Справедливое правление имама махди. Золотые копи и россыпи самоцветов Три вида радикалов

Если Махди – это тот, кого Всевышний приготавливает для правления мусульманами всего мира в самый тяжкий период, то какими же качествами он должен обладать? Конечно же, самыми высокими качествами Ислама. Это случится тогда, когда земля переполнится несправедливостью и жестокостью. А нравы Ислама неразделимы, они взаимосвязаны.

Искренне верующий обладает всеми этими качествами. Имам Махди будет обладать ими в наивысшей степени. Потому что он наместник Всевышнего Аллаха на земле, который будет править согласно Его наставлениям, воевать против несправедливости, по Сунне Пророка (мир ему и благословение) и по пути Пророка (мир ему и благословение).

Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Он наполнит эту землю справедливостью». Всевышний в Коране говорит (смысл): «Воистину, Аллах повелевает быть справедливости и добру ». Также Всевышний, обращаясь к Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение), говорит (смысл): «Ты скажи: Мой Господь повелел мне справедливость ». «Когда вы что-то говорите, то будьте справедливы, когда выносите решения между людьми­ – поступайте по справедливости». Основное оружие Махди в этот период – справедливость. Значение этого качества настолько важно, что Аллах поддерживает справедливое государство, даже если это правление неверующих; настолько важно, что Творец всего сущего сокрушает несправедливое государство, даже если это государство мусульман. А как же будут обстоять дела с государством мусульман, в котором будет абсолютная справедливость благодаря имаму Махди? Такое государство будет самым сильным государством, и этому государству будет помогать Всевышний. Абу Саид аль–Худри (да будет доволен им Аллах) рассказывает, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «На мою умму снизойдет страшная беда в последнее время от их правителей, о подобной беде люди никогда не слышали». «Будет такая несправедливость, что эта просторная земля будет казаться тесной, земля будет переполнена жестокостью и несправедливостью, и верующий не будет находить себе места от всего этого, и тогда Аллах ниспошлёт человека из моего семейства, он переполнит землю правильными решениями, как она была наполнена жестокостью.

Им будут довольны обитатели небес и обитатели земли, земля будет плодородной». Оказывается, при правлении Махди земля будет давать двойной, тройной, а то и больший урожай. «И небеса не будут удерживать (не будет засухи, будут лишь проливные дожди)». «Он среди них проживёт 7, 8 или 9 лет». «Живые будут желать, чтобы Всевышний воскресил умерших для того, чтобы посмотреть как Махди переполнил эту землю богатством, милостью Аллаха. Она распространится на всех». Будет так же, как и при Умаре ибн Абдаль-Азизе, при правлении которого семена пшеницы были размером с горох. Джабир говорит, что один человек пришёл к Абу-аль-Баширу и спросил его о восстановленных правах при правлении Махди. Вот такая справедливость будет при нём.

Первое его качество – справедливость, второе – поддержка угнетённых. Не останется разногласий и по поводу долгов. Так описывается справедливость во время правления имама Махди. Абу Бакр (да будет доволен им Аллах), когда его назначили правителем, сказал: «Самый слабый среди вас не станет самым сильным, пока я не восстановлю его права. И самый сильный среди вас будет самым слабым, пока я у него не заберу то, что он должен кому-то». Таким же образом и Махди будет восстанавливать права ущемлённого.

О том, как произойдет присяга (байат)

Со времён Пророка (мир ему и благословение), когда назначался правитель мусульман, остальные мусульмане давали ему клятву, это и называется «байат» . Такую клятву дадут и имаму Махди когда он объявится.

Между Хасаном, сыном сподвижника Али (да будет доволен ими Аллах) и имамом Махди, которого мы все ждём, есть схожесть. А эта схожесть заключается в том, что имам Махди под угрозой других мусульман будет вынужден взять на себя эту миссию. Об этом есть хадис, приводимый Наимом ибну Хамадом от Амру ибну Шуайба: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «В месяце Зуль-каида племена начнут воевать друг с другом, будет пролито много крови в местности Мина, произойдет фитна, и будет много убитых», – говорит Пророк (мир ему и благословение), – «В местности, где находится «Джамрат уль Акаба», будут лужи крови»». Чтобы избежать этого хаоса (фитны), Махди будет вынужден бежать из этих мест, но его догонят остальные мусульмане и приведут его к Священной Каабе. Между макамом Ибрахима и одним углом Каабы они его заставят со словами: «Если откажешься, мы отрубим тебе голову», и, будучи под их давлением, он будет вынужден взять на себя миссию предводителя. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Им будут довольны и обитатели небес и обитатели земли».

Это большая радость, большое известие, что именно в тот год, именно в тот момент, когда произойдет смута на самой святой земле, Всевышний пошлёт человека, который успокоит и будет препятствовать беспорядку.

«Количество мусульман, которые окружат имама Махди с требованиями правления мусульманами, будет около 300 человек», Они дадут ему клятву, и с большим нежеланием он это примет. И после этой клятвы количество людей, которые будут давать ему присягу, будет увеличиваться. В другом риваяте, приводимом Абу Даудом в своем «Сунане» от Умм Салямы, супруги Пророка (мир ему и благословение), сказано, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «После гибели правителя между людьми произойдут разногласия, и человек из Медины отправится в Мекку и его догонят жители Мекки и выведут между углом Каабы и макамом Ибрахима, а он, этого не желая, будет правителем мусульман». Как мы видим, в этом хадисе более подробно описывается то, как это произойдет.

«Кроме того, к нему будут отправлены делегации из Шама», – говорит Пророк (мир ему и благословение). «Их (делегацию, которую будут отправлять из Шама (Сирии)) поглотит земля на равнине между Меккой и Мединой». «После того, как люди узнают о нем, к нему придут будалау шшам», – говорит Пророк (мир ему и благословение). Абдаль – это те рабы Аллаха, которые всегда скрыты от нас, и которые поклоняются Всевышнему. Они придут к имаму Махди и дадут ему клятву. Вот так произойдёт назначение имама Махди правителем над остальными мусульманами.

Внешность имама Махди

Пророк (мир ему и благословение) в хадисе от Саида Худри (р.а.) говорит: «Он будет схож со мной, он будет широколобым и с «орлиным» носом». Также, описывая его возраст, Пророк (мир ему и благословение), сказал: «Он сорокалетний человек». Пророк (мир ему и благословение) говорит: «Махди – он молодой из нашей семьи», «он будет обладать таким «орлиным», красивым носом». Далее Пророк (мир ему и благословение), описывая его, уподобляет его лицо луне в ночь полнолуния. «Произойдёт между вами и между румами 4 перемирия, в период правления человека из семейства Харуна, который будет длиться 7 лет». У Пророка (мир ему и благословение) спросили: «О, Посланник Аллаха, а кто будет имамом мусульман в то время?». Он (мир ему и благословение) ответил: «Имамом будет человек из моего потомства сорокалетнего возраста, будет обладать красивым лицом, подобным луне в ночь полнолуния». Далее Пророк (мир ему и благословение) описывает его: «У него глаза будут широкими, зубы блестящими, а на лице будет приятный признак, особенно на щеках, на его лопатке будет печать пророчества, он будет среднего роста, с густой бородой». По описаниям, становится ясно, что имам Махди будет обладать отличительной от остальных, красивой внешностью, которая с первого взгляда вызовет почтение и уважение. Он будет молчаливым. Никогда не начнёт разговор сам. Всегда будет спокоен, пребывая в смиренности, как настоящие верующие, которые знают истину. Как сказал Пророк (мир ему и благословение) своим сподвижникам: «Если бы остальные люди знали столько, сколько знает он, они бы больше плакали и меньше смеялись». Также о его внешности сказано, что его цвет лица будет цвета кожи араба, тело исраилита. «Когда настанет последнее время, Аллах ниспошлёт человека, имя которого – моё имя, нрав которого – мой нрав, звать которого будут Абу Абдиллях», – говорит Пророк (мир ему и благословение).

Вопрос: Кто такой имам аль-Махди или кто им будет? Есть ли в Коране или Сунне доказательства, подтверждающие, что он выйдет перед Днём Суда?
Каков порядок появления признаков Судного Дня? Таких как выход аль-Махди, смута Даджаля, выход народа Йаджудж и Маджудж (библейские Гог и Магог – прим.пер.) и нисхождение Исы, мир ему?
Прошу вас подробно ответить на вопросы.

Ответ: Вся хвала Аллаху.

Имам аль-Махди – это праведный человек из потомков пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. Он придёт перед Судным Днём. Посредством его Аллах исправит положение людей и наполнит землю справедливостью после того, как была она наполнена несправедливостью и притеснениями. Его имя соответствует имени Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, а имя его отца – имени отца Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Таким образом, имя имама аль-Махди – Мухаммад ибн ‘Абдуллах аль-Махди или Ахмад ибн ‘Абдуллах аль-Махди. Он будет потомком посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, через его дочь Фатыму и через её сына – Хасана ибн ‘Али, да будет Аллах доволен ими всеми. Он появится после того, как испортится время, и земля наполнится несправедливостью и злобой.

Мы упомянули важнейшие качества аль-Махди. На появление аль-Махди и на его качества указывают несколько хадисов. Они в совокупности достигают степени ат-тауатур аль-ма‘науи(значение хадиса достигло степени ат-тауатур). (Ат-тауатур — это хадис, переданный столь большим числом передатчиков, что невозможно, чтобы они объединились во лжи – прим. пер.). Подробно эти хадисы разбираются в вопросе под № 1252.

Относительно порядка проявления признаков Судного Дня ученые разногласят. Причина их разногласий в том, что в Сунне не приводится этот порядок. Однако ученые в процессе исследования упорядочили некоторые признаки Судного Дня в следующем порядке:

1 — Появление малых признаков наступления Часа. Они многочисленны и не упорядочены. Среди них: направление с призывом Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и его смерть; эпидемия, чума в ‘Амуасе, появление смут, потеря верности и честности; исчезновение знания, появление невежества, распространение ростовщичества, прелюбодеяния, распространение музыкальных инструментов и вина и объявление их разрешёнными; строение высоких зданий, учащение убийств, ускорение времени, украшение мечетей, появление многобожия, распространение разврата; частое проявление скупости, учащение землетрясений, появление провалов в земле, превращение (людей в другое) и забрасывание камнями с неба; уход праведных людей; верующий станет видеть вещий сон, пренебрежение делами Сунны, многочисленное распространение лжи, лжесвидетельств, внезапных смертей; обилие дождей, нехватка растений, люди станут желать себе смерти; многочисленность римлян и борьба с ними и другие малые признаки Судного Дня, которые достоверно закреплены в нескольких хадисах от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

2 – Выход или появление аль-Махди. Он появится до появления Даджаля и до нисхождения ‘Исы (Иисуса) ибн Марьям, да благословит его Аллах и приветствует. На это указывает хадис, который передал Джабир, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда снизойдёт ‘Иса ибн Марьям, их предводитель аль-Махди скажет: „Будь нашим руководителем в молитве“. На что ‘Иса ответит: „Нет, воистину, один из вас должен руководить молитвой других, так как в этом знак почета от Аллаха этой общине“» (привёл аль-Харис бин Аби Усама в его «Муснаде»; Ибн Кайим в «Аль-манар аль-муниф» (т. 1, с. 147) сказал, что цепочка передатчиков этого хадиса хорошая). И подобный хадис, но без упоминания имени предводителя приводится у Муслима: «Когда снизойдёт ‘Иса ибн Марьям, их предводитель скажет: „Будь нашим предводителем в молитве“. На что он ответит: „Нет, воистину, одни из вас предводители другим, так как в этом знак почета от Аллаха этой общине“» (привёл Муслим под № 225). ‘Иса, мир ему, будет молиться за аль-Махди, что указывает на то, что он придёт до ‘Исы. Как известно, ‘Иса будет тем, кто убьёт Даджаля, что указывает на то, что Даджаль появится во время, когда будет аль-Махди.

См. подробнее в вопросе № 10301.

3 – Появление Даджаля. См. подробнее в вопросах под № 8806, 171, 8301.

4 – Нисхождение ‘Исы ибн Марьям, мир ему, и убийство им Даджаля. Подробнее смотрите в вопросе под № 10302.

5 – Выход народа Йаджудж и Маджудж. На то, что выход народа Йаджудж и Маджудж приходится на время пророка ‘Исы, мир ему, указывает хадис от ан-Наууаса бин Сам‘ана, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, рассказывая сподвижникам о Даджале, сказал: «И вот, пока они будут так, внезапно, Аллах внушит ‘Исе: „Истинно, Я выпустил рабов, принадлежащих Мне (т. е. народы Йаджудж и Маджудж – прим. пер.). Ни один человек не сможет сразиться с ними. Поэтому огради рабов Моих на (горе) Тур“. Аллах пошлёт Йаджудж и Маджудж, которые придут кишащими вниз с каждой возвышенности. Первые их (ряды) пройдут мимо Табарийского озера и выпьют его. Когда же к нему подойдут последние их (ряды), они скажут: „Когда-то здесь была вода!“» (привёл Муслим под № 2937). Подробнее смотрите в вопросах № 171 и № 3437.

После этого признаки наступления Часа будут быстро следовать друг за другом. В хадисе от Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, сказано, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Знамения последуют друг за другом, подобно тому, как падают друг за другом бусины с нитки» (привёл ат-Табарани в своём труде «Му‘джам аль-аусат»; аль-Албани подтвердил достоверность этого хадиса в «Сахих аль-джами‘»). После этого солнце взойдёт с запада, появится Зверь, возникнут провалы в земле и проявятся другие большие признаки Судного Дня.

Просим Аллаха сделать нас стойкими в вере до самой смерти!

А Аллаху ведомо лучше.

Для более подробной информации обратитесь к книге «Аль-махди аль-мунтазар» д-ра ‘Абдуль-‘алима аль-Бастауи (т. 1, с. 356), книге «Ашрату ас-са‘а» Юсуфа аль-Уабиля (с. 249). Также см. вопрос № 3259.

Сайт «Ислам: вопрос и ответ» Islam Q&A фатва № 43840

Хадисы, указывающие на приход имама Махди, являются хадисами-мутаватир

Чтобы не осталось никаких вопросов и сомнений относительно обязательности веры в приход имама Махди представляю вниманию читателя тексты, содержащие изречения ученых-мухаддисов о том, что хадисы, указывающие на приход имама Махди , являются хадисами-мутаватир, подобно хадисам о Даджале, Мосте Сырат и нисхождении пророка ‘Исы .

В книге «Назмуль мутанасир миналь хадис аль-мутаватир» (стр. 236) имама-мухаддиса Мухаммада ибн Абиль Файда аль-Каттани, рахимахуллах, приводится поимённо следующий список передатчиков хадисов, которые повествуют о приходе имама Махди :

1. Ибн Мaс’уд. Его хадис приводят у себя в сборниках Сунны имамы Ахмад, Абу Дауд, ат-Тирмизи и ибн Маджа.
2. Умм Саляма. Ее хадис приводят Абу Дауд, ибн Маджа и аль-Хаким в книге «Аль-Мустадрак».
3. ‘Али ибн Аби Талиб. Его хадис приводят Ахмад, Абу Дауд и ибн Маджа.
4. Абу Са’ид аль-Худри. Его хадис приводят имамы Ахмад, Абу Дауд, ат-Тирмизи, ибн Маджа, Абу Я’ля и аль-Хаким в «Аль-Мустадраке».
5. Саубаан. Его хадис приводят Ахмад, ибн Маджа и аль-Хаким в «Аль-Мустадраке».
6. Курра ибн Иияс аль-Мазани. Его хадис приводят аль-Баззар и ат-Табарани в книгах «Аль-Кябир» и «Аль-Аусат».
7. АбдуллАх ибн аль-Харис ибн Джуз. Его хадис приводят ибн Маджа и ат-Табарани в «Аль-Аусате».
8. Абу Хурайра. Его хадис приводят имам Ахмад, ат-Тирмизи, Абу Яаля, аль-Баззар в двух своих «муснадах», ат-Табарани в «Аль-Аусате» и другие шейхи.
9. Хузейфа ибн аль-Ямаан. Его хадис приводит ар-Руяни.
10. Ибн Аббас. Его хадис приводит Абу Нуайм в «Сообщениях о Махди».
11. Джабир ибн АбдуллАх. Его хадис приводят имамы Ахмад и Муслим.
12. Усман. Его хадис приводит ад-Даракутни в «Аль-Афраад».
13. Абу Амама. Его хадис приводит ат-Табарани в «Аль-Кябире».
14. Аммар ибн Я’сир. Его хадис приводят ад-Даракутни в «Аль-Афраад», аль-Хатыб и ибн Асакир.
15. Джабир ибн Маджид ас-Судфи. Его хадис приводит ат-Табарани в «Аль-Кябире».
16. Ибн ‘Умар. Его хадис приводит ат-Табарани в «Аль-Аусате».
17. Талха ибн ‘УбайдуллАх. Его хадис приводит ат-Табарани в «Аль-Аусате».
18. Анас ибн Малик. Его хадис приводит ибн Маджа.
19. Абду-Рахман ибн ‘Ауф. Его хадис приводит Абу Нуайм.
20. Имран ибн Хусайн. Его хадис приводит имам Абу Амр ад-Даани в своем «ас-сунане»
— разыАллаху анхум аджма’ин.

Слова мухаддисов о том, что хадисы о приходе имама Махди — это хадисы-мутаватир

В книге «Назмуль мутанасир миналь хадиси аль-мутаватир» (стр. 237-238) имама-мухаддиса Мухаммада Абиль Файда аль-Каттани, рахимахуллах, сказано следующее о том, что хадисы, сообщающие о приходе имама Махди, алейхи ссалям, являются хадисами-мутаватир:

«[Далеко] не один ученый приводит слова от аль-хафиза ас-Сахаави, да будет милостив к нему Всевышний Аллах, о том, что хадисы о приходе Махди являются хадисами-мутаватир. Сам имам ас-Сахави, рахимахуллах, говорит об этом в книге «Фатхуль му’ис», ссылаясь на слова Абуль-Хусейна аль-Абри, рахимахуллах. В труде шейха Абуль Аляа Идриса ибн Мухаммада ибн Идриса аль-Хусейни аль-Ираки, рахимахуллах, посвященном приходу Махди, алейхи ссалям, говорится, что сообщения, повествующие об этом, достигли степени хадисов-мутаватир или почти достигли этой ступени. Этот ученый пишет: «О том, что хадисы о приходе Махди имеют степень хадисов-мутаватир, решительно высказался далеко не один аль-хафиз ан-накид». В комментарии к «Ар-Рисаля» шейха Джасуса, рахимахуллах, говорится: «Сообщение о приходе Махди содержится в многочисленных хадисах; имам ас-Сахави, рахимахуллах, отметил, что эти хадисы достигли степени таватур». В комментарии к книге «Аль-Мавааг’иб» приведены следующие слова Абуль-Хусейна аль-Абри, рахимахуллах, из книги «Манакибу аш-Шафии»: «Сообщения о том, что Махди из этой уммы и что Иса, алейхи ссалям, будет совершать намаз (ас-салят) за ним, являются хадисами-мутаватир». В книге «Ма’ануль вафа би мааниль иктифа» шейх Абуль-Хусейн аль-Арби, рахимахуллах, пишет: «Хадисы, указывающие на приход Махди, а также на то, что он будет властвовать 7 лет и наполнит землю справедливостью, достигли степени хадисов-мутаватир и известны обилием своих передатчиков от Посланника Аллаха » (конец цитаты из книги шейха аль-Каттани, рахимахуллах).

Имам Захид аль-Кяусари, рахимахуллах, пишет в своем труде «Ан-Назратуль аабира» (стр. 73):

«Что касается того, что хадисы, повествующие о приходе Махди, Даджаля и Исы, алейхи ссалям, являются хадисами-мутаватир, то этот факт не является предметом сомнения у ученых-хадисоведов».

Шейх ибн Халдун и хадисы о приходе Имама Махди

По словам имама-мухаддиса Мухаммада ибн Абиль Файд аль-Каттани, рахимахуллах, сомневающиеся в том, что хадисы о приходе имама Махди, алейхи ссалям, достигли степени таватур, часто опираются в этом вопросе на мнение шейха ибн Халдуна, рахимахуллах, который отмечал слабость иснадов этих хадисов. Ниже последует текст от упомянутого выше шейха Абуль-Файда аль-Каттани, рахимахуллах, развеивающий сомнения в том, что хадисы о приходе Махди достигли степени таватур. На стр. 238-й книги «Назмуль мутанаасир» этот мухаддис, в частности, пишет:

«[Известно, что] шейх ибн Халдун в «Ал-мукаддима» подверг исследованию, по мере своих сил и возможностей, иснады хадисов, рассказывающих о приходе Махди, алейхи ссалям. В результате репутация этих хадисов пострадала. Однако ученые ответили ибн Халдуну, рахимахуллах, и доказали, что хадисы о приходе Махди, алейхи ссалям, приводимые в различных «иснадах», многочисленны и достигли ступени таватур. Эти хадисы приводят в своих сборниках (ас-сунан, аль-масанид, аль-мааджим) такие имамы-мухаддисы, как Ахмад, ат-Тирмизи, Абу Дауд, ибн Маджа, аль-Хаким, ат-Табарани, Абу Яаля аль-Маусили, аль-Баззар, разыАллаху ‘анхум, и другие. Среди передатчиков данных хадисов очень большое количество сподвижников Посланника Аллаха . Учитывая вышеперечисленное, никак нельзя отрицать эти хадисы…»

Затем шейх-мухаддис, сетуя, что многие отрицают то, что хадисы о приходе Имама Махди, алейхи ссалям, являются хадисами-мутаватир, пишет в книге «Назмуль мутанасир» (стр. 239-240):

«…ведь в наше время приходится видеть, как многие люди сомневаются в том, что хадисы, повествующие о приходе Махди, достигли степени «таватур». Они спрашивают: «Являются ли хадисы о приходе Махди достоверными, или в их достоверности имеется сомнение?» Многие из них опираются на слова ибн Халдуна, рахимахуллах, хотя этот алим не был хадисоведом. Ведь очевидно, что за разъяснением спорных вопросов надо обращаться к специалистам…»

Шейх Мухаммад ибн Ахмад ас-Сафаарини Ханбали об обязательности веры в приход Имама Махди

Шейх-мухаддис Мухаммад ибн Абиль Файд аль-Каттани, да будет милостив к нему Всевышний Аллах, в книге «Назмуль мутанасир» (стр. 238) цитирует слова ханбалитского шейха ас-Сафарини, рахимахуллах, об обязательности веры в приход Имама Махди, алейхи ссалям:

«Хадисы, сообщающие о приходе Махди, алейхи ссалям, очень многочисленны и достигли ступени таватур. Это знание распространилось среди ученых Сунны, что привело в итоге к принятию прихода Махди как одного из положений вероубеждения (акыды)».

Имам ибн Абиль-Файд аль-Каттани, рахимахуллах, сказал:

«После того, как ас-Сафаарини упомянул несколько хадисов, связанных с Махди и переданных многими сподвижниками Пророка , он сказал следующее: «Эти хадисы передаются как теми сподвижниками, чьи имена упоминаются, так и теми, чьи имена не упоминаются, а также людьми из поколения таби’инов и из следующего за ними поколения. Из чего мы делаем вывод, что сообщения, повествующие о приходе Махди, передают нам несомненное знание (аль-ильмуль кат’и). Следовательно, вера в Махди является обязательной. Это установлено людьми Знания и является частью акыды Cуннитов.

Имам-мухаддис Абдуллах ал-Гумари о том, что хадисы о приходе Махди являются хадисами-мутаватир

Отметив в книге «Аль-Хави филь фатава» (стр. 20-21), что хадисы, повествующие о приходе Даджаля, достигли степени таватур, имам-мухаддис Абдуллах ибн ас-Сыддык аль-Гумари, рахимахуллах, продолжил:

«То же следует сказать и о хадисах, сообщающих о приходе имама Махди, алейхи ссалям, которые достигли степени хадисов-мутаватир, так как передаются от Посланника Аллаха через многочисленные «иснады» от 30-ти сподвижников Посланника Аллаха и приводятся в книгах Сунны, таких как «ас-сиххах», «ас-сунан», «аль-джаваамиа», «аль-мусаннафаат» и т. д.

То, что хадисы о приходе Махди достигли степени таватур, сообщили также аль-Хафиз Абуль-Хусейн аль-Абри ас-Саджзи, автор известного тафсира имам аль-Куртуби, аль-Хафиз ибн Хаджар, аль-Хафиз ас-Сахаави, рахимахумуллах, и другие шейхи. А имам аш-Шяукяни, рахимахуллах, даже составил специальную книгу, разъясняющую, что хадисы, сообщающие о приходе Махди, Даджаля и нисхождении Исы, алейхи ссалям, достигли степени «таватур», и назвал свой трактат «Ат-Таудых ли баяни таваатури хадисиль мунтазар ва ддаджаль валь масиих»… Его ученик ас-Саийд ас-Сыддык Хасан Хан, рахимахуллах, тоже написал книгу «Аль-Изаату ли ма кяна ва ма якуну байна ядайи ас-са’а», в которой разьяснил, что хадисы о приходе Махди, Даджаля, ‘Исы, алейхи ссалям, являются хадисами-мутаватир…»

Станет пришествие Махди. В его явление верят как сунниты, так и шииты.

Мусульманские учёные, представляющие два ключевых течения в исламе, по-разному рассматривают Мессию.

Махди в суннизме

У мусульман-суннитов Махди - это человек, который должен явиться в конце времён и вместе с Пророком Исой (а.с.) уничтожить (Антихриста), а затем установить на планете процветание и порядок. Суннитские богословы, в отличие от шиитских, не указывают на конкретную личность, которая могла бы стать Мессией в будущем. Однако в хадисах содержится некоторая информация об этом человеке:

  • Он будет мусульманином. Подтверждением тому служат слова Посланника Аллаха (с.г.в.): «Махди - один из нас» (Ибн Маджа, Ахмад).
  • Он будет потомком Пророка Мухаммада (с.г.в.) Об этом свидетельствует хадис, приводимый Тирмизи и Абу Даудом.
  • Он будет тёзкой Божьего Посланника (с.г.в.), а точнее -носить одно из его имён. «Если у этого мира остались всего лишь сутки, то Всевышний продлил бы их для того, чтобы отправить людям моего потомка, чьё имя будет таким же, как моё, а имя его отца будет таким же, как имя моего отца» (Тирмизи, Абу Дауд).
  • Он будет править на протяжении 7-8 лет. Именно такой период упоминается в Пречистой сунне (в хадисе, приводимом Хакимом и Альбани).
  • Примечательная внешность. Пророк Мухаммад (с.г.в.) также смог описать своего великого потомка: «У него будет нос как у орла, а лоб его будет выступать» (Тирмизи).
  • Он придёт со стороны Ирана. Также известно, что Махди явится со стороны провинции Хорасан, расположенной на территории современного Ирана. Пророк (с.г.в.) наставлял сахабов: «Когда вы увидите чёрные полотнища, идущие со стороны Хорасана, идите им на встречу, так как Махди будет среди них» (Ибн Маджа, Ахмад).
  • Он появится до пришествия пророка Исы (а.с.) и появления Даджаля, что ознаменует совсем скорое окончание времён. Такой вывод богословы сделали из хадиса, который приводит Муслим: «Явится Иса, сын , и подойдёт к нему их повелитель (Махди) и скажет: «Стань нашим предводителем».

Когда должен явиться Махди?

Некоторые мусульманские богословы попытались назвать конкретные сроки прихода Махди. Многие сошлись на том, что это произойдёт во втором тысячелетии после смерти Милости миров Мухаммада (с.г.в.). Как известно, он перешёл в мир иной в 632 году по григорианскому летоисчислению. Это значит, что Махди, при пересчёте более короткого мусульманского лунного года на астрономический, должен появиться примерно в промежутке между 1605 и 2578 годами. А некоторые учёные, например, имам Суюти, говорил о том, что Махди может явиться и спустя 1500 лет после смерти Пророка (с.г.в.), то есть в 2091 году.

Махди в шиизме

Шиитская концепция относительно этого персонажа более конкретна, так как в ней называется конкретный человек, который и должен стать Мессией. Но у каждого течения шиизма собственное мнение на данный счёт. Согласно крупнейшему учению - , Мессией должен стать Мухаммад аль-Махди - потомок Заключительного Божьего посланника (с.г.в.), почитаемый шиитами как двенадцатый праведный имам.

Мухаммад аль-Махди родился в 869 году (Милади) в семье Хасана аль-Аскари - одиннадцатого праведного имама. Согласно шиитской доктрине, Мухаммад с юных лет жил в изоляции от остального общества под покровительством своего отца. После того, как тот умер, он общался с верующими исключительно через своих посредников. Этот период его жизни именуется «малым сокрытием». Так продолжалось до 941 года, когда аль-Махди бесследно исчез. Джафариты убеждены, что именно тогда он ушёл в «большое сокрытие», в котором будет пребывать вплоть до своего второго пришествия. Уход в сокрытие, как считают шииты, необходим был для того, чтобы избежать гибели имама. Предыдущие одиннадцать праведных имамов были убиты различными способами. Для того чтобы не прервался род имама Али (р.а.), Всевышний удалил последнего имама в сокрытие.

При этом шииты уверены, что после второго пришествия пророк Иса (а.с.) будет находиться в подчинении у имама Махди. Согласно шиитской доктрине, все праведные имамы выше, чем пророки, за исключением Пророка Мухаммада (с.г.в.).

По мнению шиитов-исмаилитов , в качестве Махди должен явиться старший сын шестого праведного имама Джафара ас-Садыка - Исмаил. Дело в том, что Джафар ас-Садык по неизвестным причинам лишил того права на имамат и назвал своим преемником младшего сына - Мусу. Это решение вызвало раскол в шиитском сообществе, так как Исмаил был очень популярен среди бедных слоёв населения, которые верили в то, что с началом его правления наступят перемены в обществе. Количество сторонников Исмаила росло, но вскоре он скончался. В этой ситуации его последователи заявили о том, что он не умер, а удалился в сокрытие и явится в будущем в качестве Мессии. Однако некоторые исмаилиты спустя некоторое время начали утверждать, что Исмаил умер, а Мессией является его сын Мухаммад.

При этом, шиитские богословы выступают категорически против попыток высчитать сроки явления Махди. Верующие должны с покорностью ожидать его прихода, которое состоится в нужное время.

Как мы видим, в представлениях суннитов и шиитов имеются как схожие моменты, так и различия. Они едины в том, что Махди будет арабом и потомком Пророка Мухаммада (с.г.в.). Кроме того, большинство мусульман уверены, что его имя - Мухаммад. А некоторые различия обусловлены особенностями во взглядах с позиции того или иного течения в исламе.

Сын халифа ал-Мансура, Мухаммед ибн Абу Джафар, получил титул ал-Махди. Присяга ему была принесена после того, как Иса ибн Муса, двоюродный брат ал-Мансура, согласился наследовать ал-Махди, пропустив его вперед себя. Ал-Махди взял в жены свою бывшую невольницу Хейзурану, от которой у него было два сына - Муса, получивший титул ал-Хади ("Руководящий"), и Харун, получивший титул ар-Рашид ("Идущий прямым путем"). Харун ар-Рашид в 782 году был объявлен преемником ал-Хади. Однако в 785 году халиф попросил старшего сына отказаться от прав на халифат в пользу Харуна, но Муса отклонил предложение отца. Тогда халиф решил лично отправиться в Джурджан, где в это время находился в военном походе ал-Хади, но по пути туда умер.

При халифе ал-Махди был принят важный закон, завершивший борьбу, начатую еще ас-Саффахом и ал-Мансуром, - о признании изначального главенства семьи дяди Пророка по праву ближайших родственников Мухаммеда. Таким образом, было отвергнуто положение, что Аббасиды получили право на халифат от Абдаллаха ибн Мухаммеда ибн ал-Ханафийа, внука халифа Али и Хаулы-ханифитки. Аббасиды исправили историческую ошибку, когда руководство мусульманской общиной осуществлялось в обход Аббаса ибн Мутталиба - дяди Пророка, старейшего в роде Хашимидов и самого близкого к Пророку родственника.

Это решение понравилось далеко не всем. В Исфахане и Азербайджане начались выступления хуррамдинцев. Ал-Махди послал против них войско, которое в соединении с отрядом правителя Табаристана - Амра ибн ал-Ала - выступило против бунтовщиков. Хуррамдинцы разбежались.

Более подготовленным оказалось восстание Хакима ал-Муканны в Хорасане. В одном из селений Мервской области Муканна собрал сторонников, используя шиитские лозунги. Затем он перебрался в Мавераннахр. Халиф приказал наместнику Хорасана Муазу ибн Муслиму уничтожить бунтовщиков. В поход выступили отряды под командованием Укбы ибн Салма, Джибраила ибн Йахйа и мавали Лайса. Потом халиф послал к ним отряд Сайда ал-Хараши. Муканна заперся в крепости провинции Кеш и продержался в ней целый год. В его поддержку, отвлекая силы халифского войска, выступили мятежники Джурджана, но были быстро рассеяны. Видя, что положение безнадежно, Муканна выпил яд, отравив перед этим всех своих домочадцев. Голову Муканны доставили во дворец халифа. Ал-Махди в этот момент находился в Халебе.

После смерти халифа ал-Махди его наследник ал-Хади начал с того, что отомстил матери, которой принадлежала инициатива потребовать от законного наследника отречения от власти в пользу Харуна. Ал-Хади отстранил мать от участия в государственных делах и запер ее на женской половине дворца. Своего брата Харуна он решил казнить, чтобы сделать наследником своего сына Джафара. По причине же участия в дворцовых интригах впал в немилость и визирь Яхья. Халиф заточил этого влиятельного Бармакида в темницу. Но, задев столь могущественные персоны, ал-Хади ускорил развязку - он был задушен во сне. Его халифат длился меньше года. Малолетнего сына халифа заставили отказаться от притязаний на высшую власть, и присяга была принесена ар-Рашиду.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: