Бодхисаттвы: кто они? Кто или что такое бодхисаттва Примеры употребления слова бодхисаттва в литературе.

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Значение слова бодхисаттва

бодхисаттва в словаре кроссвордиста

Мифологический словарь

бодхисаттва

(будд.) - «существо, стремящееся к просветлению» - человек, стремящийся стать буддой и спасти все живые существа от страданий сансары. Ставится выше архата, так как архат стремится только к собственному просветлению. Используя шесть парамит (духовных совершенств) - щедрость, нравственность, терпеливость, мужественность, способность к созерцанию, мудрость, - Б. достигает «противоположного берега» и исполняется высшего понимания и высшего сострадания ко всем живым существам. Поскольку будды полностью погружаются в нирвану и уже не могут оказать помощь живым существам, то величайшие Б. предпочитают добровольно оставаться в сансаре и подчиняться законам кармы, пока все живые существа не будут спасены. К Б. могут быть причислены реально существующие люди (учителя буддизма, основатели тибетских школ буддизма), но главными считаются мифологические Б. В махаяне приводится список из восьми таких Б.: Самантабхадра, Ваджрапани, Авалокитешвара, Манджушри, Маитрея, Акашагарбха, Кшитигарбха, Сарваниваранавишкамбхин. Иногда к ним добавляют еще двоих - Махастхамапрапту и Трайлокявиджаю. Мифологические Б. относятся к определенным буддам и выступают как активный аспект данного будды.

Википедия

Бодхисаттва

Бодхиса́ттва , бодхиса́тва , бодиса́тва пробуждению» или «существо с пробуждённым сознанием», термин состоит из двух слов - « бодхи » - пробуждение и « саттва » - суть, существо) - в буддизме существо, обладающее бодхичиттой, которое приняло решение стать буддой для блага всех существ. Побуждением к такому решению считают стремление спасти все живые существа от страданий и выйти из бесконечности перерождений - сансары. В махаянском буддизме бодхисаттвой называют также просветлённого, отказавшегося уходить в нирвану с целью спасения всех живых существ.

Слово «бодхисаттва» на тибетском звучит как «джанг-чуб-сем-па», что означает «очистивший пробуждённое сознание».

Примеры употребления слова бодхисаттва в литературе.

Эта сутра исходит из местопребывания всех будд, направлена к тому, чтобы у всех живых существ возникло стремление достичь буддовости, и останавливается там, где практикуют все бодхисаттвы .

Санскр.) Букв., "тот, чья сущность (саттва) стала

разумом (бодхи)": те кто нуждаются лишь в одной инкарнации для

того, чтобы стать совершенными Буддами, то есть иметь право на

Нирвану. Это относится к Мануши (земным) Буддам. В метафизическом

смысле Бодхисаттва - это наименование, данное сынам небесных

Отличное определение

Неполное определение ↓

БОДХИСАТТВА

пали bodhisatta, санскр. bodhisattva- существо, стремящееся к просветлению) - в традиционном буддизме и буддизме махаяны лицо, принявшее решение стать буддой, чтобы достичь нирваны и помочь другим существам выйти из безначальных реинкарнаций и страданий. Альтруистический идеал бодхисатгвы, который «задерживается» в сансаре ради того, чтобы помочь другим, противостоит двум другим, более эгоцентрическим ориентирам буддиста-достижениям архата и пратьекабудды, стремящихся преимущественно к собственному «освобождению».

В «ортодоксальном» буддизме тхеравады идеал бодхисаттвы занимает почетное, но сравнительно маргинальное положение. Бодхисаттвами были только бывшие будды, которых насчитывается 24 (последним был исторический Будда-Гаутама Шакьямуни), а также будда грядущего мирового порядка-Майтрея. Будущие будды культивировали все необходимые «совершенства» (парами), а также сострадание к живым существам (каруна) и сорадование им (майтри); в собрании джатак описываются подвиги самопожертвования Будды в его прежних рождениях, наподобие- знаменитого кормления голодной тигрицы собственным телом-подвиги, явно противоречащие буддийской же ориентации на срединный путь балансирования между любыми крайностями.

В сотериологии махаяны идеал бодхисаттвы становится приоритетным и определяющим (ее другое название- бодхисаттваяна, «колесница бодхисаттвы»). Его реализация возможна уже не только для 25 будд, но и для каждого буддиста. Число бодхисаттв, как и будд, мыслится бесконечным, и они населяют не только земной, но и небесные миры. Будущий бодхисаттва, которым может быть не только человек, но и другое существо, дает однажды великий обет достичь «просветления» и извлечь все существа из круговорота сансары. В поэме Шантидэвы «Бодхичарьяватара» (7-8 вв.) бодхисаттва торжественно обещает себе использовать накопленную им «заслугу» (см. Дапа-пунья) для облегчения страданий живых существ (передача своей заслуги в традиционном буддизме была онтологически немыслимой) и служить лекарством, врачом и сиделкой всем, кто еще не избавился от болезней сансары; он хочет быть защитником нуждающихся в защите, путеводителем блуждающих в пустыне, кораблем, пристанью и мостом для ищущих берега в море сансары, светильником слепых, ложем уставших и слугой всех нуждающихся (III. 6-7, 17-18). Длительность дальнейшего пути бодхисаттвы исчисляется мировыми периодами. Он должен достичь 10 ступеней совершенства (им посвящались отдельные трактаты), соответствующие 10 «совершенствам»-лвра»ннпаи. Некоторые классификаторы вменяют ему также обретение 37 начал просветления, в числе которых четыре состояния внимания, четыре сверхспособности и пять сверхсил. Еще одно отличие махаянского бодхисаттвы-культивирование созерцания пустотности всего сущего (шуньята), которое мыслится необходимым условием сострадания, но на деле оказывается условием и его «снятия»: поскольку все сущее пусто и преходяще и некого и нечего почитать или порицать, то нет ни радости, ни страдания, а потому и того, что следует любить или ненавидеть («ищите их,-увещевает Шантидэва,-и вы их не найдете!»-IX. 152-153).

Бодхисаттвы занимают значительное место в пантеоне центральноазиатской и дальневосточной махаяны и включают ряд учителей буддизма (начиная с Нагарджуны и Асанги), но преимущественно - мифологические персонажи, список главных из которых варьирует от 8 до 10 (наиболее популярны Авалокитешвара, Манджушри, Ваджрапани, Кшитигарбха).

Иерархия ступенек лестницы достижений бодхисаттвы описана в «Аштасахасрикапраджняпарамите» (1-2 вв.), «Лалитавистаре» (3-4 вв.), в современной ей «Махаяанасутраланкаре» (гл. XX, XXI), и специально посвященном данной теме «Дашабхумикасутре» («Наставление о десяти уровнях») - трактате протойогачары, составленном, вероятно, в 3 в. В нем иерархизируются уровни совершенства, следующего «путем бодхисаттвы», каждый из которых соотносится с соответствующим «совершенством» - парамитой, что позволяет составителю текста систематизировать практически всю сотериологию махаяны. 10 «ступенек» излагаются бодхиоаттвой Ваджрагарбхой в ответ на просьбу Будды рассказать о них всем присутствующим.

На первой ступеньке - «радостной» (прамудита) - начинающий бодхисаттва овладевает совершенством щедрости (дана). Он доверяет буддам, попечителей о всех, прилежен в изучении дхармы; его щедрость «нематериальная», ибо он сострадает живым существам, которые не заботятся о своем «освобождении», и он готов пожертвовать ради них женами, детьми, членами тела, здоровьем и самой жизнью. «Радостной» же эта ступенька оказывается потому, что он ликует из-за своего превосходства над «обычными людьми» и ясно видит свой путь. Далее следует уровень «незагрязненности» (вимала), на котором адепт овладевает совершенством нравственности (шила). Этот путь «профессионального» освоения самодисциплины по методу классического восьмеричного пути (последний включается, т. о., в виде «частного случая» в иерархию достижений в махаяне). «Незагрязненность» означает освобождение от нечистоты аффектов, ибо практикующий на этой стадии становится свободным от желаний, другом, наставником и покровителем других существ. На третьей стадии - «лучезарной» (прабхакари) - адепт становится «светильником учения», способным к уразумению сокровенных умозрительных истин. Здесь он овладевает совершенством терпения (кшанти), ибо денно и нощно упражняется в изучении махаянских сутр. На этой же ступени он становится экспертом в четырех нормативных медитациях и достигает «обителей Брахмы» (это «частный случай» включения в сотериологическую систему махаяны главного индуистского божества), развивая поэтапно благость, сострадание (каруна), сорадование (майтри) и бесстрастие, и уже начинает излучать свет в небесных регионах.

Четвертая ступень-«пламенная» (арчишмати) - позволяет адепту созерцать истинную природу всех существ и населяемого ими мира. В его «огненном» видении отражаются преходящесть сущего и значение «освобождения», и он бросает прощальный взгляд на остатки ложных воззрений, прежде всего связанных с представлением о своем «я». Здесь он овладевает совершенством мужества (вирья), т. к. окончательно укрепляется в истинной вере в «три драгоценности» буддизма - Будду, учение и общину. Пятый уровень называется «чрезвычайно труднодостижимым» (судурджая), ибо только теперь можно «реализовать» различие истины конвенциональной (самврити-сатья) и абсолютной (парамартхика-сатья) и соответственно конечную «пустотность» всего сущего. Поскольку адепт старается о благе живых существ, созерцая их преходящесть и одновременно сущностную «освобожденность», эта ступень соотносится с освоением совершенства медитации (дхьяна).

Шестой уровень называется «перед лицом полной ясности» (абхимукхи), ибо на данной стадии адепт становится экспертом в совершенстве познания (праджня). Это познание-премудрость позволяет ему видеть глубинное единство сансары и нирваны, а также то, что все вещи суть «только сознание».

На седьмой ступени - «далеко распространяющейся» (дурангама) - адепт становится уже настоящим бодхисаттвой. Он может войти в паранирвану, но медлит ради «освобождения» других существ, предпочитая ей «активную нирвану» (апратиштхита-нирвана). Сейчас он овладевает сразу двумя новыми совершенствами: умением использовать любые стратагемы ради помощи «сансарным» существам (упая) и способностью передавать им свой запас «заслуги» (пунья). Его собственный «кармический капитал» от этой щедрости уменьшиться не может, ибо он, делясь им с другими, приобретает еще большую «заслугу».

Восьмая ступенька - «недвижимая» (ачала), ибо бодхисаттва неколебим в своей решимости действовать в этом мире ради «освобождения» других существ. Соответствующим совершенством является поэтому верность великому обету (пранидхана). Теперь бодхисаттва может принимать любой внешний облик ради помощи другим существам.

На девятой ступени - «благочестивого размышления» (садхумати) - бодхисаттва использует весь свой интеллектуальный потенциал для проповеди дхармы. Здесь реализуется совершенство всемогущества (бала), проявляющееся в постижении бодхисаттвой магических формул (дхарани) - «словесных талисманов», которое он передает дальше ищущим «освобождения».

Наконец, десятая ступень-«облако учения» (дхармамегха)- превращает его уже в небесного бодхисаттву. Он восседает, как «освященный» (абхишикта) на небе, на великом лотосе, и его тело излучает особый свет. Соответствующее совершенство-полнота знания (джняна). С облаком он сравнивается потому, что, как оно проливает дождь, он, распространяя свои лучи на землю, смягчает печаль и страдание живых существ. На этой ступени бодхисаттва становится уже Майтреей, который ожидает своего часа на небе тушита, чтобы явиться на землю новым буддой. Так восхождение адепта, начавшееся с ликования по поводу превосходства над «обычными людьми», завершается полнотой самообожествления и восседанием на небесных престолах. Это и является реальной целью сотериологии махаяны, средствами осуществления которой служат все перечисленные этические и «дианоэтические» добродетели.

Символика иерархии ступеней продвижения адепта «пути бодхисаттвы» нашла отражение и в буддийском зодчестве. Так, знаменитый храм архитектурного комплекса Боробудур (Центральная Ява), датируемый 8-9 вв., состоит из основания (символизирующее мир), над которым надстроены шесть квадратных платформ (первые уровни-совершенства), а над ними три круглых (высшие уровни-совершенства), завершающиеся ступой (последняя ступень «небесного бодхисатгвы»). Последовательность ярусов совершенства должна внушать каждому адепту мысль, что он тоже может, начав с щедрости, мало-помалу стать еще одним, новым божеством, способным «дождить» свои милости на землю, если только будет правильно работать с хорошими «учебными пособиями». Поэтому с т. зр. религиоведческой компаративистики, буддийская «линейная» иерархия ступеней совершенства составляет прямую инверсию христианского пути восхождения (изложенному также в иерархической последовательности добродетелей, напр., в «Лествице» Иоанна Синайского), где считается, что реальные достижения обратно пропорциональны «ступенькам» самооценки, а эйфорические высоты последней прямо пропорциональны степени человеческого падения.

Лит.: DayatB. The Bodhisattva Doctrine in Buddhist Literature. L., 1932; Ольденбург С. Ф. Буддийский сборник «Гирлянда джатак» и заметки о джатаках.-«Записки восточного отделения императорского русского археологического общества», 1893, т. 7; ИгнатоW4 А. И. «Десять ступеней бодхисатгвы» (на материале сутры «Цзиньгуанмин цзуйшэ ванцзин»).-В кн.: Психологические аспекты буддизма. Новосибирск, 1986.

Отличное определение

Неполное определение ↓

В чем разница между Архатом, Бодхисаттвой и Буддой?

Архат в переводе с санскрита (अर्हत् ) означает «достойный»). Этот термин используется как в Индуизме, где он обозначает занимающегося духовной практикой отшельника, так и в буддизме, где он обозначает человека, достигшего нирваны и вышедшего из «колеса перерождений», но не обладающий всеведением Будды. В буддизме Махаяны термин Архат занимает вполне определенное место. Он обозначает человека, достигшего венца "Малой колесницы" Буддизма - Хинаяны, достигшего нирваны, вышедшего из колеса сансары, но достигшего этого всего ради личного освобождения, а не блага всех живых существ. Когда Архат желает достижения состояния Будды ради блага всех живых существ, то он становится на путь Бодхисаттвы. Бодхисаттва, таким образом, является следующей за Архатом ступенью, предшествующей состоянию Будды. Главным отличием буддийского Архата от Бодхисаттвы является отсутствие у первого мотивации общего блага.
Бодхисаттва (санскр. बोधिसत्त्व или bodhisattva, пали bodhisatta , буквально, «существо, стремящееся к просветлению») , в отличие от Артаха является исконно буддийским понятием.
В Учении употребляется как термин Архат, так и термин Бодхисаттва. Первый из них употребляется намного чаще последнего и, исходя из анализа контекста его применения, выходит за рамки понимания понятия Архата в буддизме. В результате анализа множества высказываний об Архатах в тексте Учения и записях Е.И.Рерих, можно сделать вывод о том, что термин Архат употребляется в Учении для обозначения "посвященного " высокого уровня, независимо от дальнейших его степеней . При этом Архатство имеет свои ступени. По большому счету в Учении Архатами могут быть названы и Бодхисаттвы и даже Будды. Так Сам Владыка Майтрейа, бывший в своё время Бодхисаттвой и являющийся сейчас Буддой, не стесняется говорить от имени Учителей "Мы, Архаты..." .
Но не смотря на то, что термин Архат часто используется в Учении в самом широком смысле, обозначая высоких посвященных, членов Братства, всё же в письмах Е.И.Рерих мы встречаем указание на то, что степень Архата строго говоря ниже степени Будды
: " Владыка Майтрейя выше Архата!" (Е.И.Рерих американским сотрудникам 17 декабря 1929 г.). То же касается того, что иногда Будда Майтрейя называл себя Архатом, то можно объяснить это тем, что степень Будды включает в себя степень Архата, поэтому Будды безусловно являются Архатами.
Вместе с тем, Бодхисаттва не обязательно является Архатом, т.к. Бодхисаттвой может быть назван тот, что вступил на путь Махаяны и принял обеты Бодхисаттвы. При этом такой человек не обязательно является достигшим нирваны, лишь в случае чего он может быть одновременно назван и Архатом.
Если проанализировать качества Архата, излагаемые в Учении, то можно сделать вывод о том, что понятие Архата Учении соответствует Буддийскому понятию Бодхисаттвы. В пользу этого говорят следующие моменты:
1) Архат назван более низким по отношению к Будде (см. цитату выше )
2) Архат назван мужским эквивалентом Тары: " Тара богиня, или женский эквивалент Архата" (Е.И.Рерих М.Е.Тарасову 16 января 1935 г)
3) Архат в Учении неотъемлем от служения Общему Благу.
Всё это в Буддизме соответствует понятию Архата-Бодхисаттвы, т.е. Бодхисаттвы, достигшего нирваны, или же Архата, следующего путем Махаяны. Таким образом, используемые в Учении термины Архат и Бодхисаттва фактически являются синонимами. Этот момент нужно учитывать при употреблении термина Архат, в общении с представителями других учений и религий. Это требование вытекает из канона "Господом твоим". Как показывают письма Е.И.Рерих, сама знала о значении понятия Ар хата в Буддизме и Индуизме и даже по этому вопросу просила Клизовского А.И. не писать про А рахатов и Т ар в его книге , т.к. это могло вызвать негодование буддистов и теософов и индуистов. Поэтому будем внимательны в применении термина Архат при разговоре представителями других религий.

Вместе с тем следует учитывать оценивать и практическую полезность данной темы, в соответствии со следующим наставлением:
" Очень советую Вам не слишком интересоваться названиями Посвящений, ведь это ни к чему не ведет. В каждой религиозно-философской школе или Оккультном Братстве существовали свои подразделения или степени и обозначения их. И будьте уверены, что истинные ступени не обозначаются названиями, встречаемыми сейчас в книгах. Если же Вы так уж хотите, то возьмите прекрасные определения ступеней духовного продвижения, данные в Агни Йоге. Ведь есть изучающие оккультизм, которые убеждены, что Солнечное Посвящение происходит на физическом Солнце!!! Все ступени Посвящения в нас самих. Когда ученик готов, он получает Луч Озарения, соответствующий достигнутой им ступени очищения и расширения сознания и огненной т рансмутации центров. Но это истинное посвящение не имеет ничего общего с бутафорскими посвящениями в ныне существующих оккультных ложах, в большинстве случаев ставших просто клубами. Для Вашего удовольствия привожу Вам древние Египетские степени Посвящения в их греческих эквивалентах. Первая степень называлась Пастофорис; Вторая Неокорис; Третья степень Меланофорис; Четвертая Кристофорис; Пятая Балахат; Шестая Астрологос; Седьмая Профета, или Сафкнаф Панках. Продвинетесь ли Вы на духовном пути от знания этих условных названий?" (Е.И.Рерих М.Е.Тарасову 16 января 1935 г).

В буддизме существует довольно интересное существо, которое называют бодхисаттвой. Считается, что стать им довольно трудно, но возможно, поэтому многие, кто практикует этот путь, стремятся достичь нужного состояния. В данной статье вы получите ответ на вопрос: бодхисаттва - это кто такой? Также вы сможете узнать путь, которым он следует, и принципы, которых придерживается.

Понятие “бодхисаттва”

Бодхисаттва - это человек (на нашей планете), который достиг просветления, но в отличие от Будды он не покинул этот мир, а остался. Его цель довольно проста и в то же время сложна - помочь людям на их пути духовного совершенствования. Следует также отметить, что бодхисаттвой можно назвать то существо, которое реализовало первую бхуми. Пока этого не произошло, применяется термин "джатисаттва".

Бодхисаттвы часто живут в миру среди других людей, соблюдая обеты и не сворачивая с пути. Их отличает милосердие и сопереживание другим существам. В “Сутре Вималакирти” можно найти сюжет о больном бодхисаттве. А вот когда задали вопрос о том, почему он болеет, то в ответ получили следующее: болезнь случилась от великого сопереживания людям, которые болеют. Таким образом, он как бы настроился на их волну.

Вообще, считается, что приход такого существа на землю - это великое благо. Ведь бодхисаттвы всегда притягивают к себе людей, которые хотят услышать мудрость от них. Некоторые получают необходимый толчок, который позволяет коренным образом изменить свою жизнь.

Также следует отметить, что в разных традициях буддизма это понятие несколько отличается, равно как и подход к самому пути. Подробнее об этом будет написано несколько ниже.

Первое упоминание о бодхисаттве

Впервые бодхисаттва в буддизме упоминается еще на начальном этапе развития этого религиозного течения. Его можно найти в самых ранних сутрах, например Саддхармапундарика сутра (в ней указано двадцать три таких существа), Вималакирти нирдеша сутра (указано более пятидесяти).

Предназначение бодхисаттв

Как было сказано выше, бодхисаттва - это тот, кто уже достиг просветления. Его предназначение в этом мире - принимать страдания с радостью, причем как свои, так и других людей. Считается, что это основа практики таких существ.

По некоторым данным, существует два вида бодхисаттв. Одни совершают только добро, их действия не могут принести вред ни для себя, ни для кого-то другого. Таким образом, они не накапливают плохую карму никогда, всегда поступая только правильно.

Второй вид бодхисаттв предполагает накопление плохой кармы, совершая плохие поступки во благо других. Причем он вполне осознает свои действия, а также наказание за них (попадание в нижние миры после смерти). Многие считают, что именно второй путь требует большей

Непреложные обеты

Очень важной ступенью в достижении уровня бодхисаттвы являются обеты, которые он дает перед тем, как начать восхождение по лестнице вверх. Они предполагают заботу о других существах, искоренение различных пороков в себе, соблюдение нравственности и т. д. Также вступающий на этот путь дает клятвы и дополнительно четыре великих обета.

Качества (парамиты) бодхисаттвы

У бодхисаттв существуют определенные качества, придерживаясь которых нельзя сойти с выбранного пути несения пользы всем людям. В разных сутрах их описано разное количество, но мы выделим десять самых важных:

  • Дана-парамита. Щедрость, которая предусматривает различные благодеяния, как материальные, так и духовные, а также пожертвования.
  • Шила-парамита. Соблюдение обетов, т. е. обязательное следование заповедям и обетам, которые помогают достичь просветления.
  • Кшанти-парамита. Терпение, которое позволяет не испытывать ненависть и захваченность. Еще это качество можно назвать невозмутимостью - идущего трудно вывести из себя.
  • Вирья-парамита. Усердие (старание) - существует только одна мысль, только одно действие и направление.
  • Дхьяна-парамита. Созерцание - происходит сосредоточение, самадхи.
  • Праджня-пармита. Достижение и познание высшей мудрости, стремление к ней.
  • Упая-парамита. Уловки, с помощью которых бодхисаттвы спасают тех, кому это требуется. Особенностью является то, что к каждому находится правильный подход, позволяющий направить страждущего на путь выхода из колеса сансары.
  • Пранидхана-парамита. Клятвы, которые обязан соблюдать бодхисаттва.
  • Бала-парамита. Внутренняя сила, которая освещает все вокруг и помогает тем, кто находится вокруг высшего существа стать на путь добродетели.
  • Джняна-парамита. Знание, предполагающее возможность самостоятельного существования в совершенно различных местах.

Ступени развития бодхисаттв

Существует также десять ступеней развития бодхисаттв. Каждая ступень занимает множество перерождений, а это занимает довольно много миллионов лет. Таким образом, эти существа добровольно обрекают себя на колесо сансары ради того, чтобы помочь выйти из него другим существам. Рассмотрим уровни (бхуми) бодхисаттв (они взяты из двух источников - “Мадхьямикаватары” и “Священной сутры золотистого цвета”):

  • тот, кто обладает высшей радостью;
  • непорочный;
  • сияющий;
  • пламенный;
  • труднодостижимый;
  • проявляющийся;
  • далеко идущий;
  • недвижимый;
  • добромудрый;
  • облако дхармы.

Бодхисаттва в хинаяне

Также следует рассмотреть, что означает бодхисаттва в буддизме разных традиций. За то время, как появилась эта религия, некоторые начали несколько иначе воспринимать путь просветления, а также отношения к другим существам.

Итак, в хинаяне бодхисаттва - это существо (его тело может абсолютно разным, например животного, человека или представителя адских планет), которое решило пройти путь, чтобы стать Буддой. Возникнуть такое решение должно на основе огромного желания покинуть колесо сансары.

В направлении хинаяны такими существами могут быть только бывшие Будды (не больше двадцати четырех), причем до того момента, пока они не стали ими. Бодхисаттвы обязательно должны встретиться в одном из рождений с Буддой, который делает им пророчество, предрекая будущее просветление.

Следует отметить, что в традиции хинаяны бодхисаттва - это не идеал учения. Больше всего последователи стремятся достичь статуса арханта, который считается святым, прошедшим путь до нирваны самостоятельно, лишь следуя указаниям Будды. Никто другой ему тут помочь не может. Это произошло потому, что в этом учении невозможно простому верующему достичь уровня Будды.

Бодхисаттва в махаяне

Бодхисаттва в буддизме махаяны имеет несколько другой статус, но и само течение, которое сформировалось гораздо позже предыдущего, отличается. Главной особенностью махаяны является тезис, что спастись может каждый, кто верует и соблюдает обеты. Именно поэтому движение и получило такое название, которое еще переводится как “великая колесница”.

В буддизме махаяны бодхисаттва - это религиозный идеал, к которому должен стремиться каждый последователь течения. Арханты, которые в хинаяне идеализированы, подвергнуты сомнению из-за того, что они стремятся к личному просветлению, нисколько не заботясь о страданиях других людей. Таким образом, он остается в рамках своего “я”.

В целом в махаяне путь арханства - это узкий и эгоистичный путь. Махаяна обосновала концепцию трёх путей: достижение арханства, затем просветление пратьека-будд и сам путь бодхисаттвы.

Бодхисаттва в ваджраяне

Во ваджраяне бодхисаттва - это некоторая смесь идеала этого образа с йогином, который в совершенстве владеет всеми сиддхами. Это, в принципе, естественно, так как само течение возникло гораздо позже, чем два предыдущих. Еще одной особенностью является то, что некоторые бодхисаттвы являются эманациями определенных Будд. Таким образом, сам принцип пути к совершенству потерян.

Некоторые бодхисаттвы, которые жили в нашем мире

Следует отметить, что в каждом течении буддизма существует свой пантеон бодхисаттв, список которых может разниться. Например, в махаяне можно встретить реально живущих ранее бодхисаттв, которые находились на разных ступенях своего развития. Это Арьяасанга (третий уровень), Нагарджуна (девятый уровнь) и др. Самыми главными считаются Авалокитершвара, Кшитигарбха, Манджушри и др.

Майтрея - это бодхисаттва, который должен вскоре прийти на землю. Сейчас он проходит большие проверки на небе сферы желаний Тушита. Следует отметить, что именно он почитается бодхисаттвой во всех течениях буддизма.

Заключение

Теперь вы знаете ответ на вопрос: бодхисаттва в буддизме - что это такое? Несмотря на то, что отношение к этим существам в различных направлениях буддизма разное, их особенность и нужность трудно оспорить, ведь для становления на этот путь нужно иметь сильную волю и дух.

Или «существо с пробуждённым сознанием», термин состоит из двух слов - «бодхи » - пробуждение и «саттва » - суть, существо) - в буддизме существо (или человек), обладающее бодхичиттой , которое приняло решение стать буддой для блага всех существ. Побуждением к такому решению считают стремление спасти все живые существа от страданий и выйти из бесконечности перерождений - сансары . В махаянском буддизме бодхисаттвой называют также просветлённого, отказавшегося уходить в нирвану с целью спасения всех живых существ .

Слово «бодхисаттва» на тибетском звучит как «джанг-чуб-сем-па», что означает «очистивший пробуждённое сознание».

Бодхисаттва в раннем буддизме

Образ бодхисаттвы появился уже в раннем буддизме. Путь бодхисаттвы прошли будды прошлого и Будда Шакьямуни - Будда современного периода. Кроме того, почитается бодхисаттва Майтрейя (на пали - Меттейя), который в будущем родится среди людей и станет буддой, и его приход станет золотым веком.

Бодхисаттва в махаяне

В другом смысле бодхисаттвой называют того, кто уже стал архатом (6-я стадия пути, согласно Дашабхумика-сутре) и продолжает совершенствоваться до 10-й стадии «облаков Дхармы». В конце своего пути бодхисаттва постигает праджняпарамиту («совершенную мудрость» или «запредельное знание»), которая имеет отличия от «полного просветления », согласно Аштасахасрика-праджняпарамита-сутре :

Даже если бодхисаттва, после того, как он возвысил своё сознание до полного просветления, будет в течение бесчисленных времен осуществлять дары, блюсти моральную чистоту, совершенствовать своё терпение, проявлять старательность и пребывать в состоянии медитации, но если при этом он не обладает совершенной мудростью и не умеет прибегать к искусным средствам , то он обречён опуститься до уровня простого ученика (шравака) ипи пратьекабудды .

В более узком смысле бодхисаттвами называют бодхисаттв-махасаттв (великих существ) - мифологизированных персонажей махаянского пантеона. Таковы Авалокитешвара - бодхисаттва сострадания, Манджушри - бодхисаттва мудрости, Тара - женщина-бодхисаттва, превратившая свою женственность в средство спасения живых существ, и многие другие. В народном буддизме эти великие бодхисаттвы-махасаттвы воспринимаются как податели мирских благ, но для серьёзно практикующих людей сохраняют своё значение руководителей и помощников на пути пробуждения. Особый текст: 37 практик бодхисаттвы .

Галерея

    Mural Worshipping Bodhisattva.jpg

    Сбор бодхисаттв. Китай, 6 век

    Chinese mural of a bodhisattva, ink and color on plaster, c. 952, Honolulu Academy of Arts.jpg

    Фреска бодхисаттвы. Китай, 10 век

См. также

Напишите отзыв о статье "Бодхисаттва"

Примечания

Литература

  • Дюмулен Г. Идеал бодхисаттвы // История дзэн-буддизма. Индия и Китай. - СПб. : ОРИС, 1994. - 336 с. - ISBN 5-88436-026-6 .
  • Джатаки. Пер. Б.Захарьина. М. 1979.
  • Арья Шура "Гирлянда джатак или Сказания о подвигах Бодхисаттвы. Пер с санскр. акад. А. Баранникова \\ под. ред. О. Ф. Волковой. М.1962.

Ссылки

  • // Энциклопедия «Мифы народов мира»
  • Ю. Н. Рерих . // Тибетская живопись.
  • Е. А. Торчинов . ISBN 5-93597-019-8
  • А. Берзин .

Отрывок, характеризующий Бодхисаттва

«Всё кончено, я пропал! думал он. Теперь пуля в лоб – одно остается», и вместе с тем он сказал веселым голосом:
– Ну, еще одну карточку.
– Хорошо, – отвечал Долохов, окончив итог, – хорошо! 21 рубль идет, – сказал он, указывая на цифру 21, рознившую ровный счет 43 тысяч, и взяв колоду, приготовился метать. Ростов покорно отогнул угол и вместо приготовленных 6.000, старательно написал 21.
– Это мне всё равно, – сказал он, – мне только интересно знать, убьешь ты, или дашь мне эту десятку.
Долохов серьезно стал метать. О, как ненавидел Ростов в эту минуту эти руки, красноватые с короткими пальцами и с волосами, видневшимися из под рубашки, имевшие его в своей власти… Десятка была дана.
– За вами 43 тысячи, граф, – сказал Долохов и потягиваясь встал из за стола. – А устаешь однако так долго сидеть, – сказал он.
– Да, и я тоже устал, – сказал Ростов.
Долохов, как будто напоминая ему, что ему неприлично было шутить, перебил его: Когда прикажете получить деньги, граф?
Ростов вспыхнув, вызвал Долохова в другую комнату.
– Я не могу вдруг заплатить всё, ты возьмешь вексель, – сказал он.
– Послушай, Ростов, – сказал Долохов, ясно улыбаясь и глядя в глаза Николаю, – ты знаешь поговорку: «Счастлив в любви, несчастлив в картах». Кузина твоя влюблена в тебя. Я знаю.
«О! это ужасно чувствовать себя так во власти этого человека», – думал Ростов. Ростов понимал, какой удар он нанесет отцу, матери объявлением этого проигрыша; он понимал, какое бы было счастье избавиться от всего этого, и понимал, что Долохов знает, что может избавить его от этого стыда и горя, и теперь хочет еще играть с ним, как кошка с мышью.
– Твоя кузина… – хотел сказать Долохов; но Николай перебил его.
– Моя кузина тут ни при чем, и о ней говорить нечего! – крикнул он с бешенством.
– Так когда получить? – спросил Долохов.
– Завтра, – сказал Ростов, и вышел из комнаты.

Сказать «завтра» и выдержать тон приличия было не трудно; но приехать одному домой, увидать сестер, брата, мать, отца, признаваться и просить денег, на которые не имеешь права после данного честного слова, было ужасно.
Дома еще не спали. Молодежь дома Ростовых, воротившись из театра, поужинав, сидела у клавикорд. Как только Николай вошел в залу, его охватила та любовная, поэтическая атмосфера, которая царствовала в эту зиму в их доме и которая теперь, после предложения Долохова и бала Иогеля, казалось, еще более сгустилась, как воздух перед грозой, над Соней и Наташей. Соня и Наташа в голубых платьях, в которых они были в театре, хорошенькие и знающие это, счастливые, улыбаясь, стояли у клавикорд. Вера с Шиншиным играла в шахматы в гостиной. Старая графиня, ожидая сына и мужа, раскладывала пасьянс с старушкой дворянкой, жившей у них в доме. Денисов с блестящими глазами и взъерошенными волосами сидел, откинув ножку назад, у клавикорд, и хлопая по ним своими коротенькими пальцами, брал аккорды, и закатывая глаза, своим маленьким, хриплым, но верным голосом, пел сочиненное им стихотворение «Волшебница», к которому он пытался найти музыку.
Волшебница, скажи, какая сила
Влечет меня к покинутым струнам;
Какой огонь ты в сердце заронила,
Какой восторг разлился по перстам!
Пел он страстным голосом, блестя на испуганную и счастливую Наташу своими агатовыми, черными глазами.
– Прекрасно! отлично! – кричала Наташа. – Еще другой куплет, – говорила она, не замечая Николая.
«У них всё то же» – подумал Николай, заглядывая в гостиную, где он увидал Веру и мать с старушкой.
– А! вот и Николенька! – Наташа подбежала к нему.
– Папенька дома? – спросил он.
– Как я рада, что ты приехал! – не отвечая, сказала Наташа, – нам так весело. Василий Дмитрич остался для меня еще день, ты знаешь?
– Нет, еще не приезжал папа, – сказала Соня.
– Коко, ты приехал, поди ко мне, дружок! – сказал голос графини из гостиной. Николай подошел к матери, поцеловал ее руку и, молча подсев к ее столу, стал смотреть на ее руки, раскладывавшие карты. Из залы всё слышались смех и веселые голоса, уговаривавшие Наташу.
– Ну, хорошо, хорошо, – закричал Денисов, – теперь нечего отговариваться, за вами barcarolla, умоляю вас.
Графиня оглянулась на молчаливого сына.
– Что с тобой? – спросила мать у Николая.
– Ах, ничего, – сказал он, как будто ему уже надоел этот всё один и тот же вопрос.
– Папенька скоро приедет?
– Я думаю.
«У них всё то же. Они ничего не знают! Куда мне деваться?», подумал Николай и пошел опять в залу, где стояли клавикорды.
Соня сидела за клавикордами и играла прелюдию той баркароллы, которую особенно любил Денисов. Наташа собиралась петь. Денисов восторженными глазами смотрел на нее.
Николай стал ходить взад и вперед по комнате.
«И вот охота заставлять ее петь? – что она может петь? И ничего тут нет веселого», думал Николай.
Соня взяла первый аккорд прелюдии.
«Боже мой, я погибший, я бесчестный человек. Пулю в лоб, одно, что остается, а не петь, подумал он. Уйти? но куда же? всё равно, пускай поют!»
Николай мрачно, продолжая ходить по комнате, взглядывал на Денисова и девочек, избегая их взглядов.
«Николенька, что с вами?» – спросил взгляд Сони, устремленный на него. Она тотчас увидала, что что нибудь случилось с ним.
Николай отвернулся от нее. Наташа с своею чуткостью тоже мгновенно заметила состояние своего брата. Она заметила его, но ей самой так было весело в ту минуту, так далека она была от горя, грусти, упреков, что она (как это часто бывает с молодыми людьми) нарочно обманула себя. Нет, мне слишком весело теперь, чтобы портить свое веселье сочувствием чужому горю, почувствовала она, и сказала себе:
«Нет, я верно ошибаюсь, он должен быть весел так же, как и я». Ну, Соня, – сказала она и вышла на самую середину залы, где по ее мнению лучше всего был резонанс. Приподняв голову, опустив безжизненно повисшие руки, как это делают танцовщицы, Наташа, энергическим движением переступая с каблучка на цыпочку, прошлась по середине комнаты и остановилась.
«Вот она я!» как будто говорила она, отвечая на восторженный взгляд Денисова, следившего за ней.
«И чему она радуется! – подумал Николай, глядя на сестру. И как ей не скучно и не совестно!» Наташа взяла первую ноту, горло ее расширилось, грудь выпрямилась, глаза приняли серьезное выражение. Она не думала ни о ком, ни о чем в эту минуту, и из в улыбку сложенного рта полились звуки, те звуки, которые может производить в те же промежутки времени и в те же интервалы всякий, но которые тысячу раз оставляют вас холодным, в тысячу первый раз заставляют вас содрогаться и плакать.
Наташа в эту зиму в первый раз начала серьезно петь и в особенности оттого, что Денисов восторгался ее пением. Она пела теперь не по детски, уж не было в ее пеньи этой комической, ребяческой старательности, которая была в ней прежде; но она пела еще не хорошо, как говорили все знатоки судьи, которые ее слушали. «Не обработан, но прекрасный голос, надо обработать», говорили все. Но говорили это обыкновенно уже гораздо после того, как замолкал ее голос. В то же время, когда звучал этот необработанный голос с неправильными придыханиями и с усилиями переходов, даже знатоки судьи ничего не говорили, и только наслаждались этим необработанным голосом и только желали еще раз услыхать его. В голосе ее была та девственная нетронутость, то незнание своих сил и та необработанная еще бархатность, которые так соединялись с недостатками искусства пенья, что, казалось, нельзя было ничего изменить в этом голосе, не испортив его.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: