Водяные краски на сырую штукатурку. Настенная живопись водяными красками по сырой штукатурке: оригинальный декор для любителей эксклюзива

Живопись и роспись по штукатурке имеет итальянские корни и называется фресками. Но в действительности фреска предполагает нанесение краски только на влажную, еще не высохшую штукатурку. А техника, когда расписывают сухую штукатурку, имеет название fresco a secco, т. е. «фреска по-сухому». Аль секко или асекко (и то и другое произношение и написание являются верными) имеет много различий с традиционной фресковой росписью стен.

В современном мире роспись по сухому имеет большую популярность. Краски, используемые при этом, имеют в своей основе растительный клей или яичный желток, смешанный с известью, и природной среде противостоят значительно лучше, даже учитывая сильную загазованность воздуха и повышенную солнечную активность.

В настоящее время такое понятие, как «альфрейные работы» включает в себя очень много самых различных приемов декорирования. Это и роспись под камень или под ценные породы древесины, и нанесение различных орнаментов или пейзажей, портретов.

Знаменитая картина Леонардо да Винчи, Санта Мария делле Грацие, исполнена в технике сухой росписи авторским составом, ингредиенты которого не раскрыты до сих пор.

Порядок выполнения работ

Перед тем, как приступить к работам непосредственно на поверхности, нужно разработать эскиз росписи и проработать на нем все детали, делать это желательнее всего на листе плотного картона. Живопись по сухой штукатурке не требует такой скорости, как по сырой, но удалить уже написанное очень сложно.

Подготавливая поверхность стены, нужно удалить с нее краску или побелку, а затем затереть штукатурку так, чтобы она стала ровной и гладкой. После этого подготовленную поверхность грунтуют, используя известковое тесто в сочетании с 10%-ным водным раствором казеинового клея. Раствор, составленный для грунтования, должен быть жидким, как молоко по консистенции. Наносят его на стену не менее 3-х раз, тонким слоем, с обязательной просушкой каждого слоя. После этого на подготовленную поверхность накладывают трафарет и порошком в марлевом тампоне оббивают его контур.

Чаще всего для выполнения этих работ используют темперу, которая готовится на яичном желтке. Желток составляет 1 часть, льняное масло - 0, 25 части, масляный лак - 0, 25 части и раствор фенола 1% - 1, 25 части. Краска должна иметь консистенцию жидкой сметаны, и температуру не выше комнатной.

Палитра фрески, как правило, довольно сдержанна - используются охра, умбра, марс, синий и зеленый кобальт. При росписи по сухому же можно использовать полную палитру.

Можно применять не только темперу, но и обыкновенные масляные краски, клеевые краски или любые другие. Поверхность для каждого вида красок подготавливается особым образом.

Источники:

  • Фрески - история

Для декорирования современных помещений часто применяется настенная роспись. Нанесение рисунка на сухую штукатурку - это процесс, который вполне можно осуществить в домашних условиях. Только сначала потребуется освоить технику росписи по сухой штукатурке.

Как выбрать краску для росписи по сухой штукатурке?

Популярность настенной росписи в жилых помещениях растет с каждым годом. Существует два основных метода рисунка на поверхности – живопись по сухой и сырой штукатурке. Второй метод является намного более сложным. Поэтому на практике чаще наносят рисунок на сухую штукатурку.

Обычно для таких художественных работ используются масляные, известковые и восковые краски, имеющие основу из воска. Более современными красителями считаются материалы созданные на основе казеино-масляной эмульсии. А можно выбрать матовые, глянцевые или акриловые краски. Они очень быстро высыхают и потом образуют сверхпрочный слой. Такое защитное покрытие является влагостойким и нейтрализует действие ультрафиолетового излучения. Существуют даже специальные составы, которые имитируют растрескивание или светятся в темноте.

Перед непосредственным нанесением рисунка на сухую штукатурку потребуется создать эскиз. Для его создания определитесь с масштабом композиции, нарисуйте ее на бумаге и разбейте на квадраты. Это необходимо сделать для облегчения процесса переноса рисунка на стену. Затем максимально выровняйте поверхность стены. Для этого потребуется удалить следы побелки и затереть все неровности.

Обязательно проведите грунтование, используя известковое тесто и казеиновый клей. Состав для грунтовки зависит от разновидности выбранной краски. Кстати грунтовать поверхность нужно в три этапа. Не забывайте просушивать ее после каждого шага.

После этого разбейте «холст» на квадраты. Разметку можно нарисовать углем или наклеить малярный скотч по специальным меткам. Перенесите отправные точки на стену, если в рисунке много крупных элементов. Для этого будет нужна большая линейка. Теперь аккуратно прочертите контуры композиции

Находясь в старинных храмах на экскурсиях, просматривая фильмы об Испании, Италии, Греции и Египте, мы поневоле задерживаем свой взгляд на искусно выполненных фресках.

Удивительное искусство росписи на стенах когда-то было распространено повсеместно, отыскать фрески можно во Франции, Германии.

На Руси данное направление в искусстве возникло еще до того, как из природного камня начали строить здания.

На сегодняшний день живопись по сырой штукатурке вновь ожила, и благодаря ей ваш дом может стать предметом зависти многих владельцев соседних домов.

Кстати, а вы знаете, как называется живопись по сырой штукатурке? Удивительно, но слово «фреска» (а именно так и называется роспись, или живопись водяными красками по сырой штукатурке) в переводе с итальянского означает «сырой».

Секреты мастеров живописи по штукатурке

Многие из нас скажут в недоумении: «Зачем мне нужно знать секреты росписи на штукатурке, если есть профессиональные художники, которые выполнят это наилучшим образом?». Нет, оно так в принципе и есть, но представьте, что мастер отделал ваши стены великолепным узором, получил плату за свой труд, а вы теперь любуетесь изо дня в день результатом такой работы.

Проходит год, и фреска начинает лопаться, кое-где осыпается, а мастер уверяет вас, что данный вид отделки поверхностей стен недолговечен. И только после этого вы узнаете, что стены необходимо подготавливать заранее особым образом еще до нанесения на нее штукатурного раствора. Не обидно?

Вот именно поэтому вам нужно знать, что, намереваясь украсить свое жилище фресками, нанесению штукатурки на стену предшествует обязательная подготовка поверхности , когда предстоит по максимуму исковеркать различными выбоинами, глубокими пазами.

Но это будет только начало подготовки стен к росписи.

После предварительного увлажнения наносите раствор штукатурки, представляющий собой грубый известковый раствор с обязательным компонентом — крупным песком . Также в состав смеси добавляется измельченная солома и мелкая крошка битого кирпича. Теперь все это наносите на стену слоем 2-4 см без затирки так, чтобы поверхность стены осталась неровной и грубой.

Вы можете только постучать по штукатурке бутылкой для уплотнения и сцепки со стеной, а после нанести царапины для лучшей притирки последующего слоя (стена должна выглядеть как будто «в косую клеточку»).

Таким образом, нанесен первый слой штукатурного состава.

Общее количество слоев – около семи, каждый последующий следует наносить только после полного высыхания предыдущего.

Последний, окончательный слой, в 1-3 мм толщиной, должен содержать в своем составе кварцевый песок, только без присутствия измельченной соломы с кирпичом. Наносите последний слой состава небольшими участками до 1 кв. м, чтобы роспись по сырой штукатурке успевала высыхать (3-5 часов).

Настенная живопись водяными красками по сырой штукатурке

По окончанию данного времени оштукатуренная таким способом поверхность возьмется кристаллической корочкой и краска прекратит впитываться.

Сущность росписи

В древние времена из-за быстрого подсыхания штукатурки художникам приходилось действовать очень быстро, а сегодня такая роспись допускает вдумчивость и неспешность.

Теперь совсем не требуется придавать стене узор «на глаз», так как вы можете не торопясь придумать рисунок, изобразив его на бумаге, а после перенести уже на стену.

Каким же образом? Для этого потребуется разрезать рисунок на отдельные части, одинаковые по размерам подготавливаемого для работы участка на один сеанс живописи. Далее вы переносите контур эскиза на только нанесенную штукатурку при помощи иглы методом выдавливания.

Есть второй способ перенесения рисунка на стену, используя методику припорашивания: прокалываете иголкой дырочки по контурам рисунка, при этом остаются следы на свежей штукатурке. Если хотите, чтобы основа для нанесения изображения была белой, как лист бумаги, можете нанести немного разбавленного известкового раствора на чистовой грунт.


Живопись по сырой штукатурке, фото

Когда вы нанесли контур рисунка на чистовой участок, начинайте работу мягкой кистью, слегка прижимая ворс, чтобы не повредить тонкий штукатурный слой.

Если пережмете кисть, существует вероятность того, что некоторая часть извести поднимется и перемешается с краской, которая, высохнув, побелеет.

Но и толстый слой краски совсем недопустим, так как она не сможет впитаться в штукатурку и потом, после полного высыхания, обязательно осыплется и растечется. Так что запомните все эти моменты и повнимательнее следите за процессом работы.

Альтернатива живописи на сырой штукатурке

Техника расписывания сырой штукатурки довольно своеобразна. Сначала накладывают светлые краски в тех местах, что предусмотрены на рисунке, потом средние оттенки, а на заключительном этапе — самые темные. Затем мастер приступает к работе в обратном порядке : красит сперва темными красками, потом наносит средние оттенки, а уже в конце — светлые.

Отчего же все так сложно? Дело в том, что по мере своего продвижения от светлого тона к темному мастер дает время светлым краскам впитаться в штукатурку, а потом, двигаясь в обратном направлении, наблюдает, где поблекли светлые тона, чтобы при необходимости подкрасить поврежденные участки.

Обратный ход на втором этапе дает возможность накладывать на высохшие светлые участки, если это требуется, цвета потемнее.

Когда требуется некоторые участки выполнить в бледном цвете, к примеру, для изображения туманной дымки, в краску добавляют известковые белила, хотя они в малых количествах присутствуют во всех красках, предназначенных для росписи на стенах и служат для лучшего закрепления.


Живопись по сырой штукатурке

Когда мастер завершает роспись, а штукатурка почти подсохла, незаполненные зоны чистового грунта осторожно срезают с предыдущего слоя наружу.

Следующий новый участок чистого слоя накладывать аккуратно и вплотную , чтобы швы не были заметны.

Читайте о том, как можно использовать с образцами готовой каменной отделки докажут даже скептикам прелесть и привлекательность такого оформления интерьера.

Фото квартир-студий после отделки можно посмотреть .

Ознакомиться с нюансами обустройства интерьера кухни-гостиной в современном стиле можно по адресу:

Живопись по штукатурке требует большой аккуратности и внимательности, так как потом переделать поврежденный участок фрески будет невозможно, можно будет только либо вносить исправления, если возможно, либо начинать все снова.

Живопись на сухой штукатурке – совсем иная технология, используется крайне редко . Это совсем неплохая альтернатива, так как чистовой слой можно наносить сразу на весь участок стены, а увлажнять только в той зоне, где будет проводиться роспись. А раствор здесь потребуется особый – известковое тесто плюс 10% водного раствора казеинового клея. Получается жидкая смесь, похожая на молоко.

Наносить ее на штукатурку нужно три раза, но помните, что наносить последующий слой нужно бережно и только после высыхания предыдущего.

Для живописи на сухой штукатурке можно использовать любые краски – клеевые, масляные, но идеальна в использовании темпера.

Профессиональные мастера древних времен пользовались темперой, изготовленной собственноручно, но сегодня секреты по ее приготовлению утеряны. Да они и не нужны, ведь на сегодняшний день существует большое количество способов росписи по штукатурке.

Предлагаем для вдохновения посмотреть галерею фото фресок — настенной живописи:

Художественная роспись стен краской по сырой штукатурке известна уже более трех тысяч лет: художники из Египта первыми стали наносить фрески на стены храмов и дворцов, а затем этот способ украшения интерьера распространился по всему миру. Уникальности и уюта интерьеру такая роспись может добавить и в частном доме.

Недостатки и достоинства художественной росписи

Художественная роспись стен в интерьере имеет следующие положительные стороны:

  • созданная на стене композиция будет уникальной в своем роде;
  • роспись позволяет украсить стены совершенно разными композициями – от простых орнаментов до сложных пейзажных панно;
  • рисунки на стенах могут подчеркнуть любой интерьер.

Самый большой недостаток художественной росписи по штукатурке- необходимость наличия художественного таланта исполнителя

К недостаткам подобной росписи относятся:

  • сложность выполнения работы своими руками;
  • необходимость обладать умением рисовать;
  • стоимость работы при найме специалистов может быть очень высокой;
  • необходимость высокой скорости выполнения работы;
  • тщательная подготовка основания под роспись.

Особенности росписи стен по штукатурке

Роспись стен отличается следующими особенностями работы:

  • живопись по сырой штукатурке – сложная и длительная работа, которая требует контроля над отменным выполнением ее наемной силой;
  • прежде чем приступать к нанесению рисунка на стену, необходимо нарисовать эскиз с контурами будущего изображения;
  • при обрисовке набросков на стене контуры рисуют в тех участках, где предполагается наличие красок темного цвета;
  • роспись стен и потолков требует, чтобы основа была достаточно влажной. Определить необходимую степень влажности основания можно следующим образом: если после кисти на поверхности появляются разводы, этот участок штукатурки нужно снять шпателем и заново покрыть стену штукатурным составом. Некоторые мастера считают, что живопись по сухой штукатурке не отличается качеством результата, однако это не так.

Технология нанесения росписи

Художественная роспись стен своими руками осуществляется по следующей технологии:

  • подготовка поверхности под роспись;
  • приготовление штукатурного раствора;
  • нанесение штукатурки на поверхность;
  • художественная роспись потолков, стен и других поверхностей;
  • покрытие фрески воском.

При художественной росписи по штуктурке важно совпадение вкуса заказчика со стилем и техникой исполнителя

Подготовка основания

Чтобы подготовить поверхность потолка или стен, следуют простой технологии:

  • основание очищают от старого покрытия, загрязнений, пыли;
  • бетонные поверхности покрывают насечками, используя болгарку, в кирпичных стенах расчищают швы и делают неровности. Сделать стену шероховатой можно перфоратором, зубилом и молотком.

Готовим раствор

Известковая штукатурка готовится следующим образом:

  • известь гасят большим количеством воды и оставляют смесь настаиваться;
  • готовят наполнитель: дробят красный кирпич, промывают крупный речной песок, измельчают волокна льна или пеньку;
  • наполнитель и известковую смесь тщательно размешивают;
  • проверяют правильность соблюдения пропорций. Для этого в состав окунают и вытаскивают шпатель – если металл будет чистым, смесь готова.

Нанесение штукатурки на стены

Чтобы оштукатурить стены, домашнему мастеру необходимо:

  • тщательно намочить основание перед нанесением первого слоя штукатурки;
  • нанести тонкий слой состава на стену, разровнять и дать просохнуть;
  • смочить водой высохший первый слой и нанести поверх него второй слой;
  • убрать образовавшийся налет извести, увлажнить поверхность и нанести третий слой штукатурки.

Сложность данной техники в том, что рисунок должен быть нанесен быстро, до высыхания штукатурки

Роспись поверхностей

Роспись потолка и стен проводят поэтапно:

  • на штукатурку наносят эскиз и контуры будущего рисунка;
  • используя водяные краски, сначала наносят светлые тона на штукатурку, затем берут переходные и темные тона;
  • корректировка и детализация рисунка происходит в обратной последовательности – сначала наносят темные тона, после чего берут светлые.

Техника росписи по сухой штукатурке

Сухая фреска отличается меньшей долговечностью, чем «мокрая», а ее рисунок получится белесым. Перед нанесением рисунка сухую штукатурку затирают пемзой и увлажняют водой за час до росписи, после чего наносят рисунок и покрывают воском.

Стоимость работ по росписи стен

Цена росписи потолков и стен зависит от сложности рисунка и техники его исполнения, используемой краски. Стоимость такой работы стартует от полутора тысяч рублей за квадратный метр работы.

Пример художественной росписи стен в интерьере показан в видео:

Всепоглощающая страсть человечества к передаче собственных эмоций с помощью живописи прослеживается с первых наскальных рисунков, лаковых миниатюр и монументальных работ стеновой росписи. Заветной мечтой творческих натур является создание картины, а вернее фрески, выполненной в технике росписи по сырой штукатурке. Не спорим, творческий процесс росписи увлекательный, требующий определенных навыков и знаний, о которых мы поведаем.

Роспись по штукатурке

Бурное развитие цифровой технологии печати в содружестве с химической промышленностью упростила нанесение рисунков (печати) на любую поверхность. Не скроем, что данный способ оформления и декорирования, как и трафаретный, стал доступен для широкого потребления.

Копии живописных полотен, аккуратно наклеенных на стены, завораживают сюжетами и яркими красками, но что-то не хватает в этих штампованных рисунках. Совсем иное впечатление производит рисованная живопись по штукатурке.

Живопись (роспись) водяными красками, называемая фреской, известна со времен эпохи Возрождения.

Мастера украшали фресками дворцы и храмы, посвящая этому свою жизнь.

Живописные рукотворные фрески и картины великих Мастеров сохраняют прозрачность красок, яркость изображения и воздушность фактуры.

Искусство росписи требует от художника твердой уверенной руки, зоркого глаза и душевной чуткости.

В противном случае, не будут переливаться самоцветами краски, линии утратят свое изящество, а композиция желаемую ритмичность и гармонию. Роспись по сырой штукатурке в современном интерьере можно уверенно считать находкой декорирования. Стильность и оригинальность живописного рисунка способна украсить стены, потолок и даже двери квартир и домов.

Современная ручная стенная роспись по сырой штукатурке является трудоемким процессов и профессионально нанесенная высоко ценится.

Полезные советы

Существует два вида живописи: сухой способ нанесения краски и роспись по сырой штукатурке. Настенную живопись «по сухому» называют Альсекко, а роспись по сырой штукатурке Альфреско. Для сухого способа росписи используют краски, замешанные на воде, клеевой основе и желтках сырых яиц. Такая роспись более стойка к загрязнению и сырости, поэтому ее используют для росписи наружной стороны. В составе краски по сырой штукатурке: известь, песок, яичные белок и желток, растительные масла, натуральные краски, кирпичная крошка, лен и пенька.

Роспись по сырой штукатурке своими руками, поэтапная технология

Технология живописи по сырой штукатурке поддерживает естественные свойства извести в процессе высыхания переходить из жидкого состояния в коллоидно-кристаллическое вещество. В чем заключается сущность росписи? Известь, являясь основой штукатурного фона, в процессе реакции гасится водой, одновременно впитывая в созданный слой нанесенную краску.

Поэтому, увлажнение стены при росписи обязательно.

как сделать роспись собственноручно

Технологический цикл живописи состоит из этапов:

Специфичная подготовка поверхности

Нанесение слоев штукатурки с обязательным высыханием предыдущего слоя

Подготовка рисунка для живописи и нанесение его на поверхность

Технология росписи по сырой штукатурке многослойная. Количество накладываемых слоев составляет от 4 до 7. Подготовке стен к последующей росписи уделяют особе внимание.

выбор расположения рисунка

Будущий рисунок предпочтительнее расположить на свободной стене. Не помешает предварительно сделать эскиз размещения с уточненными размерами рисунка относительно высоты стены. Расположение рисунка возможно в нише и в простенках рядом с дверью или окном. Приветствуется естественное освещение будущей фрески.

подготовка стен к росписи

Скажем откровенно, подготовленная к росписи стена должна иметь неприглядный вид: неглубокие щели, выбоины с рваными краями и пазы. Все это необходимо для хорошего сцепления наносимых слоев с основанием. Стену портят с использование насадок перфоратора и молотка.

нанесение штукатурных слоев

Раствор штукатурки под роспись готовят с использованием кирпичной крошки и извести. Для приготовления штукатурки добавляют известь и гасят большим количеством воды до прекращения реакции.

Состав штукатурки:

базового слоя — 1 часть известь, 3 части наполнителя,

лицевого слоя — 1 часть извести, 2,2 части наполнителя.

Первый слой наносят толщиной от 2 до 4 см без затирки, оставляя грубые неровности на поверхности. Первые слои являются грунтовочными, поэтому их толщина более высокая. Сушка грунтовочного слоя составляет от 12 суток. Наносимые последующие слои более тонкие.

После окончательного высыхания всех слоев, последний лицевой слой увлажняют и начинают выполнять роспись.

Полезные советы

Грунтовочный слой для лучшего сцепления со стеной необходимо уплотнить. Для этого можно использовать плотные плоские предметы, которыми слегка простукивают нанесенный слой в процессе высыхания. Затем перед созданием следующего слоя наносят неглубокие вертикальные и горизонтальные линии. Последний слой должен иметь толщину от 1 до 3 мм и содержать просеянный кварцевый песок.

подготовка рисунка для живописи

Постепенно, усложняя рисунок, можно переходить к «букету в разброску» и картинам с перспективой.

Выбранный рисунок наносят на стену методом припорашивания.

Подготовленный рисунок на бумаге разрезают на отдельные фрагменты, одинаковые по размеру и рассчитанные на одиночный сеанс живописи. Контур эскиза переносят на свеженанесенную штукатурку с использованием иглы методом выдавливания или прокалывания.

Создать контур рисунка на стене можно с использованием диапроектора или эпидиаскопа.

Полезные советы, как сделать копию картины, показано в видео.

нанесение краски

Перед началом нанесения краски на рисунке, расположенном на стене, определяют осевую линию (линию равновесия). Первый маховый мазок при кистевом письме на плоскости начинают с крупных элементов и цветов. Затем постепенно переходят к меньшим элементам рисунка.

Своеобразие техники нанесения краски по сырой штукатурке заключается в первоначальном нанесении светлой краски, затем краски средник оттенков и самых темных. По мере нанесения светлого тона к более темному тону, краска впитывается в свежий штукатурный слой и немного блекнет. Поэтому после первого нанесения краски необходимо пройтись по рисунку и прокрасить темными красками, затем средними тонами и по окончании росписи светлыми.

Следующим этапом нанесения краски является световая моделировка: тоновая и теневая. Техника моделировки заключается в раскрытии фона рисунка или орнамента, создании падающих теней и подложки. Прокладка основных тонов создает плотность рисунка. Следующим этапом является процесс подмалевки и лессировки.

На этапе подмалевки подкрашивают и акцентируют динамику рисунка посредством светлого лессирующего слоя. В заключение процесса росписи фрагмента «по сырому» делают бликовку и прорисовку (чертежку).

Переход от каждого участка росписи к краю незаполненного фрагмента аккуратно срезают ножом и разглаживают до исчезновения шва. На новом фрагменте роспись повторяют идентично предыдущему.

Полезные советы

Известно, что для создания фрески и росписи всегда востребованы опытные мастера и специалисты.

Дороговизна краски и не менее дорогих крупных колонковых кистей для рисования должна заставить задуматься, а стоит ли игра свеч и в состоянии ли вы воспроизвести правильно рисунок. Не скроем, что живопись и роспись интерьера доступна состоятельным людям.

Роспись по сырой штукатурке называется фреской. Этот стиль корнями уходит во второе тысячелетие до нашей эры. Люди начинали заниматься росписью еще во времена эгейской культуры. Для этого использовались краски, в которых клей и казеин были связующими веществами.

Исторические сведения

Техника напоминала а секко. Что это значит? Речь идет о стенной живописи по В то время материалы были легкодоступны. Кроме того, исполнение отличалось простотой. В античный период это сильно повлияло на популярность фресковой росписи. Вместе с тем изделия отличались практичностью и долговечностью. Во времена зарождения и расцвета христианства данный стиль часто использовался для украшения внешних и внутренних поверхностей соборов и каменных храмов. В Древней Руси роспись стен (фото представлено ниже) была смешанного типа. Использовались различные способы. Живопись по сырой штукатурке красками дополнялась темперно-клеевым методом. С помощью него прорабатывался фон и верхние прописки. Также использовались разнообразные связующие материалы (яйцо, растительные клеи и так далее). Что касается периода эпохи Возрождения, то для измерения мастерства художника основополагающим стало владение искусством фрески. Именно в этот период в Италии живопись по сырой штукатурке достигла пика в своем развитии.

Основные виды исполнения

С давних времен в Италии после вынесения окончательного решения относительно композиции и структуры письма, а также выполнения эскиза создавался картонный макет. На нем художник мог воспроизвести свои замыслы. Это касается структуры и цвета композиции в полном масштабе. Если же роспись по сырой штукатурке была слишком большой, то поверхность делили на участки. Разграничение делалось по контурам деталей, которые обычно находились в затемненных областях. Благодаря этому в дальнейшем шов разделения цветов был малозаметным. Для переноса их контуров использовалось передавливание или проколы через кальку. Подготовительный слой тщательно разглаживался, для того чтобы избежать подтеков.

Принципы оформления

Художественная является довольно трудоемким занятием. В данном случае требуется большой опыт работы. Роспись продолжается до тех пор, пока кисть легко скользит по поверхности. Техника живописи по сырой штукатурке имеет ряд особенностей. К примеру, если кисть начнет оставлять за собой борозды на поверхности, это будет означать, что краска больше не проникает внутрь и, соответственно, не закрепляется. Необходимо срезать данный участок. Прежде чем продолжать роспись, требуется нанести новый слой. Живопись по сырой штукатурке является своеобразной в плане техники выполнения. Изначально накладываются исключительно светлые цвета в соответствии с заготовленным эскизом. После этого наступает очередь средних оттенков и только потом - темных. Далее начинается обратный процесс. Осуществляется переход от темного к светлому. Благодаря этому последние тона впитываются, и их можно подкорректировать в тех местах, где они получились слишком блеклыми. После того как окончательно завершится роспись стен (фото в статье иллюстрируют несколько вариантов готового рисунка), а раствор полностью высохнет, начинается шлифовка и натирка воском. При этом с предыдущих слоев аккуратно снимаются высохшие области незаполненного грунта.

Изготовление сопутствующих материалов

Живопись по сырой штукатурке основывается на естественных свойствах, присущих извести. Дело в том, что при высыхании из жидкого вещества она постепенно превращается в коллоидно-кристаллическое. От качества извести зависят многие факторы. К примеру, сохранность законченного изображения, а также весь ход работы. Поэтому, для того чтобы получилась красивая живопись на стене, требуется специальная штукатурка. Нужен самый лучший сорт хорошо обожженной извести. Далее необходимо "загасить" ее. Для этого нужна емкость, наполненная достаточным количеством воды. Туда осторожно всыпается известь. Требуется соблюдать аккуратность. Во время гашения известь очень сильно нагревается. Затем ей нужно дать выстояться в воде. Необходимо, чтобы она пробыла в мокром состоянии как можно больше времени. Желательный минимальный период - год. Однако в некоторых случаях загасить известь заблаговременно не представляется возможным. Поэтому допускается использование растворов с гораздо меньшим сроком выдержки.

Дополнительные элементы

Длительность периода, в течение которого будет держаться художественная роспись стен, во многом зависит от используемых материалов. Наполнитель для раствора традиционно имеет несколько вариаций. Кирпичная крошка по-прежнему считается самой лучшей из них. Она имеет массу преимуществ. Вода в сыром штукатурном растворе, а также разведенная в ней известь при намокании кирпича входят в его поры. В процессе высыхания все это очень медленно выходит на поверхность. Таким образом, период засыхания штукатурки продлевается. Растягивается и время работы над изображением. Что касается постепенности высыхания, то благодаря ему обеспечивается глубокое "прорастание" кристаллов извести в основание.

Альтернативные варианты

Кирпичная крошка - это не единственный материал, который может дольше сохранить живопись по сырой штукатурке. В данном случае альтернативой является песок. Стоит отметить, что рекомендуется применять именно речной. Дело в том, что он отличается самыми разноразмерными крупицами. По этой причине речной песок обладает таким свойством, как высокая плотность. Данный фактор является очень важным. Это обусловлено тем, что известь, входящая в штукатурный раствор, технически превращается в минеральный "клей". С помощью него частицы наполнителя скрепляются между собой. КПД извести тем больше, чем они плотнее прилегают друг к другу. Так штукатурное покрытие становится прочнее. Льняное волокно (его еще иногда называют рубленой пенькой) является наполнителем, причем не менее важным, чем песок. Благодаря ему штукатурный слой становится гораздо менее хрупким. Он приобретает устойчивость к небольшой деформации, а также дополнительную пластичность.

Процесс нанесения: первый этап

Перед тем как начинать роспись стен по сырой штукатурке, необходимо все тщательно подготовить. В особенности это касается панелей, на которые будут наноситься материалы. Кирпичная стена - самое лучшее основание для фрески. Если предстоит работать с бетоном, то рекомендуется сделать его поверхность неровной. Допускается создание выбоин и неглубоких отверстий. В данном случае не обойтись без ручных отбойных молотков. Также можно воспользоваться перфоратором. Такой инструмент имеет функцию Встречаются случаи, когда стена для фрески предварительно оштукатурена. Тогда нужно постараться сбить старый слой. Если есть места, где это не удается, нужно просто очистить их от грязи, пыли и краски.

Основной процесс

Штукатурный раствор наносится в 2-3 слоя. Перед этим рекомендуется хорошо смочить основание. Если грунт трехслойный, то первый из них должен хорошо просохнуть. Затем он смачивается водой до полного насыщения. Далее наносится остальное покрытие. Технология двухслойного грунта несколько отличается от предыдущего варианта. В этом случае первому покрытию дают основательно окрепнуть. Однако полное высыхание не допускается. После этого можно наносить последний слой штукатурки. Именно он заглаживается под живопись. Это и есть интонако. Для того чтобы можно было наносить последующие слои, поверхность штукатурки очищают от образующейся известковой корки при помощи шпателя.

Работа с интонако

Этот слой наносится так, чтобы штукатурку можно было начать использовать уже через полчаса (максимум 1,5 часа). Минимальное количество заглаживаний поверхности - два раза. Это делается перед тем, как начинается роспись стен. Живопись - процесс достаточно сложный, и могут быть ошибки. Для того чтобы избавиться от них, художник может воспользоваться шпателем, заравнивая и прижимая дефекты. Таким образом нарушается образующаяся кристаллическая корка.

Маленькие нюансы

Любая фресковая штукатурка в процессе высыхания дает небольшую усадку. Это во многом зависит от раствора: чем он гуще, тем последняя меньше. Так, рекомендуется минимальное количество воды. Во многих древних источниках указывается, что известь, которая подходит для штукатурного замеса, прежде всего проверяется по такому параметру, как густота. То есть шпатель, окунаемый в раствор, должен оставаться сухим.

Основная работа с фреской

Написание фрески должно происходить быстро, но в то же время без поспешностей. Желательно, чтобы время, затраченное на размышление и переделки, было сведено к минимуму. Мастер должен заранее представлять окончательный вариант будущего изображения, причем во всех деталях. То есть требуется ясная схема, которая будет отражать порядок работ.

  1. Создание рисунка.
  2. Работа с локальными тонами.
  3. Разделка изображения с помощью света и теней.

При такой последовательности работы полезность высыхающей извести используется максимально.

Алгоритм действий

На начальном этапе будет еще достаточно сырой. В это время делается рисунок. Причем процесс его создания заключается в творческом поиске и нахождении лучшей выразительной "конструкции". С технической точки зрения это объясняется так: в первоначальный план изображения на этапе рисунка могут быть внесены требуемые исправления. Однако к его окончанию для каждого локального цвета должны быть четко определены пространственные границы. После того как создание рисунка завершится, необходимо "раскрыть" изображение. Для этого по всей его поверхности наносятся При этом белых пятен не оставляется. Далее наносится новый поверхностный слой. Он состоит из пигмента, растворенного в воде. Благодаря ему образующаяся кристаллическая корка начнет слегка разрушаться. Итак, поверхность будущей фрески уже раскрыта. Далее на первый план выходит теневая моделировка. Изначально она проводится на острых частях тела и лике, а затем на одежде и других деталях. Уже после этого можно проводить высветление с использованием мелкотертой извести вместо белил. Причина в том, что известь, растворенная в штукатурке, может без проблем входить в соединение со смесью. Таким образом, даже на почти высохших поверхностях цвета будут надежно закреплены. В некоторых случаях можно наткнуться на определенные проблемы. Они заключаются в опасности пересыхания стены. Для того чтобы минимизировать эти риски, в состав пигментов, предназначенных для теней и окончательных описей, вводится желток, который разбавлен водой. Он не обеспечивает компенсации высыхания штукатурки. Однако в результате соединения с известью образуется клеящее вещество. Оно способно хорошо удерживать краски на живописных поверхностях.

Дополнительная информация

В процессе работы фрескист должен учитывать все особенности исполняемой техники. Необходимо помнить о том, что глауконит, желтая охра и все колера, содержащие известь, сильно высветляются после высыхания штукатурки. Прежде всего это зависит от характера носителя, на который она накладывается. В некоторых случаях даже хорошо промоченная стена может продолжать очень быстро впитывать в себя влагу. Соответственно, фреска начнет стремительно высыхать. К примеру, штукатурка нанесена на бетон или на другое основание, не впитывающее воду. В этом случае процесс высыхания будет намного более медленным, если использовать трехслойный грунт. При работе очень важно не допускать даже малейших нарушений штукатурной целостности. Подобное может произойти в том случае, если мастер кистью пытается произвести смешивание накладываемого цвета с еще не подсохшим оттенком, наложенным ранее, прямо на поверхности штукатурки. Делать этой крайне не рекомендуется. Дело в том, что краска перемешается с известью, входящей в состав штукатурки. После того как это место засохнет, оно будет выделяться излишней бледностью на поверхности живописи.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: