Логопедическое занятие по теме комнатные растения. Занятие Комнатные растения (старшая логопедическая группа)

Занятие

Тема: Комнатные растения

Цели:

Коррекционно-образовательные:

    учить детей употреблять глаголы в прошед­шем времени;

    учить выделять из текста однокоренные слова.

Коррекционно-развивающие:

    закреплять у детей навык употребления при­тяжательных местоимений;

    активизировать и расширять словарь по теме;

    упражнять в подборе имен прилагательных и глаголов, противоположных по смыслу.

Коррекционно-воспитательная:

    воспитывать у детей интерес к комнатным растениям, трудолюбие и желание помогать взрослым в уходе за ними.

Оборудование: предметные картинки с изображени­ем комнатных растений, сюжетные картинки, на которых изображены различные действия по уходу за комнатными растениями.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Логопед: Сядет тот, кто назовет комнатные рас­тения, которые изображены на картинках. (На­званное растение дети уносят с собой.)

2. Объявление темы.

Логопед: Сегодня мы поговорим о комнатных растениях и о том, как нужно за ними ухаживать.

3. Вводная беседа.

Цветы

Цветы бывают разных цветов и форм: голубые, желтые, красные, похожие на колокольчики и звездочки... Они растут в дикой природе и в саду. Садовые цветы - это нередко очень красивые род­ственники диких цветов. Весной и летом на поля­нах полным-полно цветов. Бабочки и другие насе­комые «посещают» цветы, потому что им нравится яркая окраска лепестков и их запах. Некоторые цветы являются редкими и растут лишь в опреде­ленных местах. Такие цветы рвать нельзя!

А еще цветы можно выращивать дома, на подо­коннике. Они хорошо растут, если им достаточно света, их поливают и ухаживают за ними. И даже зимой они будут покрыты листьями. У комнатных растений обычно красивые листья или цветы.

4. Развитие лексико-грамматических категорий.

Логопед: У каждого из вас есть картинка с изо­бражением комнатного растения. Сейчас мы рас­скажем, чье это теперь растение.

Игра «Ванин или Катин?». Образование притя­жательных прилагательных.

У Вани кактус. Чей это кактус? (Это Ванин кактус.)

У Коли толстянка. Чья это толстянка? (Это Колина толстянка.) И т.д.

Логопед: Чтобы комнатные растения хорошо рос­ли, за ними нужно ухаживать. Посмотрите на кар­тинки. Я назову действия, которые выполняют с цветами, а вы представьте, что это случилось вчера.

Игра «А вчера?». Образование формы прошед­шего времени глаголов. Проводится по картин­кам с изображением данных действий.

Оля поливает кактус. А вчера? (Оля поливала кактус.)

Ваня и Лида протирают листья у сансивьеры.

Света пересаживает фикус.

Ира рыхлит землю вокруг фиалки.

Анжела опрыскивает ли­стья у бегонии.

Денис подкармливает толстянку.

Дети ухаживают за цветами.

Логопед: Мы с вами уже говорили о том, что такое слова-родственники. Сейчас я прочитаю не­большой рассказ, а вы должны найти в нем слова-родственники к слову цветы.

Скоро наступит весна. На лугу, в поле и на клум­бах расцветут разноцветные цветы. Весной насту­пит время для посадки и пересадки комнатных растений. Цветоводы посадят семена в разноцвет­ные горшки и будут ждать появления цветов. Вско­ре цветы наберут силу, начнут расцветать один за другим и радовать глаз своим цветением. Один цве­точек отцветает, а другой ярким цветом зацветает.

Физкультминутка.

На солнечном окошке

«Солнце» над головой.

Фиалка расцвела -

«Цветочек».

Лиловые цветочки

Тихонько подняла.

Взмахи рук снизу вверх.

Средь листьев она прячется,

Не любит лезть вперед,

Закрывают лицо руками.

Но всякий к ней наклонится

Наклоняются, не касаясь руками пола.

И бережно возьмет.

По Е. Серовой

Тихонько встают.

Логопед: Посмотрите внимательно на цветок и назовите его части.

Игра «Назови части». Пополнение словаря по теме «Цветы».

Стебель, лист, цветок, черенок, корни. (Несколько детей повторяют названия частей цветка.)

Логопед: Мы назвали по одной части у цветка, а сейчас назовем их много.

Игра «Один - много». Образование формы мно­жественного числа существительных.

Один стебелек, а много... (Стебельков.)

Один лист, а много... (Листьев.)

Один цветок, а много... (Цветков.)

Один черенок, а много... (Черенков.)

Один корень, а много... (Корней.)

Игра «Скажи наоборот». Подбор антонимов.

Колючий лист - гладкий лист.

Влажная земля - сухая земля.

Теплая вода - холодная вода.

Толстый лист - тоненький лист.

Большой цветок - маленький цветок.

Расцвел цветок - отцвел цветок.

Мягкая земля - твердая земля.

Толстый стебелек - тонкий стебелек.

5. Итог занятия.

Логопед: Как назвать одним словом: сансивьера, фиалка, фикус, толстянка, кактус? Что нужно де­лать для того, чтобы комнатные растения хорошо росли? (Рыхлить, поливать, пересаживать...)

Что это: стебель, лист, цветок, черенок, корни.

1. Закрепление, расширение представлений о комнатных растениях, их внешний вид, особенности ухода за ними. Расширение и активизация словаря по теме.

Слова-предметы: растение, кактус, бегония, фиалка, хлорофитум, пеларгония (герань), аспарагус, алоэ, корень, стебель, листья, колючки, цветок.

Слова-признаки предметов: комнатные, толстые, гладкие, пушистые, круглые, вытянутые,
колючие, красивые, душистые, сочные, яркие, зеленый, белый, красный, голубой, розовый.

Слова-действия предметов: ухаживать, поливать, рыхлить, пересаживать, подкармливать,
протирать, опрыскивать, любоваться.

2. Подумай и объясни, почему эти растения называются комнатными? Наблюдение за комнатными растениями, за их цветением, участие в уходе за растениями дома.


3. Вспомни, как надо ухаживать за комнатными растениями и закончи предложения.

Чтобы цветы не сохли, их надо _______________.

Пыльные листья надо __________________.

Чтобы комнатные цветы цвели, их надо _______________ .

4. Заучивание стихотворения «Фиалка»

5. Согласование числительных, местоимений, наречий с существительными.
Один мак; моя ромашка; много васильков и т.д.

6. Образование множественного числа существительных. Кактус - кактусы. И т.д.

7. Составление рассказа-описания о фиалке по данному плану. Развитие связной речи.
Это фиалка. Она красивая. У нее зеленые листья и розовые цветы. Она растет в коричневом горшочке. Ее нужно поливать, подкармливать.



8. Игра «Цветок и божья коровка». Совершенствование грамматического строя речи (употребление простых предлогов). Выделяйте голосом предлоги.

9. Игра «Назови ласково».

Занятие
Тема: Комнатные растения
Цель:
учить детей употреблять глаголы в прошедшем времени;
Задачи::
активизировать и расширять словарь по теме;
упражнять в подборе имен прилагательных и глаголов, противоположных по смыслу.
воспитывать у детей интерес к комнатным растениям, трудолюбие и желание помогать взрослым в уходе
за ними.
1. Организационный момент.
На моем окошке
Весь под волосами

Настоящий сад!
Крупные сережки
Фуксии висят.
Лезет финик узкий -
Листики свежи.
А у пальмы русской
Листья, как ножи.
Вспыхнул угольками
Скромный огонек.
2. Объявление темы.
Кактуса пенек.
Прыгают синицы
Под окном моим.
Радуются птицы -
Ведь приятно им
Посмотреть на это
Милое окно,
Где зимою - лето,
Где цветов полно.
В: ­ Ребята! О чем говорится в этом стихотворении? (О цветах).
В: ­ Ребята! А как называются цветы, которые растут в комнате? (Комнатные).
В: ­ Правильно, ребята!

В: ­ Сегодня на занятии мы будем разговаривать о комнатных растениях и цветах.
В:
3. Вводная беседа.
Цветы
Цветы бывают разных цветов и форм: голубые, желтые, красные, похожие на колокольчики и звездочки...
Они растут в дикой природе и в саду. Садовые цветы - это нередко очень красивые родственники диких
цветов. Весной и летом на полянах полным­полно цветов. Бабочки и другие насекомые «посещают» цветы,
потому что им нравится яркая окраска лепестков и их запах. Некоторые цветы являются редкими и растут
лишь в определенных местах. Такие цветы рвать нельзя!
А еще цветы можно выращивать дома, на подоконнике. Они хорошо растут, если им достаточно света, их
поливают и ухаживают за ними. И даже зимой они будут покрыты листьями. У комнатных растений
обычно красивые листья или цветы.
Презентация(на слайдах картинки с изображением цветов)
Чтобы комнатные растения хорошо росли, за ними нужно ухаживать. Поливать, рыхлить землю, протирать
тряпочкой влажной пыль с листьев, пересаживать.
Слайд как ухаживать
4. Развитие лексико­грамматических категорий.

В: У каждого из вас есть картинка с изображением комнатного растения. Сейчас мы расскажем, чье это
теперь растение.
Игра «Чей?». Образование притяжательных прилагательных.
У Маши кактус. Чей это кактус? (Это Машин кактус.)
У Ульяны фиалка.
У Леры фикус
У Сережи герань
У Кирилла орхидея
5.Подвижная игра­физминутка «На окне в горшочках».Физ.минутка
Цель: Развитие общей моторики, координации речи с движением.
В: приглашает детей предлагает им сделать упражнение.

На окне в горшочках
(Дети сидят на корточках лицом в круг)
Поднялись цветочки
(Медленно встают).
К солнцу потянулись
(Тянутся на носочках, руки вверх).
Солнцу улыбнулись
(Широко в стороны).
К солнышку листочки
(Ладони повернуть вверх).
Повернут цветочки.
Повернут бутоны,
(Руки соединить над головой).
В солнышке утонут
(Медленно повернуть в стороны).
В: Посмотрите внимательно на цветок и назовите его части.
6.Игра «Назови части». Пополнение словаря по теме
«Цветы».
Стебель, лист, цветок, черенок, корни. (Несколько детей
повторяют названия частей цветка.)

Игра «Один - много». Образование формы множественного числа существительных.
Один стебелек, а много... (Стебельков.)
Один лист, а много... (Листьев.)
Один цветок, а много... (Цветков.)
Один черенок, а много... (Черенков.)
Один корень, а много... (Корней.)
Игра «Скажи наоборот». Подбор антонимов.
Колючий лист - гладкий лист.
Теплая вода - холодная вода.
Толстый лист - тоненький лист.
Большой цветок - маленький цветок.
Мягкая земля - твердая земля.

Толстый стебелек - тонкий стебелек.
Наше занятие подходит к концу.
В: Как назвать одним словом: кактус, герань, фикус, фиалка? (Комнатные растения)
Что нужно делать для того, чтобы комнатные растения хорошо росли? (Рыхлить, поливать,
пересаживать...)
А теперь каждый из вас выберет картинку с понравившимся вам комнатным растением и раскрасит его.

Конспект занятия по развитию речи на тему

“Комнатные растения” (подготовительная группа.)

Задачи:

  • активизация, расширение и уточнение представлений о комнатных растениях. Совершенствование грамматического строя речи, слоговой структуры слова, обучение разгадыванию изографов.
  • Развитие диалогического общения, связной речи, зрительного, слухового внимания, мышления, памяти, согласованию речи с движением, тонкой моторики.
  • Воспитание положительной установки на участие в занятии, активности, самостоятельности, доброжелательности, взаимопомощи. Воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование:

Предметные картинки по теме, живые комнатные растения, предметы ухода за ними, мяч, изограф “Кактус”, штриховка “Кактус”, карандаши.

Предварительная работа:

Рассматривание комнатных растений в уголке природы, их изображений в альбоме “Живая природа”, уход за ними на занятии по ознакомлению с окружающим. Расширение словаря по теме, отгадывание загадок

Ход занятия:

  1. Организационный момент. (введение в тему занятия)

Дети встают около столов.

Сядет тот, кто назовёт любое комнатное растение. (дети называют и садятся)

  1. Беседа (активизация словаря, развитие диалогического мышления)

Почему эти растения называются комнатными?

Могут они выжить на улице?

Эти растения родом из жарких стран, тропиков. У них на родине очень

жарко и светло или сыро. Когда мы начинаем выращивать растения дома, то мы должны создать им такие условия, чтобы растения чувствовали себя как дома.

Как надо ухаживать за комнатными растениями? (поливать, брызгать , протирать, рыхлить, удобрять)

Зачем надо это делать?

Какие инструменты нужны для этого?

  1. Упражнение “Покажи и расскажи” (развитие умения понимать

словесную инструкцию, образовывать формы глаголов)

Антон, полей фикус. (названный ребёнок встаёт и выполняет действие)

Антон, что ты делаешь? (поливаю фикус)

Миша, что делает Антон? (поливает фикус)

Спасибо, Антон, садись. Катя, что Антон сделал? (полил фикус)

Аналогично выполняются другие действия по уходу за растениями.

  1. Упражнение “Четвёртый лишний” (развитие слухового

внимания, логического мышления)

Слушайте внимательно. Какое слово лишнее. Почему?

Папоротник, фикус, крапива, фиалка.

Роза, лилия, хлорофитум, тюльпан.

Герань, алоэ, фикус, лютик.

Папоротник, хлорофитум, кактус, фикус.

Фиалка, бегония, герань, папоротник.

  1. Физкульт. минутка “Мы – растения” (согласование речи с движением, снятие эмоционального напряжения и агрессии)

Представьте, что вы – маленькие растения. Сейчас я буду поливать

вас, а вы – расти, подниматься вверх, тянуться к солнцу. Когда я отойду, растения будут вянуть, сохнуть, опускать листочки. Нужно медленно-медленно расслабиться, сесть, опустив руки.

  1. Упражнение “Назови слово” (активизация словаря, совершенствование слоговой структуры)

Дети продолжают сидеть в кругу. Воспитатель передаёт мяч по кругу.

Назовите, комнатные растения, в названии которых 2 слога.

Ге-рань…

  1. Упражнение “Сравни и расскажи” (развитие связной речи, зрительного внимания)

Воспитатель помещает на доску изображения фиалки и фикуса.

Посмотрите внимательно. Чем эти растения отличаются друг от друга.

(дети находят различия и составляют сравнительный рассказ)

Аналогично сравнивают алоэ и герань, кактус и папоротник.

  1. Разгадывание изографа “Кактус”

Посмотрите на эту картинку. Как вы думаете, какое слово здесь

спряталось? Почему вы так считаете? Что вам помогло отгадать эту загадку?

  1. Штриховка “Кактус” (развитие тонкой моторики)

Посмотрите на свои рисунки. Что на них изображено? Заштрихуйте свои кактусы по образцу.

Чего не хватает вашим кактусам, чтобы они стали как настоящие? (колючек ). Нарисуйте их.

Иногда кактусы что делают? (цветут). Пусть ваши кактусы тоже зацветут.

  1. Итог. (оценка работы детей)

О чём мы с вами сегодня говорили?

Какое комнатное растение вам понравилось больше всего?

Вам понравилось, как вы работали? А работа кого из детей вам сегодня

понравилась? Какое задание вам понравилось больше всего?


Алеся Макаренко
Логопедическое занятие «Комнатные растения»

Конспект логопедического занятия «Уход за комнатными растениями »

в средней группе.

Цель : развивать интерес к комнатным растениям ;

Задачи :

Уточнять представления детей о строении растений , о функциональном значении частей растения ;

Закреплять знания детей о потребностях растений в воде , свете, тепле.

Познакомить детей со способами содержания листьев в чистоте.

Воспитывать у детей бережное отношение к растениям и уходу за ними .

Развитие лексического и грамматического строя речи

Развитие моторики и координации речи с движением

Словарная работа : фикус, фиалка, папоротник, пульверизатор.

Предварительная работа : рассматривание комнатных растений , совместная работа по уходу за растениями , работа по схемам «Потребности растений » , «Полив комнатных растений » , «Строение цветка» , заучивание пословиц о труде, чтение стихотворений и загадок о растениях .

Ход занятия:

Логопед : Вы узнали, кто это к нам пришел? Незнайка принес письмо, и хочет загадать вам загадку :

«Воздух очищает, создают уют. На окнах зеленеют, и зимой цветут»

Правильно это комнатные растения .

Воспитатель : Для чего нужны комнатные растения ? (для красоты, для уюта, они очищают воздух) .

Логопед : А ты, Незнайка, знаешь, из чего состоят наши растения ?

Сейчас мы покажем тебе все части растений .

Логопед : Что нужно растению , чтобы оно росло.

Вода, солнце, земля, воздух, свет, доброта (схема «потребности растений » ).

Логопед : У Незнайки тоже много комнатных растений , но они почему - то они все грустные и пыльные. Он не умеет за ними ухаживать.

Незнайка принес инструменты по уходу за растениями , но не знает, как их применить. Давайте рассмотрим инструменты, которые принес Незнайка, и определим для чего они нужны (лейка – поливать, деревянная палочка - рыхлить, пульверизатор - опрыскивать, тряпочки и кисточки - стирать пыль с листочков).

Педагог напоминает правила ухода за растениями , обращается к Незнайке, чтобы он тоже смотрел и запоминал :

Рыхление. Чтобы земля была мягкой ее нужно рыхлить, глубоко нельзя, чтобы не повредить корешки.

Полив. «Носик лейки прислоню к горшку, чтобы вода текла осторожно, налью ее столько, чтобы цветок напился вдоволь. Все цветы живые, не могут жить без воды». Предлагает 2-3 детям полить цветы.

Логопед : Незнайка, ты запомнил, как надо рыхлить и поливать растения .

А теперь я напомню правила, как надо протирать листья от пыли. Мы с вами дышим носиком, а цветочки дышат листочками. Чтобы они могли дышать они должны быть чистыми.

Развитие длительного речевого выдоха «Цветочный магазин»

. Пальчиковая гимнастика :

(руки на столе с согнутыми кулачками)

Наши алые цветы распускают лепестки,

(плавно разжимают кулачки)

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

(машут перед собой руками)

Наши алые цветы закрывают лепестки.

(плавно сжимают руки в кулаки)

Головой качают, тихо засыпают.

(качают головой, кладут руки под щеку)

Фикус будем протирать влажной тряпочкой. Кладем на правую ладошку тряпочку, а на левую листочек и аккуратно от стебелька до конца листочка будем протирать.

Папоротник будем опрыскивать из пульверизатора.

Фиалку будем аккуратно сметать кисточкой, так как листья фиалки боятся воды, они могут загнить.

Игра «Мой, моя, моё»

Называйте различные предметы – ребенок должен согласовать с местоимениями «мой, моя, моё» , правильно произнося окончания : «Это чья фиалка? – Это моя фиалка. Это чей цветок? – Это мой цветок. Это чьи игрушки? – это мои игрушки» и др.

Игра «Скажи ласково»

Солнце – солнышко, цветок, лист, дождь, собака, машина, ягода, птица… и др.

Загадки о комнатных растения .

Накрыт бокал с водицей

Ежовой рукавицей

(кактус)

Лист горбочком, с желобочком

Шипы имеет а ранить не умеет

Зато лечит нас

В любой день и час.

(Алоэ)

Просит у меня дружок

Фиолетовый цветок.

Мне отдать его не жалко,

Подарю дружку. (фиалку)

Итог : Давайте вспомним, что мы сегодня делали? Для чего?



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: