Рассказ про насекомых для детей читаем сами. Блог о детском развитии

детские истории онлайн

Пчёлки бывают разными. У одних пчёлок полосочки на спине начинаются с рыженькой, а у других – с черненькой. Пчёлки с рыже-чёрными полосочками летают дружной стайкой, а пчёлки с чёрно-рыжими полосочками – нет. Эти одинокие пчёлы – пчёлы-разведчики. Одна чёрно-рыжая пчёлка подлетает к кусту сирени, видит, что опасности нет, и зовёт остальных. Остальные пчёлки прилетают и собирают нектар с распустившихся цветов.

Ещё есть большие и толстые шмели. У них пушистенькое тельце и длинные чёрные лапки. Шмели дружат с осами. И вообще все пчёлки и осы дружат между собой.

Пчёлки сами не кусаются. Они мирные. Пчёлки несут нектар в домики, делают мёд на зиму. А осы кусаются. Они часто сами нападают на людей. Осы любят варенье. Мама варит варенье, а осы – тут как тут.

Пчёлки хорошие, пчёлки добрые. Люди научились с ними дружить. Пчёлки приносят людям мёд.

Пчёлки дружные и пушистые

Под окошком моим жужжат,

Пчёлки добрые и хорошие

Собирают с цветов нектар.

И с горшочками, доверху полными,

Улетают они домой

В место полное и укромное,

Скрыто что от толпы людской.

Пчёлки-пчёлоньки, вы жужжунчики,

Что окрашены

В рыже-чёрный, красивый цвет.

Пчёлы-пчёлочки, вы пушистики,

Вас милее на свете нет!

Муравьи

В лесу живут муравьи. Они постоянно бегают по полянкам в поисках самых разных палочек и веточек для своих домиков. Домики похожи на маленькие кучки. Домики бывают разные.

Есть домики – общежития для муравьёв: это та же самая кучка, но только побольше. У муравьёв есть ещё большой королевский дом, в котором живут король с королевой, вся их семья и придворные.

Есть муравьи – строители, добытчики и лесорубы. Муравьи – строители делают домики в большом человеческом кирпиче. Есть ещё муравьи, которые добывают еду. Есть муравьи, которые носят материалы для строительства.

Пещерные муравьи собирают золото и серебро в громадные склады. А муравьи, собирающие природные растения, например, мох, делают из него мягкие постельки.

Были написаны для ребят с проблемами внимания и памяти.

Слушать длинные истории им затруднительно, запоминать и пересказывать также.

Рассказы о природе больше всего подходят для постепенного развития самоконтроля и приучения к работе с книгой. Работу с текстом полезно сочетать с поделками из разных материалов, рисованием.

Рассказы о насекомых

Зачем пчёлы танцуют?

У медоносной пчелы есть семья. Она называется рой. Сестрицы - пчёлы живут дружно. Найдёт пчела много мёда, остальным расскажет.

Она же не умеет говорить! Только жужжит. Верно, говорить не умеет, зато умеет танцевать.

Пчелкин танец простой. Она летает по кругу или по восьмёрке, громко жужжит и виляет брюшком. Как будто говорит:

Я нашла много мёда! Летите за мной поскорее.

  1. Почему пчёлку называют медоносной?
  2. Как называется пчелиная семья?
  3. Как пчёлка передаёт информацию другим пчёлам?
  4. Назови пчелу ласково.
  5. Как назвать очень большую пчелу, очень маленькую?..
  6. Чьи крылья у пчелы?

Стрекоза

Стрекозы живут около воды: рек, ручьев, озёр. Летает стрекоза очень быстро, ловко уворачивается. Скорость такая, что мчащегося на велосипеде человека догнать может.

Стрекозы – охотники. У них отличное зрение. Стрекозы как вертолёты носятся над водоёмом в поисках добычи. Их добыча – мелкие комары, мошки. Большая стрекоза нападает на стрекозок поменьше. Не побрезгует гусеницей.

Когда стрекоза летит, ноги складывает домиком. Получается ловушка. Зазевался комар и попал в домик из её цепких лапок. Стрекоза сразу его в рот отправляет.

Стрекозы – красивые насекомые. Береги их. Они украшают природу.

Вопросы.

  1. Где обитают стрекозы?
  2. Что они едят?
  3. Как стрекоза охотится?
  4. Назови стрекозу ласково.
  5. Как назвать очень большую стрекозу, очень маленькую?..
  6. Чьи крылья у стрекозы?

Божья коровка

Небольшой жук божья коровка известен всем. У неё есть два жёстких и прочных крыла жёлтого, оранжевого или красного цвета с чёрненькими точками. А под ними прячутся мягкие крылышки.

Верхние крылья для защиты. Нижние крылья для полёта. Надо божьей коровке полететь, верхние крылья поднимаются, нижние расправляются, и жук летит.

Не обижай божью коровку. Она – верный друг и помощник. В саду и в теплицах на растениях поселяются вредители – тли. Тли высасывают соки из листьев. Листья засыхают, сворачиваются и опадают.

А божья коровка поедает тлей, спасая растения. Божью коровку разводят специально и выпускают на огороды. Там она борется с тлями, помогая людям.

  1. Зачем божьей коровке разные крылья?
  2. Что есть жук?
  3. Чем вредят тли растениям?

Муравьи

В тёплое время года повсюду можно встретить муравьев. Бегают по своим муравьиным делам туда-сюда. Кажется, они такие мелкие и глупые. На самом деле муравьи – умные насекомые. Их мозг работает, как мощный компьютер. Так говорят учёные.

Муравьи – сильные насекомые. Муравей поднимает груз в 50 раз тяжелее его самого.

Маленький муравей не даст себя в обиду. Он брызгает на обидчиков муравьиной кислотой. Муравьиная кислота едкая. От неё даже бывают ожоги.

Людям муравьиная кислота не страшна. Но трогать муравьёв, разорять муравейники нельзя. Муравьи – полезные насекомые в лесу.

  1. Как называется муравьиный дом?
  2. Как работает мозг муравья?
  3. Чем брызгает муравей на обидчиков?
  4. Назови муравья ласково.
  5. Как назвать очень большого муравья, очень маленького?..
  6. Чья голова у муравья?

Муха

Муху знают все. Она вредная и назойливая. Жужжит, жужжит.

У мухи шесть ног и четыре крыла.

Крылья прозрачные. Два передних крыла для полёта. Задние крылья для равновесия в полёте. Они называются жужальца.

На ногах у мухи есть липучки. Они помогают мухе ползать даже вверх ногами.

Муха переносит разные болезни. Она ползает везде, и к лапкам прилипает грязь с микробами. Проползёт муха по чистому месту и оставит на нём микробов.

  1. Где живёт муха?
  2. Какие у мухи крылья?
  3. Почему муха может ползать вверх ногами?
  4. Почему муха переносит разные болезни?
  5. Назови муху ласково.
  6. Как назвать очень большую муху, очень маленькую?..

Бабочки

Бабочки – красота природы. Их много вокруг. Окраска бабочек разная. Это радует наши глаза.

Бабочки бывают маленькие и большие. Их тело покрыто мелкими чешуйками.

Бабочки питаются нектаром цветов. Они пьют его хоботком. Весной, когда цветов ещё мало, бабочки пьют сок берёзы или клёна.

  1. Какого цвета бабочки?
  2. Какого они размера?
  3. Чем покрыто тело бабочек?
  4. Чем питаются бабочки?

Комар

Отгадай загадку: "Серый. С двумя крыльями. Летит - звенит. Больно кусается." На голове у комара усы и хоботок. Комар звуков не издаёт. Звон идёт от комариных крыльев. Летит комар, а крылья тонко дребезжат. Получается звон.

Мы не любим комаров. Усядется комар на человека или животное, хоботком проткнёт кожу и кровь пьёт. Под кожу попадёт ядовитая комариная слюна. Из-за этого яда место укуса долго чешется. Комары летят на тепло. Вечерами и ночью тёплых животных найти проще. Кусают нас только комарихи. А комары пьют цветочный нектар. Их хоботки очень тонкие. Толстую кожу человека и шкуру животного они не прокусят.

  1. Сколько крыльев у комара?
  2. Какой звук издаёт комар, когда летит?
  3. Откуда этот звук?
  4. Чем питаются комары?
  5. Как комары находят кого укусить?
  6. Почему место укуса долго зудит и чешется?
  7. Назови комара ласково.
  8. Как назвать очень большого комара, очень маленького?..
  9. Чьи крылья у комара?

Микрокосмос. "Сказка о том, как Муравьишка домой возвращался" (для детей старшего дошкольного возраста)


Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию экологическую сказку о насекомых из цикла «Иринушкины сказки», которую можно предложить вниманию детей 5-7 лет в организованной образовательной деятельности, для дополнительного чтения, а также при семейном чтении.
Материал предназначен для педагогов-экологов, воспитателей, родителей.

Лычангина Любовь Владимировна, воспитатель МБДОУ «ЦРР д-с «Дюймовочка» МО г. Алдан РС(Я)

В публикации использованы фото российского фотографа Андрея Павлова

Цель: экологическое воспитание детей через литературное творчество.
Задачи: дать первоначальные знания о жизни насекомых посредством сказки;
расширять кругозор, развивать устную речь, воображение, фантазию; воспитывать сострадательное отношение ко всему живому.

Сидел Бог, задумавшись глубоко. Подошёл к нему человек и спросил:
-Скажи, Отче, о чём ты так сосредоточенно думаешь?
-Я думаю о том, как усовершенствовать задние лапки блохи, и сделать её наиболее прыгучей…
-А разве не я, человек, – твоё самое совершенное и любимое творение?
-О! Тебя я люблю, конечно, но и другие мои создания для меня тоже очень важны!
(Автор неизвестен)

Сказка о том, как Муравьишка домой возвращался

На лесной опушке под сосной стоял муравейник. Находился он здесь очень давно.
Это был муравьиный домик с множеством входов и выходов, по которым суетливо сновали деловитые муравьи.

Обитатели муравейника жили очень дружно. Днём они занимались своими обычными делами – обустраивали жилище, искали в лесу питание и запасали его в своих норках, заботливо прятали муравьиные яйца в глубине муравейника.



А иногда, переделав все свои дела, они играли, как малые дети.

Но перед самым закатом солнца муравьи плотно закрывали все свои двери, и их домик погружался в сон, отчего казался совершенно нежилым.
Среди обитателей муравейника вполне счастливо жил один маленький и хорошенький рыжий Муравьишка.
Но однажды в лесу стряслась беда. Огромная ступня гигантского существа сначала затмила солнечный свет, а затем опустилась на муравейник. Для жителей муравейника это была катастрофа.
Половина их уютного домика была безнадёжно разрушена, муравьи в ужасе разбежались в разные стороны и попрятались в траве.

Огромная ступня отряхнула с себя труху, которая была когда-то крышей муравейника, и вместе с сухой соломой Муравьишка был отброшен очень далеко от муравейника – на самый край лесной опушки.
Прошло уже много времени с момента страшного события - и испуг у Муравьишки понемногу стал проходить, но малыш сильно ослаб от голода. Бедолага повесил головку и не мог уже пошевелиться от усталости и слабости.

Вдруг он услышал какой-то шорох, с трудом поднял голову и увидел маленького паука.
Паучок только что закончил вить ажурную паутину и любовался своей работой, он тоже заметил Муравьишку и отметил, что тот очень ослаб.

Жалко стало пауку беднягу-муравья и он сказал:
-Взгляни-ка, дружок, на соседний кустик, под ним растёт гриб-подосиновик, стоит только тебе откусить от него кусочек, как к тебе вернутся силы. Ступай, покушай!
Собрав последние силы, Муравьишка подобрался к грибочку и откусил от красноголовика кусочек…

И действительно, через некоторое время Муравьишка почувствовал себя гораздо лучше.
-Спасибо тебе, добрый паучок! А не знаешь ли ты, где мой домик? - растерянно спросил Муравьишка у паука.
-К сожалению, дерево, на котором я живу, не так высоко, а глазки мои не особенно зорки, поэтому твоего муравейника я не видел, - ответил паук.
Попрощавшись с паучком, упрямый Муравьишка отправился куда глаза глядят – снова искать свой дом.

Вскоре Муравьишка очень сильно захотел пить. Когда жажда стала нестерпимой, он закрыл глазки и тихо заплакал. И в этот самый момент его заметила божья коровка.

Она сразу же поняла, в чём дело, проворно отыскала травинку, на которой, словно бриллиантики, сверкали капли воды, и вскоре одна из капель была доставлена прямо к носу Муравьишки.



Ох, какая же вкусная была водичка! Она придала Муравьишке свежих сил и он снова стал мечтать о возвращении домой.

Спасибо тебе, божья коровка. А ты не знаешь, где мой муравейник? Я так хочу домой!
-Нет, я не знаю, - ответила божья коровка, - но может быть бабочка подскажет тебе… Вон она сидит на цветочке, такая ослепительно красивая. Видишь её?

И действительно рядом сидела прекрасная бабочка, наслаждаясь сладким нектаром благоухающего цветка. Она уже услышала разговор божьей коровки и паучка и сказала:
-Я знаю, где твой дом! Он совсем рядом, вон за тем холмом. Если поторопишься, успеешь добраться домой до заката.

Обрадованный Муравьишка поспешил домой. И к концу дня он всё-таки нашёл свой самый родной и любимый на свете муравейник!
Муравьи уже починили, как смогли, свой дом и готовились ко сну, закрывая двери на ночь.
Когда они увидели Муравьишку, то очень обрадовались!!!


А утром следующего дня счастливый Муравьишка рассказал друзьям о своём удивительном путешествии и о добрых насекомых, которые спасли ему жизнь и помогли вернуться в любимый муравьиный дом живым и невредимым.


Вопросы:
-Что значат слова Бога о том, что все Его создания бесценны?
-Какое событие нарушило обычную жизнь муравьёв?
-Почему нельзя разорять муравейники?
-Назовите правила поведения на природе.
В заключении можно прочесть детям стихотворение "Мы в лесу всего лишь гости"

В 5 лет сын настолько сильно заинтересовался насекомыми, что мы теперь коллекционируем их фигурки и играем только ими, в качестве домашних животных завели жуков, во время прогулок ищем и рассматриваем разных букашек-таракашек и записались в детскую библиотеку, где изучили уже практически все книги на эту тему. Особенно понравились фотокниги В. Танасийчука , советского энтомолога. Мы нашли в библиотеке только 2 книги этого автора, изрядно потрепанные, «лохматых» годов выпуска.

«В гостях у насекомых», В. Танасийчук

ЖИВОЙ АВТОБУС

Сидел я вечером на крыльце и смотрел, как бабочки вокруг лампы кружатся. Вдруг плюхнулся передо мной в траву жук -странный, весь какими-то зёрнышками облепленный. Только я успел его сфотографировать, как он взлетел и исчез в лесу. А когда я проявил плёнку, то увидел, что никакие на нём не зёрнышки. Это десятки маленьких клещиков крепко-крепко вцепились в жука, и жук их вёз, как живой автобус. Интересно бы узнать - куда?

ЧЕМ БАБОЧКИ НЮХАЮТ?

На свет лампы прилетела ночная бабочка -красивая и большая, каждое крыло в твою ладошку размером. Уселась и усами шевелит -принюхивается, нет ли близко других бабочек. Человек запахи носом чувствует, а бабочка- усами. Видишь, какие они у неё большие и сложные.

УДИВИТЕЛЬНЫЕ КРЫЛЬЯ

Неужели это тоже бабочка? Ноги длинные, а крылышки и на крылышки не похожи -тонкие, мохнатые и разделены на несколько лопастей, похожих на пальцы. Так и зовут эту бабочку -пальцекрылка.

КТО СЪЕЛ ТЛЕЙ?

Жили на веточке тли, сок из неё сосали. Стала вянуть веточка. Но вот, словно танк, приполз колючий зверь и слопал тлей. Только несколько штук осталось. Что за зверь такой? А это личинка божьей коровки. Пройдёт немного времени, и превратится она в красного жучка с чёрными точками, которого ты хорошо знаешь.

ЗЛАТОГЛАЗКА

Прилетела на цветок златоглазка. Крылья у неё большие, прозрачные, радугой отсвечивают, а глаза золотом переливаются. Сидит, осматривается - не осталось ли где тлей, которых божьи коровки не заметили? Если найдёт, всех съест. Полезное насекомое -златоглазка, она наши поля и сады охраняет.

СЕРЕБРЯНАЯ МУХА

Маленькая - со спичечную головку -муха бегает в траве, тоже добычу ищет. Спинка и брюшко у неё будто серебряной пылью покрыты, вот и зовут её серебрянкой.

ЗАЧЕМ ТРУБКОВЕРТУ ТАКАЯ ГОЛОВА?

Сидит на ветке жук-трубковерт. Его личинки листья едят, и он делает для них из листьев съедобные домики-трубочки. Лапками скручивает, а головой помогает - не зря она у него такая узкая, длинная и во все стороны движется. Долго работал, устал - теперь отдыхает.

СТРАШНЫЕ ХВОСТЫ

По ивовому листику ползёт зеленая гусеница бабочки-гарпии. Сзади два длинных хвоста вверх торчат. Подойдёшь к ней поближе -испугается, голову поднимет, хвостами в воздухе закрутит: не тронь меня, я страшная! А сама боится. Только у неё и защиты что эти хвосты, ведь кусаться она не умеет.

ШМЕЛЬ С КОРЗИНОЧКОЙ

С цветка на цветок перелетает пушистый шмель, пьет цветочный сок - нектар и пыльцу собирает. Куда?В корзиночку. Есть на задних лапках у шмелей и пчёл особые ямки, куда они пыльцу накладывают. Смотрите, сколько этот шмель набрал! Сейчас в своё гнездо полетит -личинок кормить.

ЗАПАСЛИВАЯ ОСА

Оса-аммофила устала охотиться и тоже присела отведать нектара. Чёрная, длинноногая, с тонким оранжевым брюшком, а на лбу, между глазами, ещё три маленьких глазка как бусинки блестят. Ни одна гусеница от этой осы не скроется, сразу поймает и в норку унесёт про запас для своих личинок.

ЖУК-ДРОВОСЕК

Кого только не встретишь на летнем лугу! Вот прилетел и уселся на цветке пёстрый, красивый жук. Кушает пыльцу и усами шевелит. И у него, и у всех его родственников усы очень длинные, потому и называют этих жуков усачами. А ещё зовут их дровосеками, потому что личинки усачей в стволах деревьев живут.

ЖУЖЕЛИЦА

Другой жук - зелёная блестящая жужелица- бежит по земле, в травинках и соломинках путается. А почему бы ей не взлететь? Не может -крыльев нету. Не бывает их у жужелиц.

РАЗБОЙНИК С КИНЖАЛАМИ

Притаился на камушке жук-скакун. Ноги у него длинные, прыгучие, а челюсти как два кривых кинжала. Сидит скакун, добычу караулит. Увидит зазевавшуюся муху или жука -прыгнет, полетит, схватит. Был бы скакун размером не с ноготь, а с тигра, не было бы страшнее зверя на земле.

ПУШИСТЫЙ СЛАДКОЕЖКА

Через цветок, как сквозь лесную чащу, пробираем пушистый жук - восковик. Это жук мирный, он ни на кого не охотится - ест цветы, самые сладкие части выбирает. И челюсти у него маленькие, ни для кого не опасные.

ХРАБРЫЙ ЖУЧИШКА

Ловко лезет по травинке жук - высоко залез. Ветер дует, травинку, как мачту, раскачивает, а он держится. У него для этого на концах лапок специальные крючочки есть.

«Шестиногие соседи», В. Танасийчук

Елена Васильевна Кононенко

Работая над проектом "В гости к насекомым " в средней группе, мы загорелись идеей сделать книжку- малышку для детей , в которой бы рассказывалось про насекомых не заумными словами , а простым и понятным детям языком. А что может быть лучше и понятнее сказки ! Совершенно случайно я наткнулась на книгу Ирины Пивоваровой "Жучок и лунный свет". Небольшие сказки рассказывают легким простым языком о том, как сложилось то или иное явление в мире насекомых (откуда у божьей коровки появились черные пятнышки на спинке, почему стрекоза летает над водой, почему светлячок светится в темноте и т. д.). Из этой книги мы выбрали 3 сказки "Черные пятнышки", "Стрекоза и зеркало", "Оса и пчела", хотя и остальные сказки И . Пивоваровой из этой книги великолепны.

Для начала мы подготовили основу для будущей книжки , напечатали текст и фон, на который затем дети выполнили аппликацию насекомых . Все насекомые были сделаны в технике аппликация из кругов.




Публикации по теме:

Фотоотчет Кружка дополнительного образования «Книжки – малышки своими руками» Программа краткосрочного педагогического проекта «Книжка-малышка.

Добрый вечер, уважаемые коллеги. Предлагаю вашему вниманию книжки-малышки, которые мы совместно с детьми и родителями создали к Дню Защитника.

Доброе время суток всем, кто посетил мою страницу. Я предлагаю вашему вниманию мою серию книжек-малышек, изготовленную с помощью родителей.

Одним из этапов районного конкурса педагогического мастерства воспитателей "Лесенка успеха" было проведение мастер-класса. Поскольку проводить.

Добрый день уважаемые коллеги! Хотела бы предложить свой мастер класс по изготовлению книжки малышки для детей дошкольного возраста. Дочери,.

Мы с ребятами дошкольной группы решили поучаствовать в экологическом конкурсе "Экологическая сказка". Фантазируя с детьми о главных героях.

Книжки-малышки – это книжки для дошкольников, которые сами читать еще не умеют или только начинают читать, поэтому в таких книгах должно.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: