Интерьеры квартир героев романа преступление и наказание. Описание комнаты раскольникова

Интерьер и его роль в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» Подготовила ученица 10 «Б» класса МБОУ Бондарской СОШ Плетухина Валерия

В литературоведении различаются три вида художественных описаний: портрет, пейзаж и интерьер. ИНТЕРЬЕР (фр. Interieur, внутренний) - в литературе: художественное описание внутреннего вида помещений. Интерьер играет важную роль в характеристике героя, в создании атмосферы, необходимой для воплощения авторского замысла. Создавая интерьер жилища героя, автор проникает в глубины души человека, ведь наше жилище - это "модель" нашего внутреннего "я".

Гипотеза: Если бы интерьер в романе «Преступление и наказание» был бы не так жалок и убог, то царила бы не такая страшная атмосфера.

Цель: Изучить интерьер и его роль в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Задачи: 1. Описать комнаты героев. 2. Выявить основную роль интерьера в романе. 3. Подвести итоги и сделать выводы.

Родион Романович Раскольников Где он живет? Коморка, гроб, шкаф: «Это была клетушка шагав в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид со своими желтенькими пыльными и всюду отставшими от стен обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко…»

Семья Мармеладовых Где они живут? Проходной угол: « Беднейшая комната шагов в десять в длину … Через задний угол была протянута дырявая простыня. За нею, вероятно, помещалась кровать. В самой же комнате было всего два стула и клеенчатый очень ободранный диван, перед которым стоял старый, кухонный сосновый стол… на краю стоял догоравший сальный огарок в железном подсвечнике»

Софья Семеновна Мармеладова Где она живет? «Сарай»: «Сонина комната походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое. Стена стремя окнами, выходившая на канаву, перерезывала комнату как-то вкозь, отчего один угол, ужасно острый, убегал куда- то вглубь…другой же угол был уж слишком безобразно тупой. Во всей этой большой комнате почти совсем не было мебели…»

Алена Ивановна Где она живет? Небольшая комната, с желтыми обоями, геранями и кисейными занавесками на окнах.. Мебель вся очень старая и из желтого дерева, состояла из дивана с огромною выгнутою деревянною спинкой, круглого стола овальной формы перед диваном, туалета с зеркальцем в простенке, стульев по стенам да двух-трех грошовых картинок в желтых рамках, изображавших немецких барышень с птицами в руках. В углу перед небольшим образом горела лампада. Всё было очень чисто: и мебель, и полы были оттерты под лоск; всё блестело. Ни пылинки нельзя было найти во всей квартире. Вся квартира состояла из этих двух комнат.

Интересный факт: Достоевский постоянно обращает внимание на такую художественную деталь, как лестницы, по которым спускается и поднимается главный герой. Лестница к «каморке» Раскольникова: «…лестница…узкая, крутая, темная. С полукруглыми проемами. Стоптанные каменные ступени. Они ведут под самою кровлю дома…»; Лестница в доме старухи-процентщицы: «Лестница была темная и узкая, «черная»; Лестница в полицейской конторе: «Лестница была узенькая, крутая и вся в помоях. Все кухни всех квартир во всех четырех этажах отворялись на эту лестницу и стояли так почти целый день. Оттого была страшная духота»; С лестницы перед комнатой Мармеладовых «несло вонью»; Узкая и темная лестница в доме Капернаумовых.

Вывод: Таким образом, подобное описание помещений во многом отражает внутреннее состояние героев. Внешний мир становится неотъемлемой частью души персонажей: передает их волнения и переживания. В этих комнатах страшно жить. В них зарождаются теории, подобные теории Раскольникова. Во всем интерьере присутствует желтый цвет, он усиливает атмосферу нездоровья, печали, вызывает чувство подавленности и угнетенности.

Не раз обращался к изображению таких героев, которые достигли нравственного совершенства, пройдя через большие испытания. В черновых тетрадях прямо говорится о Раскольникове: «С самого этого преступления начинается его нравственное развитие, возможность таких вопросов, которых прежде бы не было.

В последней главе, в каторге, он говорит, что без этого преступления он бы не обрел в себе таких вопросов, желаний, чувств, потребностей, стремлений и развития».

Фёдор Достоевский. Портрет работы В. Перова, 1872

История Раскольникова разыгрывается в Петербурге. Самый фантастический на свете город порождает фантастического героя. В мире Достоевского место и обстановка мистически связаны с действующими лицами. Это – не нейтральное пространство, а духовные символы. Как Герман в «Пиковой даме » Пушкина, Раскольников – «петербургский тип». Только в таком угрюмом и таинственном городе могла зародиться «безобразная мечта» нищего студента. В «Подростке » Достоевский пишет: «В такое петербургское утро, гнилое, сырое и туманное, дикая мечта какого-нибудь пушкинского Германа из «Пиковой дамы» (колоссальное лицо, необычайный, совершенно петербургский тип – тип из петербургского периода) мне кажется, должна еще более укрепиться». Раскольников – духовный брат Германа. Он тоже мечтает о Наполеоне , жаждет силы и убивает старуху. Его бунтом завершается «петербургский период русской истории». На протяжении романа – несколько кратких описаний города. Они напоминают театральные ремарки; но этих немногих острых черт достаточно, чтобы мы почувствовали «духовный пейзаж». Раскольников в ясный летний день стоит на Николаевском мосту и пристально вглядывается в «эту действительно великолепную панораму». «Необъяснимым холодом веяло на него всегда от этой великолепной панорамы, духом немым и глухим полна была для него эта пышная картина». Душа Петербурга – душа Раскольникова: в ней то же величие и тот же холод. Герой «дивится своему угрюмому и загадочному впечатлению и откладывает разгадку его». Роман посвящен разгадке тайны Раскольникова – Петербурга – России. Петербург так же двойствен, как и порожденное им человеческое сознание. С одной стороны – царственная Нева, в голубой воде которой отражается золотой купол Исаакиевского собора, – «великолепная панорама», «пышная картина»; с другой – Сенная площадь с улочками и закоулками, населенными беднотой; мерзость и безобразие. Таков и Раскольников: «Он замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темнорус, ростом выше среднего, тонок и строен»; мечтатель, романтик, дух высокий и гордый, благородная и сильная личность. Но у этого «прекрасного человека» есть своя Сенная, свое грязное подполье: «мысль» об убийстве и грабеже. Преступление героя, отвратительное и низкое, имеет сообщниками трущобы, подвалы, кабаки и притоны столицы. Кажется, что ядовитые испарения большого города, зараженное и лихорадочное его дыхание проникли в мозг нищего студента и породили внем мысль об убийстве. Пьянство, нищета, порок, ненависть, злоба, разврат – все темное дно Петербурга – ведут убийцу в дом жертвы. Обстановка преступления, квартал и дом, в котором живет процентщица, вызывают в герое не меньшее «омерзение», чем его «безобразная мечта». Вот он идет «делать пробу» . «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и особенная летняя вонь. Нестерпимая же вонь из распивочных, которых в этой части города особенное множество, и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, завершали отвратительный и грустный колорит картины. Чувство глубочайшего омерзения мелькнуло на миг в тонких чертах молодого человека...». Дом, в котором живет старуха, выходит одной стеной на канаву: «Он стоял весь в мелких квартирах и заселен был всякими промышленниками – портными, слесарями, кухарками, разными немцами, девицами, живущими от себя, мелким чиновничеством и проч. Входящие и выходящие так и шмыгали под обоими воротами».

Преступление и наказание. Художественный фильм 1969 г. 1 серия

После «пробы» Раскольников восклицает: «О Боже! как все это отвратительно». Его охватывает «чувство бесконечного отвращения». Сенная площадь со своими девицами, пьяницами и «промышленниками» и идея преступления – два образа одного душевного состояния. Другой пример воплощения духа и одуховления материи – описание комнаты Раскольникова: «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид со своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стен обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и все казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок». Бывший студент спит на «неуклюжей большой софе, обитой ситцем, обыкновенно не раздеваясь, без простыни, покрываясь ветхим студенческим пальто». Автор сравнивает эту «желтую каморку» со шкафом, сундуком и гробом.

Такова материальная оболочка «идеи» Раскольникова. Его комната – келья монаха-аскета. Он заперся в своем углу, в своем «подполье», улегся в «гроб» и думает. Вся жизнь его ушла в мысль; внешний мир, люди, действительность – перестали существовать. Он мечтает о богатстве, будучи совершенно бескорыстным, о практическом деле, будучи теоретиком. Ему не нужно ни еды, ни платья, потому что он – бесплотный дух, чистое самосознание . В нем продолжается тот процесс мышления, о котором нам рассказывал «человек из подполья». Только в такой тесной и низкой каморке могла родиться дикая идея о преступлении. Мышление разъедает старую мораль, разлагает психофизическое единство человека. Раскольников должен пройти через аскезу, дематериализироваться, чтоб почувствовать в себе демоническую силу и восстать на Бога. «Желтая каморка» – символ бесовского, завистливого отъединения. Мир природный и вещный не имеет у Достоевского самостоятельного существования; он до конца очеловечен и одухотворен. Обстановка всегда показана в преломлении сознания, как его функция. Комната, где живет человек, есть ландшафт его души.

Преступление и наказание. Художественный фильм 1969 г. 2 серия

Так же «психологично» описание квартиры старухи-ростовщицы: темная и узкая лестница, четвертый этаж, слабо дребезжащий колокольчик, дверь, приотворяющаяся на крошечную щелочку, томная прихожая, разгороженная перегородкой, и, наконец, комната «с желтыми обоями, геранями и кисейными занавесками на окнах». «Мебель вся очень старая и из желтого дерева, состояла из дивана, с огромною выгнутою деревянною спинкой, круглого стола овальной формы перед диваном, туалета с зеркальцем в простенке, стульев по стенам, да двух-трех грошовых картинок в желтых рамках, изображавших немецких барышень с птицами в руках, – вот и вся мебель. В углу, перед небольшим образом горела лампада. Все было очень чисто – и мебель, и пол были оттерты под лоск: все блестело». Герой сразу же переводит свое впечатление на язык психологии: «Это у злых и старых вдовиц бывает такая чистота». Поразительна безличность этой обстановки, бездушность порядка, мещанская пошлость «немецких барышень» и ханжеское благочестие лампадки.

Каморка Раскольникова – гроб, квартира старухи – опрятная сеть паука, комната Сони – уродливый сарай. «Сонина комната походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четыреугольника, и это придавало ей что-то уродливое. Стена с тремя окнами, выходившая на канаву, перерезывала комнату как-то вкось, отчего один угол, ужасно острый, убегал куда-то вглубь, другой же угол был уж слишком безобразно тупой... Во всей этой большой комнате почти совсем не было мебели... желтоватые, обшмыганные и истасканные обои почернели по всем углам...». Изуродованная Сонина судьба символизирована нежилой комнатой с уродливыми углами. У Раскольникова, отъединившегося от мира, тесный гроб, у Сони, обращенной к миру, – «большая комната с тремя окнами». Свидригайлов загадочно говорит Раскольникову: «Всем человекам надобно воздуху, воздуху, воздуху». Идейный убийца задыхается в своем гробу, в безвоздушном пространстве мысли. Он приходит к Соне в ее просторный сарай с тремя окнами подышать воздухом земли .

Раскольников-индивидуалист тяжело переживает крушение веры в свое превосходство над окружающими . В то же самое время он мучается потерей нравственной чистоты, ибо человек, уничтоживший человека, – это, с точки зрения Достоевского, прежде всего самоубийца. Достоевский исходит из абстрактных «христианских» моральных норм, вечных и неизменных. «Несчастным слепым самоубийцей» называет он, например, Каракозова , совершившего 4 апреля 1866 года неудавшееся покушение на Александра II (Записные тетради Ф. М. Достоевского, 1935, стр. 341).

Георгий Тараторкин в роли Раскольникова в фильме «Преступление и наказание» 1969 г.

Герои Достоевского в своей духовности мало зависят от времен года и перемен погоды. В романах его очень редки метеорологические указания. Но когда они встречаются, в них всегда заключена транскрипция душевных состояний. Явления природы, так же, как и пейзаж, существуют только в человеке и для человека. Раскольников совершает преступление «в начале июля, в чрезвычайно жаркое время». Он бродит по городу. «Проходя через мост, он тихо и спокойно смотрел на Неву, на яркий закат яркого, красного солнца ». Когда, после преступления, убийца идет в контору, его слепит солнце: «На улице опять жара стояла невыносимая, хоть бы капля дождя во все эти дни. Опять пыль, кирпич и известка, опять вонь из лавочек и распивочных, опять поминутно пьяные... Солнце ярко блеснуло ему в глаза, так что больно стало глядеть, и голова его совсем закружилась – обыкновенное ощущение лихорадочного, выходящего вдруг на улицу в яркий солнечный день». Раскольников – ночной человек; в его каморке почти всегда темно; он – гордый дух тьмы, и его мечта о господстве порождена мраком. Ему чужда земная жизнь, освещенная солнцем, он отрезан от «дневного сознания». Но вот «идея» толкает теоретика на действие: ему приходится из сумерек отвлеченной мысли выйти в жизнь, столкнуться с реальностью. Свет дня ослепляет его, как ночную птицу. Из холода абстракции он попадает в летний Петербург – жаркий, зловонный, душный. Это усиливает его нервную раздражительность, развивает зародыш болезни. Солнце обличает его беспомощность и слабость. «Он даже убить не умеет», совершает промах за промахом и, как муха на свечку, летит прямо в сети Порфирия Петровича. Солнце у Достоевского – символ «живой жизни», побеждающей мертворожденную теорию. Раскольников входит в комнату старухи, ярко освещенную заходящим солнцем. В уме его мелькает страшная мысль: «И тогда , стало быть, так же будет солнце светить!». В ужасе преступника перед солнцем уже заключается предчувствие гибели.

Достоевский долго не мог решить, как закончить роман. Во всех черновых тетрадях писателя есть записи и о необходимости покаяния Раскольникова, и о бегстве его за границу, и даже о самоубийстве. Так, в самой ранней, Второй записной книжке читаем: «К утру, сквозь сон, мне мерещился все проект уехать, убежать... сначала в Финляндию, а потом в Америку» (стр. 31). В Первой: «Всем мешаю: пулю в лоб. Приходит прощаться» (стр. 122). В Третьей: «Финал романа. Раскольников застрелиться идет» (стр. 150). Писатель понимал, что раскаянье противоречит характеру Раскольникова, логике развития этого художественного образа. Очень любопытна одна из черновых записей о покаянии Раскольникова: «Прощения просит у народа... Соня и любовь сломали» (Первая зап. кн., стр. 133). И в окончательной редакции Раскольников далек от полного раскаяния даже тогда, когда он идет «предавать себя», даже тогда, когда отбывает каторжные работы.

Слайд 1

Описание слайда:

Слайд 2

Описание слайда:

Слайд 3

Описание слайда:

Слайд 4

Описание слайда:

Слайд 5

Описание слайда:

Описание кабака Раскольников забрел в распивочную, бродя "как пьяный" по тротуарам от "чувства бесконечного отвращения" сразу после посещения Алены Ивановны. Но в этом месте Родион, конечно, не смог развеять свои мысли. Кабак с первых минут вызывает отвращение «из дверей выходили двое пьяных и, друг друга поддерживая и ругая, взбирались на улицу». Распивочная находилась в подвальном этаже, из-за этого там "было душно, и все до того было пропитано винным запахом, что от одного этого воздуха можно было в пять минут опьянеть". Раскольников уселся "в темный и грязный угол за липкий столик". Интерьер заведения напоминает внешний вид хозяина, который был "в страшно засаленном атласном жилете" с лицом "будто смазанным маслом". Из-за давно протухших закусок, которые предлагались гостям "крошеные огурцы, черные сухари и резанная кусочками рыба" в заведении очень дурно пахнет.

Слайд 6

Описание слайда:

«Проходной угол» Мармеладовых Жилище семьи Мармеладовых - типичное жилище бедных людей, которые едва сводят концы с концами. "...а живем мы в холодном угле, и она в эту зиму простудилась и кашлять пошла, уже кровью..." Характерно, что комнату Мармеладова освещает маленький огарок свечи. Деталь эта символизирует собой постепенное угасание жизни в этой семье. "...Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной; всю ее было видно из сеней. Посещение уголка Мармеладовых оставляет неприятный осадок, ощущение тоски и грусти, особенно на фоне происходящих в ней событий. После того, как Раскольников все это увидел, он даже решил невольно оставить несколько монет семье.

Слайд 7

Описание слайда:

Слайд 8

Описание слайда:

Достоевский подробно описывает комнату героини, подчеркивая
крайнюю нищету обстановки. Мебели в помещении очень мало,


Комната Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание
В начале романа Соня Мармеладова уже живет отдельно от остальной семьи. Она снимает комнату в «доме на канаве» в квартире портного Капернаумова (квартира № 9). Комната расположена на третьем этаже. Сонина комната было очень мало Мебели
на стенах — «желтоватые, обшмыганные и истасканные обои» . Комната
неправильной формы, отчего один угол получился «ужасно
острым» , другой — «безобразно тупой» . Как и в каморке Раскольникова,
потолок чрезвычайно низкий. Все в этой жалкой обстановке давит
на человека, наводит на мысли о преступлении или самоубийстве.

«Сонина комната походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое. Стена с тремя окнами, выходившая на канаву, перерезывала комнату как-то вкось, отчего один угол, ужасно острый, убегал куда-то вглубь, так что его, при слабом освещении, даже и разглядеть нельзя было хорошенько; другой же угол был уже слишком безобразно тупой. Во всей этой большой комнате почти совсем не было мебели. В углу, направо, находилась кровать; подле нее, ближе к двери, стул. По той же стене, где была кровать, у самых дверей в чужую квартиру, стоял простой тесовый стол, покрытый синенькою скатертью; около стола два плетеных стула. Затем, у противоположной стены, поблизости от острого угла, стоял небольшой, простого дерева комод, как бы затерявшийся в пустоте. Вот все, что было в комнате. Желтоватые, обшмыганные и истасканные обои почернели по всем углам; должно быть, здесь бывало сыро и угарно зимой. Бедность была видимая; даже у кровати не было занавесок».

Описание комнаты Сони Мармеладовой. Дайте описание комнаты Сони, сроно:)) Из Романа «Преступление и наказание»

Заходи и общайся - скучно не будет!

А в нете не поискать))? ? Пальцы отвалятся))?? ^

sprashivalka.com

  • Введите дополнительный текст около ссылок социальных сетей. Например кто автор этого сайта.
  • Это сочинение списано 216 579 раз
  • Соня Мармеладова – героиня романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Бедность и крайне безнадежное семейное положение вынуждают эту молодую девушку зарабатывать на панели.

    Читатель впервые узнает о Соне из адресованного Раскольникову рассказа бывшего титулярного советника Мармеладова – ее отца. Алкоголик Семен Захарович Мармеладов прозябает вместе с женой Катериной Ивановной и тремя маленькими детьми – жена и дети голодают, Мармеладов пьет. Соня – его дочь от первого брака – живет на съемной квартире «по желтому билету». Мармеладов объясняет Раскольникову, что она решилась пойти на такой заработок, не выдержав постоянных упреков чахоточной мачехи, называвшей Соню дармоедкой, которая «ест и пьет и теплом пользуется». На самом деле это кроткая и безответная девушка. Всеми силами она пытается помочь тяжело больной Катерине Ивановне, голодающим сводным сестрам и брату и даже своему непутевому отцу. Мармеладов рассказывает, как он обрел и потерял работу, пропил новый, купленный на деньги дочери мундир, после чего ходил просить у нее «на похмелье». Соня ни в чем его не упрекнула: «Тридцать копеек вынесла, своими руками, последние, все что было, сам видел… Ничего не сказала, только молча на меня посмотрела».

    Первое описание Софьи Семеновны автор дает позже, в сцене исповедования раздавленного лошадью и доживающего последние минуты Мармеладова: «Соня была малого роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами». Узнав о происшествии, она прибегает к отцу в своей «рабочей одежде»: «наряд ее был грошовый, но разукрашенный по-уличному, под вкус и правила, сложившиеся в своем особом мире, с ярко и позорно выдающеюся целью». Мармеладов умирает у нее на руках. Но даже после этого Соня посылает младшую сестру Поленьку догнать Раскольникова, который пожертвовал свои последние деньги на похороны, чтобы узнать его имя и адрес. Позже она наведывается к «благодетелю» и приглашает его на поминки отца.

    Еще один штрих к портрету Сони Мармеладовой – ее поведение при происшествии на поминках. Ее незаслуженно обвиняют в краже, и Соня даже не пытается защититься. Вскоре справедливость восстановлена, однако сам инцидент доводит ее до истерики. Автор объясняет это жизненной позицией своей героини: «Соня, робкая от природы, и прежде знала, что ее легче погубить, чем кого бы то ни было, а уж обидеть ее всякий мог почти безнаказанно. Но все-таки, до самой этой минуты, ей казалось, что можно как-нибудь избегнуть беды – осторожностию, кротостию, покорностию перед всем и каждым».

    После скандала на поминках Катерина Ивановна с детьми лишаются крова – их выгоняют со съемной квартиры. Теперь все четверо обречены на скорую гибель. Понимая это, Раскольников предлагает Соне сказать, как бы она поступила, будь у нее власть заранее лишить жизни оклеветавшего ее Лужина. Но Софья Семеновна не хочет отвечать на этот вопрос – она выбирает покорность судьбе: «Да ведь я божьего промысла знать не могу… И к чему вы спрашиваете, чего нельзя спрашивать? К чему такие пустые вопросы? Как может случиться, чтоб это от моего решения зависело? И кто меня тут судьей поставил: кому жить, кому не жить?»

    Образ Сони Мармеладовой необходим автору для создания морального противовеса идее Родиона Раскольникова. Раскольников чувствует в Соне родственную душу, ведь они оба – отверженные. Однако, в отличие от идейного убийцы, Соня – «дщерь, что мачехе злой и чахоточной, детям чужим и малолетним себя предала». У нее есть четкий нравственный ориентир – библейская мудрость очистительного страдания. Когда Раскольников рассказывает Мармеладовой о своем преступлении, она жалеет его и, упирая на библейскую притчу о воскрешении Лазаря, убеждает покаяться в содеянном. Соня намерена разделить с Раскольниковым превратности каторжной жизни: она считает себя виноватой в нарушении библейских заповедей и согласна «пострадать», чтобы очиститься.

    Примечательно, что каторжники, отбывавшие наказание вместе с Раскольниковым, испытывают к нему жгучую ненависть и одновременно очень любят навещающую его Соню. Родиону Романовичу говорят, что «ходить с топором» – не барское дело; его называют безбожником и даже хотят убить. Соня же, следуя своим раз и навсегда установленным понятиям, ни на кого не смотрит свысока, ко всем людям она относится с уважением – и каторжные отвечают ей взаимностью.

    Соня Мармеладова – один из важнейших персонажей книги. Без ее жизненных идеалов путь Родиона Раскольникова мог завершиться только самоубийством. Однако Федор Михайлович Достоевский предлагает читателю не только воплощенные в главном герое преступление и наказание. Жизнь Сони ведет к покаянию и очищению. Благодаря этому «продолжению пути» писателю удалось создать целостный, логически завершенный мир своего великого романа.

    Образ Раскольникова в романе «Преступление и наказание»

    Многогранный роман

    Листая первые страницы книги, мы начинаем знакомиться с образом Раскольникова в романе Достоевского «Преступление и наказание». Рассказывая историю его жизни, писатель заставляет нас размышлять над целым рядом важных вопросов. Трудно определить, к какому типу романа относится произведение Ф. М. Достоевского. В нём поднимаются проблемы, затрагивающие различные сферы жизни человека: общественную, нравственную, психологическую, семейную, моральную. Родион Раскольников является центром романа. Именно с ним связаны все остальные сюжетные линии великого произведения классика.

    Главный герой романа

    Внешний вид

    Описание Раскольникова в романе начинается с первой главы. Мы знакомимся с молодым человеком, который находится в болезненном состоянии. Он мрачен, задумчив и замкнут. Родион Раскольников – бывший студент университета, забросивший занятия на юридическом факультете. Вместе с автором мы видим скудную обстановку комнаты, где проживает молодой человек: «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длинной, имевшая самый жалкий вид».

    Черты характера

    Характеристика Раскольникова в романе «Преступление и наказание» даётся автором постепенно. Сначала мы знакомимся с портретом Раскольникова. «Кстати, он был замечательно хорош собою, с прекрасными тёмными глазами, тёмнорус, ростом выше среднего, тонок и строен». Затем начинаем разбираться в его характере. Юноша умён и образован, горд и независим. Унизительное материальное положение, в котором он оказался, делают его угрюмым и замкнутым. Его раздражает общение с людьми. Любая помощь со стороны близкого друга Дмитрия Разумихина или пожилой матери кажется ему унизительной.

    Идея Раскольникова

    Непомерная гордыня, больное самолюбие и нищенское состояние порождают в голове Раскольникова некую идею. Суть которой состоит, в подразделении людей на два разряда: обычных и право имеющих. Думая о своём великом предназначении, «тварь ли я дрожащая или право имею?», герой готовится к преступлению. Он считает, что совершив убийство старухи, проверит свои идеи, сможет начать новую жизнь и осчастливить человечество.

    Преступление и наказание героя

    В реальной жизни всё получается иначе. Вместе с жадной процентщицей гибнет убогая Лизовета, никому не причинившая зла. Ограбление не удалось. Раскольников не смог заставить себя воспользоваться краденным. Ему противно, тошно и страшно. Он понимает, что зря рассчитывал на роль Наполеона. Переступив нравственную черту, лишив жизни человека, герой всячески избегает общения с людьми. Отверженный и больной, он оказывается на грани сумасшествия. Семья Раскольникова, его друг Дмитрий Разумихин безуспешно пытаются понять состояние юноши, поддержать несчастного. Гордый молодой человек отвергает заботу близких и остаётся один на один со своей проблемой. «Но зачем же они меня так любят, если я не стою того!

    После рокового события герой заставляет себя общаться с незнакомыми людьми. Принимает участие в судьбе Мармеладова и его семьи, отдавая присланные матерью деньги на похороны чиновника. Спасает от растления юную девочку. Благородные порывы души быстро сменяются раздражением, досадой и одиночеством. Жизнь героя будто разделилась на две части: до убийства и после него. Он не ощущает себя преступником, не осознаёт своей вины. Больше всего он переживает из-за того, что не выдержал испытания. Родион пытается запутать следствие, понять, подозревает ли его умный и хитрый следователь Порфирий Петрович. Постоянное притворство, напряжение и ложь лишают его сил, опустошают душу. Герой чувствует, что поступает неправильно, но не желает признавать свои ошибки и заблуждения.

    Родион Раскольников и Соня Мармеладова

    Возрождение к новой жизни началось после знакомства Родиона Раскольникова с Соней Мармеладовой. Восемнадцатилетняя девушка сама находилась в крайне бедственном состоянии. Застенчивая, скромная по натуре героиня вынуждена жить по жёлтому билету, чтобы отдавать деньги своей голодающей семье. Она постоянно терпит оскорбления, унижения и страх. «Безответная она», – говорит о ней автор. Но это слабое существо обладает добрым сердцем и глубокой верой в бога, которая помогает не только выстоять самой, но и поддерживать других. Любовь Сони уберегла Родиона от гибели. Её жалость поначалу вызывает у гордого юноши протест и негодование. Но именно Соне поверяет он свою тайну и именно у неё ищет сочувствия и поддержки. Измученный борьбой с самим собой, Раскольников, по совету подруги, признаёт свою вину и отправляется на каторгу. Он не верит в бога, не разделяет её убеждений. Мысль о том, что счастье и прощение надо выстрадать непонятна герою. Терпение, забота и глубокое чувство девушки помогло Родиону Раскольникову обратиться к богу, раскаяться и начать жить заново.

    Основная идея произведения Ф. М. Достоевского

    Подробное описание преступления и наказания Раскольникова составляют основу сюжета романа Ф. М. Достоевского. Наказание начинается сразу после совершения убийства. Мучительные сомнения, угрызения совести, разрыв с близкими людьми оказались гораздо страшнее долгих лет каторги. Писатель, подвергая глубокому анализу Раскольникова, пытается предостеречь читателя от заблуждений и ошибок. Глубокая вера в бога, любовь к ближнему, нравственные принципы должны стать основными правилами в жизни каждого человека.

    Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс

    • Произведение: Преступление и наказание
    • Это сочинение списано 72 788 раз
    • В романе Достоевского «Преступлении наказание» интерьеры изображены в уродливых, мрачных, давящих тонах. Они подчеркивают обстоятельства, состояние души героев, а иногда, наоборот, контрастны по отношению к персонажам. Примером тому может служить привлекательный портрет Раскольникова и комната, в которой он живет: нищенская, напоминающая гроб или шкаф, с низким потолком, с желтыми выцветшими обоями. Интерьер дополняют ободранные старые стулья, софа и небольшой крашенный столик.

      Описывая комнату главного героя, писатель подчеркивает запустение и безжизненность жилища, вызывающего страх и угнетение. Мертвенность комнаты дополняет большой слой пыли на книгах и тетрадях, лежащих на столе. В этой желтой комнатушке нет жизни. Хозяин ее добровольно отказался от действий, от общества, он неподвижно лежит в ней и думает о безвыходности своего положения.

      Достоевский – тонкий психолог в описании обстановки. Так, комната старухи- процентщицы очень опрятна, предметы мебели и пол в ней блестят, свидетельствуя о чистоплотности, которая характерна для «злых и старых вдовиц».

      Почти во всех жилищах персонажей романа интерьер свидетельствует о крайней нищете их хозяев, а, кроме того, о неустроенности в жизни, отсутствии уюта и душевного тепла. Герои не защищены в своих домах, не могут укрыться в них от проблем и несчастий. Кажется, что даже по отношению к своим жильцам, эти комнатушки выявляют неприветливость и отчужденность, гонят их на улицу.

      Мать Родиона Раскольникова с облегчением выходит из его коморки. Комната Сони так же уродлива и невесела, напоминая сарай. Стены помещения украшены желтоватыми, отстающими обоями, чернеющими от сырости по углам. Но она огромна по размерам, что совсем не вяжется с хрупкой и маленькой фигурой его обитательницы. Писатель тем самым подчеркивает, насколько несоответствующими являются обстановка и положение беспомощной в своем положении героини. Комната этой девушки напоминает неправильный четырехугольник, что очень символично. Подчеркивается нарушение основательности и прочности. Здесь нет места стабильности и гармонии. А ведь жизнь Сони и вправду уже разрушена. Она вынуждена торговать собой ради спасения семьи.

      В доме Мармеладова глазами Раскольникова читатель видит ужасающую нищету. По жилищу разбросаны детские вещи, через комнату протянута дырявая простыня, предметами мебели служат два стула, ободранный диван и старый кухонный стол, ничем не накрытый и никогда не крашенный. Освещением служит огарок свечи, что символизирует собою смерть, распад семьи.

      Лестницы в романе отличаются таким же неприглядным видом, они тесные и грязные. Исследователь Бахтин М. М. отмечает, что вся жизнь героев романа проходит на лестнице, на виду. Раскольников разговаривает с Соней у дверей, так что весь разговор слышит Свидригайлов. Соседи, сгрудившись возле дверей, становятся свидетелями предсмертных мук Мармеладова, отчаяния Катерины Ивановны и смерти ее мужа. По дороге домой по лестнице навстречу Раскольникову поднимается священник.

      Обстановка гостиничного номера Свидригайлова, в котором он проводит свою последнюю ночь накануне самоубийства, также наполнена символичным значением. Комната похожа на клетку, стены напоминают сколоченные доски, что наводит читателей на мысль о гробе, намекая на предстоящие события.

      В обстановке большинства помещений преобладающим тоном становится желтый. Этот жизнеутверждающий, солнечный цвет превращается в романе в цвет безжизненности, отсутствия энергии и позитива, цвет болезни и дисгармонии. Яркий сочный цвет Достоевский заменяет тусклым, грязным, размытым, унылым желтым цветом, свидетельствуя о безжизненности героев.

      Интерьеры в романе «Преступление и наказание» играют важную роль, становятся не только фоном событий, но и элементом композиции, идейного звучания романа.

      • Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ"Об основах охраны здоровья […]
      • Подать заявление развод астана ЗАГС СЕВЕРО-КАЗАХСТАНСКой области (плюс часть КОКЧЕТАВСКОЙ) САЙТ МИНЕСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ республики КАЗАХСТАН http://www.minjust.kz/ru/node/874 XV. департамент юстиции СКО150010, г. […]
      • Продажа квартир - Чебоксары 5 359 объявлений Агентство отмечено «Знаком качества» Domofond.ru Пожаловаться на объявление Ваши отзывы важны для нас. Пожалуйста, заполните форму, это поможет нам улучшить качество […]

    Описание интерьеров в романе «Преступление и наказание» Работу выполнили: Печенкин Георгий, Мугинова Регина, Ширяев Егор, Богатенкова Елизавета, Угарин Артем, Цыганкова Анастасия, Бобожонов Саша. В романе «Преступление и наказание» важную роль играет описание интерьеров. С помощью описания интерьеров автор передает атмосферу произведения и помогает еще лучше понять характер героя. То, что окружает человека влияет не только на его взгляды и мировоззрение, но и на его душевное состояние. Описание каморки Раскольникова Жилище Раскольникова играет важнейшую роль в формировании его душевного состояния. Каморка, морская каюта, шкаф, сундук, гроб и т.д. - все эти эпитеты относятся к крошечному жилищу Раскольникова.

    • ...там-то, в углу, в этом-то ужасном шкафу и созревало все это вот уже более месяца…
    • ...дурная квартира...точно гроб...я уверена, что ты наполовину от квартиры стал такой меланхолик…
    • ...ему стало душно и тесно в этой желтой каморке, похожей на шкаф или на сундук. Взор и мысль просили простору...

    Крошечная комната, в которой жил студент Раскольников, не могла не повлиять на его психологическое состояние. Жизнь в крошечной комнате, безусловно, "сужала" его сознание. Очевидно, что жизнь в комнате-шкафе не могла дать Раскольникову простора для мыслей и идей. Как правильно подметила мать Раскольникова, такая комната только может усилить меланхолию.

    Описание кабака Раскольников забрел в распивочную, бродя "как пьяный" по тротуарам от "чувства бесконечного отвращения" сразу после посещения Алены Ивановны. Но в этом месте Родион, конечно, не смог развеять свои мысли. Кабак с первых минут вызывает отвращение «из дверей выходили двое пьяных и, друг друга поддерживая и ругая, взбирались на улицу». Распивочная находилась в подвальном этаже, из-за этого там "было душно, и все до того было пропитано винным запахом, что от одного этого воздуха можно было в пять минут опьянеть". Раскольников уселся "в темный и грязный угол за липкий столик". Интерьер заведения напоминает внешний вид хозяина, который был "в страшно засаленном атласном жилете" с лицом "будто смазанным маслом". Из-за давно протухших закусок, которые предлагались гостям "крошеные огурцы, черные сухари и резанная кусочками рыба" в заведении очень дурно пахнет. «Проходной угол» Мармеладовых Жилище семьи Мармеладовых - типичное жилище бедных людей, которые едва сводят концы с концами. "...а живем мы в холодном угле, и она в эту зиму простудилась и кашлять пошла, уже кровью..." Характерно, что комнату Мармеладова освещает маленький огарок свечи. Деталь эта символизирует собой постепенное угасание жизни в этой семье. "...Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной; всю ее было видно из сеней. Посещение уголка Мармеладовых оставляет неприятный осадок, ощущение тоски и грусти, особенно на фоне происходящих в ней событий. После того, как Раскольников все это увидел, он даже решил невольно оставить несколько монет семье. Описание комнаты Сони Достоевский описывает комнату Сони для того, чтобы мы еще лучше понимали, как трагична ее жизнь. Описание помогает понять ее образ, почему именно она оказалась близка Раскольникову. Читая описание комнаты Сони, возникает ощущение пустоты и одиночества. «Во всей этой большой комнате почти совсем не было мебели». Саму комнату Достоевский называет «уродливой». Комната-«сарай» никак не подходит для жизни человека. Почерневшие обои, полумрак, три окна, выходящие на канаву, угнетают сознание Сони и убивают в ней надежду. И мы еще больше понимаем, насколько Соня бедна и несчастна. Становится очевидным, что они оба и Раскольников, и Соня несчастны в своих обстоятельствах и это их объединяет. «Огарок уже давно погасал в кривом подсвечнике, тускло освещая в этой нищенской комнате убийцу и блудницу, странно сошедшихся за чтением вечной книги». Описание трактира В сцене Раскольников гуляет по Санкт Петербургу и ищет встречи с Свидригайловым. Поворачивая на проспект, по которому еще не ходил, он натыкается на трактир, в котором совершенно случайно видит Свидригайлова. Достоевский в этой главе уделяет внимание описанию интерьера трактира. То, что в трактире отворены все окна, показывает, что в нем душно из-за большого количества людей. И, действительно, Раскольников видит много фигур в окне. Шум из трактира слышен даже на улице, и, чтобы мы лучше поняли всю обстановку, автор использует слова: «набит битком», «звенели», «гремел». Внутри же самого трактира не протолкнуться. Из-за большого количества гостей, трактир был грязным, как говорит автор, «трактир был даже не средней руки». Обстановка трактира нисколько не смущала Свидригайлова, наоборот, он находился здесь каждый день. Раскольникову же было крайне неуютно в этом помещении. Неприятный разговор с Свидригайловым еще больше давил на него. Раскольникову хотелось покинуть это ужасное место. У Достоевского интерьер играет важную роль в характеристике героев. Хотя он не дает полного описания, а лишь дополняет его. Иногда именно интерьер помогает полностью понять героя, его внутренний мир. У Достоевского интерьер играет важную роль в характеристике героев. Хотя он не дает полного описания, а лишь дополняет его. Иногда именно интерьер помогает полностью понять героя, его внутренний мир.



    Есть вопросы?

    Сообщить об опечатке

    Текст, который будет отправлен нашим редакторам: