Парижская духовная семинария. Русская духовная семинария во Франции не является православной? Открытое письмо студента Андрея Серебрича и комментарии этого конфликта

Интервью c ректором Парижской духовной семинарии иеромонахом Александром (Синяковым).

— Отец Александр, Парижская духовная семинария, которую Вы возглавляете, занимает особое место среди всех духовных учебных заведений Русской Православной Церкви. В чем, по Вашему мнению, заключается ее уникальность?

— Наша семинария была создана в 2007 году, но открыла свои двери лишь два года назад. Инициатором создания русской семинарии в Париже был митрополит Кирилл, нынешний Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Идея была следующая: одновременно сочетать обучение в светских учебных заведениях, университетах Парижа (Париж, как известно, богат светскими учебными заведениями, в которых изучаются религиозные науки: патристика, библеистика, история Церкви и т. д.) и одновременно обучение в духовной школе Московского Патриархата, организованной согласно критериям Учебного комитета, по правилам Священного Синода, которая даёт каноническое духовное образование студентам, стремящимся к церковному служению. На основании этого и была создана наша семинария, и она в этом плане остаётся уникальной, потому что всего две семинарии Московского Патриархата существуют вне канонических границ Русской Православной Церкви: одна – в Джорданвилле (в Соединённых Штатах Америки) и наша семинария – в Париже. Но семинария в Джорданвилле сейчас как раз функционирует по российскому дореволюционному образцу, как автономное учебное заведение, в котором студенты обучаются внутри, в стенах монастыря. Наша семинария – не автономное учебное заведение, а коллегиум, существующий при светских и церковных университетах («университетская семинария»). Сейчас мы начали всего лишь третий учебный год, т. о. мы совсем молодое учебное заведение. В настоящее время в нашей семинарии обучается 22 студента. Каждый год мы принимаем в среднем 7 человек. Иногда чуть больше. Студенты в основном из России, Украины, Молдавии, есть студенты из русской иммиграции в Западной Европе, и есть студенты из западных стран, которые приняли Православие. Сейчас у нас три таких студента: один — из Колумбии (уже дьякон), второй – из Ганы, который был только что рукоположен во священники (Александрийский Патриархат) и скоро покинет стены семинарии, чтобы посвятить себя церковному служению, а третий — из Гаити, который сейчас ожидает свою студенческую визу.

— Если позволите, несколько слов о самом здании семинарии. Насколько известно – это бывший католический монастырь?

— Это здание XVII-XVIII вв., которое действительно было католическим монастырём. Символично, что община этого монастыря создавалась для просветительской (преподавательской) миссии. Сестры переехали в другие монастыри, в том числе в Париж. Теперь русская семинария устроилась в этом помещении. Только 1 августа этого года Русская Православная Церковь стала владельцем здания и всей прилегающей к нему территории. Теперь это территория принадлежит Корсунской епархии, представляющей Московский Патриархат на территории Франции. Это большое здание, в котором существует 25 студенческих комнат и пять комнат для преподавателей и священников, приезжающих в семинарию. Сейчас у нас здание заполнено практически полностью, потому что мы стараемся создать такие условия студентам, чтобы у каждого была своя комната. Это необходимо для их научной работы. У нас сейчас 22 студента, это означает, что у нас всего осталось 3-4 свободных комнаты.

— Каков распорядок дня студентов Парижской духовной семинарии? Как строится духовная жизнь студентов?

— Мы стараемся дать студентам широкую свободу для организации распорядка дня, потому что студенты обучаются в разных учебных заведениях. Одни студенты обучаются на подготовительном курсе, другие уже на бакалавриате. Некоторые учатся на факультете философии Парижского университета Сорбонна, некоторые на факультете богословия Католического Парижского университета или в Свято-Сергиевском православном богословском институте. Есть студенты, которые обучаются на магистратуре, в основном при Сорбонне, или же те, которые приступили к написанию докторской диссертации. Поэтому у каждого студента своё расписание, но есть основные пункты программы, которые обязательны для всех. В частности, особенностью нашей духовной школы является то, что рабочий день семинариста начинается со служения Божественной литургии каждый день, за исключением Великого поста, когда устав не предусматривает ежедневного совершения литургии (в такие дни мы совершаем утреню). Она совершается не долго — около полутора часов, хотя мы служим её целиком. Все студенты по возможности участвуют в литургии. Заканчивается учебный день семинарии вечерней, которая служится каждый день в 7 часов вечера. Кроме того, общими являются у нас трапезы. На обед попадают, естественно, не все, так как многие университеты находятся в Париже, и тогда студенты обедают в университетских столовых, где у них есть возможность пообщаться со светскими студентами и немного заняться христианской миссией. А вечером обычно все присутствуют на ужине. Естественно, в субботу-воскресение мы совершаем положенные службы литургического цикла. Время от времени часть наших студентов ездит помогать приходам Русской Православной Церкви или же приходам других юрисдикций Православной Церкви во Франции, набираясь тем самым опыта пастырства и организации прихода.

— Существует ли в Парижской семинарии такие должности, как проректор по воспитательной работе, инспектор, дежурный помощник инспектора? Несколько слов о самом воспитательном процессе.

— У нас есть инспектор, отец Сергий Борский, — выпускник Смоленской духовной семинарии и Римского Библейского Папского университета. В условиях западного контекста мы с отцом Сергием стараемся развивать у наших студентов не столько страх перед дисциплиной и наказанием со стороны инспекции, сколько ответственность за то, что они — будущие православные священники — в иностранном, инокультурном контексте представляют Русскую Православную Церковь, русскую культуру, Россию вообще или свою страну, и что по ним, по их поведению, по тому, как они учатся и общаются с людьми в Университете, будут судить вообще о Русской Православной Церкви. Именно это чувство ответственности мы стараемся развивать в наших студентах. Мы видим миссию нашей семинарии в том, чтобы помочь студентам, во-первых, познакомится с другой культурой, с другой университетской методологией, встретиться с христианами других Церквей, с представителями других религий, во-вторых, укрепиться в своей собственной духовной культуре, в своих корнях, в своей православной вере, подготовить себя к христианской православной миссии, чтобы рассказывать о Православии на понятном западному человеку языке.

— Каков профессорско-преподавательский состав семинарии?

— Наши студенты приблизительно две трети лекций прослушивают в университетах Парижа, и треть лекций – в семинарии. В самой семинарии у нас преподаёт 14 преподавателей богословско-канонических наук, и около 10 преподавателей французского, английского языков, в основном, это носители данных языков. Среди преподавателей у нас есть представители русской иммиграции, духовенства Корсунской епархии, которые имеют университетский опыт или которые занимаются преподавательской или научной деятельностью, потому что на Западе, как вы знаете, очень часто православные священники имеют светскую работу, в частности, некоторые из них является преподавателями либо работают в научных структурах Французского государства. Кроме того, у нас с прошлого года преподаёт декан Свято-Сергиевского богословского института. Секретарём Учёного совета семинарии является священник Сергий Модель, секретарь Брюссельско-Бельгийской епархии. Каноническое право у нас преподает иеромонах Амвросий (Макар), бывший проректор Киевской духовной академии, а сейчас настоятель православного храма в Милане. Кроме того, мы дополняем еженедельные лекции и ежемесячные семинары субботними лекциями. Каждую субботу мы приглашаем специалистов из разных стран, из разной среды, конфессиональной и университетской, рассказать о своих исследованиях. И эти субботние лекции обязательны для всех семинаристов.

— Посещают студенты семинарии общехристианские святыни Франции?

— Да, это является одним из важных элементов пребывания семинаристов во Франции и их обучения, формирования духовного сознания. Мы очень часть ездим, принимаем участие в паломнических поездках. Хор нашей семинарии очень часто поёт во время паломничеств по святыням Франции. Например, в день памяти святых мучениц Софии и её дочерей Веры, Надежды и Любови, хор наших семинаристов пел на православной литургии в городе Эшо, где хранится небольшая частица мощей мучениц. Это один из примеров таких поездок. Естественно, мы с семинаристами несколько раз в год совершаем паломничество к терновому венцу Спасителя в соборе Парижской Богоматери. С этого учебного года у нас заключено соглашение с руководством собора, согласно которому во всех выносах тернового венца будет обязательно принимать участие студент нашей семинарии и координировать православную часть паломничества, т. к. приезжает много православных священников, в том числе из соседних стран (Германии, Бельгии, Италии, России и др.). Мы стараемся ездить и в другие места и делаем это регулярно.

— Несколько слов об историческом значении визита приснопамятного Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II во Францию.

— Визит Патриарха Алексия II во Францию стал началом совершенно новой эпохи для жизни Корсунской епархии. Именно с того момента она стала намного более заметна, как в межправославном, так и в межхристианском контексте Франции. Визит приснопамятного Святейшего Владыки дал огромный стимул для развития нашей епархии. Именно тогда зародился проект постройки нового православного собора в Париже, именно тогда впервые обсуждалась идея создания семинарии в Париже. Таким образом, всем нынешним самым важным проектам Корсунской епархии придал импульс именно визит Святейшего Патриарха Алексия, к тому же он вызвал огромный интерес французских христиан по отношению к Русской Православной Церкви, потому что на молебен перед терновым венцом Спасителя в соборе Парижской Богоматери собралось огромное количество людей — около 5 тысяч. Собор был заполнен полностью. Люди стояли и на паперти. Представьте, что значит заполненный Собор Парижской Богоматери. Это говорит о многом. Среди них были православные христиане различных юрисдикций: и Русской Православной Церкви, и Румынской, и Константинопольской и т. д. Это были представители других христианских Церквей, которые пришли поприветствовать Патриарха Московского. Были даже люди, далекие от христианства, но которых заинтересовала историчность этого визита. Это действительно было потрясающе – видеть Патриарха Московского, входящего в главные, центральные врата Собора Парижской Богоматери, которые открываются редко. В прошлом году состоялось еще одно историческое событие – впервые со времён императора Николая II для поклонения терновому венцу Спасителя Собор Парижской Богоматери посетил Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев. Интересно, что настоятель собора по этому случаю даже просмотрел чин, по которому принимали императора Николая, адаптировал его.

— На какой стадии на данный момент находится строительство русского культурно-просветительского центра в Париже?

— Это крупный исторический проект. Российская Федерация приобрела замечательный участок в центре Парижа, прямо на берегу Сены. Сейчас там располагается метеорологическая служба Франции, которая должна переехать к концу этого года. В декабре 2011 года метеорологическая служба переезжает в новое здание. Это здание освобождается. Часть его будет разрушена для постройки храма, который будет собором Корсунской епархии, главным храмом Русской Православной Церкви в странах Западной Европы. Часть здания будет переоборудована под епархиальное управление, под духовно-культурный центр, под аудитории, в том числе и для нашей семинарии, для приходских помещений. Планируется в течение следующего 2012 года получить разрешение на строительство и согласовать все проекты. Ориентировочно, в 2013-14 году планируется провести строительные работы, чтобы к 2014-15 году собор и прилегающий к нему комплекс могли уже использоваться.

— В средствах массовой информации не утихают дебаты по поводу исламизации Западной Европы. Вспомним, например, довольно неоднозначный роман-антиутопию Елены Чудиновой «Мечеть Парижской Богоматери». Так ли это на самом деле?

— Мне кажется, необходимо несколько релятивизировать утверждение об исламизации Европы, которая в разных пропорциях происходит в странах Европы. Во Франции, например, мусульмане присутствуют в большом количестве, но в пропорциональном соотношении их вряд ли больше, чем, например, мусульман в Российской Федерации. Особенность Франции, по отношению к другим странам, заключается в том, что это страна с известным имперским (колониальным) прошлым. Поэтому мусульмане, которые на данный момент присутствуют во Франции, — это не столько эмигранты, приехавшие на заработки во Францию, сколько выходцы из бывших французских колоний. Это люди, которые родились французами. Ситуация, более или менее, похожа на ту, которая существует в Российской Федерации, где большинство мусульман не просто эмигранты, а люди, родившиеся в России. Опыт интеграции мусульман во французское общество на данный момент мне кажется более значительным, чем в соседних европейских странах. Сейчас правительство Франции серьезно взялось за вопрос исламского присутствия в обществе и соотношения между этой религией и французской традицией светскости. Французское государство помогает строить мечети, но в то же время запрещает намаз на улице. Что парадоксально, при католическом университете Парижа по инициативе французского государства было открыто отделение для повышения квалификации будущих или действующих имамов. Франция не любит принимать имамов из-за границы и стремится допускать к проповеди на своей территории только тех, кто прошел обучение на факультете Католического Университета.

— Миллионная месса, двухмиллионный хадж…Вспомним, например Всемирный день молодежи Римско-Католической Церкви, который проходил в августе в Испании, собравший 1,5 миллиона молодых людей. Что же объединяет такое множество молодежи одного вероисповедания в одно время в одном месте и чего не достает нам?

— Я тоже часто задавался этим вопросом. Даже в такой секуляризованной стране, как Франция, где отношение к христианству довольно двойственное, Католической Церкви удается собирать большое количество молодых людей. Я помню, когда умер папа Иоанн Павел II, я в то время преподавал историю русской цивилизации и Русской Православной Церкви в университете Сорбонна, в день его похорон перед папертью собора Парижской Богоматери был установлен огромный экран, и каждый, кто не смог по тем или иным причинам поехать в Рим, мог посмотреть церемонию отпевания. Показательно, что из сорока моих студентов, в которых я был уверен, что они были непрактикующими католиками, на лекцию пришло совсем мало, все остальные были на паперти собора и смотрели церемонию отпевания. Любовь к таким крупным, массовым религиозным мероприятиям очень сильна среди католической молодежи на Западе, но это, к сожалению, отрицательно сказывается на еженедельной церковной практике. В будущем это может распространиться и на молодых людей Православной Церкви. То есть молодые православные будут менее регулярно посещать богослужения, предпочитая участие в крупных религиозных событиях. Это новый вызов для пастырства в Западной Европе, и нам приходится учитывать подобные влияния, напоминая о важности для христианина активного и регулярного участия в Трапезе Господней.

Что о парижской семинарии: есть ли действительно опасность окатоличивания для православных студентов, обучающихся в инославной среде, или наоборот, они там только закалятся? Предлагаем вам посмотреть на семинарию своими глазами, послушать рассказ ректора и прожить два дня вместе со студентами:



Послушать рассказ ректора семинарии иеромонаха Александра (Синякова):


День в семинарии всегда начинается с литургии. Все студенты участвуют -- кто поет, кто читает, кто прислуживает в алтаре. Причащаются семинаристы часто, почти каждый день. Вечером служат только вечерню, но тоже ежедневно и присутствие всех семинаристов на ней обязательно


После службы завтрак и начало занятий


Днем между занятиями обед и небольшой перерыв - можно отдохнуть у себя в комнате...


...или погулять по семинарскому парку



И снова - учиться. Спевка - это тоже урок


Хотя после нее можно немного поиграть на гитаре


После занятий - вечерня


Семинарский храм



После службы - ужин. Но пока накрывают на стол, есть минутка, чтобы позвонить домой. Правда, не у всех есть такая возможность - звонок в Россию стоит дорого, а стипендию семинаристы не получают


Каждый день назначаются дежурные по кухне - они накрывают на стол. А готовит в семинарии повар или один из священников семинарского храма, который любит готовить и делает это для своего удовольствия


Звонок на ужин!


Семинарская трапеза не отличается большим разнообразием блюд: на обед - второе и багет, на ужин - суп и багет. Завтрак «европейский» - чай, кофе, багет с джемом. Столовая, как и вся семинария, рассчитана на 40 человек, пока студентов только 10, поэтому все они вместе со священниками умещаются за двумя столами


Дежурные за всеми моют посуду и готовят бутерброды на завтра


Вечером в коридорах и проходных комнатах не включают свет - экономят. Горят только аварийные надписи "sortie" -- "выход", отчего семинария, со своими длинными переходами и лестничными пролетами становится похожа на подводную лодку.


После ужина - свободное время. Можно самостоятельно заниматься французским, можно написать письма домой или посмотреть фотографии. Wi-fi доступ есть у всех студентов. Но кто-то уходит к себе в комнату, например, писать икону


Ночь в семинарии начинается поздно и быстро заканчивается


У каждого студента своя отдельная комната, с умывальником, шкафом и письменным столом - не всякая семинария может похвастаться такими условиями!


Такая магнитная табличка прибита на каждую дверь - они остались от католического женского монастыря, бывшего здесь раньше. Если семинарист отлучился из своей комнаты - он может оповестить об этом своих потенциальных гостей или куратора


Три дня в неделю (в понедельник, вторник и среду) занятия проходят в семнарии, а в четверг и пятницу - в Париже. В такие дни после литургии семинаристы отправляются на станцию


Путь от семинарии до железнодорожной станци занимает 25 минут пешком - по живописным улочкам провинциального городка. Мужчины в странных длинных одеждах в Эпине-су-Сенар никого не удивляют, так как кроме православной семинарии в городе расположены большая еврейская община, католические монастырь и богадельня


Дорога на поезде до Парижа занимает около 30 минут. Все транспортные расходы студентов семинария берет на себя. В поезде большая часть студентов тут же засыпают, все-таки день обычно начинается очень рано, а заканчивается очень поздно. Но некоторые энтузиасты пытаются читать учебники и в пути


В Париже семинаристы занимаются в двух университетах - в Сорбонне (на фото вверху) и в Католическом университете. Они находятся друг от друга на расстоянии пешей прогулки через Люксембургский сад


Денег на кафе у ребят нет. Поэтому они обедают на скамеечках в Люксембургском саду багетами с сайрой или с тунцом, которые привозят с собой. Очень скоро вокруг начинают кружить чайки и выпрашивать хлеб! Перерыв между занятиями в Сорбонне и в Католическом университете около часа, за это время ребята успевают пообедать и прогулочным шагом добраться до второго университета


Католический университет


Все занятия проходят на французском, поэтому большая часть семинаристов, никогда раньше этот язык не изучавших, не понимают ни одного слова из лекции. Поэтому все они заняты своими занятиями -- кто чем. Кто-то играет в телефон, кто-то читает книгу, кто-то пытается переводить тезисы лекции со словарем (тезисы каждой лекции преподаватель раздает на листочках до начала занятия). После лекции или в перерыве семинаристы делятся друг с другом впечатлениями от занятия, уговаривают своих франкоязычных сокурсников объяснить о чем говорил преподаватель. Отец Александр, ректор семинарии, убеждает ребят, что это необходимый период адаптации, через год они все будут понимать и заговорят - поэтому в этом году никто из семинаристов не сдает экзамены. Первый год - подготовительный.


Первые искушения

8 января 2010 года бывший студент парижской семинарии Андрей Серебрич (на фото вверху второй слева) опубликовал в интернете открытое письмо, в котором обвинил руководство семинарии в недостаточно критическом отношении к западной традиции. Инославное окружение, обучение в Католическом институте -- все это дало основание Андрею заподозрить "неладное". В своем письме он утверждает, что семинаристов лишают возможности посещать православный приход в Париже, принуждают целовать руку католическим священникам и брать у них благословение, навязывают "явно неправославные учения и воззрения" которые "преподаются как неоспоримые". В пример Андрей приводит учение о filioque, относительного которого, как он понял из занятий по догматике, у Православной Церкви "нет однозначного мнения". Недавно из семинарии был отчислен один из студентов -- Георгий Арутюнов. Андрей Серебрич утверждает, что поводом для этого послужило бескомпромиссное отстаивание Георгием православной позиции.
Ректор семинарии опровергает обвинения Андрея Серебрича, как не соответствующие действительности. "Никто никогда не заставлял студентов семинарии целовать руки католическим епископам, а тем более брать у них благословение. Кстати, я не видел, чтобы хоть кто-то из них это делал, -- пишет в частности о. Александр (Синяков) в ответном письме. -- Обвинение в том, что в семинарии якобы проповедуется учение о filioque безосновательно. В смущение Андрея Серебрича привело то, что, комментируя трактат святителя Василия Великого "О Духе Святом", я указывал на отрывок, на который ссылаются в своем учении католики. Однако мне также приходилось указывать на отрывки Священного Писания, на которых основываются ариане и в этой ереси меня еще не обвинили. Студент Георгий Арутюнов был исключен из семинарии указом архиепископа Корсунского Иннокентия от 1 декабря 2009 г. по просьбе большинства преподавателей семинарии за провокационную деятельность. Причем этот студент до сих пор живет в семинарии со своей семьей: Владыка Иннокентий разрешил ему остаться до 15 апреля".
Канцлер семинарии архиепископ Корсунский Иннокентий, комментируя открытое письмо, процитировал слова Евангелия от Луки (12:1): "берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие" и с сожалением заметил, что "этот поступок -- типичный пример ревности не по разуму и незрелости. Наш долг строго держаться православной традиции -- нельзя впадать ни в радикальное "фарисейство", как в случае с Андреем, но и ни в либеральное "саддукейство". И то, и другое Господь осуждает в Священном Писании".
"Гарантией "неокатоличивания" в инославной среде является твердая вера самих студентов и преданность матери-Церкви. Человек действительно преданный своей Церкви не будет бояться встречи с представителями других конфесссий и с секулярным миром, особенно живя в православном окружении, как в нашей семинарии, -- считает ректор. -- Как бы мы ни относились к католикам, в современном мире мы не можем избежать встреч с ними. Объективное знание учения других христианских Церквей очень полезно как в пастырском служении на Западе, так и в межхристианском и межрелигиозном диалоге".


Отец Григорий Приходько - католический священник, преподает семинаристам латынь и сравнительную литургику. Послушать его собственный рассказ о том как он это делает:

Можно ли жить в католическом окружении и не подпасть под влияние католицизма? Своим опытом делятся протоиерей Николай Озолин, настоятель Спасо-Кижского патриаршего подворья в г. Петрозаводске, иерей Андрей Кордочкин, настоятель храма Рождества Христова в г.Мадриде и игумен Арсений (Соколов), настоятель Всехсвятского прихода в Лиссабоне, Португалия:

Протоиерей Николай Озолин (родился, вырос и получил образование во Франции) : Попасть во Францию совсем не значит попасть в католическую среду. Французское общество воспринимает себя как постхристианское, основанное исключительно на светских гуманистических принципах, так что опасности "окатоличивания" для студентов там нет. Исповедовать Христа в современной Франции -- это большой подвиг, гораздо больший, чем сегодня быть христианином в России, и если молодой человек будет честен с собою и верен своей традиции, его всегда будут уважать в католической среде, именно как носителя православной традиции. О Православии в Европе знают довольно мало, в том числе и среди католиков. Так что познакомиться с ним из первых рук им самим будет очень интересно.

Иерей Андрей Кордочкин, настоятель Христорождественского прихода в Мадриде. Испания:
Можно ли жить в католическом окружении и не «окатоличиться»? Чтобы ответить на этот вопрос, мне придется вспомнить себя шестнадцатилетним.
Первые шаги в Церкви я начал делать в родном Петербурге. Александро-Невская Лавра, храм Спаса Нерукотворного на Конюшенной площади. Затем во мне возникло желание поступать в семинарию, я планировал уехать на учебу в Америку; мне хотелось получить опыт церковной жизни, не искалеченной советским режимом. Но Господь судил иначе – меня пригласили на три месяца в бенедиктинскую школу-интернат на севере Англии. У монастыря есть свой колледж в Оксфорде, где обучаются около 30 студентов – монахи и миряне. Я приехал в этот колледж на несколько дней, и получил приглашение получить университетское образование в Оксфорде. Правда, для этого мне необходимо было, по окончании школы в России, вернуться на год в ту же школу-интернат. Отец Генри, директор колледжа, посоветовал встретиться с епископом Диоклийским Каллистом, крупнейшим специалистом по патрологии в университете. «И еще», сказал о. Генри, «здесь есть один студент из России, тебе стоит увидеться с ним. Он пишет диссертацию с владыкой Каллистом, его зовут отец Иларион Алфеев». Эти две встречи укрепили мое решение остаться на учебу в Англии. Не могу сказать, что решение далось мне просто: в полях Северного Йоркшира мне казалось, что все самое важное – Церковь, семья, друзья, – осталось в Питере, а я оказался в Англии выключенным из жизни – надолго или навсегда.
И тогда я впервые начал молиться всерьез.
...У каждого православного человека есть опыт первого близкого соприкосновения с монашеской жизнью. Троице-Сергиева Лавра, Оптина Пустынь, Валаам. Я же вспоминаю небольшой монастырь в сорока милях от школы, недалеко от города Уитби. Деревенские автобусы, дорога чрез поля, холодный ветер – море совсем рядом! Вот и монастырь; если не увидеть крест на карнизе, можно и не догадаться, что это не просто обычная ферма, из которой он и возник. В одном крыле монастыря жила старенькая русская монахиня, мать Фекла, в другой – архимандрит Ефрем, пожилой англичанин, когда-то принявший монашество на Афоне. За монастырем – могила матери Марии, швейцарки, основательницы монастыря. В монастыре холодно, особенно зимой. Небольшой храм, всего несколько человек на воскресной Литургии. Монастырь давал мне силу, я чувствовал себя православным человеком, я понимал, что я не один.

Кроме монастыря, были приезды в Оксфорд, и богослужения в православном храме на улице Кэнтербери. Два епископа, греческий и русский, теплые и личные отношения с ними, чай для всех прихожан после Литургии, – после церковного Петербурга многое было в диковинку. В течении еще трех лет учебы в Оксфорде я регулярно ходил в этот храм, некоторое время живя через дорогу от него.
Затем – год в Лондоне. От Ноттинг Хилл Гейт, где я жил, пешком вдоль Гайд Парка до иезуитского Хитроп Колледжа, где я учился – минут двадцать. А если идти пешком через парк – Успенский собор. Воскресенье. Вот митрополит Антоний, как обычно, подходит к престолу, выходя из своей квартирки за алтарем. «Blessed is the Kingdom…»

Таким образом, в течении пяти лет я жил и учился в католическом окружении, четыре года с бенедиктинцами, и год – с иезуитами. При этом, я не только не «окатоличился», а напротив, именно в эти годы, как мне ясно сейчас, я сформировался как православный человек, который желает посвятить жизнь служению Церкви Христовой. Для думающего человека пребывать в чужой традиции – стимул глубже осмыслить свою. Но что значит «чужой»? Ведь жизнь в католической Церкви не сводится к обсуждению filioque и примата Папы. Я вспоминаю, как отец Генри в Оксфорде за каждым ужином прислуживал за столом студентам и гостям. «Кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою»; такой подход к жизни мне куда ближе, чем чинопочитание и обслуживание собственного авторитета как основная форма отношений с окружающим миром, которая в Церкви выглядит особенно нелепо. Близкое знакомство с Западом не позволяет отмахнуться от важных вопросов о сути христианства; если в реальной жизни католики оказываются непохожими на тевтонских рыцарей из фильма «Александр Невский», приходится думать своей головой, не опираясь на привычные православному сознанию образы.

Конечно, можно занять позицию полной изоляции по отношению к католическому миру, разделить вселенную на «своих» и «чужих», адаптируя к квазиправославному мировоззрению советские страхи «мировой закулисы» с непременным филиалом в Ватикане. Можно запретить студентам, готовящимся к принятию священства, учиться на западе. Однако митрополит Иларион (Алфеев) когда-то справедливо заметил: «В Русской Церкви... существует паническая боязнь всего западного, всего инославного и иностранного. Руководство наших духовных учебных заведений не любит посылать людей учиться заграницу, в особенности на Запад, из страха, что студенты там «окатоличатся». Но какова цена Православия, если оно «окатоличится» при первой же встрече с Западом? Если студенты «окатоличатся», виноваты в этом прежде всего преподаватели православных духовных школ: это они не сумели воспитать студентов в православном духе. Приведу простой пример. Среди украинских священников, которые в последние годы перешли в униатство, есть немало выпускников российских духовных школ. Их никто не посылал на Запад, воспитывали их в духе непримиримости и фанатизма, а вот - они взяли и «окатоличились»! Значит, проблема не в том, что мы пошлем студентов учиться куда-то не туда, а в том, что мы сами их учим чему-то не тому».

Едва ли от знакомства с другими людьми человек может стать беднее. «Окатоличиться», или же, наоборот, занять непримиримую фанатичную позицию по отношению к католическому миру, может лишь человек, страдающий от невежества. Поэтому я благодарю Бога за тот опыт, который Он мне дал, и я уверен, что человек, у которого есть вдумчивое и глубокое отношение к своей вере и любовь к Православию, не откажется от него никогда.

Тем, кто едет учиться на Запад – богословию и не только – могу сказать: это драгоценный опыт. Иногда полезно оказаться за пределами Родины и увидеть ее со стороны, чтобы понять процессы, происходящие дома. Западная система образования стимулирует самостоятельное мышление, умение анализировать информацию, способность убеждать собеседника четкими, ясными аргументами. Уважение к собеседнику, культура общения – не добродетель, а норма в Западном обществе. Великобритания в этом отношении является особенной страной. У нас зачастую презрительно относятся к этимкачествам, обвиняя Запад в подмене "духовности" "воспитанностью". Но когда заявка на духовность сочетается с хамством, с унизительным отношениям к людям, едва ли ее можно воспринять всерьез. Вспоминается, как архимандрит Софроний Сахаров, ученик прп. Силуана Афонского, описывал в одном из писем, какое сильное впечатление на него произвели присущие англичанам чувство такта и уважения к другим людям.
Православная жизнь в диаспоре зачастую отличается от привычных нам форм, и здесь есть чему научиться – открытости миру, готовности людей, многие из которых прошли нелегкий путь к Православию, «дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Пет. 3.15) тем, кто еще делает первые шаги в храме. То, что русским людям вначале кажется лишь связью с Родиной, оказывается несравненно бóльшим; именно в Церкви нам даруется небесная Родина, которую богослужение называет «вожделенным отечеством».

Игумен Арсений (Соколов), настоятель Всехсвятского прихода в Лиссабоне, Португалия:
Открытию в Париже православной семинарии можно лишь порадоваться. Париж был когда-то славен своей богословской школой. Но ведь богословским школам свойственно рождаться и умирать. Свято-Сергиевский институт, увы, почти весь остался в прошлом. Новое время требует новых решений. Парижская семинария, будем надеяться, станет со временем не только передовой богословской школой, но и очень важной площадкой для диалога Православия с западным христианским миром и с западноевропейским обществом. Это необходимо для консолидации здоровых церковных сил Европы в противостоянии секуляризации, здесь мы с римо-католиками естественные союзники.
Опасения, что, дескать, студенты семинарии могут подпасть под католическое влияние и "окатоличиться", совершенно пусты. Второй десяток лет несу церковное служение в Европе - в Италии, в Испании, в Португалии - и нигде никогда слыхом не слыхивал ни о каком переходе в католичество наших студентов. В католичество переходят как раз те, кто никуда не ездит и не учится, например православные верующие западных областей Украины. А вот те, кто не боится диалога с Западом, во встечах с ним лишь ещё крепче утверждается в верности Православию, в верности своей матери-Церкви. Так что, опасения, к счастью, беспочвенны.
От нашей лиссабонской общины поступил в Парижскую семинарию один молодой человек. Поскольку у него уже есть семья и трое малых детей, учится он на экстернате, что предполагает поездки на сессию четырежды в год. Он, брат Валентин - наша первая португальская ласточка. Надеюсь, в будущем и другие молодые люди и девушки из наших португальских общин возревнуют о получении богословского образования. Им теперь не надо будет ехать в Россию или на Украину. Прямо здесь, в Европе, они смогут получать богословское образование. Поэтому, открытие Парижской семинарии не может не радовать.

Текст и фото: Екатерина СТЕПАНОВА

Православная духовная семинария во Франции - единственное высшее учебное заведение Русской Православной Церкви Московского патриархата в Западной Европе, учрежденное решением Священного Синода Московского патриархата 15 апреля 2008 года.

Идея создания семинарии принадлежит митрополиту Смоленскому и Калиниградскому Кириллу, ныне Патриарху Московскому и всея Руси. Он выразил ее впервые во время своего последнего визита во Францию в ноябре 2007 г. по случаю презентации французского перевода "Основ социальной концепции Русской Православной Церкви".

Кроме того, проект создания во Франции русской православной семинарии – один из главных результатов визита Патриарха Алексия II в Париж в октябре 2007 года.

Парижская семинария находится в распоряжении не только Корсунской епархии РПЦ МП, но и остальных епархий Московского патриархата в Европе (Брюссельско-Бельгийской, Женевской и Германской РПЦЗ МП, Сурожской в Великобритании, Голландско-Нидерландской, Австрийской) и русских приходов в Италии. Правящие архиереи этих епархий входят в Наблюдательный совет семинарии, который возглавляет архиепископ Волоколамский Иларион (Алфеев), председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата и ректор Общецерковной аспирантуры-докторантуры РПЦ МП.

Задачи семинарии:

1. Подготовка высокообразованных кадров священнослужителей для РПЦ МП, владеющих иностранными языками, знакомых как с русской православной, так и с западной культурой.

2. Обучение православных мирян, участвующих в жизни Церкви, для подготовки их к церковной миссии и преподаванию катехизиса;

3. Обучение светских и церковных инославных студентов, интересующихся Православием русской традиции;

4. Интеллектуальное и духовное свидетельство о русском Православии через богослужения, различные научные, издательские и культурные проекты.

С 1 сентября 2009 года семинария располагается в доме святой Женевьевы в Эпине-су-Сенар (фр. Epinay-sous-Senart), в 21 км к юго-востоку от Парижа. Здание, арендованное у католической епархии, ранее принадлежало монастырю сестёр-помощниц (фр. Societe des Auxiliatrices des ames du Purgatoire).

Пока договор аренды с католиками заключен на один год с возможностью продления и с перспективой выкупа здания в собственность. Размер арендной платы - 250 тысяч евро в год, включая все коммунальные услуги и электричество. Деньги для оплаты текущих расходов семинарии поступают благодаря частным пожертвованиям.

При семинарии открыта часовня в честь святителя Мартина Исповедника и преподобной Геновефы Парижской.

Обучение в семинарии

Семинария предоставляет три формы обучения: очное с проживанием в семинарии для будущих священнослужителей, трехгодичный экстернат для желающих ознакомиться с русской духовной традицией и с богословско-литургическим наследием православной Церкви, и свободное посещение курсов. Учащиеся первых двух форм обучения получают специальные дипломы.

На очное обучение в семинарию принимаются лица православного вероисповедания любой национальности. Курс обучения на французском и русском языках длится пять лет (три года бакалавриата и два года магистратуры). Студенты, имеющие богословское образование, принимаются на четвертый курс (первый год магистратуры). Занятия проводятся как в самой семинарии, так и в высших учебных заведениях Парижа (в том числе в Сорбонне). По успешном завершении учебы и защите диссертации выпускники семинарии получают два диплома: диплом магистра философии Парижского Университета Сорбонна и церковный богословский диплом семинарии.

Семинария двуязычна. Для тех, кто французским языком не владеет (или владеет недостаточно), с первых же дней обучения организуются интенсивные курсы.

Семинария берет на себя все расходы для студентов, направляемых епархиями или другими духовными школами. Каждому семинаристу предоставляется отдельная комната (с умывальником) и трехразовое питание плюс годовой проездной (для поездок на занятия в Париж). Кроме того, в здании оборудованы библиотека, компьютерный зал и беспроводной Интернет.

Кроме студентов, направляемых епархиями и духовными школами, семинария принимает тех, кто готов платить за учебу самостоятельно. Учитывая уровень цен и зарплат в парижском регионе, сумма оплаты невысока – 350 евро в месяц. За эти деньги предоставляется бесплатное жилье (при наличии свободных мест), питание, учебные материалы и безлимитный доступ в Интернет. Плата за обучение на экстернате – 250 евро в год.

Схематически обучение в семинарии выглядит следующим образом:

Подготовительный курс:
- интенсивное изучение французского, греческого и латинского языков, а также вводные предметы богословского характера в семинарии;
- курс истории и обществоведения, разработанный французским правительством для священнослужителей (на факультете социологии Парижского университета).

Бакалавриат (3 года):
- Богословие, история Русской Церкви и русской философии, история Поместных Православных Церквей, литургика, современные и древние языки в семинарии;
- полный курс философии на философском факультете Сорбонны;
- библеистика и общая христианская история на богословском факультете Парижского университета.

Магистратура (два года):
- Богословско-религиозныe предметы в семинарии;
- патристика и история христианского учения на факультете религиозных наук Сорбонны.

Профессорско-преподавательская корпорация семинарии формируется из лучших специалистов в своей области, проживающих как в странах СНГ, так и на Западе. Лекции читают преподаватели из Франции, Италии, Бельгии, Голландии, России и Украины. Среди лекторов – протоиерей Николай Макар из Милана, специалист в области канонического права; протоиерей Сергий Овсянников из Амстердама, специализирующийся на библеистике; иерей Сергий Модель из Брюсселя, известный своими публикациями об истории и современном положении Православных Церквей в Европе.

Администрация

Архиепископ Корсунский Иннокентий (Васильев) - канцлер, председатель административного совета;

Иеромонах Александр (Синяков) - ректор, председатель педагогического совета;

Протоиерей Антоний Ильин - проректор по связям с общественностью;

Игумен Нестор (Сиротенко) - председатель дисциплинарного совета.

Ректор иеромонах Александр (Синяков) родился в 1981 году в Левокомском районе Ставропольского края (Россия). Окончил Тулузский университет, Свято-Сергиевский богословский институт и парижский университет Сорбонна (все три – во Франции). Свободно владеет французским, английским, немецким и греческим языками. В сентябре 2003 года рукоположен во иеродиакона, в ноябре 2004 года – во иеромонаха епископом Венским и Австрийским Иларионом (Алфеевым). Служил в Париже, будучи секретарем Корсунской епархии РПЦ МП по связям с общественностью, прессой и религиозными организациями. С 2002 по 2005 годы преподавал русскую цивилизацию, историю Церкви и древнеславянскую филологию в Сорбонне. Решением Священного Синода в апреле 2008 года назначен ректором духовной семинарии в Париже. В январе 2010 г. в среде студентов семинарии и парижской православной общественности возникли обвинения в адрес о. Александра, поддерживающего литургическое общение с Римско-Католической Церковью и насаждающего в своем учебном заведении католические взгляды, неприемлемые в православной традиции. В настоящее время эти обвинения активно обсуждаются в православных блогах.

По материалам "Википедии", сайта Русской духовной семинарии во Франции , "Православие.Ру", "Портала-Credo.Ru"

В сюжете:

06 июля 2010, 12:36 В Русской духовной семинарии во Франции прошло последнее в этом учебном году заседание Ученого совета
05 июля 2010, 13:38 МОНИТОРИНГ СМИ: "Я причащаюсь с католиками, сохраняя свои православные убеждения". Дмитрий Синяков, нынешний ректор Парижской семинарии, признался, что, будучи послушником, участвовал в совместной литургии с католиками
28 июня 2010, 18:56 В Парижскую семинарию РПЦ МП отныне можно будет поступить лишь с личного согласия Патриарха Кирилла
03 марта 2010, 12:36

Несколько лет назад в предместье Парижа была открыта духовная семинария. Ее ректором был назначен иеромонах Александр (Синяков). Сегодня он рассказывает "Татьянину дню" о самой молодой духовной школе Русской Православной Церкви.

Иеромонах Александр (Синяков), ректор Русской духовной семинарии в Париже. Начало нового учебного года, октябрь 2011-го

Отец Александр, как получилось, что именно Вы стали ректором Русской духовной семинарии в Париже? Расскажите немного о себе.

У меня все было очень просто: я всегда стремился вести монашеский образ жизни и после окончания школы, на следующий день после получения аттестата, уехал в Ипатьевский Костромской монастырь. Тут я прожил год, пока владыка Александр, тогда архиепископ Костромской, сейчас митрополит Казахстанский, не благословил меня отправиться на обучение во Францию. Учился я в Сорбонне, где защитил магистерскую и докторскую диссертации, и в Свято-Сергиевском православном богословском институте, где защитил магистерскую. Когда появилась идея создания семинарии во Франции, архиепископ Корсунский Иннокентий (сейчас - архиепископ Виленский и Литовский) предложил мне духовную школу возглавить. Затем последовало решение Священного Синода.

Ректорство для меня - это огромный опыт, который дает очень многое. Конечно, мы уже пережили огромное количество испытаний, трудностей, столкнулись с неописуемым количеством сложностей. Но благодаря милости Божией все это прошло, но многое, конечно, впереди - семинария очень молода, должна окрепнуть.

Русская духовная семинария была основана четыре года назад Священным Синодом Русской Православной Церкви по инициативе Святейшего Патриарха Кирилла, тогда - еще митрополита Смоленского и Калининградского. Собственно открыла она свои двери два года назад. Совсем недавно мы начали третий учебный год в семинарии.

Где территориально находится семинария в Париже?

Территориально семинария находится в пригороде. Туда проложена ветка метро - 25 минут от центра, что для французов - огромное время. Но зато это привычно для русских, знакомых с огромными московскими расстояниями.

Семинария располагается в бывшем католическом монастыре, который раньше занимали сестры-помощницы. Сначала мы арендовали помещения, а 1 августа этого года Русская Церковь стала владельцем монастыря и прилегающей к нему территории. Теперь у нас есть довольно большое здание, где 25 студенческих комнат, пять комнат для священников и преподавателей, приезжающих в семинарию, плюс почти четыре гектара парка. В этом году мы начали строить деревянный русский храм, который станет олицетворением настоящего русского зодчества.


Здание семинарии

Пока семинарский храм находится в приспособленном помещении?

Да, в семинарии есть домовый храм в приспособленном помещении, который мы сейчас полностью видоизменяем. Изнутри он расписывается фресками. Следующим этапом будет установка иконостаса, который прибудет к нам из мастерской Троице-Сергиевой Лавры. Очень хочется, чтобы этот храм был идеальным храмом русской православной традиции, чтобы его можно было, в том числе, показывать приходящим к нам гостям.

Семинарский храм был освящен еще при сестрах-помощницах во имя преподобной Женевьевы Парижской, святой VI века, которая очень почитается в русской эмиграции. Святая Женевьева почитается и православными, и католиками. Мы решили освятить престол нашего храма и в честь преподобного Мартина Исповедника, боровшегося с монофелитской ересью, - так как умер он в Корсуни, мы считаем его одним из покровителей Корсунской епархии.

Много ли в семинарии воспитанников?

В этом году у нас обучается 22 человека - каждый год мы принимаем в среднем около семи человек, иногда чуть больше. Большинство наших студентов - из России, но есть также молодые люди из Украины, Молдавии, русской эмиграции в Западной Европе. Три наших воспитанника - представители инославной культуры, обратившиеся в Православие: колумбиец (он был рукоположен в диаконы в прошлом году), гражданин Ганы (рукоположен в священники Александрийского Патриархата несколько недель назад), а также гаитянин из Русской миссии Зарубежной Церкви на Гаити, который пока еще ждет получение французской визы.

Языком общения в семинарии является французский. Две трети богослужения у нас совершаются на нем же.


Семинарский парк

А кто преподает в семинарии?

В плане обучения наша семинария - особенная. Дело в том, что основной курс обучения - примерно 2/3 всех занятий - наши семинаристы проходят в одном из парижских университетов: или в Сорбонне, или в Свято-Сергиевском богословском институте, или в Католическом университете Парижа. Только треть занятий проходит внутри самой семинарии - сюда входит то, что необходимо знать будущим пастырям по стандартам Учебного комитета Русской Православной Церкви. Наши преподаватели - клирики Корсунской и соседних епархий, миряне - представители русской эмиграции, преподаватели университетов. От католиков к нам приходят преподавать латинский язык. Я преподаю греческий и догматическое богословие.

Да, уникальная система… В чем ее достоинства?

Цель этой системы в совмещении светского и духовного образования. Русская Православная Церковь в последние годы отправляла много студентов на обучение в европейские светские учебные заведения, оставляя их иногда без надлежащего духовного окормления. И Русская духовная семинария впервые совмещает обучение в светских учебных заведениях, оставаясь при этом в рамках духовного образования Русской Православной Церкви. Получается, что студент получает два образования - университетское и церковное. Это позволяет ему, с одной стороны, познакомится с университетской средой, с ее вызовами - это очень важно для верующего человека, потому что он там сталкивается с неверующими людьми, с людьми другой культуры, других вероисповеданий. И в то же время, он укрепляет свои духовные корни, проверяет веру на крепость. С другой стороны, семинария помогает выдержать культурный шок, который студент переживает, оказываясь в иной среде, но при этом он не остается внутри своей конфессии - как будущий пастырь он контактирует и изучает людей, с которыми ему придется общаться на приходе в дальнейшем. Система наша похожа на метод ковки меча: из горячего в холодное и наоборот.


На одном из занятий

В стенах семинарии у студентов есть дополнительные послушания?

Да, конечно. Во-первых, день у нас начинается с Божественной литургии - на ней присутствуют все, если только нет каких-то очень уважительных причин для отсутствия. И завершается день вечерним богослужением, на котором тоже присутствуют все студенты. Причем, не приходится никого заставлять - ребята сами всегда охотно приходят. Многие из них поют, кто-то прислуживает в алтаре, те, кто в священном сане - служат по очереди.

Кроме того, есть послушания по организации внутренней семинарской жизни, например, в трапезной. Мы часто стараемся отправлять наших студентов на приходы Франции. Наш хор сопровождает иногда паломников к общехристианским святыням, иногда помогает на приходах во время престольных праздников или в каких-то иных торжественных случаях.

В Парижской семинарии есть какой-нибудь журнал, газета?

Да. Уже около четырех во Франции лет издается возрожденный «Вестник Русской Православной Церкви» - он выходит на французском языке, раз в три месяца. Также мы издаем небольшой студенческий журнал на французском и русском языках в электронной версии.

Вы живете среди людей с другим менталитетом, очень отличным от русского. Какое отношение у них к семинарии, к Вашим воспитанникам, к Вам?

Вообще, должен сказать по своему опыту - а я живу в Европе уже 12 лет - что французы относятся к нам с большим интересом, с уважением к русской культуре, и в частности, к русскому Православию. Мы чувствуем большую любовь французского общества к Православной Церкви. Когда появился проект нашей семинарии, французы отнеслись к нему очень положительно. Критика была, но она была с российской стороны. Французы же нас поддерживали, как могли - и католики, и православные. Верующие были счастливы, что у них в стране будет духовная школа, где будут учиться священники для них - ведь в Западной Европе сейчас огромная нехватка православных пастырей.


Семинарские послушания

Каким образом существует ваша небольшая семинарская община? Думаю, отношения у вас в коллективе строятся несколько иначе, чем в больших духовных школах?

Да, конечно, существует огромное различие. Мы постарались сделать так, чтобы между руководством семинарии и каждым студентом были личные отношения. У нас каждый студент на виду, и за несколько лет учебы он становится совершенно прозрачным для архиерея, для руководства семинарии, что с учетом особенностей священнического служения на Западе очень важно. Необходимо, чтобы к человеку, который возглавит православный приход за границей, было стопроцентное доверие со стороны священноначалия.

То, что семинария маленькая, меняет отношение и между самим студентами. Мы стараемся воспитывать студентов не в атмосфере страха перед наказанием и в соблюдении дисциплины, сколько в атмосфере ответственности за то, что они сами собой представляют. Мы объясняем, что любой неверный шаг с их стороны скажется на репутации Русской Православной Церкви в целом и на образе стран, которые они представляют. По ним судят о Церкви, по ним судят об их странах, - это и есть особенность пребывания в иностранной, инокультурной среде.

В стенах семинарии собрались люди разных культур: как они сами друг с другом уживаются? Думаю, украинец и русский понять друг друга могут, но как быть с колумбийцем или гаитянином? Ведь даже мировосприятие у представителей разных народов разное.

Да, так и есть. В этом смысле у нас существовали трудности. Ребята образовывали свои межэтнические группки. Мы очень с этим боремся, чтобы показать вселенскость Православия, чтобы показать, что вера во Христа преображает человека до такой степени, что он, продолжая оставаться носителем конкретной национальной культуры, понимает, что вера во Христа - сильнее. И что во Христе нет ни эллина, ни иудея, ни мужеского пола, ни женского.

Мы стараемся создать такие условия, чтобы каждая культура проявляла себя вполне, и показывала то, что она имеет ценного, но не ограничивала свободу и самовыражение людей культуры другой. Обычно мы отмечаем все праздники сообща - и то, что празднуют африканцы, и то, что празднуют французы, и то, что празднуют русские, то, что празднуют молдаване и украинцы. Мы стараемся показывать друг другу друг друга. И каждая культура показывает лучшее, то, что ближе всего ко Христу и Евангелию.

А у гаитян это, например, что?

Простота в отношениях. Отсутствие какого бы то ни было напряжения в отношениях с руководством. Люди из маленьких стран, где все более доступно, где люди более высокого положения с легкостью общаются с людьми, стоящими ниже по социальной лестнице, как раз именно такие. И эта черта очень важна в контексте семинарского воспитания, потому что мы стараемся донести до наших студентов мысль, что среди нас нет более или менее важных людей. Все едины и все ценны перед Богом. У каждого есть свой талант, который стоит таланта другого человека.

Все наши студенты приехали из стран с непростой историей, с непростой экономической и политической обстановкой. Мы узнаем друг о друге новые вещи, делимся своей болью. И это помогает нам всем осознать величину того дара, который Господь нам дал, поместив всех вместе под одну крышу.

18 июля 1924 г. – 5-го по старому стилю – по торгам в Парижском PalaisdeJustice осталась за митрополитом Евлогием большая запущенная усадьба в XIX arrondissement на RuedeCrimee. Это был день памяти преподобного Сергия – день зарождения Сергиевского Подворья. Усадьба до войны принадлежала немцам. Она состояла из церкви и четырех домиков, расположенных на горе среди разросшихся деревьев сада. На имущество был наложен секвестр французскими властями.

Ближайшею целью покупки являлось создание в Париже второго русского храма и организация второго прихода. Старый храм на RueDaru перестал вмещать молящихся с тех пор, как Париж стал центром русского беженства.

Это было начало. – Со дня памятных торгов 5–18 июля 1924 г. уже истекает год. К этой первой дате прибавились новые. В декабре 1924 г. имущество было выкуплено. 1 марта (16 февраля) 1925 г. в Прощеное Воскресенье, к началу Великого Поста, была освящена . За две недели до Светлого Праздника образовался приход. Через месяц, 30 (17) апреля, начались занятия в Богословской Школе. – Такова краткая летопись Сергиевского Подворья за первый год его существования.

На общем фоне русской жизни за границей открытие новой русской церкви, в центре западной культуры не представляет собою исключительного явления. По всему лицу земли, во всех точках русского рассеяния, зажглись лампады Православия – открылись беженские церкви, бедные, как сами беженцы, не имеющие часто самого необходимого: богослужебных книг, сосудов, облачения, но согреваемые пламенем веры, сильные молитвой и слезами, сияющие светом Православия.

И тем не менее создание Сергиевского Подворья оказалось делом, объединившим все русское беженство, вызвавшим сочувственные отклики даже в России. Приобретение Сергиевского Подворья выходило из рамок обычных финансовых расчетов. Приступая к этому делу, Митрополит Евлогий не располагал необходимыми средствами и верных расчетов на поступление нужных сумм у него не было. Он был силен верою в помощь Божью и в покров преподобного Сергия. В день Преображения раздался призыв Владыки к русским в рассеянии нести свои беженские деньги на сооружение Подворья. Его результаты оставались долгое время неизвестными. Были трудные осенние дни, когда казалось, что начинание обречено на неудачу. В декабре предстоял выкуп имущества. Усадьба была запущена. Здания, десять лет стоявшие без употребления, пришли в ветхость. Необходим был капитальный ремонт. – И чудо совершилось. Имущество было выкуплено. Дома были приведены в порядок. В храме сооружена была солея, воздвигнуты были престол и жертвенник, поставлен старенький временный иконостас. – Это было делом русских людей, откликнувшихся на призыв Митрополита Евлогия.

К 1 февраля 1925 г. сумма, собранная на сооружение Сергиевского подворья, достигла 482.632 фр. Из нее за недвижимость пришлось уплатить в разные сроки 378.437 фр. Остаток был обращен на ремонт. Собранная Митрополитом сумма включала 91.440 фр., пожертвованные Председателем Всемирной Христианской Студенческой Федерации, д-ром Моттом, и 98.410, полученные в долг от разных лиц, и на разных условиях. Остальное – около 300.000 было принесено на дело сооружения Сериевского подворья руками беженцев. Это был жертвенный порыв. Студенты отказывались от обеда, женщины несли последние драгоценности, рабочие отдавали свои трудовые гроши. Дело любви продолжается и поныне. преп. Серия на RuedeCrimee – убогая беженская церковь. Но в нее текут дары – несут иконы, облаченья, любовно украшают храм цветами. Постепенно совершается уплата долга.

Дело сооружения Сергиевского подворья стало делом всей русской эмиграции потому, что Сергиевское подворье, задуманное как храм, с первых дней своего осуществления, приняло под сень храма и освятило покровом преп. Серия, другое дело, выходящее за пределы русского Парижа, за пределы Франции, за пределы Европы, даже за пределы русского рассеяния: дело, нужное для эмиграции и для России, дело основания Высшей Богословской Школы.

Это дело уже имеет свою историю.

Старая русская духовная школа была разрушена в 1918 году. Кое-где были сделаны попытки продолжить работу старой Академии. Это было медленное догоpание. Но потребность в духовном образовании сознавалась во всей ее неотложности. Весною 1920 г. возник в Петрограде Православный Богословский Институт. Петроградский Богословский Институт не был простым воспроизведением старой Духовной Академии. Богословский Институт имел благословение Св. Патриарха Тихона. Он пользовался отеческим попечением приснопамятного священномученика Петроградского Митрополита Вениамина. Но построение его началось снизу. Оно вышло из недр приходских организаций. В числе слушателей было много женщин, выделявшихся особенным рвением и успехами. Большинство профессоров принадлежало к профессорам Академии, но много было и новых. Были среди профессоров видные представители приходского священства. Были работники университетские . К весне 1923 года Богословскому Институту удалось сделать первый выпуск. Этот выпуск был единственный. Тою же весною 1923 года Институт прекратил свое существование. Послушный указаниям св. Патриарха Тихона и верный заветам своего архипастыря Митрополита Вениамина, институт оказался с политической стороны неуязвимым даже для советской власти. Она его задушила, возложив на него непосильное бремя финансовых тягот. его решилась в 1923 г. Ее неизбежность была ясна уже к концу лета 1922 г.

И тогда же – в августе 1922 г. – по промыслительному совпадению – впервые зашла речь об открыли русской православной Духовной Академии за границей. Инициатива тоже исходила снизу. Для основания Академии нужны были средства. С просьбою о средствах группа русских профессоров (А. В. Карташев, П. Б. Струве, П. И. Новгородцев) обратилась к председателю Всемирной Христианской Студенческой Федерации Д-ру Мотту. Это первое совещание не имело конкретных результатов. Не имело их и второе публичное выступление в пользу открытия Академии, доклад а в октябре 1923 г. на конференции русских христианских студенческих кружков в Пшерове под Прагою. На Пасхе 1924 г. в Праге состоялось новое совещание с д-ром Моттом. В нем приняли участие с русской стороны новые люди: проф. В. В. Зеньковский, который к этому времени занял положение руководителя русского христианского студенческого движения, и высланный из России известный богослов, философ и экономист прот. С. Н. Булгаков. Инициатива опять исходила снизу. Переговоры приняли конкретный характер. Был поставлен вопрос о месте основания будущей Академии. Были высказаны и отвергнуты разные предложения: Академии на Балканах, Академия в Англии, Академия в Америке. Остановились на Праге.

Таково было положение вопроса к моменту приобретения Сергиевского подворья. С приобретением Сергиевского подворья все прежние проекты отпали окончательно. Территориальная база для Академии была создана в Париже. Частная инициатива, исходившая снизу, получила благословенье и поддержку Высшей церковной власти в лице Митрополита Евлогия. Призывая православный народ нести жертвы на создание Сергиевского Подворья, Митрополит Евлогий говорил и об основании Богословской школы.

История приобретения Сергиевского Подворья с помощью д-ра Мотта наглядным образом доказала, что инициаторы дела находились с самого начала на правильность пути. Но соотношение русских и иностранных пожертвований свидетельствовало и о другом – русские беженцы сознали дело основания Высшей духовной школы за границею, как свое национально-русское Православное дело.

Длительные усилия русской церковной интеллигенции за границей исходили из учета профессорских сил, находящихся в эмиграции. Список ученых богословов, историков и религиозных философов, проживающих за пределами России, включает свыше тридцати имен, в том числе, нескольких очень крупных ученых. Правда, целого ряда хорошо известных имен – без которых как-то трудно себе представить Духовную Академию – мы в этом списке не находим. Носители их – в России, и выписка их за границу натолкнется, по всей вероятности, на неодолимые препятствия. Но и без них, наличными за границею силами, преподавание в Духовной Академии может быть обеспечено по всем ее кафедрам.

Этот список ученых по своему составу не однороден. В него входят такие работники старой духовной школы, как все ученые святители, находящееся на чужбине, и много мирян. Из последних назову ветерана науки Н. Н. Глубоковского, и одного из главных инициаторов созидаемой высшей школы а. Но входят в него и лица, окончившие светскую школу: прот. С. Н. Булгаков, Н. С. Арсеньев, вся группа религиозных философов, и многие другие. Этот смешанный состав – не случайность. На русскую духовную школу за границей ложится великая задача, поднять нить духовного образования, которую оборвала в России безбожная власть. Но есть и другая задача: продолжить великие традиции русской богословской науки. А русское богословие творилось не только в стенах духовных Академий. Славный эпитет «учителя церкви» был приложен в половине XIX в. к светскому писателю Хомякову. И потому нельзя отрицать какой-то внутренней правды в том наименовании «Богословский Институт», которое, большая часть инициаторов этого дела считает уместным усвоить создаваемому учреждению.

Такова одна сторона вопроса. Есть и другая. Основание Богословского Института отвечает назревшей общественной потребности. Это видно не только из сборов на сооружение Сергиевского Подворья. С августа 1924 г., когда впервые разнеслась молва о создании Высшей Духовной Школы, по настоящее время (1 июля 1925 г.) к Митрополиту Евлогию поступило 90 прошений о зачислении в студенты. Просители далеко не всегда дают о себе сколько – нибудь подробные сведения. С другой стороны, и администрации школы не со всеми просителями удалось войти в непосредственные сношения. Поэтому сообщаемые ниже статистические данные, неизбежно, страдают неполностью и несколько случайным характером. Тем не менее, даже в таком виде они представляют некоторый обобщающий интерес:

1 . Возраст просителей колеблется в пределах от 17 до 50 лет. Более двух третей всех прошений (61) поданы лицами в возрасте от 21 до 35 лет.

2 . По образованию, в числе просителей есть 18 человек, окончивших высшие учебные заведения, 30 окончить не успевших, но состоявших или даже поныне состоящих студентами высшей школы. Из остальных, 27 имеет законченное среднее образование, в том числе 14 окончило духовные семинарии. Шестеро учились в семинариях, но окончить не успело. 24 человека получили военное образование (нормальное или ускоренное, военного времени), 36 – участники войны.

3 . О сословном составе просителей администрация школы располагает особенно скудными данными. Тем не менее, о 18 просителях известно, что они из духовного звания, 16 – из дворян, 5 – из крестьян.

4 . Прошения поступали из разных мест: 31 из Парижа, 19 – из Югославии; 17 – из Франции (не считая Парижа, но включая Тунис); 8 – из Чехословакии; 4 – из Болгарии; Кроме того отдельные прошения (по одному, по два) поступали из следующих стран: Эстонии, Финляндии, Польши, Бельгии, Германии, Швеции, Турции.

5 . О 23 просителях известно, что они состояли членами христианских студенческих кружков.

Было бы большим заблуждением объяснять все это множество прошений, полученных из разных точек русского рассеяния, от людей разного возраста, разного происхождения, разного образования, исключительно заботою о материальном обеспечении. Личные беседы с подавшими прошения, введенные, как общее правило, везде, где это представлялось возможным, убеждали Митрополита Евлогия и администрацию школы в полной искренности огромного большинства просителей. О том же свидетельствуют наблюдения за деятельностью Христианских Студенческих Кружков, с которыми мы встречаемся по всем пунктам расселения русских беженцев. Как уже отмечено, до 25% общего числа просителей состояли членами кружков.

Русскому христианскому студенческому движению, посвящена в этом № особая статья, из нее видно, что кружки существуют всюду, где есть русская учащаяся молодежь: в Париже, в Праге, в Берлине, в Белграде, в Софии, в далекой Эстонии, в маленьких студенческих центрах, вроде Брно, Пшибрама, Загреба и в других городах. Видно из нее и то, что кружки эти разного типа; и что по-разному понимают кружки свои ближайшие деловые задачи и методы своей работы. Но конечная задача всегда одна – постижение глубины Православия, построение жизни на Православной основе. Руководители церковной жизни это поняли. Митрополит Антоний благословил работу Белградского кружка. Митрополит Евлогий принял на себя задачу организации Высшей богословской школы за границей, для того, чтобы дать подлинную духовную пищу нашей заграничной молодежи, взыскующей церковного просвещения и жаждущей отдать свои силы па служение Церкви. Эта молодежь выявила себя в кружках. Снизу это единство не видно. Часто в одном городе несколько кружков. Сознание взаимного различия порою доходит до острого антагонизма. Для Церкви этого различия не существует. Один из корней Парижской богословской школы уходит в недра студенческих кружков.

Духовная потребность, вызвавшая к жизни христианские студенческие кружки, может получить удовлетворение только в русской Православной богословской школе. Не говоря уже о богословских факультетах католических и протестантских, даже православные духовные школы в Румынии, Сербии, Болгарии и Греции потребности русской молодежи удовлетворить не могут. Это показал опыт. Русской православной молодежи нужна русская Богословская школа. И это касается не только русских беженцев. Это касается и тех православных русских, которые оказались подданными новых лимитрофных государств. Существующими духовными школами (только в Польше) потребность в духовном просвещении остается фактически неудовлетворенною.

Правда, открытие высшего духовно-учебного заведения все еще остается делом будущего: делом соборного церковного разума. Предварительные шаги уже сделаны. Митрополит Евлогий уже вошел в сношение по вопросу об организации Высшей Богословской Школы с нашими учеными иерархами и с представителями русской богословской науки, находящимися за границей.

Но есть другая задача: неотложная и разрешимая. Это – задача богословской подготовки. Ее неотложность вытекает из состава молодежи, ищущей духовного просвещения. Приведенные выше статистические данные ясно свидетельствуют,

что только небольшая часть просителей, прошедшая среднюю духовную школу, обладает подготовкою, достаточною для прохождения высшего богословского образования. Большинство осознавших свое влечение к богословским наукам пришло извне – чаще всего из интеллигенции, глубже и полнее – до последних выводов – пережив обращение интеллигенции к Церкви. Стоящие перед ними задачи подготовки – это неразрывные в своей взаимной связанности задачи подготовки учебной и подготовки воспитательной.

Сознание этой потребности и привело Митрополита Евлогия к решению открыть занятия пропедевтического (приготовительного) класса Православного Богословского Института. 30 (17) апреля Пропедевтический Класс приступил к работе. Его работа продлится до 1 октября с. г.. 1 октября администрация школы надеется создать условия, которые сделали бы возможным открытие 1 курса Института. В число студентов – стипендиатов I курса будут зачислены, в зависимости от числа вакансий, обнаружившие достаточные успехи слушатели Пропедевтического Класса и заслуживающие особого внимания сторонние просители из числа окончивших полный курс Духовных семинарий.

В слушатели Пропедевтического Класса принято девятнадцать человек; из них шестнадцать – студенты; трое – вольнослушатели. Большинство студентов (10) – в возрасте от 20 до 25 лет, пятеро – старше (до 33 лет), один – моложе (18 лет). Законченное высшее образование имеет один, четверо продолжают состоять студентами других высших учебных заведений. Восемь человек получили среднее образование в военно-учебных заведениях, трое окончили гражданскую среднюю школу. Девять человек состоят членами христианских кружков молодежи. Вольнослушатели все получили высшее образование: один – общее, двое – специальное (инженер, офицер генерального штаба). Последние двое – старше 50 лет. Кроме указанных девятнадцати слушателей, в Пропедевтический класс приняты еще четверо, приславшие прошения из-за границы (трое из Югославии, один из Константинополя).

В Пропедевтическом Классе преподаются следующие предметы: Священное Писание Ветхого Завета, (6 час. в неделю; предмет разделен между Епископом Вениамином и прот. С. Н. Булгаковыми), Священное Писание Нового Завета (4 часа в неделю: С. С. Безобразов); общая и русская церковная история (4 часа в неделю ); догматическое богословие (4 часа в неделю: прот. С. Н. Булгаков); нравственное богословие (1 час в неделю: Епископ Вениамин): литургика и каноника (4 часа в неделю он же; греческий язык (4 часа в неделю) С. С. Безобразов; латинский язык (3 часа в неделю) П. Е. Козалевский. Всего студенты имеют тридцать часов лекций в неделю, т. е. пять часов в день.

Во второй половине учебного периода возможно некоторое увеличение общего числа лекций для включения в учебный план краткого курса пропедевтики философской, возложенного, по постановлению Совета Класса, на профессора В. В. 3еньковского. Пропедевтические задачи класса требуют элементарной постановки преподавания и постоянной проверки успеваемости учащихся. Так, преподавание Священного Писания имеет целью усвоение его содержания в свете предания Церкви; по истории Церкви студенты должны познакомиться с основными фактами церковно-исторического прошлого. Для проверки знаний учащихся назначаются репетиции. Первая группа репетиции состоялась во второй половине июля. До 1-го октября намечаются еще два репетиционных срока.

Вторая задача Пропедевтического Класса, наряду с подготовкою учебною, есть подготовка воспитательная. Строго говоря, эти две задачи неразделимы. Специально-воспитательные задачи преследует весь строй жизни, установленный по плану инспектора Епископа Вениамина, рассмотренному в Совете Пропедевтического Класса и одобренному Митрополитом Евлогием, который сохранил за собою общее руководство классом, в качестве ректора. День студентов начинается в 6 час. утренею в храме Подворья. В 6 час. веч. все бывают у вечерни. Поют сами слушатели. В неделю св. Отец, 31 (18) мая, один из вольнослушателей посвящен в диаконы. За трапезой дежурный читает Житие. Отлучающиеся из Подворья испрашивают на то благословение Владыки-Инспектора. Послушания по церкви и школе несут сами студенты. Для распределения работы по храму, аудиториям, спальням и трапезной назначено четыре старших.

Учебно-воспитательные задачи Пропедевтического Класса не могут быть ограничены одним теперешним составом его слушателей. По условиям теперешнего времени, Богословский Институт, как высшее учебное заведение, тоже не может пройти мимо пропедевтических задач. При выработке постоянного устава будут приняты меры к созданию условий, которые благоприятствовали бы успешному их разрешению.

В нынешний первый год существования богословской школы необходимость ограничиться пропедевтикою вызвана крайним недостатком средств. Содержание каждого студента живущего в общежитии стоит около 300 фр. в месяц. Только три человека оказались в состоянии вносить эту плату; трое вносят половину, т. е. состоят на половинных стипендиях, двое платят четверть. Двое – приходящих. Увеличение числа стипендии является условием существования и развития богословской школы. Из 25 человек, принятых без стипендии, 21 должен был отказаться от мысли получить богословское образование. Опыт жизни русских беженцев за границею показал полную несовместимость тяжелого труда и продуктивного учения. Чуткие жертвователи начинают понимать особенную важность пожертвований именно на стипендии. Одно пожертвование заслуживает упоминания: стипендия студенту «Димитрию»: дар вдовы, посвященный памяти умершего мужа.

Стесненность материального положения отражается и на других сторонах жизни. Канцелярия, сводящаяся к одному секретарю, поглощенному преподаванием, не справляется с работою. Школа лишена необходимейших учебников. Библиотека в зачаточном состоянии и, тем не менее, целый ряд ценных предложений приходится оставлять без внимания, по невозможности произвести вызываемые ими затраты. Только при такой экономии оказывается возможным покрыть наличными средствами смету Класса, исчисленную с 1-го мая по 1 октября с. г. в сумме около 36.000 фр. Достойно упоминания, что при составлении этой сметы сознательно осталась неучтенного возможность непредвиденных расходов.

Таково настоящее. Экономическое положение очень трудно. Но оно было еще труднее, когда Митрополит Евлогий начинал дело Сергиевского Подворья, и трезвые практические люди считали это предприятие безнадежным.. Открытие Высшей Богословской Школы есть дело соборного церковного разума; но срок преднамечен – на 1 октября; и нужно строить экономическое основание. На что можно рассчитывать? Русские источники скудны и иссякают с каждым годом. Но расчеты на иностранцев имеют под собою основание. Посильную помощь уже оказали англичане. Они о6есщают ее и в дальнейшем. Но главные надежды по-прежнему обращены на д-ра Мотта. 30. IV он посетил Сергиевское подворье. Посещение его совпало с началом занятий Пропедевтического Класса. Немедленно после своего посещения он затребовал у администрации школы минимальную смету Богословского Института в порядке его последовательного развертывания. Эта смета была представлена. Она свела продолжительность курса к трем учебным годам, число профессоров по всем кафедрам – к восьми; ограничила расходы по всем статьям и только с особенным вниманием отнеслась к стипендиям, доведя их число до 20 в первый год существования Института; до 30 – во второй; до 40 – в третий и последующие годы. Ответ еще не получен.

За год совершено великое дело. В центре Европейской культуры на русской земле открыта русская православная богословская школа. Эта школа уже в настоящем виде скромного Пропедевтического Класса поднялась выше уровня среднего учебного заведения. И преподаватели, работники высшей школы, чувствуют себя призванными к величайшему творческому напряженно, и слушатели сознают себя студентами Высшего Учебного Заведения. Но это только первый шаг, пропедевтика к Богословскому Институту. Будет ли сделан второй? Верим, что будет. Все дело Сергиевского Подворья чудесно. Над русскою обителью Rue de Crimee с первого дня ее существования покров препод. Сергия, благостный лик преподобного встречает приходящих в Подворье. И помощь не оскудевает: братская помощь иностранцев во имя единения во Христе; помощь русских изгнанников на духовную школу в обители преподобного Сергия.

С. Безобразов.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: