Какую работу выполняет лист в жизни растений. служить верхние части

Тесты

660-01. Специализированным органом воздушного питания растения является
А) зелёный лист
Б) корнеплод
В) цветок
Г) плод

Ответ

660-02. Какую роль играют корни в жизни растения?
А) образуют органические вещества из неорганических
Б) охлаждают растения
В) запасают органические вещества
Г) поглощают углекислый газ и выделяют кислород

Ответ

660-03. Главной функцией корня является
А) запасание питательных веществ
Б) почвенное питание растений
В) поглощение органических веществ из почвы
Г) окисление органических веществ

Ответ

660-04. Какова важнейшая роль листа в жизни растения?
А) обеспечивает испарение воды
Б) выполняет опорную функцию
В) используется как защитный орган
Г) поглощает воду и минеральные соли

Ответ

660-05. При каком условии вода может подниматься в растении вверх?
А) при отсутствии испарения воды
Б) при постоянном испарении воды
В) только в дневное время
Г) только при закрытых устьицах

Ответ

660-06. Основная роль листьев в жизни растений –
А) дыхание
Б) запасающая
В) фотосинтезирующая
Г) вегетативное размножение

Ответ

660-07. Испарение воды листьями способствует
А) передвижению минеральных солей в растении
Б) снабжению листьев органическими веществами
В) усвоению углекислого газа хлоропластами
Г) повышению скорости образования органических веществ

Ответ

660-08. Главной функцией стебля является
А) воздушное питание растений
Б) запасание воды и питательных веществ
В) проведение воды и питательных веществ
Г) испарение воды

Ответ

660-09. Что из перечисленного ниже является приспособлением к засушливым условиям жизни?
А) широкие листья
Б) множество устьиц
В) мясистые стебли
Г) стелющиеся стебли

Ответ

660-10. Грибы, образующие микоризу, получают от корней растений
А) воду
Б) антибиотики
В) минеральные соли
Г) органические вещества

Ответ

660-11. Роль стебля в жизни растения состоит в
А) укреплении растения в почве
Б) образовании органических веществ
В) передвижении веществ по растению
Г) поглощении воды и минеральных солей

МБОУ «Баткатская СОШ»

Учитель биологии Борзунова Наталья Алексеевна

Тема урока : Значение листа в жизни растений

Цель урока : Совершенствование развития учебно-познавательной деятельности при усвоении, обобщении и систематизации новых знаний, решении познавательных задач.

Задачи урока :

Образовательная : создать условия для формирования у учащихся знаний об основных функциях листа – фотосинтез, испарение воды, газообмен, листопад, и дополнительных, выполняемых видоизмененными листьями.

Развивающая : развивать логическое мышление, интерес к предмету, умение самостоятельно делать выводы.

Воспитательная : воспитывать экологическую грамотность.

Оборудование : комнатное растение, медиапроектор, презентация «Значение листа в жизни растений», листья растений, рельефная таблица «Лист- внутреннее строение».

Ход урока

1. Организационный момент

    Изучение нового материала

А)Вступительное слово учителя «Давайте послушаем (прочитаем) отрывок из басни И.А.Крылова «Листы и корни», чтобы выявить роль листьев для растения и решить проблему в ходе изучения нового материала. (рассказывают дети наизусть)

    В прекрасный летний день, бросая по долине тень, листы на дереве с земфирами шептали, хвалились густотой, зеленостью своей

и вот как о себе земфирам толковали:

«Не правда ли, что мы краса долины всей? Что наше дерево так пышно и кудряво, раскидисто и величаво? Чтоб было в нём без нас? Ну, право, хвалить себя мы можем без греха!»…..

    …Мы те, которые здесь, роясь в темноте, питаем вас. Ужель не узнаете? Мы корни дерева, на коем вы цветёте. Красуйтесь в добрый час! Да только помните ту разницу меж нас, что с новою весной лист новый народится, а если корень иссушится – не станет дерева, ни вас»

А как, ребята, считаете вы?

Б) На доске контур дерева без корней и листьев.

Давайте вспомним, какую роль играют корни в жизни растений? (прикрепляем корни со значением функций)

Для чего нужны растениям листья? (слайд 4)(составляем на доске кластер)

В)Учитель знакомит учащихся с историческим фактом (создание проблемной ситуации)

В 1630г. бельгийский ученый Ян Ван-Гельмонт поместил в горшок 80 кг земли, посадил в него 2 кг ветку ивы. Растущему растению в течении 5 лет не давали ни какого питания, поливали только дождевой водой. Вес ивы стал 65 кг, а вес земли уменьшился всего на 50 грамм. Откуда растение добыло 62кг 950 грамм питательных веществ? (слайд 5)

В ходе обсуждения делаем вывод – фотосинтез (слайд 6) (прикрепляем лист на контур дерева, и так по всем функциям)

Г)Как вы думаете, почему в спальной комнате нельзя ставить большое количество домашних растений?

Вывод – газообмен (слайд 8)

Д) Показываю опыт, заложенный с учащимися на предыдущем уроке – Лист комнатного растения за 2 дня до урока поместить в сухой целлофановый пакет и завязать. Растение полить. На стенках пакета образуются капельки воды. Откуда взялась вода?

Вывод – испарение воды (слайд 9)

- Физкультминутка

Е)Учитель читает стихи:

Унылая пора, очей очарованье Приятна мне твоя прощальная краса. Люблю я пышное природы увяданье, в багрец и золото одетые леса. (А.Пушкин)

День ото дня редеет неба синь, тень облаков над озером нависла. И ветер с пламенеющих осин срывает листья…. (Л.Татьяничев)

(Какое явление?)

Вывод – листопад (слайд 11) – составляем синквейн

Ж) Вегетативное размножение

(каланхое, узамбарская фиалка и др.)

З) Видоизменение листьев (слайды 14-18) Сообщения учащихся о хищных растениях (росянка, непентес, венерина мухоловка, пузырчатка)

3. Итог урока:О листе как органе растения долго существовали неполные и ложные представления. В течении веков до конца 19 столетия человек упорно отказывался видеть в нём прямую пользу. Польза корня (орган питания), цветка и семени (органы размножения) была неоспорима. Лист же продолжал пользоваться легкомысленной славой пышного, но бесполезного наряда. А как, ребята считаете вы и почему?

Вывод - (слайд 20) Без зелёного листа растение жить не может!

А) Обращаю внимание детей на дерево – нравится?

Что произойдет на земле, если на деревьях не будет листьев?

Вывод детей – бережное отношение к окружающей среде.

    ДЗ параграф 19

Дополнительный материал – загадки, пословицы, биологические задачи - использую для закрепления изученного материала. Остальное для расширения кругозора учащихся.

Биологические задачи

    Существует ли взаимосвязь между сбором листьев овощей (укроп, салат, петрушка и др.) и временем суток?

    Хозяйка на дачном участке оборвала зеленые листья на корм кроликам. Правильно ли она поступила?

Это интересно

    Листовая поверхность больших растений площадью 1дм.кв. усваивает за час от 4 до 7 мг углекислого газа, однако есть растения усваивающие до 60,80 и 100мг газа.

    росянка королевская, обитающая в Южной Африке, способна переваривать улиток даже лягушек.

    Из листьев росянки учеными было выделено два вещества – муравьиная кислота, уничтожающая гнилостные бактерии, и конин, обладающий паралитическим действием, отсюда быстрое переваривание различных мелких животных.

    В 80-е годы во Франции были проведены соревнования насекомоядных растений, 1 место заняла росянка, которая за 3 часа поймала 51 комара.

    Складывание ловчих листьев у венериной мухоловки при попадании в лист насекомого происходит мгновенно – всего за 0,02-0,05 сек и так надежно, что «лист-капкан» невозможно открыть, не повредив его.

    У тропического растения таро древнего на верхушке каждого листа выделяется до 200 капель воды в минуту. За ночь 1 лист может выделить до 100 мл жидкости.

7. Самый большой лист

В 1837 году Ричард Шомбург, английский путешественник, записал в путевом дневнике: «…Я очутился перед одним из чудес растительного мира…Передо мной расстилались гигантские листья, имевшие 1,5 – 1,8 метра в поперечнике, сверху ярко – зеленого, снизу светло – фиолетовые, плававшие в воде. Громадные цветки были окружены каким – то волшебным сиянием, лепестки переливалисьот чисто – белого до розово – красного цвета. Шомбург назвал чудесный цветок – нимфея виктория в честь английской королевы. «Апона» – птичья сковорода – называют индейцы этот цветок за форму круглых листьев с загнутыми кверху краями. По огромным листьям виктории бегают птицы. В воде, которая собирается на листьях, птицы купаются как в ванне. Один лист может выдержать вес 35 килограммов.

Самый маленький лист.

В любой стоячей воде можно встретить маленькие зелененькие лепешечки ряски. Это лист и стебель одновременно.

Загадка о ряске. В пруду и в тихой речке

Зеленые копеечки.

Величина «листочка - стебелька» ряски с однокопеечную монетку.

У сорного растения мокрицы листья меньше ногтя (содеожат много витаминов и йода).

Загадка о мокрице. У плакуши, у мокруши,

слезы льются ручьём;

Не уймешь нипочем,

И не скажет о чем.

Пословицы (объясните смысл)

1.Не от добра дерево лист роняет

2. Не вырастут листья на дереве – от самого дерева пользы не будет

Самые-самые

    Самое большое число листьев на побегах имеет кипарис 45-50млн. чешуйчатых листьев, на дубе в среднем 250 тысяч.

    Самая большая продолжительность листьев у вельвичии удивительной, обитающей в пустыне Юго-Западной Африки, диаметр 3 метра, живут около 100лет.

    Самое большое количество испаряемой воды у листьев эвкалипта. За год 1 растение транспортирует через устьица до 14 тонн воды.

    Самые длинные листья у пальмы рафии (растет на Маскаренских островах в Индийском океане), а также у факельной рафии (Южная Америка). Перистосложные листья достигают 19,81 м в длину, а черенки – 3,96 м.

    Самый большой лист у алоказии крупнокорневищной (сабаха – восточная Малайзия) – ширина – 3,02 м, площадь – 3,17 м 2 .

    Самая большая продолжительность жизни у листьев вельвичии удивительной (пустыня Юго – Западной Африки). Её 2 сидячих кожистых листа длиной более 3 м, живут приблизительно 100 лет , нарастая у основания и отмирая у верхушки.

Загадки о листе и функциях листа

Меня найдёшь на дереве,
На клумбе и на грядке,
В журнале и в альбоме,
И в книге, и в тетрадке (Лист)

    От солнца огонь

Он ловит в ладонь (о фотосинтезе).

    Кто кормится разом

Рассолом и газом (поступление минеральных солей, воды и углекислого газа).

    Пришла еда

Ушла вода (испарение)

1.Осуществляет связь между органами растения;
2. Образует органические вещества из неорганических;
3.Защищают растения от охлаждения;
4.Участвуют в половом размножении;
5.Запасают энергию в органических веществах.

Кровь выполняет следующие функции:(запишите 3 верных ответа)
1.транспортную;
2.выделительную;
3.регуляторную;
4.защитную;
5.энергетическую;
6.строительную;

3. Установите соответствие между процессом и его характеристикой.
ХАРАКТЕРИСТИКА.
А.)происходит во всех живых клетках
Б.)происходит в хлоропластах
В.)поглощается кислород
Г)поглощается углекислый газ
Д)синтезируется органические вещества
Е.)расходуются органические вещества
ПРОЦЕСС.
1.фотосинтез
2.дыхание

4.Установите соответствия между представителями животных и способом добывания пищи.
ХАРАКТЕРИСТИКА.
А)ЁЖ обыкновенный
Б)Бурый медведь
В)Олень пятнистый
Г)Капустница обыкновенная
Д)Паук крестовик
Е)Окунь речной

Тип.
1.Всеядные
2.плотоядные
3.Растительноядные

5.Определите последовательность листопада у растений.
1.изменение окраски листьев
2.накопление продуктов обмена веществ
3.опадение листьев
4.формирование отделительного слоя

Кто первый ответить тому лучший ответ поставлю

Инструкция

Листья вырабатывают органические вещества, что является одной из самых важных их функций. В процессе жизнедеятельности в лист попадает кислород и углекислый газ. Первый растение использует для дыхания, а второй - для создания органических веществ. Так, например, плодовые растения вырабатывают фруктозу, которая потом делает фрукты сладкими. С помощью солнечного света в хлоропластах образуется кислород, который затем поступает в атмосферу. Образование кислорода - важнейшее условие для жизни на земле, без него на планете не выжили бы ни растения, ни животные, ни человек. Поэтому так важно препятствовать уничтожению огромных массивов леса.

Листья испаряют воду. Вода поступает к растению через корни и выделяется затем через листья. Так, с поверхности листа удаляются излишки воды и другие вещества, а также действует своеобразная система вентиляции растения. Этот процесс можно сравнить с потоотделением человека: в жаркую погоду тело выделяет пот, чтобы охладиться и не перегреваться на солнце. То же самое происходит и с листьями - они выделяют влагу, чтобы не засохнуть от жары. Процесс испарения воды не постоянный и регулируется самим растением. Когда воды у растения мало или когда погода стоит нежаркая, растение закрывает специальные канальцы - устьицы - в листе и не пропускает воду.

Благодаря работе устьиц осуществляется и еще одна важная функция работы листа - газообмен. На листовой пластине содержатся специальные клетки - хлоропласты с зеленым веществом хлорофиллом. Растения не только выделяют в воздух кислород, но и поглощают его для дыхания. Причем, поглощение кислорода происходит круглые сутки, а вот выработка - только днем, при солнечном свете. То же самое происходит и с углекислым газом: растение не только поглощает его для выработки органических соединений, но и выделяет газ в атмосферу после дыхательного процесса. Но, конечно же, объемы выделения газов у растений совсем не такие, как у человека и других животных. Растения вырабатывают и выделяют в атмосферу гораздо больше кислорода, чем потребляют для собственной жизнедеятельности.

Еще одним важным процессом в является массовое избавление от листьев во время . Зеленый лист обычного лиственного растения живет примерно полгода. За это время в нем накапливаются различные вещества, в том числе отработанные и вредные. После истечения срока жизни к нему перестают поступать полезные питательные вещества, хлорофилл в клетках разрушается, лист стареет и желтеет, а потом и опадает. В зимний период листопад служит еще и защитной мерой от излишней потери влаги и чрезмерного объема кроны, что может привести к поломке ветвей под тяжестью снежных шапок.

У многих растений листья в процессе эволюции видоизменились, стали более мясистыми или, наоборот, превратились в тонкие колючки. В связи с этим изменились и функции листьев. Некоторые растения привыкли размножаться вегетативным способом, то есть при помощи побегов, листьев, другие накапливают в них питательные вещества, защищаются от животных и растений, цепляются за ограды и тянутся к свету и теплу. А некоторые растения при помощи видоизмененных листьев могут даже ловить и переваривать небольших существ вроде мух или жуков.

Листья выполняют множество функций. Они служат для растения дыхательной, выводящей, обменной системой, вырабатывают органические вещества. Листья также играют огромную роль и в жизни других существ планеты Земля.

Инструкция

  • Листья вырабатывают органические вещества, что является одной из самых важных их функций. В процессе жизнедеятельности в лист попадает кислород и углекислый газ. Первый растение использует для дыхания, а второй - для создания органических веществ. Так, например, плодовые растения вырабатывают фруктозу, которая потом делает фрукты сладкими. С помощью солнечного света в хлоропластах образуется кислород, который затем поступает в атмосферу. Образование кислорода - важнейшее условие для жизни на земле, без него на планете не выжили бы ни растения, ни животные, ни человек. Поэтому так важно препятствовать уничтожению огромных массивов леса.
  • Листья испаряют воду. Вода поступает к растению через корни и выделяется затем через листья. Так, с поверхности листа удаляются излишки воды и другие вещества, а также действует своеобразная система вентиляции растения. Этот процесс можно сравнить с потоотделением человека: в жаркую погоду тело выделяет пот, чтобы охладиться и не перегреваться на солнце. То же самое происходит и с листьями - они выделяют влагу, чтобы не засохнуть от жары. Процесс испарения воды не постоянный и регулируется самим растением. Когда воды у растения мало или когда погода стоит нежаркая, растение закрывает специальные канальцы - устьицы - в листе и не пропускает воду.
  • Благодаря работе устьиц осуществляется и еще одна важная функция работы листа - газообмен. На листовой пластине содержатся специальные клетки - хлоропласты с зеленым веществом хлорофиллом. Растения не только выделяют в воздух кислород, но и поглощают его для дыхания. Причем, поглощение кислорода происходит круглые сутки, а вот выработка - только днем, при солнечном свете. То же самое происходит и с углекислым газом: растение не только поглощает его для выработки органических соединений, но и выделяет газ в атмосферу после дыхательного процесса. Но, конечно же, объемы выделения газов у растений совсем не такие, как у человека и других животных. Растения вырабатывают и выделяют в атмосферу гораздо больше кислорода, чем потребляют для собственной жизнедеятельности.
  • Еще одним важным процессом в жизни растений является массовое избавление от листьев во время листопада. Зеленый лист обычного лиственного растения живет примерно полгода. За это время в нем накапливаются различные вещества, в том числе отработанные и вредные. После истечения срока жизни к нему перестают поступать полезные питательные вещества, хлорофилл в клетках разрушается, лист стареет и желтеет, а потом и опадает. В зимний период листопад служит еще и защитной мерой от излишней потери влаги и чрезмерного объема кроны, что может привести к поломке ветвей под тяжестью снежных шапок.
  • У многих растений листья в процессе эволюции видоизменились, стали более мясистыми или, наоборот, превратились в тонкие колючки. В связи с этим изменились и функции листьев. Некоторые растения привыкли размножаться вегетативным способом, то есть при помощи побегов, листьев, другие накапливают в них питательные вещества, защищаются от животных и растений, цепляются за ограды и тянутся к свету и теплу. А некоторые растения при помощи видоизмененных листьев могут даже ловить и переваривать небольших существ вроде мух или жуков.


Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: