Яркость и осязаемость пейзажа, гармоничность слияния человека и природы в творчестве А.А.Фет Раздаточный материал к уроку-практикуму по творчеству а.а.фета Какие предметы реалии рисуют картину весны.

Группа 1. Стихотворение «Еще майская ночь» (1857).

  1. Какие литературные ассоциации вызывает у читателя название этого стихотворения?

  2. Каким настроением проникнуто стихотворение? Меняется ли настроение по ходу текста? Какой поэтический смысл придают тексту восклицательные интонации 1-й строфы?

  3. Почему майская ночь вызывает у лирического субъекта не только любовь, но и тревогу?

  4. Почему поэт сравнивает молодую листву берез с убором невесты? Какие противоречивые состояния души при этом выявляются?

  5. Каким мы видим лирического субъекта стихотворения? Какие чувства он испытывает и почему? Какие слова и выражения передают его состояние? («Тревога и любовь», «томить», «с песней», «и последней» и др.)

  6. В чем драматизм в изображении чувства в 4-й строфе? Почему поэт идет «к ней» с «последней» песней?
Группа 2. Стихотворение «Заря прощается с землею» (1858).

  1. О какой «двойной жизни» говорит поэт в последнем четверостишии?

  2. Какие образы-символы есть в стихотворении?

  3. Найдите изобразительно-выразительные средства, использованные поэтом, и определите их художественную роль в стихотворении.

  4. Как картины природы в преддверии захода солнца могут быть связаны с человеческой жизнью?
Группа 3. Стихотворение «Это утро, радость эта» (1881).

  1. Какие предметные реалии рисуют картину весны?

  2. Какой характер придает стихотворению его «безглагольность»?

  3. Какие краски, звуки, запахи, характерные для весны, замечает поэт?

  4. Каким чувством проникнуто стихотворение? Почему его лирический субъект переживает «ночь без сна»?

  5. Какой смысл придает стихотворению прием анафоры?
6. Какие изобразительно-выразительные средства используются природы и внутреннего состояния человека?

Для создания поэтических образов

Итоговый вопрос урока. Что характерно для поэтического стиля Фета?

Вывод. Фет - мастер словесного изображения тончайших состояний в душе человека. Его стихи наполнены философским смыслом, потому что в них человеческая жизнь соотнесена с вечной жизнью и обновлением природы. Метафоричность, повышенная эмоциональность и необычный синтаксис поэзии Фета помогают ему в создании уникальных художественных образов, рисующих сложную духовную жизнь человека.

УРОК 73. «Здесь духа мощного господство…» 1 Сопоставительный анализ стихов Тютчева и Фета. Особенности поэтического стиля Тютчева и Фета

В результате изучения темы у учащихся должно сложиться четкое представление об особенностях поэтического стиля Ф. Тютчева и А. Фета. В начале урока учитель вместе с классом составляет обобщающую таблицу, которая записывается в тетрадях.

Особенности поэтического стиля Тютчева и Фета


Тютчев

Философский характер поэзии, мысль в которой всегда сливается с образом. В поэзии Тютчев стремится осмыслить жизнь Вселенной, постичь тайны космоса и человеческого бытия

Трагический характер лирики, доминирующее чувство - напряжение, вместе с тем присущий поэзии Фета свет и оптимизм. Диалектика трагедии и радости, преодоление драматических ситуаций чувством гармонии мира

Жизнь, по Тютчеву, - это противоборство враждебных сил. Драматизм восприятия действительности в сочетании с неиссякаемой любовью к жизни

Красота в его стихах - это преодоленное страдание, радость, добытая из боли. Жизнь в стихах Фета - миг, закрепленный в вечности

Человеческое «я» по отношению к природе - не капля в океане, а две равные беспредельности. Внутренние, незримые движения человеческой души созвучны зримой диалектике явлений природы

Импрессионистский характер изображения чувств, их фрагментарность и предельная образность. Строгая художественная структура стихов, их внутреннее равновесие и ощущение эскизности, нарочитой оборванности

Образная система лирики Тютчева сочетает предметные реалии внешнего мира и субъективные впечатления от этого мира, производимые на поэта. Мастерство в изображении гармонии предметных реалий мира внешнего и глубины мира внутреннего

Повышенная метафоричность поэзии, динамичность и музыкальность художественных образов. Преобладание настроения над мыслью, мысль «растворена» в музыке

Мастерство поэта в создании фонетических

И живописных образов, сочетание звукописи

С неожиданной палитрой красок, цветных образов

Мастерство в использовании параллелизмов, повторов, периодов, ритмических пауз, богатство и глубина поэтических интонаций, звуковой инструментовки

Во второй половине урока можно организовать самостоятельную исследовательскую работу по сопоставительному анализу стихотворения Ф. Тютчева «Еще земли печален вид…» и стихотворения А. Фета «Еще весны душистой нега…» и подготовку к самостоятельной письменной работе, которую можно начать в классе, а завершить дома.

Задания для сопоставительного анализа

Выявите особенности художественной формы каждого стихотворения. Какой поэтический смысл можно при этом заметить?

О чем эти стихотворения? Есть ли в них аллегорический подтекст?


Какие образы стихотворений можно считать образами-символами?

Сопоставьте лексику, синтаксис, поэтические интонации стихотворений. Сделайте выводы о сходстве и различии чувств и художественных образов этих стихотворений.

Сделайте выводы об основных особенностях поэтического стиля Тютчева и Фета, проявившихся в этих стихотворениях.

А. А. Фет. Надпись на книге стихов Тютчева.

Николай Алексеевич Некрасов

УРОК 74. «Мне борьба мешала быть поэтом, песни мне мешали быть борцом». Личность и судьба Н. А. Некрасова

В словах Некрасова, которые можно взять эпиграфом к творчеству поэта, - причина внутренних противоречий в его мировоззрении и творчестве. Поэт - лирик по сути - всю жизнь подчинял свое поэтическое творчество политическим и общественным задачам. Он не ждал для своих «песен» божественных звуков, ниспосланных свыше, а стремился учить свою музу, какой она должна быть. По мнению Некрасова, муза обязана «диктовать» поэту строки, исполненные сострадания к угнетенному и обездоленному народу, быть музой «мести и печали».

В начале урока - небольшой концерт из стихотворений Некрасова, а также эмоциональный рассказ о наиболее важных страницах жизни и творчества поэта. Можно прочитать в классе стихи, показывающие глубокие чувства сострадания к русскому народу, стихи о любви, о задачах поэтического творчества, например: «Надрывается сердце от муки…», «Ты всегда хороша несравненно…», «Внимая ужасам войны…», «Праздник жизни - молодости годы…», «Поэту» («Любовь и Труд - под грудами развалин…»), «Русскому писателю».

Вопросы классу на выявление восприятия

Какие жизненные проблемы волновали поэта? Каким вам представляется его облик в этих стихах?

Основой рассказа учителя о страницах биографии писателя может стать хронологическая схема:


  1. Детство в селе Грешневе на Волге, учеба в ярославской гимназии.

  2. Первые годы жизни в Петербурге, конфликт с отцом, начало поэтической деятельности. Отрицательная оценка в критике сборника «Мечты и звуки».

  3. Переломный момент в жизни Некрасова - сближение с Белинским. Некрасов - апологет «гоголевского направления» в литературе. «Физиология Петербурга».

  4. Произведения первой половины 40-х годов: «Родина», «Современная ода», «Колыбельная песня», «В дороге» и др. Горечь и сострадание униженным, ирония в адрес «хозяев жизни».
Вопросы и задания для обсуждения стихотворения «Еду ли ночью по улице темной…»

  1. Каким настроением проникнуто это стихотворение? Как бы вы определили его жанр (воспоминание, размышление, элегия, реквием, жанровая сцена)?

  2. В чем истоки трагедии людей? Докажите, что доля женщины была особенно тяжела и беспросветна. Какой единственный выход находит героиня из нищеты и горя?

  3. За что упрекает себя лирический субъект стихотворения? Почему он не может забыть матери своего ребенка?

  4. Как случай из «частной жизни» помогает понять драматизм мира, в котором живут люди? Какие предметные реалии характеризуют мир, где живут герои? Почему мир беспощаден к ним?

  5. Найдите ключевые слова в каждой части стихотворения. Как они связаны с поздним прозрением лирического субъекта? Как он оценивает свою «неудачную» любовь?
Индивидуальные задания. Сопоставьте стихотворения «Еду ли ночью по улице темной…» и «В дороге». Есть ли в них основания для сопоставления? Сопоставьте разные точки зрения на стихотворение «Еду ли ночью по улице темной…»:

«Скажите от меня Некрасову, что его стихотворение в 9-й книжке [«Современника»] меня совершенно с ума свело; денно и нощно твержу я это удивительное произведение - и уже наизусть выучил» (из письма И. Тургенева В. Белинскому от 26 ноября 1847 года).

«Кто способен написать стихотворения: „Филантроп“, „Эпилог к ненаписанной поэме“, „Еду ли ночью по улице темной…“, „Саша“, „Живя согласно с строгою моралью…“, - тот может быть уверен в том, что его знает и любит живая Россия» (Д. Писарев, 1861).

«Нельзя без содрогания и отвращения читать этой ужасной повести! В ней так много безнравственного, так много ужасающей нищеты!.. И нет ни одной отрадной мысли!.. Нет и тени того упования на благость провидения, которое всегда, постоянно подкрепляет злополучного нищего и удерживает его от преступления… Жаль, что муза г. Некрасова одна из самых мрачных и что он видит все в черном свете… Как будто уже нет более светлой стороны?» (из рапорта цензора Е. Волкова, чиновника особых поручений при министре народного просвещения, инспектору А. С. Норову от 14 ноября 1856 года).

5. В 1847-1866 годах. Некрасов - издатель и редактор «Современника».

Основные темы и мотивы лирики Некрасова 1847-1866 годов. Их жанровое многообразие:

Стихи о тяжелой судьбе крестьян, городской бедноты, женской доле («Орина, мать солдатская», «В полном разгаре страда деревенская…», «О погоде», «Плач детей», «Забытая деревня» и др.);

Лирические стихи о любви, о сложных взаимоотношениях любящих людей («Ты всегда хороша несравненно…», «Мы с тобой - бестолковые люди…», «Я не люблю иронии твоей…», «Прости» и др.);

Стихи о поэзии, о сложном противоречии между поэтическим призванием и общественным долгом («Праздник жизни - молодости годы…», «Безвестен я. Я с вами не стяжал…», «Блажен незлобивый поэт…», «Поэт и гражданин» и др.);

Стихи, посвященные товарищам по борьбе, революционным настроениям («Песня Еремушке», «На смерть Шевченко», «Тургеневу», «Белинский», «Размышления у парадного подъезда», «Памяти Добролюбова» и др.);

Стихи о России, о высоком общественном назначении русского человека («Что ни год - уменьшаются силы…», «Саша», «Несчастные», «Возвращение», «Начало поэмы» и др.).

6. В 1867-1877 годах. Некрасов - редактор и издатель журнала «Отечественные
записки». Вершины поэтического творчества Некрасова в этот период:

Поэмы о декабристах («Дедушка», «Русские женщины»), сатирические поэмы («Недавнее время», «Современники»), поэма «Кому на Руси жить хорошо»;

Элегические произведения («Душно без счастья и воли…», «Три элегии», «Уныние», «Утро», «Элегия»);

Лирический цикл «Последние песни» (1876-1877) («Сеятелям», «Скоро стану добычею тленья…», «Зине», «О Муза! я у двери гроба!..»).

7. 8 января 1878 года - смерть Некрасова. Его поэтическое завещание - стихотворение «Зине». Зина - жена Некрасова. Ее настоящее имя Фекла Онисимовна Викторова. Когда Некрасов познакомился с ней в 1871 году, ему было 50 лет, ей 18. Она была женщиной без образования. Когда он заболел, она так самоотверженно ухаживала за ним, что преждевременно состарилась. Некрасов обвенчался с ней уже на смертном одре. После его смерти она уехала из Петербурга и умерла в Саратове в 1915 году.

Вопросы и задания к стихотворению «Зине»

С каким чувством поэт идет к смерти? Какой жизненный итог подводит?

Как и с каким настроением он рассуждает о своей посмертной славе? Почему он считает, что его слава «померкнет» после его смерти?

Что для поэта представляет большую ценность в жизни: песни или борьба?

Какой характер приобретает противоречие между поэтическим талантом и необходимостью участия в общественной борьбе?

За что упрекает себя поэт? Каков его нерукотворный памятник себе? Сопоставьте его позицию с поэтическими убеждениями Пушкина в стихотворении «Памятник».

Как проявляются в этом стихотворении гуманистические взгляды Некрасова?

Каким, по Некрасову, должно быть высокое предназначение человека?

Выводы. Сложная, полная неожиданностей и сомнений жизнь Некрасова отразилась в его творчестве. Он живо откликался на многие злободневные события своего времени; сочувствовал страдающим и обездоленным; учил свою музу, какой она должна быть; противопоставлял служение искусству борьбе за счастье угнетенных; восхищался своими соотечественниками, придерживающимися революционных позиций; тонко чувствовал интимные отношения между людьми, их сложность и драматизм. Незадолго до смерти он приходит к убеждению, что он плохой поэт, так как подчинил свой поэтический талант политической борьбе, и плохой борец, так как сердце поэта, открытое «песням», не способно к последовательной и ожесточенной борьбе с врагами.

В каждом своем стихотворении Фет с филигранной точностью описывает мельчайшие детали картины природы, будто рассматривает полотно живописца:

«Сядем здесь, у этой ивы,

Что за чудные извивы

На коре вокруг дупла!

А под ивой как красивы

Золотые переливы

Струй дрожащего стекла!»

Благодаря дарованию Фета, мы видим не только красивый пейзаж, но и вдыхаем аромат цветов, прислушиваемся к звукам природы: нежное пение птиц дополняется стрекотанием кузнечиков, и уже слышны отдаленные раскаты грома… Как легко представить знойный летний день, когда в воздухе «несется запах медовой» и слышен «кузнечиков неугомонный звон»!

Необыкновенно точно, емко и, вместе с тем, динамично рисуют картины природы безглагольные стихи Афанасия Фета. Стихотворение «Это утро, радость эта…» с каждой строкой все больше волнует нас. Мы видим яркое синее небо, на нас обрушивается лавина звуков, и финальным аккордом - бессонная ночь, «мгла и жар постели». Так бывает только весной! Невероятно романтичное стихотворение «Шепот, робкое дыханье» переносит нас в тихую летнюю ночь. Журчание ручья и соловьиная песнь - музыка, сопровождающая встречу влюбленных. А «Чудная картина…» дарит спокойствие и легкую грусть: под лунным светом блестит снег, и вдаль уносятся сани.

Эта образность, это пристальное внимание к деталям, насыщенность эпитетами, определениями составляют особый стиль поэта. В теме природы раскрываются и другие особенности лирики Фета: его ассоциативность и музыкальность слога.

Стихотворение «Это утро, радость эта..» написано А. Фетом в 1881 году, оно является типичным примером поздней пейзажной лирики поэта. Природа поэзии Фета неотделима от переживаний человека. Именно природа помогает открывать тайны человеческого бытия.

Фету удается представить в стихах подсознательное, передать то туманное, утаенное, что можно выразить лишь поэтическим языком, где роль играет не только семантика слов, но и звуковой, интонационный ряд, музыкальность стиха.

В стихотворении "Это утро, радость эта…" поэт не просто описывает весеннюю природу, а передает чувство, которое она рождает; раскрывается жизнь человеческой души.

Поэтом описан весенний день от рассвета до вечерней зари. Первая строфа – это утро, наполненное солнцем. Когда читаешь её, кажется, что стоишь на просторном лугу, запрокинув голову, и наслаждаешься льющимся с небес светом. Утро, пробуждение приносит чувство радости, мир природы находит отражение в мире эмоций. Множество ощущений создают определенную картину окружающего мира. Сначала появляются зрительные образы: «синий свод», «мощь дня и света», затем они наполняются звуковым содержанием: «этот крик». Поначалу мы лишь интуитивно догадываемся, чей это крик. Постепенно образ проясняется: «вереницы», «стаи» и, наконец, возникает слово «птицы». Окружающий мир наполняется движением. Возникает новый звуковой образ: «говор вод», который заставляет оглянуться вокруг. Этими словами заканчивается первая строфа, будто взгляд постепенно перемещается с неба на землю. Это создаёт ощущение непрерывности и целостности пейзажа.

Во второй строфе множество конкретных зарисовок, зрительных образов. Разгорающийся день дарит целый поток ощущений. Интересно, что взору открываются то картины дальнего плана («ивы и березы», «эти горы, эти долы»), то мельчайшие детали (капли, едва распустившийся лист, который пока еще "похож на пух"). Капли похожи на слезы, кажется, что это слезы умиления, все вокруг так восхитительно! Эта метафора еще раз доказывает неотделимость природы от внутреннего мира человека. И вновь пейзаж заселяется живыми существами: мошки и пчелы, едва проснувшиеся после долгой зимы, вызывают чувство легкости, полета, а главное, возникает мысль, что жизнь продолжается! Звуковые образы второй строфы также способствуют оптимистическому, жизнеутверждающему настрою: «зык и свист». Очень звучное слово «зык» наполняет пространство отрывистыми, но бодрыми, громкими и свежими звуками.

Третья строфа – описание вечера. Это самое таинственное время суток, именно поэтому мы почти не находим упоминание конкретных предметов. Вокруг лишь нагроможденье эмоций, размытых и не всегда осознаваемых. «Вздох ночной селенья»- это вздох лирического героя, сердце которого неспокойно, ждет чего-то незнакомого, но, несомненно, прекрасного. Возможно, «ночь без сна» проводит влюбленный человек… Эту догадку подтверждает незримо возникший образ соловья. Он невидим в ночи, слышны лишь «эта дробь и эти трели». Дважды возникает отрицание: «без затменья», «без сна». Это помогает создать ощущение непрерывности картины, постоянного течения времени. «Мощь» и «свет» к ночи превращаются в «мглу и жар», однако, завтра будет новый день, полный красок и светлых чувств.

В стихотворении нет ни одного глагола, однако, это вовсе не лишает его движения, наоборот, назывные предложения, словно нанизанные друг на друга, создают ощущение бега вешних вод, дуновение ветра и, без сомненья, порыва чувств. Яркие картины весны живо сменяют друг друга, они мимолетны, но от этого только более прекрасны. Указательные местоимения «этот», «эта», «эти» повторяются 26 раз! Кажется, лирический герой поражен количеством впечатлений, подаренных одним весенним днём, каждое из них заслуживает хотя бы мимолетного внимания. Звуки, запахи, изображения – все сливается в единую картину, которая, как в зеркале, отражается в душе лирического героя.

Синтаксически стихотворение представляет собой одно сложносочиненное предложение. Запятые в конце каждой строфы придают музыке стиха легкость, воздушность, стремительность, некую незаконченность и ощущение постоянного движения. Композиционная точка – слово «весна». Оно ассоциируется с мажорным аккордом после длинного музыкального пассажа, исполненного с нарастающим темпом и напряженностью. Поэтическое творение превращается в музыкальное - некий виртуозный этюд с ярким крещендо. Насколько же мелодична поэзия А.Фета, если к ней применимы музыкальные термины!

Стихотворение написано четырехстопным хореем, который в третьей и последней строке каждой строфы сменяется трехстопным, причем отсутствует последний безударный слог. Кажется, что это - небольшая пауза, взятие дыхания перед следующей музыкальной фразой. Именно эти строки зарифмованы между собой мужской рифмой, что подкрепляет возникшее ощущение. В третьей строфе все рифмы женские, этим еще раз подчеркивается её кульминационная значимость

Стихотворение А. Фета "Это утро, радость эта…" позволяет остановить и увековечить прекрасный миг жизни. Идеальный мир поэзии отражает мир реальных ощущений. После прочтения стихотворения возникает чувство гармонии, единения с природой, это наполняет сердце оптимизмом и любовью к жизни.

Поэзия А. Фета – неисчерпаемый источник, полный как мимолетных, стихийных, безотчетных чувств, так и наполненных мыслей. Все его стихотворения о природе – маленькие шедевры, волшебные зеркальца, заглянув в которые, можно увидеть свой внутренний мир и насладится ранее неведомыми ощущениями.


В каждом своем стихотворении Фет с филигранной точностью описывает мельчайшие детали картины природы, будто рассматривает полотно живописца:

"Сядем здесь, у этой ивы,

Что за чудные извивы

На коре вокруг дупла!

А под ивой как красивы

Золотые переливы

Струй дрожащего стекла!"

Благодаря дарованию Фета, мы видим не только красивый пейзаж, но и вдыхаем аромат цветов, прислушиваемся к звукам природы: нежное пение птиц дополняется стрекотанием кузнечиков, и уже слышны отдаленные раскаты грома… Как легко представить знойный летний день, когда в воздухе "несется запах медовой" и слышен "кузнечиков неугомонный звон"!

Необыкновенно точно, емко и, вместе с тем, динамично рисуют картины природы безглагольные стихи Афанасия Фета. Стихотворение "Это утро, радость эта…" с каждой строкой все больше волнует нас. Мы видим яркое синее небо, на нас обрушивается лавина звуков, и финальным аккордом - бессонная ночь, "мгла и жар постели". Так бывает только весной! Невероятно романтичное стихотворение "Шепот, робкое дыханье" переносит нас в тихую летнюю ночь. Журчание ручья и соловьиная песнь - музыка, сопровождающая встречу влюбленных. А "Чудная картина…" дарит спокойствие и легкую грусть: под лунным светом блестит снег, и вдаль уносятся сани.

Эта образность, это пристальное внимание к деталям, насыщенность эпитетами, определениями составляют особый стиль поэта. В теме природы раскрываются и другие особенности лирики Фета: его ассоциативность и музыкальность слога.

В каждом своем стихотворении Фет с филигранной точностью описывает мельчайшие детали картины природы, будто рассматривает полотно живописца:

«Сядем здесь, у этой ивы,

Что за чудные извивы

На коре вокруг дупла!

А под ивой как красивы

Золотые переливы

Струй дрожащего стекла!»

Благодаря дарованию Фета, мы видим не только красивый пейзаж, но и вдыхаем аромат цветов, прислушиваемся к звукам природы: нежное пение птиц дополняется стрекотанием кузнечиков, и уже слышны отдаленные раскаты грома… Как легко представить знойный летний день, когда в воздухе «несется запах медовой» и слышен «кузнечиков неугомонный звон»!

Необыкновенно точно, емко и, вместе с тем, динамично рисуют картины природы безглагольные стихи Афанасия Фета. Стихотворение «Это утро, радость эта…» с каждой строкой все больше волнует нас. Мы видим яркое синее небо, на нас обрушивается лавина звуков, и финальным аккордом – бессонная ночь, «мгла и жар постели». Так бывает только весной! Невероятно романтичное стихотворение «Шепот, робкое дыханье» переносит нас в тихую летнюю ночь. Журчание ручья и соловьиная песнь – музыка, сопровождающая встречу влюбленных. А «Чудная картина…» дарит спокойствие и легкую грусть: под лунным светом блестит снег, и вдаль уносятся сани.

Эта образность, это пристальное внимание к деталям, насыщенность эпитетами, определениями составляют особый стиль поэта. В теме природы раскрываются и другие особенности лирики Фета: его ассоциативность и музыкальность слога.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: