Рэп батл гнойный против. Из-за чего Оксимирон впервые проиграл в баттле и почему Гнойный — это рэп-Трамп
В сеть выложили видеоролик рэп-баттла между Оксимироном (Мирон Федоров) и Гнойным (Вячеслав Машнов или Карелин). Поединок состоялся за неделю до этого, и уже тогда стало известно, что Федорова скинули с трона, но никто не ожидал, что его поражение будет настолько явным. Как за один час Гнойному удалось обличить прогнившую систему российского версуса - разбиралась .
«Приди и охлади мой пыл»
Баттл Оксимирона и Гнойного имеет все шансы побить существующие рекорды популярности: только за первую ночь ролик набрал 3,5 миллиона просмотров. Ждали поединка больше года, а за неделю, прошедшую между баттлом и публикацией видео, атмосфера накалилась еще больше: слухи о том, что кто-то сумел победить Оксимирона, поражали воображение (сам рэпер в конце записи назвал это историческим моментом). Мирон Федоров очень долго был лидером отечественного баттл-рэпа - долгое время самым просматриваемым роликом лиги Versus Battle была его битва с Джонибоем, которого он поборол вчистую.
Гнойный же (также известный как Слава ) - резидент лейбла «Ренессанс/Антихайп» - до поры до времени был менее заметным персонажем, хоть и главным игроком другой российской баттл-площадки, #SLOVOSPB. Однажды он прошелся по Оксимирону, и тот, на свою беду, вызвал его на поединок, уверенный в успехе. И проиграл со счетом 0:5.
Началось все с твита Оксимирона в июле 2016-го: «Гнойный, если реально хочешь узнать, кто баттл-мц и кто чисто за хайпом - жду на Слово-VS в 2017. Откатаю концерты и приду охладить твой пыл». Именно эти слова в итоге легли в основу текста песни Гнойного, которую он посвятил своей победе.
«Сегодня ты смотришь баттлы без панчей, а завтра порнуху без баб»
В лекции, посвященной русскому рэпу, культуролог и литературный критик Алексей Машевский разобрал творчество Оксимирона на поэтические составляющие. Анализировать треки Мирона Федорова с точки зрения рифм и поэтической интонации достаточно просто, учитывая, что у него самого филологическое образование (он закончил Оксфорд): в силу многочисленных книжных метафор и аллюзий Оксимирон существует скорее в литературной, то есть культурной парадигме, чем в контркультурной. Но в лекции речь о рэпе в студийных работах, а не о баттл-мастерстве. И если обильные культурные отсылки уместны на альбомах, то на ринге выглядит это скучно: здесь показателен литературный пассаж третьего раунда баттла Оксимирона с Гнойным, который ни разу не был прерван шумом толпы - публика просто не понимала, к чему этот долгий монолог о прочтенной недавно книге «Тысячеликий герой». Тем более что и с культурной точки зрения тут не все гладко - тот же Машевский находит в треках Оксимирона неверно интерпретированные отсылки.
«Почему я проиграл? Потому что, как и на прежних баттлах, ушел в лирические отступления, которые мне реально интересно писать, в отличие от бесконечного "сетап-панч, сетап-панч". Возможно, я по жизни слишком зациклился на том, как я в свое время повлиял на баттл-рэп, а вместо этого мне самому стоит поучиться у баттловиков, чей мир с тех пор перерос в нечто иное и самостоятельное. Хотя гонка за количеством панчей все еще кажется мне довольно унылым подходом к баттлам», - объяснил свое поражение Оксимирон в Instagram. И - да, он выложил фотографию книги «Тысячеликий герой». На английском языке.
«Слышь, чепуха [******], можешь других охмурять сонетами»
Оксимирон таким образом усложняет и так не вполне доступный неподготовленному слушателю жанр баттл-рэпа. Чтобы понять все панчи, нужно знать подробности предыдущих баттлов, строки из треков обоих оппонентов и даже мельчайшие детали их жизнеописаний: кто с кем и когда ссорился, кого когда избили, кто с кем встречался, кто у кого рэп читать учился. Придется посвятить немало времени, чтобы запомнить биографии каждого участника, тогда как в русском рэпе наизусть нужно знать только одну биографию - и речь, конечно, о треке группы «Кровосток».
«Вы штампуете сомнительный стафф»
В баттл-рэпе очень мало лиц, известных за пределами YouTube-площадки, кроме Оксимирона и Гнойного можно насчитать еще штук пять знаменитостей - и прославились они еще до участия в шоу. При этом самих баттлов куча - на канале Versus Battle около 170 роликов, у #SLOVOSPB их около 50. Попадаются такие, например, имена: Rokki Roketto, Трико Пюшон, Эмио Афишл, edik_kingsta - и ни о ком из них вы, скорее всего, не слышали. Усложняет все тот факт, что многие псевдонимы, попадающиеся в околобаттловых источниках (Соня Мармеладова, Валентин Дядька, Слава КПСС, Гнойный, Бутер Бродский), - принадлежат одному человеку.
Большинство же по-настоящему популярных рэперов в баттлах предпочитают не участвовать, считая этот жанр бессмысленным и не желая потакать любви аудитории к «срачу». Поэтому чаще всего баттлы не отражают ситуации в рэпе или мастерства конкретного MC, а остаются субкультурой со своими правилами и своими героями.
При этом из всех перечисленных баттл-рэперов (включая различные альтер-эго Славы Карелина) только один сумел попасть в «Олимпийский»: в ноябре там должен выступить Оксимирон - единственная крупная знаменитость по меркам мэйнстрима, если не считать Noize MC, который тоже участвует в баттлах, но в основном в другом жанре - фристайл. Успех, а тем более талант, конечно, в «Олимпийских» измерять странно, но это самый доступный показатель величины аудитории конкретного человека, а не площадки.
«Мы пинаем уже мертвый жанр»
А если говорить о площадках в целом - тут показательно то, что одним из наиболее популярных роликов Versus Battle пока остается баттл Хованского и Ларина (32 миллиона просмотров) - блогеров, которые к рэпу никакого отношения не имеют. То есть ринг как место, где оттачивают свое мастерство хип-хоп-артисты, во многом изжило себя - по крайней мере зрителям интересно не это.
Какая боль какая боль гнойный оксимирон пять ноль
Оксимирон использует избитые приемы, выработанные несколько лет назад, и пытается выехать за счет своего успеха в прошлом. Он остановился в развитии: в баттлах участвует крайне редко, ничего нового изобрести не пытается. Он считает себя королем - так же, как лига Versus Battle во главе с Ресторатором, которую представляет Федоров, считает себя главной российской площадкой. И поединок Оксимирона и Гнойного - битва не только рэперов, но и лиг. Versus - самая популярная: на YouTube у них почти 3,5 миллиона подписчиков. Гнойный представляет #SLOVOSPB, отделившуюся от Slovo в 2014 году и менее кассовую: здесь только 280 тысяч фолловеров.
«Когда король умирает, гроб должен быть кинг-сайз»
Оксимирон говорил, что готовился к баттлу с Гнойным неделю - в его устах это звучало как хвастовство, но теперь его самонадеянность можно поставить ему в упрек. Хотя подготовка в российских реалиях и так, кажется, заходит слишком далеко. То, что тексты для баттлов пишутся заранее и заучиваются наизусть, - понятно, об этом сами MC говорят открыто. Иногда заготовки пишут даже не они сами, а гострайтеры, хотя это тоже неважно. Но есть свидетельства, что до баттла оппоненты договариваются между собой, какими именно словами будут друг друга унижать. Иначе как получается, что в каждом следующем раунде рэпер отвечает на обвинения предыдущего круга, да еще привлекая к такой ответке кого-то из аудитории? Некоторые явно осведомлены о том, что будет сказано, и заранее выучили свои слова.
Баттл Оксимирона и Гнойного, несмотря на отсутствие задора и скудость панчей со стороны первого, хорош хотя бы тем, что разрушил миф. Оксимирон больше не герой, который неизменно убивает дракона. Планка поднята - а значит, появился шанс, что рэп-баттлы станут острее и интереснее.
Сегодня мы расскажем Вам все подробности такого эпического события, как баттл Оксиморон vs Гнойный. Вокруг данного события ходит множество слухов и интриг, а некоторые даже ведут собственные расследования. Да, впрочем, это совершенно не удивительно, ведь этого дня ждали многие.
Гнойным (Соня Мармеладова и Слава КПСС)Начнем с того, что событие проходило 6 августа этого года в Санкт-Петербурге , и наделало немало шуму. На сходку собрались истинные ценители рэпа, которые лучше других разбираются в этом музыкальном направлении. Разумеется, никто не хотел пропустить столь важное событие. И хоть данное мероприятие, якобы держалось в секрете, шила в мешке не утаишь.
Серия совместных рэп-баттлов Versus и Slovospb привлекла к себе внимание многочисленной публики, ведь в рамках проекта должна была состоятся словесная битва между двумя популярными рэперами, каждый из которых уверен в своей победе. Так, в рамках мероприятия было проведено четыре соревнования, но самым востребованным и ожидаемым был поединок между Оксимороном (Oxxxymiron) и Гнойным (Соня Мармеладова и Слава КПСС).
Oxxxymiron (Оксимороном)
За 5 дней до того, как состоялся легендарный баттл между Гнойным и Оксимороном, последний поделился на своей страничке в соцсети «Инстаграм» трейлером . Картина посвящена рэп-баттлам, а продюсировал ее сам Эминем! Стоит заметить, что на главную роль был утвержден Дизастер. Если кто не знает, то этот парень – лучший англоязычный батл-МС. Окси оставил комментарий под видеороликом, в котором заявил, что Дизастер в будущем станет его противником. Странноватое заявление.
https://www.instagram.com/p/BXQ51tVDseZ/
Как все начиналось?
Все началось с того, что Оксиморон увидел запись баттла Эрнесто заткнитесь vs Гнойный , где его нынешний оппонент умудрился опустить большую часть рэпперов, в том числе и самого Оксиморона. Разумеется, Оксиморон не стал терпеть подобное, и решил вызвать обидчика на поединок.
Вот, собственно, сам поединок между Эрнесто заткнитесь и Гнойным.
Что же конкретно толкнуло Оксиморона на столь отчаянный поступок?
- Мирона задели слова Славы, который заявил, что тот ни разу не соревновался с достойными баттл-МС. Но тут он действительно был прав. Кроме того, Гнойный сделал акцент на том, что Окси баттлит только с теми противниками, которых он в состоянии победить.
Собственно, не удивительно, что Мирон обиделся, ведь причины на то были. До этого Окси неоднократно пытались обидеть, рассчитывая таким образом привлечь к себе внимание, но все тщетно.
Гнойный, если реально хочешь узнать, кто баттл-мц и кто чисто за хайпом — жду на Слово-VS в 2017. Откатаю концерты и приду охладить твой пыл
- Но, стоит заметить, что Мирон не глуп, и прекрасно сознает, что публику периодически нужно кормить, чтобы она о тебе не забывала. Благодаря баттлу Оксиморон vs Джоннибой, он обрел невиданную популярность, а вот своего оппонента опустил.
Окси обещал микстейп еще осенью минувшего года, однако за пару дней до самого события с радостью объявил, что тейп будет перенесен, и в ближайшем времени ждать его не приходится.
Но неважно каким образом ты остаешься на виду, главное, чтобы о тебе не забыли. И Мирон поступил достаточно хитро, сделав видимость, что Слава обидел его своими изречениями. На самом же деле Окси просто был уверен, что разотрет в пыль соперника в два счета, и одержит победу на Версусе.
Но, как оказалось, Гнойный тоже не пальцем делан, и не стал упускать такой шанс. Парень приложил максимум усилий, чтобы оставаться на виду. И у него это неплохо получилось.
Что же последовало за этим?
А за этим последовала легендарная словесная битва Оксиморон против Гнойного, которая стала самым ожидаемы событием этого года. Многие высказывали свои догадки по поводу того, кто победил, и, стоит заметить, что интернет вовсю пестрит подобными предположениями. Однако сколько бы фанаты не гадали, факты всегда остаются самой упрямой в мире вещью.
Как всегда, есть люди, которые знали итоги баттла еще в тот день, когда он прошел, но в хип-хоп сообществах не принято распространятся насчет победителя, как минимум из уважения к Ресторатору. Но есть и те, кому, как говорится, закон не писан. И в число таких вошла Meduza, которая почти сразу заявила, что ей известно имя победителя.
На сам баттл Мирон явился в рубашке нежно-розового цвета, рассчитывая, что она, как и прежде, принесет ему удачу, а вместе с тем и победу. И это обстоятельство обрадовало его поклонников, хотя они и так были уверенны, что Окси одержит победу. Но не слишком ли поспешное решение?
Стоит обратить внимание на то, что разговоры о поединке года все еще не прекращаются, да оно и не странно, ведь данное мероприятие ждало множество фанатов со стороны обоих «мастеров слова». И этот баттл даже нарекли чуть ли не самым лучшим в истории.
Вчера одна из девушек, присутствовавших лично на баттле, выложила на своей страничке в Инстаграме неполный видеоролик, сделанный на легендарном поединке.
Медуза сливает информацию ! Кто победил Оксимирон против Гнойного
Она заявила, что, по словам двух достоверных источников, победа досталась Гнойному. И в сторону Славы склоняется большая часть зрителей. Вот только можно ли считать слова Медузы истиной в первой инстанции?
Режиссер Versus’а, Эрик Рика негодует из-за того, что некоторые личности сливают информацию. От себя же мужчина добавил, что баттл вышел знатный.
Все еще открытым остается вопрос о судействе, ведь, как правило, в баттлах Versus vs Slovo ранее никогда не было судей. Но, судя по всему, судьи все же имелись, и победу они присудили таки Гнойному. Ходят слухи, что победил Слава со счетом 2:1, эта информация присутствует на Meduza, но в то же время существует версия, что проигрыш Мирона был более разгромным – 5:0 в пользу Гнойного.
Видео с объявлением победителя VERSUS: OXXXYMIRON VS ГНОЙНЫЙ
Напомним, что 6 августа, то бишь позавчера, состоялось долгожданное событие, вошедшее в историю, как самый крутой баттл Versus vs Slovospb.
Расходимся, Гнойный победил 2:1
Ответ редакции6 августа в петербургском баре «1703» состоялся рэп-баттл между Гнойным и Oxxxymiron . По его итогам Гнойный де-факто разгромил Мирона Фёдорова со счётом 5:0. До поединка с Оксимироном самым популярным выступлением Гнойного был баттл с представителем серии Versus Эрнесто Заткнитесь в конце июля 2016 года.
Что за рэп-баттлы?
Рэп-баттл — это состязание двух исполнителей в жанре рэп, суть которого состоит в унижении оппонента при помощи специального рифмосложения. В классическом понимании рэп-баттл подразумевает словесный поединок между двумя рэп-исполнителями.
Подобные словесные поединки были популярными в XVI веке в питейных заведениях Шотландии, позже такой вид развлечения был перенят американскими рабовладельцами, которые устраивали подобные баталии среди своих рабов. Несколько веков спустя они видоизменились.
Первый турнир был организован в 2006 году в Лондоне под названием Jump Off TV’s World Rap Championships. В нём состязались рэп-исполнители из Великобритании и США.
В настоящее время наиболее известными турнирами по рэп-баттлам являются: King of the Dot / KOTD (Канада), Don’t Flop (Великобритания), Smack and Ultimate Rap League (США), Grind Time Now (США), FlipTop (Филиппины), Versus Battle (Россия).
Oxxxymiron
Oxxxymiron (рус. Оксимирон) — популярный рэп-, грайм-, фристайл-исполнитель. Его настоящее имя Мирон Фёдоров. Он родился 31 января 1985 года в Ленинграде в семье физика-теоретика и библиотекаря.
Учился в санкт-петербургской школе № 185. В 9 лет он вместе с семьёй эмигрировал в немецкий город Эссен. Учился в гимназии Марии Вехтлер. Впервые читать рэп он начал в 13 лет под псевдонимом Миф (сокращение от «Мирон Фёдоров»).
В 15 лет он с семьёй переехал в Великобританию, в город Слау. В 2004 году по совету учительницы истории он подал документы и поступил в Оксфордский университет на факультет английского языка и литературы.
В 2006 году получил диагноз «маниакально-депрессивный психоз» и был исключён по этой причине из вуза, но поступил повторно. В июне 2008 года получил диплом по специальности «средневековая английская литература».
Окончив учёбу, он переехал жить в Ист-Энд, но не смог найти работу по профессии. Вначале работал кассиром, переводчиком, грузчиком, гидом, ларёчником, репетитором, конферансье. Общение с русскоязычными эмигрантами подтолкнуло Мирона вернуться к хип-хопу, и он стал заниматься музыкой под псевдонимом «Oxxxymiron» (созвучно с «оксюморон» — «сочетание несочетаемого», стилистическая фигура).
В последующие годы Мирон записывал треки и участвовал в независимых баттлах Hip-Hop.ru. В 2009 году он дошёл до полуфинала и стал победителем в номинациях «Лучший МС баттла», «Прорыв баттла», «Лучший спарринг баттла», «Лучший трек баттла». Также он стал победителем в номинации «Открытие 2009 года» и призёром в номинации «Лучший хип-хоп-исполнитель 2009 года».
С 2012 года он активно гастролирует. Выступал на фестивалях «Пикник Афиши» (Москва, 2012, хедлайнер — Lauryn Hill и 2016, хедлайнер — Chemical Brothers) и GreenFest (Санкт-Петербург, 2013, хедлайнер — Limp Bizkit), принимал участие в концертах The Prodigy (Киев, 2013) и Yelawolf (Санкт-Петербург, 2015). Участник баттла Versus (личный счёт 4-0).
В 2014 году Мирон принимал участие в баттле против Дуни, более известного как Александр Пархоменко , и одержал победу.
13 ноября 2015 года вышел его новый альбом, получивший название «Горгород». Альбом не уходил с первых мест iTunes две недели. Oxxxymiron побил мировой рекорд рэп-баттлов, собрав 1 миллион просмотров на YouTube за первые сутки и более 20 млн просмотров за год.
Гнойный
Гнойный родом из Хабаровска. Он родился 9 мая 1990 года. Настоящее имя — Вячеслав Машнов. В школьные годы он увлекался рисованием мультфильмов, позже торговал психологическими тестами на компакт-дисках, работал в сотовых компаниях и в аквапарке, увлекался панком.
В 2012 году увлёкся хип-хопом и через год подал заявку на участие в первом сезоне баттлов петербургского объединения Slovo. Выиграл его, одолев в финале руководителя #SlovoSpb Дена Чейни.
Гнойный является лидером движения питерских рэп-исполнителей «Антихайп ренессанс», постоянным судьёй турнира SlovoSPB. Он выступает также под никами Валентин Дядька, Слава Карелин, Соня Мармеладова, Бутер Бродский, Слава КПСС и другими.
Он большой патриот баттлов SlovoSPB и постоянно атакует своих конкурентов — Versus — за чрезмерную коммерческую составляющую.
В понедельник никто не обсуждал . Всех волновало только то, как и почему Оксимирон впервые проиграл баттл. Его малоизвестный соперник неожиданно получил вызов на «Версус» за несколько оскорбительных фраз вроде «жадная до хайпа свинья» и «никогда не баттлился с баттл-МС». Итогом стало поражение 0:5, превратившее Гнойного в звезду момента, весь фейсбук - в экспертов по баттл-рэпу, а все новостные сайты страны - в филиалы паблика «Рифмы и панчи».
0:5 - это разгром? И да и нет. Все-таки это просто сумма мнений пяти человек. Двое из них регулярно судят баттлы, но большинство в жюри составляли, так сказать, селебрити, более поверхностно знакомые с предметом. Впрочем, их вердикт в пользу Гнойного вопросов у зрителей не вызвал. И вот почему.
Как это было
Кажется, никогда еще на баттле Оксимирон не выглядел таким нервным.
У него не получилось завоевать аудиторию. Его третий раунд прошел при гробовой тишине, тогда как оппонент не раз заставлял зал скандировать «Гнойный, Гнойный».
У него не получалось вывести соперника из себя. Он и раньше мог орать в ухо оппоненту, но совсем странно было видеть, как он постоянно пихает Гнойного в грудь, трясет за плечи или даже хватает за волосы. Но ни вербальные атаки, ни физические не смогли убрать с лица его соперника издевательскую улыбку: король и шут, как и было сказано.
Когда пыль осядет, а удивление от победы андердога пройдет, пересмотрите «Версус» еще раз. Вы увидите, что по сравнению с совершенно однотипными раундами Гнойного (в них можно менять местами куски - и ничего не изменится), Мирон подготовил более сложное и комплексное представление. Но именно в этот раз ему громко ставят в вину: «Читал не про соперника, вот и проиграл».
Это чепуха - он так делал всегда и выигрывал. Мог втиснуть в раунд попурри из рэп-хитов разных эпох. Почему на это никогда не обращали внимание, а сейчас заметили? Потому что получилось слабее. Не то что перетончил, а увлекся - взять хотя бы декламирование Гумилева или пересказ уже книги «Тысячеликий герой», под который зал молчал, словно заснул на нудной лекции.
А еще неприятно бросалось в глаза, что на баттл пришел памятник Оксимирону: я заработал миллионы, я отказался от миллионов, я не хожу в телевизор, я теневой отец не только «Версуса», но и «Слова СПБ» (двух самых известных баттл-площадок), я еду по стадионам, я, я, я. А про соперника: ты для галочки, ты груша для подготовки к баттлу с Дизастером.
«… ты самовлюбленный, братан!» - начнет третий раунд Гнойный. И это не флип (быстрая реакция на раунд соперника), а заготовленный текст - настолько предсказуемым был пафос его оппонента.
Если баттлы - это проекция выборов, битва за голоса, то Оксимирон сделал слишком много, чтобы не победить в ней.
Почему все-таки он проиграл
Давайте выслушаем его собственную точку зрения.
«Почему я проиграл? - написал в понедельник Мирон. - Потому что, как и на прежних баттлах, ушел в лирические отступления, которые мне реально интересно писать в отличие от бесконечного «сетап-панч, сетап-панч». Возможно, я по жизни слишком зациклился на том, что в свое время повлиял на баттл-рэп, - а вместо этого мне самому стоит поучиться у баттловиков, чей мир с тех пор перерос в нечто иное и самостоятельное. Хотя гонка за количеством панчей все еще кажется мне довольно унылым подходом к баттлам. Но и мой подход «проповедник а-ля Loaded Lux» явно требует корректировки на будущее. Не будь проигрыша - я бы, наверное, так и не осознал, что нужен апгрейд».
Смотрите - опять «я, я, я». Об оппоненте коротко сказано «молодец», он даже не назван по имени. Словно победа просто упала Гнойному в руки. Но ведь это не так.
«Баттл - территория постправды, здесь неважно, какой факт настоящий», - прочитает Гнойный в третьем раунде. Его победная тактика состояла именно в этом. Он как Трамп - постоянно предъявлял «альтернативные факты». И помнил, что на телевизионном ток-шоу прав тот, кто громче орет.
Как он это делал? Приемы следующие - придирки, передергивания и пародии. Гнойный приводит несколько не самых удачных цитат Оксимирона, делает вывод: говно, а не поэт. Заявляет: «Горгород» - посредственный альбом. Аргументирует: он вторичен по отношению к Оруэллу, Хаксли и Кендрику Ламару (что-о-о?). Ключевой аргумент: когда послушал твой альбом, чувствовал «словно я ассенизатор, которому всю зарплату выплатили говном».
«Твой рэп - набор самых скучных клише» и «у него нет панчей» про Оксимирона - это те самые альтернативные факты. Но когда разговор уже ушел в поле эмоций, слушатель перестает подвергать их критике. «Берут старую модель Reebok, лепят лого Окси, повышают цену в 2 раза», - описывает Гнойный то, о чем не имеет представления, - раз, и что не соответствует действительности - два. Но звучит это вполне убедительно, а значит действительно «здесь неважно, какой факт настоящий».
Так человек, обремененный ношей собственного величия и ни много ни мало пишущий историю баттл-рэпа на наших глазах, встретил придуряющегося мужичка Славу, который на цитаты из древнегреческих трактатов и Гумилева отвечал: «Слышь, чепуха … [никчемная], можешь других охмурять сонетами» - и проиграл.
Что будет дальше?
Оксимирон, как и обещал, отправится на стадионы. Похоронит ли поражение его карьеру? Нет, конечно. Напишет ли Гнойный книгу
13 августа 2017 года на ютьюбе появилось видео с баттлом Oxxxymiron vs Слава КПСС. И хотя Гнойный в треке "Охлади мой пыл" заспойлерил его результат, баттл получился реально историческим, породив десятки репортажей, интервью и мемов, сгенерировав почти 36 миллионов просмотров и на время превратив рэп-баттлы в главный русский хайп.
Сегодня мы разберемся, куда этот хайп делся и что в итоге произошло с главными действующими лицами того ивента: Гнойным, Мироном и баттл-рэпом.
Как изменился баттл-рэп
Он умер. По крайней мере, именно так считает подавляющее число МС – от тусовки Слова Спб до важных представителей жанра, вроде Seimur . Аргументы в пользу этой позиции очень просты. Уровень баттлов усреднился. Уже год как мы не видим резонансных баттлов. Не видно новых звезд. Баттловики со стажем все чаще говорят, что не хотят больше выступать.
После кроссовера с Versus организаторы Слова СПБ окончательно перешли на командные баттлы под бит. На днях даже закрылся паблик «Слово Спб», а ссылка на него на их ютуб-канале теперь ведет только на сообщество "Рвать на битах".
Годом раньше на баттлах под бит стала специализироваться площадка 140BPM. Не будем забывать и про формат Versus BPM с десятимиллионными просмотрами и участием состоявшихся рэперов вроде Грязного Рамиреса.
Тренд задел и первую баттловую площадку России Slovo, где забили на старый девиз "Без музыки. Без микрофонов. Только Slovo" и запустили BPM-сезон (увы, слабейший: минимум новых талантов, ничтожные просмотры и финал с приступами амнезии).
Хайп на баттлы, возникший после "баттла века", обратил на них внимание телевидения, женских журналов и политиков разной степени зашкварности. Как минимум два больших телеканала работали над шоу-проектом на основе баттлов (ни один не стартовал). Баттлить собирались и депутаты, и Тина Канделаки. В эфире Первого канала комплиментарно забаттлились Галкин и Баста. Любой сумасшедший, который хотел привлечь к себе внимание, сообщал, что он кого-то вызывает на баттл.
Пожалуй, своего пика хайп вокруг баттлов достиг в начале зимы, когда экс-участники группы Centr приехали на Versus за рекордными гонорарами (изначально Гуф должен был получить 2 миллиона, а Птаха 1, но благодаря большему количеству рекламных интеграций они чуть ли не удвоили свои гонорары). И хотя личности участников и их конфликт обеспечили этому баттлу зрительский интерес, объективно его уровень был крайне низким.
Возникла и площадка, которая первой попыталась превратить баттлы в мейнстримное шоу. Но мертвую лошадь Fidelio Punch Club пинали ногами уже так часто, что ограничимся простым ее упоминанием. Другой шоу-формат - Fresh Blood 4. Осенью Ресторатор заявил о старте нового сезона, который превратится в противостояние двух команд под руководством менторов: Оксимирона и Смоки Мо. Но по факту FB4 оказался релити-шоу с плохо прописанным сценарием: сомнительные герои, смена правил по ходу игры и минимум хороших баттлов (тот случай, когда мнение приглашенного автора резко не совпадает с мнением редакции - наша более-менее точка зрения состоит в том, что FB4 - это шаг в правильном направлении; - Прим. The Flow ).
Остались и ортодоксы, которые выступают за баттлы, какими они были раньше. Oxxxymiron, упомянув на баттле про RBL и Забэ, открыл их для очень широкой аудитории. Которой оказалось лень гуглить: с просмотрами и хайпом до сих пор беда.
Хотя влияние и Антона, и его площадки внутри баттл-сообщества возрастает: стримы "Нищего хайпа" смотрят менторы, Ресторатор и Fresh Blood в полном составе, с Забэ советуются лидеры жанра, вес его мнения и влияние внутри баттл-сцены растет.
Но самое важное – баттлы. RBL является сильнейшей акапельной площадкой страны. Второй сезон имеет все шансы стать для культуры таким же революционным, как второй сезон Slovo СПБ, отделившегося от краснодарского проекта и открывшего огромное количество знаковых имен.
RBL не только открывает новые имена, делает мясные противостояние и экспериментирует с форматами - проект League One при удачном раскладе может вырасти в конкурента Versus: здесь тоже платят деньги, а его система подразумевает принципиальные баттлы и возможность вызова любого соперника.
Филиалы Slovo тоже следуют канону, но в отличие от RBL, загибаются. Всё держится на энтузиазме отдельных организаторов. Но даже у лидеров минимум просмотров и новых воспитанников. Дошло до того, что серые баттлы разбавляют роликами в жанре реакций: рубрика "Носи и помни" сразу же стала интереснее абсолютно любого другого контента.
Сильнейший из региональных филиалов Slovo Екб распустил выпускников по всем топ-лигам и застрял в поиске новых имён. Площадка выезжает за счёт аккуратного отступления от классики и экспериментов – bad bars, командных и комплиментарных баттлов. Остальные филиалы работают с переменным успехом: если Харьков и Нижний Новгород еще держатся, то некогда топовые Краснодар и Москва прекратили существование. Бесконечные периферийные лиги порой открывают сильных МС (True Battle – АО), но нередко закрывается, едва успев о себе заявить (Точка Battle).
Сегодня, когда хайп прошел, каждый из лидеров баттл-сцены по разному отвечает на вопрос, что нужно делать дальше. Это незаконченный процесс, за которым мы продолжаем наблюдать с огромным интересом и надеждой на новые "баттлы века". А пока разговор пойдет о судьбах его двух главных героев.
Что случилось со Славой КПСС
Известность пришла к Славе после судьбоносного твита , где Oxxxymiron обещал охладить его пыл. Победа сделала звездой человека, которого за пару лет до этого знали только задроты баттлов.
23 августа – интервью во "вДуде". Часовой троллинг от Славы, легендарная полемика с Замаем, множество мемов – от "изи-изи, рил ток" до "гостевой". Классика.
16 сентября – Гнойный и Замай на канале "Культура". Сам факт – уже выдающийся перфоманс. Но как таковой провокации не случилось. Вячеслав Валерьевич Карелин и Андрей Андреевич Хан Замай были удивительно милыми, а рассуждения о баттл-рэпе с позиции культурологии вышло действительно интересным, пусть сами баттлеры и стеснялись Швыдкого с экспертами.
25 октября – выход альбома "Солнце мёртвых". Слава анонсировал релиз ещё зимой, придав ему ареол серьёзного и знакового творения. В итоге вышел довольно скучный трибьют Летову. Эксперимент совершенно точно не оправдал ожидания людей, узнавших Славу по баттлу и песне "Охлади мой пыл".
10 ноября – премьера шоу "Успех". Если появление на "Культуре" было слишком странным, то в этом случае – ещё до выхода пилота – все завопили о зашкваре. На деле получилось очень смешно и бодро для ТВ. В первых выпусках Слава жёстко троллил и Филиппа Киркорова, и участников. Но к концу шоу он смягчился, обрёл личных фаворитов и даже разок пустил слезу. Закончилось всё эпично – фразой "я официально принимаю Филиппа Киркорова в "Антихайп"! Реальность приобрела довольно странные очертания, когда Вера Брежнева, Филипп Киркоров и Нюша дружно скандировали "Антихайп!" и шутили про творчество Славы. Это был пик популярности – к псевдониму Гнойный привыкли даже домохозяйки.
26 ноября – возвращение Славы на баттлы. Группа "Ежемесячные" дебютировала на "Рвать на битах". Громкая афиша про "возвращение после легендарного баттла" и "реванш от Эрнесто" обернулась очередными фановыми раундами без серьёзной подготовки. По-настоящему в баттл-рэп его "новый король" не вернулся до сих пор.
28 декабря – публикация клипа "Владимир Путин". Наверное, главный бэнгер Славы КПСС, где неймдроппинг в истинно постироничном ключе доведён до абсурда. Раунд с первого баттла "Рвать на битах" превратился в трек, спровоцировавший внушительный резонанс и разговоры "Слава Кремлю продался".
6 февраля – публикация клипа "Грустные танцы". Слава седлает трендовую прямую бочку, делая откровенно попсовый трек и клип. Такого модного и качественного видео от Славы КПСС ещё не было. Хитовое звучание, хороший текст, талантливый видеоряд – но в перевоплощение Гнойного никто не поверил, ведь даже в этом случае всё якобы подавалось через призму постиронии.
18 апреля – дисс на Николая Соболева. Слава уничтожает самого популярного блогера страны и запускает Diss Challenge, в котором приняли участие десятки рэперов и блогеров разного уровня известности. Вызов Соболева хотелось воспринимать как шутку, но всё оказалось серьёзно – теперь Слава ищет соперников соответствующего уровня хайпа. Диалог из провокаций и ответок растянулся на пару месяцев, после чего стало ясно – баттла не будет.
27 апреля – выход альбома "Взрослая танцевальная музыка". Целый альбом в стиле хаус-рэп, который фанаты восприняли как очередную концептуальную постиронию и стёб над трендами.
27 апреля – публикация клипа Филиппа Киркорова "Цвет настроения синий". Король эстрады окучил молодую аудиторию комедийным клипом, в одном из эпизодов которого он показывает fuck Гнойному. Теперь Слава официально в одном ряду с Николаем Басковым, Яной Рудковской, Ольгой Бузовой, Григорием Лепсом и Тимати!
18 июня – дисс на Сергея Шнурова. Якобы жёсткий, но на деле очень попсовый, трек по мотивам расставания Сергея и Матильды Шнуровой. Слава замахнулся на новую величину, но ответной реакции не удостоился.
9 июля – дисс на Fresh Blood 4. Слава долго выжидал прежде, чем публично высказать мнение о новом эксперименте Versus. Сильнейший среди всех диссов за последний год – и по технике, и по тексту, и по посылу. Гнойный окончательно вернулся в комфортное амплуа, но по-прежнему не знает, с кем и зачем баттлить.
28 июля – Лига Гнойного. Возвращение легендарного андеграундного баттл-проекта: теперь баттлы по фану превратились в ивент с двухчасовой очередью и солдаутом. В мире точно что-то не так, если даже "Лигу Гнойного" теперь проводят на сцене, при зрителях и даже с полноценной съёмкой.
Боксер Владимир Кличко очень долго был чемпионом мира, пока на закате карьеры его вдруг не отлупил молодой английский цыган Тайсон Фьюри. Завоевав корону, тот немедленно бросил тренироваться, дико разжирел, а затем был дисквалифицирован за употребление кокаина - но ни капли не расстроился. Когда его лишили чемпионского пояса, он сфотографировал, как топит его в унитазе. Чем-то это похоже на историю Гнойного, которого баттл-рэп привел к невероятной популярности - так почему бы не устроить из этого веселый перформанс?
Как изменился Oxxxymiron
Первое поражение Окси на баттлах вместо того, чтобы похоронить его карьеру, дало ему новый импульс.
14 сентября – Oxxxymiron выпускает новый трек, чего он не делал 500 (500! 500!) дней. Трек "Биполярочка" - слишком личный и неожиданно олдскульный. Слушателям приоткрыли окошко во внутренний мир артиста, а название трека из диагноза превратилось в мем.
21 сентября – публикация клипа "Fata Morgana". Релиз обозначил несколько трендов, которые проявят себя еще не раз: а) CEO Booking Machine почти каждый новый трек превращает в фит с подопечным, чем способствует его продвижению; б) как правило эти релизы сопровождаются дорогим и эффектным клипом; в) годичных простоев больше нет - релизы от Окси выходят по-прежнему редко, но хотя бы регулярно.
27 сентября – Оксимирон сообщает, что дебютирует в кино. Режиссёр Виктор Гинзбург отбирает в каст экранизации пелевинского «Empire V» непрофессионала, но очень известную персону.
16 октября – баттл против Dizaster в Лос-Анджелесе и лучшее выступление в карьере Окси. Формально баттл не судился, но это не помешало всем российским болельщикам утверждать об уверенной победе над тоже сильным, но не настолько убедительным в эту ночь соперником. Эффект был сродни тому, что люди ощутили после побед на футбольном чемпионате - это была чуть ли не гордость за страну, которую Мирон так эффектно нанес на мировую карту баттл-рэпа, попутно наведя мосты с западными баттл-лигами и реабилитировавшись за поражение от Гнойного.
6 ноября – концерт в "Олимпийском", куда пришло порядка 20 тысяч зрителей. Легитимизация Мирона в статусе одного из самых коммерчески востребованных музыкантов страны прямо сейчас: ощутимо больше него в Москве собирали Ленинград, Баста и… всё?
12 ноября – анонс нового сезона Fresh Blood . После провального FB3 формат радикально поменялся - есть основания думать, что именно с подачи Мирона. Библейский персонаж изгонял торговцев из храма, после твита Окси из храма баттл-рэпа "1703" изгнали еблоторговцев. Блогеры, модели и даже бывший судья Хованский были безжалостно отправлены в бан-лист - все ради более трушной и аутентичной атмосферы на баттлах.
4 декабря - интервью с DJ Whoo Kid и неделей позже - начало публикации серии интервью для Vlad TV . Из России трудно объективно оценить, на кого эти медиавыходы оказались направлены по-настоящему - на американскую аудиторию, для которой Oxxxymiron нонейм, или на местную, которая готова видеть в таких интервью следствие признания на западе.
8 марта – старт сезона Fresh Blood 4. Впервые отбор заявок сделали публичным и впервые этим занялся кто-то, кроме Рестора и Яна. Видео мгновенно разошлось на мемы и вообще смотрелось бодро. Но если к новичку в тусовке, Смоки, претензий меньше, то реакции и аргументы Окси вызывали вопросы у хардкорной аудитории рэп-баттлов. Мирон набрал в команду ноунеймов, проигнорировав чемпиона RBL Sector’а. Фанаты баттлов сделали вывод: ментор шарит в западных баттлах, но не держит руку на пульсе российской движухи.
25 апреля – анонс Booking Machine Festival. Нелейбл Оксимирона, сильный именно в области организации концертов, запустил собственный фестиваль. Единственное выступление Окси в этом году соединили с шоукейсом всех артистов BM и сетами западных звезд калибра Bones, Xavier Wulf и Lil Xan.
1 мая - Мирон приходит на RBL - и это вообще первое появление Окси на российской баттловой лиге вне стен Versus. Суперзвезда после Версуса, избегая лишнего внимания, зашла в почти что соседний бар посмотреть баттлы.
9 августа - публикация клипа "Konstrukt". Концертный бизнес - это дорого, а организация фестивалей - и подавно. Сайфер участников Booking Machine с крайне эффектным визуальным рядом подхлестывает интерес и к артистам нелейбла, и к одноименному фестивалю.
И заодно оставляет ощущение - особенно вкупе с перечисленными выше фактами, - что Oxxxymiron все прочнее вживается в роль ментора не только в баттлах, но и за их пределами.
Вместо итога
Большинство людей из баттл-тусовки считают, что противостояний такого уровня больше не будет. Реванш не имеет никакого смысла, а третьей равнозначной фигуры не видно в перспективе. Баттл Оксимирон – Слава КПСС точно не является лучшим для этой культуры. Поединки Хайд – Чейни и Оксимирон – Джоннибой сделали для баттл-рэпа намного больше и совершили революции, отголоски которых доносятся до сих пор. И тем не менее, год назад мы увидели пик баттл-рэпа как жанра.