Институт президентства в РФ: становление, структура, функции. Что такое институт президентства? Коротко о президентской власти в России Институт президентства в рф был утвержден

Постановление Совета Федерации РФ о назначении выборов президента РФ на 18 марта 2018 года. С этого момента в России начинается избирательная кампания. Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал об истории должности президента в РФ.

История учреждения института президентства

Институт президентства в России ведет свое начало с 15 марта 1990 г. В этот день генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачев на III внеочередном съезде народных депутатов СССР был избран президентом Советского Союза.

12 июня 1990 г. I съезд народных депутатов РСФСР принял декларацию о государственном суверенитете России. Первоначально съезд высказался против введения в республике поста президента. Однако затем по инициативе трети народных депутатов (согласно требованию Конституции) вопрос об учреждении такой должности был вынесен на всероссийский референдум.

Голосование состоялось 17 марта 1991 г., одновременно с общесоюзным референдумом о сохранении СССР. Всего в списки избирателей были включены 101 млн 776 тыс. 550 человек. Из них приняли участие в референдуме 76 млн 425 тыс. 110 (75,09%). За введение поста президента республики высказались 53 млн 385 тыс. 275 человек (69,85%), против - 21 млн 406 тыс. 152 (28,01%). Недействительными было признано 1 млн 633 тыс. 683 бюллетеня (2,14%). Голосование не проводилось в Северо-Осетинской, Татарской, Чечено-Ингушской и Тувинской автономных республиках, органы власти которых бойкотировали референдум.

24 апреля 1991 г. Верховный совет РСФСР утвердил итоги плебисцита: были приняты законы "О Президенте РСФСР" и "О выборах Президента РСФСР". 24 мая 1991 г. соответствующие изменения были внесены в действующую на тот момент Конституцию РСФСР 1978 г.

Полномочия президента в 1991 году

Согласно закону, президент являлся высшим должностным лицом и главой исполнительной власти в стране. На этот пост мог быть избран гражданин республики не моложе 35 и не старше 65 лет. Срок президентских полномочий составлял пять лет.

При этом Съезд народных депутатов РСФСР обладал значительно большими полномочиями, чем глава государства. Согласно ст. 104 Конституции, именно съезд являлся высшим органом власти в России. К его исключительному ведению относилось определение внутренней и внешней политики; принятие Конституции и внесение в нее поправок; изменение национально-государственного устройства республики, а также избрание членов Конституционного суда РСФСР.

Кроме того, съезд мог отменять любые акты высшего должностного лица республики. Президент мог назначать главу правительства, а также распускать кабинет министров только с согласия Верховного совета РСФСР (постоянно действовал в период между созывами съезда, избирался на съезде из числа народных депутатов). По Конституции, глава государства не имел права распускать Съезд народных депутатов и Верховный совет РСФСР, а также приостанавливать их деятельность.

Изменения полномочий президента в 1992 году

Выборы первого российского президента состоялись 12 июня 1991 г. Победу на них одержал Борис Ельцин, набравший 57,38% голосов избирателей. 25 декабря 1991 г. РСФСР решением Верховного совета была переименована в Российскую Федерацию, президент республики стал именоваться президентом Российской Федерации.

9 декабря 1992 г. VII съезд народных депутатов РФ расширил полномочия российского парламента. Было установлено, что Верховный совет дает согласие не только на назначение президентом главы правительства, но также и четырех ключевых министров: иностранных дел, обороны, безопасности, внутренних дел. Тогда же парламент получил право назначать председателя Центрального банка РФ.

Изменения были внесены также в ст. 121-6 Основного закона, гласившую, что полномочия президента не могут быть использованы для роспуска либо приостановления деятельности избранных органов госвласти. Согласно поправке, в случае нарушения этой статьи полномочия президента "прекращаются немедленно".

Кризис 1993 года

В 1992-1993 гг. развернулось острое противостояние между президентом РФ Борисом Ельциным и Съездом народных депутатов РФ. Глава государства стремился ликвидировать конституционные ограничения своих полномочий. Парламент, в свою очередь, выступал против проводимой президентом и его командой социально-экономической и внешней политики. Депутаты также отказывались сохранить за главой государства чрезвычайные полномочия, предоставленные ему на V съезде народных депутатов РСФСР в ноябре 1991 г. для проведения экономической реформы.

21 сентября 1993 г. президент РФ подписал указ №1400 "О поэтапной конституционной реформе", которым был распущен Съезд народных депутатов и местные Советы, назначены выборы в новый парламент - Федеральное собрание. В тот же день Конституционный суд РФ признал это решение противоречащим Основному закону. Согласно Конституции, Верховный совет РФ прекратил полномочия Бориса Ельцина как главы государства и возложил их исполнение на вице-президента РФ Александра Руцкого.

В течение последующих дней здание Верховного совета на Краснопресненской набережной в Москве было блокировано внутренними войсками и милицией, исполнявшими приказы Ельцина. Митинги сторонников Съезда народных депутатов в течение двух недель встречали силовое противодействие органов МВД. 4 октября 1993 г. верные Борису Ельцину войска после танкового обстрела взяли штурмом здание парламента и арестовали Александра Руцкого, председателя Верховного совета РФ Руслана Хасбулатова и других руководителей оппозиции. Во время октябрьских событий погибли свыше 140 человек, несколько сотен получили ранения.

Полномочия президента РФ в Конституции 1993 года

12 декабря 1993 г. состоялось всенародное голосование по проекту новой Конституции. В списки избирателей были внесены 106 млн 170 тыс. 835 человек. В голосовании приняли участие 58 млн 187 тыс. 755 (54,81%) избирателей. Из них 32 млн 937 тыс. 630 (58,43%) проголосовали за принятие Основного закона. Против высказались 23 млн 431 тыс. 333 (41,57%).

В Конституции РФ 1993 г. полномочия президента были значительно расширены. Основной закон исходит из главенствующего положения первого лица в системе государственных органов власти, что отражено и в очередности глав Конституции: глава 4 "Президент Российской Федерации" предшествует главе 5 "Федеральное Собрание". Согласно ст. 80 Основного закона, президент получил статус "главы государства", "гаранта" Конституции, а также прав и свобод человека и гражданина. Он занимает особое место в системе власти и не входит непосредственно ни в одну из ее ветвей.

В Основном законе к компетенции президента относится определение российской внутренней и внешней политики. Его указы и распоряжения обязательны к исполнению на всей территории РФ. Также глава государства получил право единолично принимать решение об отставке правительства (назначение премьера происходит по-прежнему с согласия парламента). Кроме того, президент представляет Госдуме кандидатуру для назначения на должность председателя Центробанка, Совету Федерации - кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного суда.

Срок пребывания первого лица у власти в 1993 г. был сокращен до четырех лет. Право быть избранными на этот пост получили граждане РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающие в стране не менее 10 лет. Согласно п. 3 Заключительных и переходных положений Конституции, президент Борис Ельцин осуществлял свои полномочия до окончания своего первоначального срока, то есть до 1996 г. (в том же году был переизбран).

Изменения полномочий президента после 2000 года

31 декабря 1999 г. Борис Ельцин объявил о своей досрочной отставке и возложил исполнение обязанностей главы государства на премьер-министра РФ Владимира Путина. 26 марта 2000 г. Владимир Путин был избран президентом России, в дальнейшем переизбирался в 2008 и 2012 гг.

В 2000-е гг. в Основной закон РФ был внесен ряд поправок, которые расширили права главы государства. В соответствии с изменениями от 30 декабря 2008 г., срок полномочий президента был увеличен до шести лет (начиная с выборов 2012 г.).

В 2014 г. глава государства получил право назначать не более 10% (17 человек) членов Совета Федерации РФ. Кроме того, он стал представлять верхней палате Федерального собрания кандидатуры для назначения на должность судей Верховного суда, а также кандидатов на пост генерального прокурора и его заместителей.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФИЛИАЛ В Г. НАРО-ФОМИНСКЕ

Факультет документоведения

Специальность – Документоведение

и документационное обеспечение

управления

Тимошенко Александр Викторович

ИНСТИТУТ ПРЕЗИДЕНТСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Курсовая работа

по дисциплине «Современная организация государственных учреждений России»

студента I курса группы ДОУ 1-5

Научный руководитель-

доцент, к.и.н. Шаповалова Л.Д.

Наро-Фоминск 2007

Введение

Глава 1. Предпосылки введения института президентства в России

Глава 2. Место Президента в системе органов государственной власти.

Глава 3. Развитие законодательства о выборах Президента РФ в 1991-2000 годах

Глава 4. Полномочия Президента РФ

§1. Полномочия Президента РФ, связанные с органами законодательной власти

§ 2. Полномочия Президента РФ, связанные с исполнительными органами власти

§ 3. Полномочия Президента РФ, связанные с судебными органами власти

§ 4. Полномочия Президента РФ в области обороны страны и обеспечения безопасности государства

§ 5. Полномочия Президента РФ в области внешней политики

§ 6. Полномочия Президента РФ по отношению к субъектам федерации

§ 7. Иные полномочия Президента РФ

Глава 5. Основные структуры института президентства в России

§ 1. Администрация Президента РФ

§ 2. Совет Безопасности РФ

§ 3. Полномочные представители Президента РФ

§ 4. Государственный совет РФ

Заключение

Список использованных источников и литературы

Список принятых сокращений

Приложение 1. Структура института президентства в Российской Федерации

Приложение 2. Структура межведомственных комиссий Совета Безопасности РФ


ВВЕДЕНИЕ

Демократические преобразования, проводимые в Российской Федерации в начале 90-х годов, привели к необходимости поиска новой модели организации государственной власти. Основой такой модели послужили общепризнанный в современном мире принцип разделения властей, а также введение института президентской власти. Для России данный институт являлся новым. С мая 1991 года, когда он был введен в Российской Федерации был накоплен определенный опыт, который требует обобщения. В Российской Федерации произошло становление, не только института президентской власти, но и парламентаризма, независимой судебной власти, органов исполнительной власти.

Целью данной работы является выявление особенностей института президентской власти в РФ.

Задачи работы состоят в следующем:

· исследовать становление института президентской власти в РФ и его взаимодействие с другими органами власти;

· показать изменения законодательства о выборах Президента РФ;

· провести анализ полномочий Президента РФ в различных сферах его деятельности;

· провести анализ деятельности структур института президентства в РФ.

Для написания данной работы была использована литература, в которой в достаточно полной мере рассматриваются закономерности становления института президентской власти в России, его место в органах государственной власти, проблемы формирования и эффективного функционирования данного института такие как монография Г.В. Дёгтева «Становление и развитие института президентства в России», рассматривающая и анализирующая аспекты института президентства в Российской Федерации, его место в системе органов государственной власти, проблемы функционирования и формирования данного института в Российской Федерации, а также перспективы развития президентства в России, и учебник Т.Г. Архиповой и Е.П. Малышевой по «Современной организации государственных учреждений России», в III разделе которого рассматривает становление и развитие института президентства в РФ. Также изучения вышеперечисленных вопросов были использованы такие источники как Конституция Российской Федерации, Федеральные законы РФ «Об основах государственной службы Российской Федерации», «О выборах Президента Российской Федерации», Указы Президента РФ «О полномочном представителе Президента РФ в регионе РФ», «Об аппарате Совета Безопасности РФ», «О дополнительных мерах по совершенствованию структуры Администрации Президента РФ», «О полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе», «О государственном Совете Российской Федерации», «Об Администрации Президента РФ».

Данная работа содержит в себе 5 глав:

· Глава 1 посвящена предпосылкам введения института президентства в России, а также его становлению на начальном этапе;

· В главе 2 рассматривается компетенции Президента по взаимодействию с другими органами государственной власти;

· В главе 3 проводится анализ развития законодательства о выборах Президента РФ;

· Глава 4 характеризует президентские полномочия в различных сферах его деятельности;

· В главе 5 раскрывается механизм функционирования и структура президентской власти в РФ.

ГЛАВА 1. ПРЕДПОСЫЛКИ ВВЕДЕНИЯ ИНСТИТУТА ПРЕЗИДЕНТСТВА В РОССИИ

В марте 1990 года на 3-ем съезде народных депутатов был учрежден пост Президента СССР. Стало ясно, что Президент нужен и России – как высшее должностное лицо, которое будет заботиться об укреплении самостоятельности, о представительстве и защите его интересов.

Выбор оптимальной модели института президентства в России стал одной из ключевых проблем при подготовке проекта новой Конституции России. В конституционной комиссии стал вопрос: быть ли Президенту главой исполнительной власти, или исполнительная власть должна возглавляться правительством. Конституционной комиссией был поддержан вариант президентской республики, в воплощенный с незначительными коррективами в Законе «О Президенте РСФСР» 1991 года.

При разработке президентской модели стоял вопрос, либо Президент должен быть ответственным перед народом за суверенитет государства, за надежность и целостность государственной системы, за разумное сотрудничество государственных органов, либо он должен быть хозяйственником – управленцем. Было принято решение, что «Президент не должен быть всероссийским «управдомом». Он должен управлять властью, на основе строгого разделения властных функций. Роль «управдома» должно было взять на себя Правительство – Совет Министров, избираемый парламентом и отвечающий перед ним». Критики учреждения в системе государственных органов РСФСР поста Президента считали, что тем самым создаются реальные условия для сосредоточения власти в руках одного человека, и что учреждение поста Президента России будет способствовать не укреплению Союза ССР, а его разрушения. Сторонники института президентства доказывали неспособность депутатского корпуса проводить радикальные изменения в политической и экономической жизни государства, они противопоставляли законодательной власти мобильную исполнительную власть.

Концепция института президентства, где президент – глава исполнительной власти и высшее должностное лицо представлялось многим депутатам более демократической, чем аналогичный институт власти на уровне Союза ССР.

Статья 5 Закона «О Президентстве РСФСР» от 24 апреля 1991 года, закрепила Президентские полномочия, которые стали фундаментом института Президентства в России, сочетающего два основных компонента статуса Президента: фактического главы государства и конституционного главы исполнительной власти.

Но даже при столь серьезных изменениях высших органов России, главную роль по прежнему играли Съезд и Верховный совет РСФСР, т.к. все полномочия Президента определялись самим парламентом; бюджет, все программы Президента, его администрация, вся исполнительная власть финансировалась парламентом; парламент оставил за собой право отменить любой указ Президента; парламент оставил за собой право отрешить от должности Президента РФ. Видимо поэтому из 898 принявших участие в голосовании народных депутатов 690 высказалось за одобрение Закона «О Президенте РСФСР»

После проведения референдума были приняты законы РСФСР от 24 апреля 1991 года «О Президенте РСФСР», «О выборах Президента РСФСР» и от 27 июня 1991 года «О вступлении в должность Президента РСФСР». Были внесены соответствующие изменения и дополнения в Конституцию РСФСР 1978 года, в которой появилась специальная глава. На основе этих законодательных актов первый Президент России был избран путем всеобщих, прямых, равных выборов при тайном голосовании 12 июня 1991 года. Им стал Б.Н. Ельцин, занимавший до этого должность председателя Президиума Верховного Совета РСФСР.

Введение поста Президента России стало следствием прогрессивных демократических процессов в российском обществе и в его политической системе. Оно отразило процесс трансформации политической власти из системы партийных органов и организаций в систему государственных органов и организаций, включая институт президента и Советы.

Существовали и другие причины:

Во-первых, стремление заполнить с помощью введения поста Президента РСФСР своеобразный «вакуум», который возник в процессе проведения экономических и политических реформ, когда «старая система, в которой партия была верховным органом управления изжила себя и демонтируется. Происходящие процессы оказались неподкрепленными в должной степени созданием сильных взаимоуравновешивающих и взаимоконтролирующих структур в государственной системе, роль которых выполняла раньше партия».

Во-вторых необходимость изменения федеративных связей. Президент РСФСР должен был выступать координатором во взаимоотношениях между суверенными республиками.

В-третьих необходимость иметь интегрирующую силу не только в политической системе общества и системе разделения властей, но и в самом обществе.

В-четвертых необходимость усиления исполнительной власти и повышения эффективности управления.

Помимо всего прочего учреждение поста Президента РСФСР связывалось в определенной мере с необходимостью за счет оперативности президентской власти принимать быстрые решения по текущим, требующим оперативного вмешательства вопросам.

Президент РСФСР в соответствии с законодательством 1991 года наделялся широкими полномочиями. Он обладал традиционными для глав всех государств законодательными полномочиями; подписывал и обнародовал законы, принятые Верховным Советом РСФСР, и мог вернут закон для повторного рассмотрения в Верховный Совет (полномочия не распространялись на акты высшего законодательного органа - Съезда народных депутатов РСФСР), обладал правом законодательной инициативы.

Президент наделялся широкими полномочиями в сфере исполнительной власти: назначал и освобождал от должности всех членов Совета Министров (согласие Верховного Совета требовалось только для назначения Председателя Совета Министров и для принятия Президентом отставки Правительства в целом); принимал меры по обеспечению государственной и общественной безопасности и т.д.

Однако институт президентства в России до 12 декабря 1993 года в полной мере не отрицал полновластия Советов, поскольку закреплял подотчетность Президента Съезду народных депутатов.

Указа Президента РФ № 1400 от 21 сентября 1993 года «О роспуске Верховного Совета, Съезда народных депутатов России и проведении выборов в Федеральное Собрание и Выборов Президента РФ» ломал действующую государственную систему и фактически вводил президентскую республику. «Была подведена черта под советской формой государственной организации в России. Вслед за Верховным Советом были ликвидированы советы нижестоящих уровней».

12 декабря 1993 года состоялись выборы в новые органы законодательной власти и референдум по новой Конституции. Согласно Конституции 1993 Президент занимает в системе федеральных государственных органов, сформировавшихся после 1993 года, особое положение, которое будет рассмотрено ниже.

Таким образом из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что в начале 90-х годов введение института президентства в России было жизненно необходимо, в связи с создавшейся политической и экономической обстановкой. Оно отразило процесс трансформации политической власти из системы партийных органов и организаций в систему государственных органов и организаций, включая институт президентства и Советы.


ГЛАВА 2. МЕСТО ПРЕЗИДЕНТА В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

Согласно Конституции РФ главенствующую роль в государственной системе играет Президент РФ. Статус главы государства предопределяет объем его полномочий по обеспечению единства и устойчивости системы государственной власти, ее эффективного функционирования в условиях разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную. Президент должен обеспечить положение, при котором все органы государственной власти выполняют свои конституционные обязанности в пределах своей компетенции.

Положение Президента в системе органов государственной власти связано с конституционными прерогативами главы государства по отношению прежде всего к исполнительной власти.

Наделенные широкими полномочиями и постоянно взаимодействующие Президент и правительство – два самостоятельных носителя государственной власти, в значительной степени соприкасаются при выполнении возложенных на них функций. Взаимоотношение Президента РФ с Правительством регламентируются не только Конституцией, но и федеральными законами

Президент обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие Правительства и других органов власти, прежде всего с палатами Федерального собрания.

Президент может влиять на деятельность Правительства: утверждает структуры федеральных органов исполнительной власти; назначает заместителей Председателя Правительства и министров; право председательствовать на заседаниях Правительства; контроль за законностью его актов; непосредственная подчиненность ему силовых ведомств. Президент имеет право отправлять Правительство в отставку, или принять отставку премьера, которая влечет за собой отставку Правительства в целом.

В связи с этим правительство органы исполнительной власти более тесно связанны с Президентом, нежели другие ветви власти.

В судебной сфере Президент РФ представляет Совету Федераций кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда. В сою очередь, при решении вопроса отрешения Президента от должности Верховный Суд дает заключение о том, что в действиях Президента имеются признаки состава преступления; Конституционный Суд дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

Объединительная функция Президента РФ проявляется в том, что он, согласно Конституции, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президенту предоставлено право использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Федерации, а также между органами государственной власти этих субъектов.

В основе регулирования отношений между Президентом и Федеральным Собранием лежит обеспечение самостоятельности и независимости этих властных институтов, но это не значит, что они полностью разделены. С одной стороны, установлены обязательные связи между ними (обращение Президента к Федеральному Собранию, представление Президентом законопроектов, кандидатов на соответствующие должности). С другой стороны существует система противовесов в виде возможности отрешения Президента от должности и роспуска Президентом Государственной Дымы Федерального Собрания. Президент вправе принимать указы и распоряжения. Президент может отклонить федеральный закон, принятый Государственной Думой, но в установленном порядке Государственная Дума и Совет Федераций могут преодолеть это вето.

При Президенте действует ряд консультационных органов: Совет Безопасности, учрежденный Указом Президента РФ от 3 июня 1992 года и Государственный Совет, образованный 1 сентября 2000 года, где он председательствует. Президент формирует также свою администрацию и осуществляет общее руководство ею. При этом сама администрация органом власти не является. В структуру президентской власти входят полномочные представители Президента в федеральных округах.

Реализуя свои конституционные полномочия, Президент через своих полномочных представителей в Государственной Думе, Совете Федераций и Конституционном Суде РФ взаимодействует с законодательной и судебной ветвями власти.

Место Президента в системе органов государственной власти определилось не сразу. С введением в РСФСР института президента и выборами первого Президента РСФСР была заложена основа конституционного кризиса. Кризис был предопределен половинчатостью конституционной реформы 1990-1991 годов, когда в Конституцию РСФСР 1978 года были введены элементы механизма разделения властей и введена должность Президента РСФСР, при сохранении неопределенного статуса Съезда Народных Депутатов как высшего органа государственной власти, имеющего право принять к своему рассмотрению и решить любой вопрос, отнесенный к ведению РСФСР. Это привело к противоречиям конституционных норм, не разграничивших полномочия исполнительной, законодательной и судебной власти.

Это спровоцировало противостояние и противопоставление формальных полномочий исполнительной власти во главе с Президентом РСФСР и законодательных органов в лице Съезда Народных Депутатов и Верховного Совета РСФСР.

Замена Советов народных депутатов другой системой представительных учреждений в 1993 году представлялась решением развязки противоречий в системе государственной власти. Все вопросы и проблемы, касающиеся взаимоотношений и взаимодействия главы государства и парламента были сформулированы в проекте новой Конституции 1993 года.

Конституция 1993 года поставила точку в разногласиях между Президентом и парламентом. Парламент становился в прямом смысле законодательным органом и статусно выравнивался с другими ветвями власти, обеспечивая тем самым необходимый конституционно-правовой баланс.


ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ВЫБОРАХ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 1991-2000 ГОДАХ

Законодательство о выборах Президента РФ базируется на конституционных основах. Так Президентом может быть избран гражданин РФ, достигший 35 лет, постоянно проживающий на территории РФ не менее 10 лет.

Согласно Конституции РФ порядок выбора Президента определяется федеральным законом. Первый такой закон был принят 24 апреля 1991 года, второй – «О выборах Президента Российской федерации» - 21 апреля 1995 года, внеся ряд изменений. Так если Президент РСФСР избирался сроком на пять лет, то Президент РФ избирался теперь на четыре года на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Выборы Президента РСФСР назначались Съездом народных депутатов РСФСР, теперь – Советом Федераций Федерального Собрания.

Федеральный закон предоставлял право выдвижения на должность Президента непосредственно избирателям и избирательным объединениям. Выдвигать кандидатов вправе были также избирательные блоки, создаваемые на период проведения выборов Президента РФ.

По Закону 1991 года кандидаты в Президенты могли выдвигаться республиканскими политическими партиями, профессиональными союзами и массовыми общественно-политическими движениями. Также имели право непосредственного выдвижения кандидатов трудовые коллективы, собрания граждан по месту жительства и военнослужащих по воинским частям. В бюллетень для голосования включались кандидаты, поддержанные 100 тыс. гражданами, а также кандидаты, получившие поддержку не менее одной пятой от общего числа народных депутатов РСФСР.

Закон 1995 года устанавливает более четкую и строгую процедуру выдвижения кандидатов на пост Президента. Избирательные объединения выдвигали кандидатов на съездах тайным голосованием. Граждане реализовывали свое право непосредственного выдвижения кандидата путем создания инициативной группы избирателей в количестве не менее 100 человек, которые затем регистрировались в Центральной избирательной комиссии.

Как и прежде, избирательные объединения и инициативные группы избирателей собирали в поддержку кандидатов подписи избирателей. Теперь необходимо было собрать не менее 1 миллиона подписей избирателей, причем на один субъект РФ должно было приходиться не более 7 % требуемого числа подписей.

Ряд уточнений в избирательное законодательство внес третий по счету Федеральный закон «О выборах Президента РФ», принятый 31 декабря 1999 года. В законе были сохранены основные принципы избирательной системы, содержащиеся в Законе 1995 года. Кроме того, в Законе содержался ряд новых положений. В Законе была предусмотрена более четкая норма о сроке полномочий Президента РФ: он вступает в должность по истечению четырех лет со дня вступления в должность Президента избранного на предыдущих выборах. Были усилены гарантии обеспечения равного статуса кандидатов. Закон установил более широкий перечень документов предоставляемых кандидатом на должность Президента. В Центризбирком предоставлялись сведения о размере и источниках доходов, сведений об имуществе не только кандидата, но и его ближайших родственников.

Закон 1999 года предоставлял кандидату ряд гарантий, в том числе материального характера, обеспечивающих его независимость. Кандидат на должность Президента не мог быть привлечен к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемого в судебном порядке, без согласия Генерального прокурора РФ.

В 2003 году вступил в силу четвертый по счету Федеральный закон от 10 января 2003 года «О выборах президента РФ»

Он дополнял Закон 1999 года. В нем был уточнен порядок самовыдвижения кандидата, а также порядок выдвижения кандидата политической партией или избирательным блоком. Также в нем было установлен день голосования на очередных выборах Президента – второе воскресение марта.

Закон 2000 года подробно прописывал положения, касающиеся финансовой составляющей президентских выборов, предоставление кандидатам эфирного времени и печатной площади.

Таким образом принципиальных изменений в выборном законодательстве не произошло, однако был введен ряд важнейших положений, таких как: введение четкой нормы сроков полномочий Президента; усилены гарантии равного статуса кандидата; предоставление ряда гарантий кандидату; устанавливался более широкий перечень документов представляемых кандидатом на должность Президента РФ, а также уточнен порядок самовыдвижения кандидата. Также был установлен день голосования на очередных выборах Президента РФ.


ГЛАВА 4. ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Полномочия президента охватывают несколько сфер:

1) полномочия, связанные с законодательными органами государственной власти;

2) полномочия, связанные с деятельностью исполнительных органов государственной власти;

3) полномочия, связанные с деятельностью органов судебной власти;

4) полномочия в сфере обороны и обеспечения безопасности государства;

5) полномочия в сфере внешней политике;

6) иные полномочия.

§1. Полномочия Президента РФ связанные с органами законодательной власти

На Президента РФ Конституцией наложен ряд полномочий, связанных с деятельностью Государственной Думы. Президент назначает выборы ГД в связи с истечением срока ее полномочий, а также в случае ее роспуска.

В законодательной сфере Президент РФ наделен правом законодательной инициативы, правом вносить предложения о поправках, пересмотре положений Конституции РФ, подписывать и обнародовать законы, правом отлагательного «вето» в отношении федеральных законов. Конституция РФ устанавливает полномочия Президента на издание правовых актов в форме указов и распоряжений, а также устанавливает обращение Президента к Федеральному собранию. Это обращение не имеет силы закона, оно носит характер установочных документов.


§2 . Полномочия Президента РФ связанные с исполнительными органами власти

Президент РФ наиболее тесно связан и исполнительной властью. Он не является главой исполнительной власти и не входит в ее систему. Президент РФ осуществляет воздействие на Правительство РФ путем персональных назначений его членов и принятия важных решений в сфере исполнительной власти.

Президент назначает Председателя Правительства (после согласования кандидатуры в ГД), принимает решение об отставке Правительства. Он имеет право по своему усмотрению председательствовать на заседаниях Правительства РФ.

Президент РФ наделяется правом приостанавливать действия акты органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции и федеральным законам, но он не может приостанавливать действие актов органов законодательной власти этих субъектов.

§3 . Полномочия Президента РФ связанные с судебными органами власти

В соответствии с Конституцией РФ судьи высших судебных органов РФ назначаются по представлению Президента. Судьи Конституционного Суда назначаются на должность Советом Федерации по тайным голосованием по представлению Президента РФ.

Президент представляет Совету Федераций кандидатуры на должность судей Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Генерального прокурора РФ. По представлению Президента РФ Совет Федерации может освободить Генерального прокурора от должности.

§4 . Полномочия Президента РФ в области обороны страны и обеспечения безопасности государства

Согласно Конституции РФ Президент назначает и освобождает высшее командование Вооруженных сил РФ. Президент утверждает концепцию и планы строительства Вооруженных сил, мобилизационные планы подготовки и накопления мобилизационных резервов и оперативного оборудования.

К полномочиям Президента относится, принятие указов о призыве граждан на военную службу, утверждение плановой гражданской обороны и дислокации Вооруженных сил. Президент определяет основные направления реформы в области обороны и безопасности, концепцию военного строительства.

Президент РФ формирует и возглавляет Совет Безопасности, утверждает военную доктрину, вводит в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии военное положение, а для обеспечения безопасности страны – чрезвычайное положение.

§5 . Полномочия Президента РФ в области внешней политики

Президент в сотрудничестве с парламентом разрабатывает стратегический внешнеполитический курс и непосредственно руководит его выполнением. Президент устанавливает прямые контакты с главами других государств, лично участвует в важных международных совещаниях, ведет переговоры по принципиальным вопросам с главами государств и правительств других стран. Он лично подписывает важные международные договоры от имени Российской федерации.

Президент РФ несет ответственность за определение внешней политики государства и ее осуществление федеральными государственными органами.

Министерство иностранных дел РФ подведомственно Президенту по вопросам, закрепленным за Президентом Конституцией и законодательными актами РФ.

Президент принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.

Президент назначает и отзывает дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.

Несмотря на все полномочия, Президент не может быть независим от Федерального Собрания в осуществлении внешней политики, т.к. парламент издает необходимые законы, ратифицирует договоры, выделяет средства.

§6 . Полномочия Президента РФ по отношению к субъектам Федерации

На Президента РФ возлагается очень важная роль с системе органов государственной власти. Он обеспечивает согласованную работу и взаимодействие органов государственной власти. При выполнении данной функции Президент выступает в роли «арбитра». Это относится к взаимоотношению федеральных органов и органов государственной власти субъектов РФ. Для разрешения разногласий Президент может использовать согласительные процедуры.

Данные процедуры он может использовать для разрешения конфликтов и разногласий, во-первых между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Федерации, во-вторых, между органами государственной власти субъектов.

Суть согласительных процедур состоит в достижении взаимного согласия сторон, между которыми возникли разногласия и призваны обеспечить решение проблемы без элементов принуждения.

§7 . Иные полномочия Президента РФ

Ст. 89 Конституции РФ содержит перечень полномочий Президента РФ касающиеся личности - гражданина, лица без гражданства, иностранного гражданина. Президент уполномочен решать вопрос российского гражданства.

Только Президент имеет право предоставления политического убежища.

Президент осуществляет высшую форму государственного поощрения – награждение государственными наградами России. Президент присваивает почетные звания РФ, утверждает статусы орденов и положения о медалях, издает указы о награждении ими.

Президенту предоставлено право помилования. В полномочия Президента входит и назначение референдума.

Таким образом полномочия Президента РФ охватывают довольно большую сферу. Президент наделен большими реальными полномочиями, которые он применяет самостоятельно, юридически независимо то других органов, но в тесном взаимодействии с ними.


ГЛАВА 5. ОСНОВНЫЕ СТРУКТУРЫ ИНСТИТУТА ПРЕЗИДЕНТА В РОССИИ

§1 . Администрация Президента РФ

Администрация Президента обеспечивает деятельность главы государства, создает условия, для реализации Президентом его полномочий. АП готовит проекты указов, распоряжений, поручений, обращений Президента, иных документов. АП контролирует и проверяет исполнение федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента и представляет ему соответствующие доклады.

АП обеспечивает взаимодействие Президента с политическими партиями, объединениями, союзами, а также с государственными органами и должностными лицами иностранных государств и т.д.

За время своего существования структура и состав АП РФ многократно менялась.

Нынешняя структура АП утверждена Указом Президента РФ от 25 марта 2004 года «Об Администрации Президента РФ»

В соответствии с указом у Руководителя АП имеется два заместителя. В состав АП входят полномочные представители Президента в органах государственной власти, при Европейском суде по правам человека, полномочные представители Президента в федеральных округах.

В состав АП входят 12 самостоятельных управлений, Референтура Президента, Канцелярия Президента. В состав Администрации входит также аппарат Совета Безопасности.

АП обеспечивает деятельность Государственного Совета, иных советов и комиссий при Президенте. В Администрации насчитывается около 2000 государственных служащих. Самыми крупными из подразделений Администрации являются Контрольное управление, Государственно-правовое управление, Управление информационного и документационного обеспечения Президента РФ.

АП – государственный орган, юридическое лицо, но не хозяйствующий субъект. Материально-техническим, финансовым обеспечением деятельности Президента и его Администрации занимается Управление делами Президента. Это самостоятельный федеральный орган исполнительной власти и не входит в состав Администрации.

§2. Совет Безопасности РФ

Прообразом СБ можно считать СБ СССР, образованный 26 декабря 1990 года. На него возлагалась выработка рекомендаций по проведению в жизнь общесоюзной политики в области обороны, по поддержанию ее надежной государственной, экономической и экологической безопасности, преодоление последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, обеспечение стабильности и правового порядка в обществе.

Указом Президента РФ от 3 июня 1992 года был образован СБ РФ – «для обеспечения реализаций функций президента по управлению государством, формированию внутренней, внешней и военной политики в области безопасности, сохранению государственного суверенитета России, защите прав и свобод граждан.

СБ осуществляет подготовку решений Президента РФ по вопросам защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики в области обеспечения безопасности.

СБ состоит из постоянных членов СБ, назначаемых Президентом РФ, в число которых входят Председатель Правительства РФ, и Секретарь С Б. Постоянными членами СБ назначаются министр обороны РФ, министр иностранных дел, директор ФСБ. Членами СБ могут являться также руководители федеральных министерств и ведомств, назначаемые Президентом РФ.

Председателем СБ является Президент РФ.

Основными рабочими органами СБ являются межведомственные комиссии. Они образуются в соответствии с основными задачами и направлениями деятельности СБ. (приложение 1)

Научное обеспечение деятельности СБ осуществляет научный совет, состав которого утверждает Президент РФ.

На научный совет возлагаются следующие функции:

Развитие и совершенствование методологии выявления, оценки и прогнозирования угроз безопасности;

Проведение сравнительного анализа теоретических положений и практических мероприятий по национальной безопасности зарубежных стран;

Участие в рассмотрении и оценки информации о состоянии национальной безопасности РФ и др.

В состав научного совета включаются представители Российской академии наук, руководители научных организаций и образовательных учреждений высшего образования, а также отдельные специалисты.

Деятельность СБ обеспечивается его аппаратом. Структура, штатное расписание и положение о нем утверждаются Президентом РФ по представлению Секретаря СБ, согласованному с Руководителем Администрации Президента.

Аппарат СБ осуществляет подготовку к заседаниям СБ и материалов к ним; готовит проекты резолюций СБ; разрабатывает проекты федеральных законов и УАЗов Президента РФ; обеспечивает действие межведомственных комиссий и научного совета при СБ.

Таким образом, СБ занимает важное место в системе органов по обеспечению полномочий Президента РФ, играет заметную роль в политике по обеспечению национальной безопасности России.

§3. Полномочные представители Президента РФ

Институт полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах был основан в 2000 году, как вынужденная мера восстановления властных функций федерального центра в регионах, игнорировавших требования и законные интересы РФ.

Территориальное представительство Президента РФ осуществляется через его полномочных представителей в федеральных округах. Учреждено семь федеральных округов.

Полномочный представить назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ по представлению Руководителя Администрации Президента. Полномочный представитель непосредственно подчиняется Президенту и подотчетен ему. Полномочный представитель является государственным служащим и входит в состав Администрации Президента РФ.

Задачи и функции полномочного представителя Президента РФ производны от президентской компетенции. К его основным задачам относятся:

1) организация работы по реализации органами государственной власти основных направлений политики государства;

2) организация контроля за исполнением решений федеральных органов власти;

3) обеспечение реализации кадровой политики Президента РФ;

4) предоставление Президенту докладов об обеспечении национальной безопасности в федеральном округе; политическом, социальном и экономическом положении в округе; внесение Президенту РФ соответствующих предложений.

Полномочный представитель в федеральном округе играет важную роль в обеспечении конституционной законности. Он организует контроль за исполнением федеральных законов, указов и распоряжений Президента, постановлений Правительства РФ, за реализацией федеральных программ, а также разрешает разногласия между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, находящихся в пределах федерального округа.

Полномочный представитель не наделен самостоятельной компетенцией, его назначение – обеспечить осуществление президентских полномочий.

§4 . Государственный совет РФ

Государственный Совет – это совещательный орган при Президенте РФ, образованный 1 сентября 2000 года. Председателем ГС является Президент РФ, членами – по должности высшие должностные лица субъектов РФ. Для решения оперативных вопросов формируется президиум Совета в составе семи его членов, подлежащий ротации один раз в полгода. Заседания Совета проводятся регулярно, но не реже одного раза в три месяца. Президиум заседает по мере необходимости.

К основанным задачам ГС относятся:

1) содействие реализации полномочий Президента по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов власти;

2) содействие Президенту РФ при использовании им согласительных процедур для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ.

Также ГС призван проводить по предложению Президента РФ обсуждение федеральных законов и указов Президента РФ, имеющих общегосударственное значение, в том числе вопросов о федеральном бюджете.

Таким образом полномочия Президента РФ осуществляются через механизм президентской власти, структуры которого отвечают каждый за свою сферу деятельности.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что введение поста Президента России стало следствием прогрессивных демократических процессов в российском обществе и в его политической системе, отразившее процесс трансформации политической власти из системы партийных органов и организаций в систему государственных органов и организаций, включая институт президента и Советы, а также стремление заполнить с помощью введения поста Президента РСФСР своеобразный «вакуум», который возник в процессе проведения экономических и политических реформ, когда «старая система», в которой партия была верховным органом управления изжила себя и демонтировалась, так как происходящие процессы оказались неподкрепленными в должной степени созданием сильных взаимоуравновешивающих и взаимоконтролирующих структур в государственной системе, роль которых выполняла раньше партия. Также введение института президентства была вызвана необходимостью изменения федеративных связей, необходимостью усиления исполнительной власти и повышения эффективности управления а также принимать быстрые решения по текущим, требующим оперативного вмешательства вопросам.

Таким образом в начале 90-х годов введение института президентства в России было жизненно необходимо, в связи с создавшейся политической и экономической обстановкой. Оно отразило процесс трансформации политической власти из системы партийных органов и организаций в систему государственных органов и организаций, включая институт президентства и Советы.

Появление института президентства в Российской Федерации положило начало реформе всей исполнительной вертикали. За прошедшие годы институт президентства преодолел переход из одной политической системы в другую, сохранив и упрочив свою стабильность, а с 1993 года изменив свой статус и место среди высших органов государственной власти.

Начиная с 1991 года институт президентства в России вместе с остальными институтами государственности находился в процессе постоянного развития и модернизации.

Президент РФ, являясь главой государства, организовывает взаимодействие всех ветвей власти, обеспечивая тем самым согласованное их функционирование.

Неоднократное изменение выборного законодательства значительных изменений не произвело, однако был введен ряд важнейших положений, таких как: введение четкой нормы сроков полномочий Президента; усилены гарантии равного статуса кандидата; предоставление ряда гарантий кандидату; устанавливался более широкий перечень документов представляемых кандидатом на должность Президента РФ, а также уточнен порядок самовыдвижения кандидата. Также был установлен день голосования на очередных выборах Президента РФ.

Президент стал наделен большими реальными полномочиями, которые он применяет самостоятельно, юридически независимо то других органов, но в тесном взаимодействии с ними, через механизм президентской власти, структуры которого отвечают каждый за свою сферу деятельности.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

I . Источники

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Изд. официальное. М., 2005.

2. Федеральный закон от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы Российской федерации» // СЗ РФ. 1995. № 31. Ст. 2990.

3. Указ Президента РФ от 9 июля 1997 г. «О полномочном представителе Президента РФ в регионе РФ» // СЗ РФ. 1997. № 34; 2000 № 20. Ст. 2112.

4. Федеральный закон от 10 января 2003 г. «О выборах Президента Российской Федерации» // СЗ РФ. 2003. № 2. Ст. 171.

5. Указ Президента РФ от 28 марта 1998 г. «Об аппарате Совета Безопасности РФ» // СЗ РФ. 1998. № 14. Ст.1536; 2004. № 40. Ст. 3929.

6. Указ Президента РФ от 30 января 1999 г. «О дополнительных мерах по совершенствованию структуры Администрации Президента РФ» // СЗ РФ. 1999. № 5. Ст.652; 2004. № 40. Ст. 3929.

7. Указ Президента РФ от 13 мая 2000 г. «О полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе» // СЗ РФ. 2000. № 20. Ст.2112; 2004. № 41. Ст. 4021.

8. Указ Президента РФ от 1 сентября 2000 г. «О государственном Совете Российской федерации» // СЗ РФ. 2000. № 36. Ст.3633.

9.Указ Президента РФ от 25 марта 2004 г. «Об Администрации Президента РФ» // СЗ РФ. 2004. № 13. Ст.1188.

II . Литература

10. Современная организация государственных учреждений в России: Учебник / Т.Г. Архипова, Е.П. Малышева. – М.: РГГУ, 2006. – 605 с. ил.11. 11. 11. Дегтев Г.В. Становление и развитие института президентства в России: теоретико-правовые и конституционные основы / Г.В. Дегтев. – М. – Юристъ, 2006. – 237 с.


СПИСОК ПРИНЯТЫХ СОКРАЩЕНИЙ.

АП – Администрация Президента Российской Федерации

ГД – Государственная Дума

ГС –Государственный Совет

РФ – Российская Федерация

СБ – Совет Безопасности Российской Федерации

СЗ РФ – «Собрание законодательства РФ»


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ИНСТИТУТ ПРЕЗИДЕНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

МЕЖВЕДОМСТВЕННЫЕ КОМИССИИ СОВЕТА БЕЗОПАСНОСТИ РФ.

Конституционные полномочия Президента РФ

Для нашей страны институт президентства является новым. Впервые идея введения института президентства одержала верх в период советской «перестройки», когда в 1990 г. решением Съезда народных депутатов была установлена должность Президента СССР. Вскоре после этого по результатам всероссийского референдума аналогичный институт появился и в РСФСР, еще находившейся в составе единого союзного государства: 12 июня 1991 г. был избран первый Президент России.

Учреждение института президентства в Российской Федерации, первое всенародное избрание на этот пост по Конституции 1993 г. закрепили изменившиеся реалии государственного устройства страны и современный механизм разделения властей. Особенностью формы правления в Российской Федерации является то, что Президент РФ , будучи главой государства, не входит в систему разделения властей . По сравнению со всеми другими высшими институтами государственной власти и должностными лицами он обладает особым статусом, компетенцией и ответственностью.

Одна из важнейших задач его деятельности заключается в обеспечении консолидации и согласовании действий всех ветвей власти в России. Для этого он наделен конституционными полномочиями в законодательной, исполнительной и даже судебной областях. Все это делает президента ключевой фигурой во властных структурах государства.

Анализ конституционных полномочий Президента РФ позволяет сделать вывод о том, что ему предоставлены обширные полномочия в отношении исполнительной власти. Президент РФ опосредованно (через Председателя Правительства РФ) утверждает структуру федеральных органов исполнительной власти и формирует персональный состав их руководителей.

Официальная императивность взаимоотношений Президента РФ с Правительством РФ очевидно вытекает из ряда конституционных норм, в частности: а) из исключительных полномочий назначать с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ; б) права назначать и освобождать от должностей заместителей Председателя Правительства РФ, министров и других руководителей федеральных органов исполнительной власти; в) права председательствовать на заседаниях Правительства РФ; г) права отправить Правительство РФ в отставку.

Взаимодействие Президента РФ с парламентом , а точнее с палатами Федерального Собрания РФ, не столь категорично с точки зрения его властных полномочий. У него есть право роспуска не всего парламента, а только одной его палаты – Государственной Думы, но воспользоваться им он может лишь в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией (п. 6 ст.84, ст.109, ч.4 ст.111, чч.3, 4 ст.117). По ряду назначений должностных лиц, указанных в Конституции, Президент РФ обязан испрашивать согласие соответствующей палаты парламента. По его представлению назначается Председатель Правительства РФ. Председатель Центрального банка – Государственной Думой, Генеральный прокурор и судьи высших федеральных судов – Советом Федерации. С комитетами Государственной Думы по международным делам и геополитике он согласовывает назначения чрезвычайных и полномочных послов РФ.

Президент РФ взаимодействует с государственными органами в разных формах. С 1994 г. стали традиционными ежегодные послания Президента Федеральному Собранию. Он выступает на совместном заседании палат парламента с посланием о положении дел в стране, в котором дает оценку действиям всех ветвей власти, определяет основные направления государственной политики и первоочередные задачи по их практическому воплощению. Наряду с этим Президент РФ может направлять свои послания парламенту и по отдельным проблемам. Традиционными становятся и бюджетные послания Президента Правительству. В них он определяет текущие приоритеты в бюджетной сфере, концептуально обозначая основные параметры, которыми должно руководствоваться Правительство при составлении федерального бюджета на предстоящий год.

Для постоянного взаимодействия Президента РФ с органами государственной власти им назначаются представители в Государственной Думе и Совете Федерации Федерального собрания РФ, Конституционном Суде РФ, а также в федеральных округах. Он может назначать своих представителей по особым поручениям, связанным, например, с выполнением его заданий во внешних делах, дипломатическими миссиями и др.

Конституционно-правовой статус Президента РФ

Конституционно-правовой статус Президента РФ определен в ст.80-93 Конституции РФ. Его сущность раскрывается через признаки, которыми Президент РФ характеризуется как:

глава государства , который определяет внутреннюю и внешнюю политику, представляет страну внутри страны и за рубежом (в международных, межгосударственных отношениях), решает вопросы гражданства и предоставления политического убежища, награждает государственными наградами и присваивает почетные звания, осуществляет индивидуальное помилование;

гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина . Он в установленном порядке принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, вводит на всей территории страны или в отдельных местностях чрезвычайное положение, о чем ставит в известность парламент;

верховный главнокомандующий , отвечающий за боевую готовность Вооруженных сил РФ. В этом качестве Президент РФ утверждает военную доктрину государства, назначает и освобождает высших военачальников, присваивает высшие воинские звания, объявляет о призыве граждан России на военную службу, в случае агрессии против РФ или ее непосредственной угрозы вводит на всей территории РФ или в отдельных местностях военное положение с незамедлительным уведомлением обеих палат парламента;

субъект законодательного процесса – обладает правами законодательной инициативы и отлагательного вето, подписывает и обнародует федеральные законы.

Статус Президента РФ как гаранта конституционного строя определяет и его место в системе разделения властей, сдержек и противовесов. Он выступает арбитром между всеми ветвями государственной власти. Но это не значит, что он возвышается над ними. Избрание Президента России на всеобщих прямых и состязательных выборах дает ему политический мандат управления страной в течение шестилетнего срока исполнения конституционных полномочий. В результате этого он получает доверие общества и является наиболее авторитетным в правовом отношении выразителем совокупных политических интересов, даже не будучи партийным президентом. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ "Об изменении срока полномочий Президента РФ и Государственной Думы" увеличивает срок избрания Государственной Думы и Президента РФ с 4 лет до 5 лет и 6 лет соответственно.

Большинство функций Президента РФ, обусловленных его конституционными полномочиями, реализуются им в сфере государственного управления. Это прежде всего вопросы назначений должностных лиц и руководства деятельностью государственного аппарата. Помимо этого Президент РФ вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия Конституции и законодательству, международным обязательствам РФ, а также в случае нарушений этими актами прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом (ч. 2 ст. 85). Ему принадлежит право назначать выборы в Государственную Думу, объявлять референдум, через который осуществляется прямая связь гражданского общества и государства. Президентские полномочия в значительной мере реализуются путем издания правовых актов, носящих нормативный и ненормативный характер.

Институт президентства предполагает наличие отлаженной организационно-управленческой структуры рабочего аппарата президентской власти, эффективной процедуры принятия решений и контроля за их исполнением.

Для обеспечения деятельности Президента РФ Конституцией предусмотрено его право формировать Администрацию Президента РФ , которая является исполнительным аппаратом, оказывающим ему содействие в осуществлении конституционных полномочий. В положении об Администрации Президента РФ и соответствующих указах определены ее основные функции: организационное обеспечение деятельности Президента РФ; информационно-консультационная и аналитическая работа; обеспечение взаимодействия с Правительством, парламентом, представительными и исполнительными органами власти субъектов федерации, деятельности общественных консультативных советов при Президенте РФ; подготовка издаваемых им указов и распоряжений, контроль за их исполнением, организация протокольных мероприятий, связь со средствами массовой информации и т. д.

Среди полномочий Президента РФ в области обороны и внешней политики – руководство Советом безопасности РФ, созданным в 1992 г. (п. «а» ст. 83 Конституции РФ).

Совет безопасности РФ обладает широкими полномочиями и во многом уникальными возможностями. По сути этот орган участвует в выработке стратегического курса государства и призван решать ряд взаимосвязанных задач, среди которых:

1) межведомственная координация между различными структурами в процессе проведения глубоких аналитических изысканий;

2) подготовка материалов для принятия государственных решений в области научно-технического развития и совершенствования оборонно-промышленного потенциала;

3) разработка целевых комплексных программ по развитию ведущих отраслей экономики, укреплению Вооруженных сил РФ и правоохранительных органов;

4) совершенствование мероприятий по противодействию коррупции, преступности, терроризму и экстремизму;

5) разработка мероприятий в области международного сотрудничества.

Президент РФ избирается гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Срок полномочий Президента РФ – шесть лет. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ "Об изменении срока полномочий Президента РФ и Государственной Думы" увеличивает срок избрания Президента РФ с 4 до 6 лет. Одно и то же лицо не может быть избрано Президентом РФ более чем на два срока подряд. Ограничение президентского срока – важное демократическое завоевание, препятствующее узурпации власти одним лицом или группой лиц. В большинстве демократических государств президент избирается на четырех- или пятилетний срок и не более чем на два срока.

Конституционные требования к кандидату в президенты РФ:

наличие гражданства РФ;

достижение 35-летнего возраста;

постоянное проживание в РФ в течение последних 10 лет.

В мировой практике известны более серьезные ограничения (например, требование гражданства по рождению; языковые, образовательные, национальные и другие барьеры).

Президент РФ вступает в должность по истечении шести лет со дня вступления в должность предыдущего Президента. При проведении досрочных выборов, а также в случае назначения повторных выборов ко дню истечения шести лет – на 30-й день со дня опубликования общих результатов выборов.

Исполнение обязанностей начинается с момента принесения присяги, текст которой утвержден Конституцией РФ. Присяга приносится в торжественной обстановке на совместном заседании палат Федерального Собрания в присутствии судей Конституционного Суда. С этого момента прекращаются полномочия предыдущего главы государства.

Институт Полномочного представителя (полпреда) Президента РФ в федеральном округе учрежден Указом Президента РФ от 13 мая 2000 г. № 849 (в ред. от 5 октября 2004 г.), утвердившим Положение о Полномочном представителе.

Полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе – должностное лицо, представляющее Президента РФ на территории соответствующего федерального округа и обеспечивающее реализацию конституционных полномочий Президента РФ на территории округа.

Задачи Полномочного представителя:

а) реализация основных направлений внутренней и внешней политики государства, определяемых Президентом РФ;

б) контроль за выполнением в округе решений федеральных округов государственной власти;

в) обеспечение реализации в округе кадровой политики Президента РФ;

г) представление Президенту РФ докладов об обеспечении национальной безопасности в округе, политическом, социальном и экономическом положении.

Основные функции Полномочного представителя:

а) согласование проектов решений органов федеральной власти, затрагивающих интересы территорий, входящих в округ;

б) разработка программ социально-экономического развития территорий;

в) согласование кандидатур на должности госслужащих;

г) анализ эффективности работы правоохранительных органов;

д) направление соответствующих предложений Президенту РФ;

е) внесение Президенту РФ представлений о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ, противоречащих Конституции РФ, федеральному законодательству и международным обязательствам РФ.

Полномочный представитель при осуществлении своих функций:

а) имеет право беспрепятственного доступа на все объекты, находящиеся на территории округа;

б) направляет в федеральные органы государственной власти жалобы и обращения граждан, проживающих в округе;

в) привлекает сотрудников федеральных органов государственной власти к проведению проверок на территории округа;

г) контролирует исполнение федеральных программ и использование федерального имущества на территории округа;

д) запрашивает необходимую информацию от органов власти субъектов РФ; при необходимости направляет своих заместителей для участия в работе органов государственной власти, органов местного самоуправления, находящихся на территории округа;

е) вносит в федеральные органы государственной власти предложения о поощрении руководителей их территориальных органов или применении к ним мер дисциплинарного взыскания;

ж) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.

Полномочный представитель Президента РФ:

а) назначается на должность Президентом РФ по представлению руководителя Администрации Президента РФ на срок, определяемый Президентом РФ, но не превышающий срока полномочий главы государства;

б) непосредственно подчиняется Президенту РФ и подотчетен ему.

Контрольные вопросы

1. Кто может выступать в качестве главы государства в странах с различными формами правления?

2. Кто может быть избран Президентом РФ?

3. Каков порядок избрания Президента РФ?

4. Какова процедура импичмента Президента РФ?

5. Какова роль Президента РФ в системе государственного управления?

6. Каковы функции Президента РФ?

7. Каким образом можно классифицировать полномочия Президента РФ?

8. Каково предназначение Администрации Президента РФ?

9. Как называются федеральные округа в России? Перечислите входящие в них субъекты федерации.

10. Каковы основные задачи и функции Полномочного представителя Президента РФ в федеральном округе?

Институт президентства в Российской Федерации

Введение

Особое ключевое место в системе органов государственной власти Российской Федерации занимает Президент Российской Федерации как глава государства, оказывающий существенное влияние на всю систему государственных органов.

Президент Российской федерации является главой государства и высшим должностным лицом, он представляет Российскую Федерацию во внутренних и внешних сношениях, интересы всех граждан в силу того, что он избирается путем всеобщего голосования.

Конституционная модель президентской республики в Российской Федерации и принципы взаимодействия властей выглядят таким образом, что путем «сдержек» и «противовесов» обеспечивается воспрепятствование превращению института Президента в режим личной власти, неподконтрольной народу или способной игнорировать иные ветви государственной власти России. Поэтому, как бы ни были широки полномочия Президента, они сопрягаются с полномочиями других федеральных органов государственной власти, а отношения Президента и органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, органов власти субъектов Российской Федерации характеризуются не только правами, но и взаимной ответственностью.

Необходимость в институте Президентства вытекает из потребности обеспечить устойчивость сложной системы управления государственными делами. Институты государственной власти, даже при наличии развитой правовой системы, не могут оставаться без авторитетного арбитра, который, не состоя с этими институтами в прямых отношениях власти-подчинения, тем не менее обеспечивает согласованное их функционирование, способен оперативно выводить государственную систему из возможных тупиковых ситуаций, не всегда имеющих форму правового спора.

Тем самым Президент обеспечивает необходимое единство государственной власти, сохраняя при этом разделение властей, т.е. Президент призван обеспечить устойчивость механизма властвования.

Глава государства: роль и место в системе власти

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 80) Президент является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституции порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Президент в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Он как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Модель сильного Президента Российской Федерации выражена следующими факторами:

1.Президент избирается народом. Его полномочия производны от народа, который доверяет Президенту высшие государственные функции. Согласно ст.81 Конституции РФ Президент избирается всеми гражданами России, обладающими избирательным правом на всеобщих выборах. В силу этого Президент получает мандат доверия от всего населения России.

2.Президент Российской Федерации не входит в систему разделения властей, а стоит над всеми ветвями власти и осуществляет свою власть самостоятельно.

Особенно ярко роль главы государства проявляется в «треугольнике» отношений Президент - Правительство - Государственная Дума. Президент опосредованно (через Председателя Правительства) формирует Правительство, состав которого не связан с распределением депутатских мест в Государственной Думе. Это связано с необходимостью обеспечить устойчивость Правительства.

Задача Президента - определять основные цели экономической политики, контролировать методы и темпы их достижения. Формы деятельности Президента РФ осуществляются в правовых рамках для реализации главных задач:

поддержания стабильности государственной системы;

поддержания мира в обществе;

охраны конституционного строя;

охраны суверенитета и целостности государства.

3.Только Президент наделяется задачей обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия всех иных органов государственной власти - федеральных и субъектов Российской Федерации (ст. ст. 80, 85 Конституции РФ). Никакие другие органы подобными возможностями по отношению к Президенту не обладают.

.В свою очередь возможности самого Президента, особенно по отношению к Парламенту, весьма внушительны: начиная от посланий Федеральному Собранию, внесения проектов законов, которые могут быть определены Президентом как первоочередные, права вето, предложения кандидатур должностных лиц, назначаемых палатами, и кончая правом роспуска нижней палаты - Государственной Думы и назначения внеочередных парламентских выборов (ст. 84,111, 117 Конституции РФ). В верхней палате - Совете Федераций - Президент имеет сильное «лобби» в виде половины членов ее состава. Это руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые ранее в своем большинстве назначались Президентом РФ, теперь избираются населением, но все-таки как бы связаны с Правительством и Президентом.

.Президент РФ имеет право на принятие нормативно-правовых актов (указов, распоряжений), которые в отсутствие законов на равных с ними регулируют общественные отношения и действуют до тех пор, пока не появятся соответствующие законы. По ряду вопросов законы вообще не принимаются, и регулирование осуществляется либо самостоятельно Президентом, либо по его поручению Правительством РФ. Согласно ст. 90 Конституции РФ Президент РФ издает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации. Ни Совет Федерации, ни Государственная Дума не вправе их отменять. Однако указы и распоряжения Президента РФ не могут противоречить Конституции РФ и федеральным законам. При обнаружении такого противоречия Конституционный Суд полномочен аннулировать указ Президента РФ, если сочтет, что он не соответствует Конституции РФ.

.Президент определяет внутреннюю и внешнюю политику государства. В части 3 ст. 80 Конституции РФ не говорится, в какой конкретной форме Президент определяет основные направления политики. Однако п. «е» ст. 84 Конституции РФ закрепляет полномочия Президента РФ представить Федеральному Собранию ежегодные послания о положении в стране и об основных направлениях внутренней и внешней политики государства, т.е., эти направления определяются в посланиях Президента РФ.

.Правительство РФ можно назвать Правительством Президента РФ, так как Президент РФ его полностью формирует, направляет его деятельность и в любой момент вправе отправить в отставку (ст. 83, 111 Конституции РФ), хотя для назначения Председателя Правительства Президенту необходимо согласие Государственной Думы (ст. 103, 111 Конституции РФ). Президент РФ устанавливает всю систему федеральных органов исполнительной власти.

.В соответствии со ст. 87 Конституции РФ Президент РФ является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами. Исключительно Президенту РФ принадлежит право утверждать военную доктрину Российской Федерации, назначать и освобождать высшее командование Вооруженных Сил РФ (ст. 83 Конституции РФ). Он обязан при единоличном введении военного положения незамедлительно сообщить об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Ему не принадлежит право объявления войны и заключения мира. Это исключительная компетенция Совета Федерации (ст. 106 Конституции РФ).

.Президент РФ вправе вводить на территории России и в отдельных ее местностях чрезвычайное положение, но он обязан незамедлительно сообщить об этом Государственной Думе и Совету Федерации.

.Президент РФ представляет Российскую Федерацию во взаимоотношениях со всевозможными структурами гражданского общества, но в пределах полномочий, установленных Конституцией РФ.

.В международных отношениях Президент олицетворяет Российскую Федерацию не как федеральный уровень власти и не как государство-аппарат, а как государство-субъект международных отношений, страну суверенную и независимую. Президент подписывает международные договоры, участвует в переговорах от имени России либо поручает это тому или иному государственному должностному лицу.

Порядок избрания Президента РФ

Пост Президента в РФ был утвержден общенародным референдумом 17 марта 1991г. Сначала Президент РФ избирался сроком на 5 лет. С принятием Конституции РФ на основании ст.81 теперь Президент избирается на 4 года гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Им может быть гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. Одно и тоже лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд.

Порядок выбора Президента РФ определяется федеральным законом. Кандидат в Президенты РФ должен быть выдвинут каким-либо коллективом, зарегистрирован в качестве кандидата, пройти тур выборов, вступить в должность как вновь избранный Президент.

Вновь избранный Президент России вступает в должность на 30-й день со дня официального объявления Центральной избирательной комиссией о результатах выборов.

Вновь избранный Президент России перед вступлением в должность обязан принести народу присягу. С момента принятия присяги он приступает к исполнению своих полномочий и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом РФ.

Ст. 80 Конституции РФ провозглашает Президента главой государства, называет его гарантом прав и свобод граждан, гарантом конституционного строя страны; арбитром, осуществляющим взаимодействие всех ветвей государственной власти.

президент власть полномочие

Перечень полномочий Президента РФ

1.В организации работы законодательного органа и законодательного процесса:

·созыв парламента на очередные и внеочередные сессии;

·роспуск однопалатного парламента или его нижней палаты;

·подписание и публикация законов;

·обращение в орган конституционного контроля в отношении законодательных и иных актов, противоречащих конституции;

·выступает как непременный участник законодательного процесса;

·издает нормативно-правовые акты;

·имеет право назначать выборы в Государственную Думу и распускать ее, но не имеет право распустить верхнюю палату Совета Федерации.

2.В организации работы органов исполнительной власти и управленческой деятельности, в области обороны государства:

·имеет право председательствовать на заседании Правительства;

·принимает решение об отставке Правительства;

·по предложению Председателя Правительства назначает на должность и освобождает от нее заместителей Председателя Правительства и федеральных министров;

·назначает председателя Центрального Банка и ставит перед Государственной Думой вопрос о его освобождении;

·формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ;

·является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами страны;

·назначает на должность и освобождает от нее высшее командование Вооруженных Сил РФ;

·формирует администрацию Президента;

·назначает на должность и освобождает от нее полномочных представителей в семи федеральных округах;

·вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях военное или чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Федеральному Собранию;

·назначает судей высших и других судов, генерального прокурора и др.;

·ведает вопросами помилования.

В области внешней политики:

·ведет переговоры и подписывает международные договоры;

·назначает и отзывает после консультации с соответствующими комитетами и комиссиями палат федерального собрания

·осуществляет руководство внешней политикой РФ и выполняет другие внешнеполитические функции (участие в Саммитах и т.д.).

Реализация всех этих полномочий главой государства осуществляется независимо от того, входит ли он в состав указанных органов видов государственной власти.

Президент прекращает исполнение своих полномочий в случае:

·его отставки;

·стойкой неспособности по состоянию способности осуществлять принадлежащие ему полномочия;

·отрешение от должности.

Отставка предполагает наличие заявления Президента. По состоянию здоровья конституцией не предусмотрено никаких процедур.

Процедура отрешения от должности носит сложный характер, при этом Государственная Дума выдвигает обвинение против Президента, подтвержденное решением Верховного Суда.

Заключение

Глава государства, реализуя определенную совокупность полномочий, тем самым поддерживает стабильность и согласованное функционирование государственной системы, гражданский мир, конституционный строй, суверенитет и целостность государства.

Президент является главой государственной системы органов как гарант условий, при которых все ветви власти выполняют свое предназначение; верховный контролер, следящий, чтобы ни одна из ветвей власти не могла посягнуть на прерогативы другой, присвоить властные полномочия.

Президент вправе гарантировать устойчивость государства в целом, его суверенитет и государственную целостность, а все органы власти и должностные лица могут иметь возможность осуществлять свои полномочия согласно конституционным положениям.

Список литературы

1.Правовые основы Российского государства / В.В. Гуцол. - Ростов н/Д: Феникс, 2006г. (Высшее образование).

2.Правоведение. Учебник. С.В. Бошно - М. Издательство Эксмо, 2004г.

.Конституция РФ с комментариями для изучения и понимания / Лозовский Л.Ш., Райзберг Б.А. - М.:ИНФРА-М, 2008г.

Президент РФ является главой государства. Президент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией РФ порядке Президент РФ: принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти; определяет основные направления внутренней и внешней политики государства; представляет РФ внутри страны и в международных отношениях.

Президент РФ избирается на четыре года гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России в течение 10 лет, не менее 51% голосов избирателей). Вступает в должность через 30 дней после официального объявления итогов выборов. Иногурация – произнесения клятвы, вручение личной символики (штандарт Президента –государственный флаг с гербом), удостоверение личности, знак Президента (орденская лента Андрея Первозванного, вербировка с именем Президента и датой вступления в должность, которое состоит из золота и эмали) Администрация Президента РФ- орган, оказывающий помощь Президенту РФ. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд.

Президент РФ: а) назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ; б) имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ; в) принимает решение об отставке Правительства РФ; г) представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка РФ; д) по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров; е) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, а также кандидатуру Генерального прокурора РФ; вносит в Совет Федерации предложение об освобождении от должности Генерального прокурора РФ; назначает судей других федеральных судов; ж) формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ, статус которого определяется федеральным законом; з) утверждает военную доктрину РФ; и) формирует Администрацию Президента РФ; к) назначает и освобождает полномочных представителей Президента РФ; л) назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ; м) назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях.

Президент РФ: а) назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законом; б) распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ; в) назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом; г) вносит законопроекты в Государственную Думу; д) подписывает и обнародует федеральные законы; е) обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.

Президент РФ: а) осуществляет руководство внешней политикой РФ; б) ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ; в) подписывает ратификационные грамоты; г) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.

Президент РФ является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ. В случае агрессии против РФ или непосредственной угрозы агрессии Президент РФ вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Режим военного положения определяется федеральным конституционным законом.

Президент РФ при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

Президент РФ: а) решает вопросы гражданства РФ и предоставления политического убежища; б) награждает государственными наградами РФ, присваивает почетные звания РФ, высшие воинские и высшие специальные звания; в) осуществляет помилование.

Президент РФ издает указы и распоряжения. Указы и распоряжения Президента РФ обязательны для исполнения на всей территории РФ. Указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.

Президент РФ обладает неприкосновенностью.

Президент РФ приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом РФ.

Президент РФ прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. При этом выборы Президента РФ должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.

Во всех случаях, когда Президент РФ не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства РФ. Исполняющий обязанности Президента РФ не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ.

Президент РФ может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления и заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа в каждой из палат по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой. Решение Совета Федерации об отрешении Президента РФ от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным.

Президент РТ является главой государства, высшим должностным лицом РТ (не моложе 30 лет, кандидатура предлагается Президентом РФ, назначается Государственным Советом РТ)



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: