Иностранцы, принявшие православие. Алексей Шамраев о съемках фильма «Русские духом

«Русские духом» — проект, нуждающийся в помощи. Вашей помощи. Это документальное кино о четырех иностранцах, которые давно приехали в Россию и приняли здесь православие. Они – русские духом. И они не ждут, что кто-то придет и устроит их жизнь, наладит быт, создаст комфортные условия для развития, поможет им – они сами помогают другим, создают уникальные проекты, протягивают руку помощи тем, кому она нужна.

Съемки уже идут, но смогут продолжиться лишь в том случае, если будет собрано достаточное количество средств. TSR удалось пообщаться с режиссером фильма «Русские духом» Алексеем Шамраевым и узнать все более подробно.

Фредерика де Грааф — психолог и самый известный волонтер Первого московского хосписа. Она имеет более чем двадцатилетний опыт общения и помощи людям, которые находятся на пороге смерти. Фредерика помогает не только им, но и их близким. Она знает, как важно быть с человеком в такой период его жизни и самое главное, она знает, как оказать психологическую поддержку пациенту, чтобы он меньше страдал от боли.

«Про Фредерику Грааф я узнал от друга из Амстердама, который ходит в православный храм, туда же ходит и Фредерика, когда бывает в Голландии. Потом начал читать её интервью, смотреть, купил её книгу. Мы встречались с Фредерикой два раза, один раз лично, и она отказалась сниматься из скромности и нежелания, чтобы говорили о ней. А совсем недавно я был на её семинаре, посвященном тому, как быть волонтером в хосписе и там Фредерика подписала книгу и согласилась, говорить только о работе. Лично для меня — очень дорого и ценно, то чем она занимается».

Томас Диц – немец, выросший в католической семье. Сегодня он — православный священник Фома Диц. Уже больше десяти лет живет в нашей стране со своей супругой, воспитывает пятерых детей и помогает людям.

Англичанин Джон Кописки переехал в Россию более 25 лет назад. Однажды он отправился в путешествие «Лондон – Петушки» и после трех дней в России понял, что не хочет возвращаться обратно на родину. Здесь он начал новую жизнь: женился на русской женщине, стал многодетным отцом и построил дом в Петушинском районе. Весь капитал, который он заработал в крупной угледобывающей компании, он вложил в русскую землю: реконструировал ферму в совхозе «Клязьминский», восстановил коровники и закупил 300 коров. Ферму он назвал «Богдарня». У нее, кстати, есть свой сайт .

Бельгийцу Жан-Франсуа Тири говорили, что в России он продержится не более двух недель и с ужасом отсюда убежит. Но прошло уже 20 лет, как Жан-Франсуа живет в нашей стране, издает христианскую литературу, а еще он создал уникальную площадку – культурный центр «Покровские ворота».

«У Жана Франсуа Тири в его культурном центре «Покровские ворота» проходили две премьеры моих фильмов из цикла «Успешные сироты на ринге жизни» и абсолютно бесплатно, у него на площадке много интересных проектов проходит, связанных с христианством: образовательных и культурных. В нём меня поразила его миссия, открытость и искренность».

Алексей Шамраев начал снимать фильм в мае этого года.

«Мы начали в мае еще снимать за свои с женой деньги. Оператор Святослав Медведев согласился снимать бесплатно, вот и вся команда собственно. За то время, что я снимаю, в моем арсенале цикл фильмов про успешных выпускников детских домов, последний фильм для компании «Мегафон»- «Играй как Скворцов». Про футболиста — выпускника детского дома».

«Фильм планируем показывать на спутниковых каналах и возить по фестивалям. Но сейчас проект приостановлен в связи с занятостью Фредерики Грааф. Съемки будем продолжать после Нового года».

Проект запущен на платформе Boomstarter. До его завершения осталось 46 дней, а собрано всего 3 170 из 250 000 рублей. Дать фильму шанс выйти на экранах можно .

В качестве комментария к словам Чуба о русской вере, как "выкидыше византизма":

То, что я люблю и чему удивляюсь в русском народе... представляет собою нечто вечное, общезначимое и великое - именно его любовь к человеку и веру в Бога.

Русская душа полна человеческой христианской любви, более теплой, простой и искренней, чем я встречал у других народов...

Русский крестьянин глубоко религиозен, видит Бога во всех вещах и считает ненормальным, неумным человека, не верующего в Бога.

Бэринг.

Надо прибавить, что религиозное сознание русских имеет своим источником исключительно евангельские заветы. Христианское понимание греха и раскаяние живут в душах самых ужасных преступников. Почти всегда после высшего напряжения воли и разрядов энергии, этих спутников преступления, у русских наступает внутреннее крушение. Опустив голову, с потухшим взором и нахмуренным лицом русский человек впадает в мучительное отчаяние, в нем начинается тяжелый внутренний процесс. Вскоре отчаяние, стыд и раскаяние, неотразимое стремление принести повинную и искупить свой грех совершенно овладевают им. Он кладет поклоны перед иконой и в отчаянии взывает ко Христу. Душевное состояние его можно охарактеризовать словами Паскаля: "Бог прощает всякого, в чьей душе живет раскаяние".

Морис Палеолог.

Русские глубоко почитают Бога и святых Его и везде, где только встретят образ Распятого, немедленно падают ниц с сердечным благоговением.

Кампензе.

Вдовствующая императрица выдвигала требование, чтобы в Тюильри были православное духовенство и домовая православная церковь, так как русские великие княжны никогда не меняют веры.

Лависс и Рамбо.

Первое, что привлекает в Лавре, это, конечно, мощи преподобного Сергия Радонежского. Именно от них исходит, я бы сказал, освящающая сила. Это не просто святость, это какая-то трезвенная святость.

Хилл.

Князь Дмитрий, главнейший из моих провожатых, не садился иначе за обед, как по отслушании литургии. Богослужение их вдвое продолжительнее нашего и совершается с таким благоговением, что трудно выразить словами.

Кобенцель.

Когда иконы становятся старыми, они их не выбрасывают и не сжигают, но отпускают их в текущую воду, давая им плыть куда угодно, или же закапывают на кладбище или в древесном лесу глубоко в землю, причем стараются не допустить каких-либо нечистот в этом месте.

Олеарий.

Новодевичий монастырь выстроила Царица и поместила в нем русских монахинь, которых Царь привез из Смоленска и города Могилева. Их было около семидесяти. Они по большей части из знатного рода, дочери вельмож: лица их блещут, как солнце, одежда - красивого покроя. Они отличаются скромностью, совершенством и чистотою нравов.

Павел Алеппский.

Здание монастыря (Варлаамия Хутынского) громадно. В нем свыше ста монахов, большая часть коих славится своею добродетелью и святостью: мы видели собственными глазами, что некоторые из них носят на теле по сорок лет железные пояса из цепей: свои рубахи и платья они не меняют, пока те совершенно не истлеют на них. О, удивление! Мы обоняли от них запах, подобный мускусу. Как они счастливы, блаженны и благополучны! Бог да сделает нас соучастниками их!

Павел Алеппский.

Русские могут беседовать о религии шесть часов подряд. Русская идея - христианская идея, на первом плане в ней любовь к страдающим, внимание к индивидуальной личности.

Нашу смертную жизнь русский считает неподлинной жизнью и материальную силу недействительною силою.

Палеолог.

Десять лет тому назад один сербский монах с Атоса, путешествовавший по России, в одном селении вблизи Урала увидел потрясающую картину: парень и девушка стояли в пшенице и пели "Отче наш". Удивленному монаху объяснили, что когда-то на этом месте стояла церковь и поэтому верующие русские здесь молятся.

Страшно и прекрасно одновременно. Страшно потому, что церковь разрушена. Прекрасно потому, что на самом деле не разрушена: ее русский человек переселил в свои сердца и память.

Вук Драшкович.

Сама игра в войну меня покоробила и даже испугала. То, что русские дети в неё увлечённо играют, я видела даже из окна нашего нового дома в большом саду на окраине. Мне казалось диким, что мальчики 10-12 лет могут с таким азартом играть в убийство. Я даже поговорила об этом с классной руководительницей Ганса, но она совершенно неожиданно, внимательно меня выслушав, спросила, играете ли Ганс в компьютерные игры со стрельбой и знаю ли я, что там показывают на экране? Я смутилась и не нашлась с ответом. Дома, я имею в виду, в Германии, я была не очень довольна тем, что он много сидит за такими игрушками, но так его по крайней мере не тянуло на улицу, и я могла быть за него спокойна. Кроме того, компьютерная игра - это ведь не реальность, а тут всё происходит с живыми детьми, разве нет? Я даже хотела это сказать, но вдруг остро ощутила свою неправоту, для которой у меня тоже не нашлось слов. Классная руководительница смотрела на меня очень внимательно, но по-доброму, и потом сказал мягко и доверительно: “Послушайте, вам тут будет непривычно, поймите. Но ваш сын - не вы, он мальчик, и, если вы не станете ему мешать расти, как здешние дети, то с ним не произойдёт ничего плохого - разве что тоже только непривычное. А на самом деле плохие вещи, я думаю, одинаковы и у нас, и в Германии.” Мне показалось, что это мудрые слова, и я немного успокоилась.

Раньше сын никогда не играл в войну и даже не держал в руках игрушечного оружия. Надо сказать, он не часто просил у меня какие-то подарки, довольствуясь тем, что покупала ему я или что он сам покупал на карманные деньги. Но тут он очень настойчиво стал просить у меня игрушечный автомат, потому что ему не нравится играть чужими, хотя ему даёт оружие один мальчик, который ему очень нравится - он назвал мальчика, и я заранее этого нового друга невзлюбила. Но отказывать не хотелось, тем более, что, посидев с самого начала над расчётами, я поняла поразительную вещь: жизнь в России - дешевле, чем у нас, просто очень непривычен её внешний антураж и какая-то беспечность и непричёсанность. В майские выходные (их тут несколько) мы пошли за покупками; новый друг Ганса присоединился к нам, и я вынуждена была изменить своё мнение о нём, хотя и не сразу, потому что он явился босиком, и на улице, идя рядом с мальчиками, я была натянута, как струна - мне казалось каждую секунду, что сейчас нас просто задержат, и мне придётся объяснять, что я не мать этого мальчика. Но несмотря на его внешний вид, он оказался очень воспитанным и культурным. Кроме того, в Австралии я видела, что многие дети тоже ходят примерно в таком виде.

Покупка производилась со знанием дела, с обсуждением оружия и даже его примеркой. Я чувствовала себя главарём банды. В конце концов мы купили какой-то пистолет (мальчики его называли, но я забыла) и автомат, в точности такой, какими пользовались наши, немецкие солдаты в последнюю Мировую войну. Теперь мой сын был вооружён и мог принимать участие в боевых действиях.

Уже позже я узнала, что сами боевые действия ему доставили сперва немало огорчений. Дело в том, что у русских детей есть традиция делиться в такой игре на команды с названиями настоящих народов - как правило, тех, с которыми русские воевали. И, конечно, почётным считается быть “русским”, из-за раздела на команды даже возникают драки. После того, как Ганс принёс в игру своё новое оружие такого характерного вида - его тут же записали в “немцы”. В смысле, в гитлеровские нацисты, чего он, разумеется, не хотел.

Ему возражали, причём с точки зрения логики вполне резонно: “Почему не хочешь, ты же немец!” “Но я не такой немец!” - вопил мой несчастный сын. Он уже успел посмотреть по телевидению несколько очень неприятных фильмов и, хотя я понимаю, что показанное там - правда, и мы на самом деле виноваты, но мальчику одиннадцати лет объяснить это трудно: “таким” немцем он быть наотрез отказывался.

Выручил Ганса, да и всю игру, тот самый мальчик, новый друг моего сына. Я передаю его слова так, как мне их передал Ганс - видимо, дословно: “Тогда знаете что?! Будем все вместе воевать против американцев!”
Это совершенно безумная страна. Но мне тут нравится, и моему мальчику тоже.

Макс, 13 лет, немец. Кража со взломом из соседского погреба (не первая кража со взломом на его счету, но первая - в России)

Пришедший к нам участковый был очень вежлив. Это вообще общее место у русских - к иностранцам из Европы они относятся робко-вежливо-настороженно, очень много нужно времени, чтобы тебя признали “своим”. Но вещи, которые он говорил, нас напугали. Оказывается, Макс совершил УГОЛОВНОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ - КРАЖУ СО ВЗЛОМОМ! И нам повезло, что ему ещё нет 14 лет, иначе мог бы рассматриваться вопрос о сроке реального заключения до пяти лет! То есть, от преступления по полной ответственности его отделяли те три дня, которые оставались до его дня рождения! Мы не верили своим ушам. Оказывается, в России с 14 лет можно по-настоящему сесть в тюрьму! Мы пожалели, что приехали. На наши робкие расспросы - мол, как же так, почему ребёнок должен отвечать с такого возраста - участковый удивился, мы просто не поняли друг друга. Мы привыкли, что в Германии ребёнок находится в сверхприоритетном положении, максимум, что грозило бы Максу за такое на старой родине - профилактическая беседа. Впрочем, участковый сказал, что всё-таки едва ли суд назначил бы нашему сыну даже после 14 лет настоящий тюремный срок; это очень редко делают с первого раза за преступления, не связанные с покушением на безопасность личности. Ещё нам повезло, что соседи не написали заявления (в России это играет большую роль - без заявления пострадавшей стороны не рассматривают и более серьёзные преступления), и нам не придётся даже платить штраф. Нас это тоже удивило - сочетание такого жестокого закона и такой странной позиции людей, не желающих им пользоваться. Помявшись перед самым уходом, участковый спросил, склонен ли Макс вообще к асоциальному поведению. Пришлось признать, что склонен, более того - ему не нравится в России, но связано это, конечно с периодом взросления и должно пройти с возрастом. На что участковый заметил, что мальчишку надо было выдрать после первой же его выходки, и дело с концом, а не ждать, пока он вырастет в вора. И ушёл.

Нас это пожелание из уст стража порядка тоже поразило. Мы, честно говоря, и не думали в тот момент, как близки к исполнению пожеланий офицера.

Сразу после его ухода муж поговорил с Максом и потребовал от него пойти к соседям, извиниться и предложить отработать ущерб. Начался грандиозный скандал - Макс наотрез отказывался так поступать. Дальнейшее описывать я не буду - после очередного очень грубого выпада в наш адрес сына муж сделал именно так, как советовал участковый. Сейчас я осознаю, что это выглядело и было более смешно, чем на самом деле сурово, но тогда это поразило меня и потрясло Макса. Когда муж его отпустил - сам потрясённый тем, что сделал - наш сын убежал в комнату. Видимо, это был катарсис - до него вдруг дошло, что отец намного сильнее физически, что ему некуда и некому пожаловаться на “родительское насилие”, что от него ТРЕБУЕТСЯ возместить ущерб самому, что он находился в шаге от настоящих суда и тюрьмы. В комнате он плакал, не напоказ, а по-настоящему. Мы сидели в гостиной, как две статуи, ощущая себя настоящими преступниками, более того - нарушителями табу. Мы ждали требовательного стука в дверь. В наших головах роились ужасные мысли - о том, что сын перестанет нам доверять, что он совершит самоубийство, что мы нанесли ему тяжкую психическую травму - в общем, множество тех слов и формул, которые мы заучили на психотренингах ещё до рождения Макса.

К ужину Макс не вышел и крикнул всё ещё со слезами, что будет есть в своей комнате. К моему удивлению и ужасу муж ответил, что в этом случае ужина Макс не получит, а если он не будет сидеть за столом через минуту, то не получит и завтрака.

Макс вышел через полминуты. Я таким его ещё никогда не видела. Впрочем, мужа я тоже не видела таким - он отправил Макса умываться и приказал, когда тот вернулся, попросить сперва прощенья, а потом разрешения сесть за стол. Я была поражена - Макс делал всё это, угрюмо, не поднимая на нас глаз. Перед тем, как начать есть, муж сказал: “Послушай, сынок. Русские воспитывают своих детей именно так, и я буду тебя воспитывать так. Глупости кончились. Я не хочу, чтобы ты попал за решётку, думаю - ты тоже этого не хочешь, и ты слышал, что сказал офицер. Но я не хочу ещё и того, чтобы ты вырос бесчувственным бездельником. И вот тут мне плевать на твоё мнение. Завтра ты пойдёшь к соседям с извинениями и будешь работать там и так, где и как они скажут. Пока не отработаешь сумму, которой ты их лишил. Ты понял меня?”

Макс несколько секунд молчал. Потом поднял глаза и ответил негромко, но отчётливо: “Да, пап.”…

…Вы не поверите, но у нас не просто более не было нужды в таких диких сценах, как разыгравшаяся в гостиной после ухода участкового - нашего сына словно бы подменили. Первое время я даже боялась этой перемены. Мне казалось, что Макс затаил обиду. И только через месяц с лишним я поняла, что ничего подобного нет. И ещё я поняла гораздо более важную вещь. В нашем доме и за наш счёт много лет жил маленький (и уже не очень маленький) деспот и бездельник, который вовсе нам не доверял и не смотрел на нас, как на друзей, в чём нас убеждали те, по чьим методикам мы его “воспитывали” - он нас втайне презирал и нами умело пользовался. И виноваты в этом были именно мы - виноваты в том, что вели себя с ним так, как нам внушили “авторитетные специалисты”. С другой стороны - был ли в Германии у нас выбор? Нет, не было, честно говорю я себе. Там на страже нашего страха и детского эгоизма Макса стоял нелепый закон. Здесь выбор - есть. Мы его сделали, и он оказался верным. Мы счастливы, а главное - на самом деле счастлив Макс. У него появились родители. А у меня и мужа - сын. А у нас - СЕМЬЯ.

Микко, 10 лет, финн. Настучал на одноклассников

Его вчетвером избили одноклассники. Как мы поняли - избили не очень сильно, сбили с ног и настукали рюкзаками. Причиной было то, что Микко наткнулся на двоих из них, курящих за школой в саду. Ему тоже предложили курить, он отказался и тут же сообщил об этом учительнице. Она наказала маленьких курильщиков, отобрав у них сигареты и заставив мыть полы в классе (что нас само по себе поразило в этой истории). Микко она не назвала, но догадаться о том, кто рассказал про них, было легко.

На следующий день Микко побили. Довольно сильно. Я не находила себе места. Муж тоже мучился, я это видела. Но к нашему изумлению и радости Микко, через день драки не было. Он прибежал домой очень весёлый и взахлёб рассказал, что он сделал так, как велел отец, и никто не стал смеяться, только кто-то буркнул: “Да хватит, слышали уже все…” Самое странное на мой взгляд, что с этого момента класс принял нашего сына совершенно за своего, и никто не напоминал ему о том конфликте.

Зорко, 13 лет, серб. О беспечности русских

Сама страна Зорко очень понравилась. Дело в том, что он не помнит, как бывает, когда нет войны, взрывов, террористов и прочего. Он родился как раз во время Отечественной Войны 99-го и фактически всю жизнь прожил за колючей проволокой в анклаве, а у меня над кроватью висел автомат. Два ружья с картечью лежали на шкафу у внешнего окна. Пока мы не оформили тут два ружья, Зорко был в постоянном беспокойстве. Ещё его настораживало, что окна комнаты выходят на лес. В общем, попасть в мире, где никто не стреляет иначе как в лесу на охоте, для него было настоящим откровением. Старшая наша девочка и младший брат Зорко всё приняли намного быстрей и спокойней в силу своего возраста.

Но больше всего моего сына поразило и ужаснуло то, что русские дети невероятно беспечны. Они готовы дружить с кем угодно, как говорят русские взрослые “лишь бы человек был хороший”. Зорко быстро с ними сошёлся, и то, что он перестал жить в постоянном ожидании войны - в основном их заслуга. Но нож с собой он носить так и не перестал, и ещё с его лёгкой руки почти все мальчики из его класса стали носить с собой какие-то ножи. Просто потому, что мальчишки хуже обезьян, подражание у них в крови.

Так вот о беспечности. В школе учатся несколько мусульман из разных народов. Русские дети с ними дружат. Зорко с первого же дня поставил границу между собой и “муслиманцы” - он их не замечает, если те достаточно далеко, если оказываются рядом - третирует, отталкивает, чтобы куда-то пройти, резко и ясно угрожает побоями даже в ответ на обычный взгляд, говоря, что на серба и “правосълавца” в России они не имеют права поднимать глаза. У русских детей подобное поведение вызвало изумление, у нас даже были некоторые, небольшие, правда, проблемы со школьным начальством. Сами эти мусульмане вполне мирные, я бы даже сказал - вежливые люди. Я говорил с сыном, но он ответил мне, что я хочу обмануть сам себя и что я сам ему рассказывал, что на Косове они тоже были сначала вежливые и мирные, пока их было мало. Русским мальчикам он тоже про это рассказывал много раз и всё время повторяет, что они слишком добрые и слишком беспечные. Ему тут очень нравится, он буквально оттаял, но при этом мой сын убеждён, что нас и здесь ждёт война. И, похоже, готовится воевать всерьёз.

Энн, 16 лет и Билл, 12 лет, американцы. Что такое работа?

Предложения поработать бэбиситтером вызывали у людей либо недоумение, либо смех. Энн была крайне расстроена и очень удивилась, когда я пояснил ей, заинтересовавшись проблемой, что у русских не принято нанимать людей для наблюдения за детьми старше 7-10 лет - они сами играют, сами гуляют и вообще вне школы или каких-то кружков и секций предоставлены самим себе. А за детьми младшего возраста чаще всего наблюдают бабушки, иногда - матери, и только для совсем малышей состоятельные семьи нанимают иногда нянь, но это бывают не девочки-старшеклассницы, а женщины с солидным опытом, зарабатывающие этим на жизнь.

Так моя дочь осталась без заработка. Ужасная потеря. Страшные русские обычаи.

Через короткое время удар был нанесён и Биллу. Русские очень странный народ, они не стригут свои газоны и не нанимают детей на развозку почты… Работа, которую нашёл Билл, оказалась “работой на плантации” - за пятьсот рублей он полдня вскапывал ручной лопатой здоровенный огород у какой-то милой старушки. То, во что он превратил свои руки, напоминало отбивные с кровью. Впрочем, в отличие от Энн, сынок отнёсся к этому скорей с юмором и уже вполне серьёзно заметил, что это может стать неплохим бизнесом, когда руки попривыкнут, надо только развесить объявления, желательно цветные. Энн он предложил войти в долю с прополкой - опять же ручным выдёргиваньем сорняков - и они тут же поругались.

Чарли и Чарлин, 9 лет, американцы. Особенности русского мироощущения в сельской местности.

У русских есть две неприятные особенности. Первая - что в разговоре они норовят схватить тебя за локоть или плечо. Вторая - они невероятно много пьют. Нет, я знаю, что на самом деле многие народы на Земле пьют больше русских. Но русские пьют очень открыто и даже с каким-то удовольствием.

Тем не менее, эти недостатки вроде бы искупались замечательной местностью, в которой мы поселились. Это была просто-напросто сказка. Правда, сам населённый пункт напоминал населённый пункт из фильма-катастрофы. Муж сказал, что здесь так почти везде и что на это не стоит обращать внимания - люди тут хорошие.

Я не очень поверила. А наши близнецы были, как мне казалось, немного напуганы происходящим.

Окончательно повергло меня в ужас то, что в первый же учебный день, когда я как раз собиралась подъехать за близнецами на нашей машине (до школы было около мили), их уже привёз прямо к дому какой-то не совсем трезвый мужик на жутком полуржавом джипе, похожем на старые форды. Передо мной он долго и многословно извинялся за что-то, ссылался на какие-то праздники, рассыпался в похвалах моим детям, передал от кого-то привет и уехал. Я обрушилась на моих невинных ангелочков, бурно и весело обсуждавших первый день учёбы, со строгими вопросами: разве мало я им говорила, чтобы они НИКОГДА НЕ СМЕЛИ ДАЖЕ БЛИЗКО ПОДХОДИТЬ К ЧУЖИМ ЛЮДЯМ?! Как они могли сесть в машину к этому человеку?!

В ответ я услышала, что это не чужой человек, а заведующий школьным хозяйством, у которого золотые руки и которого все очень любят, и у которого жена работает поваром в школьной столовой. Я обмерла от ужаса. Я отдала своих детей в притон!!! А так всё мило казалось с первого взгляда… У меня в голове крутились многочисленные истории из прессы о царящих в русской глубинке диких нравах…

…Не стану далее вас интриговать. Жизнь здесь оказалась на самом деле замечательной, и особенно замечательной для наших детей. Хотя боюсь, что я получила немало седых волос из-за их поведения. Мне невероятно трудно было привыкнуть к самой мысли, что девятилетние (и десяти-, и так далее позже) мои дети по здешним обычаям считаются во-первых более чем самостоятельными. Они уходят гулять со здешними ребятишками на пять, восемь, десять часов - за две, три, пять миль, в лес или на жуткий совершенно дикий пруд. Что в школу и из школы тут все ходят пешком, и они тоже вскоре начали поступать так же - я уже просто не упоминаю. А во-вторых, тут дети во многом считаются общими. Они могут, например, зайти всей компанией к кому-нибудь в гости и тут же пообедать - не выпить чего-нибудь и съесть пару печений, а именно плотно пообедать, чисто по-русски. Кроме того, фактически каждая женщина, в поле зрения которой они попадают, тут же берёт на себя ответственность за чужих детей как-то совершенно автоматически; я, например, научилась так поступать только на третий год нашего тут пребывания.

С ДЕТЬМИ ЗДЕСЬ НИКОГДА НИЧЕГО НЕ СЛУЧАЕТСЯ. Я имею в виду - им не грозит никакая опасность от людей. Ни от каких. В больших городах, насколько мне известно, ситуация больше похожа на американскую, но здесь это так и именно так. Конечно, дети сами могут нанести себе немалый вред, и я первое время пыталась это как-то контролировать, но это оказалось просто невозможно. Меня сперва поражало, насколько бездушны наши соседи, которые на вопрос о том, где их ребёнок, отвечали совершенно спокойно “бегает где-то, к обеду прискачет!” Господи, в Америке это - подсудное дело, такое отношение! Прошло немало времени, прежде чем я поняла, что эти женщины намного мудрее меня, а их дети куда приспособленней к жизни, чем мои - по крайней мере, какими они были в начале.

Мы, американцы, гордимся своими навыками, умениями и практичностью. Но, пожив здесь, я поняла с печалью, что это - сладкий самообман. Может быть - когда-то было так. Сейчас мы - и особенно наши дети - рабы комфортабельной клетки, в прутья которой пропущен ток, совершенно не допускающий нормального, свободного развития человека в нашем обществе. Если русских каким-то образом отучить пить - они легко и без единого выстрела покорят весь современный мир. Это я заявляю ответственно.

Адольф Брейвик, 35 лет, швед. Отец троих детей.

То, что русские, взрослые, могут ссориться и скандалить, что под горячую руку может вздуть жену, а жена отхлестать полотенцем ребёнка - НО ПРИ ЭТОМ ОНИ ВСЕ НА САМОМ ДЕЛЕ ЛЮБЯТ ДРУГ ДРУГА И ДРУГ БЕЗ ДРУГА ИМ ПЛОХО - в голову человека, переделанного под принятые в наших родных краях стандарты, просто не укладывается. Я не скажу, что я это одобряю, такое поведение многих русских. Я не считаю, что бить жену и физически наказывать детей - это верный путь, и сам я так никогда не делал и не стану делать. Но я просто призываю понять: семья здесь - это не просто слово. Из русских детских домов дети убегают к родителям. Из наших лукаво названных “замещающих семей” - практически никогда. Наши дети до такой степени привыкли, что у них в сущности нет родителей, что они спокойно подчиняются всему, что делает с ними любой взрослый человек. Они не способны ни на бунт, ни на побег, ни на сопротивление, даже когда дело идёт об их жизни или здоровье - они приучены к тому, что являются собственностью не семьи, а ВСЕХ СРАЗУ.

Русские дети - бегут. Бегут нередко в ужасающие бытовые условия. При этом в детских домах России вовсе не так страшно, как мы привыкли представлять. Регулярная и обильная еда, компьютеры, развлечения, уход и присмотр. Тем не менее побеги “домой” очень и очень часты и встречают полное понимание даже среди тех, кто по долгу службы возвращает детей обратно в детский дом. “А чего вы хотите? - говорят они совершено непредставимые для нашего полицейского или работника опеки слова. - Там же ДОМ.” А ведь надо учесть, что в России нет и близко того антисемейного произвола, который царит у нас. Чтобы русского ребёнка отобрали в детский дом - в его родной семье на самом деле должно быть УЖАСНО, поверьте мне.

Нам трудно понять, что, в общем-то, ребёнок, которого нередко бьёт отец, но при этом берёт его с собой на рыбалку и учит владеть инструментами и возиться с машиной или мотоциклом - может быть гораздо счастливей и на самом деле гораздо счастливей, чем ребёнок, которого отец и пальцем не тронул, но с которым он видится пятнадцать минут в день за завтраком и ужином. Это прозвучит крамольно для современного западного человека, но это правда, поверьте моему опыту жителя двух парадоксально разных стран. Мы так постарались по чьей-то недоброй указке создать “безопасный мир” для своих детей, что уничтожили в себе и в них всё человеческое. Только в России я действительно понял, с ужасом понял, что все те слова, которыми оперируют на моей старой родине, разрушая семьи - на самом деле являются смесью несусветной глупости, порождённой больным рассудком и самого отвратительного цинизма, порождённого жаждой поощрений и страхом потерять своё место в органах опеки. Говоря о “защите детей”, чиновники в Швеции - и не только в Швеции - разрушают их души. Разрушают бесстыдно и безумно. Там я не мог сказать этого открыто. Здесь - говорю: моя несчастная родина тяжко больна отвлечёнными, умозрительными “правами детей”, ради соблюдения которых убиваются счастливые семьи и калечатся живые дети.

Дом, отец, мать - для русского это вовсе не просто слова-понятия. Это слова-символы, почти сакральные заклинания.

Поразительно, что у нас такого - нет. Мы не ощущаем связи с местом, в котором живём, даже очень комфортабельным местом. Мы не ощущаем связи с нашими детьми, им не нужна связь с нами. И, по-моему, всё это было отобрано у нас специально. Вот - одна из причин, по которой я сюда приехал. В России я могу ощущать себя отцом и мужем, моя жена - матерью и женой, наши дети - любимыми детьми. Мы люди, свободные люди, а не наёмные служащие госкорпорации с ограниченной ответственностью “Семья”. И это очень приятно. Это комфортно чисто психологически. До такой степени, что искупает целую кучу недостатков и нелепостей жизни здесь.

Честное слово, я верю, что у нас в доме живёт домовой, оставшийся от прежних хозяев. Русский домовой, добрый. И наши дети верят в это.


“Хвалите Господа вcи языцы…” – провозглашает святой псалмопевец и царь Давид и на его призыв действительно откликаются представители всех народов Земли.


Христос стучится в сердце каждого человека и иногда случается, что Ему открывают даже представители секуляризованного Запада и ни богатство, ни толпы поклонников не в силах заслонить от их глаз светлый образ Спасителя.

О нескольких таких людях мы хотели бы рассказать сегодня нашим читателям:

1. Том Хэнкс

Голливудский актёр, известный всему миру по фильмам: “Форрест Гамп”, “Терминал”, “Изгой”, “Зелёная миля”, “Спасти рядового Райана” и многим другим, принадлежал к католической общине США и в Православие перешёл уже в зрелом возрасте, благодаря второй жене Рите Уилсон. Предки Риты – болгары и греки переехавшие в Америку сумели передать ей сокровища Православной веры, которыми она, в свою очередь, поделилась с мужем.

Православное крещение Том принял в Элладской Церкви. По его собственным словам, он состоит в венчанном браке, и его дети также крещены в Православии. Семья Хэнксов посещает православный храм в Лос-Анджелесе, а сам актер является его активным попечителем.

Сам Том так рассказал о своём духовном пути: «Когда вы приходите в своей жизни к решению, что нужно жениться и завести детей, важно уже на этом этапе определиться с духовным наследием своей будущей семьи. Я женился в той же самой церкви, где крестили мою жену. Мои дети крестились в той же купели, что и моя жена. Это делает нашу семью частью большой Вселенской Церкви»

Хэнкс отмечает, что «важно и прекрасно иметь возможность ходить в церковь и размышлять над теми важными вопросами, которые задает тебе Православие, и над ответами, которые оно предлагает».

2. Мила Йовович

Другая знаменитость Мила Йовович родилась в Киеве ещё в те времена, когда Украина была частью огромного и единого СССР.

Живя в США Мила помнила о своих корнях и не только посещала храм сама, но и привела к вере свою семью. В 2015 году в Спасо-Преображенской православной церкви Лос-Анджелеса была крещена уже вторая дочь известной актрисы Дашиэл, с христианским именем Дарья.

О том, как проходили крестины дочери, 39-летняя актриса и ее муж режиссер Пол Андерсон рассказали в микроблоге Милы: “Когда мы говорим по-русски мы называем дочь “Даша”, ее имя при крещении “Дарья” (Дария). Удивительно, но Дашиэл родилась 1 апреля в День Святой Дарьи, в один день с ее тезкой и небесной защитницей! Крещение состоялось в традиционной Русской Православной Церкви, здесь, в Лос-Анджелесе”.

Спасо-Преображенская церковь Лос-Анджелеса, в которой настоятелствует протоиерей Александр Лебедев, принадлежит к Западно-Американской епархии Русской Православной Церкви.

3. Джеймс Белуши

Джеймс Белуши, запомнившийся многим российским мальчишкам ролью харизматичного детектива с собакой Майкла Дули в серии фильмов: “К-9”, регулярно посещает один из храмов Албанской православной епархии Америки Константинопольского Патриархата. Детей Джеймса крестил викарий этой епархии Илия.

Потомок албанских эмигрантов, Белуши глубоко врос своими корнями в православную традицию. Однажды, будучи в отпуске, Белуши с семьёй даже посетил нынешнего Константинополького патриарха Варфоломея.

4. Джонатан Джексон

Ещё одним известным приверженцем Православия в США является Джонатан Джексон. Джексон родился в семье адвентистов, но несколько лет назад перешёл в Православие вместе со своей женой-итальянкой и тремя детьми.

Сам актёр так рассказал об этом своём решении: «Я захотел быть с теми, кто не говорит много слов, а отдает приоритет молитве. Красоту Православия может почувствовать каждый. Если ты по рождению человек другой традиции или у тебя другой менталитет, то перейти в Православие непросто. Но тот, кто сможет превозмочь себя, получит настоящую радость и благословение».

На его обращение сильно повлияло творчество Ф.М. Достоевского и книги известных апологетов христианства К.С. Льюиса и о. Александра Шмемана.

Обратившись, Джонатан Джексон написал книгу под названием «Действуя в Духе», которая обсуждает связь между верой и актерской карьерой. Джексон говорит, что убеждения должны влиять на выбор ролей: “я не буду связан с фильмом, который порицает Бога… Я был бы готов играть персонажа, который был полностью неверен, и против Бога, только в том случае, если это не будет посланием всего фильма”.

25 июня 2012 года в американском городе Лос-Анджелес состоялась 39 ежегодная церемония вручения премии “Эмми”, которой был награждён и Джонатан Джексон, как лучший актер драматического сериала за роль в проекте “Главный госпиталь”.

На вручении премии Джонатан публично, перед всем залом и телезрителями, исповедовал Православие, перекрестился, воздал хвалу Пресвятой Троице и поблагодарил монахов Святой Горы Афон, «которые молятся за весь мир».

5. Дженнифер Энистон

Отец Дженнифер – православный грек Янис Анасакис, родом с греческого Крита. Поэтому не удивительно, что его дочь также крещена в Православии.

Дженнифер, звезда ситкома “Друзья”, часто посещает церковь и является благотворителем православного Спасо-Преображенского храма.

Для детей многих своих друзей по актёрскому цеху Дженифер стала крёстной мамой.

6. Дэвид Гаан

Не стоит удивляться, если прослушивая очередной альбом группы «Depeche Mode», вы услышите напевно-мелодическую форму православной литургии.

Солист знаменитой группы Depeche Mode Дэвид Гаан также обратился через жену. Он придерживается Православия уже более 12-ти лет, с тех пор, как связал свою жизнь с православной гречанкой Дженнифер Склиаз.

7. Эмир Кустурица

Сербский актёр и режиссёр Эмир Кустурица, уже много лет, как крестился и принял Православие. Это произошло в 2005 году в монастыре Савина около Герцег Нови в день святого великомученика Георгия Победоносца. В крещении Эмир получил имя “Неманя”.

Как известно, Эмир Кустурица родился в Сараево в семье сербов-мусульман, несколько поколений назад принявших ислам во времена турецкого владычества и постоянно подчеркивал, что чувствует свою неразрывную связь и идентифицирует себя именно с православной сербской культурой.

Режиссер вместе со своей женой Майей уже успел построить храм во имя святителя. Саввы Сербского в в деревне на Мокра горе.

По словам Эмира, христианин должен пытаться сделать мир более гармоничным, и именно такую цель преследует Кустурица в своих фильмах.

8. Мюррей Абрахам

Знаменитый сериальный американский актёр Мюррей Абрахам также исповедует Православие. Православными были отец и дед актёра. Последний, кстати, был известным певцом в Сирии.

9. Кристиан Бэйл

Звезда блокбастеров “Бэтмен” и “Эквилибриум” Кристиана Бэйл – тоже православный христианин. С 2000 года. И, как и многие его коллеги по цеху, посещает Спасо-Преображенскую православную церковь в Лос-Анджелесе.

По словам настоятеля храма протоиерея Александра Лебедева, обращение Кристиана (символично, что его имя означает “христианин”) совершилось через жену, православную христианку Сандру «Сиби» Блажич родом из Сербии.

10. Шерон Лоуренс

Голливудская актриса Шэрон Лоуренс, получившая известность благодаря участию в сериалах «Полиция Нью-Йорка», «Анатомия страсти» и «Отчаянные домохозяйки» приняла Православие в 2002 году.

Она вышла замуж за православного христианина – доктора Тома Апостола. Венчание супругов состоялось в Соборе святой Софии Константинопольской православной церкви, расположенном в Лос-Анджелесе.

11. Макс Кавалера

Бразильского исполнителя Макса Кавалеру, основавшего популярные группы Sepultura, Nailbomb, Soulfly и Cavalera Conspiracy тоже можно назвать православным.

Макс Кавалера был крещён в Ватикане в возрасте 9 лет. В 2009 году, беседуя с журналистами, Макс признавался, что верит в Бога, хотя и не является правоверным католиком. По его мнению, «более настоящей» является Православная Церковь, а сам он интересуется Сербской, Русской и Греческой Православными Церквями.

При этом жена Макса Глория и все их дети православные. Бабушка Глории покинула Россию после революции в числе белоэмигрантов и осела в Бразилии.

Через несколько лет стало известно, что музыкант окончательно определился и также принял Православие.

12. Карл Малден

Актёр Карл Малден имеет русские и сербские корни и также придерживается Православия.

В декабре 2008 года он вместе с женой отметил 70-ю годовщину их брака, который считается одним из самых долгих в истории Голливуда.

Карл Малден играл в кино более 70 лет и снялся более чем в 70 картинах, среди которых легендарный “Трамвай “Желание””, классика американского кино.

13. Телли Салавас

Православный греко-американский актёр Телли Савалас, сыгравший роль нью-йоркскго детектива Тео Коджака в сериале “Коджак”, хорошо знает Дженнифер Энистон. Ведь он является её крестным отцом и лучшим другом её отца Джона Энистона (Яниса Анасакиса).

14. Боб Марли

Есть сведения, что незадолго до своей смерти, 4 мая 1980 года, легендарный певец Боб Марли крестился в Эфиопской Церкви в Кингстоне с именем Берхане Селласие (на амхарском языке “Свет Святой Троицы”).

Конечно, Эфиопская Церковь не является православной в строгом смысле, так как имеет значимые отличия в богословии и традициях, но всё же относится к Древним Восточным Церквям и стоит довольно близко к апостольской вере.

По словам отца Александра Лебедева, в Православие перешло и множество других американских знаменитостей. А интерес к “русской вере” среди голливудских актёров становится всё сильнее:“Многие из нашего прихода работают на киностудиях – это и режиссеры, и актеры. И раньше в нашем приходе также было много актеров, которые принимали активное участие в церковной жизни. Моими прихожанками были такие известные актрисы как Натали Вуд, Сандра Ди. Также я был хорошо знаком с Юлом Бринером, который был прихожанином православного храма в Нью-Йорке”.

Согласно сообщениям СМИ, интерес к Православию проявляют также такие известные персоны, как: Дэвид Аркетт, Кортни Кокс, Наоми Кэмпбелл, Джордж Майкл,

“Знаменитости ведут себя так скромно, что многие и не подозревают, что рядом актеры и музыканты. – говорит настоятель Спасо-Преображенского собора протоиерей Александр Лебедев – Службы у нас, в основном, на старославянском, литургия на английском – раз в месяц. Крещений примерно 10 в неделю, даже больше, чем в некоторых российских храмах”, – добавляет священник.

Андрей Сегеда

Дорогие друзья! Я открыл свой собственный блог ! Если вам интересно читать мои статьи, поддержите подпиской и репостом, пожалуйста!

Вконтакте

Пернштейн пишет, что люди здесь ревностно ходят к богослужениям и долго остаются в церквах на молитвах: на заутренях, обеднях и всенощных.

Крижанич Юрий (ок. 1618-1683) - хорватский писатель, жил в России в 1661-1676 гг.

Князь Димитрий, главнейший из моих провожатых, не иначе садился за обед, как по отслушании литургии.

Богослужение их вдвое продолжительнее нашего и совершается с таким благоговением, что трудно выразить словами.

Кобенцель Иоанн - австрийский дипломат, посол императора Максимилиана II, ХVI в.

Всюду яркое освещение, всюду прекрасное пение - чудные голоса, глубокое религиозное чувство. На всех лицах отражение глубокой, мечтательной, смиренной и сосредоточенной набожности.

Палеолог Морис (1859-1944) - французский посол в России в 1914-1917 гг.

Слушая чтение некоторых глав из Библии, русские стоят с обнаженными головами перед своими иконами. Вообще никто, ни даже сам Великий Князь, не смеет находиться в церкви с покрытой головою, кроме лишь священника.

Всякую литургию совершают только в своих храмах. И потому в военных походах вместо храмов они употребляют некоторые небольшие палатки, сделанные для этой цели.

На исповеди каждый грешник должен откровенно признаваться во всех своих грехах, не скрывать от священника даже и злых помыслов.

Варкоч Николай -австрийский дипломат, ХVI в., трижды приезжал в Москву

Таинство Причащения у них совершается под обоими видами и с большей торжественностью, чем у нас.

Ченслер Ричард († 1556) - английский мореплаватель и дипломат

Затем ввели нас в деревянную церковь в честь Успения Владычицы. В ней мы отстояли обедню и вышли только около времени солнечного заката, еще ничего не евши: это у них наибольший почет…

Когда уселись за стол и начали есть, пробило шесть часов дня, так что до вечера оставалось меньше часа. Обрати внимание на то, какие мучения претерпели мы в прошлую ночь и сегодня: целых 24 часа стояли на ногах без пищи!

После раздачи (Даров) священник опустился на колени на верхней ступени лестницы, ведущей к главному алтарю, поднял руки к небу и запел молитву. Присутствующие повторяли ее, стоя на коленях и приникнув лицом к земле. Я никогда не видел, чтобы молились с таким жаром.

Ложье Цезарь - итальянский военнослужащий, офицер королевской гвардии, участник похода Наполеона I в 1812 г.

Церковных поучений, которыми у нас обыкновенно утверждают народ в благочестии, у русских нет, но только перечитывают расположенные по порядку Евангелия, к ним, однако, иногда присоединяют беседы древних и жития святых. Впрочем, если кто из епископов знаменит ученостью и святостью жизни, они позволяют ему произносить к народу проповеди на память, что для остальных священников считают опасным.

Принц Даниил (1546-1608) - австрийский дипломат

Народ не только получает эстетические эмоции от богослужения, но и приобретает религиозные убеждения благодаря Евангелию, читаемому в церкви, а также почерпая их из житий святых и легенд.

Вильямс

Особое уважение воздается Кресту Господа нашего Христа. Куда ни посмотришь, везде: на перекрестках дорог, над дверями и крышами храмов - видны многочисленные его изображения. Увидя их издали, склонив голову, они крестятся, если же оказываются поблизости от него, из почтения сходят с коней. И более всего благочестие народа характеризует то, что, начиная всякое дело, они осеняют себя крестом. Строители стен, возводившие крепость, начинали работу не раньше, чем, повернувшись к крестам, воздвигнутым на храмах, чтили их должным образом.

Если они (приезжие) будут носить кресты на шее - а в Московии все носят их под рубашкой, - нужно остерегаться, чтобы они не свисали с груди на живот. Московиты считают самым большим позором, если святой крест свисает ниже пояса. Если они увидят, что четки со вделанными в них крестами свисают до пояса, то, по их мнению, это величайшее оскорбление святыни, так как они прикреплены на позорном месте.

Поссевино Антонио (1534-1611) - итальянский дипломат, посол папы Григория ХII

Когда Бутурлин взял Люблин и избивал его жителей, (они) просили его не убивать их, за что обещали вознаградить его великим сокровищем для царя, именно: крестом из древа Честного Креста, который и отдали ему.

Сегодня это сокровище было доставлено царю, который ему сильно обрадовался. Звонили в колокола, не переставая, так что тряслась земля. Царь сошел в собор в короне и в царском одеянии, со всеми государственными сановниками, явились и все горожане в лучших платьях. Патриарх облачился, и было совершено молебствие в благодарность Богу, даровавшему то сокровище. Затем стали подходить ко кресту, поклонялись ему и прикладывались со всяким благоговением и почтением.

Павел Алеппский, сирийский священнослужитель, ХVII в.

Если кто согласится (поцеловать крест в подтверждение своих слов), то его сейчас ведут в храм, и, поцеловав крест, он выигрывает свое дело. Это лобзание креста московиты именуют «крестным целованием» и ценят так же, как клятву. Отсюда они называют бунтовщиков, клятвопреступников и нарушителей договоров крестопреступниками.

Корб Иоанн (ок. 1670 - ок. 1741) - австрийский дипломат, секретарь австрийского посла Гвариента

Русское жизнеописание и религиозность отличается значительной цельностью: в основе его лежит страсть к абсолютным ценностям и преображению мира; иконы русские свидетельствуют о преодолении земного бытия.

Онаш

Икона для русского человека - это связь, соединяющая народ, это нечто равносильное знамени, это язык, понятный каждому, который делает то, что все могут понять друг друга и сойтись о одной общей мысли. Иконы находятся повсюду в России: во дворцах и избах, в гостинице и палатке солдата. На чужбине они напоминают Родину и, еще раз повторяем, служат символом патриотизма, а потому так же не могут быть изменяемы, как нельзя изменить герб.

Икона Владычицы пишется ими в различных безчисленных видах. И каждое изображение носит свое особое название. Казанская, Владимирская, Смоленская, Неопалимая Купина и иные разных видов со своими особыми именами. Точно так же и изображения Господа Христа и иконы святого Николая бывают разные. Что касается икон Рождества, Пасхи, Страстей Господа и Его чудес, а также изображение Троицы, то ум человеческий не в силах постигнуть их сущности и оценить их превосходное исполнение. Я приобрел у них много икон, но мы могли покупать у них иконы только с большим трудом, ибо все у них дорого и ценно, а иконы в особенности.

Павел Алеппский, сирийский священнослужитель, ХVII в.

Ни один из монахов и священников не отправляет канонические часы иначе, как имея перед собой образ, и к нему всякий раз прикасается с великим благоговением. Если кто выносит образ на люди, то высоко поднимает его в руках, и все проходящие усердно чтут его, обнажая голову, знаменуясь крестом и кланяясь. Евангельские книги они полагают только в почетных местах, как священную вещь, и не прикасаются к ним руками, если прежде не осенят крестом и не выкажут почтения, обнажая и склоняя голову, затем только берут их в руки с величайшим благоговением.

Русские в храмах имеют много изображений святых, которым молятся, делают приношения и возжигают фимиам; но прежде нежели икону поставят в церкви, ее окропляют святой водой.

Адам Климент - английский писатель, ХVI в.

Образа почитают, тогда как от статуй отвращаются, о которых думают, что это идолы. У них существует такое убеждение, что если кто не имеет у себя собственной иконы, тот не может должным образом исправлять своих молитв. Поэтому, куда ни отправляются они, постоянно носят их с собою.

Принц Даниил (1546-1608) - австрийский дипломат

Они считают недопустимым класть святые иконы вместе с другими мирскими вещами или одеждой, чистить и вытирать их, поплевав на них.

Поссевино Антонио (1534-1611) - итальянский дипломат, посол папы Григория ХII

Они никогда не оставляют икон на попечении людей, которые не их религии, опасаясь, что с ними не будут обращаться должным образом.

Олеарий Адам (ок. 1599-1671) - немецкий ученый и путешественник

Все стены церквей украшены изображениями святых. Первые места в храмах занимают образы Пресвятой Девы и святого Николая.

Патриарх покадил книгу Священного Писания в переплете, украшенном золотом и драгоценными каменьями, отдал ту же честь иконам, к которым русские питают великое благоговение.

Лизек Адольф - австрийский дипломат, секретарь посольства ХVII в.

Некоторые из стоящих кругом восклицали: «Господи, помилуй!» Другие по отеческому обычаю касались лбом земли и плакали. Вообще, народ провожал проносимые вокруг иконы, являя разнообразные знаки благоговения и поклонения.

Герберштейн Сигизмунд (1486-1566) - австрийский дипломат, императорский посол в России в 1516-1517 и в 1525-1526 гг.

Солдаты, не найдя в домах, чем бы могли воспользоваться, взяли с собою иконы, но русские побежали за ними и за дорогую цену выкупили эти иконы.

Олеарий Адам (ок. 1599-1671) - немецкий ученый и путешественни

Когда иконы становятся старыми, они их не выбрасывают и не сжигают, но или опускают их в текущую воду, давая им плыть, куда угодно, или же на кладбище или в древесном саду закапывают глубоко в землю, причем стараются не допустить каких-либо нечистот в этом месте.

Олеарий Адам (ок. 1599-1671) - немецкий ученый и путешественник

В этой церкви несчетное число редкостей, сокровищ, подсвечников и икон, серебряно-вызолоченных, ибо все жители этой страны имеют большую веру к святому (Антонию Римлянину) и очень его почитают, благолепно украшают его иконы и празднуют несколько раз в году. Приложившись к его святым мощам, мы вышли за церковь, где находится тот самый камень, на котором святой прибыл из Рима. При виде его приходишь в трепет и, стоя перед ним, проливаешь слезы.

Павел Алеппский, сирийский священнослужитель, ХVII в.

Царь, взяв нашего учителя за правую руку, подвел его к раке святого (Саввы Сторожевского), открыл ее и показал ему тело, и он приложился к нему; при этом царь с удивлением говорил: «Посмотри, какой прекрасный цвет этого черепа: истинно он желт и тверд» и продолжал: «Когда я вынул мощи святого из земли, чтобы положить их в эту раку, я заметил, что потерялся один коренной зуб, и я не переставал искать его, пока не нашел. В то время у меня болели зубы, я их потер им, и они тотчас исцелились».

Павел Алеппский, сирийский священнослужитель, ХVII в.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: