Название. Культурная революция в развитии донбасса

Донбасс (Донецкий каменноугольный бассейн) - название исторических областей восточной Новороссии и западных районов Войска Донского, возникшее в период их промышленного освоения. В настоящее время Донбасс включает в себя основную часть Донецкой области, без ее самых южных аграрных районов (но включая порты Мариуполь, Бердянск и Новоазовск), и южную половину Луганской (с границей по р. Северскому Донцу). Территория современного Донбасса, как и вообще около половины территории современной Украины, была освоена славянским населением исключительно благодаря ее вхождению в состав Российской Империи в последней трети ХVIII века. Потомки автохтонного кочевого населения территории современного Донбасса ныне проживают на территории Казахстана и РФ.

Донбасс является исторически самым первым в Украине и одним из самых первых в Европе промышленным высокоурбанизированным регионом, возникшем еще в период первой промышленной революции XIX века (его европейские аналоги - район Рура в Германии и Ньюкасла в Англии). Особо интенсивные периоды развития Донбасс пережил в 1870-1900-х, 1930-х и 1950-1970-х годах. В настоящее время, несмотря на экономическую катастрофу 1990-х годов, он остается самым развитым и наиболее вестеринизированным в социокультурном отношении регионом - "локомотивом экономики" Украины с самыми высокими по стране темпами роста промышленного производства и самым высоким уровнем доходов населения. К середине 2000-х годов на Донбассе сформировалась первая в Украине новая политическая элита, представляющая интересы развивающегося отечественного капитала.

Мнение о том, что Донбасс представляет собой "этнотерриториальную общность", для которой характерна "коалиция украинцев и русских" и соответствующий ей "культурный синтез", к настоящему времени является глубоким анахронизмом. Статистический факт численного доминирования "украинцев" (южноруссов) и великороссов среди населения Донбасса, при наличии здесь весьма крупных неславянских этнических групп, имел место примерно до середины ХХ века. Во второй половине ХХ века на Донбассе происходили интенсивные процессы этногенеза, обусловленные последней "волной" урбанизации и развития массовых коммуникаций. В результате здесь, и как во многих других регионах бывшего СССР, сформировался новый этнос, в современных исследованиях определяемый термином новороссы.

Новороссы, составляющие более 90 % населения Донбасса, в подавляющем большинстве являются людьми, имеющими предков из нескольких "старых" этносов и уже поэтому не могут быть отнесены ни к одному из них. Никаких реальных социокультурных различий, например, между потомками украинцев и русских на Донбассе, уже как минимум во втором поколении говорящих на одном языке и усвоивших одни и те же ментальные и поведенческие модели жизни практически не существует - они принадлежат к одному новому этносу.

Традиционные этнические идентификации имеют на Донбассе реликтовый и маргинальный характер. Этнические украинцы и великороссы, сохранившие свои языковые, ментальные и поведенческие особенности в настоящее время здесь не превышают численно представителей других "национальных меньшинств" (кавказских народов, греков, евреев, цыган и др.). Донбасс - полностью моноязычный регион, в котором количество реальных носителей украинского языка не превышает количество представителей кавказских диаспор. Поэтому можно констатировать, что отсутствие русского языка в качестве одного из государственных фактически ставит Донбасс в положение колонизируемой территории, живущей в режиме перманентных лингвокультурных репрессий. Статистика влияния российского и украинского культурного и информационнного пространств на Донбассе однозначно свидетельствует о полном доминировании первого. Элементы украинской культуры здесь существуют только в качестве "мозаичных" вкраплений, и при том чаще всего весьма искусственных.

Советский период истории Донбасса характеризовался непрерывными попытками его "украинизации", в 1920-1930-х, в период фашистской оккупации и с конца 1980-х имевших агрессивно-наступательный, а в остальные периоды - более мягкий характер. Эти попытки оказались неудачными, т.к. вступили в вопиющее противоречие с объективной исторической тенденцией расширения и интеграции русского культурно-языкового пространства. Поэтому с конца 1950-х годов государство было вынуждено идти на сокращение доли украиноязычного образования и издания печатной продукции в силу их невостребованности населением. После формирования на Донбассе новой этнической общности любые попытки его "украинизации" стали абсолютно бесперспективными, затрагивая лишь узкие группы карьеристской интеллигенции.

Сформировавшаяся здесь новая этническая общность не является локальным явлением, но частью очень большой общности, сложившейся на огромных пространствах, ныне разделенных государственными границами. Исследователи пишут о "новороссийском цикле" развития Русского мира, при котором "именно новороссы, от Дуная до Алтая, берут на себя функцию системообразования и энергично формируют новую Россию. XXI век будет веком становления Новороссии в политическом плане" (Е.Морозов). В XVIII-XIX вв. заложены основания и началось формирование новороссов как особого евразийского мегаэтноса, но по существу оно произошло уже в ХХ веке, и особенно во второй его половине. Этот феномен долгое время скрывался под термином "советский народ как новая историческая общность людей", хотя полного совпадения между ними нет. "Жизненным миром", "ландшафтом" нового этноса, обусловившим закономерность и неизбежность его появления, является новое индустриальное пространство: мегаполисы, рабочие поселки, стройки, вообще все новые поселения эпохи Модерна, предшественником и "архетипом" которых в данном регионе было освоение евразийской Степи. Вследствие сущности своего происхождения, этнос новороссов изначально болен всеми специфическим "болезнями Модерна": разрушением традиций, ценностного сознания, кризисом семьи и т.п. Жизнеспособность этноса, тем самым, самым непосредственным образом зависит от того, насколько ему удастся победить эти болезни. Единственной возможностью для этого является рехристианизация, без которой невозможно возрождение семьи и трудовой этики, а также усвоение традиционных ценностей Русского мира (в том числе, политических и культурных).

В настоящее время Донбасс является регионом достаточно интенсивной рехристианизации населения, причем глубоко позитивными являются следующие обстоятельства: 1) возвращение к вере здесь происходит, как правило, не на основе семейного воспитания, а на основе личного выбора и реального религиозного опыта - т.е. здесь имеет место религиозность не инерционного, реликтового типа (как в аграрных регионах, почти не затронутых Модерном), а креативно-личностного типа, отличающегося большой устойчивостью и пассионарностью; 2) возвращение к вере здесь происходит, как правило, в рамках аутентичного Православия и жесткого противостояния расколам на этнической почве, характерным для Украины. На Донбассе сформировались местные традиции монашества и старчества. Важным фактом является появление на Донбассе новой православной Лавры - этот статус заслуженно получил старейший на Руси Святогорский монастырь, ведущий свою историю со времен противостояния иконоборчеству (VIII в.).

Донбасс как регион является одним из классических для всей "новороссийской" идентичности. Об этом свидетельствуют не только объективные социокультурные характеристики его населения, но и показательные эмпирические данные о его самосознании. Более половины населения Донбасса, несмотря на мощную украинизаторскую пропаганду, все равно идентифицирует себя именно в качестве "особенной общности людей", а отнюдь не как "украинцы" или "русские", совершенно независимо от того, кем были их предки; в частности, к "населению Украины" среди опрошенных на Донбассе еще в конце 1990-х годов себя относило лишь 23 процента (а наибольшая категория самоидентификации как "населения бывшего СССР" составляла 34 процента). С другой стороны, к настоящему времени, вследствие манипуляции массовым сознанием через СМИ и идеологизированную систему образования, значительная часть населения Донбасса уже идентифицирует себя с украинцами, - но, как правило, имея в виду в первую очередь гражданство, а не этническое происхождение, которое стало безразличным вследствие полной неактуальности в монолитной русскоязычной среде.

Население Донбасса, сформированное в эпоху самого интенсивного общеевропейского Модерна, отличается самым высоким среди населения Украины развитием структур модерного, т.е. рационально-критического мышления именно на уровне массового сознания. Благодаря этому, наряду с новороссами Новороссии и Крыма, оно остается наиболее устойчивым перед попытками любых идеологических манипуляций. Этим, в частности, объясняется тот факт, что именно Донбасс стал центром сопротивления событиям 2004 года. "Оранжевая" мифология, рассчитанная на эксплуатацию атавизмов домодерного мышления (утопизм, "образ врага", "культ личности", эмоции толпы и т.п.), именно здесь натолкнулась на самый мощный иммунитет к такого рода манипулятивным технологиям.

В настоящее время Донбасс является главным "донором" Украины практически во всех сферах жизни: экономической (одна Донецкая область дает 1/5 государственного бюджета), социальной (самые высокие после Киева темпы создания рабочих мест и повышения общего качества жизни), политической (формирование новой элиты), культурной (сохранение мировых стандартов в науке, искусстве, технике). Вместе с тем Донбасс остается специфическим продуктом истории Русского мира и важнейшим фактором его дальнейшей исторической судьбы.
ДАРЕНСКИЙ Виталий Юрьевич , доцент кафедры философии права Луганского государственного университета внутренних дел им.Э.Дидоренко, кандидат философских наук

Получено редакцией

Муниципальное образовательное учреждение
«Школа № 30 г.Донецка»
Разработка системно-обобщающего модуля «Духовные ценности народов Донбасса в произведениях донецких писателей и поэтов»
(Программа «Уроки гражданственности Донбасса»)
Матвеенко Анна Борисовна
учитель биологии высшей категории
учитель-методист
Донецк 2016г.
Цели занятия:
Образовательные: познакомить старшеклассников с литературным наследием писателей и поэтов нашего края, на примере произведений, относящихся к жанру гражданской лирики.Развивающие: развивать социальную, коммуникативную и поликультурную компетентности учащихся.
Воспитательные: способствовать утверждению морально – нравственных позиций старшеклассников, воспитывать чувства патриотизма и гражданской ответственности за судьбы своей страны.
Задачи занятия: рассмотреть произведения писателей и поэтов Донетчины, найти в их творчестве мотивы любви к природе родного края, воспевание его красоты, уважения к истории народа, выражение высших духовных ценностей, призыв защищать свою Родину.
В ходе занятия используются: сообщения (мини-проекты) учащихся и технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, с помощью которых демонстрируются видеофайлы и ИКТ-презентация « Поэты и писатели Донбасса».
Содержание.
1.Организационный момент, в ходе которого учащимся сообщаются цели и задачи занятия и дается установка на плодотворную творческую работу. В ходе собеседования-диалога учащиеся вспоминают, какие темы рассматривались ими в ходе изучения материалов Макросферы 1 «Донбасс- моя Родина».
2.Учитель просит учащихся вспомнить, сколько национальностей проживает на территории Донбасса (правильный ответ – 133). Отмечается, что выразителем чаяний, идей, ценностей народа в любые времена были творцы слова – писатели и поэты. Земля Донбасса всегда была щедра на литературные таланты. Перечисляются писатели и поэты, прославившие Донбасс в ХХ веке: Павел Иванов (псевдоним – Беспощадный»), автор знаменитых строк: «Донбасс никто не ставил на колени и никому поставить не дано!»; поэт-песенник, уроженец Енакиево, Михаил Пляцковский. Он – автор стихов, на которые написаны популярнейшие в Советском Союзе песни: «Мамины глаза», «Лада», «Под крышей дома твоего». Эти песни поют и в наши дни. Иван Сергеевич Костыря создал знаменитые «Думы о Донбассе», где переплелись легенды, шахтерские сказы, были и реальные факты. Поэт и прозаик Виктор Шутов, защитник Ленинграда и почетный гражданин Донецка, создал тексты многих песен о Донецке и Донбассе: «Город синих терриконов», «Шахтерская лирическая», «Любимый Донбасс», «Саур-Могила». Он писал о донецких подпольщиках. Этому посвящены книги «Смерти смотрели в лицо», «Рядовые подполья». Как вы считаете, о каких духовных ценностях говориться в произведениях всех этих авторов?
К сожалению, в рамках одного урока невозможно рассказать о всех писателях и поэтах донецкой земли. С книгами некоторых из них вы можете познакомиться в нашей библиотеке, они представлены на выставке. Но об одном советском поэте, уроженце Донбасса, хотелось бы рассказать подробнее. Это человек нелегкой судьбы и большого мужества – Николай Рыбалко.
Заслушивается мини – сообщение о биографии Николая Рыбалко и его стихотворение:
КРАЙ ДОНЕЦКИЙ
Край донецкий смуглолицый,
У тебя лучистый взгляд.
Незакатные зарницы
Полыхают,
как закат.
Край донецкий смуглолицый -
Звезды вышли на наряд,
И, как солнце, золотится
Твой земной,
твой жаркий клад.
Край донецкий смуглолицый -
Разрумяненная даль.
Из печей твоих струится,
По горячим жилам сталь.
Край донецкий смуглолицый -
В белой кипени сады.
Мне и спится, и не спится
У речной твоей воды.
Край донецкий смуглолицый -
С золотинкою глаза.
Не легко в тебя влюбиться,
Разлюбить тебя нельзя.
Обсуждается стихотворение Николая Рыбалко.
3.Есть прекрасные поэты на донецкой земле и в наши дни. Одна из них – поэтесса Анна Ревякина. Вашему вниманию предлагается ее краткая биография.
Познакомиться с творчеством Анны Ревякиной мы сможем, виртуально присутствуя на ее творческом вечере, где стихи читает сама автор.
АННА РЕВЯКИНА
Город мойГород мой. Тот, где с детства отсутствует море, и повсюду степь – невозможно рыжая с янтарём, словно вечный рассвет, как картинка на мониторе, словно юность отца, упакованная в альбом. Не сдержаться, когда прикасаешься к камню, когда трогаешь тёмную землю, что на крови. Если ты здесь родился, то родился ты неслучайно в чёрнокаменном городе, что стоит на краю земли. И до взморья отсюда добраться две сотни гривен по наезженной трассе, не так ли, – знакомая блажь? Но ведь ты здесь родился, а, значит, не будь наивен, эта степь – твоё личное море, твой дикий пляж. Под обветренной кожей, под веками, в подреберье море плещется, как живое, – искрит янтарь. Это море – твоя свобода, твой дом, твой берег, оберег твой, твоя история и печаль. Знаешь, Господи, это счастье, что так привычно из окна наблюдать, как морем вскипает степь, и плывут облака – вон одно, словно ключ скрипичный, и так хочется каждое облако рассмотреть… Каждый камень под ярким солнцем играет светом, преломляет луч, так хлеб преломляешь ты с самым близким, твоим, проверенным человеком, с тем, кто знает тебя до точек и запятых… С тем, кто тоже почувствовал море однажды кожей, на безморье иные смыслы, иные ветры, иное дно. Город мой. Будь. Пожалуйста. Осторожен. Мой степной чёрнокаменный Город До.
(Ссылка: https://www.youtube.com/watch?v=uQno2B1pyds; после просмотра видеофрагмента обсуждается содержание стихотворения).
4.Еще одна прекрасная донецкая поэтесса – Лиана Мусатова. У нее есть такие строки:
ЛИАНА МУСАТОВА
*** Я путешествую во времениПо землям прадедов славян.От их языческого племениВзошли мы к вере христиан.От них - любовь к бескрайним пахотам,К настоям терпким южных трав,К вечерним зорям шитым яхонтомИ к пенью птиц среди дубрав.От них – геройство в нас и мужество,И стойкость в праведном бою,Любовь и верное супружествоИ жест у бездны на краю.
Какие духовные ценности мы можем почерпнуть из этого стихотворения?
(Вариант – рассматривается биография и декламируется стихотворение макеевской поэтессы Ирины Горбань: ИРИНА ГОРБАНЬ
Не спит окраина Донбасса...
Я к Тебе не обращусь, Боже правый. Будь, что будет и под вечер, и в полночь. Пусть тоскуют по слезам Твоим травы, Не придёт, как ни моли, Твоя помощь. Сверху могут грохотать только «грады», - В межсезонье им открыта дорога. Только я такой дороге не рада: Ни проехать, ни рукою потрогать. Я бреду по тротуарам немытым, Сердце рвется из груди, словно птица. То ли души, то ль дороги изрыты… Только в памяти молитва хранится. Боже правый, этот город – мой ангел, Терриконы – безупречные нэцке. Почтой адресной летят бумеранги, Возвращаясь с территорий Донецких. 2016г.)4.Очень интересно творчество донецкого поэта Владимира Скобцова.
Рассказываются краткие факты биографии, декламируется стихотворение:
ВЛАДИМИР СКОБЦОВ
Мой рай
Мой рай, мой край. Об этот край суровыйЛомают копья, расшибают лбы.Я создан из его любви и крови,Труда и воли, слова и судьбы.Его судьба - нелёгкая дорога,По ней он шёл, не полз и не петлял.В лицо он видел дьявола и Бога,Пред ними не скулил и не вилял.Был столько раз оболган, продан, предан...Лицом к беде, у смерти на краю,Он никогда не называл соседомРодную мать и Родину свою.Он прям, упрям, он твёрд, не терпит лени,Он бил всегда за подлость по зубам,Он никого не ставил на колени,Поскольку никогда не станет сам.
Известнейшая русская поэтесса Юнна Мориц, безошибочно чувствующая стих, назвала Владимира Скобцова легендарным Орфеем Донбасса. Как и другие поэты и писатели Донецкой Народной Республики, он всегда четко выражает свою гражданскую позицию. И много в своем творчестве говорит о дружбе и взаимовыручке, о чувстве товарищества, о международной солидарности. Об этом поется в одной из известнейших его песен - «Апостол». Там есть строки, посвященные братской помощи русского народа нашей республике: «Гуманитарные конвои везут усталые волхвы». Являются ли эти чувства – товарищество, братская взаимовыручка – духовными ценностями?
5.Юные жители Донбасса тоже могут внести свой вклад в его поэтическую копилку, выразить в поэтических строках свое видение жизни, свои мысли и чувства. Это доказывает пример ученика 8-го класса В нашей школы Никиты Флигилинского. В прошлом году Никита занял второе место в республиканском конкурсе «С любовью к Донецкой Республике». Мы пригласили Никиту на наш урок. Давайте попросим его прочитать свои стихи:
Люди, обернитесь в вере к Богу!
Помолитесь о моей душе
И о детях, что идут в сад, школу,
Чтоб все жили в мире и добре!
Чтоб не знали дети слез и страха
И не слышали слов «смерть» или «война»…
Донесутся пусть молитвы ваши,
Чтоб с небес защита нам пришла!
Помолитесь, матери, о детях,
Мы же – о родителях своих,
Потому что больше всех на свете
Мы друг другом с вами дорожим!
Пусть Господь нас всех оберегает
И дает нам долгие года
Только пусть свеча не догорает,
Чтобы все услышали меня!
(Вариант – заслушивается биография донецкого писателя-фантаста, поэта Владислава Русанова и демонстрируется видеоклип, где он читает свое стихотворение «Нет ни эллина, ни иудея». ***Нет ни эллина, ни иудея, а дороги к храму отмощены черепами. Воскликнешь «Где я?!» пред ощеренной пастью площади. Свет фальшфайера. Вонью тленною растекается ненависть-сукровица. С перебитыми вдрызг коленами, ты опять не поспеешь к заутренней. Перерезанным воешь горлом ты, хрипло булькаешь чёрными сгустками, нет дороги тропою торною, только стёжкой кривой да узкою. Ныне судьбы чертой означены и осколком навылет ранены. То ли тёткою, то ли мачехой крест пропившая мне Украина. Лебезит кнутом, лупит пряником, дланью щедрой дарует отметины. То ли пасынки, то ли племянники, заслоняемся тыном плетенным из упрямства да из отчаяния, круг рисуем со странными знаками. Пропоют ли мне величальнуюили в яму кинут собакою? 2015Произведение непросто для понимания, с несколькими смысловыми уровнями и сложным ассоциативным рядом. Но в нем провозглашается приоритет духовного начала, отсутствие национальной розни, равенство всех перед выбором пути, а также личная ответственность за результаты этого выбора.
Ссылка: https://www.youtube.com/watch?v=C_ofbg25m7o).
7.Несомненно, жизнь человека и мир – эти ценности является высшими в иерархии духовных ценностей! И я предлагаю перечислить сейчас еще раз все те духовные ценности, которые вы нашли сегодня в произведениях писателей и поэтов Донбасса. А какие самые главные чувства выражали авторы в своих произведениях? (Ответ – любовь к Родине – земле Донбасса и чувство глубокого патриотизма).
Все поэтические произведения, с которыми вы познакомились сегодня, относятся к одному жанру – гражданская лирика. Вопросам гражданственности будет посвящена наша новая тема. Поэтому запишите домашнее задание: найти определение понятий «гражданин», «гражданственность», «гражданская позиция».
Варианты окончания урока
1).И в конце урока я хочу вам напомнить: история развивается по спирали. Поэтому я хочу, чтобы, завершая наше занятие, вы прослушали песню на стихи поэта, о творчестве которого мы говорили в начале занятия. Эта песня впервые прозвучала более 40 лет назад, но сейчас приобретает особую актуальность:
Я ЖИЛ В ТАКИЕ ВРЕМЕНА
Я жил в такие времена,В такие дни, в такие даты!..Меня, безусого, войнаДо срока призвала в солдаты,И в краснозвездного меняСто пушек целилось, наверно.Москву собою заслоня,Весь мир прикрыл я в сорок первом.Я жил в такие времена –Горели руки от работы,Земля мне золотом зернаПлатила за соленость пота.Припав к динамику щекой,Я слушал, как, свершая чудо.На крыльях зрелости людскойВ глубины проникали люди.Я жил в такие времена,Что голова ходила кругом:Моя планета и войнаСтояли в шаге друг от друга.Мне вся земля была виднаИ зорким днем,И ночью звездной.И был я ласковый и грозный - Я жил в такие времена.
(Ссылка: https://www.youtube.com/watch?v=5diagWO_NHY)Я хочу вам пожелать, чтобы через много лет вы, как и Николай Рыбалко, смогли с гордостью сказать своим детям, внукам и правнукам: «Я жил в такие времена!»
2).Просмотр видеоряда о Донецке. Цель - показать красоту родного города, достойного чувства любви и восхищения.
(Ссылка: . https://www.youtube.com/watch?v=NzSbybBkbFM)3).Прослушивание аудио либо видеофайла с песней на стихи Михаила Пляцковского «Улыбка». Цель – создание позитивного настроения и осознание чувства товарищества при хоровом исполнении песни на стихи донецкого поэта. (Ссылка: https://www.youtube.com/watch?v=NBLssEOTEr8).

Шахтерская общеобразовательная школа I-ІІІ ступеней №1 управления образования администрации города Шахтерска

Макросфера 1 «Донбасс - моя Родина»

Микросфера «Я-житель Донбасса»

Материал подготовила Сывак О.В.

Тема 1. Отражение духовных ценностей народа в культуре Донбасса.

Цели: углубить знания старшеклассников о литературном наследии писателей нашего края.

  • 1) приобщение учащихся к изучению и анализу литературного наследия Донетчины;
  • 2) развивать умения делать выводы, аргументировать свою точку зрения;
  • 3) интеллектуальное и духовно-нравственное, патриотическое воспитание подрастающего поколения.

Форма организации образовательного процесса: защита мини-проектов.

Ожидаемые результаты: закрепление морально-нравственных позиций старшеклассников.

На уроке и на ходе подготовки к уроку у учащихся формируется самостоятельность, ответственность, навык поиска информации и определение из них главного.

Целесообразно организовать с учащимися за 1-2 недели подготовительную работу исследовательского характера.

Формы работы на уроке - выступления учащихся с сообщениями по индивидуальным темам, беседа, выразительное чтение (наизусть) произведений, анализ стихотворений, ответы на вопросы, творческая работа.

Этапы подготовительной работы для проведения урока:

1. Формулировались темы работы учащихся, определялась форма, в которой желательно провести урок.

После обсуждения было решено, что урок пройдёт в форме защиты творческих работ учащихся с использованием презентаций. Формировались творческие группы по желанию учащихся, с учётом их интересов и способностей, в группах намечались лидеры, которые сумеют спланировать и проконтролировать работу группы.

  • 2. В каждой группе отбирались и обсуждались источники информации, обсуждался план работы в группе, самостоятельная работа учащихся.
  • 3. Проходила исследовательская работа в группах (самостоятельно и коллективно), отбиралась, систематизировалась, анализировалась полученная информация, художественные произведения, краеведческий материал.
  • 4. В группах готовились защитить свои проекты, работали над презентациями.
  • 5. Итоговый результат работы - урок проводится в форме защиты мини -проектов (исследование биографии, краткий анализ произведений, отзыв).

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. МОТИВАЦИЯ.

«Живет Донбасс! Сирена шлет сирене

Горняцкой дружбы благовест стальной.

Донбасс никто не ставил на колени

И никому поставить не дано.

П. Беспощадный»

Работа с эпиграфом к уроку: учащиеся слушают, определяют тему, идею - выход на тему урока.

2. Организационное начало урока:

совместное формулирование ожидаемых результатов

Постановка проблемы:

Что мы узнали о жизни и творчестве писателей Донбасса? Как духовные ценности в художественных произведениях связаны с жизнью народа?

Вступительное слово учителя: Естественно, что такой регион, как Донбасс, не мог не найти отражение в литературе. Грозный и могучий край привлекал внимание многих писателей. Так, Александр Куприн посвятил юзовскому заводу повесть «Молох» и серию очерков. Викентий Вересаев в 1892 году написал повесть «Без дороги», в которой описал шахтерский быт и условия работы. Константин Паустовский в автобиографической повести «Книга о жизни. Беспокойная юность» описал свой визит в Юзовку и целую главу посвятил действующей гостинице «Великобритания». Однако все эти авторы были людьми пришлыми, гостями шахтерского края.

Собственные писатели в регионе появились сравнительно поздно, ведь молодость региона и его индустриальный характер вовсе не способствовали появлению и развитию тут литературных талантов. Донбассовцам девятнадцатого века было не до гуманитарных проблем, так что по большому счету донбасская литература зародилась лишь в прошлом веке, хотя уже в 1923 году тут стал выходить литературный журнал «Забой», первоначально бывший приложением к газете «Всероссийская кочегарка».

В 1937 году в свет вышла «Старая Юзовка» - первая книга, посвященная истории региона, написанная Ильей Горошем (Гонимовым). Автор под одной обложкой собрал литературно обработанные рассказы и байки старых юзовских рабочих, исторические сведения, и в итоге вышло неплохое повествование о рождении индустриального центра.

В первые советские пятилетки регион получил первого собственного настоящего писателя - уроженца Петромарьевского рудника (Первомайска) Бориса Горбатова. Его первый рассказ «Сытые и голодные» увидел свет в 1922 году, затем последовали еще несколько повестей и романов. Через десятилетие Борис Леонтьевич уже считался одним из лучших писателей и сценаристов Советского Союза. По сценариям Горбатова были сняты такие популярные фильмы, как «Это было в Донбассе» (1945), «Непокорённые» (1945), «Донецкие шахтёры» (1950). Дважды он становился лауреатом Сталинской премии.

Во время войны Горбатов работал военным корреспондентом, и его «Письма к товарищу» Константин Симонов назвал вершиной публицистики военных лет. В 1951 году вышел первый том задуманного Горбатовым масштабного романа «Донбасс», посвященного событиям тридцатых годов в Донбассе. К сожалению, в 1954 году Борис Горбатов скончался, и «Донбасс» так и остался незавершенным.

Наряду с Горбатовым, на лавры первого донецкого писателя может претендовать уроженец Юзовки Леонид Жариков, прославившийся благодаря трилогии «Повесть о суровом друге»-«Червонные сабли»-«Судьба Илюши Барабанова», действие которой разворачивается в Донбассе в годы революции и Гражданской войны.

Затем Донбасс дал стране еще нескольких писателей, которые, однако, не смогли превзойти Бориса Горбатова по известности. Впрочем, вспомним и их имена. Это были Виктор Шутов, Леонид Лиходеев, Павел Байдебура, Вадим Пеунов, Александр Чепижный…

Первым действительно известным донбасским поэтом стал Павел Беспощадный (Иванов). До революции он десять лет отработал на шахтах, затем активно участвовал в Гражданской войне на стороне большевиков. В 1924 году в горловской газете «Кочегарка» были опубликованы его первые стихи. Творчество шахтерского барда нашло отклик у читателей, и бывший шахтер активно занялся литературной деятельностью. В результате появились целые книги его стихов, многие из которых были посвящены Донбассу и его людям.

Сегодня даже тем, кто не интересуется поэзией, известны его строчки «Донбасс никто не ставил на колени, и никому поставить не дано», ставшие квинтэссенцией донбасского менталитета.

Еще одним известным поэтом из Донбасса стал родившийся в Дебальцево Владимир Сосюра. Как и Беспощадный, он был участником Гражданской войны, но успел повоевать и за унровцев, и за красных, что не помешало ему в 1920 году вступить в Коммунистическую партию. Вскоре поэт покинул Донбасс, переехав в столицу советской Украины город Харьков. Для своего творчества Сосюра выбрал украинский язык, что, по сути, превратило его из донбасского поэта в украинского. Однако нужно особенно акцентировать внимание, что он не был националистом, и любовь к Украине у него органично сочеталась с советскими идеями.

К сожалению, творчество этого талантливого лирика сегодня «приватизировали» украинские националисты, выкинувшие из наследия поэта огромное количество стихов, посвященных Коммунистической партии и лично товарищу Сталину. Зато в обязательную программу школ постсоветской Украины входит стихотворение «Любить Украину!», из-за которого сейчас коммунист, лауреат Сталинской премии, кавалер ордена Ленина Владимир Сосюра воспринимается как националист.

Упомянем и еще одного некогда прославленного поэта-донбассовца, Николая Анциферова, который из родной Макеевки отправился покорять Москву, в чем и преуспел. Несмотря на обретенный столичный статус, он не забывал малую родину и создал немало стихотворений о шахтёрах. К сожалению, он умер в 1964 году, прожив всего 34 года, так до конца и не раскрыв свой талант.

Массово же писатели и поэты в нашем крае стали появляться лишь к исходу ХХ века, когда вступило во взрослую жизнь второе-третье поколение жителей региона. Как правило, это были представители технической интеллигенции или работники развитой системы образования, люди с широким кругозором и большим объемом знаний.

Правда, большинство из них не стали знаменитыми, так как само общество с появлением телевизоров и компьютеров стало менее читающим. Теперь нереально прожить на гонорары от изданий стихотворных сборников, так что многие перспективные авторы, которые в советское время стали бы звездами, превращают литературные занятия в простое хобби, время на которое выкраивается по остаточному принципу.

Хотя родись Мирослав Руденко, Максим Газизов или Артем Ольхин лет на тридцать раньше, их книги могли бы быть бестселлерами. Однако в начале двадцать первого века поэзия уже совсем не так востребована, как еще столетие назад.

Зато сейчас по всему СНГ верхние позиции в рейтингах лучших авторов уверенно занимают донецкие фантасты. Книги Федора Березина, Глеба Гусакова и Владислава Русанова активно издаются и переиздаются, и их можно встретить в магазинах от Минска до Владивостока.

Далеко за пределами родной Луганской области стал известен Глеб Бобров, автор нашумевшего романа «Эпоха мертворожденных». Пронзительная книга была издана в 2008 году и была посвящена будущей гражданской войне на Украине. Прошло пять лет, и выяснилось, что эта антиутопия оказалась настоящим пророчеством.

  • 3. Основная часть урока(примерные темы мини-проектов)
  • 1. МИНИ-ПРОЕКТ Писатели и другие деятели культуры и наш край.

Пребывание известных писателей и поэтов в нашем регионе. Памятные места, связанные с ними. Обстоятельства их пребывания здесь. Литературные произведения, посвященные Донбассу, их тематика и художественное своеобразие. И.А. Бунин, В.М. Гаршин, Ильф и Петров, А.В. Кольцов, В.Г. Короленко, А. И. Куприн, В.В. Маяковский, А.П. Чехов, В.В. Вересаев, А.М. Горький, К.Г. Паустовский, А.С. Серафимович, С.Н. Сергеев-Ценский о Донбассе.

Задание классу: прослушать выступление. Экспертная группа даёт оценку авторам мини-проекта.

2. МИНИ-ПРОЕКТ Литературная карта Донбасса.

Литературная жизнь нашего края. Литературные объединения, кружки. «Екатеринославские губернские ведомости» - первое печатное издание на Донбассе. Издания первой донецкой прессы: «Донецкое слово», «Донецкая истина», «Северный Донец», «Бахмутский курьер», «Вестник Мариуполя», «Гудок», «Забой», «Макеевский рабочий», «Донбасс», «Кочегарка». Первый вседонецкий съезд писателей и литкружковцев (1933). «Литературные страницы» в современных местных газетах. Местные литературные музеи, их деятельность.

Задание классу: посмотреть, послушать, обсудить в группах, задать 2-3 вопроса докладчику.

Экспертная группа по плану даёт оценку мини-проекту, заданным вопросам и ответам.

3. МИНИ-ПРОЕКТ Современные донецкие поэты и писатели о шахтерском труде.

Обзор творчества с чтением и обсуждением стихотворений и отрывков. Традиции и новаторство. Павел Беспощадный о шахтерском труде. Леонид Жариков и его «Повесть о суровом друге». Борис Горбатов «Юность отцов». Илья Гонимов «Старая Юзовка». Василий Горяйнов «Утро шахтера». Литературное наследие Вадима Пеунова. Иван Костыря «Думы о Донбассе». Виктор Шутов «Шахтерская лирическая». Николай Анцифиров «Вельможа». Современные донецкие поэты о шахтерском труде (С. Фесенко «У ствола», Н. Ковалев «Шахтерский характер», Н. Бугир «Шахта», О. Егорцева «Смена», И. Нечипорук «Горючий камень» и др.)

Выразительное чтение наизусть стихотворений, отрывков прозы. Задание классу: составить на основе прослушанного синквейн.

Экспертная группа дает оценку выступающей группе и полученным синквейнам.

4. МИНИ-ПРОЕКТ Писатели и поэты Донбасса о Великой Отечетсвенной войне

Поэты-земляки - участники Великой Отечественной войны (Борис Котов, Леонтий Кирьяков, Владимир Труханов и другие). Тема добра и зла в поэтическом сборнике Владимира Калиниченко «Фонограмма сердца», поэме Анатолия Сафонова «Миус» и повести Виктора Шутова «Смерти смотрели в лицо». Жизнь и творчество Николая Рыбалко. Лариса Черкашина и ее повесть «В нашем городе».

5. МИНИ-ПРОЕКТ Тема природы Донбасса в произведениях поэтов и писателей.

Родной Донбасс в поэзии Бориса Белаша. Лирика Натальи Хаткиной. Михаил Ртищев и его поэтические картины родного края. Василий Горяйнов о природе Донбасса. Поэзия Станислава Жуковского. Михаил Фролов «Донецкое приморье». Владимир Труханов. Очерк жизни творчества. Анализ стихотворений «Иней», «Жил мальчик у синего моря», «Ворочаются в небе краны», «Госпиталь. Татария. Зима», «Нет у них ни кладбищ, ни крестов».

6. МИНИ-ПРОЕКТ Чем живет Донбасс сегодня?

Творцы параллельных реальностей: Донецкий клуб любителей фантастики. Федор Березин и его фантастический роман «Пепел». Виталий Забирко и его научно-фантастический рассказ «Сторожевой пес корпорации». Владислав Русанов «Победитель драконов».

Творчество Ирен Роздобудько. Экранизации по произведениям И. Роздобудько.

Современные поэты Донбасса. Алексей Валерьевич Шепетчук. «Элегия», «Роскись», «Кто верит в Бога», «Письма огненных лет», «Что солдату снится», «Девочка рисует море», «Море», «У моря» и др. Поэзия Н.Н. Новоселова. Анализ лирических произведений: «Старинная песня», «Кони скачут по кромке прибоя», «Одиночество в дом постучалось», «Крым», «Минута молчания», «Все начинается сначала…». Лирика Александра Гросова, Елены Морозовой, Людмилы Буратынской, Александра Ланина, Виктора Семина, Тамары Семиной.

  • 4. Заключение
  • 5. РЕФЛЕКСИЯ

Объективные условия жизни 20-х - 30-х годов обусловили развитие культурного процесса в стране преимущественно вширь. Это нашло выражение в приобщении широких масс трудящихся к культурным ценностям, повышении их общекультурного уровня, создании условий для проведения культурно-массовой работы. Наиболее ярко эти тенденции проявились в Донбассе, крупном промышленном центре страны, где еще не сложились определенные культурные традиции, не было своего культурного центра, кадров творческой интеллигенции. Потому для Донецкого края характерны были прежде всего количественные накопления в области культуры.

Отличительной особенностью культурного развития в Донбассе были высокие темпы создания материальной базы культуры. Если первыми очагами культуры становились клубы, сельские дома, библиотеки, красные уголки, и для них строились специальные здания, то в 1928 г. в г.Сталино был построен один из первых на Украине Дворец культуры металлистов (ныне Центр славянской культуры). В 1936 г. в Донбассе уже действовало 14 таких дворцов, 1916 клубов, 1904 библиотеки. Быстрыми темпами развивалась киносеть региона. Количество киноустановок в крае выросло со 159 в 1925 г. до 821 в 1933 г.

К началу 40-х годов было построено 66 кинотеатров, среди которых один из лучших на Украине, кинотеатр им. Т.Г.Шевченко. В эти же годы было возведено здание театра оперы и балета, другие сооружения культурно-просветительного назначения.

В Донбассе острее, чем в других областях Украины, ощущался недостаток кадров профессиональных работников культуры. В эти годы происходило формирование художественной интеллигенции края, почти вся она была рабоче-крестьянского происхождения. Одним из первых объединений творческой интеллигенции стала писательская организация «Забой», членами которой являлись М.Л.Слонимский. Ю.Л.Черный-Диденко, М.Голодный (М.С.Эпштейн), Г.М.Баглюк, II.Г.Беспощадный и другие.

В 1920 г. в Константиновке был создан первый в Донбассе профессиональный театр. Появились также театры в Луганске - "Шахтерка Донбасса", в Артемовске - "Синяя блуза". Однако профессиональный уровень многих артистов был невысок.



Остро ощущалась потребность в массовых профессиях культпросветработников, руководителей кружков художественной самодеятельности. Так, в Луганском районе в 1928 г. из 87 анкетированных культпросветработников половина не имела специального образования.

Чтобы ускорить подготовку руководителей кружков художественной самодеятельности, актеров для рабочих театров в Сталино в 1928 г. была создана театральная мастерская.

В 1930 г. в Сталино, Луганске, а затем в Горловке были открыты художественные рабфаки, которые помогали рабочей молодежи подготовиться к учебе в вузах республики. Занятия и консультации для рабфаковцев проводили преподаватели и студенты-старшекурсники Киевского музыкально-драматического института. Появляются первые учебные заведения искусства: Артёмовское музыкальное училище и художественный техникум в Луганске.

Недостаток профессиональных работников культуры был одной из причин того, что в Донбассе широкую поддержку и распространение получил призыв рабочих-ударников в литературу и искусство. Призыв был проявлением упрощенного, вульгаризированного подхода к решению сложной проблемы воспитания молодых кадров художественной интеллигенции. Много в этом деле было администрирования, неорганизованности. Тем не менее, призыв привлек внимание общественности к проблемам литературы и искусства, вызвал широкое движение литкружковцев. Школу литературных кружков прошли П.А.Байдебура, Ю.А.Черкасский, И.Н.Шутов и другие донецкие писатели.

В условиях нехватки квалифицированных кадров большую роль в культурном возрождении Донбасса играла помощь творческой интеллигенции республики. В эти годы перед донецкими рабочими выступали Н.Сосюра, 0.Вишня, П.Тычина, И.Микитенко, С.Пилипенко, Г.Эпик и многие другие. Только в 1929 г. было организовано 30 таких встреч. Большую работу проводила Ассоциация художников Червоной Украины (АХЧУ), которая в 1930 г. организовала в 12 населенных пунктах региона выставку художественных произведений под девизом "Культпоход на Донбасс".Художники АХЧУ руководили здесь 14 кружками изобразительного искусства. На гастроли в Донбасс приезжали ведущие театры Москвы, Ленинграда, Киева, Харькова. С конца 20-х годов здесь начал работать филиал Киевского театра им.И.Франко под руководством Г.Юры. В 1933 г. на постоянную работу в г.Сталино приехала труппа Харьковского Краснозаводского театра во главе с главным режиссером театра В.С.Василько, основав Донецкий Государственный драматический театр им. Артема. К началу 40-х годов в Донецком крае работало 16 профессиональных театров.

Развитие самодеятельного творчества в Донецком крае в 20-30-е годы

Донбасс богат промышленной историей, но культурные традиции здесь даже в начале XX века не сложились: рабочие приезжали на заработки со всех концов страны - возникла пестрая этническая картина. Этно-культурные компоненты были привнесены из разных частей страны: это и сельская культура восточно-украинская и западно-украинская; это и городская культура центральной России и украинских городов. На территории Донбасса издавна возникли греческие поселения, татарские и болгарские, десятки других народностей расселились среди преобладающего украинского и русского населения в городах, поселках и селах. Вследствие этого к 20-м годам нашего столетия не могла сложиться объединяющая все население края какая-либо единая национальная культура с вековыми самобытными основами. Люди каждой нации и народности, поселявшиеся в Донбассе, были связаны определенной общностью национально-культурных традиций, в частности, бытовых обрядов, но общие культурные традиции сформироваться не смогли.

Другая особенность заключалась в том, что до 20-х годов в Донецком регионе не было центров духовной культуры: не существовало высших учебных заведений, не было театров, концертных залов, художественных музеев. Поэтому не сформировались какие-либо единые традиции духовности края. Очаги культурной жизни стали возникать в результате тех преобразований, что в художественной культуре края протекали в 20-30-е годы. Они несут на себе отпечаток своей эпохи.

Художественная самодеятельность в Донбассе носила действительно массовый характер. В деятельности кружков нашел отражение многонациональный состав рабочего класса Донбасса. В конце 20-х годов увеличилось количество украинских драматических и музыкальных кружков, наряду с ними работали греческие, татарские, армянские самодеятельные коллективы. Им оказывали помощь творческие коллективы. Так, Киевская капелла «Рух» взяла шефство над рабочей капеллой Макеевского металлургического завода. Известный и популярный композитор И.Дунаевский организовал шахтерский ансамбль песни и пляски при Рутченковском дворце культуры. В нем занималось 130 шахтеров и членов их семей. Однако не все кружки работали достаточно эффективно, деятельность их носила агитационно-пропагандистский характер, им не хватало мастерства и культуры. Но некоторые коллективы добились значительных успехов. Например, среди победителей Всеукраинской олимпиады самодеятельного искусства был греческий ансамбль Сартанской МТС. Любительское объединение «Изо – забой» дало путевку в жизнь известному художнику П.Кодьеву.

Важное место в системе культурно просветительской работы в Донбассе занимали клубы, дома культуры, клубы-театры, создаваемые при крупных предприятиях и позже именуемые дворцами культуры. Для вовлечения селян создавались красные сотенные уголки: на 100 хат одна выделялась для занятий художественной самодеятельностью. Сеть культурно просветительских учреждений росла быстро: к 1935 году в Донбассе насчитывались 441 клуб, 26 Дворцов культуры, на селе - 804 «сотенные хаты». Культурно-просветительные учреждения были центрами художественной самодеятельности: в них создавались театральные, музыкальные, хоровые кружки и студии. Кружки и студии 20-х - 30-х годов сделали свое доброе дело: через них тысячи тружеников приобщались к искусству, знакомились с достижениями театрально-музыкальной культуры, пробовали свои силы в непосредственно художественном творчестве. В 30-е годы самодеятельные театральные коллективы все чаще переходят к воплощению на клубной сцене крупных произведений советской, а также русской, украинской и зарубежной классической драматургии. Возникает ряд музыкально-драматических коллективов, оперных студий. Многие самодеятельные коллективы работали на высоком художественном уровне.

Культурно-бытовые условия рабочих Донбасса в 30-е годы Рабочий класс Донбасса, несмотря на противоречивость развития общества в 30-е годы, внес значительный вклад в создание материальных ценностей страны, что в конечном итоге способствовало улучшению его благосостояния.

Особенно острой проблемой на Украине, в том числе и в Донбассе, была обеспеченность жильем рабочих и их семей. В середине 30-х годов государственные расходы на жилищное строительство в Донбассе увеличились. Так, половина всех капиталовложений в жилищное строительство республики, направлялась в Донбасс. Развивалось кооперативное и индивидуальное строительство, на которое промышленные предприятия отпускали значительные средства из фонда улучшения быта рабочих. В первую очередь поощрялись передовики производства. Вместе с тем обеспеченность жильем была ещё недостаточной.

Наряду с жилищным строительством осуществлялось благоустройство городов и рабочих поселков, велось коммунальное строительство. Важно отметить, что рабочие проявляли большую активность в осуществлении благоустройства городов и поселков. Так, рабочие Горловки отработали 600 тыс. человеко-дней на коммунальном строительстве и благоустройстве города. Опыт горловчан был широко использован во всех рабочих центрах Украины.

Организационную работу по бытовому строительству и благоустройству проводили депутатские группы местных Советов. Профсоюзы выделяли специальные фонды премирования передовиков соревнования по благоустройству. В частности, поощрялось движение женщин-работниц, которые брали шефство над рабочими общежитиями.

Наряду с жилищно-бытовым строительством развивалась сеть культурно-просветительных учреждений: библиотек, дворцов культуры и т.д. Рабочие многих промышленных предприятий принимали активное участие в строительстве театров и кинотеатров. Так рабочий коллектив завода "Азовсталь" в 1934 г. построил летний театр в Мариуполе за 46 дней, к началу гастролей Ленинградского государственного Большого драматического театра. Прочно входило в быт рабочих радио. В 1936 г. только в Горловке было радиофицировано более 4 тыс. квартир рабочих.

Широкое распространение получили новые формы организации отдыха и профилактического лечения рабочих. Особое внимание уделялось организации здравпунктов непосредственно на промышленных предприятиях Донбасса, а также поликлиник для преимущественного обслуживания рабочих и их семей. Так, обслуживание шахтеров и их семей составляло в 1937 г. по Макеевскому региону - более 60%, по Горловскому - более 50%.

В 1937 г. на Украине функционировало 366 стационарных санаториев на 35 тыс. мест и 175 домов отдыха на 24 тыс. мест. Преимущественным правом на получение путевок пользовались передовики производства Донбасса. Преобладающее большинство рабочих и инженерно-технических работников получали путевки, частично или полностью оплаченные соцстрахом. Значительная роль в укреплении здоровья и быта рабочих отводилась развитию физкультуры и спорта.

На эти цели из бюджета Украины в 1937 г. было выделено в 4,2 раза больше средств, чем в 1933 году,

Отмена нормированного снабжения, снижение цен в 1935-1936гг способствовало развитию общественного питания. За этот период сеть столовых и буфетов в Донбассе, как и в целом по Украине, увеличилась почти в 3 раза.

Одной из важнейших мер, направленных на улучшение материального и бытового положения рабочих, явилось создание на промышленных предприятиях собственных продовольственных баз и развёртывание индивидуального огородничества. Профсоюзные организации заводов и шахт обеспечивали своевременное получение через сеть отделов рабочего снабжения семян, рассады. Эффективными были такие формы работы по созданию продовольственной базы, как проведение городских, районных, областных конференций по обмену опытом, слетов огородников. Так, на Мариупольской районной конференции в 1934 г. была поддержана инициатива создания собственной фруктовой базы, а рабочие металлургических заводов Донбасса обратились с призывом создать в пригородных хозяйствах животноводческие базы. В 1934 г. в Донбассе огороды имели 600 тысяч трудящихся, на каждую семью было получено в среднем по одной тонне овощей и картофеля. Эта проблема остается актуальной и сегодня.

Таким образом, негативные процессы, связанные с командно- административной системой и отсутствием демократии, сдерживали развитие общества. Вместе с тем во второй половине 30-х годов благодаря активности рабочего класса была создана материальная база, позволившая улучшить культурно-бытовые условия трудящихся Донбасса.

Образование и просвещение в Донбассе в 20-е годы

Состояние образования и просвещения в Донбассе во многом определялось состоянием экономики края. За годы войны разрушенной оказалась не только промышленность, но и вся система образования и просвещения. К этому следует добавить, что население Донбасса в своей основной массе оставалось неграмотным или малограмотным.

И, тем не менее, уже в апреле 1920 года во всех уездах и районах Донецкой губернии создаются комиссии по ликвидации неграмотности. Через три года, когда ситуация с продовольствием несколько стабилизировалась, в школах ликбеза только в Юзовском районе обучалось 800 человек, а к концу 1924 года в Донбассе насчитывалось около 400 пунктов по ликвидации неграмотности. В следующем 1925/26 учебном году читать и писать научилось более 40 тысяч человек.

К концу 20-х годов проблема ликвидации неграмотности была еще далека от своего разрешения, и все же основа решения этой задачи была заложена прочная. Ликвидация неграмотности была лишь необходимым условием для получения образования и в этом большую роль играли школы повышенного типа для взрослых, которые открывались на больших предприятиях, при клубах.

В начале 20-х годов Наркомпрос Украины разработал свою концепцию образования и просвещения, основанную на гипертрофированном технократизме. Все старые структуры начальной, средней и высшей школы распускались. Вместо них создавались новые многоступенчатые структуры подготовки рабочих кадров и узких специалистов. Были закрыты все университеты, объявлена война гуманитарному образованию и теоретической подготовке, лекционному методу обучения. Технические дисциплины были обязательны для изучения даже в педагогических вузах.

Подготовка к будущей специальности осуществлялась уже в детском саду. С восьмилетнего возраста обучение продолжалось в общеобразовательной школе - 5-7 классов. Затем в школах фабзауча и профшколах. С 18 лет выпускники фабзаучей и профшкол завершали подготовку в техникумах и институтах, срок обучения в которых составлял 3-4 года.

Вновь созданные образовательные структуры в Донбассе постепенно, но неуклонно расширялись, привлекая к своей деятельности значительное число детей и подростков. В 1924 году общеобразовательные школы в Донбассе посещали 72 тысячи детей, через год - 89 тысяч, а в конце 20-х годов более 90% детей в городах и рабочих поселках Донбасса получали систематическое образование.

После окончания общеобразовательной школы обучение можно било продолжить в школах ФЗУ или профшколах. Осенью 1922 года были открыты ФЗУ на Донецком содовом и Макеевском металлургическом заводах.

В начале 20-х годов по всему Донбассу создается сеть горнопромышленного ученичества. К концу восстановительного периода в Донецкой губернии насчитывалось 57 школ ФЗУ, в которых обучалось 4,5 тысячи человек.

Вместе с тем количественный рост общеобразовательных школ и школ ФЗУ не гарантировал качество знаний. Подготовка учащихся здесь велась на примитивном уровне. Поэтому низкая базовая подготовка учащихся значительно затрудняла работу высшей школы. Не спасли ситуацию и так называемые рабочие факультеты, создаваемые повсеместно при техникумах и институтах.

Первым прообразом высших учебных заведений на Донецкой земле явились вечерние рабочие техникумы (в 20-е годы техникумы на Украине, как и институты считались высшими учебными заведениями). В 1921 году их насчитывалось 12 с общим числом учащихся 1030 человек.

В феврале этого года в Юзовке начал действовать горный техникум имени Артема. В январе 1922 года в Луганске состоялось торжественное открытие первого в Донбассе института народного образования.

В 20-е годы в Донбассе начался плановый переход к преподаванию в школах на родном языке, а в 1924-25 годах украинская словесность была введена во всех школах украинской части Донбасса. В середине 20-х в Донбассе функционировали сотни школ с преподаванием на греческом, татарском, немецком, еврейском, ассирийском и болгарском языках обучения. В Мариуполе был открыт греческий педагогический техникум.

Таким образом, в 1920-е годы в Донбассе идет процесс привлечения значительного числа лиц разных возрастов к различным формам образования и просвещения. Однако уровень подготовки во всех звеньях новой структуры был невысок. Планка знаний была опущена до минимума, произошло значительное проседание интеллектуального уровня общества.

ТЕМА 7. ДОНБАСС В 1941-1950-е ГОДЫ

1. Начальный период войны. Мобилизация в крае.

2. Оккупационный режим в Донбассе.

3. Партизанское и подпольное движение.

4. Освобождение Донбасса от немецко-фашистских захватчиков.

5. Восстановление народного хозяйства региона.

Архимандрит Мелхиседек Артюхин

Священник Русской Православной Церкви Олег Трофимов поделился с корреспондентом сайта «Русская весна» своим видением войны в Новороссии с духовной точки зрения.

«Русская весна»: Уважаемый отец Олег, очень интересует Ваше мнение о духовном значении такого нового явления как .

Отец Олег: Друзья, братья и сестрички, однозначно хочу сказать вам, всё происходит только по промыслу Божию. Промысел Божий — это все обстоятельства, направленные на спасение человека. И даже всё то зло, которое возникает, в конечном итоге, обращается во благо человека. Поэтому о Новороссии нужно говорить как о Божественном плавильном котле. Почему?

Потому что это произошло в славянском мире. И не просто в славянском мире, а в мире Святой Руси. Пожалуй, можно сравнить Новороссию с айсбергом. Одна треть — это то, что над водой и нам видно. А две трети — это промысел Божий, который нами ещё не изведан и не понят.

Одновременно, можно говорить о Святой Руси, как о метафизическом явлении, явленном в Новороссии. С этим связаны чаяния людей лучшей жизни. Социальной лучшей жизни никогда нигде не будет, потому что нет, и не было идеального общества. Об идеальном обществе — «универсальном граде» писали философ Платон, блаженный Августин, некую идеализацию хотел воплотить Иоанн Грозный — в идее Нового Иерусалима.

Но в нашем случае, культура Святой Руси, в первую очередь, говорит об идеалах духовных. Взять, к примеру, наших былинных героев — это или святые, или богатыри. Если взять другие цивилизации, с которыми у нас сейчас происходят столкновения, то Новороссия является некой метафизической точкой столкновения этих миров.

Тут возникает ещё один вопрос, почему именно Новороссия, а не Центральная или Западная Украина? Там же тоже православные люди. Есть ещё один очень важный момент, который является и карой, и наградой от Бога. Если мы посмотрим статистику по Украине и по России, то окажется, что Луганская и Донецкая области по количеству абортов занимают первое место. Не может быть счастливой жизни на крови убитых младенцев. Почему это было?

С одной стороны, был интернационализм. Он может послужить как для благовестия Христова, так и для распространения всякой нечистоты. Вот, например, древняя Римская Империя, в которой проповедовал апостол Павел. Империя, в которой Средиземное море было внутренним морем, и все страны здесь омывались одной Римской культурой, духом юридизма, и при этом были духовные бурления и искания. Время пришествия Христа явилось как раз на эти искания.

А здесь в Новороссии какое время? 1992 год, Советский Союз распался, всплеск религиозности, где-то больше, где-то меньше. На Западной Украине, где я жил, это было до распада Советского Союза в 1989-1990 годах, греко-католики регистрировались как православные. Когда стало посвободнее в одном селе могло быть 4 храма: греко-католики, православные Московского Патриархата, "православные" "киевского патриархата", "православная автокефальная церковь" и ещё разнообразные мелкие религиозные группы. Донбасс в это же время не развивался таким всплеском.

Такое духовное пробуждение произошло здесь в конце 90-х годов, постепенно усиливаясь и набирая силы. С одной стороны, дьявол нанёс удар в эту точку, а с другой стороны, Бог проявил милосердие. И вот мы живём в это время, и даже самые возвышенные, наилучшие мысли, которые есть в Новороссии, и антисоциальные явления, которые в той же Новороссии проявляются, например, возникновение разбойных банд под видом ополченцев. Конечно же, это сеет хаос. Есть ещё несогласованность между командирами, и чем же это закончится?

Время близко, Господь явит Своего помазанника для Руси и в первую очередь в Новороссии для утверждения истины и правды. Очень важно, какие будут приняты законы. Необходимо, чтобы были запрещены аборты и гомосексуализм. Такие законы сейчас приняли в ДНР и ЛНР, это о многом говорит. Почему я на этом акцентирую? Вы посмотрите, как колонизируют страны? На каждой стране есть благодать Божия, в том числе была они и на Украине. Вы только представьте, какой дар Божий получила эта страна! Во-первых, это историческая колыбель Святой Руси, во-вторых, эта страна получила две трети территории вместе с населением, которые никогда не принадлежали этому государству.

Этот дар Украина растранжирила, плюнула в лицо Господу. Это подписание согласия с евросоюзом. Ей милее европедарастические печеньки от Нуланд принимать на майдане, чем заветы святых наших отцов, говорящие о единстве Святой Руси. Украина поставила вместо Бога саму себя. Предтеча этого — Бендера, молитва такой веры — «москаляку на гиляку», святые такой веры — это «небесная», а правильнее сказать, «подземная» сотня. Догмат такой религии — это фашизм, который убивает инакомыслящих.

Это и есть плевок в лицо Господа. Дьяволу, чтобы захватить душу человека, необходимо, чтобы человек согрешил. Чтобы захватить государство, необходимо принять педарастические законы евросоюза. Приняла это Украина и стала колонией. Государство сделало плевок в глаза Господни, и благодать отступила. Дьявол вступил в свои полные права.

Не нужно скрывать, что все страны — это офисы Америки, та колониальная политика, которая проводилась в отношении России и стран СНГ, дала свой результат — демографическое вымирание, деградация духовная, потому что навязывались потребительские ценности. В демократии какие ценности? Экономические, т. е. такие вещи как культура, даже чисто светская, спорт, я уже не говорю о духовных вещах, всё это переводится в сферу денежного эквивалента. Эта методика лишения духовности.

Если бы это случилось на территории России, практически было бы то же. Смотрите, к чему человек привык? К холёной жизни. Чем больше холёной жизни, тем больше парализована и расслаблена душа человека. И то, что сейчас произошло в Новороссии, во-первых, отрезвило многих людей — нельзя заигрываться с либералами, а во-вторых, учит настоящему патриотизму. Хотя Путин в последней речи сказал, что крымчане нас научили патриотизму, но не только они. Донбасс учит патриотизму, проливая кровь, не так, как это было в Крыму.

Здесь ежедневно доказывают свою , не принимая идеологию фашизма, в нравственном плане который есть сатанизм. Не принимают культ тельца. Что это значит? А это значит — смысл жизни в чувственном услаждении, где культивируются богатство и деньги вместо Бога. Тот, кто сидит в окопе, он не на тёплом диване перед телевизором. Такие не покупаются на кредиты и обещания, что в евросоюзе им будет хорошо жить. Что даёт дьявол? Дьявол даёт только ворованное, он ничего не имеет.

Что предлагает Порошенко, или сатанинская цивилизация, говорящая сейчас устами Порошенко? «Мы вам пару миллионов выделим, Донбасс отстроим, у нас есть пенсии, у вас нет пенсий». Люди, находясь под этим реальным давлением, говорят «мы русские, мы православные». Я думаю, что на таком поле брошенное семя взрастёт и даст свой плод.

«Русская весна»: У русского человека сердце и душа болит за всю Украину, за тех, кто живёт на Востоке и в Киеве, и на Западной Украине, и на Карпатах, и за Карпатами, потому что везде русский народ. Как Вы думаете, возможны ли когда-нибудь примирение и объединение всего русского народа?

О. Олег: Кто любит деньги, тот предаст Христа. Кто любит что-либо больше Христа, тот Его предаст. Вот это и есть грань борьбы и единения русского мира, духовного метафизического мира. Эта грань проходит в сердце самого человека. Что такое русский мир? Это территория или монархическая партия, исповедующая Православие? Нет, дорогие мои. Русский мир — это те святые наши предки, из-за которых наша родина называется Святой Русью, это те чудотворные иконы, которые есть в нашей Церкви.

В русском мире, оказывается, можно найти место и для мусульман, хотя они не христиане. Они не христиане, но они патриоты родины. Да, они любят Бога и служат Богу в рамках ислама, в котором родились. Русский мир обогащает их. Недавние враги стали друзьями и даже щитом на Кавказе. Русский мир — это дружба народов. Российская империя, Советский Союз, Донбасс, где были путёвочные города, куда люди приезжали по комсомольским путёвкам — здесь была святая евангельская дружба народов.

Да, слово Бог исключалось, но именно глубокие нравственные евангельские истины вкладывались в душу народа. Даже в одном народе есть большие внутренние проблемы. Например, на Кавказе люди по кровной мести постоянно друг друга убивают. А как же соединить разные народы? А ведь в Советском Союзе это было!

Единство возможно только через Евангелие. Несмотря на то, что люди зомбированы, вера во Христа, это то единственное, что будет связывать. Вот смотрите, приезжают православные сербы, чехи, словаки, говорят «мы поддерживаем идею Новороссии». Антирусские и антиноворосские существуют только в украинском националистическом пробендеровском мире.

Многие иностранные добровольцы бельгийцы, итальянцы, французы принимают здесь Православие. Они находятся в русском мире. Здесь для всех места хватает, потому что во главе стоит Христос. А национализм говорит «только мы», в нём нет места для Христа. Вместо Бога там стоит название определённого государства «хайль Гитлер» — то, что сегодня происходит в Украине.

Возможно ли вернуть единство? Да, конечно, возможно, непосредственно тем же самым вооружённым путём, как бы это жестоко не звучало из уст священника. Если других лекарств для гноящейся раны нет, и таблетки уже не помогают, то для этого существует скальпель. И наши братцы-молодцы, казаки и весь интернационализм, стоящий на грани защиты мирных граждан против бендерофашизма и воюющего сатанизма, как раз они в руках Божиих являются этим скальпелем.

Возможно ли объединение? Да, возможно. Душу человека можно обмануть, но если человек пробудился, он понял, что это ложь, у него вырабатывается к зомбированию иммунитет. Он больше не будет так жестоко обманываться. Насколько человек искренне подпрыгивает и кричит «москаляку на гиляку», насколько искренне от всей души он ненавидит, настолько же искренно он может возлюбить другого человека. Это возможно с помощью Божией. Это тоже будет явленное чудо, которое Господь даст в этом русском мире. Вот моё видение этой ситуации и это обязательно произойдёт.

«Русская весна»: Уважаемый отец Олег, Вы занимаетесь беженцами. Сколько их в Вашем городке? Какие проблемы? Какая необходима помощь?

О. Олег : Да, действительно, проблемы есть, они бюрократическо-технического характера. Пытались диверсанты внести раскол, чтобы возбудить в русских, только вдумайтесь, патриотичный национализм антиукраинского антибеженского характера. Это также как сделали в Украине: «будьте патриотами своего государства, но обязательно патриотизм должен быть антирусским», не антипольским или антирумынским, но обязательно антирусским. Реально приезжали диверсанты, устраивали драки и в ответ; «зачем нам такие беженцы, зачем они нам здесь нужны». Реально были такие провокации, но это были единичные случаи. Люди оказались вменяемы и не стали обобщать ситуацию.

Очень большая проблема с документами. Господин Жириновский сказал, что препятствий для получения гражданства не должно быть, если ты родился в СССР, говоришь по-русски, дайте ему паспорт на 2-ю неделю. А реально нужно ждать полгода или год. Это касается тех, кто переезжает на временное жительство, и люди не хотят принимать статус беженцев, потому что в этом случае у них отбирают паспорт, и они даже не смогут какое-то своё имущество привезти, если оно им потребуется. Эти нюансы никто не учитывает, и это катастрофа.

Бюрократия является реальным тормозом, это больше всего угнетает беженцев. Вот я получаю зарплату, но мне нужно в одном городе получить справку, что я не наркоман, потом поехать во второй город получить справку, что я не больной СПИДом. Я потратил на это 10 тысяч рублей. Откуда у беженцев такие деньги, чтобы сделать в итоге российский паспорт? Это положение меня оскорбляет. Меня не оскорбляет Россия, я люблю Матушку Русь.

Другая проблема — это жильё. Работу ещё можно найти. 30% наших прихожан, это те же самые беженцы. В церковную жизнь привнеслось оживление. Люди встречаются, знакомятся, женятся, многие венчаются. И как мне сказал один человек из паспортного стола, прости Господь, хоть и грешные слова, зато правдивые. «Это хорошо, что у нас тут беженцы, хоть немножко они нам кавказцев разбавили своими славянскими лицами», это факт. Общаясь как священник с лицами кавказской национальности, и азербайджанцами, и армянами, могу сказать, что они довольно ославянились.

С появлением беженцев в нашем городке сразу же возросли цены на жильё. Люди ведут себя не по-христиански, хотят нажиться на беде других, не понимая, что их это тоже может коснуться. Что можно требовать от людей, если безбожие дало такие плоды. Но при этом я знаю ряд бизнесменов, которые принимали у себя по несколько семей, по 13, по 20 человек. Мне знаком один бизнесмен, наш прихожанин, у которого отличный домик на берегу озера, жил он в собственное удовольствие, вел себя свободно, особенно не стесняясь ничего, о каких-либо пожертвованиях вообще не шло, а потом вдруг война и что-то в нём пробудилось.

Этот человек принял до десятка семей в этом доме, обеспечивал их всем необходимым и привозил им еду. Что-то глубинное в душе человека пробуждается. Принимая беженцев, мы принимаем Самого Христа в их лице. Мы должны делать всё, что в наших силах, и не ждать вопрошающий взгляд беженцев «дай!», а самому найти и дать, чтобы не унижать человеческого достоинства. Вот это и есть Святая Русь.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: