Крестный ход для чего на него идти. Крестный ход – что это такое и для чего он нужен? Примеры известных ходов

Сегодня в Общественной палате Российской Федерации пройдет круглый стол «Крестоходчество как форма социальной консолидации и духовной мобилизации». О многодневных крестных ходах, буднях, быте и чудесах крестоходцев - беседа с Андреем Бардижем, организатором и руководителем пеших крестных ходов, в том числе и одного из самый длинных в истории России, участники которого в 2015 году прошли 2000 км по маршруту Севастополь-Керчь-Смоленск.

Христианство нужно выстрадать - здесь и сейчас

- Андрей, скажите, зачем люди идут в крестный ход? Какую задачу ставят перед собой?

Одна из задач многодневного крестного хода - сформировать общину. В маршрутах протяженностью менее 1000 километров община, как правило, не успевает сложиться. Если же нужно пройти 1500-2000 километров, все очень устают, и такие проекты не всегда оправданны. Это очень важный и интересный процесс, когда совершенно незнакомые люди разного возраста, приехавшие из разных регионов и епархий, представляющие разные сословия и профессии, начинают притираться друг к другу - и притираться во Христе. Они учатся молиться друг с другом, помогать друг другу, делиться последним, плечо подставлять, буквально «носить бремена друг друга». Это то, к чему нас призывают пастырские проповеди и хорошие книги. На практике, к сожалению, это встречается не так часто, а в крестном ходе это происходит каждый день, каждую минуту. И поскольку всё делается на пределе сил, сразу видно, кто есть кто на самом деле.

Если человек идет с молитвой, трудится в поте лица, стирает ноги в кровь, отдает Богу свои силы и время, бескорыстно, добровольно жертвуя тем, что у него есть, это сопоставимо с подвигом ношения вериг, со столпничеством. Как сказал в своей проповеди один архиерей, за участие в таком крестном ходе, за терпение добровольных страданий и скорбей во славу Божию Бог прощает многие грехи.

Конечно, любое участие - хорошо, но, согласитесь, есть разница: поясной поклон сделать или с покаянными слезами сотню земных. В этом деле каждый участвовал самыми разными способами - своим временем, ногами, молитвой, деньгами, пирожками, кто-то давал ночлег с баней… Господь ценит не то, что нам легко дается, а наши усилия. Вот за них, за молитвенный труд в терпении и смирении и дается Богом право всякому человеку что-либо вымолить у Него. Чем больше сделано усилий, тем ощутимей результат.

- Иногда крестными ходами называют комфортные поездки на автобусе и экскурсии…

Думаю, что не совсем правильно называть такие мероприятия крестными ходами. Вообще за 15 лет существования крестных ходов в России сформировались разные традиции в разных местах, в разных епархиях, не всегда, на мой взгляд, правильные. Сложно пересадить одну и ту же традицию на другую почву. Она не приживается. Одно дело - идти несколько дней, и совсем другое - несколько недель или месяцев. Это то же самое, что пригласить человека, который недавно научился кататься на велосипеде по двору, участвовать в ралли «Париж-Дакар». Тут совсем другой масштаб, другие напряжения, от человека требуются иные усилия. Есть ведь разница: приехать и пожить в монастыре несколько часов или тяжело трудиться в нем месяц, два, три.

Но ведь большинство людей имеют семьи, работают, и у них нет ни времени, ни сил участвовать в долгом и масштабном крестном ходе.

Согласен. Как правило, у людей на такие многодневные проекты действительно нет времени, но они могут пойти в однодневные крестные ходы (например, в Екатеринбурге). А другие люди могут пойти и в пятидневные, как, например, Великорецкий или Иринарховский крестный ход. В них принимают участие десятки тысяч людей, но там и отдача другая.

- А молодежи много в крестных ходах?

Как правило, основные участники - это не молодежь. Нынешней молодежи это не по силам. У молодых и потребности нет, и осознанной необходимости, отсутствует понимание цели и смысла крестного хода. Неспроста нашим участникам нередко за 50, 60 и даже 70 лет. Они видели жизнь, знают цену словам и делам. Некоторые из них смотрели смерти в глаза. Но они снова и снова выбирают крестный ход как самое значимое дело в их жизни. Чтобы понять, надо самому попробовать и пережить - выстрадать. Здесь ненужный пафос и пустые разговоры проходят быстро, появляется реальная оценка себя, своей жизни и, возможно, новая, правильная цель. Христианство нужно выстрадать, причем не усилиями прежних поколений, а здесь и сейчас - каждому из нас. Одними беседами и фотографиями не обойтись.

С молитвой о мире

- Расскажите, пожалуйста, как создается маршрут.

Любой крестный ход должен иметь актуальную тему, логичное начало и конец, вписываться в разумные временные рамки, идти по новым населенным пунктам и, по возможности, вдали от федеральных трасс. Много всего приходится учитывать. Когда мы с Божией помощью планируем маршрут, никогда не знаем о том, пройдем ли мы его до конца, преодолеем ли все трудности, которые будут на пути, все невзгоды, непогоду. Например, в 2004 году всё лето шли дожди, а 2010 год был, как вы помните, очень жарким. Бывает, не сразу складывается весь маршрут. Вот и в 2015 году он долго «не давался», даже Севастополь и Смоленск появились не сразу. Была задумка пройти с молитвой о мире вдоль границы с Украиной, а когда, как и где пройти - вопрос.

Кстати, мы беседовали с митрополитом Смоленским Исидором о том, что неспроста делегация Смоленской митрополии годом ранее оказалась в Крыму на празднике Покрова Божией Матери, ведь у нас икона Покрова! Думаю, это Промысл Божий - пройти по местам боёв Великой Отечественной вдоль границы с Украиной из Севастополя в Смоленск, где в кафедральном соборе находится икона Божией Матери «Одигитрия», которая много столетий является путеводительницей для нашего православного люда.

Идя крестным ходом, человек меняется

- В крестном ходе Севастополь-Смоленск участвовали опытные крестоходцы?

Большинство участников были новичками из Крыма. На мой взгляд, в Крыму таких больших крестных ходов нет. Там ведь короткие расстояния - день, два, неделю может идти крестный ход, редко больше. За это время человек не успевает толком ни устать, ни заболеть, ни даже проголодаться как следует. Мы же шли не три дня, а больше трех месяцев. Тут нужен другой подход, другой запас прочности. У нас жесткая дисциплина, хоть и не армейская.

В этом крестном ходе участвовали и несколько военных, которые имеют свое представление о дисциплине и порядке. Хотя это русские православные люди, сначала с ними было очень сложно. К счастью, расстались мы друзьями. Здесь люди реально меняются в лучшую сторону. Это и есть покаяние.

По сложившейся традиции по окончании крестного хода я оставляю на столе блокнот и прошу тех, кто хочет принять участие в следующем проекте, оставить свой телефон и адрес. И почти все написали: и наши военные, и бабушки, которые с нами шли. Одну из них, старую знакомую, я дважды выгонял из крестного хода за непослушание. Для нее это была настоящая трагедия. Но она смогла найти в себе силы попросить прощения, покаяться и вернуться. И мы остались друзьями. Думаю, что все эти 65-70-летние бабушки (как, например, схимонахиня Серафима) пойдут в крестный ход снова.

- Как и с какой целью люди попадают в ваши проекты?

Мы предельно обнажены, мы приходим как есть, и оказывается, что нам от Бога ничего не нужно

Большинство людей приходят через «сарафанное радио», хотя иногда через сайты, соцсети, почту. Они снова и снова приходят к нам в поисках правды, которой им часто не хватает, - простой, понятной им правды. Мне кажется, что люди любят крестный ход за его искренность. В современной жизни слишком много расчетливости, лукавства, лжи, предательств, малодушия, пустых разговоров, выгоды. А здесь для этого нет почвы. Здесь мы получаем общение с единомышленниками и, что самое главное, дерзаем обращаться к Богу. Мы предельно обнажены, мы приходим как есть, и, оказывается, нам от Бога ничего не нужно, по большому счету.

Как это не нужно?! Почитайте молитвы - в них мы обычно просим здоровье, работу, жилье, какое-то благополучие для своих внуков, детей…

В крестном ходе оказывается, что есть вещи поважнее, здесь человек проявляется самым неожиданным для себя образом. Ты сам себе казался таким правильным и хорошим, ну просто очень православным, редко - в чем-то немножечко плохим. И вдруг, когда ты, сосредоточившись на деле, в постоянном напряжении идешь и молишься, преодолеваешь трудности непрерывного каждодневного пешего движения, независимо от погоды и самочувствия, ты неожиданно поворачиваешься к соседям, друзьям и самому себе какими-то новыми, не всегда хорошими гранями. Приходится меняться, учиться быть лучше - без этого здесь не выжить, не ужиться с другими, не пройти. Через покаяние с помощью Божией - меняемся.

- Вы сказали, что весь путь от Севастополя до Смоленска прошли 20 человек, а остальные люди сколько шли с вами?

В крестном ходе тысячи людей участвовали фрагментарно, то есть шли с нами час-два-три, иногда день-два. Были случаи, когда люди приходили на день, окунались в это, видели благотворное действие крестного хода и возвращались через время снова. Крестный ход завершился в день празднования иконы Божией Матери «Одигитрия». И мне на телефон и почту пришло много поздравлений от тех людей, которые как-то поучаствовали в крестном ходе. Писали, например: «Слава Богу, вы дошли! Мы смотрим канал “Союз”, читаем газеты православные, болеем за вас. Мы были уверены, что вы дойдете. Слава Богу, это случилось». Спрашивали о том, что будет дальше. Мы обсуждали возможные варианты развития событий с представителями Смоленской епархии. Окунувшись в этот проект, они неожиданно для себя, как мне кажется, увидели в нем то, что нужно им самим, нужно православным жителям Смоленска, Рославля, тех более мелких населенных пунктов, которые были на нашем пути. Никто из них не остался равнодушным. Это всех коснулось наилучшим образом - соединило друг с другом и с Богом.

- Вам запомнились какие-то яркие случаи?

В этом крестном ходе были два человека, не новички, участники наших прежних проектов. Один на Урале постоянно живет, второй в Москве. Они шли вначале недели две в Крыму, потом по необходимости уехали домой, а когда вернулись, оба сказали: «Мы вернулись в другой крестный ход». Тот же самый, с теми же людьми, но уже другими, изменившимися, ставшими чуточку лучше. Это очень серьезный, важный момент.

Тут Господь управляет, явно показывая, что Он всегда рядом

- Что заставляет одних и тех же людей принимать участие в крестных ходах?

Дорога на самом деле идет - в себя

Искание Бога и правды Его. Человек, который вошел в эту историю, уже зачастую не может из нее выйти, поскольку ничего подобного нигде нет. Это уже какое-то другое существование, рискну сказать - более правильное. Разные люди, священники из Москвы, из других крупных городов говорили не раз и не два, что вот они живут в городских условиях, где шум, страсти, городские проблемы, динамика, бег, суета. И они стремятся вырваться на крестный ход хотя бы на день-два, на неделю, чтобы пожить, подышать другим воздухом, другим духом. Тут дорога на самом деле идет - в себя. Но одновременно это движение проходит соборно, вместе. Здесь бывает очень трудно - до слез, до обморока, и ты - удивительно! - этому рад. Потому что - ради Христа делается, никак иначе.

Мы идем с Иисусовой молитвой, которая творит чудеса с людьми. Тому, кто искренне просит у Бога, Господь помогает. Он всегда рядом. На церковные праздники нередко мы приходим именно в тот храм, где есть придел или чтимый образ. Например, специально не планируя, на Троицу мы пришли в Троицкий храм города Азова. Праздник святого равноапостольного князя Владимира мы «случайно» встретили в посвященном ему храме в поселке Клетня на Брянщине. Тут Господь управляет, явно показывая, что Он всегда рядом, что Он с нами.

Именно поэтому настоящий пеший крестный ход - это огромная, колоссальная сила, как будто Знамя Победы пронесли. Это не нами придуманные слова, а реплика представителя администрации, маловоцерковленного человека со стороны. На него это так подействовало, он это так почувствовал, увидел. Я думаю, он увидел правильно.

- А бывает, что крестоходцы впадают в уныние?

Однажды во время другого крестного хода в одной из уральских епархий нас неудачно разместили на три ночи. Несмотря на предварительные договоренности, оказалось, что негде спать, стирать, лечить, кормить более ста человек. Первая мысль была идти до следующего населенного пункта, где всё было бы более-менее хорошо. Но это могло обидеть тех немногочисленных прихожан, которые нас здесь ждали. Мы подошли к городу, стоим, разговариваем. Размещаться негде. Вдруг останавливается машина, выходит человек и говорит: «Я дом построил, в котором никого нет. Собирался на той неделе переезжать. Абсолютно новый дом с пристройками, кухней, баней. Живите!» И мы в нем остановились на два дня. Это был такой неожиданный праздник с угощением от радушных хозяев! В крестном ходе мы мяса не едим, но шашлыкам и барбекю из осетрины были рады. Для хозяина дома это был тоже праздник, своеобразное освящение жилья, безусловно. Мы же в очередной раз ощутили явное присутствие Божие. Когда возникают какие-то проблемы, Он сразу же помогает.

Крестный ход как проповедь

- Крестоходцы чувствовали физическую усталость, пройдя 2000 километров?

Конечно. Но они потом понимают: это цена их настоящего воцерковления на пути к Богу. В крестном ходе каждый получает не только просимое, но даже более того. Люди приходят со своими чаяниями, проблемами, просьбами. Некоторые из них ими делятся. Но совместная молитва к Богу о мире, о Церкви очень здорово сближает. Молитва «Господи, помилуй» - это молитва и за Россию, и за Украину, и за весь наш церковно-христианский народ, да и не только христианский.

В крестном ходе Севастополь-Смоленск мы не могли миновать армянский поселок. А в одном из предыдущих крестных ходов проходили район компактного проживания татар, где нет православных храмов. Но мы смогли выстроить нормальные дружеские взаимоотношения с татарской и армянской общинами. В армянской церкви свое представление о христианстве - на наш взгляд неверное. Но это были наши сограждане, наши соотечественники, хорошие, добрые люди, которые, ожидая нас, готовили еду, топили бани, приносили из колодцев воду, чтобы нас напоить. Это было по-человечески искренне и здорово. Надеюсь, через это событие они по-другому станут относиться к Православию.

- А какого рода сложности бывают у вас?

Разные. Каждодневные физические нагрузки, отсутствие привычного комфорта и взаимопонимания, непрогнозируемые события (например, плохая погода). В крестном ходе бывают гордецы, достаточно радикально настроенные люди. Тут ведь открытое пространство для обсуждения, но и лечебница, исправительная колония, если хотите. Любой православный человек может получить благословение и участвовать в крестном ходе, выполняя основные минимальные правила: идти с Иисусовой молитвой, не пить, не курить… С другой стороны, это влечет за собой определенные сложности, потому что у каждого свои представления, убеждения, пристрастия в мелочах, свои какие-то крены в мировоззрении. Мы проходим по 8-10 часов в день, бывает и больше. Но для общения есть привалы, вечера, есть отдых в субботу и воскресенье. Часто возникают какие-то дискуссии на политические, экономические, но прежде всего, конечно, на духовные темы. Хорошо, когда человек не настаивает на своих заблуждениях, а стремится к истине. Очень важно, чтобы были толковые пастыри для общения и с участниками крестного хода, и с местным населением. Нужны хорошие книги для раздачи. Мы ведь часто ночуем в школах, особенно в тех местах, где нет церкви. С вопросами к нам приходят учителя, родители, старшеклассники. Если среди нас есть радикально настроенные люди, результат этих бесед не всегда бывает хорош. Но ведь Бог зачем-то дает каждому возможность совершенствования, спасения? Мы все обмениваемся опытом, какими-то знаниями.

- Бывали ли случаи, когда люди покидали крестный ход?

Одно дело - когда ты проповедуешь в интернете, лежа на диване, и совсем другое - в крестном ходе. Тут нужна особая ответственность!

Да, было два-три случая, когда пришлось попрощаться с теми людьми, которые отличались нецерковными взглядами, грубостью, неуместным радикализмом. К сожалению, никто не застрахован от ошибок, непонимания, заблуждений. Дома мы можем позволить себе гордо болтать на различные темы в интернете, лежа на диване. У нас свободная страна. Но когда ты начинаешь проповедовать от лица крестного хода, от лица Церкви, это гораздо серьезнее, и надо стараться быть ответственным человеком, ведь многие жители воспринимают информацию от крестоходцев как истину. И хотя крестный ход способствует искоренению глупостей, надо и самому стараться. Здесь нужна настоящая проповедь, а не самочиние, дерзость и упрямство.

Проверка на терпение

- С какими чувствами люди покидали крестный ход, если их выгоняли?

Нужно не только шаг универсальный сделать для всех, но вообще всю нашу жизнь подчинить ближнему

В любом случае, это огорчение. Человек шел с какой-то надеждой, с каким-то вопросом к Богу. Это ведь один из шансов, которые даются человеку, чтобы он себя испытал и поучаствовал в церковном деле. А человек не смог, разменялся на ерунду. Бывают разного уровня проблемы, разный запас прочности у людей и разные силы. Не всегда мы способны вынести особенности и диковинные причуды, упрямые привычки друг друга. Приходя в храм на Литургию, вы же не позволяете себе шуметь, болтать, грызть семечки, употреблять алкоголь, бряцать оружием? Относиться к крестному ходу нужно как к богослужению. Это не митинг, не концерт, не спортивное состязание или путешествие, а церковная служба. Конечно, всегда можно недолго потерпеть нецерковного человека в надежде на его исправление, но терпеть долго бывает сложно. Простой бытовой пример: кто-то может спать 6 часов в сутки, а другому и 8 часов мало. Первый встает рано, шумит, будит остальных и упрямо не хочет понимать своего мелкого вредительства. Вроде мелочь, но такая проблема есть. Нам нужно не только шаг универсальный сделать для всех, не только темп и ритм движения, но вообще всю нашу жизнь подчинить ближнему, создать удобный для всех режим. Это сложно.

К тому же мы проходим разные территории, благочиния. Одни близки к митрополиям, епархиям, где более-менее благополучная ситуация с храмами, есть хорошие священники, миссионеры, духовники. А есть и другие места, где нет церквей, книг, где нам приходится даже крестить людей.

Скажем, идя по Удмуртии и Уралу, в среднем мы проходили 30-40 километров в день. В крестном ходе 2015 года Севастополь-Смоленск расстояние между населенными пунктами было меньше и средний переход составлял 20-30 километров. Поэтому немного легче был организован быт. Но были другие проблемы. Мы выходили из Крыма весной, лето наступало нам на пятки, и жара дышала в затылок. Только вышли из Краснодарского края, из Ростовской области, а там сразу жара за 40 градусов. Слава Богу, мы вовремя ушли от жары, ведь двигаться в таком температурном режиме можно только ночью. А двигаться ночью в темноте сложно: это беспокойство для гаишников, для участников движения и т.д.

На одном корабле, который называется «Церковь»

- Все ли епархии оказались на высоте?

Искренне благодарю Смоленскую епархию, где на удивление толково все было организовано, хотя там не было опыта проведения крестных ходов. С самого начала верный тон задало деятельное участие многих священников Рославльского благочиния во главе с благочинным - отцом Михаилом. Несколько раз приходил к нам и отец Яков. Его друзья, родственники, дети принимали участие либо в самом крестном ходе, либо в нашем размещении, в организации быта. Это очень важный момент крестного хода, христианская жизнь как она есть: с настоящим гостеприимством, странноприимством, радушием. То, что мы, к сожалению, теряем в повседневном быту, тут чудесным образом реанимируется и живет.

В том, что Смоленская епархия оказалась на высоте, большая заслуга принадлежит секретарю епархии отцу Павлу и прежде всего митрополиту Смоленскому и Рославльскому Исидору. В своей проповеди он сказал, что крестный ход объединяет наш народ на всех уровнях, включая даже бытовой. Если раньше вы, например, не здоровались с соседом по улице, не замечали его, то, оказавшись в одном крестном ходе, поняли, что вы единомышленники, единоверцы. Вы прожили всю жизнь в одном населенном пункте, но только сейчас оказались на одном корабле, который называется «Церковь».

- А светские власти помогали?

Конечно. Во всех епархиях, где мы шли, очень многое делалось именно светскими властями. Они обеспечивали сопровождение на дорогах, размещение, питание, решение бытовых проблем, ведь людей нужно каждый день мыть, лечить, им нужно стирать. Приятной неожиданностью стало то, что многие представители власти лично участвовали в крестном ходе, шли рядом с нами с молитвой. Их никто не заставлял. Значит, они увидели здесь что-то настоящее. Поручение губернатора или начальника можно по-разному выполнить. Можно вложить душу или не вложить. Мне кажется, люди свою душу в это дело вкладывали. В итоге была решена одна из главных задач крестного хода - объединение всего общества. Наш крестный ход Севастополь-Смоленск достиг всех возможных целей, преодолев все препятствия, неприятности и сложности. И, дай Бог, чтобы по Божиему благословению при поддержке духовных и светских властей наше дело получило дальнейшее продолжение.

Пасха 2018, пасхальный крестный ход, когда бывает, что надо знать о ночном пасхальном богослужении

Пасха Христова , главный праздник Русской православной церкви, в 2018 году приходится на 8 апреля. Традиционно пасхальное богослужение бывает ночным и включает в себя ПАСХАЛЬНЫЙ КРЕСТНЫЙ ХОД.

Крестный ход на Пасху начинается ночью, в 24 часа, в воспоминание того, что святые жены-мироносицы шли ко гробу Спасителя "еще сущи тме" , то есть когда было темно.

Народ собирается в храме заранее, так как перед этим служится полунощница, которая начинается вечером в субботу, примерно в 23 часа. Верующие готовят свечи и лампады – закрытые подсвечники, что бы на улице ветер не гасил пламя свечей.

Ко времени завершения полунощницы молящиеся выстраиваются прямо в храме для несения хоругвей и икон. Впереди встает несущий фонарь со свечой. За ним располагается прихожанин или церковнослужитель, несущий крест. За ними на две стороны встают прихожане храма с хоругвями с ликами Иисуса Христа и Богородицы, но их бывает и больше. Чаще всего хоругвеносцы – крепкие мужчины, так как несение хоругвей, особенно если они большие, дело не простое.

За хоругвеносцами встает прихожанин с праздничной иконой Воскресения Христова, далее располагаются в две колонны прихожане с другими иконами, нередко их несут женщины и подростки. Вся эта группа выстраивается в храме, лицом к выходу, еще до окончания полунощницы.

Крестный ход на Пасху 2018, когда начинается, особенности

И вот все подготовились, на какой-то момент в храме устанавливается полная тишина. Когда подходит время, к стоящим присоединяются священнослужители и певчие, Крестный ход начинает движение. Священник идет с тройным подсвечником на котором расположены пасхальные свечи, не редко трех цветов - желтая, красная и зеленая. Алтарники несут большую свечу и Евангелие, диакон совершает каждение. В руках у прихожан зажженные свечи, часто красного цвета. Когда процессия выходит их храма, его двери закрываются.

После выхода, Крестный ход начинает обход храма слева направо. В это время раздается Благовест – звонарь ударяет в один колокол. Все идущие тихо поют вместе с певчими: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангелы поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити».

Крестный ход обходит вокруг храма, причем, если это монастырь или храмовый комплекс, то обход совершается по самому большому кругу, объединяя постройки в единое. Подойдя к дверям храма, из которого перед этим все вышли, священник, крестообразно кадит кадилом и восклицает: Слава Святей и Единосущней и Животворящей и Нераздельней Троице… В ответ раздается «Аминь» и первый раз поется пасхальный Тропарь. В это время колокола начинают праздничный звон. Далее с пением Пасхальных стихир народ входит в храм и начинается богослужение.

Крестный ход на Пасху 2018, когда начинается, особенности

Пасхальные Крестные ходы с чтением Евангелия и окроплением молящихся на Светлой седмице совершаются ежедневно, после литургии. До Вознесения Крестные ходы бывают один раз в неделю – после воскресного утреннего богослужения.

В современной России, ставшей на путь духовного возрождения, сбываются слова святого праведного Иоанна Кронштадтского: «Россия будет спасена крестными ходами».

Все больше православных, откладывая житейские нужды и попечения, отправляются в путь, желая совершить хотя бы малый подвиг Христа ради, перенося тяготы пешего хода, отказываясь от привычного комфорта и угождения плоти.


Александр Викторович Дородницын, генерал-майор Всевеликого Войска Донского , заместитель атамана по работе с церковью и молодежью приехал из Новочеркасска, чтобы вместе липецким крестным ходом пройти до Задонска:

«В чем смысл крестных ходов в современной России? Прежде всего, в духовном единении народа, в возвращении Россию к православной вере, хранившей её многие столетия от всех врагов, и внутренних, и внешних.

Даже в советские богоборческие годы в нашем народе сохранялась православная вера, которую коммунисты так и не смогли выкорчевать из сердца русского человека. Бабушки всегда старались принести своим внукам на Пасху крашеное яичко, просфору, кулич – эти православные традиции не прерывались даже во времена самых жестких гонений, потому что истинную веру нельзя ни огнем, ни мечом истребить.

Когда в девяностые годы в новой России стали искать идеологическую замену партии и комсомолу, никакой альтернативы так и не нашли, а объединяющим стержнем, как на протяжении многих веков, осталась православная вера.

Православная вера – это и есть подлинная русская идея, способная сплотить наш разобщенный народ.

Помню, мы были с атаманом войска Донского у духовника Одесского Свято-Успенского монастыря старца Ионы, который в разговоре отметил, что только православная вера и единение людей в Церкви спасет Россию.

Сегодня многие сетуют на экономические проблемы, но и их решение зависит от духовного развития.

Как цветок тянется к свету, так душа человеческая тянется к свету духовному – к Христу, а не к деньгам. В крестном ходе даже маловоцерковленные люди живо ощущают присутствие Бога. Это их подвигает совершить физически трудный, но духовно радостный путь и в другой раз, чтобы сильнее укрепиться в вере.

Поэтому крестные ходы сегодня актуальны как никогда – эта возрожденная православная традиция нашего народа есть духовная потребность всего общества. В России никогда не было, нет и не будет альтернативы православной вере, как объединяющему началу и русской идее. Господи Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй нас!», – Александр Викторович завершил свою речь Иисусовой молитвой, которую каждый крестоходец за время пути прочтет не одну тысячу раз, освящая призыванием имени Божьего родную землю.

Слова соборной молитвы ко Господу, произнесенные сотнями уст в духовном порыве сотен сердец, привлекают к местности, по которой движется крестный ход, благодать Божию. А развевающиеся впереди хоругви знаменуют, что с богомольцами идет Сам Господь со Своей Пречистой Матерью и святыми угодниками, о чем святитель Филарет Московский вдохновенно писал еще два века назад: «Когда вступаешь в крестный ход, помышляй, что идешь под предводительством святых, которых иконы в нем шествуют, и приближаешься к Самому Господу, поколику немощи нашей возможно. Святыня земная знаменует и призывает Святыню Небесную… На путях и перекрестках творим моления для того, чтобы очистить все пути, оскверненные нашими грехами. Подъемлем из храмов священные иконы, износим честные кресты, а иногда, где есть, и священнейшие мощи святых для того, чтобы освятить и людей и все, что потребно им для жизни, - то есть дома, пути, воды, воздух и самую землю, как попираемую и оскверняемую стопами грешников. Все это для того, чтобы обитаемый град и вся страна сделались причастниками божественной благодати, отвергнув от себя все губительное и тлетворное; молимся, да будет милостив к нам Тот, Кто воплотился для нас и принял рабий зрак раба, Кого представляют божественные иконы и образы».


Мало кто знает, что молитвенные шествия, как и приходы новых храмов, организуются по инициативе самих верующих, излагающих свое душеполезное желание в прошении правящему архиерею на разрешение провести крестный ход, или построить в своей местности храм. В этом проявляется соборная жизнь Православной Церкви. Многие крестные ходы из особой к ним любви народной становятся ежегодными. Таким стал и наш – «липецко-задонский».

Среди крестоходцев есть те, кто ходил из Липецка в Задонск все пятнадцать лет. О первом крестном ходе на праздник святителя Тихона вспоминает председатель православной общины Святых царственных страстотерпцевГеоргий Николаевич Берников: «Первый крестный ход до Задонска состоялся в 2001 году. Тогда нас шло около сорока человек. Путь пролегал по другому маршруту: от Евдокиевского храма Липецка через Бруслановку, Бутырки, Тюнино, и далее до Задонска, где мы соединились с крестным ходом из Воронежа.

Шли в тот раз без сопровождения ГИБДД, без предварительной договоренности о ночлеге и питании, без транспорта для перевозки вещей – все пожитки несли на себе, как это всегда и бывало в крестных ходах на Руси.

Вы ощущаете благоухание от Донской иконы Божьей Матери, которая идет с нами до Задонска? – прервался Георгий Николаевич. – Донская Владычица ходила с нами в крестные ходы по Грузии, по Дону, по Донецкой народной республике, Сербии, Боснии, Хорватии, Черногории. Икона благоухала во время всех этих крестных ходов так же, как и сейчас. Побывали мы с ней и на Афоне, в сербском монастыре Хиландар.

Там у нас состоялась удивительная встреча. Ко мне подошел монах, поздоровался по-русски и сказал, что однажды ходил с нами в крестный ход из Липецка в Задонск. Афонский монах оказался липчанином! Сподвигло его в путь желание бросить курить. Войдя в Задонскую обитель, он понял, что хочет остаться здесь навсегда. Такая благодать коснулась его сердца. И действительно, он остался в монастыре трудником, вскоре стал послушником, а затем Промыслом Божиим попал на Афон. Поистине неисповедимы Пути Господни!»

Не пропустил ни одного крестного хода к святителю Тихону Задонскому иСпартак Соколов, в крещении Даниил:
«Я себе жизнь без крестного хода даже представить не могу! Точно знаю, что если не пойду, поленюсь, то потом обязательно будут нестроения в жизни. Когда крестный ход идет, все вокруг освящается, и сами паломники получают помощь от Господа Иисуса Христа, особенно те, кому приходится трудно. Мне в жизни всякого пришлось испытать. По молодости много нагрешил: дрался, хулиганил, сквернословил.

Как к Богу пришел? Родители мои добрые и благочестивые люди, но невоцерковленные, так что посоветовать мне пойти в храм они не могли, да и сами до сих пор редко в церковь ходят. Помогло чудо: моя сестра вышла замуж и уехала жить в Италию, где у нее родился сын, который заболел гемофилией – этой болезнью страдал и царевич Алексей.

Однажды я слезно помолился о здравии племянника царю страстотерпцу Николаю перед его иконой, и она обильно замироточила. При этом в доме сгорели все розетки, выбило предохранители, потух свет, и я понял, что моя молитва была услышана. С тех пор царь Николай ведет меня по жизни. Когда сестра приехала с сыном из Италии в Липецк, я крестил его в православном храме. А муж-то у нее католик! И надо же было такому случиться, что в ночь после крещения малыш, которому было меньше года, взял в ротик крест и случайно порезал язык. Все были в ужасе – кровь не останавливалась. Что делать?

Утром я причастил племянника в храме, хотя меня и отговаривали, и кровотечение тут же остановилось! Когда, по возвращении в Италию, ему сделали анализы крови, врачи не поверили своим глазам: вы другого ребенка из России привезли! Состав крови кардинально изменился. С тех пор гемофилия даже не напоминает о себе, хотя болезнь эта, как известно, считается неизлечимой. Как бы там ни было, но теперь ссадины и порезы у мальчика быстро заживают, как у других детей.

Государь Николай очень любит Россию. Вместе с семьей от разделил ее судьбу, разделил наказание русского народа, которое последовало за отступление от веры. Хотя он мог бы спастись, спокойно уехав за границу, но остался со своими подданными, чтобы они укрепились в вере и стали бы вновь народом-богоносцем. Для того мы каждой год и ходим в крестный ход до Задонска».

Да, липчане ходят в Задонск каждый год, но их все же мало: от полумиллионного Липецка набралось всего лишь двести пятьдесят человек, а вот из соседнего Воронежа, города - миллионника, идут в десять раз больше крестоходцев, хотя и путь у них куда длиннее нашего.

Первой остановкой на пути стал храм Преподобного Сергия Радонежского. Прихожане по-русски хлебосольно встретили богомольцев, приготовив для путников насколько возможно по уставу строгого Успенского поста сытное угощение.

Но сначала по традиции был совершен молебен, после которого настоятель храма протоиерей Сергий Косых, окропив крестоходцев в укрепление сил святой водой, обратился к ним с пастырским словом: «Господь призывает нас к вечному и небесному. Жаль, что Его святые слова многих не трогают. Почему? Потому что это – мудрость не земная, не житейская, это не опыт, приобретенный человеком, а мудрость, данная свыше, которую можно принять лишь в простоте сердца.


Евангельские слова: «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин 15:5), нашли свое воплощение в народной пословице: «Без Бога ни до порога». А что такое в данном случае «порог»? Это начало всякого дела, и браться за его начинания без помощи Божией нельзя – ни одно наше действие, даже малозначительное, не будет успешным без благословения Божия, без молитвы.

Живя исключительно земными интересами, люди удаляются от Бога. Они искренне удивляются – зачем ходить в церковь? Какой смысл в крестных ходах? Сила земных попечений так пригибает этих людей к земле, что они головы к Богу поднять не могут и, не понимая православных ценностей, даже не пытаясь понять, огульно отрицают существование духовного мира и его непреложных законов.

А Господь нас призывает к тому, чтобы мы слушали Его. Ближайшие ученики Господа нашего Иисуса Христа, которых Он возвел на гору Фавор, услышали глас Бога Отца, обращенный и к нам: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение; Его слушайте» (Мф 17:5).

Господь призывает нас к Себе, но куда мы пойдем – зависит только от нас самих. Священное Писание нас упреждает: «Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням» (2 Тим 4:3-4). Сейчас мы как раз и переживаем такое время, когда людям больше нравится басни слушать – они доступные и понятные, а главное не требуют менять нашу удобную жизнь.

Но мы должны понимать всю ответственность нашего выбора: прельщаться пустыми баснями, либо внимать спасительным глаголам Божьим, пусть даже Его слова в Священном Писании нам кажутся порой и непонятными. Но ведь и малые дети, которые слушают своего отца, не всегда понимают, зачем он от них что-то требует. Но они слышат, что это говорит отец, потому что знают его голос, и не обсуждают услышанное, а делают так, как он велел. А когда вырастут, то все поймут и будут отцу благодарны».


Укрепившись духовно и телесно, крестоходцы продолжили свой путь. К концу дня многие чувствовали сильное утомление. Как трудно современному горожанину перенести тяготы крестного хода. Какой соблазнительной кажется мысль: а не проще ли купить билет на автобус до Задонска? Час езды – и ты у мощей Святителя. Тем не менее, многие избирают преодолеть свои немощи с Божией помощью, утрудить себя ради прославления памяти святого, ради покаяния, ради той духовной радости, которую испытывают крестоходцы, отправляясь в путь и входя в святую обитель.

Раб Божий Георгий отправился в крестный ход первый раз в жизни:
«Должен признаться, что и меня посещала мысль приехать к праздничной службе на автобусе, но я все же решил присоединиться к крестному ходу. Наверное, время пришло! С возрастом приходит понимание важности участия в этом богоугодном деле, о чем раньше я даже не задумывался.

Но когда решение идти было принято, какие только мысли в голову не полезли! Дескать, ты больной и старый, сидел бы дома, оно так спокойней будет – и тебе, и твоим домашним, которые с самого начала эту задумку не одобряли. Только я стоял на своем: все равно пойду!

В первый день дорога до храма в Ленино выдалась очень тяжелой – сердце шалило, ноги болели, суставы ныли. Но после того, как батюшка Владимир в храме Пресвятой Богородицы села Ленино окропил нас святой водой, а на следующее утро мы причастились Святых Христовых Таин, силы, по Божьей милости, вернулись, и до Крутых Хуторов мне было идти уже намного легче. Теперь я уже уверен, что дойду до Задонска, и это будет не последний мой крестный ход.

Господь помогает: вчера, после прихода в Крутые Хутора, напился ледяной воды, и горло запершило – в городской жизни меня часто донимают ОРЗ. Но после соборования и ночевки возле алтаря все прошло, как ничего и не было. Такова сила благодати Божьей. Слава Богу за всё!»

Кто ходил в крестный ход, тот поймет Георгия. Схиархимандрит Виталий (Сидоренко) говорил: «Сила благодати Божией сегодня та же, что и во времена апостольские, всё дело – в нас самих».


Каждый паломник знает, как ощутима в крестном ходу Божественная благодать «всегда немощная врачующая и оскудевающая восполняющая», он испытал ее действие на себе. Иначе как объяснить, что человек, имеющий первую группу инвалидности, – а таких среди паломников было несколько! – который в городской жизни с трудом доходит до аптеки, в крестном ходу преодолевает несколько десятков километров, а то и весь путь до Задонска!? «Всё могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп 4:13).


Многие крестоходцы идут, не страшась трудностей, с маленькими детьми, даже полуторагодовалыми, которые большую часть пути проделывают в колясках.

Раба Божия Татьяна, мать Федора и Вячеслава:
«Федору, моему младшему сыночку, всего полтора годика, но ему не привыкать к паломнической жизни: я с ним в крестный ход еще в позапрошлом году ходила, когда была им беременна. Вы не смотрите, что он маленький – у него уже солидный крестоходный опыт имеется! – улыбается Татьяна. – Трудно ли с маленьким ребенком в таком долгом пути? Да он мне никаких проблем не доставляет – он, скорее, меня поддерживает и укрепляет. Да и Вячеслав, средний мой сыночек, помогает.


Меня отговаривали брать его с собой, говорили, что мал еще. Но я сразу решила, что без Федора не пойду – был какой-то внутренний призыв. Да и печальный опыт тоже имелся: однажды я старшего своего решила оставить дома, и он, аккурат в день памяти святителя Тихона Задонского, 26 августа, руку сломал. Без детей нельзя! А трудности, что трудности? Господь управит и поможет! Федя мой ни одну иконочку не пропустит – к каждой обязательно старается приложиться, умеет креститься, и скоро, надеюсь, первые молитвы освоит. Слава Богу за все! Правда, бывает, что ест плохо, но это дело поправимое. Идем с Божьей помощью, Господь дает благодать. Я уверена, что крестный ход – дело семейное, надо всей семьей идти, с детства благодать получать, приобщаться к святому делу».

И если Татьяне не удалось собрать всю семью, поскольку ее супруг и старший сын не смогли отпроситься с работы, то липецкая семья Хариных идет в полном составе – впятером.


Роман Николаевич Харин, супруга Ксения, Елена, Илья и Лазарь Харины: «В таком составе, с тремя детьми, мы идем первый раз. Воцерковляться мы начали несколько лет назад. Житейские проблемы и скорби в Церковь привели. У каждого человека, наверное, возникает непростая жизненная ситуация, когда он задумывается – где получить помощь и поддержку? На кого опереться? И счастливы те люди, которые в таких ситуациях обращаются к Богу – от Него они получают утешение и благодать.

Вот и у меня, к счастью, когда попал в жизненный переплет, родилась мысль, что надо побывать в храме. Хорошо помню тот день, когда впервые приехал в Задонский монастырь и вошел во Владимирский собор. До того момента меня не оставляли сомнения, одолевал внутренний ропот: зачем я вообще туда собрался? Чем мне там помогут? И кому я там нужен? И даже близкая дорога показалось очень долгой и скучной.

Но, переступив порог храма, я был просто покорен его благостной атмосферой. Почувствовал, что погружаюсь в молитвенное пение церковного хора. После этого я стал другим человеком. Вместе со мной стала воцерковляться моя супруга: по совету священника мы сразу же повенчались, и вот теперь ходим в крестный ход всей семьей. Бывает, конечно, трудно, дети иной раз устают, начинают капризничать, но вера и молитва решают все проблемы. По молитвам Тихона Задонского идем, радуемся и не тужим!»


Иерей Сергий Буряков, настоятель храма преподобного Сергия Радонежского села Большая Поляна Тербунского района, впервые пошел в крестный ход будучи еще семинаристом Воронежской духовной семинарии. Не изменяет он этой традиции и сегодня. Среди паломников его ласково называют – наш крестоходный батюшка.

«Ничего удивительного в том, что люди берут с собой таких малышей, нет. – считает отец Сергий. – Люди идут с верой, с молитвой, и Господь помогает. Нередко случается, что у людей во время крестного хода, по милости Божьей, отступают болезни, и эти четыре дня пути только прибавляют им сил и здоровья. Во время соборной молитвы каждый из крестоходцев погружается в благодать Божию. Чтобы это понять, надо самому хотя бы раз пройти с крестным ходом.

Обратите внимание, какие радостные лица у крестоходцев! И это несмотря на усталость, мозоли и больные суставы. Крестный ход – это преддверие рая на земле. Участие в нем дает силу бороться со своими страстями, поэтому я и сам хожу и другим советую».


Следующей остановкой крестного хода стал Благовещенский храм в Крутых Хуторах , где крестоходцев ждал традиционно теплый прием. Прихожане храма во главе с настоятелем протоиреем Михаилом Чепелевым вышли встречать богомольцев за несколько километров от села.


После водосвятного молебна отец Михаил совершил для паломников Таинство Соборования. Учитывая, что многие из них после двадцати пяти километров дневного пути были не в состоянии долго стоять, батюшка благословил поставить во дворе храма скамьи.


После соборования у священнослужителя завязался оживленный разговор с паствой, который затянулся почти до полуночи.


«Люди делятся на две категории – отметил батюшка. – Одни хотят преуспеть духовно, а другие – материально. В крестный ход идут ради Христа, ради своего спасения. Крестный ход – это живая проповедь, живое покаяние. Только не думайте, что это ваша заслуга, что вы идете с крестным ходом и дошли уже до Крутых Хуторов. Господь сказал: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам». (Ин 14:17). Поэтому вы должны благодарить Бога, что Он сподобил вас такой милости и ни в коем случае не думать, что раз мы такой подвиг совершили, то можем теперь всех учить, как спасаться. Спасение надо начинать с самого себя. Пока окружающие не увидят в нас свет Христов, они не станут нас слушать. А когда люди увидят в вас добрые плоды веры Христовой, то захотят быть, как вы, православными не на слове только, но и на деле.

Помните, что православные не должны гоняться за внешними знаками отличия, потому что Бог смотрит на качество души твоей – сколько в тебе добра, смирения, кротости.

Радует, что паломников в крестном ходу все прибавляется. Это первый год, когда в нашем храме не хватает всем места, чтобы переночевать, а раньше-то умещались. Слава Богу! Русский народ становится на путь покаяния, а то ведь на наших глазах начинает исполняться известное пророчество Антония Великого: «Будет время, когда скажут: ты безумствуешь, потому что не хочешь принимать участие в нашем общем безумии. Но мы заставим тебя быть как все» (ср.: 2 Тим. 4:3,4).

Любым поступком человек приближается или к Богу, или к противнику диаволу – посредине он быть не может. А сегодняшняя жизнь такова, что у многих людей сломлено сопротивление разума, стыда и совести, разбужены животные инстинкты, приводящие к деградации личности, разрушению семейных основ отцовства, материнства, ответственности родителей за спасение души своих детей. Размывается высокое понятие культуры, которая становится все более безнравственной: в нее проникает не только растление – массовая культура пытается заигрывать уже с нечистой силой, воспевая «права» богатых и сильных, призывая к обогащению любой ценой. Это духовное повреждение незаметно проникает в детские головы через компьютерные игры, современные мультфильмы, в которых грех провозглашается не только нормой, но целью жизни, к которой следует стремиться. А если общественность попытаемся этому противостать, то слышит в ответ: «Не нарушайте наши права!».

Хорошо, что правительство нашего государства осознает всю опасность этого тлетворного веяния – продолжил отец Михаил. – Вы слышали выступление нашего первого лица на Валдайском клубе? Так вот Владимир Владимирович Путин предельно доходчиво объяснил, почему так неприязненно относится к так называемым ценностям западной цивилизации. Процитирую нашего Президента: «Мы видим, как многие евроатлантические страны фактически пошли по пути отказа от своих корней, в том числе и от христианских ценностей, составляющих основу западной цивилизации. Отрицаются нравственные начала и любая традиционная идентичность – национальная, культурная, религиозная или даже правовая. Проводится политика, ставящая на один уровень многодетную семью и однополое партнерство, веру в Бога и веру в Сатану». Так что, мои дорогие, мы не с Америкой и Обамой конфликтуем – идет война между Богом и дьяволом. И если своими поступками мы не становимся ближе к Богу, то мы неизбежно приближаемся врагу рода человеческого.

Есть еще такое страшное состояние, как духовная прелесть. Например, человек начинает гордиться собой: я и в крестном ходе был, и причащался, и в святых источниках купался, в Дивеево ездил, у меня дома свечи из Иерусалима лежат, и успокаивает свою совесть – я хороший, мне уже прямая дорога в Царство Небесное! Но надо понимать, что все внешние подвиги – не самоцель, а средство к стяжанию благодати Духа Святого, которое невозможно без смирения. «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать», – сказано в Писании (1 Пет 5:5).

Надо стремиться, братья и сестры, чтобы наше христианское благочестие не было показное. Ведь Господь говорит: «Даждь Ми, сыне, твое сердце» (Прит. 23, 26). Богу важны не внешние наши дела, а то, с каким сердцем они сделаны – со смиренным, или горделивым; приобрели мы нашими делами благодать Святого Духа, или погордившись ими, потеряли ее.

Братья и сестры, вы взяли на себя большой подвиг, решив пройти крестным ходом, постарайтесь же совершить его со смирением, чтобы этот труд стал для вас деланием покаяния, а не поводом к тщеславию.

Дай Бог, чтобы Липецк духовно встрепенулся, одумался и стал жить другими целями, чтобы в нем было больше крестоходцев», – пожелал батюшка в завершение беседы.


Утром 23 августа отец Михаил с прихожанами проводил крестоходцев до поклонного креста на трассе Липецк - Воронеж и пригласил желающих принять участие в приходском крестном ходе 27 сентября , в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.


У поклонного креста на повороте к селу Васильевка к крестному ходу присоединился настоятель Рождество-Богородицкого храма села иерей Михаил Новосельцев. «Крестный ход - это особое покаянное моление к Господу Иисусу Христу, – отметил отец Михаил. – Крестные ходы известны еще со времен Ветхого Завета, когда евреи семь раз обошли с Ковчегом Завета стены Иерихона, которые пали от гласа священных труб и молитвенного пения еврейского народа.

В Византии, начиная с IV века, стали проводить покаянные крестные ходы при стихийных бедствиях: землетрясениях, наводнениях и засухах, в которых люди видели наказание Божие за их грехи.

Но особенно крестные ходы полюбились русскому народу. Радует, что в современной России с большим размахом возрождается эта благочестивая традиция. Например, в Великорецком крестном ходу, в честь явления иконы святителя Николая Чудотворца, в этом году шло почти сто тысяч человек.

Известно, что у многих людей, принявших участие в крестном ходе, по милости Божией решаются самые разные жизненные проблемы, но главное даже не в этом, в том, что человек обретает духовную силу на борьбу с грехом.

Люди идут с верою: молятся о помиловании себя, страны, своих близких. И Господь отзывается, поскольку человек в крестном ходе несет хоть и маленький, но подвиг. И каждый крестоходец чувствует, что Господь становится к нему ближе. От сознания этого человек становится усерднее в молитве и добрых делах.

Слава Богу, что Он призвал и объединил нас! Ведь без помощи Божией человек не может сделать ничего доброго и душеспасительного: «без Меня не можете делать ничего», – говорится в Писании (Ин 15:5)».


С отцом Михаилом согласен кардиохирург из Воронежа Николай Алешин. «Я хожу в крестные ходы, наверное, лет десять. Я коренной липчанин и на праздник святителя Тихона хожу с липецким крестным ходом вместе с моими друзьями, с которыми в свое время алтарничал в Христо-Рождественском соборе.

Крестный ход дает редкую по нынешним временам возможность обратиться к своей душе и стать поближе к Богу. Для меня, оперирующего кардиохирурга, это особенно важно, поскольку я специализируюсь на операциях тромбэктомии – удалении тромбов, операциях сложных, успех которых во многом в руках Божьих. Я без молитвы за скальпель не берусь!

Крестные ходы очень укрепляют меня не только как верующего человека, но и как хирурга. После них чувствую приток сил, все ладится, операции проходят без осложнений.

Еще я обратил внимание, что верующие люди значительно реже попадают на операционный стол, а если и попадают, то послеоперационный период у них протекают более гладко. Ведь у каждого заболевания телесного есть своя духовная подоплека! И это совсем не выдумка, и не пафосные слова – могу конкретными примерами подтвердить, что это именно так и происходит. Поэтому я не удивляюсь тому, что после крестного хода многие люди, имеющие серьезные проблемы со здоровьем, чувствуют себя намного лучше.«Невозможное человеку возможно Богу» (Лк 18:27)».

Раба Божия Надежда, послушница Богородице-Тихоновского (Тюнина) монастыря подтверждает слова медика: «За последние семь лет я ни одного крестного хода не пропустила. Но один Господь только знает, сколько у меня проблем со здоровьем. Когда я работала на производстве, то получила сильный удар током и сейчас нахожусь на инвалидности. Долго не могла решиться пойти в крестный ход – мне казалось, что не осилю этот путь. Но однажды все-таки собралась и по молитвам святителя Тихона дошла до самого Задонска.

Удивительное дело! Лет становится больше, но сил только прибавляется – Господь поддерживает немощных. Сейчас я послушница в Тюнинском монастыре и занимаюсь тяжелой физической работой - озеленением обители. Однажды я задумалась: для чего Господь сберег меня, для чего дал вторую жизнь и силы ходить в крестный ход? И пришла к выводу, что для покаяния».


Вечером 23 августа крестный ход пришел в село Архангельские Борки, куда не заходил уже два года. В селе крестоходцев встречали прихожане храма великомученика Димитрия Солунского во главе с настоятелем протоиереем Игорем Мосоловым: «Братья и сестры, вы своей молитвой освящаете нашу землю, – обратился к богомольцам отец Игорь. – Мы все очень рады, что крестный ход после двухлетнего перерыва снова пришел в наше село, в наш храм. Для нас это большой праздник! Нам крестный ход особенно важен его благодатной силой соборной молитвы – село у нас маленькое, бедное; храм большой, а верующих, регулярно посещающих его, не так уж и много. Возблагодарим же Господа за то, что Он снова привел крестный ход в наше село и дал вам сил, чтобы совершить это благое дело».

А крестоходцы, в свою очередь порадовались, как заметно похорошел за эти два года местный храм.

Сын настоятеля храма Илья Мосолов, студент медицинской академии, поделился своими планами: «Меня с малых лет воспитывали в православной вере, и я, естественно, собирался поступать в семинарию. Но после окончания школы, вдохновившись житием святителя Луки, архиепископа Симферопольского, в миру профессора медицины Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого, решил поступить в медицинскую академию.


На практике в Липецкой областной клинической больнице я выбрал специализацию по гнойной хирургии – разделу медицины, в котором профессор Войно-Ясенецкий прославился своими трудами. После окончания медицинской академии планирую работать хирургом, а далее, если Господу будет угодно, поступлю в духовную семинарию».

В Архангельских Борках к крестному ходу присоединилась большая группа паломников, так что места для ночлега в храме многим не хватило, и они переночевали на травке около храма, постелив на нее туристские коврики.


От Архангельских Борок до Задонска паломникам пришлось идти в быстром темпе, почти без привалов, чтобы не опоздать на встречу с крестными ходами из Воронежа и Ельца.


В самом Задонске царила праздничная атмосфера. Радостным трезвоном колоколов встречал паломников Рождество-Богородицкий мужской монастырь – так же, как и в середине XIX века. По мере приближения к обители в памяти оживали картины всенародного торжества из воспоминаний священника Александра Кременецкого о крестном ходе с мощами святителя Тихона 13 августа 1861 года в честь прославления угодника Божия в лике святых: «Крестный ход останавливался для служения литий на всех четырех сторонах монастыря. Он тянулся на протяжении не менее версты и представлял потрясающее зрелище! Все монастырские здания и ограда вокруг монастыря, высокая четырехъярусная монастырская колокольня - все было наполнено, унизано народом, в монастырском саду народ висел на деревьях, держась за сучья, в городе во многих домах были разобраны черепичные крыши и усыпаны народом.


Путь, по которому несли святые мощи, был устлан грудами жертвованных вещей, затруднявших даже крестный ход. Жертвы сыпались как дождь: бросали под раку угодника деньги, куски полотна, полотенца, шарфы, елецкие кружева; снимали с себя и бросали пояса, жилеты, шапки, шляпы и проч. Один крестьянин, не имея ничего, снял с себя кафтан и бросил на дорогу, по которой следовал угодник Божий».

Известно, что после крестного хода было собрано только холста 50 тысяч аршин, денег - около 600 рублей. По повелению главенствовавшего на торжествах митрополита Исидора пожертвованные вещи были розданы бедным. «Пусть святитель Тихон оденет ими нищих», - ответствовал митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский на вопрос, что делать с собранными вещами».

По официальной статистке в тот день в Задонске собралось триста тысяч человек, при этом карет, не считая крестьянских телег, было более пяти тысяч.

С тех пор прошло более 150 лет, но не прекращается поток богомольцев к святителю Тихону Задонскому, печальнику о простом народе, канонизированному в лике святых в год отмены крепостного права.

24 августа 2016 года крестный ход, обойдя вокруг Рождество-Богородицкого монастыря, вошел в обитель через северные ворота. На паперти Владимирского собора крестоходцев из Воронежа, Липецка и Ельца встретил священноархимандрит обители, Высокопреосвященный митрополит Липецкий и Задонский Никон. Здесь же, под открытым небом, были установлены иконы и совершен торжественный молебен епископам Воронежским, всея России чудотворцам – святителям Митрофану, Тихону и Антонию.


После молебна паломников радушно накормили монастырской трапезой и разместили в гостиницах и храмах обители.

…Впереди богомольцев ждала радость праздничного богослужения в день памяти святителя Тихона, епископа Воронежского, Задонского чудотворца – то духовное ликование, ради которого они, оставив земные попечения, четыре благословенных дня подвизались в трудах и молитве Иисусовой, преодолев пешком более восьмидесяти километров пути, но главное, преодолев немощь человеческую силой Божией.


Одним из внешних проявлений религиозности у православного человека являются крестные ходы. Пасха Христова, храмовый праздник, день памяти чтимого святого или чудотворного образа — всегда сопровождаются крестным ходом, этим торжествующим шествием христиан. Если вдруг случается нашествие врагов, эпидемия, пожар — народ несет по улицам образ чтимого святого.

Каково происхождение крестных ходов, в честь кого и когда они проводились?

Крестным ходом называется торжественное шествие священнослужителей и верующих мирян с иконами, хоругвями и другими святынями. Существуют также чрезвычайные Крестные ходы, устанавливаемые Церковью по особо важным случаям.

Крестные ходы получили свое начало из Ветхого Завета. Древние праведники часто совершали торжественные и всенародные шествия с пением, трубоглашением и ликованием. Повествования об этом изложены в священных книгах Ветхого Завета: Исход, Числа, книги Царств, Псалтирь и других.

В новозаветной истории установителем Крестных ходов был Сам Господь наш Иисус Христос. Вход Господень в Иерусалим – образец Крестного хода, данный самим Господом, Который торжественно вошел в город на крестные страдания в сопровождении народа и при всеобщих восклицаниях: «Осанна Сыну Давидову».

В IV-ом веке в Византии. Святитель Иоанн Златоуст устраивал против ариан ночные шествия по улицам Константинополя. Для этого были сделаны серебряные кресты на древках, которые торжественно носились по городу вместе со святыми иконами. Люди шли с зажженными свечами. Так возникли наши церковные крестные ходы. Позже в борьбе с ересью Нестория, специальные крестные ходы устраивал святитель Кирилл Александрийский, видя колебания императора.

Позже в Константинополе для избавления от массовых болезней выносили из храмов Животворящее Древо Честнаго Креста и носили по улицам города. Так установился праздник, получивший название Происхождение (изнесение, исхождение) честных древ креста Господня (1/14 августа). Затем утвердилась традиция проводить Крестные ходы вокруг храмов в Великие и престольные праздники, к источникам, на освящение воды в праздник Богоявления (Крещение). Обязательный Крестный ход и самый радостный проходит в праздник праздников – Пасху.

С течением веков крестные ходы стали совершаться не только на праздник Светлого Христова Воскресения. После прекращения эпохи гонений на христиан крестные ходы становятся повсеместными. Они настолько прочно вошли в чинопоследования православного богослужения, что сейчас любое значимое церковное торжество без них просто немыслимо.

Свое название «крестный» эти шествия получили от несомого впереди креста. Иисус Христос, идя на страдания, нес на плечах крест. Поэтому и мы несем впереди хода распятие. Крест, икона Божьей Матери, свечи, церковные знамена-хоругви, иконы, мощи — вот неизменные святыни этих процессий. Это символы единения с Церковью небесной.

На Руси всегда любили Крестные ходы, ценили их очистительную и молитвенную силу. Народная вера в скоропоспешение в помощи небесных заступников, чествуемых во время Крестного хода, была безгранична. История Святой Руси буквально с первых дней своего рождения связана с Крестным ходом.

Представляют интерес правила поведения во время крестного хода, составленные митр. Филаретом по поводу конкретного шествия из Голутвина монастыря в Коломну в память о прекращении холеры, но носящие общий характер.

«Духовенство должно напомнить благовремение себе и прочим, - говорилось в этих правилах, - что, дабы сие благое начинание принесло благий плод, для сего надобно, чтобы дело Божие совершаемо было с глубоким и непрерывным благоговейным вниманием. Когда вступаешь в крестный ход, помышляй, что идешь под предводительством святых, иконы которых в нем шествуют, приближаясь к Самому Господу, поколику немощи нашей возможно. Святыня земная знаменует и призывает святыню небесную; присутствие креста Господня и святых икон и кропление освященною водою очищает воздух и землю от наших греховных нечистот, удаляет темные силы и приближает светлые. Пользуйся сею помощью для твоей веры и молитвы и не делай ее бесполезною для тебя твоим нерадением. Слыша церковное пение в крестном ходе, соединяй с ним твою молитву; а если по отдалению не слышишь, призывай к себе Господа, Божию Матерь и святых Его известным тебе образом молитвы. Не входи в разговоры с сопутствующими; а начинающему разговор отвечай безмолвным поклоном или кратким только необходимым словом. Духовенство должно быть примером порядка и благоговения, а мирские не должны тесниться между духовенством и расстраивать порядок . Не беда, если отстанешь телом: не отставай от святыни духом».

Крестные ходы наиболее ярко показывают народный характер православия на Руси, способствуют укреплению веры и духа, единению славянских народов. Во время шествий Храмом становится природа, небо, а человек — это свеча, пламенеющая к Богу. Все, что встречается по пути шествия — здания, земля, люди, — освящается непрерывной молитвой и получает благословение от высшего духовного лица. Велика помощь и значение Крестного хода. Многие отцы Церкви подчеркивают их важность и великую духовную силу.

Порядок крестного хода

Впереди крестного хода несут фонарь, за ним запрестольный крест, запрестольный образ Божией Матери, далее идут двумя рядами, попарно, хоругвеносцы, певцы, свещеносцы со свечами, диаконы со своими свечами и кадильницами и за ними священники. В последней паре священников идущий справа несет Евангелие, а идущий слева — икону Воскресения.

Каждый участник крестного хода должен помнить, что:

  • Крестный ход не увеселительная прогулка, а тяжелый физический и еще больший духовный труд;
  • Обязан беспрекословно слушаться священника и руководителя крестного хода;
  • Нужно всегда быть духовно внимательным, не вести мирские разговоры, а молиться;
  • Желательно молиться Иисусовой молитвой;
  • Разночинное чтение в голос акафистов и молитвенных канонов нарушает покой рядом идущих, потому тем, кто любит чтение оных, лучше читать их про себя;
  • Стараться думать не о своем удобстве, а об удобстве окружающих, не раздражаться на братьев по ходу;
  • Во время привалов не оставлять мусор: бутылки, упаковки, бумаги и пр.
  • В местах ночевки не обременять хозяев лишними просьбами, думать, что и в следующем году здесь кого-то должны принять;
  • Заранее написать записки о здравии и упокоении для панихид и молебнов;
  • Взять в ход почитаемую икону, приспособив ее для удобного ношения на длительное расстояние;
  • Взять необходимую медицинскую аптечку: лейкопластырь, бинт, йод, вату, таблетки. (Например: цитрамон, фталазол, и пр.);
  • Обязательно иметь головной убор защищающий от солнца, и теплую легкую кофту или ветровку на вечер;
  • Купить туристический коврик в спорттоварах. Очень удобен и практичен на привалах и ночлегах.
  • Иметь с собой две маленькие пластиковые бутылки для воды;
  • Не брать того, без чего можно несколько дней обойтись;
  • Взять комплект сменного и чистого белья для службы в церквях;
  • Обувь должна быть легкой, если кроссовки, то кожаные, чтобы нога дышала. Обувь должна быть не новой, привычной для ноги;
  • Еды брать немного и легкоусвояемую: орехи, сухофрукты;
  • Обязательно ложку и кружку; спички, складной нож;
  • Предметы личной гигиены;
  • Две смены нательного белья и носков (включая теплые);
  • Взять легкий плащ на случай дождя или кусок легкой клеенки, достаточной, чтобы укрыться;

Все вещи должны поместиться в рюкзак или небольшую сумку через плечо.

В руках ничего не нести!

Мужчины должны быть готовы подменять несущих икону или хоругви, а также оказывать помощь немощным.



Религиозные традиции медленно, но верно возвращаются в нашу жизнь. На Пасху даже маловерующие люди с удовольствием красят яйца, покупают, пекут куличи, готовят паску. Кажется, что в этот день произойдёт чудо, люди станут добрее, радостнее, роднее, общительнее. Истинно верующие православные люди уже в Чистый четверг всё вымыли, приготовили и собираются пройти «путь души» - Крестный ход. Итак, как осуществляется Крестный ход на Пасху 2020, когда будет, разновидности, процесс и много интересного – далее в статье.

Интересно!
Одними из первых прошли прообраз Крестного хода евреи. Они совершили длительное путешествие от Египта до Земли обетованной. Как приготовить на Пасху
.
  • Что такое Крестный ход?
  • Хоругви
  • Разновидности Крестного хода
  • Регулярные бывают
  • Пасхальный Крестный ход

Что такое Крестный ход?

Шествие с выносными и запрестольными крестами дало название ходу. Оно отличается особой торжественностью. Священнослужители вместе с паствой, с церковными знамёнами, иконами и святынями совершают процессию вокруг храма, от одной к другой церкви или к какому-либо святому месту. В Крещение процессия идёт от церкви к «иордани» - особой проруби. Её вырубают для праздничного освещения воды в виде креста.

Интересно!
В прообразах Крестного хода участвовали цари Соломон и Давид, так что ход имеет многовековую историю.

легко заметить издалека даже в ночное время. Ведь впереди процессии несут зажжённый фонарь, который символизирует Божественный свет и разрывает на пути шествия тьму греховности.
Обязательно участвуют хоругвеносцы, несущие церковное знамя, и свеченосцы с большими церковными подсвечниками и зажжёнными в них свечами. Священники в руках держат иконы и кресты, а диаконы - свечи и кадила. Завершают главную часть процессии священнослужители с Евангелием. Далее идёт хор, который на всём пути исполняют песнопения и миряне.

Хоругви

Обязательным атрибутом, кроме зажжённого фонаря, являются хоругви, которые всё остальное время находятся в храме около алтаря. Хоругвь - священное церковное знамя, на котором изображён образ Спасителя, Богородицы, святых угодников или событий из священной истории. С помощью хоругви православные люди возводят телесные очи к святым образам. А духовными восходят к Прообразам и обретают духовное, телесное исцеление от греховных соблазнов и дум.





Интересно!
Хоругвеносцами - носителями церковных знамён обычно выступают мужчины.

Разновидности Крестного хода

Некоторые шествия проходят регулярно, другие проводят в исключительных случаях, испрашивая разрешение у епархиального начальства. Такой ход получил название «чрезвычайного». Поводом к его проведению могут послужить особые события в жизни целой страны или церкви - война, голод, природные аномалии - засуха, наводнение; перенос иконы или мощей из одной церкви в другую.
Интересно! Чрезвычайный крестный ход проходил вокруг блокадного Ленинграда. Его обносили Казанской иконой Божией Матери.

Регулярные бывают

обыкновенные - это шествия, которые проходят обязательно в некоторые церковные значимые праздники - Богоявление, Крещение, в Яблочный Спас. Крестный ход на Пасху 2020 относят к разряду обыкновенных;
поместные - проводят в отдельных приходах, в честь местных святых угодников и великих событий церковного значения.
Интересно! У каждой церкви есть свои хоругви. По длительности крестные ходы делят на краткие (например, пасхальные) или долгие - от двух дней до нескольких месяцев.


Интересно!
К 2000 – летию Рождества Христова через всю Россию прошёл крестный ход, длившийся много месяцев.

Для шествия не бывает преград, ничего ему не может помешать. Душевный порыв каждого человека объединяется в единую народную веру, которой под силу сломить все барьеры на пути. Поэтому процессия может проходить по суше, по воде, под водой и в воздухе. Какие можно провести .

Интересно!
Самый первый морской крестный ход прошёл по Чёрному морю, в честь причисления талантливейшего флотоводца Ф. Ф. Ушакова к лику святых.

Неправильно думать, что Крестный ход всегда праздничный и радостный. Крестный ход с плащаницей, который проводят в Страстную неделю - это страдание, скорбь и плач. Совершая его, вспоминают погребение Христа.

Пасхальный Крестный ход

Его антиподом является Пасхальный крестный ход. Шествие вспоминает встречу жён-мироносиц с Воскресшим Иисусом Христом. Светлое Воскресение Христово отличается особой торжественностью. В храме все тёмные одежды сменяются светлыми. Верующие люди приходят в храм к праздничной вечерней службе, которая начинается в Великую субботу и продолжается после полуночи. Крестный ход является её неотъемлемой частью и проходит до полуночи.

Интересно!
Процессия вокруг Русской православной церкви движется против часовой стрелки, старообрядцев - по часовой стрелке, по движению солнца.





Священник читает молитвы и вместе с верующими зажигает свечи. Хор начинает тихо петь песнь, которая постепенно набирает силу и сливается с пасхальным трезвоном - в воспоминание святых жён-мироносиц, встретивших Воскресшего Господа. Именно в этот момент начинается шествие, священник с паствой три раза обходят церковь под ликующий трезвон. В руках у священнослужителя находится икона Воскресения.

Важно!
Если в храме один священнослужитель, то Евангелие и икону несут простые жители, тем самым становясь прямыми участниками таинства.

Шествие Крестного хода на Пасху 2020 завершается перед закрытыми западными дверями церкви,
колокола замолкают. Настоятель, стоя лицом к Востоку, трижды крестообразно знаменует кадилом запертые ворота. После того как духовенство трижды пропоет тропарь (краткую песнопеснь, в котором раскрывается сущность праздника или прославляются святые) - «Христос Воскресе», двери храма открываются и все, радуясь и ликую, входят в него. Это действо символизирует вход жён-мироносиц в Иерусалим с радостной вестью о Воскресении Спасителя.

Важно!
На Пасху православные люди приветствуют друг друга словами «Христос воскресе!», на что необходимо ответить «Воистину воскресе!»

Всю пасхальную неделю двери во всех храмах и церквях держат открытыми, в это время небо, как никогда близко от нас.

Интересно!
Католики в отличие от православных верующих совершают шествие после богослужения.


Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: