Федеральная целевая программа безопасный город. Безопасный город

    Fisheye-камеры уже давно присутствуют на российском рынке, и их главной особенностью является широкоугольный Fisheye-объектив, как правило, c углом обзора около 180 град. по горизонтали и вертикали, который позволяет охватить большее пространство. Благодаря этому одна камера может заменить несколько обычных, что при продуманной установке позволит сэкономить на оборудовании и монтаже. Камеры Fisheye наиболее распространены для наблюдения в помещении, но широкий функционал, которым обладает современное оборудование данного типа, позволяет эффективно использовать его и на уличных объектах

    Что мы представляем себе, услышав расхожее нынче словосочетание "безопасный город"? Скорее всего, многие специалисты видят некую интеллектуальную сеть камер наблюдения, следящую за обстановкой, и мощный дата-центр. Должностные лица, может быть, вспомнят инструкции и директивы, относящиеся к одноименной программе. С точки же зрения обывателя, безопасный город – город, в котором безопасно, то есть риск совершения преступления против личности и имущества относительно мал. Пожалуй, последняя формулировка и должна бы стать объединяющей на пути создания совершенных и эффективных систем этого типа

    Снижение инвестиций в производство вкупе с высоким уровнем индустриализации повышает вероятность возникновения техногенных аварий, которые могут повлечь за собой большое число пострадавших и спровоцировать панику. В связи с этим невозможно переоценить значение эффективной системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях

    Как оценить безопасность города? Карты уровня преступности дают понимание потенциального риска. Но не отражают ключевой элемент концепции безопасного города – субъективного ощущения жителей. Первый шаг к построению безопасного города – оценить восприятие людьми городской среды. Следующие шаги – поддержать либо усилить чувство безопасности граждан

    Государственная программа города Москвы "Безопасный город" охватывает 2012– 2018 гг. Пока реализована лишь часть прописанных в ней мероприятий. Хотя впереди еще около трех лет, эффективность всего, что сделано, ощутима. О положительных последствиях внедрения городской системы видеонаблюдения, ее последовательном обновлении и наращивании, специфике развития единого центра хранения данных, создании аналитической системы мониторинга криминогенной обстановки и пилотном проекте по оказанию совмещенных услуг видеонаблюдения жителям и организациям рассказывает руководитель Департамента региональной безопасности и противодействия коррупции города Москвы Алексей Майоров

    В процессе формирования городской системы видеонаблюдения в Москве было установлено более 130 000 поворотных и статичных камер на различных объектах: строительных, торговых, жилых (во дворах и на входе в подъезды домов), образовательных учреждениях (школах и детских садах), а также в местах массового скопления людей

    Персональные видеорегистраторы (ПВР) становятся все более популярным видом носимой электроники в службах безопасности полиции разных стран мира. От бытовых видеокамер и таких приборов, как Action-камеры для спортивной видеозаписи, ПВР отличаются по ряду характеристик, обусловленных спецификой применения. В данной статье поговорим об их особенностях и перспективах использования

    С недавних пор в городах РФ реализуется муниципальная программа «Безопасный город», направленная на повышение безопасности граждан. В идеале видеонаблюдением должны быть оборудованы все уголки города, включая парки, пустыри, подъезды жилых домов. Но то ли бюджетных денег не хватает, то ли находятся еще какие-то причины, программа внедряется, а города не становятся безопасными.

    Когда речь заходит о системе безопасности крупных инфраструктурных объектов, в частности "умных городов", неизбежно встает вопрос об общем, концептуальном подходе к ее построению, на который заказчику придется найти ответ и в соответствии с ним выбрать систему, отвечающую его требованиям

    Модуль подсчета людей в скоплениях (детектор толпы) выступает важным инструментом обеспечения безопасности и порядка на улицах, площадях, вокзалах. Администратор системы видеонаблюдения задает пороговое значение, при превышении которого данное количество людей в данной области кадра будет считаться скоплением, а система – выдавать предупреждение

    Разрешение остается основным и первым параметром, который потребители оценивают при выборе системы видеонаблюдения. Больше разрешение – больше деталей или больше "накрытая" площадь при соблюдении других критериев: чувствительность, уровень компрессии, правильность установки и т.д.

Аппаратно-программный комплекс «Безопасный город» (АПК «Безопасный город») - совокупность комплексов средств автоматизации, объединенных для решения задач в сфере обеспечения защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания.

Перечень автоматизированных систем государственной информационной системы «Аппаратно-программный комплекс «Безопасный город» и порядок их взаимодействия описан в постановлении Правительства Санкт-Петербурга от 25.08.2016 № 759.

Все компоненты АПК «Безопасный город» объединены Единой мультисервисной телекоммуникационной сетью, которая обеспечивает функционирование системы в целом и создает единое информационное пространство для всех пользователей.

26 мая 2017 года состоялось официальное открытие Единого центра АПК «Безопасный город» (5-й Предпортовый проезд, д. 4, корп. 3, литера А) - уникального не только для Санкт-Петербурга , но и для всей России. Основная цель
его создания - объединение в одном здании Центра обработки вызовов «112», Центра управления транспортом, подразделений Дежурной службы Аппарата Губернатора Санкт-Петербурга , представителей МЧС и силовых структур, а также Единого центра обработки данных.

К проведению Кубка конфедераций в 2017 году была создана автоматизированная система «Прогнозирование и поддержка принятия управленческих решений» (ПППУР) - платформа, интегрирующая автоматизированные системы, входящие в АПК «Безопасный город», позволяющая получать городскими дежурными службами и правоохранительными органами актуальную информацию о происшествиях.

АПК «Безопасный город» использует в полном объеме уже существующую инфраструктуру.

Городская система видеонаблюдения является ключевым элементом системы безопасности.

Системой видеонаблюдения охвачены все 18 районов города . Увеличилось количество источников видеоизображения в рамках сервисной модели с 17 726 в 2016 году до 19 238 в 2017 году. Также увеличилось количество терминалов экстренной связи «Гражданин-Полиция»: со 167 в 2016 году до 178 в 2017 году.

Количество источников видеоизображения сторонних систем, интегрированных с городской системой видеонаблюдения, возросло со 171 до 1 353 (аэропорт «Пулково» - 38, СПб ГКУ «МФЦ» - 228, ОАО «Пассажирский порт Санкт-Петербурга «Морской фасад» - 12, ГУП «Петербургский метрополитен» - 697, КВЦ «Экспофорум» - 93, стадион «Санкт-Петербург » - 252 и др.).

В рамках подготовки к проведению Кубка Конфедераций FIFA 2017 и Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 размещен 1 151 источник видеоизображения, в том числе 311 источников видеоизображения с точками доступа Wi-Fi. Оснащены места, наиболее уязвимые в диверсионно-террористическом и криминогенном отношении (маршруты подхода к стадиону, въезды/выезды на территорию Крестовского острова, автобусные остановки, мосты и т.д.). Также на территории Крестовского острова размещено 72 устройства информирования и оповещения.

Одной из важнейших систем, передающей данные в ПППУР, является Комплексная система обеспечения мониторинга безопасности объектов социальной инфраструктуры. В эту систему интегрированы социальные объекты Санкт-Петербурга - школы, поликлиники, детские сады и т.п. В настоящее время в перечне объектов социальной инфраструктуры Санкт-Петербурга учтено 5 694 объектов, из них 2 915 объектов образования, 1 022 объекта здравоохранения, 385 объектов социальной защиты населения, 1 372 объекта иных учреждений (культура, спорт, молодежная политика, ИОГВ и т.д.).

В рамках развития системы ведется работа по созданию интерактивных схем объектов - цифровых моделей объектов (план архитектуры объекта), на которые нанесены элементы (датчики) Комплексной системы обеспечения безопасности. Основное назначение интерактивной схемы объекта - визуальное представление текущего состояния КСОБ объекта с целью мониторинга состояния защищенности объекта в графическом виде. За 2016 год разработаны и введены в эксплуатацию интерактивные схемы для 124 объектов социальной инфраструктуры Санкт-Петербурга . К 2020 году планируется обеспечить интерактивными схемами 100 % объектов социальной инфраструктуры Санкт-Петербурга .

Система обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» (Система - 112) является ключевой системой АПК «Безопасный город», интегрированной с ПППУР.

В соответствии с пунктом 1 приказа Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 18.04.2017 № 191 «Об использовании единого номера «112» на территории Санкт-Петербурга в целях обеспечения
вызова экстренных оперативных служб пользователями услугами связи» началось использование единого номера «112» в сетях местной телефонной связи и сетях подвижной радиотелефонной связи на территории Санкт-Петербурга для доступа в Систему-112.

Автоматизированная система обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» на базе основного центра обработки вызовов системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» Санкт-Петербурга введена в постоянную эксплуатацию с 16.06.2017. Кроме того, обеспечено взаимодействие с Государственной автоматизированной информационной системой «ЭРА-ГЛОНАСС».

С начала 2017 года по единому номеру «112» поступило 1 812 407 вызовов (за 2016 год поступило 2 336 310 вызовов).

Центр обработки вызовов 004, действующий с 2005 года, работает с обращениями жителей по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, а также принимает вызовы об экстренных и нештатных ситуациях. Электронные карточки по принятым обращениям передаются в аварийные и дежурно-диспетчерские
службы по принадлежности, далее осуществляется проверка соблюдения сроков и исполнения принятых обращений с учетом информации, получаемой от городских служб и заявителей.

Всего с начала 2017 года зарегистрировано 725 389 обращений , поступивших по номеру телефона «004». В июне 2017 году был принят 9-ти миллионный звонок с начала работы Центра обработки вызовов 004.

Городская автоматизированная система «Фиксация нарушений правил дорожного движения и контроль оплаты штрафов» (ГАС ФН ПДД). Главная цель создания - профилактика административных правонарушений в области дорожного движения, сокращение количества дорожно-транспортных происшествий и уменьшение тяжести их последствий. Программа реализуется совместно с Управлением ГИБДД по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области.

В 2017 году ГАС ФН ПДД включает в себя 219 датчиков , из них - 169 стационарных датчиков и 50 передвижных комплексов, фиксирующих административные правонарушения следующих видов:

    нарушение скоростного режима (ст. 12.9 КоАП РФ);

    движение транспортных средств по полосе для маршрутных транспортных средств или остановка на указанной полосе в нарушение правил дорожного движения (ч. 1.1 ст. 12.17 КоАП РФ);

    проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика (ст. 12.12 КоАП РФ);
    движение на грузовом автомобиле с разрешенной максимальной массой более 3,5 тонны по автомагистрали далее второй полосы, а равно учебная езда по автомагистрали (ст. 12.11 КоАП РФ);

    выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления (ст. 12.15 КоАП РФ).

С начала 2017 года вынесено 2 056 197 постановлений по делам об административных правонарушениях (в 2016 году - 3 010 744 постановления) на общую сумму 1 110 450 750 рублей (в 2016 году - 1 689 044 500 рублей).

В бюджет Санкт-Петербурга поступило 605 397 650 рублей (в 2016 - 887 065 800 рублей).

Благодаря функционированию ГАС ФН ПДД снижается количество очагов аварийности и повышается правовое сознание участников дорожного движения.

Актуальные адреса работы фоторадарных комплексов в Санкт-Петербурге публикуются в открытом доступе на сайте СПб ГКУ «Городской мониторинговый центр» в соответствующем разделе http://spb112.ru/catalogue/5/adress/

Санкт-Петербурга (РАСЦО) предназначена для своевременного оповещения населения Санкт-Петербурга об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Распоряжение на задействование РАСЦО отдается Губернатором Санкт-Петербурга . Порядок использования РАСЦО строго регламентирован и утвержден постановлением Правительства Санкт-Петербурга .

Региональная автоматизированная система централизованного оповещения населения Санкт-Петербурга (РАСЦО) создана в соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 06.08.2012 № 798 «Об организации оповещения населения Санкт-Петербурга о чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени».

Для проверки работоспособности системы дважды в месяц проводятся технические проверки оборудования. Кроме того, ежегодно проходит комплексная техническая проверка готовности РАСЦО. Во время проведения такой проверки на всей территории Санкт-Петербурга включаются электромеханические сирены, уличные громкоговорители, специализированные технические средства оповещения, также задействуются телеканалы, радиостанции и другие технические средства.

В рамках развития РАСЦО активно используются информационно-телекоммуникационные технологии и новые механизмы централизованного оповещения населения (телевидение, интернет, мультимедийные комплексы в общественном городском транспорте и т.д.). Использование всех имеющихся технических средств оповещения в комплексе позволяет оповещать население Санкт-Петербурга в полном объеме.

В 2016 году в рамках реализации технических условий РАСЦО застройщиками Санкт-Петербурга создано 64 КТС РАСЦО на объектах капитального строительства и реконструкции. Реализован механизм использования государственной информационной системы «Единая система информационных ресурсов» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Данный механизм охватывает более 1 340 сайтов Санкт-Петербурга в единой системе информационных ресурсов.

В ближайшей перспективе планируется задействование для оповещения населения каналов эфирного цифрового телевидения, создание новых оконечных КТС РАСЦО для гарантированного и своевременного оповещения населения Санкт-Петербурга в местах его массового проживания, в том числе, на объектах капитального строительства и реконструкции, создание резервного пункта управления РАСЦО.

Достигнутые результаты по поддержанию в готовности и развитию РАСЦО позволяют эффективно осуществлять полномочия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга по обеспечению своевременного оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. По оценкам специалистов МЧС России РАСЦО по своим показателям является одной из лучших в Российской Федерации.

Более подробную информацию о функционировании РАСЦО Санкт-Петербурга можно узнать на сайте СПб ГКУ «Городской мониторинговый центр» в соответствующем разделе:

Совбез обвиняет регионы в том, что "Безопасный город" обычно используется только для пополнения местных бюджетов за счёт штрафов и не способен обеспечить безопасность горожан, в том числе и на грядущем ЧМ-2018.

На недавнем заседании Межведомственной комиссии Совета Безопасности большие генералы из разных ведомств обсуждали систему "Безопасный город". Это аппаратно-программные комплексы из терминалов экстренной связи и видеокамер, которые круглосуточно следят за порядком в мегаполисах и городах поменьше. Опыт использования "Безопасного города" расстроил комиссию: зачастую вся система состоит только из видеокамер, которые ничего не видят ночью и имеют слабое разрешение. Записи с них обычно используют гаишники для наказания нарушителей и пополнения местных бюджетов. России через полтора года предстоит встречать Чемпионат мира по футболу, а "Безопасный город", как говорят в Совбезе, к этому просто не готов. Силовики также опасаются, что система теоретически доступна для взлома хакерами. В итоге комиссия обязала региональные власти привести систему в порядок.

Источник Лайфа в спецслужбах рассказал, что заседание по "Безопасному городу" начиналось за здравие. Выступали замминистра МЧС Александр Чуприян и руководитель главного научного подразделения МВД - НПО "Спецтехника и связь" - Андрей Нечаев. Они говорили, что база для развития системы уже создана и что региональные власти договорились, как им взаимодействовать.

Однако вскоре выяснилось, что, хотя договорённость и есть, технологическая база отсутствует. Оборудование в разных регионах разрозненное, да ещё и не дотягивает до минимальных технических требований. Техника и ПО часто несовместимы друг с другом, возникают конфликты при обмене данными. Камеры, которые должны уметь до мельчайших деталей фиксировать событие, будь то простая кража кошелька или серьёзное разбойное нападение, по факту в нескольких регионах не позволяют даже рассмотреть номера на машинах.

Имеющиеся в ряде регионов видеокамеры зачастую не снабжены ночным режимом работы, имеют низкое разрешение, не позволяя детально рассмотреть элементы обстановки, распознать внешность человека или прочитать номерные знаки машин, - приводит источник высказывания участников совещания.

В довершение всего докладчики рассказали ещё об одной проблеме. Записи, по которым можно будет, например, найти и идентифицировать убийцу, злодея или простого правонарушителя и помочь раскрыть преступление, хранятся на серверах не более пяти суток. Но самая большая проблема, отмечают докладчики, даже не в этом, а в том, что информационные ресурсы и серверы региональных "Безопасных городов" до сих пор не объединены "в одно информационное пространство".

Причинами такого печального положения, по мнению комиссии, стали скудное финансирование и плохая оплата труда тех, кто сидит по ту сторону монитора и следит за всеми тысячами камер. Как итог - нет должной технической оснащённости, зато есть текучка кадров.

Чтобы справиться с этими проблемами, Межведомственная комиссия предложила увеличить финансирование на программу "Безопасный город" и поднять зарплату сотрудникам, которые работают с этой системой. Деньги, отметили в комиссии, нужно брать не только из бюджета. Если предложения примут, то деньги на обслуживание комплексов видеонаблюдения будут брать из частных средств. Например, у собственников торговых центров или спортивных сооружений. Отдельным параграфом идут поручения объединить разрозненные базы в одну и подключить к ним Росгвардию.

Ещё одно опасение у комиссии вызвал приближающийся чемпионат мира - в тексте доклада прямо говорится, что "Безопасный город" к приёму такого массового состязания не готов.

В МЧС подчеркнули: ни один город-участник ЧМ-2018 в России не то что не готов обеспечить безопасность на чемпионате с помощью камер, а даже не начал их устанавливать.

На данном этапе ни в одном из субъектов РФ, принимающих ЧМ-2018, не запущен конкурс на построение сегментов АПК "Безопасный город", - отметили в ведомстве.

Поэтому от тех городов, которые будут принимать чемпионат, до конца 2017 года потребовали завершить все работы по созданию ключевых сегментов "Безопасного города".

Ещё одно опасение разработчиков "Безопасного города" связано с иностранными хакерами. и сотни раз за 2015–2016 годы атаковали объекты критической информационной инфраструктуры России, банки и сайты госорганов. На совещании отметили, что от хакерских атак не застрахованы и камеры и прочая техническая начинка "Безопасного города", поэтому рекомендовали регионам обратить на это особое внимание.

Программу "Безопасный город" в России запустили в 2005 году. Первые автоматизированные системы контроля видеонаблюдения в общественных местах в качестве эксперимента сначала появились в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Казани и Екатеринбурге. Инициатором тогда выступило МВД в лице начальника Департамента охраны общественного порядка генерал-лейтенанта Николая Першуткина.

Спустя год генерал уже хвастался результатами эксперимента. По его словам, в общественных местах, где стояли камеры, уличная преступность снизилась на 11–17%. Это и разбойные нападения, грабежи и просто хулиганские выходки.

Николай Першуткин от лица МВД на всех совещаниях с региональными властями призывал их искать деньги по сусекам, в местном бюджете и у бизнесменов, чтобы строить "Безопасный город".

А в 2007 году правительство приняло решение о запуске во всех городах РФ аппаратно-программного комплекса "Безопасный город". За это время что-то пошло не так.

За девять лет действия программы системы видеонаблюдения и видеофиксации, установленные в регионах за счёт средств местных бюджетов, совершенно не обеспечивают гражданам защиту от техногенных и природных угроз, да и преступлений тоже, - жалуются Лайфу в МЧС.

В 2014 году правительство решило, что нужна концепция развития "Безопасного города", которую стала готовить межведомственная группа под руководством МЧС, а именно заместителя главы ведомства - Александра Чуприяна.

По данным МВД, в 2016 году в России уже функционируют 207 комплексов "Безопасный город", которые включают в себя свыше 160 тысяч камер видеонаблюдения. Всего же к программе подключены 750 городов и населённых пунктов. В МЧС РФ Лайфу рассказали, что создание глобального комплекса "Безопасный город" в России планируется завершить к 2020 году.

Хорошие результаты система показывает в Москве, Вологде, Санкт-Петербурге, Красноярске, Твери, Краснодаре, Екатеринбурге, Ростове, Казани, - рассказали Лайфу в МВД РФ.

Одним из лидеров в создании АПК "Безопасный город" считается Москва.

Сейчас в столице работает 128 500 камер видеонаблюдения, в том числе в подъездах жилых домов, во дворах, школах, местах массового пребывания граждан, на дорогах и объектах торговли, - заявили Лайфу в Департаменте региональной безопасности столицы.

По данным ГУ МВД РФ по Москве, в 2015 году с помощью АПК "Безопасный город" в столице было раскрыто почти 1800 преступлений, что на 300 больше, чем в 2014 году.

Из бюджета Москвы на "Безопасный город" за последние годы выделено более 143 миллиардов рублей. В регионах другие бюджеты. Так, Калининградская область на создание системы в 2015 и 2016 годах выкроила из бюджета 450 миллионов рублей. Камерами видеонаблюдения уже оборудованы центральные улицы Калининграда и большинство микрорайонов города. В Пятигорске Ставропольского края на внедрение АПК "Безопасный город" в период с 2014 по 2016 год из краевого бюджета было выделено около 200 млн рублей. В Пятигорске системой круглосуточного видеонаблюдения охвачено уже около тысячи социально значимых объектов. А в Уфе в системе обзорного видеонаблюдения "Безопасный город" работает более 300 видеокамер.

Эксперты по системам безопасности говорят, что городские системы видеонаблюдения в России пока находятся на зачаточном уровне. Хотя в некоторых секторах - например, видеонаблюдения на транспорте - есть прогресс.

Сейчас в России нет глобального действующего безопасного города, по факту это пока только видеонаблюдение. В мире это совсем иная концепция, это так называемый умный город, когда все службы и городская инфраструктура завязываются на эту систему. А у нас лишь в 2014 году определили, как это должно выглядеть, до этого каждый понимал концепцию безопасного города по-своему, - пояснила Лайфу представитель компании Skyros, занимающейся установкой систем автоматизации и видеонаблюдения, Елена Семёнова.

Основные проблемы отрасли, по словам Семёновой, сейчас связаны с хранением огромного массива информации, разрозненностью данных и стоимостью покупки и обслуживания оборудования. Семёнова по своему опыту подтвердила тезисы, высказанные на совещании, - действительно, много трудностей из-за несовместимого программного обеспечения и того, что оборудование от разных производителей не всегда легко синхронизировать и привести к единому знаменателю. В то же время, по словам эксперта, у нас всё движется к тому, чтобы все данные объединить, но процесс этот может занять годы.

Что касается проблем с подготовкой "Безопасного города" к ЧМ-2018, то тут Елена Семёнова воздержалась от прямых оценок, успеют ли регионы эту систему установить до чемпионата или нет. Она отметила лишь, что власти регионов, принимающих ЧМ, уже пытались организовать тендеры на установку систем видеонаблюдения в 2016 году, но аукционы пришлось перенести, видимо, из-за проблем с финансированием.

Но есть и положительные моменты в развитии "Безопасного города".

Несмотря на ряд проблем, которые ещё не решены, в России уверенно растёт качество систем, связанных с контролем и видеонаблюдением на общественном транспорте и на дорогах, - отметила эксперт.

Что такое "Безопасный город"?

Темпы жизни в современных городах постоянно растут. Усложняется городская инфраструктура, растет количество входящих в нее систем. При этом единого информационно-управляющего комплекса, осуществляющего контроль их работы, до сих пор не существовало. Для управления техногенной средой мегаполиса и обеспечения безопасности его жителей требуется новый, комплексный подход. Современные условия диктуют нам необходимость создания систем безопасности нового поколения. Систем, которые будут осуществлять постоянный контроль работы всех компонентов городской инфраструктуры и вести постоянное наблюдение за всеми происходящими в городе событиями. Систем, служащих для предотвращения чрезвычайных ситуаций, а в случае их возникновения немедленно информирующих соответствующие службы для немедленного их устранения.

А так как любой город - это сложная и разнородная инфраструктура, которая динамично развивается, и, соответственно, еще более усложняется, то и к системе, обеспечивающей безопасность города, предъявляются особые требования. Основные из них можно сформулировать так: надежность, устойчивость и бесперебойность работы в круглосуточном режиме. Ярким примером такого решения является система «Безопасный город», фундамент которой - программно-аппаратный комплекс «Интеллект» производства компании ITV.

«Безопасный город» - это автоматизированная система для удовлетворения основных потребностей города, основанная на комплексе программно-аппаратных средств и организационных мер для обеспечения видеоохраны и технической безопасности, а также управления объектами жилищно-коммунального хозяйства и другими распределенными объектами в масштабах города.

Структурная схема комплекса «Безопасный город»

В рамках системы «Безопасный город» могут быть реализованы задачи обеспечения охраны и безопасности объектов городской инфраструктуры различного назначения: улиц, дорог, стратегических объектов, жилых домов, торговых центров, стадионов, метрополитена и т.д. Комплекс ставит перед собой цель сбора и анализа информации, поступающей от различных городских подсистем, и обеспечение их эффективного совместного функционирования с целью создания комфортной и безопасной среды обитания. Видеонаблюдение за подъездами, улицами и площадями, контроль качества оказываемых коммунальными хозяйствами услуг, контроль пожарной автоматики, затопляемости и загазованности в жилых домах, информационные терминалы в различных точках мегаполиса - все это и многое другое включает комплекс «Безопасный город».

Подсистемы «Безопасного города»

«Безопасный город», в настоящем его виде, можно сказать, вырос на базе видеонаблюдения. Эта подсистема и по сей день остается наиболее «видимой», эффектной и характерной его частью. Практически каждая вторая реализация проекта «Безопасный город» начиналась с системы видеонаблюдения. Видеонаблюдение используется чаще всего в местах массового скопления людей: площади, вокзалы, оживленные перекрестки, места отдыха и развлечений горожан. Эта система может оказать неоценимую помощь в процессе предупреждения и раскрытия правонарушений.

Однако было бы ошибкой считать, что единственной задачей системы является борьба с преступностью. Город - очень сложный многоуровневый механизм, для обеспечения безопасности которого необходимо поставить под контроль все его составляющие. Поэтому, со временем комплекс «Безопасный город» был дополнена разнообразными функциональными модулями. Сейчас, кроме уже упомянутого видеонаблюдения, в него входят следующие подсистемы:

  • охранно-пожарная сигнализация - обеспечивает противопожарную безопасность зданий и помещений - как жилых, так и производственных;
  • инженерная (аварийная) сигнализация - включает в себя датчики на затопление и загазованность помещений. В зависимости от объекта и характера среды могут дополняться другими видами аварийных датчиков, например, радоновыми;
  • система мониторинга доступа в технические помещения - осуществляет контроль доступа, например, на чердаки и в подвалы, предоставляет права доступа только техническому персоналу, обслуживающему объект;
  • система диспетчеризации лифтового хозяйства - основана на работе специализированных приборов, которые подключаются параллельно к лифтовым шкафам и собирают всевозможные параметры лифтов, в том числе обеспечивают передачу голоса;
  • система включения и выключения инженерного оборудования - регулирует работу инженерных систем в зданиях и помещениях. Например, включение и выключение помп, дымоудаления, вентиляции;
  • общедомовая и индивидуальная интегрированная система подсчета ресурсов. Общедомовая система позволяет контролировать качество поставляемого ресурса: горячей и холодной воды, тепла и электроэнергии путем наблюдения за параметрами подаваемого ресурса. Так, существуют определенные нормы температуры и давления для горячей воды и тепла, напряжения и частоты для электроэнергии, которые должны соблюдаться, и это контролируется общедомовой системой. В свою очередь, индивидуальная система только учитывает поставляемый ресурс. Подсчет ресурсов позволяет городским властям контролировать эффективность работы эксплуатирующей дом организации. В свою очередь, эксплуатирующей организации эта система дает возможность наблюдать и своевременно восстанавливать жилищный фонд, а, значит, предоставлять более качественные услуги;
  • диспетчерская экстренная (голосовая) связь - основана на работе специальных приборов, проводных или беспроводных, которые располагаются на улицах города, во дворах, около метро, на остановках общественного транспорта и в других местах массового движения горожан. Предоставляет возможность экстренной связи для вызова необходимой помощи, например, сотрудников МЧС или скорой помощи, милиции или аварийной службы. Диспетчерская связь осуществляется через call-центр, в задачи которого входит прием экстренных вызовов, а также их переадресация в соответствующие службы;
  • геоинформационная система - представляет собой интерфейс взаимодействия для внешних пользователей (городских властей, обслуживающих и эксплуатирующих организаций). Поскольку эти пользователи в своей деятельности отталкиваются от определенных адресных параметров, за основу построения интерфейса взят картографический принцип. Такая топографическая система предоставляет удобное средство масштабируемости выбранного объекта (от целого города до одного дома).

Совсем скоро в составе подсистем «Безопасного города» появится еще одна - «Авто-Интеллект», позволяющая контролировать характеристики транспортных потоков, а также, в качестве дополнения - автоматически определять номерные знаки транспортных средств.

Структура «Безопасного города»

Структурно «Безопасный город» представляет собой древовидную схему, которую мы рассмотрим на примере жилого сектора. Каждый объект (дом) оборудован целым комплексом подсистем: системой видеонаблюдения, датчиками учета ресурсов, охранно-пожарной сигнализацией, подсистемой контроля доступа и т. д. Все данные с каждого объекта поступают в единый опорный узел. Такой узел может объединять и несколько домов - это определяется масштабом города, удобством сбора данных и решением инсталлятора. Из опорных узлов информация передается в оперативно-технический центр (ОТЦ). Возможен и другой вариант топологии системы: опорных узлов нет, данные со всех объектов поступают непосредственно в ОТЦ. Естественно, ничто не мешает инсталлятору реализовать и смешанную топологию «Безопасного города», используя разные варианты построения совместно.

В опорном узле размещается сервер, предназначенный для оцифровки видео, преобразования аналогового сигнала и его передачи, кратковременного хранения данных, приема информации от датчиков учета ресурсов и трансляции всех этих данных в ОТЦ. Оперативно-технический центр предназначен для сбора всей информации и ее долгосрочного хранения, а также оповещения служб оперативного реагирования в случае нештатной ситуации. Иногда ОТЦ целесообразно разделить на два отдельных центра: оперативный и технический. В оперативном центре размещается персонал, который контролирует данные видеонаблюдения, принимает сигналы экстренной связи, инженерной и охранно-пожарной сигнализации, а также ведет контроль параметров учета ресурсов. В техническом центре размещается дежурный административно-технический персонал. Здесь организованы административные рабочие места и специальные рабочие места контроля работоспособности системы. В техническом центре собрано все серверное и телекоммуникационное оборудование.

С технологической точки зрения «Безопасный город» относится к гибридным системам, поскольку объединяет в единый комплекс оборудование и приборы различных производителей. Интегрированная архитектура позволяет осуществлять одновременное управление всеми городскими подсистемами с реализацией любых функций независимо от типа установленного оборудования, его производителя, места размещения, технических характеристик.

Другими словами, система «Безопасный город» имеет фундамент и надстройку. Фундамент - программно-аппаратный комплекс - обеспечивает совместимость и взаимодействие всех элементов надстройки - подсистем «Безопасного города». Он является своего рода и транспортом, и администратором, передающим данные между модулями, обрабатывающим их, а также обеспечивающим совместную работу всех элементов. Основными требованиями, предъявляемыми к программно-аппаратному комплексу, являются надежность и возможность наращивания системы без прекращения ее функционирования. Оба эти свойства обеспечиваются распределенной модульной архитектурой. Распределенная архитектура позволяет разделять функции системы между расположенными в разных местах ядрами. (Например, одно ядро, представляющее собой видеосервер, управляет системой видеонаблюдения, другое отвечает за работу охранно-пожарной сигнализации и т. д.) Это дает возможность наращивать систему «вширь» - интегрировать подключать к единому комплексу новые объекты. Кроме того, таким образом обеспечивается надежность всего комплекса в целом: при выходе из строя одного из ядер другие продолжают работать. Модульность подразумевает, что различные подсистемы включаются в комплекс в виде модулей. Это позволяет, во-первых, выбирать индивидуальную конфигурацию для каждого объекта (скажем, использовать охранно-пожарную сигнализацию, видеоподсистему и отказаться от системы контроля доступа), а, во-вторых, подключать в случае необходимости новые модули, то есть наращивать комплекс «вглубь».

Фундаментом «Безопасного города», как уже отмечалось, является программно-аппаратный комплекс «Интеллект». Он содержит средства оцифровки, обработки и передачи видео-, аудио- и иной информации, средства координации имеющихся подсистем, программный инструментарий мониторинга и администрирования, средства для взаимодействия в распределенной среде. Эта технологическая платформа для управления различными подсистемами и обеспечения их взаимодействия разработана компанией ITV.

Программно-аппаратный комплекс, лежащий в основе «Безопасного города», дает возможность не только «видеть», но и «действовать». Интеллектуальная среда поддерживает любую логику функционирования подсистем, направленную на решение задач безопасности. При определенных событиях оборудование будет реагировать по заранее заданному алгоритму - воспроизводить сигналы тревоги, отправлять экстренные сообщения или видеофрагменты в соответствующие службы, автоматически включать системы пожаротушения и т. д.

В рамках системы «Безопасный город» очень четко регламентирован механизм реагирования на опасную ситуацию. Информация с телекамер передается на мониторы, расположенные в ОТЦ, кроме того, могут быть оборудованы удаленные рабочие места для подразделений ГУВД, МВД, МЧС и т. д. Если наблюдаемая «картинка» выглядит подозрительно, оператор мгновенно подает сигнал дежурному, который высылает по данному адресу группу вневедомственной охраны. При необходимости в число пользователей могут быть включены скорая помощь, аварийно-спасательные и другие службы оперативного реагирования.

Примеры внедрения

Системами «Безопасного города» оборудуются объекты жилого и коммунального сектора, школы и детские сады, места массового скопления людей. Кроме того, к единому комплексу могут быть подключены аэропорты и вокзалы, поезда и вагоны метро, автотранспортная система и автомагистрали, телевизионные башни и другие важные объекты. «Безопасный город» является гибкой системой, которая позволяет управлять неограниченным количеством объектов, объединяя в единое цифровое пространство все области безопасности и жилищно-коммунального хозяйства и решая для каждого объекта индивидуальные задачи.

В настоящее время «Безопасный город» построен в нескольких городах России, а также на Украине. В их числе - Москва, Санкт-Петербург, Донецк, Новосибирск, Красноярск, а также Электросталь Московской области и Шлиссельбург Ленинградской области. Конечно, пока комплекс не охватывает всю территорию этих населенных пунктов и не включает в себя все возможные подсистемы. Однако проекты развиваются, и есть все основания предполагать, что со временем территориальный охват и степень интеграции подобных систем будет только расти.

В настоящее время в Санкт-Петербурге развернут пилотный проект «Безопасный город», он носит название «Комплексная система диспетчеризации, учета ресурсов и безопасности жилого дома». В рамках проекта объединены системы теплоучета, видеонаблюдения, голосовой связи, диспетчеризации лифтов, охранная и пожарная сигнализации, подсистемы, контролирующие освещение подъезда, расход воды, придомовую территорию, датчики затопления и вскрытия подвалов и чердаков.

Проект привлек к себе пристальное внимание государственных структур, поскольку основная его цель - минимизировать расходы по управлению жилищным фондом и обеспечить безопасность жителей Санкт-Петербурга.

Мнение эксперта:

Михаил Губанов, генеральный директор компании «ДомАск» , входящей в ассоциацию «Безопасный город», определил главную задачу проекта так: «Комплексная система мониторинга и безопасности внедряется для того, чтобы сэкономить городские деньги, затрачиваемые на ликвидацию аварий, краж, вандализма, и сберечь деньги жильцов, которые зачастую вынуждены оплачивать не оказываемые услуги. Таким образом, будут созданы серьезные предпосылки для ускорения проводимой в нашем городе жилищно-коммунальной реформы. Красноречивы и первые выводы подготавливаемого технико-экономического обоснования, которые свидетельствуют о несомненной окупаемости предлагаемого решения. Срок окупаемости должен быть не более 5 лет».

Яков Волкинд, директор
Северо-западного представительства
компании ITV

Разработанную МЧС России концепцию построения и развития комплекса «Безопасный город».

По замыслу авторов концепции, целью реализации программы является повышение уровня общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания. Происходить это должно за счёт улучшения координации деятельности сил и ответственных служб.

Концепция «Безопасный город» предусматривает снижение количества преступлений, снижение рисков чрезвычайных ситуаций, повышение защиты населения и территорий от угроз природного и техногенного характера, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, информационную безопасность и др.

В перечень основных результатов реализации концепции, помимо возможностей моделирования различных сценариев возникновения потенциальных угроз и принятия мер по устранению таких угроз и пр., входит и такой, далекий от безопасности пункт, как «улучшение имиджа органов исполнительной власти».

Концепцию предполагается реализовывать на всех уровнях управления – федеральном, региональном и муниципальном.

На федеральном уровне главным координатором по вопросам внедрения и развития комплекса «Безопасный город» в субъектах Российской Федерации, а также главным распорядителем бюджетных средств является МЧС. В исполнении мероприятий принимают участие 22 ведомства, в том числе ФСБ, Минэкономразвития, Минфин, Минкомсвязь, МВД, ФСО, Минздрав, Минобрнауки и т.п.

Напомним, что в России уже внедряются системы экстренного реагирования 112, реагирования при автоавариях «ЭРА ГЛОНАСС», системы городского фото- и видеонаблюдения и другие госпрограммы безопасности. Все они, согласно концепции, должны быть интегрированы и использованы максимально эффективно. «Безопасный город» призван объединить существующие системы обеспечения безопасности.

Инструментом финансирования мероприятий по построению и развитию комплекса»Безопасный город» является федеральная целевая программа.

Отсутствие целостной картины и взаимодействия дискредитирует имеющиеся системы безопасности, говорил ранее вице-премьер Дмитрий Рогозин. «Российской Федерацией и ее субъектами вкладываются очень серьезные ресурсы в создание различных информационных систем безопасности. Их много этих систем, как грибов в лесу, но целостной картины мы не видим. Отсутствие взаимодействия всех этих систем, по сути дела, дискредитирует весь этот проект. И не решает проблему предотвращения угроз природного и техногенного характера».

Согласно распоряжению правительства России, отныне органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления рекомендуется руководствоваться положениями концепции при решении задач в сфере обеспечения безопасности.

Система экстренного реагирования 112. Справка

В России номер 112 является единым номером вызова служб экстренного реагирования: пожарной охраны; реагирования в чрезвычайных ситуациях; полиции; скорой медицинской помощи; аварийной службы газовой сети; службы «Антитеррор». Номер 112 доступен бесплатно, его можно набрать без денег на счету и даже без SIM-карты в телефоне.

Основными целями создания системы-112 в Российской Федерации являются организация вызова экстренных оперативных служб по принципу «одного окна»; ускорение реагирования и улучшение взаимодействия экстренных оперативных служб при вызовах; гармонизация способа вызова экстренных оперативных служб в Российской Федерации с законодательством Европейского союза.

Система-112 предполагает получение от оператора связи сведений о местонахождении обратившегося лица, обеспечение дистанционной психологической поддержки лицу; автоматическое восстановление соединения в случае внезапного его прерывания; ведение базы данных об основных характеристиках происшествий, возможность приема вызовов (сообщений о происшествиях) на иностранных языках.

Летом глава МЧС России Владимир Пучков заявлял, что к концу года система-112 заработает во всех городах России с численностью населения более 100 тысяч жителей.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: