Конструирование из бумаги в старшей группе. Конспект НОД по ручному труду «Насекомые

Конспект интегрированного (ознакомление с окружающим, экология, развитие речи, конструирование) занятия в старшей группе.

Тема: «В стране насекомых».

Цель занятия :

Расширить знания детей о насекомых (разнообразие, отличительные признаки, питание, передвижение, польза);познакомить с особенностями жизни природных пчёл и пчёл за которыми ухаживает человек; учить детей целеустремлённо присоединять новый материал к уже имеющимся знаниям.

Развивать фразовую речь, фонематический слух; продолжать учить детей давать аргументированные ответы на вопросы.

Развивать критичность мышления, активизировать познавательные способности детей.

Закрепить навыки и умения конструирования из бумаги.

Воспитывать любознательность, интерес к живой природе .

Словарная работа : улей, нектар, опыление, соты, пасека, пасечник, дымарь.

Билингвальный компонент : ара – пчела, кобелек – бабочка, саратан коныз – майский жук, гулдер – цветы.

Оборудование : цветущий луг (цветы, сделанные из бумаги), картинки насекомых, ульи, соты, мёд, одежда для пасечника, костюмы «насекомых» для детей, диск с записями звуков пчёл, комара, жука, заготовки для изготовления «пчелы», материал для конструирования из бумаги.

Предварительная работа. Заучивание стихотворений о насекомых.

Ход занятия:

Воспитатель. Заметили ли вы, ребята, что наша групповая комната стала какой-то необычной: на стенах, столах вы видите картинки с изображением насекомых, украшена она и красивыми цветами. Комната превратилась в цветущий луг, а вы в «насекомых». Дети, мы попали в страну насекомых.

Давайте пройдёмся

Издравствуйте, скажем, каждому цветку.

Я должен над цветами наклониться

Не для того, чтоб рвать или срезать.

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать.

Давайте наклонимся и улыбнёмся цветочкам. В стране насекомых есть хозяйка. А кто она отгадайте?

Загадка.

С утра жу-жу

Цветы бужу

И мёд вожу.

Правильно, дети, это пчела. Попробуйте найти её. Как вы думаете, где она может быть? Ответы детей (на цветах, растениях, луговых травах). В групповую комнату влетает пчела и звучит её песенка (ж-ж-ж-ж-ж).

Пчела Майя. (роль исполняет воспитатель) Здравствуйте, дети. Меня зовут пчела Майя. Я хочу пригласить вас в страну насекомых, по которой мы будем путешествовать вместе. Летите за мной…

Беседа на тему: «Что вы знаете о насекомых?»

Пчела Майя (обращаясь к детям). Я хочу задать вам следующие вопросы:

Каких насекомых вы знаете? Дети называют, а я раскладываю их вокруг цветка (называют на казахском языке).

Чем похожи все насекомые? Ответы детей: есть голова грудь, брюшко, на голове глаза (у некоторых они занимают большую часть головы),усики, крылья, благодаря которым они летают. У насекомых шесть ног.(счёт на казахском языке). Дополняю ответы детей.

Д/и «Назови насекомое ласково». Комар – комарик.Жук – жучок.Стрекоза – стрекозка, стрекозочка.Бабочка – бабочка.Пчела – пчёлка,пчёлочка.

Д/и «Кто, где живёт?»

Пчела (в улье), жуки (в коре деревьев),бабочки (в цветах), кузнечики (в траве).

Пчела Майя. Я, ребята, природная пчела. Тружусь с раннего утра до позднего вечера, сама добываю нектар, готовлюсь на зиму. Хотите, я покажу вам свой домик? Летите за мной… Посмотрите,какое интересное дерево. В стволе большое дупло. Как вы думаете, чей это домик? (белки). А рядом домик мой, вот это маленькое дупло.

П./и «Медведь и пчёлы».

Пчела Майя. Ребята, а вы знаете, кто из диких животных очень любит мёд? Правильно, медведь. Лесным пчёлам никто не делает домики-ульи, поэтому они располагаются в дуплах деревьев. Вот здесь у нас будет дупло. Медведь хочет забрать из дупла мёд, а дикие лесные пчёлы его туда не пускают, прогоняют, жужжат: «ж-ж-ж-ж-ж» (дети повторяют). Давайте считалочкой выберем медведя: «Раз, два, три, медведем будешь ты». (надеваю шапочку медведю). Медведь отходит в сторону.

Пчела Майя:Полетели пчёлки собирать нектар и пыльцу с цветков.(Дети - пчёлы бегают, взмахивая руками, приседая на корточки)Вот медведь идёт,(Медвежьей походкой выходит ребёнок-медведь и направляется к дуплу)Из дупла мёд унесёт.Пчёлки домой! (Дети-пчёлы подбегают к дуплу)Слова детей-пчёлок:Это дупло-домик наш,Уходи медведь от нас:«ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж!»(Дети-пчёлы машут крыльями и прогоняют медведя).

Дети, слышите, кто-то лети на нашу поляну. Летит жук, расправив крылья (звучит «песенка» майского жука).

Майский жук. (роль исполняет ребёнок)Я весёлый майский жук.Знаю все сады вокруг. Над лужайками кружу,А зовут меня Жу-жу.Почему зовут Жу-жу,Потому что я жу-жу.

Пчела Майя. Майские жуки крупные. Живут на деревьях. Майские жуки опасные вредители, они питаются листьями деревьев. Особенный вред приносят их личинки, которые живут в почве и питаются корнями растений. У майских жуков в природе есть враги: летучие мыши и совы ловят их, а вороны, скворцы и грачи уничтожают личинок в почве. Помогают лесам в борьбе с вредителями лисы,медведи, ежи – все они не прочь полакомиться жирными личинками и жуками.

Ребята, отгадайте загадку. «Самого не видно, а песенка слышна». Летит комарик (звучит « песенка комара»:з-з-з-з-з-з-з)

Комарик (роль исполняет ребёнок)Я комарик, я проказник.Цокотуху ловко спас.Прилетел я к вам на праздник,Но кусать не стану вас.

Пчела Майя. У комара тонкое тело, слабые ноги и два брюшка. На голове комара есть хоботок, которым он прокалывает тело жертвы и сосёт кровь, а также пара маленьких усиков. У комара есть уши, которые находятся в усах. Комары – вредные насекомые, так как разносят опасные болезни. Лягушки и жабы помогают побеждать кровожадных насекомых, питаются комарами стрекозы и птицы.

Ребята, посмотрите внимательно на луг. Про какое насекомое люди говорят «порхающий цветок? (бабочка). В мире огромное количество бабочек. Они яркие красивые, являются украшением природы. Бабочки бывают разных размеров. Я хочу познакомить вас с самой маленькой бабочкой. Зовут её Лёля. Живёт она здесь на лугу в цветочке. Давайте её поищем.

Бабочка (роль исполняет ребёнок)

Мен әдемікөбелекпін

Ән айтамын, ұшамын

Сіздерді көптен көрмедім

Баршаңызды жақсы көремін.

Пчела майя. Бабочки, перелетая с цветка на цветок, собирают нектар и опыляют растения. Вот и Лёля такая маленькая, а работать любит. Маленьких бабочек называют мотыльками. У бабочек есть враги – птицы и пауки.На луг летит божья коровка.

Божья коровка (роль исполняет ребёнок)Я летать умею ловкоБожья пёстрая коровка.Крылья красненькие в точках. Словно в чёрненьких кружочках.

Пчела Пайя. Посмотрите, какое красивое насекомое.У божьей коровки: овальное тело, ярко красная спинка, украшенная чёрными точками. Божья коровка ползает и летает, даже на большие расстояния. У неё есть маленькие крылышки, а под ними жёсткие коричневые полупрозрачные под крылья. Окраска божьей коровки предостерегающая. Птицы знают, что насекомые с такой окраской – несъедобные. Божьих коровок называют санитарами. Они спасают сады от тли, от мелких вредных насекомых.

Дети исполняют песню «Божья коровка».

Ребята, а как вы думаете, какое насекомое самое трудолюбивое? (пчела). Пчела трудится с самого раннего утра до позднего вечера. А вы любите трудиться? Давайте сейчас каждый из вас сделает по одной пчёлке.

Конструирование из бумаги «Пчела».

Дети рисуют маркером полоски на брюшке вырезанной из картона «пчелы», приклеивают крылья (заготовки пчелы раздаю детям с ниткой).

Дыхательное упражнение «Отправь пчёлку в полёт за нектаром». Дети держат пчёлку за ниточку и дуют на неё. Я словами корректирую силу, с которой дети дуют.

Вот пчёлка несмело вылетела из улья.Увидела цветы и заспешила к ним.Набрала пчёлка много мёда и неторопливо летит домой.Как быстро темнеет, торопись в улей, пчёлка!

А сейчас, ребята, держите пчёлок и летите за мной. Я хочу показать одно интересное место на лугу. «Насекомые» прилетают на пасеку и знакомятся с пасечником.

Разминка «Трудолюбивая пчёлка».

Пчёлка трудится весь день (руками обрисовать перед собой круг)

И работать ей не лень.(покачивание указательным пальцем в знак отрицания)

От цветка летит к цветку, (ритмичные взмахи руками)

Клеит на брюшко пыльцу.(круговые движения ладонью по животу)

Хоботком нектар сосёт,(вытянуть руку вперёд, затем вниз, наклониться)

За день много соберёт(раскрыть перед собой все пальцы)

Унесёт нектар тот в улей, (изображают полёт)

И назад вернётся пулей.(резко выбросить руку с вытянутым указательным пальцем вперёд)

В сотах утрамбует мёд, (топанье ногами)

Время трудное придёт. (поёживание)

Будет пчелкам, чем питаться (имитация движения ложкой)

Надо очень постараться. (имитация накладывания мёда в соты)

Рассказ пасечника о пчёлах, о своей работе.

Ребята, сейчас мы с вами поговорим об обитателях пасеки. Что такое пасека? В старину пасеку называли «пчельник». Пасека-это место, где размещаются пчелиные домики ульи. А я человек, который заботится о пчёлах на пасеке, и называют меня пасечник. Повторите эти слова «пасека» и «пасечник» и запомните их. Посмотрите у меня на пасеке улья разного цвета. Какого? Каждая пчела знает свой домик. Сегодня я расскажу вам о пчёлах. Как вы считаете, пчела это полезное насекомое? (да) Хоть они и жалят больно, их работой мы довольны. Пчёлы живут большой семьёй. Они собирают пыльцу с цветов в специальные сумочки, которые находятся в ногах. Прилетела она на пасеку, попила водички и села отдохнут,залетела в улей через кружок. Внутри улья есть рамки. (показ). Здесь много ячеек. Пчёлы заполняют ячейки мёдом. Вот эта рамка наполовину заполнена мёдом. Я хочу показать вам вот этот предмет, называется он дымарь. В дымарь я по ложу сухие веточки, поджигаю и окуриваю улей. Дым пугает пчёл, и они выползают наружу. Только тогда я достаю из ульев рамы, полные мёда и несу их в специальный жестяной аппарат. Машина крутит раму, жидкий мёд не может удержаться, брызжет из сот на стенки бака и затем стекает в деревянную кадку. Воздух вокруг наполнен медовым ароматом. Дети, а вы любите мёд? Правильно, ведь он очень полезный. Сейчас я угощу вас мёдом. (Дети благодарят пасечника и прощаются с ним.)

Пчела Майя (обращаясь к детям) Вот и подошло к концу наше путешествие. Вам понравилось? Что особенно вам понравилось? (ответы детей) Молодцы, дети, вы рассказывали о насекомых, поиграли, выполняли физические упражнения, рассказывали стихи, пели песню. Мне было интересно с вами. А сейчас пора улетать на красивые луга, полные цветов поляны, чтобы вместе со своими пчёлками – сестричками собирать мёд, вкусный и полезный для здоровья человека. На территории участка детского сада тоже много цветов. И среди них вы можете увидеть пчёл, которые собирают мёд. Не рвите цветы, не тревожьте пчёл, сохраняйте удивительную красоту природы! До свидания, ребята, до новой встречи!


Тема: «Насекомые».
Цели и задачи:
Совершенствовать умение работать с бумагой, трафаретами, правильно пользоваться ножницами
Создавать из бумаги объемные фигуры
Расширять представлении детей о насекомых
Закрепить сходные и отличительные особенности насекомых
Учить различать по внешнему виду
Развивать творческое воображении творческий вкус
Воспитывать аккуратность умение действовать самостоятельно.
Оборудование:
Образцы насекомых из бумаги, иллюстрации насекомых, шаблоны ножницы, цветная бумага, кисточки, клейстер, клеёнки, салфетки.
Предварительная работа:
Чтение произведения Корнея Чуковского « Муха Цокотуха», беседы о насекомых рассматривание иллюстраций и чтение художественных текстов Виталия Бианки « Приключение муравьишки» И.А. Крылова « Стрекоза и муравей» д/и «Узнай по описанию».

Ход занятия:
- Подскажите, пожалуйста, какое сейчас время года?
- По каким признакам вы решили, что наступила весна?
- А кто это идёт?
Муха: Ах, какой чудесный день
Встать с постели мне не лень,
Приглашу я в дом гостей
Угощу их повкусней.
Ах, смотрите, там что-то лежит
И на солнышке очень блестит.
Подойду поближе, посмотрю внимательно
Это же монетка!
Ах, как замечательно.
Самовар мне нужен к чаю и его я покупаю.
- Приходите, гости
Я вас чаем угощу
Нынче Муха- Цокотуха именинница.
- Почему Муха приглашает к себе гостей?
- А если к ней никто не придёт, что с ней будет?
- А кто может прийти на день рождение?
- Почему вы так решили?
- Каких насекомых вы знаете?
- Посмотрите на картинки и скажите, каких насекомые похожи на муху.
- Что общего у всех насекомых?
- Чем они отличаются?
- Как же мы можем помочь Мухе
- Правильно, сделать насекомых из бумаги и полететь в гости.
- Я предлагаю вам сделать одно из этих насекомых. (рассмотреть образцы)
(Дети обьясняют,что из каких деталей можно сделать, как пользоваться трафаретом, чтобы получились крылья.)
Физминутка.
Вот, полянка, а вокруг
Липы выстроились в круг
Липы кронами шумят
Ветры в их листве гудят
В низ верхушки опускают
И качают и качают
Чок - чок, каблучок!
В танце кружится сверчок.
А кузнечик, без ошибки
Исполняет вальс на скрипке.
На полянке у дубка, прыгает кузнечик
Нацепил зелёный фрак, будто человечек.
Крылья бабочки мелькают, с муравьём она порхает.
Под весёлый гопачок, пляшет лихо наш жучок.
Громко хлопают ладошки
Всё! Устали наши ножки.
Самостоятельная работа детей.
Итог работы.
- Кто какое насекомое делал? Получилось ли то, что вы хотели сделать?
Муха: Гости дорогие, не стесняйтесь,
По удобнее рассаживайтесь, угощайтесь.
В круг скорее становитесь
Крепче за руки беритесь.
П/и «Ходим кругом друг за другом»

Анализ занятия: Совершенствовали умение работать с бумагой, трафаретами, правильно пользоваться ножницами. Расширили представление детей о насекомых. Развили творческое воображение, творческий вкус.

Занятие№8

Конспект прогулки в старшей группе на тему: «В гости к Солнцу в Солнечный город»Цели и задачи: 1 Обучать детей составлению коллективных рассказов; 2 Учить придумывать продолжение сказки; 3 Развивать связную речь детей на основе обучения рассказывания; 4 Развивать логическое мышление, творческое воображение; 5 Повышать речевую активность; 6 Воспитывать культуру речевого общения, уверенность в себе. 7 Помочь детям понять значимость солнца для живой природы. Словарная работа: активизация в речи слов - эпитетов, заклички. Методы: игровой метод, сказкотерапия, словесный, наглядный. Приемы: игровая мотивация, сюрпризный момент, введение в воображаемую ситуацию, загадка, художественное слово, беседа. Демонстрационный материал и оборудование: Солнышко с лучиками - ленточками, лучик, пенек, два цветочка с заданиями, солнечная полянка, иллюстрации с цветами, музыкальный центр, диск с музыкой. Ход занятия: Звучит русская народная мелодия. Воспитатель: Нас солнца луч смешит и дразнит... Всем нынче весело с утра? Ребята, а вам весело? Мне очень хочется, чтобы ваше хорошее настроение оставалось надолго и поэтому я вас приглашаю в гости. Очень, добрым, очень светлым Золотистым ясным днем В гости мы сейчас пойдем? А куда, вы узнаете, отгадав загадку. (Загадывает загадку) Кто раньше всех встает, Тепло всему живому дает? (Солнце, солнышко) А как можно назвать ласково Солнце? (Солнышко, солнышко-колоколнышко, красно-солнышко, ясно-солнышко). Ребята, а для чего нужно солнце? Дети. Солнце все кругом греет. Если не будет солнца, то на земле не будет жизни. Солнце согревает всех: людей, животных, насекомых, растения. Воспитатель. Давайте, мы сделаем солнышко. Мы будем называть, какое оно и добавлять лучик. (Дети называют слово-определение и расправляют лучик: доброе, ласковое, лучистое, теплое, ясное, красивое, желтое, золотистое, нарядное, праздничное, приветливое, сказочное и т.п.) Воспитатель: Эти слова стали волшебным ключиком в сказочную страну, где находится Солнечный город, где живет Солнышко. Вот он, лучик золотой Он волшебный, не простой Он дорогу нам укажет И куда идти подскажет Звучит русская народная музыка. (Лучик показывает на дорогу. Дети идут и на пути встречают камень, на котором написано задание) Воспитатель: (читает первое задание) В город Солнца попадешь, Если что бывает желтым назовешь. (Дети называют то, что бывает желтого цвета: лимон, банан, мяч, платье, листок, цветок, машина, карандаш, краска и т. д.) (Читает второе задание) В гости к Солнышку хотите, Тогда Солнышко зовите. (Дети читают заклички) 1. Солнышко, любимое пробудись, Солнышко, любимое, улыбнись! Нам с тобою, Солнышко, так тепло. Нам с тобою, Солнышко, так светло! Прими нашу радость и нас прими И лучами добрыми обними! 2. Солнышко, покажись, Красное нарядись! Чтобы год от года давала нам погода: Теплое летечко, грибы в берестечко, Ягоды в лукошко, зеленого горошка! 3. Солнышко, покажись, Обогрей, улыбнись. К нам в гости приди, Да тепло принеси. 4. Солнышко ведрышко, Выгляни в окошко. Где твои детки? Сидят на запечке, Лепешки валяют Тебя поджидают. 5. Солнышко, Солнышко, Красное ведрышко, Выгляни из-за горы, Выгляни до вешней поры. 6. Солнышко, нарядись, Красное, покажись. Поскорей, не робей, Нас ребят обогрей! 7. Солнышко, выгляни, Красное высвети, К нам на нивку иди - ладить косы и серпы! 8. Солнышко, Солнышко, Красное ведрышко, Высоко взойди, Далеко посвети: На темные лесочки, На сырые борочки, На речку, на поля, На синие моря, На зеленый огород И на весь народ. Воспитатель: Молодцы! Быстро справились с заданием. Идем дальше. Физкультурная минутка «В гости к Солнцу» В гости к Солнцу мы идем, И немножко отдохнем. Остановимся и дружно Глубоко сейчас вздохнем. Руки в стороны, вперед, Дружный, мы, такой народ! Дружно хлопаем, Ногами топаем! Хорошо мы погуляли, Может, дети, вы устали? (Ответы детей - нет) Воспитатель: Тогда отправляемся дальше... (Звучит русская народная музыка). Воспитатель: Вот и ворота в Солнечный город. Солнышко: Здравствуйте, ребята! Воспитатель: Здравствуй, Солнышко. Солнышко: Я очень радо, что вы пришли ко мне в гости. Воспитатель: Солнышко, где ты? Мы тебя не видим. Солнышко: А вы сказки любите? Воспитатель и дети: Конечно, любим. Солнышко: Расскажите добрую, солнечную, лучистую сказку - солнечные ворота откроются. Воспитатель: Ребята, придумаем сказку вместе. Я начну, а вы мне помогайте. Один раз сидели на лавочке Таня и Ваня, читали сказку про Солнечный город. Этот город был необычный и очень красивый и жители в нем жили тоже необычные. Таня и Ваня захотели побывать в этом Солнечном городе. Они закрыли книгу и отправились в путь... что же было дальше? Шли они шли... (Коллективное составление сказки по окончанию ворота открываются) Воспитатель: Солнце нас встречает, В сказку приглашает. Солнце поднимается, (cолнце двигается вверх) Сказка продолжается. (Звучит русский наигрыш) Воспитатель: Нам хорошо и весело, светло и радостно. Вот и сказка у нас получилась добрая, лучистая, солнечная. Вам нравится Солнечный город? Сделаем его еще краше и нарядней, посадим цветы на клумбы. На одну - садовые, на другую - луговые. (Дети определяют какие цветы и раскладывают картинки). (Солнце тихонько двигается обратно вниз) Вот уже и вечер ближе, Солнце клонится все ниже. Вот и спряталось за тучи, Ни один не виден лучик. Солнце спит и небо спит, Даже ветер не шумит. (Дети поют песню «Закатилось солнышко») Мы с хорошей сказкой неразлучны, А чудес у сказки - до небес! Вы представьте, как бы было скучно, Если б в мире не было чудес? Воспитатель: Солнышко спит, а завтра наступит новый светлый, радостный день. Ребята давайте подарим солнечный свет и тепло наших сердец гостям, которые сегодня приехали к нам, чтобы им тоже стало тепло, чтобы тоже были добры и счастливы. Гимнастика: «Лучик» (Дети выполняю движения по тексту) К Солнышку потянулись, лучик взяли, К сердцу прижали, Людям отдали! И потянулись! И улыбнулись! С таким замечательным настроением идем в группу. (Дети уходят).

Анализ занятия: Обучили детей составлять коллективный рассказ;
Научили придумывать продолжение сказки;
Развивали логическое мышление, творческое воображение;
Повышали речевую активность; Помогли детям понять значимость солнца для живой природы.

Занятие №9.

Конспект занятия по родной природе в старшей группе, тема "Муравей"

Цели и задачи:

Познакомить детей с образом жизни муравья и устройством муравейника. Развивать мышление. Воспитывать любознательность, интерес к насекомым, желание узнать о их потребностях, что-то новое.

Оборудование:

Картинки с изображением муравья, муравейника, яйца, личинок, куколок. Вырезанный из бумаги силуэт муравья (длина 33 см).

Ход занятия:

Ребята, сегодня мы с вами начнем занятие с викторины.

Дидактическая игра «Самые-самые»

Самый хитрый зверь, это … (лиса). Самый трусливый зверь, это … (заяц). Самый большой любитель меда, это лесной зверь … (медведь). Самая длинная шея у … (жирафа). Самая маленькая птица, это … (колибри). Самые крупные яйца несет … (страус). Самые горбатые обитатели пустынь, это … (верблюды). Самая маленькая лошадка, это - … (пони). Самый быстрый зверь, это … (гепард). Самые умные животные, это … (обезьяны). Самое долгоживущее животное, это … (черепаха). Ребята, а вы знаете, кто на земле самый сильный? Нет, не слон, не бегемот. Самый сильный на земле – муравей! Ведь он может переносить на себе тяжести в 10 раз тяжелее его собственного веса. Если представить, что Ваня (вызывается ребенок) – муравей, то он сможет унести на себе 10 ребят. (Вызываются 10 человек). Сможет наш Ваня поднять и нести всех этих ребят? Нет. А муравей может нести на себе груз, в 10 раз тяжелее его самого. Муравей, хоть и маленький, а настоящий силач.

Воспитатель: Устройство муравейника

А еще муравьи – великолепные строители. Какие прекрасные дома-муравейники они строят! Муравейник – это многоэтажный дом с множеством квартир, теплый, уютный, с хорошей вентиляцией, с кладовочками, со спальнями, с детскими комнатами, с мусоросборником и туалетом. Муравьи содержат свои дома в идеальной чистоте. Все входы и выходы пропускают свежий воздух вглубь муравейника. Все эти входы и выходы охраняются муравьями-солдатами. Сверху муравьи делают на муравейнике покрытие из иголок и веточек. Оно защищает жилище от превратностей погоды, ремонтируется и обновляется рабочими муравьями. Под этим покрытием есть комната, которая хорошо прогревается солнечными лучами. Туда муравьи забегают погреться весной. Есть комната-кладбище, куда рабочие муравьи относят умерших собратьев и мусор. Есть специальная зимняя спальня. Взрослые муравьи в тесноте, да не в обиде проводят зиму в этом помещении. Закрывают все ходы-выходы в муравейнике, сбиваются в кучу в зимней спальне и засыпают. В хлебном складе муравьи хранят зерна. В мясную кладовку муравьи приносят гусениц и другую добычу. Есть специальный коровник. Конечно, в нем живут не настоящие коровы, а тли. Тля – тоже насекомое, которое, к радости муравьев, выделяет сладкое вещество. Муравьям оно очень нравится, поэтому они охраняют тлей от вредителей, уносят самок на зиму в муравейники, весной переносят тлей на наиболее сочные молодые побеги. Как люди разводят и ухаживают за коровами, так муравьи заботятся о тлях. В царских покоях живет муравьиная царица-матка. Каждый день она откладывает огромное количество яиц (до 1500). За ней ухаживают рабочие муравьи. Есть в муравейнике детские комнаты с яйцами, личинками и куколками. Ведь каждое насекомое, прежде чем стать взрослым бывает сначала яйцом, затем личинкой, потом куколкой. И только после этого – взрослым. (Показ карт инок с изображением яйца, личинки, куколки и взрослого муравья).

Воспитатель: Жизнь муравьев

Вопросы по содержанию занятия: 1Почему муравьев считают самыми сильными? 2. Что такое муравейник? 3. Как устроен муравейник? Какие в нем есть «помещения»? 4. Почему муравьи заботятся о тлях? 5. Как появляются на свет муравьи? 6. Кто в муравьиной семье самая главная? Чем она занимается? 7. Зачем муравьям усики? 8. Почему муравьи не падают, когда ходят по гладкой и вертикальной поверхности? 9. Чем питаются муравьи? 10.Назовите врагов муравьев. 11.Почему муравьев называют «санитарами леса»?

Дети отвечают.

Спасибо, все хорошо отвечали!

Анализ занятия: Познакомили детей с образом жизни муравья и устройством муравейника. Развивали мышление. Воспитывали любознательность, интерес к насекомым, желание узнать о их потребностях, что-то новое.

Занятие №10.

Конспект занятия-наблюдения "Клён"

Цели и задачи:

Расширить и уточнить знания детей о клене. Обобщить представления о росте растений, их взаимосвязи с человеком и животным миром. Словарь: клен, крылатка, морозостойкий, засухоустойчивый, быстрорастущий. Учить детей видеть красоту природы. Воспитывать интерес к растениям.

Ход занятия:

Ребята, перед нами дерево, которое называют украшением парков. Знакомо вам это дерево? Это клен. А теперь подумайте, почему его называют украшением парков. Клены – красивые деревья, поэтому могут украсить любой парк. А вам нравится клен? Что именно кажется вам красивым в этом дереве? Во все времена года хорош клен, но особенно красив и приметен он осенью. Почему? Вот какая загадка есть про осенний клен.

Загадка про клён

Стоит Антошка

В красной одёжке,

Под ветра свист

Гоняет лист (клен).

Воспитатель: Действительно, клен красив. Но кроме красоты у клена еще много достоинств. Клен морозостойкий. Что это значит? Стойко держится на морозе, не боится его. Это очень важно для дерева, так как помогает выжить в лютые морозы. А еще клен – засухоустойчивый. А это как понимать? Клен устойчив к засухе. Что такое засуха? Отсутствие влаги, воды. Ива или тополь не выдерживают долгой засухи и засыхают, а клену легче. Он засухоустойчивый и переносит засуху. И еще клен – дерево быстрорастущее. Как вы понимаете слово «быстрорастущий»? Тот, кто быстро растет А растет клен при благоприятных условиях очень быстро, за год вырастает выше меня (до двух метров). Клен дружит с дубом и ясенем – любят эти деревья рядом расти. Листья у клена крупные, с жилками. Кленовые листья, как растопыренные пальцы. Листьями клёна питаются личинки многих видов бабочек. Плод клена называется – крылатка, состоит из двух одинаковых частей и при падении вращается, унося семя на значительное расстояние. Так клен заботится о потомстве. После листопада на ветках клена до глубокой осени висят подвески из крылатых семян. Стоит дунуть легкому ветерку, и множество крылатых семян, похожих во время полета на серых стрекоз, неспешно полетят к земле, стараясь приземлиться подальше от родительского ствола. Некоторые из них весной прорастут и вырастет со временем из слабого ростка могучий красавец клен. Как по-вашему, почему семя клена получило название «крылатка». У кленового семени есть два крыла. Хоть и не птица, А с крылом родится; И обычай - птичий: С ветки сорвется - По воздуху вьется. Семена клена довольно жирные, за это их любят птицы и звери. Клён - отличный медонос. Ранней весной летят пчелы на клен за пыльцой и нектаром. Поскольку клёны крайне важны для выживания пчёл, их часто высаживают возле пасек. Пыльцу клена с удовольствием поедают не только насекомые, но и белки. Клён используется человеком для получения кленового сиропа и сахара. Если ранней весной пробуравить кору клена, то оттуда начнет сочиться сладковатый сок. Но еще раньше людей, сладкий кленовый сок распробовали птицы и звери: дятлы, сойки, длиннохвостые синицы, белки. Дятел дырявит клювом кору клена, а белка прокусывает. Но вреда дереву от этого нет: ранки маленькие и быстро затягиваются. Люди используют клены с давних времен. Древесина клёна использовалась для изготовления мебели, линеек, лыж, музыкальных инструментов (барабаны, гитары, духовые инструменты). Знаменитый мастер Страдивари делал скрипки из древесины клена. В старину из клёна мастерили кухонные приборы и вёсла для лодок.

1. Почему клен называют украшением парков? 2. Как быстро клен растет? Боится ли морозов? Засухи? 3. Как называется плод клена? Почему? 4. За что любят клен звери, птицы, насекомые? 5. Как использует клен человек?

Ответы детей: Все молодцы хорошо работали!

Анализ занятия: Расширили и уточнили знания детей о клене. Обобщили представления о росте растений, их взаимосвязи с человеком и животным миром. Научили детей видеть красоту природы.

Конспект интегрированного (ознакомление с окружающим, экология, развитие речи, конструирование) занятия в старшей группе.

Тема: «В стране насекомых».

Цель занятия :

Расширить знания детей о насекомых (разнообразие, отличительные признаки, питание, передвижение, польза);познакомить с особенностями жизни природных пчёл и пчёл за которыми ухаживает человек; учить детей целеустремлённо присоединять новый материал к уже имеющимся знаниям.

Развивать фразовую речь, фонематический слух; продолжать учить детей давать аргументированные ответы на вопросы.

Развивать критичность мышления, активизировать познавательные способности детей.

Закрепить навыки и умения конструирования из бумаги.

Воспитывать любознательность, интерес к живой природе.

Словарная работа : улей, нектар, опыление, соты, пасека, пасечник, дымарь.

Билингвальный компонент : ара – пчела, кобелек – бабочка, саратан коныз – майский жук, гулдер – цветы.

Оборудование : цветущий луг (цветы, сделанные из бумаги), картинки насекомых, ульи, соты, мёд, одежда для пасечника, костюмы «насекомых» для детей, диск с записями звуков пчёл, комара, жука, заготовки для изготовления «пчелы», материал для конструирования из бумаги.

Предварительная работа. Заучивание стихотворений о насекомых.

Ход занятия:

Воспитатель. Заметили ли вы, ребята, что наша групповая комната стала какой-то необычной: на стенах, столах вы видите картинки с изображением насекомых, украшена она и красивыми цветами. Комната превратилась в цветущий луг, а вы в «насекомых». Дети, мы попали в страну насекомых.

Давайте пройдёмся

Издравствуйте, скажем, каждому цветку.

Я должен над цветами наклониться

Не для того, чтоб рвать или срезать.

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать.

Давайте наклонимся и улыбнёмся цветочкам. В стране насекомых есть хозяйка. А кто она отгадайте?

Загадка.

С утра жу-жу

Цветы бужу

И мёд вожу.

Правильно, дети, это пчела. Попробуйте найти её. Как вы думаете, где она может быть? Ответы детей (на цветах, растениях, луговых травах). В групповую комнату влетает пчела и звучит её песенка (ж-ж-ж-ж-ж).

Пчела Майя. (роль исполняет воспитатель) Здравствуйте, дети. Меня зовут пчела Майя. Я хочу пригласить вас в страну насекомых, по которой мы будем путешествовать вместе. Летите за мной…

Беседа на тему: «Что вы знаете о насекомых?»

Пчела Майя (обращаясь к детям). Я хочу задать вам следующие вопросы:

Каких насекомых вы знаете? Дети называют, а я раскладываю их вокруг цветка (называют на казахском языке).

Чем похожи все насекомые? Ответы детей: есть голова грудь, брюшко, на голове глаза (у некоторых они занимают большую часть головы),усики, крылья, благодаря которым они летают. У насекомых шесть ног.(счёт на казахском языке). Дополняю ответы детей.

Д/и «Назови насекомое ласково». Комар – комарик.Жук – жучок.Стрекоза – стрекозка, стрекозочка.Бабочка – бабочка.Пчела – пчёлка,пчёлочка.

Д/и «Кто, где живёт?»

Пчела (в улье), жуки (в коре деревьев),бабочки (в цветах), кузнечики (в траве).

Пчела Майя. Я, ребята, природная пчела. Тружусь с раннего утра до позднего вечера, сама добываю нектар, готовлюсь на зиму. Хотите, я покажу вам свой домик? Летите за мной… Посмотрите,какое интересное дерево. В стволе большое дупло. Как вы думаете, чей это домик? (белки). А рядом домик мой, вот это маленькое дупло.

П./и «Медведь и пчёлы».

Пчела Майя. Ребята, а вы знаете, кто из диких животных очень любит мёд? Правильно, медведь. Лесным пчёлам никто не делает домики-ульи, поэтому они располагаются в дуплах деревьев. Вот здесь у нас будет дупло. Медведь хочет забрать из дупла мёд, а дикие лесные пчёлы его туда не пускают, прогоняют, жужжат: «ж-ж-ж-ж-ж» (дети повторяют). Давайте считалочкой выберем медведя: «Раз, два, три, медведем будешь ты». (надеваю шапочку медведю). Медведь отходит в сторону.

Пчела Майя:Полетели пчёлки собирать нектар и пыльцу с цветков.(Дети - пчёлы бегают, взмахивая руками, приседая на корточки)Вот медведь идёт,(Медвежьей походкой выходит ребёнок-медведь и направляется к дуплу)Из дупла мёд унесёт.Пчёлки домой! (Дети-пчёлы подбегают к дуплу)Слова детей-пчёлок:Это дупло-домик наш,Уходи медведь от нас:«ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж!»(Дети-пчёлы машут крыльями и прогоняют медведя).

Дети, слышите, кто-то лети на нашу поляну. Летит жук, расправив крылья (звучит «песенка» майского жука).

Майский жук. (роль исполняет ребёнок)Я весёлый майский жук.Знаю все сады вокруг. Над лужайками кружу,А зовут меня Жу-жу.Почему зовут Жу-жу,Потому что я жу-жу.

Пчела Майя. Майские жуки крупные. Живут на деревьях. Майские жуки опасные вредители, они питаются листьями деревьев. Особенный вред приносят их личинки, которые живут в почве и питаются корнями растений. У майских жуков в природе есть враги: летучие мыши и совы ловят их, а вороны, скворцы и грачи уничтожают личинок в почве. Помогают лесам в борьбе с вредителями лисы,медведи, ежи – все они не прочь полакомиться жирными личинками и жуками.

Ребята, отгадайте загадку. «Самого не видно, а песенка слышна». Летит комарик (звучит « песенка комара»:з-з-з-з-з-з-з)

Комарик (роль исполняет ребёнок)Я комарик, я проказник.Цокотуху ловко спас.Прилетел я к вам на праздник,Но кусать не стану вас.

Пчела Майя. У комара тонкое тело, слабые ноги и два брюшка. На голове комара есть хоботок, которым он прокалывает тело жертвы и сосёт кровь, а также пара маленьких усиков. У комара есть уши, которые находятся в усах. Комары – вредные насекомые, так как разносят опасные болезни. Лягушки и жабы помогают побеждать кровожадных насекомых, питаются комарами стрекозы и птицы.

Ребята, посмотрите внимательно на луг. Про какое насекомое люди говорят «порхающий цветок? (бабочка). В мире огромное количество бабочек. Они яркие красивые, являются украшением природы. Бабочки бывают разных размеров. Я хочу познакомить вас с самой маленькой бабочкой. Зовут её Лёля. Живёт она здесь на лугу в цветочке. Давайте её поищем.

Бабочка (роль исполняет ребёнок)

Мен әдемікөбелекпін

Ән айтамын, ұшамын

Сіздерді көптен көрмедім

Баршаңызды жақсы көремін.

Пчела майя. Бабочки, перелетая с цветка на цветок, собирают нектар и опыляют растения. Вот и Лёля такая маленькая, а работать любит. Маленьких бабочек называют мотыльками. У бабочек есть враги – птицы и пауки.На луг летит божья коровка.

Божья коровка (роль исполняет ребёнок)Я летать умею ловкоБожья пёстрая коровка.Крылья красненькие в точках. Словно в чёрненьких кружочках.

Пчела Пайя. Посмотрите, какое красивое насекомое.У божьей коровки: овальное тело, ярко красная спинка, украшенная чёрными точками. Божья коровка ползает и летает, даже на большие расстояния. У неё есть маленькие крылышки, а под ними жёсткие коричневые полупрозрачные под крылья. Окраска божьей коровки предостерегающая. Птицы знают, что насекомые с такой окраской – несъедобные. Божьих коровок называют санитарами. Они спасают сады от тли, от мелких вредных насекомых.

Дети исполняют песню «Божья коровка».

Ребята, а как вы думаете, какое насекомое самое трудолюбивое? (пчела). Пчела трудится с самого раннего утра до позднего вечера. А вы любите трудиться? Давайте сейчас каждый из вас сделает по одной пчёлке.

Конструирование из бумаги «Пчела».

Дети рисуют маркером полоски на брюшке вырезанной из картона «пчелы», приклеивают крылья (заготовки пчелы раздаю детям с ниткой).

Дыхательное упражнение «Отправь пчёлку в полёт за нектаром». Дети держат пчёлку за ниточку и дуют на неё. Я словами корректирую силу, с которой дети дуют.

Вот пчёлка несмело вылетела из улья.Увидела цветы и заспешила к ним.Набрала пчёлка много мёда и неторопливо летит домой.Как быстро темнеет, торопись в улей, пчёлка!

А сейчас, ребята, держите пчёлок и летите за мной. Я хочу показать одно интересное место на лугу. «Насекомые» прилетают на пасеку и знакомятся с пасечником.

Разминка «Трудолюбивая пчёлка».

Пчёлка трудится весь день (руками обрисовать перед собой круг)

И работать ей не лень.(покачивание указательным пальцем в знак отрицания)

От цветка летит к цветку, (ритмичные взмахи руками)

Клеит на брюшко пыльцу.(круговые движения ладонью по животу)

Хоботком нектар сосёт,(вытянуть руку вперёд, затем вниз, наклониться)

За день много соберёт(раскрыть перед собой все пальцы)

Унесёт нектар тот в улей, (изображают полёт)

И назад вернётся пулей.(резко выбросить руку с вытянутым указательным пальцем вперёд)

В сотах утрамбует мёд, (топанье ногами)

Время трудное придёт. (поёживание)

Будет пчелкам, чем питаться (имитация движения ложкой)

Надо очень постараться. (имитация накладывания мёда в соты)

Рассказ пасечника о пчёлах, о своей работе.

Ребята, сейчас мы с вами поговорим об обитателях пасеки. Что такое пасека? В старину пасеку называли «пчельник». Пасека-это место, где размещаются пчелиные домики ульи. А я человек, который заботится о пчёлах на пасеке, и называют меня пасечник. Повторите эти слова «пасека» и «пасечник» и запомните их. Посмотрите у меня на пасеке улья разного цвета. Какого? Каждая пчела знает свой домик. Сегодня я расскажу вам о пчёлах. Как вы считаете, пчела это полезное насекомое? (да) Хоть они и жалят больно, их работой мы довольны. Пчёлы живут большой семьёй. Они собирают пыльцу с цветов в специальные сумочки, которые находятся в ногах. Прилетела она на пасеку, попила водички и села отдохнут,залетела в улей через кружок. Внутри улья есть рамки. (показ). Здесь много ячеек. Пчёлы заполняют ячейки мёдом. Вот эта рамка наполовину заполнена мёдом. Я хочу показать вам вот этот предмет, называется он дымарь. В дымарь я по ложу сухие веточки, поджигаю и окуриваю улей. Дым пугает пчёл, и они выползают наружу. Только тогда я достаю из ульев рамы, полные мёда и несу их в специальный жестяной аппарат. Машина крутит раму, жидкий мёд не может удержаться, брызжет из сот на стенки бака и затем стекает в деревянную кадку. Воздух вокруг наполнен медовым ароматом. Дети, а вы любите мёд? Правильно, ведь он очень полезный. Сейчас я угощу вас мёдом. (Дети благодарят пасечника и прощаются с ним.)

Пчела Майя (обращаясь к детям) Вот и подошло к концу наше путешествие. Вам понравилось? Что особенно вам понравилось? (ответы детей) Молодцы, дети, вы рассказывали о насекомых, поиграли, выполняли физические упражнения, рассказывали стихи, пели песню. Мне было интересно с вами. А сейчас пора улетать на красивые луга, полные цветов поляны, чтобы вместе со своими пчёлками – сестричками собирать мёд, вкусный и полезный для здоровья человека. На территории участка детского сада тоже много цветов. И среди них вы можете увидеть пчёл, которые собирают мёд. Не рвите цветы, не тревожьте пчёл, сохраняйте удивительную красоту природы! До свидания, ребята, до новой встречи!

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Художественное творчество», «Социализация», «Физическая культура», «Безопасность».
Задачи:
Образовательная область «Познание»
1.Обобщить представления детей о многообразии насекомых
2. Уточнить знания детей о пользе насекомых
3. Упражнять в различении и назывании часто встречающихся представителей групп насекомых по ярким признакам (величина, окраска, части тела)
Образовательная область « Коммуникация»
1. Формировать связную речь, правильно использовать в речи грамматические формы
2. Развивать эмоциональность речи, сообразительность, в процессе отгадывания загадок
Образовательная область «Социализация»
1. Формировать умение выслушивать других детей, при обсуждении какой либо проблемной ситуации

2. Воспитывать сопереживание, желание помочь
Образовательная область «Безопасность»
1. Воспитывать желание заботиться о природе, правильно вести себя в лесу
2. Не разрушать условия жизни лесных обитателей
Методы и приёмы:
- практические (дидактическая игра, физкультурная минутка, создание художественного продукта, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика,утренняя гимнастика);
-наглядные (рассматривание картинок, просмотр м/ф);
-словесные (беседа, вопросы, разгадывание загадок, чистоговорка).
Материалы и оборудование: Незнайка (игрушка), картинки с изображением насекомых, стол, накрытый зелёной скатертью, карточки для игры «Что лишнее?», фломастеры, 2 конверта с бабочками и божьими коровками, бумага, ножницы, нитки, разрезные картинки, СД диск с записью мультфильма.
Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Физкультминутка, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика.

Дидактическая игра « Разрезные картинки», дидактическая игра

« Кого не стало», «Что лишнее?»

Продуктивная

Коммуникативная

Вопросы, разгадывание загадок, чистоговорка.

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанника

Ожидаемые результаты

Сюрпризный момент.

В гости к детям приходит грустный Незнайка.

Незнайка отвечает, что пошел на поляну посмотреть на насекомых, а они куда-то исчезли.

Вручает конверты Незнайке и просит сказать, что там лежит.(В одном лежат бабочки, в другом божьи коровки.)

Герой ошибается.

Дидактическая игра

«Что лишнее?»

Показывает картинку и предлагает детям найти лишнее, объясняя свой ответ:

ü Бабочка, стрекоза, божья коровка, самолет;

ü Комар, воробей, пчела, муха.

ü Жук, таракан, бегемот, муравей.

ü Кузнечик, поезд, муравей, гусеница.

Спал цветок и вдруг проснулся –

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился вверх и улетел.(Бабочка)

Я – пятнистая букашка,

Если в руки попаду,

Притворюсь больною тяжко,

В обморок я упаду. (Божья коровка.)

Я на ветке сижу

И звук «ж» всё твержу. (Майский жук.)

Целый день летает, всем надоедает,

Ночь настанет - тогда перестанет. (Муха.)

На лугу живёт скрипач,

Носит фрак и ходит вскачь. (Кузнечик)

Физкультминутка.

Утром бабочка проснулась.

(Плавные взмахи руками.)

Потянулась, улыбнулась.

(Выполнять движения в соответствии с текстом.)

Раз – росой она умылась.

Два – изящно покружилась.

Три – нагнулась и присела.

На четыре – улетела.

Пальчиковая гимнастика.

Пчелка трудится весь день (руками обрисовывать перед собою круг)

И работать ей не лень (покачивание указат. пальцем в знак отрицания)

От цветка летит к цветку (ритмические взмахи руками)

Клеит на брюшко пыльцу (круговые движения ладонями по животу)

Хоботком нектар сосет (вытянуть руки вперед, наклон вниз)

За день много соберет (раскрыть перед собой все пальцы)

Унесет нектар тот в улей (изобразить полет)

И назад вернется пулей. (резко выбросить руку с вытян. указат.пальцем).

Конструирование из бумаги «Пчелка»

Раздает пчелок на нитке, вырезанных из бумаги.

Дыхательная гимнастика.

А теперь мы с вами все вместе отправим пчелок в полет за нектаром.

Словами корректирует силу, с которой дети дуют на пчелку.

Просмотр отрывка из мультфильма «Муха-Цокотуха».

Кто спешил в гости к мухе? (бабочки, жуки, гусеницы, блошки, комар)

Как можно назвать их одним словом? (насекомые)

Кто притаился на дереве в дупле? (паук)

Чистоговорка.

Ук-ук-ук – появился здесь паук.

Как-ка-ка – все боятся паука.

Ок-ок-ок – паук муху поволок.

Как-как-ка – прогоните паука.

Дидактическая игра

« Разрезные картинки».

Дидактическая игра

« Кого не стало»

Убирает любую картинку с изображением насекомого, затем спрашивает: Кого не стало?

Обращают внимание на гостя.

Спрашивают у героя, что с ним случилось.

Дети исправляют Незнайку.

Находят правильную картинку и объясняют свой ответ.

Отгадывают загадки.

Повторяют движения в соответствии с текстом.

Рисуют фломастером полоски на брюшке пчелы, приклеивают крылья.

Держат пчелок за ниточку и дуют на нее.

Смотрят мультфильм.

Участвуют в беседе.

Повторяют.

Каждый ребенок собирает картинки насекомых из отдельных частей по образцу, затем говорят - кто у них получился.

Закрывают глаза. Дети открывают глаза и отвечают, кого не стало (какая картинка убрана).

Включаются в образовательную деятельность.

Сформировано эмоциональное восприятие героя.

Развито умение находить лишнюю картинку.

Сформировано умение отгадывания загадок.

Развита двигательная активность. Умение соотносить движения с текстом.

Развито умение правильно держать фломастер, аккуратно наносить рисунок.

Развита память, логическое мышление.

Сформировано умение правильного произношения звуков.

Развиты конструктивные способности создания целого из нескольких частей.

Развита память, внимание.

Итоговое мероприятие: Книжка-малышка о насекомых.

Литература:
1. Гризик Т.И. Развитие речи детей 4-5 лет: Методическое пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2004.
2. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду.- М., Просвещение, 2000.
3. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Средняя группа.- М., ЦГЛ, 2005.
4. Ремезова Л.А. Учимся конструировать. Пособие для занятий с дошкольниками в ДОУ общего и компенсирующего вида.- М.: Школьная пресса, 2004.

Людмила Негородова
Занятие по ручному труду в подготовительной группе «Вот паук - восемь. Или лап? Или рук?»

Задачи : 1Познакомить со свойствами фольги.

2Учить детей мастерить модель насекомых, совершая при этом большое

количество операций.

3Воспитывать доброжелательные отношения в процессе работы,

Положительное отношение к насекомым.

Материалы, инструменты, оборудование :

Пищевая фольга;

Цветная фольга от конфет;

Модель паутины;

Видеоматериал;

Предварительная работа :

Дети рассматривали макет паука ; наблюдали во время прогулки за поведением, за

его работой.

Предварительная работа с родителями :

Воспитатель вывешивает объявление с просьбой собрать для занятия красивую

цветную фольгу.

Ход занятия.

Дети заходят в групповую комнату и садятся на стульчики перед телевизором.

Послушайте и отгадайте загадки.

Восемь ног , как восемь рук ,

Вышивают шелком круг.

Мастер в шелке знает толк.

Покупайте, мухи, шелк!

(паук )

Ответы детей

Он сети, как рыбак готовит,

А рыбы никогда не ловит.

(паук )

Ответы детей.

Правильно паук , а кто такой – паук .

Ответы детей. (насекомое) . А вы боитесь пауков ?

Выслушиваются детские ответы. Я хочу предложить вам посмотреть фотосессию

о пауках . Пауки - это полезные животные, истребляющие вредных насекомых.

Яд большинства пауков для человека безвреден. Пауки – это хищники , они питаются

другими насекомыми : мухами, комарами, жучками и бабочками, которых ловят с

помощью сети – паутины.

Люди заметили, что по поведению пауков можно судить о погоде. Перед непогодой

пауки не раскидывают сетей для ловли насекомых. А если принимается за работу

над новыми сетями или заделывает изъяны в старой паутине - жди сухих солнечных

Давайте рассмотрим, из чего же состоит паук .

Ответы детей. Паук состоит из тельца , головы, ног.

Правильно. Как вы думаете, а что такое «пара ног» . Пара ног – это ребята две

Ответы детей.

А сколько у паука ног ?

Ответы детей. Восемь .

А сколько у него пар ног?

Ответы детей. Четыре пары ног.

А сколько пар ног у кошек и собак?

Ответы детей. Две пары ног.

А у людей?

Ответы детей. Одна пара – это две ноги.

Сегодня мы с вами сделаем пауков своими руками из необычного материала.

Пожалуйста, присаживайтесь на свои рабочие места.

А вы знаете, как называется этот материал?

Ответы детей. Фольга.

Фольга - это удивительный материал, подходящий для любых фантазий. Больше

всего фольга похожа на пластилин, но не пачкается, не портится. Она очень тонкая,

легко рвётся, сминается. Поэтому надо работать с ней очень аккуратно.

Сначала мы делаем ноги. Беру в руку фольгу, складываю пополам и ещё раз пополам,

Разворачиваю и разрезаю по линиям сгиба.

Как вы думаете, почему восемь ног , а полосок четыре?

Ответы детей.

Одна полоска станет двумя ногами. Каждую полоску скатываем пальчиками

в жгутик. Для начала лучше её слегка примять, а потом катать между большим и

указательным пальцами. Фольгу мы сминаем, сжимаем, но не перекручиваем. Далее

я беру большую полоску фольги, складываю вдоль пополам, затем ещё пополам, и

Жгутики – ноги, собираю вместе в середине, обматываю их полоской фольги. Полоску

в центре сворачиваю, сжимаю её как можно сильнее, чтобы ноги прочно закрепились

в центре. Когда свободной останется половина полоски, следует остановиться.

маленький прямоугольник фольги и складываю его пополам и пережимаю в середине,

и катаю между пальцами, чтобы получился бантик. Бантик накладываю на второй

конец полоски, и она также сворачивается к тельцу. После этого я расправляю

ножки, наш паучок готов.

Приступаем к работе.

Ещё раз напоминаю ход работы.

А теперь я предлагаю, вспомнить, как выглядит дом пауков .

Ответы детей.

Дом пауков – это паутина . У нас в группе , в уголке живой природы тоже есть

такой домик. Там они будут жить всю зиму, а на воле на зиму паучки забираются

в щёлки коры, расщелины старых пней и засыпают до весны. Предлагаю каждому

посадить в наш домик.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: