Другом для своего ребенка но. Надо ли быть ребенку другом

Какие они - хорошие родители? У каждого из нас найдется с десяток эпитетов к ответу на этот вопрос. Они заботливые, внимательные, не спящие ночами, когда чадо болеет, помогающие делать уроки, вытаскивающие из любых проблем, умеющие ждать и помогать. Но самое главное (и с этим вряд ли не согласится большинство мам и пап), хорошие родители - это те, которые смогли стать друзьями своим детям.

Ошибочно думать, что если вы подолгу проводите со своими детьми, разговариваете с ними на самые разные темы и имеете общие интересы, то вы уже можете назвать себя друзьями. Чтобы получить право называться лучшим другом, необходимо сделать так, чтобы ребенок вам безукоризненно доверял. Добиться этого не так просто, как кажется. Давайте поговорим о том, что нужно делать, чтобы заслужить звание друга.

Никогда не обманывайте своих детей. Это главное. Если дали обещание, то обязательно выполните, чего бы вам это не стоило. После нескольких слов, брошенных на ветер один за другим, вы можете навсегда потерять друга в лице своего ребенка.

Казалось бы, чем больше времени вы проводите вместе со своим ребенком, тем лучше. Поэтому мамы и папы, которые хотят быть хорошими родителями, стараются уделять своим чадам целые часы. Психологи говорят: дело вовсе не в том, сколько вы посвящаете своему чаду часов в сутки. Важно не количество, а качество.

Нельзя злоупотреблять заботой. Большинство родителей стремятся каждую минуту вкладывать что-нибудь полезное в голову ребенка. Не стоит этого делать! Вот представьте себе ситуацию: вы вышли на прогулку, и рассказываете своему сыну или дочурке что-то на иностранном языке, пытаясь тем самым укрепить его или ее знания, полученные у репетитора. Вспомните о том, что вы пришли гулять, отдыхать, получать удовольствие от погоды и детских аттракционов. Следовательно, ваши поучения и вся та информация, которая вам кажется уместной и необходимой в данный момент времени не вызовет ничего, кроме раздражения.

Специалисты говорят, что чаще всего весь этот просветительский зуд больше нужен родителям, нежели детям. Вот потом не удивляйтесь, когда ваши повзрослевшие дети перестанут пускать вас на свою территорию.

Не старайтесь сделать так, чтобы ваши дети были похожими на вас. Современных родителей, безусловно, беспокоит тот факт, что детвора больше времени проводит у компьютеров, чем на улице, как мы в свое время. Вы, конечно, можете научить своего ребенка пускать кораблики из бумаги, делать свистульки из стручков, но подумайте: будет ли это им интересно? В данном случае, вы просто предадитесь ностальгии по собственному детству. Если сын или дочка хотят сидеть у компьютера, даже придя в гости к своим друзьям, то пусть сидят на здоровье. Пройдет время и их дети - ваши внуки - будут посвящать себя другим занятиям. И вам покажется, что такое времяпрепровождение еще более бесполезное. Не будете же вы переделывать всех своих потомков, навязывая им свои свистульки?

Не начинайте важных дел, касающихся своих детей, без их участия. Хотите купить им теплую одежду на зиму? Тогда спросите их мнения по этому поводу, и сделайте выбор вместе. Хотите записать ребенка в спортивную секцию? Посоветуйтесь с ним. Возможно, он хочет заниматься танцами или музыкой.

Планы, касающиеся вашей семьи, стройте вместе с детьми. Иногда они тяжело переносят изменения, такие как переезд, переход в другую школу. Объясните, насколько это необходимо и какие плюсы из сложившейся ситуации может получить ваше чадо.

Ведите диалог со своими детьми на равных. Не ругайте их за малейшую провинность. И даже за серьезный проступок не устраивайте скандал, а тем более, не бейте. Лучше сядьте рядом и растолкуйте сыну или дочке, почему не стоило делать того или иного, объясните, какие негативные последствия могут повлечь или уже повлекли их необдуманные действия. Вот увидите, как ваши дети начнут вам доверять.

Вы стали замечать, что ваш ребенок отдаляется от вас. Раньше он мог часами играть с вами, а сейчас играет сам или предпочитает общество друзей. Действительно, взрослея, наши дети стараются отделиться от нас, тем самым показать, что они тоже становятся взрослыми и самостоятельными. Но помощь и понимание нужны им, как никогда раньше, психологически они еще в ней нуждаются, сами не понимая того. Как не потерять доверие в глазах своего ребенка и не упустить момент, когда ему нужна будет ваша помощь или совет? Ответ прост: станьте лучшим другом своему ребенку!

1. "Ребенок - не ваша собственность, он - гость в вашем доме," - так гласит древняя индийская мудрость. Не ущемляйте своего ребенка в свободе выбора, он такой же человек, как и вы только немного меньше и неопытней в жизни. Чрезмерная опека и контроль могут отрицательно повлиять на ваши взаимоотношения. Старайтесь доверять своему ребенку, если он в чем-то не прав, объясните ему тактично и без лишних эмоций, что его выбор может оказаться неправильным. Запомните, что из вашего маленького сокровища в дальнейшем должен вырасти социально адаптированный к жизни человек, со своей точкой зрения, авторитетом и целью в жизни.

2. Умение слушать по-настоящему - одно из главных способов взаимопонимания между родителями и детьми. Вспомните, когда вы последний раз вслушивались в то, о чем вам рассказывает ваш ребенок? Будь то какая-то бытовая проблема или ссора с подружкой из-за игрушки, которую не удалось поделить, когда вы мысленно вникали в его мелкие проблемы? По себе могу сказать, что очень часто, когда времени катастрофически не хватает из-за домашних дел, детские разговоры пропускаешь «мимо ушей», и это не признак того, что вы плохой родитель, это простые реалии жизни. Старайтесь отбрасывать все дела, когда ребенок приходит к вам поговорить или рассказать что-то, если совсем нет возможности в данную минуту его внимательно выслушать, объясните ему, что через пару минут сами придете к нему поговорить. Ни в коем случае не оставляйте разговоры ребенка без внимания: сейчас он рассказывает вам о своих мелких проблемах, а в дальнейшем сможет рассказать и попросить помощи или совета в более значимых жизненных вещах.

3. Рассказы детям о своей работе смогут повлиять на выбор его профессии. Во-первых, будет способствовать подготовке ребенка к будущему выбору и вообще - к реальной жизни. Во-вторых, родители тем самым приоткроют для детей еще одну грань своей личности. Пусть знают, что мы не просто мамы и папы, но еще и начальники, подчиненные, коллеги. Пусть узнают, как их родители делают разные полезные вещи, как зарабатывают деньги. Ну и наконец, такого рода откровенность со стороны родителей будет способствовать ответной откровенности со стороны детей, что особенно важно, когда дети приближаются к подростковому возрасту.

4. Совместные игры с ребенком - еще один способ наладить контакт. Уже не одним исследованием доказано, насколько важны регулярные игры для ребенка: именно игры дают детям основы жизненного опыта, который потом находит применение в повседневной жизни. Дети учатся действовать сообща и полагаться друг на друга; генерировать новые идеи и развивать творческое мышление; расслабляться, а также действовать в условиях напряжения; концентрироваться; переживать как победы, так и поражения; разрабатывать и придерживаться определенных правил. Если ваш ребенок совсем маленький то подойдут игры по возрасту, ну а если подросток, то с ним можно весело поиграть в более сложные интеллектуальные игры. Учитесь возвращаться назад в детство и снова становиться ребенком, ведь резвится со своим чадом очень весело и приятно.

5. "Взрослые произошли от детей. Если поскрести любого взрослого, там у него внутри ребенок," - известный детский писатель Григорий Остер. Делитесь со своим ребенком воспоминаниями о своем детстве. Расскажите, с какими игрушками вы игрались в детстве, какую из них больше всего любили и почему. Вашему ребенку нужно осознать тот факт, что мама и папа тоже когда-то были такими, как он сейчас, испытывали похожие чувства, сталкивались с теми же проблемами, для ребенка совсем не просто. Знание помогает пониманию, понимание помогает прощению.

6. Помогите ребенку побороть его страх. Вспомните, чего вы боялись в детстве? Может темноты, приведений или злых ведьм? Есть ли у вашего ребенка подобные страхи? Единственный способ узнать об этом, поговорить с ним. Именно вы лучше кого-либо сможете помочь своему чаду истребить всех злых ведьм, домовых и гномов, которые прячутся под его кроваткой. Если вашему ребенку 4-6 лет, то для избавления от его страха можно вместе придумать какой-то ритуал. Допустим, положить волшебного мишку или куклу вместе с ним в кроватку на ночь, который будет охранять его сон. Очень важно, чтобы ваш ребенок мог открыто рассказать вам о том, чего боится. Если же ребенок старше и страхи совеем другие, вы должны научить его контролировать свои эмоции и анализировать, то, что его беспокоит.

7. Совместные дела укрепляют семейные отношения. Занимайтесь со своим ребенком общими делами, пусть это будет творчество или планы и мечты о предстоящем отдыхе, подумайте вместе над тем, что подарить папе на 23 февраля. Попросите ребенка о помощи в приготовлении семейного ужина, потом за столом расскажите всем членам семьи, что ужин помогала готовить вам дочь. Главное, чтобы ребенок с удовольствием делал порученное ему дело, если же ребенок отказывается помогать, не настаивайте на этом. Может сегодня он не в настроении для этой работы, а завтра сам предложит вам свою помощь.

8. Будьте надежной опорой для своего ребенка. Бывает такое, что нам совсем не понятны поступки наших детей. Например, ваш ребенок ударил другого ребенка в детском саду или порезал ножницами рубашку папы. Не спешите его сразу ругать и наказывать, сначала разберитесь, почему он так поступил. Может ему просто не хватает вашего внимания, и, порезав рубашку папы, он хочет привлечь его к себе, странным способом, но все же. Или ударив ребенка в саду, он просто защитил себя или дал сдачу. Слушайте своего ребенка и верьте его словам, главное чтобы он знал, что вы ему верите, и тогда он не будет вас обманывать.

9. Уважайте ребенка, как взрослого. Давайте своему ребенку участвовать в принятии семейных решений, куда переставим шкаф или куда отправимся на выходные. Он должен ощущать себя в семье равноправным ее членом. Прислушивайтесь к мнению ребенка. Если поступили неправильно по отношению к нему, обязательно извинитесь, как бы сделали и со взрослым человеком.

10. И самый главный совет - любите свое чадо, каким бы оно порой вредным и непослушным ни было. Любовь - это самая большая потребность для всех детей без исключения. Именно родительская любовь и вера формирует у ребенка уверенность в себе, чувство собственного достоинства.

Главное в отношениях с ребенком не откупаться дорогими игрушками и вещами, извиняясь пред ним за свою постоянную занятость. Покупая ему красивую книгу, музыкальный синтезатор, фломастеры или компьютер вы ни в коем случае не сделаете его счастливее или удачливее в жизни. Ведь никакие игрушки и новомодные гаджеты не смогут заменить материнское тепло и ласку, отцовский добрый совет и поддержку.

Стать лучшим другом своему ребенку мечтает каждая мама. И это не так уж сложно. Нужно всего лишь научиться выстраивать доверительные отношения, уважать мнение своих детей и общаться с ними как с самостоятельной личностью. Не зря психологи утверждают, что дети, у которых хорошие и дружеские отношения с родителями, ощущают себя более счастливыми и добиваются больших успехов во взрослой жизни.

Зачастую бывает так, что дети с плохим поведением, которые часто балуются и делают все наперекор, просто обделены родительским вниманием и общением. Ведь каждому человеку важно, чтобы его выслушивали, поддерживали и сочувствовали его переживаниям. А дети особенно нуждаются в этом, так как они только начинают свой жизненный путь и кто как ни мама с папой смогут им помочь обрести уверенность в себе и занять свое место в таком огромном мире.

Наладив дружеские отношения с ребенком, вы всегда сможете рассчитывать на то что, он будет делиться с вами своими переживаниями, станет более послушным, и быстрей будет адаптироваться в новом коллективе и находить себе друзей среди сверстников.

Что же нужно делать, чтобы стать настоящим другом для своих детей?

На этапе взросления, когда дети еще не могут адекватно оценивать различные ситуации и поступки, им нужна ваша поддержка и точка зрения. Например, если вашу дочку или сына кто-то толкнул, не надо отмахиваться словами: «Ты сам виноват» или «Ты сама виновата». Разберитесь в ситуации и объясните, что другой ребенок поступил не правильно, возможно он не знает хороших манер и не умеет себя вести. В следующий раз, вспомнив ваши слова, ребенок не будет обижаться на такие мелочи.

Если ваш малыш сам виноват в ситуации, к примеру, гуляя по парку, он случайно залез в клумбу и вытоптал цветы, не ругайте строго. Скорее всего, он сам не понял еще, что поступил плохо и это не очень красиво выглядит в глазах окружающих. Расскажите ему о том, как расстроятся сотрудники парка. Ведь они каждый день стараются поддерживать красоту для нас и тратят очень много сил и времени, высаживая цветы и ухаживая за ними. Малыш запомнит это и не будет больше так делать.

Так же не стоит сильно ругать сына, если он, например, упал и громко плачет на глазах у прохожих. Он конечно будущий мужчина, но прежде всего он ребенок. Лучше поддержите его смешной историей из своего детства о ваших неудачных падениях и расскажите, что в этом нет ничего страшного.


Чтобы, окончательно завоевать доверие и уважение своего дитя, очень важно показать как его мнение важно для вас. Спрашивая совет даже по незначительным вопросам, вы даете ребенку уверенность в своей значимости. Он понимает, что к нему прислушиваются и считаются с его мнением. Например, посоветуйтесь, что приготовить на ужин или как бы он хотел провести ближайшие выходные.


Что любят делать лучшие друзья? Да все что угодно, лишь бы вместе! Если вы ограничены во времени и у вас нет лишнего часа, чтобы поиграть с ребенком или придумывать развивающие занятия, просто пусть он делает, то же что и вы.

Например, идя на кухню готовить обед, возьмите его с собой. Так у вас появится дополнительное время для общения, а малыш сможет научиться чему-то новому. Даже банальный просмотр мультиков или кино вместе с родителями, для детей приносит неимоверную радость и счастье.


Помимо того, что вы хотите стать настоящим другом своему ребенку, не забывайте о том, что вы все-таки мама. И дабы не подрывать родительский авторитет старайтесь всегда сдерживать свое слово. Например, обещая ребенку, что вы поедете на День Рождение в парк аттракционов сделайте все возможное, чтобы так и было. А лучше сразу не давать обещание, которое на ваш взгляд трудновыполнимо. Ведь горечь и обида от того, что вы не сдержали обещание, даже по веской причине, запомнится ребенку очень надолго, и он перестанет доверять вашим словам.

Быть родителем и одновременно совмещать дружбу с ребенком под силу не каждому. Как сохранить доверительные отношения и оставаться при этом строгим родителем, смотрите видео

А самое главное всегда относитесь с уважением к своим детям, проявляйте терпение, старайтесь как можно больше разговаривать с ними и обсуждать вместе различные темы. Тогда у вас появится лучший друг, настоящий помощник и любящий, заботливый ребенок в одном лице.

Маленькие дети любят своих родителей безусловно, равняются на них и очень боятся их потерять. Чтобы завоевать любовь взрослых, дети стремятся оправдать их ожидания, хорошо учатся и стараются быть . Сложности со временем начинаются из-за непонимания взрослыми переживаний детей. Поэтому первый шаг к дружбе с вашим ребенком – понимание.

Всегда стремитесь понять причины, вынудившие детей совершать те или иные поступки. Сын подрался в школе? Не спешите наказывать, может он заступился за слабого. Дочь вместо домашних уроков ходила в кино? А может ее пригласил мальчик, который ей очень нравится. В подростковом возрасте отношения со сверстниками становятся для детей самыми важными. Они ищут себя, формируется их самооценка. Помните об этом и о том, какими вы сами были в этом возрасте.

Верьте в силы своего ребенка. Неверие в то, что ребенок сможет сделать что-то самостоятельно, возмущает и обижает даже трехлетних малышей. В подростковом возрасте такое отношение вызывает протест. Ведь ребенку в этот период так важно показать сверстникам, что он самостоятельная личность. А ваше стремление предостеречь или оградить вызывает ощущение, что его считают малышом.

Проводите с ребенком больше времени. К сожалению, очень многие родители не считают возможным тратить на сына или дочь много времени. Они откупаются дорогими подарками и считают, что сделали все возможное. Но ведь смысл дружбы именно в совместном досуге! Смотрите вместе мультики, гуляйте, ходите на рыбалку, читайте книги. Совсем нет времени – просто посидите с ребенком перед сном, пусть он расскажет вам о том, как прошел его день, что его взволновало, расстроило и порадовало. И через много лет, вспоминая о детстве, он расскажет своим детям именно об этих посиделках, а не о новом планшете или дорогом телефоне.

Чтобы развить дружбу со своим ребенком, психологи дают родителям несколько полезных советов:
- всегда помните, что ребенок не ваша собственность, а самостоятельная личность со своими правами и обязанностями;
- не отмахивайтесь от мелких проблем малыша, тогда и более серьезными он с вами поделится;
- узнайте об увлечении своего ребенка и найдите об этом дополнительную информацию – вашему чаду будет приятно, если вы сможете «говорить с ним на одном языке»;
- если ребенок сделал что-то нехорошее, не обвиняйте его, а скажите, что его поступок вас расстроил и огорчил – т.е. плохой не ребенок, а его деяние;
- дайте возможность сыну или дочери участвовать в делах семьи – пусть он выскажется по поводу всех важных вопросов, а вы постарайтесь учесть и его мнение;
- рассказывайте своим детям о своем детстве, юности, работе – так вы откроете ему разные грани самого себя, научите откровенности между близкими людьми;
- если отказываете в просьбе – аргументируйте свой отказ.

Текущая страница: 1 (всего у книги 3 страниц)

Шрифт:

100% +

Марина Солотова
Как стать ребенку другом, оставаясь его родителем

© Солотова М., текст, 2019

© ООО «Издательство «Эксмо», 2019

* * *

«Быть тебе, Солотова, педагогом!» – сказал мне директор школы в 1974 году. Я училась в 4-м классе. Тогда в школах было популярно шефство четвероклассников над теми, кто пришел учиться к их первой учительнице. Как только я подошла к этим малявкам, я сразу поняла, кем стану, когда вырасту. А директор школы, увидев, как гордо и торжественно я веду первоклашек в столовую, утвердил меня в этом решении, которое я не меняла уже никогда, даже если приходилось на время отвлекаться на другие дела.

С тех пор прошло больше 40 лет. И этих лет мне хватило на то, чтобы узнать о детях все или почти все. Я всегда дружила со своими ребятами и понимала их. А они – меня.

В 2000 году я работала учителем русского языка и литературы в тюменской школе № 11. В один прекрасный день я вошла в рейсовый автобус и хорошо поставленным голосом сказала: «Здравствуйте, садитесь!» Через минуту мне стало понятно, что пора уходить из школы.

Уходила я, конечно, не только из-за этого анекдота – просто уже тогда в школе мне многое не нравилось. Я стала журналистом на радио, потом – на телевидении, потом – главным редактором молодежного журнала.

Несколько лет я скучала по детям, хотя любила свою новую профессию. И тогда я придумала, как соединить эти две мои любви: я открыла школу для будущих журналистов.

В нашей школе учатся очень хорошие дети. Не потому, что мы их специально для себя выбираем, а потому что все дети на Земле – хорошие. Только не всегда учителя и даже родители это понимают. Наши хорошие дети из-за этого очень переживают, и все дети на Земле – тоже. Своим ученикам я помогаю справиться с этими проблемами. И у меня это получается.

Поэтому я решила, что могу помогать и остальным детям тоже. Понятно, что всем на свете помочь не выйдет, но кому-то – обязательно.

А помочь детям можно только в одном случае – если этого захотят их родители. Родители всегда хотят добра своим детям, но не всегда знают, как это можно сделать. Потому что быть родителями у нас нигде не учат. Это неправильно. Ведь быть хорошими мамами и папами гораздо важнее, чем высококлассными инженерами, программистами, артистами и даже космонавтами. Поэтому я решила написать книгу для родителей

Каждая буква в этой книге – опыт. Мой, моих подруг и коллег, родителей моих учеников, мам и пап, которые много лет приходят ко мне за помощью. Я искренне благодарю всех, кто делился и продолжает делиться со мной своими проблемами и находками, потому что это – драгоценности, попавшие ко мне в руки. Я собрала все эти драгоценности в один большой клад и с удовольствием делюсь им с вами.

Введение

Эта книга – не пособие по педагогике. Задачи педагогики – научить больших людей воспитывать маленьких людей. То есть делать так, чтобы маленькие люди стали честными, дисциплинированными, порядочными, трудолюбивыми.

Это не учебник по психологии. Задачи психологии – понимать сущность психических явлений и управлять ими; уметь использовать определенные знания, для того чтобы процесс воспитания был эффективным.

Эта книга о том, как любить своего ребенка, как с ним дружить и строить отношения. Это очень важная наука. Если ребенка не любить, если с ним не дружить и не построить отношений, никакого воспитания не получится. Возможно, случайно ребенок и вырастет честным, дисциплинированным, порядочным и трудолюбивым, но его родители от этого счастливее не станут.

Эта книга для родителей, и только для них. Здесь вы найдете набор специальных тайных знаний, которыми не должны владеть ни учителя, ни тренеры в спортивной школе, ни министр образования. Любовь, дружба и отношения не касаются посторонних людей, и они, посторонние, не должны в них вмешиваться.

Если вы держите в руках эту книжку, то у вас есть ребенок и вы поняли, что вы чего-то не знаете о том, как воспитать его правильно. Или еще не поняли, и тогда книжка, укажет вам на ваши возможные ошибки. Или ребенка вы только планируете и хотите подготовиться к встрече с ним заранее, чтобы этих возможных ошибок не совершить. В любом случае, я уверена, знакомство с книгой станет для вас полезным. Все, что вы прочтете, появилось не из воздуха. Я сама долго и радостно познавала науку воспитания – как человек, всю жизнь посвятивший детям, как мама чудесных сына и дочки. Слава богу, к тому времени, как у меня появились свои дети, я уже много знала о детях: о том, как с ними дружить, чему и как их учить, как стать для них опорой. И о том, чем наука воспитания собственных детей отличается от педагогики и психологии, которые я с удовольствием учила в педагогическом институте и даже получала по ним отличные оценки.

Вы держите в руках первую и, надеюсь, не последнюю часть учебника для родителей. Он научит вас, как вырастить счастливого ребенка. Учебник – это не просто книжка, поэтому в конце каждой главы есть задания для самостоятельной работы. Если вы хотите, чтобы изложенная здесь теория не осталась просто теорией, очень советую вам эти задания выполнять. Хотя бы пробовать.

Глава 1
Откуда берутся дети

Ребенок – гость в твоем доме. Накорми, выучи и отпусти.

Индийская пословица


Так откуда берутся дети? Не в том буквальном смысле слова, о котором мы все знаем. Давайте посмотрим шире. А если шире, то детей посылает нам Бог, или мироздание, или Вселенная, или судьба – кто на что учился. И посылает, между прочим, не насовсем, а во временное пользование.

Если бы дети были нашей частной собственностью, мы могли бы делать с ними все, что захотим. Вплоть до «я тебя породил, я тебя и убью». Но законодатели всего мира родителям этого, слава богу, не разрешают.

Дети – это не подарок судьбы, как некоторые думают. Подарок – это то, что можно поставить на полку, время от времени вытирать с него пыль, передарить, задвинуть в дальний угол, пользоваться им в своих интересах. От подарка можно отказаться. Его можно продать. (Есть, конечно, человеческие особи, которые и отказываются, задвигают в дальний угол и продают, но они точно эту книжку не читают, и поэтому я их в виду вообще не имею.)

Самое главное, что хорошо бы помнить родителям: ребенка дают нам на время, в долг. А долги принято возвращать. Тому, у кого взяли, потому что брать чужое – нехорошо, за это судят и наказывают. Свой долг мы возвращаем с процентами в виде здоровья ребенка, характера, нужных навыков и всего остального, что необходимо для жизни. Возвращаем таким, каким он нужен миру. А миру человек нужен счастливым, свободным, с развитыми талантами, данными ему от рождения, с собственным взглядом на жизнь и правом этой жизнью распоряжаться так, как человек посчитает нужным.

А вместо этого мы, родители, начинаем верить в то, что ребенок должен. Убирать за собой игрушки, чистить зубы, делать уроки, слушаться маму и папу… Стоп-стоп! Не надо закрывать книжку со словами: «Ну, все понятно. Сейчас мне расскажут, как вырастить урода, который ничего не хочет и не умеет!» О том, как воспитать в ребенке все необходимые умения, я обязательно расскажу в следующих главах. А сейчас поговорим о двух разных подходах к тому, откуда берутся дети. И зачем.

Вы заметили, как часто мы слышим слова: «Я рожала для себя»? Так, к сожалению, думает большинство родителей. Давайте еще раз вслушаемся: «Мы рожали его для себя!» Вдумаемся в абсурдность такого утверждения. Для себя покупают пылесос или рыбок в аквариуме. У каждого «для себя» есть определенная функция. Пылесос чистит ковер. Рыбки радуют и не должны, к примеру, мыть посуду. Мы заранее выбираем марку пылесоса и расцветку рыбок – те, что нас устраивают. По характеру, по особенностям ухода, по мощности, по окраске: чтобы и в кладовку помещались, и под обои подходили. Заводя их в доме, мы точно знаем, что пылесос рано или поздно сломается, а рыбки – умрут. О пылесосе мы не пожалеем, о рыбках погорюем и пойдем за новыми, к которым также привыкнем.

Что происходит, когда люди рожают детей «для себя»? Они наивно предполагают, что смогут легко «приспособить» ребенка под обои, т. е. под свои представления о том, как должно быть. Такие родители заранее придумывают сценарий своей жизни с ребенком. Вот он лежит в кроватке и гугукает в ответ маме. Вот малыш с аппетитом ест манную кашу и просит еще. Вот дочка с бантиками и в принцессином платье играет на рояле в филармонии. Вот она старательно моет посуду в чистом фартучке. Вот летом со всей семьей на море пьет коктейль из грейпфрутового сока с минералкой. Вот гуляет с собачкой. Вот на выпускном вечере танцует вальс с одноклассником из хорошей семьи и получает золотую медаль. Вот поступает на филологический факультет. Вот выходит замуж в фате длиной полкилометра. Вот приходит в гости с внуками, которые с аппетитом едят манную кашу… Мама и папа – режиссеры большого спектакля под названием «Жизнь». Сценарий написан, сценография утверждена, музыка заказана, роли распределены.

А дочка родилась, и очень скоро выясняется, что сценарий ей не нравится. Манную кашу выплевывает. Бантики носить отказывается. На рояле играть не хочет, а хочет стоять на воротах в футбольной команде. Посуду мыть не любит. Цитрусовые терпеть не может, а летом предпочитает ходить в горные походы с друзьями. Собачку не просит, потому что любит кошек и земноводных. На выпускной идти соглашается только в дырявых джинсах, а в аттестате четыре тройки. Учиться хочет на повара. А замуж выходить и внуков родителям рожать вообще не планирует лет до сорока. Но ведь сценарий же, мы же ее для себя родили! И начинается война. Мама и папа старательно впихивают дочь в заранее прописанные рамки и стандарты. Дочь в определенный момент начинает активно сопротивляться и мечтает об одном – поскорее уехать из дома. Или, если родителям удалось ее перекроить по своим лекалам, смиряется и послушно выполняет все указания режиссера, плача по ночам и мечтая, в принципе, о том же – сбежать. Ау, счастье, где ты?

Что происходит, когда родители понимают, что ребенок пришел к ним на время? Они замечают то, что заложено в ребенка природой. Позволяют ему жить по собственному сценарию, отдав ему роль режиссера, а на себя взяв функции гримеров, работников сцены, консультантов, преподавателей техники речи и сценического движения, костюмеров и самых благодарных зрителей. Заменяют манку гречкой. Понимают, что короткая стрижка очень идет дочке. Кричат «Оле-оле-оле-оле!..» на футбольных матчах. Шлют эсэмэски с морского побережья на Кавказ. С любимой собачкой гуляют вдвоем и радуются возможности побыть вместе. На выпускной покупают себе джинсы с дырками, чтобы соответствовать, да и прикольно! С гордостью ходят в ресторан, где дочь работает шеф-поваром. А пока нет внуков, путешествуют, ходят в театры и кино, читают книжки – живут СВОЕЙ полноценной жизнью. Ах да, посуда! Уверяю вас – она при таком подходе как-то сама собой моется.

Я очень люблю задавать людям вопрос: зачем вы рожали ребенка? 100 человек из 100 он ставит в тупик. Первое, что я слышу: «Ну это же очевидно!» А вот не очевидно! Потому что когда человек вспоминает о своих мотивах, то он понимает: невозможно произнести вслух что-то вроде: «Потому что мне было уже 38 лет», «надо было сохранить семью», «все подруги к тому времени уже были мамами», «так положено», или самое печальное: «Залетела, а аборт делать побоялась». Невозможно, потому что тогда становится очевидно, что ребенок здесь совсем ни при чем.

Интересны ответы «я должна была реализоваться как мать» или «чтобы выполнить свое женское предназначение». А кто сказал, что реализоваться как мать можно только в случае с роялем в филармонии и золотой медалью? А если ребенок троечник без особых творческих наклонностей – вы уже не мать, а ехидна? Кто сказал, что единственное предназначение женщины – рожать детей? Знаменитые Петр и Феврония, в честь которых в России отмечается День семьи, любви и верности, были бездетными…

Так что рожать надо по другой причине. Единственной. Для того чтобы подарить миру новую жизнь.

Чем бы вы ни руководствовались, принимая решение родить ребенка, никогда не поздно пересмотреть свой подход и согласиться с тем, что он дан вам на время. Удивительно, но, приняв это, родители на самом деле становятся счастливее!

Тогда можно с чистой совестью выдохнуть и закрыть тысячу и один повод для конфликтов с ребенком. Тогда гражданская война в отдельно взятой семье заканчивается раз и навсегда. Тогда огромное количество ресурсов можно направить на формирование действительно необходимых, базовых качеств.

А как же долг перед родителями? Неужели дети нам ничего не должны?

Со временем, конечно, должны. Ровно столько, сколько мы им дали, и ни центом больше. И только в том случае, если они этого просили.

Еще раз попробуем разобраться с самим понятием «долг». Он не возникает ниоткуда. Долг – это когда тебе что-то дали, а ты возвращаешь. Как мы относимся к банку, когда берем кредит и вынуждены платить с процентами? С чувством глубокой благодарности? Естественно, нет у нас такого чувства, потому что мы понимаем: банку глубоко плевать на наши проблемы, он дает нам в долг с единственной целью – заработать. И проценты мы отдаем, потому что вынуждены это делать, скрепя сердце и понося банк разными словами. Несмотря на то что благодаря доброте и щедрости банка у нас есть новый диван или автомобиль. А если мы по каким-то причинам не можем отдать долг, банк призывает на помощь коллекторов, и тогда мы начинаем прятаться или защищаться.

Еще противнее, когда кредит нам навязывают. И не хотел вроде совсем, а тут на тебе – кредитная карта в подарок. Ну как в подарок – под 50 % годовых. А дальше все по новой – непосильные выплаты, коллекторы…

Так и мы, родители, часто становимся для своих детей банками или, что еще хуже, коллекторами, требуя от них возвращения каких-то непонятных долгов. «Я в тебя всю душу вложил, а ты…», «Мы с отцом во всем себе отказывали, учили, а ты…» Стоит ли удивляться, что наши дети начинают относиться к нам как к коллекторам? Вы видели хоть одного коллектора, которого пригласят в дом, усадят за стол и предложат переночевать?

Мы не можем требовать от детей возврата долгов. Мы можем только рассчитывать на их благодарность. Долг и благодарность – очень разные понятия. Благодарность возникает там, где кто-то действовал исключительно в наших интересах и совершенно бескорыстно. Заставить быть благодарным нельзя. Научить – можно. Если правильно ответить себе на главный вопрос.

Главный вопрос всем родителям:

ЗАЧЕМ ВЫ РОЖАЛИ РЕБЕНКА?

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:

1. Сколько лет вашему ребенку?

Вернитесь в памяти на столько лет + 9 месяцев. Постарайтесь вспомнить, о чем вы тогда думали. Как принимали решение рожать, увидев две полоски. Вспомните, задавали ли вы себе тогда вопрос, зачем вы рожаете ребенка?

Задайте себе этот вопрос сейчас. Честно на него ответьте. Прямо возьмите и сформулируйте одним предложением.

Получилось?

Теперь спросите себя: чьи интересы вы преследовали, когда решили родить. Свои? Своих родителей? Свекрови? Социума?

2. Глубоко вдохните и ответьте на этот вопрос еще раз, уже с сегодняшних позиций.

На основе второго ответа подумайте: если вы рожали ребенка, чтобы (вставьте сюда свой ответ), то имеют ли смысл те требования, которые вы сегодня к нему предъявляете? Стоит ли настаивать на том, на чем вы настаиваете? Что именно и, главное, зачем вы хотите в нем сформировать?

3. Вспомните свой последний конфликт с ребенком. Насколько он был обоснован? Чего вы хотели добиться? Зачем? Как то, чего вы добивались, соответствует ответу на Главный вопрос?

4. Запомните простой алгоритм: прежде чем начать что-то требовать или на чем-то настаивать, спросите себя: это соответствует ответу на Главный вопрос?

(Забегу немного вперед и открою вам секрет. На вопрос «Зачем ребенку родители?» мы тоже чаще всего отвечаем неправильно. И в конце книги мы постараемся найти правильный ответ.)

Глава 2
Главное заблуждение родителей XXI века № 1

Везет тебе, мама, в вашем детстве не было гаджетов, все были дружными и сплоченными, играли в казаки-разбойники, а сейчас что?!

Все уперлись в свои гаджеты, и вот к чему это привело!

Ни к чему хорошему. Кого ни позовешь в догонялки поиграть, все: «Нет, давай лучше ко мне, в комп поиграем».

У вас в древности телефонов не было, вам мама не звонила и не говорила: «Але, сыночек, давай домой!» А ты в это время только разыгрался.

Ваня Солотов, 11 лет, Тюмень

Диалог в магазине электроники:

– А как это подключается?

– В инструкции все написано.

– Ну вот я читаю и вообще не понимаю!

– У вас дома дети есть?

– Есть, внук, 5 лет.

– Ему отдайте, он подключит.

– А ему и не надо. Он так сообразит.


Мы и наши дети – это люди из разных миров. Из совсем разных миров .

«Подумаешь, удивила!» – подумаете вы.

«Нынешняя молодежь привыкла к роскоши, она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших, дети спорят со взрослыми, жадно глотают пищу, изводят учителей», – вспомнят некоторые цитату Сократа, которой двадцать пять столетий.

Я не претендую на роль человека, который первым увидел проблему отцов и детей. Но все-таки…

«Я с тобой не разговариваю!» – говорила современной маме ее мама, и дочка переживала, придумывала, что надо сделать, чтобы мама заговорила, ходила вокруг мамы кругами.

«Я с тобой не разговариваю!» – говорит теперь эта мама своей дочери, и та спокойно и даже с радостью уходит в свою комнату и закрывает дверь.

«Не выйдешь гулять, пока не помоешь посуду!» – говорила современной маме ее мама, и дочка бежала на кухню, потому что на улице ее ждали друзья, которые уже поделились на казаков и разбойников, и разбойникам не хватало только ее, дочки.

«Не выйдешь гулять, пока не помоешь посуду!» – говорит теперь эта мама своей дочке, и та пишет ВКонтакте «я не выйду» и начинает долгую беседу с такой же жертвой маминого произвола из Владивостока.

«Встань в угол!» – говорил современному папе его папа, и мальчишка обреченно шагал в угол, думая о том, что больше так не будет.

«Встань в угол!» – говорит теперь этот папа своему сыну и слышит в ответ: «Не встану!»

Дети, которых мы сейчас воспитываем, отличаются от всех предыдущих поколений, как инопланетянин от жителя Земли. Я не знаю, как выглядит инопланетянин, но, несомненно, он владеет технологиями, которыми не владеем мы, и говорит на другом языке.

Разница между нами и нашими детьми огромна. Они родились и растут в мире, имеющем очень мало общего с тем миром, в котором росли мы.


Поэтому воспитывать их старыми традиционными методами по принципу «меня так воспитывали, и ничего, вырос и даже стал хорошим человеком» – все равно что кормить кобылу, которая запряжена в телегу, в то время как все, кто должен был сидеть в той телеге, улетели на самолете.

Пока мы кормим кобылу, наши дети летят на самолете, который не прошел нашего техобслуживания, не загружен бортовым питанием, не оснащен средствами безопасности. И кто за штурвалом – мы не узнали. Нам некогда было. Мы в это время кормили кобылу.

Наши дети отличаются от детей, которые были еще 20 лет назад, примерно так же, как компьютер – от печатной машинки «Ятрань».

Мы смирились с тем, что у нас не выйдет «как у мамы» получить бесплатное образование и гарантированную среднюю зарплату, что безвозвратно исчезли очереди на бесплатное жилье и профсоюзные путевки в санаторий в Крыму. Мы привыкли к тому, что не надо запасать двухкопеечную монетку для телефона-автомата, научились пользоваться пластиковыми банковскими картами и совершать покупки, не выходя из дома. Мы забыли, что белье надо отбеливать путем кипячения в цинковом баке с добавлением канцелярского клея, а каналы телевизора можно переключать пассатижами.

А вот формулу «меня так воспитывали, и ничего, вырос» мы забывать упорно не хотим.

Если вы родитель, который уверен в том, что современного ребенка можно воспитывать так, как воспитывали нас с вами, то вы поддались главному заблуждению родителей XXI века.

Главное заблуждение родителей XXI века № 1: наших детей надо воспитывать так же, как воспитывали нас, потому что дети – и в XXI веке дети.

Разберемся, чем наши дети отличаются от нас с вами.

При прежней скорости физиологического взросления (природу не обманешь, ей все равно, есть ли у нас Интернет, можем мы уделять ребенку время или нет) поток информации увеличился несоизмеримо. Мозг загружается негативной и позитивной информацией, а перерабатывать эту информацию (на уровне эмоций, восприятия, аналитики, знаний, понимания) не успевает. Что произойдет с нашим желудком, например, если мы объелись, и не просто объелись, а пихали в себя все без разбору, что к полу не прибито? Одно – чтобы попробовать, другое – потому что вкусно, третье – потому что все едят. Вдобавок в нас еще насильно кое-что впихнули. Начнется процесс обратной перистальтики, то есть мы попросту будем, простите, блевать. Что и происходит сегодня с нашими детьми. Эта обратная перистальтика проявляется в виде эмоций, психов, поведения, которые кажутся нам неправильными.

Наши дети живут в очень агрессивном мире, гораздо более агрессивном, чем тот, в котором жили мы. Семья, школа, улица – везде агрессивная среда. Родители кричат и угрожают. Учителя и воспитатели кричат и угрожают. Ровесники кричат и угрожают. Кондукторы кричат и угрожают. Охранники в торговых центрах кричат и угрожают. Чужие мамы кричат и угрожают. А еще высаживают из автобусов, выгоняют из торговых центров, со спортивных площадок и так далее. Агрессия в телевизоре, в Интернете, в игрушках. Каждый ребенок сегодня – настоящая или потенциальная жертва агрессии. Наши дети живут на войне. Что делает жертва? Она вооружается и начинает защищаться. Или, если силенок у нее недостаточно, опускает руки и безропотно ждет своей участи. И получаются у нас дети, очень похожие на оловянного солдатика из стихотворения Булата Окуджавы, который, как каждый гениальный поэт, оказался пророком:


Земля гудит под соловьями,
под майским нежится дождем,
а вот солдатик оловянный
на вечный подвиг осужден.

Его, наверно, грустный мастер
пустил по свету, невзлюбя.
Спроси солдатика: «Ты счастлив?»
И он прицелится в тебя.

И в смене праздников и буден,
в нестройном шествии веков
смеются люди, плачут люди,
а он все ждет своих врагов.

Он ждет упрямо и пристрастно,
когда накинутся трубя…
Спроси его: «Тебе не страшно?»
И он прицелится в тебя.

Живет солдатик оловянный
предвестником больших разлук
и автоматик окаянный
боится выпустить из рук.

Живет защитник мой, невольно
сигнал к сраженью торопя.
Спроси его: «Тебе не больно?»
И он прицелится в тебя.1
Окуджава Б. Избранное. Стихотворения. М., 1989.

Вы замечали, что даже самое безобидное замечание наши дети воспринимают как наезд? Что в ответ на самую обычную просьбу они начинают активно сопротивляться? Такая реакция – наглядное подтверждение того, что защиту они включают даже там, где нет опасности, и принцип «лучшая защита – это нападение» они усваивают рано и крепко.

Наши дети отличаются от нас родителями. Сегодняшние мамы и папы в большинстве своем – то самое поколение 90-х. Это люди, которые первыми в истории страны увидели, как умирают от передозировки наркотиками их одноклассники. Первыми выучили слово «киднеппинг». Первыми начали учиться в вузах за деньги.

Они увидели во всей красе изнанку лучшего из миров, и потому хотят защитить от всего плохого своих детей. Любой ценой. Отсюда – гиперопека, которая очень мешает нашим детям развиваться.

Дети предыдущих поколений в пять лет выходили играть в дворовую песочницу, а мамы смотрели на них из окон. Там, в песочнице, был свой мир. Там ты ссорился с соседским мальчишкой, который забрал у тебя лопатку, и вынужден был решать проблему. Сам – потому что мама из окна не видит, у кого лопатка, и не может вмешаться в процесс установления справедливости. Поэтому ты уже в пять лет учишься тому, что во взрослом мире называют коммуникациями. Современный ребенок находится под неусыпным контролем мамы (папы, няни, бабушки, гувернантки) круглые сутки, и все вопросы с лопатками, качелями и прочим решают за него взрослые люди. Какие уж тут коммуникации!

Детям предыдущих поколений 1 сентября в первом классе показывали дорогу в школу. А уже из школы они шли сами. Современного ребенка родители сопровождают до школы и обратно несколько лет. Иногда – все 11, потому что школа находится на другом конце города, а та, что в пешей доступности, не устраивает родителей. В результате современный ребенок часто не умеет ориентироваться в собственном микрорайоне.

Детей предыдущих поколений воспитывали родители, которые работали с девяти до шести, с двумя выходными днями и ежегодным отпуском. Исключения, конечно, были. Но в основном это были родители, которые точно знали, что не останутся без работы, летом поедут в Крым или в поход на байдарках, что их ребенок, закончив школу, поступит учиться в вуз или ПТУ и тоже не останется без работы. Иными словами, дети видели дома взрослых, уверенных в светлом будущем. Современные дети растут в семьях, где уровень тревожности зашкаливает. Они живут под дамокловым мечом «а вдруг». А вдруг нечем будет выплачивать ипотеку. А вдруг не дадут зарплату. А вдруг уволят. А вдруг, а вдруг, а вдруг… У них в сознании не формируется позитивный образ взрослого мира, им страшно взрослеть, они не хотят лишаться нынешней беззаботной жизни, чтобы взамен получить одни проблемы, испытания и трудности, которые надо бесконечно преодолевать. Они менее самостоятельны и не умеют принимать решения.

Многое из того, что казалось нам очевидным, для них – тайна за семью печатями.

История из жизни

Когда-то, в прошлой жизни, я, учительница, водила своих ребят в водные походы по алтайским речкам. Это были замечательные времена! Это были расчудесные походы, в которых дети учились преодолевать трудности и по-настоящему дружить, приобретали очень полезные для жизни навыки – от умения собрать рюкзак и мыть свою чашку до разведения костра под проливным дождем и командования экипажем в шесть человек. Подростки из 90-х (родители нынешних детей) с удовольствием варили суп в ведре, пели ночи напролет песни про то, как «дурак не поймет и не спросит, куда нас потоком уносит», хвастались друг перед другом мозолями от весла на ладошках и искренне горько плакали, оттого что поход закончился.

Спустя 20 лет я решила вернуться на Алтай со своими новыми учениками, детьми XXI века.

Это было непросто. Оказалось, что ни один из двенадцати ребят, младшему из которых было 13 лет, не умеет, например, чистить картошку. Про то, чтобы нарубить дрова и разжечь костер, можно даже не упоминать. Но все это были цветочки. Настоящая драма разыгралась на пятый день похода, когда у девчонок закончились, простите за прозу жизни, чистые трусы. И если про то, что картошку надо чистить ножом, а дрова для костра собирать и колоть топором, они хотя бы понаслышке, но ЗНАЛИ, то ситуация с трусами стала настоящей трагедией. Способ сделать их чистыми девчонки XXI века знают один: путем закладки трусов в стиральную машинку-автомат. И они не вредничали. Для них это на самом деле было трагедией, концом света. Не могу передать вам удивление – нет, изумление! – четырнадцатилетних девушек в тот момент, когда они узнали, что вопрос решается с помощью хозяйственного мыла (существование которого тоже стало открытием), воды из озера и собственных рук.

Я всегда рассказываю эту историю на своих семинарах. И на одном из них, в Москве, мама двенадцатилетнего парня не выдержала: «Ха, трусы! У нас посудомойка сломалась. И когда я увидела глаза сына, который услышал от меня предложение помыть кружку самому, я поняла, что за все 12 лет мы ни разу не показали ему, как можно помыть кружку под краном!»

Я рассказываю эти истории не для того, чтобы все сейчас всплеснули руками и заохали на тему «мы такими не были». Я хочу донести одну очень простую вещь.

Поскольку наши дети живут в совсем другом мире, который сильно отличается от мира, в котором жили мы, они просто не умеют много из того, что умели мы с вами и даже их старшие братья и сестры. Их никто не научил!

Современные дети – это первое поколение детей, испытывающее такие колоссальные нагрузки. «Драмкружок, кружок по фото…», воспетые Агнией Барто в 1934 году, – детский лепет по сравнению с китайским (испанским, французским, немецким и, конечно, английским) языком, робототехникой, самбо, плаванием, скорочтением, ментальной арифметикой, школой лидерства и бизнеса, модельной школой, «Ералашем», фигурным катанием, художественной студией и репетиторами по всем предметам. Причем часто – всем этим, вместе взятым. С двух лет. Современный ребенок вряд ли встретит, как героиня Барто, Марью Марковну, которая скажет: «Выбирай себе, дружок, один какой-нибудь кружок». Потому что современная Марья Марковна спросит, почему он, ребенок, вчера не был на элективном курсе и занятиях по подготовке к ЕГЭ.

У современных детей большие проблемы с коммуникациями. И дело не только в маме, которая разбирается с лопаткой. Дело в том, что общаются они в основном с помощью гаджетов. Нам с вами никогда не пришло бы в голову писать письмо однокласснику, правда? Наши дети пишут. Среднестатистический ребенок сегодня участвует в сети ВКонтакте в беседах: одноклассников с классным руководителем, одноклассников без классного руководителя, одноклассниц-девочек (мальчиков), спортивной команды с тренером, спортивной команды без тренера, ребят из своего двора и так далее. Столько же групп в Вайбере и Вотсапе. Заметьте – сейчас речь только о тех сверстниках, с которыми ребенок встречается ежедневно! Но им легче общаться там, в гаджетах. И это не удивительно. Потому что написать «ок», вставить смайлик, выйти из беседы – несложно. В результате в реальной жизни общаться, формулировать свои мысли, отстаивать свою позицию они не умеют. В том числе в общении с нами, родителями.

Современное образование развивает память, а не логическое или абстрактное мышление. Как бы ни старались разработчики ЕГЭ, сколько бы изменений ни вносили они в контрольно-измерительные материалы, экзамен остается тестовым. Следовательно, и обучение ведется именно в этом ключе. Дети не учатся выстраивать причинно-следственные связи, у них не формируются аналитические навыки. Прибавьте к этому сложность домашних заданий, которые невозможно выполнить самостоятельно. Кто из нас не готовил презентации для своего первоклассника? Зайдите в любой детский сад на выставку «Золотая осень» – много ли там чисто детских работ?



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: