Как выгнать воздух из алюминиевой батареи. Как спустить воздух из батареи — способы для разных типов конструкций

Трудно уберечься от проблем при запуске отопительной системы, даже в тех случаях, когда работа выполнена специалистами в этом деле. Одной из наиболее частых и от того не менее неприятной из них является воздушная пробка. Чем же она так неприятна для нас и наших и батарей, как и с помощью чего с ней бороться? Поговорим об этом в нашей новой статье — воздушная пробка или как спустить воздух из радиатора отопления.

Если батарея не греется как следует и из нее доносятся бульканье и шипение, скорее всего в систему попал кислород. Опасность воздушной пробки заключается в том, что она приводит к коррозии и через какой-то время может повредить всю систему отопления. Попадает воздух в систему по разным причинам, это может быть ошибка при монтаже или заполнении водой всей системы, а может быть и плохая вода, в которой содержится кислород в виде примеси или пузырьков.

К чему может привести завоздушенность системы отопления

Результатом такой воздушной пробки становится снижение срока службы радиатора, а если используется автономная система отопления – ломаются подшипники вала, а за ними и насос, поскольку котлу приходится перегонять воздух вместо воды.

Как правильно спустить воздух из батареи

Чтобы выпустить весь накопившийся в трубах и батареях газ вам понадобится радиаторный ключ, с помощью него происходит регулировка воздушного клапана, такие ключи продаются во всех хозяйственных магазинах и бывают разных размеров для разных батарей. В конструкциях новых батарей клапан можно открыть плоской отверткой. Если в вашем доме не одна батарея, удостоверьтесь, что вы сможете открыть клапан на каждой, спускать воздух надо из всех радиаторов, установленных в доме.

Подобную операцию надо совершить со всеми батареями в доме, даже если с ними нет никаких проблем. Для профилактики все газы обычно спускают раз в год и после ремонта или каких-либо других изменений в отоплении.

Порядок действий:

  • Найдите тазик или любую другую тару для слива воды , затем найдите на вашем радиаторе впускной и выпускной клапан и убедитесь, что они открыты.
  • С помощью ключа поворачиваем клапан против часовой стрелки. При этом должен раздаться характерный шипящий звук, это значит, что воздух благополучно выходит и заменяется на жидкость.
  • Вот тут-то и понадобится емкость, вместе с воздухом выйдет немного капель воды и как только из клапана польется устойчивая струйка, затягивайте его обратно .

Виды воздухоотводчиков и мест их установки

  • Ручной кран Маевского.

Также имеет название игольчатый радиаторный клапан отличается своей простотой и долговечностью, изготавливается из латуни. Конструкция предполагает корпус и винт конической формы. Все детали герметично прилегают друг к другу и надежно удерживают воду в батарее. При открытии воздух выпускается из маленького отверстия сбоку. Кран Маевского бывает разных конструкций и в зависимости от этого может открываться по-разному.

Установка такого крана не требует особого профессионализма. Главное выбрать кран правильного размера. Перед установкой нужно слить воду из вашей батареи, а затем выкрутить заглушку в пробке радиатора. Для большей надежности можно намотать на резьбу ФУМ-ленту.

Изделие можно купить по цене от 30 рублей.

  • Автоматический воздухоотводчик.

Это устройство автоматически выводит все газы, скопившиеся в трубопроводе, и тем самым несомненно удобнее крана Маевского. Изготавливается из бронзы и нержавеющей стали. Может устанавливаться с отсекающим клапаном, который нужен для того, чтобы беспроблемно заменять воздухоотводчик.

Автоматический воздухоотводчик устанавливается в самых высоких местах отопительной системы, поскольку газ легче жидкости и поднимается наверх. Специалисты рекомендуют ставить отводчик за котлом, на коллекторах и на самых высоких точках, где проходят трубы.

Цены на такое оборудование начинаются с 300 рублей.

  • Сепаратор воздуха.

Принцип действия этого устройства основана на отделении газа от жидкости и удаляет из системы все микропузырьки и растворенный в воде кислород. В конструкции применяются специальные PALL-кольца, и все микроскопические пузырьки воздуха отлавливаются их поверхностью. Помимо улавливания пузырьков, сепараторы так же ловят грязь, циркулирующую в системе.

Устанавливается сепаратор сразу после котла, так как большинство кислорода высвобождается из воды при нагреве и их лучше всего удалять сразу.

Такое оборудование можно назвать продвинутым и цены на него, соответственно, выше – от 10 тысяч рублей.

  • Многоступенчатая система.

Считается самым эффективным методом удаления воздуха, скопившегося в трубах и радиаторах. Заключается он в том, что комбинируется несколько видов устройств в одной схеме. Обычно выглядит следующим образом:

  1. Кран Маевского на батареях.
  2. Автоматический воздухоотвод рядом с котлом.
  3. Воздухоотводы на коллекторах.
  4. Сепаратор после котла.

Самый лучший вариант обычно обходится большей ценой, чем остальные и наш случай не исключение. Точная цена формируется из конкретной схемы.

В этой статье я собираюсь рассказать о том, как убрать воздух из системы отопления. Поскольку отопительный контур может иметь различные конфигурации и отвечать за обогрев многоквартирного или частного дома, нам с читателем придется познакомиться с несколькими решениями разной сложности.

Зачем это нужно

Многоквартирный дом

Начну издалека.

Для того, чтобы батареи на всех этажах и во всех квартирах грели, в них должен непрерывно циркулировать .

Как правило, в многоквартирном доме в этой роли выступает обычная вода.

Перепад давлений между нитками теплотрассы (подающей и обратной) в штатном режиме составляет не менее 2 кгс/см2. Однако горячая вода с подачи попадает в отопительный контур не непосредственно из теплотрассы, а после смешивания с водой из обратки. За приготовление смеси отвечает водоструйный элеватор — чугунный или стальной тройник с помещенным внутрь соплом.

Водоструйный элеватор — сердце системы отопления дома.

Рециркуляция части теплоносителя обеспечивает максимальную скорость его движения в контуре и минимальный разброс температур между первыми и последними по ходу движения воды отопительными приборами.

Разница давления между поступающей в батареи смесью и обраткой куда меньше, чем между нитками теплотрассы: она равна всего 0,2 кгс/см2, что соответствует напору водяного столба в два метра. Завоздушенность в системе отопления просто-напросто не даст воде циркулировать: столь небольшой перепад не сможет выдавить воздушную пробку вниз из-за значительной разницы в плотности между воздухом и водой.

Для удаления воздушной пробки гидравлический напор в метрах должен превышать высоту контура (в многоквартирном доме — высоту стояков от розлива).

Автономный контур

У автономной отопительной системы с принудительной циркуляцией теплоносителя картина иная. В большинстве случаев создаваемый циркуляционным насосом напор превышает высоту контура, и тот вполне может работать даже при наличии в трубах воздуха.

Схема отопления двухэтажного дома. Максимальный перепад высоты — около 4 метров.

Однако при движении пузырей воздуха в трубах и радиаторах неизбежно возникнут гидравлические шумы. Едва ли владельца порадует непрерывно исходящие от батареи булькающие звуки.

Кроме того, воздух способствует коррозии стальных элементов контура — труб из черной стали, стальных панельных радиаторов и сердечников биметаллических батарей. В отсутствие кислорода контакт с водой не приводит к появлению ржавчины .

Откуда берется воздух

Вот основные причины образования воздушной пробки:

  • Замена отопительных приборов в квартирах. Она выполняется преимущественно летом, вне отопительного сезона. После опрессовки стояк просто-напросто заполняется водой, а спуск воздуха из него благополучно оставляется на осень;

  • Ревизия запорной арматуры на стояках. Она связана с необходимостью полного осушения отопительного контура;
  • Ревизия запорной арматуры в элеваторном узле. И в этом случае отопительный контур полностью сбрасывается;
  • Утечки воды через резьбовые соединения с нарушенной герметичностью, межсекционные соединения радиаторов, сальники вентилей, свищи в трубах и т.д. При закрытых и исправных задвижках в элеваторе они приводят к постепенному падению давления в контуре. Стоит приоткрыть промывочник или кран Маевского на одном из верхних этажей — и возникшее в верхней части контура разрежение засосет воздух.

Сценарий 1: многоквартирный дом, нижний розлив

Схема с нижним розливом — наиболее типичное для домов современной постройки решение. И обратный, и подающий трубопровод находятся в подвале. Подключенные к розливам стояки соединяются попарно (подача с обраткой) перемычкой на верхнем этаже или на чердаке.

Решение 1: запуск элеватора на сброс

Удаление воздуха из системы отопления проводится работниками ЖКХ еще на стадии запуска полностью или частично сброшенного контура.

Для этого он перепускается на сброс:

  1. Одна из домовых задвижек открывается, вторая остается закрытой;
  2. Перед закрытой задвижкой со стороны отопительного контура открывается соединенный с канализацией сбросник.

О выходе большей части воздуха свидетельствует равномерный, без воздушных пузырей, поток воды в сбросе.

Решение 2: воздушники

В верхней точке каждой пары стояков (в радиаторной пробке или на выведенной под потолок перемычке) в системах нижнего розлива всегда монтируется воздушник. Это не обязательно предназначенный специально для стравливания воздуха кран Маевского: его может успешно заменить шаровый кран, винтовой вентиль или водоразборный кран, установленный изливом вверх.

Сброс воздуха из стояка выглядит так:

  1. Приоткройте кран (не более чем на один оборот). Вы должны услышать шипение выходящего воздуха;
  2. Подставьте под него любую широкую посуду. Таз или ведро избавят вас от необходимости вытирать лужу на полу;
  3. Дождитесь, пока воздух не сменится водой;
  4. Закройте кран. Стояк должен нагреться в течение 5-10 минут. Если этого не произошло, стравите воздух повторно: возможно, что начавшаяся было циркуляция выгнала в верхнюю точку участка контура новые пузыри воздуха.

Несколько важных моментов:

  • Никогда не выкручивайте винт в кране Маевского полностью. При давлении в 5-6 атмосфер и хлещущем из отверстия кипятке вкрутить ее обратно у вас нет ни малейших шансов. Последствием необдуманных действий станет затопление вашей квартиры и квартир под вами по горячей и грязной водой;
  • Не выкручивайте сам воздушник под давлением. Даже на половину оборота: вы не знаете, в каком состоянии его резьба. Если спускной клапан на отопление неисправен, перед его ремонтом или заменой необходимо перекрыть оба парных стояка и убедиться в том, что вентиля на них держат воду;

  • Если вы живете на верхнем этаже, еще до начала отопительного сезона убедитесь, что вам есть чем открыть воздушник. Современные краны Маевского открываются своими руками или с помощью отвертки, а вот в домах старой постройки может понадобиться особый ключ;

Его легко сделать, подобрав стальной пруток соответствующего диаметра и сделав на его торце пропил.

Решение 3: перепускание стояка на сброс

Основная проблема воздушников на нижнем розливе именно в том, что они расположены в квартире верхнего этажа. Что делать, если ее жильцов хронически нет дома?

Парные стояки можно попытаться перепустить из подвала.

Для этого:

  1. Обследуем стояки. После вентилей на них могут быть установлены сбросники или заглушки. В первом случае никаких трат не предстоит, во втором — нужно приобрести шаровый кран с резьбами «папа-мама» того же размера, что и у заглушек;

  1. Перекрываем вентиля на обоих стояках;
  2. Откручиваем заглушку на одном из них;

Отвернув ее на один-два оборота, дождитесь падения напора воды, бьющей по резьбе. Так вы убедитесь, что вентиля на стояках исправны.

  1. Вкручиваем вместо заглушки шаровый кран, предварительно подмотав резьбу;
  2. Полностью открываем установленный сбросник;
  3. Открываем вентиль на втором стояке. После того, как напор воды выгонит весь воздух, закрываем сбросник и открываем второй стояк.

Тонкости есть и здесь:

  • Если все радиаторы расположены на подающем стояке, а обратный стояк холостой (без отопительных приборов) — ставьте сбросник именно на обратку. В этом случае весь воздух выйдет гарантированно. При наличии батарей на обоих парных стояках образовавшуюся воздушную пробку удается выгнать далеко не всегда;

  • Если вам не удалось перепустить стояки в одном направлении — переставьте сбросник на второй стояк и перегоните воду противоположную сторону;
  • Если на стояках установлены винтовые вентиля, избегайте тока воды через них в направлении, противоположном указанному стрелкой на корпусе. Попытка открыть вентиль с прижатым давлением к седлу клапаном чревата отрывом клапана от штока. Для устранения проблемы нередко приходится сбрасывать всю систему отопления дома.

Сценарий 2: многоквартирный дом, верхний розлив

Что это такое — дом с верхним розливом?

Вот его признаки:

  • Подающий розлив расположен на техническом чердаке, обратный — в подвале или подполе;
  • Каждый стояк представляет собой перемычку между ними и отключается в двух местах — снизу и сверху;
  • Розлив подачи прокладывается с небольшим уклоном;
  • В верхней точке подающего розлива расположен расширительный бак со сбросником. Нередко сброс выводится через все этажи в подвал, в элеваторный узел или максимально близко к нему.

Где расположены воздушники в системе отопления верхнего розлива?

Функцию воздушников выполняет тот самый сбросник на расширительном баке. Вывод сброса в подвал упрощает запуск отопления в начале сезона, но и без него тот не отличается сложностью.

Решение 4: сбросник на расширительном баке

Вот инструкция по приведению системы верхнего розлива в рабочее состояние:

  1. Медленно (чтобы избежать гидроудара) заполните систему отопления, приоткрыв домовую (между элеваторным узлом и отопительным контуром) задвижку на подаче или обратке;
  2. Когда система отопления заполнится, полностью откройте вторую задвижку;

  1. Через 5-10 минут откройте сбросник на расширительном баке и дождитесь, пока вместо воздуха из него пойдет вода.

Сценарий 3: открытая система отопления одноквартирного дома

Открытая система работает при давлении, соответствующем высоте водяного столба между нижней и верхней точками контура.

Розлив прокладывается с постоянным уклоном, а в его верхней точке монтируется открытый расширительный бачок.

Он совмещает сразу несколько функций:

  • Собственно расширительного бака, компенсирующего увеличение объема теплоносителя при нагреве;
  • Предохранительного клапана, сбрасывающего избыточное давление при закипании теплоносителя в теплообменнике котла;
  • Воздушника. Весь воздух вытесняется в верхнюю часть контура, в расширительный бак и далее в атмосферу.

Очевидно, что такой схеме дополнительные воздушники нужны примерно как рыбе зонтик. Однако ими могут комплектоваться отдельные радиаторы отопления, установленные выше розлива: краны Маевского позволят удалить воздух из радиатора и заставить воду циркулировать через оба его коллектора.

Сценарий 4: закрытая система отопления одноквартирного дома

В контуре с принудительной циркуляцией, работающем при избыточном давлении, обычно монтируется автоматический воздухоотводчик. Он входит в состав группы безопасности котла и устанавливается на выходе из его теплообменника.

Некоторые котлы комплектуются собственной группой безопасности, находящейся внутри корпуса.

На фото — котел, в корпусе которого смонтированы группа безопасности и расширительный бачок.

Все отопительные приборы, расположенные выше розливов, дополнительно комплектуются собственными автоматическими воздушниками или кранами Маевского.

Воздушник абсолютно необходим лишь при боковом или диагональном подключении радиатора. Двухстороннее нижнее подключение допускает работу завоздушенной батареи. Воздух вытесняется в верхний коллектор, вода циркулирует через нижний, секции прогреваются по всей высоте за счет теплопроводности металла.

Особый случай

Наряду с воздушником в закрытых автономных системах применяется еще один прибор — сепаратор воздуха для отопления. Его функция — отвод мелких пузырьков воздуха, насыщающего теплоноситель и способствующего коррозии стальных труб, эрозии крыльчатки циркуляционного насоса и теплообменника котла.

Отвод воздуха из воздушной камеры сепаратора выполняется нашим старым знакомым — автоматическим воздухоотводчиком.

За сбор воздушных пузырьков могут отвечать:

  • Так называемые PALL — кольца;

  • Сетки из нержавеющей стали или меди.

Цена наиболее доступных сепараторов под диаметр присоединяемого трубопровода 20 мм начинается примерно от 2000 рублей, а приносимая ими польза довольно сомнительна. На мой взгляд, в автономной отопительной системе вполне можно обойтись без этих приборов.

Сепаратор Flamcovent для трубопровода диаметром 1 дюйм. Розничная стоимость — 5550 рублей.

Заключение

Итак, нами благополучно изучены причины возникновения воздушных пробок и способы удаления воздуха из отопительной системы. Как обычно, дополнительную информацию читатель найдет в видео в этой статье. Жду ваших комментариев. Успехов, камрады!

Ежегодно, с наступлением холодов, для большинства из нас актуален вопрос: как спустить воздух из радиатора отопления? Это, прежде всего, связано с образованием пробок из воздуха, которые могут спровоцировать постоянный шум в радиаторе и уменьшение количества тепла на выходе. Решить этот вопрос довольно просто. Перед решением данной проблемы хорошенько ознакомьтесь с тем, как стравить воздух с радиатора без посторонней помощи.

Спуск жидкости с радиатора



Приступая к выполнению работ, желательно понять причину возникновения проблемы, которая чаще всего кроется в неправильной эксплуатации или самой конструкции радиатора.

Соответственно, порядок, следующий:

  1. Изучаем проблему и причину ее возникновения.
  2. Устраняем ее, не давая возможности нанести ущерб системе в целом.
  3. Проверяем результат.
  4. Повторяем процедуру при необходимости.

Понять, что система имеет избыток воздуха довольно легко. В случае, если уровень нагрева батареи не таков, как хотелось бы, и в ней постоянно слышны посторонние звуки, значит, в системе есть воздушная пробка. Она вызывает коррозию в радиаторе и не позволяет системе правильно функционировать.

Как появляются воздушные пробки?

Наиболее распространённая причина – неправильное заполнение системы водой, отсутствие нормального давления в системе, низкое качество воды или ошибка монтажа. Как бы там ни было, проблема существует и ее необходимо решать.

Важно! В большинстве случаев скопление излишка воздуха скапливается на верхних этажах. Поэтому изначально ищите причину именно там.

Как удалить воздушную пробку в радиаторе?

Радиатор отопления

И так, как стравить воздух из радиатора отопления? Используем довольно привычным способом, осуществляемым с помощью крана Маевского установленного на большей части батарей. Он представляет собой поджимающийся резьбовым болтом клапан. Монтируется на месте заглушки, желательно в самой высокой точке. Позволяет изначально выходить попавшему в систему воздуху, а уже потом воде.

Все, что нам необходимо – приготовить посудину для спускания подогретой воды, спуск которой будет осуществляться параллельно со стравливанием воздуха. Откройте кран и подождите, пока начнёт идти чистая вода, без содержания воздуха и бульканья. Вот и все, можно считать, что мы ответили на вопрос: как выпустить воздух из радиатора отопления?

Порядок выполнения работы:

  1. Подготавливаем тару для сбора теплоносителя.
  2. Запасаемся парой тряпок, которые могут пригодиться при возникновении непредвиденных обстоятельств.
  3. Открываем кран, спускаем воздух и сливаем пару ведер воды.

Важно! Спускайте воздух даже после того, как начнет бежать вода. Желательно слить 2-3 ведра воды, дабы в дальнейшем не пришлось повторять эту энергоемкую операцию повторно.

Как убрать воздух из радиатора отопления при отсутствии крана?

Бывает так, что кран отсутствует, а стравливать воздух все равно как-то нужно. В таком случае выполняется следующий алгоритм действий:

  1. Отвинчиваем размещенную вверху радиатора пробку. Для более быстрого выполнения задачи рекомендуется использовать газовый или разводной ключ. Отвинчивание проводится предельно осторожно, небольшими плавными движениями.

Важно! Если у вас чугунная батарея и пробка не выкручивается, что бывает очень часто, попробуйте нанести средство WD – 40. Подождите некоторое время и повторите попытку откручивания.

  1. Отвинтив пробку, спускаем теплоноситель до его однородности.
  2. Закручиваем пробку и проверяем результат.

Важно! Закручивая пробку на место, намотайте на резьбу уплотнительную ленту или паклю. Такая операция не займет много времени и позволит избежать подтеканий.

Как правильно спустить воздух из верхней точки?

Спуск воздуха с радиатора

В данном случае, так же, как и в вышеуказанном, нам пригодятся специальные узлы, установленные в систему при ее монтаже. Под специальным узлом подразумевается обычный кран, установленный в самой высокой точке системы, используемый для принудительного ручного спуска теплоносителя. В принципе, совершенно не важно, какой там будет кран, толи обычный, толи Маевского, главное, чтобы он был. Можно также сделать автоматический спуск воздуха. Для этого понадобится установить автоматически воздухоотводчик, который при собирании определенного количества воздуха откроет клапан и спустит его.

Рассмотрим принцип его действия. При скапливании воздуха в полости воздухоотводчика, поплавок, находящийся под клапаном, отвечающий за его открытие и закрытие, начинает менять свое положение. С появлением избытка воздуха в системе уровень воды уменьшается, а соответственно, поплавок опускается. Происходит сбрасывание воздуха, после которого уровень теплоносителя восстанавливается и поплавок возвращается в верхнее положение, закрывая при этом клапан.

Важно! Проводя монтаж отопительной системы, обязательно установите автоматический воздухоотводчик. Он компактен и надежен. Благодаря ему вы перестанете думать, как спускать воздух из радиатора, он будет выполнять всю работу самостоятельно.

Особенности спускался воздуха в квартире (доме)

Стравливание излишка воздуха из подобных систем особо не отличается от рассмотренных выше вариантов. Небольшое отличие заключается в алгоритме выполнения работ. Изначально спускается воздух из наиболее близко расположенных элементов, а далее уже и с остальных. Выполнение данных операций в определенном порядке даст возможность заполнить все систему постепенно, а не моментально, что естественно имеет свои плюсы.

Что касается автоматики, то ее использование довольно удобное и простое, но в тоже время — опасное. Рабочие циклы клапана (открытие и закрытие) будут осуществляться без присмотра, а соответственно, если, какой-то процесс будет нарушен, то существует возможность подтапливания чердака или стояка в подъезде.

В действительности спускать воздух с радиатора и отопительной системы нужно не очень часто. Пару испусканий воздуха в начале отопительного сезона будет вполне достаточно. Если же система неисправна или имеет некие дефекты, то их количество может возрасти. Соответственно, данный процесс может быть выполнен вручную, что более надежно. Первая операция – при запуске системы, вторая – контрольная.

Важно! Если вы являетесь обладателем алюминиевых радиаторов, то сначала необходимо произвести спуск воды, а потом запускать систему. Такая последовательность значительно увеличит срок службы радиатора.

Процедура удаления воздуха из системы довольно проста. Придерживаясь вышеуказанных алгоритмов и советов, решение вопроса как выпустить воздух из радиатора, не принесет вам особых хлопот.

Посмотрите короткое видео о том, как спускать воздух с батареи в многоэтажном доме.

Естественное содержание воздуха в системе, в течение сезона создает проблемы: холодные радиаторы отопления, шум, со временем начинается коррозия металлических труб. Чтобы избежать некомфортной эксплуатации и продлить срок службы стальной разводке и отопительным блокам, систему освобождают от атмосферных пробок. Поговорим, почему они возникают и какими способами от них избавится!

Установка крана на батарею отопления

Причины концентрации воздуха в системе отопления

Одно условие для скопления пробок понятно – долгий перерыв в работе отопительной системы. Другие причины в следующем:

  1. Расчет домашней разводки сделан неправильно. Не учтены уклоны, перегибы. Благодаря этому, даже профессионально спроектированная система будет содержать некоторое количество воздуха после включения в работу. образуется непременно и в некоторых случаях требуется переделка всей системы.
  2. Неравномерное заполнение системы носителем. Происходит это в связи с нестабильным давлением в трубопроводе, повреждениями на участках вне входа в дом или при работе с перерывами. Заполнение пустот атмосферными массами происходит и во время отопительного сезона, если значение давления носителя низкое. Для стравливания используют и воздушники.
  3. Негерметичность трубопровода. В результате эксплуатации системы отопления и соответственно ремонта, замена участков на отдельные патрубки может вестись халатно. Отсутствие или недостаточность уплотнения приведет к разгерметизации и благодаря силе давления, свищ втянет воздух в водяной контур, накапливая его на участках трубопровода. Прежде чем убрать воздушную пробку, трубопровод проверяют обмыливанием приготовленной эмульсии.
  4. Воздушные пробки появляются в результате нагрева воды. Из школьного курса физики понятно, что нагреваясь, воздух в системе отопления частного дома или многоквартирной постройки расширяется и образует пузырьки. Лопаясь, они выпускают воздух, который незамедлительно скапливается.
  5. Отсутствие воздухозаборных устройств или их ненадлежащая работа. Клапан сброса воздуха из системы отопления – первое, на что следует обратить внимание, проектируя собственное отопление дома. Замкнутая система с отопительным агрегатом автономного типа в собственном доме должна иметь подобное устройство на котле или печи.

На образование пробок влияет подключение к системе отопления других водяных контуров – бойлеров, теплых полов. Уровень нахождения дополнительных устройств разительно отличается от положения нагревательных приборов, отчего появление атмосферы неизбежно. Для эксплуатации данных видов отопления проводят обводной контур с обратным клапаном, давление в системах приборов останется стабильным и образования пробки не произойдет.

Удаляем воздушную пробку из алюминиевой и биметаллической батареи

Когда причина скопления определена и устранена, приступают к ликвидации воздушного препятствия. До того как спустить воздух с системы отопления важно знать, как циркулирует теплоноситель – принудительно или естественно. От этого зависит способ стравливания массы пробки. Итак:

Естественная циркуляция

Для такой системы достаточно расширительного бака в верхней точке – подающий трубопровод прокладывают к нему под уклоном вверх. Чтобы стравить воздух из системы отопления, каждый радиатор снабжается спускником или краном Маевского, чтобы последовательно выдавливать массу по направлению к баку, предварительно опорожненному.

Принудительная циркуляция

В этом случае, подающий трубопровод имеет уклон вниз. На нем устанавливают спускные краны, а обратку направляют к сливу воды, чтобы в случае принятия экстренных мер, спустить воздух из радиатора отопления можно было быстро для последующего ремонта.

Инструменты для стравливания воздуха из системы отопления

Функцию сброса имеют многочисленные краны и спускные клапана. Наиболее распространенные в системах частных домов следующие:

  • Кран Маевского. В документации он указан как воздушный игольчатый радиаторный клапан для отопления. Требуется, чтобы развоздушить систему отопления. Состоит из латунного корпуса, содержащим отверстие для выпуска и винта. Пользоваться им помощью специального ключа или отвертки проворачивается против часовой стрелки. Когда из системы перестанет выходить воздух, кран закрывают до упора. Обязательно требуется приготовить емкость для сбора воды и ветошь – ее накидывают на кран, чтобы избежать набрызгивания на стены грязной воды. Использующийся насос временно отключают.
  • Воздухоотводчик автоматический. Принцип действия заключается в срабатывании поплавка, встроенного в корпус – сам воздушный автоматический клапан уже находится в точке системы. Когда в трубопроводе скапливается воздух, поплавок опускается, тем самым открывая сбросной клапан и удаляя его. После нормализации давления, масса воды снова прижимает поплавок. Для предотвращения утечки носителя, корпус прибора оснащается винтовым колпачком. Прибор незаменим при принудительной циркуляции.
Монтаж системы отопления в доме
  • Сепаратор. «Продвинутые» воздушники в системе отопления. Устанавливается преимущественно в протяженных сетях с автономным отоплением. Позволяет сбрасывать не только воздух, но и шлам – окалину, грязь, песок и глину. Состоит из двух частей: общего корпуса-цилиндра с двумя выходами – верхней камерой для воздуха и нижней для твердого мусора, и фильтрующей сетки, задерживающей пузыри воздуха и направляющей их вверх, в камеру. Для того чтобы спустить воздух из батареи, открывают оба крана и очищают магистраль.

Для качественной работы домашней сети отопления, мастерами рекомендовано устанавливать несколько видов стравливающих устройств. Например, автоматический сбросной клапан для отопления монтируют на котле или печи – там давление стабильно большое. Радиаторы оснащаются кранами Маевского каждый. Коллектор дополняется сепаратором.

Определение завоздушенного участка и удаление пробки: как спустить воздух

Есть несколько способов определения скопления воздуха в системе. Главный из них – холодный участок сети. Кроме того, звук при простукивании звонче, нежели по трубам с нормальной циркуляцией воды. Характерный шум – бульканье и шипение – подскажет о наличие воздуха. Итак, когда участок определен, поступают следующим образом:

  • Важное условие: выгнать воздух из системы отопления можно только по направлению теплоносителя и из точки за определенным участком с помощью ближайшего крана Маевского или иного вида спускника .
  • Далее, медленно открывают воздушный клапан для отопления, приготовив соответствующие инструменты, емкости и тряпки и спускают воздух.
  • Контрольный выпуск производят кратковременным включением циркуляционного насоса. После чего закрывают кран, и работа системы идет в обычном режиме.

Таким образом, получается, убрать воздух из системы отопления. Несложная и самостоятельная работа займет не более часа.

Если система все равно воздушит

Бывает и так, что принятые меры не действуют, и удалить воздух из системы отопления не получилось. Как поступить в этом случае:

  • Попробовать переместить скопление воздуха из мест, расположенных далеко от вентиля спускника. Для этого поднимают системную температуру увеличением дозы топлива. Соответственно растет и давление. Способ хорош, так как позволяет удалить излишки воздуха автоматически через клапаны, расширительный бак или воздухосборник для системы отопления. По крайней мере, подогнать массу воздуха к клапану удастся.
  • Ударным методом. Молотком действуя по радиаторам, создают колебания носителя, которые двигают пробку. Опытным мастерам, этот способ помогает переместить массу воздуха к нужному месту.
  • Кардинально. Отопление придется демонтировать и собирать заново. Чтобы обойтись «меньшей кровью», разбирают от итальянских производителей для такой цели хороши, так как имеют сборные элементы, поддающиеся аккуратному скручиванию. Разбирают и радиаторы, удаляя из них накопившийся шлам, и собирают, используя уплотнительные прокладки. Метод доступен только профессионалам и с разрешения обслуживающей компании, так как приходится перекрывать стояк, если речь идет о многоквартирном доме.

ПОСМОТРЕТЬ ВИДЕО

Итак, узнав, почему завоздушивается система отопления, устранить причину и выгнать скопившиеся массы уже несложно – процесс понятен.

Важно постоянно подвергать профилактике собственную модель отопления, чтобы в будущем эксплуатация обходилась без таких неприятных, влияющих на комфорт, сюрпризов.

Спустить воздух из батареи это не сложно, главное изучить все нюансы!

Воздух, попавший в отопительную систему, является основным препятствием для ее правильного функционирования. С этим вопросом жители квартир и домов имеют дело, как правило, осенью, в начале отопительного сезона. Свист и шум в батареях, холодный стояк и радиаторы, коррозия элементов из металла – это все приводит к образованию воздушных пробок. Такое случается даже при отлично спроектированной и установленной системе отопления.

Причин для попадания воздуха в, казалось бы, зацикленную систему отопления, может быть несколько, но результат будет один – холодные радиаторы. Именно поэтому многие жильцы многоквартирных домов и мерзнут зимой в холодной квартире или частном доме.

Завоздушенность радиаторов происходит и в результате слива воды из труб на лето, который так любят проводить работники служб централизованного отопления.

Плохо соединенные стыки трубопроводов, которые так же присутствуют в системах централизованного отопления, дают не только утечку воды. Через них в систему засасывается воздух.

Причины попадания воздуха в трубы:

  • Окончание проведения ремонта системы (сборка, прочистка, продув, прокачка, разборка трубопровода);
  • Неправильный монтаж новой системы отопления;
  • Неисправность воздухозаборных систем;
  • Пониженное давление в водопроводных трубах;
  • Подключение системы водяного «теплого пола», трубы которого располагаются на разной высоте;
  • Неправильное наполнение отопительной системы.

Последний фактор чаще всего становится причиной попадания воздуха в зацикленную систему. Существуют специальные правила, согласно которых необходимо сливать и заливать воду в трубы, но, иногда, недобросовестные работники их не соблюдают, и в трубах образуются пустоты.

Рассмотрим, как выгнать воздушную пробку из системы отопления

Если холодные биметаллические радиаторы наблюдаются в домах, то обязательно нужно убрать воздух с отопительной системы. Данную операцию можно осуществить различными способами.

Выбираемый метод зависит от способа циркуляции теплоносителя. Он может быть: естественным, или принудительным.

  • В системе с естественной циркуляцией водоснабжения, появившуюся воздушную пробку, возможно удалить с помощью расширительного бака, который находится наверху.
  • При нижней разводке развоздушивание обычно производят способом, схожим с удалением воздуха в системах, при циркуляционном насосе;
  • Стравить или продуть воздух из системы отопления с естественной циркуляцией вы можете, воспользовавшись расширительным баком;
  • Отопительные системы с применением насоса, в самой высокой точке специально устанавливают воздухосборник, предусмотренный для спуска или сброса скопившегося воздуха.

В последнем случае подающий трубопровод необходимо монтировать грамотно. В этом случае поднимающиеся по стояку скопления воздуха, удаляются через специальный кран-автоспускник. Во всех методах обратный трубопровод нужно прокладывать с уклоном по направлению слива воды. Так, при необходимости ремонта отопления, избавиться от воды можно наиболее быстро.

Воздухоспускной кран Маевского: как спустить воздух из отопительной системы

Воздухоотводчики бывают ручными и автоматическими. Ручные приспособления для отвода воздуха, или воздухоотделитель Маевского, на вид имеют небольшие размеры. Обычно их устанавливают на торцевой части батареи. Регулируют спускной при помощи обычного ключа, отвертки, а некоторые даже вручную.

Сам по себе спускник Маевского небольшой, и его производительность относительно маленькая. В виду этого, его установка применяется только для устранения небольших воздушных пробок в отдельной отопительной системе. В водопроводе данный кран-сбросник практически не применяют.

Второй тип приборов, способных слить или продувать воздух – автоматические устройства, которые работают без участия человека.

Особенности воздухоотводных устройств:

  • Имеют высокую отдачу при работе, однако, очень чувствительны к загрязненной воде;
  • Их обычно монтируют вместе с фильтрами;
  • Автовоздушник принято устанавливать в отопительных системах закрытого вида с применением газового котла в разных точках;
  • Сброс воздуха из каждого устройства производится отдельно;
  • Эффективная многоступенчатая система воздухоотведения, которая хорошо продавливает пробки, считается самой эффективной.

Более подробно о принципе действия и сферах применения крана Маевского вы узнаете в нашем материале:

При правильных прокладке и монтаже труб, продавить воздух через данное устройство будет просто и не проблемно. По мнению клиентов сайта Товаго, кран-развоздушиватель Маевского сегодня пользуется большой популярностью.

Как выпустить воздух из батареи

Обычно о том, что система завоздушена, свидетельствуют посторонние звуки, например, бульканье, шипение, протекание воды. Стравливание воздуха в данных случаях просто необходимо.

Чтобы вода беспрепятственно циркулировала по системе, необходимо вывести этот воздух и тщательно прокачать систему.

Если заводушивание сильное, сначала нужно обозначить места скопление воздуха. Его определяют постукиванием молотка по отопительной системе. В месте, где имеется воздушная пробка, вы услышите более звонкий и сильный звук. Воздух собирается, обычно, в радиаторах, которые установлены на верхних этажах.

Что делать, если система воздушится:

  • Возьмите ключ или отвертку, и подготовьте емкость под воду;
  • Открыв термостат на всю, откройте клапан крана Маевского, и подставьте емкость;
  • Клапан держите открытым, пока из него не потечет вода;
  • После получения четкого потока воды из крана, его закрывают.

Случается, что после проведения этой процедуры радиатор отопительной системы многоквартирного дома греет недолго или слабо. Тогда нужна его продувка и промывка, поскольку накопившийся в нем мусор и ржавчина делают затор, и также могут стать причиной образования воздушных пробок. Если и после проведения данной процедуры нет улучшений, тогда нужно проверить уровень воды в отопительной системе. Воздушные пробки постоянно образовываются на изгибах трубопроводов. В виду этого, в процессе монтажа важно соблюдать направление и градус уклонов разводящих трубопроводов. Там, где уклон отличается от проекта, должна быть дополнительно установлена развоздушка, откуда можно будет спустить воздух. Интенсивнее всего воздушные пробки образуются в алюминиевых радиаторах. Происходит это в основном из-за плохого качества материала. Чтобы, обогрев квартиры был нормальным, необходимо перед заполнением системы водой, своевременно выпускать из нее воздух, который препятствует нормальному движению теплоносителя. Именно поэтому, многие жильцы многоквартирных домов и не могут прогнать холод из квартир.

Завоздушивание системы отопления: причины образования пробок

Вопрос удаления образовавшихся воздушных пробок из системы отопления на данный момент очень актуален, так как практически все сталкиваются с данной проблемой, по крайней мере, раз в жизни. При отсутствии кранов Маевского в радиаторах отопления, иногда спускать воздух могут при помощи метода вывинчивания заглушки на радиаторе, в котором скопился воздух. Данный способ вытравить воздух очень опасен, так как в случае неосторожного, или очень сильного отвинчивания заглушки может произойти ее срыв. Это повлечет за собой потоп в помещении. А так, как отопительная система обеспечивается большим давлением в системе, то устранение неполадки может затянуться надолго, и пострадает не одна квартира, а несколько. И выкаченный воздух не поможет вам избавиться от проблем.

В основном, звоздушивание системы – это следствие допущенных ошибок в проектировании отопления, или в последствии проведения частичной ее замены.

Нередко, нарушение работы системы центрального общего отопления имеет и другое происхождение. Иногда отопительные радиаторы могут заполняться воздушными пробками по причине физического износа элементов отопительной системы.

Что нужно для того, чтобы в системе не скапливались воздушные пробки:

  1. Необходимо убедиться, что отопительная система находится в нормальном, исправном техническом состоянии, и способна пропускать воду;
  2. Уточните, когда именно производилась замена системы отопления на вашем участке, возможно, требуется капитальный ремонт теплотрассы;
  3. Запуск центральной системы отопления жилого дома может производиться только специалистами, и в соответствии с правилами установки.
  4. При монтаже индивидуального отопления обязательно необходимо соблюдать общие требования для данной типовой схемы отопления.
  5. При заполнении воды в систему, необходимо одновременно постепенно удалять с нее воздух.
  6. Для своевременного удаления воздуха из системы, в верхней ее точке, или на верху полотенцесушителя, рекомендуется установить автоматический воздухоотводчик.

Нюансы эксплуатации зависят от типов и особенностей индивидуальной системы отопления. Обычно при правильном проектировании и грамотном монтаже системы, вода циркулирует правильно, и не завоздушивается.

Учимся, как развоздушить систему отопления: восстановление работы теплоносителя

Способы выведения воздуха из системы зависят от того, как именно циркулирует в ней теплоноситель. В случае, когда вода по трубам течет естественным путем, то воздушная пробка удаляется через расширительный бак, расположенный в верхней точке системы. При, так называемой, верхней разводке, трубопровод, который подает воду, подходит к расширителю под определенным углом. В случае, когда разводка нижняя, то скопившийся воздух спускают аналогично с принудительной циркуляцией теплоносителя.

При принудительной циркуляции воды, в системе предусматривается воздухосборник, расположенный обычно в верхней части, и отвечающий за сброс воздушного давления. Трубопровод подающий расположен с подъемом в направлении движения воды, а воздух в ней скапливается в воздухоприемниках и должен удаляться через специальные воздушники.

Если же система является закрытой, то данные воздухоприемники заменяют на автоматические воздухоотводчики, которые устанавливаются в нескольких местах отопительной системы. Через них сбрасывают воздух отдельно.

Как правильно развоздушить всю систему отопления:

  1. Определить место, где предположительно собрался воздух. Определить это можно по шуму в трубах и радиаторах. Завоздушенные места более холодные.
  1. Найти точку расположенная выше по движению теплоносителя, в которой имеется наличие воздухоотводчиков Маевского, через которые можно выпустить воздух.
  2. Включить подпитку всей системы и выпустить воздух.

Это универсальный, стандартный набор действий, позволяющий не задумываться, о том, как устранить завоздушивание всей системы отопления, а почистить трубы от воздуха индивидуально.

Как спустить воздух из радиатора отопления (видео)

Чтобы повысить температуру воздуха в помещении зимой, мы прибегаем к самым различным методам. Даже греем . Хотя иногда вопрос решается простым развоздушиванием системы отопления.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: