод, с помощью которого относительно недавно проводилась внешняя и внутренняя политика многих государств мира. Самыми яркими примерами государств XX века, в которых применялась сила для решения внутренних проблем и подавления политической оппозиции, являются СССР и Третий Рейх.

Частью фашистской идеи было устранение евреев и большинства «неарийских» народов. С начала 1934 года у Гитлера возникали различные противоречия со старыми товарищами по партии НСДАП. Его старый знакомый Эрнст Рем, руководящий отрядами штурмовиков, стал вести двойную игру. Рем на общих собраниях был лоялен к фюреру, но в узком кругу приближенных он заявлял о своём категорическом несогласии с решениями Гитлера. Таким образом, у фюрера появилась внутренняя оппозиция. Но впоследствии за компанию с предводителями СА были убиты многие видные политики и публицисты без суда и следствия - «Ночь длинных ножей».

Во время внутрипартийной борьбы большевиков в результате преступных сговоров были устранены видные представители партийной верхушки. Примером может послужить убийство Троцкого, находящегося за границей, а также устранение молодого партийного лидера Кирова. За всё время Сталинской диктатуры общее число репрессированных идет на сотни тысяч человек. Сталин добился полного подчинения себе государства, в котором инакомыслислящим всегда подписывали смертный приговор.

Краткое описание

цель реферата: выработать осмысленное личное отношение к этике ненасилия и навык аргументированного рассуждения о допустимости насилия во благо. Задачи работы:
Научиться логически корректно пользоваться понятиями насилия и ненасилия и точно описывать проблемное поле их оотношения.
Освоить основные социально-этические диспозиции и концептуальные подходы к соотношению насилия и ненасилия.
Показать умение этически сфокусированного анализа проблем терроризма, справедливой войны, смертной казни.
Научиться выявлять связь особых форм ненасильственной практики с ненасилием как всеобщим и превалирующим вектором общественной активности.

Оглавление

Введение____________________________________________________3
Глава 1. ПОНЯТИЕ НАСИЛИЯ И НЕНАСИЛИЯ__________________4
Глава 2. НАСИЛИЕ В ИСТОРИИ_______________________________6
Право на насилие: от талиона к государству_____________6
Насилие и священное________________________________7
Справедливая война_______________________________8
Насилие сквозь призму исторической социологии и этики_9
Глава 3. НЕНАСИЛЬСТВЕННЫЕ ОПЫТЫ XX ВЕКА___________11
Этика непротивления Л.Н. Толстого__________________11
Ненасильственная политика М. Ганди_______________12
М.-Л. Кинг и борьба за гражданские права афроамериканцев___________________________________________14
Глава 4. СОВРЕМЕННЫЕ НЕНАСИЛЬСТВЕННЫЕ ПРАКТИКИ_17
Заключение_______________________________________________19
Список литературы__________________________________________20

Но все вышеуказанные глобальные проблемы современности, при всей важности их решения для человечества, все-таки уступают по степени значимости такой глобальной проблеме, как: предотвращение мировой термоядерной войны и ликвидация войн как средства решения политических проблем, создание ненасильственного мира, обеспечивающего мирные условия для социального прогресса всех народов.

Двадцатый век, принесший человечеству две невиданные до это­го по масштабам мировые войны, обострил значение проблемы войны и мира. В этот период развивается пацифистское движение, зародившееся в США и Великобритании. Оно отвергает всякое насилие и любые войны, в том числе и оборонительные.

Известный исследователь Й. Галтунга попытался выйти за узкие рамки пацифизма; его концепция выражается в «минимизации насилия и несправедливости в мире», тогда только и смогут высшие жизненные человеческие ценности. Весьма интересна позиция одно­го из самых влиятельных теоретиков Римского клуба А. Печчеи, который утверждает, что созданный человеком научно-технический комплекс «лишил его ориентиров и равновесия, повергнув в хаос всю человеческую систему». За все время истории человечества на Земле, произошло свыше 4500 войн, унесших жизни более 4 млрд. человек. Особенно остро эта проблема встала перед человечеством в ХХ веке, когда только две мировые войны до основания потрясли всю человеческую цивилизацию, нанесли колоссальный материальный и нравственный ущерб населению десятков стран мира, а количество человеческих превысило 60 млн. человек.

Вторая половина ХХ века ознаменовала новый этап в насильственной истории человечества. После 1945 года в мире произошло более 100 военных конфликтов, в которых погибло несколько миллионов человек. Создание оружия массового поражения, прежде всего ядерного, средств его доставки, и угроза его применения породили невиданную ранее в истории гонку ракетно-ядерных вооружений и поставили человечество на грань уничтожения.

Еще 38 сессия Генеральной ассамблеи ООН объявила подготовку и развязывание ядерной войны величайшим преступлением против человечества. В декларации ООН 1981 г. о предотвращении ядерной катастрофы было заявлено, что с законами человеческой морали и высокими идеалами Устава ООН несовместимы любые действия, подталкивающие мир к ядерной катастрофе. На сегодняшний день ведущие мировые державы – члены т.н. «ядерного клуба» – Россия, США, Великобритания, Франция, КНР, обладают совокупным ядерным потенциалом в несколько десятков тысяч боеголовок, способных уничтожить все живое на планете 30-35 раз. В случае ядерного конфликта между ведущими мировыми державами будет уничтожена вся человеческая цивилизация, создававшаяся тысячелетиями, будут подорваны естественные условия существования человека, включая его генетические основы. Одним из последствий мировой ядерной войны будет т.н. «ядерная зима», т.е. резкое падение температуры окружающей среды в результате колоссального загрязнения атмосферы продуктами горения многочисленных пожаров. В результате «ядерной зимы» и радиоактивного заражения быстро вымрет то, что возможно, уцелеет в результате самой ядерной войны. Победителя в этой войне не будет, так как ее последствия невозможно будет локализовать. Сегодня крупномасштабный конфликт с применением ядерного оружия между ведущими мировыми державами маловероятен, но совсем его исключить нельзя. К тому же ряд стран, официально не входящих в «ядерный клуб» (Индия, Пакистан, Израиль, возможно КНДР) уже имеют на вооружении ядерное оружие собственного производства, и нет гарантии, что оно не будет применено в каких либо локальных конфликтах.

Проблема гонки ядерного вооружения имеет также и экономический аспект. Создание и совершенствование ядерного оружия требует колоссальных материальных затрат, привлечения сотен тысяч квалифицированных специалистов в различных областях, использования самых ценных и редких материалов и ресурсов. Суммы средств, тратящихся ежегодно на эти цели, превышают триллион долларов.

Помимо ядерного, на планете имеются и значительные запасы других видов оружия массового поражения – химического и биологического. В последние годы наиболее развитые страны мира проводят интенсивную работу по созданию новых образцов высокоинтенсивного оружия, основанного на качественно иных физических принципах (лазерное, вакуумное, электромагнитное, ультразвуковое, микроволновое оружие), модернизируется обычное оружие (высокоточные ракеты, системы залпового огня, корректируемые снаряды и бомбы с лазерным и спутниковым наведением). Новые образцы оружия порождают и новые средства противодействия ему, что еще больше раскручивает спираль гонки вооружений. Человечество все более увязает в неком круговороте неразумности, из которого все труднее и труднее выбираться.

Начинать говорить об этической стороне насилия и ненасилия в отдельном контексте не вижу смысла.… Исследуя примеры из истории, экономики, политики или жизненных ситуаций - я определенно убедилась в том, что два этих понятия имеют очень тесную связь: одно порождает другое, либо одно является следствием другого. Таким образом, насилие и ненасилие можно интерпретировать как различные ступени, стадии единого процесса.

Насилие и ненасилие как способ принуждения либо созидания, в той или иной степени, присуще любому историческому периоду. Степень значимости этих понятий зависел от того, какими этическими нормами руководствовалось человечество. Так, например, в древней Спарте государство контролировало воспитание детей с момента их рождения. Старейшины осматривали новорожденных и только здоровых, по их мнению, детишек, передавали обратно отцу. Слабые и больные дети уничтожались, по преданию их бросали в Тайгетскую пропасть. А объяснялось это тем, что таким образом спартанцы избавлялись от «дурной крови» в роду. Если спроецировать данный факт в наше время, то отношение к больным детям кардинально изменилось. Так, ребенка рожденного весом от 500 граммов врачи спасают, а «донашивают» в инкубаторах. Здесь, в первом случае дети являются объектом насилия, а во втором - ненасилия.

Историческая личность, президент США Ф.Д. Рузвельт, во время своего правления явился инициатором насилия и ненасилия. В двадцатых годах прошлого столетия, наблюдался повышенный рост объемов промышленности и торговли в Америке. Однако, в обществе была существенная проблема - не хватало средств для обращения, был истощен золотой запас страны. В результате в октябре 1929 года разразился кризис, получивший название «Великая депрессия». Обанкротились свыше двух тысяч банков. В 1932 году на президентский выборах одержала победу Демократическая партия, во главе которой стоял Рузвельт. Он предложил стране серию реформ, которую назвал «Новым курсом». Реформы касались многих аспектов, например, изъятие золота у населения. Вводился специальный указ, согласно которому, всем гражданам США необходимо было сдавать в пользу государства золотые запасы на сумму свыше 100$. Казалось бы, это - насилие, так оно и есть, но это решение, в купе с другими, увеличило золотой потенциал страны и привело к стабилизации экономики.

В наше время эти два понятия имеют особую актуальность. Рост насилия сейчас является доминирующей тенденцией для всего мира в целом, и значительно опережает стремление к принципам ненасильственного мира. Возникновение войн в мире, искусственное распространение болезней, экономические дефолты, девальвации национальных валют, снижение уровня жизни порождает неудовлетворенность, озлобленность, пессимизм. Человечество вступило в полосу опасностей, стало заложником созданных им же самим средств разрушения. Поэтому философия ненасилия, на сегодняшний день, имеет в наибольшей степени, актуальный исторический смысл. Ненасилие представляет, прежде всего, перед собой борьбу против зла и несправедливости, направляемую силой любви, правды, справедливости, за гармонизацию отношений в собственной душе и в мире, чтобы противостоять страшным силам зла.

Но, чрезмерная либерализация (ее можно рассматривать как акт ненасилия), расширение прав и свобод граждан страны, как показала современная история, может привести к необратимым последствиям, актам насилия и к хаосу. Ярким примером могут служить события на Болотной площади в России, парад националистов с гитлеровской свастикой, братоубийственная война на Украине.

«О времена, о нравы…».

насилие этический либерализация

Введение насилие государство социология Насилие и ненасилие. Являются ли эти понятия противоположностями — как добро и зло? В нашем несовершенном мире, где волей неволей насилие и агрессия являются основной движущей силой, возможно ли следовать этике ненасилия? Насколько реально выглядит пацифистская модель поведения человека в современном мире и нужна ли она?

Этими вопросами задаются уже несколько поколений философов и труды таких мыслителей как Толстой и Ганди подталкивают умы человечества к размышлениям на эту тему. Человеческое проявление агрессии и насилия — с одной стороны — заложены в атавизмах биологической природы человека, но с другой — преобразованы его социально-творческой сущностью настолько, что способны приобретать качественно иную форму: снисходительности, покровительства, благородства, щедрости, милосердия, альтруизма. При этом и щедрость, и милосердие, и альтруизм проявляются не только в форме самопожертвования (как это иногда случается и в популяциях животных), но в виде героизма, патриотизма, великодушия (прощения) и др. Богатство поведенческих оттенков становится следствием многоуровневой и многофакторной структуры всей системы человеческой жизнедеятельности и определяется формой и уровнем духовной и материальной культуры, с которой идентифицирует себя личность и сообщество. Чем сложнее культура, тем больший объем свободы в выборе форм поведения предоставляет она личности и группе.

Глава 1. Понятие насилия и ненасилия В определении понятия насилия существуют два подхода, один из которых можно назвать абсолютистским: насилие несет четко выраженную негативную оценочную нагрузку, употребляется в очень широком значении, включающем все формы физического, психологического, экономического подавления и соответствующих им душевных качеств, оно прямо отождествляется со злом вообще. При таком подходе возникают, как минимум, две трудности: во-первых, снимается проблема оправдания насилия, возможности его конструктивного использования; само понятие как бы предрешает проблему, с самого начала содержит в себе ответ на вопрос, который подлежит обсуждению. Во-вторых, отрицание насилия выглядит как сугубо моральная программа, вступающая в непримиримую конфронтацию с реальной жизнью. Не случайно, например, Л. Н. Толстой, который наиболее последовательно придерживался этой интеллектуально-духовной традиции, вкладывая в понятие насилия сугубо негативный и предельно широкий смысл, был одновременно радикальным критиком современной цивилизации, всех свойственных ей форм эгоизма и принуждения; для него, в частности, в плане отношения к насилию не было большого различия между разбойниками с большой дороги и законными монархами, а если и было, то никак не в пользу вторых. Другой подход — прагматический. Прагматический подход ориентируется на ценностно-нейтральное и объективное определение насилия и отождествляет его с физическим и экономическим ущербом, который люди наносят друг другу; насилием считается то, что, очевидно, является насилием -- убийство, ограбление и прочее. Такая интерпретация позволяет ставить вопрос об оправданности насилия, возможности его использования в определенных ситуациях, но при этом отсутствует критерий для его решения.

Ненасилие в отличие от насилия является не особым случаем иерархической связанности человеческих воль, а перспективой их солидарного слияния. Его координаты -- не вертикаль властных отношений, а горизонталь дружеского общения, понимая при этом дружбу в широком аристотелевском смысле. Ненасилие исходит из убеждения в самоценности каждого человека как свободного существа и одновременно взаимной связанности всех людей в добре и зле. Одно из часто повторяемых возражений против ненасилия как исторической программы состоит в том, что оно исходит из слишком благостного и потому реалистического представления о человеке. В действительности это не так. В основе ненасилия лежит концепция, согласно которой человеческая душа является ареной борьбы добра и зла, как писал Мартин Лютер Кинг, «даже в наихудших из нас есть частица добра, и в лучших из нас есть частица зла». Считать человека радикально злым -- значит незаслуженно клеветать на него. Считать человека бесконечно добрым -- значит откровенно льстить ему. Ему воздается тогда, когда признается моральная амбивалентность человека.

Глава 2. Насилие в истории Во всем мире насилие используется как инструмент манипуляций ещё с давних времён. Значение насилие может варьироваться от споров между двумя людьми до войны и геноцида, в результате которых могут умирать миллионы людей. Причины агрессивного поведения людей -- частые темы исследований психологов и социологов, над ним размышляли философы и известные писатели, такие как Толстой, Ганди и другие. Учёные согласны с тем, что насилие присуще людям изначально. Есть археологические свидетельства, что миролюбие и насилие были первичными характеристиками доисторических людей.

2.1 Право на насилие: от талиона к государству Возмездие, равное преступлению — так называют насилие в первобытном обществе, то есть талион. Это было ограничение неурегулированной межплеменной вражды. Являлся нормативной системой, проводился в результате спонтанных действий заинтересованных лиц. Впервые встречается в законах Хаммурапи, постулируется Ветхим заветом, он живет, в умах цивилизованного человека и по сей день. В то время насилие являлось делом всего рода. Право кровной мести всеми признавался, и каждый сородич в соответствии с определенным обычаем и очередностью воспринимал ее как свою неотъемлемую обязанность. Имея в себе разрушительную логику, он постепенно сменяется государственной монополией на насилие. С появлением государства безопасность делается обязанностью особой структуры, которая является монопольным держателем права на насилие. В государстве институционализируется насилие. Принцип «не убий», рассмотренный в конкретном историческом содержании, как раз был направлен на то, чтобы изъять право насилия у самого населения и передать его государству. Он, прежде всего, был призван блокировать действия требующих справедливого возмездия людей, гарантировать в обмен то, что государство накажет и защитит. Отношение к государственному насилию может быть и иным, если рассматривать его в историческом развитии и учитывать, что в отношении к насилию был догосударственный период и будет постгосударственный. Государственное насилие, как и предшествовавший ему талион, не является формой насилия, а становится лишь формой ограничения насилия, этапом на пути его преодоления. Монополия на насилие ограничивает его источник до размеров, которые дают возможность обществу осуществлять целенаправленный контроль над ним. Институционализация насилия включает его в пространство действий, законность которых сходится с разумной обоснованностью. Косвенные формы насилия -- свидетельство того, что оно в своей эффективности может быть замещено другими средствами. Государственное насилие является не просто ограничением насилия. Это такое его ограничение, которое создает предпосылки для решительного преодоления и перехода к принципиально ненасильственному общественному устройству.

2.2 Насилие и священное Рене Жирар известность получил в 70-е годы как философ и антрополог. Его антропологическая концепция была впервые развернуто, изложена в книге «Насилие и священное» (1972). В основе его рассуждений лежит идея укорененности насилия в человеческой природе, постоянном присутствии его в общественной жизни. Он устанавливает родственные связи между жертвоприношением и убийством, выделяя в жертвоприношении два аспекта: «весьма святое дело» и грех. «Убить жертву преступно, поскольку она священна,… но жертва не будет священной, если ее не убить». Если насилие не удовлетворено, то оно продолжает накапливаться, «пока не перельется через край и не распространится с самыми ужасающими последствиями» (ритуальное детоубийство, совершенное Медеей). Неутоленное насилие находит себе заместительную жертву в виде жертвы жертвоприношения и теряет первоначально намеченный объект: «Вызвавшее ярость существо вдруг заменяется на другое, ничем не заслужившее ударов насильника, кроме как своей уязвимостью и досягаемостью». Так совершается процесс замещения или жертвенного переноса. Цель замещения предотвратить возможную месть, «порочный круг которой тяготеет над первобытными обществами». В данном аспекте жертвоприношение играет роль профилактического средства против насилия. Насилие, совершаемое в рамках жертвоприношения — очистительное насилие, за его рамками просто убийство. Если различие между нечистым и очистительным насилием утрачивается, то наступает жертвенный кризис: кризис социального порядка. В результате фокусирования насилия внутри группы происходит разрушение принципа социального бытия — «социальное самоубийство». Таким образом, делает заключение Р. Жирар, «насилие и священное неразделимы»: «Религиозное и моральное поведение стремится обеспечить ненасилие непосредственным образом в повседневной жизни и — часто — опосредованным образом в жизни ритуальной, через парадоксальное посредничество насилия. Жертвоприношение, в конечном счете, включается в общий состав моральной и религиозной жизни… жертвоприношение, чтобы сохранить эффективность, должно совершаться в духе благочестия, характерном для всех аспектов религиозной жизни. Оно предстает актом одновременно и греховным, и самым священным; насилием и незаконным, и законным».

2.3 Справедливая война Справедливая война -- морально допустимая война, которая соответствует определенным критериям. Теория справедливой войны оформилась в рамках средневековой католической теологии к XIII веку в трудах Августина и Фомы Аквинских. Она допускает войну лишь в определенных случаях, занимая промежуточное положение между милитаризмом и пацифизмом. Главный парадокс этический справедливой войны -- санкция на убийство во имя прекращения убийства.

Плеханов указывал: «Чернышевский прямо ставит, между прочим, и вопрос о насилии. Он спрашивает: „пагубна или благотворна война… все зависит от обстоятельств, времени и места. Для диких народов вред войны менее чувствителен, польза ощутительнее; для образованных народов война приносит обыкновенно менее пользы и более вреда. Но, например, война 1812 года была спасительна для русского народа, марафонская битва была благодетельнейшим событием в истории человечества“»

«Законная декларация»: война должна быть объявлена, носить оборонительный характер, защищать национальный суверенитет и территориальную целостность. Целью её должен быть мир, победитель должен проявлять великодушие к побежденным, война должна быть последним средством, не вовлечение гражданских лиц, отказ от свержения правительства или разорения враждебной страны. На этих основаниях некоторые христианские богословы считают, что ядерная война не может быть справедливой, однако иеговисты полагают, что Армагеддон с участием оружия массового поражения может иметь черты справедливой войны, поскольку это будет последняя война и Бог не допустит гибели праведников.

2.4 Ненасилие сквозь призму исторической социологии и этики Применение насилия — метод, с помощью которого относительно недавно проводилась внешняя и внутренняя политика многих государств мира. Самыми яркими примерами государств XX века, в которых применялась сила для решения внутренних проблем и подавления политической оппозиции, являются СССР и Третий Рейх.

Частью фашистской идеи было устранение евреев и большинства «неарийских» народов. С начала 1934 года у Гитлера возникали различные противоречия со старыми товарищами по партии НСДАП. Его старый знакомый Эрнст Рем, руководящий отрядами штурмовиков, стал вести двойную игру. Рем на общих собраниях был лоялен к фюреру, но в узком кругу приближенных он заявлял о своём категорическом несогласии с решениями Гитлера. Таким образом, у фюрера появилась внутренняя оппозиция. Но впоследствии за компанию с предводителями СА были убиты многие видные политики и публицисты без суда и следствия — «Ночь длинных ножей».

Во время внутрипартийной борьбы большевиков в результате преступных сговоров были устранены видные представители партийной верхушки. Примером может послужить убийство Троцкого, находящегося за границей, а также устранение молодого партийного лидера Кирова. За всё время Сталинской диктатуры общее число репрессированных идет на сотни тысяч человек. Сталин добился полного подчинения себе государства, в котором инакомыслислящим всегда подписывали смертный приговор.

Обратимся к истории последних лет. Я считаю, что «цветные» революции, прокатившиеся по странам СНГ, являются звеньями одной цепи. В Грузии, Киргизии, на Украине законные власти не прибегли к силе. В результате чего, в этих странах установились открыто прозападные режимы, экономики этих стран больше пострадали. Эти революции внесли только нестабильность и неопределённость в общей политической ситуации в регионе. Власти же республики Узбекистан вовремя и достаточно жестко отреагировали на попытки начала подобной революции в их стране. Таким образом, сохранился законный порядок и стабильность в государстве. США обвинили власти Узбекистана в недемократических методах борьбы. Это недовольство американцев объясняется, возможно, тем, что США поддерживали реакционные движения в странах СНГ, а, может быть, даже спонсировали революции напрямую.

Роль насилия в Мировой истории огромна. Насилие является подчас самым подходящим и действенным методом борьбы с политическим противником, но ничто не может оправдать преступления, совершаемые во время силового подавления любого рода оппозиции.

Глава 3. Ненасильственные опыты XX века

3.1 Этика непротивления Л. Н. Толстого Понимание смысла жизни как идеала, движения к бесконечному дается в Библии. Иисус Христос формулирует пять заповедей. Главной из них, по мнению Толстого, — «не противься злому», которая означает полный запрет насилия. В своих трудах он дает три определения насилия: физическое пресечение, угроза убийства или убийство; внешнее воздействие; узурпация свободной воли человека. В понимании мыслителя насилие необходимо приравнивать к злу, оно прямо противоположно любви. Любить означает делать все, таким образом, как хочет другой, а насиловать -- это значит совершать то, чего не желает тот, над кем происходит насилие. Таким образом, заповедь непротивления можно считать негативной формулой закона любви. Непротивление злу переводит активность человека в сферу его внутреннего нравственного совершенствования. Любое насилие имеет последнюю составляющую -- кто-то должен совершить решающее действие: выстрелить, нажать кнопку и т. п. Самый верный путь полного уничтожения насилия в мире состоит в том, чтобы начать с последнего звена -- с отказа конкретного человека участвовать в насилии. Если не будет убийства, то не будет и смертной казни. Лев Николаевич исследует доводы обыденного сознания людей против непротивления. Учение о непротивлении злу очень трудно осуществить. Невозможно одному человеку выступать против всего мира. Непротивление злу сопряжено с очень большими страданиями. Толстой раскрывает логическую противоречивость данных аргументов и показывает их несостоятельность. Если, полагает он, каждый, совершая непротивление, будет думать о спасении своей души, то, это, прежде всего и станет дорогой к человеческому единению. Первостепенная задача, которую предстоит решить человечеству — преодолеть общественные конфликты, принявшие форму нравственного противостояния. Как найти решение, избежать столкновения людей, когда одни считают злом то, что другие полагают добром? Люди целыми тысячелетиями стремились решить эту проблему путем противостояния злу злом, используя справедливое возмездие по принципу «око за око». Они полагали справедливым то, что зло необходимо наказать, более добрые просто обязаны обуздать более злых. Но как нам определить, где зло и кто является более добрым, а кто более злым? Ведь сущность конфликта как раз в том, что мы не имеем общего определения зла. Не может быть так, считает Л. Н. Толстой, чтобы более добрые господствовали над более злыми. В Библии именно Каин убивает Авеля, а не наоборот. В данных обстоятельствах, когда нет единого мнения по вопросу о добре и зле, должно быть правильным лишь одно решение, которое и приведет к согласию, -- никто вообще не должен отвечать насилием тому, что он считает злом. Непротивление, таким образом, Л. Н. Толстой рассматривал как применение учения Христа к общественной жизни людей. Непротивление злу в его осмыслении -- это единственно, действенная форма борьбы со злом.

3.2 Ненасильственная политика М. Ганди Конец XIX века … Положение индийских переселенцев, прибывших в ЮАР в поисках лучшей жизни, было тяжёлым (нищенскую жизнь, унижения, рабский труд). Безысходность порождала покорность и чувство полного бессилия. Возвращение на родину не представлялось возможным.

C первых дней пребывания в Южной Африке Ганди столкнулся с откровенным расизмом. Ганди с удивлением узнал, что в этой стране унижения и притеснения — удел всех «цветных, независимо от их социального положения и статуса. «Лишения, которым я подвергался, были проявлением серьёзной болезни — расовых предрассудков. Я должен был попытаться искоренить этот недуг насколько возможно и вынести ради этого все предстоящие лишения», — решает Ганди. Он начал с выработки личных принципов поведения при столкновении с проявлениями расизма. Он решает всякий раз оказывать произволу вежливое, но непреклонное сопротивление, и никогда не требовать возмездия за оскорбления, касающиеся лично его. Борьба за права соотечественников и стремление изменить положение индийцев в Африке становятся основной целью жизни Ганди.

Созданный им Индийский Конгресс ставил целью, действуя в рамках законодательства добиться равенства прав индийцев и европейцев. Последующие годы стали для Ганди временем углублённого самопознания, поиском смысла жизни и формирования принципов.

В эти годы Махатма открывает для себя Льва Толстого. Учение о непротивлении злу насилием, непримиримость к угнетению, мучительные поиски выхода из состояния угнетённости потрясли Ганди. Идеи Толстого он объединяет с древнеиндийской традицией ашрамов — поселений, в которых единомышленники живут как одна семья: вместе работают и духовно совершенствуют себя. Ганди вырабатывает для себя основной жизненный принцип, которого придерживался затем всю оставшуюся жизнь: «Никогда не требуй от человека того, что не делаешь сам».

В 1906 году проект закона об отпечатках в Трансваале привело Ганди к выдвижению идеи ненасильственного сопротивления произволу. Он ищет название для этого движения и останавливается на сатьяграхе (насилию противопоставляется сила духа и внутренняя уверенность в своей правоте).

Митинг в Йоханнесбурге, забастовка горняков, знаменитый мирный поход протеста из Наталя в Трансвааль. 20-ти летняя борьба Ганди в Южной Африке закончилась победой. Ганди возвращается в Индию. В Индии ситуация была не намного лучше, чем в Африке. Махатма предложил народу «третий путь» — путь Ахимсы, ненасилия. Ахимса означает внутреннее решение человека, в основе которого признание высшими ценностями жизнь и любовь к человеку и всему живому. В мире идёт не борьба между хорошими и плохими людьми, а борьба между жизнью и смертью, добром и злом в душе каждого человека. Каждый способен отказать злу в своей поддержке, и зло бессильно против этого решения. Одновременно отказ от участия в делах Зла приводит человека на путь строительства нового мира — мира добра. Ганди предложил индийцам программу не сотрудничества с колонизаторами. Это не только подрывало самую основу власти англичан, но и пробуждало в индийцах дух свободы и солидарности. Впервые в истории ему удалось создать ненасильственное массовое движение. Сатьяграха проводилась в соответствии с твёрдыми принципами, основанными на самом духе ненасилия: полная гласность и открытость, предупреждение противника во всех своих действиях, применении сильных средств только после того, как были испробованы все более слабые. Она могла начаться только тогда, когда каждый участник точно представлял себе смысл и последовательность борьбы и был уверен в своей приверженности духу ненасилия. Участники движения не должны были желать зла противнику, стремясь лишь к достижению поставленной цели..

Ганди всегда подчёркивал, что ненасилие не имеет ничего общего со слабостью и трусостью. Ненасилие не только позиция сильных, но и сама по себе очень сильная позиция. Ещё в Южной Африке один из чиновников признался Ганди: «Я иногда хочу, чтобы вы прибегли к насилию. Тогда нам сразу же стало бы понятно как поступить с вами». Для Ганди ненасилие — это борьба за Человека! Можно спорить об эффективности Сатьяграхи. Однако Англия добровольно «ушла» из Индии, оставив свои колониальные притязания.

3.3 М.-Л. Кинг и борьба за гражданские права афроамериканцев В южных штатах США века рабства и десятилетия сегрегации создали правовую и политическую систему, которая характеризовалась господством белых. Черные люди имели ограничение прав в своих действиях.

После того, как в декабре 1955 года произошёл инцидент с Розой Паркс, в Монтгомери Мартин-Лютер возглавил крупную акцию протеста чернокожего населения против расовой сегрегации в общественном транспорте. Несмотря на сопротивление властей и расистов, привёл к успеху акции -- Верховный суд США признал сегрегацию в Алабаме неконституционной.

В январе 1957 года Кинг был избран главой организации «Конференция руководства христиан юга», созданной для борьбы за гражданские права афроамериканского населения. В 1960 году Кинг посетил Индию, где изучал деятельность Махатмы Ганди.

Своими выступлениями он призывал добиваться равенства мирными способами. Его речи дали энергию движению за гражданские права в обществе -- начались марши, экономические бойкоты, массовые уходы в тюрьмы и так далее. Речь Мартина Лютера Кинга «У меня есть мечта», (1963 г.) восславила расовое примирение, определила суть американской демократической мечты. Роль Кинга в ненасильственной борьбе за принятие закона, запрещающего расовую дискриминацию, была отмечена Нобелевской премией мира.

Принципы ненасильственной борьбы против несправедливости и дискриминации Кинга заключаются Убедившись, что ненасилие является воплощением учения Иисуса Христа, Мартин Лютер Кинг сформулировал принципы ненасильственной борьбы против социальной несправедливости и дискриминации: ненасильственное сопротивление (борьба должна быть направлена не на насилие, а на убеждение), целью является освобождение и примирение, ненасильственная борьба направлена против зла, а не против его носителей,

готовность принимать страдания без отмщения, отказ от физического насилия и морального насилия, заключительной характеристики ненасильственной борьбы Кинг выделяет веру в то, что в основе мироздания находится любовь: «Тот, кто верит в ненасилие, — глубоко верит в будущее. Вера является причиной, по которой участник ненасильственного сопротивления принимает страдания без возмездия».

Мартин Лютер Кинг показывает, что в сфере религии находятся не только духовные проблемы, касающиеся спасения души человека для вечности, но и проблемы, связанные с улучшением качества земного существования — с борьбой против социальной несправедливости, дискриминации, бедности, неравенства и вражды между социальными группами людей. Это сближает Кинга с теологией освобождения, но с тою существенной разницей, что Кинг делает главный упор на неприемлемость употребления насилия в борьбе. Кинг, подобно Льву Толстому, убеждён в том, что принципы ненасилия утверждаются самим Иисусом Христом в Евангелии.

За двенадцать лет ненасильственной борьбы движение за гражданские права добилось прекращения расовой дискриминации в различных сферах. Это движение пробудило в черных американцах чувство самоуважения, гордости и уверенности в своих силах, способствовало достижению взаимопонимания между белыми и чернокожими гражданами США.

Глава 4. Современные ненасильственные практики Важным инструментом подержания мира и международной безопасности являются операции миротворческие ООН. Данная организация была создана после второй мировой войны, когда идеология насилия одних заставила страдать других (невинных). Но, несмотря на свою уникальность, данная организация дискредитировала себя недоработками и скандалами. Она показала, что не всегда способна своевременно адаптироваться в соответствии с быстро меняющимися мировыми политическими реалиями. В связи с этим ООН часто критикуют за неэффективность, недемократичность, недостаток внимания к проблемам.

Существует также движение, идеология которого — это сопротивление насилию ради его исчезновения. Историческим истоком пацифизма является буддизм, что проявляется в особой фундаментальной пацифичности истории и культуры Индии и Китая. Пацифистское движение, движение за мир — антивоенное общественное движение, противодействующее войне и насилию мирными средствами, в основном осуждением их аморальности. Однако, Джордж Оруэлл писал: «Большинство пацифистов либо принадлежат к малозначительным религиозным сектам, либо это просто гуманисты, которые возражают против того, чтобы людей лишали жизни, и дальше этой мысли не идут. Но среди пацифистов-интеллектуалов есть меньшинство, у которого в подоплеке пацифизма — ненависть к западной демократии и преклонение перед тоталитаризмом… Пацифистская литература содержит в себе изобилие туманных заявлений, в которых хоть и есть какой-то смысл, то только тот, что государственные деятели, подобные Гитлеру, предпочтительнее таких, как Черчилль, а насилие извинительно, если оно достаточно жесткое…»

Важным вопросом является проблема смертной казни, которая возникла в ходе реализации принципа талиона и является объектом спора и посей день. Конечно, если говорить об этом виде насилия, то, несомненно, оно несет в себе какие-то положительные качества. Защита общества (надежно защищает общество от самых опасных и неисправимых преступников). Экономическая несправедливость замены казни на пожизненное заключение (почему налогоплательщики — и, в частности, родственники и близкие — должны оплачивать пожизненное содержание преступника). Смертная казнь — акт гуманизма (пожизненное заключение ничуть не лучше жизни, это та же казнь, просто растянутая на всю жизнь). Но, существуют также и негативные стороны применения этого насилия. К ним относятся судебные ошибки, отсутствие превентивного эффекта, противоречие международным нормам, необходимость существования палачей и другие. Таким образом, показывая, что данный метод в большинстве случае неэффективен и обычно не разрешает саму проблему в целом.

Заключение Проблема насилия и ненасилия представляют собой разные перспективы в борьбе за справедливые отношения между людьми в обществе. Возможные линии поведения человека, перед лицом насильственно поддерживаемой социальной несправедливости можно свести к трем основным. Во-первых, это непротивление насилию. Такая позиция заслуживает безусловной негативной оценки. Во-вторых, ответное насилие. В ответном насилии уже, по крайней мере, чувствуется «ответственность за цели» (Жан Госс). Это уже вызов насилию. Широко известны слова Ганди о том, что если бы перед человеком был выбор между трусливым смирением или насильственным сопротивлением, то предпочтение, конечно, следовало бы отдать насильственному сопротивлению. Ответное насилие лучше, чем покорность. Третья линия поведения -- это активное ненасильственное сопротивление, преодоление ситуации несправедливости ненасильственными методами. Отождествление ненасилия с пассивностью является одним из устойчивых общественных предрассудков. В обыденном сознании насилие, как правило, оправдывается в качестве альтернативы покорности. Такая позиция была бы понятна только в том случае, если бы не было третьей возможности -- ненасилия, предполагающего исключительно высокую степень активности и действенности, более высокую, чем ответное насилие. Таким образом, рассмотренные в историческом аспекте насилие и ненасилие также могут быть интерпретированы как различные ступени, стадии единой процесса. В плане перехода от одной ступени к другой, от насилия к ненасилию наше время является критическим, когда требуется качественный сдвиг вперед равнозначный смене основ жизни. Речь не идет, конечно, об одноразовом или полном устранении насилия -- насилие имеет невытравимо глубокие корни в историческом и психологическом опыте, в самой онтологии человека. Речь идет о качественной смене вектора сознательных усилий человека -- и индивидуальных и, в особенности, коллективных, социально-организованных.

Под философией ненасилия в данном случае мы подразумеваем систему этических, нравственных, психологических, социологических и собственно философских идей, теорий, взглядов, касающихся ненасильственного бытия человека в обществе, в духе отрицания войны и любой иной формы насилия, воздержания от деструктивной агрессии.
Несмотря на все теории нравственного совершенствования человечества, ХХ век многие ученые называют веком тоталитаризма. На рубеже третьего тысячелетия вопросы войны и мира продолжают оставаться самыми актуальными наряду с такими, как всемирный экологический кризис, исчерпание природных ресурсов и т. д.
Современная российская политика и государственная идеология постсоветского периода демонстрируют не только неприятие самой идеи ненасилия, но еще одновременно показывают "провал" концепции "насильственного метода решения политических вопросов". С другой стороны, существует мнение, что в развитии ситуации в современной России нет ничего необъяснимого. "…Рост насилия является сейчас доминирующей тенденцией для всего мира в целом и значительно опережает рост альтруистических настроений, стремление к принципам ненасильственного мира…" считает В.Д. Губин. Насилие и готовность к насилию возрастают. Идет "молекулярная гражданская война", что является новой формой насилия. Под эти термином понимается произвольное, бесцельное насилие, обходящееся без идеологической мотивации, и направленное против кого угодно. В нашей стране насилие в форме бунта или полномасштабной гражданской войны вряд ли возможно, поскольку общество не верит в возможность добиться каких-либо положительных результатов с помощью насилия, равно как и не верит в эффективность проведения каких-либо ненасильственных действий. Это нечто вроде коллективного безумия. Диффузное насилие не поддается какому-либо рациональному контролю.
Психологический интерес, однако, представляет не столько насилие исходящее от власти, сколько насилие, осуществляемое самими гражданами, точнее - внутренняя готовность к осуществлению насилия. Важным представляется не только готовность человека к совершению актов насилия, но и его отношение к тем, кто совершает такие акты. Увеличивающаяся терпимость к насилию, готовность оправдывать его высшими соображениями, благом государства и т.д. может обеспечить необходимые условия для проявления агрессивных тенденций части граждан, которые могут решиться на насилие, считая что их действия будут одобряться окружающими. Терпимость к насилию, фактический отказ от традиционных моральных норм определяются, помимо прочего, еще и ощущением переходности нынешнего периода. Экстремальность, временность обстоятельств "списывает" и ложь, и жестокость. "Тот, кто так легко убил многих, разве он остановится перед убийством одного, если он того пожелает?",-говорил Эразм Роттердамский.
Вспышки насилия происходят повсюду, где утрачивается контроль над реорганизацией общественного и государственного целого. Произошла грандиозная "приватизация государственной монополии на насилие" . Цена демистификации культа насилия в Европе в этом веке была высока: она была оплачена ценой полного истощения ее народов и их культуры.

Русская философия 20 века

В начале ХХ в. в России идет подлинный религиозный Ренессанс. Сложились религиозно-философские направления. В Европе и в мире стали популярными труды Н.А. Бердяева, Л.И. Шестова, П.А. Лоренского, П.А. Сорокина, Л.П. Карсавина, С.Л. Франка, Н.О. Лосского, Г.Г. Шпета, В.В. Зеньковского, Ф.А. Степуна, С.А. Аскольдова, Э.Л. Радлова,
П.И. Новгородцева, И.И. Лапшина, А.И. Введенского, И.А. Ильина,
Б.В. Яковенко и многих других.

Основная их идея заключалась в том, что эмпирический, пространственно-временной мир – относительное, условное бытие; оно не имеет самостоятельного значения. Это бытие кажется «рациона-лизированным», закономерным, но его свойства не дают возможности открыть «истинное бытие». «Истинное бытие» - это душа человека и Бог в их мистическом единстве. «Истинное бытие» раскрывается в религиозном опыте – самое иррациональное и есть самое реальное. Главная задача – создание нового религиозного сознания.

Русская религиозная философия – не единая школа. Но в ее разнообразных учениях общим было противопоставление религиозной мысли рационализму. В русском богоискательстве возникло множество самых разнородных тенденций, главнейшими из которых были персонализм Н.А.Бердяева, интуитивизм Н.О. Лосского и иррационализм Л.И. Шестова.

После Октябрьской революции 1917 г. большая часть предста-вителей религиозной философии добровольно или насильственно оказалась в эмиграции.

Проблемы бытия в философии

Проблема бытия – важнейшая проблема философии. Антология – учение о бытии. Философия с глубокой древности билась над этой проблемой. Впервые категория бытия появилась у элиатов. При осмыслении проблем реальности люди фиксируют две части: я и не я. Мир выступает как нечто, состоящее из двух частей– я и не я – все это бытие. Категория бытия противостоит категории небытия. У элиатов бытие определяется как мышление. Бытие отождествляется иногда с сознанием. В экзестенционазизме философия отождествляется с полной свободой.

Существует несколько подходов к трактовке бытия и небытия:

· Небытия нет, есть только бытие. Небытие – разновидность бытия (Зенон).

· Существует и бытие, и небытие (представители этого подхода – атомисты). По Платону бытие – мир идей, небытие – это чувстсвенный мир. Для Героклита, бытие и небытие – это две категории, перетекающие друг в друга.

· Есть только небытие (Чанышев).

Самоорганизация бытия

Проблема самоорганизации материальных систем в XX веке становится одной из центральных проблем науки. Существенный вклад в решение этой проблемы вносит системный и информационный подходы. Терминология, выработанная в этих областях исследования, приобрела общенаучный характер в описании и объяснении процессов самоорганизации. Но обе эти области исследования имеют дело в основном с материальными системами уже достаточно высокого уровня организованности: биологические системы, социальные, технические и т.д. Процессы самоорганизации в неживой природе остаются вне интересов этих подходов.
Решение этой задачи берет на себя научная дисциплина, именуемая синергетикой. Ее основоположниками считаются Г. Хакен и И. Приго-жин. Закономерности явлений самоорганизации, открываемые синергетикой, не ограничиваются областью неживой природы: они распространяются на все материальные системы. Как отмечает Г. Хакен, принципы самоорганизации, изучаемые этой наукой, распространяются «от морфогенеза в биологии, некоторых аспектов функционирования мозга до флаттера крыла самолета, от молекулярной физики до космических масштабов эволюции звезд, от мышечного сокращения до вспучивания конструкций» («Синергетика». М., 1980. С. 16).
Г. Хакен и И. Пригожин делают акцент, прежде всего, на процессуальности материальных систем. Все процессы, протекающие в различных материальных системах, могут быть подразделены на два типа: во-первых, это процессы, протекающие в замкнутых системах, ведущие к установлению равновесного состояния, которое при определенных условиях стремится к максимальной степени неупорядоченности или хаоса, и, во-вторых, это процессы, протекающие в открытых системах, в которых при определенных условиях из хаоса могут самопроизвольно возникать упорядоченные структуры, что и характеризует стремление к самоорганизации. Основными характеристиками первого типа процессов является равновесность и линейность, главными характеристиками второго типа процессов, в которых проявляется способность к самоорганизации и возникновению диссипативных структур, является неравновесность и нелинейность. Природные процессы принципиально неравновесны и нелинейны; именно такие процессы синергетика рассматривает в качестве предмета своего изучения. Постулирование универсальности неравновесных и нелинейных процессов позволяет ей претендовать на статус общеметодологической дисциплины, сопоставимой с теорией систем и кибернетикой.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: