Софийский собор в Новгороде – тысячелетний шедевр. Софийский собор в новгороде

Великий Новгород не случайно называют городом-музеем Древней Руси. Ни один город России не сохранил такого количества прекрасных памятников зодчества и монументальной живописи. В конце XV века в Новгороде и его пригородах было 82 приходских храма и 24 монастыря. Советская власть старалась оставить каждому городу не более одного действующего храма. В Новгороде таким храмом был до 1941 года Михаило-Архангельский собор на Прусской ул., с 1941 по 1962 год - Никольский собор, с 1962 года - церковь Филиппа Апостола. До наших дней дошли около 50 храмов; из них действующих - 7. Все они прекрасны, за всеми - интересная история, насчитывающая множество прекрасных и трагических страниц.

Собор Софии Премудрости Божией

Собор Софии Премудрости Божией

Собор Софии Премудрости Божьей в Великом Новгороде - самая древняя сохранившаяся каменная постройка в России. Храм был заложен Ярославом Мудрым и его сыном Владимиром. По прошествии многих веков в храме Софии продолжаются богослужения, и каждый желающий может прикоснуться к этой древнейшей православной святыне. Адрес: Великий Новгород, Софийский собор, Кремль, д. 11.

Церковь Феодора Стратилата на Щиркове улице

Церковь Феодора Стратилата на Щиркове улице находится в историческом центре Великого Новгорода на территории Неревского конца на Стратилатовской улице. Имеет большое научное значение благодаря разновремённым архитектурным наслоениям XII-XVIII веков. Особенно ценны формы XIII века, в которых нет ни одного архитектурного новшества, появившегося в более поздних новгородских памятниках. Адрес: Великий Новгород, ул. Стратилатовская, д. 9.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Колмово

Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Колмово - каменная церковь, бывший собор упразднённого в 1764 году Колмовского монастыря. Расположена на левом берегу реки Волхов. Адрес: Великий Новгород, ул. Павла Левитта, д. 18, корп. 3.

Церковь блгв. Александра Невского

Церковь св. блгв. кн. Александра Невского является частью построек, принадлежавших в начале XX века 1-й учительской семинарии. Построена в 1913-1915 годах. Адрес: Великий Новгород, пр. Александра Корсунова, д. 56.

Церковь прав. Лазаря Четверодневного

Церковь прав. Лазаря Четверодневного

Церковь прав. Лазаря Четверодневного построена в 2001-2002 годах по инициативе и при активном участии мэра Великого Новгорода Александра Корсунова, трагически ушедшего из жизни за месяц до освящения церкви. Адрес: Великий Новгород, пос. Новая Мельница.

Церковь свт. Никиты Новгородского

Церковь свт. Никиты Новгородского построена в начале XX века на территории архиерейской летней пригородной мызы, по заказу владельца участка, Новгородского архиерея Арсения. Адрес: Великий Новгород, поселок Волховский, ул. Лесная, д. 23.

Церковь ап. Филиппа и свт. Николая Чудотворца

Церкви апостола Филиппа и святителя Николая Чудотворца построены в 1527-1528 годах на Нутной улице новгородскими и московскими купцами. Это были две самостоятельные приходские церкви, построенные на одном основании. В последующие века церкви неоднократно перестраивались. В 1608 году два прихода сливаются в один. Адрес: Великий Новгород, Знаменская ул., д. 34.

Церковь блгвв. мчч. и страстт. Бориса и Глеба

Церковь мучеников Бориса и Глеба расположена в северо-западном углу Плотницкого конца Торговой стороны (на правом берегу Волхова). Построена в 1536 году на месте более древней постройки, которую перед тем разобрали. Адрес: Великий Новгород, наб. Александра Невского, д. 31.

Церковь Воскресения Христова на Красном поле

Церковь Воскресения Христова на Красном поле была построена при Воскресенском монастыре, который позднее упразднили. В первый раз о церкви Воскресенской и Воскресенском монастыре на Красном поле упоминается в 1415 году. Адрес: Великий Новгород, ул. Связи. Тихвинское кладбище.

Собор Покрова Пресвятой Богородицы

Собор Покрова Пресвятой Богородицы сооружён на рубеже ХIХ-ХХ веков, вплотную пристроен к западной стене древней церкви Покрова Божией Матери, от которой и получил своё название. Относился к Зверин-Покровскому монастырю. Адрес: Великий Новгород, ул. Бредова-Звериная, д. 18.

Церковь Тихвинской иконы Божией Матери

Первое упоминание о церкви, называвшейся первоначально Покровской, в летописи относится уже к 1148 году, в то время она была деревянной. К каменный храм был заложен Архиепископом Новгородским Василием в 1335 году, а в 1399 он был построен и освящён Архиепископом Новгородским Иоанном в день празднования Покрова Божией Матери. Адрес: Великий Новгород, ул. Бредова-Звериная, д. 18.

Церковь Сретения Господня при НовГУ

В 1528 году, в Антониевом монастыре к юго-западу от Рождественского собора началось строительство церкви Сретения с трапезной палатой. Храм был освящен в 1537 году. Адрес: Великий Новгород, район Антоново, д. 3/2.

Церковь вмч. Димитрия Солунского

Церковь вмч. Димитрия Солунского была заложена в 1381 году на Славкове улице. Внешний вид церкви примечателен своим богатым кирпичным орнаментом, который в виде бегунца и поребрика покрывает верхнюю часть среднего членения южного и восточного фасадов. Адрес: Великий Новгород, Большая Московская ул., д. 42.

Церковь Феодора Стратилата «на ручью»

Церковь Феодора Стратилата «на ручью» - построена во второй половине XIV века, один из выдающихся памятников новгородского зодчества, ставший надолго классическим образцом для последующего строительства храмов. Адрес: Великий Новгород, Федоровский Ручей (пр. Гагарина), д. 19-А.

Церковь Спаса Преображения «на Ильине улице»

Церковь Спаса Преображения «на Ильине улице» построена во второй половине XIV века, знаменита тем, что в ней одном сохранились фрески кисти Феофана Грека. Адрес: Великий Новгород, Ильина ул., д. 26, корп. 2.

Церковь Входа Господня во Иерусалим

Церковь Входа Господня во Иерусалим находится на территории Новгородского Детинца с юго-восточной стороны от Софийского собора. Построена в 1759 году. Являлась придельным храмом Софийского собора, выполняла также функции зимнего храма Святой Софии. Сейчас используется как Лекторий Новгородского музея. Адрес: Великий Новгород, Кремль, д. 7.

Церковь мч. Андрея Стратилата

Церковь мч. Андрея Стратилата

Церковь мч. Андрея Стратилата - небольшая церковь XV-XVII веков, расположенная в юго-восточной части новгородского Детинца. Построена на развалинах древней Борисоглебской церкви. Адрес: Великий Новгород, Кремль.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы находится в западной части Кремля, вплотную примыкает к восточному фасаду кремлевской стены и Покровской башни. Первое летописное упоминание относится к 1305 году. Адрес: Великий Новгород, Кремль.

Церковь прп. Сергия Радонежского

Церковь преподобного Сергия Радонежского построена в 1463 году. Надвратный храм Владычного двора, примыкает к Часозвоне. В храме сохранились фрески XV века. Адрес: Великий Новгород, Кремль.

Церковь Благовещения пресвятой Богородицы

Церковь Благовещения пресвятой Богородицы над Исповедницкими воротами построена в конце XVIII века. Примыкает к юго-западному углу Софийского собора в Кремле, расположена над Исповедницкими воротами Владычного двора. Адрес: Великий Новгород, Кремль.

Церковь Власия на Волосовой улице

Церковь Власия на Волосовой улице

Церковь Власия на Волосовой улице построена в 1407 году на месте деревянной церкви. В XVI веке церковь упоминается как соборная, с существующим на хорах приделом Иоакима и Анны, а позднее как ружная. Адрес: Великий Новгород, ул. Большая Власьевская, д. 2.

Церковь Троицы Живоначальной на Редятине улице

Церковь Троицы Живоначальной на Редятине улице построена в 1365 году на деньги югорцев - объединения новгородских купцов торговавших пушниной с Югрой (Приуральем). Адрес: Великий Новгород, Воскресенская слобода, ул. Троицкая, д. 9.

Церковь Уверения Фомы на Мячине

Церковь Уверения Фомы на Мячине входила в состав Воскресенского женского монастыря на Людином конце Новгорода. Первое здание было заложено в 1195 году и построено за год, в 1386 году горело, но было восстановлено, а к середине XV века рухнуло от ветхости. На его основании в 1463 году был возведен новый храм, сохранившийся до наших дней. Адрес: Великий Новгород, Воскресенская слобода, ул. Обороны, д. 15.

Церковь Иоанна Милостивого на Мячине

Церковь Иоанна Милостивого на Мячине возведена на месте деревянной церкви, построенной в 1193 году. В 1421-1422 годах ее сменяет каменная церковь. Входила в состав Воскресенского женского монастыря. В 1763 году обращена в приходскую. Адрес: Великий Новгород, Воскресенская слобода, ул. Обороны, д. 13.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Деревяницком монастыре

Церковь Успения с трапезной Деревяницкого монастыря построена в 1725 году. Колокольня сооружена между 1730-1735 годах. Позднее монастырь был упразднен, в настоящее время храм не является действующим. Адрес: Великий Новгород, пос. Деревяницы, ул. Восточная, д. 3.

Церковь иконы Божией Матери «Скоропослушница»

Церковь иконы Божией Матери «Скоропослушница» освящена в 2012 году. Находится в здании «Новгородского областного клинического онкологического диспансера». Адрес: Великий Новгород, ул. Ломоносова, д. 27.

Величие наших памятных дат порою поражает воображение и неизменно согревает: 14 сентября 1052 г., то есть 960 лет назад (!) - почти тысячелетие, состоялось освящение Софийского собора - первой и важнейшей святыни Великого Новгорода, одной из трех великих Софий, почти одновременно, в середине XI в., построенных на Руси: в Киеве, Полоцке и Новгороде. Это символы общерусской соборности, своеобразная храмовая троичная русская многовековая скрепа. На протяжении веков случались, увы, и междоусобные нестроения, в частности, мы все, к прискорбию, являемся участниками и свидетелями расчленения и рассеяния Русского мира в последние двадцать лет. Слава Богу, маятник, похоже, качнулся в другую сторону, и обозначились тенденции к срастанию, к новому собиранию и земель русских, и наших спутников.

И есть у нас три Софии, три великих русских древних храма, за которые удерживаются друг возле дружки три Руси - Великая, Малая и Белая.

Собор Святой Софии в Киеве был первым из трех древних русских Софий, построен он предположительно в 1037-1042 гг., с недавних времен называется и 1020-й. Храм этот посвящен Премудрости Божьей - Софии, второй Ипостаси Пресвятой Троицы. Предание гласит, что Софию Киевскую строили 12 греческих каменщиков. Это были братья-монахи, которых «Пресвятая Богородица прислала из Царь-града», по мере многолетних трудов они не уезжали обратно в Грецию, а с кончиной каждого захоранивались в Киевских пещерах.

Софийский киевский собор стал первым из внесенных в список Всемирного наследия ЮНЕСКО памятником архитектуры на территории Украины (1990). Его венчают тринадцать куполов, символизирующих Христа и апостолов. Четыре купола, расположенные ближе к главному, посвящены четырем евангелистам.

В соборе, а также на его территории было расположено около 100 захоронений. Могилы князя Ярослава Мудрого (считают, что это он мог быть первостроителем храма) и его жены Ирины сохранились. 10 сентября 2009 г. в Софийском соборе Национального заповедника «София Киевская» состоялось вскрытие саркофага великого князя Киевского. До этого саркофаг Ярослава Мудрого вскрывали трижды - в 1936, 1939 и 1964 гг. Остальные захоронения, в том числе и Владимира Мономаха, были утрачены.

Интерьер собора сохранил большое количество фресок и мозаик, выполненных лучшими византийскими мастерами. Палитра мозаик насчитывает 177 оттенков. Стиль соответствует так называемому византийскому аскетическому стилю.

Храм, расположенный в древнем городе Киевской Руси, ныне белорусском Полоцке (первое летописное упоминание относится к 862 г. - «Повесть временных лет», Лаврентьевский список), построен византийскими зодчими за пять строительных сезонов между 1044-1066 гг. при князе Всеславе Брячиславиче (Чародее) на правом берегу Западной Двины. В «Слове о полку Игореве» очень образно говорится об этом храме: «Тому в Полотске позвониша заутренюю рано у святыя Софеи в колоколы, а он в Кыеве звон слыша».

Был разрушен взрывом в 1710 г. и в середине XVIII в. восстановлен в стиле так называемого виленского барокко. Претендует на включение в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Сохранившиеся фрагменты позволяют полагать, что в прошлом памятник представлял собой такое же центрическое сооружение, как Киевская София, но с некоторыми изменениями и упрощениями. Его план в форме квадрата был разделен на пять нефов, перекрытых развитой системой сводов. Выделение трех средних нефов создавало иллюзию вытянутости внутренней части собора и приближало его к базиликальным постройкам. Нарядность интерьера усиливалась многокрасочными фресками. Одна из особенностей полоцкого Софийского собора - граненые апсиды, характерные для деревянных храмов. Ни в Киеве, ни в Новгороде такие апсиды не встречаются.

Занимательно для нашей ретроспекции поглядеть на Софийские соборы в контексте современной духовной борьбы, которую ведут западные христианские конфессии на наших территориях. Увы, на внешнем облике двух русских Софий - киевской, а более всего полоцкой - сказалась эпоха униатства. Обе Софии сегодня имеют черты так называемого общего «иезуитского барокко», которое начиналась со строительства в Риме архитектором Джакомо дела Порта в 1575-1584 гг. храма, названного Иль Джезу (итал. «Il Gesu» - «Во имя Иисуса»).

Скажем несколько слов и о строителе изначальной Софии Полоцкой. Правнук Владимира Святославича и Рогнеды Всеслав Брячиславич был дедом святой Евфросинии Полоцкой. Это - единственный представитель полоцкой ветви Рюриковичей на киевском великокняжеском престоле (1068-1069 г.). Когда Всеслав занял трон, ему было всего 15 лет. Ходили легенды, что он мог превращаться в волка, тура, сокола (у восточных славян есть былины про мудрого Волха Всеславича). В 1065 г. он захватил деревянный детинец Великого Новгорода.

Так что наш рассказ приблизился к Софии Новгородской.

Это тоже старейший (1045-1050 гг.) храм на территории России, сооруженный по образцу Киевской Софии, построенной несколькими годами ранее. Кроме Новгородской Софии, в России больше нет сохранившихся памятников архитектуры XI в.

Уверяют, что князь Ярослав Мудрый до конца жизни своей был благодарен новгородцам, посадившим его на киевский престол. Мол, за то и дал он им в князья любимого своего сына Владимира, по повелению коего и был возведен за 7 лет новгородский Софийский собор. Святой князь Владимир по освящении храма прожил менее месяца, почил 4 октября 1052 г. и похоронен в соборе Святой Софии.

Исследователи архитектурной стилистики утверждают, что сооружен храм под явным воздействием знаменитого киевского собора: те же крестчатые своды, наличие хоров для князя. Однако конструкция новгородского храма более массивна, приземиста, внутреннее пространство более статично и замкнуто, а галереи в Софии Новгородской вдвое шире, чем в Киеве, поскольку здесь размещались небольшие придельные храмы.

С храмом на протяжении почти десяти веков связана не просто религиозная и гражданская жизнь Новгорода, но сама душа, духовная суть города. Наши предки относились к Святой Софии как к покровительнице и утешительнице в скорбях и несчастиях. Святая София как храм и как древняя подвижница-покровительница, как вселенская православная премудрость участвовала в прекращении разного рода бедствий - избавлении от татар в 1238 г. и спасении от тяжкого мора в 1391 г. Православные говорили: «Нас спасла святая София».

У храма 6 глав, из которых 5 находятся посередине, а шестая на юго-западной стороне над лестницей, ведущей на хоры. Средняя глава в 1408 г. была обложена медными, вызолоченными через огонь листами, а другие главы собора были крыты свинцом. Эту же цветовую гамму куполов мы видим и сегодня.

В конце XI в. князя посаждали на престол всего лишь на два-три года. Считают, что поэтому София Новгородская утратила в сознании горожан неразрывную связь с князем и стала своего рода символом Новгородской республики. Рядом с храмом собиралось вече, в нем служили торжественные молебны в честь военных побед, возводили избранных на высшие должности, хранили казну. Отчасти потому в течение 58 лет собор оставался нерасписанным. О первоначальной настенной росписи собора точных сведений нет. Известно только, что для росписи главного купола специально были вызваны греческие богомазы. Только в 1108 г. по заказу епископа Никиты в Софии Новгородской началась роспись стен, продолжавшаяся и по кончине епископа.В главном куполе Софии Новгородской во всем своем светозарном величии прежде взирал с небес Пантократор, Вседержитель. О Его изображении сохранилась древняя легенда, записанная в Новгородской летописи. Мастера поначалу изобразили Спасителя с благословляющей рукой. Однако наутро рука оказалась сжатой. Трижды художники переписывали изображение, пока от него не изошел глас: «Писари, писари! О, писари! Не пишите мя благословляющею рукою [напишите мя со сжатою рукою]. Аз бо в сей руце моей сей Великий Новеград держу; когда сия [рука] моя распространится, тогда будет граду сему скончание». К сожалению, в годы Великой Отечественной войны изображение это было утрачено из-за разрушения купола. Как и многие древние росписи.

Однако кое-что, к счастью, сохранилось.

В архитектурном смысле новгородский Софийский собор представляет собой пятинефный крестово-купольный храм. Вместе с галереями длина собора составляет 34,5 м, ширина - 39,3 м. Высота от уровня древнего пола, находящегося на 2 метра ниже современного, до вершины креста центральной главы - 38 м. Стены храма, имеющие толщину 1,2 м, сложены из известняка разных оттенков. Камни не обделаны (подтесана лишь выходящая на поверхность стен сторона) и скреплены известковым раствором с примесями толченого кирпича (т. н. цемянка). Арки, арочные перемычки и своды выложены из кирпича.На кресте центрального купола храма находится свинцовая фигура голубя - символа Святого Духа. По легенде, когда в 1570 г. царь Иоанн Грозный жестоко расправился с жителями Новгорода, на крест Софии присел отдохнуть голубь. Увидав оттуда страшное побоище, голубь окаменел от ужаса. После Богородица открыла одному из монахов, что этот голубь послан в утешение городу - и пока он не слетит с креста, город будет им храним.

Интересна и такая история из ХХ века. 15 августа 1941 г. фашистские войска оккупировали Новгород. При одном из авианалетов или артобстрелов города крест с голубем был сбит и повис на крепежных тросах, и комендант города распорядился его снять. В Новгороде во время оккупации располагался инженерный корпус испанской «Голубой дивизии», воевавшей на стороне фашистской Германии, и в качестве трофея крест главного купола был вывезен в Испанию. По запросу губернатора Новгородской области к посольству Испании в России в 2002 г. было выяснено, что крест находится в часовне музея Военно-инженерной академии Испании в Мадриде. Настоятель кафедрального Софийского собора, архиепископ Новгородский и Старорусский Лев, получив сведения о местонахождении купольного Софийского креста, при встрече с президентом России В. Путиным осведомился о возможности возвращения креста в Новгород. В результате переговоров российского президента и короля Испании испанская сторона приняла решение возвратить крест Софийского собора. 16 ноября 2004 г. в храме Христа Спасителя он был возвращен патриарху Московскому и всея Руси Алексию II министром обороны Испании и сейчас размещен внутри Софийского собора.

По заказу новгородской администрации была изготовлена точная копия найденного в Испании креста и передана испанцам взамен оригинального. Крест же, ныне находящийся на центральном куполе, изготовлен в 2006 г. и установлен 24 января 2007 г.

Завершим наш краткий осмотр трех древних русских Софий еще одним скрепляющим фактом из наших дней. Во время визита на Украину в 2010 г. патриарх Московский и всея Руси Кирилл подарил собору Святой Софии в Киеве копию иконы Богоматери «Знамение», оригинал которой хранится в Софии Новгородской.

Фото - kolizej.at.ua; fotki.yandex.ru; ppegasoff.livejournal.com; РИА «Новости»

Ярослав Мудрый до конца жизни своей был благодарен новгородцам, посадившим его на киевский престол. Дал он им в князья любимого своего сына - Владимира, а когда тот с новгородской дружиной по отцовскому приказу разбил волжских болгар и захватил богатую добычу, Ярослав не поскупился: все отдал Новгороду.

И решили новгородцы возвести у себя каменный собор- не хуже Софии Киевской. По повелению князя Владимира был возведен Новгородский Софийский собор, увенчанный пятью главами. Сооружен он был под явным воздействием знаменитого киевского собора: крестчатые своды, хоры для князя. Но проявились здесь и местные вкусы: конструкция новгородского храма более массивна, внутреннее пространство более статично и замкнуто, а галереи в Софии Новгородской вдвое шире, чем в Киеве, так как здесь размещались небольшие придельные храмы.

До возведения этого собора в Новгороде были две церкви, построенные еще первым новгородским епископом Иоакимом Корсунянином. При первом своем прибытии в Новгород епископ крестил множество новгородцев, которые были язычниками, новгородского идола Перуна он сбросил в Волхов, а все его храмы и капища разрушил. Для новообращенных новгородцев он построил в 989 году две церкви: первую во имя Софии - из дубового леса с тринадцатью главами, знаменовавшими собою Спасителя и 12 апостолов. Но эта церковь в 1052 году сгорела.

Другая церковь была сооружена в честь Иоакима и Анны, она была каменная, в ней и совершались богослужения до постройки Софии Новгородской.

Софию Новгородскую строили семь лет, и освящение ее состоялось в 1052 году. Святой князь Владимир по освящении собора прожил менее месяца, скончался 4 октября 1052 года и похоронен был в церкви Святой Софии.

Собор Святой Софии

Собор построен из простого обтесанного камня и кирпича. На нем шесть глав, из которых пять находятся посередине, а шестая на юго-западной стороне над лестницей, ведущей на хоры. Самая большая глава (средняя) сначала имела форму опрокинутого котла, но потом над ней была надстроена верхушка в виде луковицы. Средняя глава в 1408 году была обложена медными, вызолоченными через огонь листами, а другие главы собора были крыты свинцом.

Кресты на главах были тоже медные, вызолоченные через огонь. Наверху креста средней главы находится металлический голубь, который служит символом осенения Духа Святого над храмом и всеми молящимися.

Первоначально Софийский новгородский собор (как и вообще все древние храмы) был устроен с одним приделом во имя Успения Божией Матери, но потом были сооружены еще пять приделов.

По внешнему виду собор представляет собой правильный четырехугольник, возвышающийся без уступов от основания до кровли. С восточной части он выдается тремя полукружиями по числу трех составных частей его: трапезы (престола), жертвенника и диаконника.

До реставрации 1900 года входов в собор было три (с западной, северной и южной сторон), а потом вместо окна с северо-восточной стороны был устроен еще один вход - для духовенства.

Власть в конце XI века редко на долгое время оставалась в руках одного князя. Всего на два-три года появлялся князь в Новгороде, чтобы потом уйти. За этот срок София Новгородская утратила в сознании горожан неразрывную связь с князем и стала своего рода символом Новгородской республики. Рядом с храмом собиралось вече, в нем служили торжественные молебны в честь военных побед, возводили избранных на высшие должности, хранили казну. Поэтому в течение 58 лет собор оставался не расписанным. О первоначальной настенной росписи собора нет точных и определенных сведений. Известно только, что для росписи главного купола специально были вызваны греческие иконописцы.

Только в 1108 году по заказу епископа Никиты София Новгородская была изукрашена фресками. И после смерти святителя Никиты роспись собора продолжалась на средства, которые остались после него. Об изображении Христа Пантократора в куполе собора сохранилась древняя легенда, записанная в Новгородской летописи. Предание рассказывает, что мастера, расписавшие фреску, изобразили Спасителя с благословляющей рукой. Однако на другое утро рука

оказалась сжатой. Трижды художники переписывали изображение, пока от него не изошел глас: «Писари, писари! О, писари! Не пишите мя благословляющею рукою [напишите мя со сжатою рукою]. Аз бо в сей руце моей сей Великий Новеград держу; когда сия [рука] моя распространится, тогда будет граду сему скончание». К сожалению, изображение это в годы Великой Отечественой войны было утрачено.

В южной галерее храма сохранилось изображение Константина и Елены, о котором до сих пор ведутся споры исследователей. Образы византийского императора, провозгласившего христианство государственной религией, и его матери, нашедшей в 326 году в Иерусалиме крест, на котором был распят Христос, как нельзя более подходят главному собору Новгорода. Они наглядно демонстрировали торжество христианства и святость благочестивых царей. Необычными же были техника исполнения и стилистические особенности изображения. Ученые установили, что и техника живописи, и подбор красок были нетипичны для русских мастеров. Поэтому исследователи предположили, что изображение это писано западноевропейским или скандинавским мастером в 1144 году (или около этого года). Гипотеза эта имеет основание, ведь Новгород по своему географическому положению тяготел к северным странам Европы. Да и в самом облике Софии Новгородской проявились черты романской архитектуры (в частности, техника кладки стен из огромных, неправильной формы камней). Могучие стены храма, сложенные из диких камней с их неровной шероховатой поверхностью, не были оштукатурены до середины XII века. Зато потом штукатурка придала собору цельность и эпический характер.

Над западным входом на стенах красками были изображены: в верхнем отделении - беседа праотца Авраама с тремя ангелами под Мамврийским дубом, в нижнем - София-Премудрость Божия, нерукотворный образ Господа Иисуса Христа и по сторонам два архангела.

Но из древней фресковой росписи собора осталось очень немногое. Лишь в главном куполе Софии Новгородской во всем своем светозарном величии взирает с небес Пантократор-Вседержитель. Сохранились еще изображения архангелов под ним и в простенках окон - пророков. Но и эта купольная роспись в течение всего существования собора постоянно подвергалась исправлениям.

В центре главной апсиды - изображение Богоматери «Нерушимой стены». Она стоит на продолговатом четырехугольном возвышении, ее голубой хитон опоясан розовым поясом с белым платом спереди. По обе стороны от нее стоят по два ангела в одеянии древнегреческих царей. В одной руке ангелы держат по жезлу, а другою указывают на Богоматерь...

Адрес: Новгородская обл., г. Великий Новгород, Кремль.

Собор Святой Софии в Новгороде был построен в 1045-1050 гг. по приказу новгородского князя Владимира. Собор был выстроен из тесаного камня и тонкого кирпича и изначально был нештукатуреным, отчего его бело-розовые стены выглядели очень живописно. Об этом можно судить по фрагменту кладки в юго-восточной части стены, специально расчищенной от штукатурки реставраторами.

До каменной Софии в Новгороде был деревянный Софийский храм, дубового «о тринадцати верхах», выстроенный в детинце в 989г. Он стоял не на том же месте, что и нынешний собор, а на месте другой церкви, Бориса и Глеба. Ученые считают, что деревянный храм сгорел уже во время строительства нового каменного, и долгое время его место стояло пустым.

Строителями Софийского собора в Новгороде были киевские мастера, выстроившие храм по образцу Софии Киевской.

Огромное слегка асимметричное здание собора увенчано шестью массивными куполами – центральным пятиглавием и отдельной главой над четырехугольной пристройкой, внутри которой проходит подъем на хоры, где во время службы размещалась новгородская знать. Стены собора разделены простыми строгими лопатками. Первоначально собор окружали открытые и крытые двухъярусные галереи, позднее заложенные и превращенные в закрытые части храма.

Снаружи храм смотрится настоящим исполином. Внутри же его пространство разделено расписанными столпами на небольшие части, высокие и узкие, отчего кажется, что в соборе очень тесно. И только у самого иконостаса становится просторнее. Росписи в соборе многократно поновлялись и переписывались, однако уже в ХХ веке реставраторам удалось открыть ряд фресок – современниц собора. Так, сохранилась под слоями позднейших росписей фреска «Константин и Елена» XI века в южном притворе, а в центральном куполе были обнаружены и расчищены фрагменты росписей XII века.

Центральный собор Великого Новгорода исполнял не только богослужебные функции. В соборе, в его огромных подземельях, хранилась городская казна и многочисленные сокровища самого собора. Сохранилось, к сожалению, очень мало – соборную ризницу неоднократно грабили, в том числе и «новые хозяева» - большевики, - и фашисты во время оккупации.

Собор с самого момента постройки использовался также и как усыпальница новгородских князей и высшего духовенства. В самом соборе стоят раки с мощами святых – новгородского князя Владимира Ярославича, храмоздателя собора, его матери княгини Анны, бывшей принцессы Ингигерды, святителя Иоанна, архиепископа Новгородского, и князя Феодора Ярославича, брата Александра Невского.

Отдельный большой интерес представляют собой знаменитые Магдебургские врата (иначе называемые Корсунскими), привезенные новгородцами из Швеции. Это высокие искусно сделанные створки с 48 литыми бронзовыми пластинками, подогнанными друг к другу. На каждой пластинке изображены фигуры или сюжеты. Собраны огромные ворота были уже в Новгороде.

В советское время в соборе некоторое время еще велись службы, при этом не прекращался вывоз ценностей из хранилищ собора. Множество ценных вещей было утрачено, похищено или просто превращено в цветной лом. В 1920-х годах в соборе открыли музей атеизма. Во время Великой Отечественной войны собор сильно пострадал, был разрушен и разграблен фашистами. После войны на его восстановление ушли десятилетия, но после реставрации собор едва не стал своеобразным «Дворцом культуры», далеким от духовной музыки и религии вообще. В 1991г. собор был передан верующим, в нем снова ведутся богослужения.

Предыдущая фотография Следующая фотография

С самого момента основания, а произошло это на заре 11 века, новгородский собор Святой Софии был и остается по сей день одним из символов этого древнерусского города. Построенный «по образу и подобию» Софийского собора в Киеве , он все же имеет свои особенности и сам становится образчиком для новгородского стиля церквей. Величавое, мощное здание из прочного камня венчают пять куполов в форме шлемов древнерусских воинов, четыре из которых свинцового цвета, а пятый сверкает на солнце золотыми бликами.

Справедливости ради надо сказать, что дошедший до современников Софийский собор - это второе его воплощение. Впервые собор Святой Софии в Новгороде создали из дерева искусные новгородские плотники. Однако здание простояло около полувека и в очередном пожаре сгорело дотла. После этого князь Владимир (сын Ярослава Мудрого) и решил возвести каменную церковь, похожую на так любимый отцом киевский Софийский собор. Собственно, и мастера-то для строительства были вызваны из Киева - в Новгороде в ту пору практиковалось возведение деревянных строений.

Стены собора скрывали (а может быть, и верно стерегут какие-то сокровища по сей день) в себе немало кладов и тайников, где хранились богатства зажиточных новгородцев и самого князя Владимира. По легендам, именно его «схоронку» нашел Иван Грозный, неизвестно откуда прознавший о тайнике. Однако царь точно указал место, где в стену церкви были вмурованы сокровища, и перевез их в Москву. Кроме личных кладов в тайниках собора в свое время хранилась и казна Новгородской республики.

Софийский собор в Новгороде

Интерьеры и архитектура собора

Корсунские, или Сигтунские ворота - это военный трофей, который привезли новгородцы из завоеванного шведского города Сигтуны. Ворота представляют собой редкий образчик художественного литья Западной Европы, который датируется 12 веком. Сделали их мастера немецкого Магдебурга, изобразив на бронзовых пластинах сцены из Ветхого и Нового Заветов. Над сюжетами размещены поясняющие надписи на латинице, а чуть ниже - перевод на русский язык. В самом низу размещены 3 фигурки литейщиков: двух авторов-немцев и новгородского мастера, который собрал и дополнил ворота перед установкой в церкви.

Еще одна реликвия собора, которую в 70-х годах 16 века Иван Грозный увез в Александровскую слободу, - Васильевские ворота.

Еще одна реликвия собора, которую в 70-х годах 16 века Иван Грозный увез в Александровскую слободу, - Васильевские ворота. Они также являются ярким образцом филигранного мастерства умельцев Средневековья. Название свое ворота получили по имени заказчика - архиепископа Василия Калики, чей портрет мастер увековечил на вратах. На изготовленных из меди и украшенных золотом Васильевских вратах изображены евангельские сюжеты. Не обошлось и без Китовраса (кентавра из легенд), которого так любили изображать мастера древнего Новгорода. Этот же персонаж увековечен и на Сигтунских воротах.

История возведения собора

Выстроенный из плит известняка и ракушечника, поначалу собор и снаружи, и изнутри был светлее и приветливее, изначально необработанный камень в середине 12 века оштукатурили, смягчив грубый вид, а внутреннее убранство собора блистало богато изукрашенными окладами икон, драгоценной утварью. За свою историю Софийский собор претерпел немало изменений, перестроек (были заложены открытые галереи, которые «не прижились» в холодном климате, и собор приобрел более строгий «хмурый» вид, позже пристроена «Златая» паперть), «врос» в землю почти на 1,5 метра и даже был разграблен опричниками Ивана Грозного, которые вывезли из ризницы иконы, колокола и драгоценную утварь и даже выломали знаменитые Корсунские ворота.

После реконструкций в Средние века и разрушений, причиненных во время Великой Отечественной войны (в то время из собора были вывезены в фашистскую Германию резные деревянные сени и иконостас, впрочем, позже их нашли и вернули на родину), этот храм божий приобрел мрачный, строгий, даже суровый вид. Внутреннее пространство не очень удачно разбито иконостасом с иконами, датируемыми 14-16 веками, фрески 11 века сильно потускнели, а большинство из них не сохранилось до сегодняшнего дня. Причиной тому - неудачные реставрационные работы, которые проводились в соборе Святой Софии в начале 20 века, и военные действия Первой мировой.

К счастью, на древней штукатурке, которая сохранилась и по сей день, ученым удалось обнаружить надписи прихожан, живших в 11-13 веках, - о различных событиях в городе, тексты молитв и... автографы, а при раскопках были обнаружены образчики мозаики, которой были украшены столбы перед алтарем, фрагменты пола. Также дошли до наших дней некоторые фолианты из некогда богатой библиотеки, которая была собрана в Софийском соборе, - исторические летописи, сборники рецептов и описания трав, математические трактаты.

В качестве усыпальницы новгородский собор Софии служит святым княгине Анне (жена Ярослава Мудрого), князю Владимиру (основатель собора и сын Ярослава Мудрого) и его жене Александре, князьям Федору и Мстиславу (брат и дед Александра Невского), архиепископам Никите и Иоанну. Также в этом храме погребены и другие знатные князья, первые архиепископы и причисленные к лику святых.

С приходом к власти большевиков в конце 20-х годов богослужения в храме прекращают и открывают в его стенах антирелигиозный музей, выставив на всеобщее обозрение «несметные богатства» церкви из числа драгоценностей, которые хранились в ризнице. После войны разрушения, причиненные Софийскому собору, были ликвидированы, и вплоть до начала 90-х годов прошлого столетия он был отделом музея-заповедника Новгорода. А 16 августа 1991 года в торжественной обстановке патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил возвращенный русской православной церкви Софийский собор Великого Новгорода.

Адрес: Территория Кремля, 11



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: