4 предложения с однородными. «Предложения с однородными членами" (4 класс)

Цель: Создать основу сознательного употребления однородных членов речи. Формировать умение правильно употреблять запятую в предложениях с однородными членами без союзов, учить овладевать интонацией перечисления при чтении предложений с однородными членами. Развивать речь, орфографическую зоркость. Прививать бережноё отношение к окружающей природе.

Ход урока

I. Организационный момент и сообщение целей урока

Осени привет
Ветер-почтальон
Письма разносил,
Дул, старался он,
Не жалея сил.
На листве цветной
Осени привет,
Дождик затяжной
Сыплет свой ответ.
Пруд покрылся весь
Нотками дождя,
Пишет небо песнь,
В осень уходя.

(Тамара Маршалова )

– Очень заметные явления происходят в природе. Прочитайте предложения.

Ветер срывал листья и кружил их.
Ветер срывал листья, кружил их.

– Чем похожи эти предложения? (Порядком слов. В них есть однородные члены предложения.)

– Чем отличаются? (В первом предложение есть союз И)

– Сегодня на уроке мы с вами продолжим знакомство с употреблением однородных членов в речи, будем учиться правильно употреблять запятую в предложении с однородными членами без союзов, упражняться в интонации перечисления при чтении предложений с однородными членами, повторим изученные словарные слова.

II. Проверка домашнего задания

(Упр. 86, с. 45, Т.Г.Рамзаева. 4 класс)

– Найди предложение однородными членами.

– Какие члены предложения называются однокоренными?

– Как связаны между собой однородные члены предложения? Слайд 1 . См. Приложение 1 .

– Наверное, этот случай произошел летом, перелётные птицы уже давно вывели своих птенцов и отправились в теплые края.

– Какие звуки сейчас можно услышать в лесу?

– Ну, а мы сегодня поработаем со звуками …..

III. Чистописание

– Как мы передаём звуки на письме? (Буквами.)

– Расскажите, что вы знаете о данных буквах?

– И сегодня пропишем предложение с этими буквами. Прочитайте предложение?

Ос…нь – запасиха, з…ма – подбериха.

– Что это?

– Как вы понимаете смысл данной пословицы?

– Спишите, вставьте пропущенные буквы.

– Какие буквы вставили, почему?

– Выпишите слово, которое состоит из двух слогов, образуйте три однокоренных слова, разберите по составу.

(Один ученик у доски.)

– Какие слова называются однокоренные?

– При помощи чего образуются однокоренные слова?

IV. Работа над словарными словами

1. Работа со словарными словами (повторение)

– В пословице сказано “осень – запасиха”, давайте, запишем, какие овощи осенью люди снимают со своих грядок. Выделите орфограмму, которую необходимо проверить при помощи словаря или запомнить.

– Огородное растение: томат (помидор )

– Овощ, растение с клубнями, богатыми крахмалом (картофель )

– Огородное растение с зелёными продолговатым плодом (огурец )

– Завивающиеся в кочан листья растения, употребляемые в пищу (капуста )

– Огородное растение, корнеплод с утолщенным оранжевым сладковатым корнем (морковь )

– Прочитай …., какие слова ты записал.

– Как одним словом можно их назвать? (овощи )

– Поменялись тетрадями и при помощи карандаша проверили.

– Поднимите руку, кто не допустил ошибок?

V. Работа по теме урока

2. Составление предложений с однородными членами предложения

– Используя слова, которые вы сейчас записали, составьте и запишите мне предложение с однородными членами. Подчеркните однородные члены и слово, к которому они относятся.

– Каким членом предложения являются однородные? (подлежащим)

– Какими членами предложения могут быть ещё однородные?

– Составьте схему своего предложения (один у доски)

– Задайте вопрос по сегодняшней теме …..

– Не только люди собираю осенью урожай, делают запасы, эта прекрасная пора вдохновляла и вдохновляет многих на написание картин, стихотворений, музыки и сейчас мы послушаем отрывок из Времен года. Осень Вивальди и выполним небольшую разминку

V. Физкультминутка

(В руках у детей осенние листья.) Слайд 2.

Листопад, листопад
Листья в воздухе кружат (покачивание листьев)
Озорные там и тут
Листья дворники метет
А они опять летят (листья полетели)
Ох, уж этот листопад (слова учителя)

VI. Закрепление пройденного материала

1. Составление предложений по схеме

– Составьте мне предложения об осенних листьях, чтобы они соответствовали схеме Слайд 3. – 1-й вариант с однородными сказуемыми, 2 вариант с однородными второстепенными членами (один ученик у доски).

– Разберите свои предложения по членам и частям речи.

– Только листья сменили цвет и кружатся в воздухе с приходом осени или ещё какие-то признаки есть?

2. Составление предложений с однородными членами. Озаглавьте текст. Слайд 4.

а) Дифференцированный подход

Журавли кричат тревожно. Журавли кричат тоскливо.
Ветер срывает с деревьев листья. Ветер воет по ночам.
Осень раздевает лес. Осень студит воду.
Медленно ползут по небу тучи. Медленно ползут по небу облака.

б) С.46, упр.87*

VII. Поверочная работа (карточки с тестом)

1. Члены предложения называются однородными, если ….

1) отвечают на один и тот же вопрос;
2) относятся к одному и тому же члену предложения:
3) состоят из одних и тех же частей речи;
4) пишутся с одной и той же орфограммой.

2. Какие члены предложения бывают однородными?

1) подлежащие;
2) сказуемые;
3) второстепенными членами.

3. Как связаны между собой однородные члены предложения?

1) интонацией перечисления;
2) союзами;
3) предлогами.

4.Найди предложение с однородными членами.

1). Ласточка питается мухами, комарами, мошками.
2). Цапли живут на болоте.
3). Дятел долбит деревья, достаёт из-под коры вредных насекомых.

VIII. Итог урока

– А сейчас подведем итог урока, посмотрите на картину и напишите небольшой рассказ с однородными членами. Слайд 5

Наступила … . Вода в реке … . Небо … . Берёзка в своём … . Рябина нарядилась … .
Ваше отношение.

IX. Домашние задание (по выбору)

С. 47, упр.88 или составить небольшой рассказ “Дары природы” с однородными членами предложения.

Контрольная работа по русскому языку Однородные члены предложения. Простые и сложные предложения 4 класс с ответами. Контрольная работа включает в себя 9 задний.

1. Вставь пропущенные буквы и знаки препинания.

В мокром небе кр_чат ул_тающие на юг гуси. Кланяются им вслед д_рев_я машут ветками. С ве­ток срываются красные и жёлтые лист_я и л_тят за гусями. Вместе с лист_ями л_тят стаи зябликов и жав_р_нков.

Сколько в этом тексте предложений с однород­ными сказуемыми? Отметь ✓ правильный ответ.

1) 1
2) 2
3) 3
4) 4

2. Прочитай, вставь пропущенные буквы. Обведи но­мера предложений, в которых есть однородные чле­ны, соединённые только перечислительной интонацией.

1) М_л_дая восп_тательница ст_яла у _кна и внимательно наблюдала за р_бятишками.
2) В одну секунду девочка оч_тилась возле м_лыша, опустилась на корточки, взяла за руку, ти­хо и ласково заг _варила.
3) Рубашки мальчиков и кофточки девочек свер­кали б_лизной.
4) Резные гайки, болты, шайбы поблёскивают по­лированными гранями.
5) М_ряк побывал во Вьетнаме и в Индонезии, видел тр__пические д_ревья, обез_ян, попугаев.

Выпиши предложение, в котором есть и главные однородные члены предложения, и второстепенные однородные члены предложения. Подчеркни их.

3. Вставь пропущенные буквы. Расставь знаки препинания.

1) Пришёл жаркий ч_с и сне_ незаметно под­таивает а в л__сной т_шине дятел ровно отстукива­ет удары по ств__лу.
2) Г_лубиная стая разв_рнулась над з_млёй ее п_лями селами г_родами.
3) Вертолёт работал в_нтами в разные стороны л_тел п_сок.
4) Вот сел солдат у ручья взял скрипочку и стал т_хонько наигрывать.
5) Ст_ит хатка а в ней ж_вет Баба-яга — к_стяная н_га.
6) К_злёночек заплакал вор_тился назад и стал с_стрицу кликать.

Выпиши номера тех простых предложений, в ко­торых однородные члены соединяются с помощью союзов.

4. Прочитай текст. Вставь пропущенные буквы и не­обходимые знаки препинания.

Сашка вышел во двор, но р_бят во дв_ре не было. Он поб_жал за в_рота и вот тут-то случи­лась эта история. Как раз в это время по улице шла ст_рушка. Сашка подпустил её поближе и как бабахнет из п_ст_лета. Ст_рушка вздрогнула и ост_новилась. Она погр_зила пальцем перешла д_рогу и скрылась в переулке.
(По Н. Носову)

Найди и выпиши предложение, в котором одно­родные члены соответствуют схеме: =, = и =.

Подчеркни в записанном предложении главные и второстепенные члены.

5. Прочитай предложения с однородными членами и впиши союзы: и, а, но. Поставь, где нужно, запя­тые. Подчеркни однородные второстепенные члены предложения.

1) Вдоль рек озер _____ болот летели утки.
2) Старик со старухой долго не соглашались _____ отпустили Снегурочку по ягоды.
3) Бордовые желтые _____ красные листья появились на деревьях.
4) Галя _____ Катя шли по улице ______ улыбались.
5) Тихо _____ настойчиво звучал голос учителя.
6) Задрожал котенок не от холода _____ от страха.
7) Медленно рос цветок _____ теперь вдруг вытянулся.

6. Расставь знаки препинания в предложениях.

1) Собрались подружки по ягоды и пришли звать с собой Снегурочку.
2) Деревья расступились и открылся небольшой пляж.
3) Вода осторожно плещет в песок и в кустах шумно возится какая-то птаха.
4) Девочка почувствовала на себе чей-то взгляд и обернулась.
5) Дунул ветер и листья посыпались в темную воду.
6) Катя тяжело вздохнула и медленно побрела дальше, размахивая портфелем.
7) Дверь тихонько скрипнула и в щель просуну­лась чья-то рука.

Распредели номера предложений по группам с учетом роли союза и.

Союз и соединяет части сложного предложения:

Союз и соединяет однородные члены предложения:

7. Составь из каждой пары простых предложений сложное. Используй подходящие по смыслу союзы (и, но, а, да). Запиши получившиеся предложения.

1) Таня прикоснулась рукой к шершавому стеблю. Капелька росы из цветка упала ей на лицо.

2) Весна сияла на небе. Лес был засыпан снегом.

3) Словарные слова запоминаются быстро. Поста­новка знаков препинания пока вызывает трудности.

8. Расставь в предложениях знаки препинания.

1) Почки раскрываются и на каждом зеленом клювике висит прозрачная светлая капля. (Е. Чару­шин)
2) Тонкие стволики пригнулись к земле и ждут с часу на час освобождения. (М. Пришвин)
3) Синица и клесты поют звонкими голосами. (М. Пришвин)
4) Катя кормила кролика морковкой сеном овсом и сухарями. (Е. Чарушин)
5) Пришёл жаркий час и вот в полной тишине шевельнулась еловая веточка.

Запиши номера предложений, которые соответ­ствуют следующим характеристикам.

Простое предложение с однородными сказуемыми, соединенными союзом и : _____

Сложное предложение, части которого соединены союзом и : _____

Простое предложение с однородными подлежащи­ми, соединёнными союзом и : _____

Простое предложение с однородными второсте­пенными членами, соединенными перечислительной интонацией и союзом и : _____

9. Расставь знаки препинания.

1) Во дворе стояла ста рая машина с распахну­тыми дверями а над крылечком горел жёлтый фо­нарь.
2) По лестнице затопали ноги и в комнату вбе­жал растрёпанный малыш.
3) Перед холодной погодой зяблик не поёт а тре­вожно скрипит.
4) Старушка загремела ключами но дверь откры­вать не спешила.
5) Голоса глухо отдавались от просторных и хо­лодных стен.
6) Ещё стояли тёплые дни но осень уже напо­минала о себе пятнами желтых листьев и порыжев­шей травой.

Отметь ✓ номера предложений, в которых сою­зы а, но, и соединяют части сложного предложения.

1) 2, 4, 5
2) 1, 2, 6
3) 1, 3, 6

ОТВЕТЫ — Контрольная работа по русскому языку Однородные члены предложения. Простые и сложные предложения 4 класс
1.
В мокром небе кричат улетающие на юг гуси. Кла­няются им вслед деревья, машут ветками. С веток срываются красные и жёлтые листья и летят за гу­сями. Вместе с листьями летят стаи зябликов и жа­воронков. (В тексте 2 предложения с однородными сказуемыми.)
2.
1) Молодая воспитательница стояла у окна и внима­тельно наблюдала за ребятишками.
2) В одну секунду девочка очутилась возле малыша, опустилась на корточки, взяла за руку, тихо и ласково заговорила .
3) Рубашки мальчиков и кофточки девочек сверкали белизной.
4) Резные гайки, болты, шайбы поблёскивают полиро­ванными гранями.
5) Моряк побывал во Вьетнаме и в Индонезии, ви­дел тропические деревья, обезьян, попугаев.
3.
1) Пришёл жаркий час, и снег незаметно подтаивает, а в лесной тишине дятел ровно отстукивает удары по стволу.
2) Голубиная стая развернулась над землёй, её полями, сёлами, городами.
3) Вертолёт работал винтами, в разные стороны ле­тел песок.
4) Вот сел солдат у ручья, взял скрипочку и стал тихонько наигрывать.
5) Стоит хатка, а в ней живёт Баба-яга — костяная нога.
6) Козлёночек заплакал, воротился назад и стал сест­рицу кликать.
4, 6
4.
Сашка вышел во двор, но ребят во дворе не было. Он побежал за ворота, и вот тут-то случилась эта история. Как раз в это время по улице шла ста­рушка. Сашка подпустил её поближе и как бабахнет из пистолета. Старушка вздрогнула и остановилась.
Она погрозила пальцем , перешла дорогу и скрылась в переулке . (=, = и =)
5.
1) Вдоль рек , озёр и болот летели утки.
2) Старик со старухой долго не соглашались, но от­пустили Снегурочку по ягоды.
3) Бордовые , жёлтые и красные листья появились на деревьях.
4) Галя и Катя шли по улице и улыбались.
5) Тихо , но настойчиво звучал голос учителя.
6) Задрожал котёнок не от холода , а от страха .
7) Медленно рос цветок, а теперь вдруг вытянулся.
6.
Союз и соединяет части сложного предложения: 2, 3, 5, 7.
Союз и соединяет однородные члены предложения: 1, 4, 6.
7.
1) Таня прикоснулась рукой к шершавому стеблю, и капелька росы из цветка упала ей на лицо.
2) Весна сияла на небе, но лес был засыпан снегом.
3) Словарные слова запоминаются быстро, а поста­новка знаков препинания пока вызывает трудности.
8.
Простое предложение с однородными сказуемыми, соединёнными союзом и : 2.
Сложное предложение, части которого соединены союзом и : 1, 5.
Простое предложение с однородными подлежащими, соединёнными союзом и : 3.
Простое предложение с однородными второстепенными членами, соединёнными перечислительной интонацией и союзом и : 4.
9.
Союзы а , но , и соединяют части сложных предложе­ний 1, 2, 6.

Знаки препинания в простом осложненном предложении

Однородные члены предложения:

  1. Отвечают на один и тот же вопрос
  2. Зависят от одного и того же слова
  3. Произносятся с перечислительной интонацией

Однородные члены предложения – это одноименные члены, которые связаны друг с другом сочинительной связью и выполняют одинаковую синтаксическую функцию в предложении, то есть они объединены одинаковыми отношениями к одному и тому же члену предложения. Однородные члены могут быть соединены сочинительными союзами и произносятся с “интонацией перечисления”. При отсутствии союзов и при их повторении однородные члены также связываются соединительными паузами.

Подробно в видео:

Помни!

Во-первых, однородные члены предложения НЕ ВСЕГДА являются одной и той же частью речи. Самое главное, чтобы они отвечали на один и тот же вопрос и зависели от одного слова!

Во-вторых , однородными могут быть ЛЮБЫЕ ЧЛЕНЫ предложения: и подлежащее, и сказуемое, и определение, и дополнение, и обстоятельство.

Примеры

Обозначим однородный член знаком?.

Правило.

Однородные члены предложения могут использоваться
без союзов с одиночными союзами с повторяющимися союзами с двойными союзами
?,?,?

В саду расцвелирозы ,лилии ,ромашки .

соединительными союзамии, да(=и), или

Вдруг налетела буря скрупным И частым градом.

Осеннею свежестью ,листвой И плодами благоухает сад.

противительными союзамиа, но, да(=но), зато, однако

Не железным ключом открывается сердце, Адобротой .

или…или

либо…либо

не то…не то

1) и?, и?, и?

или?, или?, или?

Мне чудятся ТО шумныепиры , ТО ратный стан , ТО схватки боевые.

Ты меня не слышишь , ИЛИ не понимаешь , ИЛИ простоигнорируешь .

Метели И вьюга , стужа И темнота не помешали полярникам высадиться на льдины.

не только… но и

как…так и

если не…то

не столько сколько

хотя и…но

Запятая ставится перед второй часть союза!

не только?, но и?

как?, так и?

Эти нормы под силу вспомнить КАК мастерам спорта, ТАК И новичкам .

Ловушка №1!

В предложении может быть несколько рядов однородных членов, поэтому различай конструкции с однородными членами предложения, соединенными повторяющимися союзами, и конструкции с несколькими рядами однородных членов, которые внутри ряда соединены одиночным союзом.

Деревья и травы летом и в самом начале осени сочны и свежи.

(Это предложение с тремя рядами однородных членов: двумя однородными подлежащими, двумя однородными сказуемыми и двумя однородными обстоятельствами)

Запятые нигде не ставятся!

Тонкий дожди сеялся и на леса, и на поля, и на широкий Днепр.

Это один ряд однородных членов, так они зависят от одного глагола «сеялся», отвечают на один вопрос – Куда? и являются обстоятельствами, поэтому запятая ставится как при повторяющихся союзах.

Ловушка №2!

Фразеологические обороты (устойчивые сочетания слов, запятая внутри них не ставится):

  • Ни с того ни с сего
  • И день и ночь
  • И стар и млад
  • И смех и горе
  • И там и сям
  • Ни взад ни вперед
  • Ни да ни нет
  • Ни за что ни про что
  • Ни рыба ни мясо
  • Ни свет ни заря
  • Ни слуху ни духу

Алгоритм действий.

1) В каждом предложении найди однородные члены предложения (см. три признаки однородных членов в самом начале главы).

2) Определи, сколько рядов однородных членов есть в предложении. Каждый из рядов рассматривай отдельно друг от друга.

3) Отметь, какими союзами они связаны: без союза, одиночным, повторяющимся или двойным союзом.

4) Построй схему и расставь запятые.

Разбор задания.

Укажите предложение, в котором нужно поставить одну

1) По сторонам тропы высокими и крутыми стенами стоял шиповник и цвел алым и влажным огнем.

2) Видны были только верхушки деревьев да извилистый край противоположного берега.

3) Рука его и лицо и синяя спецовка лоснились от сажи и машинного масла.

4) В атмосфере тайных обществ проходила жизнь Пушкина как в Петербурге так и в дальнейшем на юге.

Вариант ответа №1.

Прочитай еще раз Ловушку №1.

Находим однородные члены предложения. Здесь их три ряда: высокими и крутыми (какими?, зависят от слова « стенами» ), стоял и цвел (что делал?), алым и влажным (каким?, зависят от слова «огнем). Три ряда однородных членов предложения, каждый из которых внутри связан одиночным союзом И, поэтому запятых не требуется.

Вариант ответа №2.

В предложении один ряд однородных членов: верхушки да край (что?, зависят от слова «были видны»). Они соединены одиночным союзом да в значении и

Вариант ответа №3.

В предложении два ряда однородных членов. Во-первых, рука и лицо и спецовка (что?, являются подлежащими), которые соединены повторяющимся союзом и . Расставляем запятые после каждого однородного члена предложения: Рука его, и лицо, и синяя спецовка. Во-вторых, от сажи и масла (от чего?, зависят от «лоснились»), они соединены одиночным союзом и , поэтому запятой не требуется.

Вариант ответа №4.

Один ряд однородных членов предложения: как в Петербурге так и на юге (где?, зависят от слова «проходила»). Они связаны двойным союзом как… так и , поэтому запятую поставим только перед второй частью союза, то есть: как в Петербурге, так и на юге .

Таким образом , правильный вариант – ответ №4.

Потренируйся.

1. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Официальная медицина выступает против самолечения и лечения непроверенными средствами.

2) Северные районы оказались неравноценны как по численности жителей так и по возможностям экономического развития.

3) Иногда лекарственные растения полностью теряют свои лечебные свойства или сохраняют их в незначительной степени.

4) Лебеди величаво плыли по реке либо кружили над водой либо отдыхали у своего домика.

2. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) На одном и том же кусте сирени я увидел желтые листья и начавшие набухать почки.

2) Гусак разговаривал сам с собой сипловатым басом и подбирал просыпанные семечки.

3) Культура наша сильна не только и не столько столичными деятелями сколько жителями глубинки.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

«Предложения с однородными членами» Выполнила: учитель начальных классов Муштакова Светлана Александровна МБОУ Михайловская средняя школа

2 слайд

Описание слайда:

3 слайд

Описание слайда:

в ряду основных разделов, изучаемых в каждом классе,- разделы «Предложение» и «Текст». В 4-м классе дети закрепляют признаки предложения, углубляется понятие о предложениях с однородными членами, и развивают умения отличать текст от набора предложений, видоизменять и преобразовывать их, соотносить его с содержанием и главной мыслью. Систематически при работе с текстом идет формирование у детей правильного типа читательской деятельности по той же технологии, что и на уроках чтения: дети учатся самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Это обеспечивает единство подхода к работе с текстом и формирование одного из важнейших навыков – навыка осознанного чтения, посредством анализа синтаксических моделей и конструкций, средств художественной выразительности. Предложения с однородными членами являются одной из главных составляющих данного процесса. Дети учатся выполнять анализировать простые и сложные предложения. Дети знакомятся с тем, что части сложного предложения и однородные члены в простых осложненных однородными членами предложения могут соединяться с помощью союзов и, а, но. Развивается умение ставить в них знаки препинания. Пояснительная записка

4 слайд

Описание слайда:

1. Актуальность частые ошибки в постановке знаков препинания; неумение учащихся создавать сложные синтаксические конструкции; трудности учащихся в освоении данного раздела синтаксиса; Фундаментальность данной темы при подготовке учащихся к ГИА и ЕГЭ.

5 слайд

Описание слайда:

2. Цели и задачи раздела Цель: формирование у обучающихся лингвистической, коммуникативной и культурологической компетенций через изучение предложений с однородными членами. Задачи: формировать навыки работы с текстом; развивать пунктуационную грамотность; учить использовать в речи предложения с однородными членами; развивать интерес к родному языку, познавательную активность, ассоциативное мышление; совершенствовать навыки самостоятельной работы с текстом; Воспитывать любовь к русскому языку, сознательное отношение к языку, как к духовной ценности.

6 слайд

Описание слайда:

3. Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала учащимися в соответствии с возрастными особенностями. Данный раздел разработан с учётом возрастных и психологических особенностей детей 10 - 11лет. - В этот период у детей повышается коммуникабельность, появляется самостоятельность, уравновешенность, самоконтроль, но у большинства наблюдается низкая мотивация и преобладает в учёбе настрой исполнителя требований родителей и учителя-наставника. Поэтому необходимо повысить мотивацию школьников и организовать учебную деятельность так, чтобы она удовлетворяла их познавательные потребности, способствовала их самореализации. - Огромное значение в этом возрасте имеет признание их умений и достижений, способствование формированию уверенности в результативности своей деятельности. - В данном периоде развития ребёнка происходят существенные сдвиги в мыслительной деятельности. Мышление становится более последовательным, систематизированным, появляется новая черта – критичность. Ребёнок стремится иметь своё мнение, склонен к спорам и возражениям. Большую роль играют идейно-научная содержательность учебного материала, его тесная связь с жизнью и практикой, эмоциональный характер изложения. - Данный возраст благоприятен для развития творческого мышления, увеличивается самостоятельная деятельность обучающихся, в речи проявляется тенденция к доказательным рассуждениям, логическим обоснованиям. Поэтому в работе уместно предлагать алгоритмы действий, которые помогут решать проблемные задачи, выделять главное, находить сходные и отличительные черты, делать обобщения, выводы. Лучше всего в этом возрасте предлагать наглядный учебный материал, таблицы, схемы, использовать ИКТ

7 слайд

Описание слайда:

8 слайд

Описание слайда:

4. Ожидаемые результаты освоения раздела программы Добиться от каждого учащегося осознанного понимания темы (9 человек) Научить слабых учеников видеть предложения данного типа и использовать в письменной и устной речи (3 человека) Сильных учеников побуждать к постоянному обогащению речи посредством использования однородных членов как средства художественной выразительности. (2 человека)

9 слайд

Описание слайда:

Учащиеся должны: Знать: особенности однородных членов предложений и их отличительные признаки; союзы при однородных членах; правило постановки знаков между однородными членами. Уметь: находить в предложении однородные члены и различать их; соблюдать интонацию перечисления; уметь пользоваться правилом при постановке запятой перед союзом а, но в предложении с однородными членами. устанавливать зависимость однородных членов предложений; сравнить различные однородные члены и доказывать; формировать умения употреблять в письменной речи предложения с однородными членами; составлять или констатировать предложения с однородными членами по схемам;

10 слайд

Описание слайда:

11 слайд

Описание слайда:

6. Система знаний Система знаний данного раздела включает: сведения о синтаксическом строе речи; знания о построении сложных синтаксических конструкций, использовании в них предложений с однородными членами; сведения о средствах связи однородных членов и их особенностях; знания пунктуационных норм русского языка.

12 слайд

Описание слайда:

13 слайд

Описание слайда:

8.Фрагмент календарно-тематического планирования № Тема урока Кол-во часов Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности Виды контроля, измерители 1 Однородные члены предложения 2 Однородные члены предложения. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки). Запятая в предложе- ниях с однородными членами Текущий. Словарный диктант 2 Упражнения в распознавании однородных членов предложения. Запятая в предложении с однородными членами без союзов 1 Однородные члены предложения. Запятая в предложениях с однородными членами Текущий. Фронтальный опрос 3 Однородные члены предложения с союзами 1 Однородные члены предложения. Запятая в предложениях с однородными членами. Союзы, их роль в речи Текущий. Фронтальный опрос 4 Однородные члены предложения, соединенные союзами И, А, НО 1 5 Упражнение в правильном построении предложений с однородными членами 2 Текущий Фронтальный опрос

14 слайд

Описание слайда:

Оценки Предварит. Контроль Сочинение Проверочная работа Административный диктант Тест «5» 1 2 3 «4» 3 3 2 2 «3» 4 4 5 4 «2» 2 1 - - Качество знаний 33% 44% 44% 55%

32. Прочитайте.

  1. В болоте урчали лягушки. В болоте урчали, квакали лягушки.
  2. Солнце осветило деревья . Солнце осветило деревья, кусты, поляны .
  3. На столе лежали книги . На столе лежали книги, тетради, карандаши .
  • В чём различие каждой пары предложений? Какими членами предложения являются выделенные слова?

Обратите внимание! В предложении может быть несколько членов предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову. Такие члены предложения называются однородными .

33. Прочитайте.

  1. В лесном озере водились караси, плотва, щуки, лещи .
  2. Осенние листья летят, кружатся, падают на землю.
  3. Юркие, непоседливые синицы перелетают с дерева на дерево.
  • Каким членом предложения являются выделенные однородные члены предложения?
  • На какой вопрос отвечают однородные второстепенные члены? К какому слову они относятся?
  • Прочитайте предложения, выделяя однородные члены интонацией перечисления.
  • Какой знак препинания разделяет однородные члены предложения?

34. Прочитайте.

1. На полях работают тракт..ры, комбайны . 2. Комбайны скашивают, обмолачивают пшеницу, очищают зерно, высыпают его в грузовики, собирают в копны с..лому. 3. Тракторы пашут, разрыхляют почву. 4. Хл..боробы уже убрали с полей рож.., ячмень, ..вёс .

  • Какими членами предложения являются выделенные однородные члены? Объясните свой ответ.
  • Спишите, вставляя пропущенные буквы.

ко мба́йн ко мба́йне р ко мбайнёр

35. Прочитайте.

1. Лебеди, гуси, утки собрались в дорогу с важным видом. 2. Шумели, суетились, хлопотали маленькие птички. 3. Старые, бывалые птицы учили молодых. 4. На озере лебеди отдыхали, кормились, плавали. 5. Ласковое солнце освещало лес, траву, речку, горы. 6. В лесу росли ландыши, фиалки, колокольчики.

(Д. Мамин-Сибиряк)

  • Подготовьтесь доказать, что в каждом предложении есть однородные члены.
  • Запишите предложения в таком порядке:
    1. с однородными подлежащими;
    2. с однородными сказуемыми;
    3. с однородными второстепенными членами.
  • Найдите в предложениях однородные второстепенные члены. Подчеркните слово, от которого они зависят.
  • Прочитайте записанные предложения с интонацией перечисления однородных членов предложения.

Обратите внимание! Однородные члены связаны между собой перечислительной интонацией и отделяются друг от друга запятой .

36. Прочитайте.

      Горбунок-конёк встряхнулся,
      Встал на лапки, встрепенулся,
      Хлопнул гривкой, захрапел
      И стрелою полетел.
      (П. Ершов)
  • Какими членами предложения являются выделенные слова? Докажите.
  • Спишите, подчеркните главные члены предложения. Выделите в глаголах приставки.
  • Объясните постановку запятых в предложении.

Обратите внимание! Однородные члены предложения могут иметь при себе зависимые слова :

Однородные члены предложения

Члены предложения

Вопросы

Примеры предложений

Однородные подлежащие

кто? что?

Река, берега и деревья
залиты розовым светом.

И. Никитин

Однородные сказуемые

что делает?

Гром перекатывается, грохочет, ворчит, рокочет, встряхивает землю.

К. Паустовский

Однородные второстепенные члены предложения (отвечают на один и тот же вопрос и зависят от одного и того же слова)

какие? где? к а к?

Холодные, тяжёлые тучи неслись над землёй.

А. Чехов

В поле, в кустах жили серые куропатки.

В. Бианки

Неохотно и несмело
Солнце смотрит на поля.

Ф. Тютчев

37. Прочитайте предложения в таблице «Однородные члены предложения» с правильной интонацией.

  • Расскажите по таблице, какие члены предложения могут быть однородными. Как определить в предложениях однородные подлежащие? однородные сказуемые? однородные второстепенные члены предложения?

38. Прочитайте. Спишите, расставляя, где нужно, запятые.

1. Бледно-серое небо светлело холодело синело. (И. Тургенев) 2. Свежий ветер пахнет мятой васильками лебедой. (Е. Трутнева) 3. В лесу растут красно-головые подосиновики скользкие грузди душистые рыжики. (И. Соколов-Микитов) 4. Вот прилетели тетерева расселись по берёзам клюют горькие почки. (М. Пришвин)

  • Объясните постановку запятых в предложениях. Подчеркните в каждом предложении грамматическую основу.


Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: