Идея для бизнеса: курсы выживания. Основной план действий и способы выживания

Сможете ли вы выжить в условиях апокалипсиса? Да? Тогда открывайте собственную школу выживания! От форс-мажорных происшествий экстремального характера никто не застрахован. Комфортабельные условия жизни в мегаполисах способствуют тому, что люди разучились выживать. И не знают, как спасти себя и своих близких в чрезвычайных ситуациях. Курсы на выживание — мейнстрим последних лет. Вы еще не пробовали?

На Западе давно и успешно практикуются курсы выживания – их проходят не только в одиночку, но и семьями. В нашей стране этот вид бизнеса только начинает свое развитие, так что у вас имеются все шансы занять на этой нише лидирующие позиции.

Выживание — базовые действия и знания, методически применяемые в экстремальных и опасных ситуациях для человека. Они направлены на обеспечение базовых потребностей — еда, вода, укрытие . А также повышение шанса сохранения жизни, при использовании этих методик. То есть, лечение травм и заболеваний, правильное взаимодействие с опасными животными и растениями, во избежании фатальных последствий. И прочие ситуации, способные причинить вред человеку.

Вы удивитесь, но даже активный отдых — пешие прогулки, купание и рыбалка в реках и водоемах, конная и велосипедная езда требуют знания основ выживания. Независимо от того, где происходят данные действия. Даже в городских условиях человек способен попасть в аварийные ситуации, когда он может рассчитывать лишь на свои знания и умения. И это не зомби-апокалипсис. Речь может идти об урагане, как в Москве, либо другом стихийном бедствии, как наводнение на Ставрополье. Умение правильно реагировать и действовать в таких ситуациях — главная задача обучения в вашей школе выживания.

Собственная школа выживания – это большая ответственность. И для того, чтобы открыть подобную организацию нужны соответствующие навыки. Или вам нужен, в обязательном порядке, человек, который обладает нужными качествами и умениями, готовый оказать вам помощь в реализации данной бизнес-идеи. Оптимальный вариант – бывшие полицейские и военные, спасатели и медики, обладающие бесценным опытом в выживании, профессиональные туристические инструкторы и альпинисты. Именно они способны научить всех желающих выживать даже в самых суровых условиях.

Также, в качестве разовых лекций, можно привлекать различных специалистов, которые смогут научить слушателей вязанию узлов, заточке ножей, созданию полезных предметов из подручных средств, способу розжига костра из мокрых веток или без спичек и многому другому. Да даже наука собирать грибы и ягоды, ловить рыбу — крайне полезные знания, которому готовы научиться многие. И готовы за это заплатить.

Для развития бизнеса вам может быть понадобится начальный капитал в размере ста тысяч рублей. При этом большая часть бюджета уйдет на покупку палаток, аптечек, компасов и прочего сооружения, необходимого для тренингов. Перед началом практических занятий нужно в обязательном порядке организовать теоретические занятия. А для этого придется арендовать помещение, желательно недорогое. Конечно, в самом начале, можно избежать и этих трат. Оборудование можно взять в аренду, можно попросить клиентов приходить со своим снаряжением. Встречи проводить на открытом воздухе. В этом бизнесе ключевым моментом являются знания, или, иначе говоря, опытный инструктор, а не палатки с котелками.

Темы, которые крайне желательно преподавать в школе выживания:

  • Первая помощь человеку. Методы и способы противодействия опасным ситуациям, которые несут прямую угрозу здоровью. Укусы змей, насекомых и диких животных. Переломы и ожоги, вывихи, а также переохлаждение, обморожение, перегрев. Кровотечения и порезы. Прочие травмы. Головная боль и инфаркт. Отравления продуктами питания, либо ядовитыми ягодами, растениями и орехами.
  • Укрытие . Способы поиска или постройки укрытий от стихии и погодных явлений, в условиях дикой природы, либо в условиях катастрофы, происходящей в городе.
  • Навигация . Методика ориентации на местности. Умение «ходить» по звездам и солнцу. Обучение пользованию карт, компасу и GPS-навигаторам. Методы и способы природной навигации — мох на дереве, нарост снега на возвышенностях, течение воды.
  • Добыча еды . Речь идет не о полноценной охоте. А об удовлетворении первичных потребностей — добыча и очистка воды, поиск съедобных растений и корешков. И тому подобное.
  • Взаимодействие и защита от животных . Даже собака в городе представляет большую угрозу человеку. Правильное взаимодействие и поведение позволяют избежать этой угрозы. Поэтому базовые правила защиты от животных должны быть в любых курсах о выживании.

Для максимальной эффективности организуйте массовые походы – именно они помогут ученикам воплотить теоретические знания в жизнь.

Перед выходом на местность или походом, в обязательном порядке, зарегистрируйте вашу группу в местном отделении спасателей МЧС. Сообщите им ваш маршрут, характер и состав группы, обговорите время и точки выхода на связь. Привейте эту привычку всем вашим слушателям. Выживание-выживанием, но такая простая процедура, в случае серьезного ЧП, позволит сэкономить вам множество драгоценного времени.

Если вы все сделаете правильно, то будете получать стабильную ежемесячную прибыль в размере от пятидесяти тысяч рублей. Поскольку средняя стоимость курсов для одного человека может варьироваться от 5 до 25 тысяч человек, в зависимости от объема и практических знаний.

В итоге весной 2016 года Шурыгина продала Дубровиной свою долю в уставном капитале, а также получила дивиденды после распределения прибыли. По словам Дубровиной, выплата составила порядка 350 тыс. руб.

Школа за два месяца

После этого Шурыгина ушла в декрет и родила третьего сына, но не оставила замысла открыть свою школу. В июне 2016-го ее знакомая, владелица бизнес-центра «Москва-Сокол» на Ленинградском проспекте, предложила низкую арендную ставку (какую, Шурыгина не разглашает, ссылаясь на личную просьбу хозяйки) на подходящее помещение, и она решила не откладывать мечту в долгий ящик.

На этот раз Шурыгина стала искать уже не партнеров, а наемных сотрудников, которые помогли бы ей поднять проект. «Когда я решила, что открываю школу, то опубликовала на Facebook запрос, не хочет ли кто-нибудь посидеть со мной в кафе и провести «мозговой штурм». Откликнулось порядка шести человек, почти все — директора детских проектов», — вспоминает Лола. Среди них была Екатерина Сикорская, экс-соучредитель развивающего детского центра «Солнечный город», работающего по методике Монтессори, впоследствии она стала исполнительным директором школы и заместителем Шурыгиной. «Катя была самой молчаливой на той встрече, — вспоминает Лола. — Я ее спросила: почему вы все время молчали? А она говорит: «А чего болтать? Делать надо!» И я поняла, что мы сработаемся».

Лола Шурыгина

Шурыгина и Сикорская первым делом объявили набор в новую школу и начали искать учителей. Большинство родителей пришли через «сарафанное радио» — кто-то знал Шурыгину или Сикорскую по предыдущим проектам, кто-то заинтересовался объявлением в Facebook. С поиском учителей возникли проблемы: Шурыгина перебрала более 80 резюме и провела десятки собеседований, но подходящий педагог начальных классов никак не находился. «Мы искали человека, знакомого с методикой развивающего обучения, который уже применял бы ее на практике, чтобы у него была приятная внешность, грамотная речь, желание учиться и расти. При таком количестве требований очень сложно было найти учителя без признаков эмоционального выгорания», — говорит Шурыгина. В итоге опять помог Facebook: там не только нашли учителя, но и впоследствии собрали бóльшую часть персонала, рассказала Екатерина Сикорская.

Но судьба проекта снова повисла на волоске: хозяйка помещения не смогла договориться с партнерами и попросила Шурыгину съехать. Найти новое помещение и отремонтировать его за месяц до начала учебного года казалось делом безнадежным. А в ремонт Шурыгина уже вложила 450 тыс. руб. (впоследствии их удалось компенсировать лишь частично). «Положение было отчаянным», — говорит Лола.

Однако ей повезло: в базе недвижимости ЦИАН она нашла бывшее здание Московского института управления, которое подходило под образовательные цели. «Еще месяц мы согласовывали договор аренды и только 10 сентября начали ремонт», — вспоминает она. Официальное начало учебного года было уже позади, поэтому часть родителей, которые собирались в «Макарун», отдали своих детей в другие школы. Остальным Лола клятвенно пообещала запуститься в начале октября.

Название «Макарун» Шурыгина придумала сама. «Поначалу мы немного сомневались, подойдет ли это странное слово, — вспоминает Екатерина Сикорская. — Муж меня спросил, как называется школа, куда я иду работать. — «Макарун». — А что это? — И тут моя дочка говорит: это же такие вкусные круглые печеньки! И стало понятно, что название сработает».

На подготовку оставалось так мало времени, что часть процессов пришлось «допиливать» уже после запуска, вспоминает Шурыгина. Но 3 октября 2016 года школа «Макарун», как и было обещано, открыла двери. На открытие одна из родительниц испекла огромный торт с теми самыми миндальными печеньками.

Школьная экономика

Общий бюджет проекта составил 8,75 млн руб. По словам Шурыгиной, 7 млн руб. из этой суммы — субсидия департамента науки и промышленности Москвы на создание центров молодежного инновационного творчества. Тут Лоле пригодился предыдущий опыт работы с тендерной документацией. По ее словам, получить субсидию не так сложно, как кажется многим: «Достаточно подать заявку на конкурс, она рассматривается комиссией, и если доказываешь намерение реализовать проект, это, как правило, находит отклик».

В первой половине дня «Макарун» работает как школа, а после обеда в центре открываются мастерские и научные лаборатории, где дети занимаются творчеством, от рисования до 3D-моделирования и робототехники. На оборудование лабораторий и пошла бóльшая часть субсидии, остальное потратили на ремонт и закупку мебели. Кроме того, одну из комнат в здании отвели под детский сад.

Около 1,75 млн руб. Шурыгина вложила из собственных средств вместе с мужем Сергеем Шурыгиным, который стал единственным учредителем школы (ООО «Техникум»). «Муж принял мое желание основать школу как неизбежность, но согласился в этом участвовать, когда понял, что танк поехал и не разбирает дороги», — смеется Лола.

После запуска в школу пришлось вложить еще около 2 млн руб. «Нам важно было организовать комфортную среду, а это подразумевает множество мелочей, которые формируют комфорт родителя и ребенка, — купить доску объявлений, светильники, перепахать землю перед зданием, поставить заборчик», — говорит она.


Сейчас операционные расходы школы составляют 1,3 млн руб. в месяц, бóльшая часть из которых идет на аренду и ФОТ. Команда «Макаруна» насчитывает 39 человек постоянных и временных сотрудников, включая 30 учителей (11 — на основной блок и 17 — на дополнительный, мастерские и кружки), двух тьюторов-ассистентов и администраторов. На аренду помещения площадью 430 кв. м уходит примерно 400 тыс. руб., на зарплаты — более 700 тыс. руб. с учетом налогов.

В 2016-2017 учебном году в школе учились 17 детей в двух классах — первом и втором, еще семь дошкольников росли в детском саду, в основном это младшие братья и сестры учеников «Макаруна». По идее, число детей может быть больше в несколько раз без существенного увеличения затрат. По словам Шурыгиной, на одного педагога может приходится трое-пятеро детей. Чтобы привлечь новых школьников на следующий учебный год, весной 2017-го хозяйка школы начала рекламную кампанию через «Яндекс.Директ» и социальные сети.

«При запуске я слишком сильно полагалась на «сарафанное радио». Если бы мы тогда вложились в рекламу, возможно, сейчас уже были бы в плюсе», — говорит Шурыгина. По ее словам, сейчас школа работает с операционным убытком около 400 тыс. руб. в месяц, однако к сентябрю этого года планирует выйти на операционную прибыль, поскольку на следующий учебный год же заключила 20 контрактов, а всего планирует принять 40 учеников. При этом пик спроса обычно приходится на август. Это уже выводит проект в плюс. Отбить инвестиции школа может через два-три года, рассчитывает Шурыгина.

Стоимость обучения в школе начинается от 30 тыс. руб. в месяц, максимальная цена с продленкой и кружками — 46 тыс. руб. Детский сад обходится родителям в 29 тыс. руб.

Чему учат в школе «Макарун»

Обучение строится по традиционной модели, но есть и различия. Во-первых, учителя ведут уроки по учебникам для развивающего обучения, проводят факультативы по чтению, используют оригинальную методику выработки у ребенка красивого почерка. Во-вторых, в школе действует тьюторский подход: каждый предмет ведет отдельный педагог, а работать ему помогает тьютор — ассистент, который следит за дисциплиной на уроке, а на переменах помогает устраивать игры. Кроме того, тьютор наблюдает за детьми как психолог — следит за их успехами и разрешает конфликты, помогает работать над проектами.

Занятия начинаются в 9:00: сначала физическая разминка, затем четыре-пять уроков, прогулка, обед, подготовка домашних заданий, а потом либо кружки, либо продленка до шести-семи часов вечера. Раз в месяц в субботу устраивают «семейный день», когда в школу приглашают психолога, ортопеда либо других специалистов, с которыми могут проконсультироваться родители.

В школе есть урок коммуникаций — это синтез из психологии, тренинга общения и преподавания этикета, где школьников учат общаться, правильно осознавать себя и разрешать конфликты. Во втором полугодии дети посещают специальный урок-проект, где изучают основы предпринимательства.


Фото: Владислав Шатило / РБК

На «испытательном сроке»

Запуск частной школы предполагает соблюдение обязательных требований. Во-первых, необходимы лицензия и государственная аккредитация, позволяющая выпускать собственные аттестаты. Чтобы ее получить, школа должна осуществить хотя бы один выпуск учеников. «Государство здесь защищает интересы потребителя образовательных услуг. Тут дело в некоем испытательном сроке, который должна пройти школа, чтобы показать, что она не однодневка, не начнет штамповать дипломы», — говорит председатель правления «Лиги образования» Сергей Сафронов.

Пока «испытательный срок» не пройден, а первого выпуска еще ждать и ждать, частные школы нередко работают в формате досуговых и развивающих центров образования, что не требует лицензирования. Это не значит, что официально ученики не получают знаний по программе. Например, дети из «Макаруна» числятся на домашнем обучении в аккредитованной частной школе «Наши пенаты». Это обходится «Макарун» примерно в 42 тыс. руб. в год (по 2,5 тыс. на ребенка). «Нам два-три раза в год присылают контрольные, мы их выполняем, пересылаем, их проверяют, выставляют оценки в электронный дневник и заносят в личное дело каждого ученика», — говорит Шурыгина.

Сергей Сафронов говорит, что многие частные школы начинают работать по такой схеме: «Получение лицензии — процесс сложный и долгий, а нужно опробовать бизнес-модель, наладить образовательный процесс. По сути, это тест-драйв до того момента, пока проект не станет большим и его не надо преобразовывать в нечто формальное».


Лола Шурыгина (Фото: Владислав Шатило / РБК)

Во-вторых, зарегистрированная общеобразовательная школа должна функционировать как некоммерческая организация. По закону «О некоммерческих организациях» она хотя и может получать прибыль, но не имеет права распределять ее между учредителями. Таким образом, основатели частной школы обязаны реинвестировать всё заработанное в развитие. «Школа — это же не столовая, где можно каждый пирожок с накруткой 100-200% продавать. Практически всё, что нам приносят родители, позволяет нам выйти «в ноль», покрывая основные расходы. Если что-то остается, это уходит на развитие школы», — рассказал Владимир Андреев, директор петербургской частной школы «Обучение в диалоге», которую он основал в 1988 году.

Но возможность превратить школу в полноценный бизнес все-таки есть. Если зарабатывать на уроках нельзя, то на продленке, дополнительных курсах, услугах психолога и логопеда можно. По словам Шурыгиной, сейчас на выручку от дополнительных услуг приходится примерно 25% общих доходов, в будущем она планирует довести эту цифру минимум до 60%. Лола также намерена разделить школу на два юрлица — НОУ (некоммерческое образовательное учреждение с лицензией и аккредитацией) и ООО. Таким образом можно будет отделить образовательную часть от коммерческой и иметь возможность выводить прибыль.


Бизнес или подвижничество

В Москве работают 158 аккредитованных частных школ и детских садов, рассказала РБК председатель московского отделения Ассоциации некоммерческих образовательных организаций Карина Чернякова. Большинство из них были основаны еще в 1990-е. Еще несколько десятков новых работают без аккредитации, например, как организации дополнительного образования или детские клубы.

Стоимость обучения во многом зависит от района: в «рабочих» обучение стоит от 27-35 тыс. руб. в месяц, в более престижных — от 45 тыс. В крупнейших и наиболее известных частных школах столицы, например в Павловской гимназии или Ломоносовской школе, стоимость обучения превышает 150 тыс. руб. в месяц. Для района станции метро «Сокол», где располагается «Макарун», базовая цена 30 тыс. руб. кажется достаточно демократичной.

Несмотря на высокие цены, частные школы — это не столько бизнес, сколько подвижничество, возможность заниматься любимым делом без бюрократии, с которой сталкиваются сотрудники государственных школ, считает Карина Чернякова: «Бóльшая часть давно работающих частных школ Москвы — это авторские заведения, которые создавали сами педагоги, и эти руководители создали для себя и своих сотрудников довольно высокооплачиваемые рабочие места».

Со спросом проблем нет, уверяет Чернякова: «В государственных школах учителя разучились работать. Раньше, если ребенок что-то не понимал, учитель оставлял его после уроков, занимался с ним, а сейчас это отдельная услуга». Поэтому многие делают выбор в пользу частных школ, где детей в числе прочего кормят два-три раза в день, а учителя делают с ними уроки на продленке.

Частные школы привлекательны атмосферой, которая в них создается, уверен Сергей Сафронов из «Лиги образования»: «Есть, конечно, школы-комбинаты, которые предлагают дежурный коктейль из популярных на рынке услуг, но обычно частные школы удовлетворяют потребности тех родителей, которые задумываются о том, какую систему воспитания для своего ребенка выбрать, какие идеи заложить».

Основы выживания необходимо знать не только разумному мужчине, но всем людям поголовно, вне зависимости от статуса. Ситуаций, в результате которых человек может остаться один на один с природой, очень много. Можно банально заблудиться в лесу, собирая грибы, можно отстать от туристической группы, можно выжить после авиа или автокатастрофы и так далее…

Основы выживания: с чего начать?

Условия, в которых может оказаться случайный турист, могут быть самыми различными. Поэтому алгоритм действий и способ выживания в каждом конкретном случае уникальны. Многое будет зависеть от температуры воздуха, осадков, наличия или отсутствия укрытия и источников воды, ландшафта, количества людей. Плюс множество других факторов, облегчающих, или наоборот, отягощающих положение.

Исходя из всего этого, выжившим придется в каждой отдельной ситуации выстраивать и, возможно, корректировать действия для максимально разумного выживания. Основы этой суровой науки жизненно важно соблюдать вне зависимости от воздействующих факторов и угроз.

Кратко об угрожающих факторах

  • Жажда . Необходимо помнить, что человек без воды продержится не более трех дней. Таким образом, добыча воды всегда становится одной из первостепенных задач.
  • Температура . Будь то холод или жара, в любом случае они могут привести к отрицательным последствиям в организме. Тепловой удар, переохлаждение и тому подобное.
  • Психические проблемы (одиночество, уныние, страх) . Могут быть губительны для личности, если перерастут в тяжелую форму (паника, апатия, истерика).
  • Голод . В первое время отсутствие пищи не оказывает сильно отрицательного воздействия. Но, согласно основам выживания, по прошествии недели или другой истощение организма может стать серьезной угрозой.
  • Травмы и боль . Полученные травмы или заболевания существенно снижают шансы выживающих на благополучный исход.
  • Агрессивная среда . Включает в себя всевозможные нюансы обстановки: диких животных, ядовитые растения, болота и иные прелести среды обитания.
  • Переутомление . Чрезмерная усталость и физическое истощение рано или поздно сыграет с любым человеком злую шутку.

Исходя из этих факторов, выживающему необходимо выстроить для себя в голове план выживания . Какая бы ни была причина того, что пострадавший остался отрезанным от цивилизации – в первую очередь, он всегда должен попытаться определить свое местонахождение. Идеальным вариантом будет наличие карты и компаса, что при внезапной ЧС маловероятно.

Если рядом есть естественные укрытия или сломанные транспортные средства, разбитый самолет и так далее, то пострадавшему рекомендуется остаться на этом месте. Двигаться дальше стоит лишь в 2 случаях :

1) пропавшего в ближайшее время искать не будут;

2) пропавшему точно известно, как добраться до населенного пункта или лагеря.

При невозможности определить свое местоположение на местности необходимо осмотреться с наиболее удобной и высокой точки (холма, дерева). Обнаружив признаки цивилизации или водоем, следует выдвигаться к цели.

Если вокруг слишком однородная местность, то лучше остаться на месте и приступить к иным способам выживания. Сперва нужно понять, что выгоднее сделать в первую очередь. Если скоро закат, то стоит приступить к сооружению укрытия. При низких температурах есть смысл начать свои действия с разведения огня. Если дело обстоит утром и в летнее время, то можно заняться обеспечением воды (поиск, очистка, обеззараживание). Каждое действие должно быть логическим и последовательным.

Универсальный план выживания

Необходимо понимать, что, по большому счету, в условиях угрозы для жизни ничего универсального быть не может. Тем не менее, существуют некоторые основополагающие истины.

Элементы выживания вмещают в себя следующие понятия: пища, укрытие, огонь, вода, местонахождение и медицина. Для расстановки их приоритетов используется некая аббревиатура с говорящим названием: ПЛАН . Неважно, в какой точке планеты находится выживающий, приоритетность неизменна – будь то пустыня Гоби, джунгли Амазонии, Тихий океан или просторы Арктики.

П – протекция (защита)

В интересах человека, терпящего бедствие, обеспечить собственную защиту от агрессивной среды. Для этого нужно использовать все подручные средства, но без необходимости не делать «лишних движений». Всегда нужно помнить о целесообразности усилий. Предпочтение следует отдать организации укрытия и разведению огня.

Л – локализация (местонахождение)

Следующим по списку приоритетов будет определение местонахождения и оборудование сигналов бедствия. Выживающий должен всеми способами привлечь внимание и обозначить свое присутствие.

А – адаптация (провиант)

Ожидая помощи, следует постоянно вести поиск новых источников пищи и воды, аварийные запасы стоит употреблять только при крайней необходимости. Такой способ выживания можно охарактеризовать так: «сохранить и приумножить».

Н – навигация (маршрут)

Если надеяться на кого-то долго и бессмысленно, можно попробовать последний вариант. Для того чтобы выдвинуться в путь, требуется накопить достаточное количество ресурсов и припасов. Человеку, который отважился на такой шаг, нужно грамотно оценить свои силы и принять взвешенное решение, иначе этот поход может оказаться последним.

Помимо вышесказанного, необходимо предельно внимательно относиться к собственному здоровью и постоянно контролировать самочувствие. Раны нужно обрабатывать без промедления, не допуская инфекции и воспаления. Очищенная и кипяченая вода – залог успеха.

Дополнительные материалы

Основные способы выживания, которые нужно предпринять в самом начале «единения» с природой, остаются неизменными. Меняется лишь их порядок в зависимости от сопутствующих факторов. Каждый из аспектов жизни в дикой природе имеет свои нюансы и особенности, которые заслуживают отдельных материалов и статей.

Возникает вполне закономерный вопрос: какие темы следует освоить в первую очередь, приступая к изучению основ выживания?

Начинать нужно с четкого понимания, что любое автономное существование складывается из отдельных элементов, навыков, факторов. В связи с обширностью, на начальном этапе к прочтению рекомендуются следующие бесплатные материалы:

После изучения этих статей, целесообразно приступать уже к более конкретным способам выживания, необходимым навыкам и умениям. Книги в этом плане – незаменимый источник знаний.

Тема выживания сейчас модна, как никогда. Она собрала миллионы поклонников по всему миру. Каждого прет своя тема: это и , и возможность , и сугубо прикладные вещи (костер развести, укрытие построить, ). Есть и те, кто решил на теме выживания подзаработать золотых, кто-то даже создал курсы выживания .

К этому вопросу каждый подошел творчески. Первые приделали табличку «survival edition» на свой товар, остальное сделал сам клиент. Пример — нож выживальщика. Другие пошли дальше и модернизировали . А кто-то начал с нуля. Например, Беар Грилз — рекордсмен Гиннеса, SASовец и пример для подражания. И не только. Мало кто знает, что Мишка, кроме в передачах BBC еще и ведет курсы выживания в Британии и США.

Есть такие курсы выживания и у нас. В некоторых из них обучают инструктора высочайшего уровня, но не во всех. И так иногда случается, что выпускники курсов выживания , возомнив себя новоиспеченным Джоном Рэмбо отправляются в лес, где . Вот несколько причин, из-за которых курсы выживания убивают.

Причина 1: тренер — турист, или бывший военный, или и то, и другое

Ну, эти-то парни — кремень! Из таких гвозди делают! Так? Так, да не так.

Турист — это лишь человек который по разным местам. Конечно, у него есть (должен быть) какой-то опыт. Специфический. Опять же, а по какому из видов туризма он «спец»? Может он обошел все музеи Милана и Палермо. Или Анталии и Хургады. Это тоже туризм. Другое дело — горный или пеший. Серьезные . Когда борьба со стихией идет за жизнь и ты мысленно готов оставить в этой борьбе пару пальцев, лишь бы выбраться.

Помнишь, как Высоцкий писал:

Кто здесь не бывал, кто не рисковал —
Тот сам себя не испытал,
Пусть даже внизу он звезды хватал с небес…

Это он про горы. Там иногда так припекает, что идешь и думаешь, что сейчас : порвутся от напряжения или слипнутся от диффузии.

Причина 2: тренер — военный

Причина 3: это коммерческое мероприятие

Ком-мер-чес-кое. Понимаешь, что это значит? Давай все же проговорим. Это означает, что ты на учебе, а инструктор на работе. Он отвечает за твою . Поэтому настоящих опасностей не будет. Мало ли что. Твое обучение (или его отсутствие) полностью зависит от тренера и его уверенности в себе. Не путать с профессионализмом.

А может ты , в которой побывал я: «палатки, еда и вода у нас есть, но давайте представим, что мы оказались в лесу без них. ?..» Обучение в тот раз почему-то не задалось.

Конечно, немного экстрима ты получишь. Например, через реку. Но только, чтобы ты от того, какой ты крутой выживальщик и написал пламенные спасибки на своей страничке в фб. Как ты понимаешь, это сарафанка.

Причина 4: минимум времени

Курс выживания в среднем длится 2-3 дня (а то и меньше).

Рассмотрим, 3 полных дня — 72 часа. Из них 24 — сон, 12-15 — хозбыт. 6-10 часов на отдых и погрешности. Остается 23-30 часов на обучение. Меньше трети. И это без учета времени на дорогу туда-обратно. Для отработки на практике и воды времени не остается, только на и розжиг костра. В минимальные сроки. Надо же еще и теорию рассказать. Вот и получается: теория выживания есть, а применить ее на практике не можем, как и адекватно рассчитать силы/время на эти действия.

Причина 5: отсутствие отработок или минимум практики

Это напоминает лабораторную работу по физике в средней школе в середине 90-х прошлого века. Учитель рассказывает ученикам, что будет, если крутить катушку и свести два разнозаряженных шарика. Часто этот опыт преподаватель сам ни разу не проводил на практике. Лишь видел в учебных видеозаписях. Но это не важно. Учить, как говорится, не мешки ворочать.

Так и у нас. Вот основа костра, кладешь растопку, «чирк» и костер готов. Ветки поставил, связал, лапником обложил — вот и шалаш. Наверное, так и появились диванные выживальщики .Часто причиной этого является, как недостаток практики у самого инструктора, так и крайне ограниченные временные рамки. Помнишь, мы считали: 20-30 часов.

Причина 6: тренер не учит а показывает, как это делает он

Для решения любой задачи существует миллион вариантов решения. На курсах выживания показывают:

  • 2 способа разведения огня;
  • 1 вид укрытия.

Для того, кто пришел за экстримом — более чем достаточно. Кто же рассчитывал получить знания — должен быть, как минимум, разочарован.

Причин тому может быть несколько. Например,

  • ограниченность знаний тренера (сам знает всего пару способов/вариантов);

И получается, что тренер дает готовое решение, а не алгоритм принятия решения. В разных ситуациях имеет смысл действовать по-разному.

Причина 7: отсутствие научной базы и авторских наработок

Очень часто инструкторы по выживанию грешат одним моментом: они , достигли определенного уровня и все. Ни повышения мастерства, ни изучения чего-то нового. Но мир, как мы знаем, развивается и знания, полученные 5-7 лет назад зачастую уже не актуальны. Сейчас вряд ли кто-то пойдет или с пудовым примусом 1800-лохматого года выпуска. Давно придумали треккинговые ботинки и газовые горелки весом +- 100 грамм! Но обновлять знания, изучать и практиковать что-то новое не все. Аргументация проста и беспощадна: будешь уметь использовать старые знания — легко научишься пользоваться новыми. Ну-ну.

Та же история с созданием научной базы. Инструктора слишком заняты, чтобы совершенствовать имеющиеся знания и выводить новые способы сохранения жизни. Можно же все делать проще и эффективней, но зачем!? Как мы помним, у них . Из этой причины вытекает следующая.

Причина 8: отсутствие вариативности в процессе обучения

Мы живем в нелинейном мире и сотни, а иногда сотни тысяч. Это основа основ ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). Я это к тому, что многие программы по выживанию построены по принципу «во что бы то ни стало». У программы есть бетонное основание, вокруг которого она вращается от курса к курсу, из года в год. Даже в пояснения. Как думаешь, если что-то пойдет не так, что случится с тренером? Я думаю в его глазах появится надпись . О гибкости пояснений, заданий, предметов изучения я вообще молчу, а ведь гибкость это самое важное в процессе выживания .

Причина 9: иллюзия знаний — иллюзия безопасности

Теория без практики — мертва. Практика без теории — слепа.

Давай представим ощущения выпускника таких курсов выживания в понедельник после курса: он несомненно крут, брутален, прокачан и , кто встретится у него на пути. Хоть хулигану, хоть медведю. Прямо как мы с тобой! У него масса знаний, 3 вагона впечатлений и даже есть практический опыт. Положительный практический опыт. С точки зрения это важно — у человека должно все получаться. И вот, наш супергерой спустя пару месяцев оказался в лесу . За грибами поехал. И заблудился. Как думаешь, есть ли у него огниво, трут и все остальное? Взял ли он с собой НАЗ, нож? Скорее нет, чем да. Не говоря о том, что 90% полученных знаний забывается в первые 48 часов.

Причина 10: учат только выживанию в лесу

Как ни странно, но лес не самая частая среда обитания современного человека. В лес ходят по грибы/ягоды и . Современный житель редко появляется в таком негостеприимном месте, как лес. Чаще хомяк-сапиенс выбирает . В крайнем случае, деревня. Так имеет ли смысл изучать лес, способы выживания в лесу и совсем не затрагивать безопасность в городе . Но это не так интересно и эмоционально. Сравни сам, антуражная беседа у костра в камуфляже против посещения , где кровь, говно, кишки и мясо иной раз убирать не успевают от количества пострадавших. Но выживание в городе — это сухая практика и расчет.

Заключительные мысли

Это далеко не полный список. Но в нем раскрыты основные проблемы человечества, связанные с курсами выживания . Он не относится к каким-то конкретным курсам. Это лишь в вопросе обучения выживанию и предоставляемого контента. Обращать на это внимание или нет — дело твое.

Я ни в коем случае не призываю перестать посещать эти курсы. Это весело. И иногда полезно. Но для тебя, как для клиента, это должно быть еще и безопасно. В первую очередь, когда спустя время ты будешь . Хотя, я вру. Мне тебя не жаль. Ты псих, раз сам пошел на такие выживальческие курсы , но подумай о своей мамочке, когда будешь добывать огонь . Пожалей нервы старушки.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: