Разработка классного часа "Защитник Отечества - Какой он?". Настоящий защитник защитник отечества – звучит гордо

7 мая в Казахстане ежегодно празднуют День защитника Отечества. В этот день поздравляют мужчин от мала до велика. Дедов и отцов благодарят за Великую Победу, за сохраненную свободу Казахстана и мирное небо над головой, а мальчикам наказывают расти патриотами и защищать Родину. Вырастая, они выбирают разные пути к осуществлению этой цели: кто-то идет в науку, кто-то - в политику, а кто-то надевает погоны и встает на стражу государства. Кто же он - защитник Отечества, и какие качества его отличают?

Мужество

Достойным примером современного военнослужащего является старший радиотелефонист младший сержант Султан Сармурзаев, который в экстремальной ситуации не растерялся и спас себя и своего товарища.

30 сентября 2014 года по расписанию в в/ч 28079 были запланированы прыжки с парашютом. АН-12 поднялся в воздух, и все 60 парашютистов по команде начали отделяться от самолета.

После раскрытия парашюта, я осмотрелся: все было нормально, парашют исправен. Я начал готовиться к приземлению, когда внезапно с правой стороны в мой купол влетел другой парашютист. Началось схождение парашютов, куполы «погасли», стропы перепутались, и мы просто начали падать. В этот момент у меня отключилось сознание: перед глазами пролетела вся жизнь, подумал о семье. Очнувшись, я схватил стропы парашюта товарища и открыл свой запасной парашют. Приземлились мы благополучно, без единой царапины, - вспоминает младший сержант Сармурзаев . Удивительно, но запасной парашют выдержал вес двоих десантников и спас им жизни. С тех пор парни стали как братья, а 30 сентября стало для них вторым днем рождения.

В течение следующих двух недель «казбатовец» не мог полностью осознать произошедшее, пока не увидел свои действия со стороны на видеозаписи. Но он уверен, так поступил бы каждый десантник. За такой отважный поступок 6 мая 2015 года Султан Уралович был награжден Президентом страны - Верховным Главнокомандующим Вооруженных Сил Республики Казахстан Нурсултаном Назарбаевым медалью «Жауынгерлік ерлігі үшін».

Я с детства мечтал стать военным. В детстве увлеченно смотрел военно-исторические фильмы. Но планы поменялись, когда я повзрослел. Я учился в колледже на программиста, а родной брат-«двойняшка» Руслан хотел служить в армии. И когда он принял твердое решение, я вместе с ним решил пройти срочную службу, - рассказывает сержант Сармурзаев .


Сразу по завершении срочной службы, Султана Сармурзаева перевели в миротворческий батальон «Казбат» в в/ч 28079 в городе Капшагай, где на данный момент он служит старшим радиотелефонистом по контракту. Служба в миротворческом подразделении во многом отличается от других подразделений Сухопутных войск: «Казбат» оказывает гуманитарную помощь пострадавшим в вооруженных конфликтах и стабилизирует напряженные ситуации.

Мне еще не приходилось участвовать в миротворческой миссии, но есть огромное желание. Хочу поучаствовать в миссии ООН, проявить себя, показать то, чем мы здесь занимаемся, чему учимся, применить свои знания и помочь там, где это необходимо. Ведь цель миротворческого подразделения - поддержание мира во всем мире, - делится младший сержант.

Он собирается продолжать идти по военной стезе, а в планах на ближайшее будущее - поступление в высшее учебное заведение.

Казахстан - моя Родина, я здесь родился, и мой долг как гражданина, как патриота - быть способным встать на защиту своей страны. Отчизну нужно оберегать и любить, ценить обычаи, традиции, помогать своему народу, - отмечает сержант Сармурзаев .

Образованность

Старший офицер оперативного штаба Главного штаба Управления главнокомандующего ВМС ВС РК старший лейтенант Нариман Нурмуханов с детства мечтал стать военным. Друг отца, военный человек, стал для него примером для подражания. Ему нравилась форма одежды, дисциплинированность военнослужащих, и в 4 классе он попытался поступить в военную школу «Жас Улан». Несмотря на желание, состояние здоровья не позволило школьнику вступить в ряды жасулановцев.

- Когда я был в девятом классе, в поселок, где я проживал, приехал знакомый, который давно окончил школу. Он рассказал нам, что учится в Актау в Военно-морском институте, что там обучают курсантов. И я загорелся желанием стать моряком, - рассказывает старший лейтенант Нурмуханов .

В 2007 году Нариман Хамитович принес присягу при поступлении в Военно-морской институт города Калининград. После двух месяцев прохождения курса молодого бойца на полигоне «Илийский» в Алматинской области, он отправился на учебу в бывший Кенигсберг.

Когда я служил связистом на корабле, мне нравилось, что от моей работы многое зависело. Мы передавали местонахождение кораблей по аппаратуре коротковолновой связи. Это интересно, как маленькая коробка может передавать голос человека на такие далекие расстояния, - вспоминает Нариман Хамитович.

Учиться на связиста его направили по результатам ЕНТ. Тогда еще абитуриент Нурмуханов и его товарищ набрали высшие баллы по физике. Сейчас старший лейтенант работает старшим офицером оперативного штаба в Управлении главнокомандующего, учится и набирается опыта, который в будущем надеется применить в руководящей должности.

В 2015 году старший лейтенант Нариман Нурмуханов стал лучшим среди командиров боевых частей по итогам отборочного конкурса по боевой и физической подготовке на определение лучшего командира. В разное время он был награжден медалями «20 лет ВС РК» и «20 лет ВМС ВС РК».

В моем понимании защита Отечества - это готовность в любое время, независимо от местонахождения представлять интересы нашей страны, исполнять приказ, чего бы это ни стоило, с честью служить, быть верным государству. Как сказано в присяге, до последнего дыхания исполнять свой долг и быть преданным народу Казахстана. На нас лежит не только гражданский, но и воинский долг, поэтому мы, военные, несем ответственность за каждое наше действие. Человек, носящий форму, должен быть всегда воспитанным, патриотичным, - делится размышлениями старший лейтенант Нариман Нурмуханов .

Упорство

Многократный участник танкового биатлона, техник роты старший сержант Думан Байжанов решил продолжить службу в Вооруженных Силах после прохождения срочной службы. Отслужив в пограничных войсках в 2008 году, он, устроившись в армию на контрактной основе, стал танкистом.

Мне нравится быть механиком-водителем, участвовать в ближнем бою. У нас часто проходят интересные учения, игры. Хоть попал сюда по распределению, очень рад, что стал танкистом,- утверждает старший сержант Байжанов .

За его плечами трехлетний опыт участия в танковом биатлоне, сначала внутри части, в пределах страны, затем на международном уровне. В «Танковом биатлоне» 2015 года команда Думана Жумагазиевича, отстаивавшая честь Казахстана, заняла 4 место. Она показывала хорошие результаты в отдельных конкурсах, постоянно занимала ведущие 1-4 места.

Сейчас идут отборы на конкурс «Танковый биатлон» Армейских международных игр-2016. У всех есть стимул побороться за победу. На участие много претендентов, и я один из них, - добавляет старший сержант Байжанов, обладатель медалей МО РК и МО РФ «За укрепление боевого содружества».

Патриотом должен быть каждый гражданин. Именно патриотизм и любовь к Родине помогают мне одерживать победы в конкурсах. По-моему, каждый мужчина должен быть способен защищать свою Родину, а она начинается с семьи, - с уверенностью говорит Думан Байжанов .

Преданность

Мой дедушка - ветеран Великой Отечественной войны. Он дошел до Берлина, и мне часто говорят, что он был храбрым человеком, достойным защитником своей Родины, - рассказывает сержант узла связи-инструктор по боевой и физической подготовке сержант Ернар Толеубаев.


В 2010 году в военкомате Ернара Кенжетаевича направили служить в войска ПВО в городе Актау, в в/ч 51809. После принятия воинской присяги, он был переведен в отдельную радиолокационную роту на должность планшетиста в войсковой части 19981, которая находится в городе Форт-Шевченко. По завершении срочной службы сержант Толеубаев остался в армии, и на данный момент служит в/ч 25750-Б по контракту.

Я люблю свою работу. Вот уже шесть лет, как я связал свою жизнь с ней. В армии мне нравятся воинская дисциплина, вежливость и порядок. Армия есть армия, она воспитывает крепких людей, как морально и психологически, так и физически, - отмечает сержант Ернар Толеубаев, занявший первое место в номинации «Лучший командир отделения СВО».


По словам сержанта Толеубаева, в армию его привела детская мечта стать военным и любовь к спорту. Хотя основная причина прихода в армию кроется все же в любви к Родине. Но он уверен, что когда есть огромное желание что-либо делать, все и всегда получается.

Поколения воинов, наших предков внесли свой неоценимый вклад в защиту Родины. Сохранение независимости Отечества является священным долгом и обязанностью каждого гражданина РК. И сегодня я отдаю дань уважения и признания их стойкости, достоинству и беспримерной верности Отчизне, - с гордостью говорит сержант.

Чувство юмора

В 1995 году призывник Константин Купчинский был направлен в войска связи, в которых служит и сегодня. Закончив ПТУ по специальности «Повар-кондитер», Константин Андреевич предпочел воинскую службу.

Друг шутил, что, когда пойдем в армию после ПТУ, будем работать в столовой, но служба мне больше понравилась. Работа мужественная, ответственная. Мне нравится, что войска связи не самые большие, но от нас много зависит, - делится начальник станции тропосферной связи Р410 старшина Купчинский .


Обеспечение связи - первая и самая важная задача связистов, которые работали еще до сотовой, спутниковой связи, до интернета, неизменно передавая необходимую информацию. По словам старшины, в работе ему нравится общение с коллективом, интересные встречи, полевые учения, боевые выходы, с которыми он в составе своей части за 20 лет объездил весь Казахстан. К тому же работа на свежем воздухе даже имеет свою особую романтику.

За более чем 20 лет службы старшина неоднократно был награжден медалями, в их числе «За безупречную службу» 3, 2 и 1 степени, а также «10 лет ВС РК» и «20 лет ВС РК».

Защита Отечества и патриотизм должны быть заложены в человеке с детства. С тех пор, как ребенок подрастает, он должен знать, что Родина - это его дом, и в случае угрозы ее надо защищать. Человек должен направлять свою деятельность на развитие своей страны, на ее благо, - говорит Константин Андреевич.


Защита Родины считалась высшей обязанностью и священным долгом человека во все времена. Для каждого народа, беззаветно любящего родную землю, не было, нет, и не будет ничего дороже Отчизны.

Так кто же он, настоящий защитник Отечества? Тот, кто помогает слабым, уважает старших, ценит дружбу, кто способен делать важное и нужное тогда, когда об этом не просят, когда этого не видят и за это не награждают. Защитник – это тот, кто созидает, создаёт нашу с вами жизнь, кто сажает деревья около школы или дома, кто не бросает билетики на землю, выходя из автобуса, кто получает хорошие оценки, потому что оценки – это мера ответственности человека.

В Конституции записано: «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации».Защита Отечества - это его оборона в случае нападения на него или на его союзников, объявления войны или всеобщей мобилизации. Защита Отечества означает охрану независимости страны, её территории, населения, материальных и духовных ценностей.

Звание Защитники Отечества по праву принадлежит тем людям, которые встали на защиту Родины во время Великой Отечественной Войны.21 июня 1941 г. в школах проходили выпускные балы. Ребята, мечтавшие стать инженерами, врачами, учителями, целыми классами отправлялись в военкоматы, заявляя о желании добровольно вступить в армию. На фронт стремились не только молодые люди, но и пожилые, те, кто по возрасту не обязан был служить в армии. Непригодные к строевой службе зачислялись в народное ополчение, ставшее резервом действующей армии.

Только в Москве за первые четыре дня войны поступило 170 тыс. заявлений добровольцев о зачислении их в ополчение. Когда над Москвой нависла непосредственная угроза, ополченцы, многие из которых были плохо вооружены и обучены, вступили в бой с врагом. Они сражались героически, потери были огромными. После войны, когда выпускники 1941 г. собирались на встречи одноклассников, во многих классах осталось в живых лишь по нескольку человек.

Великая Отечественная Война вошла в каждую семью. Мои прадеды тоже участвовали в этих нелёгких, кровопролитных сражениях. Многие не вернулись домой, но память о них будет вечна!Наша история демонстрирует множество примеров, когда патриотизм, чувство долга заставляли миллионы людей вставать на защиту Отечества. История учит: чтобы победа над врагом была достигнута без больших потерь, к защите Родины нужно готовиться заранее.

Долг и обязанность защищать Родину распространяются на любого гражданина России. Ведь участвовать в защите Отечества можно и трудясь на оборонном предприятии, работая в госпитале, изобретая новую военную технику, оказывая сопротивление врагу на захваченной территории.

В соответствии с Федеральным законом установлена воинская обязанность: граждан России. Она означает обязанность граждан нести военную службу в Вооружённых силах и защищать Отечество.

Я хочу рассказать о человеке, которым гордится вся наша семья. Это мой папа, Никифоров Игорь Анатольевич. Призвался в23 мая 1992 г в военную школу города Пинска, Белоруссия. После окончание школы был переведён в город Лиепая, Латвия, на корабль Б. Т. «Алексей Лебедев». На Балтийском флоте служил командиром отделения комендоров (артиллеристов), звание глав - старшина. 1993 г дивизион тральщик изгорода Лиепая был переведён в Балтийск. А после в город Таллин, где и окончил свою службу в 1994г.

Я считаю, что предназначение каждого человека – защищать своё Отечество, делать всё полезное для него, независимо - мужчина или женщина, взрослый ты или ребёнок.

Когда-нибудь и я пополню ряды нашей армии и буду Защитником Отечества своей семьи и Родины.

То, что армия нынче не в моде, - ни для кого не секрет. Современные парни всеми силами стараются найти возможность откосить от службы в ней: вот так посмотришь, у половины знакомых с головой не в порядке, плоскостопие, плохие зрение и слух. А как устраивать драки на улицах - у всех здоровье отличное. К сожалению, ребят, которые своей первой задачей ставят защиту Родины, немного. Но они есть!

О том, каким должен быть современный защитник нашей Родины, рассказали кадеты школы № 5. Все ребята учатся в специализированных классах не зря - каждый из них свою будущую жизнь связывает именно с военной должностью: сначала высшее образование (а возможно и не одно!), затем служба на благо России.

Качеств, которые обязательно должны присутствовать у современного защитника, много, но самое главное, что выделили кадеты, - это выдержка, терпение, твердость характера, дисциплинированность, мужество, добросовестность и целеустремленность.

Современный защитник Родины должен ставить перед собой следующие задачи: дела во благо Родины, обеспечение защиты как государства, так и своей семьи. «Армия - лицо государства», - отмечают кадеты, и с этим сложно поспорить.

Существует ли такой идеальный защитник Отечества, который мало того что обладает всеми перечисленными качествами, так еще и самоотвержен? Наверняка во всей нашей огромной России найдется немало мужчин, которые являются патриотами своей страны. И эти патриоты воспитываются здесь и сейчас - в школах, где еще в том возрасте, когда ребенку можно привить ответственность и любовь к Отечеству, с ним работают профессионалы.

О том, что кадетские классы дали ребятам, они сами рассказывают:

Здесь мы получаем основы основ. Строевая подготовка, навыки самообороны, работа с автоматом - это практические знания. Кроме того, в нашей школе нам прививают дисциплину, выдержку, умение ориентироваться в чрезвычайных ситуациях. Школа - только первая ступень, но это уже хороший фундамент.

Не так давно в Рыбинске прошли традиционные российские соревнования «Юность. Отвага. Спорт», в которых угличские кадеты проявили себя с лучшей стороны - заняли первое место. Подобные соревнования показали, что немаловажна для современного защитника работа в команде. Взаимовыручка, отношения в коллективе - все это необходимо для того, чтобы прийти к победе.

Сегодня проводы сыновей в армию - это не праздник, как было раньше. Неизвестно, каким вернется парень назад и чему его будут обучать - не строить ли дачи генералам? Возрождение сильной, дисциплинированной и показательной армии - вот задача государства, а уж хорошие и даже идеальные защитники в России всегда найдутся.

Выражаем благодарность за содействие в написании материала учащимся-кадетам средней школы № 5: Ивану КРИШТОПЕ, Кириллу СОЧИЛОВУ, Дмитрию ФАЛИНУ, Павлу СОКОЛОВУ, Анатолию ВЕСЕЛОВУ

Олеся МИХЕЙКО

Будет ли подрастающее поколение любить Родину?

Сегодня модно Родину не любить. Если военкоматы переполнены, и от желающих идти в армию нет отбоя, то современные школьники, вскормленные Интернетом, зачастую грезят лишь о том, чтобы скорее закончить вуз и переехать за границу. Мало кто из них в своих мечтах заходит дальше, чем просто «свалить из России». Пугающая картина, не так ли? Чтобы убедиться в том, насколько она истинна, «МК Черноземье» отправился в обычную курскую школу и пообщался с детьми, чтобы узнать, что для них сегодня значит слово «Родина».

Директор СОШ № 9 Руслан Балицкий улыбается:

Мне очень повезло, в нашей школе учатся живые дети. Они бегают, играют в мяч, прыгают через скакалку, а не стоят по стенке, подобно роботам, уткнувшись в экран мобильного телефона.

Как думаете, у ребят какого возраста лучше начать про патриотизм спрашивать? Класса с пятого, наверное, - вслух размышляю я.

У меня дети очень смышленые, давайте с первого класса начнем, - лукаво улыбается Балицкий.

Ксюша, 1 класс:

«Защитник Родины должен быть отважным, защищать страну. Нужно любить свое Отечество, с уважением к нему относиться. Я люблю наш красивый Курск, где много достопримечательностей, люблю фонтаны. И нашу страну я очень люблю, потому что у нее хороший президент Владимир Владимирович Путин. И за все остальное тоже».

Кристина, 2 класс:

«Защитник Родины - это человек, который чтит свою страну и свой народ. Он может пожертвовать жизнью, чтобы спасти чужую жизнь и своих соотечественников. Для меня Родина - это моя семья, и если с ней что-то случится, то я приду на помощь».

Настя, 3 класс:

«Защитник Отечества должен быть верным, ничего не бояться, быть героем. Родина - это моя страна, мой город, который я очень люблю, потому что он красивый, и люди здесь добрые. А патриот - это человек - герой, который будет защищать свою страну упорно. Он даже готов умереть, чтобы спасти родину».

Данил, 4 класс:

«Любить свою Родину, никогда ее не предавать, быть всегда со своей страной, вместе переживать ее проблемы - это и есть патриотизм. Отечество - это моя семья, родной город, место, где я родился, где живут мои друзья. Я люблю Курск, он красивый, здесь приветливые и хорошие люди. Когда я вырасту, то пойду в армию, чтобы стать мужественным. Ну и научиться разному».

Георгий, 5 класс:

«Настоящий защитник Отечества должен быть храбрым, всегда готовым постоять за свое государство. Истинный патриот - это человек, который до конца будет защищать свою страну и ее интересы. За что можно любить Россию? За то, что мы всегда поступаем честно и правильно, в политике никого не обманываем, защищаем слабых. Для меня родина - это семья, друзья, храм, школа, хор, в котором я пою».

Миша, 6 класс:

«Защитник Отечества должен быть мужественным, гордиться своей родиной, именно ей посвящает всю свою жизнь настоящий патриот. Родина - это моя семья, мой класс, моя школа, мой город, носящий звание города Воинской славы».

Алена, 7 класс:

«Сильный, мужественный, готовый отдать жизнь за свою родину, таким должен быть настоящий защитник Отечества. Он должен любить свою отчизну и в мирное время, и в военное. Я считаю, что патриотизм - не только когда ты отдаешь на войне жизнь за свою страну, а когда в мирное время ты каждый день делаешь что-то, чтобы твоей родине было хорошо, и она становилась лучше. Лично для меня родина - это Курск, место, где я родилась, с его замечательными людьми и культурой, это моя семья и друзья».

Ира, 8 класс:

«Быть патриотом - гордиться своей страной, что бы про нее ни говорили. Раньше люди шли на войну и твердо знали, что им нужно защищать страну, а если они этого не сделают, то произойдет что-то страшное. Сейчас об этом стали забывать, но настоящий защитник всегда помнит о том, что сделали для России его деды и прадеды, и гордится этим. Родина для меня - это в первую очередь моя семья, мои друзья, мой город. И хотя порой мне хочется сказать: я ненавижу Курск, но на самом деле я всегда остаюсь патриотом этого города, у которого богатая удивительная история. Мне кажется, очень важно говорить с малышами о патриотизме, чтобы, когда они станут взрослыми, гордились бы тем, что у них есть. Если мы не будем знать об истории своей страны, не будем ее любить, то мы будем… нелюдями, будем зависимы от чужого мнения».

Саша, 9 класс:

«Быть защитником Отечества - значит, защищать интересы своей страны. Не только на фронте, но и в повседневной жизни отстаивать ее честь и достоинство. Родина в узком смысле слова - это мой круг общения, но, прежде всего, целая страна - это моя родина, эти два смысла неразделимы. Отечество надо любить, ставить его интересы выше своих. Патриотизм - это то, что каждый гражданин России должен иметь в своем сердце. Пусть эта любовь будет глубоко в душе, пусть не демонстративно и не открыто. Но каждый человек должен уважать честь и законы своего государства и любить отечество просто за то, что оно у него есть».

Аня, 10 класс:

«Мне кажется, что настоящий защитник должен ставить интересы своей родины выше своих, несмотря ни на что. Болен ли ты или потерял кого-то из близких - неважно, в первую очередь, ты должен думать о том, что можешь сделать для своего отечества. Защитник - это не только тот, кто дерется с врагом, используя оружие, но тот, кто предан своей родине в душе. И это проявляется во всех его повседневных делах, в заботе о близких, об экологии, о животных. Патриотизм я бы сравнила с семейными традициями, которые надо передавать подрастающему поколению с самого детства. Как ходить каждое воскресенье с семьей на каток, так и говорить о том, почему нужно и важно любить свою родину. Как мы учим малышей, что нельзя обижать других людей, что нужно хорошо учиться, соблюдать этикет, так и основы патриотизма необходимо закладывать с ранних лет».

Кристина, 11 класс:

«Защитники Отечества, на мой взгляд, - это не только мужчины, которые воюют, но и люди, которые работают на благо страны, представляют ее интересы. В нашей школе нас учат не просто быть патриотом, а доказывать это своими поступками. Мы очень часто проводим разные тематические акции вроде «Красной гвоздики», заботимся о ветеранах, приглашаем их на школьные концерты. И очень важно прививать это с детства, потому что если ребенок не будет понимать, что он должен любить свою страну, потому что он здесь рожден, потому что это единственное место, где его будут любить и уважать, где он сможет развиваться как личность, то произойдет страшное. Если постоянно твердить ребенку, что твоя страна плохая, политики все портят, он будет находиться в замешательстве, не сможет понять, кто он есть, чего он сможет достичь в своей жизни, какой смысл в том, что он делает и как живет. Понятие родина - очень масштабное, но если брать совсем личное, то для меня родина - это мама, единственный человек, к которому я приду, расскажу ей обо всех своих проблемах, и она обязательно скажет: «Не переживай, ты молодец», и мне станет лучше. Вне зависимости от широты смыслов родина - это место, куда ты сам хочешь прийти, где тебя по-настоящему любят, место, которым ты гордишься и о котором никогда не сможешь забыть».

Позже, когда мы с директором школы Русланом Николаевичем сидим в уютной школьной столовой, где пахнет свежей выпечкой, я спрашиваю:

Как вам удалось добиться того, что дети самых разных возрастов рассказывают о патриотизме не заученными фразами, а живо и с интересом?

На эту тему нужно говорить с ребятами искренне и честно, но не навязчиво, как было в советское время. Тогда ура-патриотизм был схож с массированной атакой на сознание людей, что в конечном итоге вызвало отторжение. Нашей стране есть чем гордиться, и это необходимо знать каждому. Потому что если об этом не расскажут в школе, то ребенок получит информацию извне, и неизвестно, какого характера она будет.

Военнослужащий - это прежде всего вооруженный за­щитник Отечества. В связи с учетом особых обязанностей, возлагаемых на военнослужащего, он должен обладать рядом качеств, необходимых для исполнения своего высокого пред­назначения.

Истинный патриот сознательно любит свое Отечество, го­тов к любым жертвам и подвигам во имя него. Вот как ска­зал об этом русский писатель и историк Н. М. Карамзин: «Па­триотизм есть любовь ко благу и славе Отечества и желание способствовать им во всех отношениях».

Прежде всего современный военнослужащий должен до­рожить честью. Честь - это заслуживающее уважения мо­ральное качество, или, как писал создатель «Толкового сло­варя великорусского языка» В.И.Даль, «внутреннее нрав­ственное достоинство человека». Достоинство военнослужа­щего выражается в уважении к себе, в осознании своих че­ловеческих прав, моральных ценностей, в подобающем об­разцовом поведении. Образцовое поведение включает в себя соблюдение Конституции и законов Российской Федерации, нормативно-правовых актов, регулирующих различные аспекты службы в армии.

Также военнослужащий обязан знать и неукоснительно со­блюдать международные правила ведения военных действий, касающиеся обращения с ранеными и больными, с граждан­ским населением в районе боевых действий, а также с военно­пленными. Человеколюбие во все времена являлось неотъем­лемым качеством российского воина. В суворовской «Науке побеждать» об этом сказано так: «Не менее чем оружием, по­беждать противника человеколюбием. В поражениях сдаю­щимся в полон давать пощаду. Обывателям ни малейшей оби­ды и озлобления не чинить».

Принципы уважения к человеческой личности в условиях военного конфликта закрепляют четыре Женевские конвен­ции 1949 г. В них предусмотрено:

    обеспечение равенства при уходе за ранеными как сво­ей, так и неприятельской стороны, без каких-либо раз­личий;

    уважение личности человека, его чести, семейных прав, религиозных убеждений, в особенности защита прав ре­бенка;

    запрещение жестокого обращения с пленными, взятия заложников, истребления, пыток, наказания без суда и следствия, грабежей и неоправданного уничтожения имущества;

    разрешение делегатам Международного комитета Крас­ного Креста посещать военнопленных и осуществлять гуманитарные акции с целью помощи жертвам войны;

    запрещение убивать или наносить увечье противнику, который сдается в плен или прекратил участие в воен­ных действиях.

Захваченные в плен участники военных действий и граж­данские лица, находящиеся во власти противника, включая жителей оккупированных территорий, имеют право на со­хранение жизни, уважение достоинства, личных прав и убеждений. Они должны иметь право на переписку со своей семьей и получение помощи.

Звание воина всегда было почетно, а ратное дело счита­ется делом настоящих мужчин. Но ведение войны в совре­менных условиях требует знаний, и знаний немалых, иначе более подготовленный противник с легкостью одержит по­беду над уступающим ему в подготовке врагом. Поэтому еще одна обязанность современного военнослужащего - посто­янно повышать свой интеллектуальный уровень, оттачивать боевые навыки и умения, повышать уровень физической подготовки. Вверенные ему оружие и военную технику он должен знать в совершенстве.

Чтобы с честью и достоинством нести звание защитника Отечества, каждый военнослужащий должен:

    глубоко осознать личную ответственность за защиту Отечества, добросовестно и честно выполнять свои слу­жебные обязанности;

    иметь четкие представления о высоком смысле военной службы, о значении боеспособности и боевой готовности для защиты Отечества;

    быть морально, психологически и физически готовым к преодолению трудностей при исполнении воинского долга в мирное и военное время;

в любых условиях соблюдать военную присягу, законы Российской Федерации и требования воинских уставов;

дорожить боевой славой Вооруженных сил России и во­инской части, честью боевого знамени, своим званием российского солдата, чтить боевые традиции Вооружен­ных сил, своего соединения, части (корабля) и подраз­деления.

Вопросы для самоконтроля

    Как вы понимаете честь и достоинство военнослужащего?

    Перечислите основные качества, присущие военнослужащему - защитнику Отечества.

    Какие принципы уважения к человеческой личности в услови­ях военного конфликта закреплены в Женевских конвенциях 1949 г.?

    Почему современный военнослужащий должен быть образован­ным человеком?



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: