Правила развенчания в православной церкви после развода. Процесс развенчания

Проверенные временем и жизненными испытаниями чувства молодых людей настолько сильны, что требуют своего продолжения не только в гражданском браке, но и в церковном благословении. Но бывает и так, что некоторые венчаются, отдавая дань моде, для придания торжественности свадьбе, ради красивых фотографий. А со временем чувства угасают, супруги расторгают гражданский брак и ищут способы получить церковный развод. Но сделать это не всегда легко, ведь по церковным канонам венчанная пара остается мужем и женой даже после получения в ЗАГСе свидетельства о расторжении брака.

Что такое церковный развод?

В церковном лексиконе нет понятия «развод». Браки совершаются на небесах, и человеку не позволительно разлучать тех, кого сочетал Бог. Пара, прошедшая обряд венчания, считается до конца жизни связанной семейными узами. И даже после смерти ушедший первым супруг будет ожидать свою половинку на небесах. Церковный брак издревле рассматривается как единственный и не допускающий повторного. Но как поступить, если супруги официально подали на развод, расторгли гражданский союз, а после кто-то из них желает еще раз выйти замуж или жениться, пройдя снова таинство венчания?

Ни один священник не разрешит венчаться, пока не расторгнут предыдущий церковный брак. Если для общества приемлемо наличие светского развода и свидетельства о расторжении брака, чтобы считать человека свободным, то церковь этот документ не устраивает. Он является лишь основанием для проведения процедуры так называемого церковного развода. Духовенство соглашается на рассмотрение подобного вопроса только в некоторых случаях. Обратиться за получением разрешения может супруг, не являющийся причиной распада семьи.

Каждый случай рассматривается индивидуально, учитываются факторы, приведшие к разводу. Вы не получите разрешения по какой-то личной прихоти, желанию кому-то что-то доказать или насолить. Церковью оцениваются лишь объективные причины, делающие жизнь в браке нецелесообразной. Есть шанс получить пастырское снисхождение у супругов, долгое время не проживающих вместе, но для этого им нужно доказать, что восстановление семьи не имеет смысла.

Причины расторжения церковного брака

Обратившись к священнику с просьбой развенчать брак, вы должны привести ряд причин, доказывающих недопустимость проживания с супругом под одной крышей. Церковь примет во внимание ваше заявление, если:

  • Супруг вам изменил. В былые времена люди редко обращались в церковь с такой проблемой, потому что измена считалась большим позором. С точки зрения современной молодежи нет ничего зазорного в том, чтобы признать данный факт и разорвать отношения с недостойным человеком.

  • Один из супругов принял другую веру. В мире существует много религий, все они имеют право на жизнь. Но брак между людьми, верящими в разных богов, церковью не приветствуется.
  • По несчастливой случайности брак был заключен между близкими родственниками.
  • Супруг после гражданского развода завел новую семью. Бывает так, что люди, расторгнув свои отношения в ЗАГСе, вступают в новый гражданский брак, забыв о том, что они были повенчаны. Это является веской причиной для получения разрешения на церковный развод.
  • Диагностировано бесплодие супруга (жены). Это большая беда, против которой сложно что-то предпринять. Благодаря научному прогрессу существует несколько способов завести детей – суррогатное материнство, искусственное оплодотворение. В крайнем случае супруги могут взять ребенка из детского дома. Но не каждый пойдет на это. Поэтому церковь не противится естественному желанию человека завести другую семью, где он сможет иметь собственных детей.

  • Супруг/супруга отсутствует длительное время (более 5 лет), не дает о себе знать или находится в местах лишения свободы.
  • У супруга (или супруги) выявлено неизлечимое психическое расстройство, особенно, если его поведение несет угрозу жизни членов семьи.
  • У супруга или супруги проказа, сифилис, СПИД, хронический алкоголизм, наркомания.
  • Супруг систематически применяет насилие в семье, рукоприкладство. Для получения разрешения на развенчание следует доказать этот факт документально.
  • Жена сделала аборт, не глядя на желание мужа иметь ребенка. Здесь учитывается состояние ее здоровья и отсутствие противопоказаний к беременности и родам.

  • За супругом замечены сексуальные извращения, противоестественные пороки, особенно если они касаются собственных детей.

Как получить церковный развод после венчания?

Если вы всерьез решили получить церковный развод, вам следует вместе с бывшей половинкой обратиться в епархиальное управление и написать там прошение на имя духовника. Оно должно содержать описание истории вашей семьи, к нему прилагается документ о месте и времени венчания, описание причин развода, оригинал и копия свидетельства о расторжении гражданского брака. Пишет прошение один виновник процесса, но к нему обязательно прикрепляется письменное согласие второго.

Православной церковью почитается институт семьи, любой развод истолковывается как большой грех, в совершении которого есть вина обоих супругов, поэтому разрешение Владыки будет получено лишь тогда, когда бывшие муж и жена осознают это и искренне раскаются. Не зря последними словами прошения будут: «Прощу прощения за расторгнутый брак». Лишь после такой процедуры люди будут готовы со всей серьезностью создать новую семью перед Богом.

При наличии веских причин развода, опишите их детально, с указанием места и времени свершившихся фактов (супружеской измены, рукоприкладства и т.п.) и подтвердите соответствующими документами. Например, психическое расстройство супруга или сделанный женой аборт подтвердит медицинская справка от лечащего врача. Рассмотрев все предоставленные бумаги, архиерей примет решение и выдаст резолюцию о том, что действие брака прекращено. В случае признания брака «безблагодатным» человек может заново пройти таинство венчания.

Видео: Процедура развенчания церковного брака

Часто люди, расторгнувшие гражданский брак, не задумываются о том, что между ними все еще остается связь, их союз перед Богом никто не отменял. Некоторые не принимают во внимание такой факт и продолжают жить свободной жизнью, завязывая новые отношения. Но для людей верующих очень важно при создании новой семьи обвенчаться, чем освидетельствовать свои серьезные намерения, искреннюю любовь и верность. А венчание становится невозможным, пока не расторгнут бывший церковный брак.

К процедуре развенчания стоит подойти со всей серьезностью, учесть все факты и доводы, чтобы не выглядеть смешно или глупо в глазах архиерея. Рекомендуется перед подачей прошения посоветоваться с батюшкой, учесть его наставления, и лишь после того обращаться в епархиальное управление. Посмотрите видео, в котором изложены советы мудрого священника, они направят вас на путь истинный и помогут устроить свою судьбу.

Как показывает статистика, количество разводов в нашей стране неуклонно растет. 40% разводов приходится на первые 4 года совместной жизни, наибольшее количество браков распадается у людей в возрасте 18 – 35 лет, каждый второй брак в России заканчивается разводом – за этими сухими цифрами стоят неудавшиеся человеческие судьбы, брошенные дети. К сожалению, эта беда касается и православных людей – венчание не всегда оказывается залогом счастливой семейной жизни.

О проблеме разводов мы решили поговорить с , настоятелем храма святителя Николая Чудотворца в Кузнецах, ректором Свято-Тихоновского Православного университета.

Развод – свидетельство о смерти

– Как Вы думаете, развод – это трагедия или праздник свободы? Благо или зло?

– Конечно, развод христианской (да и любой) семьи – это никакой не праздник свободы, а беда и… духовная смерть обоих супругов, ведь семья является единым организмом. А когда умирает любой организм, это всегда трагедия.

Но часто случается, что брак уже фактически распался, убитый грехами супругов. И его насильственное соединение просто невозможно, даже опасно. Для таких пар развод действительно является освобождением.

– Это мало у кого вызывает сомнение. Но, не так давно, беседуя в школе со старшеклассниками, я услышал неожиданный вопрос, на который хотелось бы услышать именно Ваш ответ: мама и папа у мальчика – венчанная пара. Но, к сожалению, через некоторое время папа начал сильно выпивать. Как Вы думаете, стоит ли разводиться этим людям? Или мама все же сможет спасти папу, ?

– В данной ситуации надо разбираться подробно. Однако, судя по всему, спасти этого несчастного человека может лишь Господь и собственная супруга. В данном вопросе есть особая глубина. Ведь в мире действует Промысл Божий, который зачастую направляет зло во благо.

Существует расхожая поговорка: «Не согрешишь – не покаешься», и она, поверьте, появилась не случайно. Безусловно, это вовсе не означает, что для покаяния надо специально грешить.

Я думаю, глубинный смысл этой фразы в том, что грех часто так травмирует, так тревожит душу, что человек оказывается более близким к покаянию, чем в евангельской притче, где благополучный фарисей с окамененным сердцем, который, согласно Евангелию, молился так: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! » (Евангелие от Луки, глава 18 стихи 11-13).

Поэтому я полагаю, не нужно путать те обстоятельства, которые привели ко греху, с его сутью, не смешивать повод с причиной.

Например, ответьте мне однозначно на вопрос, является ли убийство грехом? Первый порыв ответить: «Естественно, да!» Хорошо, задам второй вопрос: «А если вы убили бандита, защищая от него женщину с ребенком«? Ответ уже не так очевиден… Естественно, с точки зрения Православной Церкви, грехом и злом является любое убийство, но, я думаю, суд Божий будет зависеть от мотивации убийцы… Одно дело – ограбить инкассаторский броневик ради наживы, а другое – защищать на войне женщин и детей. Или мы, следуя философии , должны не сопротивляться злу и греху насилием, даже если насилию подвергается твоя мать, супруга, сестра?..

Так и в случае развода: само по себе расторжение брака – это зло.

Но очень часто оно является, например, следствием измены одного из супругов. Поэтому Сам Господь говорит, что единственный повод для развода – это (см. Евангелие от Матфея, глава 19, стих 9). Или если муж приходит домой пьяный и избивает жену, кто же может сказать ей: «Терпи, потому что ты венчанная»? Какой же это брак? Развод здесь никакое не благо и не убийство семьи, а просто констатация давней или недавней ее смерти.

Счастливы по-своему?

– Кстати, Вы упомянули Толстого, у которого есть известная фраза, что все счастливые семьи – счастливы одинаково, а все несчастные – несчастны по-разному. Можно ли все же подвести общий знаменатель под причинами разводов?

– Действительно, в самом начале романа «Анна Каренина» Толстой написал такие слова, но, я думаю, это обычный литературный прием. На самом деле, и счастливые семьи могут быть счастливы совершенно по-разному. Я думаю, общим знаменателем развода является отсутствие любви.

Когда иссякает любовь, начинается процесс умирания семьи. Это может происходить, опять же, по-разному: ужасные отношения между супругами, измена или непотребное поведение одного из них. Например, муж начинает пьянствовать и, тем самым, делает их жизнь пыткой, хотя его, мужчину, никто не обижает. Или, наоборот, непотребно ведет себя жена. Вариантов масса, но всегда есть оскудение, уход, потеря любви.

– А как, по Вашему мнению, удержать любовь, не допустить ее оскудения?

– Апостол Иоанн в письмах к первым христианам – своим ученикам написал такие слова: «Бог есть любовь » (1 Послание апостола Иоанна глава 4, стих 8). Поэтому подлинная любовь имеет Божественную Природу, и ею человек живет лишь по дару Божьему. В русском языке словом «любовь» называют самые разные проявления взаимоотношения полов. Ведь, согласитесь, можно любить мороженое, а можно – жену.

Но в греческом языке, на котором и написано Евангелие, есть несколько слов, обозначающих . Господь и апостолы, говоря об отношениях в браке, употребляют наименование «агапе». Источником такой любви является Бог.

Да, влюбленность, половое влечение – естественно, однако оно быстро проходит. Это нормальные, но временные чувства. Они похожи на красивый и яркий цветок, который существует лишь для того, чтобы дальше появился плод. Посмотрите, как красиво цветут яблони, но кушаем-то мы не эту красоту, а яблоки. В семейной жизни таким съедобным плодом является любовь. Ее даже нельзя назвать чувством. Подлинная любовь – это устроение сердца, благодатный Божий дар. Она бескорыстна, она отдает себя другому, поэтому у нее жертвенная, крестная природа.

Посмотрите на пример святых: такие люди любили всех, весь мир – и добрых, и злых. Человек, имеющий настоящую любовь, может пожертвовать всем, даже собой, ради совершенно незнакомца. С ее помощью супруги становятся единым духовным организмом. Дар такой любви они получают в Таинстве Брака или Венчания.

– Возможно, я задам наивный вопрос, однако, он интересует многих людей. Дело в том, что у меня есть много знакомых, которые после Венчания разводятся буквально через год или два. Получается, в Таинстве Брака Господь не дает гарантии долгой и счастливой семейной жизни в любви и согласии? Но почему?

– Господь вообще никаких гарантий не дает, потому что Он дал человеку свободу воли, а подобный «страховой полис» свыше лишил бы нас ее.

Любое Таинство, в том числе и Венчание, дает благодать, которую человек принимает сознательно и свободно. Таинство Брака соединяет людей воедино, в один духовный организм – семью. Причем, этот дар обладает свойством вечности. Но человек по своей свободной воле может взять и разрушить то, что получил. И тогда можно лишь констатировать, что брака нет.

Ту благодать, тот дар, который супруги получают в Таинстве Брака, можно сравнить со свечкой, с маленьким огоньком, который можно потушить и растоптать, а можно беречь, пока из него не разгорится костер. Поэтому само по себе Венчание ничего не гарантирует, так же как и Таинство Крещения не гарантирует причисления к лику святых. Просто Господь дал нам такую возможность, такой дар – родиться в новую жизнь, стать если не святыми, то добрыми и благородными людьми.

Посмотрите на физическое рождение: сам по себе этот радостный факт вовсе не означает, что человек не будет болеть и безбедно жить. Для того чтобы он вырос, младенца нужно питать, беречь, заботиться, а если вдруг заболеет – лечить. Так и благодать, полученную в любом Таинстве, нужно «вырастить».

«Насильно мил не будешь»

– Отец Владимир, а если подойти к этому вопросу с другой стороны: почему многие семьи, не венчаясь, не имея этого огонька, более того, иногда даже без штампа в паспорте живут в «гражданском браке» до конца своих дней и любят друг друга?

– Такие семьи, безусловно, есть, и мне, как священнику, часто приходилось с ними общаться. Но в чем особенность таких семей? Массово они стали появляться в XX веке, когда при советской власти люди потеряли веру в Бога. Однако подсознательно супруги жили по-христиански и сохраняли традиции христианской нравственности, доставшиеся им от верующих родителей, которые жили в дореволюционное время, в другую эпоху. Несмотря на то, что в советские времена такие браки не венчались (да и при желании совершить Таинство, в то время это было крайне затруднительно), они жили полноценной семейной жизнью, супруги были верны друг другу, хорошо воспитывали своих детей.

Такие пары можно лишь похвалить, и Церковь не называет их блудниками, а признает их союз законным браком. Но одновременно Церковь проецирует его в вечность, и ставит вопрос: «А какова же будет судьба данной семьи за пределами земной жизни?» И отвечает: «Да, есть прекрасные, любящие друг друга люди, но ведь они не верят в Бога, в жизнь после смерти. Так можем ли мы надеяться, что после своей кончины они попадут в рай, в который они сами не верят?» Вряд ли. Есть замечательная поговорка: «Насильно мил не будешь», и Господь никого не тащит насильно в рай. Если люди добровольно отказались от Бога здесь, почему Господь там станет пренебрегать их свободным выбором и требовать от них веры?

Именно поэтому, несмотря на добрую и высоконравственную жизнь супругов на земле, такой брак, такая любовь не входит в вечность. Здесь она и остается, возможно, только лишь в памяти родственников и друзей. Пока люди были живы – брак существовал, а после смерти прекратился, потому что они сами не могли и не хотели дать своему союзу вечное измерение. Только лишь в этом отличие благополучного «гражданского брака» от такого же, но освященного Церковью.

– Но, Вы говорили, что если супруги верующие и брак освящен Церковью, это вовсе не означает, что их союз будет вечным…

– Чтобы лучше понять смысл христианского брака, почему подлинная любовь между верующими супругами пребывает вовек, лучше обратиться к истории Церкви. Сегодня Венчание многие воспринимают просто как красивое и пышное представление. Однако в первые века истории Церкви оно совершалось совсем по-другому. Люди, вступающие в брак, получив благословение епископа или священника, объявляли о своем решении перед верующими на Литургии, причащались, а в это время церковная община молилась за них. То есть с первого же момента браку давалось евхаристическое измерение.


– А что значит «евхаристическое измерение»?

– Евхаристия – вершина богослужения и его самая главная часть. А в самом начале Евхаристии (Литургии) священник произносит такие слова: «Благословенно Царство Отца и Сына, и Святого Духа ныне и присно и во веки веков». Что они означают? Царство Божие, казалось бы, такое далекое и недосягаемое, спустилась сюда, на землю. И в момент самого причащения Тела и Крови Христа священник говорит, что это причастие человек принимает «в жизнь вечную».

То есть уже здесь, на земле, люди становятся «гражданами» вечного Царства Божьего. И супруги, причащающиеся на Литургии, не исключение: их брак получает вечное измерение – отныне они всегда будут вместе, даже после смерти. Действительно, если они всей душой и сердцем, всеми желаниями и помыслами устремлены к Богу и хотят вечно быть вместе, неужели Господь их там разведет?!

Когда уже не праздник…

– А если венчанный человек женится или выходит замуж второй или третий раз?

– Он разрушает единство, теряет ту благодать, которую дал ему Господь. Церковь никогда не приветствовала разводы и повторные браки, а если и разрешала, то лишь из человеческой немощи, по слову апостола Павла: «Если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться » (1 Послание к Коринфянам 7 глава, стих 9).

Однако это нисхождение всегда сопровождала епитимья – отлучение от Причастия минимум на год. Посмотрите чинопоследование второго или третьего венчания. Это уже не праздник, а сплошные покаянные молитвы… Ведь человек нарушил свои обещания. Во время Таинства Брака он просил и получил от Бога дар, но попрал его, изменил. Эта измена заключается в недостатке веры и любви. Именно поэтому, венчаясь второй или третий раз, человек не радуется, а кается.

– Кто, по Вашему мнению, чаще виноват в разводе: мужчина или женщина?

– Конечно, как правило, развод – это вина двоих, хотя не редко и одного. Например, муж изменяет жене. Она его любит, пытается построить семью, а он живет на две семьи. В ком причина? Думаю, в мужчине. И здесь женщина должна либо смиряться, согласиться жить на две семьи, либо, как делают большинство, разводиться. Бывает, наоборот, муж хороший семьянин, а женщина – «разгуляй». Так что однозначно ответить на этот вопрос нельзя.

С одной стороны, мужчин в России намного меньше, чем женщин, но последние, наверное, больше дорожат семейной жизнью. С другой стороны, одной из основных причин потери стабильности семейной жизни является эмансипация женщин, понятая как формальное уравнивание их прав. Поэтому, женщины перестали понимать по-христиански свою роль в семье и стремятся только к юридическому равенству с мужчинами.

– Христос указал лишь одну причину для развода – измену. Почему же, чем дальше развивалась и росла Церковь, тем этих причин становилось всё больше? Сейчас, по-моему, их уже несколько десятков…

В реальной жизни не всегда все складывается так, как хотелось бы. Распадаются семьи и супруги, еще совсем недавно любящие друг друга, становятся чужими. В современном обществе разорвать брачные узы можно, это не так трудно. Но ведь многие проходили процедуру венчания, а это уже совсем другое дело. Это особое таинство и испокон века именно такой брак считался навсегда, до самой смерти. Как поступить в сложной ситуации и можно ли развенчаться в церкви? Вопрос настолько актуален, что требует детального рассмотрения.

Причины, которые повлияют на расторжение церковного брака

Церковь всегда отрицательно относилась к разводу, поэтому развенчаться намного сложнее, чем просто получить свидетельство о расторжении брака. Для этого шага должны очень веские причины. Документально они были установлены еще в начале прошлого века. Для того чтобы провести обряд развенчания, необходимо доказать следующие факты:

  • неверность одного из супругов;
  • принятие другой веры мужем или женой;
  • повторный брак при наличии уже существующего;
  • венерические заболевания, которыми может страдать один из супругов;
  • исчезновение мужа или жены на долгое время (пропажа без вести);
  • попытки на причинение вреда жизни членов семьи;
  • заключение одного из супругов в тюрьму;
  • невозможность к воспроизведению потомства на физиологическом уровне;
  • кровосмесительный брак.

В 2000 году нашего столетия церковь добавила к существующим причинам еще следующие:

  • пристрастие одного из супругов к наркотикам, алкогольным напиткам, заболевание СПИДом (необходимо, чтобы все факты имели медицинское подтверждение);
  • аборт, который жена сделала без согласия мужа.

Можно, конечно, указать и другие претензии, но они не будут достаточно вескими для того, чтобы священник взял на себя право развенчать союз. Несмотря на отрицательное отношение церкви к разводам, священники периодически разрешают повторное венчание своим приверженцам.

Если присутствуют причины, названные выше, развенчаться после развода можно даже без согласия мужа или жены. При всех других обстоятельствах каждый конкретный случай рассматривается индивидуально. Вполне вероятно получить отказ, если священники сочтут недостаточность оснований.

В каком порядке необходимо действовать

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните на бесплатную горячую линию:

8 800 350-13-94 - Для регионов России

8 499 938-42-45 - Москва и Московская обл.

8 812 425-64-57 - Санкт-Петербург и Ленинградская обл.

После того как венчанные муж с женой развелись официально, необходимо обратиться в церковь и пройти процедуру расторжения уже церковного брака. Русской православной церковью определен установленный порядок развенчания, который можно пройти в течение 2–3 недель.

В первую очередь, чтобы развенчаться, надо посетить тот приход, где происходило венчание, нужно постараться пообщаться именно с тем священником, который проводил таинство. Если это невозможно, обращаются в церковь, которая находится в непосредственной близости. С мужем и женой общается настоятель, который проводит частную беседу, узнает причины принятия такого решения и рассказывает о последствиях.

Далее, инициаторы процедуры пишут прошение на имя Управляющего Епархией. В документе должна быть указана дата венчания и место, где супруги венчались, рассказана полная история семейной жизни. После этого, нужно назвать причины, которые послужили основанием для развенчания. Все необходимо подтвердить официальными документами и справками, заверенными юридически. Кроме того, к прошению настоятель прикладывает свой рапорт, в котором излагает личное отношение к случаю.

В списке необходимых документов, прикладываемых к прошению, выделяют следующие:

  • выданное ЗАГСом свидетельство о расторжении брака;
  • если один из супругов живет в новом браке, нужно свидетельство о его заключении;
  • свидетельство о венчании;
  • согласие второго супруга на развенчание, подписанное им лично и заверенное юридически;
  • документы, подтверждающие причины того, что супруги хотят расторгнуть церковный брак.

Обратите внимание, что нужно подавать только копии документов. Оригиналы всегда должны быть на руках заявителя.

Можно ли провести обряд венчания после развода

Православная церковь предусматривает повторное венчание без каких-либо порицаний только в одном случае – смерти одного из супругов. Во всех остальных ситуациях, священники отрицательно относятся к такому вопросу, как развенчаться в церкви.

Повторное венчание может быть назначено только после того, как брак между мужем и женой будет зарегистрирован в ЗАГСе. Супруги подают прошение в областную Епархию, так как обычный священник не имеет права проводить повторный обряд без разрешения архиерея.

Но и в этом случае, Епархия даст только благословение на повторное таинство венчания. Никакого документа, чтобы он подтверждал право на расторжение церковного брака, священнослужители не выдают.

Повторный обряд венчания отличается от первоначального тогда, когда оба супруга венчаются второй раз. По церковным правилам на молодоженов не надевают венцы и обряд проходит «вторым чином». Венчаться в церкви можно только три раза, не более. Но в третий раз обвенчают только овдовевших мужа или жену, при наличии маленьких детей, не достигших совершеннолетия.

Если смотреть в корень проблемы, процесс развенчания полностью отличается от юридического расторжения брака. И если последний проходит быстро и без вмешательства третьих лиц, то церковный развод намного сложнее. Его главная цель – добиться благословения на повторное венчание по причине признания первого безблагодатным событием. Священники учитывают степень вины мужа или жены, и разрешают повторное венчание только тому супругу, который невиновен в разрыве.

Иногда, разводящиеся пары просто забывают о том, что после официального развода, необходимо провести процедуру развенчания. Но для тех, чья вера истинна – эта проблема первостепенна. Избежать неприятных моментов в своей жизни, таких как развенчание, можно только при осознанном подходе к церемонии. В действительности не все молодые пары, венчающиеся в церкви, к этому готовы морально. Необходимо осознавать суть таинства и подумать, а навсегда ли это?

Принять решение о том, чтобы развенчиваться после развода с мужем или женой, дело индивидуальное и личное. Однако следует помнить, что после этой процедуры, обратной дороги не будет.

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть! Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать - напишите вопрос в форме ниже:

Связывая свою жизнь со своей второй половинкой, любой из нас уверен, что это навсегда. Но бывает и так, что в жизни все складывается не так, как хочется нам. Часто, еще не так давно сильно любящие друг друга сердца, которые произносили клятву верности перед Богом, теперь расходятся в разные стороны, становясь абсолютно чужими. Что делать в такой ситуации? Возможно ли осуществить развенчание церковного брака или церковный развод? Возможно ли повторное венчание в церкви с другим супругом?

Союз двух любящих людей, благословлённый небесами, считается вечным, ведь это особый обряд, особое церковное Таинство. Поэтому прежде чем венчаться в церкви молодым людям необходимо очень хорошо все обдумать, это очень ответственное решение, ведь церковь порицает развод. Отсюда в православной религии не существует ни церковного развода, ни обряда развенчания церковного брака. Тем не менее, несмотря на неодобрение, православная церковь в некоторых обстоятельствах может пойти на снисхождение к «грешникам» и дать согласие на повторное церковное венчание (о них ниже). Только в одном случае церковные каноны без порицания разрешают повторно связать священным венчанием с другим избранником – в случае смерти бывшего супруга (супруги), то есть вдовцам или вдовам.

Для проведения повторной церемонии венчания пара, после обычного бракосочетания в ЗАГСе, со свидетельством на руках должна обратиться с прошением в областное Епархиальное управление, поскольку священники без согласия Епархии (архиерея) повторно осуществить это не в силах, у них отсутствуют на это соответствующие полномочия. Адрес этого управления можно узнать в любом храме по месту жительства. Но и в этом случае в Епархиальном управлении выдают благословение на повторное осуществление обряда церковного венчания, никакого права на расторжение (развенчание) церковного брака не выдают. Кроме свидетельства о заключении брака для подачи прошения в епархиальное управление потребуется удостоверение личности и свидетельство о расторжении брака с предыдущим супругом. Кроме того, не должно существовать никаких канонических препятствий для осуществления церемонии. Подавать прошение вправе один супруг, присутствие пары не обязательно. Когда разрешение Епархии на повторный церковный брак будет у вас, можно идти в любой храм и там пройти обряд венчания второй раз.

Процедура повторного венчания несколько отличается от первоначальной. Если венчание оба супруга проходят повторно, то обряд осуществляется что называется «вторым чином», то есть без возложения венцов. В случае, когда только один из супругов проходит церемонию повторно, то обряд осуществляется по всем правилам. Обряд православного церковного венчания (брака) не может быть осуществлен более трех раз.

Причины для осуществления повторного церковного брака.

  • Заболевание проказой, сифилисом или СПИДом.
  • Создание одним из супругов новой семьи (заключение брака).
  • Смена веры одним из супругов (отпадение от Православной веры).
  • Неспособность к брачному сожитию, возникшая до брака как намеренно, так и случайно.
  • Намеренное оставление супруга (супруги) или длительное безвестное отсутствие одного из супругов.
  • Осуждение к наказанию.
  • Противоестественные пороки (мужеложство, рукоблудие, скотоложство).
  • Покушение на жизнь или здоровье супруга (супруги) или совместных детей.
  • Неизлечимая душевная или иная болезнь (в том числе наркомания и алкоголизм), медицински засвидетельствованная.
  • Неспособность к продолжению рода.
  • Венчание родственников или канонических несовершеннолетних (15 лет - для мужчин, 13 - для женщин).
  • Венчание при наличии законной супруги.
  • Заключение брака против воли одного из супругов.
  • Совершение супругой аборта против воли супруга.
  • Снохачество или сводничество.
  • Прелюбодеяние (измена) одного из супругов.
Такие причины, как «не сошлись с супругом характером», «не ладим с родственниками», "неспособность мужа финансово обеспечивать семью" и т.п. являются недостаточными для расторжения церковного брака.

Согласно византийскому праву, измена не являлась мотивом для расторжения брака в случае, если в ней были виновны обе стороны, в случае, когда супруги обоюдно простили друг друга, либо когда срок подачи жалобы истек (пять лет). Благословение архиерея на повторное проведение церковного обряда получит только супруг, не замешанный и не повинный в прелюбодеянии. Лица, виновные в расторжении брака смогут пройти церемонию повторно только после покаяния и выполнения епитимии (паломничество, пост, милостыня и т.п.). Если это третий случай брака срок епитимии увеличивают исходя из канонических правил.

Учитывайте ошибки первого брака и не совершайте их во втором. Наберитесь терпения, сохраняйте чувство любви и нежности друг к другу, идите на компромиссы. Постарайтесь сделать так, чтобы ваша христианская семья существовала вечно.

Православная церковь принципиально выступает против развода. Так возможен ли развод после венчания или нет? Позиция церкви заключается в том, что не дано и не допустимо человеку разлучать то, что сочетано богом. Брак, освященный церковью, считается заключенным перед богом, а не только перед народом и законом.

Эта позиция просматривается в том, что священники не дают благословления на, а церковный развод не может быть раньше гражданского. Но даже в дореволюционное время было принято отпускать грех разрушения семьи и разрешать вступать в новый церковный брак невиновному супругу.

Брачный союз разрушается не сам по себе, а при содействии его создавших людей. Они как-то забывают о том, что приведшее их в ЗАГС и в храм чувство – любовь – нуждается в постоянной поддержке и подпитке. Чем можно подпитать любовь? Только позитивными эмоциями. Где их брать? В своей собственной семье. Семья – общественный институт, предмет изучения социологами, психологами, правоведами, педагогами, богословами… Но также семья – источник чувств, эмоций, переживаний для супругов, их детей, других родных и близких. И от того, что происходит в семье, зависит качество черпаемых из нее чувств. Если супруг недоволен своим партнером и стремится его переделать, перевоспитать; если взрослые люди не могут договориться друг с другом, замалчивают обиды и не делятся своими переживаниями; если супруги безразличны к жизни, душевному равновесию, интересам и работу друг друга; если они не умеют прощать и копят отрицательный эмоции; если супруги необоснованно ревнивы; если супруги лгут друг другу; если они придираются друг к другу по мелочам и стремятся не уступить даже в малом; если они не доверяют один другому и постоянно ожидают предательства и обмана; если они публично выясняют отношения с обвинениями, упреками и угрозами; если они не могут выносить с достоинством жизненные трудности – нехватку денежных средств, плохие жилищные условия, болезни – свои и детские, потерю работы и другие, то их семья обречена на распад.

Церковь полагает, что именно грехом и нравственной немощью человека разрушается и любовь, и брак. И под грехом сейчас понимается не религиозное явление, а все, что противоречит природе человека и угрожает его душевному равновесию: уныние, зависть, алчность. При этом церковь не настаивает на сохранении брачного союза только ради самого брачного союза. Реально несуществующую семью сохранить не получится, поскольку она уже разрушена до основания.

Возможно ли расторгнуть церковный брак

Неправильно считать, что венчание – это своего рода прививка от развода. Венчание – это свидетельство перед обществом, богом и церковью о том, что супруги обязуются охранить свою любовь и свою семью. Вопрос о расторжении брака после венчания решает архиерей. Священник той церкви, куда супруги обратились с просьбой о разводе, принимает меры для сохранения семьи, для выяснения причин распада брака, но не в его власти разрешить обвенчанной паре развестись.

Если выясняется, что один из супругов совершил духовное преступление против семьи и верности (например, изменил своему супругу), то именно он считается виновным в разводе, даже если не он инициировал расторжение брака. Вступить в повторный брак церковь разрешает тому супругу, кто не виновен в разрушении предыдущего брака.

Церковь не считает развод противоречащим православной доктрине, если супруг:

  • Отпал от православия (это сугубо религиозная причина и имеет принципиальное значение только для глубоко верующих людей, но вовлечение супруга в какие-либо экстремистские организации может затронуть даже самую светскую невоцерковленную семью);
  • Прелюбодействует, то есть изменяет второму супругу;
  • Имеет противоестественные пороки – мужеложство, женолюбство, скотоложство;
  • Неспособен к брачному сожитию вследствие врожденного или приобретенного порока здоровья или самоповреждения;
  • Болен проказой, сифилисом, СПИДом, алкоголизмом, наркоманией;
  • Безвестно отсутствует;
  • Осужден к лишению свободы за тяжкие преступления (дореволюционные церковные правила допускали расторжение брака с осужденным к лишению свободы и лишению прав состояния, но современные правила приведены в соответствие с нормами действующего уголовного права);
  • Посягает или посягал на жизнь и здоровье членов семьи (нанес им побои, увечья, причинил повреждение здоровья);
  • Занимается снохачеством (половая связь свекра с невесткой), сводничеством (содействие внебрачным половым связям других), извлекал выгод из непотребств супруга (такое случается, когда супруг понуждает другого супруга к занятиям проституцией, распространяет в целях извлечения выгоды фотографии и видеозаписи элементов половой жизни супруга);
  • Вступил в новый брак (вступить в брак юридически можно только после расторжения предыдущего брака согласно семейному законодательству, но развод по закону не отменяет венчания; а вот вступление супруга в новый брак исключает сохранение венчаного брака);
  • Неизлечимо болен тяжким душевным расстройством, устраняющим возможность продолжения брачной жизни;
  • Злонамеренно оставил супруга вследствие чего брачная жизнь стала невозможно.

Совершение женой аборта при явном и выраженном несогласии мужа – еще одно основание для прекращения венчаного брака.

При наличии этих обстоятельств, подтвержденных документально, невиновный в распаде семьи супруг может обратиться к священнику за помощью в разводе. Дело будет рассматривать архиепископ. Церковный брак будет расторгнут, если супруги уже не менее года состоят в юридическом разводе.

Как не довести семью до развода

  • Слушать, прежде чем говорить.
  • Делиться, а не спорить.
  • Понимать, а не оценивать.

Человека оценивают с самого рождения. В роддоме его взвешивают, измеряют и присваивают ему категорию по шкале Алгар. В детском саду оценивают умение одеваться, самостоятельно есть и не путать правый и левый ботинки. В школе вся деятельность подвержена системе оценок, одной из самых несовершенных систем, не учитывающей индивидуальные особенности ребенка. То же самое происходит в течение жизни – в вузе, на работе, в обществе. Человек смиряется с ситуацией, даже считает ее нормальной. Но в семье он видит единственное место, где его воспримут полностью, без оценивания и анализа его поступков. Понимать своего супруга куда важнее, чем давать ему оценку. Первое сближает духовно, а второе одного ставит одного в зависимую позицию, а другого – в необоснованно возвышенную.

  • Прощать.

Простить не значит промолчать, сделать вид, что не заметил, что не обратил внимания. Простить – это пережить вместе, обговорить, обсудить, «пропустить» через себя ситуацию и очиститься себя от обиды, в супруга – от бремени вины. И прощение вовсе не значит упоминание обиды или приведшего к ней проступка при любом удобном случае.

Чтобы построить крепкую дружную семью, в которой не найдется места даже упоминанию о разводе, нужно постараться:

  • Не обещать, а на деле быть верным своему супругу, честным с ним, внимательным к нему;
  • Выражать свои чувства словами и подкреплять их действиями;
  • Верить супругу больше, чем кому бы то ни было еще;
  • Проводить время с пользой, развиваться личностно и показывать своим примером необходимость личностного и духовного роста;
  • Быть сдержанным и вежливым даже в самых крупных конфликтах, насколько это возможно;
  • Критиковать только обоснованно и всегда конструктивно, без навешивания ярлыков и без личных оценок;
  • Всегда поддерживать супруга в трудных ситуациях – трудных с его точки зрения, а не с собственной;
  • Стремиться к самостоятельной жизни, строить свою семейную жизнь независимо от родительских семей.


Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: