Варианты утепления гаражных ворот. Процесс утепления гаражного помещения изнутри

Не все автовладельцы имеют гараж, но большинство из них мечтают о нем . Не все счастливые обладатели гаража имеют его утепленным , но большинство из них, кто хоть раз ощутил прелесть утепления, мечтают об этом. И за кажущейся сложностью процесса утепления стоит последовательность простых действий, которую сможет воспроизвести любой нормальный мужчина. В данной статье автовладельцам предлагается узнать, как утеплить ворота гаража изнутри, так как именно они являются главным источником общих теплопотерь.

Автолюбители могут задать вполне резонный вопрос: «А зачем,вообще, утеплять ворота, да и сам гараж? Ведь это помещение периодического появления человека в нем , а машина стоит под крышей и защищена от природных воздействий». На словах все вроде бы так, но необходимо разобраться по по рядку. Каковы же аргументы утепления ворот гаража?

  • Ворота являются самой большой по площади деталью гаража, которая связывает с внешними, не всегда благоприятными, природными условиями. Именно через ворота происходит максимальная передача тепла: зимой нужное тепло стремиться вырваться наружу, а жарким летом ненужное проникает внутрь гаража.

Как «утекает» тепло из гаражных ворот наглядно видно на термограмме

  • Очень часто владельцы гаражей организуют в них мастерские, чтобы не делать необходимые столярные или слесарные работы дома, очень много операций по ремонту автомобиля можно сделать в гараже, а это предполагает длительное пребывание в нем . Поэтому утепление ворот просто необходимо.
  • Утепление гаража делает температурный режим более мягким, без резких колебаний, а это спасает от конденсации влаги как в гараже, так и на автомобиле и, особенно в его скрытых полостях. В правильно утепленных гаражах кузова машин меньше подвержены коррозии.

Еще один принципиальный вопрос – снаружи или изнутри утеплять ворота? Капитальные стены строительная наука рекомендует утеплять снаружи, и укрывать слой утеплителя штукатуркой. Ворота являются совершенно другой конструкцией. Во-первых, им нужно быть подвижными для открытия и закрытия, а, во-вторых, они выполняют защитную и антивандальную функцию, с чем лучше всего справляется металлический лист. Поэтому целесообразно их утеплять изнутри.

Какие виды гаражных ворот необходимо утеплять

Большинство гаражных ворот имеют распашную конструкцию, которую, безусловно, утеплять просто необходимо. Основу таких ворот составляет рама из профильных труб и стального листа в качестве внешней отделки. Известна очень высокая теплопроводность стали, поэтому можно считать, что такие не утепленные ворота не представляют никакой преграды для утечки тепла. В распашных воротах принципиальным является наличие калитки, которая сильно снижает теплопотери при частом перемещении людей. Поэтому, если гараж находится еще на этапе строительства, то надо заказывать ворота сразу утепленные и с калиткой.

Очень модные ныне подъемно-поворотные и секционные ворота в подавляющем большинстве заводского изготовления. Их полотно или секции представляют собой сэндвич панели из листовой стали снаружи и вспененного полиуретана внутри. Такая конструкция уже обладает нужными теплоизоляционными свойствами и дополнительных мероприятий по утеплению не требует. Эти виды ворот, по желанию заказчика, можно тоже оснастить калиткой, что и надо обязательно сделать.

Встречаются подъемно-поворотные ворота кустарного изготовления, но в этом случае их утепление ничем принципиально не будет отличаться от распашных ворот, так как в основе лежит та же рама и стальной лист.

Роллетные ворота утеплить невозможно в силу особенностей их устройства. Да и гаражными воротами их можно назвать с очень большим натягом, так как по теплоизоляции и антивандальным свойствам они уступают всем остальным.

Выбор утеплителя

Утеплитель – это такой материал, который имеет минимальную теплопроводность. В строительной науке теплопроводность оценивают специальным показателем – коэффициентом теплопроводности. И чем он меньше, тем больше шансов у этого материала стать утеплителем.

В представленной таблице верхняя ее часть — это утеплители, а нижняя (с №16 и дальше) строительные материалы, которые нужно утеплять. Слой утеплителя сильно замедляет передачу тепловой энергии и чем толще будет этот слой – тем лучше, но при этом соблюдают принцип разумной достаточности. Для гаражных ворот слоя утеплителя в 5 см будет вполне достаточно.

В современном богатом выборе различных строительных материалов существует огромное количество утеплителей под разными названиями. Сориентироваться в них весьма сложно, особенно неопытному человеку, но на самом деле существует всего несколько основных классов, некоторые из которых подходят для утепления ворот гаража, а некоторые нет.

Минеральная вата

Минеральная вата – замечательный теплоизолирующий материал, который очень хорошо зарекомендовал себя в строительстве. Под этим названием на самом деле представлены три подвида утеплителя:

  • Стекловата, состоящая из тончайших стеклянных волокон (5-15 мкм) длиной от 15 до 50 мм. Она обладает т ребуемым низким коэффициентом теплопроводности 0,03-0,05 Вт/м*°K, широкий диапазон допустимых температур от — 60 до +450 °C, хорошей упругостью и прочностью. При работе с ней всегда надевают средства защиты, так как мельчайшие волокна легко ломаются, впиваются в кожу и попадают в дыхательные пути. Гигроскопичность у стекловаты умеренная.

  • Шлаковата, получаемая из отходов металлургического производства – доменных шлаков. Волокна тонкие – 4-12 мкм, а длина меньше, чем у стекловаты – примерно 15-16 мм. Теплопроводность этого материала несколько больше, чем у стекловаты 0,040-0,050 Вт/м*°K, но вполне допустимая. Для утепления гаража лучше ее не применять, так как она очень гигроскопична и при этом обладает кислотностью, которая негативно воздействует на металл.
  • Каменная вата, получаемая путем расплава горных пород вулканического происхождения. По структуре она сильно похожа на шлаковату, но обладает лучшей термостойкостью и у нее отсутствует кислотная агрессивность. Теплопроводность каменной ваты 0,03–0,04 Вт/м*°K. В качестве связующего в некоторых видах этого утеплителя применяются фенолформальдегидные смолы, поэтому при нагревании она может выделять в окружающий воздух фенолы, чрезвычайно вредные для человека. Гигроскопичность этого материала высокая.

Базальтовая вата — самая востребованная среди всех пористых утеплителей

Все виды минеральных ват имеют высокую гигроскопичность, поэтому применение их для утепления гаражных ворот ограничено, так как в слое утеплителя будет конденсироваться влага, снижающая теплоизоляционные свойства этого материала. Стекловата опасна в работе, шлаковата обладает остаточной кислотностью, поэтому применима только каменная базальтовая вата при условии использования пароизоляционных пленок .

Пенопласт

Пенопластами называют довольно широкий класс с интетических материалов, общим для которых является их вспененная газонаполненная структура, а основой – какой-либо полимер. Именно по типу этого полимера и можно пенопласты классифицировать.

  • Полистирольный пенопласт – именно он наиболее известен и представляет собой с виду спекшиеся газонаполненные шарики. Такой пенопласт отличный утеплитель и применяется чаще всего. Обозначается как ПСБ или ПСБ-С . В этом классе наиболее интересен экструзионный (экструдированный) пенополистирол (ЭППС), который обладает лучшей прочностью, ничтожно малой гигроскопичностью и стойкостью к воспламенению. Для утепления ворот гаража ЭППС – один из самых лучших выборов. В торговых сетях может называться: Стирэкс , Технониколь , Пеноплекс, URSA XPS и др.

  • Поливинилхлоридные (ПВХ) пенопласты – применяют в строительстве для тепло и звукоизоляции. Панели из него бывают жесткие или эластичные. Это отличный материал, похожий на ЭППС, который обладает повышенной огнестойкостью. По международным стандартам маркируется как PVC. В торговых сетях встречается реже, чем ПСБ или ЭППС.
  • Карбамидно-формальдегидный пенопласт (КФП) – широко используется для теплоизоляции. Его преимуществом является то, что при высыхании он не увеличивается в объеме , поэтому на стройплощадках его используют в жидком виде для заполнения полостей. Известен в торговых сетях под названиями: Мэттэмпласт , Поропласт cf, Юнипор , Омифлекс , Пеноизол , Пентил . Вполне может быть применен для теплоизоляции ворот гаража.
  • Пенополиуретановый (ППУ) пенопласт известен нам в двух видах. Эластичный ППУ не что иное, как поролон, а жесткий – монтажная пена. Для целей теплоизоляции подходит жесткий ППУ, так как он имеет прекрасную адгезию ко всем поверхностям, обладает замечательными теплоизоляционными свойствами и является гидроизолятором . Может наноситься непосредственно на строительной площадке методом распыления. Пожалуй, это лучший выбор для теплоизоляции гаражных ворот. Единственный недостаток – нанесение покрытия требует специального оборудования, что немного удорожает стоимость теплоизоляции.

Судя по описанным ранее видам конструкций гаражных ворот утепления требуют, прежде всего, распашные, а также подъемно-поворотные изготовленные самостоятельно. Прежде чем начинать утепление следует сделать ревизию системы вентиляции в гараже. Для чего это делается?

  • Любой гараж должен быть обеспечен системой вентиляции: приточной и вытяжной. Очень часто приточное отверстие делается в воротах, поэтому при утеплении это надо учесть. Утеплитель не должен перекрывать вентиляционное отверстие.
  • Бывает, что приточная вентиляция «организована» за счет неплотного прилегания створок ворот гаража. Это недопустимо! Если в гараже нет отверстия притока воздуха, то следует его организовать в нижней части ворот.

Подготовка поверхности ворот

Перед тем как начинать работы по теплоизоляции ворот, необходимо подготовить внутреннюю поверхность ворот, на которой могут быть очаги коррозии, старая отслаивающаяся краска, различные загрязнения и т. д. Для этого необходимо:

  • Крупные очаги коррозии, где есть отслаивающиеся слои ржавчины, зачищают щеткой с металлической щетиной.
  • Далее, лучше прибегнуть к механизированной обработке поверхности ворот при помощи насадки-корщетки на дрель.

  • Самые лучшие результаты дает очистка от ржавчины при помощи полимер-абразивной щетки «Пиранья», которая работает совместно с болгаркой. Работа с ней абсолютно безопасна, но о средствах защиты забывать не стоит. При работе можно поливать поверхность водой, полимерный ворс пр оникает в самые труднодоступные места. Учитывая, что углошлифовальные машинки (болгарки) работают на высоких оборотах, процесс очистки идет очень быстро.

  • После полной очистки и обезжиривания в два слоя наносится антикоррозийная грунтовка. Можно использовать любую подходящую. Если грунтовка будет наноситься кистью, то второй слой накладывается перпендикулярно первому. Лучше всего пользоваться аэрозольными баллонами – качество покрытия будет лучше.

Изготовление обрешетки для утепления ворот

При любом способе теплоизоляции, любыми материалами, в конструкции полотна ворот понадобится обрешетка , которая, во-первых, поможет закрепить утеплитель, а, во-вторых, к ней будет в дальнейшем крепиться облицовка ворот. Для изготовления обрешетки понадобятся деревянные бруски сечением 4*4 см или 5*5 см, в зависимости от конструкции ворот. Обрешетка должна крепиться к силовой раме полотна ворот: профильной стальной трубе или уголку. Для изготовления деревянной обрешетки необходимо:

  • Заготовить требуемое количество деревянных брусков. При покупке надо выбирать только сухую древесину.
  • Бруски двукратно обрабатываются антисептическим составом, для предотвращения их гниения в сложных условиях перепадов температур и повышенной влажности.

  • На силовые элементы ворот крепятся бруски при помощи шурупов. Для этого после разметки надо накернить места будущих отверстий, а затем сверлом диаметром соответствующего шурупу, делаются сквозные отверстия. При креплении брусков не стоит забывать в них предварительно делать тонким сверлом отверстия, чтобы завинчиваемый шуруп не расколол их.

  • При наличии на полотне ворот вентиляционного отверстия, его надо обойти обрешеткой по периметру. Это также касается замков и засовов.
  • Если на центральной части полотна ворот нет стальных силовых элементов, то бруски могут крепиться друг с другом любым удобным способом: в торец, при помощи уголков и т. д.

Утепление гаражных ворот минеральной ватой

Если уже принято решение утеплять ворота минеральной ватой, то лучше выбирать базальтовую вату от известных производителей. Но перед тем как укладывать утеплитель, надо позаботиться о гидроизоляции, так как минеральная вата очень гигроскопичный материал. Для этих целей могут применяться:

  • Внутренняя сторона ворот может быть покрыта гидроизоляционной мастикой, например, битумно-полимерной.
  • Очень хорошие результаты дают самоклеящиеся материалы Изолон или любые другие.

После гидроизоляции поверхности ворот можно нарезать утеплитель на части такого размера, чтобы они входили очень плотно между брусками обрешетки . Минеральная вата может со временем слеживаться , поэтому чем плотнее – тем лучше. После укладки всего утеплителя поверх растягивается пароизоляционная пленка и крепится к брускам обрешетки строительным степлером. После этой операции, можно сказать, что ворота готовы к окончательной облицовке.

Утепление ворот пенопластом

Если при утеплении ворот будет использован обычный пенопласт ПСБ, то применение гидроизоляции также желательно. Этот материал способен, хоть и не так, как минеральная вата, впитывать влагу, что снижает его теплоизоляционные свойства. Желательно использовать ЭППС, который не обладает гигроскопичностью. Экструдированный пенополистирол хоть и дороже, но не требует гидроизоляции. Для монтажа пенопласта на поверхность ворот необходимо:

  • После замера пространства между брусками обрешетки , составляется план раскроя пенопластовых листов. Главное правило – минимум стыков. При этом необходимо учесть, что размер отрезаемых листов должен быть на 2-3 мм больше, чем размер ячейки – пенопласт должен вставать на свое место очень плотно. Резать пенопласт можно строительным ножом при помощи линейки.
Видео: Как правильно резать пенопласт ножом

  • Пенопластовые листы можно приклеивать на поверхность ворот монтажной пеной. Лучше использовать профессиональную пену, подаваемую пистолетом, так как объемное расширение ее мало. Для приклеивания на тыльную сторону листа непрерывно наносится пена по всем краям листа и одну линию по центру параллельно длинной стороне. Далее, лист устанавливается на свое место и крепко прижимается бруском или правилом. Постукиванием можно скорректировать положение листа. Через несколько минут положение проверяется и при необходимости корректируется.
Видео: Как приклеить пенопласт монтажной пеной

  • После монтажа всех листов, монтажной пеной обрабатываются все стыки и полости. После высыхания пены излишки срезаются, и поверхность можно слегка обработать теркой . Ворота готовы к облицовке.

Утепление ворот пенополиуретаном

При утеплении ворот этим способом уже не обойтись без привлечения квалифицированной рабочей силы и специального оборудования. Пенополиуретан наносится специальной установкой методом распыления в несколько слоев . Деревянная обрешетка все же нужна, так как на нее удобно крепить финишную облицовку ворот.

Утепление ворот методом распыления пенополиуретана имеет явныепреимущества:

  • Пенополиуретан (ППУ) имеет прекрасную адгезию практически ко всем поверхностям, причем со временем его свойства не изменяются.
  • Теплоизоляционные свойства ППУ очень высокие – его коэффициент т еплопроводности 0,019-0,035 Вт/м*°K.
  • При нанесении ППУ методом распыления не остается никаких полостей и не образуются «мостики холода».
  • ППУ является отличным гидро- и паробарьером , поэтому дополнительная гидроизоляция не требуется.
  • Срок службы у теплоизоляции из ППУ по заверениям производителей составляет не менее 70 лет.
Видео: Нанесение пенополиуретанового покрытия на ворота гаража

Перед тем как наносить покрытие следует закрыть петли ворот, замки, засовы и вентиляционные отверстия пленкой , обклеив ее по краям малярным скотчем. Нанесение покрытия производится только в защитной одежде, очках и респираторе. После нанесения расчетного слоя утеплителя и его полного высыхания, излишки на обрешетке можно подрезать строительным ножом. После этого ворота готовы к облицовке.

Облицовка внутренней поверхности ворот

Главное уже сделано! Гаражные ворота уже снабжены теплоизоляцией, но эстетику и практичность еще никто не отменял, поэтому лучше всего облицевать каким-либо материалом. Что может служить облицовкой?

  • Облицовка профнастилом – практичное решение, но исходя из опыта людей сделавших это, на поверхности может конденсироваться влага.
  • Облицовка пластиковой вагонкой – выглядит хорошо, простой монтаж, но поверхность очень легко повредить.

  • Облицовка деревянной вагонкой – одно из наиболее практичных и красивых решений, но требуется обработка дерева антисептиками и антипиренами.
  • Облицовка листами ОСП (ориентированно-стружечных плит). Этот вариант, пожалуй, самый лучший, так как листы ОСП не подвержены гниению, обладают нужной прочностью и имеют красивый внешний вид. При желании можно покрасить поверхность в любой предпочитаемый цвет.

Крепление облицовки осуществляется к брускам обрешетки шурупами с пресс-шайбой.

Дополнительные меры по утеплению ворот гаража

Уплотнители створок ворот

Один из основных путей потери драгоценного тепла из помещения гаража – это неплотное прилегание створок ворот. Очень редко они настолько плотно прилегают друг к другу, что исключают всякое движение воздуха. Поэтому всегда необходимо применять уплотнители, которые бывают разных профилей и размеров.

Для плотного прилегания створок ворот и калитки лучше всего себя зарекомендовал резиновый уплотнитель круглого сечения диаметром 20 мм. За счет резинового хвоста этот уплотнитель легко крепится на любую дверь. Для этого берется стальная перфорированная полоса и в заранее намеченном месте ею прижимается хвост уплотнителя и прикручивается саморезами с шагом 15-20 см к створке ворот. Хвост ленты желательно до монтажа намазать клеем №88.

Еще один участок, где тепло может улетучиваться из гаража – это низ ворот. Естественно, что без зазора в этом месте не обойтись. Резиновые уплотнители не подходят для этих целей, но существуют специальные щеточные профили, специально предназначенные для уплотнения низа ворот. Монтаж этого профиля достаточно прост – его надо с шагом 15-20 см прикрутить к нижней части ворот саморезами. При этом , при полном закрытии щетки должны сгибаться примерно на треть своей длины.

Гаражная штора

Весомый плюс в сбережении тепла в гараже в зимнее время вносит гаражная штора, которая вешается непосредственно сразу за воротами. Материал шторы должен отвечать определенным требованиям:

  • Материал должен быть плотным, так как легкие материалы мало препятствуют утечке тепла.
  • Устойчивость к воздействию повышенной влажности и плесени.
  • Огнестойкость.
  • Прочность и эластичность.

Всем этим требованиям как нельзя лучше отвечает обычный брезент, правда, с небольшой оговоркой – он должен иметь водоотталкивающую пропитку. Делают еще шторы из тяжелой ткани ПВХ, но брезент вс е равно вне конкуренции.

Лучший материал для гаражной шторы — брезент. Его стоит приобретать вместе с люверсами

Вместе с брезентом следует приобрести и люверсы, которые вставляют в ткань на расстоянии 20 см. полотнище подвешивают на тросе или (что лучше) металлической карнизной трубе при помощи колец, заведенных в люверсы шторы. Напротив калитки в ткани шторы надо сделать разрез для свободного перемещения без отодвигания всего полотнища.

Заключение

  • Утепление гаража и гаражных ворот не является излишеством. Эти меры позволят лучше сохранить автомобиль, комфортно находится в помещении гаража как холодной зимой, так и жарким летом.
  • Гаражные ворота утепляют только изнутри.
  • Лучший способ утепления – напыление пенополиуретанового слоя теплоизоляции.

Видео: Вариант утепления ворот гаража

Видео: Еще один вариант утепления

Любой автомобилист знает, что утепление гаража это не прихоть, а реальная необходимость. Если вы дорожите своим железным конем, то без такой процедуры точно не обойтись. Но так уж устроен наш мир, что не всегда хватает средств на дорогостоящие утеплители, не говоря уже о найме профессионалов. Эта статья написана для тех простых автомобилистов, которые в силу ряда причин вынуждены монтировать недорогое утепление гаража изнутри своими руками, и в ней я расскажу о 3 доступных вариантах утепления и о тех материалах, которые для этого подойдут.

Хозяева выбирают утепление изнутри по разным причинам. К примеру, в гаражном кооперативе у людей просто выхода другого нет, боксы выстроены единым фронтом, а по бокам не всегда есть хорошие соседи с теплыми гаражами.

Металлические конструкции снаружи вообще практически не реально обустроить. И наконец, самая банальная причина, внутреннее утепление попросту обходится дешевле. К тому же крышу и пол просто физически нереально утеплить снаружи.

Из каких материалов придется выбирать

Естественно, перед тем как вы возьмете в руки инструмент и приступите к работе, нужно еще решить, чем утеплить домик для вашего автомобиля. Ведь каждый материал имеет свои тонкости монтажа, а главное стоимость всех этих материалов разная.

Не секрет, что понятие недорого у каждого человека свое, для одного сто тысяч не деньги, а для другого десятка за счастье. Поэтому я, вкратце пройдусь по всему ассортименту, а вы уже решайте.

Краткий перечень теплоизоляционных материалов используемых для утепления гаражей
Теплоизоляционный материал Общие характеристики
Плотные минераловатные плиты Относительно недорогой материал, обладающий завидными параметрами теплопроводности и прекрасной паропроницаемостью. Для гаражей ватные плиты подходят своей абсолютной пожарной безопасностью. Хотя ватные плиты и способны набирать влагу, но этот показатель у них не настолько высок.
Стекловата и прочие виды мягких матов на минеральной основе С точки зрения стоимости мягкие маты один из самых доступных утеплителей. Но на этом все его плюсы и заканчиваются. Хотя в сети вы найдете уйму фото и видео материала, где в красках рассказывается о достоинствах таких матов.

Я вам скажу коротко, такое утепление в гараж монтировать нельзя. Эти маты быстро набирают влагу и после уже не восстанавливаются, через 2 – 3 года они будут похожи на старое байковое одеяло, вот и думайте, нужна ли вам такая экономия.

Пенопласт Я глубоко убежден, что среди недорогих утеплителей, пенопластовые плиты это самый лучший вариант, особенно для гаража. Цена на него более чем доступна, он не пропускает и не впитывает воду.

Опираясь на личный опыт, могу вас заверить, что монтировать пенопласт своими руками проще всего. Плюс этот материал подходит как для блочных, так и для металлических сооружений.

Экструдированный пенополистирол или «Пеноплэкс» Экструдированный пенополистирол делается из того же исходного материала, что и пенопласт. Но эти плиты намного более прочные, устойчивые и долговечные. Практически по всем характеристикам экструдированный пенополистирол и «Пеноплэкс» как один из представителей этой линейки, в разы опережает старичка пенопласта. Плохо только одно, обойдется такой материал минимум в 2 раза дороже, чем пенопласт.
Мягкие рулонные утеплители с фольгированным покрытием Как правило, за основу здесь берется вспененный полиэтилен, больше известный как пенофол. Фольга может быть нанесена на одну или на обе стороны такого «одеяла». В среднем толщина полотна колеблется от 3 – 4, до 20 мм.

Материал хороший, но скажу вам честно, как самостоятельный утеплитель, в нашем климате он не очень подходит, только как дополнение.

Теплая штукатурка Разновидностей теплой штукатурки несколько, но принцип обустройства везде один. Какой-нибудь сыпучий пористый материал, к примеру, керамзитный песок, перлит или шарики пенопласта, замешиваются в растворе в качестве основного наполнителя и этим раствором штукатурят стены. Обходится такое утепление не дорого, но без навыков штукатура здесь не обойтись, так что своими руками далеко не каждый способен это сделать.
Керамзит Керамзит это пористые глиняные шарики, полученные путем обжига специальных сортов глины. Цена на такой утеплитель небольшая, но в гараже его можно использовать только для утепления пола.
Опилки Данный утепляющий материал можно смело называть практически бесплатным. Для гаражных работ подходят два варианта использования опилок. Это цементные плиты на основе опилок и так называемый опилкобетон. Подробней на технологии производства и монтаже я остановлюсь позже.
Пеноизол Если разбираться в химическом составе, то пеноизол это фактически жидкий пенопласт. Так как материал жидкий, работать с ним легче, но обойдется такое утепление в несколько раз дороже, чем обустройство пенопластом.
Пенополиуретан Я специально оставил пенополиуретан на «десерт». Дело в том, что в нашем случае он подходит меньше остальных. Мало того, что этот жидкий утеплитель сам по себе дорогой, так вам еще придется нанимать специалистов для нанесения. Самостоятельно здесь управиться нереально, нужна дорогостоящая спецтехника.

Если проанализировать все вышеизложенные варианты на соответствие цена/качество/простота обустройства, то лидирует пенопласт, за ним идут плиты минеральной ваты и замыкают эту почетную тройку материалы, сделанные из опилок .

Как бы вне конкурса у нас идет керамзит, среди недорогих утеплителей он лучше всего подходит для обустройства пола.

С тройкой лидеров мы определились, и коль у нас пенопласт оказался чуть ли не универсальным утеплителем, то рассказ о том, как утеплить гараж своими руками, я начну именно на примере пенопласта.

Вариант №1: пенопласт как универсальный материал для утепления гаража

Утепление гаража изнутри своими руками условно можно разделить на 4 этапа. Вам нужно будет утеплить пол, стены, крышу и гаражные ворота, при этом очередность действий большого значения не имеет.

Утепление стен гаража пенопластом

Так как стены гаража имеют самую большую квадратуру, значит, и внимание им нужно уделить больше.

Здесь есть маленький нюанс, обустройство блочных и металлических конструкций отличается, и дабы не было каши в голове, я буду рассказывать о каждой технике отдельно и начнем мы с металлических гаражей.

Плиты пенопласта классифицируются по плотности. От нее напрямую зависит не только прочность, но и цена. Так вот самый дешевый пенопласт обладает плотностью 15кг/м³, но он для утепления не подходит. Запомните, вам нужен ПСБ-С25, он обладает плотностью 25кг/м³. Можно брать и плотнее, но обойдется дороже.

  • При утеплении стен гаражей сваренных из листового металла проще всего пенопластовые плиты сажать на клей. В качестве клея можно использовать 2 варианта, пенопласт одинаково хорошо берется на «Жидкие гвозди» и на монтажную пену;
  • Лично я предпочитаю работать с монтажной пеной. Во-первых, она наносится быстрее, а во-вторых, пену в любом случае покупать, так как ею задуваются зазоры. И чтобы не тратиться и на клей и на пену, я приклеиваю пенопласт монтажной пеной;
  • Перед оклеиванием гладкий листовой металл нужно подготовить. Для этого сначала железо зачищается. В идеале зачищать нужно до голого, блестящего металла, но если старая держится хорошо, то не стоит слишком усердствовать. Зачищать металл можно крупным наждаком, ручной щеткой по металлу, а также при помощи насадки с корд-щеткой на электродрель или болгарку. Мне проще работать насадкой, стоит она недорого и на каждую стену уходит не более получаса;

  • Когда стены зачищены, вам нужно будет смахнуть с них пыль и обезжирить металл. Обезжиривать можно любой спиртосодержащей жидкостью, а также керосином или ацетоном;
  • Кстати, если вы имеете дело с гаражом собранным из профлиста, то там зачищать ничего не нужно. Профлист можно сразу обезжиривать и оклеивать пенопластом;

  • Дальше наносите на одну из сторон пенопласта произвольный узор из клея или пены и приклеиваете плиту к стене. Начинать можно с любого понравившегося угла, я обычно начинаю слева от ворот и иду по часовой стрелке;
  • Плиты приклеиваются как кирпичная кладка, со сдвигом между рядами. Процесс оклеивания жидкими гвоздями или монтажной пеной имеет свои нюансы. Так жидкие гвозди нужно намазать на лист, после этого приложить пенопласт к металлу, сразу оторвать и отставить в сторону примерно на 5 – 7минут. Только после этого лист можно приклеивать и он возьмется хорошо, иначе будет «плыть»;

  • У монтажной пены другая техника. Как известно пена после нанесения на любую поверхность начинает расширяться. Поэтому, когда вы приклеиваете на нее пенопласт, сам лист через каждые 10 – 15 минут нужно будет прижимать к стене, процесс расширения длится около часа;
  • Когда стены оклеены, зазоры между листами или какие-либо иные щели задуваются монтажной пеной, а после того как она высохнет, излишки срезаются;
  • В принципе на этом можно было бы и закончить. Но я рекомендую дополнительно оклеить стены фольгированым пенофолом или каким-либо иным подобным одеялом;

  • Дело в том, что в наших гаражах остро стоит вопрос дефицита полезной площади. И там где требуется пенопласт толщиной в 100 мм, можно наклеить плиты в 50 мм и укрыть их фольгированым пенофолом. Соответственно, там, где по проекту положено монтировать пенопласт 50 мм, можно обойтись тридцатью миллиметрами. Плюс покрытые мягкой фольгой стены смотрятся гораздо нарядней, чем голые пенопластовые листы, из щелей которых выглядывает монтажная пена.

Стены блочных гаражей также можно оклеивать пенопластом, но эта технология больше применяется для утепления снаружи, так как утеплитель дополнительно оштукатуривается. А изнутри в блочных сооружениях пенопласт монтируется под обрешетку.

Стены, оклеенные пенопластом, да еще и укрытые фольгированым пенофолом это недорого и весьма эффективно. Но каждый автомобилист знает, что в приличном гараже должна быть масса полочек, крючочков и прочих навесных приспособлений. А чтобы, образно говоря, в стену можно было забить гвоздь, она должна быть прочной и здесь не обойтись без выше упомянутой обрешетки.

  • Внутреннюю обрешетку лучше делать из брусков. Толщина бруска выбирается по толщине утеплителя. Блочные стены это не металл, они уже обладают определенной утепляющей способностью, поэтому практически повсеместно вплоть до северных районов здесь используется пенопласт толщиной 50 мм. Под обрешетку для пенопласта я всегда беру брусок 50х50 мм;
  • Направление укладки обрешетки зависит от вида финишной облицовки. Если это какая-нибудь реечная отделка, к примеру, вагонка или пластиковые панели, то обрешетка устанавливается перпендикулярно рейкам. Для листовой обшивки направление монтажа деревянной обрешетки особого значения не имеет, но чаще всего под лист бруски крепятся вертикально;
  • Шаг фиксации брусков на стене обычно делается четко по ширине листов пенопласта. Но желательно чтобы этот шаг не превышал 70 см;

  • Бруски крепятся на саморезы с пластиковыми дюбелями «Быстрый монтаж» или на анкера это уже зависит от материала, из которого сложены стены вашего гаража;
  • После того как обрешетка закреплена на стене, между брусками вставляются листы пенопласта. Если они входят плотно, то клеить их не обязательно. Вот в принципе и вся технология, дальше на обрешетку крепится финишная отделка. На мой взгляд, для гаража лучше всего подходит вагонка, фанера или OSB.

Утепление гаражного потолка пенопластом

Лучше всего пенопласт подходит для утепления изнутри потолков на металлических крышах, а также в блочных сооружениях, где в качестве крыши выступают железобетонные плиты перекрытия.

В обоих случаях технология будет примерно одинаковая. Как готовить металл для монтажа пенопласта я уже описывал в предыдущей главе. Что же касается железобетонных плит перекрытия, то здесь подготовка немного иная.

Для начала вам нужно будет заделать швы между плитами перекрытия, а также разного рода дефекты и сколы, если таковые имеются. Обычно для этого рекомендуют использовать шпаклевку на цементной основе.

Но я предпочитаю просто задувать все крупные дефекты потолка монтажной пеной. Естественно излишки пены после застывания нужно будет аккуратно срезать. После этого железобетонные плиты перекрытия следует покрыть грунтом глубокого проникновения. Таких составов сейчас много, но в большинстве случаев применяется бетонконтакт.

Дальше потолок утепляется примерно так же, как мы утепляли стены гаража. То есть, к металлическому потолку пенопласт приклеивается при помощи клея «Жидкие гвозди» или монтажной пеной. Но если на стенах было удобнее работать с пеной, то здесь больше подойдут именно «Жидкие гвозди».

К железобетонным плитам перекрытия пенопласт приклеивается также хорошо, как и к металлическим листам. Хотя если вы планируете в дальнейшем обшивать потолок каким-либо отделочным материалом, то нужно будет крепить к потолку деревянную обрешетку, закладывать между направляющими пенопласт и дальше уже нашивать выбранную вами облицовку.

Коль уж речь идет о том, как утеплить гараж недорого, самым лучшим вариантом будет оклеить потолок пенопластом и на пенопласт приклеить фольгированный пенофол. Ведь на потолке вам не нужно вешать полочки или забивать в него гвозди, а фольгированный пенофол, во-первых выглядит хорошо, а во-вторых является дополнительным слоем утепления, плюс создает эффект термоса и отражает вовнутрь тепловые лучи.

Пенопласт для утепления пола

Пенопласт в качестве утеплителя для пола подходит только в том случае, если планируете настилать деревянные полы. В стяжку пенопласт закладывать нельзя, потому как он не выдержит такого веса и попросту сомнется.

Из всех существующих ныне плитных утеплителей для закладки в армированную бетонную стяжку подходит только экструдированный пенополистирол. Этим материалом утепляют дороги, и даже взлетные полосы на современных аэродромах, так что вашу машину он уж точно выдержит.

Дабы утепленные деревянные полы стояли прочно и не просаживались на грунте, вам придется залить армированную бетонную стяжку. Естественно, если на пол уложены железобетонные плиты перекрытия, то никакой стяжки уже не нужно.

Чтобы обустроить армированную бетонную стяжку, вам нужно будет снять порядка 25 – 30 см грунта внутри гаража. Дно котлована следует хорошо утрамбовать и застелить геотекстилем или техническим полиэтиленом.

Дальше засыпается, выравнивается по горизонту и хорошо трамбуется песчано-гравийная подушка толщиной 50 – 100 мм. По технологии на песчано-гравийную подушку нужно настелить еще один слой технического полиэтилена.

Но, исходя из опыта, в данном случае от этого правила можно отступить и сразу на подушке вязать арматурный каркас. Для армирования используется арматурный прут диаметром порядка 10 мм (±2 мм). Каркас вяжется в 2 слоя с разрывом порядка 30 – 50 мм между слоями.

Чтобы каркас держался в таком положении до заливки бетона, я на песчано-гравийную подушку в шахматном порядке выкладываю кусочки битого кирпича и на нем вяжу первый слой сетки.

Разрыв между первым и вторым слоем арматурного каркаса я опять же обеспечиваю за счет выкладки на кусочки битого кирпича. Особой точности в соблюдении зазоров здесь не требуется, главное чтобы сетка полностью «утонула» в слое бетона и при этом между первым и вторым слоем, а также между подушкой и нижней решеткой остались зазоры.

Толщина такой бетонной плиты должна быть не менее 100 мм. Бетон застывает в течение 28 суток. После этого на бетонную стяжку настилается сплошной слой гидроизоляции. Дешевле всего использовать технический полиэтилен.

Для утепления деревянных полов, пенопласта толщиной 50 мм будет вполне достаточно. А значит, в качестве несущих лаг мы используем деревянный брусок 50х50 мм. Лаги на пол монтируются с шагом 30 – 40 см и не более.

Между лагами как можно более плотно укладывается пенопласт, и все зазоры задуваются монтажной пеной. В гараже на пол настилается шпунтованная или просто строганная доска толщиной не менее 40 мм.

Все дерево, используемое для обустройства каких-либо конструкций в гараже нужно обязательно обработать защитными пропитками. На рынке сейчас продается масса разнообразных универсальных пропиток, так что с выбором проблем не будет.

Сверху деревянный пол в гараже можно просто выкрасить. Но я в таких случаях рекомендую застелить линолеум. Дорогой линолеум на основе брать не стоит, наша задача защитить верхний слой дерева от истирания, влаги и механических повреждений.

Утепление гаражных ворот пенопластом

В эконом варианте пенопласт, пожалуй, единственный материал которым можно качественно утеплить гаражные ворота. Речь пойдет об утеплении стандартных металлических двустворчатых гаражных ворот, которые на данный момент использует не менее 70 – 80% автомобилистов нашей великой родины.

Такие ворота зачастую свариваются из металлического листа толщиной от 3 до 5 мм, который базируется на каркасе из уголка или профилированной трубы. Как правило, уголок берется с крылом 45 мм, а профилированная труба используется квадратная или прямоугольная сечением не менее 40 мм.

Конечно, плиты пенопласта по аналогии с утеплением металлического потолка и стен можно просто приклеить изнутри ворот. Но ворота это не потолок, они постоянно находятся в движении, плюс велика вероятность механических повреждений утеплителя.

Поэтому на воротах лучше закрепить деревянную обрешетку из бруска 50х50 мм, в обрешетку заложить пенопласт, задуть монтажной пеной зазоры и зашить все, к примеру, листами OSB.

При этом деревянная обрешетка крепится не к основной поверхности гаражных ворот, а к несущему металлическому каркасу. В уголке или в профилированной трубе сбоку высверливается ряд отверстий и через них саморезами по дереву крепится деревянный брусок.

В качестве дополнительного теплового экрана иногда используется штора, подвешенная в верхней части проема гаражных ворот. В сети я часто встречал советы сделать такую штору своими руками из нарезанных полосок технического полиэтилена. Люди просто увидели нечто подобное на автомойках и решили, что такой прозрачный занавес можно сделать из полиэтилена.

Так вот, если вы любите свою машину, то я вам этим заниматься не советую. На автомойках такие шторы сделаны из мягкого прозрачного пластика и стоят они довольно дорого.

Полиэтилен для этого не подходит. Один из моих соседей сделал себе такую полиэтиленовую штору и радовался он ей не более месяца. Как бы это ни странно прозвучало, но оказывается, полиэтиленовые полосы оставляют на автомобильной краске микро-царапины. Через месяц машину пришлось заново полировать, а полиэтиленовая штора отправилась на мусорник.

Если уж так хочется недорогую штору, то установите сверху металлическую трубу или натяните струну и подвесьте на нее раздвижные шторы из обычного брезента. Естественно их придется своими руками раздвигать и задвигать, но зато машина будет целой и в гараже будет теплее.

Вариант №2: утепляем гараж базальтовой ватой

Как вы видимо уже поняли, пенопласт является едва ли не самым лучшим вариантом недорогого утепления гаража изнутри. Но он конечно не идеален. Пенопласт имеет 2 серьезных недостатка: во-первых, он горит, а во-вторых, в нем заводятся мыши.

Поэтому многие хозяева предпочитают использовать для утепления плотные плиты минеральной ваты. Самым лучшим представителем этого семейства сейчас считается базальтовая вата. Чтобы перепады влажности не вызывали усадку, плиты нужно брать с плотностью не менее 180кг/м³.

Скажу сразу, такие плиты обойдутся дороже пенопласта. Плюс не каждый гараж можно утеплить ватой. Так металлические конструкции утеплять ватой категорически не рекомендуется.

Дело в том, что теплопроводность металла достаточно высокая и если вы обошьете ватными плитами свой металлический гараж изнутри, то так называемая точка росы будет находиться внутри ватных плит, а значит, конденсат будет оседать именно там и гидроизоляция здесь будет бесполезна.

Каждый начинающий строитель знает, что вата в любом ее виде боится влаги, соответственно такое утепление очень быстро придет в негодность.

Что же касается блочных сооружений, то ватой изнутри их утеплять можно, и технология такого утепления мало чем отличается от выше изложенного монтажа пенопласта. Но некоторые отличия все же имеются.

  • Так для приклеивания ватных плит на бетонный потолок или стены используется строительный клей, примерно такой же, как для укладки кафельной плитки. Лично я в таких случаях использую сухие строительные смеси от марки «Ceresit»;
  • Фольгированный пенофол к ватным плитам уже не приклеится. Для фиксации такого одеяла через утеплитель в основе высверливаются глухие отверстия глубиной порядка 50 мм и в них загоняются пластиковые дюбеля-зонтики. Дюбеля загоняются в шахматном порядке с интервалом 30 – 40 см;

  • Хотя вата является отличным материалом для утепления двускатных крыш на деревянных стропилах, здесь она значительно опережает все утеплители, в том числе и пенопласт;
  • Так если кровля покрывается обычным шифером, то сверху на деревянные стропила набивается обрешетка и на нее укладывается шифер. Чтобы утеплить такую кровлю, изнутри сплошным полотном на обрешетку и стропила степлером крепится пароизоляционная мембрана. Дальше между стропил плотно вставляются ватные плиты, после чего плиты накрываются еще одним слоем пароизоляционной мембраны;
  • В принципе на этом можно и остановиться, но я всегда рекомендую дополнительно подбить внутренний слой пароизоляции решеткой из тонких деревянных планок, к примеру, 20х30 мм. Если жалко денег на струганные планки, то можно использовать и простой горбыль, но смотреться будет весьма посредственно. Кроме того, обрешетку из струганных деревянных планок можно легко обшить тем же пластиком или любым другим облицовочным материалом;

Пароизоляционная мембрана пропускает пар только в одном направлении и это нужно учитывать при ее монтаже, паропроницаемая сторона отмечена на самой мембране. Запомните, пар должен выходить из гаража на улицу.

  • Если же вы решили закладывать ватные плиты в обрешетку на стенах или между лагами деревянного пола, то деревянные бруски должны быть на 20 – 30 мм выше ватных плит. Здесь технология аналогична утеплению двускатной крыши.

Сначала крепится пароизоляционная мембрана, дальше вставляются плиты и все это накрывается еще одним слоем пароизоляции. Только между вторым слоем пароизоляции и любой финишной облицовкой должен оставаться вентиляционный зазор, для этого несущая обрешетка и делается на 20 – 30 мм выше утеплителя.

Вариант №3: утепление гаража опилками

Опилки это практически дармовой материал и ими наши предки утепляли дома с незапамятных времен. Но в случае с гаражом есть ряд ограничений. Так в металлических гаражах опилками можно утеплять только пол. В блочных строениях плиты из опилок можно монтировать практически везде, но исключительно под обрешетку.

Для монтажа в обрешетку вам нужно будет сделать своими руками плиты из опилок. Опилки берутся чистые, без вкраплений коры или иного мусора. Свежие опилки брать нельзя, они должны вылежаться не менее года в сухом помещении.

Для формовки плит придется сбить несколько деревянных форм. Обычно делаются плиты толщиной 100 – 150 мм. Раствор замешивается в пропорции 10 частей опилок, 1 часть цемента марки М500 и одна часть гашеной извести. Все это перемешивается в бетономешалке и только после этого постепенно добавляется вода.

Чтобы определить готовность, нужно сжать раствор в руке. Раствор должен слипаться, но при этом вода из него не должна вытекать. Для защиты от мышей в раствор добавляется 2 – 3% борной кислоты, а для эластичности блоков, в воде растворяется 1 – 2% желатина.

Раствор нужно засыпать в формы, слегка утрамбовать и ждать пока он высохнет. После чего такие брикеты закладываются в обрешетку. Только здесь достаточно дорогую пароизоляционную мембрану можно заменить дешевым пергамином.

Как видите хлопот с опилками намного больше, чем с пенопластом или минеральной ватой. Поэтому я, когда заходит речь об опилках, рекомендую утеплять ими только пол. Для этого нужно будет замешать опилкобетон.

Ниже в таблице я выписал состав такого опилкобетона.

Технологию обустройства бетонной армированной стяжки я уже описывал выше. Здесь она такая же, с той лишь разницей, что толщина такой армированной стяжки делается не менее 150 – 200 мм.

Пару слов об утеплении пола в гараже керамзитом

Керамзит является прочным, долговечным, а главное недорогим утеплителем.

Технология утепления пола в гараже керамзитом отчасти напоминает обустройство обычной бетонной стяжки, только толщина слоев будет немного другой.

  • Котлован здесь выкапывается глубиной порядка 450 мм. После чего основа трамбуется и застилается до самого верха с нахлестом на стены сплошным слоем гидроизоляции. Дешевле всего обходится технический полиэтилен;
  • На гидроизоляцию засыпается и трамбуется песчано-гравийная подушка толщиной порядка 50 мм;
  • Теперь в равных пропорциях смешивается керамзит средней и мелкой фракции, после чего утеплитель засыпается толщиной 300 мм;
  • Верхним слоем заливается железобетонная стяжка толщиной 100 мм. Об этой технологии я уже рассказывал выше.

«Автомобиль - не роскошь, а средство передвижения», - эта крылатая фраза из знаменитого произведения Ильфа и Петрова стала нарицательной. Ведь сегодня без автомобиля не обходится ни один день в нашей жизни. Но чтобы он служил верой и правдой, за ним также необходимо должным образом ухаживать и беречь. Ему нужен свой дом. Причем теплый дом. Поговорим об утеплении гаражных ворот.

Почему нужен гараж

Гараж также для многих автолюбителей не просто место для хранения своего железного коня, но и собственное небольшое СТО, мастерская, иногда погреб или склад.

Следует помнить, что согласно СНиП 21-02-99 «Стоянки автомобилей» для длительного и должного хранения автомобиля необходимая температура воздуха в помещении гаража должна составлять минимум +5°С. Для поддержания в гараже нужной температуры необходимо смонтировать систему отопления и вентиляции.

Выбор утепления гаражных ворот

Оптимальными для монтажа являются секционные утепленные ворота. Они помогут избежать многих проблем, связанных с утеплением ворот. Также они открываются вверх, что поможет избежать проблем с открыванием ворот после снегопада, не требуют радиуса открывания ворот и закрепления створок после открытия. Ведь порыв ветра может сдвинуть створку и повредить автомобиль.

Но если замена распашных ворот секционными не входит в ваши планы, то их необходимо утеплить. Ведь в данном случае метал служит отличным проводником холода и сбора конденсата.

Для утепления ворот можно использовать различные теплоизоляционные материалы.

Каменная вата - теплоизолятор на основе базальтового волокна. Негорючий материл. Имеет высокие теплоизоляционные свойства, что позволяет свести к минимуму теплопотери здания. Паропроницаемый материл, с использованием гидрофобизаторов не впитывает влагу, не токсичен. Но при работе с ней необходимо использовать средства индивидуальной защиты: перчатки, респиратор, плотную одежду, поскольку волокна ваты имеют размер на уровне нескольких микрометров, попадая на кожу вызывают зуд и жжение, и, попадая в дыхательные пути, вызывают реакцию слизистых оболочек.

Вспененный полиэтилен , по другому синтепон, - распространенный материал для устройства теплоизоляции и как наполнитель для мягкой мебели. На основе полиэтилена выпускают вспененный самоклеющийся материал - изолон. От также может иметь одну фольгированную сторону для лучшей теплоизоляции.

Пенополистирол - разновидность пенопласта. Пользуется большой популярностью среди застройщиков. Обладает отличной теплоизоляцией, не гигроскопичен, очень хорошо поддерживает горение. Сам по себе не токсичен, но при нагревании до 70-80°С начинает выделять очень токсичный газ - стирол. Поэтому, если двери вашего гаража «смотрят» в южную сторону, использовать пенопласт в качестве утеплителя не рекомендуется.

Также хорошо растворяется в ацетоне и других хлорированных углеводородах.

Пенополиуретан - напыляемый легкий и прочный материал. Обладает очень низким коэффициентом теплопроводности. Не токсичен, но горюч. Возможность применения данного материала самостоятельно ограничена. Для его напыления необходима специальная установка, которая смешает компоненты материала при напылении.

Подготовка гаражных ворот к утеплению

Перед началом работ по утеплению ворот необходимо обеспечить качественную подготовку поверхности.

Осмотреть ворота на наличие повреждений ЛКМ, грязи, ржавчины и масляных пятен. Если на самих воротах имеются дефекты метала, их необходимо удалить. Также нужно очистить конструкцию от грязи и ржавчины с помощью щетки с металлическим ворсом. Дополнительно обработать поверхности преобразователем ржавчины, покрыть метал грунтовкой. Проведенные мероприятия защитят ваши ворота от дальнейшей коррозии, продляя строк их службы.

Проверить зазоры между рамкой ворот и проемом. При наличии таковых - предусмотреть возможность установки резинового уплотнителя. Проверить механизмы запора. Отрегулировать и, при необходимости, смазать замки.

Утеплитель необходимо закрыть от механических повреждений. Для закрепления финишной отделки ворот необходимо установить на ворота дополнительную деревянную обрешетку.

Утепление ворот различными материалами

Утепление каменой ватой. Большинство конструкций распашных гаражных ворот изготовляют из уголка с длиной полки 50мм. Такого размера полки достаточно для вставки утеплителя. Каменную вату обязательно нужно укрыть пароизоляционной пленкой, иначе среднесуточный перепад температуры будет приводить к выпадению конденсата в утеплителе, и, как следствие, его намоканию. Со стороны гаража минеральную вату необходимо защитить. Для этого можно использовать сайдинг, OSB-плиту, деревянную вагонку.

Утепление вспененным полиэтиленом(изолон) . Использование самоклеющегося материала значительно упростит утепление ворот. Самоклеющейся материал выпускается толщиной от 2мм до 10мм. Изолон может быть с одной стороны покрыт алюминиевой фольгой, которая обеспечит коэффициент теплового отражения на уровне 97%. Не требуется дополнительного укрывания материала. Хотя материал легко повредить.

Утепление пенополиуретаном. Один из самых прогрессивных методов утепления, но в тоже время один из самых дорогих. Главной особенностью утеплителя является его нанесения в жидком виде. После вспенивания он увеличивается в объеме до 20 раз, заполняя все щели и пустоты, образуя идеальную герметичность. Обладает отличной звукоизоляцией. ППУ с закрытыми порами (удельная плотность от 40кг/м3) исполняет роль пароизоляции. Хорошая адгезия на уровне 2кг/см2 к любым материалам и не требует установки дополнительных креплений.

Утепление пенополистиролом самый распространенный способ утепления гаражных распашных ворот. Низкая стоимость материала, его отличные теплоизоляционные свойства способствовали его широкому распространению.

Бюджетным вариантом считается приклеивание листов пенополистирола к металлическим плитам ворот с помощью монтажной пены. Швы между листами также необходимо герметизировать с помощью пены.

На большинстве рамных конструкций ворот использовались небольшие косынки для увеличения жесткости. Пенопласт под эти косынки необходимо подрезать на меньшую толщину. Если при подрезке вы ошиблись, образованные щели надо заполнить пеной.

При работе с экструдированным пенополистиролом, который обладает повышенной жесткостью, внешнюю отделку можно не проводить. Достаточно проклеить места стыков алюминиевой самоклеющейся фольгой.

Но стоит помнить, что использование пенополистирола на воротах, которые «смотрят» в южную сторону, не желательно. При попадании прямых солнечных лучей на метал он быстро нагревается. Пенополистерол уже при температуре +75-80˚С начинает разлагатся, выделяя стирол.

Дополнительные меры по обеспечению теплоизоляции гаража

Поскольку распашные ворота имеют очень большую площадь открывания, необходимо эту площадь уменьшить. Идеальным вариантом является оборудование небольшой калитки в плоскости ворот.

Все узлы примыканий ворот к раме уплотнить порогами или резиновыми прокладками. Создать дополнительную воздушную прослойку между воротами и основным помещением гаража. Такую прослойку толщиной 200-400мм можно создать, навешав на стену гаража с внутренней стороны плотную тканевую или брезентовую штору.

Утепление ворот гаражного помещения каждый хозяин может выполнить самостоятельно. Достаточно лишь иметь под рукой подходящий утеплитель и набор практических рекомендаций, с которым вы можете ознакомиться далее в статье.

Ответы на некоторые вопросы общего характера

Перед тем, как перейти непосредственно к описанию процесса утепления ворот гаража своими руками, хочу ответить на некоторые вопросы, которые у вас обязательно станут возникать по мере приближения запланированной даты самих отделочных работ:

Зачем вообще утеплять гаражные ворота?

Многие автолюбители могут возразить на предложение о повышении теплоизоляционных свойств «дома» собственного автомобиля тем, что, мол, главное – это крыша над головой, а всё остальное уже излишняя роскошь.

Но давайте разберёмся с этим утверждением и рассмотрим возникающие в случае столь халатного отношения проблемы:

  • Ваше пребывание в гараже не всегда ограничивается походкой от ворот к автомобилю утром и обратно вечером . Порой приходится, засучив рукава, чинить своё транспортное средство. Так вот зимой при отсутствии утепления это делать будет более чем проблематично. Никому не рекомендую на морозе перебирать стальные детали. Следовательно, усилить теплоизоляцию рассматриваемого помещения в первую очередь необходимо для человека, а не машины;

  • Перепады температур, которые неизбежны при отсутствии утепления, приводят к появлению конденсата внутри гаража , в том числе и труднодоступных фрагментах автомобиля. Такое обилие сырости ускоряет коррозийные процессы, что может в итоге вылиться в очень дорогостоящий ремонт вашего транспортного средства.

Как видите, причины достаточно весомые, чтобы приступить к теплоизоляции помещения. Но почему речь идёт именно о воротах? Возможно, правильнее выполнить глобальное утепление гаража изнутри своими руками?

Всё зависит от того, из какого материала выполнены стены вашей постройки:

  • Если из кирпича, шлакоблока, пеноблока или , то можно ограничиться усилением теплоизоляционных свойств лишь входной части , которая, как правило, выполнена из стали. Дело в том, что металл обладает превосходными антивандальными свойствами и отлично справляется с предотвращением доступа злоумышленникам к вашему автомобилю, но при этом имеет также очень высокую теплопроводность, за счёт чего выпускает всё накапливающееся тепло наружу;

  • Если из такого же железа, как и сами ворота, то следует, конечно же, выполнить утепление стен и даже потолка гаражного помещения . Иначе зимой в нём будет невероятно холодно, а регулярно выпадающий конденсат станет наносить значительный вред машине.

Все ли типы ворот нуждаются в утеплении и могут быть утеплены?

Вход, а точнее въезд, в ваш гараж может иметь различные конструкционные решения, которые влияют на выбор подхода к процессу теплоизоляционных работ.

Вот какие вариации встречаются в наших краях:

  • Распашные . Это классика, которая состоит из рамы и двух створок ворот, выполненных из листовой стали. Такую конструкцию, несомненно, требуется утеплять, иначе металл будет выпускать всё тепло зимой и всю прохладу летом из помещения;

Рекомендую обустраивать ворота дополнительной калиткой. Тогда для того, чтобы попасть внутрь вам не придётся открывать всю конструкцию, впуская большое количество холода, достаточно будет проскользнуть в относительно небольшое отверстие, экономя драгоценное тепло.

  • Заказные подъёмно-поворотные . В этом случае рабочая часть конструкция представляет собой сэндвич панель, внутри которой находится вспененный полиуретан, и так являющийся прекрасным теплоизолятором. Так что можете просто радоваться модным воротам и не предпринимать каких-либо дополнительных действий;

  • Самодельные поворотно-подъёмные . Тут всё аналогично с распашной конструкций, так как опять имеем дело со стальным листом, перекрывающим вход в здание. Его можно и нужно утеплить;
  • Роллетные . Не подлежат утеплению из-за своих конструкционных особенностей. Даже более того, я бы их вообще не устанавливал на гараж из-за очень низких защитных характеристик.

Почему утеплять следует изнутри?

На самом деле, почему? Ведь, когда речь идёт о жилом доме, то все мастера в один голос советуют выполнять утепление с наружной стороны, чтобы избежать переноса «точки росы» во внутреннюю часть здания. Но тут не стоит забывать, что когда речь идёт о воротах, то их первостепенные функции – это защитная и антивандальная. То есть, располагая утеплитель на улице, вы очень рискуете его потерять в ближайшее время .

Выбор утеплителя

Откровенно говоря, вообще не вижу сложностей на данном этапе с учётом потрясающего обилия утепляющих материалов в любом строительном магазине. Но, всё-таки, общие представления о том, что вам нужно лучше иметь.

Вата минерального происхождения

Превосходный утеплитель, создаваемый из природного сырья.

Может быть представлен следующими подвидами:

  • Стекловата . Техническая характеристика:

Обязательно в процессе работы со стекловатой одевайте респиратор и защитные очки. Волокна у этого материала, как вы можете видеть из таблицы, невероятно тонкие и при этом ещё и очень ломкие. В результате воздух вокруг заполняют армады мельчайших колких частичек, способных повредить органы дыхания и зрения.

  • Шлаковата . Техническая характеристика:

  • Каменная вата . Техническая характеристика:

Минеральная вата в каждой из своих интерпретаций обладает достаточно высокой гигроскопичностью. Значит, в ней будет накапливаться влага, которая в свою очередь станет провоцировать появление ржавчины на металлических воротах.

Если вы всё-таки решите применить базальтовую вату, то обязательно дополнительно закройте её пароизоляционной плёнкой, чтобы предотвратить накопление конденсата между волокон.

Пенопласт

К пенопластам относятся все вспененные газонаполненные полимеры.

Для нас они с виду все одинаковые, но на самом деле отличия есть:

  • Полистирольный . Это наиболее распространённый представитель данного вида утеплителя. Представляет собой скопление спёкшихся шариков, имеет минимальную гигроскопичность, низкую теплопроводность и невысокую стоимость. Но крошится из-за невысоких прочностных показателей, что также следует учитывать;

Рекомендую приобретать экструдированный пенополистирол. В отличие от обычного полистирольного пенопласта он обладает повышенной прочностью, благодаря чему у вас будет гораздо меньше отходов во время выполнения монтажных работ.

  • Поливинилхлоридный . Может похвастаться повышенными звукоизоляционными свойствами и огнестойкостью. Хотя из-за несколько более высокой цены в сравнении с дешёвым полистиролом обладает меньшей популярностью;

  • Карбамидно-формальдегидный . Этот вариант применяется в жидком виде с целью заполнения всевозможных полостей и щелей, что возможно за счёт его особенности не менять свой объём при застывании;

  • Пенополиуретановый . А это то, что мы привыкли называть монтажной пеной, если идёт речь о жёсткой разновидности, и поролоном в тех случаях, когда говорят об эластичной вариации данного материала. Строительная пена обладает превосходной адгезией с металлом, высокой гидроизоляцией и низкой теплопроводностью.

Чем утеплять ворота именно вашего гаража решать вам. Я же рекомендую использовать либо базальтовую вату в сочетании с пароизоляцией, либо экструдированный пенополистирол.

Утепление

Прежде чем утеплить ворота гаража, необходимо проверить эффективность его системы вентиляции.

Если в вашем случае она не касается затрагиваемой в процессе отделочных работ области, то можно и пропустить данный шаг, но в следующих ситуациях требуется уделить ему достаточное внимание:

  • Приточные вентиляционные отверстия расположены в нижней части самих ворот . В таком случае их ни в коем случае нельзя перекрыть теплоизоляционным материалом в процессе его установки. Обязательно учтите это, иначе в помещении начнёт скапливаться сырость, негативно воздействующая на ваш автомобиль;

  • Воздух поступает через щели, образованные неплотным прилеганием створок . Такой вариант не даст выполнить полноценное утепление, поэтому необходимо реализовать приток свежего воздуха по-иному. Либо пойти по вышеописанному пути, вырезав отверстие в самих воротах, либо сделать его стене.

После того, как эффективная вентиляция налажена, можно переходить к работе с самими воротами:

Подготовка поверхности

Металлическое полотно далеко не всегда имеет идеальное состояние, а точнее очень редко его имеет. Поэтому его нужно должным образом обработать до того, как двинуться в выполнении задуманного дальше. Вам для этого понадобятся:

Инструкция дальнейших действий:

  1. Имеющимся в наличии электроинструментом, дрелью или «болгаркой», тщательно зачищаем металлическую поверхность ;

  1. Уайт-спиритом обезжириваем ворота . Можно применить также любой иной подходящий обезжириватель;

  1. Наносим в два слоя антикоррозийную грунтовку . При этом второй должен наноситься перпендикулярно первому.

Обустройство обрешётки

Каким бы вы материалом не собрались утеплить гаражные ворота, в любом случае сначала необходимо соорудить обрешётку.

Она выполняет две функции:

  • Позволяет удобно зафиксировать сам теплоизоляционный материал;
  • Является своеобразным «скелетом» для последующей установки облицовочного материала.

Для этого:

  1. Подготавливаем необходимое для полотна ваших ворот количество брусков с сечением 40 на 40 или 50 на 50 мм;

  1. Производим разметку обрешётки на воротах так, чтобы её деревянные части совпадали с силовыми элементами металлических створок;
  2. Бруски разрезаем на нужные отрезки с помощью электрического лобзика или простой ножовки;

  1. Дрелью сверлим отверстия в воротах под шурупы ;
  1. Обрабатываем древесину антисептиком ;

  1. Прикручиваем все деревянные заготовки к силовым элементам ворот , образуя надёжный каркас. При этом вентиляционное отверстие, замки и иные подвижные элементы необходимо отделать рамками из брусков, чтобы не закрыть их в дальнейшем теплоизоляцией и отделкой;

Монтаж теплоизоляционного материала

Теперь, наконец-то, пришёл черёд утеплить ворота.

  1. При выборе минеральной ваты поступаем так:
  • Сначала на сталь приклеиваем самоклеющуюся гидроизоляционную плёнку «Изолон» или же обрабатываем её битумно-полимерной мастикой;

  • Режем плиты минеральной ваты на куски, немного превосходящие ячейки обрешётки. Учтите, чем станет данный материал, тем лучше, так как он имеет обыкновение слёживаться, теряя свой первоначальный объём;
  • Вставляем получившиеся фрагменты ;
  • Сверху накрываем всё полиэтиленовой плёнкой, закрепляя её с помощью строительного степлера на элементах каркаса;

  1. Если же вы выбрали пенопласт для утепления ворот, то дальнейшие действия выполняются несколько иначе:
  • В случае приобретения экструдированного пенополистирола от гидроизоляции можно вовсе отказаться;
  • Режем пенопласт обычным канцелярским ножом на сегменты, размеры которых должны на пару миллиметров превосходить ячейки каркаса;

  • Наносим на края тыльной стороны первого получившегося фрагмента монтажную пену, после чего закрепляем его в выбранном месте ;

  • Таким методом устанавливаем все пенопластовые отрезки , после чего монтажной пеной также обрабатываем образовавшиеся щели;
  • После застывания пенообразного вещества срезаем его выступающие излишки.

После выполнения описанных работ можно смело приступать к установке декоративной отделки, которую очень удобно делать пластиковой вагонкой или ориентированно-стружечной плитой.

Как утеплить стены гаража изнутри, если он у вас весь из металла? Абсолютно также точно, просто объём работ будет, соответственно, больше. А так аналогично сначала зачищается сталь, затем крепится обрешётка, укладывается теплоизолятор и наносится облицовка.

Заключение

Из прочитанного материала вы узнали, как собственными руками осуществить утепление гаражных ворот. Видео в этой статье содержит дополнительную информацию, которая позволит шире ознакомиться с данной тематикой. Все же возникшие вопросы вы можете изложить в комментариях.

Надежно утепленное гаражное помещение становится более приспособленным для длительного нахождения в нём автомобиля, вещей и человека. Холод негативно влияет на ваше транспортное средство, портит его. От холодного воздуха во внутренних пустотах автомобиля образуется конденсат , который вызывает коррозию.

Резиновые элементы в холоде приходят в негодность значительно быстрее.

Помимо этого, при слишком холодном воздухе машина может попросту не завестись.

СНИП-нормы утверждают, что зимой в гараже должна поддерживаться температура в +5 и более градусов по Цельсию.

Ворота гаража требуют особого внимания. Через них происходит существенная часть теплообмена с внешней средой. Тепло через ворота уходит двумя путями. Первый – через сами створки ворот, через основную поверхность .

Холодный воздух «вытягивает» тепловую энергию из более тёплого, гаражного воздуха, взаимодействуя с поверхностью ворот. Незащищенные створки с легкостью отдают тепло.

Второй путь – отток теплого воздуха через щели, стыки створок. Таким образом, чтобы обезопасить гараж, необходимо закрыть оба этих пути.

Для теплоизоляции гаражных ворот подойдут следующие материалы:

  • минеральная вата;
  • пенопласт – обычный и экструдированный;
  • пенополиуретан.

Пенопласт сочетает в себе хорошие гидро- и теплоизоляционные свойства. У пенопласта низкая плотность, его вес не будет нагружать ворота гаража. Утепление из пенопласта прослужит около 40-50 лет . Его недостаток – относительно низкая пожаробезопасность.

В плане огнеупорности минеральная вата будет более предпочтительна. Минусом ваты является плохая защита от влажности и сырости. Другой метод – использование современного пенополиуретана .

Стоимость такого покрытия высока , но оно обладает множеством плюсов. После нанесения пенополиуретана не останется никаких швов. Стройматериал разрешено наносить на все типы поверхностей.

СПРАВКА: Пеноплиуретан – долговечное и стойкое покрытие.

Как утеплить?

Самый простой вариант – установка готовых, утепленных ворот для гаража. Но это не всегда возможно. Зачастую нужно заниматься теплоизоляцией самому, своими руками. В этом случае большим плюсом будет снижение стоимости.

Вы сэкономите деньги, если решите утеплять ворота самостоятельно . Процесс займет мало времени и не потребует от автовладельца специальных навыков.

Как было сказано выше, холод проникает в гараж двумя путями – через створки и через зазоры в конструкции. Рассмотрим оба варианта.

Утепление ворот гаража своими руками:

Защитный барьер

Как утеплить гаражные ворота своими руками? В первую очередь следует определиться с выбором материала. Самым распространенным решением является пенопласт . Для создания защитного барьера из пенопласта необходимо обработать и очистить внутреннюю поверхность ворот. Обращайте внимание на ржавчину и следы краски.

После очистки наносят новый слой краски или битумной мастики . Этот слой будет обеспечивать гидроизоляцию. Усилить защиту от воды можно (но не обязательно) полиэтиленовой плёнкой. Вторым шагом будет укладка обрешётки . Её делают из деревянного бруса. Размер одного квадрата обрешётки – 35-50 сантиметров.

Теперь следует заняться укладкой пенопласта. Пенопласт режут на куски, соответствующие размерам секций в обрешетке (35-50 сантиметров). Куски укладывают в углубления обрешетки. Крепить их можно клеем или монтажной пеной . Она будет обеспечивать дополнительную звуко- и гидроизоляцию. Последний шаг – отделка внешнего слоя фанерой или пластиком . Это делают для придания приятного внешнего вида и дополнительной защиты от холода.

Есть еще один утеплитель для ворот гаража — пенополистирол . Это современный аналог пенопласта.

Как утеплить ворота гаража пенополистиролом ? В данном случае утеплить ворота значительно легче. Создание обрешётки не требуется . Стройматериал наклеивают прямо на ворота. Вместо клея можно использовать жидкие гвозди .

Помимо этого, один из видов пенополистирола – фольгированный пенополистирол не требует нанесения гидроизоляционного слоя на ворота. В остальном же процесс утепления схож с пенопластом. Сначала нарезают листы, наклеивают их. После этого крепят внешний слой – из дерева или пластмассы.

СПРАВКА: Пенополистирол обеспечивает более надежную термоизоляцию .

Стыки створок и зазоры

Через зазоры из гаража уходит большой объем теплого воздуха. Чтобы предотвратить это, стыки ворот следует укрепить виниловой лентой . Ленту с подходящими размерами укладывают по краям стыков. Для крепления используют гвозди или монтажный клей. Виниловая лента создаст герметичный слой изоляции, который предотвратит потери тепла.

Прочее

Как утеплить ворота в гараже своими руками? Гараж можно защитить также другими способами, не только созданием теплоизоляционного барьера и утеплением створок.

В вопросе могут помочь обычные шторы . Их делают из плотной ткани, например, брезента .

Во внутреннем помещении, вдоль ворот натягивают прочную, стальную нить. Шторы вешают на кольца.

В итоге вы получаете своеобразную переходную камеру, переходный шлюз, как в космическом корабле.

Второй способ – создание дверного проёма в воротах.

Если вы открываете только двери, а не все ворота, то теплого воздуха будет уходить существенно меньше .

Заключение

Ворота гаража отдают тепло двумя способами – через стыки/зазоры и через сами створки . Для створок будет необходимо создать изоляционный барьер, который защитит от холодного воздуха внутреннее помещение.

Зазоры следует заделать виниловой лентой . Её крепят с помощью гвоздей и монтажного клея. Вместо ленты можно использовать другие герметики, например, силиконовые.

Помимо этого, можно создать дополнительную защиту. Например, с помощью шторы из плотной ткани или дверей в воротах.

За счёт этого холоду будет сложнее проникать внутрь. Если вы открываете только часть ворот (дверь), то пропускаете меньший объём холодного воздуха. Штора же выступает в виде заградительной «стены», которая также улучшает общую теплоизоляцию здания.

Полезное видео

Как утеплить гаражные ворота изнутри своими руками? Смотрите видео:



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: