Организация работы детей дошкольного возраста с природным материалом. Методика организации работы детей дошкольного возраста с природным материалом

Эта тема актуальна

И для взрослых, и детей.

В мир природы окунаясь,

Приходит много разных идей. /Сидорова Н.И./

Актуальность

Работа с природным материалом увлекательна и познавательна.

Композиции получаются яркие, красочные, долговечные и могут украсить интерьер любой квартиры.

Развивается творчество, воображение, прививается любовь к прекрасному.

Цель:

Увлечь детей и взрослых этим видом творчества;

Познакомить с приёмами изготовления цветов из арбузных и дынных семечек, абрикосовых косточек.

Идея:

Применение природных материалов для создания красоты вокруг себя;

Умение передать красоту природы через создание настенных панно;

Подарить людям радость и хорошее настроение.

Природа - замечательная мастерская . В руках умельца все превращается в необыкновенные поделки, открывающие вечную ее красоту. Любая работа с природным материалом: композиции из арбузных, дынных семечек и абрикосовых косточек - не только увлекательна, но и познавательна. Природа дает возможность ребенку развивать собственные творческие способности, он приобщается к эстетическому восприятию.

Этим видом увлекаясь

Творчество ты развиваешь.

И когда умелым станешь,

Много нового узнаешь.

Составляя забавный узор,

Расширяешь кругозор.

Работу выполняешь аккуратно,

Чтоб всем было смотреть приятно.

В этом труде есть новизна,

Формируется мышление.

Нужно быть внимательным всегда,

Чтоб получить от него наслаждение.

Сколько радости, восторга

Приносит мне эта работа.

Чтоб работа ладилась всегда,

Нужно быть усидчивым тогда.

Много в природе есть материалов,

Но мне интересен только один.

Семечки арбузные и дынные,

Косточки абрикосовые в придачу к ним.

Вид занятий интересный

И довольно он простой.

Получаются картины,

Словно оживший сад весной. /Сидорова Н.И./

Арбузные, дынные семечки и абрикосовые косточки доступный и дешёвый материал для работы. Но работа с этими природными материалами очень интересна и увлекательна. Нет пределу фантазии и творчества. Каждый раз хочется придумать что-то новое, интересное и необычное. Композиции из них получаются очень яркие, красивые и долговечные. Они могут украсить интерьер любой квартиры. Вот уже несколько лет я увлекаюсь этим творчеством. Работаю учителем начальных классов и на уроках технологии, кружковой работе мы составляем разнообразные композиции, начиная с плоской аппликации, простой по изготовлению и кончая объёмными аппликациями. Детям этот вид творчества очень нравится.

Работы по созданию композиций из природных материалов расширяют представления детей об окружающем мире, способствуют запоминанию красок, форм и свойств данного материала. Приучают к аккуратности и внимательности в процессе работы.

Увлекательный, творческий характер такого вида деятельности способствует умственному развитию ребёнка, влияет на формирование его мышления и внимания. В этом труде всегда есть новизна, поиск, возможность добиваться более совершенных результатов.

Много радости приносят людям цветы. Они дарят хорошее настроение, будят фантазию, оживляют и украшают наш дом.

Подготовка арбузных, дынных семечек и абрикосовых косточек к работе

Семечки, косточки хорошо промыть несколько раз в воде, разложить на листе бумаги, дать хорошо высохнуть, при этом помешивая их. После того как они хорошо высохнут, ссыпать их в баночки. Они могут храниться долгое время.

Санитарно-гигиенические требования

1. Перед началом работы необходимо вымыть руки.

2. Источник света должен находиться слева.

3. Каждые 1 - 1,5 ч глазам необходим 30 минутный отдых. Перерыв и расслабление необходимы для восстановления функций глаз.

4. Для сохранения здоровья во время работы полезно делать разминку для рук, глаз и спины.

Инструменты и материалы

Инструментов очень мало

Требуется для изготовления.

Кисти, ножницы и клей,

А ёщё умения.

1. Ножницы.

2. Кисточки № 1, № 2

4. Гофрированная бумага зелёного цвета.

5. Медная проволока № 1.

6. Листы бумаги в клетку.

7. Клей ПВА.

8. Лак ПФ - 283.

9. Картон зелёного цвета.

10. Арбузные, дынные семечки, горох и абрикосовые косточки.

11. Крашеная манка в зелёный цвет.

Охрана труда

Опасности в работе:

Травма руки ножницами;

Покрытие изделия лаком

Что нужно сделать до начала работы:

Положить инструменты и материалы в отведенное для них место

Что нужно сделать во время работы:

Быть внимательной к работе;

Класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями и кольцами вперед

Работать ножницами можно,

Но только очень осторожно.

Коль просит кто-то, не зевай.

Вперёд колечками подай.

Правила безопасности во время работы

1. Во время работы ножницы должны лежать справа на столе с сомкнутыми лезвиями, кольцами к работающему.

2. Брать и передавать ножницы нужно сомкнутыми лезвиями к себе, кольцами вперёд.

3. Ножницы хранят в специальном футляре.

Подготовка основы для картины

1. На картон наклеиваем мешковину или однотонную ткань, натягивая её, чтобы не было заломов, и даём возможность высохнуть клею. Также можно обтянуть самоклеющимися обоями.

2. С изнаночной стороны наклеиваем кусочек обоев, вырезанных по контуру картона.

3. Сзади картины приклеиваем петельку.

Технология изготовления

Съев дыню и арбуз

Даже малый карапуз,

Может семечки собрать

И картину из них создать.

Этапы изготовления очень просты

И всем они понятны.

Выполнив их, убедишься ты.

Что все они занятны. /Сидорова Н.И./

Технология изготовления цветов

1. Инструменты и материалы

Ножницы, кисточка, клей ПВА, бумага, простой карандаш, арбузные семечки и горох.

Кисточки, гуашь

2. Последовательность выполнения

1. Приготовление цветов и бабочек для орнамента

Плоские цветы

1) Вырезать кружочек диаметром 2 см и посередине приклеить горох, а вокруг него 7 арбузных семечек.

2) После раскрасить цветок гуашью 2 раза и нарисовать узоры нужного цвета.

Ромашка

1. Инструменты и материалы

Ножницы, кисточка, клей ПВА, бумага, простой карандаш, дынные семечки и горох. Кисточки, гуашь

1) Вырезать кружочек диаметром 2 см и посередине приклеить горох, а вокруг него 10 дынных семечек.

2) После раскрасить цветок гуашью 2 раза.

Бабочка

1. Инструменты и материалы

Ножницы, кисточка, клей ПВА, бумага, простой карандаш, кожа (чёрный картон), арбузные, дынные семечки и горох. Кисточки, гуашь.

1) Из 2 дынных семечек составить туловище и приклеить к основе;

из кожи (чёрного картона) вырезать усики и приклеить к горошине (голова);

из арбузных семечек составить крылья и приклеить к туловищу.

2) После раскрасить её гуашью нужного цвета 2 раза; нарисовать глаза, а на крыльях узоры.

Приготовление цветов для панно.

Объёмные цветы.

1) Вырезать кружочек диаметром 2 см 2 мм и на него равномерно наклеить 7 арбузных семечек.

2) Вырезать кружочек диаметром 2 см и на него наклеить, немного помельче, 7 арбузных семечек. Наклеив семечки, надрезать ножницами бумагу вдоль одной крайней семечки и сразу же, не давая клею засохнуть, склеить с изнаночной стороны.

3) Соединить две части так, чтобы лепестки верхнего круга были между лепестками нижнего и в середину приклеить горошину.

4) Готовые цветы раскрасить гуашью 2 раза.

Нарциссы

1. Инструменты и материалы

Ножницы, кисточка, клей ПВА, бумага, простой карандаш, дынные семечки, абрикосовые косточки. Кисточки, гуашь

1) Изготовление венчика

Вырезать кружочек диаметром 2 см и на него наклеить 10 дынных семечек.

Наклеив семечки, надрезать ножницами бумагу вдоль одной крайней семечки и сразу же, не давая клею засохнуть, склеить с изнаночной стороны.

2) Изготовление лепестков

Вырезать кружочек диаметром 3 см и вдоль края круга наклеить 6 дынных семечек, а после по кругу 6 абрикосовых косточек.

3) После раскрасить лепестки жёлтой (белой) гуашью, а венчик красной (жёлтой) гуашью.

4) К лепестковому кругу приклеить клеем венчик.

5) Изготовление пестика

Обмотать проволоку длиной 3 см зелёной гофрированной бумагой, согнуть её пополам, намазать клеем и окунуть в крашеную манку, приклеить к середине венчика.

В руки семечки возьму

Арбузные и дынные.

Получатся картиночки

Очень даже дивные.

Клеем семечки намажу

И к кружочку прилеплю.

После красками раскрашу

И на фон я прикреплю.

Получился букет дивный

И красивый, и простой.

Это очень интересный,

Вид занятий такой.

Этапы составления композиции

1. Проанализировать этапы составления композиции.

2. Приготовить основу.

3. Сделать необходимое количество цветков.

4. Обмотать медную проволоку гофрированной бумагой зелёного цвета.

5. На основе составить и раскрасить орнамент.

6. Составить, приклеить к основе вазочку и раскрасить её гуашью.

7. Глядя на образцы, что-то изменив и добавив свои элементы на основе составить композицию.

8. Приклеить к основе веточки из проволоки и листочки из дынных семечек.

9. Покрасить листочки гуашью, или вырезать их из зелёного картона.

10. Приклеить готовые цветочки.

11. Готовую композицию покрыть лаком ПФ - 283.

Листики можно вырезать из зелёного картона, но тогда их покрывать тонким слоем лака.

Подготовив для основы

Нужные цветы.

Можно составить композиции

Для своей души.





Разнообразие природного материала, идущего на ручные работы, и лёгкость его обработки дают возможность широко применять этот материал в работах с детьми. Необходимо только своевременно собрать природный материал, использовав для этого пребывание учащихся в лагере и загородные прогулки.

Собирая с детьми природный материал, не следует забывать и об охране природы. Надо рассказать детям о колоссальной работе нашего народа по созданию зелёных массивов и полезащитных полос, об участии в этом пионеров и школьников.

Учащиеся должны знать и помнить, какая большая ответственность ложится на нас по охране лесов. Надломленная ветка, повреждённая кора на дереве - всё это приносит вред лесу, наносит ущерб народному хозяйству. Собирая природный материал, учащиеся не должны забывать об этом. Так, например, нужную для работы бересту дети не должны сдирать с растущего, здорового дерева, - её следует брать с дров и со срубленных для чего-либо берёз.

Сдирание бересты производится так: выбирают подходящую часть коры (на полене или срубленном дереве), делают на нём вдоль и поперёк надрезы ножом, обозначив таким путём размер листа бересты, который предполагают содрать. Затем при помощи тупой стороны ножи сдирают надрезанную кору поперёк ствола (слева направо). Содранную бересту укладывают стопкой, сверху прижимают доской и ещё чем-либо тяжёлым, чтобы при высыхании она не коробилась. Сушить бересту следует в прохладном месте полторы-две недели.

Перед употреблением сухие листы бересты надо размочить в тёплой или горячей воде до придания ей гибкости, эластичности.

Помимо бересты, следует заготовить мох, лишайники, некоторые папоротниковые растения. Особенно ходовым материалом в макетных работах будет плаун - споровое растение, которое надо искать в мшистых хвойных лесах.

Кукушкин лён, сфагнум и другие виды мхов, напоминающие по внешнему виду маленькие деревца, также потребуются в макетных и декоративных работах.

На старых елях в изобилии растёт серый лишайник, так называемый бородач - его тоже следует запасти.

Сухой помятый мох и лишайник перед употреблением нужно обдать горячей водой и дать слегка обсохнуть. От этого мох приобретёт свежий вид, расправится.

Разнообразное применение в работах будут иметь шишки - еловые, сосновые, лиственничные, а также жолуди и семена различных травяных и древесных растений. Различные их формы, окраска позволяют использовать их в отделочных работах и как основной материал. Надо заготовить ещё песок (белый кварцевый, жёлтый, окрашенный солями железа, и других оттенков). Песок следует просушить и хранить в мешочках.

Ракушки всевозможных пресноводных и морских моллюсков. Собранные ракушки следует помыть, удалить с них следы ила, высушить и хранить в ящичке или коробках, так как этот материал хрупок и легко ломается при небрежном хранении.

Солома в работах идёт преимущественно ржаная и пшеничная. Хранить её можно в подвешенном виде, связанной снопиками.

Для плетения корзинок следует заготовить кугу и рогоз. Эти растения надо искать в болотистых и прибрежных местах. Сушить их следует разложенными плашмя на полу или полках.

Перед употреблением солому, кугу и рогоз надо смачивать горячей водой до приобретения ими первоначальной гибкости. Для некоторых резных работ следует заготовить легко обрабатываемую сосновую кору. Брать её следует с пней и комлей спиленных деревьев. На нижней части дерева кора всегда более толстая, а потому и более пригодна для резьбы из неё различных предметов.

В качестве дополнительных материалов в работах потребуются: клей (столярный, конторский и др.), картон (различной толщины и сортов), бумага (писчая, рисовальная, цветная, глянцевая, альбомная и др.) и проволока.

Необходимыми инструментами будут: нож, ножницы, линейка с делениями, тонкое шило. Для некоторых работ потребуются кусачки и плоскогубцы.

Работы из семян и мха

Простейшими работами из природного материала являются работы из семян и мха.

Несложной работой будет составление коллекций семян, мхов, лишайников и т. п. Каждый вид экспоната удобно поместить в маленькие коробочки (например, спичечные), затем объединить все в одну застеклённую коробку, сделав соответствующие этикетки.

Из семян также выкладывают различные узоры и орнаменты.

Техника этих работ весьма несложна: картон, фанеру или вещь, предназначенную для украшения, сплошь смазывают конторским или другим клеем, густо засыпают семенами и кладут под пресс до высыхания, после чего вещь слегка стряхивают, чтобы удалить лишние неприлипшие семена.

В работах используют не только семена дикорастущих растений, но и культурных (фасоль, просо, семена злаков, арбузные и дынные семечки и пр.).

Комбинируя семена по форме, размеру и цвету, можно выкладывать различные рисунки - народные узоры, орнаменты и др.; промежутки засыпают мелкими семенами или песком.

Рис. 79. Изделия, украшенные желудями
Рис. 80. Чайный сервиз из желудей

Узоры из некоторых крупных семян, например из желудей, можно нашивать на картон и плотную ткань, украшать ими некоторые мелкие вещи: картонную подставку под чернильницу, рамку, мешочек для мелочей, сумочку малышу и пр. (рис. 79).

Для нашивания подбирают некрупные жолуди одинаковой величины, прокалывают насквозь тонким шилом, чтобы потом сквозь отверстия продевать иголку с ниткой.


Рис. 81. Игрушки из ореховой скорлупы

Хорошим подарком для малышей может служить «чайный сервиз» с самоваром, сделанный из целых желудей и отдельных желудёвых «чашечек» (плюсок). Для соединения частей употребляют булавки, тонкую проволоку, заострённые кусочки спичек. Самоварный кран, носок чайника и ручки делают из палочек (рис. 80).

Для различных мелких игрушек можно использовать также ореховую скорлупу с применением пластилина (рис. 81).

Изделия из семян можно покрывать бесцветным лаком, что делает их более прочными и даёт возможность удалять с них пыль.

При выполнении некоторых работ применяют древесные опилки; их легко окрашивают анилиновыми красками, продающимися для окраски хлопчатобумажной ткани. Краску разводят горячей водой в какой-либо посуде, погружают в неё опилки, затем воду процеживают, опилки просушивают и употребляют для работы, приклеивая их так же, как семена.

Низкорослый мох, растущий на пнях и напоминающий собой зелёный плющ, идёт в макетных работах на оклейку лужаек. Неплохо выглядят оклеенные таким мхом рамки, коробки и другие вещи.

Оклейку мхом производят так: сначала подбирают куски подходящего мха, обрезают неровности, затем смазывают клеем вещь, предназначенную для оклейки, и на клей укладывают подготовленный мох. Чтобы мох плотнее прилёг и не сдвигался, его до высыхания прикрывают куском картона и прижимают чем-либо тяжёлым.

Работы из шишек

Рис. 82. Игрушки из шишек

Свинка, птица, рыбка и бабочка

Из еловых, сосновых и других шишек легко сделать различные игрушки, например, птиц, зверушек, лесовичков. Надо только подобрать шишки разнообразной формы.

При высыхании шишки раскрываются, и если это случится в изделиях, то форма готовой игрушки нарушится; особенно это заметно будет в изделиях из еловых шишек.

Во избежание этого еловые шишки следует погружать в тёплый жидкий столярный клей. В клеевой «ванне» раскрывшиеся шишки закроются. Тогда их следует вынуть и высушить. Чешуйки шишек, скреплённые клеем, не раскрываются, и форма изделий из них не изменяется.

Игрушки из шишек (рис. 82) могут быть дополнительным игровым материалом для младших детей, а также их можно использовать для украшения новогодних ёлок. Шишки и изделия из них можно окрашивать и покрывать лаком.

Свинка

Для туловища свинки выбирают подходящую по форме шишку. Узкий конец ее будет головой. Для ушей применяют чешуйки, снятые с другой шишки. Для ног в шишке проделывают шилом четыре отверстия, в которые вставляют палочки, смазанные клеем. Завиток хвоста делают из проволоки.

Птицы

Туловище и голову журавля делают из большой и маленькой шишек. Для шеи и ног берут подходящие палочки, а для хвоста - пучок сосновой хвои. Для соединения частей в шишках проделывают шилом отверстия, в которых при помощи клея укрепляют подготовленные части. Глаза можно сделать из каких-либо подходящих семян, приклеивая их столярным клеем. У птички, изображённой на рисунке 82, хвост и крылья вырезаны ножом из пластинки сосновой коры. Крылья можно приклеить из семян клёна (летучки). Ноги птички вклеены в отверстия подставки, сделанной из сосновой коры.

Рыбка и бабочка

Из еловых шишек, обработанных в клеевой ванне, делают рыбок и бабочек. Изготовляя рыбку, в шишке делают прорез для спинного плавника и хвоста, как показано на рисунке, а в шишке, предназначенной для туловища бабочки, - два прореза для вклейки в них крыльев.

Плавники вырезают из бересты (см. рисунок) и на клею вставляют в прорезы. Для крыльев бабочки кусок бересты нужно сложить вдвое и вырезать одновременно два крыла. Вставляют их так же, как и плавники рыбки, на клею. Крылышки бабочки можно украсить кусочками из тонкой бересты другого цвета.

Усики бабочки делают из сосновой хвои; предварительно для этого в шишке проделывают отверстие, а хвою смазывают клеем.

Медвежонок и лесовичок

Для туловища и лап медвежонка подбирают подходящие по форме (одну большую и четыре меньших) еловые шишки и обрабатывают их клеем. Чтобы конечности плотнее прилегали к туловищу, чешуйки на шишках в местах соединения срезаются ножницами, затем просверливаются сквозные отверстия. Подготовленные таким путём части соединяются мягкой проволокой, продетой сквозь отверстия; концы этой проволоки закручивают плоскогубцами.

Точно так же делают и лесовичка, только добавляют ещё маленькую шишку или часть шишки для изготовления головы.

Лесовичку можно приклеить волосы из серого лишайника, шапку из листьев или бересты, ноги нужно прикрепить проволокой к дощечке или приклеить к кусочку сосновой коры.

Рис. 83. Лесовичок и медвежонок
Рис. 84. Работы из чешуек еловых шишек

Работы из чешуек еловых шишек

Чешуйками из еловых шишек можно украсить рамку, коробку и другие предметы, сделанные из картона и фанеры. Но особенно удачно применение чешуек в макетных работах для «черепичных» крыш (рис. 84).

Процесс укрепления чешуек весьма прост: предварительно надо настричь их с раскрывшихся еловых шишек, затем смазать клеем и уложить в шахматном порядке на место. Чешуйки следует укладывать так, чтобы они заходили немного друг на друга, иначе будут образовываться щели, и работа приобретёт неаккуратный вид. Законченную вещь необходимо положить под пресс для просушки.

Вместо чешуек шишек можно употреблять мелкие ракушки. Процесс приклеивания их такой же, как и чешуек.

Работы из бересты

Свежесодранная или распаренная в горячей воде береста легко расслаивается: с неё (при помощи ножа) можно снимать отдельные, тонкие, как бумага, слои и употреблять их для оклейки переплётно-картонажных изделий (стенки календаря, блокнота, рамки, записной книжки и др.).

Оклейка такой берестой производится так же, как и обычной бумагой (см. указания). Оклеенную вещь следует завернуть в газету и положить под пресс до полного высыхания.


Рис. 85. Работы из бересты

Черпачок из бересты, берестянка, корзиночка из бересты. Внизу - способы крепления краёв берестяных полос

В походах и экскурсиях можно использовать бересту для изготовления некоторых поделок (рис. 85).

Легко можно сделать из бересты черпачок для питья воды. Прямоугольный кусок бересты надо очистить, согнуть одну из сторон его вдвое и скрепить расщеплённой палочкой. Выполнение второго варианта черпачка ясно видно на рисунке.

Для сбора ягод, грибов, образцов камней и других материалов нетрудно сделать берестянку. Для её изготовления берут прямоугольный кусок бересты и сгибают в форме коробки. Затем в углах, в местах соединения, прокалывают отверстия, для скрепления продевают в них прутики.

Более сложными изделиями из бересты будут различные корзинки. Простейший вид берестяной корзинки состоит из боковинки, дна и ручки. Для боковинки берут полосу бересты, выравнивают, обрезают по линейке её края и складывают в виде цилиндра.

Если делается маленькая корзиночка, то её сшивают толстыми нитками (при помощи иголки). Для сшивания корзинки большого размера употребляют узкие берестяные полоски, продевая их сквозь предварительно проделанные для этого прорезы.

Дно корзинки выпиливают из фанеры или дощечки и прибивают к нему боковинку деревянными или мелкими железными гвоздями. Дно корзинки можно также приклеивать к боковинке столярным клеем.

К корзинке пришивают ручку, склеенную из двух полос бересты, или же делают её из прутика, вставляя концы его в специально проделанные с боков отверстия.

Боковинку корзиночки можно склеивать столярным клеем. Делается это так: выпиливают из дощечки дно корзинки (круглое, овальное или иной формы), подготовляют полоску бересты, длина которой должна соответствовать окружности дна (с прибавлением на соединение). Места соединения бересты надо счистить ножом, сделать их тоньше, сходящими на нет, чтобы место склейки не было заметно. Затем подготовленной берестяной полосой огибают дно и прибивают её мелкими гвоздями. Концы берестяной полосы смазывают столярным клеем и соединяют.

При склеивании бересты с берестой необходимо для прочности в склеиваемых местах прокладывать бумагу, а в некоторых случаях и тонкий картон, смазанный клеем.

Если понадобится сделать корзинку с крышкой, то её выпиливают из дощечки такой же формы и размера, как дно. В центре крышки просверливают отверстие, в которое вклеивают петельку - ручку из бересты.

На рисунке 85 показан способ скрепления бересты путём надрезов в виде зубцов. Такое скрепление прочнее сшивания и склеивания.

На севере, в лесных местностях, берестяная посуда весьма распространена в домашнем обиходе. Она легка, прочна и из неё не вытекает жидкость. Делают её из двух берестяных цилиндров, вкладывая один в другой.

Плетёная корзиночка

Бересту режут острым ножом по линейке, как картон, а из полос плетут корзинки. Для плетения все полосы должны быть одинаковой ширины и толщины и не иметь трещин.

Для начала можно плести небольшую корзиночку, на выполнение которой потребуется 8 берестяных полос в 1 см ширины и 30 см длины.

Плетение начинают с дна. На столе или доске укладывают четыре полосы и переплетают их с остальными четырьмя полосами. Полосы по углам необходимо закреплять зажимами, чтобы переплетение не расходилось и имело форму квадрата.

Как показано пунктиром на рисунке 86, А , надо на плетёнке расчертить дно будущей корзинки и по этим линиям согнуть вверх берестяные полосы. Теперь можно приступить к плетению углов. Углы дна корзинки образуются в точках а, б, в и г . Дальнейшее переплетение полос производится в том же чередовании, как переплетались дно и углы корзины (рис. 86, Б ).

Полосы следует плотнее притягивать друг к другу, чтобы не было щелей, и для этого же в процессе работы нужно пользоваться зажимами.

Верх корзинки с наружной и внутренней сторон можно обшить полосками бересты (рис. 86, В и Г ).

Можно заделать концы берестяных полос и другим способом: согнуть концы наискось и заделать их в промежутки плетения (рис. 86, Д ). Излишки концов следует обрезать.

Корзинки можно плести и больших размеров, увеличивая количество полос, длину и ширину их.

Для плетения корзин можно употреблять не только берестяные полосы, но и другой природный материал: рогоз, кугу и солому.

Рис. 86. Плетение корзинки из бересты:

А - плетение дна; Б и В - плетение углов и стенок; Г и Д - способы заделки концов бересты

Рис. 87. Узоры из соломы

Плетение косичек из соломы и способ их сшивания

Работы из соломы

В макетных работах соломой можно оклеивать картонные домики, когда требуется изобразить бревенчатый дом. Ею оклеивают различные картонажные изделия. Выполняют эту работу так: солому размачивают, разрезают по длине и разглаживают не особенно горячим утюгом, чтобы образовались ровные соломенные ленты.

Соломой обычно украшают вещи с плоской поверхностью рамки, папки, пеналы и др. Рисунки составляют из прямых и ломаных линий (народные вышивки крестом, орнаменты из геометрических фигур, звёзды и пр.) (рис. 87 а, б, в, г, д ).

Выбрав рисунок, переносят его с помощью переводной бумаги на вещь, предназначенную для отделки соломой.

Согласно рисунку, солому режуг ножницами на части, затем вещь смазывают клеем и по рисунку укладывают подготовленные кусочки соломы. Готовое изделие прижимают отрезком доски и сушат.

Из соломы, сплетённой в косички, сшивают шляпы, сумочки и другие вещи. Делают это так: солому размачивают и из сырой плетут косички в 4 и 5 соломинок (рис. 87, А ). Косичка должна быть длинной, поэтому в процессе работы надо соломинки наставлять путём складывания конца с концом вдвое. Готовую косичку ещё в сыром состоянии расправляют и проглаживают утюгом.

Из лент такой косички можно сделать корзиночку таким же способом, как делают из берестяных лент. Можно сделать и шляпу.


Рис. 88. Поделки из сосновой коры

Её сшивают нитками, начиная с центра дна (рис. 87, В ). Готовую шляпу смачивают и разглаживают - поля на столе, а головку на круглом полене, обёрнутом какой-либо чистой тряпкой.

Работы из сосновой коры

Разнообразное применение в ручных работах имеет сосновая кора. Она легка в обработке, и при помощи ножа из неё делают макеты, игрушки и игры. На рисунке 88 изображены лодочка и шахматная фигура - конь. Для изготовления лодочки берут кусок коры, обрабатывают её наружную часть, затем очерчивают сверху овал, по которому остриём перочинного ножа вырезают углубление. Скамеечку можно сделать из отдельного кусочка коры и приклеить внутрь лодки.

Шахматные фигуры вычерчивают на подготовленной пластинке коры. Затем по рисунку режут кору, сначала придавая ей общую, грубую форму и уж после этого вырезают детали фигуры.

Перечисленными поделками далеко не исчерпываются возможные работы из природного материала, их может быть безграничное количество. Разнообразие материала даёт толчок творческой мысли учащихся.

Татьяна Титова

Пояснительная записка. Поделки из природного материала помогают открыть ребенку удивительный мир природы: увидеть в еловой шишке забавного гномика, в сухом сучке – зверька или птичку. Любая работа по изготовлению поделок из природного материала не только увлекательна, но и познавательна. Ребенок вовлекается в наблюдения за природными явлениями, учится бережно относиться к окружающей среде, обращает внимание на красоту цветов, плодов, листьев. Практически в любое время года можно знакомить дошкольников с природой и находить природные материалы для изготовления поделок. Природный материал – кладовая для развития фантазии, творчества, воображения. Изготовление игрушек, поделок из природного материала - труд кропотливый, увлекательный и очень приятный, а процесс изготовления поделок из природного материала не только положительно скажется на развитии эстетических чувств, пополнит навыки и умения, необходимые детям, но обязательно разовьет фантазию, воображение, мелкую моторику рук, внимание, интеллектуальную и творческую активность.

Назначение разработки:

Использование поделок из природного материала в играх, занятиях, совместной деятельности, при оформлении макетов, дидактических пособий.

Цель: освоение способов конструирования из различных природных материалов посредством художественного ручного труда.

Задачи:

Формировать интерес дошкольников к художественному ручному труду;

Развивать познавательные, конструктивные, творческие и художественные способности в процессе создания поделок из природного материала;

Развивать ручную умелость, мелкую моторику;

Развивать эмоциональную отзывчивость дошкольников на свою продуктивную деятельность;

Воспитывать трудолюбие, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца;

Воспитывать внимательное, бережное отношение к окружающей природе, ее богатствам.

Методы и приемы:

Наглядные (показ образца, рассматривание иллюстраций, выполнение последовательности работы).

Словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение).

Практические (самостоятельное и совместное выполнение поделки).

Материал для изготовления поделок:

Природный материал: (шишки сосны, ели, лиственницы, ольхи, каштаны, желуди, орехи (грецкие, кедровые, земляные, семена, плоды шиповника, рябины, мох, солома, птичьи перья, ракушки, камушки, сухие веточки.

Дополнительный материал: бумага, фольга, пластилин, проволока, цветные лоскутки, поролон.

Инструменты: ножницы, шило, нож, иголка, скрепки, кисточка и др.

Способ соединения деталей: пластилин, спички, палочки, проволока, нитки, клей.

Схема последовательности работы по изготовлению поделок из природного материала:

1. Анализ образца.

2. Поэтапная последовательность изготовления.

3. Выбор способа соединения деталей игрушки.

4. Подготовка материала и инструментов.

5. Практическая работа: изготовление игрушки.

6. Анализ и оценка продуктивной деятельности.

Предварительная работа: подготовка природного материала.

Виды деятельности: занятия, мастер-классы.

1. Мастер-класс «Кленовички, Дубовички и другие Листовички»

Осенью открывается огромное количество возможностей для изготовления поделок из природного материала. В данном случае из опавших, разноцветных, сухих листьев. Для изготовления Листовичков понадобятся следующие материалы: рулончики от туалетной бумаги или самодельные цилиндры из цветной плотной принтерной бумаги, листья дуба, клена, липы, осины и других деревьев, ножницы, фломастеры, шило, степлер, клей ПВА, скотч.


2. Узоры из осенних листьев

Осенние листья при их доступности, разнообразии форм – уникальный материал для творчества. Яркие, красивые листья привлекают внимание, развивают фантазию, воображение. Из опавших разноцветных листочков можно выкладывать разнообразные узоры. В сухую погоду узоры можно выкладывать прямо на земле. А в дождливую погоду заниматься коллективным творчеством можно и в группе, только листочки нужно подготовить заранее. Ведь время золотой осени проходит быстро. Вот такие узоры мы выложили из листьев дуба, клена, березы, липы, рябины.

3. Мастер-класс по изготовлению янтарного деревца из сосновой шишки

Сосновые и еловые шишки – отличный природный материал для творчества. На этот раз предлагаю изготовить миниатюрное янтарное деревце всего лишь из одной сосновой шишки. Материал: сосновые шишки, янтарная крошка, универсальный полимерный клей, спилы ветки.


4. Узоры из осенних листьев. Продолжение

В этом году у нас выдалась прекрасная, теплая, сухая золотая осень! Осенние листья – лучший подарок от природы для творчества. Предлагаю вашему вниманию продолжение наших творческих фантазий с листочками. При создании узоров, сюжетных композиций дети комбинировали листочки разных пород деревьев.



5. Мастер-класс по изготовлению цветов из природного материала

Шишки – прекрасный материал для детского творчества, экологически чистый и безопасный, из которого можно создавать интересные и оригинальные поделки. Предлагаю изготовить цветы из сосновых шишек.



6. Мастер-класс по изготовлению макета «Лебеди на пруду» из природного материала.

Осень – прекрасное время для создания поделок из природного материала. Предлагаю изготовить макет пруда с водоплавающими птицами. Материал: сосновые шишки, перья, синельная проволока белого цвета, поролон зеленого цвета, тарелка из пенопласта, голубая краска, универсальный клей.


7. Мастер-класс по изготовлению веночка из природного материала

Предлагаю изготовить оригинальный веночек из сосновых шишек своими руками, который может пригодиться в качестве атрибута для танца, спектакля, игры или для осеннего оформления помещения группы.



8. Мастер-класс по изготовлению поделки из бумаги с использованием природного материала «Спящий ежик»

Веселые поделки из цветной бумаги и картона чаще других встречаются в детском творчестве. Их легко сделать, поэтому малыши, совсем не утомляясь, с пользой проводят свободное время. Для совместного творчества с детьми предлагаю изготовить осеннюю поделку из бумаги «Спящий ежик».


9. Изготовление поделок из природного материала. Фотоотчет

Знакомство с природой и изготовление поделок из природного материала развивает в дошкольниках воображение, пробуждает желание фантазировать, придумывать и творить своими руками. Изготовление поделок из природного материала – труд кропотливый, увлекательный и очень интересный.



10. Мастер-класс «Куклы из травы»

Предлагаю вашему вниманию мастер-класс по изготовлению любимых и популярных у детей кукол из травы. Для изготовления куколок понадобится: свежая трава, разноцветные нитки, ножницы. Подготовительная работа: Сбор травы и знакомство с ее свойствами.


11. Мастер-класс по изготовлению поделки из природного материала «Осенний бал»

Осенью сама природа предоставила нам богатый выбор материала для разнообразного творчества. Нужно только не полениться собрать этот материал и немного пофантазировать. А в результате получатся замечательные разнообразные поделки! Предлагаю очередную авторскую идею по созданию композиции «Осенний бал».



12. Мастер-класс по изготовлению бижутерии из природного материала

Желуди – отличный материал для изготовления всевозможных поделок. Предлагаю изготовить оригинальную бижутерию из желудей: бусы, браслеты, серьги. Понадобится материал: желуди без шляпок, лак для ногтей, тонкая проволока, шило.


13. Мастер-класс по изготовлению бижутерии из природного материала. Продолжение

Предлагаю изготовить оригинальные украшения из шляпок желудей. Материал: шляпки от желудей, ролик от туалетной бумаги, клей ПВА или универсальный, ножницы, тонкая проволока.


14. Мастер-класс по изготовлению осенних композиций из природного материала

Оригинально смотрятся осенние композиции из природного материала. Они яркие, долговечные и могут украсить интерьер любого помещения. Предлагаю вашему вниманию мастер-класс по изготовлению композиций из веток и желудей.


15. Мастер-класс по изготовлению поделки из природного материала и цветной бумаги «Осенний парк»

Предлагаю изготовить объемные деревья из веточек и цветной принтерной бумаги для оформления группы к осеннему празднику. Материал: готовые листочки, нарезанные дыроколом из цветной принтерной бумаги, веточки, основа от рулончиков туалетной бумаги, гофрированная или креповая бумага коричневого цвета, универсальный клей или ПВА, ножницы.

16. Мастер-класс по изготовлению вазы из осенних листьев клена

В продолжение осенней темы предлагаю изготовить из осенних кленовых листочков вазу. Материал: кленовые листья, клей ПВА, воздушный шарик, миска, кисть.


17. Мастер-класс по изготовлению поделки «Павлин» из природного материала

Поделка «Павлин» выполнена из сосновых шишек, перьев и синельной проволоки. Игрушка своими руками проста в изготовлении и привлекательна для детей. Материал: Сосновая шишка, разноцветные перья, синельная проволока, готовые глазки, пластиковая крышечка, лак для ногтей.


18. Мастер-класс по изготовлению лесных птичек из природного материала

Предлагаю вашему вниманию простой вариант изготовления птичек из сосновых шишек с использованием материала для творчества. Птички, изготовленные таким способом, смотрятся нарядно и оригинально. Материал: сосновые шишки, синельная проволока разного цвета, готовые глазки клей, ножницы, пластиковые крышечки, сосновая ветка.



19. Мастер-класс по изготовлению лебедей из шишек с использованием синельной проволоки

Шишки представляют собой прекрасный материал для изготовления объемных поделок своими руками. Предлагаю изготовить прекрасных лебедей из сосновых шишек с использованием синельной проволоки. Поделка простая в изготовлении, но смотрится оригинально. Поделка доступна для детей старшего дошкольного возраста.



20. Мастер-класс по изготовлению миниатюрных игрушек из природного материала

Природа дарит нам богатый материал для творчества, возможности которого безграничны. А вследствие, экологичности, поделки из природного материала особенно популярны. Предлагаю мастер-класс по изготовлению миниатюрных поделок из желудей. Для изготовления поделок понадобятся: желуди, шляпки, сосновые шишки, акриловые краски, маркеры, лак для ногтей, пластилин, старые диски, пластиковые тарелки и немного свободного времени.



Поделки из желудей относятся к простому и увлекательному виду творчества и представляют собой богатое поле для фантазии. Желуди легко раскрашивать или рисовать на них фломастерами узоры; можно наклеивать на плоды различные детали, скреплять несколько желудей с помощью спичек или зубочисток, использовать в сочетании с пластилином. Предлагаю тем, кто сделал запас из природного материала на зиму, изготовить из желудей солдатиков в подарок папе или дедушке к 23 февраля. Такие уникальные подарки не купить в магазине, а можно сделать только своими руками.


22. Дидактическая игра-пособие из природного материала в форме игрового макета по сказке «Серая шейка» Д. Мамина-Сибиряка

Предлагаю вашему вниманию дидактическое пособие, изготовленное из природного материала, материала для творчества и бросового материала по сказке «Серая шейка» Д. Мамина Сибиряка. Актуальность данного пособия заключается в том, что оно имеет развивающее, обучающее и воспитывающее значение.



23. Картинки из камней. Фотоотчет детского творчества

Вся жизнь ребенка - игра. В детской игре развиваются тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции. Камешки – один из самых доступных, бесплатных и полезных материалов для творческого развития детей. С камушками интересно экспериментировать для изучения понятий «большой - маленький», «гладкий – шершавый». Камушки можно сортировать по цвету (перламутровые, красные, белые, размеру (большой, маленький, средний, форме (овальные, круглые, длинные, короткие). Используя камушки, можно закрепить порядковый и количественный счет с детьми во время прогулки.



24. Сердечный камушек. Мастер-класс

Малыши очень любят сюрпризы, подарки. Это могут быть простые, незатейливые поделки, изготовленные своими руками без материальных затрат. Например, приятно получить в подарок красивый перламутровый камушек с сердечком.


25. Дидактическое пособие по математике из природного материала для игр-занятий на улице

Математика – один из самых сложных предметов особенно для малышей от трех до пяти. У малышей в этом возрасте преобладает предметное мышление. Дети должны наглядно представлять то или иное количество предметов, могли подержать их в руках, совершать с ними различные действия. Дидактическое пособие из камушков поможет детям закрепить полученные в течение года знания по математике во время летнего отдыха.



26. Дидактическое пособие по ФЭМП «Веселые крабики»

Обучение математике в игровой форме развивает и формирует познавательный интерес ребенка. В этом помогут интересные и увлекательные задания и упражнения по математике для дошкольников. Предлагаю вашему вниманию дидактическое пособие «Веселые крабики».


27.«Веселые гномики» из природного материала. Мастер-класс

Создание поделок из природного материала – увлекательное занятие. Предлагаю вместе с детьми смастерить из еловых шишек забавных гномиков. Гномики – сказочные существа, очень маленькие, трудолюбивые. Назначение: поделку можно использовать для декорирования помещения, в качестве сувенира для подарка.


28. Портреты из камней. Мастер-класс

Природа дарит нам богатый материал для творчества. Нужно только немного пофантазировать и можно создать из камней забавные портреты с разной мимикой. Предлагаю мастер-класс по созданию портретов из морских камушков. Для этого не потребуется специальных затрат или умений. А результат стоит того.



Создание поделок из природного материала дает ребенку возможность взглянуть на окружающий мир глазами созидателя, а не потребителя.

Благодарю за внимание!

елена прокопова
Методика организации работы детей дошкольного возраста с природным материалом.

Методика организации работы детей дошкольного возраста с природным материалом основывается на принципах дидактики :

систематичности, последовательности, доступности.

Качество изготовления поделок зависит от :

1. грамотного методического руководства со стороны воспитателя;

2. уровня умственного развития ребенка, развития представлений, памяти, воображения (умения анализировать образец, планировать этапы работы над игрушкой , адекватно оценивать результат своего труда);

3. степени сформированности у детей конкретных практических навыков и умений работы с материалами и инструментами ;

4. развития у ребенка таких качеств, как настойчивость, целеустремленность, старательность, любознательность, взаимопомощь.

Очень важно, чтобы на каждом этапе работы ребенок действовал активно, с настроением. Для этого необходимо учитывать его возможности на начальном этапе организации работы , а также дальнейшее их расширение и изменение.

Ребенок в процессе труда чувствует себя взрослым, и осознание, что он работает как взрослый , приносит ему радость, поддерживает интерес к труду.

Организуя работу по изготовлению игрушек из природного материала , необходимо учитывать уровень знаний и практических умений детей , сформированный на таких занятиях как рисование, математика , конструирование, ручной труд. Очень важно использовать художественную литературу, которая воздействует на ум и чувства дошкольника , обогащая их, развивая художественный вкус, способствует развитию эмоциональной сферы. Произведения о природе с ярким , образным описанием окружающих явлений пробуждают детскую фантазию, воспитывают художественный вкус, эстетические чувства, любовь к родной природе .

Прежде чем приступить к изготовлению игрушки из природного материала , с детьми проводятся экскурсии в природу , прогулки по городу. На таких экскурсиях воспитатель учит детей замечать неповторимую красоту природы , видеть прелесть в стройных березках, величавых дубравах, мягком шелесте трав. На глазах у детей воспитатель может сделать одну, две игрушки (стрекозу, рыбку, вызывая тем самым интерес к изготовлению поделок из природного материала . На экскурсию можно взять коробочки для сбора листьев, корней, шишек, сучков. Дети складывают собранный материал , сортируя его по видам и размеру. Дети высказывают предположение, на что похожи собранные ими материалы . Организованный таким образом сбор материала дает возможность детям активно воспринимать его форму, цвет, запахи.

В беседе с детьми воспитатель уточняет их впечатления об увиденном на экскурсии, закрепляет приобретенные знания. Затем можно перейти к изготовлению игрушек.

Изготовление поделок и игрушек из природного материала характеризуется двумя основными этапами :

1. предварительным или ориентировочным, на котором ребенок анализирует игрушку, выявляет условия достижения цели, планирует последовательность работы над ней , подбирает необходимый материал , инструменты, определяет практические умения, навыки, с помощью которых цель будет достигнута.

2. исполнительным, на котором ребенок приступает к непосредственному созданию игрушки. Он учится подчинять свое поведение поставленной перед ним задаче. Конечный результат это не только созданная игрушка, но и формирование определенного уровня умственных действий, конкретных практических навыков и приемов работы , умений как неотъемлемой стороны трудовой деятельности.

Многие поделки выполняются из одного вида материала и одинаковыми способами. Воспитатель учит использовать в работе уже известные способы при изготовлении новых поделок.

Воспитатель учит делать игрушки, комбинируя природный материал .

Например, чтобы смастерить птичку берут для туловища шишку, для головы желудь, для шеи – веточку, для лапок - маленькие веточки, а хвостом может служить яркое пушистое перо. Для глаз птичек, животных, человека могут служить семена различных растений : рябины, подсолнуха, арбуза. Чашечки желудей заменяют шапочки или штанишки человечкам. Из крылаток клена, ясеня получаются уши зайца, хвост и грива лошадки и множество других деталей.

Можно наметить общую характерную схему последовательности работы по изготовлению поделок из природного материала по образцу :

1. Рассматривание и анализ образца игрушки.

2. Установление поэтапной последовательности её изготовления и планирования хода работы .

3. Выбор способа соединения частей игрушки.

4. Подбор материала и инструментов (с помощью воспитателя или самостоятельно)

5. Изготовление игрушки.

6. Анализ и оценка поделок.

В первое время воспитатель отмечает наиболее удавшиеся работы . Остальные работы не должны остаться без внимания : отмечается старательность всех детей , их желание изготовить свою игрушку,похвала в оценке достижений каждого ребенка приобретает особое значение. Постепенно к оценке результатов труда приобщают всех детей . Важно научить детей в первую очередь видеть достижения товарищей, их прилежание.

Схема проведения работы по изготовлению поделок из природного материала :

1. Вступительная беседа воспитателя о материале (ракушках, желудях, листьях, коре, корневищах ит. д., с которым предстоит работать . рассказ должен сопровождаться показом данного материала : детям можно разрешить потрогать, ощупать поверхность материала , обследовать форму, обратить внимание на цвет.

2. Сообщение темы и показ образца игрушки.

3. Анализ образца и показ приемов создания игрушки. Здесь желательно использовать возможности детей анализировать образец, побуждать их к высказыванию предположений о последовательности выполнения задания. Воспитатель корректирует ответы детей , направляя их внимание на особенности работы с данным материалом .

4. Изготовление игрушки. В процессе труда воспитатель осуществляет контроль за работой детей , следит за соблюдением правил техники безопасности при пользовании инструментами (работу шилом выполняет воспитатель, оказывает необходимую помощь затрудняющимся детям, побуждает к самостоятельному поиску путей совершенствования конструкции игрушки, её украшения, способствует проявлению дружеских взаимоотношений между детьми в ходе выполнения заданий.

5. Анализ готовой игрушки, в процессе которого у детей формируется умение оценивать результаты своей работы и работы товарищей .

6. Уборка рабочих мест , инструментов и оставшихся материалов .

От скуки на все руки

Человек, где бы он ни находился, всегда украшал и украшает, среду, в которой он живет, работает или отдыхает .

Праздник своими руками - так можно назвать работы , пробуждающие творческие способности и неподдельный интерес, как у взрослых, так и у детей . Предлагая детям окунуться в тот или другой мир творчества, взрослый должен быть готов к непредвиденным ситуациям, возникающим в процессе творчества. Для этого должны быть в запасе как запланированные так материалы , требуемые для изготовления тех или иных поделок, творческих работ , так и всевозможные коробочки с разными материалами .

Проблема изучения и развития детского творчества, детской художественной одаренности средствами нетрадиционных техник более доступна всем детям и взрослым независимо от творческого воображения и способностей. Задуманный сюжет не только рождается, но и видоизменяется в процессе самого творчества.

Для творческого процесса всегда должны быть созданы условия :

1. Доступность каждому творчески работающему ребенку и взрослому , материалов требуемых для данного процесса.

2. Доступность материала для использования нетрадиционных техник.

3. Своевременная помощь советом или показом способа изображения, выполнения фрагмента на данном этапе работы (на отдельно заготовленном материале ) .

4. Предоставление многообразия материалов для экспериментирования, творческого процесса.

5. Выделение времени для данного процесса, независимого от других мероприятий.

Уважаемые взрослые творческой компании детей никак не обойтись без вашей помощи.

Чтобы ребенок мог придумывать, фантазировать, чтобы в его душе как можно дольше жило ощущение счастья и радости, чтобы не угасла искорка творчества, помогите ему сделать необыкновенный праздник его же руками.

МИР ПРИРОДЫ – нежный и яркий , хрупкий и необыкновенно красивый. Он загадочен и чудесен. Каждое дерево, цветок, листик, травинка хранит свою тайну.

Изготовление поделок из природного материала – увлекательное занятие! Листья клена можно превратить в бабочку или клоуна, лист осины в клубничку. Со всех собранных листьев можно сложить изумительный портрет, как королевы Осени, так и королевы Весны. Если внимательно присмотреться к засушенному материалу , то окажется, что желтый листик липы похож на репку, а лист дуба на ботву. Вот вам и начало увлекательной сказки… Поделки сделанные из природного материала могут быть хорошим подарком и принесут радость вашим родным и друзьям.

Материалы

Материалы , необходимые для работы с природным материалом

должны храниться в отдельных коробочках :

Перышки птиц

Пластилин

Картонные тарелочки, пластмассовые крышечки от майонеза.

Клей, кисточки, анилиновые краски.

Острые ножницы, шило, пинцет.

Старые газеты, белая бумага, цветная, бархатная, гофрированная бумага.

Крупы, испитой чай.

Мыло, сода.

Тряпочки для рук и поделок, вата.

Пенопласт, песок (окрашенный и природный ) .

Ватные палочки, зубочистки и многое другое.

Заготовка листьев и трав.

Листья и травы, лепестки цветов кладут между страницами газеты, затем ещё слой газет. Сделав 5 таких слоев, кладут сверху фанеру и наверх груз. На следующий день отсыревшие газеты надо сменить сухими. Так меняют газеты (в течение недели) пока листья и лепестки не высохнут. Затем их раскладывают по шкатулкам или коробочкам.

Когда материал готов можно начинать «творить» чудеса своими руками.

Это могут быть рыбки в аквариуме или озере.

Волшебные птицы и бабочки.

Человечки из листьев.

Гирлянды из листьев. Сухих цветов, плодов.

Подвески, веночки (На основе мягкой проволочки или веревочек) .

На больших и маленьких рамочках. Настенные украшения, на основе бумаги, пенопласта, поролона.

Настольные украшения на основе древесных грибов, ветвистых и волнистых корешков.

Настольные композиции в корзиночках из полиэтиленовых бутылок.

Композиции в вазочках из кашпо из полиэтиленовых бутылок.

Броши, кулоны, бусы.

Подсвечники, колокольчик из корней, спилов деревьев, ракушек.

Веселые человечки из плодов каштанов, соломы, ягод, ниток, проволоки.

Коллаж из даров природы . Открытки – раскладушки. Пригласительные билеты.

МОЗАИКА ИЗ СЕМЯН

Заготавливают семена дыни, арбуза, тыквы, акации, люпина, яблок, гороха, фасоли.

Из семян можно сделать необыкновенные, сказочные изображения :

Ковры и коврики, вазы снежинки, шкатулки, стаканчики, блюда, тарелки. На вырезанных силуэтах из картона – человечков, матрешек и многое другое на основе пластилина или с помощью клея.

поделки из перьев

Это могут быть разносортные цветы, игрушки.

игрушки из ваты

Необходимые материалы :

Вата, крахмальный клейстер, сваренный до густоты, жидкой сметаны.

Клей силикатный (канцелярский) . ПВА.

Бумага газетная, мягкая, писчая, цветная, бархатная.

Гибкая проволока.

Краски (анилиновые, гуашь, акварель) .

Ножницы, шило.

Обрезки ткани (с блестящей поверхностью : парча, атлас, люрекс) .

Остатки мишуры, елочного дождика.

Это могут быть : ягоды, рыбки, балерины, царевна – лебедь, ласточка, снеговики.

аппликации.

Один из самых интересных и традиционных приемов украшения – аппликация. Это самый простой и доступный способ создания художественных работ .

Аппликацией можно украсить памятные открытки, сувениры для друзей и близких, интерьер помещений, праздничные костюмы, оформить выставки, создать панно, выполнить наглядное пособие, создать картину.

Аппликация родилась очень давно. Она появилась как способ украшения одежды и обуви, домашней утвари, орудий труда, интерьера своего жилища. До сих пор её используют многие народы, несмотря на то, что есть более быстрые и дешевые фабричные способы оформления изделий.

Возможно, первым толчком к появлению аппликации явилась необходимость сшивать шкуры для одежды, и первый стежок подсказал человеку, что им можно не только соединять детали одежды, но и украсить её. Позже стали использовать кусочки кожи, меха, войлока разных оттенков и цветов для украшения одежды. Детали, выкроенные из этих материалов , стали прикреплять к одежде. Так появилась аппликация.

Кого и что изображали люди в аппликации?

Сюжетом становились животные, птицы сами люди, фантастические чудовища, красивые цветы, растения, сцены охоты и повседневной жизни.

Со временем аппликация становилась все более разнообразной по использованию материалов . Кроме кожи и войлока, применяются цветные бусины, бисер, шерстяные нити, металлические чеканные пластины, всевозможная материя – бархат , атлас, шелк.

С изобретением бумаги в моду вошли бумажные аппликации силуэты, которые вырезались из темной бумаги. Силуэтные изображения стали предметом искусства , из бумаги вырезались целые сценки-иллюстрации, батальные и бытовые сюжеты. Это были высокохудожественные, тонко выполненные изображения.

Не только профессиональные художники занимались силуэтной аппликацией. На протяжении многих лет искусство бумажной вырезной аппликации жило в народе. На Украине, и Белоруссии и сейчас делают бумажные силуэты – вытинянки, или вырезанки. Выполняют их ножницами без предварительного рисунка. Самую простую вырезанку сделает даже малыш (снежинку) .

Что же означает слово аппликация? В переводе с латинского языка аппликация означает прикладывание, это изобразительная техника, основанная на вырезании, наложении деталей на фон, закреплении на нем с помощью различных клеев, нитей. В современной аппликации используют всевозможные материалы , подчас самые неожиданные : различная бумага, ткани, береста, нитки, мех, войлок, высушенные растения, дерево и другие природные материалы .

Аппликация может быть как предметной, так и состоящей из отдельных изображений предметов (цветов, деревьев, животных, людей, машин, домов и т. д.) .

Сюжетной – повседневность и праздники.

Декоративной – украшаются орнаментом различные предметы.

Вначале делается набросок карандашом задуманного сюжета, пейзажа.

Для аппликаций могут быть взяты следующие темы :

Пейзажи из цветной бумаги.

Южный остров из фольги.

Сюжеты, составленные из симметрично вырезанных деталей. Клумба, полянка, летнее небо…

Аппликации на тему зимы, осени, весны, лета. Натюрморты. Коврики. Сказочные птицы. Клоуны-эквилибристы. Животные. Сюжеты сказок.

Аппликации из природного материала , ракушек, косточек, ореховой скорлупы, из речного песка, из перьев, бересты, соломы, колосков, соломки, яичной скорлупы, из пластилина, глины, соленого теста, ниток.

Изделия из крупы

Материал .

Рисовая – белая вытянутой формы, хорошо закрепляется с помощью пластилина или клея.

Манная – хорошо окрашивается и закрепляется клеем ПВА.

Пшено – Закрепляется клеем и пластилином.

Гречка – красиво смотрится как часть изображения.

Фасоль, горох, сыпучие материалы .

Клей ПВА, простой карандаш, бумага для основы.

Изображение наносится на бумагу карандашом.

Клеем ПВА покрывается заданный участок изображения. Выкладывается или посыпается определенной крупой, заданного тона.

(Предметы, игрушки, сюжеты, пейзажи и многое другое) .

Яичная скорлупа.

Материал .

Для контурной и сплошной мозаики требуется крошка разного размера из скорлупы яиц.

Клей ПВА, карандаш, бумага, трафареты.

Получение целой скорлупы.

В сыром яйце делают дырочки с противоположных сторон.

Выдувают содержимое в стакан, промывают через те же отверстия и высушивают. Для придания прочности этому хрупкому материалу нужно из нутрии скорлупу покрыть клеем ПВА. Для этого в верхнее отверстие нужно залить немного клея, одновременно вращая «яйцо» , при этом на скорлупе остается тонкая пленка. Излишки клея сливают, скорлупе дают высохнуть и приступают к работе .

Плоскостные изображения выполняются в мозаичной технике.

Различают контурную мозаику, сплошную мозаику.

Изображения окрашиваются любыми доступными красителями.

(пейзажи, предметы, сюжеты сказок и многое другое) .

Аппликация из песка

Материал .

Цветной песок получается способом окрашивания, в любой требуемый цвет, используя краски : акварель, тушь, гуашь.

Чистый песок погружается в окрашенную воду на 2-3 часа, затем вода сливается, а высушенный песок хранится в лоточках или банках.

Клей ПВА, карандаш, картон или плотная бумага.

Способ выполнения изображения.

Сначала наносится рисунок, на отдельные контуры этого рисунка накладывается клей, а на клей песок.

В тех местах, где слой песка толще, изображение получается более рельефным, объемным и насыщенным

Пушистые материалы

Материал .

Растительный пух : (чертополоха, рогоза, одуванчика, ковыля, тополиный) .

Клей ПВА, карандаш, трафареты, бумага, пинцет.

Способ выполнения изображения.

НАЛОЖЕНЕ. Этот способ передает различные теневые переходы. Там где должен быть светлый участок, пух наносится в несколько приемов, накладывая один слой на другой. Для серых переходных тонов количество слоев сокращается, а в темных участках пух не выкладывается совсем.

ЖГУТИК. Захваченный пинцетом пух скатывается в жгутик, толщина которого зависит от количества взятого пуха. В процессе работы ворсинки вытаскивают из кончика жгутика и равномерно выкладывают на фоне. В результате получают очень четкий контур.

КРОШКА. Выполняется путем втирания измельченных поперек волокон жгутика в поверхность фона до получения гладкой фактуры.

РЕЗАНЫЙ КРАЙ. Применяется при изображении неровных границ. Для этого по нужному шаблону выкладываются волокна, подрезаются ножницами и переносятся зеркально на фон.

Самый лучший пух для изображения, собранный в теплую солнечную погоду. Его хранят в картонных коробках или стеклянных банках (в пластмассовой упаковке он желтеет) .

Пух хорошо передает изображение снега, зверей, птиц, которые выглядят мягкими, пушистыми, теплыми.

Можно рисовать пухом и без клея, закрепив его на материале со сцеплением : наждачной бумаге, бархатной бумаге.

Любые творческие достижения ваших детей не должны остаться без внимания. Наиболее интересные работы постарайтесь оформить в альбом или в виде выставки.

Экспозиции творческих работ должны быть представлены детям как важное событие в их жизни. Оформляется такая выставка достаточно торжественно. Ритуал её открытия продумывается воспитывающими взрослыми заранее.

Внешнее оформление должно соответствовать торжественному моменту. Для выставки целесообразно выделить специальный уголок или место вдоль стены и продумать её интерьер.

При оформлении выставки необходимо учитывать следующие требования.

1. Изделие должно располагаться так, чтобы его можно было хорошо рассмотреть.

2. Плоскостные композиции лучше располагать на стендах или оформленные в рамки размещать на стене.

3. Объемные работы расставляют на столе или специальных подставках, располагая на разных уровнях высоты.

4. Все работы , размещенные на выставке, должны представлять собой продуманное, единое и законченное целое по содержанию, композиции, цвету.

От того, как будут представлены детские работы , во многом зависит воспитание у ребенка эстетического и художественного вкуса, общей культуры, отношения к творчеству.

Участвуя вместе с взрослыми в оформлении выставки, дети развивают активность, самостоятельность, инициативу, умение воспринимать действительность и конструировать художественный образ, воображение, критичность, гибкость и оригинальность мышления, художественную интуицию.

Основные правила умелых ручек

Работать нужно всегда за столом, который хорошо освещен.

Необходимые инструменты хранятся в специально отведенном месте. В коробочках.

Перед началом работы нужно проверить наличие и исправность инструментов.

Неисправным инструментом работать нельзя .

По окончании занятия рабочее место необходимо привести в порядок.

Узелок на память

Композиция

Обозначив тему, необходимо составить эскиз будущей работы , выбрать правильное композиционное решение.

В декоративной работе КОМПОЗИЦИЕЙ называется расположение отдельных элементов, разных по величине, по форме, составляющих вместе единое целое.

Работу над композицией надо начинать с эскиза. Не всегда можно достигнуть хороших результатов с первого рисунка, иногда их надо сделать много, выбрав потом лучший эскиз.

Работая с природным материалом , необходимо помнить о цветовом решении. Есть целая наука о цвете, называемая ЦВЕТОВЕДЕНИЕ, она знакомит с основными правилами работы с цветом .

Цвета, которые вы видите в своих красках : красные, синие, зеленые, желтые, - разделяются по оттенкам и светлоте. Их можно разделить на две части :

Желтые, оранжевые, красные, напоминающие огонь, называются ТЕПЛЫМИ.

Зелено-голубые, голубые, синие называются - ХОЛОДНЫМИ.

Например, жаркая пустыня с горячим желтым песком, с ярким палящим солнцем, или морозный зимний день с синими и голубыми тенями на снегу.

Цвет говорит и о настроении человека.

Радость и хорошее настроение передаются яркими, светлыми красками.

Грусть и тоска – серые, блеклые. Как пасмурный день.

Советы бывалых

1. Чтобы правильно использовать различные природные материалы , надо знать свойства и особенности. Учитесь правильно подбирать их для каждого вида изделия. Иногда бывает, что интересный по форме материал в обработке очень труден : либо тверд, либо крошится и ломается. А красивый и податливый может потом, в готовой работе , деформироваться, изменяться по цвету, и работа придет в полную негодность.

2. Собирать природные материалы , как правило, надо, когда они созрели, так как некоторые из них, будучи сорваны недозревшими, при высыхании теряют свою привлекательность. Лучшее время для сбора материала – это лето и осень .

3. Что собирать, какие материалы – это вам подскажет воображение, но все-таки не проходите мимо и обязательно возьмите для работы :

Листья и цветы; желуди с плюсками (чашечками, в которых они растут) ;

Шишки (еловые, сосновые, кедровые, ольховые, лиственничные) ;

Орехи (грецкие, лесные) ;

Косточки (персиковые, абрикосовые, сливовые, вишневые, от хурмы) ;

Бобы, фасоль, горох, сою;

Фрукты, овощи;

Древесные грибы, веточки различной формы;

Кукурузные початки (с зернами и без них) ;

Морские и речные ракушки;

Корни (деревьев, кустарников, травянистых растений) ;

Кору (сосновую, дубовую, березовую) ;

Семена-крылатки (клена, ясеня, липы) ;

Пух тополя, чертополоха, репейника и других;

Вербу; солому (пшеничную, овсяную, ржаную, ячменную, рисовую) ;

Глину, песок, камушки и многое другое.

4. Запомните, что собирать нужно только те материалы , которые подарит нам природа .

5. Прежде чем приступить к работе , необходимо вспомнить о композиции, цвете, колорите, знакомство с которым понадобится при любой художественной работе .

6. При изготовлении игрушек часто используется дополнительные материалы , без которых невозможно передать образ изделия. Использование каждого из них будет зависеть от степени развития воображения.

7. Для работы с природными материалами необходимо иметь и простейшие инструменты : шило, небольшие ножницы, нож, крупную швейную иглу, простой карандаш для нанесения контура на бумаге, краски, необходимые для оформления отдельных деталей игрушки, кисточки для рисования и клея, стеку для обработки поверхности изделия при лепке из глины и пластилина, плоскогубцы, напильник, пилку…

К дополнительным материалам относятся , например, бумага и картон, виды которых отличаются друг от друга по толщине, плотности, окраске, назначению. Из бумаги и картона обычно выполняют отделочные детали изделия, можно использовать их и в качестве фона

Пластилин применяется для скрепления частей из природного материала , выполнения отделочных деталей или в качестве фона-основы.

Проволока является необходимым материалом для скрепления частей игрушки, для изготовления каркаса игрушек из соломы, для отделочных работ и других . Наиболее удобна медная проволока, она мягкая, гибкая и прочная.

Клей обычно используют ПВА, он хорошо скрепляет детали и не изменяет внешний вид изделия.

Цветные лоскутки – обрезки различных тканей – нужны для оформления работы .

Спички используют для соединения деталей при выполнении объемной игрушки и для отделочных работ .

Ну, вот и готовы все приготовления для Умелых Ручек!

Работа с природными материалами

Аппликации из пуха и перьев.

Работа с соломкой и берестой.

Лепка из глины.

Объемное конструирование из природного материала.

Работа с кожей.

Работа с природными материалами (монотипия).

Аппликации из песка.

Аппликации из природного материала.

Работа с природными материалами.

Выжигание по ткани

Очень интересно выжигание по ткани. Этот вид работы доступен даже детям 4-5 лет. Обязательные условия: работа под присмотром взрослого и помещение должно хорошо проветриваться. Необходимы: выжигательный прибор по дереву (его мощность регулируется опытным путем, иглу прибора взрослым нужно сделать острой: при нагревании сплющить плоскогубцами и подточить надфилем), стекло размером 30х30 см (края не должны быть острыми, их можно подточить или обернуть изолентой), рисунки для вышивания гладью, ришелье и т.п., можно использовать всœевозможные трафареты, шаблоны, фестонные края, выполненные из тонкой жести или толстой фольги, простой мягкий карандаш, синтетические ткани, которые плавятся при высокой температуре, а не горят.

Технология работы состоит в следующем. Под стекло подкладывается рисунок, на стекло - кусок ткани. Далее обводим рисунок тонко подструганным мягким простым карандашом, затем выжигаем или, для младших школьников, которые уже неоднократно работали в данной технике, выжигаем сразу по ткани.

В технике выжигания по ткани можно выполнить всœевозможные салфетки, имитацию кружева, ришелье и многое другое.

Данным способом можно выполнить и аппликации. Элементы для них заготавливаем из синтетической ткани не ножницами, а выжигательным прибором. Далее укладываем всœе элементы в соответствии с рисунком на базе (также синтетическая ткань) и выжигательным прибором по контуру деталей ставим точки на расстоянии 1 мм друг от друга. Ткань деталей и основы плавится под действием высокой температуры и при остывании склеивается. Готовая работа фиксируется на листе картона и вкладывается в рамку.

Задания для самостоятельной работы:

1. Выполнить одно изделие: ниткопись, рисование пухом (ватой), изонить (сложную композицию), работа с тесьмой, шнуром и веревой (на выбор студента).

2. Нарисовать по 5 эскизов изделий каждого вида.

МОДУЛЬ ʼʼРАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИʼʼ

План:

1. Природные материалы и их свойства и виды.

2. Природоохранная заготовка природных материалов.

3. Технология обработки, хранения и подготовки к работе.

4. Материалы и инструменты, используемые в работе.

5. Правила техники безопасности.

Литература:

Куликова, О. П. Поделки из природных материалов [Текст]: издание для досуга / О. П. Куликова. – М.: Издательский Дом МСП, 2005. – 96 с. - Библиогр.: с. 93. - 5000 экз. - ISBN 5-7578-0242-1.

Плетение из соломки, бересты и лозы [Текст]: издание для досуга / сост. Л. В. Загребаева. - Мн.: Миринда, 2000. - 272 с. 11000 экз. - ISBN 985-6511-35-6.

Синœеглазова, М. О. Изделия из кожи: панно, сувениры, украшения [Текст]: издание для досуга / М. О. Синœеглазова. – М.: Издательский Дом МСП, 2005. – 96 с. - 5000 экз. - ISBN 5-7578-0258-8.

Федотов, Г. Я. Из соломы, травы, камыша [Текст] / Г. Я. Федотов // Сделай сам. - 1992. - № 3. - С. 3-52.

Контрольные вопросы:

1. В чем состоит природоохранная заготовка природного материала?

2. Назовите особенности первичной обработки природного материала.

3. Охарактеризуйте условия хранения природного материала.

Термины и понятия:

природоохранная заготовка, природные материалы, капы.

Цели:

познакомить студентов с особенностями природных материалов, их видами, природоохранной заготовкой, обработкой и условиями хранения.

Работа с природными материалами - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Работа с природными материалами" 2017, 2018.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: