Изучение творческого мышления по методике Туник Е.Е. Диагностика личностной креативности (е.туник) Тест креативности торренса в модификации е туник

Методика изучения детской креативности (Е.Е. Туник)

Цель: методика направлена на изучение детской креативности, как черты личности ребенка, его способности к творчеству как процессу.

Проведение исследования. Время проведения методики - 40 минут. Тесты предназначены для возрастной группы от 5 до 15 лет. С детьми от 5 до 8 лет тесты проводятся в индивидуальной форме.

С возрастной группой от 9 до 15 лет тесты проводятся в групповой форме (возможно проведение и в индивидуальной форме). Следует отметить, что субтест 3 (Слова или Выражение) имеет две модификации, одна модификация - Слова -предназначена для детей от 5 до 8 лет, вторая модификация – Выражение - предназначена для 9 - 15 лет. Методика состоит из 8 субтестов: "Использование предметов", "Заключения", "Выражение", "Словесная ассоциация", "Составление изображений", "Эскизы", "Спрятанная форма", "Задачи со спичками".

Инструкция. Ребенка просят выполнить определенного рода задание, при выполнении которых он создает что-то новое, не существовавшее прежде, оригинальное.

Субтест 1.

«Использование предметов» (варианты употребления)

Задача: Перечислить как можно больше способов использования предмета, отличающиеся от обычного употребления.

Инструкция: Газета используется для чтения, ты можешь придумать другие способы использования газеты. Что из неё можно сделать? Как её можно использовать?

Время выполнения субтеста 3 мин. Все ответы дословно записываются психологом при индивидуальной форме проведения. При групповой форме проведения ответы записывают сами испытуемые. Время засекается после прочтения инструкции.

Субтест 2. «Заключения»

Задача: Перечислить различные последствия гипотетической ситуации.

Инструкция: Вообрази, что случится, если животные и птицы смогут разговаривать на человеческом языке.

Время выполнения субтеста 3 минуты.

Субтест 3. «Выражение»

Модификация для детей 9-15 лет

Задача : Придумать предложения, состоящие из четырех слов, каждое из которых начинается с указанной буквы.

Инструкция: «Придумай как можно больше предложений, состоящих из четырех слов. Каждое слово в предложении должно начинаться с указанной буквы. Вот эти буквы: В, М, С, К (испытуемым предъявляются напечатанные буквы). Пожалуйста, используй буквы только в таком порядке, не меняй их местами. Привожу пример предложения: «Веселый мальчик смотрит кинофильм». А теперь придумай как можно больше своих предложений с этими буквами».

Время выполнения субтеста - 5 минут.

Субтест 4. «Словесная ассоциация»

Задача: Привести как можно больше определений для общеупотребительных слов.

Инструкция: Приведи как можно больше определений для слова - книга. Например - красивая книга - какая еще бывает книга?

Время выполнения субтеста - 3 минуты.

Субтест 5. «Составление изображений»

Задача: Нарисовать заданные объекты, пользуясь определенным набором фигур.

Инструкция: Нарисуй определенные объекты, пользуясь следующим набором фигур: круг, прямоугольник, треугольник, полукруг. Каждую фигуру можно использовать несколько раз, менять их размеры и положение в пространстве, но нельзя добавлять другие фигуры или линии.

В первом квадрате нарисуйте лицо, во втором - дом, в третьем - клоуна, а в четвертом - то, что ты хочешь. Подпиши четвертый рисунок.

Испытуемому предъявляется набор фигур рис.1 и образец выполнения задания - лампа рис.2 (Приложение 2)

Образец незаполненного тестового бланка приведен на рис. 3. (Приложение 2)

Время выполнения всех рисунков - 1 = 8 минут.

Длина стороны квадрата = 8 см. (для тестового бланка)

Субтест 6. «Эскизы»

Задача: В квадратах теста приводится множество одинаковых фигур (кругов); каждую из фигур надо превратить в различные изображения.

Инструкция: Добавь любые детали или линии к основному изображению так, чтобы получились различные интересные рисунки. Дорисуй эти картинки. Рисовать можно внутри круга и снаружи круга. Подпиши название каждого рисунка.

Время выполнения задания - 10 минут.

На рис. 4 (Приложение 3) изображен неиспользованный тестовый бланк для данного субтеста. Тестовый бланк состоит из листа стандартной бумаги (формат А-4), на котором изображено 20 квадратов с кругом посередине. Размеры квадрата 5x5 см, диаметр каждого круга ~ 1,5 см.

В качестве примера к субтесту предъявляется нарисованный человечек (рис. 5 Приложение 3).

Субтест 7. «Спрятанная форма»

Задача: Найти различные фигуры, скрытые в сложном, мало структурированном изображении.

Инструкция: Найди как можно больше изображений на этом рисунке. Что нарисовано на этой картинке?

Время выполнения субтеста = 3 минуты.

Тестовые стимульные материалы (изображения) приведены на рис. 6 (1-6) Приложение 4, всего 6 различных рисунков. Предъявлять следует только один рисунок. Остальные даны для того, чтобы можно было провести повторное тестирование в другое время.

Субтест 8. «Задачи со спичками»

Задача: Передвинуть определенное количество спичек, получить заданное число треугольников и прямоугольников или сложить заданную фигуру.

На каждую задачу дается 3 минуты, общее время выполнения субтеста 9 минут.

Задача № 1: убери 3 спички, чтобы осталось 4 квадрата, каждая оставленная спичка должна быть частью какого – то квадрата.

Задача № 2: приложить к 4 спичкам 5 спичек, так чтобы получилось 100 (число или слово).

Задача № 3: переложив 4 спички на другое место, необходимо превратить топор в 3 равных треугольника.

Методика П. Торренса

«Определение творческого воображения, креативности»

Данный тест впервые был предложен американским психологом Э. П. Торренсом в 1962 г. Тест предназначен для диагностики креативности, начиная с дошкольного возраста (5-6 лет). Усложненные варианты могут быть использованы и в других возрастных группах (до 17-20 лет).

Двенадцать тестов творческой продуктивности Торренса сгруппированы в вербальную, изобразительную и звуковую батареи. Нас интересуют тесты, связанные с изобразительной деятельностью.

Как показала экспериментальная практика, тест информативен и позволяет решать различные задачи, в том числе и в сфере диагностики художественно-творческих способностей. Модель креативности универсальна и соответствует психологическим реалиям в любой сфере человеческой деятельности. А основные показатели – беглость, гибкость, оригинальность и разработанность – ярко проявляются и в художественной деятельности в различные возрастные периоды развития личности.

Тест творческого мышления Е. П. Торренса предполагает возможность различных вариантов и модификаций. В последнее время появилось множество различных адаптированных модификаций данного теста (А. М. Матюшкин, Н. В. Шумакова, Е. И. Шебланова, Н. Б. Щербо, В. Н. Козленко, Е. Е. Туник, А. Э. Симановский, Т. А. Барышева).

Данная методика позволяет определить самооценку личностных качеств либо частоту их проявления, которые и характеризуют уровень развития творческого потенциала личности. Для этого испытуемым предлагается по девятибалльной шкале оценить каждое из 18 утверждений. Выбранную оценку нужно обвести кружком.

Вопросы теста

Шкала оценок

Как часто начатое дело вам удается довести до логического конца?

1,2,3,4, 5,6,7, 8,9

Если всех людей мысленно разделить на логиков и эвристиков, т.е. генераторов идей, то в какой степени вы являетесь генератором идей?

1,2,3,4, 5,6,7,8,9

В какой степени вы относите себя к людям решительным?

1,2,3,4, 5,6,7, 8,9

В какой степени ваш конечный "продукт", ваше творение чаше всего отличается от исходного проекта, замысла?

1,2,3,4, 5,6,7, 8,9

Насколько вы способны проявить требовательность и настойчивость, чтобы люди, которые обещали вам что-то, выполнили обещанное?

1,2,3,4, 5,6, 7, 8,9

Как часто вам приходится выступать с критическими суждениями в чей-либо адрес?

1,2,3,4, 5,6, 7, 8,9

Как часто решение возникающих у вас проблем зависит от вашей энергии и напористости?

1,2,3,4, 5,6, 7, 8,9

Какой процент людей в вашем коллективе чаше всего поддерживает вас, ваши инициативы и предложения?

(1 балл - около 10%)

1,2, 3,4,5, 6,7,8,9

Как часто у вас бывает оптимистичное и веселое настроение?

1,2,3,4, 5,6,7,8,9

Если все проблемы, которые вам приходилось решать за последний год, условно разделить на теоретические и практические, то каков среди них удельный вес практических проблем?

1,2,3,4, 5,6,7, 8,9

Как часто вам приходилось отстаивать свои принципы, убеждения?

1,2,3,4, 5,6,7, 8,9

В какой степени ваши общительность, коммуникабельность способствуют решению жизненно важных для вас проблем?

1,2,3,4, 5,6, 7, 8,9

Как часто у вас возникают ситуации, когда главную ответственность за решение наиболее сложных проблем и дел в коллективе вам приходится брать на себя?

1,2,3,4,5,6,7,8,9

Как часто и в какой степени ваши идеи, проекты удавалось воплощать в жизнь?

1,2,3,4, 5,6,7, 8,9

Как часто вам удается, проявив находчивость

и даже предприимчивость, хоть в чем-то опередить

своих соперников по работе или учебе?

1,2,3,4, 5,6,7, 8,9

Как много людей среди ваших друзей и близких, которые считают вас человеком воспитанным и интеллигентным?

1,2,3,4, 5,6,7, 8,9

Как часто вам в жизни приходилось предпринимать нечто такое, что было воспринято лаже вашими друзьями как неожиданность, как принципиально новое дело?

1,2,3,4, 5,6,7, 8,9

Как часто вам приходилось коренным образом реформировать свою жизнь или находить принципиально новые подходы в решении старых проблем?

1,2,3,4, 5,6,7, 8,9

ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ

Уровень творческого потенциала определяют на основе суммарного числа набранных баллов.

Сумма баллов

Уровень творческого потенциала личности

Очень низкий

Ниже среднего

Чуть ниже среднего

Чуть выше среднего

Выше среднего

Очень высокий

Диагностики личностной креативности (Е. Е. Туник)

ИНСТРУКЦИЯ

Это задание поможет вам выяснить, насколько творческой личностью вы себя считаете. Среди следующих коротких предложений вы найдете такие, которые определенно подходят вам лучше, чем другие. Их следует отметить крестиком в колонке "В основном верно". Некоторые предложения подходят вам лишь частично, их следует пометить в колонке "Отчасти верно". Другие утверждения не подойдут вам совсем, их нужно отметить в колонке "Неверно". Те утверждения, относительно которых вы нс можете прийти к решению, нужно пометить крестиком в колонке "Не могу решить".

Делая пометки к каждому предложению, не задумывайтесь подолгу. Здесь нет правильных или неправильных ответов. Читая предложение, отмечайте первое, что придет вам в голову. Это задание не ограничено во времени, но работайте как можно быстрее. Помните, что, давая ответы к каждому предложению, вы должны отмечать то, что действительно чувствуете. Ставьте крестик в ту колонку, которая более всего подходит вам. На каждый вопрос выберите только один ответ.

Бланк ответов к тесту диагностики личностной креативности

Вариант ответа

Вариант ответа

мер вопроса

основном верно (да)

Отчасти верно (может быть)

Неверно (нет)

Не могу решить

(не знаю)

мер вопроса

основном верно (да)

Отчасти верно (может быть)

Неверно (нет)

решить

(не знаю)

ТЕСТОВЫЙ МАТЕРИАЛ

  • 1. Если я не знаю правильного ответа, то попытаюсь догадаться о нем.
  • 2. Я люблю рассматривать предмет тщательно и подробно, чтобы обнаружить детали, которых не видел раньше.
  • 3. Обычно я задаю вопросы, если чего-нибудь не знаю.
  • 4. Мне не нравится планировать дела заранее.
  • 5. Перед тем как играть в новую игру, я должен убедиться, что смогу выиграть.
  • 6. Мне нравится представлять себе то, что мне нужно будет узнать или сделать.
  • 7. Если что-то не удается с первого раза, я буду работать до тех пор, пока не сделаю это.
  • 8. Я никогда не выберу игру, с которой другие не знакомы.
  • 9. Лучше я буду делать все как обычно, чем искать новые способы.
  • 10. Я люблю выяснять, так ли все на самом деле.
  • 11. Мне нравится заниматься чем-то новым.
  • 12. Я люблю заводить новых друзей.
  • 13. Мне нравится думать о том, чего со мной никогда не случалось.
  • 14. Обычно я истрачу время на мечты о том, что когда-нибудь стану известным артистом, музыкантом, поэтом.
  • 15. Некоторые мои идеи так захватывают меня, что я забываю обо всем на свете.
  • 16. Мне больше понравилось бы жить и работать на космической станции, чем здесь, на Земле.
  • 17. Я нервничаю, если не знаю, что произойдет дальше.
  • 18. Я люблю то, что необычно.
  • 19. Я часто пытаюсь представить, о чем думают другие люди.
  • 20. Мне нравятся рассказы или телевизионные передачи о событиях, случившихся в прошлом.
  • 21. Мне нравится обсуждать мои идеи в компании друзей.
  • 22. Я обычно сохраняю спокойствие, когда делаю что-то не так или ошибаюсь.
  • 23. Мне хотелось бы сделать или совершить что-то такое, что никому не удавалось до меня.
  • 24. Я выбираю друзей, которые всегда делают все привычным способом.
  • 25. Многие существующие правила меня обычно не устраивают.
  • 26. Мне нравится решать даже такую проблему, которая не имеет правильного ответа.
  • 27. Существует много вещей, с которыми мне хотелось бы поэкспериментировать.
  • 28. Если я однажды нашел ответ на вопрос, я буду придерживаться его, а не искать другие ответы.
  • 29. Я не люблю выступать перед группой.
  • 30. Когда я читаю или смотрю телевизор, я представляю себя кем-либо из героев.
  • 31. Я люблю представлять себе, как жили люди 200 лет назад.
  • 32. Мне не нравится, когда мои друзья нерешительны.
  • 33. Я люблю исследовать старые чемоданы и коробки, чтобы просто посмотреть, что в них может быть.
  • 34. Мне хотелось бы, чтобы мои родители и руководители делали все как обычно и не менялись.
  • 35. Я доверяю своим чувствам, предчувствиям.
  • 36. Интересно предположить что-либо и проверить, прав ли я.
  • 37. Интересно браться за головоломки и игры, в которых необходимо рассчитывать свои дальнейшие ходы.
  • 38. Меня интересуют механизмы, любопытно посмотреть, что у них внутри и как они работают.
  • 39. Моим лучшим друзьям не нравятся глупые идеи.
  • 40. Я люблю выдумывать что-то новое, даже если это невозможно применить на практике.
  • 41. Мне нравится, когда все вещи лежат на своих местах.
  • 42. Мне было бы интересно искать ответы на вопросы, которые возникнут в будущем.
  • 43. Я люблю браться за новое, чтобы посмотреть, что из этого выйдет.
  • 44. Мне интереснее играть в любимые игры просто ради удовольствия, а не ради выигрыша.
  • 45. Мне нравится размышлять о чем-то интересном, о том, что еще никому не приходило в голову.
  • 46. Когда я вижу картину, на которой изображен кто-либо незнакомый мне, мне интересно узнать, кто это.
  • 47. Я люблю листать книги и журналы для того, чтобы просто посмотреть, что в них.
  • 48. Я думаю, что на большинство вопросов существует один правильный ответ.
  • 49. Я люблю задавать вопросы о таких вещах, о которых другие люди не задумываются.
  • 50. У меня есть много интересных дел как на работе (в учебном заведении), так и дома.

КЛЮЧ

Склонность к риску (ответы, оцениваемые в 2 балла):

  • положительные - 1, 21, 25, 35, 36, 43, 44;
  • отрицательные - 5, 8, 22, 29, 32, 34.

Все ответы на данные вопросы в форме "может быть" оцениваются в 1 балл. За ответ "не знаю" начисляется -1 балл, который вычитается из общей суммы.

Любознательность (ответы, оцениваемые в 2 балла):

  • положительные-2,3, 11, 12, 19,27,33,37,38,47,49;
  • отрицательный ответ - 28.

Все ответы "может быть" оцениваются в 1 балл. За ответ "не знаю" начисляется -1 балл.

Сложность (ответы, оцениваемые в 2 балла):

  • положительные - 7, 15, 18, 26,42, 50;
  • отрицательные - 4, 9, 10, 17,24,41,48.

Все ответы в форме "может быть" оцениваются в 1 балл. За ответ "не знаю" начисляется -1 балл.

Воображение (ответы, оцениваемые в 2 балла):

  • положительные - 13, 16,23,30,31,40,45,46;
  • отрицательные - 14, 20, 39.

Все ответы "может быть" оцениваются в I балл. За ответ "не знаю" начисляется -1 балл.

ОБРАБОТКА ДАННЫХ

Определение каждого из четырех факторов креативности личности осуществляется на основе сопоставления ответов с ключом. За ответы, совпадающие с ключом, начисляется 2 балла; за ответы, частично совпадающие с ключом, - 1 балл. Ответы "не знаю" оцениваются в -1 балл.

Опросник разработан для того, чтобы оценить, в какой степени способными на риск (Р), любознательными (Л), обладающими воображением (В) и предпочитающими сложные идеи (С) считают себя испытуемые. Из 50 пунктов 12 утверждений относятся к шкале любознательности, 12 - к шкале воображения, 13 - к шкале способности идти на риск, 13 - к фактору сложности.

Если все ответы совпадают с ключом, то суммарный сырой балл может быть равен 100, при условии что не отмечены варианты "не знаю".

Если испытуемый дает все ответы в форме "отчасти верно", то его сырая оценка может составить 50 баллов при отсутствии варианта "не знаю".

Чем выше сырая оценка человека, испытывающего позитивные чувства по отношению к себе, тем более творческой личностью, любознательной, с воображением, способной пойти на риск и разобраться в сложных проблемах, он является. Все вышеописанные личностные факторы тесно связаны с творческими способностями.

Оценки по факторам и суммарная оценка лучше демонстрируют сильные (высокая сырая оценка) и слабые (низкая сырая оценка) стороны. Оценка отдельного фактора и суммарный сырой балл могут быть впоследствии переведены в стандартные баллы и отмечены на индивидуальном профиле личности.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ

Любознательность . Субъект с выраженной любознательностью чаше всего спрашивает всех и обо всем, ему нравится исследовать устройство механизмов, он постоянно ищет новые пути (способы) мышления, любит изучать новые вещи и идеи, ищет разные возможности для решения задач, изучает книги, игры, карты и т.д., чтобы познать как можно больше.

Воображение . Субъект с развитым воображением: придумывает рассказы о местах, которые он никогда не видел; представляет, как другие будут решать проблему, которую он решает сам; мечтает о различных местах и вещах; любит думать о явлениях, с которыми не сталкивался; видит то, что изображено на картинах и рисунках, необычно, не так, как другие; часто испытывает удивление по поводу различных идей и событий.

Сложность . Субъект, ориентированный на познание сложных явлений, проявляет интерес к сложным вещам и идеям; любит ставить перед собой трудные задачи, изучать что-то без посторонней помощи; проявляет настойчивость, чтобы достичь своей цели; предлагает более сложные пути решения проблемы, чем это кажется необходимым; ему нравятся сложные задания.

Склонность к риску . Субъект будет отстаивать свои идеи, не обращая внимания на реакцию других; ставит перед собой высокие цели и будет пытаться их осуществить; допускает для себя возможность ошибок и провалов; любит изучать новые вещи или идеи и не поддается чужому мнению; не слишком озабочен, когда другие люди выражают свое неодобрение; предпочитает иметь шанс рискнуть, чтобы узнать, что из этого получится.

Диагностика уровня невербальной креативности

ИНСТРУКЦИЯ

Вам предлагается выполнить увлекательные задания. Все они потребуют от вас воображения и фантазии. При выполнении каждого задания старайтесь придумать что-то новое и необычное и хорошо бы такое, до которого далеко не каждый додумается. Перед вами 10 незаконченных фигур. Если вы добавите к ним дополнительные линии или штрихи, то получатся интересные предметы или даже сюжетные картинки. Придумайте название для каждого рисунка и запишите его. Время выполнения теста - 15 минут.

ТЕСТОВЫЙ МАТЕРИАЛ

ОБРАБОТКА И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА

Количество баллов, полученное обследуемым, является одним из показателей креативности, способности выдвигать идеи, отличающиеся от очевидных. Оригинальность решений означает способность избегать легких и тривиальных ответов. Максимальное количество набранных баллов - 20.

I. Критерии, используемые при подведении результатов тестирования

Рисунок 1

Абстрактный узор, лицо, голова человека, очки, птица, чайка 0 баллов

Брови, глаза, волна, море, морда животного, облако туча, сердце, I балл сова, цветок, яблоко, человек, собака

Все остальные менее стандартные и более оригинальные рисунки 2 балла

Рисунок 2

Абстрактный узор, дерево, рогатка, цветок 0 баллов

Буква, дом, символ, указатель, след ноги птицы, цифра, человек 1 балл

Рисунок 3

Абстрактный узор, звуковые и радиоволны, лицо человека, лодка, 0 баллов корабль, люди, фрукты

Ветер, облако, дождь, шарики, детали дерева, дорога, мост, качели 1 балл, морда животного, колеса, лук и стрелы, рыба, станки, цветы

Все остальные более оригинальные рисунки 2 балла

Рисунок 4

Абстрактный узор, волна, море, змея, хвост, вопросительный знак 0 баллов

Кошка, кресло, стул, ложка, мышь, гусеница, червяк, очки, ракушка 1 балл. гусь, лебедь, цветок, трубка для курения

Все остальные более оригинальные рисунки 2 балла

Рисунок 5

Абстрактный узор, блюдо, ваза, чаша, лодка, корабль, лицо чело- 0 баллов века, зонт

Водоем, озеро, гриб, губы, подбородок, таз, лимон, яблоко, лук 1 балл и стрелы, овраг, яма, рыба, яйцо

Все остальные более оригинальные рисунки 2 балла

Рисунок 6

Абстрактный узор, лестница, ступени, лицо человека 0 баллов

Гора, скала, ваза, ель, кофта, пиджак, платье, молния, гроза, чело- 1 балл век, цветок

Все остальные более оригинальные рисунки 2 балла

Рисунок 7

Абстрактный узор, машина, ключ, серп 0 баллов

Гриб, черпак, ковш, линза, лицо человека, молоток, очки, само- 1 балл кат, серп и молот, теннисная ракетка

Все остальные более оригинальные рисунки 2 балла

Рисунок 8

Абстрактный узор, девочка, женщина, глаза и тело человека 0 баллов

Буква, ваза, дерево, книга, майка, платье, ракета, цветок, шит 1 балл

Все остальные более оригинальные рисунки 2 балла

Рисунок 9

Абстрактный узор, холм, горы, буква, уши животного 0 баллов

Верблюд, волк, кошка, лиса, лицо человека, собака, человек, фигура 1 балл

Все остальные более оригинальные рисунки 2 балла

Рисунок 10

Абстрактный узор, гусь, утка, дерево, лицо человека, лиса 0 баллов

Буратино, девочка, птица, цифра, человек, фигура 1 балл

Все остальные более оригинальные рисунки 2 балла

II. Критерии для выводов, полученных при обследовании на выборке из 500 человек

В мировой психологической практике тест Е. Торренса является самым валидным и надежным стандартизированным инструментом, позволяющим измерить все основные характеристики креативного мышления и оценить творческий потенциал личности.
Методическое руководство представляет собой первую русскоязычную адаптацию всех вербальных и образных субтестов методики. Исключительное значение этой работы обусловлено также отсутствием отечественных тестов на креативность.
В руководстве описана психодиагностическая процедура, подробно, на конкретных примерах, объясняется алгоритм обработки результатов, приведены нормативные данные для возрастного диапазона 5-17 лет и протоколы реальных обследуемых с заключениями по результатам тестирования.
Руководство рассчитано на широкий круг специалистов, работающих в области практической психологии.

СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ …3
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ …5
Природа креативности …5
Характеристика методики …б
Надежность методики …8
Валидность методики …10
Валидность по содержанию …10
Валидность по критерию …12
Прогностическая валидность …14
Конструктная валидность …14
Возрастная динамика креативности (сравнение американских и российских данных) …18
ВЕРБАЛЬНАЯ БАТАРЕЯ …20
Описание субтестов …20
Процедура тестирования …22
Условия тестирования …22
Общая инструкция …23
Специальные инструкции к субтестам …25
Специальные рекомендации для индивидуального проведения теста …28
Обработка результатов …30
Предварительные замечания …30
Субтест №1 «Вопросы» …32
Субтест N22 «Причины» …45
Субтест №3 «Следствия» …57
Субтест №4 «Улучшение предмета» …69
Субтест №5 «Необычное использование» …83
Субтест №6 «Необычные вопросы» …97
Субтест №7 «Необычная ситуация» …100
Суммирование первичных результатов …109
Перевод в шкальные значения. Обобщенный показатель «Вербальная креативность» …111
Интерпретация основных показателей
вербальной креативности …11З
ПРИЛОЖЕНИЕ №1 …117
ПРИЛОЖЕНИЕ №2 …119
ОБРАЗНАЯ БАТАРЕЯ …121
Описание субтестов …121
Процедура тестирования …122
Условия тестирования …122
Общая инструкция …122
Специальные инструкции к субтестам …124
Обработка результатов …126
Предварительные замечания …126
Беглость …127
Оригинальность …129
Разработанность …144
Абстрактность названий …149
Сопротивление замыканию …151
Суммирование первичных результатов …153
Перевод в шкальные значения. Обобщенный показатель «Образная креативность» …154
Интерпретация основных показателей Образной креативности …158
Анализ структурного профиля креативности (на примере образной батареи) …160
ПРИЛОЖЕНИЕ N23 …165
ЛИТЕРАТУРА …167

ДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТНОЙ КРЕАТИВНОСТИ (Е.Е.ТУНИК)

Шкалы: любознательность, воображение, сложность, склонность к риску.

НАЗНАЧЕНИЕ ТЕСТА

Данная методика позволяет определить четыре особенности творческой личности: любознательность (Л); воображение (В); сложность (С) и склонность к риску (Р). Несмотря на ее адресованность юношескому возрасту, она не утрачивает своей прогностичности и в зрелом возрасте.

Интерпретация теста

Основные критериальные проявления исследуемых факторов:

  • * Любознательность . Субъект с выраженной любознательностью чаще всего спрашивает всех и обо всем, ему нравится изучать устройство механических вещей, он постоянно ищет новые пути (способы) мышления, любит изучать новые вещи и идеи, ищет разные возможности решения задач, изучает книги, игры, карты, картины и т. д., чтобы познать как можно больше.
  • * Воображение. Субъект с развитым воображением: придумывает рассказы о местах, которые он никогда не видел; представляет, как другие будут решать проблему, которую он решает сам; мечтает о различных местах и вещах; любит думать о явлениях, с которыми не сталкивался; видит то, что изображено на картинах и рисунках, необычно, не так, как другие; часто испытывает удивление по поводу различных идей и событий.
  • * Сложность. Субъект, ориентированный на познание сложных явлений, проявляет интерес к сложным вещам и идеям; любит ставить перед собой трудные задачи; любит изучать что-то без посторонней помощи; проявляет настойчивость, чтобы достичь своей цели; предлагает слишком сложные пути решения проблемы, чем это кажется необходимым; ему нравятся сложные задания.
  • * Склонность к риску. Проявляется в том, что субъект будет отстаивать свои идеи, не обращая внимания на реакцию других; ставит перед собой высокие цели и будет пытаться их осуществить; допускает для себя возможность ошибок и провалов; любит изучать новые вещи или идеи и не поддается чужому мнению; не слишком озабочен, когда одноклассники, учителя или родители выражают свое неодобрение; предпочитает иметь шанс рискнуть, чтобы узнать, что из этого получится.

Инструкция к тесту

Это задание поможет вам выяснить, насколько творческой личностью вы себя считаете. Среди следующих коротких предложений вы найдете такие, которые определенно подходят вам лучше, чем другие. Их следует отметить знаком «Х» в колонке «В основном верно». Некоторые предложения подходят вам лишь частично, их следует пометить знаком «Х» в колонке «Отчасти верно». Другие утверждения не подойдут вам совсем, их нужно отметить знаком «Х» в колонке «Нет». Те утверждения, относительно которых вы не можете прийти к решению, нужно пометить знаком «Х» в колонке «Не могу решить».

Делайте пометки к каждому предложению и не задумывайтесь подолгу. Здесь нет правильных или неправильных ответов. Отмечайте первое, что придет вам в голову, читая предложение. Это задание не ограничено во времени, но работайте как можно быстрее. Помните, что, давая ответы к каждому предложению, вы должны отмечать то, что действительно чувствуете. Ставьте знак «Х» в ту колонку, которая более всего подходит вам. На каждый вопрос выберите только один ответ.

Шкалы: любознательность, воображение, сложность, склонность к риску.

Назначение теста

Данная методика позволяет определить четыре особенности творческой личности: любознательность (Л); воображение (В); сложность (С) и склонность к риску (Р). Несмотря на ее адресованность юношескому возрасту, она не утрачивает своей прогностичности и в зрелом возрасте.

Интерпретация теста

Основные критериальные проявления исследуемых факторов:

. Любознательность . Субъект с выраженной любознательностью чаще всего спрашивает всех и обо всем, ему нравится изучать устройство механических вещей, он постоянно ищет новые пути (способы) мышления, любит изучать новые вещи и идеи, ищет разные возможности решения задач, изучает книги, игры, карты, картины и т. д., чтобы познать как можно больше.
. Воображение. Субъект с развитым воображением: придумывает рассказы о местах, которые он никогда не видел; представляет, как другие будут решать проблему, которую он решает сам; мечтает о различных местах и вещах; любит думать о явлениях, с которыми не сталкивался; видит то, что изображено на картинах и рисунках, необычно, не так, как другие; часто испытывает удивление по поводу различных идей и событий.
. Сложность. Субъект, ориентированный на познание сложных явлений, проявляет интерес к сложным вещам и идеям; любит ставить перед собой трудные задачи; любит изучать что-то без посторонней помощи; проявляет настойчивость, чтобы достичь своей цели; предлагает слишком сложные пути решения проблемы, чем это кажется необходимым; ему нравятся сложные задания.
. Склонность к риску. Проявляется в том, что субъект будет отстаивать свои идеи, не обращая внимания на реакцию других; ставит перед собой высокие цели и будет пытаться их осуществить; допускает для себя возможность ошибок и провалов; любит изучать новые вещи или идеи и не поддается чужому мнению; не слишком озабочен, когда одноклассники, учителя или родители выражают свое неодобрение; предпочитает иметь шанс рискнуть, чтобы узнать, что из этого получится.

Инструкция к тесту

Это задание поможет вам выяснить, насколько творческой личностью вы себя считаете. Среди следующих коротких предложений вы найдете такие, которые определенно подходят вам лучше, чем другие. Их следует отметить знаком «Х» в колонке «В основном верно». Некоторые предложения подходят вам лишь частично, их следует пометить знаком «Х» в колонке «Отчасти верно». Другие утверждения не подойдут вам совсем, их нужно отметить знаком «Х» в колонке «Нет». Те утверждения, относительно которых вы не можете прийти к решению, нужно пометить знаком «Х» в колонке «Не могу решить».

Делайте пометки к каждому предложению и не задумывайтесь подолгу. Здесь нет правильных или неправильных ответов. Отмечайте первое, что придет вам в голову, читая предложение. Это задание не ограничено во времени, но работайте как можно быстрее. Помните, что, давая ответы к каждому предложению, вы должны отмечать то, что действительно чувствуете. Ставьте знак «Х» в ту колонку, которая более всего подходит вам. На каждый вопрос выберите только один ответ.

Тест

1. Если я не знаю правильного ответа, то попытаюсь догадаться о нем.
2. Я люблю рассматривать предмет тщательно и подробно, чтобы обнаружить детали, которых не видел раньше.
3. Обычно я задаю вопросы, если чего-нибудь не знаю.
4. Мне не нравится планировать дела заранее.
5. Перед тем как играть в новую игру, я должен убедиться, что смогу выиграть.
6. Мне нравится представлять себе то, что мне нужно будет узнать или сделать.
7. Если что-то не удается с первого раза, я буду работать до тех пор, пока не сделаю это.
8. Я никогда не выберу игру, с которой другие незнакомы.
9. Лучше я буду делать все как обычно, чем искать новые способы.
10. Я люблю выяснять, так ли все на самом деле.
11. Мне нравится заниматься чем-то новым.
12. Я люблю заводить новых друзей.
13. Мне нравится думать о том, чего со мной никогда не случалось.
14. Обычно я не трачу время на мечты о том, что когда-нибудь стану известным артистом, музыкантом, поэтом.
15. Некоторые мои идеи так захватывают меня, что я забываю обо всем на свете.
16. Мне больше понравилось бы жить и работать на космической станции, чем здесь, на Земле.
17. Я нервничаю, если не знаю, что произойдет дальше.
18. Я люблю то, что необычно.
19. Я часто пытаюсь представить, о чем думают другие люди.
20. Мне нравятся рассказы или телевизионные передачи о событиях, случившихся в прошлом.
21. Мне нравится обсуждать мои идеи в компании друзей.
22. Я обычно сохраняю спокойствие, когда делаю что-то не так или ошибаюсь.
23. Когда я вырасту, мне хотелось бы сделать или совершить что-то такое, что никому неудавалось до меня.
24. Я выбираю друзей, которые всегда делают все привычным способом.
25. Многие существующие правила меня обычно не устраивают.
26. Мне нравится решать даже такую проблему, которая не имеет правильного ответа.
27. Существует много вещей, с которыми мне хотелось бы поэкспериментировать.
28. Если я однажды нашел ответ на вопрос, я буду придерживаться его, а не искать другие ответы.
29. Я не люблю выступать перед группой.
30. Когда я читаю или смотрю телевизор, я представляю себя кем-либо из героев.
31. Я люблю представлять себе, как жили люди 200 лет назад.
32. Мне не нравится, когда мои друзья нерешительны.
33. Я люблю исследовать старые чемоданы и коробки, чтобы просто посмотреть, что в них может быть.
34. Мне хотелось бы, чтобы мои родители и руководители делали все как обычно и не менялись.
35. Я доверяю свои чувствам, предчувствиям.
36. Интересно предположить что-либо и проверить, прав ли я.
37. Интересно браться за головоломки и игры, в которых необходимо рассчитывать свои дальнейшие ходы.
38. Меня интересуют механизмы, любопытно посмотреть, что у них внутри и как они работают.
39. Моим лучшим друзьям не нравятся глупые идеи.
40. Я люблю выдумывать что-то новое, даже если это невозможно применить на практике.
41. Мне нравится, когда все вещи лежат на своих местах.
42. Мне было бы интересно искать ответы на вопросы, которые возникнут в будущем.
43. Я люблю браться за новое, чтобы посмотреть, что из этого выйдет.
44. Мне интереснее играть в любимые игры просто ради удовольствия, а не ради выигрыша.
45. Мне нравится размышлять о чем-то интересном, о том, что еще никому не приходило в голову.
46. Когда я вижу картину, на которой изображен кто-либо незнакомый мне, мне интересно узнать, кто это.
47. Я люблю листать книги и журналы для того, чтобы просто посмотреть, что в них.
48. Я думаю, что на большинство вопросов существует один правильный ответ.
49. Я люблю задавать вопросы о таких вещах, о которых другие люди не задумываются.
50. У меня есть много интересных дел как на работе (учебном заведении), так и дома.

Обработка и интерпретация результатов теста

Обработка данных теста

При оценке данных опросника используются четыре фактора, тесно коррелирующие с творческими проявлениями личности. Они включают Любознательность (Л), Воображение (В), Сложность (С) и Склонность к риску (Р). Мы получаем четыре «сырых» показателя по каждому фактору, а также общий суммарный показатель.

При обработке данных используется либо шаблон, который можно накладывать на лист ответов теста, либо сопоставление ответов испытуемого с ключом в обычной форме.

Ключ к тесту

Склонность к риску

Положительные ответы: 1, 21, 25, 35, 36, 43, 44;
. отрицательные ответы: 5, 8, 22, 29, 32, 34;
. все ответы на данные вопросы в форме «может быть» оцениваются в 1 балл;
. все ответы «не знаю» на данные вопросы оцениваются в -1 балл и вычитаются из общей суммы.

Любознательность
(ответы, оцениваемые в 2 балла)

Положительные ответы: 2, 3, 11, 12, 19, 27, 33, 37, 38, 47, 49;
. отрицательные ответы: 28;

Сложность (ответы, оцениваемые в 2 балла)

Положительные ответы: 7, 15, 18, 26, 42, 50;
. отрицательные: 4, 9, 10, 17, 24, 41, 48;
. все ответы в форме «может быть» оцениваются в +1 балл, а ответы «не знаю» - в -1 балл.

Воображение (ответы, оцениваемые в 2 балла)

Положительные: 13, 16, 23, 30, 31, 40, 45, 46;
. отрицательные: 14, 20, 39;
. все ответы «может быть» оцениваются в +1 балл, а ответы «не знаю» - в -1 балл.

В данном случае определение каждого из четырех факторов креативности личности осуществляется на основе положительных и отрицательных ответов, оцениваемых в 2 балла, частично совпадающих с ключом (в форме «может быть»), оцениваемых в 1 балл, и ответов «незнаю», оцениваемых в -1 балл.

Использование этой оценочной шкалы дает право «наказать» недостаточно творческую, нерешительную личность.

Этот опросник разработан для того, чтобы оценить, в какой степени способными на риск (Р), любознательными (Л), обладающими воображением (В) и предпочитающими сложные идеи (С) считают себя испытуемые. Из 50 пунктов 12 утверждений относятся к любознательности, 12 - к воображению, 13 - к способности идти на риск, 13 утверждений - к фактору сложности.

Если все ответы совпадают с ключом, то суммарный «сырой» балл может быть равен 100, если не отмечены пункты «не знаю».

Если испытуемый дает все ответы в форме «может быть», то его «сырая» оценка может составить 50 баллов в случае отсутствия ответов «не знаю».

Конечная количественная выраженность того или иного фактора определяется путем суммирования всех ответов, совпадающих с ключом, и ответов «может быть» (+1) и вычитания из этой суммы всех ответов «не знаю» (-1 балл).

Чем выше «сырая» оценка человека, испытывающего позитивные чувства по отношению к себе, тем более творческой личностью, любознательной, с воображением, способной пойти на риск и разобраться в сложных проблемах, он является; все вышеописанные личностные факторы тесно связаны с творческими способностями.

Могут быть получены оценки по каждому фактору теста в отдельности, а также суммарная оценка. Оценки по факторам и суммарная оценка лучше демонстрируют сильные (высокая «сырая» оценка) и слабые (низкая «сырая» оценка) стороны ребенка. Оценка отдельного фактора и суммарный «сырой» балл могут быть впоследствии переведены в стандартные баллы и отмечены на индивидуальном профиле учащегося.

Нормативные данные для российских и американских исследуемых по 4-факторному опроснику

Факторы креативности Россия Американские данные
Среднее, M Стандартные отклонения, Δ Среднее, M Стандартные отклонения, Δ
Любознательность 17,8 3,9 16,4 4,3
Воображение 15,6 4,8 16,0 4,7
Сложность 17,2 4,4 14,8 5,1
Склонность к риску 17,0 - - -
Суммарный 67,6 16,0 62,1 18,0

Сравнивая российские и американские данные, Е.Е.Туник отмечает, что по опроснику личностных характеристик можно говорить, что по всем факторам: Любознательность, Сложность, Склонность к риску и Суммарный балл - российские средние показатели выше американских, за исключением показателей за Воображение, где выше американские данные (различия статистически значимы, t - критерий Стьюдента).

Источники

Диагностика личностной креативности (Е.Е.Туник) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., 2002. C.59-64.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: