Стиль эклектика в архитектуре: характерные черты, архитекторы, примеры. Архитектурная эклектика

Большой кремлевский дворец, К.А.Тон

Источник публикации - журнал об архитектуре и дизайне worlds-interior.ru

«Пусть совокупится более различных вкусов. Пусть в одной и той же улице возвышается и мрачно готическое, и обременённое роскошью украшений восточное, и колоссальное, египетское, и проникнутое стройным размером греческое… Пусть как можно реже дома сливаются в одну ровную, однообразную стену…»

Н. В. Гоголь, «Об архитектуре нынешнего времени», 1831

Эклектика возникает на рубеже между двумя преобладающими стилями, когда один уходит в прошлое, а другой еще только зарождается. Так, в 19 веке на смену барокко и классицизму, пришла эклектика, господствовавшая до появления модерна. И, в такое своеобразное стилевое межсезонье, проявляется свобода архитектуры, сочетающая в себе все то лучшее и актуальное, что было предложено в истории архитектуры.

Развивается российский капитализм, развивается общество, развивается архитектура. Гражданская архитектура выходит на первый план, а храмовое строительство несколько уступает свои позиции.

В эклектике форма и стиль здания прежде всего привязаны к его функциям. Эклектика – это гибкий стиль, он сочетает в себе решения разных стилевых школ, применяя их в зависимости от назначения здания – будь то общественные здания, частные дома, фабрики или храмы. Важную роль в облике зданий играют средства заказчика – богатый заказчик – богатый декор, заказчик победнее - краснокирпичная архитектура.

Москва преображается просто на глазах, город развивается столь динамично, что удивляет обывателей и приезжих масштабами своего строительства. Увеличиваются размеры, этажность зданий. Реконструируется старинный исторический центр Москвы, рядами, словно грибы после дождя, выстраиваются административные здания, несущие новейшую, необычайно актуальную функцию – банки, пассажи, конторские здания, здание московской биржи.

История московской эклектики

В архитектуре России различают два этапа развития эклектики «николаевский», относимый к 1830-1860 годах и более поздний «александровский» 1870-1890 – их разделяла, прежде всего, важнейшая реформа той эпохи - отмена крепостного права в России.

«Николаевская» эклектика представляла собой отголоски предшествующих ей стилей – барокко и рококо, а «александровская» предопределяла живой, изящный с природно-растительными нотками стиль модерн.

С течением времени в эклектики Москвы стали различаться три направления-ветви:

  • Русско-византийская: ярчайшим примером служат фасады Большого Кремлевского Дворца, построенного по проекту архитектора Константина Андреевича Тона, объединившего элементы древнерусской и византийской архитектуры;
  • Русского деревенского декора, использовавшего приемы русских орнаментов, вышивок и прикладного искусства. Например, здание Московского политехнического музея на Новой площади по проекту архитекторов Ипполита Монигетти и Николая Шохина;
  • Перекликающийся с архитектурой Москвы 17 века, но при этом достаточно сухой стиль; ярким представителем которого служит Исторический музей на Красной площади, архитекторы Владимир Шервуд и Анатолий Семенов.

Эклектика современной Москвы

Прогуляемся по современной Москве, полюбуемся какие здания в стиле эклектика сохранились и до наших дней. На ряду с Большим Кремлевским дворцом, Московским политехническим музеем и Историческим музеем и по сей день радуют наш глаз следующие здания.

Москвоский политехнический музей на Новой площади по проекту архитекторов Ипполита Монигетти и Николая Шохина

Оригинал Храма Христа Спасителя , построенного по проекту архитектора Константина Тона. Храм был заложен в 1839 году, строительство его продолжалось 44 года. Во времена Сталина здание храма было разрушено, а в 1997 году отстроено вновь неподалеку от первоначального места.

Храм Христа Спасителя, архитектор К.А.Тон

Здание Торгово-промышленной палаты России – когда-то в 19 веке было зданием московской биржи. Располагается в районе Китай-город, оно построено архитектором Александром Каминским в 1873-1875 в стиле поздней эклектики на месте постройки архитектора Михаила Быковского. Первое здание биржи было возведено Михаилом Дормидонтовичем Быковским еще в 1836-1839 годах, оказалось неудобным с точки зрения работы биржевых маклеров - они никак не хотели заходить в торговый зал, а вели свою деятельность на открытой террасе. Вследствие чего для улучшений условий работы биржи был выкуплен смежный участок, а здание расширено и перестроено.

Здание Торгово-промышленной палаты России – когда-то в 19 веке было зданием московской биржи. Изначально возведено М.Д.Быковским, перестроено А.С.Каминским

А.Каминский был одним из самых плодовитых архитекторов девятнадцатого века и в течение всей жизни являлся семейным архитектором Третьякова. Каминский - автор первого здания Третьяковской галереи и Третьяковского проезда, а также множества административных и частных домов в Москве. Каминскому принадлежит работа над домом С.М.Третьякова на Гоголевском бульваре, Доходным домом Третьяковых на Кузнецком мосту и многие другие, всего несколько десятков работ.

Доходным домом Третьяковых на Кузнецком мосту, архитектор А.Каминский

Дом Третьякова на Гоголевском бульваре, архитектор А.Каминский

Роман Иванович Клейн, один из самых востребованных архитекторов конца девятнадцатого века – начала двадцатого, подарил Москве здания Музея изобразительных искусств имени Пушкина (ранее Музей изящных искусств, Клейн работал над ним двадцать лет), ЦУМа (ранее Мюр и Мерилиз) и Бородинский мост , возведенный как память к 100-летней годовщине победы в отечественной войне 1812 года.

Музей изобразительных искусств имени Пушкина, ранее Музей изящных искусств

Музей изобразительных искусств имени Пушкина, ранее Музей изящных искусств, архитектор Р.И.Клейн

ЦУМ, ранее Мюр и Мерилиз, архитектор Р.И.Клейн

Бородинский мост, архитектор Р.И.Клейн

Здание Центрального банка на Неглинной улице, выстроенное по проекту архитекторов Константина Михайловича Быковского и Богдана Михайловича Нилуса в 1894 году. Отличается большим количеством лепнины, колонн и очень высокими потолками.

Здание Центрального банка на Неглинной улице, выстроенное по проекту архитекторов К.М. Быковского и Богдана Михайловича Нилуса в 1894 году

Старое здание Московской городской думы , построенное архитектором Д.Н.Чичаговым в 1890-1892 годах, теремного типа в псевдорусском стиле, определившее облик площади Революции в центре Москвы. С 1936 года в нем располагался музей им.Ленина, а сейчас хранилище Государственного Исторического Музея.

Старое здание Московской городской думы, построенное архитектором Д.Н.Чичаговым. С 1936 года в нем располагался музей им.Ленина, а сейчас хранилище Государственного Исторического Музея

Здание нынешней штаб-квартиры нефтяной компании «Роснефть» на Софийской набережной Москвы-реки, а первоначально «Дом бесплатных квартир для многодетных вдов и бедных курсисток на Софийской набережной», построено в 1894 г по проекту академика архитектуры Фомы Осиповича Богдановича. Дом был построен и содержался на деньги братьев Бахрушиных, входивших в пятерку богатейших людей страны конца 19 века. К началу 20 века в доме проживало более 2000 человек.

Штаб-квартира нефтяной компании «Роснефть» на Софийской набережной Москвы-реки, первоначально «Дом бесплатных квартир для многодетных вдов и бедных курсисток на Софийской набережной», архитектор Ф.О.Богданович

Подмосковная усадьба Марфино расположилась на высоком берегу реки Уча. Свой псевдоготический облик получила благодаря стараниям архитектора М.Быковского и её последней владелице графине С.В.Паниной. Сегодня в усадьбе расположился Марфинский центральный военный клинический санаторий.

Петропавловская церковь в Марфино, М.Быковский

Усадьба Марфино, архитектор М.Быковский

Не только Москва, но и Санкт-Петербург, а также многие другие города России украшены архитектурой 19 века в стиле эклектика. Но это уже тема отдельной истории.

XIX век в архитектуре – период изысканного разнообразия, постепенной трансформации устоявшихся и появления новых стилей. Но совмещение нескольких стилистических особенностей – это не то дело, с которым может справиться каждый. Поэтому искусствоведам не оставалось ничего другого, как признать новую тенденцию полноправным направлением в архитектуре и дать ей название. Так и появилась эклектика.

Эклектика – термин звучный и красивый. Он передаёт саму суть данного направления, ведь архитекторы, обращавшиеся к ней, должны были умело сочетать в одном здании элементы нескольких стилей. Необарокко, ампир, неоренессанс, псевдорусский стиль – творческий подход к оформлению строений впервые стал официально неограниченным.

Сталкивались ли те, кто решил работать в стиле эклектика, с какими-либо подводными камнями? Не вызывали ли они неодобрение у людей в Европе, привыкших к чётко установленным канонам и определённым рамкам? Безусловно, было и такое. Общество ещё не было готово к архитектурному разнообразию в концепции одного здания. Сейчас, когда XXI век не возбраняет микс из абсолютно не похожих друг на друга направлений, нам сложно представить, каково было критикам середины XIX века. А между тем, новые здания казались инородными, неправильными, а сознание отказывалось принимать их за произведения искусства. Существует скептическое мнение, что появление эклектики как стиля связано с упадком в архитектуре, но можем ли мы согласиться с этим, глядя на шедевры того времени?

В 1830-1890 годах люди в Европе желали украсить улицы, сделать их максимально парадными и красиво обустроить новые жилые кварталы. Поэтому всё чаще стали обращаться к имитации классических строительных материалов. Появилось также тяготение к излишней роскоши, но лепные украшения и другие способы её воплощения зачастую смотрелись гротескно и не воспринимались всерьёз. Однако произведения великих мастеров того времени вошли в историю, ибо они восхищают своей гармоничностью.



Жемчужиной эклектики можно по праву назвать здание Парижской оперы Гарнье. Жан Луи Шарль Гарнье был не только французским архитектором периода эклектики, но и историком искусства. Поэтому неудивительно, что знания о творчестве минувших веков позволили ему, не придерживаясь заданных и нерушимых канонов, грамотно подойти к проектированию здания. Парижская опера – это эталон эклектической архитектуры в стиле «боз-ар», являющемся одним из ответвлений эклектики, которое воспевает и продолжает традиции барокко и итальянского ренессанса.

Гарнье считается идеологом данного стиля, среди характерных особенностей которого можно отметить насыщенный декор, использование барельефов и картушей, строгую симметрию. Распространялся же «боз-ар», что дословно переводится как «изящные искусства», благодаря парижской Школе изящных искусств. Там ученикам приходилось осваивать самые разные исторические стили, чтобы они могли угодить любому заказчику.

Кажется логичным, что если взять частички разных хороших вещей и совместить их, то они определённо друг другу не навредят. Представители болонской школы исходили из подобных умозаключений, используя в эклектике те стороны творчества разных мастеров Возрождения, которые казались им наиболее блистательными.

В России период эклектики принято разделять на «николаевский» и «александровский» этапы. Менялась не одна лишь политика. У архитектуры появлялись новые функции, поэтому и требования к ней становились иными. Если ампир предполагал, что постройки всех типов должны следовать единым правилам, то эклектика подразумевала уникальный подход к каждому отдельному случаю.



Архитекторы учитывали средства заказчика и предназначение самой постройки. Церковь ли проектирует мастер или же муниципальное здание? Частный ли это дом? А, может быть, речь идёт о настоящем доме-дворце, как в случае с великолепным архитектурным ансамблем Белосельских-Белозерских, построенном Андреем Ивановичем Штакеншнейдером в Санкт-Петербурге?

Одним из известнейших архитекторов первого этапа стал Константин Андреевич Тон . Среди его работ - храм Христа Спасителя в Москве, построенный в русско-византийском стиле, доходный дом на Малой Морской улице в Санкт-Петербурге, собор Рождества Пресвятой Богородицы в Красноярске (к сожалению, он был взорван в 1936 году). Русско-византийский стиль, изобретённый Константином Тоном, не прижился в русской архитектуре.

После окончания правления императора Николая I, который благоволил ему, перестали конструироваться постройки в духе Тона, но архитектор, как бы то ни было, внёс ощутимый вклад в развитие храмового зодчества.

Константин Михайлович Быковский – блестящий представитель второго этапа. Среди его творений можно назвать придел церкви Николая Чудотворца в Дербенёвском. Ее непростая история ведётся с далёкого 1635 года: церковь множество раз перестраивалась и видоизменялась, была закрыта советскими властями и вновь открыта после распада СССР. Работы по восстановлению храма ведутся и сейчас.

Одним из известных произведений Быковского является храм иконы Божией Матери «Знамение» в Ховрине. Интересно, что давным-давно на месте храма была некая церковь, которую уничтожили в Смутное время, а затем восстановили и снова снесли. Быковский блестяще справился с «реанимацией» «места церковного» со столь длинной и запутанной историей. Храм выглядит аккуратно и в наши дни является украшением и изюминкой северного административного округа Москвы.

Мастером поздней эклектики считается Александр Никанорович Померанцев . Именно благодаря ему в Ростове-на-Дону появился первый многоэтажный доходный дом, принадлежавший купцу Генч-Оглуеву. В нём четыре этажа, последний из которых особенный – мансардный. В здании присутствуют элементы и готики, и барокко, и классицизма. В том же городе по проекту Померанцева было построено здание городской думы.

Итак, что же такое эклектика: хаос или гармония? Восхитительные примеры зданий этого стиля убеждают в том, что правильным ответом стоит считать второй.

Писать об эклектике и просто, и очень сложно. Эклектика пришла на смену классицизму в 1830-1840-х гг. и господствовала в России более полувека, до 1890-х годов. Эклектика многолика, она обычно «рядится» под различные стили, и сегодня бывает затруднительно отделить эклектику от настоящей архитектуры.
Вклад эклектики в русскую архитектуру весьма неоднозначный, и порой даже отрицательный. Но время было очень плодовитое, рост промышленности, появление новых типов общественных зданий, строительство многоэтажных жилых домов. И в строительном отношении в тот период были построены очень добротные сооружения, многие из которых дожили до наших дней, несмотря на отрицательное к ним отношение.

Совсем недавно я провел небольшое исследование, посвященное стилю «ампир », который завершил развитие классицизма в России. В качестве иллюстрации приведу еще один яркий пример московского здания эпохи классицизма -

Усадьба Луниных на Никитском бульваре. Арх. Д.Жилярди, 1818-1823 гг.
Главный трехэтажный дом, справа - флигель, слева одноэтажный корпус.
Главный дом имеет лоджию с колоннадой коринфского ордера


И работая над темой ампира , я много раз задавал себе вопрос - а как же получилось, что такая великолепная архитектура вдруг чуть ли не в одночасье ушла в прошлое, уступив место эклектике. История смены архитектурного стиля на всей территории Российской империи как-то не укладывается в обычные рамки. Ну - не по всей России, конечно, но обе столицы «поменяли ориентацию» очень быстро.

1830-е годы взрываются бунтом против засилья античных норм.
При более внимательном рассмотрении оказалось, что буря начиналась не в кругах архитекторов и людей искусства. И дело даже не в изменении вкусов заказчиков, и даже не в том, что изменился класс заказчика - на смену обедневшему дворянству пришел богатый промышленник. И даже не в том, что правящая верхушка России получила знаменитую формулу всей жизни, выраженную фразой - «православие, самодержавие, народность». Бурлить начали писатели, то есть та категория людей, которые у нас всегда были «поэт больше чем поэт». Выразители наших чувств и наших взглядов, та прослойка русского общества, которая позднее была названа интеллигенцией.
«Народность есть альфа и омега эстетики нашего времени», - писал Белинский. Та же тема народа и народности, вопросы самобытности культуры и пути ее развития. Проблема народности - центральная в общественной жизни и эстетике 1830-1850-х годов.

В 1830 - 1840-х годах получилась такая ситуация, что любая защита классицизма, и в том числе ампира - воспринималась негативно. А вот критика классицизма стала модной темой, своего рода программной. Очень показательно, на мой взгляд, выступление Гоголя с критикой классицизма в 1831 году. Затем Герцен, Чаадаев, потом подвел итоги А.К.Толстой в хрестоматийных стихах:

«И четырьмя или осьми колоннам
Вменялось в долг шеренгою торчать
Под неизбежным греческим фронтоном».

Но ярче всего агитировал за эклектику именно Гоголь. Переписывать цитаты из «поистине неоднозначных» записок об архитектуре нашего дорого Николая Васильевича я не стану. Кому очень хочется убедиться в их странности, тот пусть сам найдет и прочитает.

Ну - а уж позднее М.Д.Быковский более-менее внятно аргументировал невозможность существования вечных архитектурных канонов. Он был первым из архитекторов, кто не только обозначил принципы нового подхода к эстетическим вопросам, но и на практике применил «готический стиль», о котором так мечтал Гоголь. И пошло - поехало. Если очень долго копаться в теоретических воззрениях Быковского, то можно сделать вывод о трех основных концепциях эклектики -
антиакадемизм,
восхищение готикой,
национальный колорит.
И возможно все, кроме подражания ордерной схеме......
Но по каждому пункту есть еще десятки уточнений.

В реальной жизни Россия вскоре, в 1830-40-е годы, получила «ложную готику» и «русско-византийский стиль». Можно сказать, что «готика» выражала новую ориентацию в духовной, культурной и общественной сфере, и время её было недолгим - с 1830 по 1850 гг.

- 1 направление эклектики: « Ложная готика »

Усадьба Марфино. Арх. М.Д.Быковский, 1837-39 гг.


Лютеранская церковь на Невском проспекте в Петербурге.
Арх. А.Брюллов, 1832-38 гг.


- 2 направление эклектики: «Русско-византийский » стиль

А вот официозная ветвь «русского стиля», связанная в первую очередь с именем К.Тона, была более долговечной и более плодовитой, и растянулась на многие десятилетия. Именно сооружения «тоновского» стиля загромоздили русские города огромными и нелепыми соборами и общественными зданиями. Именно это направление мы привыкли называть эклектикой. Выражая официальную идею «народности», строительство в «русско-византийском» стиле было главенствующим в России.


Храм Христа Спасителя в Москве. Арх. К.Тон, 1832-1883 гг.

Обычные для предшествующих эпох приемы композиции здания здесь пополнились деталями, заимствованными из византийской, романской и древнерусской архитектуры.
Автор проекта механически соединил формы, взятые из построек небольшого размера. Килевидные кокошники, аркатурный пояс, луковичные главы - все эти формы не только заимствованы из древнерусской архитектуры, но еще были и увеличены в несколько раз. А профилировка деталей, навеянная классическими образцами и чуждая древнерусскому зодчеству, наделила здание сухостью и немасштабностью.

В 1838 г. К.Тон издал альбом проектов церквей в «русско-византийском» духе, высочайше одобренный. Своего рода типовые проекты, почти обязательные для применения по всей России - альбом «тоновской эклектики». И во многих городах я встречал эти уменьшенные копии московского Храма Христа. Особенно смешно их было созерцать в те годы, когда в Москве только обсуждали возможность повторного строительства храма. Невольно напрашивался вопрос, ребята - а что Вы с таким рвением собираетесь «восстанавливать»? Вот такую убийственную эклектику?!


Боголюбский собор в Мичуринске (Козлове), 1848-1873 гг. По «типовому» проекту К.Тона


Ленинградский (Петербургский) вокзал в Москве. Арх. К.Тон, 1849 г.


Успенская церковь на набережной лейтенанта Шмидта (Николаевской) в Петербурге.
Арх. Г.Косяков, 1896-1898 гг.


Церковь Воскресения «на крови» на Екатерининском канале (Грибоедова) в Петербурге.
Арх. А.Парланд, 1887-1907 гг.


В одно из моих первых посещений Ленинграда, я был неожиданно поражен именно этим сооружением. Оно внезапно открылось с Невского проспекта, вдали, и было действительно весточкой из времени древнерусского искусства, неожиданно возникшей в дождливом и туманном городе, среди дворцов, украшенных колоннадами и портиками. И мы пошли по набережной, но по мере приближения все очарование исчезало на глазах. Древнерусские силуэты дробились на куски, и неимоверное количество деталей отделки разбивало здание. Вблизи «русский стиль» выражал ту самую «официальную идею народности», которая никак не вязалась с понятиями древнерусской архитектуры. Основные формы, заимствованные у храма Василия Блаженного и храмов XVII века, но с подчеркнуто осевой композицией, привели к обратному эффекту - храм Воскресения «на крови» остался в плену своих имперских амбиций.
С тех пор церковь Воскресения «на крови» для меня является как бы синонимом понятия эклектика.

В 1860 - 1870-е гг. появляется еще одно направление, известное под именем «кирпичного стиля», в котором идея о стилеобразующем значении рационального строительного материала приобретает главное значение.


Здание городской думы (музей Ленина). Арх. Д.Чичагов, 1890-1892 гг.


Русская провинция тоже получила огромную порцию эклектики. Во время одной из поездок в Калугу, мне довелось побывать в Шамордино, в тогда всеми забытом углу Калужской глубинки. И я увидел огромный, чудовищный по своим размерам, тяжелый и до предела немасштабный собор. Что-то нелепое, где все смешано в одну кучу. Осматривал я его поздней осенью. Может быть, и дождливая осенняя погода добавила отрицательные эмоции.
Посмотрев на это сооружение - становится понятным, почему слово «эклектика» имеет у нас резко отрицательный оттенок.


Казанский собор в Шамордино, Калужской обл. Арх. В.Шервуд, 1889-1902 гг.
(да, тот самый Шервуд, который запроектировал Исторический музей в Москве,
«задавивший» исторические сооружения Кремля)


Особняк Цветкова на Пречистенской набережной. Арх. В.М.Васнецов, 1897 г.


Доходный дом в Крапивенском пер. Арх. Родионов, 1898 г.


Две последние фотографии показывают хорошо известные примеры зданий в «кирпичном стиле», которые скорее говорят о его потенциальных возможностях.
Но можно привести сотни примеров, которые говорят совсем о противоположном. Просто не хочется забивать страницы своего сайта фотографиями примитивных сооружений «кирпичного стиля», которым несть числа.
Вот две случайные фотографии для подтверждения.


Здание общественного городского собрания в Бийске, 1884-1915 гг.
Характерное для периода эклектики здание с кирпичным декором


Здание на Троицком проспекте в Петербурге


Но кроме этого в 1860-1870-х гг. появляется и демократический вариант «русского» стиля. Подобно передвижничеству в живописи, он задает свою линию в архитектуре. В 1870-е гг. меняется география распространения «русского» стиля. В Петербурге в основном официальный «русско-византийский стиль», а в Москве - его демократический вариант.

Таким термином в истории архитектуры обозначен псевдорусский стиль, который возник в рамках общего подъема интереса к национальной архитектуре, царившей в XIX веке, и представляет собой интерпретацию и стилизацию русского архитектурного наследия. Творчество И.П.Ропета (Петрова) наиболее последовательно определилось в области деревянной архитектуры, и оказало огромное влияние на строительную практику России конца XIX и начала XX в. Губернские и уездные города, дачные поселки, пригороды и окраины двух столиц на протяжении полувека застраивались сооружениями, являвшими собой бесконечные вариации проектов загородных домов Ропета. А чаще всего - своеобразный симбиоз «ропетовщины» и местных традиций народного зодчества.
Да, можно сказать, что в этом направлении присутствует истинная народность. Всем были близки и понятны заимствованные у народа и вновь вернувшиеся к нему мотивы.

Демократические варианты «русского стиля» это - положительный итог эклектики. Да и в разговорной речи мы чаще всего называем это течение не эклектикой, а какими-то другими, более ласковыми именами.


Проект жилого дома. Листы из альбома «Мотивы русской архитектуры»


В одном исследование встретилось название «Терема Ропета» -
вот это наименование как-то больше подходит!


Еще один красивый проект - Ферма


Баня в усадьбе Абрамцево. Арх. И.Петров (Ропет), 1873 г.


Надо, впрочем - отметить самое главное, а именно то, что все вышеперечисленные деления на отдельные «направления» весьма условны. Так как эклектика - это не стиль, а смешение различных стилей в самых замысловатых комбинациях.

Это, разумеется, беглый обзор эклектики и отдельных её направлений в XIX веке. При внимательном рассмотрении список получается значительно длиннее.
И вот, под занавес XIX века, в 1890-е годы, вновь - как и 1830 годы - встал вопрос об архитектурном стиле.
Многостилье эклектики теперь уже расценивалось как свидетельство отсутствие стиля!
После всех вариантов и разновидностей эклектики, в России начинает зарождаться совершенно новый - стиль модерн.

Подведем итоги .
Эклектика господствовала а России с 1830 по 1890-е годы. Я не люблю эклектику и обычно стараюсь не обращать внимание на сооружения этого времени. Но в строительном отношении именно в тот период были построены очень качественные сооружения. Количество построек тоже огромное. И большинство из них продолжают функционировать. Так что - нравится мне или не нравится - но сооружения периода эклектики занимают большое место в наших городах и поселках, селах и монастырях. К тому же именно во время господства эклектики началось массовое строительство многоэтажных жилых зданий. Впрочем, у нас мало кто обращал внимание на архитектуру доходных домов второй половины XIX века. Они просто уверенно стоят уже более 150 лет, крепкие и достаточно комфортные даже по сегодняшним меркам. Пожалуй - только в последние три десятилетия в них увидели эстетическую ценность.

И - будем объективны в оценке эклектики. В историческом плане ее заслуги все-таки огромные. Более полувека русские архитекторы искали национальный стиль. С 1830-х и почти до конца XIX века шли поиски национального своеобразия, поиски сложные и противоречивые.
Стиль модерн возник не на пустом месте, он вырос из эклектики - и смог сказать новое слово в развитии русской архитектуры.

Литература:
- История русской архитектуры. - М.: Академия архитектуры СССР, Институт истории и теории архитектуры, 1956.
- Е.И.Кириченко. Русская архитектура 1830-1910-х годов. - М.: Искусство, 1982.

Отборный. Так с греческого переводится слово «эклектика». Отборной она стала, поскольку вобрала все лучшее, от разных направлений , живописи, литературы, дизайна.

Направление сформировано в начале прошлого столетия авангардистами. В стремлении создать новое, они отказывались от старого. Однако, вскоре выяснялось, что это «новое» уже использовалось кем-то и когда-то, к примеру, тысячелетия назад в , Месопотамии, или .

Тогда, творцы решили сделать новое на основе всего лучшего из старого. Компоновка разноплановых, но отборных элементов дала эклектику. Переработали не только окружение предметов, но и их материалы.

Так, софа в стиле барокко может быть сделана из нержавеющей стали и синтетических тканей. Но, раз уж речь зашла об эклектическом , с него и начнем .

Стиль эклектика в интерьере

От простого нагромождения стиль эклектика отличается использованием родственных стилей. , к примеру, близок классике, но более строг с позиции форм, геометрии.

Плавные линии модерна перекликаются с завитками барокко. Можно добавить 3-ий стиль, но не более того. К тому же, квартира в стиле эклектика объединена цветовой палитрой и используемыми текстурами.

Интерьер в стиле эклектика

Объединение стилей проводится, в основном, через текстиль и мелкие элементы декора. Соответственно, дом в стиле эклектика всегда полон вазочками, подушечками, картинами.

Общее впечатление от подобной мелочевки – уют, тепло. Ощущение пропитанности интерьера солнцем поддерживают, так же, золоченные рамы, ручки дверей и комодов.

Позолота – особенность стиля эклектика . К его изюминкам относят, так же, красочные покрытия для пола, в частности, ковры. Они, зачастую, и привносят в интерьер этническую, деревенскую «нотки».

Деревенские мотивы в эклектике сочетаются с паркетными полами и . Мебель отличается стеганной обивкой и фигурными ножками, не важно делается ли гостиная в стиле эклектика , или ванная комната.

Сделать их завершенными помогут портьеры. От слова «шторы» отказались намеренно. «Портьеры» словари определяют, как тяжелые занавески для окон. В эклектике нет воздушных тюлей. Зато, портьеры можно сочетать с плетеными моделями в стиле.

Тяжелые шторы и обилие декоративных элементов загромождают пространство. При этом, кухня в стиле эклектика или прочие помещения радуют простором. В чем секрет? Секретов несколько. Во-первых, прибегают к многоуровневым потолкам.

Они раздвигают пространство. Характерно добавление лепнины. Второй секрет эклектического простора – встроенная мебель и раздвижные двери. Если они экономят пространство, то обилие зеркал зрительно расширяет его. Глубины интерьерам придают, так же, камины. Они – желанные «гости» эклектических интерьеров.

Стиль эклектика в архитектуре

Архитектурный стиль эклектика принято называть историзмом. Современные здания, как правило, придерживаются одной стилистики. Дома со сложными фасадами и обилием декора – фишка 18-го, 19-го столетий.

Достаточно вспомнить госбанк в . Он стоит на улице Неглинной. В здания в стиле эклектика включены и Сандуновские бани на Кузнецком мосту и Международный торговый банк на нем же. Эти дома входят в список строений с приставкой «нео», то есть «новый». Под этой приставкой и скрывается архитектурная эклектика.

Неореализм, неоромантизм, неоготика, неогрек, необарокко являются модификациями уже сформированных раньше стилей. Преобразование подразумевает внесение чего-то нового. Берут его, как правило, из других направлений. Архитекторы, подобно художникам-авангардистам, редко придумывают что-то абсолютно неизвестное ранее.

Здания в стиле эклектика признаны демонстрацией роскоши и власти. Позволить себе дома сложных форм, с массой декоративных деталей могли лишь сильные мира сего. Именно поэтому здания в стиле эклектика сосредоточены в центре Москвы.

Правящая верхушка и элита знати проживала именно здесь, здесь же вела бизнес. Подобные эклектические кварталы есть и в ряде городов Америке, к примеру, в Нью-Йорке. Достаточно вспомнить местный небоскреб «Вулворт».

В особенности стиля эклектика архитектурного, как и интерьерного, входит «игра» с назначением предметов, материалами из которых они сделаны. Так, ордер в Древней Греции – часть акрополей.

Неоготика и неогрек позволили себе использовать композиции из вертикальных колонн в зданиях общественного назначения, дворцах и частных домах. Прием «работает» по сей день.

Только, в современных строениях проектировщики, как правило, не нагружают те же колонны. Из несущих элементов конструкций они переведены в декоративные элементы.

Раз нет нагрузки – нет нужды делать элементы из каменных блоков, монолитов. Сандрики, розетки, колонны, карнизы, пилястры делают из , порой даже гипсокартона и прочих бюджетных материалов.

В 21-ом веке эклектика в архитектуре, в основном, решает задачи, ставящиеся при реконструкции зданий. Стоял, к примеру, в центре Нижнего Новгорода склад при ярмарочном комплексе прошлых столетий.

Комплекс этот выполнен в эклектическом стиле, как и большинство зданий исторического района. Вот архитекторы и надстроили склад, используя полуциркульные окна, теремные кровли, ширинки. Последний термин в архитектуре означает прямоугольные углубления в стенах. Все это можно рассмотреть на фото.

Эклектика – стиль , примененный при реставрации склада в центре Новгорода в 2003-ем году. К 2017-му многие стали забывать, что здание на Совнаркомовской улице выглядело когда-то иначе.

Кажется, что дом строился в былые . Поэтому-то стиль эклектика в архитектуре и именуют историзмом. Точкой опоры всегда являются направления былых времен.

Стиль эклектика в одежде

Кто взял героиню статьи в подиумный дизайн? Стиль эклектика привел сюда Жан Поль Готье. Кутюрье перемешал в одежде не только стили, религии, культуры, но и пола, предложив женщинам, а мужчинам – . Наряды получились эксцентричными, чем и «взяли» публику.

Поняв успех сочетания в одном образе старого и нового, бюджетного и дорогостоящего, натурального меха и , Готье стали вторить прочие дизайнеры. Один из них Пол Смит. Кутюрье из Британии взялся сочетать традиционные, материалы и новые формы, крой одежд.

Сочетанием разных текстур и фактур занялись Доменико Дольче и Стефано Габбано. Донна Каран нашла баланс между разностилевыми и нарядами. Обратился к эклектике и Марк Джейкобс.

В коллекциях последних 3-ех сезонов лучшие примеры стиля критики нашли именно у него. Кутюрье явил миру образы с экстравагантными шляпами, дополняющими костюмы простого кроя и многослойные, разнофактурные ансамбли. По этому пути пошел и Майкл Корс. Однако, в его коллекциях «краски» сглажены, эклектика – лишь мотив, а не основа.

Как и в архитектуре, интерьере, прочих направлениях искусства, дизайн выдвигает эклектике стилистические . Больше 3-ех направлений моды тоже не мешают. Разноплановые предметы гардероба «бьются» меж собой цветом, похожими фактурами, текстурами, декоративными элементами, принтами.

Если в мир высокой моды эклектику ввел Готье, то в народе стиль сформировали хиппи. Соответственно в одежде направление стало выражаться в 70-е годы прошлого века.

Хиппи, как и художники авангардисты, бунтовали против правил, хотели выделиться. Хотя, даже их идея перевернуть устои оказалась не нова. Напоследок, краткий экскурс в историю живописи.

Стиль эклектика в живописи

Эклектические картины можно найти в шедеврах времен манерьизма. Так именуют время потери гармонии между духовным и телесным, свойственной для времен ренессанса. Они предшествовали 16-му веку, когда творил Франческо Сальвиати.

Ища новую опору искусства, он начал смешивать стили. Позже, этим занялся и Джованни Баттиста. Он, к примеру, начал соединять современную живопись с фрагментами картин времен античности.

Как видно, эклектика рождается, когда отживают идеи прошлого. Общество оставляет себе лишь их фрагменты, полюбившиеся и не достойные забвения. Пустое пространство нужно заполнять.

Если не появляется новое, притягивают фрагменты, оставшиеся от прочих успешных когда-то течений. В философии тенденция начала наблюдаться еще во времена античности. Так что, началась эклектика с мысли, лишь потом вылившись в форму.

Попросту говоря, это сочетание разных стилей.

Чем старше становится человечество, тем сложнее даются ему поиски оригинального пути в искусстве. Так или иначе, все обречены на повторы. Искусство сочетания, диалог составляющих внутри целого, гармония противоположностей – на этом построен мир, и в умении претворить общечеловеческие принципы мировоззрения в искусстве, выстроить на базе чужого свою вселенную – вот где истинная виртуозность мастера.

Смешение разнородных стилей, идей, взглядов в нечто, не признаваемое традиционно за целостность, в научной терминологии принято обозначать термином "эклектика" .

Термин был впервые употреблен во II в. н.э. родоначальником философской школы эклектизма Потамоном. В условиях распада рабовладельческого строя эклектики видели своей целью создание нравственных норм, но ограничивались при этом соединением чужих мыслей (Платона, Аристотеля, стоиков, эпикурейцев и т.д.). Возможно, в это же время термин получает и негативный оттенок в значении – отсутствие оригинальности, подражательность, поверхностное заимствование.

Арка Септимия Севера в Риме. 203 г.

Таким образом, эклектика – это не только обозначение стиля, но и художественный метод.
Им активно пользовались, к примеру, и в период Манерьизма в Европе.

Франческо Сальвиати. Давид танцует перед священым ковчегом. 16 в.

Позднее в период неоклассицизма во второй половине XVIII в. стилевое смешение легло в основу работ итальянского архитектора, графика, теоретика Джованни Баттиста Пиранези (1720–1778). В пояснениях к своим фантасмагорическим офортам Пиранези утверждал, что классический художник должен выбирать и соединять все лучшее из египетского, греческого и римского искусства. В его композициях мы видим и римские триумфальные арки, и галереи, обелиски, пирамиды, этрусские вазы, саркофаги и т.д.

В дополнение к своему методу Пиранези выдвинул идею соединения современной живописи и скульптуры с подлинными античными фрагментами в композиции зданий.
В теории искусства принято мнение, что художественный стиль возникает на основе целостности всех элементов художественного произведения. Эклектичность же препятствует сложению исторического стиля, накладывая отпечаток безвременья и безликости. Тем не менее, эпоха романтизма (XVIII–XIX вв.) с ее принципами свободного творчества положила начало эклектике как стилю. Один из вдохновителей немецких романтиков, философ А.В. Шлегель писал: «Мир велик, и в нем многое может существовать одновременно». А автор здания Большой оперы в Париже архитектор Ш. Гарнье добавлял: «В каждой эпохе – своя красота... Все, что истинно, все, что прекрасно, обязательно что-то говорит душе. Надо быть самому эклектиком, чтобы восхищаться эклектизмом».

В Большом Кремлевском дворце, построенном архитектором К.А. Тоном в 1838–1851 гг., продуманные планировка и конструкция замаскированы декорациями в «русском стиле».

Именно в этом заключается сущность эклектического метода: выбираются внешние «оболочки» стиля вне связи их с конструктивной основой.

В России термин «эклектика» в отношении стиля впервые употребил Н.В. Гоголь в статье «Об архитектуре нынешнего времени» (1831). Гоголь вопрошал архитекторов: почему бы в Петербурге не строить помимо «греческих и римских храмов» готические башни, мавританские минареты и китайские пагоды? По его мнению, «истинный эффект заключен в резкой противоположности; красота никогда не бывает так ярка и видна, как в контрасте...» И мечта Гоголя была осуществлена.
Один из ранних примеров эклектической архитектуры в России – Лютеранская церковь Св. Петра на Невском проспекте в Петербурге (1832–1838), созданная А.П. Брюлловым , соединила черты романской и готической архитектуры, а также элементы классицизма.
http://arttower.ru/forum/uploads/monthly_09_2013/post-8574-1378451138.jpg

К середине XIX в. понимание эклектики меняется. Утрачивая конструктивную основу, элементы разных стилей обесценивались; отдаляясь от своих исторических прототипов, становились неузнаваемыми и похожими друг на друга.
На волне «антиэклектического движения» рождалось искусство модерна.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: