Первый прыжок с парашютом год. Кто изобрел парашют

Парашют - от французского parachute (от греческого para - «против» и французского chute - «падать») - устройство для торможения объекта за счет сопротивления атмосферы. Используют для безопасного спуска с высоты людей, грузов, космических аппаратов, уменьшения пробега при посадке и др.

Считается, что впервые идея создания парашюта пришла итальянцу Леонардо Да Винчи. В его рукописи 1495 года можно найти следующий текст «Если у человека имеется палатка из накрахмаленного полотна, каждая сторона, которой имеет двенадцать локтей в ширину и столько же в высоту, он может броситься с любой высоты, не подвергая себя при этом никакой опасности». В рукописи был и набросок, изображающий подвязанного к парусу человека, падающего с башни. за четыре угла схвачен веревками и имеет выпуклость вверх. Это первое упоминание о безопасном спуске с высоты.

В начале семнадцатого века другой итальянский ученый Фауст Веранчино описал аппарат для опускания человека, похожий на изобретение Леонардо Да Винчи и указал что величина паруса зависит от тяжести человека. Впервые воспользовался подобной конструкцией француз Лавен в двадцатых годах семнадцатого века. Будучи заключен в крепость он решил бежать. Сшив из простыней шатер, он прикрепил к его низу пластины из китового уса и веревки. Держась за сведенные вместе веревки, он прыгнул со стены крепости в протекавшую внизу реку и благополучно приводнился.

В 1777 году еще один француз Жан Думье был приговорен к смертной казни, и должен был испытать летающий плащ профессора Фонтанжа. В случае удачи ему было обещано даровать жизнь. Он также выполнил прыжок с крыши тюремной башни и остался жив.

Практическое применение парашютов началось при освоении полетов на . Первый парашют изобрел и выполнил на практике Луи Себастьян Ленорман (Sebastien Lenormand). В 1783 г. он сделал удачную попытку — прыгнуть из окна первого этажа, имея в руках два зонтика по 30 дм. диаметром, у которых концы ребер были притянуты веревочками к рукоятке. Потом вместе с аббатом Бертолоном он произвел ряд подобных опытов над различными животными.

По вычислениям Ленормана, зонтик в 14 футов диаметром был бы достаточен для безопасного спуска вниз человека, если он вместе с зонтиком не весили бы больше 200 фунтов. В декабре 1783 г. Ленорман бросился на подобном парашюте с башни обсерватории. Он назвал свое изобретение «парашют» фр. - «parachute». Хоть и практического применения его конструкция не нашла из-за неудобства крепления к корзине воздушного шара, но утвердил это название за подобными устройствами.

Недостатком парашютов тех времен было постоянное раскачивание купола при снижении. Эту проблему удалось решить англичанам. . Кокинг в 1836 г. изготовил устройство в виде конуса, повернутого острием вниз и распираемого легким каркасом; он полагал, что при таком устройстве тяжесть, подвешенная к острию, заставит прибор падать вниз, причем в полостях конуса образуется разреженное пространство, которое обусловит значительную разность давлений на нижнюю и верхнюю поверхность его парашют, чем и замедлится его падение. Результатом опыта была смерть изобретателя, вследствие слишком быстрого падения.

Другой ученый - Лаланд предложил делать отверстие для выхода воздуха из под купола. Этот принцип применяется во многих системах парашютов и наших дней.

В ХХ-м веке стала бурно развиваться авиация. Потребовались парашюты для спасения летчиков. Парашюты прежней конструкции были громоздки и не могли применяться в авиации. Специальный парашют для летчиков создал русский изобретатель Глеб Евгеньевич Котельников. В 1911 год он зарегистрировал свое изобретение - ранцевый парашют свободного действия. Парашют имел круглую форму, укладывался в металлический ранец расположенный на летчике при помощи подвесной системы. На дне ранца под куполом располагались , которые выбрасывали купол в воздушный поток, после того как прыгающий выдергивал вытяжное кольцо. В последствии жесткий ранец был заменен мягким, а на его дне появились соты для укладки в них строп. Такая конструкция спасательного парашюта применяется до сих пор.

В 1919 году Лесли Ирвин разработал парашют, который помещался в заплечный рюкзак. Его идею так же реализовал Г.Е. Котельников, разработавший еще 2 модели аппарата с различными основами.

После революции Котельников продолжил работу над парашютами уже для советской авиации. Впервые в СССР применил спасательный парашют летчик-испытатель М.М. Громов. Это произошло 23 июня 1927 года на Ходынском аэродроме. Он преднамеренно ввел машину в штопор, выйти из штопора не смог, и на высоте 600 м покинул самолет. Известно, что использовался парашют американской фирмы, изготовленный из чистого шелка. Тогда всем летчикам, спасшимся при помощи парашютов этой фирмы, вручался отличительный знак - маленькая золотая фигурка тутового шелкопряда.

В этом же году парашюты спасли жизнь еще двум летчикам-испытателям В. Писаренко и Б. Бухгольцу. Вскоре в авиации появилась специальная служба по обеспечению спасения летчиков в полете. Ее организатором стал Л. Г. Минов. В 1929 году он выезжал в Америку для ознакомления с работой парашютно-спасательной службы. Там он выполнил несколько прыжков с парашютом. Вернувшись - руководил проведением первых учебных прыжков в авиации Советского Союза.

Увеличение скорости самолетов, сделало полеты более опасными. Поэтому постепенно начали появляться системы катапультирования с парашютами. Впервые они были опробованы в 1947 году Г. Кондратовым.

Так же было создано несколько КБ, которые проектировали парашюты. За короткое время были созданы несколько новых систем парашютов, которые позволили начать обучение летчиков технике прыжков с парашютом. А 26 июля 1930 года группа военных летчиков под руководством Минова впервые выполнила прыжки с многоместного самолета. Этот день считается началом массового развития парашютизма

В 1936 году братья Доронины изобрели первый в мире прибор для автоматического раскрытия парашюта. Этот прибор совершил настоящую революцию в парашютном деле. С этими приборами парашютисты могли совершать прыжки с любых высот в самых сложных погодных условиях.

В настоящее время применяются электронные приборы, облегчающие задачи парашютистов и страхующие их жизни. Парашюты получили огромное распространение. Существует несколько видов парашюта: стабилизирующие, тормозящие, грузовые, спасательные, военные, спортивные и т.д.

Круглые и овальные купола из спорта постепенно вытеснили купола нового поколения. Это купола типа «крыло», впервые появившееся в 70-х годах, они обладают хорошей маневренностью и устойчивостью. Современные парашюты развивают горизонтальную скорость до 20-27 м/с при весе всего в несколько кг, и площадью до 16 квадратных метров. Данные купола не имеют стабилизирующих парашютов и рассчитаны на более опытных спортсменов.

На сегодняшний день значение парашютов переоценить сложно. Их используют и для обеспечения безопасности летчиков, пассажиров, и для организации зрелищных мероприятий, и для самостоятельных прыжков. Парашюты стали гораздо надежнее и прочнее. Перебои в их функционировании практически невозможны.

История развития парашюта

Рожденный ползать, летать не может!!! Все чаще человек опровергает эту знаменитую фразу. Человек покорил небо, космос и чем больше он открывает, познает, тем все труднее избежать катастроф. Но параллельно с открытием летательных аппаратов, человек изобретает спасательные...

Предотвращающий падение Идея парашюта, устройства для безопасного спуска с большой высоты, появилась задолго до полета первого воздушного шара, не говоря уже о самолете. Однако название "парашют" пришло в технику значительно позже рождения идеи.

Из старинных преданий, легенд, рассказов путешественников средневековья известно об использовании устройств, напоминающих зонты, для прыжков с башен и обрывов. Жители Китая, Африки и юго-восточной Азии еще в глубокой древности хорошо знали о тормозящих свойствах вогнутых поверхностей. Демонстрации прыжков с зонтами устраивались на празднествах и цирковых представлениях.

Вот как описывал один Испанский путешественник такие прыжки, виденные им в одном из негритянских племен: "Нам разостлали на земле звериные шкуры, и мы по приглашению вождя уселись. Вождь сел рядом с нами, указывая жестом на холм и что-то быстро объясняя. Тут мы увидели, как на этом холме появилось несколько человек с большими зонтами из пальмовых ветвей. И вот, по знаку вождя, стоящий около него негр ударял в большой длинный барабан, и каждый раз по этому сигналу один за другим с обрыва прыгали люди, держа в руках зонты, и опускались на зеленую лужайку при шумных одобрениях вождя и его свиты".

Описание благополучных прыжков с большой высоты можно найти в произведениях древнеримских писателей Апулея и Овидия. Однако лишь в конце 15 века появился первый технический проект парашюта. Предложил его великий итальянский ученый инженер и художник Леонардо да Винче. Это изобретение явилось результатом многочисленных экспериментов и наблюдений ученого над поведением падающих картонных фигур разнообразной формы.

В сборнике рукописей Леонардо да Винчи "атлантическом кодексе" среди других конструкций приведен эскиз парашюта с куполом в форме четырехгранной пирамиды. Ученый писал: "Если у человека есть шатер из прокрахмаленного полотна, шириною в 12 локтей и вышиною в 12, он сможет бросаться с любой высоты без опасности для себя". Учитывая, что длина локтя примерно 0,6 м, площадь купола парашюта в основании составляет более 50 квадратных метров, т.е. была и в самом деле достаточной для безопасного спуска. Проводил ли да Винчи какие-либо опыты со своим парашютом или ограничился лишь эскизом и кратким описанием его, неизвестно.

Следующий проект вполне работоспособного парашюта появился около 1617 года, когда в Венеции вышла книга "Новые машины... " епископа Фауста Веранцио. Среди различных технических новинок и замечательных сооружений в книге даны описание и рисунок парашюта с куполом квадратной формы.

Края купола ("паруса", по терминологии автора книги) были прикреплены к четырем одинаковым палкам, а к углам привязаны четыре веревки, служившие стропами. Художник изобразил парашют в момент спуска на нем человека, совершившего прыжок с высокой башни.

Практической надобности в парашюте во времена Веранцио и тем более Леонардо да Винчи еще не было.

Совсем в другой обстановке начал работать французский химик и механик Луи Себастьян Ленорман, предложивший в 1783 году свою конструкцию парашюта. В тот год в небо на воздушном шаре, наполненном теплым воздухом, монгольфьере, поднялись первые воздухоплаватели. Угроза воздушных катастроф (и они вскоре последовали) стала реальной.

О проектах парашютов Леонардо да Винчи и Фауста Веранцио Ленорман, по-видимому, не знал. Его парашют имел конусообразную форму, был сшит из полотна и для уменьшения воздухопроницаемости оклеен изнутри бумагой. Несколько десятков тонких строп сходились к сидению, сплетенному из ивовых прутьев.

Ленорман ввел также термин "парашют" (от французских слов parer -- предотвратить и chute -- падение) , до того не употреблявшийся.

Никто из воздухоплавателей так и не воспользовался изобретением Ленормана, хотя успешные опыты с животными (изобретатель сбрасывал их на своем парашюте с балкона обсерватории в Монпелье с высоты 26 метров) доказали его надежность.

Первым из "людей воздуха", обратившим внимание на парашют, был известный французский воздухоплаватель Жан Пьер Бланшар. В 1784 году он добавил к воздушному шару парашют, купол которого имел спицы и висел под шаром полностью раскрытым.

На этом шаре Бланшар совершил замечательный полет, достигнув высоты 4000 метров и, продержавшись в воздухе более часа, однако спусков со своим жестким парашютом он не производил и вскоре от него отказался.

Тем не менее, идея Бланшара оказалась весьма плодотворной. Парашют стал достаточно удобным и надежным средством спасения, когда из него были удалены спицы, совершенно не нужные и лишь утяжелявшие, усложнявшие конструкцию.

Этот важный шаг был сделан соотечественником Бланшара воздухоплавателем Андре Жаком Горнереном, прославившимся смелыми полетами. Мягкий купол парашюта, сшитый из шелковой ткани -- тафты, он также подвесил внизу, под шаром.

Корзина, в которой находился воздухоплаватель, прикреплялась к стропам парашюта. На четырех центральных стропах висел легкий деревянный обруч, который не позволял кромке купола смыкаться и облегчал процесс раскрытия парашюта.

Для того, чтобы отделить парашют, следовало перерезать веревку, соединявшую купол парашюта с баллоном шара.

Рискованный эксперимент был произведен самим Гарнереном 22 октября 1797 года в Париже на глазах многочисленных зрителей. "Это выглядело столь устрашающе, особенно все ускорявшееся падение, -- рассказывал очевидец академик Ж. Лаланд, -- что крик ужаса пронесся в толпе". Но парашют быстро раскрылся и отважный воздухоплаватель, размахивая национальным флагом, начал медленно приближаться к земле.

Это был первый прыжок воздухоплавателя с парашютом. Позже Гарнерен совершил множество прыжков. Для уменьшения раскачивания при спуске он сделал в центре купола парашюта полюсное отверстие и на практике доказал его полезность. Парашют Гарнерена многие десятилетия использовался воздухоплавателями разных стран почти без изменения.

Летом 1803 году жители Петербурга узнали о приезде в столицу знаменитого Гарнерена. Первый его полет 20 июня удался на славу. Через месяц Гарнерен предпринял в Петербурге второе воздушное путешествие (вместе с генералом С.Л. Львовым) . Затем он отправился в Москву и там еще раз поднялся на воздушном шаре.

Сам Гарнерен в России с парашютом не прыгал. Сделал это его ученик воздухоплаватель Александр. 26 сентября 1804 года он совершил такой прыжок в Петербурге. Прыгал Александр и в Москве, поднимаясь в воздух из Нескучного сада.

После Александра в 1805-1806 годах в Петербурге и Москве совершал прыжки француз Мишо. При этом он использовал так называемый двойной (двухкупольный) парашют своего учителя Е.Г. Робертсона. Прыжки удались.

Парашютизм развивался как зрелище, как своеобразные церковые представления под открытым небом.

Вместе с тем постепенно закладывались и основы теории парашюта, а изобретатели искали пути его совершенствования.

Весной 1882 г. на одном из заседаний 7-ого Воздухоплавательного отдела Русского технического общества поручик М. Карманов докладывал об изобретенном им "управляемом парашюте".

В начале 90-х годов исследованием устойчивости парашюта занимался талантливый ученый А.Х. Репман. Его парашют не имел полюсного отверстия, но был снабжен добавочной поверхностью -- отогнутыми вверх полями вокруг купола, которые и делали снижение парашюта более устойчивым.

В те же годы парашют оригинальной конструкции предложил русский инженер Н.Ф. Ягн. Он также отказался от полюсного отверстия в парашюте, а подкупольное пространство разделил вертикальными матерчатыми перегородками на четыре сектора. Эти перегородки служили своеобразным тормозом и быстро гасили колебания парашюта.

В 80-х годах прошлого века стал применяться новый способ подвески парашюта к воздушному шару.

Купол весел не внизу, а сбоку, на уровне экватора воздушного шара, прикрепленный к сетке при помощи простого пружинного зажима. Стропы парашюта шли к деревянному кольцу.

К этому же кольцу привязывалась и примитивная "подвесная система" -- веревочная петля, которую воздухоплаватель, сидевший на трапеции, продевал под мышки.

Поднявшись с помощью воздушного шара на достаточную высоту, парашютист соскакивал с трапеции и силой своего веса срывал парашют. Через секунду-другую купол парашюта наполнялся воздухом, и начинался замедленный спуск.

Огромный вклад в развитие парашюта внес Глеб Евгеньевич Котельников. Он вошел в историю техники как изобретатель первого в мире авиационного ранцевого парашюта.

Век авиации Авиация била все новые рекорды высоты. Однако эти результаты достигались дорогой ценой: рядом с сообщениями о рекордных полетах часто печатались известия о трагических гибелях авиаторов. Число авиационных катастроф росло вместе с достижениями авиации.

Хотя в авиационных кругах к парашюту относились с большим недоверием, конструкторы-энтузиасты работали. У Котельникова были предшественники, также мечтавшие дать авиаторам средство спасения.

Купол их парашюта должен был служить авиатору накидкой, а стропы -- крепиться к поясу летчика по средствам специальных крючков. Изобретатели рассчитывали, что под напором воздушного потока накидка быстро превратится в раскрытый парашют.

Парижский портной Ф. Рейхельт спроектировал парашют в виде костюма и в июле 1910 года получил на него патент. Купол укладывался многочисленными складками вокруг тела авиатора. В феврале 1912 года изобретатель совершил прыжок с Эйфелевой башни, парашют не раскрылся и Рейхельт погиб.

С 1909 года во Франции над созданием авиационного парашюта работал Г. Вассер. Его парашют представлял собой большой зонт со спицами. Вассер хотел разместить его на фюзеляже самолета, позади летчика. При аварии парашют следовало освободить, а наполненный воздухом зонт должен был по идее вытащить из аэроплана пилота.

Но еще более курьезную конструкцию парашюта предложил американец А.К. Ульмер в 1910 году. Оригинальность конструкции парашюта состояла в том, что купол его, изготовленный из легкой ткани, укладывался в головной убор авиатора -- шапку-каскетку.

Предполагалось, что при необходимости пилот сбросит шапку, воздушный поток "вытравит купол", а затем быстро наполнит его. Однако, и этот парашют не нашел на практике применения.

Котельников самостоятельно искал принципы построения авиационного парашюта. Он также пришел к твердому убеждению, что парашют должен быть неотъемлемой частью экипировки летчика и постоянно находиться при нем.

В то же время он не должен стеснять авиатора, мешать ему управлять самолетом. Для купола он применил легкий, но прочный шелк. Стропы разделил на два пучка и каждый из них прикрепил к своей лямке. Подвесную систему Котельников изготовил из прочных ремней: поясного, нагрудно-наспинного и двух плечевых.

Подвесная система такого типа до того времени ни кем не применялась. Он прикрепил лямки к подвесной системе при помощи карабинов, т.е. сделал купол пристегивающимся.

Это давало возможность спасающемуся при спуске на воду или при сильном ветре быстро освободиться от купола. Но купол диаметром около семи метров не мог разместиться в шлеме. Тогда изобретатель пришел к мысли уложить купол в ранец. Котельников также разработал "ручной тип" раскрытия парашюта, что было не мало важно.

Последние десятилетия В последние годы парашют сильно изменился. В 1936 году братья Доронины изобрели первый в мире прибор для автоматического раскрытия парашюта. Этот прибор совершил настоящую революцию в парашютном деле.

С этими приборами парашютисты могли совершать прыжки с любых высот в самых сложных погодных условиях. Как и парашют, прибор Дорониных претерпел множество изменений. В настоящее время применяются электронные приборы, облегчающие задачи парашютистов и страхующие их жизни.

Парашюты получили огромное распространение. Существует несколько видов парашюта: стабилизирующие, тормозящие, грузовые, спасательные, военные, спортивные и т.д.

Круглые и овальные купола из спорта постепенно вытеснили купола нового поколения. Это купола типа "крыло", впервые появившееся в 70-х годах, они обладают хорошей маневренностью и устойчивостью.

Современные парашюты развивают горизонтальную скорость до 20-27 м/с при весе, всего несколько кг, и площадью до 16 квадратных метров. Данные купола не имеют стабилизирующих парашютов и рассчитаны на более опытных спортсменов.

Но в любом случае приходиться с чего-то начинать. Поэтому в наших парашютных клубах можно по-прежнему встретить круглые Д-5, Д-1-5у, полуовальные и сильно изрезанные Т-4 и УТ-15.

Парашютная техника развивается в направлении уменьшения веса, объема парашюта и увеличении маневренности, скорости и надежности.

Россия пытается не отставать от других стран. Но все чаще мы встречаемся с отечественными парашютами, которые просто "перерисованы" с западных аналогов, с одним лишь отличием: гораздо хуже ткань купола, швы "лезут" после нескольких раскрытий и т.д. Ярким примером такого парашюта является "Радар".

Последнее время меня все чаще стала преследовать мысль о том, что неплохо было бы прыгнуть с парашютом. Но прежде чем проходить специальные курсы и обучаться технике правильного прыжка, я решила сама немного разузнать об истории парашюта и о его создателе.

Кто создал парашют

Как я выяснила, парашют - это чуть ли не самое древнее изобретение , если сравнивать его с автомобилем, самолетом и кораблем. Первые упоминания о парашюте появились еще в записях Леонардо Да Винчи . Он описывал парашют как длинную ткань, которая должна развеваться над человеком, быть способна выдержать его вес и равняться 12 человеческим локтям по длине (с каждой стороны). Леонардо Да Винчи утверждал, что спуск с высоты с помощью такого приспособления абсолютно безопасен.


Конечно же, были еще и другие ученые и просто люди, которые пытались создать нечто, похожее на парашют. Но только обычный российский человек смог придумать и создать тот парашют, который до сих пор используют люди по всему миру. Звали этого изобретателя Котельников Глеб Евгеньевич . Прочитав его биографию, я узнала, что всю свою жизнь он интересовался авиацией, самолетами, всегда мечтал придумать и сконструировать что-то необычное.


После того, как Глеб Котельников увидел трагическую смерть одного из русских пилотов, которая произошла из-за неисправности самолета, он решил, что он просто обязан изобрести вещь, которая будет спасать наших пилотов. После этого он превратил свою квартиру в полноценную мастерскую и занялся разработкой парашюта. После многих лет труда Глеб Котельников наконец создал идеальный парашют (такой, каким мы его знаем и сегодня) и запатентовал свое изобретение во Франции в 1912 году.

Препятствия в жизни Глеба Котельникова

Сейчас, когда читешь биографию Глеба Котельникова и историю изобретения самого парашюта, может показаться, что все это произошло по одному мановению волшебной палочки. Но, тем не менее, все было намного труднее, по крайней мере, для Глеба Котельникова.


Как видите, выражение «все гениальное - просто» вряд ли подходит для этого случая.

Воздухоплавание всегда было весьма экстремальным родом деятельности. Поэтому параллельно с покорением Пятого океана совершенствовались средства безопасности полета, важнейшим из которых является парашют .

Многие народы мира имеют легенды, связанные с парашютом. Уже в древних китайских летописях есть упоминания о первых попытках. Император династии Шунь, если верить хроникам, спрыгнул с чердака объятого пламенем дома, подвесившись к двум большим шляпам, сплетенным из камыша, и счастливо приземлился.

Принцип парашюта был впервые сформулирован знаменитым гуманистом 13-го века Роджером Беконом.

В своем сочинении "О секретных произведениях искусства и природы" Бекон признал возможность постройки летательных машин и указал, что можно опираться на воздух при помощи вогнутой поверхности.

Великий Леонардо да Винчи развил эту идею. В одной из его рукописей находится рисунок парашюта пирамидальной формы с подписью под ним:

"Если у человека имеется палатка из накрахмаленного полотна, каждая сторона которой имеет двенадцать локтей в ширину и столько же в высоту, он может броситься с любой высоты, не подвергая себя при этом никакой опасности".

В 1595 году в Италии был опубликован труд некоего Фауста Верачио "Новые машины". В книге был помещен рисунок такого устройства: кусок квадратного холста, прикрепленного к раме, к углам которой привязывались веревки. Они в свою очередь крепились к подвесной системе, которую одевал на себя человек.

Человеком, о котором доподлинно известно, что он совершил спуск на парашюте, был француз Лавен. В 20-х годах 17 века Лавен был заключен в крепость. Решив бежать, он тайно изготовил себе парашют из сшитых вместе простыней с прикрепленным к ним китовым усом , не дававшим куполу свернуться.

Спуск прошел совершенно спокойно, но стража заметила беглеца и задержала его.

В 1777 году парижский профессор Дефонтаж изобрел "летающий плащ" - аппарат, который, по его утверждению, гарантировал безопасный спуск с любой высоты. Однако испытывать свое детище лично француз не решился. Он обратился к судебным властям с просьбой предоставить ему для испытания "плаща" преступника, приговоренного к смертной казни.

Такого смертника профессор получил. Это был узник Бастилии Жак Думье, грабитель и убийца. Он спрыгнул с крыши парижского оружейного склада и - к вящей радости Дефонтажа - остался жив, лишь несколько повредив при приземлении колено.

После этого смертная казнь была ему заменена пожизненной каторгой.


Дальнейшая судьба парашютизма связана с развитием воздухоплавания. В 1783 году французский физик Себастиан Ленорман изготовил и лично испытал парашют, прыгнув с обсерватории. Ленорман первым назвал свое изобретение - "парашют ".

В 1791 году Жан-Пьер Бланшар поднялся в воздух над Варной и сбросил с парашюта собаку. Через два года он сам отважился сделать прыжок. Попытка оказалась не совсем удачной - аэронавт сломал ногу.

Первый удачный прыжок с парашюта из корзины аэростата был совершен в Париже в 1797 году Анре Жаком Гарнереном с воздушного шара, поднявшегося на высоту 680 метров. Его парашют (круглый, мягкий, без каркаса, с полюсным отверстием) очень близок к самому распространенному типу современных парашютов - зонтичному .

Много изобретателей погибло во время испытаний своих изделий. Австриец Франц Рейхельт сконструировал подобие парашюта - специальный костюм для летчика с общей площадью торможения около десяти квадратных метров.

Желая проверить пригодность прибора к использованию, он спрыгнул с одной из площадок Эйфелевой башни и погиб. Почти одновременно с ним в Берлине погиб конструктор Биттенер, а в Англии - Джим Коккинг.

Своеобразной вехой в истории парашютного дела стал прыжок, совершенный американским капитаном Эрвином Болдуином с аэростата в 1880 году.


Интересен он тем, что парашют открывался автоматически. К верхнему узлу строп была привязана стропа-шнур, второй конец которой закреплялся на корзине или оболочке воздушного шара. Когда парашютист отделялся от аэростата, стропа-шнур под его тяжестью обрывалась, матерчатый купол без всякого каркаса от скорости падения сначала вытягивался во всю длину, а затем наполнялся воздухом и раскрывался.

Этот принцип действия автоматического раскрытия парашюта сохранился и до наших дней.

В течение 19 века парашют совершенствовался, но существенных изменений в технологии не было.


Интерес к парашютам стал падать вместе с сужением области применения воздушных шаров. Однако пройдет совсем немного времени и в связи с развитием авиастроения в истории парашюта откроется новая страница.

Дело в том, что с прогрессом в авиации возрастет и аварийность. Необходимость в надежном спасательном средстве для пилотов возродит парашюты и вернет их из забвения.

Перевод привычного для нашего уха слова "парашют" означает: греческое слово «против» и французское «падение», пара + шют = парашют.

Еще в 13 веке известный Роджер Бэкон в своем сочинении писал о возможности опираться на воздух с помощью вогнутой поверхности.

В 1485 году знаменитый итальянский художник и изобретатель Леонардо да Винчи создает набросок простейшего парашюта. Леонардо пишет: "Если человек возьмет полотняный натянутый купол, каждая сторона которого имеет двенадцать локтей ширины и двенадцать локтей высоты, то он сможет безопасно сброситься с любой высоты...

Человек будет двигаться направо, если он согнет правую руку и распрямит левую; и будет затем двигаться справа налево при перемене положения рук». Однако сам он не решился испытывать свое изобретение. Проект остался нереализованным.

В 1595 году венецианский инженер Фаусто Веранцио первым опубликовал проект своего парашюта. На страницах книги "Новые машины" он изобразил кусок квадратного холста, натянутого на раму, к углам которой были привязаны веревки, закрепляемые в свою очередь на парашютисте. В 1617 году Фаусто Веранцио совершил прыжок с достаточно большой высоты.

Хорватский ученый (одновременно и священник) Фаусте Вранчиче получил известность за изобретение парашюта. В 1597 году епископом Ф. Вранчиче при большом стечении народа в Братиславе был совершен прыжок с 87-метровой колокольни на рыночную площадь под куполом парашюта - натянутого на деревянную раму шестиметрового квадратного отреза ткани. Этот прыжок был официально зафиксирован в документах, где Ф. Вранчиче был назван «человеком летающим». Такие прыжки он совершал позднее неоднократно.

Один из братьев Монгольфье в 1777 году опробовал изобретенный им парашют еще за 6 лет до полета своего первого воздушного шара. Он сконструировал аппарат для прыжков и испытал на себе, спрыгнув с крыши высокого сарая.

Позднее однако, на первом испытании парашюта, проведенном братьями Монгольфье с борта воздушного шара, место человека заняла овца, не получившая в результате эксперимента каких-либо увечий.

В 1777 году парижский профессор Дефонтаж изобрел "летающий плащ" - подобие парашюта и обратился к властям с просьбой предоставить ему для испытаний преступника, приговоренного к смертной казни. Прыгнувший с «летающим плащом» грабитель остался жив!

Французский физик Луи Себастьян Ленормон изготовил парашют в виде конусообразного купола. Парашют Ленормана был сшит из полотна и для уменьшения воздухопроницаемости оклеен изнутри бумагой. Несколько десятков тонких строп сходились к сидению, сплетенному из ивовых прутьев. Свой первый прыжок Ленормон совершил в декабре 1783 года с балкона обсерватории в Монпелье

В 1785 году при полете воздушного шара с высоты 300 метров был испытан парашют француза Жан - Пьера Бланшара, который сделал первый раскрывающийся парашют из шелка. До этого все парашюты имели жесткую раму. Ему хотелось свести до минимума опасность для жизни испытателя парашюта, поэтому первым испытателем стала собака. Животное приземлилось благополучно! В 1793 г. Бланшар сам отважился сделать прыжок.

В 1797 году состоялось испытание парашюта в Париже. На глазах у многотысячной толпы поднялись на высоту 1 км на воздушном шаре братья Гарнерены. Старший брат Андре-Жак должен был прыгнуть с парашютом - восьмиметровым «зонтом», заканчивающимся небольшой корзиной. Парашют парил хаотично, т.к. им невозможно было управлять. Прыжок закончился вывихнутой ногой. Спустя два года после первого прыжка Гарнерен поднял в воздух воздушный шар, в гондоле которого была его жена, приготовившаяся к прыжку с парашютом. Приземление было удачным, и мадам Жанна-Женевьева Гарнерен стала первой парашютисткой в мире. Через некоторое время прыжок с парашютом совершила и их дочь Элиза Гарнерен. Братья Гарнерен разъезжали по Европе с показательными прыжками. В 1802 году в Лондоне Андре-Жак установил мировой рекорд, спрыгнув с высоты 2,5 км. В 1803 году в России в Санкт-Петербурге, куда приехали с полетами братья, шар Гарнерена поднялся с Васильевского острова, пролетел над городом и опустился в лесу на Малой Охте. Андре-Жак Гарнерен погиб во время испытания очередной модели парашюта.

В 1885 году в Россию с цирковым трюком "Король воздуха" приехал француз Шарль Леру, который демонстрировал прыжки с высоты 500 метров. Парашют Леру имел вид большого зонта, состоящего из 12 клиньев. Каждый из клиньев скреплялся стропами с ременным поясом, надетым на парашютиста. Парашют крепился сбоку аэростата на веревке с пружиной. Как только человек прыгал, пружина разжималась и парашют отделялся от шара. Шарль Леру погиб при прыжке с парашютом.

Американец Эрвин Болдуин прыгнул с парашютом с аэростата в 1880 году. Его парашют открывался автоматически. К верхнему узлу строп была привязан шнур, другой конец которой закреплялся на корзине воздушного шара. Когда парашютист отделялся от аэростата, шнур под его тяжестью обрывался, бескаркасный матерчатый купол от падения вытягивался, наполнялся воздухом и раскрывался. Этот принцип действия автоматического раскрытия парашюта сохранился и до наших дней.

Чарльз Бродвик в 1901 году изобретает ранец для парашюта. До этого все парашюты вывешивались растянутыми на воздушном шаре.

Лео Стивенс в 1908 году изобретает вытяжное кольцо.

Парижский портной Ф. Рейхельт спроектировал парашют в виде костюма и в июле 1910 года получил на него патент. Купол укладывался многочисленными складками вокруг тела авиатора и был общей площадью торможения около десяти квадратных метров. . В феврале 1912 года изобретатель совершил прыжок с Эйфелевой башни, парашют не раскрылся, и Рейхельт погиб.

С 1909 года во Франции над созданием авиационного парашюта работал Г. Вассер. Его парашют представлял собой большой зонт со спицами. Вассер хотел разместить его на фюзеляже самолета, позади летчика. При аварии парашют следовало освободить, а наполненный воздухом зонт должен был по идее вытащить из аэроплана пилота.

Но еще более интересную конструкцию парашюта предложил американец А. К. Ульмер в 1910 году. Его купол, изготовленный из легкой ткани, укладывался в головной убор авиатора - шапку - каскетку. При необходимости пилот должен был сбросить шапку, воздушный поток "вытравил бы купол", а затем быстро наполнил бы его. Однако и этот парашют не нашел на практике применения.

Испытания выявили основные недостатки парашюта с рамкой, или жесткого парашюта: купол был громоздким, парашютиста сильно крутило в воздухе. Чтобы устранить эти явления, изобретатели привязывали к куполу парашюта паруса и бамбуковые распорки, крепили специальные вентили и пристраивали крылья. Но затем выяснилось, что целесообразнее проделать отверстие в середине купола, и отказаться от рамки и громоздких распорок. Их роль исправно исполняет встречный поток воздуха. Конструкция парашюта стала намного надежнее. Парашютный купол сначала прикреплялся к воздушному шару в полураскрытом виде. Но для прыжков с самолета такой парашют не годился. Выход нашел русский изобретатель Г.Е. Котельников.

В 1911 году выпускник Киевского военного училища, но актер по профессии, Г. Е. Котельников, пораженный смертью русского авиатора Л. Мациевича в результате авиакатастрофы, писал: "Длинный и скорбный синодик славных жертв натолкнул меня на изобретение весьма простого и полезного прибора для предотвращения гибели в случае аварии". Котельников изобрел ранцевый парашют, принципиальная схема которого осталась до сих пор неизменной.

Парашют имел круглую форму и укладывался в металлический ранец. На дне ранца, под куполом, располагались пружины, которые выбрасывали купол, когда прыгающий выдергивал вытяжное кольцо. Впоследствии жесткий ранец был заменен мягким, а на его дне появились соты для укладки в них строп.

Модель парашюта была неоднократно успешно опробована на кукле, но забыта... В 1912 году Котельникову удалось во Франции получить патент на свое изобретение. Лишь с началом Первой мировой войны о парашюте вспомнили. Котельников предложил свой парашют военному ведомству. Но ему ответили отказом, потому что существовало мнение о вредности парашютов в авиации: летчики при малейшей опасности будут спасаться на парашютах, предоставляя самолеты гибели. Позднее, уже при Советской власти Г.Е. Котельников совершенствовал свой парашют.

Первый прыжок с самолета был совершен в 1912 году в Америке в городе Сан-Луи капитаном Берри.

В 1919 году в США инженер Ирвин предложил ранцевый парашют, работавший на тех же принципах, что и у Котельникова. В США дело пошло быстрее и ужн с 1924 года все военные летчики США стали в приказном порядке летать с парашютами. И с 1924 года парашют стал обязательной принадлежностью военных летчиков США.

В 1936 году братья Доронины изобрели первый в мире прибор для автоматического раскрытия парашюта. С этими приборами парашютисты могли совершать прыжки с любых высот в самых сложных погодных условиях.

Парашюты получили огромное распространение. Со временим были сконструированы различные виды парашютов: стабилизирующие, тормозящие, грузовые, спасательные, военные, спортивные. За десятилетие, с 30-го по 40-й год в 20-м веке в прыжках с парашютом были освоены высоты от 80 до 12000 метров. Рекордсмены мира прыгали с высоты более 10 км.

В 1949 году был совершен первый прыжок с парашютом на Северный полюс В. Воловичем и А. Медведевым.

2005 год - Д. Оводенко и И. Калинин совершают первыми в мире прыжки на Сев. Полюс с парашютом на монолыже с высоты 3000 метров. Мировое первенство было зафиксировано в «Книге рекордов Гиннесса».

В 1951 году в Югославии был проведен первый чемпионат мира по парашютному спорту.

А можно ли прыгнуть с парашютом из стратосферы? -

В 70-х годах 20-го века круглые и овальные купола из спорта постепенно вытеснили купола нового поколения. Это купола типа "крыло", они обладают хорошей маневренностью и устойчивостью.

Парашют, основное назначение которого - спуск какого-либо объекта с высоты с торможением за счет сопротивления атмосферы, используют в настоящее время, например, для уменьшения пробега при посадке скоростных самолетов и торможении гоночных автомобилей.

Во время аварии на современных подводных лодках для индивидуального всплытия с глубин порядка ста метров личным составом используются два спасательных средства из разных родов войск. Это - дыхательный аппарат и парашют, тормозящий при подъеме.

Изобретено индивидуальное устройство для подъёма лыжника по горным склонам. Оно легко помещается в ранце. Это – парашют! Итак, для подъёма в гору нужны лишь лыжи, ветер и парашют!

ИНТЕРЕСНО!

Известно, что из болотной трясины самому выбраться практически невозможно. Однажды в годы второй мировой войны немецкий офицер Г.Граф, совершив таран американского истребителя, оказался в болоте. Вот как он об этом вспоминал: "Стало нечем дышать, задыхаюсь, но вдруг какая-то чудовищная сила вырвала меня из объятий смерти и с огромной скоростью потащила по поверхности земли. Теряя сознание, вижу перед собой огромный... надутый купол своего парашюта». Оказывается, Граф приземлился на парашюте в болото, и благодаря дувшему в тот день сильному ветру парашют вытащил его из трясины.

Черный юмор: После того как парашютист дернул кольцо, он должен определить, раскрылся ли основной купол. Инструкторы по этому поводу говорят: "Если вы не понимаете, что происходит, не видите, открылся купол или нет, вам остается только плюнуть на землю… и по движению слюны определите, раскрылся ли купол. Так как если слюна летит вниз, всё нормально, а если вверх - надо открывать запасной парашют.

1 кв. м. современной парашютной ткани весит всего около 32 г!



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: