Разница между задвижкой и краном. Запорная арматура: задвижки, клапаны и краны

Фланцевая задвижка устанавливается на трубопроводах для обеспечения возможности быстрого перекрытия подачи жидкости и последующего осушения среды. Для повышения уровня безопасности эти элементы располагаются на всех участках сети.

Описание

Фланцевая задвижка выступает в качестве запорной арматуры и обладает простой конструкцией, несмотря на высокую эффектность. Она относится к категории запорных бытовых кранов и имеет специальную блокирующую деталь в центре конструкции, ее исполнение зависит от вида самой задвижки. Наибольшее распространение получили дисковые запорные, межфланцевые клиновые и шаровые поворотные элементы.

Задвижка фланцевая получила свое название за счет специальных фланцевых колец, располагающихся по краям. Они используются для обеспечения быстрого доступа к системе и возможности снятия приспособления для замены или ремонтных работ. Стоит отметить, что размеры ответного фланцевого элемента должны соответствовать главной пластине. В ином случае соединение не будет обладать должным качеством либо вообще станет невозможным.

Достоинства и недостатки

Среди основных положительных сторон стоит отметить следующие:

  • обеспечения возможности быстрого ремонта или замены устройства на новое;
  • простое конструктивное исполнение;
  • длительный срок эксплуатации;
  • низкая степень ;
  • надежность.

Главным недостатком является большая масса. Это приводит к высокой стоимости элементов, особенно крупногабаритных, так как для их изготовления необходимо большое количество материала. Также стоит отметить быстрый износ уплотнителей.

Разновидности

Задвижка чугунная фланцевая выпускается в различных вариантах. Устройства разделяются на виды по направленности действия - параллельные и перпендикулярные. Последний вариант является стационарным и выдвигается в перпендикулярном отношении к главному потоку. Параллельные приспособления устанавливаются с нулевым углом и не являются препятствием для потока, при условии нахождения в стандартном режиме.

Также существует разделение по конструктивным особенностям - это шиберные, шаровые и клиновидные элементы. Последние представляют собой запорную арматуру стандартного вида. Они являются достаточно эффективными, имеют блокирование перпендикулярного типа, но отличаются большим весом.

Шаровая конструкция имеет сходство с запорными бытовыми элементами аналогичного вида. Наибольшее распространение приобрели устройства ДУ 50 благодаря относительно невысокой стоимости. Задвижка фланцевая ДУ 100 обладает специальным дисковым элементом, который перекрывает трубопровод при помощи мощной пружины. Как правило, она устанавливается на нефтепроводы и газовые сети.

Классификация по методу управления:

  • Ручные устройства. Управление данным видом производится вручную путем проворачивания специальной рукояти или вентиля. Несмотря на необходимость приложения заметных физических усилий, они не требуют обслуживания и редко выходят из строя.
  • Электроприводная арматура. Обладает встроенным электродвигателем для управления. Блокирование системы производится автономно, после нажатия кнопки.

Условия работы

Фланцевая задвижка работает в различных диапазонах давления, максимальный уровень может доходить до сотен единиц. Рабочая температура находится в пределах от +200 до -50 градусов. Чугунные детали отличаются расширенными характеристиками, в частности, работа с газообразными веществами может происходить при +400 градусах, а транспортируемая жидкая среда может иметь температуру +270 градусов Цельсия.

Клинкерная фланцевая задвижка производится в основном из таких материалов, как чугун и сталь. Данный параметр находится в маркировке устройства. Любые изделия, оснащенные фланцами, должны тщательно подбираться по габаритам, которые регламентируются специальными документами. В первую очередь учитывается диаметральный размер условного прохода. При наличии любых несоответствий этому критерию соединение становится невозможным. Если для монтажа используется фланцевое стальное изделие с размером ДУ 80 или ДУ 50, фланец, идущий к соседнему трубопроводу, должен обладать такими же параметрами. При этом задвижка фланцевая, выдвижным шпинделем которой производится вращательно-поступательное движение при открытии, может выпускаться в различных размерах. Максимальный размер может доходить до 1500 мм, арматура самого малого размера имеет диаметр в 25 мм.

Сфера применения

Элементы ДУ 80 и ДУ 50 приобрели наибольшее распространение во второстепенных трубопроводах и боковых ответвлениях систем. Помимо этого, используются на крупных системах бытового назначения, отводах и в котельных. Задвижка фланцевая 100 отличается намного большими габаритами и устанавливается на главных отопительных и водоснабжающих трубопроводах. Изделия ДУ 200 применяются только в промышленных условиях на напорных магистральных системах, при этом для их монтажа используются крупные специальные болты. Стоимость арматуры зависит как от габаритов, так и от конструктивных особенностей. Также имеет значение цена используемого при изготовлении материала.

Установка

Монтаж изделий производится по стандартной схеме. При этом проведение работ упрощается за счет приваривания фланцев к трубам или запорной арматуре. В ином случае рабочим приходилось бы самостоятельно соединять задвижки с дополнительными деталями и сваривать отдельные элементы труб. Данный процесс требует больших финансовых и временных затрат, а также характеризуется некоторыми сложностями, невыполнение которых способно привести к проблемам во время эксплуатации. Особое значение это имеет в промышленной сфере.

При помощи элемента увеличивается герметичность. Он устанавливается в канале, находящемся на фланцевой пластине. На лицевой стороне пластины должны отсутствовать потертости и любые другие повреждения, в ином случае есть вероятность разгерметизации и прорыва системы. При условии работы с напорным высоким давлением это чревато серьезными последствиями.

Задвижка или шаровый кран? Это запорные устройства, используемые повсеместно. У них идентичное предназначение, но разные конструктивные особенности. Поэтому пользователей интересует вопрос, в чем разница между задвижкой и краном. Давайте разберемся в таком вопросе.

Задвижка: ключевые особенности

Задвижка - разновидность механизмов, имеющих простую конструкцию. Это деталь, состоящая из нескольких элементов:
корпус;
крышка;
затвор.

Главная особенность задвижки в том, что регулирующий механизм передвигается под прямым углом к потоку жидкости или газа. Производители изготавливают трубопроводную арматуру в обширном ассортименте. Поэтому в каталогах компаний представлены клиновые, шланговые, шиберные задвижки. В зависимости от расположения ходового узла, разрабатываются изделия с выдвижным и невыдвижным шпинделем.

Конструкция шарового крана: основополагающие аспекты

Для ответа на вопрос, чем отличается задвижка от крана, нужно подробно рассмотреть и второй вариант.

Кран шаровый - изделие, в котором запирающий или регулирующий компонент изготовлен в виде сферы. Оно состоит из корпуса, шара, шпинделя, седла и рукоятки, предназначенной для ручного управления. В ассортименте магазинов представлены шаровые краны с так называемыми плавающими шарами и с шарами, которые поворачиваются в опорах. В зависимости от формы присоединения, детали бывают фланцевыми ,муфтовыми , комбинированными и под приварку . Поэтому покупатели подбирают варианты, исходя из личных предпочтений и поставленных задач.

Отличие задвижки от шарового крана

Разница между двумя видами трубопроводной арматуры существенная. Рассмотрим ее подробнее:

  1. Конструкция - значимый момент. В задвижке важнейшим запорным элементом является клин. В шаровом кране такую функцию выполняет затвор в форме сферы, внутри которой имеется круглое отверстие. Сквозь него в открытом состоянии проходит рабочая среда.
  2. Длительность эксплуатации - срок службы задвижки составляет не меньше 10 лет. Средний эксплуатационный ресурс - около 2000 циклов. Период службы шарового крана, входящего в эконом-сегмент, варьируется в пределах 15 лет. Количество циклов - 4000. Кран, рассчитанный на повышенные нагрузки, используется на протяжении 20 лет и больше. Его ресурс открытия/закрытия превышает 10000 циклов.
  3. Практичность - выигрывают шаровые краны. Они открываются с помощью рычагов, ручки-бабочки, редуктора с маховиком. Возможно использование электропривода, гидропривода и пневмопривода.

Условия применения запорных устройств

Задвижка - герметичный запорный элемент, который идеально подходит для установки на трубопроводах. Он успешно применяется в разных сферах. Это газо- и водоснабжение, жилищное хозяйство и нефтяная промышленность.

Кран шаровый - современная продукция, которая широко применяется при обустройстве систем отопления, водо- и газоснабжения жилых домов, промышленных и коммерческих объектов. Изделия диаметром DN 300 и выше подходят для перемещения природного газа и нефти.

Что лучше: задвижка или шаровый кран

На такой вопрос трудно дать однозначный ответ. У каждого вида изделий имеются определенные преимущества и недостатки.

К положительным характеристикам задвижки относится простота конструкции, минимальное гидравлическое сопротивление и возможность применения в жестких условиях. Недостатки также имеются. Это длительное время открытия/закрытия механизма, быстрое изнашивание уплотнителей и выдвижной шпиндель в некоторых моделях.

Шаровый кран - изделие, которое отличается небольшими габаритами, герметичностью и надежностью. Положение изменяется за считанные секунды. Управление механизмом простое и удобное. Недостаток изделия в том, что для размещения ручки-рычага нужно свободное пространство. Это нужно учитывать при выборе такой продукции.

Разница между задвижкой и краном весомая. Задвижка - устаревший вариант. Она незаменима при обустройстве магистральных трубопроводов, в которых рабочая среда быстро перемещается. Это обуславливается тем, что для задвижки характерно малое гидравлическое сопротивление. Шаровый кран имеет повышенный класс герметичности «А» и практичную конструкцию. Поэтому чаще используется в различных трубопроводных системах, чем клиновое устройство.

Добавить в закладки

Шаровые краны: характеристика и использование

Шаровые краны уникальны по своему дизайнерскому решению. Это практичная модификация крана пробкового. Свое название он получил благодаря тому, что пробка, находящаяся в его корпусе, по форме напоминает шар. Шаровые краны разработаны для контроля потока различных видов рабочих сред. Его закрытие и открытие производится при осуществлении поворота ручки на одну четвертую часть оборота, чем достигается значительное упрощение работы при сравнении с другими видами задвижек.

При положении крана «открыто» шаровое отверстие находится параллельно по отношению к линии потока, чем обеспечивает поток прямого характера при небольшой степени трения и минимальных потерях давления.

Шаровые краны разработаны специально для использования в промышленности нефтегазового направления. Они практичны на трубопроводах со средним давлением и температурой не выше 200 градусов. Шаровые краны не требуют больших затрат при производстве, если сравнивать их с другими видами задвижек. И герметичность при их использовании тоже значительно выше.

Шаровые краны из стали считаются более универсальными, так как обладают способностью выполнять свою функцию даже при наличии низкого температурного режима и высокого давления.

Можно выделить шаровые краны следующих видов. Это краны, произведенные из латуни, и шаровые краны из стали. Латунные шаровые краны с успехом применяются в строительной отрасли и ЖКХ. Помимо водной рабочей среды, они подходят и для гликолевых растворов невысокой концентрации, спирта, газа и жидких нефтяных продуктов. Шаровые краны из латуни имеют минимальной величины в 15 миллиметров, максимальной - 80.

Шаровые краны из стали считаются более универсальными, так как обладают способностью выполнять свою функцию даже при наличии низкого температурного режима и высокого давления. Минимальное значение диаметра условного прохода стального шарового крана такое же, как и у крана из латуни, а вот максимальное достигает 500 мм.

Ни одна система отопления в современной строительной отрасли не обходится без конструкции шарового крана. Шаровые краны бывают как муфтовые, штуцерные, так и фланцевые. Шаровые фланцевые краны, точнее их конструкция в качестве элементов, соединяющих кран и трубопровод, использует фланцы.

К очевидным преимуществам, которыми обладают шаровые фланцевые краны, можно отнести:

  • низкую степень гидравлического сопротивления;
  • разнообразные сферы использования;
  • простой монтаж и эксплуатацию.

Краны, различные задвижки и другая запорная арматура являются необходимым элементом любого трубопровода и используются в различных отраслях современной промышленности.

В водопроводных и газовых магистралях не обойтись без такого устройства, которое называется вентилем. Вентиль – это устройство, предназначающееся для перекрытия подачи различных жидкостей и газов. Однако перекрытие подачи воды – это не основное предназначение рассматриваемого изделия. С его помощью можно также регулировать напор подачи воды или газа по трубопроводу, а также применять в качестве предохранительного устройства и конденсатоотвода.

Конструкция устройства

Устройство вентиля является достаточно простым, а состоит изделие из следующих основных частей:

  1. Корпус.
  2. Запорное устройство.
  3. Маховик или запорная ручка.

Корпус изделия изготавливается путем литья. Внутри корпуса установлено запорное устройство, а наружу выведен маховик. Корпус также имеет резьбу с двух сторон, посредством которой происходит соединение вентиля с водопроводным или газовым трубопроводом. Схема запорной арматуры в разрезе имеет следующий вид:

Классификация изделий

Вентиль для воды классифицируется по ряду различных признаков, к которым относятся:

  1. Тип и конструкция запорного устройства.
  2. Материал изготовления.
  3. Особенности соединения с водонапорными или газовыми трубопроводами.

По типу и конструкции запирающего устройства вентили подразделяются на следующие виды:

  • Клапанные.
  • Пробковые или конусные.
  • Шаровые.

Выясним основные особенности каждого типа вентилей, а также определим их предназначение.

Клапанные устройства

Клапанный вентиль еще называют вентильным краном, так как корпус изделия разделяется на две части горизонтальной и наклонной перегородками. В конструкции изделия с наклонной перегородкой имеется отверстие, которое имеет проточку под клапан. Такое отверстие называется седлом.

Клапан представляет собой часть штока, который располагается в нижней части изделия. В конструкцию изделия вставлена эластичная прокладка, упирающаяся в седло. Посредством такого упора в седло происходит перекрытие подачи жидкости, протекающей через устройство. В верхней части шток оснащен резьбой, которая соединяется с резьбовым соединением посадочной гайки. При помощи этого резьбового соединения происходит поднятие и опускание клапана, тем самым перекрывая и регулируя напор подающей жидкости.

У изделий такого типа имеются преимущества и недостатки. К плюсам относятся:

  1. Выдерживание высокого давления.
  2. Регулировка объема и напора воды.
  3. Простота в управлении.
  4. При выходе из строя запорного устройства, его можно заменить.

Недостатками такого устройства считаются:

  1. Высокая скорость стирания прокладки, так как при частом открытии и закрытии устройства, происходит контакт резины с металлом.
  2. Относительно небольшой срок эксплуатации.
  3. Для полного перекрытия подачи жидкости нужно долго вращать маховик.

Изделие конусного типа

Конусный вентиль – это разновидность клапанного изделия. Различия между этими двумя устройствами заключаются в конструкции запорного механизма. Если в предыдущем варианте запорный механизм представлен в виде перегородки, то в данной конструкции прибор имеет пробку в виде конуса. При вращении штока происходит опускание запорного клапана в отверстие перегородки, тем самым прекращается подача жидкости.

Преимущества и недостатки такого типа изделия аналогичные, как и у вентиля клапанного типа. Конусный вентиль имеет следующую конструкцию, как показано ниже.

Устройство шарового типа

Принцип работы такого типа вентиля полностью отличается от функционирования предыдущих вариантов. Если предыдущие изделия обеспечивают перекрытие воды перпендикулярно трубопроводу, то с устройством шарового типа все по-другому.

Основным запирающим устройством является шар, которые имеет сквозную прорезь, пропорциональную потоку жидкости. Перекрытие подачи жидкости обеспечивается за счет перемещения шара с прорезью в перпендикулярное положение. Такие вентили еще называют кранами задвижками.

К преимуществам таких изделий относят:

  1. Простота конструкции, что позволяет эксплуатировать устройство продолжительное время.
  2. Герметичность конструкции. С водой контактирует только запорный шар, что также влияет на длительный срок службы изделия.
  3. Перекрытие и открытие подачи жидкости осуществляется путем поворота ручки на 90 градусов или половину оборота. Такие устройства благодаря быстрому перекрытию подачи жидкости еще называют пол оборотными.

Как показывает практика, существенную роль на срок службы оказывает качество производства вентиля. Водяные вентили европейского производства имеют срок службы до 10 лет, в то время как китайские дешевые аналоги выходят из строя спустя несколько лет.

К недостаткам рассматриваемых видов вентилей относятся:

  1. Невозможность отремонтировать водопроводный шаровой вентиль. В китайских изделиях нарушается целостность соединения ручки с запорным шаром. Это приводит к тому, что ручка продолжает вращаться, а шар остается на месте в заклинившем положении.
  2. Невозможность регулирования потока жидкости. Регулировать поток жидкости с помощью такого изделия можно, но производители в таком случае не гарантируют продолжительный срок службы устройства.

Чем отличается вентиль от крана и задвижки

Разница заключается не в типе задвижек, как привыкли думать многие, причем даже сантехники. Краны и вентили отличаются, хотя их часто называют одним названием. Это отличие заключается в конструкции корпуса. Если вентиль предназначается для установки на стыке двух труб, чтобы при необходимости обеспечить перекрытие подачи жидкости, то кран располагается на окончании трубопровода. Кран – это своего рода концевик, который служит для подачи воды при возникновении такой необходимости.

Теперь нужно выяснить, в чем отличие вентиля и задвижки. Многие считают, что разницы между вентилем и задвижкой нет, однако, это не так. Что такое вентиль и для чего он нужен, уже известно. Теперь проанализируем задвижку, чтобы выяснить основные ее отличия от вентиля.

Задвижка выполняет аналогичные задачи, что и рассматриваемые в материале устройства. Однако задвижка не способна регулировать скорость потока, поэтому она только закрывает и открывает поток. Регулировать напор жидкости задвижка не может в силу своих конструктивных особенностей. Заслонка в таком устройстве перемещается только вверх и вниз. Чем отличается задвижка от вентиля, можно посмотреть наглядно на фото ниже.

Из чего изготавливают запорные устройства

Перед тем, как выяснить из чего изготавливаются вентили, необходимо разделить их на два вида:

  • устанавливающиеся во внутренних водопроводных сетях;
  • монтируемые на наружных водопроводах и газопроводах.

Если изделие предназначается для внутренних сетей водоснабжения, то применяются приборы из латуни, бронзы, нержавеющей стали и пластика. Если изделия применяются для выполнения наружных работ, то для этого используются вышеперечисленные материалы, а также дополнительно сталь и чугун.

  1. Водопроводные устройства из латуни и бронзы относятся к дорогостоящим вариантам. Однако их стоимость оправдана качеством и долговечностью. Такие устройства имеют небольшой вес, малые габариты, а также могут быть установлены не только на водопровод для подачи холодной воды, но и горячей. Используются такие изделия и в системах отопления, так как на их поверхностях не оседает накипь.
  2. Вентили из нержавейки. Еще один хороший вариант, который имеет продолжительный срок службы. Они дешевле в несколько раз, чем латунные и бронзовые устройства.
  3. Пластиковые изделия являются одними из самых дешевых, но они ничуть не уступают по качеству вышеперечисленным моделям. Их недостатком является возможность установки только в пластиковые трубопроводы.

Чугунные и стальные вентили пользуются популярностью для их установки на наружных трубопроводах. Для изготовления таковых изделий используется чугун и сталь, что позволит значительно удешевить цену устройства. Ведь аналогичные изделия из латуни и бронзы обойдутся в десятки раз дороже.

Соединение устройств с трубами

Вентили по способу монтажа подразделяются на два вида:

  1. Муфтовые и резьбовые. Главный соединительный элемент при таком способе соединения – это резьба. Она может быть внутренней и внешней на вентиле (в народе называют «мама-папа»). Арматура такого типа устанавливается в трубопроводы с давлением не более 1,6 Мпа.
  2. Фланцевые. На торцевых частях патрубков имеются фланцы, при помощи которых осуществляется соединение чугунных или стальных изделий. Монтаж таких устройств осуществляется на магистральных и промышленных трубопроводах, в которых давление воды превышает 10 МПа.

Пластиковые вентили соединяются с трубопроводами посредством специальной сварки. Зная особенности рассматриваемых устройств, можно подобрать оптимальный вариант для соответствующего монтажа. В последнее время широкой популярностью пользуются шаровые вентили, которые имеют высокий срок службы, несмотря на отсутствие возможности проведения их ремонта.

Бытует мнение, что задвижки это архаизм и это уже прошлое, на пятки наступают шаровые краны и затворы дисковые поворотные . Шаровые краны более компактные более лёгкие, простота монтажа, скорость управления буквально в одно движение и возможность регулировки потока является несомненным преимуществом крана шарового перед задвижкой. Разберём некоторые преимущества этих запорных устройств.

Преимущества монтажа задвижки и кранов шаровых.

При монтаже приваркой кранов, многие делают ошибки, которые невозможно допустить при монтаже задвижек.
Некоторые монтажники, приварив кран шаровой и не дав ему остыть, и желая побыстрее проверить, как он функционирует, в одно движение срывают фторопластовые внутренние уплотнительные элементы затвора крана.
Также распространённой ошибкой монтажа является вертикальный монтаж кранов шаровых приваркой в закрытом положении затвора. Брызги сварки капают на зеркало запорного элемента - шар и застывают на нём и затем при повороте крана застывшие брызги раздирают фторопластовый уплотнитель. Важно приваривать кран только в открытом положении затвора!
Задвижка монтируется на трубопровод дольше тяжелее по весу и имеет невысокую скорость управления затвором. К тому же задвижка это только запорная арматура и никоим образом регулирующая. Но она не имеет фторопластовых деталей, что говорит о том, что срок эксплуатации задвижек выше, чем у кранов шаровых.
На срок эксплуатации кранов влияет такой фактор, как патрубки приварные. Некоторые краны исполнены с патрубками из очень качественной стали, иногда даже бывает так, что сам кран на сороковое давление рассчитан, а патрубки приварные исполнены ВГП на шестнадцатое давление. Внимательно выбирайте кран, поинтересуйтесь, из каких сталей исполнен корпус и патрубки приварные.

Преимущества эксплуатации.

Ещё один фактор преимущества задвижки пред кранами шаровыми и затворами это вероятность гидроудара.
Гидроудар в трубопроводе это масса воды в трубопроводе плюс давление ударяющая в запорный элемент запорной арматуры при подаче среды в трубопровод. Допустим, сантехник в подвале 16-ти этажного жилого дома повернул на один оборот «штурвал» - маховик задвижки на подачу воды. Насколько открыто проходное отверстие задвижки сантехник прекрасно понимает и будет ждать, пока трубопроводная система заполнится водой. Пока задвижка «шипит» (спуск воздуха), он стоит, курит. Если сантехник не трезв и захотел открыть сразу задвижку, то у него всё равно это не получиться, поскольку вращать маховик можно в течение четырёх минут до полного открытия. Запорный механизм задвижки устроен так, что вероятность гидроудара сведена к минимуму либо предполагает лёгкий гидроудар, что способны выдержать не все краны шаровые, поскольку трудно рассчитать насколько открыто проходное отверстие.
Шаровой кран бывает разборный и не разборный, но основная масса выпускаемых кранов неразборные и их называют необслуживаемыми. Задвижку в случае заклинивания, или какой либо неисправности, возможно, разобрать и отремонтировать.

В итоге противостояние затворов поворотных, кранов шаровых и задвижек будет всегда. Каждый из этих запорных арматур является необходимым под конкретные нужды. Сказать нельзя, что задвижка это уже «динозавр», а кран шаровой какой бы он не был красивый и надёжный это прогрессивный и идеальный вариант для установки на трубопровод.

В нашей компании «РосСервис» для установки на трубопровод Вы всегда можете подобрать задвижки стальные 30с41нж Ру16 Ду 50-400, а также шаровые краны для давлений от 0,6 до 4 МПа и под различные диаметры трубопроводов.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: