Азбука русско. Номера букв алфавита

Почему буквы в алфавите расположены именно в таком порядке? June 23rd, 2016

Часто встречаю ответ на этот вопрос в интернете в таком виде: "это необъяснимый факт". Но я все же нашел некие объяснения, которые и хочу до вас донести. А вы уже скажите, слышали ли вы другую версию.

С русским алфавитом всё просто. Славянскому письму лишь немногим больше тысячи лет, и история его известна. Во второй половине IX века братья Кирилл и Мефодий решили принести в славянский мир христианство, а поскольку христианство — религия книги, Кирилл придумал для славян азбуку, глаголицу.

Начертания Кирилл придумал оригинальные (хотя и основываясь на распространённом в те времена греческом минускуле), а порядок в общих чертах сохранил. Может быть, затем, чтобы буквами было по-прежнему удобно обозначать цифры. Может быть, потому, что не знал другого порядка. Может быть, потому, что алфавитный порядок языка Библии — священен — сказано же в Библии: «Аз есмь альфа и омега», то есть начало и конец.

Единственно, надо было дать какое-то место буквам, которые обозначали звуки, отсутствовавшие в греческом: Б, Ж, Ц, Ч, Ш и т.д. И они были поставлены либо рядом с буквами, обозначавшими максимально похожие звуки (Б — рядом с В, Ж — рядом с З), либо в конец алфавита. Когда вместо глаголицы стали использовать более похожую на греческие буквы кириллицу, алфавитный порядок в целом сохранился, хотя некоторые редкие буквы в разных списках занимают разные места, а некоторые имеются лишь в части списков.

Греческий алфавит взял свой порядок букв из семитского письма. Существует легенда про финикийца Кадма, который научил греков письменности. Как и славянам, грекам понадобились дополнительные буквы, поэтому в конце греческого алфавита мы видим отсутствовавшие у финикийцев фи (Φ), хи (Χ), пси (Ψ) и омегу (Ω). Кстати, в ранних списках этих букв нет, алфавит заканчивается либо на ипслоне (Y), либо вообще на тау (Т).

К этому же источнику восходит, в конечном счёте, и латинский алфавит, вот почему порядок букв в нём так мало отличается от привычного нам русского. Самое, пожалуй, заметное, — это то, что на месте Г перед буквой Д (D) мы видим С (читается как «к»). Но если посмотреть на латинскую букву G, видно, что она производна от С (и произведена была довольно поздно — именно поэтому имя Гай долгое время сокращалось буквой С, — никогда не слышали про «Кая» Юлия Цезаря?).

А вот откуда взялся порядок букв в семитском письме, в точности неизвестно. Сами знаки, скорее всего, возникли не без влияния египетской письменности, но вот порядок семиты придумали сами. Причём ещё до появления собственно семитского письма: впервые он встречается в угаритском письме, а оно — клинописное.

Если европейцы просто копировали порядок букв (возможно, для того, чтобы сохранить, хотя бы в основном, за буквами их цифровые значения), то древние индийцы, обладавшие хорошей лингвистической традицией, получив в своё распоряжение семитское письмо, расставили буквы в соответствии с произношением: сначала гласные, потом согласные, да и внутри этих групп порядок тоже неслучаен. А цифры индийцы себе отдельные придумали. Потом, через арабов, эти цифры дошли до Европы, и мы знаем их под именем «арабских», — но это уже другая история.

Вот еще смотрите какое мнение: Факт в том, что система нынешнего алфавита происходит от старого русского алфавита. И для запоминания его использовался способ мыслеобразов. Ведь проще запоминать осмысленный текст, чем зубрить набор символов. Вот и появился именно такой порядок а никакой иной. Конечно со временем он менялся, какие-то буквы уходили, какие-то добавлялись, но скелет, так сказать, остался.

«Азъ буки веде. Глаголъ добро есте. Живите зело, земля, и, иже како люди, мыслите нашъ онъ покои. Рцы слово твердо — укъ фърътъ херъ. Цы, черве, шта ъра юсъ яти».

Один из вариантов перевода этого текста таков:
«Я знаю буквы: письмо это достояние. Трудитесь усердно, земляне, как подобает разумным людям — постигайте мироздание!
Несите слово убеждённо: знание — дар Божий! Дерзайте, вникайте, чтобы сущего свет постичь!»

или вот еще интересное:

В квадрате 7 на 7

В первой строке:

Я Бога знаю, говорю добро, значит я существую.

Во второй строке:

Жизнь обильна на Земле, когда истина вселенская в общине от Бога.

В третьей строке:

Для всех мыслящих людей только Он (Бог) изрекает покой.

В четвертой строке:

Слово, утвержденное свыше, призывает уверенно держаться устоев мудрости добра для завершения пути, прихода в гармонию для нового начала.

В пятой строке:

Защита границ нашей земли и рост обеспечивают Божье покровительство и наше единство.

В шестой строке:

Гармоничное развитие и потенциал роста моего рода и меня, как его части, зависит от Всевышнего источника и истории рода.

В седьмой строке:

Смысл жизни - в стремлении совершенствовать дух и душу до полного вызревания в совершенную личность в вечности.

По вертикали 1 столбик:

Моя жизнь, как мысль, облеченная в звук, стремящаяся к гармонии, мельчайшая частица разума во вселенной.

2 столбик:

Бог создает вокруг людей твердую границу и направляет их к самосовершенствованию.

3 столбик:

Знание Земли и размышление о нем призывают покой на дух нашего рода (народа).

4 столбик:

Говорить истину - наша традиция, наша защита, часть нашей души. (В чем сила брат? - В Правде!)

5 столбик:

Благо Вселенной в том, что Бог Творец уверенно и твердо творит рост всего, для полного вызревания семени.

6 столбик:

Суть бытия человеческого общества в мире, покое, равновесии, гармонии, единстве от Всевышнего Источника к совершенной душе.

7 столбик:

Существующий небесный Источник приносит в наш мир и начало всего и рост всего, и опыт людей во времени.

Диагональ сверху вниз и слева направо:

Я много размышляю и основание моего творчества всевышний Источник всегда.

источники

Известны каждому носителю славянской культуры как создатели азбуки. Безусловно, у истоков славянской книжности стоят именно они, но только ли им мы обязаны алфавитом, которым пользуемся до сих пор?

Создание славянской письменности было вызвано необходимостью христианской проповеди среди славян. В 862 – 863 гг. князь Моравии (одного из крупных на тот момент славянских государств) Ростислав направил посольство в Византию с просьбой прислать миссионеров для ведения богослужения на славянском языке. Выбор императора Михаила III и патриарха Фотия пал на известного апологета восточного христианства Константина (принявшего впоследствии при монашеском постриге имя Кирилл) и его брата Мефодия.

Около трех лет они проработали в Моравии: переводили с греческого языка Библию и богослужебные тексты, готовили книжников из числа славян, затем отправились в Рим. В Риме братья и их ученики были торжественно встречены, им было позволено служить Литургию по-славянски. Константину-Кириллу было суждено умереть в Риме (в 869 году), Мефодий вернулся в Моравию, где продолжал заниматься переводами.

Чтобы в полной мере оценить подвиг «учителей словенских», нужно представить себе, что значило перевести на не имевший письменности язык Священное Писание и богослужебные книги. Для этого достаточно припомнить, на какие темы и каким образом мы общаемся в быту, и сравнить это с содержанием библейского текста, текста службы. В быту нечасто заходит речь о сложных культурных, философских, этических, религиозных понятиях.

Разговорный язык сам по себе не в состоянии выработать средства выражения столь сложных смыслов. Сегодня, рассуждая на отвлеченные темы, мы пользуемся тем, что веками создавалась в философской, религиозной, литературной традиции, т.е. традиции сугубо книжной. Славянский язык IX века этим богатством не обладал.

Бесписьменный язык славян IX века практически не имел средств выражения абстрактных понятий, а тем более понятий богословских, мало были в нем разработаны сложные грамматические, синтаксические структуры. Чтобы сделать богослужение понятным для славян, язык нуждался в тончайшей обработке. Необходимо было или найти в самом славянском языке, или ненавязчиво привнести из другого (этим языком стал греческий) все необходимое для того, чтоб этот язык стал способным донести до людей Евангелие, открыть красоту и смысл православной службы. Славянские учители виртуозно справились с этой задачей.

Переведя Библию и богослужебные тексты на славянский язык, открыв славянам Евангелие, Кирилл и Мефодий вместе с тем подарили славянам, книжную, языковую, литературную, богословскую культуру. Они дали языку славян право и возможность стать языком общения человека с Богом, языком Церкви, а затем и языком великой культуры, литературы. Значение подвига братьев для всего православного славянского мира поистине невозможно переоценить. Но стоит помнить и о деятельности учеников Кирилла и Мефодия, без которых миссия Первоучителей не могла бы быть завершена, но которые, к сожалению, остаются в тени своих великих учителей.

Миссия Кирилла и Мефодия встретила сопротивление. Мефодию пришлось пережить около двух лет заточения в тюрьме, а после его смерти противники восточного христианства изгнали учеников Кирилла и Мефодия из Моравии. Славянские книги начали сжигаться, служба на славянском языке была запрещена. Часть изгнанных учеников отправилась на территорию нынешней Хорватии, а часть – в Болгарию.

Среди отправившихся в Болгарию был один из выдающихся учеников Мефодия Климент Охридский. Именно он, по мнению большинства современных ученых, был создателем алфавита, которым мы (пусть с незначительными изменениями) пользуемся по сей день.

Дело в том, что славянских азбук известно две: глаголица и кириллица. Глаголические буквы очень сложны, вычурны, мало похожи на буквы какого-либо другого алфавита. Судя по всему, автор глаголицы использовал элементы различных систем письма, в том числе и восточных, а некоторые символы изобрел сам. Человеком, способным проделать такую сложную филологическую работу был Константин-Кирилл.

Кириллица создана на основе греческого письма, при этом ее создатель немало потрудился над тем, чтобы приспособить греческое письмо под славянскую фонетическую систему. На основании кропотливой работы с рукописями, изучения их лингвистических особенностей, территории распространения, палеографических характеристик, исследователи пришли к выводу, что глаголица создана раньше кириллицы, глаголицу, по-видимому, создал Кирилл, а кириллицу – талантливейший ученик Мефодия Климент Охридский.

Климент (ок. 840 – 916), бежавший от преследований из Моравии, был направлен болгарским царем Борисом на проповедь в Охрид. Здесь им была создана крупнейшая школа славянской письменности, один из важнейших центров славянской культуры. Здесь велись переводы, составлялись оригинальные славянские произведения духовного содержания (песни, гимны, жития). Климент Охридский по праву может быть назван одним из первых славянских писателей. Необычайно обширной была и работа Климента по обучению взрослых и детей грамоте: по самым скромным подсчетам, он приобщил к славянской письменности около 3500 человек. В 893 году Климент был назначен епископом Дремвицы и Велицы. Он стал одним из первых славянских церковных иерархов, первым болгарским иерархом, служащим, проповедующим и пишущим на славянском языке. По мнению большинства современных ученых, именно он создал азбуку, которой православные славянские народы пользуются до сих пор.

Климент Охридский прославлен в лике святых равноапостольных. Память его совершается 27 июля (Собор Болгарских просветителей) и 25 ноября.

Буквы являются основой любого языка мира, ведь их сочетание мы применяем, когда размышляем, высказываемся или пишем. Азбука русского языка интересна не только в качестве «строительного материала», но и историей своего образования. В связи с этим, возникает вопрос: кто создал азбуку русского языка? Большинство людей, не раздумывая, скажет, что основными авторами русского алфавита являются Кирилл и Мефодий. Однако лишь немногие знают, что они не только создали буквы азбуки, но стали использовать знаки в письменности, а также перевели огромное количество церковных книг.

Как появился русский алфавит?

С 9 по 10 век одним из самых крупных государств являлась Великая Моравия. В конце 862 года ее князь Ростислав написал письмо императору Византии Михаилу с мольбой о разрешении ведения богослужений на славянском языке. В то время жители Моравии имели общий язык, но письменности не было. Использовалось греческое письмо или латынь. Император Михаил удовлетворил просьбу князя и отправил в Моравию миссию в лице двух ученых братьев. Кирилл и Мефодий были хорошо образованными и принадлежали к знатному роду. Именно они стали основателями славянской культуры и письменности. Однако не нужно думать, что до этого момента люди оставались безграмотными. Они использовали буквы из велесовой книги. Кто придумал буквы или знаки в нее, до сих пор не известно.

Любопытный факт, что братья создали буквы алфавита еще до приезда в Моравию. Около трех лет понадобилось им, чтобы создать русскую азбуку и упорядочить буквы в алфавит. Братьям удалось перевести с греческого языка Библию и богослужебные книги, отныне литургия в церкви велась на языке, понятном для местного населения. Некоторые буквы в азбуке имели большое сходство с греческими и латинскими знаками. В 863 году была создана азбука, состоявшая из 49 букв, но позднее она была упразднена до 33 букв. Оригинальность созданной азбуки в том, что каждая буква передает один звук.

Интересно, почему буквы в азбуке русского языка имеют определенную последовательность? Создатели русской азбуки рассматривали буквы с точки зрения упорядочивания чисел. Каждая буква определяет цифру, поэтому буквы-цифры расположены в направлении возрастания.

Кто придумал русский алфавит?

В 1917-1918 гг. была проведена первая реформа, направленная на усовершенствование орфографии славянского языка. Министерством народного просвещения было принято решение об исправлении книг. Азбука или русский алфавит регулярно претерпевали изменения, так появился русский алфавит, которым мы пользуемся сейчас.

История русского языка таит в себе многочисленные открытия и секреты:

  1. В алфавите русского языка есть буква «Ё». Она введена Академией Наук в 1783 году княгиней Воронцовой-Дашковой, которая ее возглавляла на тот момент. Она задала вопрос академикам, почему в слове «ioлка» первый слог передают две буквы. Не получив ответ, который ее удовлетворил, княгиня создала приказ о применении буквы «Ё» на письме.
  2. Тот, кто придумал русский алфавит, не оставил пояснений к немой букве «еръ». Ее использовали до 1918 года после твердых согласных. На написание «еръ» казна страны тратила более 400 тысяч рублей, поэтому буква обходилась очень дорого.
  3. Еще одной сложной буквой в русском алфавите является «и» или «і». Филологи-реформаторы не могли решить, какой знак оставить, настолько существенными оказались доказательства важности их использования. Данная буква в русском алфавите читалась одинаково. Отличие «и» или «і» в смысловой нагрузке слова. Например, «мір» в значении «вселенная» и «мир» в значении отсутствия войны. Спустя десятилетия споров, создатели азбуки оставили букву «и».
  4. Буква «э» в русском алфавите ранее называлась «э оборотное». М.В. Ломоносов долгое время не признавал ее, так как считал заимствованной из других языков. Но она успешно прижилась среди прочих букв в русской азбуке.

Русская азбука полна интересных фактов, практически у каждой буквы своя история. Но создание алфавита отразилось лишь на научно-просветительской деятельности. Новаторам предстояло обучить новым буквам людей и, прежде всего, духовенство. Догматика тесно переплелась с духовенством и политикой. Не выдержав бесконечных гонений, умирает Кирилл, а через несколько лет и Мефодий. Благодарность потомков дорого обошлась братьям.

Алфавит не менялся длительное время. В прошлом веке по старой русской азбуке дети обучались в школе, поэтому можно сказать, что современные названия букв вошли во всеобщее употребление лишь в период правления советской власти. Порядок букв в русской азбуке оставался прежним со дня своего создания, так как знаки использовались для образования чисел (хотя мы уже давно используем арабские цифры).

Старославянская азбука, созданная в девятом веке, стала основой для формирования письменности у многих народов. Кирилл и Мефодий внесли колоссальный вклад в историю развития славянских языков. Уже в девятом веке понимали, что честь использовать собственный алфавит имеет не каждая народность. Наследием братьев мы пользуемся и по сей день.

После первого года обучения, то есть, начиная со второго класса, Ваш ребёнок должен уметь рассказать всё про каждую букву.

Родители, как проверить знания ребёнка? Возьмите ручку или карандаш. Наугад выберите любую букву и попросите про неё рассказать. Ребёнок может не помнить наизусть, какой буква идёт по счёту и не проговаривать замечания к букве для взрослых. Но всё остальное он должен уметь рассказать без запинки. Около правильно рассказанной буквы ставите плюсик. В других вариантах - минус. Который превращается в плюс, когда Ваш малыш подучит и расскажет Вам всё в следующий раз.

Обращаюсь к методистам. Я знаю, что звуки пишутся в квадратных скобках, что после мягких звуков ставится апостроф, что слово лают дает вот такую звуковую схему - [ л а й , у т]. Но эта статья дана в помощь родителям для устного рассказа ребёнка родителю не филологу. Поэтому дано вот такое упрощенное изложение этого материала, без квадратных скобок и без апострофов.

А

  • 1-ая буква алфавита. В алфавите произносится А.
  • под ударением А и без ударения А.
  • если согласный звучит твёрдо и после него слышится звук А, пишем букву А (мал). Если согласный звучит мягко и после него слышится звук А, пишем букву Я (мял).
  • исключение - слова с ЧА-ЩА. Ведь Ч и Щ - согласные всегда мягкие, хочется после них написать Я, а нельзя.

Б

  • 2-ая буква алфавита. В алфавите произносится БЭ.
  • глухая пара П. (лбы - звук Б, лоб - звук П)
  • может быть мягким (БЬ) белка и твёрдым (Б) бочка.

В

  • 3-ья буква алфавита. В алфавите произносится ВЭ.
  • звонкий парный согласный по глухости-звонкости.
  • глухая пара Ф. (ловлю - звук В, лов - звук Ф)
  • может быть мягким (ВЬ) ловить и твёрдым (В) вол.

Г

  • 4-ая буква алфавита. В алфавите произносится ГЭ.
  • звонкий парный согласный по глухости-звонкости.
  • глухая пара К. (луга - звук Г, луг - звук К)
  • может быть мягким (ГЬ) герань и твёрдым (К) гол.

Д

  • 5-ая буква алфавита. В алфавите произносится ДЭ.
  • звонкий парный согласный по глухости-звонкости.
  • глухая пара Т. (плоды - звук Д, плод - звук Т)
  • может быть мягким (ДЬ) Дима и твёрдым (Д) Дана.

Е

  • 6-ая буква алфавита. В алфавите произносится (ЙЭ).
  • Звука Е не бывает. Буква Е может обозначать разные звуки в зависимости от её расположения в слове и ударения.

Вариант 1. Буква Е под ударением:

а) если Е стоит в начале слова (ель), после Ь и Ъ знака (подъели), после гласной (поездка), то она обозначает 2 звука ЙЭ

б) Любая йотированная буква обозначает 1 звук только 1 случае - если стоит после согласной (лес) . Поэтому в слове лес буква Е обозначает один звук Э.

Вариант 2. Буква Е не под ударением:

а) если Е стоит в начале слова (енот), после Ь и Ъ знака (подъезжать), после гласной (поезд), то она обозначает 2 звука - ЙИ.

Внимание для взрослых! Сложность. Лучше не обращать на эту позицию пристального внимания. Потому что на самом деле появляется звук - нечто среднее между И и Э. (редукция).

б) Любая йотированная буква обозначает 1 звук только 1 случае - если стоит после согласной (лесной) . Буква Е обозначает звук И.

Ё

  • 7-ая буква алфавита. В алфавите произносится ЙО.
  • Йотированный (то есть при произнесении этой буквы слышится Й).
  • Всегда ударный.
  • ВНИМАНИЕ! Нельзя ставить знак ударения на Ё, так как Ё - всегда ударная.
  • Звука Ё не бывает. Буква Ё может обозначать разные звуки в зависимости от её расположения в слове.

а) если Ё стоит в начале слова (ёжик), после Ь и Ъ знака (подъём), после гласной (поёт), то она обозначает 2 звука (ЙО)

б) Любая йотированная буква обозначает 1 звук только 1 случае - если стоит после согласной (пёс) . Буква Ё обозначает звук О.

Ж

  • 8-ая буква алфавита. В алфавите произносится ЖЭ.
  • звонкий парный согласный по глухости-звонкости.
  • Глухая пара Ш. (лужа - звук Ж, у луж - звук Ш)
  • Всегда твёрдый. Т.е. что бы после него ни стояло: гласная второго ряда (жир), мягкий знак (молодёжь) - звук произносится твёрдо.

З

  • 9-ая буква алфавита. В алфавите произносится ЗЭ.
  • звонкий парный согласный по глухости-звонкости.
  • Глухая пара С. (коза - звук З, много коз - звук С)
  • Может быть мягким (ЗЬ) зима и твёрдым (З) звон.

И

  • 10-ая буква алфавита. В алфавите произносится И.
  • гласный второго ряда, который обозначает мягкость согласного.
  • под ударением И и без ударения И.
  • Если согласный звучит мягко, и после него слышится звук И, пишем букву И (рис).
  • Исключение - слова с ЖИ-ШИ. Слышим Ы, а пишем И.

Й

  • 11-ая буква алфавита. В алфавите произносится И-краткое.
  • Всегда мягкий (нет твёрдой пары).

К

  • 12-ая буква алфавита. В алфавите произносится КА.
  • Звонкая пара Г. (кот - звук К, год - звук Г)
  • Может быть мягким (КЬ) кит и твёрдым (К) кот.

Л

  • 13-ая буква алфавита. В алфавите произносится ЭЛЬ.
  • всегда звонкий согласный. (Нет глухой пары.) По-научному - сонорный.
  • Может быть мягким (ЛЬ) лето и твёрдым (Л) лов.

М

  • 14-ая буква алфавита. В алфавите произносится ЭМ.
  • всегда звонкий согласный. (Нет глухой пары.) По-научному - сонорный.
  • Может быть мягким (МЬ) мир и твёрдым (М) мошка.

Н

  • 15-ая буква алфавита. В алфавите произносится ЭН.
  • всегда звонкий согласный. (Нет глухой пары.) По-научному - сонорный.
  • Может быть мягким (НЬ) небо и твёрдым (Н) нота.

О

  • 16-ая буква алфавита. В алфавите произносится О.
  • гласный первого ряда, который обозначает твёрдость согласного.
  • Под ударением звук О, а без ударения А.
  • Если согласный звучит твёрдо и после него слышится звук О, пишем букву О (нос). Если согласный звучит мягко и после него слышится звук О, пишем букву Ё (нёс). Исключение - слова шёл, шёлк.

П

  • 17-ая буква алфавита. В алфавите произносится ПЭ.
  • глухой парный согласный по глухости-звонкости.
  • звонкая пара Б. (почка - звук П, бочка - звук Б)
  • может быть мягким (ПЬ) пить и твёрдым (П) пони.

Р

  • 18-ая буква алфавита. В алфавите произносится ЭР.
  • всегда звонкий согласный. (Нет глухой пары.) По-научному - сонорный.
  • Может быть мягким (РЬ) река и твёрдым (Р) роль.

С

  • 19-ая буква алфавита. В алфавите произносится ЭС.
  • глухой парный согласный по глухости-звонкости.
  • звонкая пара З. (соя - звук С, Зоя - звук З)
  • может быть мягким (СЬ) Сеня и твёрдым (С) сон.

Т

  • 20-ая буква алфавита. В алфавите произносится ТЭ
  • глухой парный согласный по глухости-звонкости.
  • звонкая пара Д. (том - звук Т, дом - звук Д)
  • может быть мягким (ТЬ) Тёма и твёрдым (Т) тыква. .

У

  • 21-ая буква алфавита. В алфавите произносится У.
  • гласный первого ряда, который обозначает твёрдость согласного.
  • Под ударением У и без ударения У.
  • Если согласный звучит твёрдо и после него слышится звук У, пишем букву У (лук). Если согласный звучит мягко и после него слышится звук У, пишем букву Ю (люк).
  • Исключение - слова с ЧУ-ЩУ. Ведь Ч и Щ согласные всегда мягкие, хочется после них написать Ю, а нельзя.

Ф

  • 22-ая буква алфавита. В алфавите произносится ЭФ.
  • глухой парный согласный по глухости-звонкости.
  • Звонкая пара В. (Фаня- звук Ф, Ваня - звук В)
  • Может быть мягким (ФЬ) фильм и твёрдым (Ф) шкаф.

Х

  • 23-ая буква алфавита. В алфавите произносится ХА.
  • Может быть мягким (ХЬ) хек и твёрдым (Х) хурма.

Ц

  • 24-ая буква алфавита. В алфавите произносится ЦЭ.
  • всегда глухой согласный (нет звонкой пары).
  • Всегда твёрдый согласный (нет мягкой пары)

Ч

  • 25-ая буква алфавита. В алфавите произносится ЧЭ.
  • всегда глухой согласный (нет звонкой пары).
  • Всегда мягкий.Т.е. что бы после него ни стояло: гласная первого ряда (час), согласный (точный), стоит ли он на конце слова (луч) - звук произносится мягко.

Ш

  • 26-ая буква алфавита. В алфавите произносится ША.
  • глухой парный согласный по глухости-звонкости.
  • Звонкая пара Ж. (Луша - звук Ш, лужа - звук ж) Всегда твёрдый. Т.е. что бы после него ни стояло: гласная второго ряда (ширь), мягкий знак (сушь) - звук произносится твёрдо.

Щ

  • 27-ая буква алфавита. В алфавите произносится ЩА.
  • всегда глухой согласный (нет звонкой пары).
  • Всегда мягкий.Т.е. что бы после него ни стояло: гласная первого ряда (пощада), согласный (мощный), стоит ли он на конце слова (овощ) - звук произносится мягко.

Ъ

  • 28-ая буква алфавита. В алфавите произносится ТВЁРДЫЙ ЗНАК.
  • буква называется - разделительный твёрдый знак.
  • Звука не обозначает.
  • Пишется только после согласной перед гласными Е,Ё, Ю,Я, НО! Только в том случае, если в слове появился звук Й. Сравните пары - сел - съел.

Ы

  • 29-ая буква алфавита. В алфавите произносится Ы.
  • гласный первого ряда, который обозначает твёрдость согласного.
  • Под ударением Ы и без ударения Ы.
  • Буква Ы почти никогда не стоит в начале слова.
  • Если согласный звучит твёрдо и после него слышится звук Ы, пишем букву Ы (сын).
  • Исключение - слова с ЖИ-ШИ. Ведь Ж и Ш согласные всегда твёрдые, хочется после них написать Ы, а нельзя.

ь

  • 30-ая буква алфавита. В алфавите произносится МЯГКИЙ ЗНАК.
  • У этой буквы двойная роль.

1)Ь - показатель мягкости. Если согласная буква звучит мягко, после неё не стоит гласная второго ряда и это не Ч, Щ Й, то значит после неё надо написать Ь. (конь, коньки). Есть слова с сочетаниями ЧК, ЧН, НЧ, елочк а, песочн ый птенч ик, которые пишутся без мягкого знака.

2) разделительный мягкий знак. Звука не обозначает. Пишется только после согласной перед гласными Е,Ё, Ю,Я, И. (ВНИМАНИЕ! Добавилась, в отличие от Ъ знака буква И) НО! Только в том случае, если в слове появился звук Й. Сравните пары - Коля - колья.

Э

  • 31-ая буква алфавита. В алфавите произносится Э.
  • Г ласный первого ряда, который обозначает твёрдость согласного.
  • Под ударением звук Э и без ударения Э.
  • Обычно буква пишется после гласных (поэт) или в начале слова (эхо).

Ю

  • 32-ая буква алфавита. В алфавите произносится (ЙУ).
  • Гласный второго ряда, который обозначает мягкость согласного.
  • Йотированный (то есть при произнесении этой буквы слышится Й).
  • Звука Ю не бывает. Буква Ю может обозначать разные звуки в зависимости от её расположения в слове. Ударение роли не играет.

а) если Ю стоит в начале слова (юла), после Ь и Ъ знака (пьют), после гласной (поют), то она обозначает 2 звука (ЙУ)

б) Любая йотированная буква обозначает 1 звук только 1 случае - если стоит после согласной (люк) . Буква Ю обозначает звук У.

Кроме сочетаний ЧУ-ЩУ, хочется написать Ю, а надо У. (щука)

Я

  • 33-ая буква алфавита. В алфавите произносится ЙА
  • Гласный второго ряда, который обозначает мягкость согласного.
  • Йотированный (то есть при произнесении этой буквы слышится Й).
  • Звука Я не бывает. Буква Я может обозначать разные звуки в зависимости от её расположения в слове и ударения.

Вариант 1. Буква Я под ударением:

а) если Я стоит в начале слова (яма), после Ь и Ъ знака (бурьян), после гласной (баян), то она обозначает 2 звука (ЙА)

б) Любая йотированная буква обозначает 1 звук только 1 случае - если стоит после согласной (вяз) . Буква Я под ударением обозначает звук А.

Вариант 2. Буква Я не под ударением:

а) если Я стоит в начале слова (ямщик), после Ь и Ъ знака (съязвить), после гласной (появление), то она обозначает 2 звука (ЙИ).

Внимание для взрослых! Сложность. Лучше не обращать на эту позицию пристального внимания. Потому что на самом деле появляется звук - нечто среднее между И и А. (редукция)

б) Любая йотированная буква обозначает 1 звук только 1 случае - если стоит после согласной (мясной). Буква Я без ударения обозначает звук И. Кроме сочетаний ЧА-ЩА, хочется написать Я, а надо А. (чаща)

В мире, который постоянно меняется, в мире открытом для всех народов и языков существует нечто постоянное, нечто, что связывает нас с нашими предками – это наш алфавит. Мы используем его, когда думаем, когда говорим или пишем, но алфавит интересен не только как строительный материал предложений. Уникальность нашего алфавита в истории его создания, ведь он совершенно уникален!


Рано или поздно каждого человека начинает мучить вопрос: А кто же все-таки придумал буквы, слова и названия предметов? О происхождении некоторых письменностей невозможно сказать ничего определенного: кто их придумал, и когда они были изобретены. Возьмем, к примеру, китайское или греческое письмо? Эти письменности не придумывались отдельными лицами, а складывались в течение многих веков и были результатом накопления знаний нескольких поколений. У них нет и быть не может персонального автора, как, впрочем, не существует создателя колеса, молотка, ножа и т.д. Другим письменностям повезло: они появились в результате конкретного творческого процесса, который происходил в определенное время в определенном месте. Например, грузинское письмо основал царь Фарнаваз, а армянское - Месроп Маштоц. Если же вам зададут вопрос о том, кто создал славянское письмо, вы, не задумываясь, ответите, что создателями славянской письменности являются Кирилл и Мефодий. Однако их вклад намного больше, чем думают многие обыватели. Ведь Кирилл и Мефодий не просто изобрели алфавит для записи славянского языка и стали основателями самой письменности, но и перевели на славянский язык многие церковные книги. С чего же все началось?

Попытка заглянуть в прошлое

История славянской письменности - это яркий пример того, насколько наука бессильна перед временем и историей, однако могущество наших ученых заключается в том, что несмотря ни на какие запреты, смены власти, они всё равно пытаются найти живительный источник истины. На сегодняшний день знаменитые Солунские братья - Кирилл (Константин) и Мефодий - это ярчайшие исторические личности, о которых написано более пяти тысяч научных работ, где выдвинуто множество гипотез, и еще больше проведено исследований о том, кто же на самом деле является автором первой старославянской азбуки. При этом ученые-исследователи нашли огромное количество материалов, которые как подтверждают, так в корне опровергают друг друга. Именно поэтому на важные вопросы об истории возникновения славянской письменности не найдены точные ответы.

«В чем же причина?» - спросите вы. Прежде всего, это связано с характером древних текстов, которые являются основными источниками, на основании которых ученые строят свои гипотезы. Эти тексты иногда неточны, а иногда сознательно искажены. В некоторых текстах можно найти описание событий, которым не найдено точное подтверждение. При этом древние источники дошли до нас в своем первоначальном виде. Однако при многократном переписывании разные летописцы искажали исходные тексты, добавляя в них свое видение или мысли, и получился своего рода «испорченный телефон», который мешает современным ученым прийти к единодушному мнению. Таким образом, часто можно встретить ситуацию, когда различные копии одного и того же древнего документа описывают информацию по-разному. С другой стороны современные ученые сами виноваты, ведь они частенько любят интерпретировать исторические события так, как им удобно. Причины подобной вольности кроются либо в обычном непрофессионализме или недобросовестности, либо в лжепатриотизме. Независимо от причин, движущих нашими учеными, приходится констатировать, что мы до сих пор не знаем, в каком году родился Мефодий и как на самом деле его звали. Ведь Мефодий - это монашеское имя первооткрывателя славянской азбуки. Из-за элементарной человеческой неосведомленности ученых Солунским братьям было приписано создание букв, к которому они не имели никакого отношения. Давайте отбросим эти ученые «вероятно» и «возможно» и попытаемся разобраться, откуда все-таки появилась первая азбука, как она выглядела, и какой смысл наши предки вкладывали в каждую букву.

Самым интересным пособием о происхождении славянской письменности является первоисточник, представляющий собой сказание монаха Храбра, в который включены отрывки из житий Мефодия и Кирилла (Константина). Данное сказание переиздано в 1981-м году и называется «Сказание о начале славянской письменности». При желании эту книгу можно найти на полках книжных магазинов или приобрести через интернет-магазин.

Кто придумал алфавит

В 9-ом - начале 10-го веков одним из крупнейших государств Европы была Великая Моравия, в которую входила не только современная Моравия (исторический регион Чешской республики), но и Словакия, и часть Польши, Чехии, и другие государства, расположенные рядом. Великая Моравия играла большую политическую роль с 830-го по 906-ой годы.

В 863-ем году моравский князь Ростислав обращается к византийскому императору Михаилу III с достаточно дерзкой просьбой - провести богослужение на славянском языке. Данная дерзость заключалась в том, что до этого богослужения проводились на трех языках, на которых была сделана надпись на кресте Иисуса: латыни, еврейском и греческом.

Решение о проведении богослужения на славянском языке, по мнению Ростислава, имело исключительно политический характер и позволило бы Ростиславу ослабить зависимость своей политики от баварского духовенства. Почему именно славянский язык? Все очень просто - в то время славяне имели общий язык, разница была лишь в различных диалектах. Тем не менее, письменности тогда у славян еще не было, и они использовали для записи латынь или греческое письмо. Переход к богослужению на славянском языке предполагал наличие славянской письменности, так как необходимо было перевести основные служебные книги на славянский язык и провести подготовку священников. При этом такой перевод подразумевал создание не только особой славянской письменности, но и письменного литературного славянского языка. Переводить греческие религиозные тексты на обиходный славянский язык было затруднительно, так как они не были приспособлены к передаче их содержания. В греческих текстах попросту отсутствовали необходимые слова и синтаксические конструкции.

Что же вы думаете, ответил Михаил III? А он не ответил, он послал к Ростиславу так называемую Моравийскую миссию в лице двух братьев. Эти два брата были сыновьями одного знатного грека, жившего в городе Солуне (славянское название города Солоники, который расположен на территории современной Греции), а звали их Мефодий (предположительно родился в 815-ом году) и Константин (его дата рождения приходится на 827-ой год). Мефодий (настоящее имя - Михаил) был монахом. Константин же только перед смертью принял монашество, вместе с которым и новое имя Кирилл. Именно его монашеское имя будет увековечено в названии славянской азбуки - кириллица. Хотя Константин был младше Мефодия, его авторитет признан даже старшим братом. На сегодняшний день доподлинно известно, что Константин был очень образованным человеком, а среди его многочисленных профессий и призваний можно выделить: философ, богослов, поэт и лингвист. Он знал множество языков и в совершенстве владел ораторским искусством, что позволяло ему не раз участвовать в религиозных диспутах. Яркими достоинствами старшего брата считались прирожденные организаторские способности, которые позволили ему быть воеводой в славянских краях, а также настоятелем монастыря. Но самое главное - оба брата в совершенстве владели славянским языком.

Интересным фактом ученые считают то, что Константин и Мефодий еще до отъезда в Моравию создали славянскую азбуку, которая была отлично приспособлена для передачи звуков славянской речи. Эта первая азбука называлась глаголицей и в её основу были положены буквы минускульного греческого письма. Кроме греческих символов к глаголице присоединились некоторые еврейские и коптские знаки. Естественно, создав первую славянскую азбуку, Константину и Мефодию не терпелось взяться за работу над переводами.

Первые переводы церковных книг появились на свет еще в Византии, а по прибытии в Моравию братья развернули очень высокими темпами свою основную работу. Таким образом, появился новый письменный язык, который в ученых кругах называют старославянским.

Параллельно с переводами Кирилл и Мефодий готовили священников, которые бы могли вести богослужение на славянском языке. После такой кропотливой работы Солунские братья возвращаются домой, распространяя по пути новые письмена. Как вы понимаете, появление новых традиций не нравилось «старому» духовенству, которое признавало триязычие, поэтому братья отправляются в Рим, где Константин проводит успешные диспуты с триязычниками. В Риме миссия Солунских братьев задерживается, а Константин принимает монашеский сан и новое имя Кирилл. Это случилось всего за 50 дней до его смерти.

После смерти Кирилла главным поборником богослужений на славянском языке становится Мефодий, которого приглашает в Паннонию (современная Венгрия) местный князь Коцела, поддерживающий начинания Кирилла и Мефодия. В это время ведется напряженная борьба между сторонниками Мефодия и немецкими триязычниками. Тем не менее, папа Адриан, преклоняясь перед заслугами Мефодия, возводит его в сан епископа. Однако это не помешало баварскому духовенству, правому делу триязычия, упечь в 870-ом году Мефодия в тюрьму, где он проводит два с половиной года. Только в 873-м году Мефодий выходит из заточения и восстанавливает свой сан, после чего возвращается в Моравию.

Остатки жизни Мефодий проводит в Моравии в сане архиепископа и умирает в 885-м году. И вот тут-то началась настоящая война триязычников с учениками Кирилла и Мефодия. В 886-м году славянская литургия подверглась полному разгрому, а священников, проводивших службы на славянском языке, избивают, забрасывают камнями, заковывают в цепи, изгоняют из страны, продают в рабство и даже убивают. Но это не значит, что борьба со «славянщиной» закончилась победой триязычников. Наоборот, многие ученики Мефодия находят укрытие в Болгарском государстве, где их благодушно принимает князь Борис. Именно он организовывает новую школу славянской письменности, и Болгария становится новым центром славянской книжной культуры. Во главе новой славянской школы встает ученик Солунских братьев Климент, который позже будет прозван Климент Охридский. Почему ему дали такое прозвище? Все очень просто: школа располагалась недалеко от Охридского озера, которое на сегодняшний день находится на территории современной Македонии.

По убеждению большинства современных ученых, создателем новой славянской азбуки - кириллицы является Климент Охридский. Кириллицей Климент ее назвал в честь своего учителя Кирилла. Однако название этой азбуки долгое время приводило в смущение ученые умы, которые считали что кириллица древнее, чем глаголица. Однако сегодня многие сходятся во мнении, что Кирилл создал не кириллицу, а глаголицу. Самое интересное, что это всего лишь догадки, не подкрепленные никакими старославянскими письменами. А вот интереснейшим фактом остается то, что в древних рукописях нет ни одного упоминания о существовании двух славянских азбук!

Глаголица и кириллица

На сегодняшний день большинство ученых сходится во мнении, что все-таки глаголица является настоящей первой старославянской азбукой, и она была изобретена Кириллом еще в 863-м году, когда тот находился в Византии. Кирилл - Константин Философ создал ее в достаточно короткие сроки и включил множество греческих символов. Кириллица была придумана в Болгарии приблизительно в 9-ом веке. Однако спорным вопросом до сих пор остается, кто же автор этого изобретения. Многие ученые до сих пор дискутируют по этому вопросу. Так, приверженцы классической теории утверждают, что это, несомненно, был Климент Охридский, а другие предполагают, что знаки, отображаемые в кириллице, больше напоминают те, которые использовали старославянские книжники во главе с просветителем Константином Переславским.

Любая азбука примечательна тем, что каждой букве соответствует формальное значение и содержательное. Формальные исследования каждой буквы предполагают историю начертания знака, который отображается в той или иной букве, а содержательный подход в изучении букв предполагает поиск соответствия между самой буквой и ее звучанием. Если вы обратите внимание на глаголицу и кириллицу, то увидите, что глаголица представляет собой более яркое изобретение, нежели кириллица. При этом количество букв в глаголице соответствует количеству звуков, которые существовали в старославянском языке. Иными словами, создатель или создатели глаголицы отлично знали фонетику старославянского языка и руководствовались этим при создании старославянской письменности.

Также интересно сравнивать глаголицу и кириллицу по начертанию букв. И в первом и во втором случаях символика очень напоминает греческую, однако глаголица все-таки имеет характерные только для славянской азбуки черты. Взять, к примеру, букву «аз». В глаголице она напоминает крест, а в кириллице полностью заимствует греческое письмо. Но и это не самое интересное в старославянской азбуке. Ведь именно в глаголице и кириллице каждая буква представляет отдельное слово, наполненное глубоким философским смыслом, который вкладывали в него наши предки.

Хотя сегодня буквы-слова исчезли из нашего обихода, все-таки они продолжают жить в русских пословицах и поговорках. Например, выражение «начать с азов», обозначает не что иное как «начать с самого начала». Хотя на самом деле буква «аз» обозначает «я».



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: