Почему нужно мыть руки. Заболевания от грязных рук

Холодильники с системой No Frost. Для многих хозяек это достижение научно-технического прогресса стало настоящим чудом, которое, согласно инструкции, и размораживать-то надо всего раз в полгода или год. Все остальное время специальная система поддерживает в холодильнике необходимую температуру без накапливания толщи льда. А дальше многие из хозяек сделали вывод, что и мыть холодильник нужно не чаще, чем размораживать. В лучшем случае агрегат для охлаждения продуктов они моют раз в месяц или два.

Между тем, компания Microban Europe обследовала холодильники с системой No Frost на наличие бактерий. Выяснилось, что, например, только на стенках фруктовых ящиков было обнаружено бактерий в 750 раз больше, чем это допустимо европейскими стандартами.

Когда в середине прошлого века в США холодильники получили широкое распространение, там вспыхнула волна кишечных инфекций. Отравления были от различных продуктов, большинство из которых хранились в холодильниках. До начала эпидемии отравлений врачи были уверены, что бактерии, способствующие развитию различных кишечных инфекций, погибают при низких температурах. Однако выяснилось, что они только приспособились к новым «холодильным» условиям. Некоторые виды плесени выживают даже при минус четырех градусах по шкале Цельсия.

Подобные исследования проводил микробиолог Фур-Чин Чен из США (Университет Теннеси). Из его заключений следует, что четверть осмотренных холодильников, которые на первый взгляд выглядят достаточно чистыми, просто кишат всевозможными бактериями, расселившимися там благодаря долго хранившимся продуктам.

Специалисты Новоорлеанского Института пищевых технологий приводят данные статистики, согласно которым в 50 процентах случаев холодильники моют раз в месяц. Это и становится причиной размножения бактерий. По мнению ученых, чтобы избежать подобного, холодильник необходимо мыть раз в неделю. Причем делать это дезинфицирующими средствами, которые убивают любые виды бактерий. Включая кишечную палочку, сальмонеллу, листерию, наличие которых обнаружили в холодильниках домохозяек уже британские ученые. Кстати, они называют холодильники самым грязным местом в квартире: восемь тысяч бактерий на один квадратный сантиметр они обнаружили в тех же ящиках для овощей и фруктов. Объясняется это просто: овощные ящики – самое теплое место в холодильнике.

Не случайно в кухонных охлаждающих агрегатах существует целая система размещения продуктов. К примеру, сыр, колбасу, готовые блюда, включая салаты, хранят на полках, которые ближе всего к морозильной камере (верхних или нижних в зависимости от строения холодильника). В дверках и на более удаленных от морозилки полках хранят как правило яйца, закрытые соки и йогурты, майонез, масло, твердые сыры.

Следует иметь в виду, что, если в холодильник с продуктами попали бактерии, они там не погибают, даже в морозильной камере, а лишь прекращают свое размножение. После того, как вы удалили из холодильника продукты, ставшие причиной размножения бактерий, сами бактерии никуда из него не делись, так как успели расселиться по всему холодильнику. Избавиться от них можно только после мытья специальными средствами.

Специалисты Роспотребнадзора утверждают, что помимо еженедельной влажной обработки холодильника, его необходимо раз в месяц мыть горячей водой, что гарантирует уничтожение грибков, способствующих размножению плесени. Чаще всего она появляется на просроченных или забытых на долгое время недоеденных продуктах. По этой причине, к примеру, недоеденный огурец следует убирать не в овощной ящик, а класть на «самую холодную полку», где обычно хранятся мягкие сыры и салаты. А в продуктах, которые хранятся сверх срока годности, бактерии размножаются в геометрической прогрессии и активируют процесс брожения.

Еще один важный момент: если мыть холодильник менее, чем раз в неделю, будет трудно избавиться от неприятного запаха. Он будет в любом случае, так как смешение в одном пространстве различных продуктов приводит и к смешению запахов. В течение длительного времени они буквально «въедаются» в стенки холодильника.

Данилов Дмитрий

Актуальность и значимость моей работы заключается в том, чтобы все дети понимали, почему необходимо мыть руки и применяли эти знания на практике.

Цель исследования: узнать, действительно ли существуют микробы и так ли уж они страшны для человека.

Задачи исследования:

Изучить имеющуюся литературу по этому вопросу;

Провести исследование микробов;

Проанализировать влияние болезнетворных микробов на организм человека.

Предмет исследования: ладони рук.

Плакат и памятки «По уходу за чистотой рук»;

Презентация работы.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Крюковская средняя общеобразовательная школа

Чеховского муниципального района

Московской области

Исследовательская работа

(секция «Юный исследователь»)

Почему нужно мыть руки

Выполнил:

Данилов Дмитрий,

Ученик 1-б класса

Руководитель:

Соннова Г.С.

Учитель начальных классов

Чехов, 2014

1.Введение…………………………………………………………………………….………….3

2.Основная часть……………………………………………………………………….………...5

2.1.Кто такие микробы?…………………………………………….............................................5

2.2.Существует ли «болезнь грязных рук»?……………………..…………………………….6

2.3.Исследовательская часть……………………………………………………………………8

3.Заключение…………………………………………………………………………………….9

4.Список литературы……………………………………………………………………..……11

5.Приложение…………………………………………………………………………………..12

Введение

Тогда я вооружился увеличительным стеклом и стал разглядывать все, что меня окружало дома и в школе. Вот только никаких микробов все равно не увидел. Учительница объяснила мне, что микробы настолько малы, что их можно разглядеть только под микроскопом.

Чтобы убедиться во всем, Галина Сергеевна предложила мне провести исследование. Актуальность и значимость моей работы заключается в том, чтобы все дети понимали, почему необходимо мыть руки и применяли эти знания на практике.

Цель исследования: узнать, действительно ли существуют микробы и так ли уж они страшны для человека.

Задачи исследования:

Изучить имеющуюся литературу по этому вопросу;

Провести исследование микробов;

Проанализировать влияние болезнетворных микробов на организм человека.

Предмет исследования: ладони рук.

Гипотеза:

Приступая к исследованию, я предполагаю, что знание и соблюдение правил гигиены необходимы для сохранения здоровья.

Методы исследования:

Изучение литературы;

Исследование микробов;

Анкетирование учащихся;

Анализ полученных данных;

Обобщение.

Проектным продуктом являются:

Плакат и памятки «По уходу за чистотой рук»;

Презентация работы.

Основная часть

2.1. Кто такие микробы?

Микроб – ужасно вредное животное,

Коварное и, главное, щекотное.

Такое вот животное попадёт в живот,

И спокойно там живёт.

Залезет, и где ему захочется,

Гуляет по больному и щекочется.

Он горд, что столько от него хлопот:

И насморк, и чихание, и пот.

Ты спросишь: «Как туда он попадет?!»

Ну конечно через рот!

В течение тысяч лет своего существования человек не имел представления о том, что вызывает его заболевания. Первобытные люди имели своё объяснение этому – они считали, что болезнь вызывают злые духи, живущие внутри своей жертвы.

И только в 1865 году Луи Пастер первым выдвинул теорию о том, что причиной заболеваний являются микробы. И сегодня мы знаем, что микробы являются самыми опасными врагами человека. Они представляют собой мельчайшие одноклеточные организмы, видимые только под микроскопом. Некоторые из них настолько малы, что практически невидимы совсем. Микроорганизмы превосходят человечество в численности. Почти каждый эксперт по вопросам микробиологии уверен, что микробы присутствуют повсюду, нравится это человеку или нет. При этом существует лишь небольшое количество сред, по-настоящему чистых от них. В то же время существует некоторое количество мест, где концентрация микроорганизмов особенно высока. Микробы живут везде: в воздухе и в воде, на клавиатуре компьютера и на сотовых телефонах, на коврах, деньгах, грязных руках, на продуктах, шерсти животных, на игрушках и других предметах.

Микробы бывают полезные и вредные. Вредные микробы, попадая внутрь организма вместе с пищей, начинают очень быстро размножаться и вредить ему. В результате у человека начинает болеть живот, начинается тошнота и рвота, может подняться температура и человек попадает в больницу. Полезные микробы помогают при создании разных лекарств, при выработке молочных продуктов: кефира, йогурта, сметаны, в сельском хозяйстве для создания удобрений для растений.

2.2. Существует ли «болезнь грязных рук»?

Что такое? Неужели

Ваши дети заболели?

Да-да-да! У них ангина,

Скарлатина, холерина

Дифтерит, аппендицит,

Малярия и бронхит.

Приезжайте же скорее

Добрый доктор Айболит!

(К.И. Чуковский)

Всем, конечно, как и мне знакомы эти строки из сказки Корнея Ивановича Чуковского. Эту сказку К. И. Чуковский написал для своей дочки, которая не любила мыть руки. Бедные детишки, сколько у них болезней! На самом же деле разных болезней ещё больше. Все их знает только доктор.

Большинство заболеваний – инфекционные. Ими можно заразиться от больного человека и даже от животного. Эти болезни вызываются мельчайшими организмами – микробами, вирусами или бактериями. Они попадают в организм человека и начинают быстро размножаться.

Как же микробы попадают в наш организм? Один из самых лёгких способов попадания микробов в наш организм – наши грязные руки. Если мы прикасаемся к предметам или людям, на которых есть микробы, эти микробы могут во время еды попадать нам в рот. Рот человека – это «дверь», ведущая в пищеварительную и дыхательную системы. Необходимо стараться не допускать попадания микробов из окружающего нас мира в эти и другие системы организма, где они могут вызвать проблемы, мешающие организму работать, как следует. Но этого легко избежать, помыв руки перед едой: две минуты в теплой воде с мылом – и все будет в порядке.

«Болезнь грязных рук» – так не случайно называют дизентерию. Грязные руки угрожают и брюшным тифом, гепатитом и холерой. Тысячи людей попадают на больничную койку лишь из-за того, что не помыли рук перед едой или после прогулок на улице.

Да и не только личное это дело – помыл руки или не помыл. Возбудители кишечных инфекций поражают не одного человека, под угрозой становятся его близкие и знакомые. К сожалению, нет возможности подсчитать, скольким сотням тысяч или даже миллионов людей спасла здоровье такая простая мера профилактики, как мытье рук. Зато есть другие поучительные данные: микробы, помещенные на чисто вымытую кожу, в течение 10 минут погибают почти полностью. Микробы, помещенные на 10 минут на загрязненную кожу, сохраняются в 95% случаев. Конечно, совсем не обязательно вспоминать о результатах исследований всякий раз, когда моешь руки. Мытье рук должно войти в привычку, стать навыком.

Исследовательская часть

Чтобы наконец-то узнать действительно ли на грязных руках скапливается огромное количество микробов, а в их наличие можно убедиться только при помощи микроскопа, мы решили окунуться в исследование.

После обеда в школьной столовой я специально не мыл руки. ГС протерла мокрой ваткой ладони моих рук, потом выжала воду с нее на специальное предметное стекло и поместила стекло под объектив микроскопа. Посмотрев в микроскоп, я сказал: «Вот это да! Сколько же много этих микробов!» Они представляли из себя множество черных точек. Далее ГС предложила мне вымыть руки с мылом и вновь повторить эксперимент. Мы решили проверить, верно, ли, что после мыла микробов на руках не остается. Посмотрев в микроскоп, я увидел 1-2 черных точки, то есть микробов.

На основании проведенного исследования я сделал вывод, что иногда глядя на руки, они кажутся нам чистыми, а на самом деле на руках находится огромное количество микробов, которые скапливаются на них вместе с частицами земли и пыли. Почесали грязной рукой глаз – и вот, пожалуйста, глаз покраснел, начал болеть, слезиться. А уж если грязные руки забрались в рот или схватили чистое яблоко – беду нужно ждать не сегодня, так завтра.

Я выявил, что пользуясь водой с мылом, мы только лишь смываем с рук грязь, пыль и руки становятся чище. Однако убить всех микробов со своих рук мы не можем, да это и не нужно. Как объяснила ГС, природа наделила организм человека иммунитетом, но это состояние не беспредельно и зависит от общего состояния человека, отношения к своему здоровью, уровня самодисциплины.

Предварительно, никого не предупредив, я с ГС решили понаблюдать за учениками нашей школы перед обедом, и были шокированы результатом! Из 51человека вошедшего в столовую 34 ученика не помыли руки вообще, 11 учеников – намочили руки, и только 6 – сделали это правильно! Я предложил, провести мини - опрос по данной теме среди учеников начальной школы которые обедали в тот самый день.

Я с учителем составили анкету, состоящую из 5 вопросов (Приложение 2). На следующий день вместе с учителем мы заходили в классы и задавали ребятам вопросы анкеты. Вот что у нас получилось.

В опросе приняли участие 51 человек.

На вопрос «Знаете ли вы, что в течение дня необходимо мыть руки?» положительный ответ дали 51 человек, то есть большая часть учеников знает о необходимости мытья рук.

На вопрос «Всегда ли вы моете руки перед едой?» положительно ответили 39 человека. Но в тоже время на вопрос «Всегда ли вы моете руки перед едой в столовой?» положительно ответили всего 29 человек. А вот на вопрос: «В каких еще случаях вы моете руки?» ответы ребят были разнообразными: «после прогулки, после посещения туалета, после работы на уроках труда и ИЗО, после общения с животными, после того, как держали в руках деньги». На вопрос «Вы знаете, чем могут быть опасны грязные руки?» положительно ответили 35 человек.

На основании данных опроса можно сделать вывод о том, что практически все ребята знают о необходимости мытья рук, в каких случаях особенно не стоит забывать мыть руки и чем могут быть опасны грязные руки, но в то же время только самая малость школьников вспоминают об этой простой процедуре.

Известный польский поэт Юлий Тувим написал «Письмо ко всем детям по одному важному делу». В этом письме есть такие строки:

«Нужно мыться непременно

Утром, вечером и днём –

Перед каждою едою,

После сна и перед сном!»

Так сколько же это, получается, нужно мыть руки в день. После сна и перед сном – 2 раза, после улицы – 2-3 раза, перед едой – 3-4 раза, после туалета – 5 раз. Ну, ещё пару раз на всякий случай. Получается, не больше 16 раз в день. Какая малость! Но эта малость позволит сохранить здоровье.

Моя крестная – работник библиотеки. Узнав о том, что я занимаюсь исследованием, она помогла найти интересный материал, из которого я узнал, что 15 октября отмечался Всемирный день чистых рук. В связи с этой датой эксперты ООН напомнили, что с помощью простого мытья рук с мылом можно значительно уменьшить распространение инфекционных заболеваний. Детский фонд ООН - обнародовали неутешительные данные: от инфекционных заболеваний каждый год умирает 3,5 миллиона детей во всем мире. Дети крайне восприимчивы к болезням, причиной которых является плохая гигиена, и «такое простое действие, как регулярное мытье рук с мылом перед едой и после посещения туалета, позволит почти вдвое снизить уровень детской смертности».

Закончив свою исследовательскую работу, я хотел бы предложить вывешивать возле столовой плакат, призывающий и напоминающий мыть руки.

Заключение

Все болезни у ребят,

От микробов, говорят.

Чтоб всегда здоровым быть,

Надо руки с мылом мыть!

Таким образом, проведя исследовательскую работу, я могу сделать следующие выводы:

  1. Причиной инфекционных заболеваний являются микробы;
  2. Необходимо обязательно мыть руки перед едой, после посещения туалета, после прихода с улицы, после общения с животными, так как на них скапливается множество микробов;
  3. Необходимо соблюдать личную гигиену, так как грязные руки – один из легких способов попадания микробов в наш организм;
  4. Даже на чисто вымытых руках присутствуют микробы, но противостоит им наш иммунитет;
  5. Благодаря проведенной исследовательской работе, я всегда мою руки и призываю к этому своих одноклассников.

Очень важное средство от всех болезней – хорошее здоровье. Крепкий, закалённый человек лучше справится с любой инфекцией, холодом и жарой. А к слабому, изнеженному любая хворь пристанет.

Многие названия инфекционных болезней мне незнакомы. Я хочу продолжить свое исследование. Узнать, например, что такое гепатит или брюшной тиф.

Список литературы

  1. Энциклопедия «История открытий» - М.«Росмэн»,2011;
  2. Энциклопедия «Человек и здоровье»; Москва «РОСМЭН», 2012; Слайд 5

    Цель исследования: узнать, действительно ли существуют микробы и так ли уж они страшны для человека.

    Задачи исследования: изучить имеющуюся литературу по этому вопросу; провести исследование микробов; проанализировать влияние болезнетворных микробов на организм человека.

    Луи Пастер. 1865 год.

    Вредные микробы

    Полезные микробы

    Инфекционные заболевания

    Мытье рук должно войти в привычку, стать навыком!

    51 человек 34 ученика - не помыли руки 11 учеников – намочили руки 6 учеников – помыли руки с мылом

    Заключение Благодаря проведенной исследовательской работе, я всегда мою руки и призываю к этому своих одноклассников. Все болезни у ребят, От микробов, говорят. Чтоб всегда здоровым быть, Надо руки с мылом мыть!

    СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Насчитывается большое количество заболеваний, избежать которых можно, если вовремя помыть руки. Одним из таких заболеваний считается дизентерия (именуемая в народе «болезнь грязных рук»). Холера, гепатит брюшной тиф - эти все болезни являются также результатом плохо вымытых рук. Многие люди попадают в больницы по своей халатности, а именно, забывая перед едой вымыть руки.

Для чего нужно мыть руки
Вопрос гигиены рук остро стоит особенно в детских учреждениях, предприятиях общественного питания. К работникам этих заведений предъявляются повышенные требования. Ведь здоровье сотни детей во многом зависит от того, как сотрудники соблюдают правила гигиены рук.
Множество людей смогли избежать заболеваний во время эпидемий только потому, что регулярно мыли руки.

Для того, чтобы не забыть вымыть руки, не обязательно ставить напоминание на мобильном телефоне. Старайтесь, чтобы данный процесс был естественным, без ненужных напоминаний. Прививайте детям с малолетства правила гигиены рук, чтобы ребенок всегда, перед тем как сесть за стол, тщательно мыл руки.

Навыки правильной гигиены рук у детей
В школе ребенок проводит немалую часть времени. Часть школ оборудованы всем необходимым для того, чтобы ученики содержали руки в чистоте. В этих учебных заведениях при входе в столовую расположен ряд умывальников и электрических полотенец, где каждый ребенок может помыть руки перед едой. К сожалению, есть и такие учебные заведения, где учащиеся садятся за стол, не помыв руки, по причине неудовлетворительного технического обеспечения школы.

Как обучить навыкам правильной гигиены рук
Для этого следует пошагово объяснять весь процесс, а именно сделать следующее:
1. Закатать повыше рукава;
2. Намочить руки под струей воды;
3. Взять в руки мыло и намылить их;
4. Тщательно потереть руку об руку;
5. Образовавшуюся пену смыть под большим количеством воды;
6. Посмотреть, качественно ли вымыты руки;
7. Промокнуть руки чистым и сухим полотенцем.

Практически каждый ребенок знает эти не сложные правила, но часть пунктов постоянно упускаются из вида. Подобные процессы - намыливание рук и их вытирание, осуществляется детьми всегда наспех.

Гигиена рук - процесс обучения
Процесс обучения должен вестись последовательно, желательно с самого раннего детства. Моя малышу ручки приговаривайте, что вы делаете. Ребенок со временем поймет пользу гигиены рук.

Когда малыш начинает сам стоять, именно в этот момент надлежит научить его правильно мыть руки, помогая ему в сложных ситуациях.

В возрасте двух лет ребенок уже сам может помыть себе руки. Когда малыш моет руки, находитесь рядом и наблюдайте за процессом. При необходимости, помогите ребенку намылить ручки, указывая на его ошибки.

В три года ребенок может уже вполне самостоятельно мыть руки без ваших бдительных проверок. Контролировать процесс мытья рук в этом возрасте достаточно всего лишь время от времени.

В обязанности родителей входит не только научить малыша правильно мыть руки, но и объяснить всю важность гигиены рук. Не пугайте ребенка страшными историями о монстрах, которые сидят у него на руках, и если не помыть руки перед едой так они попадут к нему в живот, и он будет сильно болеть.

Дети на много умнее нежели думают о них взрослые и быстро делают свои собственные выводы. Если хотя бы разок, ребенок покушает не помыв руки и с ним ничего не произойдет, он решит, что это выдуманная история и мыть руки совсем не обязательно.

Для ребенка мытье рук должно стать естественным процессом, как причесывание, одевание и т.д. Каждый раз после посещения туалета, игры, прогулки, напоминайте ребенку, что необходимо помыть руки. Показывайте на личном примере, что мытье рук это важный и нужный процесс.


Всероссийский конкурс исследовательских работ учащихся

«ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

Направление: биология

Тема «ПОЧЕМУ НУЖНО МЫТЬ РУКИ?»

Моруга Элина Сергеевна

МОУ СОШ № 5, г. Муравленко

4 класс

Руководитель:

Моруга Татьяна Александровна,

учитель начальных классов МОУ СОШ №5

г. Обнинск, 2011-2012 учебный год

Почему нужно мыть руки?

Моруга Элина,

Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Муравленко МОУ СОШ № 5, 4 «Б» класс

Краткая аннотация

Все взрослые часто напоминают детям о необходимости мыть руки, но мы не любим это делать. И часто забываем их мыть, или просто делаем вид, что моем. В своей работе я пытаюсь разобраться: зачем нужно мыть руки, и к каким последствиям может привести человека отсутствие простого гигиенического навыка . Я провела исследование, в котором мои одноклассники были непосредственными участниками эксперимента, смогли увидеть результаты опытов, а, следовательно, и убедиться в необходимости защиты себя от бактерий . Для ребят и родителей я предлагаю рекомендации, памятки. Надеюсь, что смогу убедить ребят в необходимости соблюдения навыков гигиены рук.

Почему нужно мыть руки?

Моруга Элина,

Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Муравленко МОУ СОШ № 5, 4 «б» класс

Аннотация

Актуальность.

Ежедневно от «болезней грязных рук» в мире умирает 5 тысяч детей. Эксперты заявляют, что половины этих смертей можно было бы избежать, если бы ребята мыли руки с мылом после посещения туалета и перед едой. В моём классе созданы все условия для того, чтобы мы могли мыть руки: есть раковина с горячей и холодной водой, душистое жидкое мыло, сухие полотенца. Но не все ребята моют руки. Получается, у детей нет потребности, мыть руки? А значит, внимание ребят надо привлечь к этой проблеме и приучить их следить за гигиеной рук.

Цель исследования: выяснить значение гигиены рук для здоровья человека

Практическая значимость: в результате проведённой работы (исследования, представления полученных результатов) я буду знать, что нужно делать, чтобы бактерии на наших руках не размножались и не попадали в организм человека. Моя работа будет интересна самим ребятам и их родителям.

Предмет исследования : культурно- гигиенические навыки

Объект исследования : руки

Методы : анкетирование и эксперимент.

Выводы.

гипотезу: если я докажу , что грязные руки могут быть причиной размножения бактерий и как следствие болезней человека, то это поможет мне убедить ребят соблюдать правила гигиены рук . Я провела исследование, в котором мои одноклассники были непосредственными участниками эксперимента, смогли увидеть результаты опытов, а, следовательно, и убедились в необходимости защиты себя от бактерий. А это оказалось совсем несложно - приучить себя следить за чистотой своих рук.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………… 5 - 6

I . Теоретическая часть …………………………………………………………… 7 - 9

1.1. Знакомство с терминами.

1.2. Бактерии.

1.3. Болезни «грязных рук».

1.4. Средства защиты от бактерий.

II . Практическая часть ………………………………………………………… 10 - 13

Заключение…………………………………………………………………………… 14

Список литературы ………………………………………………………………… 15

Приложения……………………………………………………………………….16 - 21

Введение

Актуальность.

ООН и ЮНИСЕФ объявили 15 октября Всемирным днем мытья рук. Эксперты не раз заявляли, что привычка мыть руки, которая считается очень банальной, может спасать тысячи детских жизней ежедневно. Особенно высока смертность «из-за грязных рук» в Азии и Африке. Ежедневно от диареи, заболевания, которое ещё называют «болезнью грязных рук», умирают 5 тысяч детей. Половины этих смертей можно было избежать, если бы больные мыли с мылом руки перед едой и после посещения уборной. Именно поэтому ООН и, в частности, ЮНИСЕФ призвали выделить один день в году, чтобы обратить внимание на необходимость приучить детей к этой простой процедуре.

В моём классе созданы все условия для того, чтобы мы могли мыть руки: есть раковина с горячей и холодной водой, душистое жидкое мыло, сухие полотенца. Учитель всегда перед посещением столовой обращается к ребятам: «Мойте руки! Мойте руки чище!». И большинство детей делают это почти беспрекословно. А если ребятам просто напомнить «Скоро обед» или «Идём в столовую» большинство ребят равнодушно проходят мимо умывальника и забывают вымыть руки. Значит, у детей нет потребности, мыть руки перед едой. А может, в этом и нет, необходимости. Меня заинтересовали вопросы:

А зачем нужно мыть руки?

Что случиться, если руки совсем не мыть или мыть их просто так, без мыла.

Я решила узнать об этом.

Цель исследования: выяснить значение гигиены рук для здоровья человека.

Задачи:

1. Изучить литературу: собрать информацию о том, почему нужно мыть руки.

2. Провести опрос учащихся, узнать уровень осведомлённости сверстников по вопросам гигиены рук.

3. Провести эксперимент. Дать сравнительный анализ полученных результатов.

4. Доказать, почему нужно держать руки в чистоте, когда обязательно следует их мыть.

5. Ознакомить учащихся и их родителей с полученными результатами.

6. Привить гигиенические навыки: показать, как правильно мыть руки.

Личная задача автора : получение первого опыта исследовательской деятельности.

Новизна : существует специальная литература, посвященная данной проблеме, но она предназначена для взрослых людей. Я предлагаю провести исследование, в котором мои одноклассники будут непосредственными участниками эксперимента, смогут увидеть результаты опытов, а, следовательно, и убедиться в необходимости защиты себя от бактерий.

Гипотеза: если я докажу , что грязные руки могут быть причиной размножения бактерий и как следствие болезней человека, то это мне поможет убедить ребят соблюдать правила гигиены рук.

Практическая значимость: в результате проведённой работы (исследования, представления полученных результатов) я буду знать, что нужно делать, чтобы бактерии на руках не размножались и не попадали в организм человека. Моя работа будет интересна самим ребятам и их родителям.

Предмет исследования: культурно- гигиенические навыки

Объект исследования : руки

Всякое исследование должно быть основано на фактах. Для своей работы я выбрала анкетирование и эксперимент. Анкетирование заключается в том, что испытуемым задаются заранее подготовленные и тщательно продуманные вопросы, на которые они письменно отвечают. Достоинство этого метода в том, что он позволяет сравнительно легко и быстро получить массовый материал. Затем мне необходимо было провести эксперимент. Эти методы я считаю более рациональными для своего исследования.

Теоретическая часть

    Знакомство с терминами.

Так как мои познания в этой области недостаточны, я решила начать свою работу с изучения литературы. Для этого использовала разные источники информации. Сначала я решила узнать, что такое гигиена, личная гигиена, бактерии как и отчего защищать организм человека.

Гигиена – это наука о здоровье. Само слово в переводе с греческого означает «здоровый». Она изучает, как природа, условия жизни, труда влияют на здоровье человека, его работоспособность, продолжительность жизни.

Личная гигиена - совокупность гигиенических правил, выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья человека. Личная гигиена включает общие гигиенические правила, одинаковые для людей любого возраста. В правилах гигиены много скучных «нельзя» и «надо», но они помогают сохранить здоровье.

Инфекция – микробы, вызывающие болезни и порчу пищевых продуктов.

2. Что известно о бактериях.

Бактерии – это одноклеточные организмы, не видимые простым глазом, образующие особое царство живой природы. Очень простые и примитивные, они, тем не менее, могут выполнять важнейшие функции, свойственные живым существам: питаться и воспроизводить себе подобных. Многие из них похожи на одноклеточные растения, грибы или животных, но отличаются малыми размерами и очень простым строением. Считается, что именно они были первыми живыми существами на Земле. Их много в воздухе, в почве, в воде, в растениях, в животных, они попадают на руки вместе с грязью. Многие из них нужны и полезны человеку. Однако существует много бактерий, вызывающих болезни человека. Учёные открыли этот мир при помощи микроскопа, который сильно увеличивал рассматриваемый объект. Сами по себе бактерии не вызывали бы тревогу. Опасность для человеческого организма представляют вырабатываемые ими продукты жизнедеятельности – токсины. В основном токсины образуются в результате разложения бактерий.

Каждая бактерия вырабатывает свои токсины, которые вызывают определенные инфекции. Численность токсинов и их ядовитость в отдельно взятой бактерии, как правило, не повторяются в другой. Бактерии различаются между собой размерами, развитием, строением, условиями размножения и жизнедеятельности. По особенностям строения они могут иметь округлую форму - это бактерии кокки (стрептококк, менингококк, пневмококк). Бациллы – микробы удлиненной, цилиндрической формы (сибирская язва), спирохеты – удлиненные, спиралевидной формы (сифилис, тиф).

3. Болезни «грязных рук»

Ещё в 19 веке люди узнали про микроорганизмы, вызывающие заразные, т.е. инфекционные, заболевания. Грязными руками можно занести в рот бактерию брюшного тифа, дизентерии, холеры или сальмонелл. Их так и называют в народе – «болезни грязных рук».

Острые кишечные инфекции у детей были и остаются одной из актуальных проблем педиатрии. В мире ежегодно болеют ими более 1 млрд. человек, из которых 65-70% составляют дети. Острые кишечные инфекции характеризуются не только высокой заболеваемостью, частотой случаев, но и, к сожалению, высокой летальностью. Особенно высока летальность у детей 1-го года жизни.

Болезнетворные микроорганизмы отлично приживаются на дверных ручках, телефонных трубках, поручнях в транспорте, денежных купюрах, клавиатуре компьютера. Мухи способны переносить на своих лапках до 30 тыс. бактерий. Медицине известно более 30 опасных для здоровья инфекций. По мнению медиков, основная причина заражения – антисанитария, несоблюдение личной гигиены. Особенно чувствительны к подобным инфекциям маленькие дети и пожилые люди. Даже небольшое количество возбудителей может вызвать у них тяжелое заболевание желудочно-кишечного тракта, поразить нервную и сердечнососудистую системы, печень, селезенку и другие органы.

Гепатит А (болезнь Боткина) – вирус попадает в организм человека с загрязненными продуктами питания, водой, предметами обихода. Возбудитель – кишечная палочка. Попадая в кишечник, вирус всасывается оттуда в кровь, током крови попадает в печень и внедряется в ее клетки.

Дизентерия – острое или хронически заразное инфекционное заболевание человека, вызывающее поражение толстого кишечника. Возбудитель – дизентерийная палочка. Заражение происходит при контакте здорового человека с больным или бактерионосителем, употреблении зараженных пищевых продуктов или воды, из-за антисанитарных условий и несоблюдения правил личной гигиены.

Сальмонеллез – острая кишечная инфекция, вызываемая бактериями сальмонеллами. Источник инфекции – больные животные, иногда человек. Заражение происходит через продукты животного происхождения (мясо и мясные продукты, молоко, яйца), нарушение правил хранения и приготовления продуктов, недостаточной термической обработки продуктов перед употреблением.

Диарея - это учащенное опорожнение кишечника с выделением разжиженных, а в части случаев и обильных испражнений. Сразу отметим, что диарея не является самостоятельным заболеванием! Это симптом неполадок в пищеварительной системе!

4. Средство защиты от бактерий.

И сразу же начались поиски средств, способных защитить людей от них. Сейчас человечество знает, как бороться с разными болезнями. Болезни лечат медицинскими препаратами. Однако главным защитником человеческого организма является сам человек, вернее его гигиенические навыки, самодисциплина. Мытье рук с мылом - это самое эффективное воздействие и самый дешевый способ предотвратить смерть от «болезней грязных рук»

II . Практическая часть

Я провела анкетирование среди учащихся 3 классов нашей школы. Опросила 55 ребят. Предложила ответить им на следующие вопросы:

1. Знаешь ли ты о том, что руки необходимо мыть?

2. Знаешь ли ты когда нужно мыть руки?

3. Знаешь ли ты, к каким последствиям для твоего здоровья, могут привести

невымытые руки?

4. Выбери вариант ответа:

    перед едой мою руки всегда с мылом;

    перед едой мою руки тёплой водой;

    иногда забываю мыть руки;

    мою руки тогда, когда мне об этом напоминают;

    не мою руки.

Результаты оказались следующими:

Знают о том, что руки необходимо мыть –54 человека

Не знают – 1 человек. (Приложение 1)

На вопрос о том, знаешь ли ты, когда нужно мыть руки: да – 42 человека, не совсем – 8 человек, нет – 5 человек. (Приложение 2)

На вопрос о том, к каким последствиям для твоего здоровья могут привести невымытые руки, ребята ответили так: знают –15 человек, не совсем –32 человека, не знают – 8 человек. (Приложение 3)

Отвечая на 4 вопрос, ребята выбрали следующие варианты ответов:

Перед едой моют руки всегда с мылом –24 человека;

Перед едой моют руки тёплой водой – 3 человека;

Иногда забывают мыть руки – 20 человек;

Моют руки тогда, когда об этом напоминают –5 человек;

Не моют руки – 3 человека (Приложение 4)

Вывод: большинство ребят знают о том, что мыть руки необходимо, знают, когда следует мыть руки, но не всегда их моют. Не все знакомы с последствиями невымытых рук для своего здоровья.

Я решила проверить, верно, ли то, что на руках человека скапливаются бактерии и что после мыла микробов на руках не остается. Для этого мне нужно провести эксперимент.

Мама моего одноклассника Макеева Данила Эвелина Олеговна работает врачом

Она согласилась помочь провести исследование. Для этого из бактериологической лаборатории Эвелина Олеговна привезла стерильные пробирки с жидкой питательной средой для бактерий. Среда Кода имела зелёный цвет. Ватным тампоном взяли смывы с рук наших одноклассников и поместили их в пробирки. В эксперименте принимали участие 12 ребят. Мы разделили их на группы. Одним ребятам предложили тщательно вымыть руки с мылом, другим – не мыть руки вовсе. Ребята из третьей группы вымыли руки с мылом, а затем их попросили открыть дверь, поработать на клавиатуре компьютера, полистать книги. У ребят этой группы взяли смыв по истечении 15 минут после мытья рук. Ребята из четвёртой группы вымыли руки без мыла.

Таким образом, исследовались:

    тщательно вымытые руки с мылом;

    не вымытые руки;

    тщательно вымытые руки с мылом, которые были повторно загрязнены (открывание дверей, работа на клавиатуре компьютера, посещение туалета), смыв взят по истечении 15 минут после мытья рук;

    вымытые руки без мыла.

Эвелина Олеговна увезла пробирки в бактериологическую лабораторию. Пробирки поместила в термостат – шкаф, в котором поддерживается определённая

температура, на 24 часа (оптимальная температура для роста бактерий 37 С).

На второй день Эвелина Олеговна продемонстрировала мне пробирки со смывами. Появились пробирки, в которых изменился цвет среды (она изменила цвет с зелёного на желтый). Мне пояснили, что в этих пробирках произошло размножение бактерий. Пробирки, в которых находились смывы с чистых рук, цвет среды не изменили, значит, роста бактерий в них не наблюдается. Пробирки, в которых находились смывы с чистых рук, которые мы специально загрязнили, тоже цвет среды не изменили. Следовательно, роста бактерий в них не наблюдалось. (Приложение 5).

Все пробирки – отдаём на высев (отжимаем тампон о стенки пробирки и делаем рассев в чашках Петри на питательную среду Эндо). Это питательная среда розового цвета. Чашки Петри отправляем в термостат. На следующий день просматриваем чашки. Оказывается, что колонии бактерий выросли только в тех чашках, куда были посеяны смывы, взятые из грязных рук и рук, вымытых без мыла. (Приложение 6, 7)

Я поинтересовались, почему не появились колонии бактерий в тех чашках, где были помещены смывы с рук, которые мы специально загрязнили. Оказывается, что при нанесении бактериальных культур на кожу чисто вымытых рук количество бактерий через 10 минут уменьшается на 85%. Их осталось настолько мало, что они не смогли размножиться.

Таким образом, я выяснила, что бактерии размножились в пробирках, где были смывы с грязных рук. Я выяснила, что, пользуясь водой и мылом, мы смываем с рук не только грязь и пыль, но и большую часть микробов, однако убить всех микробов со своих рук мы не можем, да это и не нужно. Природа наделила организм человека иммунитетом, то есть невосприимчивостью к инфекционным заболеваниям, но это состояние не беспредельно и зависит от общего состояния, отношения к своему здоровью, уровня самодисциплины. А так как мы проживаем на Севере и иммунитет у нас ослаблен, нам необходимо заботиться о своём здоровье.

В начале своей работы я выдвигала гипотезу: если я докажу , что грязные руки могут быть причиной размножения бактерий и как следствие болезней человека, то это поможет мне убедить ребят соблюдать правила гигиены рук. После представления ребятам моего класса результатов своего исследования, я провела наблюдение за тем, как одноклассники стали мыть руки. Оказалось, что необходимость напоминать им о правилах мытья рук отпала. И теперь каждый старательно моет руки, потому что понимает, что делает он это для себя.

Заключение

Работая над исследовательской работой, я получила первый опыт исследовательской деятельности. Рот человека – очень важный орган: это «дверь» в организм, ведущая в пищеварительную и дыхательную системы. Необходимо стараться не допускать попадания микробов из окружающего нас мира в эти и другие системы организма, где они могут вызвать проблемы, мешающие организму работать, как следует. Если мы прикасаемся к предметам или людям, на которых есть микробы, эти микробы оседают и размножаются на наших руках и могут во время еды попадать нам в рот. Но этого легко избежать, помыв руки перед едой: две минуты в теплой воде с мылом – и все будет в порядке. я надеюсь, что мои исследования, рекомендации помогут ребятам выработать в себе необходимый навык гигиены рук.

Список литературы:

1. Большая книга знаний; под ред. В. Бологовой.- М.: Махаон, 2010. – с.360

2. Большая энциклопедия школьника; под ред. Э.Горелик.- М.: Махаон 1999.- с.108- 109

3. Краткая медицинская энциклопедия; под ред. академика РАМН В.И.Покровского.- М.: НПО Премьера, 1999. -с. 6, 105, 215, .285, 323, 327, 415

4. Происхождение жизни на земле. Энциклопедия; под ред. Т.Фроловой.- М.: Махаон, 2006. - с.15

5. Хочешь знать почему. Энциклопедия; под ред. Т.Фроловой.- М.: Махаон, 2008. - с.98

6. Что такое кто такой. Энциклопедия; сост. В. С.Шергин.- М.: АСТ, 2004. - с.342

7. Электронный ресурс « »

8.Электронный ресурс « »

9. Электронный ресурс « » в). иногда забываю мыть руки;

г). мою руки тогда, когда мне об этом напоминают;

д). не мою руки.

Приложение 5.

Передо мною пробирки, в которых находятся смывы, взятые с чистых и грязных рук. Все смывы были помещены в пробирки с питательной средой для бактерий. Они имела зелёный цвет. После этого пробирки были помещены в термостат и находились там сутки. Разглядывая образцы, я обратила внимание на то, что в некоторых пробирках изменился цвет среды с зелёного на желтый. Я обратились за разъяснениями к Эвелине Олеговне. Оказалось, что изменился цвет питательной среды в тех пробирках, где размножились бактерии. Это пробирки, в которых находились смывы с грязных рук. Роста и размножения бактерий в пробирках, где находились смывы с чистых рук, не наблюдается.

Приложение 6

Смывы с грязных рук, на которых размножились бактерии.

После наблюдения все пробирки мы отдали на высев (отжали тампон о стенки пробирки и делаем рассев в чашках Петри на питательную среду Эндо для бактерий розового цвета).

Отправляем образцы в термостат. На следующий день просматриваем чашки. Оказывается, что колонии бактерий выросли только в тех чашках, куда были посеяны смывы, взятые из грязных рук.

Приложение 7

Смывы с чистых рук.

Роста и размножения бактерий не произошло. Следовательно, можно сделать вывод о том, что с помощью мыла с рук человека смывается большая часть бактерий. А значит, таким простым способом, человек сможет защитить себя от опасных болезней.

Приложение 8

Правило мытья рук:

Откройте водопроводный кран, смочите руки, нанесите жидкое мыло на ладони. Тщательно намыливайте руки (ладони, ногти, между пальцами - во всех направлениях) не менее чем 2 минуты. Сполосните под проточной теплой водой. Просушите руки салфеткой и с помощью нее закройте кран. Салфетку следует выбросить в мусорный бак, не прикасаясь к нему.

1.Откройте кран, смочите руки

2.Нанесите жидкое мыло на ладони.

3. Тщательно намыливайте руки (не менее 2 мин.)


.

6. С помощью салфетки закройте

5. Просушите руки салфеткой

4. Ополосните руки проточной водой

Памятка

    Вы можете гулять и играть, сколько угодно пачкать руки, но, вернувшись, домой, нужно

тщательно вымыть их с мылом.

    Необходимо мыть руки перед посещением туалета, а потом - ещё раз, выйдя из него.

    Не забывайте мыть руки перед едой и после еды.

    Вымойте руки после игр с домашними животными.

    Необходимо вымыть лицо и руки перед сном.

    Никогда не ешь на улице, потому что там у тебя нет возможности вымыть руки.

Как часто принимать водные процедуры – вопрос сугубо личный. Кто-то не представляет свое утро без ободряющего душа, а кто-то, возможно, всего раз в неделю занимается гигиеной своего тела. С одной стороны, частое мытье вредит коже, с другой, мнение окружающих также важно. Ведь неприятно все же, согласитесь, если в автобусе от вас ворочат нос.

Частота принятия душа или ванны, как правило, зависит от привычки, привитой с детства. Если родители научили ребенка умываться два раза в день, то, скорее всего, он продолжит это делать и во взрослой жизни. А если не научили, то тогда сложнее, конечно. И сложнее не человеку, а скорее тем, кто живет или находится рядом с ним. Впрочем, самому грязнуле тоже не позавидуешь, ведь люди его стороняться и не хотят идти с ним на контакт.

Из истории гигиены

Но так ли давно все началось? В средние века для большинства людей роскошь чистоты была недостижима. Ничего удивительного – ни водопровода, ни канализации, повсюду антисанитария и вонь. Отсюда болезни и инфекции, погубившие немало жителей земли. Но не стоит думать, что тогдашнее население страдало от вони. Вонь сопровождала их повсюду с самого детства. Скорее всего, они ее просто не замечали. Это как запах табачного дыма, который еще недавно присутствовал практически во всех общественных местах. Многие не придавали ему никакого значения, особенно те, чьи родители курили дома.

В отличие от европейцев, в то время недолюбливающих гигиену, для славянских народов чистота тела всегда была важной частью их обыденной жизни. Практически у каждой семьи была своя баня. При отсутствии бани, для мытья использовалась печь. Внутри печи после топки стелили солому, залезали внутрь и парились. Мыться в бане было принято раз в неделю и перед христианскими праздниками.

С тех пор культура мытья существенно изменилась. Еще никогда за всю историю человечества гигиене тела не уделялось столько внимания. Некоторые считают это проделками производителей косметики и гигиенических средств для тела. Следует сказать, что данное предположение имеет место быть. Реклама говорит нам, что если мужчина не использует шампунь от перхоти – повышения ему не видать, а если женщина не приняла утром душ, то в ее сторону никто даже не посмотрит.

Как часто нужно мыться?

Ответ в том, что единственно правильного ответа нет. Частота водных процедур зависит от окружающей среды, образа жизни и особенностей организма человека. Высокая физическая активность и влажный климат предполагают более частое мытье. Но скажите о том, что мыться нужно каждый день жителю крайнего севера. Наверное, он рассмеется вам в лицо.

Другой вопрос «как мыться? ». Мы привыкли к тому, что без специального геля или мыла, мытье таковым не является. Все равно, что грязь растереть по телу. Однако, ученые говорят, что использовать гели и шампуни нужно не чаще одного-двух раз в неделю. Причем мыться они рекомендуют каждый день. Но для этого не обязательно использовать средства гигиены. Вполне достаточно простой воды. Ведь большая часть нашего тела скрыта под одеждой и не подвержена сильным загрязнениям. Другое дело руки и лицо. Руки рекомендуется мыть с мылом несколько раз в день, а лицо очищать два раза в день: утром – от выделений сальных желез, вечером – от макияжа и других загрязнений.

Душ – наиболее быстрая и легкая водная процедура. Принимать душ рекомендуется не реже одного раза в день. Утренний душ взбудораживает, придает сил, активизирует энергетические запасы организма. Вечерний душ снимает усталость, расслабляет, способствует спокойному сну. Еще раз заметим, что не стоит использовать гигиенические средства при каждом приеме душа. Мыло или гели используйте только для очищения определенных участков тела, требующих ежедневной очистки. Мочалку также не стоит использовать чаще одного раза в три-четыре дня.

Выбирая гигиенические средства отдавайте предпочтения увлажняющим гелям для душа. Мыло обычно сушит кожу, от чего она начинает шелушиться.

Температура воды также играет важную роль. Оптимальная температура для утреннего душа – 34-35°С, для вечернего – 38-40°С. Не рекомендуется использовать слишком горячую воду. Начинать мыться лучше всего под теплой водой, а заканчивать под холодной. Холодная вода сузит поры, защитит кожу от обезвоживания, сделает ее упругой и укрепит кровеносные сосуды.

Как бы ни был приятен душ, он не заменит приема ванны . Только в ванне можно по-настоящему очистить тело, расслабиться, снять стресс и получить массу удовольствия.

Ванну стоит принимать не чаще двух раз в неделю. Температура воды в ванне зависит от того, какого результата вы желаете добиться.

  • Горячая ванна (40°С) способствует обмену веществ и расширяет сосуды. Принимать ее следует не более пяти минут, при этом не погружая в воду грудь, с целью избежать нагрузки на сердце.
  • Тепла ванна (37°С) способствует снятию напряжения, расслабляет, делает сон более спокойным. Лежать в теплой ванне можно подольше – около 15 минут.
  • Холодные ванны применяются для укрепления иммунитета, стимулирования работы нервной и сердечно-сосудистой систем, а также для повышения тонуса кожи. Температура холодной ванны зависит от степени вашей закаленности. В любом случае, следует знать, то при первом приеме холодной ванны температура воды не должна быть ниже 25°С. С каждым последующим приемом температура должна становиться на два градуса холоднее.
    Эффект от холодных ванн не зависит от продолжительности процедуры. Наоборот, чем меньше вы находитесь в ванне, тем лучше результат. Перед приемом ванны обязательно выполнить несколько разогревающих физичеких упражнений. После процедуры не стоит стоять на месте, лучше побегать или попрыгать. Также после холодной ванны не рекомендуется выходить на улицу в течение часа. Холодная ванна – единственная из трех ванн, принимаемая утром, а не вечером.

Так что, уважаемые мойдодыры, пересмотрите еще раз свой режим омовений и внесите в него все необходимые корректировки. Мойтесь с пользой, а, главное, с удовольствием!



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: