Федеральная программа безопасный город наблюдение. Безопасный город

Представляем содержание и приоритеты программы «Безопасный город», принятой в Москве на 2012-2016 гг., от первого лица - Василий Олейник, первый заместитель руководителя Департамента региональной безопасности города Москвы.

- 2011 год отмечен повышением внимания руководства Москвы к обеспечению защищенности жителей, безопасности имущества и бизнеса. Расскажите, пожалуйста, Василий Васильевич о приоритетных направлениях деятельности московского правительства в области вопросов безопасности в 2011 г.

Правительство Москвы уделяет внимание вопросам обеспечения безопасности города и его жителей, принимает целенаправленные комплексные меры в этой сфере.

В первую очередь делается многое для поддержания достойного жизненного уровня москвичей, стабильности всех сфер жизнедеятельности города. Неуклонно решается важная задача по созданию в столице эффективной системы обеспечения безопасности, способной парировать существующие и прогнозируемые угрозы городу, в том числе и снижать преступность. Выстроена система профилактики правонарушений, прежде всего у несовершеннолетних, молодежи, других категорий граждан. Органами власти города проводится работа по укреплению межнационального и межрелигиозного согласия, недопущению экстремистских проявлений.

В настоящее время совместная деятельность правительства Москвы, правоохранительных органов и общественности в области обеспечения правопорядка и борьбы с преступностью позволила добиться некоторого снижения преступности в городе. В 2011 г. снижение преступности в Москве по сравнению с 2010 г. составило 6,6%. Уменьшилось число таких тяжких преступлений, как убийства, грабежи и разбойные нападения. Снизилось на 21,6% количество квартирных краж. Снизилось на 25,8% количество преступлений, совершенных иностранными гражданами. В то же время нерешенных задач в обеспечении безопасности города и его жителей остается еще много. Увеличилось количество преступлений экстремистской направленности. Существующие угрозы криминогенного, террористического, техногенного и природного характера требуют наращивания усилий по обеспечению защищенности жителей, городских объектов, укрепления правопорядка и активного противодействия преступности.

В сентябре 2011 г. была принята Государственная программа города Москвы "Безопасный город" на 2012-2016 гг. Результатом выполнения программы, прежде всего, должно стать реальное повышение уровня безопасности города и его жителей.

- Каково содержание и приоритеты утвержденной программы "Безопасный город" на 2012-2016 гг.?

Программа "Безопасный город" на 2012-2016 гг. - это комплексная, масштабная программа. Она состоит из четырех подпрограмм. В каждой из них содержатся мероприятия, направленные как на противодействие конкретным видам преступлений и угрозам безопасности, так и на укрепление материально-технической базы, оснащение современными информационными системами всех субъектов обеспечения безопасности. Первая подпрограмма - обеспечение правопорядка и профилактики правонарушений. На нее пойдет основное количество средств - 62%. Для достижения целей и решения задач по борьбе с преступностью предусматривается реализовать в 2012-2016 гг. целый комплекс мер.

Планируется проведение мероприятий по:

1) противодействию организованной преступности;

2) предупреждению тяжких и особо тяжких преступлений (ожидается сокращение этого вида преступлений на 10-15%);

3) укреплению общественной безопасности в жилом секторе, на улицах, в местах массового пребывания и отдыха граждан;

4) предупреждению и пресечению преступлений экономической направленности.

Снижение криминализации экономики в результате принятых мер ожидается на 20-25%. Подпрограмма предусматривает создание систем безопасности в местах массового пребывания людей, таких как метрополитен, железнодорожные вокзалы, автовокзалы, стадионы и другие объекты. В соответствии с подпрограммой также планируется оборудовать инженерно-техническими средствами безопасности и антитеррористической защищенности до 60-65% объектов транспортной инфраструктуры, городского хозяйства, социальной сферы и спорта, уникальных, высотных и подземных сооружений, мест с массовым пребыванием людей.

Вторая подпрограмма - предупреждение чрезвычайных ситуаций.

Ожидаемыми результатами ее реализации должны стать:

1) ежегодное снижение количества пожаров на 2%;

2) оснащение пожарных частей Федеральной противопожарной службы, пожарно-спасательных подразделений и аварийно-спасательных формирований в городе, подразделений добровольной пожарной охраны современной техникой до 75% к 2016 г.;

3) оснащение Управления гражданской защиты Москвы и пожарных частей современными системами связи и передачи данных до 98% к 2016 г. и др.

Третья подпрограмма - мобилизационная подготовка экономики города Москвы. Подпрограмма нацелена на:

1) проведение технического обслуживание систем и оборудование объектов мобилизационного назначения;

2) замену оборудования и имущества, отслуживших установленные сроки на объектах мобилизационного назначения и решение других вопросов в этой области.

Четвертая подпрограмма - предупреждение и пресечение преступлений в сфере миграционного законодательства.

Подпрограмма предусматривает реализацию комплекса мероприятий по:

1) устранению социально-экономических основ незаконной миграции;

2) совершенствованию правовой нормативной базы в области миграции;

3) созданию и актуализации регионального банка данных по учету иностранных граждан, временно или постоянно проживающих в Москве;

4) возвращению на родину мигрантов, незаконно пребывающих в городе.

Будут наращиваться усилия по пресечению противоправной деятельности организаций, оказывающих незаконные посреднические услуги в трудоустройстве, документировании, легализации иностранных граждан, а также агентств и организаций, осуществляющих приглашение иностранных граждан в Российскую Федерацию и предоставляющих заведомо недостоверные сведения об их бытовом и жилищном обустройстве. Данной подпрограммой предусмотрено:

Ежегодное сокращение на 10-12% количества иностранных граждан, прибывающих на территорию города с нарушением действующего законодательства;

Ежегодное увеличение на 10-15% числа иностранных работников, легально осуществляющих свою трудовую деятельность у физических лиц;

Ежегодное снижение на 1,5-2% количества преступлений, совершенных иногородними и иностранными гражданами.

Особенностью программы «Безопасный город» является активное привлечение общественности к обеспечению безопасности в мегаполисе, прежде всего к профилактике правонарушений.

В настоящее время в Москве действуют 765 опорных пунктов охраны порядка. Там работают свыше 20 тыс. граждан - это, как правило, бывшие сотрудники правоохранительных структур и активные москвичи.

Активно работает Московская народная дружина, насчитывающая свыше 20 тыс. человек. Это значительная сила.

- Как планируется совершенствовать подходы по усилению безопасности дорожного движения? Какие работы ведутся в области автоматических систем управления дорожным движением и комплексов фото- и видеофиксации нарушений?

Департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы разработана государственная программа города Москвы "Развитие транспортной системы города Москвы на 2012-2016 гг.", в которой имеется подпрограмма "Организация движения транспорта в городе. Создание интеллектуальной транспортной системы".

В программе "Безопасный город" предусмотрены конкретные мероприятия по обеспечению безопасности дорожного движения. Особое внимание будет уделено оснащению всех регулируемых пешеходных переходов города средствами коммуникационного оповещения, а транспортных развязок - автоматическими системами противогололедной обработки дорожных покрытий. Получит дальнейшее развитие сеть светофорных объектов, дорожных знаков и щитов, опор и указателей. Планируется построить и реконструировать 680 светофорных объектов. Реализация программы позволит ежегодно сокращать на 2-3% количество дорожно-транспортных происшествий и погибших в них, а также число административных правонарушений в сфере безопасности дорожного движения по сравнению с 2010 г.

- Расскажите отдельно о планах и задачах по оборудованию улиц и других общественных мест системами видеонаблюдения. Какие ключевые задачи будут решаться? Как будет организована данная система для ведения эффективного мониторинга?

Сегодня в городе имеется большое количество видеокамер различной принадлежности и с различным качеством получаемого изображения. Более 86 тыс. подъездов жилых домов оборудованы системами видеонаблюдения. Информация с видеокамер в жилом секторе и местах массового скопления людей поступает в центр оперативного управления ГУ МВД России по г. Москве.

На спортивных объектах города установлено около 2,5 тыс. видеокамер, которые осуществляют обзор территории, зрительских трибун, вспомогательных помещений. Вместе с тем качество видеоинформации не всегда позволяет правоохранительным органам использовать ее для раскрытия преступлений.

В настоящее время проводится комплекс мероприятий, обеспечивающих с 2012 г. поэтапный перевод системы видеонаблюдения города на эксплуатацию по "сервисной модели", которая предполагает два технологических уровня:

1) уровень единого центра хранения данных видеонаблюдения;

2) уровень операторов услуг.

Единый центр хранения данных обеспечит сбор, хранение, обработку видеоинформации, регламентированный доступ к ней пользователей, информационное взаимодействие с подсистемами видеонаблюдения других городских и ведомственных систем, включая интеллектуальную транспортную систему города.

Операторы услуг видеонаблюдения обеспечат непрерывный, круглосуточный режим функционирования систем видеонаблюдения в зоне своей ответственности, а также оперативный доступ к ним из единого центра. Аппаратурой качественного видеонаблюдения будут оснащены подъезды жилых домов и внутриквартальные территории жилого сектора, места массового пребывания граждан, территории, прилегающие к потенциально опасным объектам, объекты образования города.

Предполагается, что создаваемая система видеонаблюдения поднимет на новый уровень качество видеоинформации, скорость ее обработки и реагирования соответствующих структур на значимые события за счет внедрения интеллектуальных систем. Это позволит значительно увеличить раскрываемость преступлений с помощью камер видеонаблюдения -до 30-35% к концу 2016 г. Это европейский уровень.

- В чем основная задача модернизации систем видеонаблюдения в городе?

Главной задачей модернизации систем видеонаблюдения является повышение уровня обеспечения безопасности жителей города за счет применения современных информационно-коммуникационных технологий.

Ключевые требования к оборудованию и услугам исполнителей определяет государственный заказчик на оказание услуг по видеонаблюдению - департамент информационных технологий города Москвы. Им уже разработаны и согласованы с департаментом региональной безопасности города Москвы, ГУ МВД России по г. Москве, УФСБ России по г. Москве и Московской области, ФСО России технические задания, места установки камер видеонаблюдения, порядок и критерии приемки работ.

- Изучается ли зарубежный опыт реализации программ "Безопасный город"? Какие положительные международные практики вы считаете полезными для Москвы?

В разработке программы активно участвовали свыше 30 органов исполнительной власти города (департаменты, комитеты, управления) и ряд общественных организаций.

К подготовке проекта программы привлекались эксперты федеральных территориальных правоохранительных структур, в том числе ГУ МВД России по г. Москве, ГУ МЧС России по г. Москве, Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по г. Москве и Московской области, Управления на транспорте МВД России по Центральному федеральному округу, Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по г. Москве, Управления Федеральной службы исполнения наказаний по г. Москве, Управления Федеральной миграционной службы по г. Москве, иных правоохранительных органов и общественных организаций г. Москвы.

При разработке программы учитывался зарубежный опыт. Мы изучали опыт американских, европейских и азиатских коллег в обеспечении технической защищенности объектов социальной сферы, спорта, культуры и городского хозяйства. Реализация мероприятий программы "Безопасный город" реально повысит защищенность городских объектов и личную безопасность каждого москвича.

Печатается с сокращениями.

Межотраслевой тематический каталог «Системы безопасности-2012».

Компания «Гротек».

Аппаратно-программный комплекс «Безопасный город» (АПК «Безопасный город») - совокупность комплексов средств автоматизации, объединенных для решения задач в сфере обеспечения защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания.

Перечень автоматизированных систем государственной информационной системы «Аппаратно-программный комплекс «Безопасный город» и порядок их взаимодействия описан в постановлении Правительства Санкт-Петербурга от 25.08.2016 № 759.

Все компоненты АПК «Безопасный город» объединены Единой мультисервисной телекоммуникационной сетью, которая обеспечивает функционирование системы в целом и создает единое информационное пространство для всех пользователей.

26 мая 2017 года состоялось официальное открытие Единого центра АПК «Безопасный город» (5-й Предпортовый проезд, д. 4, корп. 3, литера А) - уникального не только для Санкт-Петербурга , но и для всей России. Основная цель
его создания - объединение в одном здании Центра обработки вызовов «112», Центра управления транспортом, подразделений Дежурной службы Аппарата Губернатора Санкт-Петербурга , представителей МЧС и силовых структур, а также Единого центра обработки данных.

К проведению Кубка конфедераций в 2017 году была создана автоматизированная система «Прогнозирование и поддержка принятия управленческих решений» (ПППУР) - платформа, интегрирующая автоматизированные системы, входящие в АПК «Безопасный город», позволяющая получать городскими дежурными службами и правоохранительными органами актуальную информацию о происшествиях.

АПК «Безопасный город» использует в полном объеме уже существующую инфраструктуру.

Городская система видеонаблюдения является ключевым элементом системы безопасности.

Системой видеонаблюдения охвачены все 18 районов города . Увеличилось количество источников видеоизображения в рамках сервисной модели с 17 726 в 2016 году до 19 238 в 2017 году. Также увеличилось количество терминалов экстренной связи «Гражданин-Полиция»: со 167 в 2016 году до 178 в 2017 году.

Количество источников видеоизображения сторонних систем, интегрированных с городской системой видеонаблюдения, возросло со 171 до 1 353 (аэропорт «Пулково» - 38, СПб ГКУ «МФЦ» - 228, ОАО «Пассажирский порт Санкт-Петербурга «Морской фасад» - 12, ГУП «Петербургский метрополитен» - 697, КВЦ «Экспофорум» - 93, стадион «Санкт-Петербург » - 252 и др.).

В рамках подготовки к проведению Кубка Конфедераций FIFA 2017 и Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 размещен 1 151 источник видеоизображения, в том числе 311 источников видеоизображения с точками доступа Wi-Fi. Оснащены места, наиболее уязвимые в диверсионно-террористическом и криминогенном отношении (маршруты подхода к стадиону, въезды/выезды на территорию Крестовского острова, автобусные остановки, мосты и т.д.). Также на территории Крестовского острова размещено 72 устройства информирования и оповещения.

Одной из важнейших систем, передающей данные в ПППУР, является Комплексная система обеспечения мониторинга безопасности объектов социальной инфраструктуры. В эту систему интегрированы социальные объекты Санкт-Петербурга - школы, поликлиники, детские сады и т.п. В настоящее время в перечне объектов социальной инфраструктуры Санкт-Петербурга учтено 5 694 объектов, из них 2 915 объектов образования, 1 022 объекта здравоохранения, 385 объектов социальной защиты населения, 1 372 объекта иных учреждений (культура, спорт, молодежная политика, ИОГВ и т.д.).

В рамках развития системы ведется работа по созданию интерактивных схем объектов - цифровых моделей объектов (план архитектуры объекта), на которые нанесены элементы (датчики) Комплексной системы обеспечения безопасности. Основное назначение интерактивной схемы объекта - визуальное представление текущего состояния КСОБ объекта с целью мониторинга состояния защищенности объекта в графическом виде. За 2016 год разработаны и введены в эксплуатацию интерактивные схемы для 124 объектов социальной инфраструктуры Санкт-Петербурга . К 2020 году планируется обеспечить интерактивными схемами 100 % объектов социальной инфраструктуры Санкт-Петербурга .

Система обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» (Система - 112) является ключевой системой АПК «Безопасный город», интегрированной с ПППУР.

В соответствии с пунктом 1 приказа Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 18.04.2017 № 191 «Об использовании единого номера «112» на территории Санкт-Петербурга в целях обеспечения
вызова экстренных оперативных служб пользователями услугами связи» началось использование единого номера «112» в сетях местной телефонной связи и сетях подвижной радиотелефонной связи на территории Санкт-Петербурга для доступа в Систему-112.

Автоматизированная система обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» на базе основного центра обработки вызовов системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» Санкт-Петербурга введена в постоянную эксплуатацию с 16.06.2017. Кроме того, обеспечено взаимодействие с Государственной автоматизированной информационной системой «ЭРА-ГЛОНАСС».

С начала 2017 года по единому номеру «112» поступило 1 812 407 вызовов (за 2016 год поступило 2 336 310 вызовов).

Центр обработки вызовов 004, действующий с 2005 года, работает с обращениями жителей по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, а также принимает вызовы об экстренных и нештатных ситуациях. Электронные карточки по принятым обращениям передаются в аварийные и дежурно-диспетчерские
службы по принадлежности, далее осуществляется проверка соблюдения сроков и исполнения принятых обращений с учетом информации, получаемой от городских служб и заявителей.

Всего с начала 2017 года зарегистрировано 725 389 обращений , поступивших по номеру телефона «004». В июне 2017 году был принят 9-ти миллионный звонок с начала работы Центра обработки вызовов 004.

Городская автоматизированная система «Фиксация нарушений правил дорожного движения и контроль оплаты штрафов» (ГАС ФН ПДД). Главная цель создания - профилактика административных правонарушений в области дорожного движения, сокращение количества дорожно-транспортных происшествий и уменьшение тяжести их последствий. Программа реализуется совместно с Управлением ГИБДД по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области.

В 2017 году ГАС ФН ПДД включает в себя 219 датчиков , из них - 169 стационарных датчиков и 50 передвижных комплексов, фиксирующих административные правонарушения следующих видов:

    нарушение скоростного режима (ст. 12.9 КоАП РФ);

    движение транспортных средств по полосе для маршрутных транспортных средств или остановка на указанной полосе в нарушение правил дорожного движения (ч. 1.1 ст. 12.17 КоАП РФ);

    проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика (ст. 12.12 КоАП РФ);
    движение на грузовом автомобиле с разрешенной максимальной массой более 3,5 тонны по автомагистрали далее второй полосы, а равно учебная езда по автомагистрали (ст. 12.11 КоАП РФ);

    выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления (ст. 12.15 КоАП РФ).

С начала 2017 года вынесено 2 056 197 постановлений по делам об административных правонарушениях (в 2016 году - 3 010 744 постановления) на общую сумму 1 110 450 750 рублей (в 2016 году - 1 689 044 500 рублей).

В бюджет Санкт-Петербурга поступило 605 397 650 рублей (в 2016 - 887 065 800 рублей).

Благодаря функционированию ГАС ФН ПДД снижается количество очагов аварийности и повышается правовое сознание участников дорожного движения.

Актуальные адреса работы фоторадарных комплексов в Санкт-Петербурге публикуются в открытом доступе на сайте СПб ГКУ «Городской мониторинговый центр» в соответствующем разделе http://spb112.ru/catalogue/5/adress/

Санкт-Петербурга (РАСЦО) предназначена для своевременного оповещения населения Санкт-Петербурга об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Распоряжение на задействование РАСЦО отдается Губернатором Санкт-Петербурга . Порядок использования РАСЦО строго регламентирован и утвержден постановлением Правительства Санкт-Петербурга .

Региональная автоматизированная система централизованного оповещения населения Санкт-Петербурга (РАСЦО) создана в соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 06.08.2012 № 798 «Об организации оповещения населения Санкт-Петербурга о чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени».

Для проверки работоспособности системы дважды в месяц проводятся технические проверки оборудования. Кроме того, ежегодно проходит комплексная техническая проверка готовности РАСЦО. Во время проведения такой проверки на всей территории Санкт-Петербурга включаются электромеханические сирены, уличные громкоговорители, специализированные технические средства оповещения, также задействуются телеканалы, радиостанции и другие технические средства.

В рамках развития РАСЦО активно используются информационно-телекоммуникационные технологии и новые механизмы централизованного оповещения населения (телевидение, интернет, мультимедийные комплексы в общественном городском транспорте и т.д.). Использование всех имеющихся технических средств оповещения в комплексе позволяет оповещать население Санкт-Петербурга в полном объеме.

В 2016 году в рамках реализации технических условий РАСЦО застройщиками Санкт-Петербурга создано 64 КТС РАСЦО на объектах капитального строительства и реконструкции. Реализован механизм использования государственной информационной системы «Единая система информационных ресурсов» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Данный механизм охватывает более 1 340 сайтов Санкт-Петербурга в единой системе информационных ресурсов.

В ближайшей перспективе планируется задействование для оповещения населения каналов эфирного цифрового телевидения, создание новых оконечных КТС РАСЦО для гарантированного и своевременного оповещения населения Санкт-Петербурга в местах его массового проживания, в том числе, на объектах капитального строительства и реконструкции, создание резервного пункта управления РАСЦО.

Достигнутые результаты по поддержанию в готовности и развитию РАСЦО позволяют эффективно осуществлять полномочия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга по обеспечению своевременного оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. По оценкам специалистов МЧС России РАСЦО по своим показателям является одной из лучших в Российской Федерации.

Более подробную информацию о функционировании РАСЦО Санкт-Петербурга можно узнать на сайте СПб ГКУ «Городской мониторинговый центр» в соответствующем разделе:

Представляем содержание и приоритеты программы "Безопасный город", принятой в Москве на 2012–2016 гг., от первого лица. Рассказывает Василий Васильевич Олейник, первый заместитель руководителя Департамента региональной безопасности города Москвы

В.В. Олейник
Первый заместитель
руководителя Департамента
региональной безопасности
города Москвы

– 2011 год отмечен повышением внимания руководства Москвы к обеспечению защищенности жителей, безопасности имущества и бизнеса. Расскажите, пожалуйста, о приоритетных направлениях деятельности московского правительства в области вопросов безопасности в 2011 г.
– Правительство Москвы уделяет внимание вопросам обеспечения безопасности города и его жителей, принимает целенаправленные комплексные меры в этой сфере.


В первую очередь делается многое для поддержания достойного жизненного уровня москвичей, стабильности всех сфер жизнедеятельности города. Неуклонно решается важная задача по созданию в столице эффективной системы обеспечения безопасности, способной парировать существующие и прогнозируемые угрозы городу, в том числе и снижать преступность. Выстроена система профилактики правонарушений, прежде всего у несовершеннолетних, молодежи, других категорий граждан. Органами власти города проводится работа по укреплению межнационального и межрелигиозного согласия, недопущению экстремистских проявлений.

В настоящее время совместная деятельность правительства Москвы, правоохранительных органов и общественности в области обеспечения правопорядка и борьбы с преступностью позволила добиться некоторого снижения преступности в городе. В 2011 г. снижение преступности в Москве по сравнению с 2010 г. составило 6,6%. Уменьшилось число таких тяжких преступлений, как убийства, грабежи и разбойные нападения. Снизилось на 21,6% количество квартирных краж. Снизилось на 25,8% количество преступлений, совершенных иностранными гражданами.

В то же время нерешенных задач в обеспечении безопасности города и его жителей остается еще много. Увеличилось количество преступлений экстремистской направленности. Существующие угрозы криминогенного, террористического, техногенного и природного характера требуют наращивания усилий по обеспечению защищенности жителей, городских объектов, укрепления правопорядка и активного противодействия преступности.

В сентябре 2011 г. была принята Государственная программа города Москвы "Безопасный город" на 2012–2016 гг. Результатом выполнения программы прежде всего должно стать реальное повышение уровня безопасности города и его жителей.

– Каково содержание и приоритеты утвержденной программы "Безопасный город" на 2012–2016 гг.?
– Программа "Безопасный город" на 2012– 2016 гг. – это комплексная, масштабная программа. Она состоит из четырех подпрограмм. В каждой из них содержатся мероприятия, направленные как на противодействие конкретным видам преступлений и угрозам безопасности, так и на укрепление материально-технической базы, оснащение современными информационными системами всех субъектов обеспечения безопасности.

Первая подпрограмма – обеспечение правопорядка и профилактики правонарушений. На нее пойдет основное количество средств – 62%. Для достижения целей и решения задач по борьбе с преступностью предусматривается реализовать в 2012– 2016 гг. целый комплекс мер. Планируется проведение мероприятий по:

  1. противодействию организованной преступности;
  2. предупреждению тяжких и особо тяжких преступлений (ожидается сокращение этого вида преступлений на 10–15%);
  3. укреплению общественной безопасности в жилом секторе, на улицах, в местах массового пребывания и отдыха граждан;
  4. предупреждению и пресечению преступлений экономической направленности.

Снижение криминализации экономики в результате принятых мер ожидается на 20–25%. Подпрограмма предусматривает создание систем безопасности в местах массового пребывания людей, таких как метрополитен, железнодорожные вокзалы, автовокзалы, стадионы и другие объекты.

В соответствии с подпрограммой также планируется оборудовать инженерно-техническими средствами безопасности и антитеррористической защищенности до 60–65% объектов транспортной инфраструктуры, городского хозяйства, социальной сферы и спорта, уникальных, высотных и подземных сооружений, мест с массовым пребыванием людей.

Вторая подпрограмма – предупреждение чрезвычайных ситуаций. Ожидаемыми результатами ее реализации должны стать:

  1. ежегодное снижение количества пожаров на 2%;
  2. оснащение пожарных частей Федеральной противопожарной службы, пожарно-спасательных подразделений и аварийно-спасательных формирований в городе, подразделений добровольной пожарной охраны современной техникой до 75% к 2016 г.;
  3. оснащение Управления гражданской защиты Москвы и пожарных частей современными системами связи и передачи данных до 98% к 2016 г. и др.

Третья подпрограмма – мобилизационная подготовка экономики города Москвы. Подпрограмма нацелена на:

  1. проведение технического обслуживание систем и оборудование объектов мобилизационного назначения;
  2. замену оборудования и имущества, отслуживших установленные сроки на объектах мобилизационного назначения и решение других вопросов в этой области.

Четвертая подпрограмма – предупреждение и пресечение преступлений в сфере миграционного законодательства. Подпрограмма предусматривает реализацию комплекса мероприятий по:

  1. устранению социально-экономических основ незаконной миграции;
  2. совершенствованию правовой нормативной базы в области миграции;
  3. созданию и актуализации регионального банка данных по учету иностранных граждан, временно или постоянно проживающих в Москве;
  4. озвращению на родину мигрантов, незаконно пребывающих в городе.

Будут наращиваться усилия по пресечению противоправной деятельности организаций, оказывающих незаконные посреднические услуги в трудоустройстве, документировании, легализации иностранных граждан, а также агентств и организаций, осуществляющих приглашение иностранных граждан в Российскую Федерацию и предоставляющих заведомо недостоверные сведения об их бытовом и жилищном обустройстве.

Данной подпрограммой предусмотрено:

  • ежегодное сокращение на 10–12% количества иностранных граждан, прибывающих на территорию города с нарушением действующего законодательства;
  • ежегодное увеличение на 10–15% числа иностранных работников, легально осуществляющих свою трудовую деятельность у физических лиц;
  • ежегодное снижение на 1,5–2% количества преступлений, совершенных иногородними и иностранными гражданами.

Особенностью программы "Безопасный город" является активное привлечение общественности к обеспечению безопасности в мегаполисе, прежде всего к профилактике правонарушений. В настоящее время в Москве действуют 765 опорных пунктов охраны порядка. Там работают свыше 20 тыс. граждан – это, как правило, бывшие сотрудники правоохранительных структур и активные москвичи. Активно работает Московская народная дружина, насчитывающая свыше 20 тыс. человек. Это значительная сила

– Как планируется совершенствовать подходы по усилению безопасности дорожного движения? Какие работы ведутся в области автоматических систем управления дорожным движением и комплексов фото- и видеофиксации нарушений?
– Департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы разработана государственная программа города Москвы "Развитие транспортной системы города Москвы на 2012–2016 гг.", в которой имеется подпрограмма "Организация движения транспорта в городе. Создание интеллектуальной транспортной системы".

В программе "Безопасный город" предусмотрены конкретные мероприятия по обеспечению безопасности дорожного движения. Особое внимание будет уделено оснащению всех регулируемых пешеходных переходов города средствами коммуникационного оповещения, а транспортных развязок – автоматическими системами противогололедной обработки дорожных покрытий. Получит дальнейшее развитие сеть светофорных объектов, дорожных знаков и щитов, опор и указателей. Планируется построить и реконструировать 680 светофорных объектов. Реализация программы позволит ежегодно сокращать на 2–3% количество дорожно-транспортных происшествий и погибших в них, а также число административных правонарушений в сфере безопасности дорожного движения по сравнению с 2010 г.

– Расскажите отдельно о планах и задачах по оборудованию улиц и других общественных мест системами видеонаблюдения. Какие ключевые задачи будут решаться? Как будет организована данная система для ведения эффективного мониторинга?
– Сегодня в городе имеется большое количество видеокамер различной принадлежности и с различным качеством получаемого изображения. Более 86 тыс. подъездов жилых домов оборудованы системами видеонаблюдения. Информация с видеокамер в жилом секторе и местах массового скопления людей поступает в центр оперативного управления ГУ МВД России по г. Москве. На спортивных объектах города установлено около 2,5 тыс. видеокамер, которые осуществляют обзор территории, зрительских трибун, вспомогательных помещений. Вместе с тем качество видеоинформации не всегда позволяет правоохранительным органам использовать ее для раскрытия преступлений.

В настоящее время проводится комплекс мероприятий, обеспечивающих с 2012 г. поэтапный перевод системы видеонаблюдения города на эксплуатацию по "сервисной модели", которая предполагает два технологических уровня:

  1. уровень единого центра хранения данных видеонаблюдения;
  2. уровень операторов услуг.

Единый центр хранения данных обеспечит сбор, хранение, обработку видеоинформации, регламентированный доступ к ней пользователей, информационное взаимодействие с подсистемами видеонаблюдения других городских и ведомственных систем, включая интеллектуальную транспортную систему города.

Операторы услуг видеонаблюдения обеспечат непрерывный, круглосуточный режим функционирования систем видеонаблюдения в зоне своей ответственности, а также оперативный доступ к ним из единого центра. Аппаратурой качественного видеонаблюдения будут оснащены подъезды жилых домов и внутриквартальные территории жилого сектора, места массового пребывания граждан, территории, прилегающие к потенциально опасным объектам, объекты образования города.

Предполагается, что создаваемая система видеонаблюдения поднимет на новый уровень качество видеоинформации, скорость ее обработки и реагирования соответствующих структур на значимые события за счет внедрения интеллектуальных систем. Это позволит значительно увеличить раскрываемость преступлений с помощью камер видеонаблюдения – до 30–35% к концу 2016 г. Это европейский уровень.

– В чем основная задача модернизации систем видеонаблюдения в городе?
– Главной задачей модернизации систем видеонаблюдения является повышение уровня обеспечения безопасности жителей города за счет применения современных информационно-коммуникационных технологий.

Ключевые требования к оборудованию и услугам исполнителей определяет государственный заказчик на оказание услуг по видеонаблюдению – департамент информационных технологий города Москвы. Им уже разработаны и согласованы с департаментом региональной безопасности города Москвы, ГУ МВД России по г. Москве, УФСБ России по г. Москве и Московской области, ФСО России технические задания, места установки камер видеонаблюдения, порядок и критерии приемки работ.

– Изучается ли зарубежный опыт реализации программ "Безопасный город"? Какие положительные международные практики вы считаете полезными для Москвы?
– В разработке программы активно участвовали свыше 30 органов исполнительной власти города (департаменты, комитеты, управления) и ряд общественных организаций.

К подготовке проекта программы привлекались эксперты федеральных территориальных правоохранительных структур, в том числе ГУ МВД России по г. Москве, ГУ МЧС России по г. Москве, Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по г. Москве и Московской области, Управления на транспорте МВД России по Центральному федеральному округу, Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по г. Москве, Управления Федеральной службы исполнения наказаний по г. Москве, Управления Федеральной миграционной службы по г. Москве, иных правоохранительных органов и общественных организаций г. Москвы.

При разработке программы учитывался зарубежный опыт. Мы изучали опыт американских, европейских и азиатских коллег в обеспечении технической защищенности объектов социальной сферы, спорта, культуры и городского хозяйства. Реализация мероприятий программы "Безопасный город" реально повысит защищенность городских объектов и личную безопасность каждого москвича.

Безопасный город – место, в котором мы живем

Решение для «Безопасного города» должно быть надежным и интеллектуальным, заботиться не только о безопасности, но и комфортной жизни граждан, должно быть эффективным, расти и развиваться вместе с городом.

Наш опыт позволяет создавать надежные системы безопасности для городской инфраструктуры, способные быстро реагировать на тревожные события, тем самым снизить уровень преступности: угоны автомобилей, ограбления, разбойные нападения, кражу имущества, вандализм.

Возможность подключения датчиков к системе безопасности и мониторинг в реальном времени, способны предотвращать аварийные ситуации по водо- и теплоснабжению, отслеживать состояние инженерных сетей и решать большой спектр задач на объектах ЖКХ. Система позволяет следить за дорожной и экологической обстановкой в городе и способна эффективно контролировать все жизненно важные объекты городской инфраструктуры.

Базовые потребности городских и муниципальных органов власти

  • Видеоконтроль за состоянием общественного порядка в местах массового скопления людей, на транспортных узлах с задачей выделения и сопровождения отдельных людей, документирования событий
  • Видеоконтроль и видеоохрана культурных и архитектурных центров с целью выявления, документирования актов вандализма
  • Возможность экстренной связи граждан со специальными службами
  • Контроль загруженности транспортом автодорог города
  • Автоматический розыск автотранспорта
  • Автоматизированный контроль за нарушением ПДД
  • Контроль за состоянием улиц, с целью организации их уборки, определение фактов и мест аварий магистральных инженерных коммуникаций, оперативный контроль за тушением пожаров

Защита объектов городской инфраструктуры

При выборе решения в области безопасности для своего города приоритет отдается защите городской инфраструктуры и людей, которые в нем живут. Сегодня город - олицетворение современной жизни, бурный ритм которой требует от человека больших эмоциональных и физических затрат, и создание комфортных и удобных условий для проживания очень важная задача. И нам важно сделать жизнь в городе комфортной, удобной и безопасной.

Эти требования не возможно не учитывать. Поэтому решение для «Безопасного города» должно быть умным, заботиться не только о безопасности, но и комфортной жизни граждан, должно быть экономически эффективным, расти и развиваться вместе с городом.

Автоматизированная система "Безопасный Город" повышает эффективность работы всех городских служб по обеспечению безопасности населения:

  • Обеспечение охраны общественного порядка и общественной безопасности;
  • Повышение эффективности действий оперативных служб: МВД, МЧС, ГИБДД и др., координация их действий;
  • Пресечение антисоциального поведения и вандализма;
  • Возможность оперативного получения информации с объектов города и доступа к видеоархивам;
  • Усиление защищенности стратегически важных объектов города;
  • Повышение скорости оповещения и предоставления актуальной информации населению об угрозе возникновения кризисных ситуаций.

Эффективное управление инцидентами

VideoNet позволяет организовать центры ситуационного мониторинга – мощные аппаратно-программные комплексы для контроля и наблюдения за охраняемыми объектами любого уровня сложности.

Вся информация от систем сводится в единый центр мониторинга и отображается на экранах рабочего места оператора. Управление всей системой, независимо от ее масштаба и используемого оборудования, осуществляет один или несколько человек. Оператор выполняет контроль ситуации и оперативное реагирование.

Для эффективного решения этих задач автоматизированная система «Безопасный Город» на базе цифровой системы VideoNet обеспечивает:

  • Создание высокоинформативного ситуационного центра с возможностью получения видео/аудио информации, получения приоритета на управление камерами и устройствами, включенными в систему;
  • Круглосуточное централизованное и территориальное наблюдение, регистрация и автоматический анализ видеоинформации от камер;
  • Контроль въезда и выезда автотранспорта (идентификация транспортных средств по государственным регистрационным знакам);
  • Автоматический контроль за нарушением ПДД;
  • Прямую связь граждан с экстренными службами города через систему «Гражданин-Полиция».

Быстрый поиск информации играет ключевую роль

С ростом преступности и террористических угроз, видеонаблюдение становится незаменимым инструментом в выявлении и идентификации преступников. Работа по обработке огромного количества видео материалов, многих терабайт данных для поиска одного конкретного человека может стать сложной задачей. На данный момент задачи по идентификации и локализации местонахождения подозреваемых могут решаться при помощи интеллектуального поиска, который фильтрует и отсеивает огромное количество видеоданных на основе определенных заданных критериев и возвращает максимально быстро результат с полезными данными. Современные инструменты поиска позволяют специалистам службы безопасности в режиме реального времени, или максимально приближенном к нему, обработать данные с сотен и даже тысяч камер за считанные минуты для поиска, например, подозреваемого, пропавшего человека или предмета. Если же говорить о разборе обстоятельств ранее случившихся инцидентов – то инструменты поиска в архиве значительно снижают время разбора ситуации, и что немаловажно, сокращают количество персонала, требуемого для решения такой задачи.

Основным предназначением среды является:

  • поиск информации в базе метаданных по настраиваемым параметрам;
  • одновременный анализ событий по нескольким источникам;
  • отображение результатов запроса в настраиваемых формах представления с обширным инструментарием воспроизведения и навигации;
  • генерация отчетов различных видов и форм по любой из подсистем.

Алгоритмы быстрого поиска в архиве могут быть применены в самых различных областях: городское видеонаблюдение, обеспечение безопасности на транспорте, банковской сфере, логистике и производственных предприятиях. Для быстрого поиска информации в архиве в VideoNet создана среда Аналитики.

Возможности среды могут быть полезны в различных ситуациях, например:

  • выявление объектов, превышающих разрешенную скорость или направление движения;
  • проведение расследования обстоятельств перемещения объекта (угон автомобиля, проникновение, кража и т. п.);
  • определение объектов по цвету;
  • поиск подозрительных лиц;
  • анализ подозрительных ситуаций, зафиксированных в течение некоторого периода времени;
  • одновременный сбор информации о событии со всех доступных источников (например, звук разбитого стекла мог предшествовать зафиксированному движению и т. д.);
  • оценка активности движения объектов, выявление основных потоков передвижения транспорта или покупателей.

Решение полностью независимо от функциональности или типа камер – все вычисления производятся на сервере. Поиск проводится по любому количеству камер в различных комбинациях, с использованием различных сценариев: по всему кадру, по выделенной области, по строго определенным параметрам.

Оператор может задать размеры, пропорции искомых объектов, их цвет, скорость, направления движения. В качестве дополнительных критериев поиска можно выбрать различные типы тревожных событий видео подсистемы, комбинировать их с фильтрами аудиоданных, сообщениями от других встроенных подсистем.

Наши объекты:

  • Безопасный город «Рига» (Латвия)
  • Безопасный город «Ростов-на-Дону»
  • Безопасный город «Новокузнецк»
  • Безопасный город «Набережные Челны»
  • Безопасный город «Асбест»

Безопасный город - многофункциональный комплекс обеспечения безопасности и интеллектуального контроля за городской инфраструктурой, разработанный нашим партнером, компанией «Стилсофт».

Система обеспечения безопасности современного города решает задачи на трех глобальных направлениях: обеспечения правопорядка, контроль выполнения правил дорожного движения, а также предупреждение и оповещение о чрезвычайных ситуациях. Вся информация стекается в ситуационный центр, диспетчеры которого принимают решения о дальнейших действиях, а также происходит обработка информации, и ее передача в службу экстренного реагирования. Каждое направление решает свой спектр задач.

Обеспечение правопорядка

Первая задача: контроль транспортного потока . Для ее решения применяется программно-аппаратный комплекс «Синергет Автопоток» , использование которого позволяет осуществлять распознание и регистрацию госномеров автомобилей на въездах и выездах и города, а также основных городских магистралях и перекрестках. Для этих целей, вдоль проезжей части устанавливаются камеры, все номера транспортных средств проехавших мимо точек видеонаблюдения распознаются системой и заносятся в общую базу данных с указанием времени и места проезда. Параллельно с этим происходит сравнение номеров с базой данных автомобилей находящихся в розыске. Если система обнаруживает совпадение, то незамедлительно передает данную информацию в ситуационный центр. Система также позволяет определить место расположения транспортных средств находящихся в розыске по мере движения мимо точек наблюдения, что позволяет принять меры для оперативного задержания нарушителей.

Обеспечение профилактики правонарушений предполагает установку камер обзорного видеонаблюдения в местах массового скопления людей, которые с помощью интеллектуальных детекторов движения позволяют анализировать обстановку в городе. При обнаружении каких либо правонарушений или несанкционированных действий в ситуационный центр отправляется тревожное сообщение. В системе также есть модуль распознавания лиц , позволяющий решить задачу обнаружения людей находящихся в розыске. Технологии эффективны при размещения камер на рамочном металлодетекторе в кассах вокзалов, аэропортов, на эскалаторах и турникетах. С помощью алгоритма распознания один ко многим проводится сравнение с лицами преступников в различных базах данных со скоростью до 1 миллиона лиц в секунду. При обнаружении совпадения на мониторах ситуационного центра появляется карточка с информацией о правонарушителе. В системе создается общая база данных распознанных лиц. При первом появлении в поле зрения видеокамеры система присваивает человеку уникальный код, а при повторном распознавании система регистрирует проход через точку контроля. Таким образом, в случае необходимости можно определить местонахождение подозрительного человека при попадании его в зону видимости любой из камер системы, что незаменимо для оперативно-розыскной деятельности.

Следующая часть работы системы безопасный город - контроль выполнения правил дорожного движения. Для решения этой задачи используется программно-аппаратный комплекс «Синергет Автопатруль» , который позволяет автоматически контролировать соблюдение правил дорожного движения. Алгоритм работы комплекса может быть настроен для детекции практически любых нарушений правил дорожного движения. Для организации контроля выполнения правил дорожного движения на перекрестке требуется разместить несколько типов видеокамер: стационарные и поворотные камеры для распознавания номеров , обзорные для определения факта нарушения, а также необходимо разместить измерители скорости для каждой полосы движения. Для организации работы системы в ночное время используются инфракрасные прожекторы. Сбор и обработка информации осуществляется универсальным уличным контроллером STS-504 . Для эффективного отслеживания движущихся объектов на перекрестке необходима установка, как минимум двух поворотных видеокамер. Для регистрации правонарушения «запрещенный поворот» используется принцип экстраполяции координат. То есть система рассчитывает траекторию и скорость движения автомобиля, чтобы определить его местонахождение в будущем и дает команду поворотной видеокамере навестись и сфокусироваться на участке дороги, где будет находиться автомобиль. При попадании госномера в кадр происходит его распознавания и фоторегистрация нарушения. По тому же принципу происходит распознание нарушения «пересечения двойной сплошной». Система рассчитывает траекторию и скорость движения автомобиля, чтобы определить его местонахождение в будущем и дает команду поворотной видеокамере навестись и сфокусироваться на участке дороги, где будет находиться автомобиль. А при попадании госномера в кадр происходит его распознавание и фоторегистрация нарушения. Для регистрации нарушения правил дорожного движения «проезд на красный сигнал светофора» видеокамера фиксируют сигнал светофора и часть улицы в момент нарушения. Система рассчитывает траекторию предполагаемого нарушения и дает команду поворотной видеокамере навестись, сфокусироваться на участке дороги, где будет находиться автомобиль. При попадании госномеров в кадр происходит его распознавание фоторегистрации нарушения. При регистрации правил дорожного движения на «запрещенный разворот» система рассчитывает траекторию и скорость движения автомобиля, чтобы определить его местонахождение в будущем и дает команду поворотной видеокамере навестись и сфокусироваться на участке дороги, где будет находиться автомобиль. При попадании госномеров в кадр происходит его распознавания и фоторегистрация нарушения. Для регистрации таких нарушений правил дорожного движения как «запрещённая стоянка» используются поворотные видеокамеры, которые патрулируют заданную территорию. При попадании в кадр государственного номера автомобиля происходит его распознавание и занесение в базу данных. При повторном попадании данного госномера в течение 5 минут формируется квитанция о нарушении правил парковки. Для контроля нарушений правил дорожного движения на пешеходном переходе используется поворотная и стационарная видеокамера, если водитель не уступил дорогу пешеходу на пешеходном переходе система дает команду поворотной видеокамере навестись и сфокусироваться на участке дороги, где будет находиться автомобиль. При попадании государственного номера в кадр происходит его распознавание и фото видеорегистрация нарушения. Для регистрации «нарушение скоростного режима» применяется радар «Рапира-1». Если радар зафиксировал превышение скорости система рассчитывает траекторию предполагаемого нарушения и дает команду поворотной видеокамере навестись и сфокусироваться на участке дороги, где будет находиться автомобиль. Номер распознается и происходит регистрация нарушения. После регистрации нарушений информация обрабатывается и по различным каналам связи немедленно поступает на удаленный пост мониторинга в виде квитанции с фотографией, с указанием даты, времени, места, госномера и типа нарушений правил дорожного движения. Наличие этих данных дает возможность сотрудникам ГИБДД максимально оперативно найти нарушителя.

Одна из важнейших функций системы - предупреждение и оповещение населения о чрезвычайных ситуациях , которые позволяет решать такие задачи, как раннее оповещение о пожаре. Пожарная сигнализация социально значимых объектов подключается к единой системе оповещения и мониторинга, построенного на базе программного обеспечения «Синергет Ситуационный Центр» . Система раннего оповещения о пожаре позволяет значительно сократить время выезда пожарного расчета к месту возгорания, а значит сократить возможный ущерб от огня. Также в рамках системы решается задача контроля утечки природного газа. На объектах мониторинга устанавливаются датчики, а также система оповещения в местах массового скопления людей. При срабатывании системы оповещения информация передается в ситуационный центр, где происходит ее обработка и передача в службу экстренного реагирования, что позволяет предпринять все необходимые меры по эвакуации людей и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Также в рамках системы происходит мониторинг потенциально опасных производств, которые необходимы для организации быстрого реагирования на утечку опасных веществ. В случае срабатывания системы оповещения о выбросе вредных веществ , вся информация об объекте и происшествии немедленно поступают ситуационный центр вместе с метеоданными о направлении и скорости движения воздушного потока для определения зоны заражения, а также скорости и направлении распространения химически опасных веществ.

Для оповещения населения компания «ВидеоИнспектор» предлагает системы аудиотрансляции на базе уличных громкоговорителей осуществляющих, как проигрывание записанных сообщений, так и адресную трансляцию диктором в конкретную географическую точку, что позволяет эффективно организовать оповещение и эвакуацию.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: