Как открыть частный домашний детский сад? Как открыть частный детский сад: детальный бизнес план.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Описание предприятия ЧП "Автор". Бизнес-план создания детского журнала. Рынок сбыта, его исследование и анализ. Конкуренция и конкурентные преимущества. Финансовый, производственный, маркетинговый план. Оценка эффективности проекта и потенциальные риски.

    курсовая работа , добавлен 13.12.2009

    Сервис и досуговая деятельность в социально-культурной сфере. Детский лагерь как форма досуга детей. Классификация детских лагерей, особенности процесса из организации. Концепция бизнес-плана детского лагеря. Оценка эффективности и рентабельности проекта.

    дипломная работа , добавлен 15.06.2014

    Планирование создания частного детского сада "Домовенок" и построение его финансовой модели. Описание предоставляемых услуг, маркетинговое исследование рынка и составление производственного плана. Схема организационной структуры малого предприятия.

    бизнес-план , добавлен 07.12.2010

    Введение в бизнес-планирование. Бизнес-идея, бизнес-план и бизнес-проект. Общая классификация и жизненный цикл бизнес-проектов. Структура бизнес-проекта. План маркетинга. Оценка эффективности бизнес-проекта. Внедрение бизнес-проекта.

    учебное пособие , добавлен 04.04.2007

    Понятие бизнес-плана, его функциональное значение, этапы реализации и задачи. Резюме проекта: деятельность ООО "Альянс", цели разработки бизнес-плана. Технико-экономическое обоснование бизнес-плана ООО "Альянс", оценка его эффективности и окупаемости.

    дипломная работа , добавлен 11.07.2011

    Бизнес-план – как основной плановый документ предпринимательской деятельности, в котором отражены: цели, технико-экономическое, маркетинговое и финансовое обоснование создания предприятия - нормативы, показатели, технические и финансовые расчеты.

    курсовая работа , добавлен 26.12.2008

    Краткое резюме бизнес-проекта по созданию пиццерии в г. Санкт-Петербург. Описание фирмы и предоставляемых ею услуг. Дефицит специалистов-поваров как проблема пиццерийного бизнеса. Разработка маркетингового, инвестиционного и финансового плана проекта.

    Повышение рождаемости, огромные очереди за местом в государственном (муниципальном) детском саду и общее улучшение качества жизни россиян приводит к тому, что открытие частного детского сада в качестве бизнеса становится очень перспективным направлением.

    К тому же это отличная возможность открыть свое дело для женщины. Ведь найти работу сегодня маме «в декрете» совсем непросто. В городах-миллиониках данная услуга становится все более популярной. Постепенно «подтягиваются» и города поменьше.

    Преимущества открытия частного детского сада как идеи для бизнеса

    Помимо частных детских садов, оформленных по всем правилам и имеющим лицензию на оказание образовательных услуг, существуют и домашние детские сады. Такие учреждения работают, как правило, полулегально. На квартире, в которой только несколько комнат отдано под садик.

    Для создания такого садика требуется только оформить свою деятельность в качестве ИП. Однако по закону заниматься коммерческой деятельностью в жилом помещении нельзя. Это карается КоАП РФ и штрафом в размере от 10 до 15 МРОТ (1000-1500 рублей).

    Открытие частного детского сада – отличная .

    Для родителей и их чад преимущества частного садика перед домашним очевидны:

    • безопасность детей (собственная огороженная территория для прогулок, охрана);
    • легальность (государство, выдавая разрешение садику, тем самым берет часть ответственности за его деятельность на себя).

    Как открыть частный детский сад?

    Детский сад – дошкольное образовательное учреждение, создание и работа которого регламентируется законом РФ «Об образовании», нормами СанПина. Деятельность дошкольного учреждения подлежит обязательному лицензированию.

    На дому, в квартире

    Организация частного детского садика на квартире - дело не вполне легальное. Заниматься коммерческой деятельностью, по закону (ст. 17 ЖК РФ), разрешено в помещениях, отнесенных к нежилому фонду.

    К тому же привести квартиру в полное соответствие с нормами пожарной безопасности и СанПина (для детских дошкольных учреждений) практически невозможно.

    Более 6 – 8 детей в стандартных квартирных габаритах разместить не удастся. С учетом комнаты для игр, спальни и обеденной зоны.

    Если же все-таки решено создавать садик на квартире, то необходимо зарегистрироваться в качестве ИП. Арендовать большую 3-4 комнатную квартиру. Продумать систему пожарной безопасности до мелочей. Сделать хороший ремонт. Закупить необходимую мебель, игрушки и другое оснащение. Удачный пример такого садика можно посмотреть в этом видео:

    Практичным и правильным будет решение об организации частного детского сада на дому. В таком учреждении может воспитываться сразу несколько групп, общей численностью 40-50 человек. Не очень большой частный дом или коттедж подойдет вполне.

    Наиболее рентабельным наполнением частного детского сада считается 3 группы по 10- 15 детей в каждой.

    Необходимые условия

    Помещение будущего детского садика должно отвечать всем нормам СанПина и ГосПожнадзора, предусмотренных для детских дошкольных учреждений. Так, на каждого ребенка по нормам предусмотрено минимум 4 кв. м. Обязательно должны быть:

    • отдельное помещение для сна;
    • отдельное помещение для игр и занятий;
    • отдельная комната для физкультуры и подвижных игр, проведения музыкальных занятий;
    • различные методические пособия, игрушки;
    • прачечная со стиральной машинкой;
    • пищеблок со всей необходимым инвентарем для приготовления и приема пищи;
    • оснащенный медицинский кабинет;
    • санузел.

    Для функционирования детского садика понадобится также персонал:

    1. Директор, который должен иметь хорошие организаторские качества (если не планируется руководить садиком самостоятельно).
    2. Воспитатель. Точнее два воспитателя на одну группу и нянечка.
    3. Методист. Должен хорошо разбираться в современных методиках раннего развития.
    4. Психолог.
    5. Работники кухни и прачечной.
    6. Уборщики.

    Разрешения и документы

    Для получения лицензии на право занятий образовательной деятельностью нужно собрать определенный пакет документов:

    • устав частного садика;
    • документ, подтверждающий постановку учреждения на учет;
    • договор аренды помещения (или договор купли-продажи);
    • заключения от СЭС и ГосПожнадзора о том, что помещение соответствует всем необходимым требованиям;
    • сертифицированная образовательная программа;
    • документ, подтверждающий укомплектованность всей необходимой учебно-методической литературой;
    • сведения о принятом персонале и численности групп.

    Расчет примерных вложений на старт бизнеса

    1. Аренда помещения – 35 -500 тыс. рублей в месяц в зависимости от региона и иных условий.
    2. Ремонт – от 100 тыс. рублей.
    3. Сигнализация и противопожарная оборудование – 130-150 тыс. рублей (установка плюс обслуживание).
    4. Плата за коммунальные услуги – около 80 тыс. рублей.
    5. Охрана (ЧОП) – 1 млн. рублей в год.
    6. Питание (дети и сотрудники) – около 200 тыс. рублей.
    7. Зарплата работникам – 1, 1 млн рублей (плюс налоги и отчисления).
    8. Реклама – около 100 тыс. рублей.
    9. Прочие расходы – около 60 тыс. рублей в месяц.

    Оценка конкуренции

    SWAT-анализ. Сильные стороны:

    • отсутствие очередей на поступление;
    • индивидуальный подход к каждому ребенку;
    • небольшое количество детей в группе;
    • качественно и разнообразное питание;
    • насыщенные образовательные программы, разработанные на основе популярных методик раннего развития;

    Нельзя забывать и о том, что в частном детском саду работают только высококвалифицированные сотрудники, он отличается хорошей оснащенностью учебными и игровыми материалами.

    Важным преимуществом считается обеспечение наиболее комфортабельных условий для пребывания детей в садике (помещение для игр, сна, кормления) и
    гибкий рабочий график.

    Слабые стороны:

    • вступительный взнос за место в садике;
    • высокая ежемесячная плата за ребенка;
    • невысокая рентабельность бизнеса;
    • повышенный уровень социальной ответственности;
    • долгий срок окупаемости проекта (3-5 лет).

    Организация бизнеса в этой сфере открывает такие возможности, как привлечение внимания государства к проблемам детского дошкольного образования, сохранение и повышение уровня квалификации педагогических работников, обеспечение рабочими местами с более высокой оплатой труда.

    А также обеспечивает расширение спектра предоставляемых образовательных услуг, активное вовлечение инноваций в образовательный процесс, создание конкурентоспособного бренда детского сада. Однако важно учитывать нестабильность экономической ситуацит в стране, негативные тенденции в функционировании института семьи.

    С чего начать дело?

    Для того, чтобы организовать частный детский сад на дому, вначале необходимо зарегистрироваться в качестве ИП или зарегистрировать детский сад как НОУ. Это занимает примерно месяц.

    1. Производится постановка Д/С на налоговый учет , (присваивается ИНН).
    2. Производится постановка на учет в Пенсионном фонде , ФОМС, ФСС и Госкомстате для получения кодов ОКВЭД и ОКПО.
    3. Подбирается подходящее помещение и заключается долгосрочный договор аренды, либо договор купли-продажи.
    4. Арендованное или купленное помещение ремонтируется . Приводится в соответствие с норами СанПина и ГосПожнадзора.
    5. Детский сад оснащается мебелью , игрушками, литературой и т. д.
    6. Приглашаются сотрудники СЭС и Пожарной инстанции , которые выдают соответствующие заключения о соблюдении всех необходимых нормативов.
    7. Создается Устав нового учреждения, нанимаются сотрудники, пишется штатное расписание.
    8. Дается реклама, ведется поиск клиентов .

    На заключительном этапе детскому саду, прошедшему все «испытания» выдается лицензия, дающая право на занятие образовательной деятельность.

    Бизнес-планом называют документ, планирующий создание новой фирмы, отражающий состояние её дел, направление деятельности и пути достижения поставленных целей.

    Для составления бизнес-плана частного дошкольного образовательного учреждения необходимо проанализировать рынок услуг в вашем городе, изучить документы для ведения деятельности, заняться финансовым планированием с учётом местных цен, необходимых затрат на штат сотрудников, приобретение мебели и рекламу заведения.

    Необходимые документы

    В последние годы в России демографическая ситуация является позитивной. Благодаря программе материнского капитала и улучшению здравоохранения увеличилась рождаемость, что вызвало проблемы с количеством мест в детских садах. Государственные образовательные организации для дошкольников строятся слишком медленно по сравнению с темпами роста населения. Некоторые дети даже не успевают дождаться своей очереди до школы. Поэтому частные сады становятся всё более востребованными как в крупных мегаполисах, так и в небольших городах.

    Требования к предпринимателю различаются в зависимости от вида открываемого заведения. Всего существует два варианта законного осуществления такой деятельности:

    • ИП (индивидуальный предприниматель) . в качестве него, вы сможете предоставлять дошкольное образование. Плюсами такого лица являются простота оформления, отсутствие необходимости лицензировать садик, упрощенное налогообложение и бухгалтерский учёт. Вы можете оформиться как индивидуальный предприниматель, если не планируете брать на работу других педагогов. Нанимать уборщиц, поваров и других лиц, не осуществляющих образовательную деятельность, ИП можно.
    • Остальные виды юридических лиц (к примеру, НОУ – негосударственное образовательное учреждение) тоже предоставляют возможность создания детского сада. Но для них необходимо оформить специальную лицензию. При этом ООО, ПАО и НАО могут заниматься лишь досуговой и развивающей деятельностью, не квалифицируемой как дошкольная. Для неё получение лицензии не требуется.

    Документы, необходимые для получения лицензии в Департаменте образования:

    • Копия устава образовательного учреждения (с указанными типом ОУ, учредителями, видами осуществляемых образовательных программ, управленческой структурой);
    • Копия решения о его создании;
    • Бизнес-план;
    • Документ, подтверждающий постановку на налоговый учёт;
    • Учебно-воспитательная программа, включающая сведения о количестве обучающихся детей, штате педагогов;
    • Копия договора об аренде;
    • Копии заключений СЭС, пожарной инспекции и Роспотребнадзора;
    • Сведения о материально-технической базе учреждения.

    Финансовый план

    Разрабатывая финансовый план, следует ориентироваться на актуальные цены и средние заработные платы в данной местности. Также следует включать непредвиденные расходы, к примеру, на штрафы от СЭС или неожиданный ремонт.

    Примерное планирование бюджета (роспись доходов и расходов) на год для крупного сада, где обучается около 50 детей.

    Стартовые расходы:

    • Издержки на оформление документации и лицензирование – от 5 тыс. руб.;
    • Капитальный или косметический ремонт - от 200 до 400 тыс. руб.;
    • Противопожарная сигнализация - устанавливается за 40-60 тыс. руб., её дальнейшее обслуживание - 100 тыс. руб. в год;
    • Заключение договора на охрану с соответствующей фирмой - от 110 тыс. руб. ежемесячно;
    • Мебель, бытовая техника, сантехника, посуда и оргтехника и т. д. - от 500 тыс. для детского садика квартирного типа на 20 детей до 4 миллионов рублей для крупного частного учреждения.

    Текущие (средние) издержки:

    • Аренда - в районе 400 тыс. руб. в месяц (исключается при нахождении здания или квартиры в собственности);
    • Коммунальные услуги - 90 тыс. руб. в месяц;
    • Питание – от 5 тыс. руб. ежемесячно на одного ребёнка или сотрудника;
    • Расходные материалы (бумага, краски, прочее необходимое для детского творчества) – примерно 50 тыс. руб. в месяц;
    • Заработная плата персонала с налоговыми сборами - 1 млн. руб.;
    • Реклама - от 100 тыс. рублей в месяц.

    Выручка:

    • Оплата пребывания ребёнка за месяц (от 5 до 25 тыс. руб. в зависимости от города), которую умножают на количество месяцев работы в год;
    • Доходы от дополнительной платной образовательной деятельности.

    Обязательно следует учесть форму оформления деловых отношений с родителями. Для этого проще всего составить форму договора для клиентов. В нём должны быть учтены как оказываемые образовательные и досуговые услуги, стоимость пребывания детей, условия расторжения договора, так и все мелкие детали (к примеру, возможность использования фотографий детей в рекламных целях).

    Подробно о процессе открытия и ведения такого бизнеса — на следующем видео:

    Требования к помещению

    В городской среде проще всего оборудовать детский садик в квартире. Также хорошим вариантом будет выкуп нескольких квартир на первом этаж, их объединение и оборудование отдельного входа. При этом по СанПиНу в садике сможет обучаться до 80 человек . К многоквартирному или простому жилому дому можно пристроить помещение. В таком учреждении допустимо размещать до 150 дошкольников .

    Отдельное здание имеет больше всего преимуществ. Даже при максимальной высоте в 2 этажа дошкольное образование здесь могут получать до 350 детей . Организованная собственная детская площадка и парковая зона привлекут многих родителей. Если есть возможность, то лучше оборудовать бассейн. Очень немногие детские сады могут его себе позволить, и спрос на такие учреждения гораздо выше. Получить подходящее по СНиПу здание в городе можно несколькими способами:

    • Самым лёгким является аренда помещения у государственного дошкольного учреждения. Оно будет полностью подходить под требования СЭС и пожарной службы, иметь подходящую планировку.
    • Альтернативой является покупка готового здания и его частичная перестройка под нужды садика.
    • Самым затратным способом является самостоятельное строительство помещения. При этом можно самим решать о необходимости спортивного зала и бассейна, величине зелёной территории вокруг. Но в последних двух вариантах капиталовложения могут не оправдаться, что приведёт к банкротству.

    Территориально частный сад лучше всего располагать в районах с новостройками . В них приобретает жильё много молодых семей, и предусмотренного проектом одного садика на квартал всегда не хватает. К тому же в новых домах первые этажи рассчитаны под аренду юридическими лицами, что решает проблему с поисками помещения.

    Ремонт должен быть сделан в соответствии с правилами противопожарной безопасности и санитарными нормами. Краска на стены требуется влагоустойчивая и негорючая (например, масляная запрещена). Минимальная высота потолков составляет 3 метра. Необходимы выходы для экстренной эвакуации и система пожарной сигнализации. При расчёте площади помещения следует учитывать требования, по которым как минимум 6-ю квадратными метрами должен быть обеспечен каждый ребёнок.

    Обстановка дошкольного учреждения зависит от количества обучающихся в нём детей:

    • На каждого ребёнка требуется: шкафчик для вещей, кровать (удобно использовать двухъярусные или складывающиеся модели), столик со стулом, 2 комплекта постельного белья, достаточное количество посуды.
    • Кухня должна быть оснащена бытовой техникой (плитами, холодильниками, посудомоечными машинами), сантехникой и прочей мебелью.
    • В каждом помещении необходимы шторы, ковры, шкафы для игрушек, канцелярии и пособий, свободная игровая зона, где дети могут поиграть в активные игры, чтобы сбросить напряжение.
    • Отдельно закупается оборудование и медикаменты для медицинского кабинета, снаряды для спортивного зала, полностью оснащается бассейн.

    Персонал заведения

    Сотрудникам необходимо иметь трудовую и медицинскую книжку (последнюю для обеспечения безопасности детей). Профильное (педагогическое, психологическое или медицинское) образование, как и опыт работы иметь не обязательно. Часто нянечками устраивают матерей, находящихся в декрете. Это выгодно и руководству учреждения, и самим мамам. Вторые обычно получают место для своего ребёнка и скидки в оплате его пребывания, администрация же получает работников с опытом ухода за детьми и любовью к ним.

    В среднем в штате дошкольного образовательного учреждения могут находиться:

    • воспитатели (в группах частных заведений обычно пребывает до 10 детей, для которых требуется 2 воспитателя и 1 его помощник);
    • нянечки или помощники воспитателя;
    • педагог для спортивных занятий;
    • преподаватель музыки;
    • приглашаемые воспитатели для оказания дополнительных услуг;
    • медицинские работники;
    • заведующая;
    • уборщица;
    • методист;
    • психолог;
    • логопед;
    • несколько поваров (в зависимости от количества детей);
    • охранник;
    • дворник;
    • разнорабочий.

    Маркетинговый план

    Рекламировать частный садик следует в местах скопления потенциальных клиентов: в детских поликлиниках, на игровых площадках, в торговых центрах. Для этого можно заказать баннеры или раздавать листовки. Объявления в местной газете или на родительских форумах также помогают быстро распространить информацию об учреждении. Можно рассылать брошюры жителям данного микрорайона на дом, указывая преимуществом близкое расположение.

    Уникальные развивающие и оздоровительные программы, наличие бассейна и спортзала, возможность соблюдения диеты ребёнка или специальный уклон обязательно выделят ваш детский сад среди других. Актуальной для занятых людей, которые не могут позволить себе няню, будет возможность оставить ребёнка на ночь или на выходные во внеплановых ситуациях.

    Доходность и сроки окупаемости бизнеса

    При аренде помещения и невысоких стартовых затратах частный сад начинает окупаться через год-полтора . При покупке и/или капитальном ремонте здания бизнес может окупиться лишь через несколько лет, но и выручка будет выше, ведь исключится арендная плата.

    Доходность зависит от количества клиентов:

    • небольшой садик с 10 детьми приносит около 50 тысяч рублей каждый месяц;
    • 25 детей в учреждении с оказанием дополнительных образовательных услуг приносят уже 150 тысяч рублей дохода;
    • крупный сад, в котором обучается больше ста детей, может давать более 500 тысяч рублей чистого дохода ежемесячно.

    Планировка детского сада, интерната, или комплекса должна соответствовать в первую очередь гигиеническим нормам. В любом детском учреждении должна быть обеспечена максимальная безопасность для здоровья и жизни детей. Для эстетического оформления подобных помещений существуют свои нормы, которых необходимо придерживаться. Детское учреждение можно обустроить в специально построенном здании или перепланировать для этого уже готовую постройку.

    Пример типового плана детского сада

    Основные задачи частного детского сада — воспитание детей, обучение их основным навыкам существования в коллективе, общения, социального поведения. Начальное дошкольное образование и подготовка к школе — еще одна важная задача современных детских центров.

    К тому же, в детском саду могут проводиться занятия в разного рода творческих кружках. В них дети будут учиться рисовать, лепить из пластилина и т. п. Главное, изначально определить основные направления работы детского сада, спектр предоставляемых услуг. Это поможет при детского учреждения. В детском саду дети воспитываются в разных возрастных группах.

    Планировка детского сада с обозначением помещений

    Для каждой группы необходимо отдельное пространство, в котором дети будут заниматься со своим воспитателем по основной программе, отдыхать, общаться друг с другом.

    При планировке детских садов или центров необходимо четкое разграничение комнат для детей и служебных помещений.

    Помещения разного предназначения (детские, административно-хозяйственные, обслуживающие, подсобные и т. п.) необходимо располагать отдельно друг от друга. Желательно обустроить хозяйственные, подсобные помещения в отдельной постройке. Вся внутренняя отделка помещений детских центров делается только из экологически чистых материалов высокого качества. Кроме того, помещения должно быть легко убирать. Все поверхности следует сделать прочными и легко моющимися. Это убережет детей от случайных травм и распространения инфекции.

    Вариант проекта и планировки детского сада

    Уборка должна производиться только химическими средствами, разрешенными для использования в помещениях для детей. и должна осуществляться исходя из основного предназначения детского учреждения.

    Гигиенические требования и нормы безопасности

    Детский сад или интернат должен располагаться в спальном районе среди жилых домов. Обустраивать детские учреждения вблизи автостоянок, проезжей части, котельных или производственных объектов категорически запрещено.

    Читайте также

    На каком расстоянии сажать деревья от дома

    Основные санитарно-гигиенические нормы предписывают следующее:


    Основные и дополнительные помещения детского сада

    Основные помещения в зданиях детских садов это:


    Условия для полноценного дневного сна можно создать в групповых комнатах. В этом случае лучше приобрести раскладные кровати. Для хранения кроватей и спальных принадлежностей понадобится встроенный шкаф или небольшая кладовка. Для маленького детского сада (не более 30 детей) можно обустроить общую столовую. Для большего количества детей удобнее организовать место для приема пищи в групповой комнате. Обеденные столики при этом можно использовать также для занятий или настольных игр.

    Медицинский кабинет с изолятором обязателен для детских садов, в которых дети будут находиться в течение всего дня или круглосуточно. Если учреждение работает в режиме «короткий день», от медпункта можно отказаться. Достаточно будет заключить договор с близлежащей поликлиникой об оказании медицинской помощи в случае необходимости.

    Групповые и спальные помещения

    Групповые помещения детского сада должны быть изолированы. Желательно для каждой групповой комнаты оборудовать отдельный вход с прилегающей территории. Можно обустроить общий вход для двух или трех групп разного возраста. Возле общего входа желательно обустроить гардеробную для верхней одежды и уличной обуви.

    Прием детей должен производиться в отдельном помещении или в гардеробной. В последнем случае здесь нужно обеспечить условия для осмотра детей. Вход родителей в групповые комнаты нежелателен в целях предохранения от инфекции и сохранения чистоты в помещении.

    В групповой комнате должно планироваться обустройство достаточного количества оконных проемов необходимого размера. Это обеспечит хорошее проветривание, естественное освещение и доступ ультрафиолетовых лучей, посредством которых помещение будет инсолироваться.


    Спальню предпочтительно обустроить на крытой, утепленной и или . Можно выделить место для сна в основной комнате группы, отделив его раздвижной перегородкой. Для детей в возрасте 5-6 лет допускается установка 2-ярусных кроватей. На верхнем спальном месте обязательно обустройство защитного бортика.

    Туалетные комнаты и бассейн

    Туалетная комната примыкает к игровому помещению. Желательно обустроить небольшой разделяющий коридор между ними. Для малышей из ясельных групп используются горшки. Для детей постарше ставятся унитазы в открытых кабинах. Габариты кабины — 80 на 80 см, высота разделительной стенки — 120 см.
    При обустройстве бассейна в здании детсада необходимо запланировать обустройство душевой кабины, раздевальной и туалетной комнат.


    Следует оборудовать специальную ванную для обучения плаванию площадью 3 на 7 м или немного больше.

    Планировка детского сада в зданиях различной формы

    Самый простой вариант планировки небольшого детского сада в квадратном здании делается по следующим принципам:

    • входная дверь ведет в холл;
    • в холл выходят двери в пищеблок, медпункт и кабинет заведующей;
    • из пищеблока необходим наружный выход для доставки продуктов;
    • коридор из холла ведет в групповые комнаты (не более 4-х);
    • групповые комнаты располагаются вокруг многоцелевого помещения.

    Дополнительные групповые комнаты обустраиваются на 2-м этаже. В 3-этажном здании детского сада на верхнем этаже располагаются только подсобные помещения. При этом может быть дополнительно задействовано или мансарда. Здесь можно обустроить кладовую. Планировка удлиненного здания детского сада предполагает наличие центрального коридора, проходящего между торцевыми стенами.

    Проект и планировка детского сада на 150 мест

    Центральный вход располагается ближе к торцевой стене. Рядом находится кабинет заведующей. Далее по коридору с одной стороны располагаются подсобные помещения: гардеробная, кухня, медпункт, туалетная комната для персонала, кладовая для вещей и продуктов. Вдоль противоположной стены располагается многоцелевое помещение, выходящее в холл. Далее по коридору обустраиваются помещения для детей: групповые и спальные комнаты, туалеты для девочек и мальчиков, умывальная комната и т. д. В конце коридора можно обустроить еще одно большое помещение для спортивных занятий, танцев или активных игр.

    26.10.2017

    Детский сад чертежи. Правильная планировка детского сада

    Развитие типового проектирования - одна из приоритетных задач , поставленных перед профессиональным сообществом президентом Российской Федерации .

    Преимущества применения типовых проектов в практике строительства очевидны. Прежде всего, это сокращение стоимости и сроков проектирования, а также времени рассмотрения в государственной экспертизе привязки проекта по конкретному адресу. Применяемые на объектах перспективные архитектурно-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения уже прошли экспертизу в составе типовых проектов. Также немаловажной при применении типовых проектов социальных объектов является возможность использования федеральных субсидий в строительстве.

    Заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Юрий Рейльян на круглом столе 24 марта 2015 года отметил, что снижение средней стоимости строительства одного места в дошкольных образовательных организациях может быть осуществлено за счет формирования реестра типовой проектной документации . Реестр включает в себя информацию о проектах жилых и административных зданий, социальных объектов, при подготовке которых были применены современные технологические и организационные решения.

    Минстроем России утвержден План формирования системы типового проектирования в сфере строительства, который направлен на создание условий и методологии применения типовой проектной документации и проектной документации повторного применения. «В соответствии с планом, минстрой России продолжит работу по формированию и ведению соответствующего реестра. В настоящее время в реестр внесены сведения о проектной документации 92 объектов капстроительства, из них - 50 объектов детских дошкольных учреждений» , - подчеркнул Юрий Рейльян.

    Замминистра обратил внимание на то, что основной проблемой для включения проектов в реестр остается отсутствие у регионов исключительных прав на представленную проектную документацию. Чтобы решить эту проблему, а также минимизировать затраты на повторное использование документации, разработанной за счет или с привлечением средств федерального или регионального бюджетов, предлагается дополнить 44 Федеральный закон положениями о возможности многократного использования проектной документации без согласия подрядчика (автора произведения архитектуры, градостроительства, автора проектной документации), а также о передаче исключительных прав на созданную проектную документацию субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию , от имени которых выступает государственный или муниципальный заказчик.

    «Завершение мероприятий, предусмотренных планом формирования системы типового проектирования в сфере строительства, планируется к 2016 году» , - сказал Юрий Рейльян.

    • Постановление Правительства РФ от 27 сентября 2011 г. № 791 «О формировании реестра типовой проектной документации и внесении изменений в некоторые Постановления Правительства Российской Федерации»
    • Приказ Минстроя России от 13 февраля 2015 года № 108/пр «О внесении в реестр типовой проектной документации сведений о типовой проектной документации»
    • Приказ Минстроя России от 13 марта 2015 года №170/пр «Об утверждении Плана формирования системы типового проектирования в сфере строительства»
    • Выписка из протокола от 25.03.2015 года № 118-прм-юр заседания нормативно-технического совета по отбору типовой проектной документации при Минстрое России

    В регионах РФ начали создаваться каталоги типовых проектов. На федеральном уровне альбом типовых проектов формирует Минстрой РФ.

    В апреле 2015 года Главное управление архитектуры и градостроительства Московской области опубликовало каталог повторноприменяемых (типовых) проектов зданий социальной инфраструктуры , куда вошли проекты детских садов мощностью от 100 до 320 мест, школ от 450 до 1600 мест, физкультурно-оздоровительных комплексов и поликлиник. Данные типовые проекты рекомендованы застройщикам для повторного применения в регионе.

    Здания не будут полностью копировать друг друга. «Проекты повторного применения сегодня - это объекты с адресной архитектурой, - отметил начальник Главархитектуры Московской области Владислав Гордиенко. - Готовый проект необходимо привязать к конкретному участку, а значит, создать его индивидуальный облик, учитывающий окружающую застройку, культурную и историческую особенность территорий» .

    При выборе проектов для каталога оценивались их архитектурно-художественные, планировочные, технологические решения, рассматривалась сметная стоимость, характеристики строительных материалов и конструкций.

    Использование типовых проектов, по расчетам чиновников, позволит сократить сроки проектирования зданий и сэкономить средства регионального бюджета на согласование нового строительства. Как сказал «РБК-Недвижимости» представитель пресс-службы Главархитектуры Московской области, экономия может составлять до 20% от стоимости объекта.

    Проект повторного применения - это документация на объект капитального строительства, по которой получено положительное заключение государственной экспертизы, построен и введен в эксплуатацию объект не ранее семи лет до дня принятия решения о повторном применении этой проектной документации.

    Строительство объектов повторного применения выгодно застройщику тем, что затраты на проектирование и экспертизу сведены к минимуму. Проект повторного применения может быть модифицирован. Но эти изменения не должны затрагивать конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта капитального строительства. Экспертиза такого проекта проводится по упрощенной схеме и ее стоимость значительно меньше.

    Действующим законодательством о градостроительной деятельности в целях активизации капитального строительства объектов различного назначения предусмотрена возможность использования типовой проектной документации (проектной документации повторного применения). Преимущества ее применения заключаются в:

    • использовании уже апробированных и зарекомендовавших себя проектных решений;
    • уменьшении расходов на проектирование объекта;
    • сокращении сроков проектирования;
    • частичном освобождении проектной документации от проведения государственной экспертизы при повторном применении.

    Одновременно типовая проектная документация имеет существенные ограничения для повторного применения, которые связаны с:

    • пригодностью проектных решений для реализации в условиях новой площадки (например, исходя из природно-климатических особенностей территории, инженерно-геологических характеристик района (включая сейсмические характеристики) и земельного участка (включая рельеф, несущую способность грунтов, наличие подтопления, мерзлотных явлений и т.д.);
    • правами использования «первичной» проектной документации, в том числе ее повторного применения и модификации.

    Примеры проектов повторного применения из каталога

    Реализация по адресу: Московская область, г. Волоколамск, пер. Ново-Солдатский

    Разработчик проектной и рабочей документации : ООО «Гражданпроект-плюс»

    Заказчик проектной документации: Администрация Волоколамского муниципального района

    Детское дошкольное учреждение на 100 мест. Московская область, г. Волоколамск, пер. Ново-Солдатский

    Показатели:

    • вместимость - 100 мест
    • кол-во групп - 5 групп
    • приспособлен для МГН
    • кол-во этажей - 3 эт.
    • площадь участка - 0,4068 га
    • площадь застройки - 1 005,86 м²
    • общая площадь (без подвала) - 1 397,25 м²
      • итого - 12 300 000 руб.
      • 1 места в базовых ценах - 123 000 руб.
    • стоимость (в текущих ценах на 4-й кв. 2012 г. без благоустройства и наружных сетей):
      • итого - 78 000 000 руб.
      • 1 места - 780 000 руб.
    • конструктивное решение - ограждающие конструкции - кирпичные стены, перекрытия
      • сборный железобетон, кровля скатная

    Детское дошкольное учреждение на 100 мест. Московская область, г. Волоколамск, пер. Ново-Солдатский. План 1-го этажа

    Детское дошкольное учреждение на 100 мест. Московская область, г. Волоколамск, пер. Ново-Солдатский. План 2-го этажа

    Детское дошкольное учреждение на 100 мест. Московская область, г. Волоколамск, пер. Ново-Солдатский. План 3-го этажа

    Детское дошкольное учреждение на 120 мест

    Реализация по адресу: Московская область, г. Домодедово, мкр. «Востряково»

    Разработчик проектной и рабочей документации: ГП МО «Институт «Мосгражданпроект»

    Заказчик проектной документации: муниципальное ДОУ №12 «Березка»

    Показатели:

    • вместимость - 120 мест
    • кол-во групп - 6 групп
    • приспособлен для МГН
    • кол-во этажей - 2 эт.
    • площадь участка - 0,6 га
    • площадь застройки - 1 319 м²
    • общая площадь - 2 000,5 м²
    • (без благоустройства и наружных сетей):
      • итого - 12 412 906 руб.
      • 1 места в базовых ценах - 103 440 руб.
    • стоимость (в текущих ценах на 1-й кв. 2015 г. без благоустройства и наружных сетей):
      • итого - 94 141 740 руб.
      • 1 места - 784 510 руб.
    • конструктивное решение - стены - кирпич, перекрытие - сборный ж/б

    Детское дошкольное учреждение на 120 мест. Московская область, г. Домодедово, мкр. «Востряково». План 1-го этажа

    Детское дошкольное учреждение на 120 мест. Московская область, г. Домодедово, мкр. «Востряково». План 2-го этажа

    Детское дошкольное учреждение на 150 мест с плавательным бассейном

    Реализация по адресу: Московская область, Щелковский район, д. Оболдино

    Разработчик проектной и рабочей документации: ООО «ПромСтройИнжиниринг СПб»

    Заказчик проектной документации: МКУ Щелковского муниципального р-на «Строительство и инвестиции»

    Показатели:

    • вместимость - 150 мест
    • кол-во групп - 8 групп
    • приспособлен для МГН
    • кол-во этажей - 2 эт.
    • площадь участка - 0,8603 га
    • площадь застройки - 1 835,5 м²
    • общая площадь (без подвала) - 4 373,6 м²
      • итого - 28 123 730 руб.
      • 1 места в базовых ценах - 187 491,53 руб.
    • стоимость (в текущих ценах на 2-й кв. 2014 г. без благоустройства и наружных сетей):
      • итого - 157 533 420 руб.
      • 1 места - 1 050 222,80 руб.
    • конструктивное решение - устойчивость и неизменяемость здания обеспечивается совместной работой вертикальных элементов каркаса и диафрагм жесткости

    ДДУ на 150 мест с плавательным бассейном. Московская область, Щелковский район, д. Оболдино. План 1-го этажа

    ДДУ на 150 мест с плавательным бассейном. Московская область, Щелковский район, д. Оболдино. План 2-го этажа

    Детское дошкольное учреждение на 150 мест

    Реализация по адресу: Московская область, г. Раменское, ул. Приборостроителей

    Разработчик проектной и рабочей документации: ООО «Проектная мастерская «Проект 18»

    Заказчик проектной документации: УКС Администрации Раменского муниципального района

    Показатели:

    • вместимость - 150 мест
    • кол-во групп - 8 групп
    • приспособлен для МГН
    • кол-во этажей - 3 эт.
    • площадь участка - 1,4 га
    • площадь застройки - 1 908,3 м²
    • общая площадь (без подвала) - 3 152 м²
    • стоимость в базовых ценах 2000 г. (без благоустройства и наружных сетей):
      • итого - 28 241 130 руб.
      • 1 места в базовых ценах - 188 274 руб.
      • итого - 151 201 220 руб.
      • 1 места - 1 008 010 руб.
    • конструктивное решение - монолитный железобетонный каркас

    Детское дошкольное учреждение на 220 мест

    Реализация по адресу: Московская область, г. Наро-Фоминск, ул. Брянская, участок № 12

    Разработчик проектной и рабочей документации: ООО «Эра Проект»

    Заказчик проектной документации: Администрация Наро-Фоминского муниципального района

    Показатели:

    • вместимость - 220 мест
    • кол-во групп - 4 группы (в т.ч. 1 группа компенсирующей направленности на 10 мест) и 160 детей дошкольных групп
    • приспособлен для МГН
    • кол-во этажей - 3 эт.
    • площадь участка - 0,9469 га
    • площадь застройки - 2 593 м²
    • общая площадь (без подвала) - 4 983 м²
    • стоимость в базовых ценах 2000 г. (без благоустройства и наружных сетей):
      • итого - 37 929 220 руб.
      • 1 места в базовых ценах - 172 405 руб.
    • стоимость (в текущих ценах на 3-й кв. 2014 г. без благоустройства и наружных сетей):
      • итого - 221 019 820 руб.
      • 1 места - 1 004 635 руб.
    • конструктивное решение - состоит из системы наружных и внутренних кирпичных стен, а также монолитных конструкций (стен и колонн), жестко связанных дисками перекрытий

    Детское дошкольное учреждение на 320 мест

    Реализация по адресу: Московская область, г. Одинцово, ул. Верхне-Пролетарская, д. 37

    Разработчик проектной и рабочей документации: ООО «Техно-Аритэк»

    Заказчик проектной документации: Управление образования Администрации Одинцовского муниц-го р-на

    Показатели:

    • вместимость - 320 мест
    • кол-во групп - 16 групп
    • приспособлен для МГН
    • кол-во этажей - 3 эт.
    • площадь участка - 1,2061 га
    • площадь застройки - 2 288,5 м²
    • общая площадь (без подвала) - 5 481,1 м²
    • стоимость в базовых ценах 2000 г. (без благоустройства и наружных сетей):
      • итого - 61 225 360 руб.
      • 1 места в базовых ценах - 191 329 руб.
    • стоимость (в текущих ценах на 3-й кв. 2012 г. без благоустройства и наружных сетей):
      • итого - 352 843 240 руб.
      • 1 места - 1 102 947 руб.
    • конструктивное решение - монолитный каркас , состоящий из системы наружных и внутренних стен (диафрагм жесткости), колонн и жестко связанных с ними дисков перекрытий и покрытия

    Общеобразовательная школа на 450 мест с плавательным бассейном

    Реализация по адресу: Московская область, г.о. Одинцово, п. Ромашково

    Показатели:

    • вместимость - 450 мест
    • количество классов - 18
    • приспособлен для МГН
    • кол-во этажей - 3 эт.
    • площадь участка - 1,456 га
    • площадь застройки - 4 506 м²
    • общая площадь - 14 620 м²
    • плавательный бассейн - 16,6×8,0 м
    • стоимость общая (в текущих ценах на 2014 г.):
      • итого - 665 000 000 руб.
      • 1 места - 1 477 777,8 руб.
    • конструктивное решение - стены - монолитный ж/бетон, кирпич, блок; перекрытия - монолитный ж/бетон, профнастил по фермам, керамогранит

    Общеобразовательная школа на 1510 мест с плавательным бассейном

    Реализация по адресу: Московская область, Красногорский район, п. Путилково

    Разработчик проектной документации: ГП МО «Институт «Мосгражданпроект»

    Заказчик проектной документации: ООО «Лидер Девелопмент»

    Показатели:

    • вместимость - 1510 мест
    • количество классов - 60–61
    • приспособлен для МГН
    • кол-во этажей - 4 эт.
    • площадь участка - 2,66 га
    • площадь застройки - 8 670 м²
    • общая площадь - 31 609 м²
    • плавательный бассейн - 25,0×11,0 м
    • ориентировочная стоимость общая:
      • итого - 1 736 500 000 руб.
      • 1 места - 1 150 000 руб.
    • конструктивное решение - перекрытия и стены - монолитный ж/бетон, метал. фермы, профнастил, вентфасады, керамогранит

    Планировка детского сада , интерната, или комплекса должна соответствовать в первую очередь гигиеническим нормам . В любом детском учреждении должна быть обеспечена максимальная безопасность для здоровья и жизни детей. Для эстетического оформления подобных помещений существуют свои нормы, которых необходимо придерживаться. Детское учреждение можно обустроить в специально построенном здании или перепланировать для этого уже готовую постройку.

    Пример типового плана детского сада

    Основные задачи частного детского сада - воспитание детей, обучение их основным навыкам существования в коллективе, общения, социального поведения. Начальное дошкольное образование и подготовка к школе - еще одна важная задача современных детских центров.

    К тому же, в детском саду могут проводиться занятия в разного рода творческих кружках. В них дети будут учиться рисовать, лепить из пластилина и т. п. Главное, изначально определить основные направления работы детского сада, спектр предоставляемых услуг. Это поможет при детского учреждения . В детском саду дети воспитываются в разных возрастных группах.


    Планировка детского сада с обозначением помещений

    Для каждой группы необходимо отдельное пространство, в котором дети будут заниматься со своим воспитателем по основной программе, отдыхать, общаться друг с другом.

    При планировке детских садов или центров необходимо четкое разграничение комнат для детей и служебных помещений.

    Помещения разного предназначения (детские, административно-хозяйственные, обслуживающие, подсобные и т. п.) необходимо располагать отдельно друг от друга. Желательно обустроить хозяйственные, подсобные помещения в отдельной постройке. Вся внутренняя отделка помещений детских центров делается только из экологически чистых материалов высокого качества. Кроме того, помещения должно быть легко убирать. Все поверхности следует сделать прочными и легко моющимися. Это убережет детей от случайных травм и распространения инфекции.


    Вариант проекта и планировки детского сада


    Уборка должна производиться только химическими средствами, разрешенными для использования в помещениях для детей. и должна осуществляться исходя из основного предназначения детского учреждения.

    Гигиенические требования и нормы безопасности

    Детский сад или интернат должен располагаться в спальном районе среди жилых домов. Обустраивать детские учреждения вблизи автостоянок, проезжей части, котельных или производственных объектов категорически запрещено.

    Основные санитарно-гигиенические нормы предписывают следующее:

    Основные и дополнительные помещения детского сада

    Основные помещения в зданиях детских садов это:

    Условия для полноценного дневного сна можно создать в групповых комнатах. В этом случае лучше приобрести раскладные кровати. Для хранения кроватей и спальных принадлежностей понадобится встроенный шкаф или небольшая кладовка. Для маленького детского сада (не более 30 детей) можно обустроить общую столовую. Для большего количества детей удобнее организовать место для приема пищи в групповой комнате. Обеденные столики при этом можно использовать также для занятий или настольных игр.

    Медицинский кабинет с изолятором обязателен для детских садов, в которых дети будут находиться в течение всего дня или круглосуточно. Если учреждение работает в режиме «короткий день», от медпункта можно отказаться. Достаточно будет заключить договор с близлежащей поликлиникой об оказании медицинской помощи в случае необходимости.

    Групповые и спальные помещения

    Групповые помещения детского сада должны быть изолированы. Желательно для каждой групповой комнаты оборудовать отдельный вход с прилегающей территории. Можно обустроить общий вход для двух или трех групп разного возраста. Возле общего входа желательно обустроить гардеробную для верхней одежды и уличной обуви.

    Прием детей должен производиться в отдельном помещении или в гардеробной. В последнем случае здесь нужно обеспечить условия для осмотра детей. Вход родителей в групповые комнаты нежелателен в целях предохранения от инфекции и сохранения чистоты в помещении.

    В групповой комнате должно планироваться обустройство достаточного количества оконных проемов необходимого размера. Это обеспечит хорошее проветривание, естественное освещение и доступ ультрафиолетовых лучей, посредством которых помещение будет инсолироваться.



    Спальню предпочтительно обустроить на крытой, утепленной и или. Можно выделить место для сна в основной комнате группы, отделив его раздвижной перегородкой. Для детей в возрасте 5-6 лет допускается установка 2-ярусных кроватей. На верхнем спальном месте обязательно обустройство защитного бортика.

    Туалетные комнаты и бассейн

    Туалетная комната примыкает к игровому помещению. Желательно обустроить небольшой разделяющий коридор между ними. Для малышей из ясельных групп используются горшки. Для детей постарше ставятся унитазы в открытых кабинах. Габариты кабины - 80 на 80 см, высота разделительной стенки - 120 см.
    При обустройстве бассейна в здании детсада необходимо запланировать обустройство душевой кабины, раздевальной и туалетной комнат.



    Следует оборудовать специальную ванную для обучения плаванию площадью 3 на 7 м или немного больше.

    Планировка детского сада в зданиях различной формы

    Самый простой вариант планировки небольшого детского сада в квадратном здании делается по следующим принципам:

    • входная дверь ведет в холл;
    • в холл выходят двери в пищеблок, медпункт и кабинет заведующей;
    • из пищеблока необходим наружный выход для доставки продуктов;
    • коридор из холла ведет в групповые комнаты (не более 4-х);
    • групповые комнаты располагаются вокруг многоцелевого помещения.

    Дополнительные групповые комнаты обустраиваются на 2-м этаже . В 3-этажном здании детского сада на верхнем этаже располагаются только подсобные помещения. При этом может быть дополнительно задействовано или мансарда. Здесь можно обустроить кладовую. Планировка удлиненного здания детского сада предполагает наличие центрального коридора, проходящего между торцевыми стенами.


    Проект и планировка детского сада на 150 мест


    Центральный вход располагается ближе к торцевой стене. Рядом находится кабинет заведующей. Далее по коридору с одной стороны располагаются подсобные помещения: гардеробная, кухня, медпункт, туалетная комната для персонала, кладовая для вещей и продуктов. Вдоль противоположной стены располагается многоцелевое помещение, выходящее в холл. Далее по коридору обустраиваются помещения для детей: групповые и спальные комнаты, туалеты для девочек и мальчиков, умывальная комната и т. д. В конце коридора можно обустроить еще одно большое помещение для спортивных занятий, танцев или активных игр.

    Игровые и спортивные площадки

    Для детской площадки для игр и спортивных занятий нужна достаточная площадь, чтобы обеспечить комфорт и безопасность детей. Для каждой группы детей младшего дошкольного возраста (до 3 лет) необходимо обустройство отдельной детской площадки для игр и прогулок размером не менее 150 м².


    Пример оборудования спортивной площадки в детском саду


    Для детей из старших групп (до 7 лет) размер детской площадки увеличивается до 180 м².
    Для детской площадки необходима защита от попадания прямых солнечных лучей. Это делается с помощью навесов. Для оформления детской площадки используются садовые фигуры, игровые приспособления, зеленые насаждения.

    Все предметы, используемые при обустройстве ландшафтного дизайна , должны быть изготовлены из высококачественного и экологичного материала. Для зеленых насаждений следует выбирать безопасные растения: без шипов, ядовитых плодов и аллергенных веществ.

    На каждой игровой площадке необходимо предусмотреть специальное место для воспитателя. Его располагают так, чтобы в поле зрения педагога попадала вся площадка.



    Это позволит контролировать поведение детей и предотвратит нежелательные ситуации. От здания детского сада к прогулочным площадкам необходимо обустроить прямые дорожки, заасфальтированные или выложенные специальной плиткой. Дорожки к подсобным помещениям должны располагаться отдельно.

    Для спортивных занятий на территории детского сада можно обустроить отдельную спортивную площадку размером примерно 250 м². На ней можно поставить небольшой бассейн глубиной не более полуметра и площадью около 30 м². Пользоваться этими объектами дети из разных групп должны в разное время, согласно расписанию.

    Хозяйственные помещения

    Пищеблок, прачечная, холодильная комната для свежих продуктов, кладовые для сухих продуктов и хранилище для белья и необходимых вещей в здании детского сада размещаются отдельно. Также понадобится помещение для просушивания и глажки постельного и кухонного белья. Для этих помещений необходим специальный вход.

    Обустройство территории

    Территория детского сада должна быть ограждена. Высота забора - не менее 2 м. необходимо оборудовать как минимум 2 входа: центральный и подсобный. Центральный вход - для родителей с детьми и персонала. Подсобный вход - для подвоза продуктов, вывоза мусора и т. п. Здесь понадобится въезд и разворотная площадка для автотранспорта.

    Входные ворота необходимо оборудовать домофоном. Они должны открываться только по мере надобности. Это исключит проникновение на территорию детского сада посторонних людей и бродячих животных.


    Проект благоустройства территории детского сада


    Если размер общей территории позволяет, можно устроить живой уголок. Вблизи кухни желательно посадить овощи, плодовые и ягодные деревья и кусты. Все наружные подсобные помещения, площадку для сушки белья и т. п. необходимо обустраивать в отдалении от здания детского сада и детской площадки.

    В 2014 году в Москве решена важная социальная задача: каждый житель города в возрасте от 2,5 до 7 лет теперь имеет возможность посещать. Об этом Мэр Сергей Собянин сообщил в своем докладе о результатах деятельности Правительства Москвы и основных параметрах проекта бюджета города на 2015 - 2017 гг. Но не менее важно и то, что рост числа мест в столичных детсадах сопровождается их кардинальной модернизацией с учетом новых требований к проектированию ДОУ.

    Еще в 2010 году треть маленьких москвичей была лишена возможности посещать детские сады. С 2010 до 2013 года число мест в столичных ДОУ увеличилось почти в два раза - с 288 до 415 тысяч. В нынешнем году в городе запланировано строительство еще 34 садов: 24 за счет бюджета (4 270 мест) и еще 11 строится на средства частных инвесторов. Изменились и нормативные показатели - сегодня Москва успешно осваивает норму в 50 мест на каждую тысячу жителей.

    Хотя норматив выполнен, строительство детских садов в городе продолжится и в дальнейшем. В 2014-2016 году по Адресной инвестиционной программе (АИП), то есть за счет городского бюджета, в Москве запланировано построить еще 60 детских садов на 12 тысяч мест. Эти планы соответствуют демографическому прогнозу, а также позволяют обеспечивать местами в детских дошкольных учреждениях жителей новых районов комплексной застройки.


    Образцовый, неповторимый

    Первые типовые проекты для учреждений дошкольного воспитания в СССР были разработаны в 1930-х годах. В 60-е годы, в период массового индустриального жилищного строительства, совпавшего с практически поголовной занятостью женщин в народном хозяйстве, панельное единообразие распространилось и на образовательные учреждения: шеренги однотипных школ и детсадов следовали друг за другом сквозь такие же безликие жилые микрорайоны.

    В 1990-е многие здания детсадов (в основном так называемые ведомственные садики) сменили профиль с образовательного на офисный, а те, что сохранили верность дошкольному образованию, устарели морально и физически. Поэтому, когда в Москве вновь остро встал вопрос об увеличении количества мест в дошкольных учреждениях, Правительство города принято дальновидное решение о разработке ДОУ нового поколения.

    Чтобы ускорить процесс модернизации детских садов без потери качества в 2012-2013 годах по заказу Москомархитектуры, Департамента градостроительной политики города, а также ряда крупных частных застройщиков были разработаны новые проекты детских садов для Москвы.

    Эти проекты актуализированы в соответствии с современными представлениями общества о содержании и формах дошкольного образования, а также отвечают новым архитектурным и градостроительным требованиям к городской среде, принятым в столице в последние годы.

    Новые проекты собраны в Альбом базовых проектов детских садов, рекомендуемых к строительству в Москве. Если кому-то претят такие определения, как «типовой проект» или «проект повторного применения», можно использовать словосочетание «образцовый проект», потому что на самом деле по этим «альбомным» проектам в Москве строятся внешне очень НЕ похожие друг на друга детские садики. На индивидуализацию облика каждого нового здания детского сада направлена практика рабочих рассмотрений у главного архитектора города Сергея Кузнецова. Проектировщикам настоятельно рекомендуется разрабатывать и представлять на рассмотрение варианты фасадных решений, которые соответствуют характеру окружающей застройки и позволяют индивидуализировать внешний облик здания, чтобы у каждого ребенка в итоге складывался свой образ садика - нескучный, дружелюбный и запоминающийся.


    Архитектура и колористика - это еще и инструмент эстетического воспитания и эмоционального воздействия на маленького человека. Поэтому, давая маленьким москвичам правильные ориентиры в восприятии архитектуры города, мы, тем самым, проявляем заботу о будущем облике Москвы.

    Сады для москвичей нового поколения

    В чем принципиальное отличие новых проектов детских садов от прежних? Одно из главных требований современного общества - это воспитание здорового поколения. Поэтому в новых проектах детских садов предусмотрены не только медицинские блоки, но и специальные кабинеты психолога, логопеда, а также специализированные спортивные и тренажерные залы , бассейны. На прилегающей территории, помимо традиционных прогулочных зон с верандами, проектируются мини-стадионы, футбольные и волейбольные площадки и.т.д.


    Проектирование развивающей образовательной среды, способствующей разностороннему развитию личности ребенка, еще одно веяние времени. В новых проектах детсадов создаются специальные помещения для кружков различной направленности, занятий музыкой, хореографией, театром.

    Расширяется и сама типология дошкольного образования, появляются так называемые ДОУ комплексного вида. В их планировочной структуре, как правило, на нижних этажах, предусмотрены специальные помещения для групп кратковременного пребывания, консультационные и реабилитационные центры.

    Еще одно наиважнейшее отличие современной проектной практики для Москвы - это создание в детском саду безбарьерной среды, доступной для людей с ограничениями здоровья - как для воспитанников, так и для посетителей - родителей, бабушек, дедушек и.т.д. Все помещения детского сада нового поколения на любом этаже доступны для людей с ограниченными физическими возможностями. Для перемещения между этажами современные ДОУ оборудуются лифтами - в старых проектах детсадов лифтов, как правило, нет.

    Доступная среда предусматривает, между тем, и развитие т.н. инклюзивных форм воспитания, то есть возможностей для детей с какими-то проблемами здоровья посещать обычный детский садик вместе со здоровыми детьми. В Москве уже реализуются проекты детских садов, разработанные с учетом инклюзивного дошкольного образования. Подробнее об таких ДОУ мы расскажем в следующих материалах.


    Еще одна новая тенденция - это создание образовательных комплексов, в которых образовательный процесс продолжается с 2-3 и до 18 лет. Такой образовательный центр включает один или несколько детсадов (ДОУ), блок младших классов (БМК) и среднюю школу. (Кстати, первые детские сады, которые появились в России в конце XIX века, создавались в основном тоже при гимназиях, так что все новое - это хорошо забытое старое). Предполагается, что такие полифункциональные образовательные комплексы могут стать культурными центрами микрорайонов, что должно найти отражение и в их архитектурном облике.

    В детский сад - рядом с домом


    Принцип сдачи в эксплуатацию жилья одновременно с объектами соцкультбыта принят как один из основополагающих в столице. Более того, сегодня уже есть примеры опережающего ввода социальной инфраструктуры. Один из таких примеров -32-й микрорайон «Зеленый бор» в Зеленограде. На территории нового, еще только застраивающегося жилыми домами микрорайона, уже сдан в эксплуатацию полноценный образовательный центр для детей от 3 до 18 лет. Он включает школу, блок начальных классов и детский сад на 280 мест (12 групп).


    Для школы и блока младших классов архитекторы проектного бюро «Зеленоград АМ» разработали индивидуальный проект (ГАП Мади Агаджали).


    Детский сад построен по типовому «альбомному» проекту, разработанному ГУП МНИИТЭП в 2012 году, но по предложению Сергея Кузнецова авторы придумали индивидуальное фасадное решение. Цветные фиброцементные плиты в полоску придали типовому зданию детского сада в Зеленограде веселый, позитивный и очень «дошкольный» вид.


    Как рассказывает автор проекта, архитектор Мади Ажигали, детский садик вызывает восторг у детей, их родителей, бабушек и дедушек. «Это поразительно, что изменив только фасады типового садика, мы смогли доставить такую радость жителям микрорайона», - удивляется архитектор.

    Частный капитал подает пример

    К решению проблемы детских садов в Москве активно привлекаются и частные инвесторы. Так, в этом году в городе запланирован ввод в эксплуатацию 11 садиков, построенных за счет частных инвесторов, частично эта программа уже выполнена.


    Как правило, к вложению средств в социальную инфраструктуру готовы крупные строительные и девелоперские компании, которые занимаются комплексным освоением городских территорий. Так, одним из первых дошкольных образовательных учреждений нового поколения в Москве стал построенный концерном КРОСТ детский образовательный центр (ДОЦ) (82-й квартал, ул. Тухачевского, д.45). Помимо детского сада на 150 мест (6 групп) комплекс включает 4 класса начальной школы на 100 мест. Основные объемно-планировочные решения разработаны проектным бюро компании КРОСТ - «А-Проект». Оригинальные фасады и интерьеры созданы голландским архитектурным бюро 70°N arkitektur, которое стало победителем организованного концерном закрытого архитектурного международного конкурса.

    ДОЦ задуман как социально-культурный семейный центр, где проводятся занятия спортом, собрания родителей, консультации психологов, детские праздники, открытые творческие студии и технические кружки. В разработке его концепции участвовали известные детские психологи и педагоги.


    Образовательный комплекс включает нескольких функциональных блоков, сгруппированных вокруг внутреннего двора - атриума и отдельно стоящего блока детского сада. Благодаря такой компоновке малыши и младшие школьники живут по собственному расписанию, не мешая друг другу, и в то же время могут общаться на общих мероприятиях.

    Во внутренней планировке применялась современная технология трансформации помещений, которая позволяет более гибко использовать компактное внутреннее пространство, объединять или зонировать его по мере необходимости. Специализированные помещения предусмотрены для театральной и хореографической студий, есть детские мастерские для занятий скульптурой и гончарным делом, студия живописи, лингвистические классы, класс естествознания, оборудованный в соответствии с современными методиками обучения.


    В образовательном комплексе есть также библиотека с медиотекой, просторные игровые пространства с разнообразными средствами для интеллектуального развития. Музыкальный зал с артистическими помещениями и трансформируемым сценическим пространством оснащен современными средствами организации шоу-программ.

    Две чаши бассейна предназначены для обучения плаванию и для занятий синхронным плаванием.


    Целью проекта стало создание яркой и современной образовательной среды, учитывающей потребности ребенка в занятиях спортом и искусством, и способствующей развитию многогранных независимых личностей, рассказывает представитель концерна КРОСТ.

    Создатели комплекса позаботились и о физическом и психологическом здоровье персонала образовательного учреждения . Два зала оборудованы для групповых спортивных занятий и оснащены необходимыми обслуживающими помещениями.

    Образовательный комплекс «Хорошевская гимназия», благодаря своему разнообразному функционалу, технологическому оснащению и качественной архитектурной «упаковке», отвечающей общей стилистике окружающей застройки, стал градоформирующим социокультурным и архитектурным центром квартала «Юнион Парк».


    Изображения: Москомархитектура, АБ «Зеленоград АМ», концерн «КРОСТ»

    • Темы:
    • Разработчик - ГУП МНИИТЭП.
    • Заказчик - .


    Типовой проект детского сада на 250 мест (шифр VI-71)

    • Разработчик - ГУП МНИИТЭП.
    • Конструктивное решение - монолит. Вместимость основных групповых ячеек - 25 человек.

    Доступ для маломобильных групп населения обеспечен на все этажи. Разработан в 2012 - 2013 гг. Рекомендуется для применения.



    Проект повторного применения детского сада на 220 мест

    • Заказчик - Москомархитектура.

    Доступ для маломобильных групп населения обеспечен на все этажи. Разработан в 2010 г. Рекомендуется для применения в АИП на 2013 и последующие годы.

    Площадь участка 0,63 - 0,68 га
    Площадь застройки 1727,8 кв. м
    3733,7 кв. м
    Этажность 3 этажа
    Вместимость 220 мест
    Стоимость в базовых ценах 2000 г.
    40,602 млн руб.
    172,154 млн руб.
    Общая площадь на 1 место 16,9 кв. м
    0,184 млн руб.
    0,783 млн руб.
    Стоимость кв. м общей площади в базовых ценах 2000 г. 0,007 млн руб.
    0,031 млн руб.



    Проект повторного применения детского сада на 190 мест

    • Разработчик - ООО ППФ «ПРОЕКТ-РЕАЛИЗАЦИЯ».
    • Заказчик - Департамент градостроительной политики города Москвы.
    • Конструктивное решение - монолитный.
    Площадь участка 0,45 - 0,5 га
    Площадь застройки 1250,0 кв. м
    2935,3 кв. м
    Этажность 3 этажа
    Вместимость 190 мест
    Стоимость в базовых ценах 2000 г.
    (без благоустройства и наружных сетей)
    28,635 млн руб.
    Стоимость в ценах I квартала 2012 г. 121,414 млн руб.
    Общая площадь на 1 место 15,4 кв. м
    Стоимость 1 места в базовых ценах 2000 г. 0,151 млн руб.
    Стоимость 1 места в ценах I квартала 2012 г. 0,639 млн руб.
    0,007 млн руб.
    Стоимость кв. м общей площади в ценах I квартала 2012 г. 0,031 млн руб



    Типовой проект детского сада на 120 мест (шифр VI-70)

    • Разработчик - ГУП МНИИТЭП.
    • Заказчик - Департамент градостроительной политики города Москвы.
    • Конструктивное решение - крупнопанельный. Вместимость основных групповых ячеек - 25 человек.

    Обеспечен доступ для маломобильных групп населения на все этажи. Разработан в 2012 г. Рекомендуется для применения в АИП на 2013 и последующие годы.

    Площадь участка 0,42 га
    Площадь застройки 881,0 кв. м
    Общая площадь (без подвала) 2410,0 кв. м
    Этажность 3 этажа
    Вместимость 120 мест (5 групп)
    Стоимость в базовых ценах 2000 г.
    (без благоустройства и наружных сетей)
    22,379 млн руб.
    Стоимость в ценах I квартала 2012 г. 95,27 млн руб.
    Общая площадь на 1 место 20,08 кв. м
    Стоимость 1 места в базовых ценах 2000 г. 0,186 млн руб.
    Стоимость 1 места в ценах I квартала 2012 г. 0,794 млн руб.
    Стоимость кв. м общей площади в базовых ценах 2000 г. 0,009 млн руб.
    Стоимость кв. м общей площади в ценах I квартала 2012 г. 0,039 млн руб.



    Проект повторного применения детского сада на 115 мест

    • Заказчик - ООО «КРОСТ».
    • Конструктивное решение - крупнопанельный.
    Площадь участка 0,56 га
    Площадь застройки 1274,7 кв. м
    Общая площадь (без подвала) 2180,5 кв. м
    Этажность 2 этажа
    Вместимость 115 мест
    Стоимость в базовых ценах 2000 г.
    (без благоустройства и наружных сетей)
    22,347 млн руб.
    Стоимость в ценах I квартала 2012 г. 73,968 млн руб.
    Общая площадь на 1 место 18,9 кв. м
    Стоимость 1 места в базовых ценах 2000 г. 0,194 млн руб.
    Стоимость 1 места в ценах I квартала 2012 г. 0,642 млн руб.
    Стоимость кв. м общей площади в базовых ценах 2000 г. 0,010 млн руб.
    Стоимость кв. м общей площади в ценах I квартала 2012 г. 0,034 млн руб.



    Проект повторного применения детского сада на 90 мест

    • Разработчик - ООО ППФ «ПРОЕКТ-РЕАЛИЗАЦИЯ».
    • Заказчик - Москомархитектура.
    • Конструктивное решение - монолитный.
    • Вместимость основных групповых ячеек - 20 человек.

    Обеспечен доступ для маломобильных групп населения на все этажи. Разработан в 2010 г. Рекомендуется для применения.

    Площадь участка 0,3 - 0,4 га
    Площадь застройки 1073,0 кв. м
    Общая площадь (без подвала и террас) 2167,2 кв. м
    Этажность 3 этажа
    Вместимость 90 мест
    Стоимость в базовых ценах 2000 г.
    (без благоустройства и наружных сетей)
    25,707 млн руб.
    Стоимость в ценах I квартала 2012 г. 108,997 млн руб.
    Общая площадь на 1 место 24,0 кв. м
    Стоимость 1 места в базовых ценах 2000 г. 0,286 млн руб.
    Стоимость 1 места в ценах I квартала 2012 г. 1,211 млн руб.
    Стоимость кв. м общей площади в базовых ценах 2000 г. 0,008 млн руб.
    Стоимость кв. м общей площади в ценах I квартала 2012 г. 0,032 млн руб.



    Проект повторного применения детского сада на 168 мест (коррекционного вида)

    • Разработчик - ООО ППФ «ПРОЕКТ-РЕАЛИЗАЦИЯ».
    • Заказчик - Москомархитектура.
    • Конструктивное решение - монолитный.
    • Обеспечен доступ для маломобильных групп населения на все этажи.
    Площадь участка 0,85 га
    Площадь застройки 2328,9 кв. м
    Общая площадь (без подвала и террас) 4374,5 кв. м
    Этажность 2 - 3 этажа
    Вместимость 168 + 12 мест
    Стоимость в базовых ценах 2000 г.
    (без благоустройства и наружных сетей)
    53,777 млн руб.
    Стоимость в ценах I квартала 2012 г. 228,01 млн руб.
    Общая площадь на 1 место 24,3 кв. м
    Стоимость 1 места в базовых ценах 2000 г. 0,299 млн руб.
    Стоимость 1 места в ценах I квартала 2012 г. 1,267 млн руб.
    Стоимость кв. м общей площади в базовых ценах 2000 г. 0,008 млн руб.
    Стоимость кв. м общей площади в ценах I квартала 2012 г. 0,035 млн руб.


    Индивидуальный проект детского сада на 350 мест (15 групп) с помещением для вариативных форм дошкольного образования (группа кратковременного пребывания на 20 мест) по адресу: г. Москва, Бирюлево Восточное, Загорье, мкр. 3

    • Заказчик - КП "УГС" Департамента строительства г. Москвы.
    • Конструктивное решение - монолитный.
    • Вместимость основных групповых ячеек - 25 человек.
    Площадь участка 0,95 га
    Площадь застройки 1834,65 кв. м
    Общая площадь (без подвала) 4701,03 кв. м
    Этажность 3 этажа
    Вместимость 350+20 мест
    Стоимость в базовых ценах 2000 г.
    (без благоустройства и наружных сетей)
    48,597 млн руб.
    Стоимость в ценах I квартала 2012 г. 219,574 млн руб.
    Общая площадь на 1 место 12,7 кв. м
    Стоимость 1 места в базовых ценах 2000 г. 0,131 млн руб.
    Стоимость 1 места в ценах I квартала 2012 г. 0,593 млн руб.
    Стоимость кв. м общей площади в базовых ценах 2000 г. 0,008 млн руб.
    Стоимость кв. м общей площади в ценах I квартала 2012 г. 0,036 млн руб.



    Индивидуальный проект детского сада на 350 мест (14 групп) с помещением для вариативных форм дошкольного образования (группа кратковременного пребывания на 20 мест) по адресу: г. Москва, ТиНАО, пос. Воскресенское, дер. Язово

    • Разработчик - ООО ППФ "ПРОЕКТ-РЕАЛИЗАЦИЯ".
    • Заказчик - ЗАО "Язовская Слобода Инвест".
    • Конструктивное решение - монолитный.
    • Вместимость основных групповых ячеек - 25 человек.

    Обеспечен доступ для маломобильных групп населения на все этажи. Разработан в 2012 - 2013 гг. Рекомендуется для применения.

    Площадь участка 0,86 га
    Площадь застройки 1782,29 кв. м
    Общая площадь (без подвала) 4344,53 кв. м
    Этажность 3 этажа
    Вместимость 350+20 мест
    Стоимость в базовых ценах 2000 г.
    (без благоустройства и наружных сетей)
    45,542 млн руб.
    Стоимость в ценах I квартала 2012 г. 205,772 млн руб.
    Общая площадь на 1 место 11,7 кв. м
    Стоимость 1 места в базовых ценах 2000 г. 0,123 млн руб.
    Стоимость 1 места в ценах I квартала 2012 г. 0,556 млн руб.
    Стоимость кв. м общей площади в базовых ценах 2000 г. 0,008 млн руб.
    Стоимость кв. м общей площади в ценах I квартала 2012 г. 0,035 млн руб.


    Индивидуальный проект детского сада на 125 мест(ЮАО, Чертаново Южное, мкр. 18, корп. 5)

    • Разработчик - ОАО «Моспроект» .
    • Заказчик - средства инвестора.
    • Вместимость основных групповых ячеек - 20 человек.

    Обеспечен доступ для маломобильных групп населения на все этажи. Разработан в 2011-2012 гг. Рекомендуется для применения.

    Площадь участка 0,54 га
    Площадь застройки 1400 кв. м
    Общая площадь (без подвала) 3940 кв. м
    Этажность 3 этажа
    Вместимость 125 мест
    Стоимость в базовых ценах 2000 г.
    (без благоустройства и наружных сетей)
    37,0 млн руб.
    Стоимость в ценах I квартала 2012 г. 180,4 млн руб.
    Общая площадь на 1 место 31,5 кв. м
    Стоимость 1 места в базовых ценах 2000 г. 0,333 млн руб.
    Стоимость 1 места в ценах I квартала 2012 г. 1,4 млн руб.
    Стоимость кв. м общей площади в базовых ценах 2000 г. 0,0094 млн руб.
    Стоимость кв. м общей площади в ценах I квартала 2012 г. 0,045 млн руб.



    Индивидуальный проект детского сада на 115 мест (ЮЗАО, ул. Намёткина, пересечение с ул. Херсонской)

    • Разработчик - ООО «НАБАД Дизайн».
    • Заказчик - cредства инвестора.
    • Конструктивное решение - сборно-монолитный.
    • Вместимость основных групповых ячеек - 20 человек.

    Обеспечен доступ для маломобильных групп населения на все этажи. Разработан в 2011 г. Рекомендуется для применения.

    Площадь участка 0,56 га
    Площадь застройки 1274,7 кв. м
    Общая площадь (без подвала) 2180,5 кв. м
    Этажность 2 этажа
    Вместимость 115 мест
    Стоимость в базовых ценах 2000 г.
    (без благоустройства и наружных сетей)
    20,559 млн руб.*
    Стоимость в ценах I квартала 2012 г. 68,051 млн руб.*
    Общая площадь на 1 место 18,9 кв. м
    Стоимость 1 места в базовых ценах 2000 г. 0,179 млн руб.*
    Стоимость 1 места в ценах I квартала 2012 г. 0,592 млн руб.*
    Стоимость кв. м общей площади в базовых ценах 2000 г. 0,009 млн руб.*

    Стоимость кв. м общей площади в ценах I квартала 2012 г.
    * - предварительные данные инвестора

    0,034 млн руб.*



    Индивидуальный проект детского сада на 95 мест (ЮАО, Восточное Бирюлёво, 6-я Радиальная ул., д. 7, корп. 9)

    • Разработчик - ОАО «ЦНИИЭП жилых и общественных зданий».
    • Заказчик - ОАО «Московский комбинат хлебопродуктов».
    • Конструктивное решение - монолитный, пристроенный к индивидуальному . Вместимость основных групповых ячеек - 20 человек.

    Обеспечен доступ для маломобильных групп населения на первый этаж. Разработан в 2009 г. Рекомендуется для применения.

    Площадь участка


Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: