Анализ УМК Кузовлева В.,Перегудовой Э.Ш. «Английский язык» для обучения английскому языку в начальной школе

Рябова Ольга Владимировна

ГБОУ СОШ 2045, г. Зеленоград

учитель английского языка

Сравнительный анализ УМК по английскому языку для 5 класса авторских коллективов под руководством В. П. Кузовлева, Ю. А. Комаровой и Ю. Е. Ваулиной.

Учебно-методические комплект УМК курса «Английский язык» для учащихся 5 класса российских общеобразовательных учебных заведений (авторы Ю.А. Комарова, И.В. Ларионова, К. Гренджер, К. Макбет и др.) в полной мере способствуют реализации задач, сформулированных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения. УМК состоят из следующих компонентов: - программа курса; - рабочая программа; - учебник с аудиодиском; - рабочая тетрадь (с 6 класса с аудио приложением); - книга для учителя. Важнейшим средством обучения является учебник. Именно учебник, представляя собой синтетическое средство организации образовательного процесса, выполняет множество функций: информативно-образовательную, развивающе-воспитательную, систематизирующую, интегрирующую, координирующую, функции наглядности и управления познавательной и операционной деятельностью школьников и т. д. Названные функции могут быть эффективно реализованы при условии корректной организации работы с учебником. Система обучения, представленная в курсе «Английский язык» для учащихся 5 класса, становится особенно эффективной, если в ходе учебного процесса преподаватель принимает во внимание те аспекты образовательной деятельности, которые особым образом предопределяют управление процессами обучения и овладения языком, а также оптимизируют формирование универсальных учебных действий школьников. Значимыми для достижения данной цели являются следующие концептуальные аспекты преподавания по данному курсу: деятельностный; тексто-ориентированный; коммуникативно-познавательный.

Предметное содержание речи:

1. Межличностные взаимоотношения в семье, со сверстниками; решение конфликтных ситуаций. Внешность и черты характера человека. 2. Досуг и увлечения (чтение, кино, театр, музеи, музыка, дискотека, кафе). Виды отдыха, путешествия. Молодёжная мода. Покупки. Деньги на карманные расходы. 3. Здоровый образ жизни: режим труда и отдыха, спорт, сбалансированное питание, отказ от вредных привычек. 4. Школьное образование, школьная жизнь, изучаемые предметы и отношение к ним. Международные школьные обмены. Переписка с зарубежными сверстниками. Каникулы в различное время года. 5. Мир профессии. Проблемы выбора профессии. Роль английского языка в планах на будущее. 6. Вселенная и человек. Природа: флора и фауна. Проблемы экологии. Защита окружающей среды. Климат, погода. Условия проживания в городской/сельской местности. Транспорт. 7. Средства массовой информации и коммуникации (пресса, телевидение, радио, Интернет). 8. Англоязычные страны и родная страна, их географическое положение, столицы и крупные города, регионы, достопримечательности, культурные особенности (национальные праздники, знаменательные даты, традиции, обычаи), страницы истории, выдающиеся люди, их вклад в науку и мировую культуру.

Учебно-методический комплект (УМК) «Английский язык» / «English» (авторы: Кузовлев В.П., Лапа Н.М., Костина И.П., Перегудова Э.Ш. и др. ) предназначен для 2-11 классов общеобразовательных учреждений. УМК разработаны на основе методической концепции коммуникативного иноязычного образования, которая обеспечивает не только обучение английскому языку, но и развивает индивидуальность ученика в диалоге культур. УМК разработан для общеобразовательных школ, в которых на изучение английского языка в средней школе отводится 105 учебных часов в год (3 часа в неделю). УМК по английскому языку Кузовлева В.П. и др. прошли проверку временем. При переизданиях устранены недостатки, выявленные в ходе их использования, а также учтены пожелания учеников, учителей, рекомендации методистов. УМК выпускает издательство «Просвещение» .

УМК линии «Английский язык» / «English» Кузовлева В.П. и др. обеспечивают:
- две модели обучения: 2-11 классы и 5-11 классы;
- преемственность между начальной и средней школой;
- успешную подготовку к ЕГЭ.

Отличительной особенностью комплектов является выдвижение на первый план воспитательного, познавательного и развивающего аспектов обучения языку, что обеспечивает индивидуализацию обучения. В комплектах реализуются комплексный и социокультурный подходы к обучению.

Для 5 класса изданы два вида УМК: первый год обучения и четвертый год обучения.
УМК «English-5» (1-й год обучения) издается с 2004 года и входят в серию «Академический школьный учебник». Содержание учебника было обновлено, учтены пожелания учителей и рекомендации методистов.
УМК «English-5» (4-й год обучения) предназначен учащимся, которые начали изучение английского языка со 2 класса по учебникам «English 2-4» Кузовлева В.П., Лапы Н.М., Перегудовой Э.Ш. и др., повторяет оформление линии для 2-4 классов. УМК издается с 2006 года, переработан в 2011 году в соответствии с требованиями ФГОС ООО 2010г.

Учебники курса «English» Кузовлева В.П. и др. включены в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 31 марта 2014г. N 253). Содержание учебников соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (ФГОС ООО 2010 г.).

Состав УМК «English» для 5-9 классов:
- Учебник + электронное приложение (на сайте издательства). 5 (4-й год обучения), 6, 7, 8, 9 классы. Авторы:
- Рабочая тетрадь. 5 (4-й год обучения), 6, 7, 8, 9 классы. Авторы: Кузовлев В.П., Лапа Н.М., Перегудова Э.Ш. и др.
- Книга для чтения. 5 (4-й год обучения), 6, 7, 8, 9 классы. Авторы: Кузовлев В.П., Лапа Н.М., Перегудова Э.Ш. и др.
- Контрольные задания + электронное приложение (на сайте издательства). 5, 6, 7 классы. Авторы: Кузовлев В.П., Симкин В.Н., Лапа Н.М., Перегудова Э.Ш.
- Подготовка к итоговой аттестации. Контрольные задания + электронное приложение (на сайте издательства) или CD. 8, 9 классы. Авторы: Кузовлев В. П., Лапа Н. М., Симкин В. Н.
- Книга для учителя. 5 (4-й годы обучения), 6, 7, 8, 9 классы. Авторы: Кузовлев В.П., Бухарова И.Е., Лапа Н.М., Перегудова Э.Ш. и др.
- Рабочие программы. 5-9 классы. Авторы: Кузовлев В.П., Лапа Н.М., Перегудова Э.Ш.

Материал учебника английского языка Кузовлева В.П. и др. позволит развить языковые способности и учебные умения школьников, обогатить их духовный мир и повысить интеллектуальный уровень. Учебный курс отличают: направленность на развитие личности учащегося, комплексный подход к обучению четырем видам речевой деятельности, полиаспектный характер упражнений, направленность на познание англоязычной культуры в соотнесении с родной культурой. Учебник с 2011 г. выходил в комплекте с электронным приложением на CD. Электронное приложение, разработанное совместно с ABBYY, содержалот: аудиокурс для занятий дома в формате mp3; учебно-игровую программу для быстрого запоминания слов; электронные словари (англо-русский и русско-английский). Диск можно было использовать на компьютере, mp3-плеере и любых аудиосистемах, поддерживающих воспроизведение файлов формата mp3. С 2015 г. электронное приложение можно скачать на сайте издательства.

Рабочая тетрадь предназначена для активизации и систематизации материала учебника. Многие упражнения в рабочей тетради построены на материале о России, что позволит учащимся глубже осознать особенности родной культуры. Содержание Рабочей тетради разбито на циклы, каждый из которых соотносится с соответствующим циклом Учебника. Упражнения из Рабочей тетради могут выполняться как в классе, так и дома.

Книга для чтения является неотъемлемым компонентом УМК. Книга для чтения для 5 класса содержит упражнения для обучения чтению по транскрипции, правилам чтения, а также аутентичные тексты для развития различных умений читать. В книгах для чтения для 6-9 классов представлены материалы для чтения в классе и самостоятельного чтения дома, русско-английский словарь, список имен собственных и географических названий. В них включены отрывки из произведений классиков детской литературы и наиболее популярных современных авторов, таких, как: B. Stoker, Jerome K. Jerome, Louisa M. Alcott, A. Conan Doyle, A. Christie, J.D. Salinger, W. Saroyan, J. Grisham, R. Dahl и др. Аутентичные тексты представляют собой короткие рассказы, отрывки из повестей, стихи, статьи из журналов, газет, письма разного характера, рекламные объявления, комиксы. Тексты сопровождаются разнообразными упражнениями для развития умения читать.

Контрольные задания с электронным приложением (на сайте издательства) для 5, 6, 7 классов содержат контрольные измерительные материалы в тестовых форматах для оценки уровня сформированности языковых навыков и речевых умений школьников по окончании каждой четверти, а также итоговые контрольные задания (final test) в конце года.

Для учащихся 8 и 9 классов выпущены учебные пособия «Подготовка к итоговой аттестации. Контрольные задания» с электронным приложением.

Книга для учителя предлагает методические рекомендации по организации процесса коммуникативного обучения английскому языку. Тексты книг для учителя можно найти на сайте издательства «Просвещение».

Рабочая программа курса английского языка Кузовлева В.П. и др. составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО, содержит описание целей обучения, характеристики учебного курса, личностных, метапредметных и предметных результатов освоения данного курса, а также тематическое планирование к данному курсу. Программа призвана оказать помощь учителю в организации процесса обучения английскому языку в 5-9 классах.

Три фильма по обучению чтению «Технология коммуникативного иноязычного образования. Технология взаимосвязанного обучения произношению и чтению по транскрипции» (5 класс) , «Технология коммуникативного иноязычного образования. Обучение чтению по правилам» (5 класс) и «Коммуникативная технология формирования речевых грамматических навыков» (6 класс) можно посмотреть на сайте издательства «Просвещение».


Если материал вам понравился, нажмите кнопку вашей социальной сети:

Из опыта работы

Уже много лет я работаю по учебно-методическому комплекту авторов В. П. Кузовлева, Н.М. Лапы, Э.Ш. Перегудовой. На мой взгляд, данный УМК характеризуют красивый современный разговорный язык, богатое увлекательное содержание, интересные и эффективные способы контроля за знаниями учащихся. Очень благодарна авторам УМК за высокое качество материала с точки зрения его лингвистической и страноведческой корректности. Думаю, что этот учебно-методический комплект поможет учителям подготовить своих учеников к ЕГЭ.

Данный УМК построен в соответствии с учебным планом 3 часа в неделю и состоит из учебника, книги для чтения, рабочей тетради, книги для учителя, аудиокассет с фонозаписью. Цель этого комплекта: обучение иноязычной культуре на коммуникативной основе. Иноязычная культура включает в себя развивающий, познавательный, воспитательный и учебный аспекты.

Очень важно, что авторам УМК удалось создать технологию обучения, которая действительно доступна всем учащимся, независимо от уровня развития способностей, благодаря принципу индивидуализации и принципу комплексного подхода к овладению иноязычной культурой.

Принцип комплексного подхода предполагает одновременное обучение всем четырём видам речевой деятельности: чтению, аудированию, говорению и письму. С одной стороны, это способствует более прочному усвоению изучаемого материала, а с другой стороны, позволяет ученику компенсировать недостающую способность за счёт более развитых. Ребёнку намного легче усвоить необходимый лексический материал, когда он его одновременно слышит, видит (читает), произносит и пишет.

Начать работу по данному УМК желательно с создания методической характеристики класса. МХК поможет учителю поставить «методический диагноз» и осуществить индивидуальный подход к каждому ребёнку. Методическая характеристика класса призвана выяснить, использует ли ученик свои способности в полную меру и определить причины, мешающие ребёнку учиться. (Смотри книгу для учителя к учебнику для пятого класса общеобразовательных учреждений. Москва. «Просвещение.» 2001.с.96.)

Следующий принцип, на котором базируется данный УМК, – это принцип избыточности речевого материала. Он даёт возможность учащимся выбирать то, что соответствует его индивидуальности. С принципом избыточности тесно связан принцип отсроченности результата. Если мы требуем выдачи продукции всеми учащимися за одно и то же время, то мы совершаем грубую методическую ошибку, которая может привести к внутреннему протесту школьника.

Все темы этого УМК близки и интересны ученикам и поэтому дети с удовольствием их обсуждают. В конце каждого цикла учащимся предлагается создать свой индивидуальный или групповой проект по изученной теме. Работая над проектом, ребята учатся переносить и творчески использовать изученный материал в новых ситуациях общения.

Если вы решили работать по УМК В. П. Кузовлева, Н. М. Лапа, Э. Ш. Перегудовой, то прежде всего внимательно изучите содержание учебника, книги для учителя и рабочей тетради. Особое внимание обратите на пояснения и комментарии к реалиям культуры страны изучаемого языка, которые помещены в лингвострановедческом справочнике. После этого необходимо задуматься о соответствующих элементах родной культуры. Иначе Вам не удастся организовать процесс обучения как «диалог культур».

Ознакомившись с содержанием, подумайте, все ли материалы интересны учащимся Вашего класса. Решите, что следует заменить на более интересные или познавательные. Следующая задача учителя состоит в том, чтобы адаптировать имеющийся в учебнике сценарий урока к конкретному классу, не нарушая при этом предлагаемую технологию обучения. Теперь перед учителем встаёт проблема: как донести это богатое, сложное и увлекательное содержание до каждого ученика.

Заинтересовать учащихся, настроить их на восприятия материала Вам помогут названия уроков и экспозиции к ним. Главная задача экспозиции – привлечь внимание учащихся к содержанию урока. Существует несколько способов работы над экспозицией в зависимости от уровня подготовки класса.

В сильных группах я обычно предъявляю экспозицию сама, учащиеся слушают без зрительной опоры. Я слежу за пониманием по реакции класса. Если вижу, что учащиеся не понимают какое-то слово, то я семантизирую его наиболее адекватным способом. Желательно, чтобы школьники умели переспрашивать учителя, если им непонятно значение какого-то слова (‘Excuse me.What does the word… mean?’).

Ученики могут слушать учителя и со зрительной опорой. Однако этот способ не будет способствовать развитию умения аудировать.

В более слабых группах я предлагаю учащимся прочитать экспозицию про себя, а потом проверяю прочитанное, задавая вопросы ребятам. В процессе чтения ученики могут пользоваться словарём.

Можно организовать работу над экспозицией и в виде игры в переводчика. Учитель или один из учащихся читает, другой ученик переводит. Необходимо чтобы переводчиками были разные ученики, а не только самые подготовленные. Если учитель уверен, что по каким-то причинам ученики не смогут перевести экспозицию, учитель переводит её сам. Учебник построен таким образом, что не нужно специально придумывать свои экспозиции. Однако если какая-то из них покажется недостаточно интересной, можно заменить её собственной. Задача учителя состоит в том, что бы каждый ученик хорошо понимал, с какой целью он выполняет то или иное упражнение, какую информацию он должен найти в том или ином тексте и на какие вопросы он должен будет ответить.

Как уже было сказано ранее этот УМК построен на принципе избыточности языкового материала . Все упражнения данного учебно-методического комплекта содержат большое количество новых, незнакомых слов. Постарайтесь убедить своих учеников в том, что текст на английском языке можно понять, даже если в нём содержатся новые слова и непонятные грамматические конструкции. Научите своих учеников не обращать внимание на незнакомые слова и грамматические явления, если они не мешают пониманию общего содержания текста. Развивайте у ребят способность к языковой догадке. Перед тем, как предложить учащимся текст для чтения, я обычно обращаю их внимание на непонятные грамматические обороты, привлекая для этого материалы справочника, помещённого в конце учебника.

Для проверки понимания прочитанного в учебнике используются различные способы: multiple-choice, true/false and wh – questions. Так же авторы предлагают и опоры для ответа на вопросы. Перед тем, как учащиеся начнут отвечать на вопросы, я всегда обращаю их внимание на опоры и объясняю, как лучше с ними работать. В начале я показываю учащимся, как использовать опору на примере построения собственного высказывания. Обычно слабые ученики группы высказываются по данным опорам, от сильных учащихся следует добиваться высказывания без опор. Как правило, я предлагаю высказаться сначала сильным ученикам, а затем слабым, что бы у последних была возможность выслушать ответы своих товарищей, кроме того, им предоставляется больше времени на подготовку высказывания.

Конспект урока по теме «Здоровье» предлагает учителям английского языка подробное описание организации интерактивного опроса на уроке. Думаю, учителям будет интересно познакомиться с предложенной системой оценки творческих проектов учащихся. В плане показано, как может происходить процесс целепологания на уроке. Надеюсь, что описанные в конспекте приёмы окажутся полезными для учителей иностранного языка и будут по-своему использованы ими в работе.

Урок английского языка по теме: "Здоровье"

Тращиева Татьяна Васильевна
МБОУ СОШ №3 села Шедок

Цели:

Развивающий аспект:

    развивать коммуникативные навыки учащихся;

    учить детей делать презентации творческих проектов;

    проводить интерактивный опрос;

    обрабатывать полученные данные;

    оценивать проекты своих одноклассников.

Воспитательный аспект:

    воспитывать здоровые привычки;

    показать учащимся важность здорового образа жизни.

Учебный аспект:

    активизировать изученную лексику по теме “Здоровье”;

    развивать у учащихся умение творчески использовать усвоенный материал в новых ситуациях общения.

Сопутствующие задачи:

    скрытый контроль развития речевых умений;

    развитие навыков письма.

Оборудование:

    кукла Mike;

    творческие проекты учащихся.

ТСО: аудиозапись песни “I Don"t Want”

Ход урока:

Teacher : Good morning! I am very glad to see everybody. Children, look at the blackboard and try to guess what the title of our lesson is? I am sure you know the English alphabet very well. Now name English letters and you will read the title of the lesson on the blackboard.

(На доске нарисованы 6 пустых четырехугольников).

Рис.1

Учащиеся называют английские буквы. Если дети отгадали букву из заголовка, то учитель вписывает ее в соответствующий четырехугольник. На доске появляется слово HEALTH.

Teacher: Great! You are very smart. The title of our lesson is Health. And we are going to speak on lots of topics today: “Health Habits”, “Home Medicine”, “Remedies for Accidents”. Are these topics interesting for you? Why? Now, children, let’s think about our objectives for today. Think a little and tell me how you are planning to improve your English at the lesson? What would you like to do today?

Pupil 1: I’d like to develop my speaking skills today.

Pupil 2: I’d like to get new information how to keep fit.

Pupil 3: I’d like to develop my writing skills.

Pupil 4: I’d like to speak English with my friends.

Pupil 5: I’d like to present my project.

Pupil 6: I’d like to learn what can help if I have an accident. Etc.

Каждый ученик группы говорит о своих планах и пожеланиях. После обсуждения один из учеников записывает на доске следующие задачи:

    to develop writing and speaking skills;

    to get new information how to keep fit;

    to present projects;

    to learn what can help if a person has an accident;

    to develop auditory skills.

Teacher: Dear boys and girls! I know that you like to play. Games help us to master English. Certainly you know many English words connected with the topic “Health”. Do you know the names of different illnesses? You will speak in turn. Who can say more?

Учитель вызывает двух учеников. Ребята по очереди произносят названия разных болезней. Побеждает ученик, оказавшийся последним.

Pupil 1: a headache.

Pupil 2: a stomachache.

Pupil 1: an earache.

Pupil 2: a backache.

Pupil 1: a toothache.

Pupil 2: a cold.

Pupil 1: appendicitis.

Pupil 2: the flu.

Teacher: Fantastic! You know the names of many illnesses. But do you know remedies for different illnesses and accidents?

Эта игра проводится аналогично предыдущей. Цель игры активизировать лексику по теме “Здоровье”.

Pupil 1: drops.

Pupil 2: tablets.

Pupil 1: syrup.

Pupil 2: vitamins.

Pupil 1: an operation.

Pupil 2: herbal tea.

Teacher: I see, children, you know a lot. Good for you. But look at our best friend Mike (учитель демонстрирует любимую куклу детей). He is very sad. Mike, what’s the matter? You don’t look happy.

Mike: Oh, children, I have a terrible headache today. What should I do?

Pupil 1: You should have a tablet

Pupil 2: You should walk in a park

Pupil 3: You should visit a doctor

Pupil 4: Don’t watch TV too long

Pupil 5: You shouldn’t play on you computer too much

Mike: You have many great ideas. Thank you, dear boys and girls. But I have a stomachache too. What should I do?

Игра продолжается аналогичным образом. Дети дают советы. Кукла благодарит и снова жалуется на свое здоровье.

Teacher: Children, at home you have written many questions about health habits. Choose a question from you questionnaire and ask Mike about his health habits.

Pupil 1: How often do you go to a physician?

Pupil 2: How often do you air your room?

Pupil 3: How often do you go in for sport?

Pupil 4: How often do you eat fruit and vegetables?

Mike отвечает на вопросы учащихся.

Teacher: Well done. Thank you, children. I think you will agree with me if a person wants to be healthy he should have health habits. I suppose it will be interesting to ask each other about health habits. Choose a question and interview your group mates, after that combine the facts and make a report.

Дети становятся парами лицом друг к другу, образуя 2 круга – внутренний и внешний. По сигналу учителя (это может быть удар игрушечного молоточка о стол, хлопок в ладоши и т.д.) учащиеся, стоящие во внешнем круге, задают свой вопрос партнеру, получают ответ. Снова звучит сигнал, учителя и учащиеся внешнего круга делают шаг вправо, происходит смена партнеров. Когда учащиеся внешнего круга опросят всех из внутреннего круга, участники интерактивного опроса меняются местами и те, кто задавал вопросы, начнут отвечать на вопросы одноклассников.

Рис.2

После того, как завершится опрос, дети садятся за парты и пишут отчет, пользуясь образцом из упр. 3, стр. 63. Ниже предлагаю один из отчетов.

Question: How often do you brush you teeth? Five of my class mates brush their teeth twice a day. Three students brush their teeth three times a day. One student never brushes his teeth. One student brushes his teeth once a week. Children, you should brush your teeth twice a day in the morning and in the evening. Don’t forget to visit a dentist twice a year.

Учащиеся читают свои отчеты, обсуждают их, говорят правильные ответы.

Teacher: Children, you have worked hard, your reports were very interesting and useful. I suppose it is time to have a rest and sing our favorite song “I don’t Want”.

Every time I have a headache
Mama takes me to the doctor.
Every time I have a headache
Mama takes me to the doc.
I have a headache,
I have a headache.
I don’t want to go to bed.
I have a headache,
I have a headache.
I don’t want to go to bed.


Mama takes me to the doctor.
Every time I have a stomachache
Mama takes me to the doc.
I have a stomachache,
I have a stomachache.
I don’t want to eat my lunch.
I have a stomachache,
I have a stomachache.
I don’t want to eat my lunch.

Every time I have a toothache
Mama takes me to the dentist.
Every time I have a toothache
Mama takes me to the dentist.
I have a toothache,
I have a toothache.

I have a toothache,
I have a toothache.
I don’t want to clean my teeth.

Teacher: Thank you. You can sing beautifully. Super! I know, children, that you are eager to present your projects. Which group will be the first? The leaders of the groups come up to me and take the cards. Tell us your numbers. Now we know which group is the first and which group is the second. And we have found the third and the fourth groups too.

Пока учащиеся 1 группы готовятся к выступлению, учитель может предложить детям следующую игру. На магнитной доске расположены карточки слов. Задача учащихся составить из этих слов английские пословицы.

    An, keeps, a, a, way, apple, keeps, doctor. (An apple a day keeps a doctor away).

    Wise, and, bed, to, to, man, early, early, wealthy, makes, wise, a, healthy. (Early to bed, early to rise, makes a man healthy, wealthy, and wise).

    is, wealth, health, than, better. (Health is better than wealth).

На этом уроке защищались проекты: “Home Medicine in My Country”, “How to keep Fit”, “Accidents”.

После защиты каждого проекта следовало его обсуждение и оценка. Проекты оцениваются по пятибалльной системе. Каждая группа после обсуждения заполняла следующую таблицу.

Contents

Presentation

Illustration

Teacher: I should say that all projects were very interesting and beautifully illustrated. Besides all of them have been presented brilliantly. Now, children, it is time to remember our objectives. Have you got new information today? Was the information important for you, why? Have you developed your speaking skills today? Etc.

Oh, I see. You have worked hard and got much new information today. Besides the information is very important and useful for you. More than that you have developed your speaking and auditory skills. Great! Now let’s finish our lesson with the song ‘Ruth has a toothache.’

Ruth has a toothache.

Teddy has a cold.

Fred has a headache.

Eddie’s getting old.

Ruth has a toothache.

Teddy has a cold.

Fred has a headache.

Eddie’s getting old.

Sam has a stomachache.

Frankie has the flue.

Jack has a backache.

Tony has one, too.

I am sure that now you know golden rules how to be healthy and you won’t have a toothache like Ruth or a headache like Fred. Thank you for the lesson, children. Good bye!


Анализ УМК под редакцией В.П.Кузовлева и др. для 10-11 классов
Левина Ирина Михайловна
учитель английского языка высшей квалификационной категории ГОУ СОШ «Школы здоровья» № 901
Исходя из специфики выбранной нами темы, нам представляется целесообразным провести анализ данного УМК с точки зрения соответствия представленных в нем текстов и заданий к ним критериям аутентичности.
УМК «The World of English» для 10-11 классов является продолжением серии учебно-методических комплектов базового курса (5-9 классы). Данный УМК ставит своей целью закрепить, обобщить и систематизировать знания, умения и навыки, приобретенные учащимися в рамках базового курса, а также овладеть определенным количеством нового материала. Он содержит 7 тематических циклов (Units). Каждый из разделов построен таким образом, что предусматривает параллельное обучение всем видам речевой деятельности: чтению, говорению, аудированию и письму. Учебник красочно оформлен и содержит зрительные опоры: разнообразные фотографии, рисунки, карты. В нем широко представлены как учебно-аутентичные, так и подлинно аутентичные материалы: публицистические тексты из газет и журналов, научные статьи, тексты страноведческого и культурологического характера, отрывки из художественных произведений.
УМК для 10-11 классов состоит из следующих компонентов:
Учебник (Student"s Book);
Рабочая тетрадь (Activity Book);
Книга для чтения (Reader);
Книга для учителя (Teacher s Book);
Аудиокассеты.
Мне представляется целесообразным провести анализ представленных материалов с точки зрения критериев и параметров аутентичности, предъявляемых к текстам на старшем этапе обучения ИЯ:
Соответствие возрастным особенностям учащихся.
Предметная сторона содержания данных текстов учитывает возрастные особенности психологии учащихся старшего этапа и отражает интересные темы для обсуждения: государственно-политическое устройство («What do you know about the political system of Great Britain?», «What political system does Russia belong to?»), молодежная субкультура («What are the characteristics of a subculture?», «What subculture are popular in Russia?»), положение молодежи и ее права («Is it easy to be young?», «What rights do you have?»), географическое положение и его влияние на образ жизни и менталитет народа («How does geography influence the life of the country and its people"s lives?»), социальная защищенность граждан («Is the system of social Welfare fair?», «Do you have to pay for medical care?»), вклад ученых и деятелей литературы и искусства в мировой научно-технический прогресс и мировую культуру в целом («What helps you to enjoy yourselves?», «Inventions that shook the world»).Наличие зрительных опор.
Некоторые тексты снабжены зрительными опорами (фотографиями, картами, репродукциями и пр.), что создает ситуацию общения и способствует пониманию текста.
Культурологический аспект.
Представляется необходимым отметить содержание в данном УМК большого количества страноведческой информации, учащиеся впервые узнают о некоторых географических особенностях США и Австралии, знакомятся с двумя образцами западных демократий, с молодежными течениями различных направлений, с проблемами систем здравоохранения Великобритании и США.Информационный аспект.
Представленная тематика охватывает самый широкий спектр молодежных интересов: от проблем политики, до вклада представителей англоязычных стран в научно-технический прогресс и мировую культуру. Выделенные проблемы способствуют развитию необходимых качеств личности, в том числе и таких, как толерантность, готовность к совместному решению возникающих проблем, социальная активность, ответственность, прогресс и мировая культура
Ситуативный аспект.
В текстах-диалогах нужно отметить естественность и жизненность представленных ситуаций, наличие определенного эмоционального заряда, что помогает вызвать интерес и ответную эмоциональную реакцию учеников. Также представляется необходимым отметить наличие юмористических элементов в представленных текстах, включение которых способствует созданию атмосферы непринужденности, релаксации.
Представление разных форм речи, лексико-фразеологическая аутентичность.
Большинство текстов представляет собой эмоционально окрашенные диалоги, в форме монологов представлены тексты информативного и контролирующего характера. Данные тексты характеризуются лексическими и фразеологическими оборотами, характерными для живой английской речи и зачастую не имеющих эквивалентов в родном языке (face and hands of the clock, from the horse"s mouth, a lazybones, etc.).
Функциональная и грамматическая аутентичность.
Жанрово-композиционное разнообразие представленных текстов и аутентичные лингвистические средства, в том числе использование в текстах грамматических моделей, отличающихся от принятых в родном языке учащихся, которые соответствуют характерным, присущим только английскому языку образцам, позволяют познакомить учащихся с современными, «живыми» речевыми клише (Не забудь вернуть книгу. - Remember to bring the book back.; He разрешайте ему этого делать. - Keep him from doing it.).Структурная аутентичность.
Представленные тексты обладают содержательной целостностью, логическими связями между его составляющими (в диалогах данный аспект выражается при помощи коннекторов, элиптических предложений, местоименных замен).
Аспект оформления.
Еще одной особенностью представленных в УМК аудиотекстов является их звуковое оформление: почти во всех присутствует звуковой ряд (environmental clues), (музыка); заполнители молчания (.„Erm..., ...ег...); материалы представлены в исполнении разных людей, с их индивидуальной манерой речи, в том числе и непрофессиональных дикторов, что также создает впечатление «настоящего» материала.
Аспект учебного задания.
Задания к аутентичным текстам, представленные в УМК, направлены на взаимодействие с текстом, развивают догадку, условия выполнения упражнения почти не отличаются по своим основным характеристикам от условий естественного общения (What do you think? Imagine, that...., Discuss it in your group.)Из представленного анализа видно, что материалы данного УМК соответствуют базисным критериям аутентичности и параметрам аутентичных текстов.
Авторы предлагают следующую систему работы с аутентичными материалами:
Ступень 1 включает предтекстовые упражнения и собственно текстовые упражнения рецептивного характера. Предтекстовые упражнения, целью которых является пробуждение и стимулирование мотивации к работе с текстами такого характера, активизация интеллектуальной деятельности и познавательных потребностей учащихся и могут быть представлены следующими заданиями:
Which of the following landscapes can you see on these pages?
Match the word and the description with its meaning.
Divide your class into groups and meet with your group to discuss the problem and your roles.
Контроль понимания прочитанного текста может быть связан с теми коммуникативными задачами, которые ставит учитель на уроке:
прочитать текст с полным пониманием (изучающее чтение);
с пониманием общего содержания (ознакомительное чтение);
получить выборочную информацию (просмотровое чтение).
Проверка понимания прочитанного текста осуществляется при помощи текста, включающего разные задания для нахождения правильного ответа из предложенных высказываний.
Ступень 2 - текстовый этап, на котором предполагается использование различных приемов извлечения информации и трансформаций структуры и языкового материала текста:
Find in the text facts which help to explain...
Which conclusions of the author do you (dis) agree with?
What information helps you to understand...?
Find in the dialogue how ... a) shows admiration; b) shows surprise; c) says she/he knows about something.
What common features can you find ...?
Fill in the gaps in the summary of the article, using an appropriate words.
Ступень З - репродуктивно-продуктивные упражнения, направлены на формирование соответствующих умений вести беседу, опосредованную текстом:
Finish up the sentences to make a story
Discuss the problem of...
Make up a scheme of...
Combine all information about…in the table
Ступень 4 - продуктивные упражнения, которые ориентированы на активное использование новых речевых средств в ситуациях приближенных к аутентичным или в естественном общении в устной или письменной форме:
Imagine yourself in one of the situations described in ...
Find out the information about... in the LCG.
What is your attitude towards the following opinions about...
Choose a project you"d like to do and present it to the classmates.
Среди продуктивных упражнений наиболее интересными представляются: интервьюирование, опрос мнений, ролевая игра или проект. Такие упражнения способствуют не только формированию собственной точки зрения на события и факты, описанные в текстах, но и развивают умения критически воспринимать предлагаемую авторами информацию. Они носят творческий характер и соответствуют аспекту аутентичности (задания, стимулирующие взаимодействия с текстом, основанные на таких операциях, которые совершаются во внеучебной среде при работе с источниками информации; задания, развивающие догадку, так как она является аутентичным коммуникативным действием, стимулирующим мыслительную деятельность, к которому учащиеся прибегают в повседневном общении). Сравнивая свое собственное отношение к общечеловеческим ценностям с отношением к ним зарубежных сверстников, российские школьники учатся лучше понимать их. Знакомясь с лучшими образцами культуры англоязычных стран, учащиеся лучше и глубже осознают свою родную культуру.
Таким образом, анализ данного УМК показал, что представленные в нем тексты и задания к ним соответствуют критериям аутентичности. Я считаю, что именно таким должен быть современный учебно-методический комплекс для обучения иностранному языку, и правильно организованная работа с ним может дать быстрые и эффективные результаты в обучении различным видам речевой деятельности.

Анализ УМК В.П.Кузовлев «English»
на предмет активизации речи учащихся
Российский УМК В.П. Кузовлев позволяет успешно развивать речевые
способности учащихся, учитывает опыт учащихся на родном языке,
соответствует их возрастным возможностям и интересам и поэтому
обеспечивает высокую мотивацию в процессе обучения английскому языку.
В каждом учебнике в качестве собеседников выступают знакомые
сказочные герои, драконы, монстры, животные.
В начальной школе игра остается ведущим видом деятельности,
поэтому все ситуации и темы для общения носят игровой характер. В данном
УМК предоставлено много возможностей для развития способностей к
самостоятельной работе над языком, а, следовательно, и способность к
саморазвитию и самосовершенствованию. Развитие универсальных учебных
действий является тем механизмом, который обеспечивает самостоятельность
учебной деятельности младшего школьника при овладении иностранным
языком как средством межкультурного общения и взаимодействия.
В УМК большое значение отводится играм как способ обучения
иноязычной устной речи. Именно в этом виде деятельности формируются
основные компоненты самостоятельной учебной деятельности (упражнения
“Let’s play”, “Let’s sing”, “Role play”).
В связи с тем, что в УМК используется правило избыточности речевого
материала, в речи усваивается только тот речевой материал, который
соответствует индивидуальности каждого учащегося. Из лексических групп
дети выбирают и используют в речи только те слова, которые лично им
необходимы. Это способствует более прочному усвоению материала. В этом
УМК используется стратегия «выбирая и используя, овладевай».
В среднем ученик запоминает три, четыре слова за урок. При этом
некоторые слова схожи по звучанию с родным языком учащихся и не
представляют трудностей для овладения.
В УМК дети изучают следующие темы: «Семья», «Помощь по дому»,
«Игры и игрушки», «Праздники», «Свободное время», «Занятия спортом»,
«Путешествия», «Друзья», «Любимые питомцы» и «Любимые персонажи». У
детей развивается догадка по аналогии с родным языком, по рисунку и по
контексту.

В УМК тщательно отобран и дозирован для данного возраста речевой
материал. Предусмотрен невысокий темп продвижения, чтобы у учащихся не
сложилось убеждение, что они не способны усвоить материал, организована
большая повторяемость материала в новых ситуациях общения.
Данный УМК соответствует возрастным интересам учащихся за счет
организации обучения на основе диалога культур. Овладение речевым
материалом сопровождается познанием интересных фактов родной культуры
и страны изучаемого языка.
Семантизация новых лексических единиц осуществляется в процессе
восприятия текстов разного характера: высказываний британских и
американских детей диалогов, подписей к картинкам.
как правило,
Речевой образец сопровождают,
упражнения,
направленные на формирование лексических и грамматических навыков
говорения. Иногда содержательное заполнение образца вызывают у учащихся
трудности. Нужно показать учащимся возможные пути превращения любого
высказывания в «свое»: взять в готовом виде из текста то, что согласуется с
их мыслями и чувствами.
Все темы и ситуации для общения соответствуют возрастным
способностям младших школьников. Детям интересно слушать, читать,
беседовать и писать об этом.
Для продуктивного овладения учащимися
всеми аспектами ИК
предусмотрена система средств (памятки и специальные упражнения) для
развития у учащихся умения учиться, разработанных с учетом специфики
всех видов заданий. Данная система призвана вооружить учащихся
рациональными приемами овладения ИК и подготовить к самостоятельной
работе над языком не только в классе, но и дома.
Данный УМК обеспечивает осознанное овладение грамматической
стороной речи. Стратегия овладения речевым материалом от рецептивных
видов речевой деятельности к продуктивным распространяется и на
овладение грамматической стороной речи.
Процесс овладения грамматической стороной речи. Включен в общий
контекст общения и происходит в специально отобранных, коммуникативно­
ценных речевых образцах; во взаимосвязи с обучением чтению и лексической
стороной речи; сознательно, с использованием правил­инструкций.
Комплексы упражнений в Учебнике и Рабочей тетради помогают
формировать и развивать грамматические навыки; развивается способность к
выявлению языковых закономерностей при выведении правил.

Обеспечивается большая повторяемость грамматического материала в новых
ситуациях общения и разных видах деятельности. Некоторые условно­речевые
упражнения включены в качестве дополнительных упражнений в Книге для
учителя. Процесс обучения грамматической стороной речи происходит не
изолированно, он включен в общий контекст общения, когда используются
различные ситуации. Формирование грамматических навыков проходит
определенные стадии от восприятия грамматического явления до его
репродукции.
Автоматизация употребления грамматического явления осуществляется
в ходе выполнения следующих упражнений:
­ имитативных, когда учащиеся считывают и повторяют за диктором
Происходит запоминание
грамматическую форму в готовом виде.
формальной стороны модели.
­ подстановочных, когда учащиеся в речевой образец подставляют
лексические единицы, упражнение 2, страница 58, (4 класс АВ); упражнение 1,
страница 74, (4 класс АВ). Тем самым увеличивается способность к
репродукции на основе аналогии, упражнение 2, страница 51, (3 класс АВ),
упражнение 1, страница 94, (3 класс АВ).
­
трансформационных,
когда учащиеся трансформируют
грамматическую форму, упражнение 1, страница 61, (4 класс АВ), упражнение
2, страница 70, (2 класс АВ), упражнение 2, страница 84, (2 класс АВ).
­ репродуктивных, когда учащиеся самостоятельно воспроизводят
грамматическую форму, упражнение 2, страница 62, (4 класс АВ), упражнение
2, страница 75, (4 класс АВ), упражнение 2, страница 56, (2 класс АВ).



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: