Есенин и революция. Отношение поэта к революционным переменам

26 марта в малом зале Книжного клуба “Петровский” состоялась беседа на тему “Есенин и революция”. В качестве эксперта выступила Татьяна Игоревна Фомичева, старший научный сотрудник НУК “Народный музей С.А. Есенина”.

Мероприятие прошло в рамках Волонтерского проекта ”Культурный Воронежец” и программы “Школа исторической грамотности”. Воронежцы узнали об особенностях творчества великого поэта, и также смогли посмотреть песочную анимацию, сделанную на тему стихов, относящихся к “революционному периоду”.

Стихи Сергей начал писать очень рано. В 8 лет он осознал свое творчество как творчество настоящего поэта. Есенин олучил прекрасное образование - Земская четырех годичная школа, Московский Народный Университет, где учился на литературно-философском отделении.

В Москве молодой поэт работал в типографии, издавал свои первые стихи.

Моент, когда Есенин поехал в Санкт-Петербург к Александру Блоку и показал свое творчество, стал для него переломным: его стихи стали публиковаться в столичных изданиях, его имя стало узнаваемым.

В это же время происходит знакомство Есенина с членами журнала “Скифы”, которые выражали славянофильскую идеологию. “Скифы” отговорили Есенина от тесной дружбы с Царской Семьей. В последствии, под их влиянием, сформировались идейно-художественные образы произведений Есенина, а именно: восприятие революции как особого путь России, видение в ней изменение мира, вознесение и преображение русского духа. В этот период каждое его стихотворение было наполнено христианскими и древними ведическими образами.

Первый мощный отклик о революции был выражен в стихотворении “Товарищ”. Это стихотворение открывает революционный цикл. Лирика здесь уступает место религиозной символике.

Здесь он не воспевает, не оправдывает революцию, а пишет о том, что видит рядом, что предугадывает в будущем. В этом стихотворении Есенин хоронит христианство вместе с прошлым миром. Он предлагает взамен свою мужицкую, крестьянскую Русь, которую он любит и видит в будущем. Эта Русь изложена в тезисах русского космизма: это Россия без богатых и господ, без нищих батраков. Эти идеи Есенин неуловимыми мазками изображает в своих произведениях.

Поэт чувствует новое время, и выражает это в стихах - “Разбуди меня утром рано”.

Сборник стихов Преображение выходит после революционных событий. Судя по названию, этот мир должен быть чистым, прекрасным, обновленным, без креста и мук. Об этом повествуется в стихотворении Инония - утопическом крестьянском рае. В действительности же страну терзают гражданские войны, голод и разруха. В урбанистическом мире поэт с трудом находит себя. Есенин тяжело переживает наступление города на родную деревню. В одном из его стихотворений деревня сравнивается с жеребенком на тонких ножках, которых пытается догнать паровоз.

В его творчестве выражается грусть по дорогому его сердцу прошлому, тревога за будущее крестьян - кормильцев России.

Текст: Юлия Комолова

В автобиографической заметке «О себе» (1924) Есенин писал:

«Самый щекотливый этап - это моя религиозность, которая очень отчетливо отразилась на моих ранних произведениях.

Этот этап я не считаю творчески мне принадлежащим. Он есть условие моего воспитания и той среды, где я вращался в первую пору моей литературной деятельности.

Я просил бы читателей относиться ко всем моим Иисусам, Божьим Матерям и Миколам как к сказочному в поэзии.

«Не будь революции, я может быть, так бы и засох на никому не нужной религиозной символике или развернулся бы не в ту и не в нужную сторону... В годы революции я был всецело на стороне Октября»

(Ю.А. Андреев, Советская литература,

Москва, «Просвещение», 1988г.)

Имя Сергея Есенина хорошо известно в нашей стране. Его поэзия никого не оставляет равнодушным. Она проникнута горячей любовью к стране и природе. Природа изображается Сергеем Есениным очеловеченной, одухотворённой, зеркалом человеческих чувств и состояний. В стихах звучит любовь к России и боль за нищую страну.

Край ты мой заброшенный,

Край ты мой, пустырь.

Сенокос некошеный.

Лес да монастырь (1914),

– с горечью восклицает поэт, и в то же время какой любовью к этому бедному и заброшенному краю проникнуты такие строки:

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою».

(«Гой ты, Русь, моя родная...» (1914))

В 1916 году в разгар империалистической войны Есенина призвали в армию, но в боях действующей армии он не участвовал. Его оставили сначала в Петербурге, а потом причислили к Царскосельскому военно-санитарному поезду. Здесь он участвовал в концертах, читал стихи в лазаретах. Дворцовая верхушка пыталась «приручить» Есенина, чтобы он писал стихи во славу царя Николая II, но Есенин отказался и за это был наказан и сослан на фронт. Об этом Есенин писал: «Революция (Февральская) застала меня в одном из дисциплинарных батальонов, куда угодил за то, что отказался писать стихи в честь царя». Это наказание воспоследовало 23 февраля 1917 года, но вмешалась Большая История: именно в тот день свершилась Февральская революция. Из армии Керенского Есенин ушел.

Этот важный момент и поступок Есенина, который отказался писать стихи во славу царя и был сослан на фронт, чтобы его убили, скрывают от школьников!!!

С горячим сочувствием Есенин встретил Октябрьскую революцию. Вместе с Блоком, Брюсовым, Маяковским он стал на сторону Октябрьской революции.

Американизм для Советского Союза – неприемлем!

Революционный настрой Есенина был замечен, и именно ему, вместе с Клочковым и Герасимовым, было доверено создание текста кантаты, которая была исполнена в первую годовщину Великой Октябрьской социалистической революции при открытии мемориальной доски в честь погибших революционеров, созданной знаменитым скульптором С.Г. Коненковым. На этом торжестве присутствовал В.И. Ленин. Он срезал ножницами печать на задрапированной доске – покров упал к ногам, и глазам всех открылась фигура белокурой девушки с веткой мира в руке.

Есенин присутствовал на митинге и слушал исполнение торжественно зву-чавших его стихов:

Солнце златою печатью

Стражем стоит у ворот...

Спите, любимые братья,

Мимо вас движется ратью

К зорям вселенским народ.

Этот момент в его жизни тоже от школьников скрыт.

Его произведения: «Преображение», «Инония», «Небесный барабанщик» и другие – проникнуты пафосом освобождения, величием революции.

«Небесный барабанщик» (1918 – начало 1919). В нем поэт ликует, видя крушение старого мира, он увлечен грандиозным размахом событий:

Листьями звезды льются

В реки на наших полях.

Да здравствует революция

На земле и на небесах!..

Нам ли нужны полководцы

Белого стада горилл?

Взвихренной конницей рвется

К новому берегу мир.

Сорвет и пойдет по дорогам

Лить зов над озерами сил -

На тени церквей и острогов,

На белое стадо горилл.

В его маршевом ритме звучит отчетливое противопоставление двух миров: взвихренной конницы революционного народа, рвущейся к «новому берегу», и «белого стада горилл». Это стихотворение выброшено из школьных учебников.

Но было бы неверно думать, что Есенин без всяких противоречий, колебаний, сомнений и мучений принял идеи Октябрьской революции. Очень тяжелым был у него разрыв со старым. Не сразу он смог понять то новое, что входило в жизнь.

Революцию возглавил пролетариат. Деревню вел за собой город. Только благодаря этому и можно было одержать победу, но Есенин восклицает:

«Ведь идет совершенно не такой социализм, о котором я думал!».

Есенин не понял реального положения революции и социализма. Отсюда его переход от восторга к разочарованию, от радости к отчаянию, от приветствия к обвинению.

Есенин воспринимал революцию по-своему, с крестьянским уклоном. Он начинает проклинать «железного гостя», несущего гибель патриархальному деревенскому укладу, и оплакивать старую «деревянную Русь».

На основе таких настроений у него возникает целый цикл произведений «Сорокоуст»: «Сорокоуст», «Я последний поэт деревни», «Хулиган» (1919 - 1921) – в них запечатлены болезненные противоречия между старым и новым. От этих произведений лежал путь к литературной богеме и к печально известному циклу «Москва кабацкая», в котором есть и упадничество, опустошенность, отчаяние, есть и стремление преодолеть эти настроения, вырваться из неприкаянности их тоски, есть и поэтизация пьяного разгула, есть и порыв к цельности и здоровой жизни:

Может, завтра совсем по-другому

Я уйду, исцеленный навек,

Слушать песни дождей и черемух,

Чем здоровый живет человек.

Об этой непримиримой, не допускающей соглашательства, душевной борьбе Есенин писал в стихотворении «Русь уходящая» (2 ноября 1924):

Я человек не новый!

Что скрывать?

Остался в прошлом я одной ногою.

Стремясь догнать стальную рать,

Скольжу и падаю другою.

Значительную роль в творческом развитии Есенина сыграла его зарубежная поездка в мае 1922 – августе 1923 гг. Он совершил путешествия по Германии, Франции, Бельгии, Италии, четыре месяца пробыл в США.

Узнав о предстоящей поездке Есенина за рубеж, недруги Советской страны радовались: «Есенин не вернется в Россию!», «Есенин устроит грандиозный скандал Советской власти!»

Приехав в Берлин, Есенин действительно устроил скандал, но не такой, какого от него ждали. Желая «приручить» поэта, русская эмиграция устроила ему выступления. Поэт пришел и сразу же потребовал, чтобы спели «Интернационал», без него не соглашался приступить к чтению стихов. В ответ, конечно, раздались возмущенные крики и свист. Тогда Есенин сам запел «Интернационал». Свисты нарастали. Тогда Есенин вскочил на стул и крикнул: «Не пересвистите, как заложу четыре пальца в рот и свистну – тут вам и конец».

О том, что Есенин пел и пропагандировал революционный гимн коммунистов, тоже утаивают от учеников.

М.М. Литвинову,

Уважаемый товарищ Литвинов!

Будьте добры, если можете, то сделайте так, чтоб мы выбрались из Германии и попали в Гаагу. Обещаю держать себя корректно и в публичных местах «Интернационал» не петь. Уважающие Вас С. Есенин и Айседора Дункан.

С. Есенин,

сборник сочинений, т.2,

Москва, «Советская Россия»,

«Современник», 1991 г.

Возвратившись на Родину, Есенин говорил: «Ну да, скандалил, но ведь я скандалил хорошо, я за русскую революцию скандалил. Где бы я ни был и в какой бы черной компании ни сидел (а это случалось), я за Россию и глотку готов перервать. Прямо цепным псом стал, никакого надругательства над Советской страной вынести не мог. И они это поняли…»

В.Д. Свирский, Е. К. Францман,

Русская советская литература

Издательство «Звайгзне», Рига, 1977г .

Что же поэт увидел на Западе? Пагубное влияние и действие капиталистического уклада на души и сердца людей. Он остро почувствовал духовное убожество западной буржуазной цивилизации.

Письма из-за рубежа – это свидетельство его протеста против буржуазной цивилизации, против культуры ночных ресторанов и продажных газет, против нивелирования и унижения личности, против господина доллара, который в страшной моде у них, а на искусство они чихают.

А.Б. Мариенгофу, Остенде,

«Милый мой… Как хочется мне отсюда из этой кошмарной Европы обратно в Россию. Боже мой! Какая же прекрасная Россия!

Здесь сплошное кладбище. Все эти люди, которые снуют быстрее ящериц, не люди, а могильные черви, дома – их гробы, а материк – склеп»

А.Б. Мариенгофу, Нью-Йорк,

«Милый мой Толя! Как рад я, что ты не со мной в Америке, не в этом отвратительнейшем Нью-Йорке. Лучше всего, что я видел в этом мире, – это все-таки Москва.

Боже мой! Лучше было есть глазами дым, плакать от него, но только бы не здесь…»

(С. Есенин, т.2)

Некоторые современные Есенину писатели видели в США идеал технической мощи, которому, по их мнению, должна следовать Советская Россия. Но они словно забывали о социальном классовом различии.

Есенин увидел успехи цивилизации в капиталистической Америке, но тем разительнее было для него духовное убожество «среднего» американца, главным увлечением которого является пресловутый «бизнес», долларовый «профит» (выгода): владычество доллара завораживает американцев, и ничего остального они не желают знать.

«Железный Миргород» (1923) – этот очерк – это произведение высокого гражданского звучания. Есенин оказался солидарным с Маяковским, прямо заявившим:

«Американизм – уклад жизни – для Советского Союза – неприемлем!» .

«Страна негодяев» (1922-1923) – поэма, в которой Есенин пропагандирует нравственное превосходство Советской власти. Зарубежные наблюдения помогли Есенину глубже осознать значение великих преобразований, происходивших на его Родине.

Пафосом этих преобразований, этого грандиозного строительства пронизаны страницы «Страны негодяев»: «Только работай! Только трудись! И в республике Советов будет все, что кому угодно!»

Верная оценка Есениным американской действительности свидетельствовала о его политической проницательности. И как итог неустанных бескомпромиссных поисков высшей истины в годы революции звучит взволнованный голос Есенина:

1. «Только за границей я понял совершенно ясно, как велика заслуга русской революции, спасшей мир от безнадежного мещанства».

2. «Зрение мое преломилось особенно после Америки… Вспомнил про дым отечества, про наши деревни, где чуть не у каждого мужика в избе спит теленок на соломе или свинья с поросятами, вспомнил непролазные дороги… и разлюбил нищую Россию. Я еще больше влюбился в коммунистическое строительство».

3. «Пусть я не близок коммунистам как романтик в моих поэмах, – я близок им умом и надеюсь, что буду, быть может, близок и своим творчеством».

Сказано это было поэтом в 1923 году вскоре после его поездки в Европу и Америку в 1924 году в стихотворении «Ответ» он писал:

Но ту весну,

Которую люблю,

Я революцией великой

И лишь о ней

Страдаю и скорблю,

Я жду и призываю!

Народ стонал, и в эту жуть Страна ждала кого-нибудь...

И он пришел.

Заграничная поездка заставила Есенина полюбить Социалистическое Отечество, по-иному оценить все, что в нем происходит.

Так, 1924-1925 годы были в творчестве Есенина самыми плодотворными. (Полтора года, проведенные Есениным за границей, были исключительным в его биографии временем без стихов, – ничто не вдохновляло поэта вдали от родной природы, стихов он почти не писал. Не случайно именно за границей создавались драматические строки «Москвы кабацкой» и возник замысел трагедийной поэмы «Черный человек».) Именно в 1924-1925 годах он написал около ста стихотворений и поэмы: «Песнь о великом походе», «Поэма о 36»,поэма «Анна Снегина». Намереваясь выпустить свои произведения особым сборником, Есенин предпосылает им специальное обращение:

Издатель славный! В этой книге

Я новым чувствам предаюсь,

Учусь постигнуть в каждом миге

Коммуной вздыбленную Русь!

Здоровые начала взяли верх в душе поэта. Напряженный интерес к живой, конкретной действительности, горячая любовь к новой, Советской Руси и происходящим в ней революционным переменам, стремление быть настоящим, а не сводным сыном в штатах СССР – вот главные мотивы его новых произведений.

«Стансы» (1924) – в этом стихотворении Есенин пишет:

Стишок писнуть,

Пожалуй, всякий может –

О девушках, о звездах, о луне...

Но мне другое чувство

Сердце гложет,

Другие думы давят череп мне.

Хочу я быть певцом

И гражданином,

Чтоб каждому,

Как гордость и пример,

Был настоящим,

А не сводным сыном –

В великих штатах СССР.

Я вижу все

И ясно понимаю,

Что эра новая –

Не фунт изюму вам,

Что имя Ленина

Шумит, как ветр, по краю,

Давая мыслям ход,

Как мельничным крылам.

Есенин намечает пути развития проблем, еще недавно казавшихся ему безысходными. Если раньше он был против, то теперь готов восхищаться и «стальным конем», и «стальной конницей», и всем новым. Особенно сильное новое отношение к действительности сказалось в стихотворении «Неуютная жидкая лунность» (1925):

Мне теперь по душе иное.

И в чахоточном свете луны

Через каменное и стальное

Вижу мощь я родной страны…

Полевая Россия! Довольно

Волочиться сохой по полям!

Нищету твою видеть больно

И березам и тополям…

Я не знаю, что будет со мною…

Может, в новую жизнь не гожусь,

Но и все же хочу я стальною

Видеть бедную, нищую Русь.

В стихотворении «Возвращение на родину» (1924) Есенин удивляется:

Как много изменилось там,

В их бедном, неприглядном быте.

Какое множество открытий

За мною следовало по пятам.

Друзья! Друзья!

Какой раскол в стране,

Какая грусть в кипении веселом!

Знать, оттого так хочется и мне,

Задрав штаны, –

Бежать за комсомолом.

«Русь Советская» (1924). Русь Советскую поэт видит не как «край заброшенный», край- пустырь», «горевая полоса», а разбуженной, возрождающейся к новой жизни.

И все-таки поэту грустно: «Моя поэзия здесь больше не нужна. Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен». Но изменения к лучшему вносят в душу успокоения:

«Опомнись! Чем же ты обижен?

Ведь это только новый свет горит

Другого поколения у хижин».

И Есенин пишет:

Приемлю все.

Как есть все принимаю.

Готов идти по выбитым следам.

Отдам всю душу Октябрю и маю…

И он приветствует от души молодое поколение:

Цветите, юные!

И здоровейте телом!

У вас иная жизнь!..

Какие светлые, завораживающие, признательные, благодарственные и добрые строки Есенина, посвященные молодежи!

И такие же уверенные, твердые и не колеблющиеся строки, посвященные Советской России:

Но и тогда,

Когда во всей планете

Пройдет вражда племен,

Исчезнет ложь и грусть, -

Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким «Русь»!

«Анна Снегина» (1925) – самое значительное произведение. Основу его составляет лирический сюжет, связанный с воспоминаниями о юношеской любви поэта, названной здесь Анной Снегиной. Но Есенин этим не ограничивается. Начиная с названия деревень Криуши и Радово, Есениным раскрывается картина классовой борьбы в «суровые-грозные годы» – в первые годы революции. Главная тема поэмы – Октябрь в деревне. Жилось людям тяжело.

Житье у нас было плохое,

Почти вся деревня вскачь

Пахала одной сохою

На паре заезженных кляч…

Вот почему бедняки с энтузиазмом и воодушевлением восприняли Советскую власть. Большое художественное достижение Есенина – создание образа Прона Оглоблина. Еще до революции Прон вступил в спор с властями и был выслан в Сибирь. Весть о победе Октября он встречает с радостью. Готовится организовать в селе коммуну. Состоятельные крестьяне его не любят, зато беднота благоговеет перед ним.

В поэме развернута тема революции и гражданской войны. Автор критикует буржуазное Временное правительство за продолжавшуюся братоубийственную войну, призывает к миру, он на стороне Советской власти.

Крестьяне настойчиво спрашивают у Есенина:

Кто такое Ленин?»

Я тихо ответил:

«Он - вы».

Ответом на вопрос крестьян поэт дает афористическое определение глубинной связи вождя с народом.

Героиня поэта Анна Снегина иного социального происхождения. Она оказывается в другом лагере и уезжает в эмиграцию. Но и ее характеризует неугасающее чувство любви к России. Она тяготится зарубежной жизнью, тоскует. И Есенин получает письмо с лондонской печатью:

«Вы живы?.. Я очень рада...

Я тоже, как вы жива…

Я часто хожу на пристань

И, то ли на радость, толь в страх,

Гляжу средь судов все пристальней

На красный советский флаг…»

Образ В.И. Ленина в творчестве С.Есенина.

Смерть Владимира Ильича Ленина навсегда горем отозвалась в памяти поэта. Несколько часов он провел в Колонном зале у гроба Ленина. В дни всенародной скорби Есенин, подобно Маяковскому, был полон дум о том, как запечатлеть образ В.И.Ленина. О Ленине, в котором воплотилась вся сила и целеустремленность революции, Есенин размышлял немало и неоднократно, размышлял, обращаясь к его имени в стихах.

В стихотворении «Ленин» (отрывок из поэмы «Гуляй-поле» (1924 ) Есенин стремится раскрыть простоту Ленина, близость к народу, воздействие своих идей на сердца миллионов; возвеличивает его как человека сверхобыкновенного:

Застенчивый, простой и милый,

Он вроде сфинкса предо мной.

Я не пойму, какою силой

Сумел потрясть он шар земной?

Но он потряс...

Не правда ли, весьма заметная эволюция – от религиозной окраски первых стихотворений к строке «Позор острогов и церквей»?

Монархия! Зловещий смрад!

Веками шли пиры за пиром,

И продал власть аристократ

Промышленникам и банкирам.

Народ стонал, и в эту жуть

Страна ждала кого-нибудь...

И он пришел.

Он мощным словом

Повел нас всех к истокам новым.

Он нам сказал: «Чтоб кончить муки,

Берите все в рабочьи руки.

Для вас спасенья больше нет –

Как ваша власть и ваш Совет».

Одним из наиболее удачных, ясных и гармоничных по соразмерности мысли и чувства стихотворений, написанных в 1925 году, последнем году жизни Есенина, было – «Капитан земли».

Еще никто

Не управлял планетой,

Не пелась песнь моя.

Лишь только он,

С рукой своей воздетой,

Сказал, что мир -

Единая семья…

Не обольщен я

Гимнами герою,

Не трепещу

Кровопроводом жил.

Я счастлив тем,

Что сумрачной порою

Одними чувствами

Я с ним дышал и жил…

Продолжая метафору, сравнивая полет своей революционной страны с полетом могучего корабля по волнам, поэт предвидит времена, когда матросы великого рулевого («Вся партия – его матросы») поведут корабль среди рева волн к желанному материку и зажгут на нем для всех других «путеводительные светы»:

Тогда поэт

Другой судьбы,

И уж не я,

А он меж вами

Споет вам песню

В честь борьбы

Новыми словами.

Он скажет:

«Только тот пловец,

Кто, закалив

В бореньях душу,

Открыл для мира наконец

Никем не виданную

Сергей Есенин, поэт октябрьской поры. Его поэзия, поведавшая с непревзойденной силой искренности о мыслях, чувствах, сомнениях и обретении истинного пути на крутом историческом переломе истории русским трудовым народом, открывает новые просторы духовного развития.

«Есенин сам по себе – явление уникальное. Это был художник русского вызывающего дарования, ярчайшая страстная натура истинной силы своего противоречивого времени, не потухшая, незакатная звезда».

Юрий Бондарев,

советский писатель.

А. Ф. Небога,

советский учитель,

Красногвардейский район

Время творчества Есенина - эпоха крутых поворотов в истории России. Одной из важных для любого писателя вех, отразившихся на творчестве, стала революция, перевернувшая весь уклад жизни. Есенин писал в автобиографии: «Революцию я принял, но с крестьянским уклоном». Иначе и не могло быть. Есенин не просто лирик, это поэт большого ума, глубоких философских размышлений. Драматизм его мироощущения, его напряженные поиски истины, ошибки и слабости - все это грани огромного таланта, но, изучая его творческий путь, можно смело сказать, что Есенин всегда был верен себе в главном - в стремлении постичь сложную судьбу своего народа. На революцию Есенин откликнулся поэмами «Маленькие послереволюционные поэмы», в числе которых можно назвать следующие произведения: «Товарищ» (1917 г.), «Иорданская голубизна» (1919 г.). При помощи аллегорических образов Есенин пытается осмыслить революционные события, понять, к чему приведет революция. В поэмах высока доля условного, что позволяет Есенину передать общую атмосферу первых революционных лет.
Поэма «Товарищ» воссоздает силу революционного взрыва. Последнее поэтическое произведение Есенина - трагедийная поэма «Черный человек». Полтора года, проведенные поэтом за границей, были исключительным периодом в его жизни: он не писал стихов, ничто не вдохновляло поэта вдали от родного края. Именно там возник замысел трагедийной поэмы «Черный человек». Только за границей Есенин понял, какие грандиозные перемены происходят на Родине. Он отмечает в дневнике, что, возможно, русская революция спасет мир от безнадежного мещанства. После возвращения из-за границы Есенин посещает родные края. Ему грустно, ему кажется, что народ не помнит о нем, что в деревне произошли огромные перемены, но в какую сторону, он определить не мог. Поэт пишет:
Вот так страна! Какого ж я рожна Орал, что я с народом дружен.
Моя поэзия здесь больше не нужна, И сам я здесь ни капельки не нужен. С горы идет крестьянский комсомол, Наяривая под гармошку рьяно, Поют агитки Бедного Демьяна, Веселым криком оглашая дол.
В этих строках звучит мотив ненужности «певца деревни» в послереволюционные годы. Словно поэт ощутил свою будущую невостребованность. Ведь в годы, последовавшие за его гибелью, в школьные учебники не включали лирику Есенина, ложно обвиняя его в безыдейности. Лучших поэтов вычеркивали из литературы. Еще раньше в стихотворении «Устал я жить в родном краю» он предрекает свое будущее:
Устал я жить в родном краю
В тоске по гречневым просторам,
Покину хижину мою,
Уйду бродягою и вором...
А месяц будет, плыть и плыть,
Роняя весла по озерам,
И Русь все так же будет жить,
Плясать и плакать у забора.
В поэзии последующих лет все чаще звучит мотив грусти, сожаления о растра-ченных силах, от его поэзии веет какой-то безысходностью. В «Черном человеке» он пишет трагические строки:
Друг мой, я очень и очень болен,
Сам не знаю, откуда взялась эта боль,
Толи ветер шумит в чистом поле,
То ль, как рощу в сентябрь, сжигает мозги алкоголь.
Итак, в постреволюционном творчестве Есенина раскрывается тема Родины и судьбы художника. В поэзии Есенина изначально любовь к Родине была любовью-болью оттого, что разрушаются вековые традиции, которые составляли корень России.
Стремление поэта принять новую действительность, постреволюционную Россию, отразилось в стихотворении 1925 года «Неуютная жидкая лунность...». В этом произведении поэт пишет о своем новом настроении. С одной стороны, он восхищен новой, каменной и стальной, мощной страной:
Мне теперь по душе иное... И в чахоточном свете луны Через каменное и стальное Вижу мощь я родной страны.
Но при этом в стихотворении возникает образ бедной и нищей Руси, на которую поэт не может смотреть спокойно:
Полевая Россия! Довольно Волочиться сохой по полям! Нищету твою видеть больно И березам и тополям.
Есенин - поэт, не разлюбивший свою страну, не отказавшийся от нее. Он по-старался принять новый мир, хотя и не испытывал такого восторга перед револю-ционными переменами, как, скажем, Маяковский. Но Есенину это не удалось. Слишком уж близка ему была патриархальная Россия.

Сергей Есенин, без сомнения, - самый народный из всех русских поэтов XX века, а может, и вообще из всех русских поэтов. Для него слова о том, что он нужен народу, никогда не были пустым звуком. Вне народного признания Есенин не мыслил своих стихов. Его талант рано получил признание и столь же рано подвергся хуле, но, возможно, так и не успел до конца расцветь, виной чему – трагическая судьба и трагическая гибель поэта, который не успел дожить даже до возраста Христа. Бурной и печальной была судьба Есенина. Яркая и беспокойная жизнь во многом способствовала популярности его стихов – задушевных и музыкальных, близких и понятных самым разным людям. О ней еще при жизни поэта стали складываться легенды.

После гибели Сергея Есенина и издания посмертного собрания его сочинений начался период официального забвения его творчества. Оно было признано мелкобуржуазным, кулацким, не соответствующим великой эпохе. В течение нескольких десятилетий Есенин был запрещенным поэтом. Но его стихи всегда были любимы читателями, а жизнь была овеяна легендами.

Есенин прожил всего 30 лет. Но на долю его поколения выпало столько испытаний, что с лихвой хватило бы на несколько столетий: русско-японская война, революция 1905 года, империалистическая война, Февральская и Октябрьская революции, Гражданская война, разруха и голод первых послереволюционных лет.

Как повлияла эпоха на судьбу Есенина и его мировоззрение, как отразилась в его творчестве? В данной работе мы попытаемся ответить на этот вопрос и одновременно попробуем проникнуть в мир есенинской поэзии.

"Стихи начал слагать рано,- пишет позднее Есенин в своей авторской биографии. - Толчки давала к этому бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами мне не нравились, и я их переделывал на свой лад Стихи начал писать, подражая частушкам". Бабушка сумела передать любимому внуку всю прелесть народной устной и песенной речи. Омут розовых туманов, осеннее золото лип, рдяный мак заката, Русь - малиновое поле – всю эту поэтическую живописную азбуку Сергей Есенин постиг в просини рязанского полевого и березового раздолья, в шуме тростников над речными заводями, в семье деда – книжника, знатока житий святых и Евангелия, и бабушки - песенницы.

Красота родной природы и русского слова, песни матери и сказки, Библия деда и духовные стихи странников, деревенская улица и земская школа, песни Кольцова и стихи Лермонтова, частушки и книги – все эти порой крайне противоречивые влияния способствовали раннему поэтическому пробуждению Есенина, которого мать – природа столь щедро наделила драгоценным даром песенного слова.

Детство Есенина прошло в семье деда по матери, зажиточного крестьянина. Поэтому Сергею, в отличие от многих сверстников, не приходилось заботиться о хлебе насущном, хотя для порядка крестьянскому труду его, конечно, научили, косить, сеять, ухаживать за лошадьми он умел. Может быть, именно это, казалось бы, сугубо житейское обстоятельство и помогло ему принести в русскую поэзию русскую природу со всеми ее далями и красками, уже через это светлое, пробитое к Богу оконце увидеть в разбитой отхожим промыслом рязанской деревне ее поэтический, идеальный прообраз - голубую Русь, Родину с большой буквы.

В 1916 году появился первый сборник стихов Есенина «Радуница», объединивший стихи, рисующие крестьянский быт и трактующие религиозные сюжеты. В конце 1915- начале 1916 гг. имя Есенина встречается на страницах многих изданий рядом с именами самых известных поэтов.

2. Революция и поэзия

Шла первая мировая война. Призыва в действующую армию удалось избежать. Есенин служил в Царскосельском военно-санитарном батальоне. Он читал свои стихи в лазарете для раненых в присутствии императрицы. Это выступление, как и выступление несколькими месяцами раньше в Москве перед великой княгиней Елизаветой Федоровной, вызвало негодование в петербургских литературных кругах, враждебно настроенных по отношению к монархии. Впрочем, о том периоде жизни Есенина трудно говорить определенно: слишком противоречивы свидетельства и воспоминания современников.

Во всяком случае, достоверно известно, что в Царском Селе Есенин посетил Н. Гумилёва и А. Ахматову и прочёл им стихотворение, поразившее Анну Андреевну своим последним четверостишием – оно показалось ей пророческим.

Все встречаю, все приемлю,

Рад и счастлив душу вынуть.

Я пришел на эту землю,

Чтоб скорей её покинуть.

Империалистическая война была воспринята Есениным как подлинная трагедия народа. В стихотворении "Русь" (1914) передана тревожная атмосфера пришедшей в деревню беды:

Понакаркали черные вороны:

Грозным бедам широкий простор.

Крутит вихорь леса во все стороны,

Машет саваном пена с озер.

Повестили под окнами сотские

Ополченцам идти на войну.

Загыгыкали бабы слободские,

Плач прорезал кругом тишину.

Позже поэт вспоминал:«Резкое различие со многими петербургскими поэтами в ту эпоху сказалось в том, что они поддались воинствующему патриотизму, а я, при всей своей любви к рязанским полям и к своим соотечественникам, всегда резко относился к империалистической войне и к воинствующему патриотизму У меня даже были неприятности из-за того, что я не пишу патриотических стихов вроде «Гром победы, раздавайся».

Военную присягу вместе с другими военными санитарами Есенин принял только 14 января 1917 года. А уже в конце февраля вспыхнула революция, свергшая царя. 17марта Есенина откомандировали из санитарного поезда №143 в распоряжение Воинской комиссии при Государственной думе, причем поэт получил аттестат, что препятствий «к поступлению в школу прапорщиков» для него не встречается. Не исключено, что вопрос о его отправке в школу прапорщиков был решен ещё до революции.

В автобиографии поэт утверждал:«В революцию покинул самовольно армию Керенского и, проживая дезертиром, работал с эсерами не как партийный, а как поэт.

При расколе партии пошел с левой группой и в октябре был в их боевой дружине. Вместе с советской властью покинул Петроград ».

В конце марта, прибыв в Петроград, Есенин сразу же стал сотрудничать в эсеровских печатных изданиях, редактируемых Р. В. Ивановым- Разумником, в частности в двух сборниках литературной группы «Скифы». В боевой же дружине он в лучшем случае числился, но никакого участия в боях в октябре 1917 года не принимал. Иванов-Разумник превозносил Есенина и Клюева как поэтов- пророков «России будущего».

Насчет же своего дезертирства Есенин в автобиографии допустил явное поэтическое преувеличение. Да и после Октябрьской революции дезертирство было куда почетней, чем работа при Военной комиссии Государственной думы. Другое дело, что в условиях революции Есенин раздумал поступать в школу прапорщиков, а предпочел сотрудничать в эсеровских газетах. Но никто его как дезертира в ту пору не искал.

В целом Есенин принял как Февральскую, так и позднее Октябрьскую революцию. Февральской революции посвящается стихотворение 1917 года «Товарищ»:

Но спокойно звенит

За окном,

То погаснув, то вспыхнув

Железное

«Рре-эс-пуу-ублика!»

Но нельзя сказать, что революция вызывала у него такой же бурный восторг, поэтический и человеческий, как, скажем, у Маяковского. Есенин переживал революцию как резкое и внезапное обновление жизни. Революция дала богатый материал для его поэзии, но душу поэта почти не затронула. Эсером - то Есенин был «мартовским».

Тем не менее революция в стихах 1917 года представляется как благая весть для народа:

О верю, верю, счастье есть!

Ещё и солнце не погасло.

Заря молитвенником красным

Пророчит благостную весть.

Звени, звени, златая Русь,

Волнуйся, неуемный ветер!

Блажен, кто радостью отметил

Твою пастушескую грусть.

«Пастушеская грусть», по мысли поэта, должна смениться революционным весельем.

В 1917 году он призвал в стихотворении, посвященном Николаю Клюеву:

Скройся, сгинь ты, племя

Смердящих снов и дум!

На каменное темя

Несем мы звездный шум.

Довольно гнить и ноять,

И славить взлетом гнусь-

Уж смыла, стерла деготь

Воспрянувшая Русь.

Уж повела крылами

Её немая крепь!

С иными именами

Встает иная степь.

Октябрьскую революцию поэт принял, по его же словам, «с крестьянским уклоном». Стремясь отозваться на революционные события, он обращается к мифологии, библейским легендам, что нашло отражение в его богоборческих и космических стихотворениях и маленьких поэмах:«Преображение»(1917),«Инония»(1918),«Иорданская голубица»(1918).

Поэт не скрывает своего ликования, наблюдая крушение старого мира, в порыве радости прощается с традиционными религиозными верованиями, но при этом широко использует религиозную лексику. Конкретная действительность, реальные события отягощены у него неожиданностями, метафорами, библейскими образами, туманными символами. И в то же время отчетливо прослеживается и «крестьянский уклон».

В 1917-1918г он ощущал в себе дар пророка, создал «есенинскую библию» из десяти маленьких поэм:«Певучий зов», «Отчарь», «Октоих», «Пришествие», «Преображение», «Инония», «Сельский часослов», ««Небесный барабанщик», «Пантократор», где рождение с революцией Нового мира сравнивается с божественным творением, революционное преображение жизни ожидается как благо. Для Есенина революция была чем-то великим и религиозным. Революция, восстание рабов виделись поэту и на земле, и на небе. В «Небесном барабанщике» Есенин призвал:

Гей вы рабы, рабы!

Брюхом к земле прилипли вы.

Нынче луну с воды

Лошади выпили.

Листья звезды льются

В реки на наших полях.

Да здравствует революция

На земле и на небесах!

Души бросаем бомбами,

Сеем пурговый свист.

Что нам слюна иконная

В наши ворота в высь?

Нам ли странны полководцы

Белого стада горилл?

Взвихренной конницей рвется

К новому берегу мир.

В «Преображении», посвященном Иванову-Разумнику, Есенин рисовал картину революции как явления вселенского, космического, преобразующего и природу, и саму планету:

Эй, россияне!

Ловцы вселенной,

Неводом зари зачерпнувшие небо,-

Трубите в трубы.

Под плугом бури

Ревет земля.

Рушит скалы златоклыкий

Новый сеятель

Бредет по полям,

Новые зерна

Бросает в борозды.

Светлый гость в колымаге к вам

По тучам бежит

Кобылица.

Шлея на кобыле-

Бубенцы на шлее-

Но и здесь уже есть тревожные, беспокоящие строки, создающие кощунственный образ:

Облака лают,

Ревет златозубая высь

Пою и взываю:

Господи, отелись!

А в «Пантократоре» Есенин предстает перед нами как бунтарь, славящий стихийный порыв и готовый самого Бога свергнуть с небес:

Славь, мой стих, кто рвет и бесится,

Кто хоронит тоску в плече,

Лошадиную морду месяца

Схватить за узду лучей.

Тысячи лет те же звезды славятся,

Тем же медом струится плоть.

Не молиться себе, а лаяться

Научил ты меня, господь.

Может быть, к вратам господним

Сам себя я приведу.

15 июня 1918 года в журнале «Наш путь» появляется программная есенинская поэма «Инония». Её название происходит от церковнославянского слова «ино», означающего «ладно, хорошо». В своей последней завершенной автобиографии 1925 года Есенин так изложил обстоятельства возникновения поэмы: «В начале 1918 года я твердо почувствовал, что связь со старым миром порвана, и написал поэму «Инония», на которую много было резких нападок, из-за которой за мной утвердилась кличка хулигана».

В этой поэме Есенин дерзко принимает на себя пророческий чин:

Не устрашуся гибели,

Ни копий, ни стрел дождей,-

Так говорил по Библии

Пророк Есенин Сергей.

Время мое приспело,

Не страшен мне лязг кнута.

Тело, Христа тело,

Выплевываю изо рта.

Не хочу воспрять спасения

Через муки его и крест:

Я иное постиг ученье

Продающих вечность звезд.

Я иное узрел пришествие –

Где не пляшет над правдой смерть.

В «Инонии» поэт утверждал:

Лай колоколов над Русью грозный –

Это плачут стены Кремля.

Ныне на пики звездные

Вздыбливаю тебя, земля!

Проклинаю я дыхание Китежа

И все лощины его дорог.

Я хочу, чтоб на бездонном вытяже

Мы воздвигли себе чертог.

Языком вылижу на иконах я

Лики мучеников и святых.

Обещаю вам град Инонию,

Где живет божество живых.

Сходные мотивы проявились и в созданной в июне 1918 года «Иорданской голубице»:

Земля моя златая!

Осенний светлый храм!

Несется к облакам.

Небо – как колокол,

Месяц – язык,

Мать моя – родина,

Я – большевик.

Полный жизненных сил, уверенности в себе, поэт «рукой упругою готов преклонить весь мир» Казалось, ещё немного усилий – и извечная мечта русского пахаря о золотом веке станет явью.

Но жизнь революционной России разворачивалась всё круче. Именно в этот сложный период классовых битв и проявился наиболее ощутимо крестьянский уклон Есенина. Этот уклон прежде всего отражал те объективные противоречия, которые были характерны для русского крестьянства в период революции.

Глубокая боль и неуёмная скорбь о невозвратимой, исторически обреченной на гибель старой деревне прозвучали в «Песне о хлебе» и в стихотворении «Я последний поэт деревни». И вместе с тем какая в этой традиционной песне поэта обжигающая душу вера в великое будущее России. Разве можно забыть романтический образ есенинского жеребенка. Этот образ имеет глубокий исторический смысл:

Милый, милый, смешной дуралей,

Ну куда он, куда он гонится.

Неужель он не знает, что живых коней

Победила стальная конница.

Ход времени, ход истории неумолим. Поэт это чувствует. «Конь стальной победил коня живого», - с тревогой и грустью замечает он в одном из писем. Поэт радуется добрым переменам, которые происходят в жизни русского крестьянства. «Знаешь, - рассказывал Есенин одному из своих друзей, - я сейчас из деревни а все Ленин. Знал, какое слово надо сказать деревне, чтобы она сдвинулась. Что за сила в нем?»

Есенин все больше пытался понять, осмыслить то, что происходит в эти годы в России. В это время расширяются горизонты его поэзии.

Однако довольно скоро Есенин начал понимать: ни космической революции, ни мужицкому раю не суждено осуществиться. В одном из писем поэта 1920г. читаем: «Мне очень грустно сейчас, что история переживает тяжелую эпоху умерщвления личности как живого, ведь идет совершенно не тот социализм, о котором я думал Тесно в нем живому». По словам одного из друзей поэта, Есенин при встрече с ним «говорил о том, что его, есенинская революция ещё не пришла, что он совсем один».

Бесспорно, корни поэзии Есенина – в рязанской деревне. Поэтому с такой гордостью говорил он в стихах о своем крестьянском первородстве: «У меня отец – крестьянин, ну а я крестьянский сын». И неслучайно в революционные дни семнадцатого года Есенин видит себя продолжателем кольцовских традиций. Но не следует забывать и упускать из виду ещё одно очень важное обстоятельство. России была страной крестьянской. Три русских революции – это революции в крестьянской стране. Крестьянский вопрос всегда волновал передовые умы России. Вспомним Радищева, Гоголя, Салтыкова – Щедрина, Льва Толстого. Принимая социальный путь решения «крестьянского вопроса», Есенин чувствовал сердцем, что преодолеть его Руси крестьянской будет далеко не легко и не просто, как это казалось иным его современникам.

И ещё Есенина охватывала тоска по тому, что безвозвратно ушло вместе с революцией. Эта тоска подспудно жгла его душу, хотя до отчаяния последних лет жизни было еще далеко:

Хорошо в эту лунную осень

Бродить по траве одному

И сбирать на дороге колосья

В обнищалую душу-суму.

Но уже к концу 1918 года, познав все ужасы военного коммунизма, столкнувшись с разрухой и голодом, Есенин не скрывает тревоги о судьбе голубой Руси, но утверждает свою веру в то, что она сохранится благодаря самой природе, несмотря ни на что:

Я покинул родимый дом,

Голубую оставил Русь.

В три звезды березняк над прудом

Теплит матери старой грусть.

Золотою лягушкой луна

Распласталась на тихой воде.

Словно яблонный цвет, седина

У отца пролилась в бороде.

Я не скоро, не скоро вернусь!

Долго петь и звенеть пурге.

Стережет голубую Русь

Старый клен на одной ноге,

И я знаю, есть радость в нем

Тем, кто листьев целует дождь,

Оттого, что тот старый клен

Головой на меня похож.

Ужасы и страдания гражданской войны укрепляли поэта в предчувствиях близящейся гибели деревни. В ноябре 1920 года Есенин пишет поэму «Исповедь хулигана», которую Клюев и некоторые другие рассматривали чуть ли нее как разрыв с крестьянскими поэтами.

Бедные, бедные крестьяне!

Вы, наверно, стали некрасивыми,

Так же боитесь Бога и болотных недр.

О, если б вы понимали,

Что сын ваш России

Самый лучший поэт!

Вы ль жизнь его сердцем не индевели,

Когда босые ноги он в лужах осенних макал?

А теперь он ходит в цилиндре

И лакированных башмаках.

В целом революция стала важным этапом в поэтической революции Есенина. Он проникся грандиозностью происходящих событий, приобрел вселенский, космический взгляд на милую сердцу деревню, на родную природу, но при этом осознал неизбежность ухода крестьянской «ситцевой» Руси. Рушились основы прежнего размеренного быта, поэт все больше погружался в богемную среду, а начавшиеся пьяные загулы усугублялись страхом перед наступлением «стальной конницы».

4. Поэма «Анна Снегина»

В творчестве Сергея Есенина поэма «Анна Снегина», опубликованная в марте 1925 года, занимает видное место, отражая как лирические воспоминания поэта, так и его предвидение судеб страны и революции. Поэма, которую Есенин считал лучшей из всего им написанного, имеет во многом автобиографический характер. Главный герой, от лица которого ведется рассказ и которого, как и поэта, зовут Сергей, едет в родное село – Радово в период между двух революций 17 – го года – Февральской и Октябрьской. Он замечает: «Тогда над страною калифствовал Керенский на белом коне», намекая, что уже в ту пору было ясно: глава Временного правительства – калиф на час. Возница знакомит Сергея с печальными происшествиями в родном селе. Сначала перед нами предстает картина прежнего блаженства, столь близкая есенинскому идеалу:

Мы в важные очень не лезем,

Но все же нам счастье дано.

Дворы у нас крыты железом,

У каждого сад и гумно.

У каждого крашены ставни,

По праздникам мясо и квас.

Недаром когда-то исправник

Любил погостить у нас.

Радовцы умели ладить и с прежней властью:

Оброки платили мы к сроку,

Но – грозный судья – старшина

Всегда прибавлял к оброку

По мере муки и пшена.

И чтоб избежать напасти,

Излишек нам был без тягот.

Раз – власти, на то они власти,

А мы лишь простой народ.

Однако еще до революции благоденствие жителей Радова было нарушено крестьянами соседней деревни Криуши, где «житье было плохое – почти вся деревня вскачь пахала одной сохою на паре заезженных кляч». Вожак криушан Прон Оглоблин в одной из драк убил радовского старшину. По признанию возницы-радовца:

С тех пор и у нас неуряды.

Скатилась со счастья вожжа.

Почти что три года кряду

У нас то падеж, то пожар.

Годы несчастий Радова совпадают с годами Первой мировой войны. А затем грянула Февральская революция. И вот Сергей приезжает в родные места. Здесь он узнает, что Прон Оглоблин вернулся с каторги и опять стал вожаком криушан. Сергею близки чаяния крестьян, требующих «без выкупа пашни господ», хотя он и сохраняет в сердце любовь к местной помещице Анне Снегиной. Они с Проном приезжают к Анне просить отдать землю крестьянам как раз в тот момент, когда она получает известие о гибели на фронте мужа. Хотя Прон довольно грубо говорит матери Снегиной про землю: «Отдай!. Не ноги ж тебе целовать!», у него все же хватает совести отстать от нее в эту трагическую минуту, согласившись с доводами Сергея: «Сегодня они не в духе. Поедем-ка, Прон, в кабак». Прон – человек довольно бесшабашный. Друг Сергея старый мельник отзывается об Оглоблине без симпатии:« Булыжник, драчун, грубиян. Он вечно на всех озлоблен, с утра по неделям пьян». Но стихийная сила характера привлекает Сергея к Прону. Ведь Оглоблин – человек бескорыстный, болеющий за интересы народа. После большевистского переворота Прон обещает: «Я первый сейчас же коммуну устрою в своем селе». В гражданскую он гибнет от рук белых, и к власти в Криушах приходит его брат Лабутя:

Мужик – что твой пятый туз:

При всякой опасной минуте

Хвальбишка и дьявольский трус.

Таких вы, конечно, видали.

Их рок болтовней наградил.

До революции он носил две царские медали и хвалился мнимыми подвигами в японской войне. Как очень точно указывает Есенин:«Такие всегда на примете. Живут, не мозоля рук». А после революции Лабутя

Конечно, в Совете,

Медали запрятал в сундук.

Но с тою же важной осанкой,

Как некий седой ветеран,

Хрипел над сивушной банкой

Про Нерчинск и Турухан:

«Да, братец!

Мы горе видали,

Но нас не запугивал страх»

Медали, медали, медали

Звенели в его словах.

В свое время Лабутя поехал первым описывать имением Снегиных:

В захвате всегда есть скорость:

Даешь! Разберем потом! –

Весь хутор забрали в волость

С хозяйками и со скотом.

Между прочим, Есенин намеренно сгустил краски. В действительности усадьба прототипа Снегиной – Кашиной разорена не была, причем именно Сергею Есенину летом 1918 года удалось удержать односельчан от грабежа, уговорив сохранить усадьбу под школу или больницу. И действительно, год спустя в барском доме открылась амбулатория, а конюшню в усадьбе приспособили под клуб. Но в поэме Есенин предпочел усилить мотив крестьянской стихии.

Когда деникинцы расстреливали Прона, Лабутя благополучно спрятался в соломе. Есенин чувствовал, что в революции и гражданской войне уцелели гораздо чаще такие, как Лабутя, чем такие, как Прон, уцелели трусы, привыкшие только «грабить награбленное», действовать по принципу:«Даешь! Потом разберемся!» Поэта явно беспокоило, что подобные люди играют главную роль не только на местном уровне, но и в руководстве партии. Возможно, неслучайно Лабутя говорил о своей мнимой ссылке в Туруханский край, куда в действительности был до революции сослан Сталин. Есенин понимал, что при господстве лабуть мечты крестьян о счастье по образцу радовского будут окончательно похоронены. И главная героиня поэмы, подобно блоковской Незнакомке, олицетворяющая прекрасное, в финале покидает Россию. Анна пишет Сергею:

Я часто хожу на пристань

И, то ли на радость, то ль в страх,

Гляжу средь судов все пристальней

На красный советский флаг.

Теперь там достигли силы.

Дорога моя ясна

Но вы мне по-прежнему милы,

Как родина и как весна.

В новой России для красоты не останется места, как давно уже нет места для радовского рая. Страна превратилась в нищие Криуши. Между прочим, прототип Анны Снегиной Лидия Ивановна Кашина за границу так и не уехала. В 1918 году она перебралась не в Лондон, а В Москву, работала здесь переводчицей, машинисткой, стенографисткой, и хотя и скончалась в грозном 1937 году, но не от чекистской пули, а своей смертью. Однако здесь поэт предпочел усилить контраст и разрыв с прежней жизнью, отправив свой идеал в невозвратную даль. Поэт, скорее всего, предвидел, что Советская власть, в отличие от царской, отнюдь не удовлетворится лишней мерой муки и пшена, а, достигши силы, сможет выжать из крестьян соки (так и произошло в коллективизацию, уже после убийства Есенина). Потому-то, подобно героине поэмы, он глядит на красный флаг не только с радостью (революцию, давшую землю крестьянам, Есенин приветствовал), но и со все возрастающим страхом.

5. Конфликт Есенина с действительностью

В 20-е годы Есенин пережил крах своих революционных иллюзий. Он сделал вывод: реальный социализм, «без мечтаний», умерщвляет все живое, в том числе и личность. Из его творчества ушли утопии о религиозно-революционном преображении России, появились мотивы утекания, увядания жизни, отрешенности от современности, а в лирическом герое – «конокраде», «разбойнике и хаме» - обозначилась внутренняя оппозиционность Есенина.

В 1921 году разочаровавшийся в революции поэт обратился к образу мятежника и написал поэму «Пугачев», в которой тема мужицкой войны ассоциировалась с послереволюционными крестьянскими волнениями. Логическим продолжением темы конфликта власти и крестьянства стала поэма «Страна негодяев» (1922-1923 гг), в которой выразились не только оппозиционные настроения Есенина, но и понимание им своего изгойства в реальном социализме. В одном из писем 1923 года он писал: «Я перестаю понимать, к какой революции я принадлежал. Вижу только одно, что ни к февральской, ни к октябрьской, по-видимому, в нас скрывался и скрывается какой-нибудь ноябрь».

Поэт все больше осознавал, что между ним и крестьянами-земляками нарастает взаимное непонимание. С одной стороны, он все дальше отделялся от деревенской жизни. С другой стороны, на селе появились советские реалии, незнакомые Есенину, к которым его землякам предстояло приспосабливаться. Есенин, в отличие от некоторых других поэтов, никогда не смог сказать, что он рожден революцией или что это – его революция. Есенин революцию принимал, но, как не раз признавался, принимал по-своему, «с крестьянским уклоном». Однако очень скоро революционные метели застудили насмерть голос золотоволосого певца березовой сини и белого дыма яблонь. Русская деревня начала умирать еще задолго до революции. Нельзя сказать, что в этом отношении революция разбудила есенинский талант, она только сделала более острой основную тему «последнего певца деревни». Зато первая радость от революции прошла очень быстро. Поэт увидел, что большевики не только не спасители крестьянства, но верные его губители и что свобода творческого выражения пугает их еще больше, чем царская власть.

Он пытался войти в советскую жизнь, петь новую социалистическую действительность, но у него не слишком получалось. Есенин мучился от этого, хотел петь не звезды и луну, а нарождающуюся советскую новь. В «Стансах» поэт настаивал:

Стишком писнуть,

Пожалуй, всякий может –

О девушке, о звездах, о луне

Но мне другое чувство

Сердце гложет,

Другие думы

Давят череп мне.

Хочу я быть певцом

И гражданином,

Чтоб каждому,

Как гордость и пример, был настоящим,

А не сводным сыном –

В великих штатах СССР.

Но Есенину не дано было обрести гармонию воли и власти. В 1924 году он написал в «Руси Советской»:

Тот ураган прошел. Нас мало уцелело.

На перекличке дружбы многих нет.

Ураган революции осиротил деревню. На смену есенинскому поколению пришли люди с некрестьянским мышлением: «уж не село, а вся земля им мать». Пушкинский мотив встречи лирического героя с «племенем младым, незнакомым», его тема гармонии и естественной приемственности поколений решается Есениным трагически: он – иностранец в своей стране и «пилигрим угрюмый» в родном селе, юноши которого «поют другие песни». В «Руси советской» строящая социализм деревня отвергла поэта: «Ни в чьих глазах не нахожу приют».

Лирический герой и сам отгораживается от большевисткой реальности: он ей не отдаст «лиры милой», воспевать он будет по-прежнему «Шестую часть земли / С названьем кратким ”Русь”», несмотря на то, что образ Руси ушедшей он склонен воспринимать как сны.

Деревня давно уже не представляется поэту земным раем, яркие краски русского пейзажа потускнели, в описании природы появились мотивы ущербности: «клены морщатся ушами длинных веток», тополя уткнули «ноги босые» по канавам.

Гармония найдена Есениным в принятии, с одной стороны, рассудком нового поколения, «чужой юности», «сильного врага», а с другой, сердцем – родины ковыля, полыни, бревенчатой избы. Есенинский компромисс выражен в таких строчках:

Дайте мне на родине любимой,

Все любя, спокойно умереть!

Но за искренним желанием увидеть в новой России цивилизованное начало нельзя не заметить трагедию героя-изгоя:

Я не знаю, что будет со мною.

Может, в новую жизнь не гожусь.

Разлад с действительностью и самим собой привел поэта к трагическому концу.

6. Смерть поэта

Есть ли загадка, тайна в гибели Есенина? Как мы легко убедимся, если есть, то она кроется отнюдь не в обстоятельствах смерти Есенина, как думают многие, а только в причинах, толкнувших поэта на роковой шаг.

Можно согласиться и с Юрием Анненковым:«Есенин повесился от отчаяния, от бездорожья. Пути русской поэзии оказались в те годы отрезанными и вскоре были заколочены наглухо. Если здесь, в эмиграции, продолжали творить свободные Георгии Ивановы, то в пределах Советского Союза все больше и больше нарождались и заполняли печатные страницы чиновные Демьяны Бедные».

Но точнее всех о самоубийстве Есенина, возможно, сказал Лев Троцкий, который, казалось бы, должен был бы быть идейным противником Есенина, но был покорен его поэзией. 18 января 1926 года на вечере памяти Есенина в Художественном театре было зачитано письмо Троцкого. Лев Давыдович, в частности, писал: « Мы потеряли Есенина – такого прекрасного поэта, такого свежего, такого настоящего. И как трагически потеряли! Он ушел сам, кровью попрощавшись с необозначенным другом,- может быть, со всеми нами. Поразительны по нежности и мягкости эти его последние строки. Он ушел из жизни без крикливой обиды, без позы протеста, - не хлопнув дверью, а тихо призакрыв её рукою, из которой сочилась кровь. В этом жесте поэтический и человеческий образ Есенина вспыхнул незабываемым прощальным светом. Прикрываясь маской озорства – и отдавая этой маске внутреннюю, значит, не случайную дань, - Есенин всегда, видимо, чувствовал себя – не от мира сего.

Наше время – суровое время, может быть, одно из суровейших в истории так называемого цивилизованного человечества. Революционер, рожденный для этих десятилетий, одержим неистовым патриотизмом своей эпохи, своего отечества во времени. Есенин не был революционером. Автор «Пугачева» и «Баллады о двадцати шести» был интимнейшим лириком. Эпоха же наша – не лирична. В этом главная причина того, почему самовольно и так рано ушел от нас и от своей эпохи Сергей Есенин.

Далее Троцкий утверждал:« Его лирическая пружина могла бы развернуться до конца только в условиях гармонического, счастливого, с песней живущего общества, где не борьба царит, а дружба, любовь, нежное участие. Такое время придет».

Может быть, яснее других итоги есенинской жизни и творчества подвел Вл. Ходасевич: «Прекрасно и благотворно в Есенине то, что он был бесконечно правдив в своем творчестве и пред своею совестью, что во всем доходил до конца, что, не побоясь создать ошибки, принял на себя и то, на что соблазняли его другие, - и за все захотел расплатиться ценой страшной. Правда же его – любовь к родине, пусть незрячая, но великая. Её исповедовал он даже в облике хулигана:

Я люблю родину,

Я очень люблю родину!

Горе его было в том, что он не сумел назвать её: он воспевал и бревенчатую Русь, и мужицкую Руссию, и социалистическую Инонию, и азиатскую Рассею, пытался принять даже СССР, - одно лишь верное имя не пришло ему на уста: Россия. В том и было его главное заблуждение, не злая воля, а горькая ошибка. Тут и завязка, и развязка его трагедии».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе мы попытались рассмотреть, как эпоха, в которую пришлось жить Есенину, повлияла на его судьбу и отразилась в его творчестве.

Тогда, когда Есенин впервые получил известность как поэт, Россия ждала революцию. В годы же его зрелого творчества страна пожинала плоды революции. Революция развязала стихийные силы, а стихийность как таковая отвечала природе есенинского творчества. Поэт был увлечен духом свободы, но уже к концу гражданской войны понял, что «стальная конница» погубит крестьянство.

Есенин называл себя последним поэтом деревни, обреченность которой в индустриально-урбанистическую эпоху чувствовал всем сердцем. Это обстоятельство во многом предопределило трагизм его творчества.

Хотя большую часть своей сознательной жизни Есенин прожил в городе, настоящим горожанином он так и не стал. В последние годы его преследовал страх исписаться, страх окончательно потерять свои крестьянские корни, без которых Есенин себя поэтом не мыслил. Все это и привело к трагической развязке.

Какие изменения происходили в отношении поэта к революции и социальным идеям, политике больше­виков? Как это отразилось в творчестве?

В первые послереволюционные месяцы поэт был полон энтузиазма, надеялся, что теперь осуществит­ся вековая мечта крестьянина о свободном, радостном патриархальном труде на своей земле. В духе времени богоборческие и богостроительские мотивы ненадолго входят в его стихи 1918 года. Реальное развитие рево­люции обернулось разрушением всех основ националь­ной жизни. Все это привело к изменениям политиче­ской позиции Есенина. Иными в 1920-1921 годах ста­новятся настроения его стихов.

В маленьких поэмах «Сорокоуст», «Исповедь хули­гана», стихотворениях этих лет возникает образ «же­лезного гостя», символизирующий безжалостное раз­рушение «милого, родного», живого мира.

В стихотворении «Мир таинственный, мир мой древ­ний…» Есенин размышляет о судьбах крестьянства. Враг побеждает, крестьянский мир обречен:

Зверь припал… и из пасмурных недр

Кто-то спустит сейчас курки…

Вдруг прыжок… и двуногого недруга

Раздирают на части клыки.

Народная, крестьянская Россия противостояла си­лам разрушения до конца. В этом стихотворении поэт говорит о своем кровном, смертном единстве с этим ми­ром, единстве в любви и ненависти.

О, привет тебе, зверь мой любимый!

Ты не даром даешься ножу.

Как и ты – я, Отвсюду гонимый,

Средь железных врагов прохожу.

Как и ты – я всегда наготове,

И хоть слышу победный рожок,

Но отпробует вражеской крови Мой последний, смертельный прыжок.

Есенин был человеком цельного душевного пережи­вания. А состояние его души определялось прежде все­го восприятием происходящего на родной земле. Ли­рико-философские миниатюры, стихотворения иной жанрово-стилевой принадлежности приобретают пе­чально-элегическое звучание:

Я теперь скупее стал в желаньях,

Жизнь моя, иль ты приснилась мне?

Словно я весенней гулкой ранью Проскакал на розовом коне.

(«Не жалею, не зову, не плачу…»)

Важный образ этого стихотворения созвучен цен тральному в «Сорокоусте»: «розовый конь» – «красногривый жеребенок». Судьба родины и состояние души поэта неразделимы. Он пел, «когда был край Moй болен», мог выразить нездоровые настроения сам. Но нравственных ориентиров не терял. И это позволяло надеяться на понимание и прощение.

Я хочу при последней минуте Попросить тех, кто будет со мной, –

Чтоб за все за грехи мои тяжкие,

За неверие в благодать Положили меня в русской рубашке Под иконами умирать.

(«Мне осталась одна забава…»)

После возвращения из-за границы в жизни поэта был недолгий период возрождения надежд на окончание со­циальной бури. Мира, покоя хотелось не только лирическому герою стихотворений Есенина, но всему народу.

Попытки вглядеться в жизнь новой России, осмыслить собственное место в ней отражены в стихотворениях «Возвращение на родину», «Письмо к женщине», «Русь советская». Весьма противоречивые чувства наполняют лирические стихи Есенина 1924-1925 годом.

Он с радостью готов запечатлеть приметы возрождаю­щейся жизни: «Несказанное, синее, нежное… / Тих мой край после бурь, после гроз…» Но крепнет грустная уверенность, что ему места в новой жизни нет.

Одним из лучших по глубине чувства и совершенству его поэтического воплощения стало стихотворение «От­говорила роща золотая…». Оно написано в традицион­ной для Есенина манере. Жизнь души лирического героя

слита с миром природы. Шелест увядающих листьев, шум осеннего ветра, крики улетающих птиц лучше слов говорят о состоянии и переживаниях героя. Он не видит утешения в собственном прошлом и настоящем:

Я полон дум о юности веселой,

Но ничего в прошедшем мне не жаль.

И только природа родного края по-прежнему дарит успокоение измученному духу, зовет к пониманию, прощению, прощанию:

Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю грустные слова.

И если время, ветром обметая,

Сгребет их все в один ненужный ком… Скажите так… что роща золотая Отговорила милым языком.

Здесь искали:

  • отношение есенина к революции
  • есенин отношение к революции


Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: